История о сказке золушка перро. Анализ сказки Золушка - Шарль Перро - Анализ сказок - Дизайнер Александра Лихачёва

1. Самый ранний вариант был найден в Древнем Египте – там была сказка о прекрасной проститутке, которая купалась в реке, а орел в это время украл ее сандалию и принёс фараону. Сандалия была такой маленькой, что фараон тут же объявил розыск. И Фодорис (Золушку) нашли. Мало того, фараон тут же на ней женился.

2. Сказку (в том или ином варианте) рассказывали в Испании, Риме, Венеции, Флоренции, Ирландии, Шотландии, Швеции, Финляндии… Следовательно, сказка о падчерице зародилась в те времена, когда люди свободно кочевали по европейскому континенту, от стоянки к стоянке.

3. Конечно, Золушка каменного века торопилась не на бал, а на какой-нибудь скромный праздник. И туфелька, которую она потеряла, была не хрустальной, а деревянной, матерчатой, меховой… Однако везде прослеживается миф, легший в основу сказки – туфелька была связана со священными обрядами.

4. Имя героини – Cinderella, Aschenputtel, Cenerentola, The Cinder Maid, Pepeljuga, Папялушка, Золушка – у всех народов связано с золой, пеплом. Оно говорит о принадлежности к огню, жрицей которого могла быть только самая добрая и чистая представительница племени. Отсюда прозвища, которые дают Золушке ее сестры: замарашка, грязнуля.

5. Помощники Золушки – прямое указание на то, в какого покровителя верило племя. Здесь и волшебное существо (фея), и умерший предок (белая птичка), и мыши, помогающие перебирать зерно (последние много древнее тех, в которых появляются феи).

6. Связь между потерянной туфелькой и последующей свадьбой для людей древности не содержала в себе новизны, т.к. обувь в свадебный обрядах означала помолвку или саму свадьбу. Разделение пары обуви указывало на разлуку влюбленных или на поиск партнера.

7. После великих географических открытий, когда европейцы стали изучать культуру других народов, выяснилось, что история о девушке, потерявшей туфельку, хорошо известна и на других континентах. Например, в корейской народной сказке Золушкой была четырнадцатилетняя девочка Кхончхи. Бедная падчерица по приказу мачехи перебирала просо и рис, рыхлила деревянной тяпкой каменистое поле и проливала много слез. Но однажды перед ней появилась небожительница, которая помогла управиться с делами и отправила её на чью-то свадьбу. Перепрыгивая через ручей, Кхончхи уронила в воду котсин (матерчатую туфельку, расшитую узорами), который нашёл камса – начальник провинции. Он приказал найти владелицу этой туфельки, объявив, что хочет на ней жениться.

На сегодняшний день подсчитано, что сказка существует в нескольких сотнях вариантов. Самые известные пересказы следующие…

«Золушка» итальянского поэта и сказочника Джамбаттиста Базиле (1575–1632)

Он написал сказку за 61 год до Перро, она вошла в сборник «Сказка сказок» (1634).

У Джамбаттиста Базиле Золушку звали Зезолла. Сговорившись с няней, девушка крышкой сундука сломала мачехе шею, потом уговорила отца жениться на няне. Однажды девушку увидел король и влюбился. Он послал слугу отыскать Зезоллу, и, борясь с ним, девушка потеряла пианеллу – похожую на ходулю галошу с подошвой из пробки (именно такую обувь носили женщины Неаполя времен Ренессанса). Юный король отправил гонцов, которые объехали все королевство и каждой женщине примеряли найденную пианеллу. Зезоллу, конечно, нашли.

«Золушка» Шарля Перро (1697 г.)

Шарль Перро и братья Гримм были знакомы с «Пентамероном» и, видимо, опирались на него, создавая свои сборники сказок.

В сказке Перро была хрустальная туфелька и самый щадящий для детского слуха сюжет (всем нам известный).

«Золушка» братьев Гримм: У богача умирает жена. Появляется мачеха с дочерьми. Отец едет на ярмарку и спрашивает, что привезти дочери и падчерицам. Падчерицы просят дорогих платьев и драгоценных камней, а Золушка – ветку, которая первой зацепит его за шапку. Ветку орешника Золушка посадила на могиле матери и поливала слезами. Выросло красивое дерево. Золушка трижды в день приходила к дереву, плакала и молилась; и каждый раз прилетала белая птичка. Когда Золушка рассказала о желании поехать на бал, птичка сбросила ей роскошное платье и туфли (три бала и три варианта нарядов). Принц влюбился в девушку, но ей всякий раз удавалось ускользнуть.

Когда гонцы примеряли туфельку, одна из сестёр отрезала палец. Принц забрал её с собой, но обнаружилось, что башмачок в крови. Принц повернул назад. То же повторилось с другой сестрой, только та отрезала пятку. Золушке башмачок приходится впору, и принц объявляет её своей невестой. Когда пришло время справлять свадьбу, сёстры решили быть рядом. Старшая встала по правую руку от невесты, младшая – по левую. Так и пошли в церковь. По дороге голуби выклевали каждой из них по глазу. Когда возвращались из церкви, старшая шла по левую руку, младшая по правую. Тут опять налетели на них голуби и выклевали ещё по глазу.

Так сёстры были наказаны за свою злобу (видимо, мораль такова: не зарься на чужое).

Блестит в руке иголочка.
Стоит в окне зима.
Стареющая Золушка
Шьет туфельку сама...
Давид Самойлов

Хотите отобрать веру, разбить мечту? Вы замахнулись на святое… Золушка – это Библия, на которую молится каждая девушка.
Из разговора с коллегой

Одной из популярных сказок, которая не утратила своей актуальности в наше время, является история Золушки. Аналог данной сказки существует практически у всех народов. Наиболее известными версиями, дошедшими до нашего времени, являются пересказы данной сказки Ш. Перро и братьями Гримм.

На первый взгляд, история кажется банальной. После смерти матери девочка становится сиротой. Ее отец женится на властной женщине, полностью попадает под ее влияние и позволяет мачехе и ее дочерям издеваться над героиней. Но при помощи феи-крестной Золушка попадает на бал, очаровывает принца и выходит за него замуж. Зло наказано, добро торжествует, читателей ждет счастливый конец сказки.

Однако так ли прост сюжет? Нет ли в нем «подводных камней»? Этот вопрос – не риторический. Ведь идея «Золушки» настолько мощно вошла в подсознание женской половины человечества, что многие наши современницы свято верят в реальность такой истории. Как и раньше, современные Золушки надеются, что если терпеть, мучиться, много работать, отказывать себе во всем и быть хорошей, то непременно найдется Принц на пресловутом белом коне, который обязательно ее отыщет и возьмет в жены. Золушки живут с такими идеями достаточно долго – взрослеют, учатся, слушают мам, работают, читают правильные книги и ждут, ждут, ждут…

Однако в реальности все происходит по-другому. Почему же Золушка не всегда в конце получает обещанную награду? Почему зачастую она всю жизнь находится в отношениях, где она подвергается насилию и унижениям? А если вернуться к сказке, то почему к Золушке так плохо относятся окружающие? Почему она одна занимается тяжелыми домашними делами? Возможно ли такое, чтобы семья, приглашенная на королевский бал, не имела прислуги и эксплуатировала одного из своих членов?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, попробуем описать особенности структуры личности клиента типа «Золушка». Для лучшей иллюстрации клинических феноменов мы будем использовать два наиболее известных варианта сказки: Ш. Перро и братьев Гримм. Мы постараемся восстановить психологический портрет Золушки, опираясь на знания и опыт, накопленные в клинической психологии.

