История развития анатомии. Анатомия в россии

Выдающиеся российские ученые - анатомы

Первые этапы развития анатомии и медицины Российского государства XVIII века озарены гением Петра I, проявившего интерес к подготовке врачей в Голландии, где он посещал лекции и анатомические театры профессоров Ф. Рюйша, Г. Бургава и А. Ван-Левенгука. Для просвещения россиян Петром Великим приобретается анатомическая коллекция для Кунсткамеры, которая по его указу с 1718 года постоянно пополняется эмбриологическими и тератологическими препаратами, сохранившимися в Санкт-Петербурге до наших дней. По возвращению из-за границы в Москву царь организует для бояр цикл лекций и вскрытий, учится сам в Московском анатомическом театре препарировать трупы и производить хирургические операции. В дальнейшем подобные мероприятия стали регулярными и производились в госпиталях, лекарской школе, организованной Петром в Академии наук.

В Москве, Петербурге, Барнауле, Кронштадте и др. городах (более 30) открылись при госпиталях медицинские школы, в которых лекарей по началу обучали иностранные анатомы и хирурги: H.Л. Бидлоо, А. Де-Тильс, Л.Л. Блюментрост и др. В становление анатомии и физиологии в Петровской Академии наук внесли вклад Д. Бернулли, И. Вейтбрехт, И. Дювернуа, в последующем великий М.В. Ломоносов - кандидат медицины Магдебургского университета.

Учеником и последователем академика М.В. Ломоносова был А.П. Протасов , ставший тоже академиком, читавшим университетский курс анатомии. Он известен работами по анатомо-физио-логическому строению желудка, составлению анатомического словаря на русском языке, по судебно-медицинским вскрытиям трупов.

К.И. Щепин - один из первых русских профессоров-анатомов, преподавал на русском языке анатомию, физиологию и хирургию. В Петербургской и Московской госпитальных школах создал программы этих дисциплин, ввел в них клиническую направленность. В лекциях впервые использовал данные микроскопической анатомии. Погиб в Киеве при ликвидации эпидемии чумы.

М.И. Шеин – перевел с немецкого языка учебник анатомии Людвига Гейстера, который и был издан впервые в 1757 году в Петербурге. При этом считал, что правильное познание строения человека полезно для здоровья, исцеления, лечения. Ввел новые анатомические термины на русском языке, сохранившиеся до настоящего времени, создал первый русский анатомический атлас.

Н.М. Максимович-Амбодик – профессор повивальных (акушерских) наук, подготовил первую русскую анатомическую номенклатуру и написал «Анатомо-физиологический словарь». Современные названия органов появились не сразу, например, поджелудочную железу называли «всемясной», «языкообразной», артерию - жилой биючей, вену – жилой кровевозвратной. Поэтому так важна была работа по подбору научных анатомических названий, проводившаяся в течение целого столетия.


В результате из первой анатомической терминологии исчезли многие старославянские обозначения, как лядовия – поясница, рамо – плечевая кость, стечно – бедренная кость, лючкотная вена – легочная вена, хребет – позвоночник, хребетно-костный мозг – спинной мозг. Но многие новые названия закрепились в русской номенклатуре сразу: ключица, лодыжка и др., а некоторые узнаваемо видоизменились: большое берцо – большеберцовая кость, подложечная область от старого названия мечевидного отростка грудины – ложки. Таким образом, истоками русских анатомических названий стала русская лексика и греко-латинская терминология.

П.А. Загорский – академик, при составлении русского учебника анатомии тщательно отобрал основные русские термины. Он основал анатомическую школу в Петербурге, занимался изучением тератологии и сравнительной анатомии. Подготовил достойного ученика – профессора И.В. Буяльского, который опубликовал «Анатомо-хирургические таблицы», написал учебник с анатомическим обоснованием хирургических операций, изобрел много инструментов, предложил новые способы бальзамирования. И.B. Буяльский занимался консервированием анатомических препаратов, используя растворы сулемы для инъецирования кровеносных сосудов, а ее порошок засыпал в полости тела. В развитие анатомии в Петербургской школе сделал вклад А.М. Шумлянский , обнаруживший капсулы вокруг сосудистых клубочков почки (капсула нефрона), установивший прямые связи между артериальными капиллярами в сосудистом клубочке. Академик K.Ф. Bольф длительное время возглавлял анатомический отдел Петербургской Кунсткамеры. Его тератологические коллекции легли в основу работ по порокам и уродствам, что дало начало развитию новой анатомической науки – тератологии.

Профессор Е.О. Мухин преподавал анатомию в Московском университете. После нашествия Наполеона и пожара в Москве восстановил анатомический музей, содержавший до 5000 препаратов. В 1812 году вышел его учебник «Курс анатомии», в котором автор пропагандировал русскую анатомическую терминологию.

Профессор Д.Н. 3ернов долгие годы руководил Московской кафедрой анатомии; успешно изучал органы чувств, изменчивость борозд, извилин головного мозга и критиковал теорию Чезаро Ломброзо о наследственных факторах преступной личности, о соответствии некоторых типов лица, мозга агрессивно-злобному поведению.

