Исследовательская работа «Ты же выжил солдат…. Сценарий посвященный Великой Отечественной войне «Ты же выжил, солдат

ГУ «Аршалынский отдел образования»
ГУ «Константиновская средняя школа»

Интегрированный урок
о Великой Отечественной войне

«Ты же выжил, солдат!»

Подготовили учителя:
учитель литературы - Коробкина О.В.
учитель музыки - Биденко А.А.
учитель ИЗО - Гричуха Т.Б.
Цели урока: познакомить учащихся с героическими страницами поэзии; силой слова, живописи и музыки воздействовать на души детей.

: Задачи урока

 формировать понимание общественного назначения искусства как средства понимания правды о войне и ее места в духовной летописи человечества
 способствовать выработке эмоционального отклика на художественные произведения (музыки, литературы, ИЗО), находить образные слова и выражения в рассказах о них
 содействовать овладению умением передавать задуманный образ (образ солдата) средствами различных видов искусства (музыки, литературы, ИЗО)

Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В.Лебедев-Кумач (1943).
Ход урока:
1. Орг. момент: проверка готовности учеников к уроку, запись домашнего задания (Выучить наизусть стихотворение по изученной теме, см. учебник). Предложить делать записи по ходу урока: фамилии писателей, исполнителей песен, названия стихов и песен.
2. Объявление темы урока, целей. Слайд.
3. Эпиграф. Слайд.
Учитель: Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас
4. Проблемные вопросы:
- Нужны ли - Нужны ли песни о Великой Отечественной войне сейчас, через 70 лет со дня Победы? Надеюсь, что на эти вопросы вы сможете ответить в конце нашего урока.
А вот на эти вопросы попрошу ответить сейчас:
- Каких поэтов, писавших о Великой Отечественной войне, вы помните?
- А какие песни о войне знаете? Сегодня вы, надеюсь, пополните свои знания: познакомитесь с замечательными поэтами, исполнителями песен, услышите стихи и песни о Великой Отечественной войне. Постарайтесь запомнить как можно больше, постарайтесь проникнуться тем, что услышите. Вы должны знать историю и культуру нашего народа.

5. Обзор книжной выставки по теме урока – библиотекарь школы.

Ученица
Пусть с малых лет учили нас прилежно,
Что мы скорбеть над павшими должны,
Я не могу заплакать безутешно.
Я никогда не видела войны.

Я никогда не видела сражений
И никогда не видела побед,
Не видела потерь и поражений.
Я заслужила право плакать? Нет!

И потому всегда глотаю слёзы,
Услышав даже слово о войне.
По выражению глаз, сухих, серьёзных,
Порой с ошибкой судят обо мне.

Порой меня считают бессердечной
И говорят, что я не понимаю
Тот подвиг незабвенный, бесконечный.
А я молчу и лишь в душе рыдаю…

Я сердцем верю: кровь лилась недаром,
Но голос мой не тронет тишины.
Кто помнит - знает, как я благодарна,
Что никогда не видела войны.
(Ася Апанасенко)

6. Вводное слово учителя по теме урока.
.
Война.
Смерть и кровь.
Жестокость и страдание.
Черное от пожаров небо.
Перепаханная взрывами земля.
Горячий исковерканный металл.
А рядом – искусство с его вечным стремлением к правде.
Как совместить две полярные стихии?
На сегодняшнем уроке мы увидим, услышим, прочувствуем образ солдата в искусстве.
Радуясь лету и миру
Утро встречала Москва
Вдруг разнеслось по эфиру
Памятные слова.
(звучит голос Левитана)
Голос уверенно-строгий
Сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге
Заполыхала весна.
Недруг лихой, вероломный,
Встал у советских ворот,
тучей угрюмой и темной
К нашему солнцу плывет

До стихов ли, до песен ли в такое тяжкое время? Время показывает, что поэзия, песня были необходимы в годы войны.
Музыка «Священная война» - 1-2 куплеты.
Уже в первый день войны Василий Иванович Лебедев-Кумач написал стихи «Вставай, страна огромная», а 24 июня с набатной силой прозвучала песня на Белорусском вокзале в исполнении Краснознаменного ансамбля песни и пляски. Эту песню по праву называли гимном Вов.
…Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махрой – у каждого своя дума. И вот - первые такты музыки. Весь вокзал словно замер. Вдруг!!! Встает один, другой, все! После исполнения – тишина … и шквал аплодисментов. Требовали: Еще! Еще! Еще!
Учитель Почему несколько раз исполнили? (перебарывали страх, воодушевляли слова)
Учитель изо В те же первые дни, когда звучала песня «Священная война», из печати выходят плакаты художников Кукрыниксов и Тоидзе «Беспощадно разгромим и уничтожим врага», «Родина-мать зовет!».
Всмотритесь в суровое лицо Матери-Родины, которая призывает своих сыновей на защиту Отечества, вслушайтесь в торжественные слова песни и вы почувствуете тревожную обстановку того времени

Учитель изо Посмотрите на эти плакаты. К какому виду искусства они относятся?
К чему призывают эти плакаты?
Почему художники выпустили плакаты, а не писали маслом эпические картины о войне?
Правильно, эти лаконичные образы говорили об опасности, находили прямой доступ к сердцам.
«Я помню, - писал маршал Советского Союза Баграмян, - что именно в этот момент многие граждане и воины осознали великую ответственность за свою Родину».
Плакат-символ того времени «Родина-мать зовет» можно было увидеть всюду, а из всех репродукторов-громкоговорителей звучала песня «Священная война». СЛАЙД – плакат И.М.Таидзе «Родина-мать зовет» и

Учитель литерат Война длилась четыре страшных года-1418 дней и ночей. Более20 миллионов сынов и дочерей потеряла страна в этой битве. Каждый девятый житель страны не вернулся с этой войны.
Поэты и писатели. Они ведь тоже были сыновьями и дочерьми своей Родины, поэтому тоже стремились на фронт. Многие воевали в действующей армии, а многие являлись военными корреспондентами, работали во фронтовых газетах и журналах. Те, кто не были на фронте, не могли не писать о войне, потому что в то время не было темы более важной. Очень многие писатели и поэты погибли на войне, потому что, стараясь донести правду своим читателям, часто оказывались в опасной обстановке, а иногда приходилось по-настоящему браться за оружие, оставив на время блокнот и карандаш. СЛАЙД – репродукция Х.Якупова «Фронтовые зарисовки» - краткая беседа.

За победу заплачено дорогой ценой. На фронт уходили молодые мужчины и совсем юные, о которых скажет потом поэт того поколения Н. Майоров, погибший в феврале1942года
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы…

Поэты и писатели старшего поколения не были на фронте из-за своего преклонного возраста, но и их искусство было боевым и действенным. Одним из известных поэтов был во время войны Михаил Исаковский. СЛАЙД - портрет.

Многие его стихотворения стали популярными песнями. Сегодня мы поговорим только о двух: «Катюша» и «Враги сожгли родную хату».

В стихотворении «Враги сожгли родную хату» Исаковский рисует типичную картину того страшного времени: солдат с победой возвращается домой, а дома - нет, семьи – нет. Правдиво показано горе человека, прошедшего все муки ада во время войны и не нашедшего родного очага после возвращения. По воспоминаниям того времени, многие плакали, слушая песню на эти стихи.
-Какое произведение вы изучали с подобным сюжетом? («Судьба человека»)
Стихотворение читает ученик.
СЛАЙД – репродукция Ст. Косенкова «На пепелище».

Учитель изо- Что объединяет стихотворение и произведение живописи? Можно ли считать его иллюстрацией к стихотворению?

Позже появились стихи и песни с другой интонацией, с другой мелодией. Наибольшее признание получили песни в форме любовного послания. Одно из таких стихотворений поэт Алексей Сурков, находясь на фронте, написал своей жене, фактически это было письмо в стихах. СЛАЙД - портрет Суркова.

Позднее оно было напечатано под названием «В землянке», написана музыка, и стихотворение стало популярнейшей песней, которую пели и на фронте в минуты отдыха, и в тылу. Сейчас эта песня прозвучит в исполнении Леонида Осиповича Утесова, но сначала несколько слов об исполнителе.
Леонид Осипович Утесов - это известнейший в свое время советский эстрадный певец, киноактер, народный артист СССР. Надо сказать, что артисты также не остались во время войны в стороне от общего дела. Они приближали победу своим трудом: создавали фронтовые бригады, выезжали в действующую армию с концертами, поддерживали моральный дух солдат. Леонид Осипович Утесов с эстрадным оркестром только за первый год войны дал свыше 200 концертов на заводах, кораблях, в действующей армии. В репертуаре артиста постоянно появлялись новые песни, только что созданные фронтовыми поэтами. Популярность Утесова в годы войны была необычайная. Послушайте песню «В землянке». СЛАЙД с портретом Утесова и песней.