История развития клиента типа «Золушка»

Попытаемся реконструировать историю развития Золушки через анализ ее семейной системы. Очевидно, что семья, в которой живет Золушка, дисфункциональна по ряду параметров. Ниже мы опишем эти параметры.

1. Дисфункция по параметру «власть».

Власть – это авторитет, главенство. В нормальной семье власть принадлежит супружеской диаде, причем с властью неразрывно сопряжена ответственность. Однако в семье Золушки вся власть принадлежит матери-мачехе. Именно она контролирует все процессы, принимает решения. Мать – гипер-, а отец – гипофункционал. В данной семье отец низведен до положения ребенка, потому что именно его жена определяет характер и качество его контактов с Золушкой.

2. Ролевая структура семьи позволяет определить вклад каждого ее члена в организацию семейной жизни (роли-обязанности) и типичные паттерны поведения в различных семейных ситуациях (роли взаимодействия).

Показателем дисфункциональности семейной системы служит появление патологизирующих ролей, которые позволяют семье как системе сохранять стабильность, однако в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на ее членов.

Одним из примеров ролевой дисфункциональности является делегирование роли взрослого ребенку. В своей семье Золушка с детства перегружена взрослыми обязанностями и играет роль козла отпущения.

Золушка – «стряпуха», «на кухне с утра до самого позднего вечера», « исполняет чёрную работу», «встает рано утром», «носит воду», «топит печь», «моет», «причесывает другим волосы и чистит туфли», не имеет «приличной одежды», а также над ней « издеваются остальные», например, путем смешения гороха и чечевицы с золой, чтобы Золушка потом выбирала их оттуда.

Появление «козла отпущения» – один из ярких признаков дисфункциональной семейной системы. У других членов семьи «набор ролей» отличается разнообразием и наличием различных возможностей. Те члены семьи, которые играют в основном важные роли, обладают большей властью в семье.

Дисфункциональность семьи Золушки также определяется неспособностью членов семьи гибко функционировать в нескольких ролях. Отец – это «тот, кем руководит жена», «тот, кто зарабатывает на жизнь», «кто ни во что не вмешивается». Мачеха – это «глава семьи», «тот, кто принимает все решения», «кто все контролирует». Список ролей Золушки, перечисленный выше, – это яркое свидетельство ригидной и патологической семейной структуры.

3. В семье Золушки нарушена коммуникация.

Особенно очевидно это нарушение при взаимодействии членов семьи с Золушкой. Практически в каждом описанном коммуникативном акте ее либо используют, либо ею пренебрегают. Выраженные Золушкой желания либо не слышатся, либо высмеиваются, в то время как сообщения других членов семьи понимаются и «декодируются» без искажений.

Если проанализировать стиль эмоциональной коммуникации, то можно заметить специфическое для данной семьи циркулирование позитивных чувств и агрессии. Так, мать выражает теплые чувства к собственным дочерям и никогда не ругает и не критикует их, в то время как Золушке достается вся агрессия и пренебрежение и никогда – поддержка, похвала, одобрение.

4. Признаком дисфункциональности семьи Золушки является также разница в статусе детей.

Известно, что все они примерно одного возраста, но при этом родные дочери мачехи обладают высоким статусом, а Золушка – низким. К детям предъявляются разные требования, они выполняют несравнимый круг домашних обязанностей.

5. Семья Золушки нарушена по параметру «гибкость».

Это значит, что, несмотря на происходящие с ее членами изменения, в семье все остается по-прежнему. Так, Золушка хочет попасть на бал, что означает ее притязание на статус невесты, т.е. на взрослость. Однако ее притязания не принимаются, так как семья не готова перестраиваться и признавать, что Золушка уже готова к созданию собственной семьи.

Анализ взаимоотношений в семье Золушки позволяет высказать ряд предположений, касающихся их развития. Согласно истории, в детстве Золушка получала достаточно тепла, любви и внимания. Однако затем мать умирает, в семье появляется мачеха, которая никогда не поддерживает Золушку. Однако рядом с Золушкой остается родной отец, который в норме должен любить и защищать свою дочь. Но в какой-то момент он отстраняется от Золушки и перестает выполнять свою отцовскую роль.

Мы предполагаем, что его отстранение связано с развивающейся сексуальностью дочери. Мужчинам сложно обходится со своими теплыми чувствами к дочерям в период их созревания, так как треугольник «отец-мать-дочь» превращается в треугольник «мужчина-женщина-девушка». Именно страх нарушения инцестного табу в сочетании с властной, конкурирующей женой, полностью подчинившей мужа, приводит к эмоциональному отдалению отца от дочери.

Таким образом, история развития клиента типа «Золушка» содержит агрессию и пренебрежение со стороны матери, а также эмоциональную холодность и дистантность со стороны отца. Сочетание дисфункциональной семейной структуры с определенными свойствами нервной системы клиента (чувствительность, эмоциональность, лабильность нервно-психических процессов, социабельность) дает все предпосылки для развития истероидной характерологии личности.

Маска сироты: история Золушки как фантазм

Попробуем совершить необычное действие и рассмотреть эту сказку не как на сказочную, а реальную, но запутанную историю. Одной из версий данной истории может служить идея, что Золушка – обычная девушка, которая живет в обычной семье, где в ходе ее развития не происходило кризисных событий, связанных со смертью родителей. Тогда ее мачеха – на самом деле родная мать.

После рождения младших детей она, как принято во многих семьях, переложила часть нагрузки на старшую дочь – Золушку. Однако та не была готова к такому повороту событий. Не пережив кризис уникальности, не справившись с переживаниями, Золушка регрессирует к более ранним фазам своего развития.

Такое явление является достаточно распространенным. После появления младшего ребенка в семье старший может демонстрировать поведение, которое было характерным для него на прежних, более ранних этапах развития: сосание пальцев, капризы, энурез, утрату способности ясно выражаться и др. Однако через некоторое время навыки возвращаются, и, пережив сложный период жизни, старший ребенок смиряется с появлением младшего, учится обращаться со своей агрессией и продолжает жить, развиваться и учиться.

Что происходит, если место старшего в сердце занял младший брат или сестра, но при этом старший ребенок, став развенчанным кумиром, не справился с такой эмоциональной нагрузкой? Каждый раз решением проблемы будет компромисс между его потребностями и желаниями, с одной стороны, и ответом среды, с другой. Этот компромисс представляет собой процесс адаптации, направленный на развитие ряда специфических защитных механизмов, позволяющих ребенку справиться с напряжением.

На наш взгляд, появление сестер пришлось на 3-5 летний возраст Золушки. Именно в этом возрасте значительную роль играют эдипальные конфликты. Из истории Ш. Перро мы знаем, что Золушка была красавицей – «добрая, приветливая, милая». Возможно, именно особенности внутрисемейных отношений, связанные с соблазняющим (или соблазняемым отцом) и фактом соперничества Золушки и матери за его внимание, привели к развитию таких особенностей клиентки, которые мы бы описали как истерические.

С. Джонсон указывает, что в развитии истерической личности решающим является «присутствие каких-либо форм сексуального злоупотребления, дисфункциональная семейная история и, как следствие, конфликты, касающиеся любви, секса и соперничества» (Джонсон, С.М. Психотерапия характера).

Получая любовь и внимание отца, Золушка вступила в конкурентные отношения с матерью, что привело к конфликтам и напряжению между ними. Чувствуя сверхвнимание и любовь, которые вызывает дочь у мужа, жена испытывает ревность, напряжение, гнев и в ответ избирает достаточно агрессивный и унижающий ребенка способ поведения. Она начинает контролировать их контакты таким образом, что Золушка «не решалась пожаловаться даже отцу».

«Мачеха так прибрала его к рукам, что он теперь на все смотрел ее глазами и, наверно, только побранил бы дочку за неблагодарность и непослушание» (Ш. Перро, Золушка).

