Исследовательская работа по русскому языку на тему: «Справедливо ли утверждение Льва Успенского: «Имя существительное - хлеб языка»? Имя существительное – «хлеб» русского языка.

Пуртова Анастасия, Сидорова Алина

Работа представляет собой исследование на основе лингвистического анализа текста. Через анализ морфологических средств романа (в частности, имени существительного) авторы приходят к идейно-тематическому пониманию романа и определению его жанра, а также делают выводы о о роли имени существительного в речи. Работа была представлена на районной научно-исследовательской конференции "Юность Пинежья". По её результатам внесены некоторые дополнения и изменения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МЕЖДУРЕЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПИНЕЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«Имя существительное – хлеб языка»

(О роли имени существительного в речи на основе анализа текста

романа А. С. Пушкина «Дубровский»)

исследовательская работа

Таким образом, убеждаемся, что имя существительное - наиболее употребительная часть речи как в речи в целом, так и в романе А.С. Пушкина.

Глава 2

Почему же имя существительное так часто употребляется в языке? Так ли оно значимо для передачи информации и для понимания содержания речи?

Проведём эксперимент. Выпустим все имена существительные из уже известного нам фрагмента текста. Вот что получится: В одном из … его … жили шестнадцать …, занимаясь …, свойственными их …. … во … были загорожены деревянною …; … запирались …, от коих … хранились у... Молодые … в положенные … сходились в … и прогуливались под … двух …. От … до … … выдавал некоторых из них замуж, и новые поступали на их …, С … и … обходился он строго и своенравно; несмотря на то, они были ему преданы; они тщеславились … и … своего … и в свою … позволяли себе многое в … к их …, надеясь на его сильное … Текст не только сократился на треть, но и потерял всякий смысл. Что хотел сказать автор, какую информацию должен был получить читатель, стало совершенно непонятно.

Для чистоты эксперимента, выпустим и з этого же отрывка глаголы и глагольные формы.

В одном из флигелей его дома … шестнадцать горничных, … рукоделиями, свойственными их полу. Окна во флигеле … деревянною решеткою; двери … замками, от коих ключи … у Кирила Петровича. Молодые затворницы в положенные часы … в сад и … под надзором двух старух. От времени до времени Кирила Петрович … некоторых из них замуж, и новые … на их место. С крестьянами и дворовыми … он строго и своенравно; несмотря на то, они … ему …; они … богатством и славою своего господина и в свою очередь … себе многое в отношении к их соседям, … на его сильное покровительство.

Как видим, текст утратил свою ясность, но смысл легко можно восстановить.

Следовательно, без имени существительного невозможно построить текст, передать мысли, чувства, переживания, какую-то информацию.

Глава 3

Но чтобы более глубоко исследовать роль имени существительного в раскрытии идейно-тематического содержания романа, необходимо проанализировать существительные с точки зрения лингвистики. Остановимся на семантике имён существительных, использованных А. С. Пушкиным в романе.

В ходе исследования мы выявили несколько основных семантических групп (объединение слов одной части речи с общим основным компонентом значения):

  • интерьер барского дома, усадьбы;
  • социальные группы, названия людей по роду занятий;
  • существительные, содержащие характеристику человека;
  • взаимоотношения помещиков и их крепостных;
  • любовь, нежные чувства;
  • барство, образ жизни помещиков;
  • природа;
  • собственные существительные (Приложение 3).

Итак, группы имён существительных, содержащихся в романе «Дубровский», помогают нам определить идейно-тематическое содержание романа. Перед нами предстаёт быт и нравы поместного дворянства начала XIX века, раскрываются взаимоотношения между помещиками, имеющими разный достаток и положение в обществе, «барство дикое» и бесправное положение крепостных, в то же время покорность, преданность и верность крестьян своим господам, подлость, низкопоклонство, чинопочитание чиновников, власть денег. На фоне всего этого возможны нежные чувства, как чувство любви, возникшее у Владимира Дубровского к Маше Троекуровой; теплые чувства отца к сыну и сына к отцу в семье Дубровских; любовь и почитание крепостных Дубровского к своим добрым хозяевам; братская любовь брата и сестры Троекуровых. Супружеская верность отличала хозяев имений: А.Г.Дубровский и К.П.Троекуров женились по любви, потеряв жен, оставались вдовцами, воспитывали своих детей. Кроме этого перед читателями предстаёт внутренний мир героев, их характеры, переживания, внутренняя борьба, в том числе через их отношение к природе.

В количественном отношении в романе преобладают существительные двух взаимосвязанных групп: «социальные группы, названия людей по роду занятий» и «взаимоотношения помещиков и их крепостных», - а также слова группы «существительные, содержащие характеристику человека», что позволяет нам сделать вывод о жанровой принадлежности романа – это исторический или социальный роман.

Глава 4

В данной работе невозможно проанализировать подробно значение и символику всех групп имён существительных, поэтому остановимся только на именах существительных собственных, встречающихся в романе, и определим их роль в раскрытии идейно-тематического содержания.