Слайд с портретом Симонова. Перед вами поэт, прозаик, драматург, публицист Константин Симонов. В годы войны он работал в газете «Боевое знамя». Как военный корреспондент побывал на всех фронтах Великой Отечественной, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии. Его перу принадлежат стихи, очерки, пьесы, романы. Много стихов было создано на фронте. В декабре 1941 года он написал стихотворение «Жди меня», которое стало настоящей молитвой для тех женщин, кто ждал своих мужей с войны. Он посвятил стихотворение своей жене, актрисе Валентине Серовой, но как только стихотворение было напечатано, этот факт уже не имел ни для кого значения. Стихотворение переписывали, заучивали, пересылали домой, своим женам и любимым женщинам. На стихи была написана музыка, и оно стало песней.
(Чтение стихотворения или прослушивание):
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет:
-Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
СЛАЙД портрет Друниной.

Женщина на войне Женщинам на фронте было тяжелее, чем мужчинам, но они сознательно шли на трудности и лишения ради Отчизны, потому что так были воспитаны, так понимали свой долг.
Поэтесса Юлия Друнина после начала Великой Отечественной войны в семнадцатилетнем возрасте записалась в добровольную санитарную дружину, работала санитаркой в госпитале, потом была санитаркой пехотного полка, получила звание «старшина медслужбы». Дважды была ранена, затем контужена и в ноябре 1944 года признана негодной к несению военной службы. Поражает ее настойчивость быть там, где и мужчинам-то приходилось несладко. Опыт войны лег в основу творчества поэтессы, а писать она начала еще на фронте. В стихотворении 1942 года она ясно определила причины, побудившие ее, дочь учителя истории и школьного библиотекаря, выпускницу московской школы№131, пойти на фронт.

Ученик:
- Я ушла из детства
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты,
В санитарный взвод.
Дальние разрывы
Слушал и не слушал
Ко всему привыкший
Сорок первый год.
Я пришла из школы
В блиндажи сырые.
От Прекрасной Дамы
В «мать» и «перемать».
Потому что имя
Ближе, чем
«Россия»
Не могла сыскать.
Учитель изо (Прекрасная Дама – символ женственности в поэзии Блока, вы познакомитесь со стихами о ней в 11 классе).

Репродукция картины В.Артамонова «На дорогах войны» - беседа: Кто изображен на картине? Где находятся девушки? Почему? Как они выглядят? Во что одеты? Можно ли назвать картину строкой из стихотворения Друниной «Я ушла из детства»?

Слайды Дети ВОв
Учитель: Дети и война-несовместимое сочетание слов,но война соединила их.
Дети войны…Они рано и быстро постарели. Не детская это тяжесть-война, а они хлебнули ее полной мерой! Дети своего народа,они не склонили головы перед страшным и жестоким врагом. Они познали тяжелую науку ненависти,и многие из них воевали, погибли,стали Героями. Среди них Марат Казей,Леня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик и многие другие.

Спят мальчишки в сиянии звезд.
Им семнадцать!Навечно семнадцать!
Им не встать из-под белых берез
Из-под алых рябин не подняться.
Шли мальчишки в шинелях до пят
На врага, под огонь бронебойный.
Не забудьте же этих ребят,
Будьте этих мальчишек достойны!(Леонид Татаренко)

Учитель: В воспоминаниях известного детского писателя Юрия Яковлева есть такие строчки: «В моем путевом блокноте есть запись: могилка в лесу.Наташа Новикова.6 лет. Убита фашистами.» Вы спросите,какой же подвиг она совершила, шестилетняя девочка,еще не покинувшая мир сказок и игр,Она не стреляла в фашистов, не взрывала мосты. Но ее гибель от руки презренного врага уже сама по себе есть подвиг.
Агния Барто.

Ученик:Глаза девчонки семилетней,
как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая,тяжкая тоска.
Она молчит,о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней- молчит в ответ.
Как будто ей не семь,не восемь,
а много, много горьких лет…
гибли дети,старики, женщины.Казалось, фашисты воюют со всем миром.

Иосиф Уткин(погиб в 1944г.) «Я видел сам…»
Я видел сам…Но нет не верю,
Не верю собственным глазам,
Что б то, что я увидел сам,
Свершили люди,а не звери!
Не верю, нет! Но тише, тише…
Я видел сам…я видел их-
Невинных, мертвых и нагих
Штыками проткнутых детишек!
И, как слепой. Руками шаря,
Не веря собственным глазам.-
Их матерей в костре пожара,
Товарищи, я видел сам…
Учитель: Муса Джалиль-писатель,поэт,который знал о войне не понаслышке. В первый же день войны ушел в ряды Красной армии,а в июне 1942г. Тяжело раненный попал в плен,был в концлагере затем в тюрьме Маобит в Германии. Там он написал цикл стихов «Маобитская тетрадь». Поэта казнили в 1944г.,а в 1956г. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Чтец «Варварство » видео

Учитель: Дети воевали на фронте, работали и погибали в тылу.А еще ждали,ждали своих отцов и матерей,верили в их победу и писали им письма…
Елена Благинина «Письмо солдату»
Ученик:
Здравствуй, папа,
Ты опять мне снишься,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился,
До чего ты прежний был во сне.
Папа!
Ты вернешься невридимый,
Ведь война когда-нибудь пройдет.
Миленький,голубчик мой родимый,
Скоро майский праздник к нам придет.
Я тебя,конечно,поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю всей душою
Поскорей фашистов одолеть!

Казахстан-фронту.видео фильм: учитель: В годы войны Казахстан послал на фронт около 1 млн.200тыс. человек.512 казахстанцев удостоены звания Героя Советского Союза,а летчики Бегельдинов, Бяда, Луганский, Павлов- дважды Герои. (на фоне песни «Журавли»)
- Кого из ветеранов нашего села вы знали?
Слайд фото ветеранов, музея.
Казахстанские писатели и поэты писали о войне. Это Жамбыл Жабаев, Габиден Мусрепов, Абдильды Тажибаев в ст. «Казахи под Москвой» писал:

Люди военной поры…
Каждый вносил личную лепту в разгром врага, исполняя свой долг на боевом посту. И каждый пост был незаменимо важен. Понимание этого формировало облик и поведение рядового труженика войны. И прежде всего – солдата Отечественной, который вынес на себе нечеловеческое напряжение фронтовой жизни, сражаясь с врагом лицом к лицу, не раз смотрел в глаза смерти, был героем и принес победу.
Одним из таких героев был Николай Иванович Массалов.

Из воспоминаний Николая Ивановича.
Утром 29 апреля 1945 года в Берлине мы готовились к штурму. Было тихо, как перед бурей. И вдруг в этой тишине послышался детский плач. Словно из-под земли звучал голос ребенка, звавшего мать. Его надо спасти, подумал я. Площадь простреливалась. Под пулеметами я все-таки добрался туда, где слышался плач. Лежит красивая белокурая женщина. Рядом – узелок с одеждой. Немцы стреляли ей в спину. Никого не хотели выпускать из обреченного логова. Даже своих. К убитой матери припала девочка лет трех. Только и запомнилось, что белое платьице в горошек. И все не могла

Уняться от плача: «мутти, мутти…- мама-мамочка». Только взял на руки – смолкла. Я с ребенком – закричал. Прикройте меня огнем.
Мощно заговорили пушки. Начался артобстрел. И казалось, весь фронт салютует подвигу русского солдата.

Учитель изо
Эту монументальную композицию создал известный скульптор Евгений Вутетич. На высоком постаменте советский солдат сжимает в одной руке карающий меч, а другой бережно подхватил маленькую немецкую девочку. Этот образ воина-освободителя с ребенком на руках стал символом великого подвига советских воинов и находится в Трептов-Парке в городе Берлине. И прототипом этого образа солдата стал Николай Иванович Массалов.
Учитель И по сей день о подвигах таких героев нам напоминает вечный огонь.(слайд «Вечный огонь») .
Зажигают свечу и зачитывают цитаты из своих сочинений о войне.

