Исследовательская работа "Во всех нарядах ты, природа, хороша!".

Ответ оставил Гость


ПРИРОДА Увы, я думаю порой, Чем прежде был мой край родной! Одна природа величаво Хранит его былую славу, Но в запустенье скорбных дней Мне милый край еще милей. Вальтер Скотт. 1805 Перевод Т. Гнедич САМАРИН Песнь последнего менестреля
ПРИРОДА Уже в последний раз приветствовать я мнил Великолепную природу. Хвала тебе, мой бог! ты жизнь мне возвратил, И сердцу гордость и свободу! Николай Гнедич 1819 К ПРОВИДЕНИЮ
ПРИРОДА Я взял с собой "Столичную", Нехитрый закусон. Погода тут отличная, В тенечке - самый сон. Борис Камянов 1970 На подмосковной станции
ПРИРОДА - "А я их и не знал ниже по именам! - Ответствует ему смиренно сельский житель. - Природа мне букварь, а сердце мой учитель. Вселенну населил животными творец; В науке нравственной я их брал в образец; Иван Дмитриев 1805 МУДРЕЦ И ПОСЕЛЯНИН
ПРИРОДА Без цели мчаться по полям пустым, И слушать волн немолчное журчанье, И всё мечтать - не значит быть одним... То - разговор с природой и слиянье, То - девственных красот немое созерцанье!. . Алексей Апухтин. 1858 ИЗ БАЙРОНА Мечтать в полях, взбегать на выси гор,
ПРИРОДА В картине вянущей природы Я вижу роковой намек, Как увядают дни и годы, Как увядает человек. Петр Вяземский 1845 Когда я был душою молод,
ПРИРОДА Власть безграничная природы Нам потому не тяжела, Что чувство видимой свободы Она живущему дала. Самуил Маршак
ПРИРОДА Всех дарований и достоинств тьму Ей отпустила щедрая природа, И лишь закон в правах ей отказал. И вот она - в изгнанье. Мне велели От близких увезти ее тайком И вскорости на острова доставить. Иоганн Вольфганг Гете. Перевод Н. Вильмонта ВНЕБРАЧНАЯ ДОЧЬ 1801-1803
ПРИРОДА Не сопротивлюся нимало я природе, Когда она велит, тогда я и пою. Коль скоро воспретит, тотчас перестаю. А противляться ей у дураков лишь в моде: Им это сродно, Чтоб мучаться бесплодно И против ней идти, когда ей неугодно. Михаил Попов (1742 - ок. 1791) СОЛОВЕЙ 1773
ПРИРОДА Но для чего свои дары природа Так щедро расточила, населив Зверями и растениями сушу, А море - рыбою, как не затем, Чтоб вкус наш любознательный насытить? Зачем она мирьядам червячков Прясть шелк велела на станках зеленых И камни драгоценные сокрыла Во чреве у себя, как не затем, Чтобы своих детей украсить? Джон Мильтон. Перевод Ю. Корнеева КОМОС
ПРИРОДА Стыдя спесь общества, ты оправдал природу; В неволе ты душой уразумел свободу, И целью смелою начертанный твой стих Векам изобличит гонителей твоих. Петр Вяземский 1819 СИБИРЯКОВУ

Бор сосновый в стране одинокой стоит;

В нем ручей меж деревьев бежит и журчит.

Я люблю тот ручей, я люблю ту страну,

Я люблю в том лесу вспоминать старину.

Алексей Толстой

Примером беззаветной любви к Родине и служения ей является для всех нас отношение к родному краю нашего замечательного земляка, поэта, про­заика и драматурга Алексея Константиновича Толстого. На страницах этой книги ты не раз встретишь имя писателя. «Рыцарь добра и красоты», - так называли современники А.К. Толстого. Его привязанность к малой родине с годами лишь крепла. Он приезжал в свои имения, чтобы побывать наедине с природой, облегчить физические недуги, отдохнуть душой, насладиться творчеством. Отойдя от государственной службы, он поселился в Красном Роге вместе с женой Со­фьей Андреевной, осуществив свою давнюю мечту. «Жизнь в этом крае давала крылья поэзии Толстого, наполнила ее своим содержанием, своими темами и идеями, чувствами и настроениями, своим гуманиз­мом и оптимизмом» (Г.И. Стафеев).

Алексей Константинович Толстой (1817-1875), русский прозаик, поэт, драматург. Вместе с братьями Жемчужниковыми создал пародийный образ писателя Козьмы Пруткова.

А.К. Толстой родился в Петербурге в богатой дворянской семье 24 августа (5 сентября) 1817 года. Расставшись с мужем, его мать Анна Алексеевна Тол­стая увезла шестимесячного сына в имение своего брата Алексея Алексеевича Перовского (литературный псевдоним - Антоний Погорельский) Погорельцы в Черниговскую губернию; именно там, по утверждению современных иссле­дователей жизни и творчества А.К. Толстого, прошло его детство. Малороссию писатель считал своей малой родиной и посвятил Погорельцам много вдохно­венных поэтических строк. Другим местом, которое любил А.К. Толстой, куда стремился всю свою сознательную жизнь, был Красный Рог (бывшей Черни­говской губернии, ныне Почепского района Брянской области. Село распо­ложено в 50 км от Брянска по шоссе Брянск - Гомель, в 25 км от Почепа). В прошлом имение принадлежало братьям А.А. Перовского Льву и Василию Пе­ровским, затем перешло к матери А.К. Толстого, а после ее смерти - к Алексею Константиновичу. Здесь он бывал в юношеские годы, сюда возвращался из Москвы, Петербурга и поездок за границу, здесь создал много произведений. В Красном Роге были написаны стихотворения «Острою секирой ранена бере­за...», «Смеркалось, жаркий день бледнел неумолимо...», «Грядой клубится бе­лою...», «Уж ты нива моя, нивушка...», «О, не пытайся дух унять тревожный...», «Не верь мне, друг...», «Усни, печальный друг...», «С тех пор, как я один...», «Ког­да кругом безмолвен лес дремучий...», «Край ты мой, родимый край...», «И у меня был край родной когда-то...», «Колышется море...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Одарив весьма обильно...» и многие другие произведе­ния. С 1869 по 1875 годы А.К. Толстой проводил в Красном Роге большую часть времени. Здесь прошли последние месяцы его жизни, и здесь писатель умер 28 сентября 1875 года. Неподалеку от толстовской усадьбы, в середине села Красный Рог, находится построенная в 1777 году церковь - памятник русского деревянного зодчества. Возле нее похоронен А.К. Толстой в каменном склепе, сооруженном в 1875 году женой поэта Софьей Андреевной Толстой. Это усы­пальница и самой С.А. Толстой, которая умерла в 1892 году.