В современном русском языке существуют сотни тысяч нарицательных слов, обозначающих предметы и их свойства, явления природы и другие реалии нашей жизни. Кроме них существует и другой, особый мир слов, выполняющих функцию выделения, индивидуализации и представляющих собой разнообразные имена и названия.

Сегодня имена собственные изучают представители самых разнообразных наук (лингвисты, географы, историки, этнографы, психологи, литературоведы). Однако в первую очередь собственные имена пристально исследуются лингвистами, поскольку любое наименование вне зависимости от того, к какому объекту живой или неживой природы оно относится (к человеку, животному, звездам, улице, городу, селу, реке, ручью, книге или коммерческой фирме) - это слово, входящее в систему языка, образующееся по законам языка, живущее по определенным законам и употребляющееся в речи.

В науке о языке существует специальный раздел, целое направление лингвистических исследований, посвященное именам, названиям, наименованиям - ономастика.

Ономастика (от греч. onomastikуs - относящийся к наименованию, уnpan> - имя, название): раздел языкознания, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием в другие языки.

Рассмотрим некоторые имена собственные в романе «Дубровский» с точки зрения их значения и происхождения, чтобы понять, случайно ли они употреблены автором.

Имения чаще назывались по названию расположенных рядом рек, крестьянских деревень, иногда – от названий церквей, а те в свою очередь освещались чаще всего по именам наиболее почитаемых святых угодников или в честь двунадесятых праздников. Покровское – главное из имений К.П.Троекурова. Видимо, названо по церкви, а та – в честь праздника Покрова Богородицы. Кстати, Кирилла Петрович построил новую каменную церковь, и его заботами она была «ежегодно украшаема»

Кистенёвка (так называлась и одна из деревень, принадлежавших Пушкину, недалеко от Болдина, родового имения Пушкиных) – деревня А.Г. Дубровского, видимо, небогатая, т.к. писатель называет ее сельцом. Кистнь – старинное оружие в виде короткой палки с подвешенным на раме или цепочке металлическим шаром, тяжестью. Его использовали разбойники. В словаре Ожегова читаем пример: разбойник с кистенем. Недаром своих заглавных героев А.С.Пушкин поселил именно в Кистенёвке: ведь вскоре Владимир Дубровский станет разбойником.

В нашем понимании названия имений Покровское и Кистенёвка имеют и другое значение. Слово Покровское сродни слову покрывало , которое покрывает, прячет под собой жадность, грубость, барские шалости и даже преступления, совершаемые Троекуровым только потому, что он богат и знатен. Это «покрывало» накрыло, собрало всю злость, зависть, гнев, и сделалось таким ужасающим, что даже при одном только слове «Покровское» слышится торжествующая гордыня и безнаказанность.

В слове Кистенёвка можно выделить корень кисть , что рождает в воображении образ руки, протянутой за подаянием, или руки помощи. В то же время суффикс -к- в названии Кистенёвка показывает, какая она незначительная, маленькая и бедная по сравнению с Покровским, но и близкая, дорогая сердцу её хозяев и обитателей.

Таким образом, в названиях имений нашли отражение отношение автора к обитателям имений и характеристика образа жизни хозяев этих имений. Название Кистенёвка и у читателя вызывает более тёплые чувства и симпатию, чем Покровское, звучащее более благородно и возвышенно, но более холодно и бездушно.

Далее рассмотрим имена и фамилии героев романа «Дубровский». А.С. Пушкин очень вдумчиво подходил к выбору имен для своих героев. Значимость имен, литературных персонажей берет свое начало из фольклора. Чаще всего через имя и фамилию высвечивается суть основного конфликта.

В шести произведениях Пушкина имя главной героини – Мария («Капитанская дочка», «Метель», «Полтава», «Дубровский», «Бахчисарайский фонтан», «Выстрел»). Мария – с древнеегипетского – «Богом любимая», с древнееврейского – «горькая». Мария – дочь Кирилы Петровича Троекурова, любимая отцом, Дубровским, но судьба у неё горькая – жить со старым и нелюбимым мужем.

Кирилл (у Пушкина – одна буква “л”) с персидского – «солнце», с древнегреческого – «владыка», «господин». Троекуров могуч, как солнце: «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губернии». В то же время, он господин: «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени», да и фамилия у него говорящая: трижды порочный. Он “два раза в неделю страдал от обжорства, и каждый вечер бывал навеселе”. Но самый тяжкий его порок бездушие (поэтому и отчество его – Петрович, Петр – с древнегреческого – «скала», «камень»).

Его друг и противник Андрей (в переводе с греческого означает «мужественный», «храбрый») Гаврилович (Гавриил (др.-евр.) – «сильный муж», «муж Божий» или «крепость») проявляет «нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд.

Князь Верейский представлен автором без имени. Зато у крепостных есть имена. Поэтому читатель видит в Кистеневке много народу, почти каждый из дворовых имеет имя, какие-то черты характера (верная нянька Егоровна, повар Харитон, пастух Родя, старый кучер Антон, некогда водивший Владимира Дубровского по конюшне и смотревший за его маленькою лошадкою, кузнец Микита, Гриша, кузнец Архип, который запер на ключ подьячих, и они сгорели в барском доме), а из покровских мужиков мы узнаем только про псаря Парамошку и про садовника Степана (Приложение 3), а в Арбатове, имении Верейского, – совершенное безлюдье.