Слайд «Вечный огонь на Мамаевом кургане».

Учитель: Мамаев курган можно поистине считать огромной братской могилой, в которой покоятся тысячи героических защитников Сталинграда. Из уроков истории вы помните, какое значение имела Сталинградская битва для Великой Отечественной войны. Неслучайно на Мамаевом кургане воздвигнут целый мемориальный комплекс в память о героических подвигах советских воинов. Вечный огонь, горящий там, как будто говорит нам, ныне живущим: «Помните! О тех, кто уже не придет никогда, заклинаю, пожалуйста, помните!»
Минута молчания
. Но вернулись домой солдаты. Они остались живы. Им,всем ветеранам ВОв, посвятил свое стихотворение юный казахстанский поэт Серик Дуймагамбетов

Чтец «Ветеранам войны посвящаю…»
Блестят на солнце ордена,
Звенят торжественно медали,
Гордиться ими вся страна-
Они свободу отстояли.

Все меньше остается их,
Седых защитников народа,
Что приближали счастья миг,
К победе шли четыре года…

Идут ветераны в строю,
На них ордена и медали,
И те,что добыли в бою,
И те, которыми позже их награждали…

Если вы помните, я поставила в начале урока вопросы, на которые, я надеюсь, вы сможете сейчас ответить.
- Нужны ли были стихи и песни на войне?
- Только ли о войне они были?
- Нужны ли стихи, песни, фильмы о Великой Отечественной войне сейчас, через 70 лет со Дня Победы?

Вернулись домой солдаты. Они остались живы. Им,всем ветеранам ВОв, посвятил свое стихотворение юный казахстанский поэт Серик Дуймагамбетов

Чтец Я никогда не видела войны
И ужаса ее не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю
Страшнее слова нету, чем «война»
Которое уносит все святое.
Когда зловеще давит тишина,
Не возвратился друг из боя
Спасибо им за солнце яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья, и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.
Да! Позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо Вам. Мы будем помнить Вас.
Поклон Вам от девчонок и мальчишек.

Учитель. К сожалению, и сейчас в некоторых уголках идет война, но люди не должны смириться с этим, они будут бороться за мир. Только всегда нужно помнить о цене победы.
- Что понравилось вам на уроке? Что не понравилось?

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 49

г. Шахты Ростовской области

Сценарий линейки, посвящённой празднику 9 Мая.

Подготовила Тарасенко Татьяна Николаевна

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №49

г. Шахты Ростовской области

2016 год

Линейка для 1-4 классов, посвященная Дню Победы

(Звучит песня «Непрошенная война»)

Та дата горькая близка любой семье. . .

22-ое, 4 1 - ый, лето. . .

71 уж год прошёл, но не забыть о той поре.

О той войне все помнят: взрослые и дети.

Ведущий: Весь под ногами

шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

(Песня «Я ангелом летал»)

Ведущий:

Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….

Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,

Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.

Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену,

Тем, кто ради правого дела сердце был отдать готов,

Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов,

Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается …

Ведущий:

Был летний воскресный день 22 июня 1941 года. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещ ало беды.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горе.

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

Он кончится лишь в 45- м в мае!

3.Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли,

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

4.Цветок в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

5.Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких – то пять минут осталось.

Ведущий: Прошёл уже 71 год с той победной весны, но каждый из нас содрогнется, вновь услышав впервые страшные фразы, бьющие прямо в сердце.

(г/з Левитана «Объявление начала войны»)

(Песня «Вставай, страна огромная…»)

Ведущий:

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий советский народ.

Выходил он: свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну.

    Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик.

    Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

    Война- это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как вы.

    Война – это гибель людей, которые не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли.

    Война – это пожелтевшие треугольники - фронтовые письма самым близким и родным.

- Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён,
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна,
И на фронт уходила поротно
Кумачовые звёзды,
На полотнах знамён унося.

(Песня «Баллада о солдате»)

Сорок второй! На Ленинград
Обхватом с трёх сторон,
Шёл Гитлер силой 40 дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон
Не приостановил ни на мгновение
Он сердца ленинградского биение.
И, видя это, разъярённый враг,
Предполагавший город взять с набега,
Казалось бы, испытанных стратегов,
Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.
И те пришли, готовые к победам,
А третий, Голод, шёл за ними следом.

Сорок третий!
В сырой степи под перекопом,
Где мы ломали рубежи,
Где были длинные окопы.
Рвы, загражденья, блиндажи.
Там, на пустынных перекрёстках,
Чтоб их запомнила страна,
На звёздах, на фанерных досках
Мы написали имена.

Ведущий : В минуты передышки между боями, нередко звучала фронтовая гармошка, и солдаты вспоминали своих близких, родных, любимых.

(Песня «В землянке»)

Сорок четвертый!
Ещё война, но мы упрямо верим,
Что будет день, мы выпьем боль до дна.
Широкий мир нам вновь откроет двери,
С рассветом новым встанет тишина.

Сорок пятый!
Ещё стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день большого мая,
Уже вступал в свои права.
По всей стране от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы ни пришла Победа в мае
Великого девятого числа.
Кто-то пел, и кто-то плакал,
А кто-то спал в земле сырой…

(Песня «Ты же выжил, солдат…»)

(г/з Левитана об окончании войны)

Война.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что 40 лет и 50

Живым не верится, что живы.

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина.

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий май, победный май!

Ведущий: Сегодня мы говорим слова благодарности тем, кого нет с нами. Тем, кто не дожил, не долбил, не допел свои песни.

Неугасима память поколений

И память тех, кого мы свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Ведущий: Объявляется минута молчания.

(метроном)

Победа!
Победа!
Во имя Отчизны –
Победа!
Во имя живущих –
Победа!
Во имя грядущих –
Победа!

Победа! Славная победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленей!

Пусть дни войны тянулись очень долго,

Пусть быстро мчались мирные года.

Победы под Москвой, под Курском и на Волге

История запомнит навсегда.

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня.

Салют Победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня.

Салют ее большим и малым

Творцам, что шли путем одним.

Ее бойцам и генералам,

Героям павшим и живым!

(Песня «Победною весною 45-го…»)

Нам нужен мир на голубой планете!
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.

Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли -
Нам нужен мир навеки! Навсегда!

(Песня «Солнечный круг».)

Помните!
Через века, через года -
Помните!
О тех, кто уже не придет
Никогда -
Помните!

Покуда сердца стучатся –

Помните!
Какой ценой
Завоевано счастье,
Пожалуйста,
Помните!

(Песня «День Победы»)

Приложение

Я ангелом летал

Я Ангелом летал
И видел дым сражений
Никто не виноват
Что все хотели жить

Там дед мой погибал
От множества ранений
Его накрыл крылом
Не дал врагам добить

Я Ангелом летал
Тащил его в траншею
Позвал сестру чтоб кровь
Остановить

Я пули отклонял
Они летели к цели
Но всех спасти не мог
Где все хотели жить

Я Ангелом летал
Чтоб смог отец родится
Тащил я деда
Из последних сил

Врача привёл
Заставил помолиться
Чтоб Бог помог
И я слетал за ним

Я Ангелом летал
И видел дым сражений
И Ангелом бы оставался быть

Я Ангелом летал
И видел дым сражений
И ангелом бы оставался быть
Но выжил дед от множества ранений
И наказал прожить мою земную жизнь
И наказал прожить мою земную жизнь

В землянке

И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.

Победная весна

1.По главной улице с оркестром мы сегодня пройдем,

Однополчан, героев славных, мы сегодня найдем.

Горят на солнце боевые, огневые ордена,

Салют Победы для тебя, моя любимая страна!

Припев:

Победная весна сорок пятого

Кружилась в вальсе вместе с солдатами.

И маршалы счастливых слез не прятали,

Победною весной сорок пятого! (2 раза)

Поем мы песню про землянку и про синий платок,

Споем мы песню про смуглянку и дунайский венок.

Про то, как три танкиста смело побеждали в бою,

И песню про Катюшу я, конечно, спою!

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег, на крутой! (2 раза)

По главной улице с оркестром мы сегодня пройдем,

Весна и радость постучат сегодня в каждый наш дом.

Под мирным небом пусть живет моя любимая страна,

Пускай цветущей и поющей будет каждая весна!

Припев.

Мир! Весна! Победа!

