История русских царей. Андрей Боголюбский — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

И половецкой княжны, дочери хана Аепы Осекевича. Великий Князь Владимірский в 1169-1175 гг., до того княжил в Вышгороде, участвовал в боевых походах отца и храбро принимал участие в боях, рискуя жизнью.

«Когда умер его дед, Андрею было около пятнадцати лет, и он, несмотря на то что жил большей частью в Ростово-Суздальских краях, вполне мог слышать наставления Мономаха или читать их. Отношение к власти как к личной религиозной обязанности утверждалось трудно, взламывая многовековую привычку князей глядеть на Русскую землю как на совместное владение всего княжеского рода Рюриковичей.

При таком порядке старший в роде одновременно являлся Великим Князем и сидел на старшем – Киевском – столе. Остальные владели княжествами менее значительными в зависимости от степени своего старшинства. Внутри княжеского рода при этом не было места государственным отношениям – они принимали чисто семейный характер. Князь никак не был связан со своими временными подданными. Он знал: умрет Киевский Великий князь – его достоинство вместе с престолом перейдет к следующему за ним по старшинству члену рода, и это вызовет перемещение остальных князей в те уделы, которые теперь соответствуют степени их старшинства. Новое положение будет сохраняться до тех пор, пока жив новый глава рода. Затем – новая передвижка. Такой порядок был неудобен и сложен из-за вечных споров по поводу старшинства и попыток не в очередь занять тот или иной стол...

Св. Андрей Боголюбский видел настоятельную необходимость сломать, упразднить этот родовой строй с тем, чтобы расчистить место единому Русскому государству. Смолоду известный набожностью, умом и боевой удалью, он на собственном опыте убедился в гибельности родственных княжеских споров и несогласий. Не желая участвовать в междоусобице родичей, в 1155 г. князь Андрей ушел на север, где ростовцы и суздальцы признали его своим князем. Там он основал новое великое княжение Владимірское, которому Промысл Божий предназначил стать почти на два столетия сердцем Русского государства.

На великокняжеском столе св. Андрей вел себя не как старший родич, но как полновластный государь, дающий ответ в своих попечениях о стране и народе единому Богу. Его княжение было ознаменовано многочисленными чудесами, память о которых доселе сохраняется Церковью в празднестве Всемилостивому Спасу (1 августа), благословившему князя на его державное служение. Тогда же был установлен и праздник в честь , ставший любимым церковным праздником русского народа.

Чувствуя, что Россия гибнет от разделения власти, св. Андрей в своих стараниях ввести единодержавие особо рассчитывал на покров и заступление Пресвятой Богородицы. Уходя в северные земли, он взял с собой [из Вышгородского женского монастыря] чудотворную икону, писанную, по преданию, святым евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовал в дни своей юности Сам Спаситель со Своей Матерью и св. Иосифом Обручником; увидев эту икону, Пресвятая Богородица сказала: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя да будет с сей иконой!». [Эту икону назовут вскоре по месту ее пребывания и она станет главной святыней на Руси. – Ред .].

Дважды утром икону находили сошедшей со своего места в Вышгородском соборе и стоящей на воздухе, как бы приглашая князя в путь, благословение на который он испрашивал у Пречистой в своих усердных молитвах.

Когда св. Андрей миновал Владимір, бывший в то время незначительным ремесленным городком, то кони, везшие икону, остановились и не могли сдвинуться с места. [В житиях указывается, что по дороге Князю явилась Божия Матерь. На месте Ее чудесного явления, по Ее повелению, Князь Андрей основал обитель с селением, названным Боголюбово. По просьбе Князя была написана икона Владычицы в том, виде, как Она ему явилась (1157), названная Боголюбской. – Ред .] Князь назвал это место Боголюбовом, потому что в происшедшем усмотрел знамение Божие, а Владимір сделал столицей княжества.

Многочисленные чудеса, явленные впоследствии Пресвятой Богородицей, побудили князя установить церковное празднование Покрова Божией Матери, явленного над Россией во всем течении ее истории. Праздник этот чтится в России не менее двунадесятых. Показательно, что только Русская Церковь столь торжественно отмечает его, несмотря на то, что событие, вспоминаемое в этот день (видение покрова над собором молящихся), произошло в Византии.