В.А. Бец – представитель Киевской анатомической школы, открывший в извилинах мозга большие пирамидные клетки, названные по его фамилии. В Харькове профессор А.К. Белоусов изучал иннервацию сосудов, предложил новый метод инъекции анатомических препаратов.

Становление анатомии как науки и учебного предмета в XVIII и XIX веках происходило вначале благодаря приглашенным Петром I иностранным специалистам, которые подготовили очень скоро учеников и последователей в Петербурге и Москве. Обе школы стали ведущими, в провинциальные университеты они направляли своих выпускников, которые основывали кафедры, ставили анатомическую науку, обучали врачей.

Развитие врачевания на востоке России испытывало влияние тибетской и китайской медицины, народной медицины народностей Севера и Дальнего Востока. В Бурятии с середины ХYIII столетия появляются медицинские школы (мамба-дацаны) при Буддийских монастырях. Они используют для обучения медицинскую литературу, способы диагностики и лечения, инструменты из Монголии, Тибета, Индии и Китая. Так Ацагатскую школу основал эмги-лама Ирелтуев – искусный лекарь и педагог. Полный курс обучения занимал в ней 6 лет, и строение человека всегда рассматривалось под ведущим влиянием функции. В середине ХIХ века в Агинском дацане (монастыре) учились тибетской медицине братья Бадмаевы Цультим и Жамсадин, позже принявшие православие под именами Александра и Петра (крестники императора Александра III). Они получили университетское медицинское образование в Санкт-Петербурге. Оба имели большую практику в столице в аристократических и дворянских кругах, участвовали в политических и дворцовых интригах.

Определенный вклад в развитие восточной медицины в России внесли и другие ученые и практики. Так известный Алтайский географ и этнолог Г.Н. Потанин опубликовал статью о Бурятских названиях лекарственных растений, применяемых в тибетской и народной медицине. Калмык Дамбо Ульянов – главный лекарь и лама Донского казачьего войска - перевел с тибетского на русский медицинские трактаты «Чжуд-ши», «Лхантаб» и др.

В Сибири первый университет был открыт в городе Томске в 1870 году. Медицинский факультет в нем заработал с 1876 года под руководством известных профессоров Казанской школы А.С. Догеля и А.Е. Смирнова. Все последующие Сибирские и Дальневосточные медицинские институты и факультеты открылись в годы Советской власти. Алтайский медицинский институт появился в Барнауле в 1954 году в связи с массовым освоением целинных и залежных земель. Его профессиональное становление проходило под влиянием и непосредственном участии ученых и преподавателей столичных и Томского медицинских вузов, но в определенном смысле он стал правопреемником Барнаульской лекарской школы ХYIII столетия, открытой по велению Петра I.

Первые русские анатомы XVIII века

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Первые русские анатомы XVIII века
Рубрика (тематическая категория) Медицина

Выдающиеся российские ученые - анатомы

Первые этапы развития анатомии и медицины Российского государства XVIII века озарены гением Петра I, проявившего интерес к подготовке врачей в Голландии, где он посœещал лекции и анатомические театры профессоров Ф. Рюйша, Г. Бургава и А. Ван-Левенгука. Для просвещения россиян Петром Великим приобретается анатомическая коллекция для Кунсткамеры, которая по его указу с 1718 года постоянно пополняется эмбриологическими и тератологическими препаратами, сохранившимися в Санкт-Петербурге до наших дней. По возвращению из-за границы в Москву царь организует для бояр цикл лекций и вскрытий, учится сам в Московском анатомическом театре препарировать трупы и производить хирургические операции. В дальнейшем подобные мероприятия стали регулярными и производились в госпиталях, лекарской школе, организованной Петром в Академии наук.

В Москве, Петербурге, Барнауле, Кронштадте и др.
Размещено на реф.рф
городах (более 30) открылись при госпиталях медицинские школы, в которых лекарей по началу обучали иностранные анатомы и хирурги: H.Л. Бидлоо, А. Де-Тильс, Л.Л. Блюментрост и др.
Размещено на реф.рф
В становление анатомии и физиологии в Петровской Академии наук внесли вклад Д. Бернулли, И. Вейтбрехт, И. Дювернуа, в последующем великий М.В. Ломоносов - кандидат медицины Магдебургского университета.

Учеником и последователœем академика М.В. Ломоносова был А.П. Протасов , ставший тоже академиком, читавшим университетский курс анатомии. Он известен работами по анатомо-физио-логическому строению желудка, составлению анатомического словаря на русском языке, по судебно-медицинским вскрытиям трупов.

К.И. Щепин - один из первых русских профессоров-анатомов, преподавал на русском языке анатомию, физиологию и хирургию. В Петербургской и Московской госпитальных школах создал программы этих дисциплин, ввел в них клиническую направленность. В лекциях впервые использовал данные микроскопической анатомии. Погиб в Киеве при ликвидации эпидемии чумы.

М.И. Шеин – перевел с немецкого языка учебник анатомии Людвига Гейстера, который и был издан впервые в 1757 году в Петербурге. При этом считал, что правильное познание строения человека полезно для здоровья, исцелœения, лечения. Ввел новые анатомические термины на русском языке, сохранившиеся до настоящего времени, создал первый русский анатомический атлас.