Баллада о солдате

Полем, вдоль берега крутого,
Мимо хат,
В серой шинели рядового
Шел солдат.
Шел солдат, преград не зная
Шел солдат, друзей теряя,
Часто, бывало,
Шел без привала,
Шел вперед солдат.

Шел он ночами грозовыми
В дождь и град
Песню с друзьями фронтовыми
Пел солдат.
Пел солдат, глотая слезы,
Пел про русские березы,
Про кари очи,
Про дом свой отчий,
Пел в пути солдат

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Примокшанская средняя общеобразовательная школа»

Ковылкинского муниципального района

Республики Мордовия

«Ты же выжил солдат…»

Руководитель: Звонарева Екатерина Александровна

п.Примокшанский

1.Введение______________________________________________3

2.Основная часть_________________________________________

3.Выводы ________________________________________________8

5.Список литературы_______________________________________10

6. Приложение ____________________________________________11

Введение

Великая Отечественная война стала самым тяжелым испытанием в истории нашего государства. По разрушениям и количеству погибших людей она превзошла все вместе взятые войны, когда - либо пылавшие над нашей многострадальной страной. Советский Союз вынес эту тяжелую и длительную войну. Города и села на огромных пространствах лежали в руинах, частично разрушили или сожгли 1710 городов, свыше 70 тысяч поселков и деревень. Около 30 миллионов человеческих жизней советских людей унесла эта самая кровопролитная война в истории человечества.

В настоящие время молодежь мало знает об истории своей страны. Но ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым днем становится все меньше и меньше, и если не записать и не сохранить их воспоминания, то мы можем потерять невосстановимые материалы о войне, они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив своего следа в истории.

Забывать об этих событиях и о людях, победивших в этой войне, мы просто не имеем права, поэтому я и выбрала эту тему для своей исследовательской работы.

Цель и задачи моей работы :

Изучить историю жизни ветерана Великой Отечественной войны, нашего земляка- Дёмина Михаила Степановича.

Воспитать у сверстников чувства патриотизма и гордости за героическое прошлое своей страны, народа, а также чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины

Объект исследования:

Объектом моего исследования являются собранные материалы о земляке - ветеране Великой Отечественной войны

Предмет исследования:

Методы исследования:

В исследовании был использован метод опроса, интервью, источниковедческий анализ. Проводилась работа с материалами из сельской библиотеки.

Тема моей исследовательской работы очень узкая, она касается только одного земляка – ветерана нашего поселка. Поэтому обобщено информации относительно немного. В своей работе я использовала воспоминания ветерана, материалы, накопленные в сельской библиотеке. Документы, которые хранятся в семейных архивах родственников.

Самое главное, я поняла, что всё уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.

2.Основная часть

2.1.Наш земляк – участник Курской битвы.

Я хочу рассказать о жителе нашего посёлка, ветеране Великой Отечественной войны, Дёмине Михаиле Степановиче, который смог пройти все тяготы войны и дожил до нашего времени. Это мужчина сильный духом и жизненной энергией. В этом году ему исполнилось 90 лет. Всякий раз, вспоминая войну, мы неизбежно возвращаемся к её началу.

Родился Михаил Степанович 16 февраля 1925 годав селе Самаевка Ковылкинского района, в семье рабочих. Война началась, когда Михаилу Степановичу было 17 лет. К этому времени он закончил Самаевскую школу и поступил в фабрично- заводское училище.

Михаил Степанович вспоминает, что по местному радио поступило неожиданное сообщение о том, что 22 июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города. Как было страшно это слышать людям! Внезапность удара имела большое значение. Русские держались с твёрдостью и упорством.

Война это всегда горе для всех. Двух его братьев в первый же день забрали на войну. Старший брат Николай воевал с Германией, а потом его перевели на восток воевать с Японией, а средний брат Ефим воевал под Москвой. Подошёл призывной возраст и Михаила Степановича.

Свой боевой путь он начал в 18 лет, т.е. в 1942 году он попал на Донской фронт. В течение двух с половиной месяцев был на передовой, участвовал в боях под Сталинградом. Затем был направлен в батальон, который дислоцировался на Орловско-Курской дуге. Здесь вскоре начались ожесточенные бои.

Михаил Степанович был танкистом и принял участие в сражении под Прохоровкой. Он с ужасом и болью вспоминает: «Страшно было. Неба не было видно, горели танки, в небо шел дым, копоть, к концу дня на поле остались обгорелые останки танков, их было около тысячи, немецких и наших. А сколько в этих танках погибло людей!». И мне хочется рассказать вам историю, которая мне запомнилась на всю жизнь, и до сих пор снится мне во снах: «Моя основная профессия- это танкист. А вообще судьба была странная, она бросала меня с фронта на фронт, из положения в положение. Но в основном я танкист, наиболее тяжелые события для меня связаны с моим танком. По нам начали бомбить. Снаряд пробил нам бак. Топливо вылилось в танк. А вот следующий снаряд пришелся мне в плечо, я боль даже не почувствовал. Он прошел вскользь, но ямка у меня тут осталась. В танке была темнота. Но мы уже научились видеть в темноте. Следующий снаряд вошел моему товарищу в руку. Потом я увидел как он хрипит, снаряд ударил его в горло. Командир вытащил его на улицу и потащил к другому танку. Наш танк был подбит уже, он не двигался. Мы остались вдвоем с товарищем. Но в это время фашисты ударили по нашему танковому полку, мы стояли метрах в 15- 20 от него. Снаряды взрывались фонтанами и после этого я уже их не видел (раненого и командира) их наверное там убило. Вот в этом бою я и получил тяжелое ранение и меня отправили в госпиталь в г.Кузнецк Пензенской области. Затем я был направлен в батальон для выздоравливающих».

В минуты затишья между боями, в окопах, в воронках из-под бомб Михаил Степанович писал письма домой матери и братьям на фронт. Написанные письма складывал в “солдатский треугольник”, писал адрес назначения, вместо обратного адреса писал № полевой почты. О чём думал солдат, когда, склонившись над листом бумаги, торопливо сочинял письмо домой? Он спешил рассказать о солдатском своем житье. Главная забота Михаила Степановича – успокоить близких, сообщить, что он жив, здоров, воюет, бьёт врага, и заверить, что вернётся с победой.

Отдых солдатам был необходим, хотя бы короткий. Иначе невозможно выдержать чудовищное напряжение. И тогда звучали на войне шутки, пелись весёлые песни. При встрече Михаил Степанович исполнил нам известную любимую песню «Катюша». Песни во время войны поднимали настроение.

После выздоровления он был направлен в 3 танковую гвардейскую часть, в Белоруссию. Там он и узнал об окончании войны. Хотя все давно знали, что день победы близок, но всё же утро 9 мая произвело большие изменения в душах людей. Прошёл страх, пришло спокойствие, пришла радость, пришёл мир, вселился покой. Было обыкновенное солнечное утро 9 мая. Вдруг поступило сообщение из штаба: "Победа! Победа!" Все радостные, со слезами на глазах выбежали на улицу. Это были слёзы радости, все обнимались и целовались. Для Михаила Степановича это был самый счастливый день в его жизни.

После окончания войны Михаил Степанович вернулся в родное село и трудился на благо родного колхоза. В 1952 году Михаил Степанович создал семью. В браке у него родилось 2сына и 2 дочери.

Нам было понятно насколько Михаилу Степановичу было тяжело вспоминать о тех страшных военных годах.

Сквозь слёзы ветеран вспоминал о самой кровопролитной в истории человечества войне. Сколько молодых, ни в чем не виновных солдат погибло? Матери со слезами на глазах провожали своих сыновей на фронт. Они не могли подумать, что видят своих сыновей последний раз. Каждая мать надеялась и верила до последнего, что именно её сын сможет отстоять свое Отечество, выдержит тяготы войны, и вернется домой. Но, увы, вернулись десятки, а то, и меньше.

Участник Великой Отечественной войны ветеран Дёмин Михаил Степанович награждён боевыми наградами, которые напоминают ему о славных страницах борьбы с врагами Отечества, а именно:

Награды:

орден Отечественной войны II степени,

медали «Курская битва 1943-2003» к 60-летию курской битвы,

«Фронтовик 1941-1945гг.»,

«25 лет Победы в Великой Отечественной войне»,

«60 лет Победы».

3. Выводы

При изучении и анализе сохранившихся в архиве документов и наград ветерана, я узнала:

О тяжелых испытаниях, которые легли на плечи нашего земляка в военные годы;

Судьба Дёмина Михаила Степановича, судьба всех тех, кто защищал свою Родину - яркое отражение истории нашей страны.

Нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.
По словам Михаила Степановича, война оставила глубокий след в его душе, подорвала его здоровье. Она научила его по-настоящему ценить жизнь, дружбу, сделала его волевым человеком, серьезным, и ответственным.

При беседе с ветераном я переживала страх, грусть за тех, кто погиб на войне и не вернулся к родным. При записи его воспоминаний хотелось заплакать от гордости за него, за то, что у нас счастливое детство.

4. Заключение

Тема трагической судьбы людей никогда не будет исчерпана. Я не хочу, чтобы повторились ужасы войны. Пусть мирно растут дети, не пугаясь взрывов бомб, пусть не повторится война, чтобы не пришлось матерям плакать о погибших сыновьях. Человеческая память хранит в себе и опыт многих живших до нас поколений, и опыт каждого. Пусть же эта память и опыт учат нас добру, миролюбию, человечности.

Но на нашей планете есть и такие уголки, где рвутся бомбы, погибают люди. И мы, продолжая дело дедов и прадедов не должны допустить мировую военную катастрофу; не напрасно проливали кровь, защищая мир солдаты Второй мировой войны!

Девятое мая наполняет сердца гордостью за подвиг многонационального советского народа, выигравшего битву с фашизмом, и печалью: миллионы сыновей и дочерей Отечества навсегда остались лежать в своей и чужой земле. Для нашей Родины всегда будет светлым майский день 1945 года. И наш человеческий долг, поздравляя друг друга с праздником, всегда помнить о тех, кто воевал, защищал Родину от врагов, кого нет с нами, кто погиб на этой войне, ведь без их мужества и стойкости не было бы нас!

«Я знаю поздно или рано,

Лавиной в сердце хлынет грусть,

Уйдут из жизни ветераны

И вздрогнет горестная Русь!

Не потому, что тяжко будет

Без дедов продолжать житье,

А потому, что эти люди

Из пепла вынесли её».

5.Список литературы

    Архивные документы и фотоматериалы ветерана ВОВ.

    Великая Отечественная война. Цифры и факты. Под редакцией Г.Ф.Кривошеева. М., «Просвещение», 1995 год. Стр.5-6.

    Г.К.Жуков. Книга «Воспоминания и размышления».

    История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.М., 1960.Т.1. Стр.352 -353.

    Минасян М.М. и др. Великая Отечественная война Советского Союза. Краткая история. Военное изд-во Министерства обороны СССР, М., 1965 год. Стр.69.

    Е. В Малашевич «1418 дней Великой Отечественной Войны». Москва- Феникс. 2010год.

    Большая Российская энциклопедия. Научно – редакционный совет. Москва. Научное издание. 2004год.

    Великая Отечественная война, 1941-1945: Словарь- справочник под общ. Редакцией М.М. Кирьяна1985 год. Стр 240-242

    Летопись Великой Отечественной 1941-1945 Краткая иллюстрированная история для юношества В. Таборко 1985год. Стр 188.-196.

На сцене стоит класс кадетов Крыловской школы:

1й:
Просил я, играя погоном.-
Как ты по Берлину скакал на коне
С казачьим лихим эскадроном».

2й: Достав из кармана расшитый кисет,
Цигарку скрутив очень скоро
Отец обстоятельный дал мне ответ,
Как бился с фашистскою сворой,
Как фрицы убили лихого коня,
Как шел сквозь военные грозы…

1й: И долго стояли в глазах у меня
Скупые отцовские слезы.

3й: «Отец, расскажи о прошедшей войне,-
Просил меня сын мой однажды.-
Тебя из Афгана везли на броне,
Представлен ты к ордену дважды».

4й: Достав из платочка осколки гранат,
Где я их храню постоянно,
Я сыну сказал, что есть город Герат -
Жемчужина Афганистана.
И там, защищая Афганский народ,
Мы с «духами» насмерть сражались…

3й: С отцом помянули погибший мы взвод
И крепко друг к другу прижались.

5й: «Отец, расскажи о прошедшей войне,-

6й: Мой внук обращается к сыну.-

5й: Ведь ты воевал в этой самой Чечне,
Бандит расстрелял тебя в спину.

6й: И сын мой поведал сынку своему,
Как пал, прикрывая солдата,
Как смерть обмануть помогали ему
Врачи полевого санбата.
Как вынес его с поля боя комбат.
И силы спасли молодые…

5й: Три женщины, слушая, молча сидят,
Все три почему-то седые…

Исполняется песня «Солдаты России» -кадеты.

Вед:
Все помнится, ничто не позабыто,
Все помнится, никто не позабыт.
И днем и ночью в чаще из гранита
Святое пламя трепетно горит.
Неугасима память поколения
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновение
И в скорби постоим и помолчим.

Звучит метроном. Сводка о героях страны.

1. Иван Данилович Черняховский (16 (29) июня 1906 — 18 февраля 1945) — выдающийся советский военачальник, генерал армии, дважды Герой Советского Союза.
. Самый молодой генерал армии и самый молодой командующий фронтом в Истории Советских Вооруженных Сил.
. «В лице тов. Черняховского, — говорилось в сообщении ЦК ВКП(б), СНК СССР и Наркомата обороны, — государство потеряло одного из талантливейших молодых полководцев, выдвинувшихся в ходе Отечественной войны»

2. Никитич Юрий Иванович,
8 января 1995 года, во время прорыва к президентскому дворцу в Грозном, подразделение Никитича наткнулось на замаскированные огневые точки. Завязался бой. Капитан Никитич своим телом закрыл ствол безоткатного орудия противника. Погиб мгновенно, но взорвалась и бронемашина с 11-ю боевиками.
Посмертно присвоено звание Герой Российской Федерации.

3. Степан Савельевич Гурьев (1902—1945) — Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, гвардии генерал-майор.
Командир 16-го гвардейского стрелкового корпуса гвардии генерал-майор Гурьев умело организовал боевые действия частей корпуса в Восточно-Прусской операции.
После ожесточённых боёв войска корпуса 6 апреля 1945 года прорвали внутренний обвод обороны города Кёнигсберг (ныне — Калининград) и, овладев южной частью города, вышли к реке Прегель.
После разгрома гитлеровцев в Кёнигсберге корпусу Гурьева была поставлена задача — уничтожить остатки гитлеровских войск в районе военно-морской базы Пилау (ныне Балтийск). 22 апреля 1945 года, через три дня после Указа о присвоении звания Героя, в бою на Земландском полуострове, генерал-майор Гурьев погиб.
Похоронен в Калининграде на мемориале 1200 гвардейцам.
4. Кадырбулатов Рафик Валитович (13 июня 1976 года — 18 апреля 1995 года) — стрелок отряда специального назначения «Росич», рядовой, Герой Российской Федерации (посмертно).
18 апреля 1995 года группа бойцов отряда «Росич» попала в окружение на Лысой горе под Бамутом. Рядовой Кадырбулатов, прикрывая правый фланг обороны, сдерживал натиск превосходящих сил противника. Уничтожил в бою 12 боевиков. Получив тяжёлое ранение, продолжал вести бой. При попытке взятия в плен, подорвал гранатой себя и трёх боевиков.
5. Степан Кузьмич Нестеров (1906—1944) — Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, гвардии полковник.
Заместитель командира 2-го гвардейского Краснознамённого Тацинского танкового корпуса (3-й Белорусский фронт) гвардии полковник Степан Нестеров в октябре 1944 года возглавил форсирование соединениями и частями корпуса реки Писса в районе населённого пункта Кассубен, расположенного в 14-и километрах южнее города Шталлупёнен, ныне город Нестеров, и обеспечил их дальнейшие успешные действия.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии полковнику Нестерову Степану Кузьмичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Гвардии полковник Степан Кузьмич Нестеров похоронен с воинскими почестями в парке города Каунас (Литва).