А вот это хорошо, что Вы, может быть, приедете к нам в Красный Рог. Если бы Вы знали, какое это великолепие летом и осенью: леса кругом на 50 верст и более, луга и лощины такие красивые, каких я никогда не видал, а осенью, особенно в эту осень, не выезжаешь из золота и пурпура.

Из письма А.К. Толстого к Я.П. Полонскому

Когда природа вся трепещет и сияет,

Когда ее цвета ярки и горячи,

Душа бездейственно в пространстве утопает

И в неге врозь ее расходятся лучи.

Но в скромный, тихий день, осеннею погодой,

Когда и воздух сер, и тесен кругозор,

Не развлекаюсь я смиренною природой,

И немощен ее на жизнь мою напор.

Мой трезвый ум открыт для сильных вдохновений,

Сосредоточен я живу в себе самом,

И сжатая мечта зовет толпы видений,

Как зажигательным рождая их стеклом.

Винтовку сняв с гвоздя, я оставляю дом,

Иду меж озимей, чернеющей дорогой;

Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,

На пруд и мельницу, на дикий косогор,

На берег ручейка болотисто-отлогий,

И в ближний лес вхожу. Там покрасневший клен,

Еще зеленый дуб и желтые березы

Печально на меня свои стряхают слезы;

Но дале я иду, в мечтанья погружен,

И виснут надо мной полунагие сучья,

А мысли между тем слагаются в созвучья,

Свободные слова теснятся в мерный строй,

И на душе легко, и сладостно, и странно,

И тихо все кругом, и под моей ногой

Так мягко мокрый лист шумит благоуханный.

Текущая страница: 2 (всего у книги 4 страниц)

«Порой, среди забот и жизненного шума…»


Порой, среди забот и жизненного шума,
Внезапно набежит мучительная дума
И гонит образ твой из горестной души.

Но только лишь один останусь я в тиши
И суетного дня минует гул тревожный,
Смиряется во мне волненье жизни ложной,
Душа, как озеро, прозрачна и сквозна,
И взор я погрузить в нее могу до дна;

Спокойно мыслию, ничем не возмутимой,
Твой отражаю лик желанный и любимый
И ясно вижу глубь, где, как блестящий клад,
Любви моей к тебе сокровища лежат.

1857

«Не Божиим громом горе ударило…»


Не Божиим громом горе ударило,
Не тяжелой скалой навалилося;
Собиралось оно малыми тучками,
Затянули тучки небо ясное,
Посеяло горе мелким дождичком,
Мелким дождичком осенним.

А и сеет оно давным-давно,
И сечет оно без умолку,
Без умолку, без устали,
Без конца сечет, без отдыха;

Проняло насквозь добра молодца,
Проняло дрожью холодною,
Лихорадкою, лихоманкою,
Сном-дремотою, зевотою.

– Уже полно, горе, дуб ломать по пруткам,
Щипати по листикам!
А и бывало же другим счастьице:
Налетало горе вихрем-бурею,
Ворочало горе дубы с корнем вон!

1857

«Ой, честь ли то молодцу лен прясти?..»


Ой, честь ли то молодцу лен прясти?
А и хвала ли боярину кичку носить?
Воеводе по воду ходить?
Гусляру-певуну во приказе сидеть?
Во приказе сидеть, потолок коптить?
Ой, коня б ему! гусли б звонкие!
Ой, в луга б ему, во зеленый бор!
Через реченьку да в темный сад,
Где соловушка на черемушке
Целу ноченьку напролет поет!

1857

«Ты неведомое, незнамое…»


Ты неведомое, незнамое,
Без виду, без образа,
Без имени-прозвища!
Полно гнуть меня ко сырой земле,
Донимать меня, добра молодца!

Как с утра-то встану здоровёшенек,
Здоровёшенек, кажись, гору сдвинул бы,
А к полудню уже руки опущаются,
Ноги словно ко земле приросли.

А подходит оно без оклика,
Меж хотенья и дела втирается,
Говорит: «Не спеши, добрый молодец,
Еще много впереди времени!»

И субботу называет пятницей,
Фомину неделю светлым праздником.
Я пущуся ли в путь-дороженьку,
Ан оно повело проселками,
На полпути корчмой выросло;

Я за дело примусь, ан оно мухою
Перед носом снует, извивается;
А потом тебе же насмехается:
«Ой, удал, силен, добрый молодец!

Еще много ли на боку полёжано?
Силы-удали понакоплено?
Отговорок-то понахожено?

А и много ли богатырских дел,
На печи сидючи, понадумано?
Вахлаками других поругано?
Себе спину почёсано?»

1857

«Он водил по струнам; упадали…»


Он водил по струнам; упадали
Волоса на безумные очи,
Звуки скрыпки так дивно звучали,
Разливаясь в безмолвии ночи.

