История медицины. Египет

1) Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем? 2)Почему в Египте без строительства каналов и земляных насыпей нельзя

было получить хороший урожай? 3)В чем можно видеть сходство в положении простых египтян и знатных вельмож по отношению к фараону? 4) В чем как верили египтяне клялся на суде Осириса умерший? Кого в Древнем египте считали хорошим человеком? 5)Какие сооружения и статуи Древнего Египта вы можете назвать? 6)Какими особенностями обладало созданное в Египте письмо?На чем писали древние египтяне? 7)Какими знаниями обладали египетские жрецы? ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙТА, ЗАРАНИЕ СПАСИБО!

Как называется река, протекающая по территории Египта?

а) Нил
б) Тигр
в) Евфрат
1. Первая столица Египетского царства?
а) Мемфис
б) Фивы
в) Атон
2. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?
а) амулет
б) саркофаг
в) мумия
2. Из чего строили простые египтяне дома?
а) из глины
б) из камня
в) из дерева
3. Царские советники, знать в Древнем Египте:
а) жрецы
б) вельможи
в) писцы
3. Существо с телом льва и головой человека, «охранявшее» гробницы египетских фараонов?
а) Сфинкс
б) Апис
в) Хеопс
4. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте:
а) саркофаг
б)пирамида
в) мумия
4. Служащие в Древнем Египте, собиравшие налоги:
а) писцы
б) жрецы
в) фараоны
5. Кто набирался в армию в Древнем Египте?
а) каждый десятый юноша - египтянин
б) каждый второй раб
в) все вельможи
5. Кто в Древнем Египте владел знаниями?
а) писцы
б) вельможи
в) жрецы
6. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида?
а) Эхнатон
б) Хеопс
в) Тутанхамон
6. Письменность в Древнем Египте:
а) иероглифы
б)клинопись
в)папирус
7. Кто служил колесничим в армии
Древнего Египта?
а) вельможи
б) жрецы
в) рабы
7. Кого древние египтяне считали
«живым богом»?
а) главного жреца
б) фараона
в) Амон-Ра
8. Что ввозили торговцы в Древний Египет?
а)папирус
б) древесину
в) хлеб
8. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?
а) объединение Южного и Северного царств
б) союз богов неба и земли
в) царство мертвых и царство живых
9. Что обозначает понятие «классы»?
а) это большие группы людей, из которых одна эксплуатирует другую
б) это группы людей, которые выделяются в обществе по тому, что имеют
в) это люди, которые недовольны фараоном
9. Что обозначает понятие «религия»?
а) вера в сверхъестественные силы
б) вера в силы природы
в) умение подчиняться кому-либо
10. Какое значение имели военные
походы фараонов Древнего Египта в другие страны?
а) обогащали фараонов и вельмож
б) ослабляли свою страну
в) давали возможность воинам проверить свои силы
10. С какой целью фараоны организовывали военные походы в другие страны?
а) с целью личного обогащения
б) с целью обогащения своих воинов и вельмож
в) с целью знакомства с другими странами
11. Кто впервые описал жизнь древних египтян?
а) Геродот
б) Хаммурапи
в) Крез

1) Какая форма управления государством была, по вашему более прогрессивной: афинская демократия или власть фараонов в древнем Египте? Свой ответ

Фивы делились на две части: город живых на восточном берегу и город мертвых – на западном. И если на восточном берегу сегодня живут совсем другие египтяне, то жители западного берега никуда не делись за редким исключением мумий, попавших в музеи всего мира. По некоторым данным за все время существования древнеегипетской цивилизации на западном берегу Нила были захоронены сотни миллионов египтян, так что по населенности город мертвых – самый густонаселенный город на земле. Как жили мертвые – мы можем увидеть в многочисленных раскопанных гробницах, а вот каков был быт живых?

Дети и родители в Древнем Египте

Семья – основа общества Древнего Египта

Египтяне считали семью великой ценностью. Они привыкли жить в окружении родственников и очень страдали, если им приходилось уезжать, они считали жизнь на чужбине ссылкой. Египетские солдаты, мужественно переносившие тяготы военного быта и отважные в бою, плакали от тоски по родине.

Мать считалась в Древнем Египте главным членом семьи, даже во многих погребальных надписях, родословная египтянина велась по матери. А в качестве деда обычно указывался дед по матери. Уоллис Бадж: «Отец требовал от своего сына полного повиновения, но египтяне считали, будто мальчик больше обязан матери, и он должен был не только повиноваться ей, но и любить ее и постоянно доказывать ей свои чувства». Писец Ани предостерегает сыновей Древнего Египта от неповиновения и обиды матери, считая, что жалоба матери богам на непочтительного сына обязательно навлечет на него божественные и земные неприятности.

В то же время матриархата в Древнем Египте, конечно, не было – мужчины были и воинами, и добытчиками, и правителями. Египетские женщины правили в своих домах и старались реже бывать на публике, хотя были относительно свободными и образованными. Так, царевна Неситанебташу самостоятельно скопировала Книгу мертвых, другая женщина сделал прекрасную копию манускрипта Зуча, хранящуюся теперь в Британском музее. При этом женщины самостоятельно владели и распоряжались своим имуществом, заключали сделки, особенно в эпоху Нового Царства.

Брак в Древнем Египте нередко заключался при участии старших родственников, родителей и свах, однако основывался на воле самих будущих супругов, принуждение к вступлению в брак распространено не было.

В быту, в домашней жизни мужчины внимательно прислушивались к мнению и желаниям своих подруг. Современным мужчинам будет интересно наставление мудреца Птахотепа об отношении к жене: «... Люби свою жену в своем доме справедливо и должным образом. Наполняй ее желудок и закрывай ее спину; давай масло для умащений – лекарство для ее членов. Заставляй ее сердце радоваться все время, пока ты живешь; она выгодное поле для тебя. Не ссорься с ней. Пусть она избежит насилия. Сделай так, чтобы она процветала в твоем доме. Если ты станешь врагом ей, она поглотит тебя, как бездна...».

Другой мудрец – писец Ани давал своим современникам еще более конкретные советы: «Старайся не командовать своей женой в ее доме, когда ты знаешь, что она прекрасная хозяйка. Не говори ей: «Где эта вещь? Принеси ее мне», - когда она положила ее на нужное место... Мужчина, который спорит в своем доме, только создает в нем беспорядок и никогда не поймет, что на самом деле он настоящий хозяин там всегда». Видимо, проблема «подай-принеси» живет между мужчиной и женщиной со времен Древнего Египта, причем египетские мужчины решали ее в пользу женщины.

Детство древних египтян зависело от уровня достатка их родителей. Дети рабов были вынуждены с пятилетнего возраста начинать трудиться, уровень детской смертности среди рабов и бедных крестьян был высок.

Все дети в первые годы своей жизни не носили одежды. Дети состоятельных египтян имели игрушки – тряпичные мячи, кукол с движущимися руками и ногами, фигурки животных и даже живых зверей. Так, сын одного из чиновников постоянно носил в школу живого удода, а ловцы птиц любили дарить певчих птиц своим детям.

Образование в Древнем Египте

Лучшая профессия в Древнем Египте – непыльная государственная служба

Дети свободных людей имели возможность получить образование. Детей царя и членов царской фамилии, в основном, учили дома. Но случалось и так, что сыны фараона обучались с обычными детьми в храмовых школах. Жрецы придавали большое значение природным способностям человека, а потому поступить в школу и учиться в ней могли не только дети богатых, но и дети бедняков – все зависело от талантов ребенка, и если жрецы видели в нем потенциал, то его брали на государственное или храмовое содержание. Поэтому в истории Древнего Египта есть немало примеров, когда выходцы из бедных, незнатных семей делали блестящие воинские, политические и жреческие карьеры.

В школах изучали арифметику, письмо, чтение, землеустроение. Ценными знаниями и навыками считались навыки писца, хорошее знание земледелия, рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию. Роль воинских школ или кадетских корпусов выполняли конюшни фараона, где опытные ветераны обучали мальчиков верховой езде, владению оружием, навыкам командования и тактическим приемам ведения боя.

Мальчики в Древнем Египте учились примерно столько же, сколько и их юные сверстники в современном мире – от десяти до двенадцати лет. После храмовой школы их обычно ждала карьера писца, жреца или чиновника, после конюшни – воинская служба. Девочки учились дома. К мальчикам применялись телесные наказания, которые хорошо иллюстрирует древнеегипетская поговорка: «У мальчика уши на спине и он слушает, когда его бьют».