Итак, Золушка оказалась отвергнутым кумиром. Она лишилась любви и поддержки отца. Также она лишилась любви матери – ведь ее место заняли сестры! Золушка превратилась в «функцию» – она была вынуждена помогать матери с младшими детьми и заниматься тяжелой домашней работой, при этом не получая внимания, любви и заботы. Ее ценность стала определяться только тем, насколько хорошо она выполняет свои обязанности, насколько соответствует требованиям социального окружения.

Никого не волновало, что чувствует Золушка, чего она хочет, как ей живется. Похоже, именно эти события послужили толчком к ее регрессу и появлению ряда нарциссических характеристик защитного свойства в сочетании с ядерной истерической патологией.

В реальных историях обстоятельства жизни старшего ребенка, свергнутого с трона любви, бывают не столь трагичны. В сказке эта идея представлена гротескно, выпукло: она живет в семье, где вместо родной матери воспитание осуществляет злая мачеха, а отец не имеет власти.

Однако здесь важны не столько реальные обстоятельства жизни, сколько внутренние переживания ребенка, чувствующего себя отвергнутым. Субъективная картина мира лишенного любви ребенка может быть гораздо трагичней той объективной реальности, в которой он находится.

Так, если рассматривать историю Золушки как фантазм, то очевидно, что болезненное переживание ею отвержения – фактически символического убийства со стороны матери – приводит к своеобразной мести, в ходе которой мать «умирает», ее заменяет злая мачеха, а Золушка становится никому не нужной «сиротой».

Таким образом, в терапевтической практике, сталкиваясь с историей клиента, мы не обязательно имеем дело с реальной историей: это может быть субъективная реальность, связанная с какой-то сильной душевной болью, которую именно этот клиент переживает именно таким образом.

Первым с этим явлением столкнулся З. Фрейд: практически во всех историях, рассказанных его пациентками, присутствовал инцест, соблазнение или насилие в раннем возрасте, зачастую являвшиеся плодом фантазий, в которые они искренне верили.

Следовательно, одно из реалистичных объяснений всех «нестыковок» в жизни героини связано с тем, что волшебные приключения, метаморфозы и удивительные события в жизни Золушки – плод ее воображения. Ведь реальность настолько сурова, настолько жестока, что оставаться в ней, переживая боль, унижения и отвержение, практически невозможно.

Важный диагностический признак ее истерического стиля – это жизнь в выдуманном мире. «Уход» в виртуальный мир защищает Золушку от полного саморазрушения и утраты самоуважения. Работая, убирая, стирая, Золушка отстраняется от этих процессов – она живет в мире своих фантазий.

Очевидно, эти фантазии выполняют защитные функции, поддерживая мечты Золушки о ее избранности, непохожести на других, а также о совсем другой жизни, где она делает нечто противоположное тому, с чем сталкивается ежедневно: хорошо одевается, развлекается, танцует, пользуется всеобщим вниманием и уважением.

Именно к фантазиям Золушки можно отнести основную часть «не сказочной» истории. В сказке же, как известно, «сын короля той страны устроил большой бал и созвал на него всех знатных людей с женами и дочерьми. Сестры Золушки тоже получили приглашение на бал» (Ш. Перро, Золушка).

Любопытно: почему на бал не пригласили Золушку? Ведь она тоже дочь знатного человека. Ответ однозначный: и бал, и приглашения – плод фантазий, в которых Золушка выступает как проигнорированный, обесцененный член высокостатусной семьи. Она упивается этими фантазиями, воображая подготовку к балу и дорогие покупки нарядов для сестер.

Это созвучно идеям Д. Шапиро: «Похоже, что романтическое, мечтательное, нереальное и неплотное восприятие мира истериком распространяется и на него самого. Он не ощущает себя материальным существом с фактологической историей.

Часто он вообще не осознает своей истории, а если и осознает, то она видится ему в форме романа, населенного впечатляющими романтическими или идеализированными персонажами. Он и сам чувствует себя персонажем этого романа, Золушкой или героическим и отважным Дон Жуаном» (Шапиро, Невротические стили).

В реальной жизни Золушка продолжает тяжело работать по дому. «У бедной Золушки работы и заботы стало еще больше, чем всегда. Ей пришлось гладить сестрам платья, крахмалить их юбки, плоить воротники и оборки… Сестры то и дело подзывали Золушку и спрашивали у нее, какой выбрать гребень, ленту или пряжку. Они знали, что Золушка лучше понимает, что красиво и что некрасиво. Никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить локоны» (Ш. Перро, Золушка).

Интересно, откуда у девушки, весь день занимающейся уборкой-стиркой-готовкой, такие специальные умения и навыки, а также знания в области моды? Очевидно, мы имеем дело с фантазиями и мечтами.

Еще одним подтверждением того, что наша героиня пребывает в субъективной, искаженной картине реальности, является тот факт, что Золушка, девушка из семьи, приглашенной на бал к королю, должна была выполнять всю эту тяжелую работу по дому. Сложно представить, что такое могло произойти в реальности.

Роль мученицы: история Золушки как реальность

Можно рассмотреть эту историю и как реальную жизнь девушки – изгоя в семье. Семейный козел отпущения, на которого направляется вся агрессия, – достаточно распространенное явление. Являясь обесцененным и отверженным членом семьи, такой человек зачастую становится носителем симптома, являющегося отражением семейного неблагополучия.

Однако возникает ряд вопросов, связанных с длительным пребыванием Золушки в таких чудовищных условиях. Почему же Золушка ничего не предпринимает в реальности? Почему не пытается занять подобающее место в семье? Почему терпит унижения и оскорбления? Чем поддерживается ее терпение и смирение? Ведь у любого есть шанс изменить свою жизнь к лучшему. Но она продолжает жить в мучительных условиях на протяжении всей истории. Создается впечатление, что такое поведение героини не случайно.

На наш взгляд, такое жертвенное поведение является свидетельством скрытого нарциссизма героини. Возможно, именно демонстрация окружающим того, как она безропотно-несчастна, как ее используют, эксплуатируют и не любят, позволяет Золушке гордиться собой и считать себя лучше, выше и достойнее других.

Однако она не выражает открыто свое желание быть лучшей, выигрывать конкуренцию, получать внимание: наоборот, она всегда со всеми соглашается и всем подчиняется, ведет себя незаметно, не выражая практически никаких собственных желаний. Это поведение носит защитный характер и «оберегает» Золушку от столкновения с суровой реальностью.

Один из аспектов действия нарциссических защит отражает важность сохранения субъективной реальности, в которой Золушка знает и умеет все гораздо лучше, чем окружающие. Нарциссические защиты Золушки необходимы ей для поддержания ее самооценки и самоуважения.

Она самая красивая: «а все-таки Золушка в своем стареньком платьице, перепачканном золою, была во сто раз милее, чем ее сестрицы, разодетые в бархат и шелк» (Ш. Перро, Золушка). Отрицая реальность, в которой она является обычной молодой девушкой, Золушка продолжает жить в выдуманном мире, где под грязным домашним платьицем прячется идеальная, умная, воспитанная красавица. Таким образом, мы сталкиваемся с тщеславием Золушки.

Еще одним отражением использования Золушкой нарциссических защит является сцена, в которой сестры просят Золушку причесать их для поездки на бал. «Другая на месте Золушки причесала бы сестриц как можно хуже. Но Золушка была добра: она причесала их как можно лучше».

Таким образом, Золушка могла бы все испортить, но не делает этого. Здесь мы сталкиваемся с подавленной агрессией Золушки и с ее обладанием тайной властью – ведь при желании она может сделать все совсем по-другому. В своих фантазиях она выступает как великодушная, добрая, всепрощающая и принимающая особа.