Однако Владимира Дубровского Пушкин чаще всего (а именно 88 раз) называет просто по фамилии. В этом, как нам кажется, проявляется симпатия автора к герою, кажется, что автор и его герой знакомы. Ведь молодые дворяне, учившиеся вместе с Пушкиным в Лицее, чаще всего обращались друг к другу по фамилии. Пушкин хочет и Дубровского ввести в круг своих друзей.

А вот Троекурова Пушкин 133 раза называет по имени - отчеству, подчёркивая тем самым расстояние между собой и Кирилой Петровичем. По имени – отчеству обращаются к человеку в официальной обстановке, если с человеком мало знакомы, а также, если не хотят этого человека допускать в круг своих друзей и доверять им свои секреты и тайны, не хотят допускать фамильярности в отношениях. Кроме того, обращение по имени-отчеству, как нам кажется, подчёркивает ещё и разницу в возрасте (между писателем и героем). Именно по этой причине Пушкин называет отца Владимира Андрей Гаврилович.

Из этого следует, что в романе не менее значимы и фамилии героев. Рассмотрим некоторые из них.

Пушкин неслучайно наградил богатого, деспотичного помещика в романе фамилией Троекуров: существовал знатный род Троекуровых. Но происходили Троекуровы, несомненно, из крестьян. Троекур - владелец трех куров, то есть петухов. Прозвище более чем странное. По всей видимости, человека прозвали так по какому-то необычайному, забавному случаю: остались ему в наследство три петуха и ни одной куры или всучили ему на базаре трех старых, больных петухов. Так и пристала к нему издевательская кличка Троекур, откуда и произошла фамилия. Быть может, слово «троекур» связано также с поговоркой - характеристикой ограниченного, необразованного человека: «Трем курам корму раздать обочтется» . Таким по своей сути и является помещик Кирила Петрович Троекуров.

Фамилия Дубровский происходит от распространенных географических названий Дуброва, Дубровка, Дуброво и т.п., которых в России, на Украине и в Белоруссии десятки. Все они связаны с местами, где растет (или когда-то рос) дуб. Дуб же в свою очередь символизирует мощь, выносливость, долголетие, благородство, а также славу, т.е. качества характерные для главного героя Владимира Дубровского.

Всё же достоинство князя Верейского состоит в том, что он владеет богатым поместьем с лесами, полями, лугами и вокруг него более активно развивается любовный сюжет романа: сватовство Верейского заставляет Машу обратиться за помощью к Дубровскому. Потому и фамилия его восходит к слову «верея», имеющему значение «опорная точка, пятка, ось вращательного движения».

По именам и фамилиям героев в романе можно сразу понять их черты характера, отношения к окружающим, социальное положение, можно судить об их поведении в различных ситуациях. А.С. Пушкин подобрал «говорящие» имена и фамилии для своих героев в романе «Дубровский».

Заключение

В ходе своего исследования мы пришли к следующим выводам:

  • Имя существительное - наиболее употребительная часть речи в романе А.С.Пушкина и в русском языке в целом.
  • Имя существительное значимо в построении текста, передаче мыслей, чувств, переживаний, какой-либо информации.
  • В понимании идейно-тематического содержания художественного произведения важную роль играют семантические группы имён существительных, использованные в нём, позволяющие также определить жанр романа, как исторический или социальный роман.
  • Большое значение для понимания идейно-тематического содержания произведения имеют имена существительные собственные. Они помогают раскрытию характеров, внутреннего мира героев, авторского отношения к героям и поднимаемым проблемам.

Результатом нашей работы мы считаем

  • Опыт лингвистического анализа текста.
  • Подготовку к ГИА по русскому языку в 9 классе (часть С - сочинение на лингвистическую тему)
  • Новое, более глубокое осознание идейно-тематического содержания романа А.С. Пушкина.

В дальнейшем мы планируем освоить другие стороны лингвистического анализа художественного произведения с позиций разных разделов языкознания.

Библиографический список

  1. http://fantlab.ru/work149435/lp
  2. http://www.onomastika.ru/terms/onomastika
  3. http://nm.tvinpix.ru/page.php?id=2114
  4. Энциклопедия символов /сост. В.М. Рошаль. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.
  5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского словаря: В двенадцати томах. Том 2. Вар-Гор. – М.: Мир книги, 2002.
  6. http://www.kakzovut.ru/
  7. А.С. Пушкин Сочинения. Том третий; «Дубровский». - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955.