Столь ревностное стремление к объединению народа не могло остаться без противления со стороны антиправославных сил. Знаменательна, с этой точки зрения, мученическая кончина князя в 1174 г. Летопись недвусмысленно подчеркивает религиозный характер кончины св. Андрея. Главное лицо среди “начальников убийства” – ключник Анбал Ясин – иудей [при участии еще одного: Ефрема Моизича. – Ред.]. Совет злоумышленников летописец уподобляет совещанию "Иуды с жидами" перед предательством Спасителя.

Летопись приводит и непосредственную причину преступления – это активная просветительская деятельность князя среди иноверных купцов, в результате которой увеличилось число иудеев, принимавших Православие. Оплакивая своего господина, верный слуга Кузьма говорит: «Бывало, придет гость какой из Царьграда... или латынин... даже поганин какой если придет, князь сейчас скажет: поведите его в церковь, в ризницу, пусть видят истинное христианство и крестятся; так и случалось: болгары и жиды и всякая погань, видя славу Божию и украшение церковное, крестились и теперь горько плачут по тебе...» Согласно воззрениям Талмуда, гой, "совративший" еврея в христианство, заслуживает безусловной смерти.

Узнав об убийстве князя, владимірцы взбунтовались, и лишь крестные ходы по улицам города с чудотворной иконой Богоматери Владимірской предотвратили дальнейшие кровопролития. Церковь, свидетельствуя богоугодность трудов великого князя, прославила его святым. В памяти потомков он остался русским властителем, почувствовавшим себя не владельцем земли, а Божьим слугой, попытавшимся воплотить в жизнь идеал христианской государственности».

Митрополит Иоанн (Снычев)
http://www.hrono.info/biograf/bogolyub.html

Как был убит Великий князь. Однажды Андрей казнил одного из ближайших родственников своей жены, Кучковича. Тогда брат казненного Яким Кучкович вместе с зятем своим Петром и некоторыми другими княжескими слугами решил избавиться от своего господина. К заговору вскоре пристали домашние слуги князя – некий яс (осетин) по имени Анбал и еще жид по имени Ефрем Моизич.

В ночь с 29 на 30 июня 1174 г. они для храбрости напились вина и, пьяные, пошли к княжеской спальне и выломали двери. Андрей вскочил, хотел схватить меч, который был всегда при нем (тот меч принадлежал прежде св. Борису), но меча не было. Ключник Анбал украл его днем из спальни. В то время, когда Андрей искал меч, двое убийц вскочили в спальню и бросились на него, но Андрей был силен и уже успел одного повалить, как вбежали остальные и бросились на Андрея; тот долго отбивался, несмотря на то, что со всех сторон секли его мечами, саблями, кололи копьями. «Нечестивцы, – кричал он им. – Зачем хотите сделать то же, что Горясер [убийца ]? Какое я вам зло сделал? Если прольете кровь мою на земле, то Бог отметит вам за мой хлеб». Наконец Андрей упал под ударами; убийцы, думая, что дело кончено, взяли своего раненого и пошли вон из спальни, дрожа всем телом, но, как скоро они вышли, Андрей поднялся на ноги и пошел под сени, громко стеная; убийцы услыхали стоны и возвратились назад, нашли князя по кровавому следу и прикончили его.

4 июля состоялось погребение Князя в построенном им Успенском соборе во Владиміре. Открытие св. мощей Князя Андрея произошло в 1702 году.

Чтобы охарактеризовать личные качества этого выдающегося государственного деятеля, лучше всего процитировать : «Одарённый огромными способностями, он в то же время отличался превосходными нравственными качествами. Его память не запятнана никакими пороками, никакими низкими поступками, никакими даже случайными преступлениями. Его благочестие, его искренняя вера, молитвы и посты, его широкая благотворительность – несомненны. При редкой храбрости и военных талантах, он приобрёл много военной славы, но не дорожил ею и не любил войны. Точно так же, при огромных трудах на пользу своей земли, он совершенно не дорожил популярностью. Всей своей жизнью он представляет человека идеи, который только ею дорожил, был готов для неё всё сделать, всем пожертвовать и всем рискнуть».