В них рассказ убедительно-лживый
Развивал невозможную повесть,
И змеиного цвета отливы
Соблазняли и мучили совесть;

И в туманных волнах рисовались
Берега позабытой отчизны,
Неземные слова раздавались
И манили назад с укоризной,

И так билося сердце тревожно,
Так ему становилось понятно
Все блаженство, что было возможно
И потеряно так невозвратно,

И к себе беспощадная бездна
Свою жертву, казалось, тянула,
А стезею лазурной и звездной
Уж полнеба луна обогнула;

Звуки пели, дрожали так звонко,
Замирали и пели сначала,
Беглым пламенем синяя жженка
Музыканта лицо освещала…

Начало 1857

«Уж ласточки, кружась, над крышей щебетали…»


Уж ласточки, кружась, над крышей щебетали,
Красуяся, идет нарядная весна:
Порою входит так в дом скорби и печали
В цветах красавица, надменна и пышна.

Как праздничный мне лик весны теперь несносен!
Как грустен без тебя дерев зеленых вид!
И мыслю я: когда ж на них повеет осень
И, сыпля желтый лист, нас вновь соединит!

Весна 1857

«Деревцо мое миндальное…»


Деревцо мое миндальное
Все цветами убирается,
В сердце думушка печальная
Поневоле зарождается:

Деревцом цветы обронятся,
И созреет плод непрошеный,
И зеленое наклонится
До земли под горькой ношею!

1857 или 1858

«Мой строгий друг, имей терпенье…»


Мой строгий друг, имей терпенье
И не брани меня так зло;
Не вдруг приходит вдохновенье,
Земное бремя тяжело;

Простора нет орлиным взмахам;
Как Этны темное жерло,
Моя душа покрыта прахом.
Но в глубине уж смутный шум,
И кратер делается тесен.

Для раскалившихся в нем дум,
Для разгорающихся песен.

Пожди еще, и грянет гром,
И заклубится дым кудрявый,
И пламя, вырвавшись снопом,
Польется вниз звенящей лавой.

1857 или 1858

«Двух станов не боец, но только гость случайный…»


Двух станов не боец, но только гость случайный,
За правду я бы рад поднять мой добрый меч,
Но спор с обоими досель мой жребий тайный,
И к клятве ни один не мог меня привлечь;

Союза полного не будет между нами -
Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,
Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,
Я знамени врага отстаивал бы честь!

1858

«Как селянин, когда грозят…»


Как селянин, когда грозят
Войны тяжелые удары,
В дремучий лес несет свой клад
От нападенья и пожара,
И там во мрачной тишине
Глубоко в землю зарывает,
И на чешуйчатой сосне
Свой знак с заклятьем зарубает,
Так ты, певец, в лихие дни,
Во дни гоненья рокового,
Под темной речью хорони
Свое пророческое слово.

1858

«Запад гаснет в дали бледно-розовой…»


Запад гаснет в дали бледно-розовой,
Звезды небо усеяли чистое,
Соловей свищет в роще березовой,
И травою запахло душистою.

Знаю, что к тебе в думушку вкралося,
Знаю сердца немолчные жалобы,
Не хочу я, чтоб ты притворялася
И к улыбке себя принуждала бы!

Твое сердце болит безотрадное,
В нем не светит звезда ни единая -
Плачь свободно, моя ненаглядная,
Пока песня звучит соловьиная,

Соловьиная песня унылая,
Что как жалоба катится слезная,
Плачь, душа моя, плачь, моя милая,
Тебя небо лишь слушает звездное!

1858

«Ты почто, злая кручинушка…»


Ты почто, злая кручинушка,
Не вконец извела меня, бедную,
Разорвала лишь душу надвое?
Не сойтися утру с вечером,
Не ужиться двум добрым молодцам;

Из-за меня они ссорятся,
А и оба меня корят, бранят.
Уж как станет меня брат корить:
«Ты почто пошла за боярина?
Напросилась в родню неровную?

Отщепенница, переметчица,
От своей родни отступница!»
«Государь ты мой, милый братец мой,
Я в родню к ним не напрашивалась,
И ты сам меня уговаривал,
Снаряжал меня, выдавал меня!»
Уж как станет меня муж корить:
«Из какого ты роду-племени?
Еще много ли за тобой приданого?

Еще чем меня опоила ты,
Приговорщица, приворотница,
Меня с нашими разлучница?»

«Государь ты мой, господин ты мой,
Я тебя не приворачивала,
И ты взял меня вольной волею,
А приданого за мной немного есть,
И всего-то сердце покорное,
Голова тебе, сударь, поклонная!»

Перекинулся хмель через реченьку,
С одного дуба на другой дуб,
И качается меж обоими,
Над быстрой водой зеленеючи,
Злой кручинушки не знаючи,
Оба дерева обнимаючи.

1858

«Рассевается, расступается…»


Рассевается, расступается
Грусть под думами под могучими,
В душу темную пробивается
Словно солнышко между тучами!

Ой ли, молодец? Не расступится,
Не рассеется ночь осенняя,
Скоро сведаешь, чем искупится
Непоказанный миг веселия!

Прикачнулася, привалилася
К сердцу сызнова грусть обычная,
И головушка вновь склонилася,
Бесталанная, горемычная…

1858

«Что ни день, как поломя со влагой…»


Что ни день, как поломя со влагой,
Так унынье борется с отвагой,
Жизнь бежит то круто, то отлого,
Вьется вдаль неровною дорогой,
От беспечной удали к заботам
Переходит пестрым переплетом,
Думы ткут то в солнце, то в тумане
Золотой узор на темной ткани.

1858

«Звонче жаворонка пенье…»


Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.

Разорвав тоски оковы,
Цепи пошлые разбив,
Набегает жизни новой
Торжествующий прилив,

И звучит свежо и юно
Новых сил могучий строй,
Как натянутые струны
Между небом и землей.