Приложение 1

Части речи

Неопределённых частей речи (НОЧР), слов:

5500 (27.66% от СВП)

Определённых частей речи (ОЧР), слов:

14381 (72.34% от СВП)

Из них (принимая ОЧР за 100%):

Существительное

4847 (33.70%)

Прилагательное

948 (6.59%)

Глагол

2604 (18.11%)

Местоимение-существительное

1257 (8.74%)

Местоименное прилагательное

509 (3.54%)

Местоимение-предикатив

9 (0.06%)

Числительное (количественное)

50 (0.35%)

Числительное (порядковое)

14 (0.10%)

Наречие

333 (2.32%)

Предикатив

9 (0.06%)

Предлог

1812 (12.60%)

Послелог

0 (0.00%)

Союз

42 (0.29%)

Междометие

22 (0.15%)

Вводное слово

2 (0.01%)

Фразовый глагол

0 (0.00%)

Частица

462 (3.21%)

Краткое прилагательное

0 (0.00%)

Причастие

260 (1.81%)

Деепричастие

193 (1.34%)

Краткое причастие

0 (0.00%)

Инфинитив

517 (3.60%)

Служебных слов:

4115 (28.61%)

Приложение 2

Части речи на позициях в предложении

Номер слова в предложении

Существительное

Прилагательное

Глагол

Местоимение-существительное

Местоименное прилагательное

Местоимение-предикатив

Числительное (колич-ое)

Числительное (порядковое)

Наречие

Предикатив

Предлог

Послелог

Союз

Междометие

Вводное слово

Фразовый глагол

Частица

Краткое прилагательное

Причастие

Деепричастие

Краткое причастие

Инфинитив

Примечание: Таблица показывает, с какой частотой употреблены автором различные части на позициях в предложении. Например, ячейка «существительное – 3» показывает с какой вероятностью третье слово в случайно взятом предложении произведения является существительным. Вероятность выражена в процентах.

В каждом столбце максимальное значение отмечено жирным шрифтом, что позволяет по первым трём-пяти столбцам примерно представить типичное для произведения начало предложения. Например, последовательность «местоимение-существительное, глагол, прилагательное, существительное» может быть чем-то вроде «Он срубил старое дерево...»

Приложение 3

Семантические группы имён существительных в романе А.С.Пушкина «Дубровский»

Семантическая группа

Имена существительные из текста романа

интерьер барского дома, усадьбы

владения, псарня, конура, село, флигель, деревня, лазарет, усадьба, конюшня, губерния, церковь, алтарь, голубятня, изба, шалаш, землянка, зал, горничная, крепость, бутылки, графины, скатерти

социальные группы, названия людей по роду занятий

барин, купец, поручик, чиновник, затворницы, горничные, дворовые, лекарь, генерал-аншеф, кучер, разбойники, псари, секретарь, офицер, повар, священник, дьячок, крестьяне, мошенники, старуха, дозорные, товарищ, солдаты, караульный, князь, сестрица, папенька, садовник, портной, атаман, барышни, дамы, служанки, княгиня, поп, холоп, гувернёр

существительные, содержащие характеристику человека

гордость, смелость, храбрость, находчивость, благородность, верность, нетерпеливость, решительность, независимость, тревога, нежность, доброта, честность, ум, отважность, великодушие, жестокость, молчаливость, корыстолюбие, мужественность, нетерпеливость, бесчувственность, пристойность, проворство, самолюбие

взаимоотношения помещиков и их крепостных

подобострастие, покровительство, согласие, повиновение, жертва, досада, смятение, война, притязание, строгость, своенравие, тщеславие, преданность, ссора, зависть, суровость, дерзость, унижение, оскорбление, покорность, почтение, месть, бунт, жестокость, безнравственность, споры, извинение, наказание, торжество, сражение, разбой, бой, ябеда, мошенничество

любовь, нежные чувства

волнение, смущение, трепет, уважение, счастье, любовь, нежность, гармония, страсть, надежда, сердце, благословение, предчувствия, потрясение, движение чувства

барство, образ жизни помещиков

разъезды, пиры, проказы, охота, увеселения, шалости, праздности, обжорство, приём, дела, хлопоты, забавы, травля, шутки, обедня, звон тарелок и ложек, ужин, музыка, бал

природа, пейзаж

речка, холмы, роща, гора, ручеёк, деревья, лес, луг, липы, пруд, берёзки, забор, цветники, чаща, сучья, болото, лощина, дёрн, листья, тропинка, дорога, зелень, церковь, колокольня, избы, колодези

имена собственные

Имена: Антон, Федотовна, Владимир Андреевич Дубровский, Андрей Гаврилович Дубровский, Шабашкин, Марья Кирилловна Троекуров, Кирилла Петрович Троекуров, Дефорж, Александр Кириллович Тоекуров, Анна Савишна Глобова, Тимошка, Парамошка, Егор Терентьев, Спицын Антон Пафнутьич, Пётр Ефимов, Фадея Егоровна, Гаврила Евграфов, Григорий Васильев, Пётр Троекуров, Фадей Спицын, Орина Егоровна Бузырева, Архип, Григорий, Василиса, Лукерья, Тарас Алексеевич. Ванюша, Иван Андреевич, Кульнев, Радклиф, Миша, Верейский, Сидорыч, Пахомовна

Географические названия : Покровское, Кистенёвка, Арбатово

Анализ выполнен в соответствии с Алгоритмом работы лингвоанализатора, который кратко описан в статье «Лингвистический анализ текста и распознавание автора» (см. сhttp://fantlab.ru/work149435/lp)

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского словаря: В двенадцати томах. Том 2. Вар-Гор. – М.: Мир книги, 2002. – стр.35

Урок по письму и развитию речи

(5 класс)

Тема: Что мы знаем об имени существительном

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся об имени существительном.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять умения и навыки обучающихся в определении грамматических признаков имен существительных;

Продолжить формировать умения обобщать и систематизировать информацию в устной и письменной форме.