Это ярко отражено в одном из моментов сказки. Золушка хочет пойти на бал и обращается к сводной сестре:

«Ах, сестрица Жавотта, дайте мне на один вечер ваше желтое платье, которое вы носите дома каждый день!

– Этого только не хватало! – сказала Жавотта, пожимая плечами. Дать свое платье такой замарашке, как ты! Кажется, я еще не сошла с ума.

Золушка не ждала другого ответа и нисколько не огорчилась. В самом деле: что бы стала она делать, если бы Жавотта вдруг расщедрилась и вздумала одолжить ей свое платье!» (Ш. Перро, Золушка).

Что бы она действительно стала делать, если бы с нее сняли ореол мученицы? Как бы себя почувствовала? Похоже, это бы расстроило всю ее игру. Все или ничего – зачастую именно эта фраза является тщательно скрываемым девизом Золушки.

Свергнутый с трона ребенок мечтает вновь его обрести, и перспектива быть обычным, таким, как все, не прельщает его. Тогда остается терпеть и ждать, ждать своего звездного часа, своего принца, который восстановит справедливость. Уровень притязаний Золушки – это роль королевы, которая сможет повелевать всеми, прежде всего – обидчиками: мачехой и сестрами.

Но Золушка никогда всерьез не задумывается о своем положении, продолжая игнорировать печальную реальность, выполнять грязную работу, носить посконную рубаху, отказываться от всех радостей жизни, никогда не жалуясь на притеснения и насилие. Таким образом, Золушка не пытается проводить глубокий анализ своей жизни, своего места в семье, своего поведения и своих желаний – в напряженных ситуациях она просто уходит от реальности в мир фантазий.

Представляет интерес отношение Золушки к миру мужчин и женщин. Какое-то время после смерти матери она жила только с отцом. Похоже, их отношения были достаточно близкими, так как Золушка была единственным напоминанием о покойной жене. Но после заключения отцом нового брака все изменилось – дочь была отвержена и оставлена один на один с агрессивной мачехой и сводными сестрами.

Несмотря на то что Золушка «по-прежнему тоскует по либидно-притягательной, но безопасной мужской личности, которая сможет о ней позаботиться и спасти», отец практически все время находится «вне зоны доступа». Оставленная любящей матерью и отцом, травмируемая и притесняемая другими женщинами семьи, Золушка ощущает себя глубоко отвергаемой по причине своего пола. В то же время она замечает, что «женственность обладает странной властью над мужчинами» (Мак-Вильямс, Психоаналитическая диагностика).

Таким образом, в истории Золушки разворачивается классическая ситуация, когда традиционные культурные стереотипы (мужчины сильные, но отстраненные; женщины мягкие, но слабые) в сочетании с целым рядом семейных дисфункций приводят «к поиску безопасности и самоуважения посредством привязанности к мужчинам, которых она считает особенно сильными» (Мак-Вильямс, Психоаналитическая диагностика).

Созависимость и злая мать

Однако мы попробуем задать вопросы: почему Золушка так живет? Чего она хочет? Чего боится? Похоже, из-за презрительного отношения членов семьи, следствием которого явилась низкая самооценка и утрата самоуважения. Однако способ, который она выбирает, весьма нарциссичен.

Золушка стремится добиться грандиозного успеха и доказать всем, что она не просто бедная трудолюбивая девушка-замарашка, а настоящая принцесса. Именно поэтому уровень притязаний Золушки не обычный мужчина, а сам принц! Однако она не мечтает о любви, отношениях, семье – она мечтает о принце и о получении той власти, которая позволит ей приобрести безопасность и уважение окружающих.

Путем «присоединения» к принцу Золушка может усилить самоуважение, так как этот носитель титула и статуса станет как бы частью ее самой. Главное в отношениях к Принцу – не любовь, а создание условий для более устойчивого самоощущения Золушки. Заметим, что в сказке ни разу не говорится о чувствах – Золушки к принцу, принца к Золушке.

Единственные эмоционально насыщенные отношения в сказке – это отношения между Золушкой и ее матерью-мачехой и сестрами. Эти отношения нельзя назвать простыми. Похоже, больше всего Золушка боится утраты этих сложных, унизительных, спутанных, но единственно доступных для нее эмоциональных отношений с членами собственной семьи.

Пробуждающаяся женственность требует своей реализации, однако она не прибегает к открытой реальной конкуренции с сестрами, а использует фантазийный вариант – предается мечтам, в которых она принцесса, а ее избранник – принц.

Отношения Золушки с матерью-мачехой и сестрами могут быть описаны как созависимые. Термин «созависимость» состоит из двух частей: «со-», обозначающей «совместный», и «зависимость», которая описывает потерю свободы. Одним из основных чувств в созависимых отношениях является страх – страх отвержения со стороны значимых людей. Именно из-за этого страха Золушка не пытается строить границы, говорить «нет», отказываться от невыносимой работы и требовать уважения.

Любопытен тот факт, что мачеха – это как раз тот персонаж, который выполняет двойственную роль в жизни Золушки. С одной стороны, ее агрессивное, унижающее Золушку поведение формирует определенные мазохистические черты у героини.

Именно отношения с мачехой, которая постоянно унижала Золушку, заставляя ее тяжело работать по дому и отказывая в маленьких радостях, превратила ее в ту, кем она является – внешне покорную, забитую, согласную с любым насилием девушку, которая мечтает о торжестве и мести обидчикам.

Сформированный мазохистический радикал ведет к тому, что рядом с жертвой-Золушкой все члены семьи становятся тиранами. Возможно, Золушка провоцирует свое окружение на насилие, потому что извлекает вторичную выгоду из своего положения жертвы. Похоже, Золушка неосознанно добивается именно этого эффекта.

Высокомерие Золушки-жертвы заключается в том, что она упивается своими страданиями, чувствуя себя при этом победительницей. На первый взгляд, достаточно сложно разглядеть за наблюдаемым безропотным поведением, жертвенностью и даже мазохизмом истеричность Золушки.

Однако это особая форма истеричности, единственно возможная в сложившейся ситуации, проявляющаяся в демонстрации жертвенности и выполняющая функцию привлечения внимания. И Золушке это удается сполна: ей сочувствуют все читатели мира, но только не ее родные.

Как это созвучно переживаниям людей, которые живут с истериками, играющими роль жертвы. В других же, более благоприятных случаях, например, на балу, Золушка в полной мере способна использовать свою демонстративность и обаять принца, короля и всех гостей.

С другой стороны, такое поведение мачехи нормативно обусловлено. Золушка – девушка на выданье, и приучение ее к домашней работе, развитие трудолюбия, навыков ведения хозяйства является нормальным и естественным для девушки того времени. Точно так же, как сегодняшние матери водят детей на секции и кружки, занимаются их образованием и развитием навыков, необходимых для самореализации в современном социуме, мачеха готовит Золушку к взрослой жизни. Правда, она выбирает для этого достаточно агрессивные формы и методы.

Однако именно такое поведение мачехи, как ни парадоксально, способствует дифференциации Золушки. Сегодня, как и в прежние времена, для начала самостоятельной жизни девушка должна сепарироваться от родителей. Современным детям бывает сложно «предать» любящую, понимающую, всепрощающую мать. Отделиться от такой матери бывает сложно, а порой невозможно. Мачеха же в сказке достаточно агрессивна по отношению к Золушке. Она также пресекает все ее попытки отделения – например, не пускает на бал, где принц ищет себе невесту. Так, в версии сказки братьев Гримм, Золушка «стала просить мачеху, чтобы та отпустила её.