1858

«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»


Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.

1858

«Источник за вишневым садом…»


Источник за вишневым садом,
Следы голых девичьих ног.
И тут же оттиснулся рядом
Гвоздями подбитый сапог.

Все тихо на месте их встречи,
Но чует ревниво мой ум
И шепот, и страстные речи,
И ведер расплесканных шум…

1858

«О друг, ты жизнь влачишь, без пользы увядая…»


О друг, ты жизнь влачишь, без пользы увядая,
Пригнутая к земле, как тополь молодая;
Поблекла свежая ветвей твоих краса,
И листья кроет пыль и дольная роса.

О, долго ль быть тебе печальной и согнутой?
Смотри, пришла весна, твои не крепки путы,
Воспрянь и подымись трепещущим столбом,
Вершиною шумя в эфире голубом!

1858

«В совести искал я долго обвиненья…»


В совести искал я долго обвиненья,
Горестное сердце вопрошал довольно -
Чисты мои мысли, чисты побужденья,
А на свете жить мне тяжело и больно.

Каждый звук случайный я ловлю пытливо,
Песня ли раздастся на селе далеком,
Ветер ли всколышет золотую ниву -
Каждый звук неясным мне звучит упреком.

Залегло глубоко смутное сомненье,
И душа собою вечно недовольна:
Нет ей приговора, нет ей примиренья,
И на свете жить мне тяжело и больно!

Согласить я силюсь, что несогласимо,
Но напрасно разум бьется и хлопочет,
Горестная чаша не проходит мимо,
Ни к устам зовущим низойти не хочет!

1858

«Минула страсть, и пыл ее тревожный…»


Минула страсть, и пыл ее тревожный
Уже не мучит сердца моего,
Но разлюбить тебя мне невозможно,
Все, что не ты, – так суетно и ложно,
Все, что не ты, – бесцветно и мертво.

Без повода и права негодуя,
Уж не кипит бунтующая кровь,
Но с пошлой жизнью слиться не могу я,
Моя любовь, о друг, и не ревнуя,
Осталась та же прежняя любовь.

Так от высот нахмуренной природы,
С нависших скал сорвавшийся поток
Из царства туч, грозы и непогоды
В простор степей выносит те же воды
И вдаль течет, спокоен и глубок.

1858

«Когда природа вся трепещет и сияет…»


Когда природа вся трепещет и сияет,
Когда ее цвета ярки и горячи,
Душа бездейственно в пространстве утопает
И в неге врозь ее расходятся лучи.

Но в скромный, тихий день, осеннею погодой,
Когда и воздух сер, и тесен кругозор,
Не развлекаюсь я смиренною природой,
И немощен ее на жизнь мою напор.

Мой трезвый ум открыт для сильных вдохновений,
Сосредоточен я живу в себе самом,
И сжатая мечта зовет толпы видений,
Как зажигательным рождая их стеклом.

Винтовку сняв с гвоздя, я оставляю дом,
Иду меж озимей чернеющей дорогой;
Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,
На пруд и мельницу, на дикий косогор,

На берег ручейка болотисто-отлогий,
И в ближний лес вхожу. Там покрасневший клен,
Еще зеленый дуб и желтые березы
Печально на меня свои стряхают слезы;

Но дале я иду, в мечтанья погружен,
И виснут надо мной полунагие сучья,
А мысли между тем слагаются в созвучья,
Свободные слова теснятся в мерный строй,
И на душе легко, и сладостно, и странно,
И тихо все кругом, и под моей ногой
Так мягко мокрый лист шумит благоуханный.

1858

«Ты знаешь, я люблю там, за лазурным сводом…»


Ты знаешь, я люблю там, за лазурным сводом,
Ряд жизней мысленно отыскивать иных
И, путь свершая мой, с улыбкой мимоходом
Смотрю на прах забот и горестей земных.

Зачем же сердце так сжимается невольно,
Когда твой встречу взор, и так тебя мне жаль,
И каждая твоя мгновенная печаль
В душе моей звучит так долго и так больно?

1858

«Замолкнул гром, шуметь гроза устала…»


Замолкнул гром, шуметь гроза устала,
Светлеют небеса;
Меж черных туч приветно засияла
Лазури полоса.

Еще дрожат цветы, полны водою
И пылью золотой,
О не топчи их с новою враждою
Презрительной пятой.

1858

«Змея, что по скалам влечешь свои извивы…»


Змея, что по скалам влечешь свои извивы
И между трав скользишь, обманывая взор,
Помедли, дай списать чешуйчатый узор:
Хочу для девы я холодной и красивой
Счеканить по тебе причудливый убор.

Пускай, когда она, скользя зарей вечерней,
К сопернику тайком счастливому пойдет,
Пускай блестит, как ты, и в золоте и в черни,
И пестрый твой в траве напоминает ход!

1858

«Ты жертва жизненных тревог…»


Ты жертва жизненных тревог,
И нет в тебе сопротивленья,
Ты, как оторванный листок,
Плывешь без воли по теченью;

Ты как на жниве сизый дым:
Откуда ветер ни повеет,
Он только стелется пред ним
И к облакам бежать не смеет;

Ты словно яблони цветы,
Когда их снег покрыл тяжелый:
Стряхнуть тоску не можешь ты,
И жизнь тебя погнула долу;

Ты как лощинка в вешний день:
Когда весь мир благоухает,
Соседних гор ложится тень
И ей одной цвести мешает;

И как с вершин бежит в нее
Снегов растаявшая груда,
Так в сердце бедное твое
Стекает горе отовсюду!

1858

«Бывают дни, когда злой дух меня тревожит…»


Бывают дни, когда злой дух меня тревожит
И шепчет на ухо неясные слова,
И к небу вознестись душа моя не может,
И отягченная склоняется глава.