Надо сказать, что египтяне очень практично подходили как к выбору профессии, так и к образованию и знанию в целом. За исключением религиозных знаний, египтяне были весьма конкретными людьми. Они высоко ценили государственную службу, справедливо полагая, что здесь можно хорошо зарабатывать и сохранять здоровье. Это существенно отличалось от частного сектора, где превалировал тяжелый физический труд, даже если у тебя было собственное дело – ткацкая или гончарная мастерская, прачечная или рыболовная артель.

Например, в высшей степени престижной считалась работа писца. Но не потому, что ценилась грамотность сама по себе, а потому, что работа писца не была тяжелой физически и хорошо оплачивалась. Так, некий Дуауф советовал своему сыну Пепи стать писцом не из соображений «ученье – свет», а совсем по другим причинам: «Я подумал о физическом труде и пришел к выводу, что книги – лучший предмет для изучения... профессия писца – величайшая из всех; ей нет равных на земле. Даже когда писец только начинает строить свою карьеру, с ним все советуются. Он занимается государственными делами и никогда не берется за то, что поручает ему другой... каждый труженик проклинает свое занятие или ремесло, но не писец, которому никто не говорит: «Иди и работай на полях для такого-то». Весьма прагматично и современно. Это взгляд на профессию писца разделяло большинство отцов Древнего Египта и поучение Дуауфа стало хрестоматией.

Одежда египтян: мода и прически

Мужчины Древнего Египта носили парики, а дамы стрижки «под фокстрот»

Одежда египтян и египтянок

Самые древние египтяне – и мужчины, и женщины – носили набедренные повязки и короткие прямые юбки с запахом. Эти предметы одежды делались из белого льна, сначала довольно грубого, который затем стал выделываться в тонкие струящиеся ткани. Вообще лен оставался на протяжении всей истории Древнего Египта основным материалом для изготовления платья. Кожа использовалась для изготовления поясов и украшений, а также сандалий, которые, впрочем, чаще делались из тростника.

Юбки мужчин в разные эпохи имели разную длину. Чем древнее юбка, тем она короче. К эпоху упадка древнеегипетского государства юбка постепенно трансформировалась в платья и длинные туники. Кстати, количество одежды на человеке и ее длина увеличивались в Древнем Египте с течением времени, но долгое время египтянам нравилось показывать свое тело на публике и восхищаться собой, нагота их не смущала. На сельскохозяйственных работах мужчины и женщины работали обнаженными, изредка одевая лишь набедренные повязки. Так же одевались и слуги в домах богатых египтян.

Знатные египтянки долгое время оставляли обнаженными шею и грудь: их платья из полностью прозрачного материала хорошо демонстрировали другие формы тела, само платье поддерживалось широкими бретелями, соединенными на спине. Цвета платьев, в основном, ограничивались белым, иногда шили красные или желтые платья. Лишь позднее, через культурные обмен с другими народами в Древний Египет пришли многоцветные и полосатые одежды. На голове царицы носили уборы в виде грифа, олицетворяющие богиню Мут.

Фараоны старались одеваться так же, как одевались боги. В ходу были короткие юбки, хвосты и головные уборы в виде корон и париков. В разные времена хвосты были либо шакальими, либо искусственными. Позднее стали добавляться туники, плащи, широкие воротники.

Одежду фараонов, членов их семей и знатных египтян стирали специальные прачечники. Они раскладывали предметы одежды на плоских камнях и тщательно отбивали камнями или пальмовыми ветками. Вместо мыла использовали глину.

Обувь в Древнем Египте

Обувь была не в чести у древних египтян. Ее носили только состоятельные люди, да и то далеко не всегда. Преимущественно, обувь одевали для дальних переходов и путешествий в гористую местность. Закрытая обувь, похожая на туфли, появилась в самом конце существования цивилизации под влиянием греков и римлян, а до этого египтяне носили сандалии, которые изготавливались из папируса, реже из кожи и даже из дерева. В дом в обуви египтяне не заходили. Примечательно, что при фараонах существовала специальная должность – носильщик сандалий – человек, который нес за фараоном его обувь. Надо полагать, что ходить фараон предпочитал босиком, однако наличие обуви было признаком благополучия и состоятельности. На барельефах и картинах в усыпальницах нередко можно увидеть за фигурой фараона силуэт его слуги с сандалиями в руках. Интересно так же, что древний историк, описывавший экспедицию царицы Хатшепсут в страну Пунт, жаловался на тяготы пути, так как участникам экспедиции пришлось тащить воду, гнать скот и нести сандалии. Сандалии также входили в комплект вещей, необходимых египтянину в загробной жизни.

Мода египетских богов

Специальная «мода» развивалась в отношении одеяний богов. Статуи богов египтяне одевали регулярно, во время многих религиозных праздников и в числе подношений богам всегда были предметы одежды, также как и в храмах были специальные комнаты, где эти предметы хранились. Интересно, что на руки богов и умерших фараонов-богов египтяне одевали специальные напальчники, сделанные из чистого золота. Эти напальчники доходили до второй фаланги пальцев и держались с помощью тонких полосок золота, соединенных с золотыми браслетами на запястьях и лодыжках. Это украшение очень напоминает современные наборы арабских женщин, состоящие из колец, прикрепленных цепочками к браслетам – так называемые «жади». На ногти накладывали тонкие накладки, повторяющие форму ногтя и сделанные из ляпис-лазури. Соответственно, современные модницы обязаны накладным ногтям и жади моде египетских богов.

Украшения древних египтян

Другие же украшения и ювелирные изделия носили мистический, религиозный смысл. Египтяне – и мужчины, и женщины – носили ожерелья, амулеты-подвески, браслеты, серьги. В Древнем царстве серьги были небольшими и сделанными из золота. Потом серьги удлинились и к ним добавили камни. Очень любили египтяне кольца, преимущественно золотые. Но если материальное положение не позволяло египтянину носить золотые кольца, он все равно предпочитал ходить «окольцованным», пусть даже эти кольца были из стекла и даже из соломы. На кольцах изображали скарабеев, образы богинь и богов. Кольца фараонов отражали их картуши (имена, заключенные в овал в виде завязанной узлом веревки).

Прически Древнего Египта

Мужчины брили бороды и усы, коротко стриглись, а жрецы так и вовсе брили все тело. В то же время, египетские мужчины видели в бороде и длинных волосах признак власти и могущества и потому носили накладные бороды и парики. Видимо, это было связано с климатическими особенностями – изнуряющей летней жарой, при которой снимаемые бороды и волосы были намного удобнее и гигиеничнее, чем натуральные. Со временем, замысловато сплетенная борода или борода в виде квадратного пучка волос в центре подбородка стала неизменным атрибутом власти фараона и даже царица Хатшепсут в своих парадных царских одеяниях изображается с ложной бородой. Также бороды присутствовали на изображениях богов.

Собственные волосы большинства египтян были вьющимися от природы и довольно жесткими, а потому во избежание трудностей с расчесыванием все египтяне-мужчины их коротко стригли, заменяя парадные прически париками. Парики изготавливались из овечьей шерсти, были короткими и длинными, завитыми, прямыми и заплетенными в косы. Женщины носили очень разнообразные прически, украшали себя лентами, заколками, цветами и диадемами. В эпоху Нового царства была весьма популярна стрижка «под фокстрот», когда волосы до плеч спускаются крупными волнами.

Египтяне были очень чистоплотными людьми и весьма ценили физический комфорт, который дает чистота. Простые крестьяне и ремесленники мылись в прудах, фараоны и знать принимали ванны с благовониями. После мытья все египтяне умащали себя маслами и мазями. Интересен способ умащивания и увлажнения волос в Древнем Египте. Во время праздников и пиров на головы мужчин и женщин устанавливались конусообразные или шарообразные каркасы, наполненные смесью масел и благовоний. Под действием жары эта смесь таяла и стекала на волосы, увлажняя их и придавая любимый аромат. Египтяне любили свое тело и любовались им, ценили красоту и не хотели стареть, поэтому они умели красить волосы в черный цвет, скрывая седину. А женщины забирали свои остриженные волосы с собой в могилу, надеясь, что они будут служить и в загробной жизни.