– Эх ты, Золушка, – сказала ей мачеха, – вся ты в грязи да в пыли, куда уж тебе идти на пир? У тебя ведь ни платья нет, ни туфель, а ты ещё танцевать захотела!

Но Золушка всё её просила. Тогда мачеха ей говорит:

– Вот просыпала я миску чечевицы в золу. Коль выберешь её за два часа, тогда можешь идти вместе с сестрами».

Чем более сложнее задания дает Золушке мачеха, тем сильнее желание девушки нарушить запреты и пойти на бал, а, по сути, искать мужчину. Мать «…пытается как можно дольше оттянуть роковой момент отделения жизни дочери от собственной. Она может попытаться отрезать дочь от внешнего мира, сведя к минимуму любые ее потенциальные контакты…» [Эльячефф, Дочки-матери].

Таким образом, мачеха – это мать, которая вырастила дочь «для себя» и держит ее рядом, одновременно выстраивая с ней жесткие границы. Это сложное поле двойных посланий – ты не нужна мне целиком, мне нужны лишь твои навыки и умения – очень сложно пережить. На это можно реагировать отчаянием и саморазрушением (по мазохистическому типу), уходом в мир фантазий (по истерическому типу) и доказательством матери своей ценности и уникальности (по нарциссическому типу).

Ни один из этих выборов не учитывает собственное Я Золушки – ее желания, мечты, потребности, способности. Жизнь с такой матерью, отношения с которой можно описать как одновременно конфликтные и запутанные, однозначно приводит к формированию одной из вышеописанных патологий.

Терапевтические функции феи-крестной

Однако в истории есть мать-заместительница. Это фея-крестная, которая компенсирует отсутствие материнской любви и ослабляет зависимость Золушки от мачехи. То, чего героиня не может получить от мачехи – поддержку, заботу, уважение, помощь в выборе одежды и др. она получает от феи-крестной (или в другом варианте сказки – от деревца, выросшего на могиле матери).

Таким образом, можно отметить различные проявления материнской ипостаси в сказке. Одна – мачеха – выступает как суровая, наказующая, невнимательная к потребностям дочери, удерживающая ее в строго заданных рамках. Эта мать готовит ее к реальной жизни.

Однако она уравновешена другой матерью – крестной. Ведь, несмотря на то что по сюжету она фея, прежде всего за прилагательным «крестная» идет существительное «мать». Эта мать выступает исполнительным Я Золушки. Фея-крестная дает Золушке все то, о чем она мечтает, поддерживает ее заботится о ней, относится к ней со вниманием и пониманием:

«Ее крестная, которая как раз в это время зашла навестить бедную девушку, застала ее в слезах.

– Что с тобой, дитя мое? – спросила она. Но Золушка так горько плакала, что даже не могла ответить.

– Тебе хотелось бы поехать на бал, не правда ли? – спросила крестная.

Она была фея – волшебница – и слышала не только то, что говорят, но и то, что думают».

Идеальная мать – это мать, которая понимает невысказанное. Если она не уравновешена «плохой» матерью, у дочери нет шанса отделиться. Однако в реальной жизни матери зачастую находятся то на одном, то на другом полюсе континуума, либо жестоко травмируя, отвергая и эксплуатируя дочь, либо удерживая ее рядом с собой, не давая возможности сепарироваться и стать взрослой. Поэтому фантазии Золушки о фее-крестной содержат те аспекты отношений, которых ей не хватает в контакте с мачехой.

С другой стороны, фея-крестная выполняет для героини функции психотерапевта. Она чувствительна, эмпатична и понимает состояние героини. Что очень важно – она обладает такими ресурсами, которых нет у Золушки. Однако Золушка не в состоянии использовать ресурсы феи-крестной, сделать их собственными ресурсами: время действия волшебства ограничено, в сказке оно заканчивается в 12 часов ночи.

Интересной представляется символика туфелек в сказке.

Туфельки – это метафора опоры в сказке, а элементы волшебства феи-крестной – метафора совета в психотерапии. Ведь если у клиента нет собственной опоры, мы можем потратить годы на то, чтобы она появилась, а можем дать ему во временное пользование «хрустальные башмачки», которые позволят ему с честью выдержать испытание и получить новый опыт.

Представьте себе фею-крестную, которая говорит: «Я вижу, что тебе хотелось бы поехать на бал. Но ведь у тебя нет ни платья, ни обуви… Осознай это и подумай, как ты можешь их получить». Возможно, это честный и правильный, но зачастую тупиковый ход. Ведь правила создаются для общих случаев, и из любого правила существуют исключения.

Другое дело, что в сказке как раз не учитываются те принципы обращения с данным терапевтическим инструментом, о которых мы писали выше. Ко всему прочему, фея-крестная как терапевт дает намного больше, чем способна взять Золушка как клиент.

Терапия

Проведенный клинико-феноменологический анализ позволяет отнести нашу героиню к типу личности с истерической организацией. В пользу этого говорят ряд фактов: история ее развития (первоначальная атмосфера любви и обожания с последующим «свержением с трона»), семейная ситуация (дисфункции семейной системы по параметрам «власть», «ролевая структура», «коммуникация», «гибкость» и др.), способы ее контакта с окружающими и внешним миром (склонность предаваться фантазиям), доминирующие защитные механизмы (регрессия, диссоциация, идеализация).

Если же ее рассматривать личность Золушки с точки зрения глубины нарушения, то наличие в ее арсенале примитивных защит (идеализация и диссоциация), особенности качества ее идентичности (диффузность и противоречивость собственного Я) и нарушенного контакта с реальностью (фантазии) говорят в пользу ее функционирования в пограничном регистре. Выделенные клинические характеристики предполагают использование специфических терапевтических стратегий и методов работы.

Остановимся на основных моментах терапии с клиентами типа «Золушка».

Основными требованиями к психотерапевту являются сохранение спокойствия и терпимости. В силу личностных особенностей таких клиентов – демонстративности, склонности к драматизации, эмоциональности, терапевту иногда сложно воспринимать их без желания перевоспитать, переделать или привести к изменению мировосприятия. Однако такие реакции терапевта подрывают контакт по причине большой чувствительности и ранимости этого типа клиентов.

Типичной реакцией контрпереноса на клиентов типа «Золушка» является восприятие его как «маленького», требующего помощи и советов ребенка. Интересно, что и при чтении сказки создается впечатление, что Золушка – маленькая девочка, хотя по факту она зрелая девушка. Эти контрпереносные реакции типичны для работы с истерическими клиентами.

Поскольку одна из основных защит в истерическом арсенале – регрессия, то терапевту сложно не впасть во всемогущество с вытекающим из этого желанием подбодрить, утешить, похвалить, взять на себя ответственность вместо того, чтобы развивать способность клиента к самоподдержке и опоре на собственные ресурсы. Такая стратегия не принесет терапевтического эффекта, а будет поддерживать инфантильность клиента и его зависимость от терапевта.

Сложность в работе с истерическими личностями также представляет их идеализирующий перенос. В ходе терапии на терапевта может смещаться или проецироваться внутренний идеализированный объект, что, в сочетании с театральностью и драматичностью поведения клиента, иногда производит на терапевта сильное впечатление «настоящей любви».

Именно поэтому случаи нарушения терапевтической этики, связанные с сексуальными отношениями между терапевтом и клиентом, достаточно часто обусловлены характером контакта истероидного клиента со своим окружением. Если терапевт не отвечает на сильные чувства клиента, его обвиняют в эгоизме и непонимании; если же он поддается соблазну, терапия заканчивается.

Глубокая трансформация истерических клиентов возможна лишь в условиях, когда их тактика соблазнения терпит провал и когда, наконец, они осознают, что могут получать помощь, не эксплуатируя при этом других людей и не используя их как сексуальные объекты.

