История вмф ссср. Черноморский флот

Черноморский Флот в годы ВОВ (часть I)

"Кто в бою никогда не сдаётся?
Кто на битву идёт всех храбрей?
Это мы! Это мы - краснофлотцы,
Часовые советских морей!"

В. Лебедев-Кумач

Черноморский флот - ставная часть ВМФ СССР на Чёрном море, основан в 1783 после присоединения к России Крыма. 2 мая 1783 г. эскадра кораблей под командованием вице-адмирала Ф.А. Клокачева вошла в Ахтиарскую (Севастопольскую) бухту, положив тем самым начало созданию российского Черноморского флота.

Немало побед одержали моряки Черноморского флота, защищая интересы нашей страны. Выдающиеся подвиги были ими совершены в боях и сражениях у Фидониси и в Керченском проливе, у Тендры и Калиакрии, у Корфу и при Синопе. Пример мужества и самоотверженности русских моряков - их участие в многомесячной обороне Севастополя 1854-1855 гг. На Черном море выдвинулась плеяда талантливых флотоводцев и военачальников - Ф.Ф. Ушаков, М.П. Лазарев, П.С. Нахимов, С.О. Макаров, Г.И. Бутаков и многие другие.

Черное море - закрытый морской театр. Он характеризуется относительно небольшими размерами (расстояние между северным и южным берегом - 350 миль, между западным и восточным- 610 миль). Проход через проливы определялся конвенцией, заключенной в Монтре (1936 г.). К побережью Черного моря непосредственно примыкают важные в промышленном и экономическом отношении районы Советского Союза. К важнейшим особенностям Черного моря следует отнести его ограниченные размеры, облегчавшие оперативное развертывание сил флота и организацию их взаимодействия, центральное положение Крымского полуострова, позволявшее использование его военных баз и аэродромов, большие глубины (за исключением северо-западного района), слабую изрезанность побережья, незначительные расстояния между портами западного побережья, благоприятные метеорологические и навигационно-гидрографические условия, дававшие возможность использовать все рода сил флота в течение круглого года.

Ледовый покров образуется в зимнее время лишь в северо-западном районе Черного моря. Он имеет характер берегового припая и практически не влияет на действия боевых кораблей. Глубины Черного моря (порядка 1800-2400 м) ограничивали использование минного оружия того времени и позиционных средств противолодочной обороны, допуская его лишь в непосредственной близости к побережью и в северо-западной части моря, где глубины менее 100 м.

Гитлеровское командование придавало большое значение южному направлению. Оно планировало внезапным ударом прорвать Юго-Западный фронт, охватить с севера советские войска, уничтожить их основную группировку и захватить Киев, Донбасс, Ростов, лишив тем самым нашу страну важных в экономическом и стратегическом отношении районов. С помощью авиации противник рассчитывал уничтожить или вывести из строя основные силы Черноморского флота, а остальные корабли заблокировать в базах до захвата их с суши.