В чём же заключалась идея, овладевшая сыном Юрия Долгорукого и внуком Владиміра Мономаха?.. Она родилась в его сознании как результат напряжённых размышлений, материал для которых предоставляла ему его широкая образованность. Как отмечают летописцы, он был человеком "книжным", учёным. Это был мыслитель, и мыслитель незаурядный, сумевший опередить своё время и заглянуть в будущее Русской земли, понять ее историческое предназначение, угадать Божий о ней Замысел. Родившаяся и окрепшая в нем идея была идеей Руси как православного царства.

Какую роль сыграло здесь то обстоятельство, что его прапрадед был император Константин Мономах, сказать трудно, но идея эта, безусловно, византийская. Можно сказать и больше: в ней заключался зародыш будущей идеи . Андрей Боголюбский предвосхитил её за целых триста лет до того, как она прозвучала в послании инока Спасо-Елеазаровского монастыря московскому . Андрей будто предвидел, что , и положил делом своей жизни готовить ему замену.

Он начал с установления единовластия в своей суздальской земле. Вскоре она стала являть собой разительный контраст по отношению к остальной Руси: всюду происходили раздоры и усобицы, а здесь царили порядок и спокойствие. Однако Боголюбский не собирался ограничивать поле своей деятельности собственным уделом и ждал только удобного момента, чтобы распространить её на всю Русь... «С Андрея, – пишет Соловьев, – впервые высказывается возможность перехода от родовых отношений к государственным».

Другой поступок Андрея Боголюбского можно назвать классическим для правителей, приучающих подданных к своему самовластию. Он сделал то же самое, что делали три других великих теоретика и практика этой формы правления – Эхнатон, и [а также ], – перенёс столицу в новое место (во Владимір), как бы начиная историю России с нуля...

Владимір не прижился в новой роли, как и вся программа Андрея Боголюбского создания русского царства. Она была выдвинута преждевременно... Князя, в конце концов, убили свои же. Русь вернулась к феодальной раздробленности, которую удалось преодолеть лишь к 1448 г. [научением от обратного: в итоге попущения более чем двухвекового ордынского ига по нашим грехам. – Ред. ], когда покончил с последним смутьяном Шемякой и стал де-факто первым русским царем, а наша .

Но подвиг Великого князя Андрея не пропал даром: если бы не было первой, неудачной, попытки создать Российскую православную империю, не было бы и второй, удачной. Учитывая огромное историческое значение этого подвига, а также праведность жизни Андрея Боголюбского, его горячую веру и мученическую кончину, наша Церковь причислила его к лику святых. Думается, совсем не случайно то обстоятельство, что его память отмечается в тот самый день, когда был – 4 июля по юлианскому календарю. Сам Господь устроил так, что обоих великих страстотерпцев мы поминаем в храмах одновременно.

Обсуждение: есть 1 комментарий

    Был я в граде Володимире. Очень понравился мне город Владимир, даже просто пребывание там вызывает радость на душе. Спрашивал я у местной жительницы, был ли Владимир столицей Руси, она ответила: "Да".
    Спросил: "А будет?". Она ответила: "Не надо, не хотим".
    Я думаю, что в будущем столица Руси будет уже не в Москве (и не в Санкт-Петербурге). Какой бы не было это сложной и тяжёлой для некоторых мыслью, но уже надо подумывать и готовиться к тому, что столица Руси будет в другом городе. Может быть придётся нескольким городам разделить столичные функции. Историю Руси придётся опять начинать с нуля.

Андрей Боголюбский (не ранее 1100 - 1174 гг.), великий князь владимирский (с 1157. г.).

Отец Андрея, суздальский князь Юрий Долгорукий, стремился утвердиться в Киеве и вёл нескончаемые распри со своими противниками. Андрей был вынужден до поры до времени подчиняться отцовской воле. В периоды кратковременных княжений Юрия в Киеве он правил в соседних уделах - Вышгороде, Турове, Пинске (1149-1151 гг., 1155 г.). Но ему было не по нраву княжение в неспокойных южных землях, где его судьба зависела бы от настроения дружины и вечевых решений горожан.