Н.М. Максимович-Амбодик – профессор повивальных (акушерских) наук, подготовил первую русскую анатомическую номенклатуру и написал ʼʼАнатомо-физиологический словарьʼʼ. Современные названия органов появились не сразу, к примеру, поджелудочную желœезу называли ʼʼвсœемяснойʼʼ, ʼʼязыкообразнойʼʼ, артерию - жилой биючей, вену – жилой кровевозвратной. По этой причине так важна была работа по подбору научных анатомических названий, проводившаяся в течение целого столетия.

В результате из первой анатомической терминологии исчезли многие старославянские обозначения, как лядовия – поясница, рамо – плечевая кость, стечно – бедренная кость, лючкотная вена – легочная вена, хребет – позвоночник, хребетно-костный мозг – спинной мозᴦ. Но многие новые названия закрепились в русской номенклатуре сразу: ключица, лодыжка и др., а некоторые узнаваемо видоизменились: большое берцо – большеберцовая кость, подложечная область от старого названия мечевидного отростка грудины – ложки. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, истоками русских анатомических названий стала русская лексика и греко-латинская терминология.

П.А. Загорский – академик, при составлении русского учебника анатомии тщательно отобрал основные русские термины. Он основал анатомическую школу в Петербурге, занимался изучением тератологии и сравнительной анатомии. Подготовил достойного ученика – профессора И.В. Буяльского, который опубликовал ʼʼАнатомо-хирургические таблицыʼʼ, написал учебник с анатомическим обоснованием хирургических операций, изобрел много инструментов, предложил новые способы бальзамирования. И.B. Буяльский занимался консервированием анатомических препаратов, используя растворы сулемы для инъецирования кровеносных сосудов, а ее порошок засыпал в полости тела. В развитие анатомии в Петербургской школе сделал вклад А.М. Шумлянский , обнаруживший капсулы вокруг сосудистых клубочков почки (капсула нефрона), установивший прямые связи между артериальными капиллярами в сосудистом клубочке. Академик K.Ф. Bольф долгое время возглавлял анатомический отдел Петербургской Кунсткамеры. Его тератологические коллекции легли в основу работ по порокам и уродствам, что дало начало развитию новой анатомической науки – тератологии.

Профессор Е.О. Мухин преподавал анатомию в Московском университете. После нашествия Наполеона и пожара в Москве восстановил анатомический музей, содержавший до 5000 препаратов. В 1812 году вышел его учебник ʼʼКурс анатомииʼʼ, в котором автор пропагандировал русскую анатомическую терминологию.

Профессор Д.Н. 3ернов долгие годы руководил Московской кафедрой анатомии; успешно изучал органы чувств, изменчивость борозд, извилин головного мозга и критиковал теорию Чезаро Ломброзо о наследственных факторах преступной личности, о соответствии некоторых типов лица, мозга агрессивно-злобному поведению.

В.А. Бец – представитель Киевской анатомической школы, открывший в извилинах мозга большие пирамидные клетки, названные по его фамилии. В Харькове профессор А.К. Белоусов изучал иннервацию сосудов, предложил новый метод инъекции анатомических препаратов.

Становление анатомии как науки и учебного предмета в XVIII и XIX веках происходило вначале благодаря приглашенным Петром I иностранным специалистам, которые подготовили очень скоро учеников и последователœей в Петербурге и Москве. Обе школы стали ведущими, в провинциальные университеты они направляли своих выпускников, которые основывали кафедры, ставили анатомическую науку, обучали врачей.

Развитие врачевания на востоке России испытывало влияние тибетской и китайской медицины, народной медицины народностей Севера и Дальнего Востока. В Бурятии с середины ХYIII столетия появляются медицинские школы (мамба-дацаны) при Буддийских монастырях. Οʜᴎ используют для обучения медицинскую литературу, способы диагностики и лечения, инструменты из Монголии, Тибета͵ Индии и Китая. Так Ацагатскую школу основал эмги-лама Ирелтуев – искусный лекарь и педагоᴦ. Полный курс обучения занимал в ней 6 лет, и строение человека всœегда рассматривалось под ведущим влиянием функции. В серединœе ХIХ века в Агинском дацане (монастыре) учились тибетской медицинœе братья Бадмаевы Цультим и Жамсадин, позже принявшие православие под именами Александра и Петра (крестники императора Александра III). Οʜᴎ получили университетское медицинское образование в Санкт-Петербурге. Оба имели большую практику в столице в аристократических и дворянских кругах, участвовали в политических и дворцовых интригах.

Определœенный вклад в развитие восточной медицины в России внесли и другие ученые и практики. Так известный Алтайский географ и этнолог Г.Н. Потанин опубликовал статью о Бурятских названиях лекарственных растений, применяемых в тибетской и народной медицинœе. Калмык Дамбо Ульянов – главный лекарь и лама Донского казачьего войска - перевел с тибетского на русский медицинские трактаты ʼʼЧжуд-шиʼʼ, ʼʼЛхантабʼʼ и др.