линкор “ Севастополь “

лидер эсминцев “ Ташкент “

эсминец “ Сообразительный “

Состав соединений подводных лодок Черноморского флота на 22 июня 1941 года

1-я бригада

2-я бригада

Отдельный учебный дивизион

1-й дивизион

2-й дивизион

3-й дивизион

4-й дивизион

6-й дивизион

7-й дивизион

8-й дивизион

Л-4
Л-5
Л-6

Д-4
Д-5
Д-6
С-31
С-32
С-33
С-34

Щ-204
Щ-205
Ш-206
Щ-207
Щ-208
Щ-209
Щ-210

Щ-211
Щ-212
Щ-213
Щ-214
Щ-215

А-1
А-2
А-3
А-4
А-5

М-31
М-32
М-33
М-34
М-58
М-59
М-60
М-62

М-35
М-36

Щ-201
Щ-202
Щ-203
М-51
М-52
М-54
М-55

подводная лодка типа “ Щ “

торпедный катер

К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Чёрном море был создан хорошо оснащенный по тому времени флот в составе 1 линейного корабля, 6 крейсеров , 16 лидеров и эсминцев, 47 подводных лодок , 2 бригад торпедных катеров , несколько дивизионов тральщиков, сторожевых и противолодочных катеров, ВВС флота (св. 600 самолётов) и сильной береговой обороны. В состав ЧФ входили Дунайская (до ноября 1941) и Азовская (с июля 1941) военные флотилии. Черноморский флот (командующий вице-адмирал Ф.С. Октябрьский, член Военного совета дивизионный комиссар Н.М. Кулаков, начальник штаба контр-адмирал И.Д. Елисеев) к началу Великой Отечественной войны располагал более чем 300 кораблями и катерами различных классов.

Филипп Сергеевич Октябрьский

Важнейшими задачами Черноморского флота на случай войны были: воспрепятствование активными минными постановками и действиями подводных лодок проходу флота противника в Черное море, воспрещение действиями на морских коммуникациях перевозок через Черное море войск и военных грузов в порты враждебных держав, недопущение высадок морских десантов противника на советское побережье, содействие приморскому флангу войск Советской Армии в их наступательных операциях, защита своих морских коммуникаций.

К началу войны Черноморский флот располагал развитой системой базирования (главная база Севастополь, военно-морские базы Одесса, Николаев, Новороссийск, Батуми).

Одним из недостатков системы базирования Черноморского флота, которые в полной мере сказались в первые же месяцы войны, являлось отсутствие подготовленных опорных пунктов на Кавказском побережье. В значительной степени это объяснялось слабой изрезанностью Кавказского побережья, хотя неблагоприятное развитие обстановки в начальный период войны заставило использовать имевшиеся и найти новые пункты базирования сил флота. К началу войны своего флота на Черном море гитлеровцы не имели и рассчитывали на использование румынского, располагавшего 4 эскадренными миноносцами, 3 миноносцами, подводной лодкой, 3 торпедными катерами, 3 канонерскими лодками, 2 минными заградителями, 12 переоборудованными тральщиками, 10 катерами-тральщиками и малыми вспомогательными судами, базировавшимися на Констанцу и Сулину.

Констанца

Кроме того, румынский флот имел 7 мониторов, 3 плавучие батареи и 13 сторожевых катеров на Дунае.

Военные действия на Черном море начались в 3 часа 15 минут 22 июня. Фашистская авиация произвела налеты на Севастополь и Измаил, подвергла артиллерийскому обстрелу населенные пункты и корабли на Дунае. Советский Черноморский флот был готов к отражению нападения врага: Севастополь затемнен, весь личный состав находился в частях и на кораблях. В результате противник не смог добиться внезапности, на которую возлагал большие надежды. Его самолеты сбросили несколько магнитных мин на входном фарватере и в Северной бухте. Именно из Севастополя в Москве впервые узнали о нападении фашистской Германии на Советский Союз, и моряки-черноморцы одними из первых начали боевые действия. В течение первого дня войны во всех базах были установлены дозоры надводных кораблей, в дальний дозор вышли подводные лодки, начались постановки минных заграждений, в районы между Констанцей и Сулиной, Констанцей и Бургасом были высланы подводные лодки для действий на вражеских коммуникациях.

ПЛ “ М-35 “

ПЛ “ Д-4 “

Удары по морским сообщениям противника должны были затруднить снабжение его горючим. Основным портом вывоза румынской нефти морским путем была Констанца - главная военно-морская база противника на Черном море. Флот должен был нарушать перевозки румынской нефти морским и речным путем в страны фашистского блока и пресечь морские перевозки по линии Констанца - Босфор. В ночь на 23 июня был произведен первый налет на военные объекты Констанцы. Советские самолеты внезапно появились в районе порта и сбросили бомбы на нефтебаки, вызвав взрывы и пожары. В течение дня было совершено еще три налета на Констанцу и два на Сулину. 24-25 июня авиация продолжала наносить бомбовые удары по объектам Констанцы. Констанца подвергалась не только бомбардировке с воздуха, но и артиллерийскому обстрелу с моря кораблями Черноморского флота.