Коррекционно-развивающие:

Развивать мыслительную деятельность на основе работы со словами, через выполнение упражнений;

Способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности обучающихся.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету через использование на уроке различных вилов деятельности;

Воспитывать положительные черты характера обучающихся (усидчивости, самостоятельности).

Оборудование: презентация , перфокарты

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Мне очень хочется, чтобы на уроке присутствовало хорошее настроение. Все готовы! Начинаем!

2. Постановка темы и целей урока

Какое сейчас время года? Назовите предметы, которые ассоциируются у вас со словом «весна», и название этих предметов, должны отвечать на вопрос кто? или что? (слайд 1)

К какой части речи, относятся предметы, отвечающие на вопросы, кто? или что? (слайд 2)

Мы с вами отправимся в страну имен существительных.

Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

А чем же удивительны наши существительные? Чтобы ответить на вопрос, вспомним всё, что знаем про существительное.

3. Словарная работа

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

А начнём мы с вами с небольшой словарной работы. Я читаю вам загадки, а вы самостоятельно в тетради записывайте на них отгадки.

1. Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это? (космонавт)

2. Она удобна и легка,

Её название недлинно,

В хозяйстве служит нам века,

Есть в слове этом имя ЗИНА. (корзина)

3. Это что за чудеса

Дует ветер в паруса

Ни паром, ни дирижабль

По волнам плывет… (корабль) дирижабль -

От - Давайте проверим, правильно ли вы записали словарные слова. (слайд 3)

Посмотрите на экран, сравните с записью в своей тетради.

Исследуйте этот ряд слов. Что в них общего?

(Все слова – имена существительные)

4. Актуализация опорных знаний

- - Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным, и приведём примеры?

(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет - книгу).

Только ли предмет может обозначать имя существительное?

(Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).

- Почему у имени существительного два вопроса?

(Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?)

А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?

(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.

Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.

Как пишутся собственные и нарицательные существительные?

(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).

5. Работа по теме урока

Посмотрите на экран (слайд 4) и скажите, что вы знаете об этом грамматическом признаке имен существительных? (Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов. Например: журнал – журналы).

А вы любите играть? Давайте поиграем с вами в игру «Наоборот».

Задание здесь вам приготовлено такое. На доске записаны имена существительные в ед. и во мн. числе, ваша задача поставить имена существительные ед. числа в форму множественного, а в форме мн. ч - в ед. Работаем у доски и в тетради.

Пчела, воробей, окна, лодка, огурец, пироги, тетради

По какому грамматическому признаку мы работали?

Вы знаете игру файнворд, сейчас я вас с ней познакомлю. Файнворд – это словесная игра, цель которой найти спрятавшее слово. (слайд 5)

Какой признак имен существительных спрятался в этом предложении. (слайд 6)

Что вы знаете о роде имен существительных?

(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода).

Как определить род имен существительных? Какие слова помощники мы используем? (слайд 7)

Чтобы проверить, как вы это понимаете, я предлагаю вам выполнить следующее задание? (слайд 8)

Подобрать к данным прилагательным имена существительные соответствующего рода, указать род.

Черный…Долгий…Новое…Жареный…Сочное…

- Проверим, какие словосочетания вы написали, задача отвечающегося прочитать словосочетание, назвать род имен сущ.

О каком грамматическом признаке мы с вами говорили?

По первым буквам определите, какой признак имени существительного зашифрован? (слайд 9)

По каким признакам распределяют имена существительные на 3 склонения? (слайд 10)

6. Физкульминутка

Проведем с вами паузу с грамматическим заданием.

Если существительные 1 склонения – поднимаем руки, 2 склонения – просто стоим, 3 склонения – приседаем.

Карандаш, мелочь, банка, стенка, площадь, сундук, тетрадь, лошадка, план, окно.

Молодцы, не запутались. Посмотрим, не запутаетесь ли вы работать в тетради.

7. Работа по теме урока

Я предлагаю вам выполнить следующее упражнение. (слайд 11)

Дифференцированное задание (сильным обучающимся - списать и выполнить задания, слабым – выписать выделенные слова из текста, определить склонение)

Проверка

Ребята, а вы любите собирать пазлы? А сейчас мы с вами будем собирать грамматические пазлы.

Внимательно рассмотрите грамматические пазлы и назовите, какого признака здесь не хватает? (слайд 12)

Сколько падежей в русском языке? Назовите по порядку все имена существительные.

Как определяют падеж имен существительных?

Посмотрите, на слайде записаны пословицы и простые предложения о труде. Нужно расставить их в такой последовательности, чтобы слово «труд» изменялось по падежам последовательно. Указать в каком падеже стоит слово «труд»? (слайд 13)

Что изменяется в словах при изменении его по падежам?

Каким членом предложения является существительное в именительном падеже?