В Сибири первый университет был открыт в городе Томске в 1870 году. Медицинский факультет в нем заработал с 1876 года под руководством известных профессоров Казанской школы А.С. Догеля и А.Е. Смирнова. Все последующие Сибирские и Дальневосточные медицинские институты и факультеты открылись в годы Советской власти. Алтайский медицинский институт появился в Барнауле в 1954 году в связи с массовым освоением целинных и залежных земель. Его профессиональное становление проходило под влиянием и непосредственном участии ученых и преподавателœей столичных и Томского медицинских вузов, но в определœенном смысле он стал правопреемником Барнаульской лекарской школы ХYIII столетия, открытой по велœению Петра I.

Первые русские анатомы XVIII века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Первые русские анатомы XVIII века" 2017, 2018.

  • - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР XVI–XVIII ВЕКОВ

    1. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Панталоне, Педролине и Гортензии 2. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Изабеллы и Лючио 3. Эмилио Кавальери. «Представление о Душе и Теле». Пролог. Хор «О, Синьор» 4. Эмилио Кавальери.... .


  • - Кёльнский собор в XII-XVIII вв.

    В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской... .


  • - Русская скульптура второй пол. XVIII века. Шубин, Козловский, Гордеев, Прокофьев, Щедрин и др.

    Этьенн Морис Фальконе (1716-1791) во Франции и России (с 1766-1778 г.). "Грозящий Амур" (1757, Лувр, ГЭ) и его реплики в России. Памятник Петру I (1765-1782). Замысел и характер монумента, значение его в городском ансамбле. Роль помощницы Фальконе - Мари-Анн Колло (1748-1821) в создании...

  • АНАТОМИЯ В РОССИИ

    В феодальной России светской медицинской школы не существовало и медицина развивалась в монастырях, при которых духовенство учреждало больницы (монастырская медицина).

    В XVII в. (в 1620 г.) было учреждено медицинское управление - Аптекарский приказ, а при нем в 1654 г. - первая медицинская школа. Анатомия в этой школе преподавалась по упоминавшемуся выше руководству Везалия «О строении человеческого тела», переведенному с латинского языка на русский знаменитым деятелем культуры того времени Епифанием Славинецким в 1658 г., т. е. более чем на 100 лет раньше, нежели в ряде других стран Европы.



    Благодаря этому первые русские студенты-медики изучали научную анатомию Везалия, а не схоластическую анатомию Галена, как это имело место в европейских университетах XVII в.

    В начале XVIII в. в России началась эпоха преобразований Петра I, «прорубившего окно в Европу».

    Петр I сам интересовался анатомией, которой обучался во время своих поездок в Голландию у знаменитого анатома Рюйша. У него же он приобрел коллекцию анатомических препаратов, которые вместе с собранными населением по указу Петра I уродами («монстрами») послужили основанием для создания в Петербурге первого естественнонаучного музея - «Кунсткамеры натуральных вещей» (музея естественных редкостей). Часть этих препаратов сохранилась и поныне.

    В 1725 г. в Петербурге была создана Российская Академия наук, в которой анатомия получила прочный фундамент для своего развития.

    В Академии наук работал гениальный русский ученый и основоположник естествознания в России М. В. Ломоносов, который, будучи материалистом, призывал к изучению анатомии путем наблюдения и тем самым указал правильную перспективу ее развития. Он оценил также значение микроскопа для изучения невидимых глазом структур. Общее материалистическое мировоззрение М. В. Ломоносова явилось философской основой идеи нервизма - передозого и прогрессивного направления, характерного для отечественной медицины.

    Ученик и питомец М. В. Ломоносова А. П. Протасов был первым русским академиком-анатомом.

    Развитию анатомии содействовали и другие последователи М. В. Ломоносова: К. И. Щепии, который первым стал преподавать анатомию на русском языке, М. И. Шеин - автор первого русского анатомического атласа «Syllabus» и Н. М. Максимович - Амбодик, создавший первый русский словарь анатомических терминов под названием «Анатомо-физиологический словарь на российском, латинском и французском языке».

    В XVIII в. начали закладываться основы и микроскопической анатомии, что связано в России с именем А. М. Шумлянского. А. М. Шумлянский завершил правильное представление о кровообращении, отчего его имя должно стоять в одном ряду с Гарвеем и Мальпиги.

    Выдающийся революционер, ученый, писатель и философ XVIII в. А. Н. Радищев высказал материалистические взгляды на строение и развитие человеческого организма, превзошедшие взгляды самых передовых философов его эпохи - французских материалистов. Он боролся с библейской легендой о сотворении человека богом и с теорией расизма. Почти за 100 лет до Дарвина он писал, что человек происходит от обезьяны и отличается от нее речью и общественным образом жизни.

    Деятельность А. Н. Радищева была высоко оценена В. И. Лениным. На рубеже XVIII и XIX вв. в 1798 г. была учреждена Санкт-Петербургская медико-хирургическая академия.