бомбардировка Констанцы

В последних числах июля 1941 года войска левого крыла Южного фронта, ведя тяжелые оборонительные бои, отошли за Днестр. Приморская группа, затем армия, созданная из левофланговых дивизий 9-й армии в составе 25-й и 95-й стрелковых и 1-й кавалерийской дивизий, переправилась на восточный берег Днестра и заняла оборону от Тирасполя до Каролино-Бугаза. Наступление вражеских войск развивалось быстро. К 7 августа они овладели городами Котовск, Первомайск, Кировоград, Вознесенск, а их авангардные части достигли Кременчуга. Создалась прямая угроза разгрома всего левого фланга Южного фронта. Опасность нависла над Одессой, Николаевом, Очаковом и Херсоном. 8 августа 1941 года Одесса с окрестностями была объявлена на осадном положении.

В середине сентября 1941 г. немецко-румынские войска вышли к Перекопу, создав непосредственную угрозу вторжения в Крым . Для захвата Крымского полуострова в северной части Херсонской области сосредоточилась 11-я немецкая армия. 29 октября в Севастополе было объявлено осадное положение, 30 октября части гарнизона заняли укрепления на передовом оборонительном рубеже. В этот же день немцы начали наступление на Севастополь. Две пехотные дивизии нанесли удар по отрядам моряков, прикрывавших подходы к передовому оборонительному рубежу.

Так началась героическая оборона Севастополя. По характеру боевых действий ее можно разделить на три этапа: первый с 30 октября по 21 ноября - отражение первого (ноябрьского) наступления противника; второй - с 22 ноября по 31 декабря 1941 г. - отражение второго (декабрьского) наступления фашистских войск; третий - с 1 января по 4 июля 1942 г. - относительное затишье у Севастополя в связи с боевыми действиями на Керченском полуострове и отражение затем третьего наступления врага.

линкор “ Севастополь “ в Северной бухте Севастополя

Отступая с тяжелыми боями на Керченский полуостров, 51-я армия пыталась задержать противника сначала на Ак-Монайских позициях, а затем у Керчи на рубеже Турецкого вала. Действия частей поддерживались огнем кораблей Азовской флотилии. Не имея возможности задержать стремительное наступление немцев, 51-я армия по приказу Верховного Главнокомандования оставила Керченский полуостров. В ночь на 16 ноября под прикрытием Азовской флотилии она была переправлена на Таманский полуостров.

Наряду с непосредственной защитой Севастополя флот обеспечивал перевозку в Севастополь и Керчь войск, отошедших в Ялту, а также доставлял из Севастополя и Керчи на Кавказ все ценное оборудование, не нужное для обороны. Кроме того, корабли снабжали Севастопольский оборонительный район всем необходимым. Чтобы флот мог комплексно решать боевые задачи, было принято решение рассредоточить корабли и части в портах и базах Кавказского побережья.

Дневной прорыв 21 декабря 1941 г. в Севастополь отряда кораблей с бригадой морской пехоты на борту при ураганном артиллерийском обстреле и массированной бомбардировке с воздуха требовал большого мужества и высокого мастерства. Корабли прорвались в гавань и организованно высадили морских пехотинцев у Сухарной Балки. Они с ходу вступили в бой с врагом, который, взяв станцию Мекензиевы горы, подошел к Братскому кладбищу с Северной стороны Севастополя.

В составе Черноморского флота находился уникальный корабль — Зенитная Плавбатарея № 3. Стальной квадрат с пушками и зенитными пулеметами.
Придумал этот необычный корабль капитан 1 ранга Григорий Александрович Бутаков. За основу был взят стальной корпус недостроенного линкора, который моряки использовали как мишень для учебных пусков торпед и стрельбы.