8. Самостоятельная работа

Я поняла, что вы все любите играть, и сейчас мы с вами снова поиграем в экспресс-опрос Да-нет

Экспресс-опрос «Да-нет»

Работа по перфокартам

    Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что?

    Сорока, яблоня, земля – это неодушевленные существительные.

    К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончанием –а, -я

    Склонение – это изменение существительным по падежам.

    Небо - это существительное мужского рода?

    Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы.

9. Подведение итогов

Закончилось наше путешествие.

О какой части речи мы вели разговор на уроке?

Какие признаки имен существительных мы повторили?

Я попрошу вас оценить свою работу, оценить весь урок (на доске рисуется сердце, разделенное на три части (старательно, активно, внимательно), дети прикрепляют магнитик в ту половинку, как оценивают свою работу).

. Развивающая – сформировать приемы мышления по определению имен существительных. Воспитательная – привить интерес к данной части речи; воспитание эстетических чувств.

ОБОРУДОВАНИЕ, НАГЛЯДНОСТЬ: мультимедийный экран, презентация к теме , проигрыватель Windows Media , цветные карточки, карточки с индивидуальными заданиями. Стихотворение А. Фета «Шёпот…». Высказывания великих людей об имени существительном: «Вчитайтесь в слово: существительное – то есть обозначающее всё, что существует». (Т. Рик.) «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам» - загадка.

ТИП УРОКА: комбинированный.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядные (наблюдения, компьютерные), практические (разнообразные упражнения).

Виды работы: - теоретический ринг, - орфографический тренинг, - творческая работа, - устная самостоятельная работа, - оценка своих знаний, рефлексия.

ТЕХНОЛОГИИ: компьютерная, развивающая.

I . Организационный момент .

Приветствие учителя со Знайкиными. Проверка готовности Знайкиных к уроку. – Все ли из вас Знайкины?

II . Повторение изученного ранее .

- Ребята, с какими разделами нашего учебника вы уже ознакомились?

(Фонетика и графика, орфоэпия и орфография, состав слова и словообразование , синтаксис и пунктуация).

- Сегодня нам с вами предстоит проделать большую работу. Надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. Нам предстоит:

Заглянуть в сундук с орфограммами.

Выполнить тест.

Познакомиться с ГИА.

Провести орфографическую разминку.

- Обобщить знания по теме « Имя существительное » .

- Поставить себе оценку .

Вспомнить сказки.

1. Итак, сундук с орфограммами. Расскажите орфограмму о правописании буквы Е-И в корнях с чередованием. В корнях с чередованием Е-И пишется буква И, если после корня стоит суффикс - А - .

Назовите корни с чередованием Е-И.

Слайд 3. Слайд 4-6 с проверкой и оценкой

-бер - бир- Заб…рает, отд…рать,

-пер - пир- отт…реть, зам…рать,

-дер - дир- переж…гать, заст…лить,

-тер - тир- расст…лать, соб…рают,

-мер - мир- зап…реть, выж…гал,

-стел - стил- нат…рать, раст…реть,

-жег - жиг- изб…ру, выб…раю, зам…реть

Слайд 7.

– Что такое ГИА?

Слайд 8 – 10.

1. В каком корне пишется - Е- ? Баллы:

а) отп_рать в) зам_реть Нет ошибок – «5» ,

б) заст_лать г) заж_гать Одна ошибка – «4» ,

2. В каком корне пишется -Е-? Две, три ошибки – «3»,

а) расст_латься в) отм_рать Четыре и более – «2».

б) выд_ру г) раст_рать

3. В каком корне пишется - И-?

а) забл_стеть в) подп_рать

б) (всё) зам_рло г) подст_лить

Ответ: 1 – в, 2 – б, 3 – в. Оценка: 1 ошибка«4», 2 ошибки«3».

Слайд 11. Поставь ударение в словах.

ракушка кремень

недуг агент

о гербе период

Баллы:

Слайд 11. Образуй множественное число

Курица – кур…, морское судно – морск… суд…, чудо – чуд…, небо – неб…, ребёнок – …, человек – …

Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Слайд 15 – 16. Гимнастика для глаз из м/ф «Крошка Енот». Слайд 17. Определяем тему урока . Обобщающий урок по теме «Имя существительное». Эпиграф к уроку : «Имя существительное – хлеб языка». Лев Успенский. Что такое эпиграф? (Эпиграф – это изречение, характеризующее идею).

- Итак, мы вспомним о том, что узнали об этой части речи ранее, повторим основные орфограммы.

Слайд 18 – 19. Путешествие в страну «Морфология» за Знайкиным. Мы отправляемся в путешествие, в страну… (1 озвученный слайд ), чтобы продолжить изучение русского языка. (2 озвученный слайд )

Вы поняли, что такое морфология ? (Наука о частях речи)

Морфология (от греч. морфо – форма + логос – учение) – грамматическое учение о слове, а также учение о частях речи. Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику.

Слайд. Зали…, реч…, птиц…, прили…, ц…плёнок, экипа…, дров…сек, ш…рс…ка, ж…нглёр.

Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Учитель:

Я назову слова. Если вы услышите существительное, обозначающее одушевленный предмет – наклон направо (к двери), неодушевленное существительное – налево (к окну), если собственное имя – вперед наклон:

Заяц, лошадь, печка, ручка, Катя, Чувашия, озеро, праздник, щенок, Красная Шапочка. Слайд 23. Назовите неодушевлённые и одушевлённые имена существительные .

Залив, птицы,

речь, цыплёнок,

прилив, дровосек,

экипаж, жонглёр

шёрстка.

Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Слайд 25. Цель урока для детей : обобщить наши знания об имени существительном как части речи

Слайд 26. – Чем примечательно стихотворение А. Фета? (Тем, что из 22 слов 14 сущ-ых).

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Слайд 27. Вопрос учителя: - Что такое имя существительное? Что может называть имя существительное?

Слайд 28 – 31. Имя существительное может называть:

Предметы окружающего мира. Явления природы. События. Чувства.

Слайд 32. Учитель:

- Вспомним число и род имён существительных.

Слайд 33. Род имён существительных.

Отец, земля, зеркало, дядя, стул, ночь, молодёжь, поле, небо.

Мужской род:

Женский род:

Средний род:

Слайд 34. Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Число имен существительных: стол, земля, поле.

Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

https://pandia.ru/text/79/324/images/image003_2.png" width="138 height=140" height="140">

III. Слайд 35. Физкультминутка.

IV. Слайд 36. Учитель : - Род, число и падежи крепко в памяти держи. Сколько падежей в русском языке?

Слайд 37. - Просклоняйте имена существительные луг, роща, поле.

Слайд 38. Падежи имён существительных.

Имен. Кто? Что? Луг, роща, поле

Род. Кого? Чего? Луг…, рощ…, пол…

Дат. Кому? Чему? Луг…, рощ…, пол…

Вин. Кого? Что? Луг…, рощ…, пол…

Твор. Кем? Чем? Луг…, рощ…, пол…

Предл. О ком? О чём? О луг…, о рощ…, о пол…

Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

font-size:10.0pt; line-height:115%;font-family:" times new roman>

Слайд 39. Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Слайд 40. Что называется склонением имён существительных?

Три склонения 1 скл. – сущ. …р. и … р. с окончаниями -…, -… : 2 скл. – сущ. …р. и … р. с окончаниями -…, -…, -…. : 3 скл. – сущ. … р. с … на конце:

Слайд Старшина, темнота, карандаш, договор, зелень, вещь, здание, сено, партия, капля, ночь.

Имя, вымя, знамя, бремя, семя, племя, время, темя, стремя, пламя и путь – это...

Слайд 44. Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Слайд 45. Вы слышали про несклоняемые имена существительные?

Слайд 46. Метро, пальто, кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, фортепьяно, пенсне, кафе.

- Составьте несколько предложений с этими существительными.

Слайд 47. Синтаксическая роль имени существительного.

В предложении имя существительное чаще всего бывает подлежащим (им. п.): Весна принесет детям радость и смех. Также имя существительное может выполнять роль сказуемого (им. п.): 8 Марта – праздник мам и их детей. Имя существительное выступает и в роли дополнения и обстоятельства(косв. падежи): Снега растоплялись водой. Ребята играли в саду.

V. Слайд 48 – 49. VII . Рефлексивно-оценочный этап.

Отгадайте загадку, ребята. –Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам. Рефлексия. Мне понравилось… Мне не понравилось то, что… Меня особенно заинтересовало…

VI. Слайд 50. Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке

- ! - Мне всё понятно, я всё усвоил. - ? - У меня есть вопросы. - Мне надо ещё раз всё повторить.

VII. Слайд 51. Из каких сказок показаны иллюстрации?

Стойкий оловянный солдатик. 2. Дюймовочка. 3. Дикие лебеди. 4. Огниво. 5. Свинопас.

VIII. Домашнее задание . Написать сочинение-миниатюру на основе ситуации: «Вы пошли в кинотеатр».

Из каких сказок

показаны иллюстрац

?

В русском языке сложно встретить предложения, в которых нет имени существительного. Неспроста в школьной программе изучение русского языка начинается с этой части речи. Первые и важные вопросы для смысловой нагрузки любой фразы - это «кто?» и «что?». И лишь потом мы узнаем описание человека или предмета, действия, причины и т.д.

Известный и талантливый российский лингвист В.Ветвицкая приводила очень наглядное сравнение. Существительное она называла дирижером, который руководит грамматическим оркестром, а зависимые слова, по ее мнению, являются оркестрантами. Они полностью подстраиваются под все указания дирижера, то есть согласуются с существительным. Все другие члены предложения зависят от него и соответственно меняют свои падежи, окончания и формы.

Смысл любого высказывания формируется вокруг существительного. Название художественного произведения статьи, очерка и т.д. дается, как правило, в виде имени существительного, которое указывает на того человека или предмет, о котором идет речь. Глаголы или прилагательные в заголовках встречаются гораздо реже.

В голодное военное время хлеб был спасением от смерти. Люди выживали, прокармливаясь лишь хлебом. Так и существительное: его одно можно использовать для составления предложений. В подобных случаях существительные несут главную смысловую нагрузку и по информативности ничем не уступают другим предложениям. «Ночь. Любовь. Выстрел» - и всем все становится ясно.