    Созданную в академии единую кафедру анатомии и физиологии возглавил П. А. Загорский, который написал первый учебник анатомии на русском языке: «Сокращенная анатомия или руководство к познанию строения человеческого тела в пользу обучающихся врачебной науке» (1802) и создал первую русскую анатомическую школу. В честь его была выбита золотая медаль и учреждена премия имени П. А. Загорского.

    Выдающимся учеником П. А. Загорского и преемником его по кафедре был И. В. Буяльский. В руководстве «Краткая общая анатомия тела человеческого» он одним из первых в отечественной науке изложил общие законы строения человеческого организма и явился пионером учения об индивидуальной изменчивости, впоследствии развитого советским анатомом В. Н. Шевкуненко. В своем произведении «Анатомико-хирургические таблицы» он связал анатомию с хирургией. Этот труд принес отечественной анатомии мировую славу.

    В связи с растущими потребностями хирургии создается как самостоятельная наука хирургическая, или, вернее, топографическая, анатомия, обязанная своим возникновением И. В. Буяльскому и особенно Н. И. Пирогову - гениальному русскому анатому и хирургу. Благодаря деятельности Н. И. Пирогова медицина вообще и анатомия в частности сделали гигантский скачок в своем развитии.

    Н. И. Пирогов явился создателем топографической анатомии. Мировую славу создало Н. И. Пирогову сочинение «Хирургическая анатомия сосудистых стволов и фасций». Он ввел в анатомию новый метод исследования - последовательные распилы замороженных трупов («ледяная анатомия») - и на основании этого метода написал «Полный курс прикладной анатомии» и атлас «Топографическая анатомия по распилам через замороженные трупы». Это были первые руководства по топографической анатомии.

    Вся деятельность Н. И. Пирогова составила эпоху в развитии медицины и анатомии. После смерти Н. И. Пирогова тело его было бальзамировано Выводцевым, а через 60 лет ребальзамировано советскими анатомами и установлено в музее-усадьбе Н. И. Пирогова под Винницей.

    Идея нервизма в применении к анатомии. Во второй половине XIX столетия окончательно сложилось передовое направление в отечественной медицине, названное нервизмом.

    Нервизм - это представление о целостности организма, о его единстве с окружающей средой. При этом объединение организма в единое целое и связь его с внешним миром осуществляются при помощи нервной системы (особенно ее высшего отдела - головного мозга), которая играет ведущую роль в организме и ведает всеми его процессами.

    Нервизм, говорит И. П. Павлов, - это «физиологическое направление, стремящееся распространить влияние нервной системы на возможно большее количество деятельностей организма.

    Идея нервизма зародилась в нашей стране в XVIII столетии и стала столбовой дорогой для развития отечественной медицины. Философской основой этой идеи явилось материалистическое мировоззрение М. В. Ломоносова: его атомистическая теория строения материи. В дальнейшем Н. И. Пирогов рассматривал организм как единое целое, управляемое нервной системой. Основным механизмом жизненных процессов он считал рефлекс, в котором различал три члена. Взгляды Н. И. Пирогова явились звеном, связывающим досеченовский нервизм с нервизмом И. М. Сеченова и И. П. Павлова.

    На развитие идеи нервизма в середине прошлого столетия большое влияние оказали идеи революционных демократов А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. В это время острым вопросом идеологической борьбы был вопрос о том, является ли мозг субстратом нервно-психической деятельности. Революционные демократы ответили на этот вопрос положительно. Они смотрели на организм как на единое целое, находящееся в неразрывной связи с окружающей средой. В их представлении дух и тело находятся в единстве, причем душа есть функция телесного органа - мозга. Последний является главнейшей частью организма, управляющей всеми его процессами.

    Под влиянием революционных демократов сложились взгляды физиолога И. М. Сеченова. В своем сделавшем эпоху произведении «Рефлексы головного мозга» он показал, что все самые сложные формы нервной деятельности по способу своего происхождения суть рефлексы.

    Из анатомов особую роль в развитии идеи нервизма сыграл В. А. Бец, который открыл в 5-м слое коры мозга гигантские пирамидные клетки (клетки Беца) и обнаружил разницу в клеточном составе различных участков мозговой коры. На основании этого он внес новый принцип в деление коры - принцип клеточного строения и положил начало учению о цито-архитектонике мозговой коры.

    Другим анатомом, много сделавших в области анатомии мозга, был профессор "Московского университета Д. H Зернов, который дал лучшую классификацию борозд и извилин мозга. Показав отсутствие разницы в строении головного мозга различных народов, в том числе и «отсталых», он создал анатомическую основу для борьбы с расизмом.

    Крупный вклад в анатомию головного и спинного мозга внес выдающийся невропатолог и психиатр В. .M Бехтерев, который расширил учение о локализации функции в коре мозга, углубил рефлекторную теорию и создал анатомо-физиологическую базу для диагностики и клиники нервных болезней. В. М. Бехтерев открыл ряд мозговых центров и проводников, получивших его имя, и написал капитальный труд «Проводящие пути головного и спинного мозга» .

    Окончательное завершение идея нервизма получила в трудах И.П.Павлова, который показал ведущую роль нервной системы и особенно коры головного мозга в объединении организма и в его единстве с окружающей средой.