Властолюбивый и своенравный по характеру, Андрей лелеял замысел придать главенствующее положение среди русских княжеств Ростово-Суздальской земле, сделать её средоточием государственной жизни на Руси. Это и подтолкнуло его в 1155 г. бежать на Суздальскую землю против воли отца. В Ростове и Суздале тогда княжили младшие братья Андрея. Вот почему путь его лежал в небольшой Владимир на Клязьме, который он задумал сделать центром всего княжества. Такое пренебрежение старейшими городами земли могло вызвать недовольство ростовчан и суздальцев. Андрею требовалась поддержка Церкви. По пути во Владимир он похитил из Вышгородского монастыря чудотворную икону Богородицы, по преданию написанную евангелистом Лукой и вывезенную из Константинополя. Перенесение этой почитаемой на Руси святыни во Владимир придало бы городу значение благословенного места.

По легенде, невдалеке от Владимира Андрею во сне явилась Божия Матерь и велела возвести в селе, где он ночевал, церковь во имя Рождества Богородицы, а вокруг неё монастырь. Заложенная князем в Боголюбове резиденция стала любимым местом пребывания Андрея, которого с тех пор прозвали Боголюбским. В 1157 г., после смерти Юрия Долгорукого, ростовчане и суздальцы единодушно провозгласили Андрея князем. Но столицей княжества он избрал не Суздаль, а Владимир, где с размахом развернул каменное строительство.

При Андрее были сооружены Золотые врата, церковь Покрова на Нерли, Успенский собор - знаменитые на весь мир шедевры древнерусского зодчества, - множество монастырей, храмов, укреплений.

Боголюбский лишил владений и изгнал четырёх своих братьев, двух племянников, недовольных его самовластием бояр. Эти меры укрепляли княжеские позиции, но в то же время увеличивали число врагов.

Однако политические интересы Андрея простирались гораздо дальше пределов Северо-Восточной Руси. Поводом к одному из раздоров послужило то, что киевский князь Мстислав Изяславич - давний противник Андрея - по своей воле послал княжить в Новгород сына Романа.

В 1169 г. объединённая рать 11 князей, снаряжённая Боголюбским, двинулась на Киев.

Разорённый и разграбленный город навсегда утратил своё былое значение центра Руси, а главенство в русских землях окончательно перешло к Владимиру. Деспотичный характер Боголюбского, его жёсткое, а подчас и жестокое обращение с приближёнными, ссоры с церковными иерархами привели к тому, что против него составился заговор, в котором участвовали его наиболее близкие бояре и слуги.


Андрей Юрьевич Боголюбский (ум. 29 июня 1174) - князь Вышгородский в 1149, 1155. Князь Дорогобужский в 1150-1151, Рязанский (1153). Великий князь Владимирский в 1157-1174. Сын Юрия Владимировича Долгорукого и половецкой княжны, дочери хана Аепы Осеневича, внук Владимира Мономаха, брат Всеволода Большое Гнездо.

В.Васнецов. Князь Андрей Боголюбский.

Единственные сведения о дате рождения Боголюбского (ок. 1111 года) содержатся в написанной через 600 лет «Истории» Василия Татищева. Годы его молодости в источниках почти не освещаются. В 1146 году Андрей вместе со старшим братом Ростиславом выгнал из Рязани союзника Изяслава Мстиславича - Ростислава Ярославича, тот бежал к половцам.

Андрей был женат дважды. В 1148 г. женился на Улите Степановне, дочери боярина Степана Ивановича Кучки. Про смерть княгини Улиты летописи хранят молчание. Имел сыновей- Изяслав, участник похода против волжских болгар, умер в 1165 году, Мстислав, умер 28.03.1173, Юрий, князь Новгородский в 1173-1175 гг., в 1185-1189 годах муж грузинской царицы Тамары, умер ок. 1190 года, Ростислава, замужем за Святославом Вщижским, св. Глеб Владимирский (сер. 60-х гг. XII в.- после 1190), ум. в молодости. Вторая жена Боголюбского - половчанка или уроженка Кавказа. В "Сказании об убиении Андрея Боголюбского" сообщалось, что она была "родом из Яз", то есть осетинка. Некоторые источники утверждают, что второй женой Андрея была булгарская царевна.

В 1149 году, после занятия Юрием Долгоруким Киева Андрей получил от отца Вышгород, участвовал в походе против Изяслава Мстиславича на Волынь и проявил удивительную доблесть при штурме Луцка, в котором был осаждён брат Изяслава Владимир. После этого Андрей временно владел Дорогобужем на Волыни. В 1153 годуАндрей был посажен отцом на рязанское княжение, но вернувшийся из степей с половцами Ростислав Ярославич выгнал его.