6. Афганистан
Игорь Владимирович Чмуров (р. 25 апреля 1966, Ярцево) — Герой Советского Союза, десантник, сержант.
…Очень тяжёлый это был бой. Душманы прорывались к выходу из ущелья. осколки снарядов и скал свистели над головой. Патроны в пулемёте были на исходе, когда я заметил: душманы зашли нашему взводу в тыл. Бедро пронзила острая боль. И тут замолк пулемёт, кончился боекомплект. Тишина. Последнее, что я запомнил — лицо душмана, выглянувшего из-за скалы в нескольких шагах от меня. У меня ещё оставалась граната… Вражеская атака захлебнулась.…

7. Ладушкин Иван Мартынович - 1922-1945гг.
Командир танковой роты гвардии лейтенант Ладушкин получил приказ поддержать атакующую пехоту и овладеть опорным пунктом.
У населённого пункта Дёйч Тирау (ныне - посёлок Иванцево Багратионовского района) завязался тяжёлый бой.
Без предварительной подготовки, смело рывком танкисты ворвались на окраину поселка.
От прямого попадания снаряда загорелась машина Ладушкина. Кабина наполнилась дымом, но экипаж продолжал стойко сражаться, метко поражая появляющиеся цели. Раненный, обожжённый, в дымящемся комбинезоне, гвардии лейтенант выскочил из машины, на ходу пересел в другую, и в шлемофонах снова зазвучал его голос. Всю ночь не прекращался бой. Опорный пункт был взят.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии лейтенанту Ладушкину Ивану Мартыновичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Похоронен Герой в городе Людвигсорт, который с 1946 года носит его имя - город Ладушкин.

8. Алдар Баторович Цыденжапов (4 августа 1991, Агинское, Агинский Бурятский автономный округ, СССР — 28 сентября 2010) — матрос Тихоокеанского Флота России, погибший во время несения службы на эсминце «Быстрый». Предотвратив ценой своей жизни крупную аварию на военном корабле, он спас от возможной гибели само судно и экипаж в составе примерно 300 человек. Герой Российской Федерации посмертно.

9. Гусев Сергей Иванович -1918-1945гг.
1 января 1945 года советская артиллерия обрушила тысячи тонн металла и огня на головы врага, вперёд двинулись танки и пехота - начался Гумбинненский прорыв. На Гумбиннен была нацелена 130-я стрелковая дивизия.
«Во время боя на подступах к Гумбиннену 18 января 1945 года Сергей Иванович Гусев принял на себя командование одной из рот.
Он заменил командира, погибшего в бою, и повёл бойцов в атаку. Погиб, когда схватка с фашистами перешла в рукопашную. В память о замполите Гусеве городу Гумбиннену 7 сентября 1946 года присвоено его имя».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Гусеву Сергею Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

10. Раушан Мухамедович Абдуллин (1988, Нариманово, Тюменская область — 8 августа 2008, Цхинвал, Южная Осетия) — разведчик-сапёр отряда специального назначения 10-й отдельной бригады специального назначения Северо-Кавказского военного округа, рядовой.
8 августа 2008 года в составе отряда специального назначения 10-й отдельной бригады специального назначения Северо-Кавказского военного округа рядовой Р. М. Абдуллин находился в составе батальона миротворческих сил, который принял первые удары грузинских войск. Осколок снаряда перебил ему ноги. Получив осколочное ранение, рядовой Р. М. Абдуллин, ценой своей жизни уничтожил танк противника, обстреливающий позиции военнослужащих батальона и мирных жителей. Солдат погиб от потери крови на поле боя.
Указом 9 сентября 2009 года присвоено звание Герой Российской Федерации посмертно.

11. Герои Советского Союза
За время существования СССР звания Героя Советского Союза были удостоены 12 тысяч 775 человека (из них 3266 посмертно)

12. Герои Российской Федерации
Общее число награждённых составляет 982 человека, из них 445 награждены посмертно.

Существенную часть Героев России составляют участники Великой Отечественной войны, по тем или иным причинам не получивших своих наград своевременно.

Почти половину награждённых составляют участники Чеченских войн.

Чтец:
Погибшие живут среди живых, ушедшие ушли, чтобы вернуться.
Во всех сердцах, во всех домах людских неслышные шаги их раздаются.
Забыть их - значит их предать!
Стать равнодушным хуже, чем убийцей.
И не чугун, не бронза, не гранит, которые не раз бывали лживы,
А память поколений их хранит, вот почему посмертно они живы!
Мы учимся сегодня, чтобы завтра строить,
Чтоб небосвод был вечно голубой.
Нет, не забудем никогда героев,
Что ради жизни шли в бессмертный бой.

Исполняется песня «Россия, береги своих мальчишек»

Вед:
Письма с фронта, - какие вы разные.
Со слезами и смехом порой.
Письма с фронта такие желанные -
Вы не все ведь попали домой…

Исполняется песня «Лизавета» -

На сцену выходят дети и зачитывают письма с фронтов
1. Что видел солдат на той войне?
2. О чем он писал семье?
3. Чем жил? О чем думал? Скучал по семье, по детям...
4. Воевал... Радовался и жил, сколько мог...
Вед: И еще. Чувствовал, что не вернется домой...
Одна была у солдата радость - письма из дома. А домой
солдат тоже писал, но писал так, чтобы не волновались.
1942 год битва под Москвой в разгаре, солдат в окопах, и он ни слова о войне...
5. По штемпелю 1942 г. Москва
Воронежская область. Новожизненский Пос. "Красный луч", Тормышовой Прасковье Степановне
3 батальон, 7 рота.
Здравствуйте, Папа, Мама, Маруся, Паша, бабушка, Валя и Станислав.
Привет вам из Москвы от Феди. Живу в данное время ничего.
Письма ваши получил. 2 письма Марусины и Пашины, которые вы писали 12
марта, за что большое спасибо.
И я так был рад вашим письмам, и как вы пишите на мое
письмо. Пришлось вам поплакать немного.
Да и на ваше письмо у меня тоже слезы из глаз полились от невыдержки.
Я соскучился по детям Вале и Станиславу, всему дому, а что касается моей жизни, то, по моему вам известно в каких условиях живут бойцы. То есть пример тот же, что у нас в лесу жили бойцы
летом в землянках, а мы на зимних квартирах, а что остальные условия - одни и те же.
6. Нина, я тебя сейчас вижу на тропинке теряющейся в высокой волнующейся ржи (а может быть и травы - не понял из твоего письма). Ты идешь по нему к школе. Как хочется встретить тебя на ней.
Поговорим о положении страны. Знаешь сама, начались жестокие кровопролитные бои за юг, за тучные колосившиеся жнивы центральных просторов нашей земли русской, сейчас стоит вопрос «мы или они?» Идет борьба за жизнь. Очевидно, исход начавшихся решит судьбу войны. Либо немцы будут разбиты и покатятся на запад, либо же… нет второго быть не может. Они в своем последнем наступлении захлебнутся в собственной крови. Да, я верю в это, ибо хочу. Черт взял, ведь под Воронежем он, у стен, а так же в районе Ростова, Новочеркасска. Как близко! Дальше не должны его пропустить. Не должны допустить его ко всем богатствам, нужным для обороны страны. Нет. До свидания.
7. Ты знаешь, Анюта, я сейчас на жизнь смотрю как-то несколько иначе. Кое-что в ней новое интересное нахожу. Раньше на это внимание не обращал. Теперь же то же рисуется в другом свете.
Часто, когда отдохнешь и есть свободное время, мысленно перекидываешься в гражданку. Вот, мол, кончилась война, отпустили из армии. С чего бы начал свою жизнь? За что бы сначала взялся? «Что бы ты стал делать?» - спрашиваю у товарища. То-то и то-то. «А ты?» - спрашиваешь другого. «А я, говорит, стал бы опять по-прежнему пасти скотину, ходить по домам обедать. А каждая хозяйка сготовит самое лучшее», - и начинает рассказывать, что он кушал, каким он приходил домой по праздникам, схватив то в одном доме, то в другом по стаканчику.
«После войны, жив буду, опять так заживу», - заканчивает он.

Посылаю не оконченным письмо.
Да кончать не знаю уж чем.
С приветом Борис.

8. Я убит подо Ржевом в безымянном болоте,
В пятой роте на левом, при жестком налете.
Я не слышал разрыва, я не видел той вспышки,-
Точно в пропасть с обрыва - и ни дна, ни покрышки.

9. Знаю, в сердце у тебя тревога, - нелегко быть матерью солдата!
Знаю, все ты смотришь на дорогу, по которой я ушел когда-то.
Знаю я, морщинки глубже стали, и чуть-чуть сутулей плечи…
Нынче насмерть мы в бою стояли, мама, за Победу, и за нашу встречу.

Исполняется песня «И она ответила - Победа!» -

Вед:
Много песен о войне звучало,
Только нет для нас дороже той,
Песни, что в шинели прошагала
Долгою дорогой фронтовой.
Мирною весною родились мы,
Но звучит гармонь по вечерам -
И приходят песни, словно письма,
С фронта адресованные нам.