    И. П. Павлов, будучи физиологом, вместе с тем внес много нового и ценного в анатомию, особенно нервной системы. Он в корне изменил представление о мозговом центре и мозговой коре, показав, что вся кора больших полушарий, в том числе и двигательная зона, представляет совокупность воспринимающих центров. Он значительно углубил представление о локализации функций в коре мозга, ввел понятие анализатора, создал учение о двух корковых сигнальных системах.

    Учение И. П. Павлова в целом является естественнонаучной основой ленинской теории отражения, философии диалектического материализма.

    В начале XX столетия центр пролетарского революционного движения перемещается в Россию, которая становится и центром передовой научной мысли. Возникает ленинизм - высшее достижение мировой культуры. К этому времени в медицине И. М. Сеченов, С. П. Боткин и И. П. Павлов создают прочную материалистическую основу ее - нервизм.

    В биологии К. А. Тимирязев и И. В. Мичурин развивают дарвинизм, превращая его из науки, только объясняющей организмы, в науку, переделывающую их. Под влиянием такого развития эволюционного учения старая описательная анатомия, занимавшаяся только описанием отдельных структур без связи их с развитием и функцией и ограничивавшаяся созерцательным, пассивным отношением к природе и человеку, стала переживать кризис. Первый сокрушительный удар ей нанес П. Ф. Лесгафт - наиболее крупный после Н. И. Пирогова анатом дореволюционной России.

    Исходя из идеи единства организма и среды и признавая наследование приобретенных признаков, он выдвинул положение о возможности направленного воздействия на организм человека путем физического воспитания и связал анатомию с практикой физической культуры и спорта. Вместо пассивного созерцательного отношения к организму человека анатомия в руках П. Ф. Лесгафта приобрела действенный характер.

    П. Ф. Лесгафт широко применял эксперимент, а также призывал к изучению анатомии живого человека и одним из первых использовал в анатомии рентгеновы лучи.

    Все труды П. Ф. Лесгафта, основанные на материалистической философии, на идее единства организма и среды, единства формы и функции, заложили фундамент нового направления в анатомии - функционального. За свои прогрессивные идеи П. Ф. Лесгафт всю жизнь подвергался нападкам реакционных элементов и преследованию царского правительства.

    Созданное П. Ф. Лесгафтом функциональное направление анатомии продолжали развивать его непосредственные ученики и последователи, особенно в советское время.

    Таким образом, в начале XX столетия, к моменту Великой Октябрьской социалистической революции, уровень биологии и медицины в России был достаточно высоким. В анатомии сложилось несколько передовых направлений: 1) функциональное; 2) прикладное; 3) эволюционное; 4) идея нервизма.

    К числу наиболее выдающихся советских анатомов относятся следующие.

    В. П. Воробьев, академик, профессор анатомии Харьковского медицинского института, рассматривал организм человека в связи с его социальной средой. Использовав бинокулярную лупу, он разработал стереоморфологическую методику исследования конструкции органов и заложил основы макро-микроскопической анатомии, особенно периферической нервной системы. В. П. Воробьев написал ряд учебников по анатомии и издал первый советский атлас в 5 томах. Он разработал (совместно с Б. И. Збарским) особый метод консервирования, с помощью которого было бальзамировано и сохранено для поколений тело В. И. Ленина. В этом величайшая заслуга В. П. Воробьева перед советским народом и трудящимися всех стран. В. П. Воробьев создал школу советских анатомов, из которых Р. Д. Синельников стал преемником его по кафедре и успешно развил дело своего учителя в области бальзамирования и макро-микроскопической анатомии; он издал также прекрасный анатомический атлас.

    В. Н. Тонков, академик Академии медицинских наук, профессор Военно-медицинской академии, использовал для исследования сосудистой системы эксперимент на живых животных и явился создателем экспериментальной анатомии. Вместе со своими учениками он разработал учение о коллатеральном кровообращении.

    В. Н. Тонков написал учебник анатомии, выдержавший 6 изданий, и создал многочисленную школу советских анатомов, выдающимся представителем которой и преемником В. Н. Тонкова по кафедре явился Б. А. Долго-Сабуров, который успешно развивал дело своего учителя вместе со своими сотрудниками. После открытия рентгеновых лучей В. Н. Тонков одним из первых применил их для изучения скелета и наметил путь, идя по которому анатомы A. С. Золотухин, а затем М. Г. Привес с сотрудниками, а также рентгенологи разработали новую область анатомии, названную рентгеноанатомией.



    В. Н. Шевкуненко, академик Академии медицинских наук, профессор топографической анатомии Военно-медицинской академии, развил созданное Н. И. Пироговым прикладное направление в анатомии. Вместе со своими учениками он разработал учение о крайних формах индивидуальной изменчивости. Детально изученные им варианты строения нервной и венозной систем были изложены в большом «Атласе периферической нервной и венозной систем», за который В. Н. Шевкуненко и его ученик и преемник по кафедре А. Н. Максименков были удостоены Государственной премии.