Стальную коробку очистили от ржавчины, задраили пробоины, покрасили для маскировки в цвет моря. На палубе площадью 600 квадратных метров оборудовали наблюдательный пункт, поставили прожекторы и разместили батарею. На вооружении «железного острова „состояло три 76мм зенитных орудия, четыре 37 мм орудия, один счетверённый пулемёт и два зенитных пулемёта. В отсеках под палубой оборудовали кубрик, оружейную и автономную электростанцию. Экипаж состоял из 120 человек. „Железный остров“ буксиром был выведен на внешний рейд перед Севастополем на расстоянии 300 метров от берега.

3 августа 1941 года плавбатарея заступила на первое дежурство. Командовал батареей капитан-лейтенант Мошенский С. Я.

Наши моряки называли корабль „Каламбиной“ или по первым строчкам песенки, придуманной в батарее — „Не тронь меня“. Немцы называли батарею „квадратом смерти“, „Пронеси Господи“ или „чёрный квадрат“ .

За 9 месяцев боевых действий батареи только документально подтверждено более 20 сбитых самолетов. Командир батареи лишь раз за все это время покинул ее, для того что бы получить “ Орден Красной звезды». Конец июня 1942 года был самым тяжелым. К 26 числу в живых оставалось только половина экипажа, а стрелять могло меньше половины стволов. Но батарея держалась, моряки погибали прямо у орудий, ведя бой до последних секунд жизни .

27 июня погиб командир батареи. Бомба попала точно в командный пункт. К тому моменту снарядов уже не было, оставались лишь патроны для пулеметов. На следующий день батарею расформировали, а спустя еще две недели пал и Севастополь, который она так мужественно защищала.

Этот странный корабль, без двигателей и возможности маневра стал лидером среди всего флота по количеству сбитых самолетов. Ни одному судну не удалось даже близко приблизиться к этой цифре. Настоящий железный остров со стальным экипажем .

В 1942-1943 гг. Черноморский флот участвовал в битве за Кавказ. Подводные лодки из Батуми и Поти совершали 600-мильные переходы для действий на коммуникациях противника, надводные силы, авиация и морская пехота сражались за Новороссийск и в районе Туапсе. Героическими страницами в истории Черноморского флота стали десанты в районе Южной Озерейки и Станички (в районе Мысхако) в феврале 1943 г., оборона "Малой земли", Новороссийско-Таманская операция 1943, Керченско-Эльтигенская десантная операция 1943 г.

Азовская военная флотилия, находившаяся в составе Черноморского флота, своими действиями по поддержке сухопутных войск участвовала в освобождении портов Азовского моря.

монитор “ Железняков “

Корабли и части Черноморского флота участвовали в освобождении Крыма, Николаева, Одессы, Ясско-Кишинёвской операции 1944. Дунайская военная флотилия, входившая в состав Черноморского флота, прошла с боями от низовьев Дуная до Вены.

Оборона Одессы в течение более двух месяцев сдерживала крупные силы румынской армии, а оборона Севастополя свыше восьми месяцев сковывала значительную группировку немецко-фашистских войск в Крыму, не дав использовать ее в весеннем наступлении на юге в 1942 г. Силы Черноморского флота в очень большой степени способствовали успеху оборонительных действий Советской Армии на Северном Кавказе.

Героическая оборона Одессы

Одесса с 5 августа по 16 октября 1941 г. держала оборону 73 дня, в то время как у Гитлера ушло чуть более 30 дней на захват Бельгии, Голландии и Франции. А вот оккупация Одессы длилась с 16 октября 1941 г. по 10 апреля 1944 г. - 907 дней! За это время погибли 82 тыс. мирных жителей, еще 78 тысяч были угнаны на принудительные работы в Германию.