И он, не ведая ни радости, ни веры,
В меня вдыхает злость – к кому, не знаю сам -
И лживым зеркалом могучие размеры
Лукаво придает ничтожным мелочам.

В кругу моих друзей со мной сидит он рядом,
Веселость им у нас надолго отнята,
И сердце он мое напитывает ядом
И речи горькие влагает мне в уста.

И все, что есть во мне порочного и злого,
Клубится и растет все гуще и мрачней
И застилает тьмой сиянье дня родного,
И неба синеву, и золото полей,
В пустыню грустную и в ночь преобразуя
Все то, что я люблю, чем верю и живу я.

1858

«С тех пор как я один, с тех пор как ты далёко…»


С тех пор как я один, с тех пор как ты далёко,
В тревожном полусне когда забудусь я,
Светлей моей души недремлющее око
И близость явственней духовная твоя.

Сестра моей души! С улыбкою участья
Твой тихий кроткий лик склоняется ко мне,
И я, исполненный мучительного счастья,
Любящий чую взор в тревожном полусне.

О, если в этот час ты также им объята,
Мы думою, скажи, проникнуты ль одной?
И видится ль тебе туманный образ брата,
С улыбкой грустною склоненный над тобой?

1858

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…»


Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре,
О, не грусти, ты все мне дорога,
Но я любить могу лишь на просторе,
Мою любовь, широкую как море,

Вместить не могут жизни берега.
Когда Глагола творческая сила
Толпы миров воззвала из ночи,
Любовь их все, как солнце, озарила,

И лишь на землю к нам ее светила
Нисходят порознь редкие лучи.
И порознь их отыскивая жадно,
Мы ловим отблеск вечной красоты;

Нам вестью лес о ней шумит отрадной,
О ней поток гремит струею хладной
И говорят, качаяся, цветы.
И любим мы любовью раздробленной

И тихий шепот вербы над ручьем,
И милой девы взор, на нас склоненный,
И звездный блеск, и все красы вселенной,
И ничего мы вместе не сольем.

Но не грусти, земное минет горе,
Пожди еще, неволя недолга -
В одну любовь мы все сольемся вскоре,
В одну любовь, широкую как море,
Что не вместят земные берега!

1858

«Я вас узнал, святые убежденья…»


Я вас узнал, святые убежденья,
Вы спутники моих минувших дней,
Когда, за беглой не гоняясь тенью,
И думал я и чувствовал верней,
И юною душою ясно видел
Всё, что любил, и всё, что ненавидел!

Средь мира лжи, средь мира мне чужого,
Не навсегда моя остыла кровь;
Пришла пора, и вы воскресли снова,
Мой прежний гнев и прежняя любовь!
Рассеялся туман и, слава богу,
Я выхожу на старую дорогу!

По-прежнему сияет правды сила,
Ее сомненья боле не затмят;
Неровный круг планета совершила
И к солнцу снова катится назад,
Зима прошла, природа зеленеет,
Луга цветут, весной душистой веет!

1858

«О, не спеши туда, где жизнь светлей и чище…»


О, не спеши туда, где жизнь светлей и чище
Среди миров иных;
Помедли здесь со мной, на этом пепелище
Твоих надежд земных!
От праха отрешась, не удержать полета
В неведомую даль!
Кто будет в той стране, о друг, твоя забота
И кто твоя печаль?
В тревоге бытия, в безбрежном колыханье
Без цели и следа,
Кто в жизни будет мне и радость, и дыханье,
И яркая звезда?
Слиясь в одну любовь, мы цепи бесконечной
Единое звено,
И выше восходить в сиянье правды вечной
Нам врозь не суждено!

1858

Мадонна Рафаэля


Склоняся к юному Христу,
Его Мария осенила;
Любовь небесная затмила
Ее земною красоту.

А он, в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед – и ясным оком
Голгофу видит пред собой.

1858

«Дробится, и плещет, и брызжет волна…»


Дробится, и плещет, и брызжет волна
Мне в очи соленою влагой;
Недвижно на камне сижу я – полна
Душа безотчетной отвагой.

Валы за валами, прибой и отбой,
И пена их гребни покрыла;
О море, кого же мне вызвать на бой,
Изведать воскресшие силы?

Почуяло сердце, что жизнь хороша,
Вы, волны, размыкали горе,
От грома и плеска проснулась душа,
Сродни ей шумящее море!

1858

«Не пенится море, не плещет волна…»


Не пенится море, не плещет волна,
Деревья листами не двинут,
На глади прозрачной царит тишина,
Как в зеркале мир опрокинут.

Сижу я на камне, висят облака
Недвижные в синем просторе;
Душа безмятежна, душа глубока,
Сродни ей спокойное море.

1858

«Не брани меня, мой друг…»


Не брани меня, мой друг,
Гнев твой выразится худо,
Он мне только нежит слух,
Я слова ловить лишь буду,
Как они польются вдруг,
Так посыпятся, что чудо, -
Точно падает жемчуг
На серебряное блюдо!

1858

«Я задремал, главу понуря…»


Я задремал, главу понуря,
И прежних сил не узнаю:
Дохни, Господь, живящей бурей
На душу сонную мою.

Как глас упрека, надо мною
Свой гром призывный прокати,
И выжги ржавчину покоя,
И прах бездействия смети.

Да вспряну я, тобой подъятый,
И, вняв карающим словам,
Как камень от удара млата,
Огонь таившийся издам!

1858

«Горними тихо летела душа небесами…»


Горними тихо летела душа небесами,
Грустные долу она опускала ресницы;
Слезы, в пространство от них упадая звездами,
Светлой и длинной вилися за ней вереницей.