ЧАСТУШКИ -

Исполняется военное-поппури.

Чтец:
Спасибо вам, ветераны, - солдаты минувшей войны
За ваши тяжелые раны, за ваши тревожные сны.
За то, что отчизну спасли вы, сыновнему долгу верны,
Спасибо, родные, спасибо, от тех, кто не знает войны!

Исполняется песня «Ты же выжил солдат»

Калининград
Я не полз к нему под огнем, не лежал у его черты.
Я апрельским солнечным днем не врывался в эти форты.
И в дыму последних атак, напрягая остаток сил,
Я не видел, как красный флаг над горящим городом взмыл.

Не меня провожала мать с эшелоном первым сюда
Из руин его поднимать в те неласковые года.
Но я сердцем к нему прирос, и своим навсегда назвал.
Стал мне дорог теперь до слез этих улиц каждый квартал.

Для меня, хоть мало здесь жил, каждый метр земли этой свят,
Ведь в любой из братских могил наши русские люди спят.
Ветер с моря резок и свеж, гонит к западу облака…
Здесь России моей рубеж - значит, городу жить века!

Вед: Этот год знаменателен для нашей области, 65 лет со дня образования калининградской области. Старожилы хорошо помнят, что представляла собой эта земля после войны. Выжженные города и поселки, разрушенные фабрики и заводы. Кругом воронки от бомб и снарядов.
чтец:
Переселенцев поезда шли к нам из Брянска и Тамбова.
И были первые суда, и были первые уловы.
Был первый старенький трамвай,
Был первый плуг, поднявший пашню,
Так начинался новый край,
И так кончался край вчерашний.

Исполняется песня «В славном 45-м»

Чтец:
Разговор с дождем.
Ни дня без дождя, небо полное слез,
А хочется солнца, а хочется звезд…
Но дождь все идет, то прямой, то косой,
То с градом в обнимку, то вместе с грозой.

Ты мне надоел, - говорю я ему,
А он мне: - Я что-то тебя не пойму,
Бранишь ты меня, проклинаешь ты град,
Зачем же ты выбрала Калининград?

Я зонтик раскрою, дождю расскажу,
Зачем по земле этой мокрой хожу,
Зачем, побродив по другим городам,
Погреюсь, подсохну - и снова сюда.

В тот город, где я в сорок пятом, весной
В солдатской шинели прощалась с войной,
Где после бомбежек, пожаров, боев
Осталось прописано сердце мое.

Дождь стих, замолчал. Опустила я зонт,
Слегка улыбнулся вдали горизонт.
Последние капли успели сказать:
- Ну ладно, пусть светит. Пойдем отдыхать.

И я повторяю - пусть светит. А если и дождь,
Мой город в любую погоду хорош.
Мой труженик город, мой город солдат.
Зеленокудрый Калининград.

Вальс в исполнении кадетов.

1**Великая Россия, родная наша мать!
Каким высоким словом мне подвиг твой назвать?
Скажи, какой же славой венчать твои дела?
Какой измерить мерой тот путь, что ты прошла?

2** Никто в таком величье вовеки не вставал.
Ты - выше всякой славы, достойней всех похвал!
И все народы мира. Что с нами шли в борьбе,
Поклоном благодарным поклонятся тебе!

3** Поклонятся всем сердцем за все твои дела, ...
За подвиг твой бессмертный, за все, что ты снесла;
За то, что жизнь и правду сумела отстоять,
Великая Россия, родная наша мать!

Исполняется песня «О России»

На сцену выходят все участники концерта

1. Пусть войн не будет никогда,
2. Пусть солнце ярко светит.
3. Пусть слезы высохнут до дна.
ВСЕ: И пусть смеются дети.

Исполняется песня «Не отнимайте солнце у детей»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МЫТИЩИНСКИЙ ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ «МЕЧТА»

ТЫ ЖЕ ВЫЖИЛ, СОЛДАТ…

Сценарий театрализованного представления, посвященного празднованию праздника День Победы

Музыкальный руководитель ЦРИ «Мечта»

г.Мытищи

2012 год

Праздник проводится в АКТОВОМ ЗАЛЕ ЦРИ «МЕЧТА»

АУДИТОРИЯ: воспитанники ЦРИ «МЕЧТА» и приглашенные гости.

ЦЕЛЬ ПРАЗДНИКА: рассказать зрителям о подвигах русского народа, о героизме и мужестве солдат и детей, ровесников воспитанников. Вызвать сопереживание с героями песен и стихов. Напомнить о великой ПОБЕДЕ.

В зале на задней стене прикреплен ЭКРАН, на который в момент представления будут проецироваться слайды. С обеих сторон экрана прикреплены рисунки воспитанников, георгиевские ленты, цветы, сетка маскировочная.

На площадку выходят две ДЕВУШКИ. На экран, закрепленный вдоль стены проецируются слайды «МИРНАЯ ЖИЗНЬ». Исполняют стихи Р.Рождественского

ДЕВУШКА Снова дралась во дворе?

ДЕВУШКА Ага! Мама, но я не плакала!

Вырасту – стану моряком, я уже в ванне плавала!

ДЕВУШКА(«мама») Боже, не девочка, а беда, сил моих больше нету!

ДЕВУШКА(«дочь») Мам, а вырасту я когда?

ДЕВУШКА(«мама») Вырастешь, ешь котлету.

ДЕВУШКА(«дочь») Мама, а купим живого коня?

ДЕВУШКА(«мама») Коня?! Да, что же это делается?

ДЕВУШКА(«дочь») Мама, а в летчики примут меня?

ДЕВУШКА(«мама») Примут, куда ж они денутся!

Ты же из каждого, дочь моя, душу сумеешь вытрясти.

ДЕВУШКА(«дочь») Мам, а правда, что будет война и я не успею вырасти?

ДЕВУШКИ уходят. На площадку выходят «ДАЧНИЦЫ». На экран проецируются слайды «ДАЧА,ЛЕС,ЦВЕТЫ»

ДАЧНИЦА Итак, приезжайте к нам завтра на дачу!

У нас васильки собирай хоть охапкой

Сегодня прошел замечательный дождик

Серебряный гвоздик с алмазною шляпкой.

На Пушкино в девять идет электричка

Послушайте, вы отказаться не вправе

Кукушка снесла в нашей роще яичко

Чтоб вас с наступающим счастьем поздравить.

Вам будет на сцене лесного театра

Вся наша программа показана разом

Чудесный денек приготовлен на завтра

И гром обеспечен и дождик заказан!

На последней строфе выводится фонограмма «ШУМ ДОЖДЯ,ГРОМ» постепенно выводится в «АРТОБСТРЕЛ».Дачницы уходят с площадки.

ФОНОГРАММА «АРТОБСТРЕЛ,НАЛЕТ,ВЗРЫВЫ».Выход мальчиков в военной форме. Под песню Б.Окуджавы «До свидания, мальчики!» проходят и в определенный момент прощально машут руками и поворачиваются спиной к зрителям. СЛАЙДЫ 15-20

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат...

До свидания, мальчики! Мальчики,

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите вы... И все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб - разлуки и дым!

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги... Ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки!

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад...

До свидания, девочки! Девочки,

Постарайтесь вернуться назад!

На площадке остаются пять ЮНОШЕЙ, двое поворачиваются к зрителям.

ЮНОША В час испытаний поклонись Отчизне

По–русски, в ноги и скажи ей:

Мать! Ты жизнь моя, ты мне дороже жизни

ЮНОША С тобою жить!

С тобою умирать!

ЮНОША Люби ее, клянись как наши деды

Горой стоять за жизнь ее и честь

Чтобы сказать в желанный час победы:

И моего тут меда капля есть!

НОМЕР «ЗАЧЕТЫРЕ ДНЯ ДО ВОЙНЫ» Используется реквизит «ОРДЕНСКИЕ ПЛАНКИ» Слайды 21-23 (все ушли с площадки)

Песня «РУССКОЕ ПОЛЕ» СЛАЙДЫ 24-30 . ВЫХОД ДЕВУШЕК в платках и ЮНОША в народном костюме.

ЮНОША Ни тучки- с утра погода

И значит снова тревоги

Октябрь сорок первого года

Неспешно плывет по Волге

Радио, черное блюдце

Тоскливо рычит несчастья

Опять города сдаются

Опять отступают части.