После смерти Изяслава Мстиславича и Вячеслава Владимировича (1154) и окончательного утверждения Юрия Долгорукого в Киеве Андрей снова был посажен отцом в Вышгороде, но уже в 1155 году вопреки воле отца уехал во Владимир-на-Клязьме. Из Вышгородского женского монастыря он увёз с собой чудотворную икону Богородицы, которая впоследствии получила название Владимирской и стала почитаться как величайшая русская святыня.


Вот как это описано у Н. И. Костомарова: "Была в Вышгороде в женском монастыре икона Св. Богородицы, привезённая из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от стены и становилась посреди церкви, показывая как будто вид, что желает уйти в другое место. Взять её явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Андрей задумал похитить её, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землёю почиет особое благословение Божие. Подговоривши священника женского монастыря Николая и диякона Нестора, Андрей ночью унёс чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и соумышленниками тотчас после того убежал в суздальскую землю".


Миниатюры Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 2-я пол. XVI в.

Предание говорить, что, не доезжая одиннадцати верст до Владимира, конь, на котором везли икону, остановился. И так продолжалось дотемна, покуда князь не приказал раскинуть шатер для ночлега. И ночью усердно молился перед чудотворной иконой, и так сильна и горяча была его молитва, что Божья Матерь сама явилась ему. На этом месте Андрей поставил город Боголюбов, свое любимое местопребывание, и повелел написать явленный ему образ Богоматери. Икона Боголюбской Богоматери стала местной святыней. А привезенную икону поместили во вновь построенный Успенский собор во Владимире.


Храм Рождества Богородицы и остатки палат в Боголюбове (12 в. и 1751).

После смерти отца (1157) стал князем Владимирским, Ростовским и Суздальским. Став «самовластцем всей Суздальской земли», Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир. В 1158-1164 годах Андреем Боголюбским была построена земляная крепость с башнями из белого камня. До наших дней из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые Ворота, которые были окованы золочёной медью.


Золотые ворота во Владимире.

Был построен великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри. При князе Андрее была построена знаменитая Церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбова. Вероятно, под непосредственным руководством Андрея в 1156 году была построена крепость в Москве (согласно летописи, эту крепость строил Долгорукий, но он это время находился в Киеве).


Церковь Покрова на Нерли.

По известию Лаврентьевской летописи, Юрий Долгорукий взял крестное целование с главных городов Ростово-Суздальского княжества на том, что княжить в нём должны его младшие сыновья, по всей вероятности, рассчитывая на утверждение старших на юге. В Ростовской земле было два старших вечевых города - Ростов и Суздаль. В своём княжестве Андрей Боголюбский пытался уйти от практики вечевых сходок. Желая править единолично, Андрей прогнал из Ростовской земли вслед за своими братьями и племянниками и «передних мужей» отца своего, то есть больших отцовых бояр.


Сретения иконы Владимирской Богородицы во Владимире 4 октября 1160 года.

Андрей мечтал превратить Владимир во вторую столицу Руси, мощнее Киева, и даже попытался учредить независимую от Киева церковную митрополию, однако получил решительный отказ от Константинопольского Патриарха. При князе Андрее были установлены в Русской (Северо-восточной) Церкви праздники Всемилостивому Спасу (16 августа) и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по Юлианскому календарю). В 1164 совершил успешный поход против болгар в низовья Волги.


Благодарственное моление перед Владимирской иконой Божией Матери после победы над волжскими булгарами. Миниатюра Радзивиловской летописи. Кон. XV в.

В 1169 совершил поход на Киев и посадил там княжить младшего брата Глеба. Деятельность Андрея по отношению к Руси оценивается большинством историков как попытка «произвести переворот в политическом строе Русской земли». Андрей Боголюбский впервые за историю Руси изменил представления о старшинстве в роду Рюриковичей. "До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Князь, признанный старшим среди родичей, обыкновенно садился в Киеве; князь, сидевший в Киеве, обыкновенно признавался старшим среди родичей: таков был порядок, считавшийся правильным. Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда"- В. О. Ключевский.

Историк В. О. Ключевский характеризует Андрея следующими словами: «Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом».