В качестве основной стратегии работы можно выделить направленность на «заземление» клиента – ненавязчиво и методично возвращать его к реальности («терапия реальностью»). При этом ведущей техникой будут выступать интерпретации – классическая психоаналитическая техника, используемая с клиентами такого рода еще самим Фрейдом.

Так как клиенты с истерической организацией личности в терапии легко образуют устойчивый перенос (невроз переноса), то акцент в психотерапии должен быть сделан на терапевтическом взаимодействии. Задача терапевта заключается в методичных и настойчивых интерпретациях феноменов, возникающих в контакте с клиентом – сопротивлений, переноса, бурных эмоциональных реакций, фантазий.

В ситуации сказки у Золушки нет ресурсов для изменения. Активная и чрезмерная помощь Феи-крестной не является терапевтичной для нашей героини. Ее помощь выходит за пределы «зоны ближайшего развития». Золушка не в состоянии присвоить, интернализовать эту внешнюю поддержку. В сказке это символически показано как потеря Золушкой туфельки. Туфелька может быть рассмотрена как символ опоры.

У Золушки, согласно сценарию сказки, нет внутренней устойчивой опоры, и она не может рассчитывать на свои силы в ситуациях, когда заканчивается действие волшебства феи-крестной. Таким образом, это еще раз отсылает нас к идее адекватной поддержки, которая находится в «зоне актуального развития» клиента. В противном случае блестящие терапевтические интервенции будут утрачены клиентом так же, как туфелька была утрачена Золушкой.

Характерология героини и в последующей жизни, если отойти от волшебства, будет порождать привычные паттерны поведения. В сказке кардинально меняется внешняя ситуация, а не Золушка. Прогноз в связи с этим представляется нам как неблагоприятный: при помещении Золушки в другую среду она будет либо по-прежнему играть роль жертвы, либо превратится в жестокого агрессора.

Эта вероятность ярко отражается в сказках о Золушке, где присутствуют два варианта развития событий. В варианте Ш. Перро в конце истории сестры «кинулись к ногам Золушки, чтобы вымолить себе прощение за все обиды, которые она вытерпела от них. Золушка простила сестер от всего сердца – ведь она была не только хороша собой, но и добра».

Однако в варианте сказки, представленной братьями Гримм, завершение не такое безоблачное. «А когда пришло время свадьбу справлять, явились и вероломные сестры – хотели к ней подольститься и разделить с ней её счастье. И когда свадебное шествие отправилось в церковь, старшая оказалась по правую руку от невесты, а младшая по левую; и выклевали голуби каждой из них по глазу. А потом, когда возвращались назад из церкви, шла старшая по левую руку, а младшая по правую; и выклевали голуби каждой из них ещё по глазу. Так были они наказаны за злобу свою и лукавство на всю свою жизнь слепотой» [Я. и В. Гримм].

Таким образом, добродетель Золушки оказывается ложной: под ней скрывается бешеная ярость, разрушительная для бывшего обидчика. Голуби, выклевавшие глаза сестрам, – те самые помощники Золушки, которые отделяли горох и чечевицу от золы. Послушные желаниям и приказам, они сделали то, чего желала их хозяйка – выклевали глаза сестрам-обидчицам.

В терапии мы тоже можем встретиться с этим морем ярости у длительно отвергаемого и угнетаемого ребенка. Эта ярость – позитивный момент в психотерапии. Однако признание таких чувств практически невозможно для Золушки, так как она все время их подавляет и отрицает.

Таким образом, терапия клиентов типа «Золушка» требует понимания и терпения в моменты проявления ярости и злости. Сложность заключается в том, что такие клиенты не готовы присваивать свое поведение и брать за него ответственность («это были не мои чувства», «я так на самом деле не думаю», «в меня как будто что-то вселилось»). Использование такой защиты, как диссоциация, требует от терапевта проработки всех «отщепляемых» аффектов.

Прогноз на дальнейшую жизнь

В этой сказке есть еще одна фигура, которая порождает много надежд и фантазий – принц. Именно с ним связаны упования на внезапное изменение жизни Золушки и мечты об их будущей безоблачной жизни. Именно этот счастливый конец в сказке будоражит сердца девушек, мечтающих о «принце на белом коне».

Попробуем поразмышлять о возможном прогнозе их будущей семейной жизни. Осмелимся предположить, что он не будет столь радужным. Наша героиня в силу своей структуры личности и склонности предаваться фантазиям изначально запрограммирована на встречу с высокостатусным мужчиной. Принц интересует ее не как человек со своими личностными особенностями, характером, привычками и мечтами, а именно как Принц – носитель власти, которой лишена сама героиня.

Ее восприятие, склонное к идеализации, не отличается реализмом, и в принце она видит воплощение своих фантазий, связанных потребностью в безопасности путем повышением социального и семейного статуса, получением признания, но не эмоциональной близости, тепла, любви.

Похоже, Золушка, утратившая и материнскую, и отцовскую любовь, не считает их ценными характеристиками семейной жизни, выбирая более весомый и значимый для нее параметр «власть».

Возможно, что некоторое время жизни в браке ее восприятие принца будет строиться под влиянием эффектов авансирования, но реальность, как известно, вещь упрямая – сколько – сколько семейных кораблей разбивается о ее суровые волны.

Принц, исходя из текста сказки, вероятнее всего, нарцисс. Он также ищет себе жену-Принцессу – привлекательную, яркую девушку. Его, по-видимому, мало интересуют человеческие качества будущей жены. Проведя с ней два вечера, он так ничего о ней и не узнал: ни того, кто ее родители, ни где она живет, ни ее предпочтений, вкусов, привычек.

Однако Принц по натуре охотник. Ему не так важно, кто она на самом деле. Почувствовав интерес и возбуждение, он начинает преследовать Золушку, потому что решил, что она ему нужна, как красивая вещь или привлекательный предмет. Интересно и то, как он ищет Золушку. При попытке разыскать ее он делает основную ставку на туфельку: она либо подходит девушке, и тогда это его невеста, либо не подходит, и, следовательно, это не она.

Это метафора в целом отражает инструментальное обращение нарцисса с другими людьми. Люди сами по себе не важны: важно какое-то свойство или качество, нужное нарциссу. При этом Принц два раза ошибается и выбирает не ту девушку. «Отрубила девушка палец, натянула с трудом туфельку, закусила губы от боли и вышла к королевичу. И взял он её себе в невесты, посадил на коня и уехал с нею» [Я. и В. Гримм].

Ради того чтобы стать женой Принца, девушки готовы калечить себя – как это похоже на современную ситуацию с пластической хирургией и бесконечным улучшением внешности, чтобы соответствовать требованиям высокостатусного мужчины. Жаль, что не все помнят, что Принц замечает обман и возвращает девушек родителям.

С другой стороны, Золушка также задала Принцу сложную задачу. Ведь при встрече она была в маске Принцессы. Смеем предположить, что вслед за идеализацией Золушки Принцем произойдет ее обесценивание по типичному для Нарцисса сценарию.

Таким образом, реальная встреча Золушки и Принца в сказке не состоялась… Встреча – это контакт двух людей «без масок», с их живыми интересами, печалями и мечтами, с их несовершенством и поиском счастья... Масочно-ролевое поведение всегда носит защитный характер и призвано спрятать непринимаемые, отвергаемые или вызывающие стыд аспекты собственного self. Зато благодаря такому завершению истории осталось, богатое поле для читательских фантазий.