Встречные тихо ее вопрошали светила:
«Что ты грустна? и о чем эти слезы во взоре?»
Им отвечала она: «Я земли не забыла,
Много оставила там я страданья и горя.

Здесь я лишь ликам блаженства и радости внемлю,
Праведных души не знают ни скорби, ни злобы -
О, отпусти меня снова, Создатель, на землю,
Было б о ком пожалеть и утешить кого бы!»

1858

«Ты клонишь лик, о нем упоминая…»


Ты клонишь лик, о нем упоминая,
И до чела твоя восходит кровь, -
Не верь себе! Сама того не зная,
Ты любишь в нем лишь первую любовь;

Ты не его в нем видишь совершенства
И не собой привлечь тебя он мог -
Лишь тайных дум, мучений и блаженства
Он для тебя отысканный предлог;

То лишь обман неопытного взора,
То жизни луч из сердца ярко бьет
И золотит, лаская без разбора,
Все, что к нему случайно подойдет.

1858

«Вырастает дума, словно дерево…»


Вырастает дума, словно дерево.
Вроет в сердце корни глубокие,
По поднебесью ветвями раскинется,
Задрожит, зашумит тучей листиев.

Сердце знает ту думу крепкую,
Что оно взрастило, взлелеяло,
Разум сможет ту думу окинути,
Сможет слово ту думу высказать.

А какая то другая думушка,
Что ни высказать, ни вымерить,
Ни обнять умом, ни окинути?
Промелькнет она без образа,

Вспыхнет дальнею зарницею,
Озарит на миг душу темную,
Много вспомнится забытого,
Много смутного, непонятного
В миг тот ясно сердцу скажется;

А рванешься за ней, погонишься -
Только очи ее и видели,
Только сердце ее и чуяло!

Не поймать на лету ветра буйного,
Тень от облака летучего
Не прибить гвоздем ко сырой земле.

1858

«Тебя так любят все! Один твой тихий вид…»


Тебя так любят все! Один твой тихий вид
Всех делает добрей и с жизнию мирит.
Но ты грустна; в тебе есть скрытое мученье.
В душе твоей звучит какой-то приговор;
Зачем твой ласковый всегда так робок взор
И очи грустные так молят о прощенье,
Как будто солнца свет, и вешние цветы,
И тень в полдневный зной, и шепот по дубравам,
И даже воздух тот, которым дышишь ты,
Все кажется тебе стяжанием неправым?

«Хорошо, братцы, тому на свете жить…»


Хорошо, братцы, тому на свете жить,
У кого в голове добра не много есть,
А сидит там одно-одинешенько,
А и сидит оно крепко-накрепко,
Словно гвоздь обухом вколоченный.

И глядит уж он на свое добро,
Все глядит на него, не спуская глаз,
И не смотрит по сторонушкам,
А знай прет вперед, напролом идет,
Давит встречного-поперечного.

А беда тому, братцы, на свете жить,
Кому Бог дал очи зоркие,
Кому видеть дал во все стороны,
И те очи у него разбегаются;
И кажись, хорошо, а лучше есть,
А и худо, кажись, не без доброго!

И дойдет он до распутьица,
Не одну видит в поле дороженьку,
И он станет, призадумается,
И пойдет вперед, воротится,
Начинает идти сызнова,
А дорогою-то засмотрится
На луга, на леса зеленые,
Залюбуется на божьи цветики
И заслушается вольных пташечек.

И все люди его корят, бранят:
«Ишь идет, мол, озирается!
Ишь стоит, мол, призадумался!
Ему б мерить всё да взвешивать,
На все боки бы поворачивать!

Не бывать ему воеводою.
Не бывать ему посадником,
Думным дьяком не бывать ему,
Ни торговым делом не правити!»

1858

«Кабы знала я, кабы ведала…»


Кабы знала я, кабы ведала,
Не смотрела бы из окошечка
Я на молодца разудалого,
Как он ехал по нашей улице,
Набекрень заломивши мурмолку,
Как лихого коня буланого,
Звонконогого, долгогривого,
Супротив окон на дыбы вздымал!

Кабы знала я, кабы ведала,
Для него бы я не рядилася,
С золотой каймой ленту алую
В косу длинную не вплетала бы,
Рано до свету не вставала бы,
За околицу не спешила бы,
В росе ноженьки не мочила бы,
На проселок тот не глядела бы,
Не проедет ли тем проселком он,
На руке держа пестра сокола!

Кабы знала я, кабы ведала,
Не сидела бы поздно вечером,
Пригорюнившись, на завалине,
На завалине, близ колодезя,
Поджидаючи да гадаючи,
Не придет ли он, ненаглядный мой,
Напоить коня студеной водой!

/ / / Анализ стихотворения Толстого «Когда природа вся трепещет и сияет»

Стихотворение «Когда природа вся трепещет и сияет» было написано А.К. Толстым в 1858 г. Алексея Константиновича уже знали в литературных кругах как поэта, который работает в разных жанрах и отстаивает «чистое искусство». Этим термином обозначали искусство без наслоения политических мотивов, идей, лозунгов. Именно этот принцип прослеживается и в указанном произведении.

Тема стихотворения «Когда природа вся трепещет и сияет» – очарование природы, ее влияние на чувства, эмоции, переживания человека. Во второй строфе ярко прорисовывается мотив поэтического творчества. Автор показывает, что природа не может оставить равнодушным того, кто умеет видеть, слышать и понимать ее, растворяться в ней. Таким людям окружающий мир дарит вдохновение, придает сил для новых свершений.

В произведении два центральных образа – лирический герой и природа. Начинается стихотворение пейзажной зарисовкой и лишь после этого читатель знакомится с лирическим героем, понимая, что именно его глазами видит прекрасную картинку. Пейзаж, изображенный в стихотворении, контрастный. Сначала природа залита яркими красками, трепещет и сияет, пронизана солнечными лучами. Далее К. Симонов описывает тихий осенний день, окутанный серым воздухом. Именно такие деньки не развлекают лирического героя «смиренною природой», поэтому он придается размышлениям о своих мечтах.