Многое из того, чем пользовались древние египтяне, мы широко применяем в своей современной жизни. Да и поучения в адрес мужей актуально и справедливо звучат для нынешних жен, а профессия государственного служащего так и осталась весьма привлекательной для многих и многих наших современников, ничего не потеряв в глазах людей за четыре с половиной тысячи лет.

Литература:

  • Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
  • Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1970.
  • Бадж У. Жители долины Нила / Пер. с англ. А.Б. Давыдовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.

Медицинская практика в Древнем Египте была настолько развита, что многие из наблюдений и обыденных процедур западный мир не мог превзойти на протяжении столетий после падения Римской империи. Именно древнеегипетская медицина стала источником знаний для врачей Древней Греции и Рима.

Египтяне понимали, что болезнь можно лечить фармацевтическими препаратами, признавали лечебный потенциал массажа и ароматерапии, придавали важное значение чистоте при лечении пациентов.

О том, что источником болезней и инфекций могут служить бактерии, стало известно даже позже изобретения микроскопа - только в XIX веке, когда эта теория была подтверждена Луи Пастером и доказана работой британского хирурга Джозефа Листера. Однако еще до их заявлений венгерский врач Игнац Земмельвайс в XIX веке предполагал, что сократить смертность среди пациентов врачи могут, просто вымыв руки перед осмотром или операцей.

Древние египтяне наверняка согласились бы с идееи Земмельвайса, поскольку очень высоко ценили чистоту. В Древнем Египте смертность после медицинских процедур была, вероятно, меньше, чем в любой европейской больнице в христианскую эру.

Травмы и болезни

Египтяне хорошо понимали, как справляться с травмами, но с болезнями все было гораздо сложнее. Когда человек ранен, легко проследить причину и следствие, а затем вылечить. Однако когда человек болен, причина менее ясна, и диагностика была большой проблемой.

Причину болезни обычно понимали как следствие греха или нападения демонов. Поэтому первые «врачи» пытались избавить пациента от недуга чтением заклинаний. Кроме того, в ход шли амулеты, подношения богам, татуировки и статуэтки, призванные отгонять злых духов или успокаивать богов, вызвавших болезнь.

С тех времен сохранилось множество папирусов, в которых записаны заклинания. В некоторых из них можно обнаружить и практические способы лечения. Так, например, папирус , датируемый 1200 годом до н.э., предписывает больным раком употребление марихуаны.

Другой папирус , написание которого ученые относят к 1570-1069 годам до н.э., описывает первые в истории способы контрацепции и тесты на беременность.

В густонаселенной долине Нила были широко распространены инфекционные заболевания. Практически все население Египта тогда проживало на узкой полоске суши вдоль реки, которая иногда составляла всего несколько сотен метров в ширину. Болезни можно было различать в зависимости от времени года.

Оспа, дизентерия, брюшной тиф и желтуха чаще всего настигали египтян весной и летом. Каждый год богиня Исида проливала слёзы по своему покойному мужу Осирису, а уровень воды Нила повышался с середины июля по сентябрь. Вместе с плодородным илом, который помогал египтянам выжить, река приносила с собой специфический набор заболеваний, главным из которых, вероятно, была малярия – основная причина смертей поздней осенью. Более прохладная погода зимой благоприятствовала началу респираторных заболеваний.

Одной из самых распространенных жалоб среди египтян были глазные инфекции. Боролись с ней при помощи бактерицидной краски для глаз и лекарствами из человеческого мозга. Вот как выглядит один из универсальных рецептов, следование которому должно было избавить не только от глазной инфекции, но и вообще всех проблем в организме: «Человеческий мозг разделить на две его половины, смешать половину с медом, намазать на глаз вечером. Высушить вторую половину, просеять, мазать на глаз утром».

Тяжелый физический труд наносил огромный вред суставам и костям рабочих. Те, кто доживали до старости, становились жертвами тех же недугов, каковыми до сих пор страдают пожилые люди: сердечно-сосудистые заболевания, артрит и, вероятно, деменция.

Ограниченная диета вызывала или усугубляла ряд заболеваний, а в некоторых случаях даже приводила к смертельному исходу. В древнеегипетской истории были времена, когда голод распространялся по всей стране. Данные древних папирусов стоматологов свидетельствуют о том, что в течение большей части таких периодов состояние здоровья населения значительно ухудшалось, но с более активным внедрением сельского хозяйства эти проблемы сводились на нет.

Скудность диеты влияла и на рост египтян. Среднестатистический рост мужчин не превышал 160 см, женщин – 150 см.

Профессия врача

Ничего определенного не известно о том, как врачи получали свои медицинские знания. Историки предполагают, что после того, как египтянин получил профессию книжника, он становился учеником практикующего целителя. Также существует мнение, что «дома жизни», связанные с богиней Сехмет , покровительницей врачей, были учебными центрами для врачей.


Богиня Сехмет, барельеф

Целителями в Древнем Египте могли стать и мужчины, и женщины. Первым врачом, позднее обожествленным, был Имхотеп, который совмещал написание медицинских трудов со строительством ступенчатой пирамиды Джосера в Саккаре и был еще и известным архитектором.

Именно Имхотеп стал родоначальником светской медицины: он утверждал, что болезнь зарождается естественным образом и никак не связана с духами или местью богов.


Статуя Имхотепа

Врач должен был быть не только грамотным, но и чистым душой и телом. В Египте их называли «вабау» – ритуально чистыми: они должны были купаться так же часто и тщательно, как и верховные жрецы.

У каждого доктора была своя специальность, однако выделялись «суну» – врачи общей практики, и «сау», которые специализировались на магических ритуалах. Акушерки, массажисты, медсестры, обслуживающий персонал и провидцы также помогали врачу.

Акушерство, по всей видимости, было единственной женской профессией в Древнем Египте. Изучив медицинские тексты, которые писали в основном мужчины, ученые обнаружили, что в них много информации по гинекологии в целом, но ни в одном не описано акушерство. Кроме того, мужчин никогда не изображали в сценах родов.

Свидетельства медицинского обучения акушерок нет. В Древнем Царстве (период правления фараонов III-VI династии) слово «акушерка» связано с медсестрами, которые помогали доктору, однако после этого периода связь этих двух профессий утратилась. Акушерками могли быть женщины-родственники, друзья или соседи. По-видимому, они не считались медицинскими специалистами.

Работу медицинских сестер могли выполнять как мужчины, так и женщины. Египтяне очень уважали именно медсестер, хотя, как и в случае с акушерками, нигде не сохранилось свидетельств о школе или профессиональной подготовке. Больше всего ценились медсестры-кормилицы.

Женщины регулярно умирали во время родов, и в юридических документах того времени были соглашения между кормилицами и семьями о заботе о новорожденном в случае смерти матери. Няням, которые помогали с воспитанием детей, оказывалось такое уважение, что во времена Нового Царства (эпоха наивысшего расцвета древнеегипетского государства) их связывали с божественным.

Лечение зубов

Древнеегипетская стоматология выросла из сложившейся медицинской профессии, но особенно широко она не развивалась. Древние египтяне страдали от проблем с зубами на протяжении всей истории цивилизации, но почему стоматологов было недостаточно много (или упоминали о них слишком редко), до сих пор не ясно.

Первым известным в мире стоматологом стал Хесире – главный зубной врач при дворе Джосера (ок. 2700 г. до н.э.). Проблемы с зубами возникали в основном из-за употребления в пищу грубого хлеба и неспособности полностью убрать песок из своей пищи. Стоматологи использовали для лечения зубов мед и травы, предположительно, чтобы остановить инфекцию или облегчить боль. У некоторых мумий были обнаружены зубные мосты и золотые зубы. Неизвестно, были ли они во рту при жизни владельца, или добавлялись в процессе бальзамирования.


Хесире

Правительница Хатшепсут (1479-1458 гг. до н.э.) умерла от абсцесса зуба. Такие случаи были нередкими и среди ее подданных. Предполагалось, что зубные боли и другие проблемы вызваны зубным червем, которого нужно было изгнать магическими заклинаниями. Эта вера, скорее всего, возникла в Месопотамии, в частности, среди шумеров, в клинописных записях которых были обнаружены заклинания против зубного червя.