Богоматерь Боголюбская. Свято-Боголюбский монастырь.

В 1170 г. Боголюбский послал войско под начальством сына Мстислава наказать новгородцев. Поход был неудачен. Новгород был осажден, но успел отстояться, и войско, после больших потерь, вернулось обратно. Все-таки новгородцам пришлось подчиниться и принимать князей по его указанию, т. к. он прекратил доступ хлеба с Волги в Новгородскую область.


Битва новгородцев и суздальцев в 1170 году, фрагмент иконы 1460 года.

Второй поход на болгар в 1172 г. был неудачен: передовой отряд, под начальством Мстислава, отправился в зимнее время, был встречен сильным болгарским войском, обратился в бегство и едва не был истреблен. Суровая зима заставила вернуться и главную рать. Последнее военное предприятие было также неудачно. После смерти Глеба в Киеве (в 1172 г.) Андрей потребовал у нового киевского князя Мстислава выдачи бояр, заподозренных им в умерщвлении Глеба. На этот раз в походе суздальцев приняло участие 20 князей, а войско, будто бы, доходило до 50.000 чел. Девятинедельная осада Вышгорода была безуспешна. Прибытие нового войска на помощь осажденному Вышгороду заставило войска Боголюбского отступить в беспорядке, тем более, что князья очень неохотно приняли участие в этом походе.

Будучи сторонником усиления центр. власти, вызывал недовольство некоторых крупных бояр, усиленное старой обидой рода боярина Кучки (несмотря на женитьбу Боголюбского на дочери Кучки). Он велел казнить одного из братьев своей первой жены, Кучковича. В 1174 (75?) г. заговор против князя составили брат казненного боярина Степана Кучки и другие родственники, дворцовый ключник осетин Анбал, слуга Ефрем Мозевич.


Нападение на Андрея Юрьевича Боголюбского заговорщиков Кучковичей.
Кон. XV в.

Легенда гласит, что заговорщики (бояре Кучковичи) сначала спустились в винные погреба, там употребили спиртного, потом подошли к спальне князя. Один из них постучал. «Кто там?» - спросил Андрей. «Прокопий!» - отвечал стучавший (назвав имя одного из любимых князевых слуг). «Нет, это не Прокопий!» - сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Анбалом.

Выломав дверь, заговорщики бросились на князя. Сильный Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли - опять спустились в винные погреба. Князь очнулся и попытался скрыться. Его отыскали по кровавому следу. Увидев убийц, Андрей произнёс: «Если, Боже, в этом мне суждён конец - принимаю его я». Убийцы довершили своё дело.


Сергей Кириллов. Андрей Боголюбский. (Убиение).


Отсечение левой руки и убийство Андрея Юрьевича Боголюбского.
Миниатюра Радзивиловской летописи.

Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы. Два дня пролежало тело на паперти; на третий пришел Арсений, игумен от Кузьмы и Дамиана, внес тело в церковь, положил в каменный гроб и отпел над ним панихиду. По легенде, хоронить князя остался лишь его придворный, киевлянин Кузьмище Киянин.


Отпевание и погребение убитого Андрея Юрьевича Боголюбского.
Миниатюра Радзивиловской летописи.

Есть предание, будто Всеволод Большое Гнездо велел зашить убийц Андрея в короба и бросить их в Пловучее озеро (в 3-х верстах от Владимира, Татищев называет его поганым), и будто до сих пор эти короба, обросшие мхом, показываются на поверхности озера и слышатся стоны. Есть известие, что в убийстве участвовала и вторая жена Боголюбского, родом из Яз (Осетинка).

Вскоре после убийства Андрея в княжестве развернулась борьба за его наследство, причём его сыновья в качестве претендентов на княжение не выступали, подчинившись лествичному праву. В Ипатьевской летописи, испытавшей значительное влияние т.н. Владимирского полихрона XIV века, Андрей в связи со смертью назван «великим князем».

Князь был канонизирован Русской Православной церковью около 1702 года в лике благоверного. Память 4 (17 июля). Мощи Андрея Боголюбского находятся в Андреевском приделе Успенского собора во Владимире.


Рака с мощами Андрея Боголюбского.

В Лувре хранятся наплечники Андрея Боголюбского.


Наплечник «Воскресение Христово».


Наплечник «Распятие Христово».