В основу плана обороны Одессы легла директива Ставки Верховного Командования главнокомандующему Юго-Западным направлением и командующему Южным фронтом, в копиях - командующим Юго-Западным фронтом и Черноморским флотом от 5 августа 1941 г. Директива требовала: "Одессу не сдавать и оборонять до последней возможности, привлекая к делу Черноморский флот". После упорных боев войска Приморской армии отошли на передовой оборонительный рубеж, находившийся в 20-25 км от города, и задержали здесь врага. Фланги этого рубежа, строительство которого было закончено лишь в ходе обороны, упирались в естественные преграды - Днестровский и Аджалыкский лиманы, прикрывавшиеся огнем корабельной артиллерии. Второй, или основной, оборонительный рубеж был создан в 15 км от города, третий создавался почти на линии городской черты. В городе строились укрепления, огневые точки, противотанковые препятствия на случай уличных боев. На строительство оборонительных рубежей на подступах к Одессе вышло более 100 тыс. человек.

В ходе развертывания сил флота для обороны Одессы был создан специальный отряд кораблей северо-западного района, который базировался на Одессу и находился в полном подчинении командира Одесской военно-морской базы. Отряд имел в своем составе крейсер "Коминтерн", дивизион канонерских лодок, два эскадренных миноносца, бригаду торпедных катеров, тральщики, катера-охотники и другие корабли.

Командиром отряда был назначен контрадмирал Д.Д. Вдовиченко, военкомом - батальонный комиссар Я.Г. Почупайло. Для усиления сухопутной обороны Одессы были сформированы части морской пехоты. К исходу дня 8 августа участок обороны занял 1 -й Черноморский полк морской пехоты, сформированный из личного состава частей Одесской военно-морской базы, в тот же день был сформирован 2-й Черноморский полк морской пехоты.

После неудачного наступления в Восточном секторе немецко-фашистское командование, подтянув свежие силы, начало атаки в районе стыка Южного и Западного секторов обороны, развернув к 18 августа наступление против Одессы по всему фронту. Складывалась чрезвычайно сложная обстановка. В Восточном секторе контратаками частей морской пехоты, одного пехотного полка и огнем корабельной артиллерии были отражены атаки двух дивизий немецко-румынских войск. В течение многих дней части морской пехоты при поддержке артиллерии сдерживали здесь натиск вражеских войск. Противник, не жалея сил и средств, пытался прорваться к морскому побережью в районе Григорьевка, Фонтан, чтобы вести оттуда огонь по порту и транспортам, обеспечивающим снабжение города, а также по кораблям, артиллерия которых оказывала поддержку сухопутным войскам. Об ожесточенности боев в Восточном секторе можно судить хотя бы по тому факту, что такие опорные пункты, как Щицли и Булдинка, неоднократно переходили из рук в руки. В результате решительных атак морской пехоты, поддержанных корабельной и береговой артиллерией, прорвавшиеся в районе Щицли вражеские части были окружены и полностью уничтожены.

Для пополнения соединений Одесского оборонительного района в Крыму было сформировано шесть отрядов моряков-добровольцев общей численностью около 4 тыс. человек. На боевых кораблях и быстроходных транспортах 22-29 августа они были доставлены в Одессу. По распоряжению Ставки ВГК 30 августа - 1 сентября в Одессу были перевезены с Кавказа десять маршевых батальонов (10 тыс. человек). 1 сентября из частей Восточного сектора и добровольцев была сформирована Одесская стрелковая (потом она называлась 421 стрелковая дивизия). 15 сентября Верховное Главнокомандование обратилось к защитникам Одессы с призывом продержаться 6-7 дней, в течение которых им будут доставлены подкрепление и вооружение. Воодушевленные обращением, защитники героического города отразили наступление на всем фронте обороны, начатое противником 15 сентября. 16-20 сентября из Новороссийска в Одессу была перевезена 157-я стрелковая дивизия (командир полковник Д. И. Томилов). Было решено силами 421-й Одесской и прибывшей 157-й стрелковых дивизий нанести контрудар. Военный совет Черноморского флота принял решение поддержать наступление наших войск в Восточном секторе, высадив десант в тыл противника в районе Григорьевки.