Помимо магии, египетские стоматологи в своей работе использовали целебную силу трав. Так, чтобы избавить своих пациентов от неприятного запаха изо рта, они готовили жвачки из меда, корицы, мирры, ладана и пиньона. Есть доказательства удаления зубов с опиумом, используемым в качестве анестетика.

Медицинские инструменты

Вера в магию глубоко укоренилась в египетской культуре и считалась естественной и нормальной, как любой другой аспект жизни. Бог магии Гека был также богом медицины. На всех изображениях он несет посох, обвитый двумя змеями. Этот символ впоследствии перешел к грекам, которые связали его с богом исцеления Асклепием, который сегодня известен как кадуцей медицинской профессии. И хотя кадуцей, несомненно, путешествовал из Египта в Грецию, возник он также в Шумере как посох Ниназу, сына шумерской богини исцеления Гула.

Кроме Гека существовало множество других важных богов исцеления, такие как Сехмет, Серкет (также известный как Селкет), Себек и Нефертум . Жрецами Серкеты были все доктора, хотя не каждый доктор был членом ее культа. К помощи Собека, бога крокодилов, обращались во время хирургических операций и инвазивных процедур. Нефертум, бог духов, связанных с лотосом и исцелением, вызывался на процедурах, которые сегодня назвали бы ароматерапией.


Нефертум, статуэтка

Фармацевтические препараты древнеегипетских жрецов-медиков включали в себя антациды, соли меди, скипидар, квасцы, вяжущие вещества, щелочные слабительные, диуретики, седативные средства, спазмалитики, карбонат кальция и магнезия. Дозировка лекарств с особой тщательностью прописывалась в медицинских папирусах, указывался способ, с которым лекарство должно приниматься внутрь (например, с вином или едой).

Хирургические процедуры были обычным делом, и многие инструменты того времени в том или ином виде используются и сегодня. У египтян были кремневые и металлические скальпели, плоскогубцы, костяные пилы, зонды, катетеры, зажимы для остановки кровотечений, спекулы, пинцеты, ланцеты для вскрытия вен, губки, ножницы, пузырьки, бинты изо льна и весы для расчета лекарственных доз.


Хирургические инструменты

Хирургические операции чаще всего проходили успешно, о чем свидетельствуют мумии и другие найденные останки, пережившие ампутации и даже операции на головном мозге. Также были найдены , обычно вырезанные из дерева.

Роль древнеегипетской медицины в истории

Однако не все медицинские практики были в Египте такими же успешными. Например, обрезание было религиозным ритуалом, в котором подвергались операции мальчики в возрасте от 10 до 14 лет, и означало переход от подросткового возраста к мужественному. Обычно его исполняли врачи, которые в то же время были жрецами храма. Они использовали кремневый клинок и произносили заклинания, но несмотря на все предосторожности, эта процедура все же иногда приводила к инфекции.


Процедура обрезания

Поскольку природа инфекции была неизвестна египтянам, то она считалась результатом сверхъестественного влияния. Такой подход, скорее всего, привел к гибели многих молодых людей.

Египетские медики пользовались большим спросом в Древнем Мире, несмотря на то, что, вероятно, мало новых знаний появилось после 2000 года до н.э. Их лечение основывалось на обследовании и диагнозе. Описание случая - самая взыскательная работа врача, - длилось дольше, чем диагноз или рекомендуемое лечение.

В целом лечение было консервативным: если лекарство от болезни было неизвестно, тогда врач предпринимал некоторые шаги, которые не ставили бы под угрозу жизнь пациента или снимали симптомы. Например, некоторые раны головы, которые тогда считались неизлечимыми, обрабатывали мазью, предупреждающей инфекцию.

Хотя бальзамировщики Египта пришли к пониманию того, как органы, которые они удаляли из тел, были связаны друг с другом, этими знаниями не делились с врачами. Эти две профессии развивались в совершенно различных направлениях, и то, что каждый из них делал в своем направлении работы, не считалось релевантным для другого.

Особое отношение у древних египтян сложилось с таким органом человеческого тела, как сердце. Помимо того, что оно было признано «насосом», сердце считали еще и центром эмоций, личности и интеллекта. По этой причине сердца умерших сохранялись, а головной мозг выскабливали и отбрасывали, как бесполезный орган.

Хотя они признавали заболевание печени, у египтян не было понимания ее функций. В Древнем Египте регулярно занимались проблемами выкидышей и бесплодия, но о механизме этих процессов имелись весьма смутные представления. Опора всей культуры на сверхъестественную помощь богов мешала египтянам исследовать более непосредственные и практические решения медицинских проблем, с которыми они сталкивались ежедневно.

Тем не менее, египетский врач пользовался большим уважением за свои навыки и знания, призывался ко двору фараонами и дворянами других народов. Греки особенно восхищались египетскими медиками, и переняли у них ряд убеждений и методов. Позже такие знаменитые врачи Рима и Греции, как Гален и Гиппократ, изучали египетские тексты и символы, таким образом передавая традиции и знания до наших дней.

РЕМЕСЛА, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

И НАЧАЛА НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Сельское хозяйство.

Уже в эпоху неолита (V тыс. до н.э.) египтяне научились выращивать ячмень и пшеницу, которые служили для приготовления основной пищи почти на всем протяжении древнеегипетской истории вплоть до эллинистического периода, и культивировать лен.

Основа древнеегипетского хозяйства – ирригационное земледелие. К эпохе Нового царства относится первое в мировой истории изобретение водоподъемного сооружения - шадуфа, типа наших деревенских «журавлей». До сих пор в Египте для подъема-передачи воды пользуются как шадуфом, так и деревянным колесом, вращаемом волами (привнесено древними греками), и металлическим спиралевидным колесом (от римлян).

Египтянам принадлежит приоритет открытия пчеловодства. Самое раннее свидетельство об организованном пчеловодстве – сер. III тыс. до н.э. Ульи изготавливались из полых конусов высушенного ила.

Гончарное производство.

Как и в современном Египте, изготовление керамической посуды начиналось с размешивания ногами глины, политой водой, к которой иногда добавляли для уменьшения вязкости глины, ее более быстрого высыхания и предотвращения при этой чрезмерной усадки изделия мелкорубленую солому. Под пальцами формовщика глиняная масса принимала форму мисок, чаш, горшков, кубков, кувшинов, сосудов большого объема с остроконечным или закругленным дном. Затем изделие сушили и обжигали в глиняных, больше человеческого роста печах. Красного тона сосудов достигали высокой температурой при бездымном обжиге или облицовкой из жидкой железистой глины.

В период Нового царства кувшины и сосуды стали расписывать различными сценами.

Стеклоделие.

Стекло, как самостоятельный материал, египтяне стали использовать со Среднего Царства.

Состав древнеегипетского стекла близок к современному (силикат натрия и кальция). Но древнее стекло содержало мало извести и кремнезема, больше окиси железа и щелочи, поэтому, с одной стороны, оно могло плавиться при более низкой, нежели сейчас принято, температуре, с другой – по большей части оно совсем не пропускало света и очень редко было прозрачным.

Перед тем как изготовить какое-либо изделие, египтянин брал кусок стекла и разогревал его. Затем форму будущего сосуда из песка облеплял горячим стеклом. Всё это насаживалось на длинный шест и прокатывалось. Если надо было сделать сосуд с узорами, наматывали на заготовку разноцветные стеклянные нити. Чаще всего такие сосуда делались из темно-синего стекла, а нити брали желтые, белые и голубые.

Для изготовления цветного стекла добавлялись красители. Белый цвет стекла получался прибавкой окиси олова, желтый – окиси сурьмы и свинца, фиолетовый – марганца. Медь в различных пропорциях окрашивала стекло в синий, зеленый или бирюзовый цвет. Оттенок синего получался добавлением кобальта.

Знали египтяне мозаику из стекла. Разноцветные стеклянные пластинки нагревались до сплавления, затем вытягивались – получались тонкие и длинные полосы.

Столярное дело.

Дерево в Древнем Египте использовалось очень широко: баржи, сани, полозья, рычаги, строительные леса, распорки, мотыги, колотушки, мотыги, сохи, коромысла, упряжки, клетки для животных, потолки, полы, колонны в жилых помещениях, двери, ножки и подлокотники кресел, подголовники, стулья, носилки, саркофаги, статуи, мелкая пластика и пр.