Андрей Боголюбский что сделал для Руси и что построил великий князь Вы узнаете из этой статьи.

Какой был Андрей Боголюбский?

Боголюбский Андрей Юрьевич (1111 - 29 июня 1174) – это Владимиро-Суздальский князь и с 1157 года великий Киевский князь. Он был старшим сыном князя Юрия Долгорукого и Аепы, дочери половецкого хана. Был дважды женат. Первой женой Боголюбского была дочь Кучки Стефана Ивановича, первого владельца Москвы. Второй женою князя была пленница из Волжско-Камской Булгарии, которую привезли из военного похода в 1164 году.

В 1149 году от своего отца он получил в имение город Вышгород. А спустя год его перевели в западнорусские земли, где Боголюбскому достались во владения города Пинск, Туров и Пересопница.

В 1151 году Андрей Юрьевич получил согласие отца на возвращение в родные Суздальские земли. Через 4 года его обратно переводят Вышгород. Но он, несмотря на возражения отца, сбегает во Владимир-Залесский, прихватив с собой написанную евангелистом Лукой икону Богородицы.

Когда умер Юрий Долгорукий в 1157 году, Андрей Боголюбский унаследовал великокняжеский Киевский престол. Таким образом, отвечая на вопрос, Андрей Боголюбский был князем какого города , стоит сказать, что он был князем нескольких городов – Киева, Ростова, Суздаля и Владимира. Но, несмотря на обычай, в Киев князь не поехал жить.

В 1162 году князь, опираясь на своих слуг, из ростово-суздальской земли изгнал всех своих родственников и отцовскую дружину. Одновременно с этим Андрей Боголюбский перенес столицу северо восточной Руси, из Суздаля во Владимир , устроив свою резиденцию в построенном им городе — Боголюбово-на-Нерли. Благодаря этому он и получил свое прозвище.

Также Андрей Боголюбский был первым, кто совершил в 1160 году первую попытку в истории Киевской Руси разделить церковь на 2 митрополии. Но сделать это ему не удалось.

Андрей Боголюбский что построил?

В период правления князя также развернулось масштабное строительство во Владимире и его пригородах. Андрей Боголюбский построил Золотые ворота по подобию Киевских Золотых ворот, замок-город Боголюбово. Он не забывал и о духовной составляющей жизни. Благодаря ему были воздвигнуты Успенский собор, Покрова-на-Нерли, храм Рождества Богородицы в Боголюбове . Храмы построенные Андреем Боголюбским были олицетворением высокого культурного развития государства, красоту которых передать словами было нельзя.

Кроме того, Андрей Боголюбский много сделал для того, чтобы избавиться от влияния Византии на Руси. Князь постоянно приглашал западноевропейских зодчих для строительства храмов и других сооружений. Он ввел на Руси новые праздники, которые не праздновались в Византии – праздники Покрова пресвятой Богородицы и Спаса.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какую политику вел Андрей Боголюбский и что он сделал для Киевской Руси.

Святой Благоверный князь Андрей Боголюбский (предположительно 1111 - 1174 гг.) – князь Вышгородский, Дорогобужский, великий князь Владимирский; сын Юрия Долгорукого , внук Владимира Мономаха .

Князь Андрей Боголюбский (прозвище «Боголюбский» получил как основатель города Боголюбый на реке Нерли) является одним из самых видных политических деятелей Древней Руси. Во времена княжения Андрея Боголюбского политический и экономический центр Руси переместился из Киева и Киевского княжества в город Владимир, который позднее официально стал новой столицей. Благодаря деятельности князя Андрея город Владимир и Владимирское княжество начали активно развиваться экономически и достигли небывалого до этого могущества.

В 18 веке Андрей Боголюбский был канонизирован Русской Православной церковью в лике благоверного, мощи князя несколько раз переносились и сегодня хранятся в Успенском соборе во Владимире.

Андрей Боголюбский. Краткая биография.

Точная дата рождения князя неизвестна. Первые упоминания о нем в русских летописях относятся к периоду вражды между Юрием Долгоруким (отцом Андрея) и Изяславом Мстиславовичем. Предположительно, Андрей Боголюбский родился в 1111 году, хотя встречаются и другие даты, например – 1113 год. О ранних годах Андрея Боголюбского известно немного – он получил хорошее воспитание и образование, много внимания уделялось при этом духовности и христианству. Более детальные сведения о жизни князя Андрея появляются уже после его совершеннолетия, когда он начинает княжить в разных городах по приказу своего отца.