    Г. М. Иосифов, профессор анатомии Томского, а затем Воронежского медицинского института, значительно расширил знания по анатомии лимфатической системы. Его монография «Анатомия лимфатической системы» принесла Г. М. Иосифову мировую славу и показала высокий уровень советской анатомии. Г. М. Иосифов создал школу анатомов, выдающимся представителем которой явился Д. А. Жданов, академик, профессор 1-го Московского медицинского института.

    Д. А. Жданов на основании работ своих и сотрудников опубликовал ряд крупных монографий по функциональной анатомии лимфатической системы, одна из которых, «Хирургическая анатомия грудного протока», удостоена Государственной премии. В дальнейшем это направление развили его ученики.

    В. Н. Tерновский, академик Академии медицинских наук и Международной академии истории медицины, кроме работ по анатомии нервной системы, известен своими работами по истории анатомии и переводом на русский язык трудов Везалия и Ибн-Сины. Так как перевод Везалия, сделанный Е. Славинецким в XVII в., не сохранился, то перевод В. Н. Терновского следует считать единственным. Ученики В. Н. Tepновского, особенно В. Н. Мурат, а также А. Г. Короткое и др., углубили анатомию вегетативной нервной системы.

    Н. К. Лысенков, профессор Одесского университета, занимался всеми основными анатомическими дисциплинами, изучающими нормальное строение человека: нормальной анатомией, топографической и пластической, по которым написал руководства, в том числе «Нормальную анатомию человека». Я. Б. Зельдович, профессор 2-го медицинского института, один из первых использовал рентгеновы лучи в анатомии и вырастил плеяду анатомов. Выдающийся представитель этой школы С. Н. Касаткин, профессор Волгоградского медицинского института, заслуженный деятель науки, вместе со своими сотрудниками разработал анатомию органов пищеварения и их сосудов.

    Нужно упомянуть еще ряд советских анатомов, успешно работающих: в области анатомии аппарата движения, органов дыхания, мочеполовых органов, кровеносной системы, лимфатической системы, нервной системы, органов чувств.

    Вклад в эмбриологию внесли С. И. Лебедкин и его ученики. Крупный представитель этой школы Д. М. Голуб, профессор Минского медицинского института, академик Белорусской Академии наук, выполнил со своими сотрудниками ценные исследования по анатомии и эмбриологии вегетативной нервной системы и реиннервации органов. Он издал специальный атлас по развитию нервной системы. Успехам эмбриологии содействуют также А. Г. Кнорре, П. Г. Светлов, А. П. Дыбан.

    Первые этапы развития анатомии и медицины Российского государства XVIII века озарены гением Петра I, проявившего интерес к подготовке врачей в Голландии, где он посещал лекции и анатомические театры профессоров Ф. Рюйша, Г. Бургава и А. Ван-Левенгука. Для просвещения россиян Петром Великим приобретается анатомическая коллекция для Кунсткамеры, которая по его указу с 1718 года постоянно пополняется эмбриологическими и тератологическими препаратами, сохранившимися в Санкт-Петербурге до наших дней. По возвращению из-за границы в Москву царь организует для бояр цикл лекций и вскрытий, учится сам в Московском анатомическом театре препарировать трупы и производить хирургические операции. В дальнейшем подобные мероприятия стали регулярными и производились в госпиталях, лекарской школе, организованной Петром в Академии наук.

    В Москве, Петербурге, Барнауле, Кронштадте и др. городах (более 30) открылись при госпиталях медицинские школы, в которых лекарей по началу обучали иностранные анатомы и хирурги: H.Л. Бидлоо, А. Де-Тильс, Л.Л. Блюментрост и др. В становление анатомии и физиологии в Петровской Академии наук внесли вклад Д. Бернулли, И. Вейтбрехт, И. Дювернуа, в последующем великий М.В. Ломоносов - кандидат медицины Магдебургского университета.

    Учеником и последователем академика М.В. Ломоносова был А.П. Протасов, ставший тоже академиком, читавшим университетский курс анатомии. Он известен работами по анатомо-физио-логическому строению желудка, составлению анатомического словаря на русском языке, по судебно-медицинским вскрытиям трупов.

    К.И. Щепин — один из первых русских профессоров-анатомов, преподавал на русском языке анатомию, физиологию и хирургию. В Петербургской и Московской госпитальных школах создал программы этих дисциплин, ввел в них клиническую направленность. В лекциях впервые использовал данные микроскопической анатомии. Погиб в Киеве при ликвидации эпидемии чумы.

    М.И. Шеин – перевел с немецкого языка учебник анатомии Людвига Гейстера, который и был издан впервые в 1757 году в Петербурге. При этом считал, что правильное познание строения человека полезно для здоровья, исцеления, лечения. Ввел новые анатомические термины на русском языке, сохранившиеся до настоящего времени, создал первый русский анатомический атлас.

    Н.М. Максимович-Амбодик – профессор повивальных (акушерских) наук, подготовил первую русскую анатомическую номенклатуру и написал «Анатомо-физиологический словарь». Современные названия органов появились не сразу, например, поджелудочную железу называли «всемясной», «языкообразной», артерию — жилой биючей, вену – жилой кровевозвратной. Поэтому так важна была работа по подбору научных анатомических названий, проводившаяся в течение целого столетия.