Важно помнить, что коллективное бессознательное отражает различные аспекты бытия, и стихи Д. Самойлова о стареющей Золушке, самостоятельно шьющей для себя туфельку,– это тоже часть реальности. Как ни печально признавать, но без глубокой реконструкции собственного Я, без интеграции образов Мачехи и Феи в один непротиворечивый конструкт «достаточно хорошей матери» (Д. Винникот) Золушка пополнит ряды мечтательниц, жертв семейного насилия с высоким уровнем притязаний и низким – самореализации.

Ее шанс – в восстановлении агрессивной части своего Я для создания безопасности; в возвращении настоящей, а не поверхностной и неглубокой чувствительности; в переходе от фантазий и мечтаний к опоре на реальность; в интеграции эмоционально-образного «правополушарного» и детального, линейного, логического «левополушарного» мышления.

Наша жизнь многогранна и изменчива. У каждого из нас есть возможность измениться к лучшему, если мы готовы осознавать, развиваться и идти вперед. А сказка, отражающая лишь часть аспектов нашей жизни, содержит разные уроки, которые лучше извлечь тогда, когда мы еще можем это сделать, а не тогда, когда уже поздно…

    Эта сказка учит нас быть добрыми, выносливыми и терпеливыми ко всем невзгодам, которые могут свалится на каждого. Она мыла и прислуживала, стирала и говорила комплименты, выполняла даже самые глупые и не нужные задания. Но все же она осталась человеком. Своим совершенством во всем она показывает, как человек может быть изгоем в узком кругу, но остаться человеком. И само собой эта сказка учит нас справедливости. Если человек долгое время я испытывает несправедливость по отношению к себе, то он обязательно получает доброту в свой адрес. Как бы сестры Золушки не обращались с ней, они не знали одного важного качества - доброты. Затуманив свои мозги богатством ее Семья не видела в Золушке настоящего человека. Они в ней видели только рабыню, за что и поплатились.

    Прекрасная волшебная сказка, про то, как работящая, но унижаемая мачехой и сестрами Золушка находит свое счастье в лице прекрасного принца. В ней можно найти несколько полезных советов о том, как следует себя вести. Прежде всего трудись и ты всегда найдешь того, кто оценит твое трудолюбие, кто вознаградит тебя за долгое терпение. Если ты чего-то очень сильно хочешь, то это всегда сбудется. Далее, доброта и труд делают человека самым красивым, гораздо красивее, чем те, кто ленится и предается излишествам. Также можно отметить, что любящее сердце не обманешь и оно всегда отличит того, кого любит, от невзрачной копии. И наконец, не разевай рот на чужой каравай, если уж хрустальный башмачок не с твоей ноги, то и не стоит пытаться его надеть.

    Если ты не будешь беречь и любить любимого папу и он умрт. потому что много работал чтобы обеспечить тебя, будишь жить как раб.

    Сказка учит смирению,и тому что не следует раскидывать где попало вещи взятые на прокат. Лучше пахать на родню в загородном доме чем на чужих людей во дворце.Блуждая в радужных иллюзиях бедняга не заметила какой хомут ей на шею напялили,она как трудоголик всю оставшуюся жизнь на четвереньках по дворцу ползать будет.

    Сказка про Золушку учит тому, что если ты являешься хорошим человеком, то рано или поздно судьба тебя вознаградит за страдания и ты можешь взлететь выше того, кто раньше был выше и смеялся над тобой. Хотя это только сказка, а в жизни вс печальнее.

    Сказка о Золушке Шарля Перро учит быть доброй и душевной, трудолюбивой и хорошо относиться к окружающим. За доброту и не простую судьбу помогает Золушке ее крестная Фея, чтобы та попала на бал в красивом платье с хрустальными туфельками и карете. Только надо вовремя уйти с бала, иначе раскроется, что платье и карета не настоящие, так что сказка учит, ко всему прочему, пунктуальности. К счастью, Золушка помнила, что в 12 ночи должно произойти и успела выбежать с боем часов, чтобы никто не видел превращения.

    В сказке все хорошо заканчивается и принц находит свою Золушку, узнает ее даже без бального платья. Доброе сердце и чуткая душа делают ее еще более красивой, чем только внешняя красота, в глазах принца.

    Не обязательно хорошо выглядеть, иметь престижную работу и обеспеченных родителей, чтобы устроить личную жизнь. Иногда богатый внутренний мир и доброе сердце привлекают мужчин больше. Но это не отменяет того факта, что встречают по одежке и обратить на себя внимание мужчины проще всего своей красотой.

    Сказка учит трудолюбию, ведь без труда не выловишь и рыбку из пруда. Трудолюбивые люди всегда получают вознаграждение за свой труд, а чистая настоящая любовь стирает все преграды. Сказка о любви и труде, на примере Золушки, которая получила все, о чем мечтала.

    Сказка Золушка на самом деле является добрым повествованием о том,как терпение и покорность могут помогать в жизни,сказка о доброй девочке,которая осталась без мамы в юном возрасте.И потом ей пришлось жить с мачехой и сестрами,которые являлись ей неродными.

    И не смотря на все унижения,Золушка достойно прошла свой путь, и ее не сломило ничто.

    Ей приходилось выполнять грязную работу и быть на побегушках у всей семьи.

    Но не смотря на это в сказке есть намек,что все и всегда хорошо заканчивается и героиня получила награду за свой характер и поведение.

    И смысл сказки в том,что нужно ждать и быть терпеливым и судьба сделает подарок в конце концов.

    Придет принц и сделает счастливой, правда можно всю жизнь прождать, а Золушке просто повезло и то не факт, что она счастлива в браке.

    Сказка про Золушку наглядно показывает как надо добиваться целей. Смотрите:

    1)Золушка не пыталась прыгнуть через голову, она оставалась собой.

    2)Упорно трудилась.

    3)Четко знала чего хочет(попасть на балл и увидиться с принцем).

    Я думаю эта сказка, учит нас мечтать.Что все в жизни всем воздастся по заслугам.Плохие будут наказаны судьбой и жизнью, а тот кто всю жизнь терпел получит все блага и подарки судьбы.Только в жизни такого не бывает и справедливости от нее тоже ждать не нужно.Ну это для взрослых.

    Но на самом деле мы учим детей доброте и сопереживанию.Ведь как было в детстве обидно за Золушку.И как мы до сих пор ждем этого принца на белом коне,который заберет нас от злого начальника, поселит нас в замке,отлучит нас от нужды работать и зарабатывать.Наделает нам кучу детишек и осчастливит своим присутствием на всю жизнь.

История юной девушки, именуемой Золушкой, помогает детям верить в лучший исход любых событий. Несмотря на достаточно солидный возраст, к сказке до сих пор не пропадает интерес: по ней рисуют мультики, снимают фильмы и кино. А некоторые творческие личности даже придумывают продолжение истории юной девушки.

Но на протяжении всех этих лет юных, да и взрослых читателей не покидает вопрос: кто написал Золушку? Известно, что сказка существует более чем в сотне вариантов. Причем лишь немногие из них имеют автора, большинство же берут корни в устном народном творчестве, фольклоре и даже в сказаниях времен фараонов Древнего Египта.

Кто написал «Золушку»?

  • Египетские папирусы. Это одна из самых первых версий сказки. Кто написал «Золушку» из Греции, неизвестно. Понятно одно: древнеегипетскую Родопис и всем известную Золушку роднит только потеря туфельки и последующее замужество на мужчине голубых кровей.
  • Пересказ итальянского сказочника Д. Базиле. Его «Золушка» была написана задолго до самого известного варианта, созданного Шарлем Перро. Зезолла Базиле родилась за 61 год до «Хрустальной туфельки» Перро, в 1636-м.
  • Кто написал «Золушку» и «Красную шапочку»? Если ставить вопрос таким способом, называя несколько произведений одновременно, можно дать точный ответ: автором обоих произведений являются Шарль Перро и его сын Пьер. Историю о доброй падчерице сказочники написали в 1697 году.
  • Братья Гримм создали образ угнетаемой падчерицы, которая наиболее приближена к природе из всех свои аналогов. В сказке роль феи выполняют дерево орешника, посаженное девушкой на могиле матери, и белая птичка. Версия, увиденная сказочниками Гримм, немного пугающая. В ней много крови: сестрицы отрезали части тела (пятку и пальцы), чтобы надеть туфельки. А в конце голуби выклевали им глаза.