В 1149 году Андрей Боголюбский отправляется княжить в Вышгород по настоянию отца, однако всего спустя год его переводят на Запад, в города Пинск, Туров и Пересопницу, где Андрей княжит еще год. В 1151 году Юрий Долгорукий снова возвращает сына в суздальские земли, где тот находится вплоть до 1155 года, а затем отправляется в Вышгород. Несмотря на то, что Юрий Долгорукий желает видеть сына князем в Вышгороде, Андрей спустя некоторое время возвращается обратно во Владимир и, согласно легендам, привозит с собой икону Богородицы, позднее получившую название Владимирской Богоматери. После возвращения, Андрей Боголюбский так и остается править в городе Владимире, на тот момент довольно небольшой и уступающем в экономическом развитии другим городам княжества.

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году Андрей Боголюбский наследует от отца титул Великого князя, однако переезжать на княжение в Киев отказывается и остается во Владимире. Считается, что именно этот поступок Андрея Боголюбского стал первым шагом на пути к децентрализации власти. В этом же году Андрея избирают князем Владимирским, Суздальским и Ростовским.

Отказ Владимира княжить в Киеве многими историками воспринимается, как перенос столицы во Владимир, хотя официально это произошло позже. Правомерность подобного утверждения сегодня оспаривается, однако общепринято считать, что смещение центра власти с Киева во Владимир все же произошло, пусть и неофициально, именно благодаря деятельности Андрея Боголюбского.

В 1162 году Андрей Боголюбский, опираясь на помощь своих дружинников, изгоняет из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников, а также дружинников покойного отца и становится единоличным правителем в этих землях.

За период своего правления Андрей Боголюбский значительно расширил власть Владимира, подчинив себе многие окрестные земли и завоевав огромное политическое влияние на северо-востоке Руси. В 1169 году князь Андрей и его войско совершает удачный поход на Киев, в результате которого город остается практически полностью разоренным.

Князь Андрей Боголюбский умер в 1174 году в ночь с 29 на 30 июня в городе Боголюбове (который он же и основал). Князь был убит в результате заговора бояр, недовольных его политикой и растущей властью.

Канонизирован в 1702 году.

Внешняя и внутренняя политика Андрея Боголюбского

Основная заслуга внутренней политики князя Андрея – рост благосостояния Ростово-Суздальского княжества. В первые годы правления на эти земли пребывало очень много людей из других княжеств, а также немало беженцев из Киева, которые стремились поселиться в более спокойных и безопасных городах. Приток народу дал существенный толчок к развитию экономики региона.

Ростово-Суздальское княжество, а позднее и город Владимир стремительно наращивали свое благосостояние, и вместе с этим политическое влияние, в результате чего к концу правления князя Андрея фактически стали новым политическим центром, отняв власть у Киева.

Кроме того, Андрей Боголюбский приложил немало усилий для того, чтобы отстроить город Владимир и превратить его в настоящую столицу: во времена его правления были построены Владимирская крепость, Успенский собор и многие другие сооружения, по сей день считающиеся культурными памятниками.

Андрей Боголюбский также уделял большое внимание развитию культуры и духовности на Руси, которые в тот период были неразрывно связаны друг с другом. Князь Андрей стремился к религиозной независимости Руси от Византии, несколько раз пытался получить самостоятельность от киевской митрополии. Он ввел несколько новых религиозных праздников, регулярно приглашал на Русь зодчих для постройки многочисленных храмов и соборов. Благодаря этому начала складываться собственная русская традиция в зодчестве.

Внешней политике Андрей Боголюбский также уделял немало внимания. Больше всего он был сосредоточен на защите русских земель от набегов кочевников, стремился к независимости Руси от других государств. Совершил ряд успешных походов на Волжскую Булгарию.

Итоги правления Андрея Боголюбского

Основной итог правления князя Андрея – появление совершенно нового политического и экономического центра в городе Владимире.

Кроме того, Андрей Боголюбский сделал немало для дальнейшего развития на Руси самодержавия (считается одним из предвестников формирования системы единоличной власти на Руси).



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...