Хмурая осенняя погода зовет лирического героя на охоту. Он берет винтовку и идет полевой дорогой в лес. По пути он замечает всё: скирды, сломанный забор, пруд и мельниц, ручеек. Ближний лес встречает мужчину зеленью дуба, желтизной березки и слезами-росинками, падающими с деревьев. Лесная атмосфера погружает лирического героя в раздумья, дарит его душе сладостное ощущение легкости. В его голове сами по себе слагаются созвучья. Заканчивается стихотворение описанием мягкого шума мокрых листьев под ногами. Такое описание оставляет читателю приятное «послевкусие».

И формально, и по смыслу стихотворение К. Симонова «Когда природа вся трепещет и сияет» делится на две части. Оно состоит из двух строф. Первая посвящена описанию общих впечатлений от природы, вторая – впечатлениям, навеянным прогулкой по осеннему лесу. В первой строфе строго сохраняется перекрестная рифмовка, во второй представлены все ее виды, причем без четкой организации. В тексте есть и женские и мужские рифмы. Для передачи осеннего меланхоличного настроения К. Симонов использовал шестистопный ямб.

Контрастные пейзажные зарисовки и внутреннее состояния лирического героя воспроизводятся посредством тропов. В тексте преобладают эпитеты: «цвета ярки и горячи», «скромный, тихий день», «смиренная погода», «трезвый ум», «дикий косогор», «мягко... шумит». Также важную роль играют метафоры: «душа бездейственно в пространстве утопает», «сжатая мечта зовёт толпы видений», «на меня свои стряхают слёзы» (о деревьях). Сравнение в тексте всего одно – «как зажигательным рождая их стеклом».

Участие в сетевой акции

"Марина Цветаева: СТИХИ И Я"

Отзыв о стихотворении А.К.Толстого

«Когда природа вся трепещет и сияет»

«Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.. » - написал некогда всем известный поэт. И подарил миру болдинский цикл- глубоко лирические строки, рожденные в пору осеннего увядания. Это у нас, простых смертных, осенью теряются силы, портится настроение. У них, великих, осенняя так называемая смерть способствует рождению… рождению бессмертных строк. Так было у Пушкина. Так происходит и у Толстого. В 1858 году появилось стихотворение - своеобразный мостик, перекинувшийся из поэзии начала XIX века в поэзию II половины XIX века. Это лирическое произведение А.К.Толстого «Когда природа вся трепещет и сияет».

Произведение Толстого написано ярким языком. Оно лирично в своей сути. В его основе богатый внутренний мир автора: эмоциональный, глубокий, романтичный, трогательный, чувствующий и переживающий. Только у такого человека «душа бездейственно в пространстве утопает», когда природа вся, как живая, «трепещет и сияет». Устаревшее слово «нега» как нельзя более точно подчеркивает это состояние полного довольства, услады и успокоения. А вы попробуйте, найдите красоту, способствующую вдохновению, в серости, в скромности, в тесноте кругозора. Лирический герой стихотворения А.К.Толстого смог. Давайте же проследим, как рождаются бессмертные строки, навеянные поздней осенью.

Стихотворение строфично, оно состоит из двух строф. Но условно разделить его хочется на три части. Первая часть повествует нам о том, что яркие и горячие цвета осени заставляют душу бездейственно растворяться в пространстве (эпитет «горячи» не зря рифмуется со словом «лучи». Вот он - мир полета, утопания в пространстве). Здесь все лирическому герою просто и понятно. Во второй же части говорится о том, что «трезвый ум открыт для сильных вдохновений» в скромный, тихий осенний день, когда природа не развлекает, не накладывает яркий отпечаток на жизнь. А когда нехватка яркости заставляет автора сосредоточиться на себе самом, возродить «сжатую мечту», жаждущую «толпы видений».

В третьей части герой, «винтовку сняв с гвоздя», идет искать вдохновения. Ничто не ускользает от внимательного, умного взгляда поэта: ни озими, ни чернеющая дорога, ни кучи скирд, ни сломанный забор, ни дикий косогор. Согласитесь: неприглядная картина. Серый холодный безрадостный пейзаж… Не спасают даже яркие вкрапления: покрасневший клен, еще зеленый дуб, желтые березы. Не спасают… Потому что плачут — «свои стряхают слезы». А что же лирический герой? Все видит, чувствует осеннюю печаль. Но … не тоска одолевает его, а рождается вдохновение («я иду в мечтанья погружен»). Осеннюю пустоту заполняют слова, слагающиеся в стихи.

А мысли между тем слагаются в созвучья,

Свободные слова теснятся в мерный строй.

Так вот она - лаборатория талантливого человека, все поистине должно стремиться к равновесию: серость природы - яркость поэзии. И не удивительно поэтому, что «на душе легко, и сладостно, и странно», и мокрый лист становится по-особому благоуханным. Этот как нельзя более уместный эпитет говорит о высочайшем слиянии тайного мира гармонии, вдохновения, душевного покоя и природы. Такое возможно только при величайшей любви к окружающему миру. Поистине яркая красочная природа приятна глазу, а серая, осенняя - душе.

Стихотворение наполнено тихой, сладостной, светлой грустью и успокоенностью. Этому способствует преобладающая зрительная образность. Стихотворение написано шестистопным ямбом, располагающим к философским размышлениям, раздумьям. Ассонанс на «а», «э», «и» делает стихотворение удивительно музыкальным и напевным.