Если честно, то детям не очень важно, кто написал «Золушку». Они не задаются этим вопросом, ведь для них главной является кульминация действия. А она всегда одна: девушка становится невестой принца.

Греческая версия Золушки: Родопис и Фодорис

Считается, что Родопис (по другим источникам, Фодорис) была прародительницей всех историй о Золушке.

Однако даже эта версия не имеет единой сюжетной линии. По одной из них, Родопис - это греческая рабыня, которую еще в детстве похитили пираты. Хозяин, купивший девушку, подарил ей изящные позолоченные сандалии. Однажды, купаясь в реке, она потеряла их: их утащил сокол. Он оказался богом. Гор отнес сандалии Родопис самому фараону, который приказал искать обладательницу этой прелестной маленькой туфельки.

Вторая версия гласит, что Фодорис - египетская проститутка. Остальная история мало чем отличается от ранее упомянутого, только вместо сокола - орел.

Поиски в обоих случаях закончились свадьбами.

Кровожадная Зезолла Джамбаттиста Базиле

Кто написал «Золушку» - сказку, которая вдохновляет девушек трудиться и быть послушными? Если вопрос ставить таким ребром, то Джамбаттист Базиле к написанию истории о девушке вообще никакого отношения не имеет.

Объяснить это утверждение нетрудно. Зезолла, сходящая со страниц сказки Базиле, пугающе кровожадна. Находясь в сговоре с нянечкой, она собственными руками сломала своей мачехе шею. Совершив убийство, Зезолла женит отца на няне. И только тогда, после этой свадьбы, в нее влюбляется король. Здесь начинается схожий с другими версиями сюжет: потеря туфельки (пианеллы), поиски возлюбленной через примерку ее каждой женщине в государстве и, наконец, обретение любви. Только Золушка Джамбаттиста не горела желанием выходить за молодого принца и всячески с этим боролась.

«Хрустальная туфелька» Шарля Перро и Пьера де Арманкура - самая мягкая форма сказки

Самой щадящей и подходящей для детей сказкой является версия, датированная 1697 годом. Поэтому если спросить у родителей: «Кто написал «Золушку»? - они в один голос ответят: "Шарль Перро". И, не кривя душой, можно сказать, что они, несомненно, правы. Не важен тот факт, что Шарль Перро - далеко не первый, кто пересказал историю бедной девушки. Важно то, что именно он создал детскую версию, которую не страшно прочитать ребенку на ночь.

Главной заслугой французского сказочника является адаптация к детскому мировоззрению. Он ввел новые, современные для тех реалий атрибуты: карету, кучеров, крестную, но перевел их из реального мира в волшебный. Карета - это заколдованная тыква; крестная - волшебница фея. А башмачок преобразуется в едва уловимый хрустальный стан.

В сказке Шарля Перро царит добрая волшебная атмосфера. Она повествует о бедной, но честной девушке. Отец после смерти ее матери повторно женился на злобной женщине, которая вместе со своими порядками приводит в дом двух дочерей. Золушка стала служанкой в собственном доме, однако все указания мачехи и сестер она выполняла кротко и смиренно. Попав на бал при помощи крестной-волшебницы, Золушка теряет хрустальную туфельку. Злая мачеха и дочки препятствуют воссоединению двух любящих сердец, но без кровожадных сцен (как у Базиле). Став принцессой, Золушка проявляет к угнетающим ее женщинам доброту и способствует становлению их личной жизни.

Якоб и Вильгельм Гримм. Экранизация: «Три орешка для Золушки»

Сказка в редакции братьев Гримм немного пугает и шокирует. Сводные сестрицы уродуют свои ноги ради выгодного жениха, а затем еще и остаются без глаз благодаря верным помощникам Золушки - голубям.

Но в ней есть и позитивные стороны. Здесь явно прослеживается связь с умершей матерью. В сказке братьев Гримм именно она помогает дочери справиться со всеми невзгодами: этого нельзя отрицать, так как орешник рос на ее могилке. Символом и прообразом матери можно назвать и белую птичку.

В Чехословакии по мотивам сказки Якоба и Вильгельма Гримм был снят фильм «Три орешка для Золушки». Чем привлекает данная экранизация? В ней нет кровавых эпизодов из подлинника.

Российский вклад в историю юной Замарашки

Некоторые интеллектуалы автором рассматриваемого нами произведения называют российского писателя советского периода Евгения Шварца. Эта теория - самая нереалистичная. Ведь он жил и творил намного позже появления сказки. Однако если рассматривать имя девушки, может, он и стал первым. Ведь, благодаря ему, его Золушка стала обычной Замарашкой.

Шарль Перро и Пьер де Арманкур. Отец или сын: кто написал «Золушку»?

Сказку «Хрустальная туфелька» литераторы до сих пор не изучили полностью, так как они не знают, какому автору отдать авторские права на нее: сыну, имя которого печаталось на первых изданиях «Сказок моей матушки Гусыни», или отцу, который писал в основном лирическим стихотворным языком. В 1697 году вышла первая версия сборника. На титуле красовалось имя творца: Пьер де Арманкур. Авторство за сыном Шарля Перро было закреплено вплоть до 1724 года.

Почему после смерти сказочника его имя было смешано с грязью? А имя его сына кануло в Лету? И кто на самом деле является автором всем известной сказки? На эти вопросы пытается ответить Сергей Бойко. Он посвятил изучению этого феномена целую книгу: «Волшебная страна Пьера и Шарля Перро». Бойко считает, что первоначальное авторство принадлежит Шарлю Перро. Однако он сочинял сказки исключительно в стихотворной форме. Современный прозаический вид они обрели благодаря стараниям сына Пьера. Поэтому можно говорить, что отец и сын являются равноправными соавторами произведений.

Walt Disney: новое видение старой сказки

Бродячий сказочный сюжет закрепился не только на страницах книг и в памяти почитателей, но и на сотнях метров кинематографической пленки. Можно сказать, что прародителем диснеевской Золушки стал не кто иной, как Шарль Перро. Ведь нами уже ни раз затрагивались вопросы создания сказки: когда, где, а главное, кто?

Написал «Золушку» и «Кот в сапогах» французский сказочник Шарль Перро (и его сын Пьер). Поэтому нетрудно предположить, что диснеевская девушка по происхождению - кровная француженка.

Впервые Золушка обретает свои современные черты в 1950 году. Главная героиня мультфильма стала одной из главных официальных принцесс Walt Disney. Так же, как и фольклорная прародительница, диснеевская Золушка является блуждающим персонажем, однако не утрачивает своей доброты и честности.

Она появляется в нескольких мультипликационных лентах: «Золушка» (основная история), «Мечты сбываются» (продолжение), «Злые чары». Также нередко она становится эпизодическим персонажем: «София Прекрасная». Героиня также была запечатлена в главных ролях в серале «Однажды в сказке».

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что истоки происхождения девушки до сих пор скрыты под покровом тайны. Как же ответить на вопрос о том, кто написал «Золушку»? Автор (правда в этом вопросе важна скорее взрослым, чем детям) зависит от того, какая версия вас интересует: сказочная, детская или кровожадно-фантастическая.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...