При помощи хлеба можно не только утолить голод. Он символизирует собой благополучие и достаток. В существительном сосредоточена вся важность высказывания, его наличие обуславливает целостность всего предложения.

ЭТО УДИВИТЕЛЬНОЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

На уроках, посвящённых изучению имени существительного, я узнал много интересного и удивительного об этой части речи.

В начальной школе нам говорили, что, например, слово робот - неодушевлённое имя существительное. Но, оказывается, это не так. Проверить, одушевлённое это имя существительное или нет, как и любое существительное мужского рода 2-го склонения (стол, дом, пиджак ) можно очень простым способом - поставить его в винительный падеж единственного числа. Если у него сохранится нулевое окончание, как это происходит со словами стол, дом, пиджак, балкон и т.д., - значит, это действительно неодушевлённое имя существительное. А если появится другое («озвученное») окончание, значит - одушевлённое.

Итак, в именительном падеже это слово звучит так - есть (кто? что?) робот .

А теперь попробуем поставить это слово в винительный падеж. Вижу (кого? чего?) робот а !

Получается, что существительное робот - как это ни удивительно - одушевлённое!

То же самое можно наблюдать и со словом снеговик .

В русском языке много интересного и удивительного!

Глеб Мохов

В начальной школе нам рассказывали про имя существительное. Я запомнила только то, что оно отвечает на вопросы КТО? и ЧТО? И с тех пор мы про него, можно сказать, забыли.

И когда мы пришли в 5-й класс, нам снова сказали, что имя существительное отвечает на эти вопросы и ещё рассказали о порядке морфологического разбора этой части речи.

Я перешла из той школы в Лицей «Ковчег», и учитель русского языка Сергей Леонидович рассказал нам очень много интересного про имя существительное.

Оказалось, что робот и снеговик - это одушевлённые имена существительные.

Наш учитель старается давать нам творческие задания для того, чтобы мы могли лучше понять русский язык, а не просто зубрили его по учебникам.

Скорее всего, с Сергеем Леонидовичем, с тем, как он преподаёт, мы будем знать и имя существительное, и весь русский язык на пять с плюсом.

Вот такое удивительное имя существительное!

Катя Макарова

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет. Если я буду начинать рассказ, к примеру, от имени «стула» иди «дивана», то начну примерно так: "Здравствуйте! Я имя существительное «диван»". И так далее.

Но у меня будет научный рассказ, поэтому бредить о «разговаривающем диване» я не стану.

Существительное можно просклонять (изменить) по падежам (дать Тане, винить Таню, думать о Тане) и т.п.

Если бы не было имён существительных, я бы не знала, как мне назвать в предложении слово «дверь», даже если я назову его ("это такая открывающаяся штука"). Но ведь всё равно в этой фразе есть существительное «штука». Или если было бы можно взять такое слово, как «дневник», а его и другие существительные невозможно было бы просклонять по падежам, не правда ли, получилась бы нелепая фраза?

К примеру, я скажу: «Я хочу купить ручку в тон к моему дневнику». Здесь, в этом предложении, целых 3 существительных: тон, ручка, дневник . Так вот, если бы я не могла просклонять эти существительные, то фраза эта звучала бы так: «Я хочу купить ручка в тон к моему дневник». Это же глупо и звучит нелепо!

У меня такое впечатление, что слова словно сами просят, чтобы их просклоняли.

В той же фразе от формы существительного зависит и местоимение «моему» . Нетрудно заметить, что слово «моему» «дневник» ! меняется так же, как и слово

В общем, существительное, можно сказать, главнее многих других частей речи и очень необходимо в русском языке и в нашей речи.

Полина Носенко

ПЕРЕПИСКА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

ПОСЛАНИЯ ТОЛИ ИЗ ТРЕТЬЕГО КЛАССА ВАСЕ ИЗ КЛАССА ШЕСТОГО.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ТОЛЯ - ВАСЕ: Как скучно! Я так хочу узнать про себя побольше, но я ещё очень маленький и учусь всего лишь в 3-м классе! Эй, кто-нибудь! Ответьте мне!

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ВАСЯ - ТОЛЕ: Мне тоже скучно! Давай переписываться!

Меня зовут Имя Существительное Вася. Я из 6-го класса. А как зовут тебя, из какого ты класса? Мне хочется побольше узнать про тебя.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ТОЛЯ - ВАСЕ: Как я рад, что ты ответил на моё письмо! Ты написал, что хотел бы много обо мне узнать. Я тоже хочу побольше узнать о тебе!

Меня зовут Толя. Я учусь в третьем классе. Но я хочу узнать, что проходят дети в шестом классе на уроках русского языка! Хочу узнать, что они знают про нас, имена существительные, в шестом классе!

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ВАСЯ - ТОЛЕ: Мне нравится твоя любознательность. Но, думаю, ты ещё мал, чтобы узнать про себя всё. Не торопись! Всему своё время. Вот когда ты закончишь 3-й, 4-й, 5-й класс и будешь учиться в 6-м, тогда ты узнаешь про себя гораздо больше.

Пока! До завтра! У меня урок!

Ярослава Широгорова



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...