Из кедра, доставлявшегося из Ливана, сооружались колонны храмов и корабли. Интересно, что при строительстве корабля сначала связывали обшивку, а только потом встраивали корпус. По современным расчетам, чтобы транспортировать блоки баржа должна была иметь отношение длины к ширине 2:1.

Древнеегипетская мебель считалась ценным товаром и была известна в большинстве стран Древнего Востока. Считается, что настоящая мебель для сидения впервые появилась именно в Египте. Строгая и определенная форма мебели для сиденья вытекала из египетской манеры сидения: из-за узости одежды египтяне сидели выпрямившись, с плотно сомкнутыми ногами.

Привозной строевой лес (самшит, кедр, эбеновое дерево, кипарис, тис) был дорог, поэтому на изготовление мебели шли, как правило, местные породы дерева: акация, древесина пальм, тутовая смоковница, ива и др.

В раннюю эпоху появились низкие скамеечки и стулья (египтяне, как и иные восточные народы, любили сидеть или работать на корточках). В Египте впервые появляется стул со спинкой. Имелись парадные стулья, стулья с боковыми сторонами в форме шагающих зверей. Было несколько видов табуретов: с вогнутой поверхностью, соответствующей форме тела, с вертикальными ножками и перекрещивающиеся в форме «Х» и оканчивающиеся утиными головами, складные.

Скреплялись детали с помощью ремешков, полосок металла, бечевки, клея. Чтобы скрыть дефекты сборки, поверхность мебели сначала покрывали толстым слоем краски-замазки, затем белой или цветной краской.

Крышку, например, ящика просверливали трубчатым сверлом (прообразом нашего коловорота). Но египтянам не были известны тиски, верстак и рубанок.

В Позднее царство медь и бронзу в слесарных орудиях сменило железо.

Со времен Древнего царства египтяне умели изготовлять тонкую фанеру (до 5 миллиметров). Более того, в Новое царство листы фанеры вместо скрепления их деревянными гвоздиками стали склеивать. Клей извлекали из костей, кож, сухожилий и хрящей животных путем кипячения, выпаривания полученного отвара и охлаждения в формах, где он застывал в твердую массу. Обшитые фанерой стулья находили в гробницах.

Роспись на мебель наносилась непосредственно на дерево, после чего могла закрепляться лаком или воском. Обычно применялось однотонное раскрашивание. Сохранилось много изделий как примера имитации краской инкрустации или пород дерева. В Новое царство распространилась роспись по штукатурке (смесь мела и клея), которой грунтовалось дерево.

Необычайная тщательность выполнении - для инкрустации иного ларца требовалось до 20 тысяч вставок из кусочков слоновой кости и эбенового дерева.

Металлургия.

Медь, добываемая на Синайском полуострове, была мягкой, так как имела незначительные примеси мышьяка и марганца. Поэтому еще в ранние времена медь для улучшения ее качества стали переплавлять в открытых керамических или каменных формах. После отливки изделие подвергали холодной ковке. Процесс ковки вызывал изменения кристаллической структуры металла – и медь становилась тверже.

С появлением металлических щипцов стали ковать медь в горячем состоянии. При изготовлении, например, долота или кинжала, отковывали их режущий край для отточки и придания необходимой формы.

Так же с Раннего царства для покрытия деревянных изделий египтяне изготовляли тонкую листовую медь, пластины крепили гвоздиками.

Египтяне рано освоили литейное производство. Они достигли высокого мастерства в литье и холодной ковке меди. Из неё делилась сосуды, чаши, кувшины. Известны литые статуи.

Технология изготовления египтянами ювелирных изделий известна по предметам из погребений, росписям и рельефам, изображающим процесс выплавки металла, чеканки и обработки изделий.

Тщательно взвесив на весах золото и серебро, поступавших в виде колец, его передавали золотых дел мастерам. Чтобы получить разнообразные заготовки – проволоку для цепочек, пластинки и ленты для оправы камней, пластины для изготовления ваз и кубков, трубки для браслетов, слитки – металл плавили в тиглях над очагом. Открытый огонь раздували с помощью трубок, мехов-бурдюков. Растопленный металл выливался в изложницы на столе. Полученные слитки в виде кубов передавали кузнецам. И молот, и наковальня представляли собой большой и малый по размерам камень – с помощью этих примитивных инструментов выковывали бруски и пластины. Для получения проволоки прутья протягивали через волочила со всё более и более мелкими отверстиями. Для нанесения орнамента использовалась насечка, гравировка, золочение штамповкой, инкрустация, тиснение, зернь, травление.

Тонким слоем золота покрывали поверхность статуй или предметы мебели. Из цельнолитых золотых изделий скипетры фараонов или саркофаги (Тутанхамона).

В середине 3 тыс. до н.э. впервые в мире появляются металлические водопроводные трубы. Водосточные желоба в храмовых и пирамидальных сооружениях выкладывались медными листами без следов припоя. Листовой медью также выкладывалась внутренняя поверхность водосточных канав.

Кожевенное производство.

Из кожи делали ремни для крепления частей орудий труда и мебели, мешки, бурдюки, чехлы, футляры для папирусных свитков, сандалии, военные доспехи, конские сбруи, ошейники и пр.

После вымачивания и отчистки кожи от шерсти ее промазывали густым слоем жира, затем мяли – жир впитывался в поры кожи, которая становилась гибкой и мягкой. Окрашивались кожи преимущественно в желтый или красный цвет.

Ткацкое производство.

Благодаря климату, от Древнего Египта уцелело больше тканей, чем от всех древних цивилизаций вместе взятых.

В гробницах сохранились ткани из травяного и тростникового волокна.

Изо льна - ведущего материала - египтяне умели изготовлять несколько видов тканей – плотную и грубую парусину, мешковину, платьевую ткань различной плотности, вплоть до полупрозрачной. Качественные образцы древнеегипетских льняных тканей порой превосходят продукцию современных ткацких станков. Так, современная тончайшая шелковая ткань имеет тонину № 400, в повседневном обиходе мы пользуемся, как правило, ниткой № 40. В XIX веке утверждалось, что метрический номер 1000 является своего рода пределом возможностей получения тонкой пряжи изо льна при ручном прядении. Образцы льняной пелены из египетских саркофагов еще раннего периода достигали совершенно невероятного номера – 9000. То есть пряжа была в три раза тоньше волоса!

Египетское веретено представляет собой деревянный стержень с надетым на него каменным или глиняным пряслом. Работа велась как на горизонтальных, так и на вертикальных станках.

Транспорт.

Колесницы.

Легкие египетские колесницы имели большей частью четыре деревянные спицы и они использовались как боевые, гоночные и для выезда знати. Делали колесницы, как правило, из вяза. Открытый сзади кузов состоял из полукруглой гнутой деревянной рамы, затянутой кожаным плетением, и закругленного передка. Спереди колесница поддерживалась подпоркой, скрепленной ремнями с деревянным дышлом. Гоночная колесница имела только деревянный остов. Кузов колесниц фараона и боевых в нижней части и спереди был обтянут кожей или холстом, украшен позолотой, росписями по наложенной штукатурке. Ширина кузова колесницы из гробницы Тутанхамона была 1,2 метра, высота передней части кузова – 1,25 метра, диаметр колеса – 92 см.

Водный транспорт.

Египтяне изготовляли лодки из стеблей папируса, с каютой посередине и часто сдвоенной. Предполагают, что во время разлива Нила эти суда могли служить людям временными пристанищами.

Речные суда были прогулочными, грузовыми и связанными с отправлением религиозного культа, морские суда – грузовыми и военными.

Суда не имели ребер, то есть строились без шпангоута. Более того, не имели киля, а имели малую осадку, так как на Ниле отмели были не редкостью.

Декоративно-прикладное искусство

Египет исключительно богат разными породами камня. Поэтому их большие декоративные возможности рано привлекли египтян. Об этом свидетель­ствуют - и бусы из полевого шпата или агата, топорики из кремня, гранита, нефрита и красной яшмы. Небольшие сосуды вытачивались из горного хрусталя. Сохранилось несколько сот сосудов из алебастра. Минералы шлифовались с помощью цилиндрической трубки, заполнявшейся измельченным кварцем. Сохранились образцы каменных оконных решеток, водосточных труб, заканчивавшихся львиной головой – подобное позднее мы увидим у греков.

kК ранним временам относят каменные вазы из диорита, порфира, гранита, яшмы, стеатита. Вот только позднее по необъяснимым учеными причинам эта традиция прервалась (см. докум. фильм «Загадки Древнего Египта»).