Все произведение на редкость выразительно благодаря метафорам: «природа трепещет и сияет», «душа утопает», «слова теснятся», «мечта зовет», сравнению «как зажигательным рождая их стеклом», эпитетам: «смиренною природой», «лист благоуханный», «скромный день». Каждое слово, каждая строчка помогают прочувствовать атмосферу, созданную автором, проникнуть в заветные уголки его души, увидеть мир его глазами. А главное, обогатить саму себя…

Унылая пора… А унылая ли?.. И слова слагаются в стихи… Спасибо, Алексей Константинович Толстой…

Выполнила:

учащаяся 11 класса

ГУО «Дубовлянская средняя школа»

Веренкова Диана Владимировна

Размышление

Все поэты - люди особенно чуткие к внешнему миру. Их душа, их мысли мгновенно реагируют на любые изменения в обществе, в жизни, в менталитете людей. Марина Цветаева не исключение. Она с радостью согласилась написать заметку в первый номер журнала для детей русских эмигрантов. Заметка называлась «Открытое письмо детям».

Почему «письмо»? Почему письмо «открытое»? Только ли адресовано детям?

Письмо начинается с дружеского обращения «милые дети». Хочется прочитать или послушать. Кажется, что слова Марины Цветаевой будут адресованы только тебе. Только для тебя, как тёплые слова мамы. К сожалению, в современном мире милым ребёнком тебя называют только любящие родители.

Марина Цветаева говорит, что мы, «милые дети», - «особая порода, еще поддающаяся воздействию». Как думаете, какие слова являются ключевыми в этой фразе? Конечно, «поддающиеся воздействию». То есть наши мысли и взгляды легко изменить? Наше поведение легко исправить? Чтобы сделать нас лучше, нужен положительный пример. Согласитесь, не все взрослые могут научить нас доброте, пониманию, уважению, да и просто чувствованию. Совершенствовать знания и чувства должны не только дети, но и взрослые. Попробую назвать письмо Марины Цветаевой «Милые люди!».

В своём письме поэтесса даёт добрые советы. Не напоминают ли они нам наставления из «Поучения» Владимира Мономаха?

Владимир Мономах пишет: «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев». У Марины Цветаевой находим: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими. Не стесняйтесь уступить место старшему в трамвае. Стыдитесь - не уступить!»

«Везде, куда вы пойдете и где остановитесь, напойте и накормите просящего…», - говорит князь. В письме поэтессы читаем: «Не отличайте себя от других - в материальном. Другие - это тоже вы, тот же вы. (Все одинаково хотят есть, спать, сесть и т.д.)»

«Гордости не имей в сердце и в уме», - учит Владимир Мономах. Марина Цветаева советует: «Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно - сознания. После победы - протяните руку. Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном!); другие уйдут - свой останется».

А как думаете, что хотела сказать поэтесса следующими словами: «Книгу листайте с верхнего листа страницы. Почему? Потому что читают не снизу вверх, а сверху вниз. Это у вас должно быть в руке - как у меня». Не то же ли самое, что и Владимир Мономах: «Велика бо бывает польза от учения книжного! Се бо суть реки наполняющие Вселенную!»

В 12 веке велись учительные беседы, в 20 веке давались советы, в 21 веке мы сами пробовали на уроках русской литературы составлять небольшие «поучения» брату, сестре или другу… А прислушиваемся ли мы к наставлениям?

Вопрос остаётся открытым, как «открытое письмо» Марины Цветаевой. Прочитайте его ещё раз, дайте прочитать другу, родителям, обсудите, научитесь лучшему!

Выполнила:

учащаяся 7 «Б» класса

Орешникова Анастасия Дмитриевна

В рамках республиканского мероприятия «Диалог с поэтом: читаем, обсуждаем, спорим, размышляем…»

Весна

Пришла лучистая весна,
Ушла холодная зима.
Трава глядит на солнце,
Цветут сады в оконце.
И птички песенки поют,
Ребят на улицу зовут.

Шуляк Денис, учащийся 3 «А» класса

Я эти строки посвящаю Маме

Она полночи просидела у окна,

Ни на минуту не смыкая глаз.

Усталость от работы гнала спать,

Но со словами «Ах, сынок!» Она ждала.

И вот раздался тихий скрип дверей.

Она бросается к нему с вопросом: «Где ты был?

Я волновалась так». А он: «Отстань, мам. Не сейчас».

У ней кольнуло в сердце и, оставляя мокрый след, слеза упала с глаз.

Он вздрогнул и, сказав: «Прости меня», спустился на колени,

И за минуту эту, тёплые и светлые,

Проплыли у него перед глазами все мгновения,

Затронув сердце и заставив лёд растаять незаметно.

Он вспомнил, как Она читала ему сказки на ночь,

Заботливо укутывая и целуя в нос.

Его любимая, единственная и родная мама,

На чьих руках он с самого рожденья рос.

Он вспомнил, сколько жизненных преград

Ему судьба преподносила, не жалея,

И на любом пути, от самого начала до конца,

С ним рядом Мама шла, а он, взрослея,

Всё забывал о Ней. И вот стоит сейчас он на коленях,

Я за один счастливый взгляд твой, без сомненья,

Я всё отдам. Прости, Мама, прости!..»

Он обсыпает поцелуями её ладони

Такие нежные, какими помнил их всегда.

И замечает эти ласковые, неземные,

Наполненные счастьем Мамины глаза.

Нередко в наше время забывают

Про самого родного человека на земле.

Как придёт радость - празднуют с друзьями,

А к матерям приходят лишь в беде.

Но Мама, несмотря на это, всё равно нас любит,

И что бы в жизни ни случилось - не предаст.

Она нам всё простит, обиды все забудет

И свою руку, душу, сердце - всё отдаст!

Берегите и цените своих любимых Мам, ведь ближе и роднее человека, чем Она, нет!

Веренкова Диана, учащаяся 10 класса



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...