    В результате из первой анатомической терминологии исчезли многие старославянские обозначения, как лядовия – поясница, рамо – плечевая кость, стечно – бедренная кость, лючкотная вена – легочная вена, хребет – позвоночник, хребетно-костный мозг – спинной мозг. Но многие новые названия закрепились в русской номенклатуре сразу: ключица, лодыжка и др., а некоторые узнаваемо видоизменились: большое берцо – большеберцовая кость, подложечная область от старого названия мечевидного отростка грудины – ложки. Таким образом, истоками русских анатомических названий стала русская лексика и греко-латинская терминология.

    П.А. Загорский – академик, при составлении русского учебника анатомии тщательно отобрал основные русские термины. Он основал анатомическую школу в Петербурге, занимался изучением тератологии и сравнительной анатомии. Подготовил достойного ученика – профессора И.В. Буяльского, который опубликовал «Анатомо-хирургические таблицы», написал учебник с анатомическим обоснованием хирургических операций, изобрел много инструментов, предложил новые способы бальзамирования. И.B. Буяльский занимался консервированием анатомических препаратов, используя растворы сулемы для инъецирования кровеносных сосудов, а ее порошок засыпал в полости тела. В развитие анатомии в Петербургской школе сделал вклад А.М. Шумлянский, обнаруживший капсулы вокруг сосудистых клубочков почки (капсула нефрона), установивший прямые связи между артериальными капиллярами в сосудистом клубочке. Академик K.Ф. Bольф длительное время возглавлял анатомический отдел Петербургской Кунсткамеры. Его тератологические коллекции легли в основу работ по порокам и уродствам, что дало начало развитию новой анатомической науки – тератологии.

    Профессор Е.О. Мухин преподавал анатомию в Московском университете. После нашествия Наполеона и пожара в Москве восстановил анатомический музей, содержавший до 5000 препаратов. В 1812 году вышел его учебник «Курс анатомии», в котором автор пропагандировал русскую анатомическую терминологию.

    Профессор Д.Н. 3ернов долгие годы руководил Московской кафедрой анатомии; успешно изучал органы чувств, изменчивость борозд, извилин головного мозга и критиковал теорию Чезаро Ломброзо о наследственных факторах преступной личности, о соответствии некоторых типов лица, мозга агрессивно-злобному поведению.

    В.А. Бец – представитель Киевской анатомической школы, открывший в извилинах мозга большие пирамидные клетки, названные по его фамилии. В Харькове профессор А.К. Белоусов изучал иннервацию сосудов, предложил новый метод инъекции анатомических препаратов.

    Становление анатомии как науки и учебного предмета в X VIII и XIX веках происходило вначале благодаря приглашенным Петром I иностранным специалистам, которые подготовили очень скоро учеников и последователей в Петербурге и Москве. Обе школы стали ведущими, в провинциальные университеты они направляли своих выпускников, которые основывали кафедры, ставили анатомическую науку, обучали врачей.

    Развитие врачевания на востоке России испытывало влияние тибетской и китайской медицины, народной медицины народностей Севера и Дальнего Востока. В Бурятии с середины Х YIII столетия появляются медицинские школы (мамба-дацаны) при Буддийских монастырях. Они используют для обучения медицинскую литературу, способы диагностики и лечения, инструменты из Монголии, Тибета, Индии и Китая. Так Ацагатскую школу основал эмги-лама Ирелтуев – искусный лекарь и педагог. Полный курс обучения занимал в ней 6 лет, и строение человека всегда рассматривалось под ведущим влиянием функции. В середине Х I Х века в Агинском дацане (монастыре) учились тибетской медицине братья Бадмаевы Цультим и Жамсадин, позже принявшие православие под именами Александра и Петра (крестники императора Александра III ). Они получили университетское медицинское образование в Санкт-Петербурге. Оба имели большую практику в столице в аристократических и дворянских кругах, участвовали в политических и дворцовых интригах.

    Определенный вклад в развитие восточной медицины в России внесли и другие ученые и практики. Так известный Алтайский географ и этнолог Г.Н. Потанин опубликовал статью о Бурятских названиях лекарственных растений, применяемых в тибетской и народной медицине. Калмык Дамбо Ульянов – главный лекарь и лама Донского казачьего войска - перевел с тибетского на русский медицинские трактаты «Чжуд-ши», «Лхантаб» и др.

    В Сибири первый университет был открыт в городе Томске в 1870 году. Медицинский факультет в нем заработал с 1876 года под руководством известных профессоров Казанской школы А.С. Догеля и А.Е. Смирнова. Все последующие Сибирские и Дальневосточные медицинские институты и факультеты открылись в годы Советской власти. Алтайский медицинский институт появился в Барнауле в 1954 году в связи с массовым освоением целинных и залежных земель. Его профессиональное становление проходило под влиянием и непосредственном участии ученых и преподавателей столичных и Томского медицинских вузов, но в определенном смысле он стал правопреемником Барнаульской лекарской школы Х YIII столетия, открытой по велению Петра I .



    Последние материалы раздела:

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...