Практически все ювелирные украшения имели то или иное символическое значение. Ювелирами часто имитировались амулеты природного происхождения (морские раковины, животные, растения), амулеты могли иметь форму частей человеческого тела, элементов мебели или ритуальных предметов. Например, джед – столб Осириса, символ постоянства и стабильности.

«Парадная» посуда в основном изготовлялась из черного или синего сланца, алебастра, редко из крапленого мрамора, маленькие кубки – из горного хрусталя. Из этих материалов изготовляли бокалы, чаши, тарелки, кувшины, миски и тазы (илл. 88).

Древнейшими стеклянными изделиями египтян считаются бусы. Наряду с изобретением и использованием многокрасочного стекла, мастера создавали прекрасные одноцветные стеклянные сосуды. Самым поразительным сосудом считается найденный в Амарне сосуд из синего стекла в форме рыбы, чешуя которой передана белыми, желтыми и синими выпуклостями.

Шедеврами ювелирного искусства считаются передники фараонов. Часто они изготавливались с использованием золота, драгоценных камней и техники перегородчатой эмали. Декорировка передников связана с орнаментом риши (с арабск. «перья») – символическому изображению перьев крылатых богинь или священных птиц, защищающих правителя.

Курительницы для благовоний изготовляли в виде вытянутой руки с емкостью для углей в ладони.

Очень распространены были чаши, блюда в виде круглых или овальных узоров: на дне их изображали лотосы, рыб, пр. В Новое царство получили широкое распространение косметические ложечки, выполненные в виде плывущей по воде обнаженной богини Нут, держащей в руках гуся (священную птицу своего мужа Геба) или цветок лотоса, из которого на рассвете рождается Солнце. Лампы могли иметь форму, например, па­пирусного челна или лилии. Были сосуды, полностью ис­пол­ненные в виде богов, рыб, птиц, животных (илл. 88-а).

Одно из достижений художественных ремесел Египта – изделия из фаянса. Уже со времен 1-й династии известны фаянсовые бусы и круглые игорные столики. Из фаянса изготовлялись кубки в виде цветков голубого или белого лотоса, который был воспет во всех видах египетского искусства. Изготовлялись ювелирные украшения из фаянсовых паст. Синий фаянс широко использовался для облицовки внутренних помещений.

Самые искусные украшения выполнялись из лазурита, египтяне любили бирюзовые тона.

Первые бронзовые зеркала были изготовлены около 29 века до н.э. В большом количестве дошли до нас зеркала, ручки которых выполнены в виду фигурки стоящей женщины или колонки (илл. 88-б). Зеркала, выполненные из золота и серебра, использовали при отправлении культов Хатхор и Мут, символизируя Солнце и Луну.

Мебель обычно украшалась плоскостным орнаментом, элементами которого были лотос, папирус, пальма, змея, коршун, скарабей и др. Гамма цветов ограничивалась красным, желтым, черным, коричневым голубым, зеленым и белым. Краски не смешивали, пользовались ими в чистом виде.

Из обстановки жилищ знати до нас дошли расписные или инкрустиро­ванные ларцы, мебель с украш­ениями из листового золота, тонкой резьбой и инкрустацией. Сундуки и саркофаги, помимо росписи, украшали геометрическим орнаментом, цветными фаянсовыми вставками, полудрагоценными камнями. В мебели можно встретить украшения из слоновой кости, перламутра. Ножки мебели могли иметь форму волчьих или львиных лап.

Влияние египетских форм мебели ярко выразилось в Европе в начале XIX века, когда стал складывать стиль ампир.

Отдельно о погребальной утвари как произведениях искусства.

Для мумии фараона или знатного лица был целый список необходимых украшений: золотая или серебряная маска (илл. 89), инкрустированная драгоценными камнями и стеклянной пастой, воротник из двух золотых пластин с перегородчатой эмалью, изображающий коршуна с распростертыми крыльями, ожерелья из золота и драгоценных камней и фаянса в виде многорядных бусин с застежками. Наиболее распространенными были пекторали в виде священного крылатого жука-скарабея с богинями (Исидой и Нефтис) по бокам (на оборотной стороне жука вырезали оправдательную речь умершего), сердца из лазурита на цепочках с именем покойного, массивные или полые браслеты для лодыжек, предплечий и запястий, кольца, амулеты и др. Помимо этого вместе с покойным в Страну Запада уходили миниатюрные модели эмблем, оружия, тростей, скипетров.

Саркофаги, общим весом до 10 тонн, имели форму прямоугольника, на них практически всегда изображали Гора, Маат, Осириса (илл. 90). Со Среднего царства саркофаги украшались золотом и драгоценными камнями. На крышках антропоидных гробов (то есть повторяющих форму человеческого тела-мумии (илл. 91)) обычно вырезалось и раскрашивалось рельефное изображение человеческого лица, рук, держащих амулеты (илл. 92, 93).

Мумия фараона с золотой маской покоилась в серебряном гробу, тот, в свою очередь, стоял в саркофаге из гранита. И гроб, и саркофаг повторяли очертания мумии. Сам саркофаг, с выгравированными на стенках глазами и дверьми, помещался в закрытом каменном прямоугольнике, на выпуклой крышке которого был изваян лежащий фараон с атрибутами Осириса, на внутренней - богиня Нут.

Особенности.

Одной из особенностей искусства египтян было близость памятников художественного ремесла к архитектуре, слияние в них принципов декоративного и монументального. Так, разновидность броши (пектораль) фараона со вставками из полудрагоценных камней воспроизводила в пропорциях портал храма. На погребальную и храмовую утварь были перенесены принципы архитектуры.

Другая характерная черта для всех видов египетского искусства, особенно для памятников художественного ремесла – повторяемость одних и тех же мотивов. Например, ножки мебели в виде копыт животных времен 1-й династии встречается на деревянной ложке и через две с половиной тысячи лет.

Третья особенность декоративного искусства – яркость цвета и сочетания ярких тонов, взятых по контрасту.

Образование.

Учебные заведения типа школ впервые упоминаются в период между Древним и Средним царствами. Они существовали при храмах, дворце фараона, с Нового царства – при крупных организациях управления. Но «школы» эти были «ведомственными»: в них готовили «специалистов» для тех сфер управления, которых создавали «учебные заведения».

Обучались в «школах» мальчики от пяти лет. Точный срок окончания школы пока не установлен. Через несколько лет учебы ученики могли выполнять обязанности писцов.

Основными предметами были чтение, письмо и счет. Обучение грамоте состояло в заучивании иероглифов, устного чтения (обычно читали хором нараспев) и выполнения письменных заданий. Объем знаний в разных школах был приблизительно одинаковым, но единой программы обучения не существовало.

Писали ученики тростниковой палочкой черной краской. Красной краской начинали новый абзац. Отсюда происходит выражение «красная строка». Сначала писали на черепках сосудов и обломках известняковых плит. По мере овладения письмом переходили на папирусный свиток.

Существовали в Египте «дома жизни». Утверждают, что подобные «дома» были практически во всех крупных городах Египта. Тщательное изучение текстов, в которых встречается термин «дом жизни», позволил одному из ученых сделать вывод, что это были скриптории, укомплектованные писцами высшей квалификации, где создавались религиозные, медицинские, математические и астрономические тексты. Другие утверждают, что «дома» представляли собой школу, библиотеку храма и архив, где помимо передачи знаний, составлялись сборники по искусству толкования снов, ведали художественным украшением храмов. Сохранились фрагменты книжных каталогов. Но ни один архив, ни одна библиотека древних египтян до наших дней не дошли.

Начала научных знаний.

Математика.

Развитие математических знаний в Египте носило чисто прикладной характер. Они нужны были писцам для начисления налогов, определения количества или размера земельных участков. Меры длины были следующие: локоть (длина предплечья до кончика среднего пальца), ладонь, пядь, палец, ступня. С 3-й династии известен «царский локоть» - 52,3 см. Уже счетоводы времен первой династии фараонов оперировали огромными величинами, язык и письменность имели особые слова, обозначающие 10000, 100000, 1000000. Египтяне умели определять поверхности прямоугольника, треугольника, трапеции. Число π они определяли в 3,16, то есть более точно, чем вавилоняне.