Не быть стране под врагами

А быть ей доброй и вольной

Покуда пшеница с вами

Покуда хлеба довольно!

НОМЕР «ТАНКИ» ЛЮБЭ - «А поле боя держится на танках».

А поле боя держится на танках,

Взревут моторы и сверкнёт броня.

По грязи, по оврагам полустанков,

Прорвут любую линию огня. И дрогнет враг от танковой атаки,

Р убеж непроходимый будет наш.

По сотне грамм из запылённой фляги,

За танк родной поднимет экипаж. И за Урал седой творца победы,

Танкисты не забудут помянуть.

Пускай без нас скучают лазареты,

Приказ получен завтра снова в путь.

Уходят танки стройные колонны,

уходят танки в ковылях сухих.

И над землёй от битвы раскалённой,

Зарницы звонко провожают их. А танк он не за звёзды на мундире,

Под Прохоровкой ранен был в бою.

Спасибо тебе Т-34, за боевую молодость мою. Приказ получен с песней под тальянку,

Танкистам эх, закат или рассвет.

И по другому не бывает, нет.

Ведь поле боя держится на танках,

И по другому не бывает, нет.


Перед девочками выходят юноши и держат в руках черные балки (как винтовки). СЛАЙДЫ 31-36 . МАЛЬЧИКИ в конце номера собирают(из балок) противотанковые «ежи»,ставят их на сцену. Девушки ушли.

ЮНОША Сгорели в танках мои товарищи(СЛАЙД 37)

До пепла, до золы дотла.

Трава, пол-мира покрывающая

Из них, конечно, проросла.

Мои товарищи на минах

Подорвались, взлетели ввысь,

И много звезд -далеких, мирных

Из них, моих друзей, зажглись!

ВСЕ УШЛИ. «ПРОТИВОТАНКОВЫЕ ЕЖИ» остаются на площадке. СЛАЙДЫ 38-40 «КОНЦЕРТ В ОКОПЕ». Выходят ЮНОША и ДЕВУШКА.

ЮНОША Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!

ДЕВУШКА Со штыком и пулей вместе

Песня жалит, песня бьет

Подпевают нашей песне

Пулемет и самолет!

ЮНОША и ДЕВУШКА уходят.На площадку выходят «ПАРТИЗАНЫ» с гармошкой и гитарой. Один с забинтованной головой, другой с «раненой» рукой на перевязи. Они исполняют песню «В ЗЕМЛЯНКЕ» музыка К. Листова, слова А.Суркова. В момент исполнения проецируются слайды 41-44(либо попурри

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега...
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

Приход военного почтальона приносит письма(треугольные).СОЛДАТЫ получают письма, разворачивают, «читают». Проецируются СЛАЙДЫ 45-48)

НОМЕР «ПОЗОВИ МЕНЯ ТИХО ПО ИМЕНИ»(музыка И.Матвиенко, слова А.Шаганова)

Позови меня тихо по имени
Ключевой водой напои меня
Отзовется ли сердце безбрежное
Несказанное, глупое, нежное
Снова сумерки входят бессонные
Снова застят мне стекла оконные
Там кивают сирень и смородина
Позови меня, тихая Родина
Позови меня, на закате дня
Позови меня, на закате дня
Позови меня, грусть печаль моя, позови меня
Знаю, сбудется наше свидание
Затянулось с тобой расставание
Синий месяц за городом прячется
Не тоскуется мне и не плачется
Колокольчика ль дальнее эхо ли
Только мимо с тобой мы проехали
Напылили кругом, накопытили
Даже толком дороги не видели
Позови меня, на закате дня
Позови меня, грусть печаль моя, позови меня
Позови меня, на закате дня
Позови меня, грусть печаль моя, позови меня
Позови меня тихо по имени
Ключевой водой напои меня
Знаю, сбудется наше свидание
Я вернусь, я сдержу обещание...

ПОЧТАЛЬОН читает стихи. СЛАЙДЫ 49-54

ПОЧТАЛЬОН В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?

Нам в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом паспорта!

Я только раз увидел рукопашный

Раз- наяву. И сотни раз -во сне….

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Фонограмма ФАНФАРЫ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» .СЛАЙДЫ 56-59

ОБЩИЙ ВЫХОД ВСЕХ.

ЮНОША Война, проклятая война!

Кому она нужна- скажите?

Ведь жизнь на радость нам дана…

От войн, от бед ее храните…

ЮНОША В девяностых рождены

Войны не знали мы, но все же

В какой-то мере все мы тоже

Вернувшиеся с той войны.

ЮНОША Не знаем пушек канонады

Не знаем ужасов блокады

Одно мы знаем: нам не надо!

Войны не надо!

ВСЕ Нет! Не надо!

ПЕСНЯ «Ты же выжил, солдат!» (ФОНОГРАММА )

Пролетели года,
Отгремели бои,
Отболели, отмаялись
Раны твои,
Но, великому мужеству
Верность храня,
Ты стоишь и молчишь
У святого огня.

Ты же выжил, солдат,
Хоть сто раз умирал,
Хоть друзей хоронил,
И хоть насмерть стоял.
Отчего же ты замер -
На сердце ладонь?
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь.

Говорят, что не плачет
Солдат - он солдат,
И что старые раны
К ненастью болят.
Но вчера было солнце
И солнце с утра...
Что ж ты плачешь, солдат,
У святого костра?

Ты же выжил, солдат,
Хоть сто раз умирал,
Хоть друзей хоронил,
И хоть насмерть стоял.
Отчего же ты замер -
На сердце ладонь?
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь.

Посмотри же, солдат, -
Это юность твоя,
У солдатской могилы
Стоят сыновья.
Так о чем же ты думаешь,
Старый солдат?
Или сердце болит,
Или раны горят...

Ты же выжил, солдат,
Хоть сто раз умирал,
Хоть друзей хоронил,
И хоть насмерть стоял.
Отчего же ты замер -
На сердце ладонь?
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь.

Ты же выжил, солдат,
Хоть сто раз умирал,
Хоть друзей хоронил,
И хоть насмерть стоял.
Отчего же ты замер -
На сердце ладонь?
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь.

После песни все участники исполняют песню «МОЯ РОССИЯ» Музыка Г.Струве, слова Н.Соловьевой.Все машут георгиевскими ленточками, ветками сирени(цветов), флагами России. СЛАЙД 61

У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.

Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей

Кто выходит

слайд

Музыка,

шум, фон свет

ответственный

Примечание

КРИСТИНА и ГАЛЯ

Слайды с 1 по 5

Иванцова О.Д.

Попова Е.И. и АЛЬБИНА

6-14 последний СИРЕНЬ

Шум дождя

взрывы

Попова Е.И.

ХОВАНСКИЙ

АЛЕКСАНДРОВ

ГОЛЕНКОВ

ГОЛУБЯТНИКОВ

ГРИЦАЕВ

ПАЛАТНЫЙ

Слайды 15-20 последний ВАГОН с СОЛДАТАМИ

«До свидания,

мальчики»

Иванцова О.Д.

Реквизит ОРДЕНСКИЕ ПЛАНКИ

ГРИЦАЕВ

ГОЛУБЯТНИКОВ

АЛЕКСАНДРОВ

ГОЛЕНКОВ

ХОВАНСКИЙ

21-23

За четыре дня до войны

Иванцова О.Д.

БАЙКОВА

СУХОЛИТКО

ХВОСТЕНКО

КРИСТИНА

СВЯТЧЕНКО

КАРАПУЗОВ

24-30

Русское поле

Воспитатели

ПАЛАТНЫЙ

ХОВАНСКИЙ

АЛЕКСАНДРОВ

БЕЛЯКОВ

РЫЖОВ НИКОЛАЕВ

31-36

Последний

БЕЙ,ФАШИСТОВ

ЛЮБЭ «А ПОЛЕ БОЯ ДЕРЖИТСЯ НА ТАНКАХ

ПАЛАТНЫЙ

37 слайд

РЫЖОВ

ИЛЮХОВА

Нагорный

ГРИЦАЕВ

РОГОВ

САВИЦКИЙ

38-40

41-44

В Землянке

(поют)

Иванцова

Колерова

Гитара

Гармошка

Перевязь

НАГОРНЫЙ

МАСКОВ Егор

45-48

Позови мен тихо по имени

Письмо треугольные

МАСКОВ

49-55

СТИХИ

ВЫХОД ВСЕХ

56-60




Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...