До нас дошли древнеегипетские математические тексты. Особо выделяется так называемый «Математический папирус» (Среднее Царство).

Крупным достижением египтян считается развитие десятичной системы исчисления. Суть ее в том, что числа делились на последовательные разряды, из которых каждый высший был больше предшествующего в десять раз. Для каждого разряда имелся свой знак. Цифры от 1 до 9 рисовались палочками («3» – I I I).

В написании больших чисел использовались иероглифы, изображавшие существа и предметы, чьи названия содержали те же согласные, что и названия соответствующих величин («10» – Ո – «путь для скота»; «100» - @ - «веревка»).

При такой цифровой системе удобно было производить сложение и вычитание.

Дробь для египтян это была всегда «единичная дробь», то есть одна часть какого либо числа. Например, <> или ¼.

В математике, прикладными средствами которой египтяне владели в совершенстве, неизменным в течение тысячелетий сохранялся принцип запоминания последовательности действий («Умножь 4 на 3, будет 12»). Этот принцип был универсален во всех видах задач, то есть абстрактен. При воспроизводящем характере деятельности за счет объяснения показом можно передать практически всё. (А умение передача умений «показом» не предполагают необходимость объяснения, ибо оно результат специально ориентированной интеллектуальной деятельности). Этого было достаточно и в ремеслах, и в живописи.

Построение прямого угла с помощью «египетского треугольника» с катетами 3 и 4 и гипотенузой 5 позволял добиться высокой точности разбивки и устройства шаблонов за много веков до оформления знаменитой теоремы в древнегреческой школе пифагорейцев.

Дошедшие до нас математические папирусы показывают, что египтяне знали дробные числа, однако лишь такие, у которых числитель – единица, умножение сводилось к сложению, а при делении определялось число, на которое следовало умножить делитель, чтобы получить делимое, арифметическая и геометрическая прогрессии, уравнения с двумя неизвестными.

Сохранились каменные и деревянные линейки нанесенной на них шкалой с делениями.

Вес измеряли гирями и весами. Самой распространенной мерой был дебен – 91 грамм. Для измерения объема зерна использовался бочонок на 4,5 литра, для вина, пива и молока – сосуд на 13 литров. Дорогостоящие жидкости измеряли единицами хену (около 0,5 литра).

География.

В древнем Египте появились зачатки географической систематизации. Юг считался передней частью земли, где скрыта голова/истоки Нила, север – задней, юго-восток – «страной бога» Ра. Материки Азии и Африки представлялись единым массивом четырехугольной формы, омываемым со всех сторон внешним или круговым морем, известная часть Европы – в виде группы островов. В 7 в. до н.э. была предпринята (по приказу фараона) попытка совершить плавание вокруг Африки.

Астрономия.

Помимо сохранившихся текстов, об уровне астрономических знаний египтян можно судить также по «карте ночного звездного неба» на потолках гробниц Нового царства, астрономическим «плафонам» в заупокойных храмах фараонов (с текстовыми комментариями к ним). «Звездные таблицы» на и в саркофагах должны были сообщать усопшему ночное время, иначе он перепутает, в каком месте подземного мира он в данный момент находится.

Условно названная как «Книга о загробном мире» повествовала о ритмах Вселенной, ночном движении Солнца и его вечном возрождении.

Для египтян небо выступало в трех ипостасях: богиня неба Нут; покоящийся на божественных опорах первоначальный океан Нун; великая небесная корова, выносящая из тьмы солнечный диск на своих рогах. Ежедневно по телу Нут – от пят ко рту - странствует в золотой ладье бог солнца Ра. Нут проглатывает заходящее солнце и на смену ему рождает звезды, покрывающие ее тело. Горизонт заполняют Луна, звезды и созвездия (деканы), которые при своем восходе указывают на наступление нового отрезка (по-нашему «часа») ночи, всего их 12.

Дневное и ночное время у египтян было разделено на двенадцать частей от восхода до захода солнца.

Считается доказанным, что ныне используемый григорианский календарь развился из древнеегипетского.

Сириус почитался с очень древних времен, считался небесным воплощением Исиды, «госпожи звезд». Она повелевает звездами-деканами, каждая из которых, как и Сириус, становится невидимой для человека на 70 дней. «Царем звезд» являлось созвездие Ориона (или по-египетски Сах), небесное воплощение Осириса.

Помимо Сириуса почитались пять основных планет. Первые упоминания Юпитера («Южная звезда неба») встречаются на крышке саркофага одного из вельмож 21 в. до н.э. Марс назывался «Красный Хор».

Верховный жрец Гелиополиса носил титул «Глава астрономов», и его церемониальная одежда была усыпана пятиконечными звездами. Главной заботой жрецов этого древнейшего религиозного центра была регистрация движения звезд, изучение годичного цикла движения Солнца по зодиакальной траектории, следили за прецессионным дрейфом звезд («покачиванием» земной оси, цикл которой в 25920 лет была определена по скорости медленного поворота 12 зодиакальных созвездий по отношению к точке восхода Солнца в день весеннего равноденствия). А «наблюдать и точно измерить скорость прецессии равноденствий – подвиг, который мог совершить лишь сосредоточенный на науке, интеллектуально развитый… народ, имевший давнюю традицию точных астрономических наблюдений». Они наблюдали наблюдение двух «путей» перемещения звездных тел во времени – «дрейф» звезд (меняется место и день их восхода из-за горизонта, что сопровождается изменением высоты, на которой они пересекают меридиан) и «дрейф» Солнца в западном направлении по эклиптике. Египтяне одними из первых в мире предприняли попытки изготовления часов.

Дневное время они определяли по солнечным часам (греч. гномон). Они состояли из двух соединенных вместе деревянных брусков. На одном бруске, располагавшемся на плоскости в направлении восток-запад, были нанесены деления. Другой был поставлен своей широкой стороной перпендикулярно к первому в направлении север-юг. Тень, отбрасываемая вертикальным бруском, попадала на деления горизонтального бруска. Таким образом фиксировалось дневное время.

Для определения ночного времени в храмах использовались водяные часы (греки называли их клепсидра), самые древние относятся к началу 16 в. до н.э. Представляли они собой (илл. 93-а) алебастровый сосуд с небольшим отверстием внизу. Клепсидра наполнялась с наступлением ночи, к утру воды вытекала полностью. На внутренней стороне часов вырезаны 12 колонок текста и метки для 12 частей ночи. При нанесении меток учитывалось сезонное изменение продолжительности ночи.

На основе наблюдений за появлением на небосклоне Сириуса был изобретен сельскохозяйственный календарь. Высоту паводка отмечали на ниломерах. Один из них – близ Мемфиса – представлял собой колодец, выложенный из одинаковых по размерам квадратных камней: вода в нем поднималась и опускалась вместе с поднятием или понижением вод Нила.

Медицина.

Греки и римляне считали Египет родиной медицины, начало которой современные ученые относят примерно к 25 в. до н.э., когда появились древнеегипетский диагностический справочник хирурга и два медицинских трактата. В эпоху Среднего царства имелись лечебники даже для животных.

Но как в любом древнем обществе, медицина одновременно заключала в себе и реальное врачевание, и магию. Во время лечения больные часто проводили в специальных помещениях при храмах – «залах сна» - где во сне им являлось божество, несущее или исцеление или совет, как побороть заболевание. Многие рецепты, по мнению египтян, имели божественное происхождение.

Одна из главных причин (если не главная) достижений египтян в области медицины – в необходимости при мумифицировании освобождать тело от быстро разлагающихся внутренних органов. Вскрытие запрещалось многими иными религиями вплоть до Нового времени. Однако в области анатомии знания египтян оказались весьма ограниченными, ибо для них омытый водами Нила труп считался священным.

«Начала тайн врача – знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам», - говорится в медицинском папирусе 16 в. до н.э. Средоточием разума считалось сердце, а функция почек египтянами так и не была установлена.

С Древнего царства существовали придворные врачи и лекари. Тогда же в лечебном деле появилась специализация врачей («утробных», глазных, ветеринаров и т.д.). Геродот писал, что специализация врачей в Египте была обязанностью.

Чаще всего врачами были мужчины.

Самым распространенным физическим недостатком египтян были плохие зубы. С древности дантисты занимались протезированием, скрепляя зубы золотой проволокой. Ставились подобия золотых коронок, пломбировались зубы, сверлили при операциях челюсть.

Осуществлялась трепанация черепа. Пользовали антибиотиками, содержавшимися в заплесневелом хлебе для лечения воспаленных ран.

Дошли до нас трактаты по гинекологии. Текст 21-19 вв. до н.э. упоминает контрацептивы (самые безобидные: «часть экскрементов крокодила, смешанная с молоком», инъекция смеси соды-натрона и меда). В Берлинском папирусе середины 16 в. до н.э. исследуются протекание ревматизма, кровеносные сосуды, и в нем же приводится древнейший в истории человечества тест на беременность (например, если прорастают посаженные зерна ячменя, ежедневно поливаемые женской мочой, значит, будет мальчик; если ростки ячменя и пшеницы погибают, - женщина не беременна).

В медицинских папирусах 16 в. до н.э. приводятся сотни предписаний и рецептов по лечению кишечно-желудочного тракта, сердца, переломов, смещений, дизентерии, лихорадки, цинги, диабета, ожогов, язв, воспаления легких, кожных заболеваний, половых инфекций, укусов (от комара до бегемота), венерических заболеваний, водянки и т.д. В них же можно найти указания, как изменить цвет кожи, избавиться от родинок, усилить рост волос, покрасить волосы. Неизвестный автор одного из текстов состояние сердца определял по пульсу.

Египетский врач мог прописать больному припарки, ингаляцию, полоскание, микстуру, пластырь и пр. Лекарства составлялись по рецептам в виде настоев на молоке, пиве и меде. При операциях использовались хирургические инструменты, изготовленные из тщательно отполированной бронзы или серебра. Имелись скальпели, щипцы, пилы, ножи, иглы. По египетскому обычаю, лезвиями производили обрезание у мальчиков. При переломах применялись различного рода лубки – из льняных бинтов, пропитанных смолой, деревянные.

Пирамиды, Сфинкс, Клеопатра – об этом слышали все. Но на самом деле наследие Древнего Египта этим далеко не ограничивается.

1. Впервые массово применять антибиотики стали только в прошлом столетии. При этом древнеегипетские медики прекрасно знали, что это такое около четырех тысяч лет назад. При лечении инфекционных заболеваний они использовали любые заплесневевшие продукты, а также почву.

2. Египтяне из богатых сословий носили парики, так как свои волосы они состригали. Ту же процедуру проделывали с детьми, только оставляли им длинную косу. И дело здесь не в моде, таким образом, египтяне избавлялись от вшей и блох. А вот беднякам приходилось туго, они ходили с длинными волосами.

3. Вопреки расхожему убеждению, не солдаты Наполеона «отломили» нос у Сфинкса. Да, они действительно стреляли по нему из пушек, но к тому времени статуя уже была повреждена. Поскольку есть изображение Сфинкса в 1737 году (за несколько десятилетий до того, как французы оказались в Египте), на котором он уже без носа. В истории сохранилось лишь одно имя вандала - Саим-аль-Дахр. Исламский фанатик пытался уничтожить статую в 1378 году. Но неизвестно, какой урон он ей нанес.

4. Самой первой пирамидой, построенной на территории Египта, является пирамида фараона Джосера. Ее возвели ориентировочно в 2600-х годах до н.э. И в отличие от знаменитой пирамиды Хеопса, она является ступенчатой. При этом поначалу ее обнесли стеной с пятнадцатью дверями, вот только открывалась лишь одна.

5. В Египте свято верили, что все фараоны – это земное воплощение бога Хора. И потому верховная власть в стране принадлежала только мужчинам. Но однажды произошла оказия – на троне оказалась женщина. Чтобы среди народа не произошло волнения, жрецы придумали легенду, мол, она – дочь бога Амона. Но на различных официальных церемониях Хатшепсут все равно присутствовала в мужской одежде и с искусственной бородой.

6. Египтяне первыми придумали колеса со спицами. Поэтому их двухколесные колесницы были легкими и маневренными. А их главные на тот момент противники (хетты) продолжали использовать медленные и тяжелые четырехколесные повозки. При этом колеса были полностью деревянными.

7. Первыми на земле людьми, которые носили обручальные кольца на безымянном пальце, являются именно египтяне. Этот обычай у них потом позаимствовали эллины и римляне.

8. Прежде чем покончить с собой, Клеопатра на рабах испытала действия нескольких ядов. Она хотела найти самый быстродействующий и безболезненный.

9. Мать в Древнем Египте была главой семьи. Более того, даже родословная велась только по материнской линии.

10. Долгое время в Египте среди богатых женщин была мода на прозрачные платья.

11. В Древнем Египте нельзя было зайти в дом (даже в собственный) в обуви.

12. Фараоны возле себя всегда держали особых слуг – носильщиков сандалий. Хоть правители и предпочитали ходить босиком, но обувь была обязательным атрибутом богатства.

13. Во время каких-либо масштабных застолий египтяне считали совершенно нормальным натирать себя и других благовониями или же начать переодеваться при всех.

14. Что мужчины, что женщины в Египте использовали макияжи зеленого (из меди) и черного (из свинца) цветов. Расхожее мнение о моде или о целебных свойствах такой «раскраски» ошибочны. На самом деле, макияж защищал лица людей от солнечных лучей.

15. У египтян была развита почтовая служба. Письма по нужному адресу они отправляли с помощью прирученных голубей.

16. Именно в Древнем Египте было составлено первое в мире официальное завещание. Его автор – один из сыновей фараона Хафре. Написан был документ приблизительно в 2601 году до н.э.

17. Древние египтяне никогда не праздновали свои дни рождения. С чем это связано – неизвестно до сих пор.

18. Египетские врачи были продвинутыми» не только по меркам того времени, но даже и по современным. Они могли проводить сложные операции и прекрасно знали человеческий организм. Пересадка органов, шунтирование сердца, как показали исследования египтологов, все это для древних врачей не было проблемой. Все эти знания, к сожалению, сгорели вместе с Александрийской библиотекой.

19. В жизни египтяне пользовались тремя разными календарями. В их распоряжении были: ежедневный земледельческий, астрономический и лунный. Первый состоял из 365-и дней и включал в себя три сезона по четыре месяца. Астрономический строился по наблюдениям за Сириусом, который «становился доступным» каждый год в начале сезона дождей. А лунный календарь вели жрецы, где они указывали даты различных религиозных церемоний.

20. Главной едой у египтян был хлеб, а напитком – пиво. В усыпальницах богатых людей всегда помещали макеты пивоварен, чтобы у них не было недостатка в этом напитке.

21. В качестве мухобоек египтяне использовали специальные плетки, сделанные из хвостов жирафов.

22. Началом египетской истории принято считать 3200 год до н.э. В это время правитель Менес (иногда его называют Нармер) сумел объединить Верхнее и Нижнее королевства. В 341 году до н.э. египетских фараонов сначала сместили персидские наместники, а после – греки из династии Птолемеев. Например, та же Клеопатра по «паспорту» была гречанкой и не знала египетского языка.

23. Примерная дата появления иероглифов – 3000 год до н.э. Всего насчитывается порядка 700 уникальных иероглифов, которые могли быть как просто буквой, так и словом и даже предложением.

24. Главным богом в пантеоне у египтян был Ра. Но при этом они поклонялись еще более чем тысяче различных богов, духов. Например, бегемот, как и крокодил, считались божественными созданиями. Не говоря уже о кошках.

25. Интересно то, что мумификации подвергались не только люди или кошки, но и другие животные. Археологам удалось обнаружить мумию крокодила, чья длина превышала четыре метра.

26. В египетском обществе хоть и не было матриархата, но женщина обладала большим сводом прав. Например, египтянки могли первыми подать на развод.

27. Именно в Египте впервые были придуманы мыло, зубной порошок, дезодоранты, расчески, а также обувь на высоких каблуках.

28. Египтяне первыми научились изготавливать бетон. Для этого они раздробленные минералы перемешивали с илом.

29. Один из египетских фараонов выступил в качестве «спонсора» во время плавания финикийцев вокруг Африки.

30. Один из самых известных фараонов – Рамзес II – правил страной без малого семьдесят лет (1279-1213 гг. до н.э.). За это время успело смениться несколько поколений египтян. Поэтому они искренне верили, что их правитель бессмертное божество.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...