В ночь на 22 сентября внезапно высаженный в районе Григорьевки десант при поддержке корабельной артиллерии начал стремительное наступление. Успешно действовал в тылу противника и отряд парашютистов, который уничтожил командный пункт и нарушил связь, что в значительной степени дезорганизовало противника. Утром 22 сентября войска Одесского оборонительного района, находившиеся в Восточном секторе, перешли в наступление. Сломив сопротивление противника в районе Фонтана, они продолжали преследовать его части, отступавшие в северном и северо-западном направлениях. В результате согласованных ударов морского десанта, сухопутных войск, авиации и кораблей флота к исходу дня фланговая немецко-румынская группировка, состоявшая из двух пехотных дивизий, была разгромлена. Противник потерял убитыми, ранеными и пленными около 6 тыс. солдат и офицеров.

Продвижение немецких войск к Перекопскому перешейку и возросшая угроза Крыму не могли не сказаться на обороне Одессы. К концу сентября 1941 г. Одесса оставалась в глубоком вражеском тылу. Дальнейшая ее оборона в этих условиях становилась нецелесообразной. Ставка ВГК приняла решение эвакуировать Одесский оборонительный район и за счет его войск усилить оборону Крымского полуострова. Эвакуация началась 1 октября. Чтобы дезориентировать противника и скрытно провести эвакуацию войск, наши части на отдельных участках фронта предприняли ряд контрударов. Так, в районе Сухого Лимана, на его восточном берегу, был опрокинут и сброшен в лиман вражеский офицерский батальон. Было захвачено много пленных.

Эвакуация прошла скрытно, и только спустя некоторое время противник догадался об уходе войск из Одессы. К вечеру 16 октября его передовые части вошли в Одессу. Во второй половине дня противник бросил против кораблей и транспортов, находившихся на переходе морем, авиацию. Однако надежное прикрытие с воздуха обеспечило переход без потерь. Погиб только транспорт "Большевик" без личного состава. В воздушных боях советские истребители сбили 17 самолетов противника. Кроме того, три самолета были уничтожены зенитчиками. Эвакуация Одесского оборонительного района, проходившая с 1 по 16 октября, была успешно завершена. За это время было вывезено до 86 тыс. защитников Одессы с боевой техникой и вооружением и 15 тыс. человек гражданского населения. Только в ночь на 16 октября из Одессы было эвакуировано 35 тыс. советских воинов.

Защитники Одессы проявили патриотизм, мужество и воинское мастерство. Многие читали рассказ Леонида Соболева «Батальон четверых». Его сначала восприняли как легенду; даже видавшие виды черноморские моряки сомневались в его достоверности. А описываемый Л. Соболевым эпизод произошел под Одессой в дни ее обороны. Их было пятеро. Пятеро моряков-десантников против роты гитлеровцев. Но одного из них, Леонтьева, тяжело ранило в самом начале боя. Четверо героев: Негреб, Перепелица, Котиков, Литовченко - стреляли до тех нор, пока не кончились патроны. Потом схватились с фашистами врукопашную. Моряки не только пробились к своим, но и вынесли с поля боя раненого товарища. Что помогло отважным? Несомненно то, о чем сказал один из них - Перепелица: «Один моряк - моряк, два моряка - взвод, три моряка - рота... Сколько же нас? Четверо?.. Батальон, слушай мою команду».

Ровно сто вражеских самолетов уничтожили только в воздухе, защищая небо Одессы, истребители 69-го гвардейского Краснознаменного авиаполка. Его называли в армии и городе Одесским, так как он был здесь единственным авиационным полком.

Поистине легендарным было имя Нины Ониловой. Ее часто называли Анкой. Комсомолка с одесской трикотажной фабрики попала в Чапаевскую дивизию, стала медсестрой. Потом, освоив пулемет, она и стала бесстрашной Анкой-пулеметчицей. Нина Онилова истребила сотни фашистов. Воевала она и в экипаже одного из танков.

Одним из прославленных снайперов одесских рубежей стала Людмила Павлюченко. 187 оккупантов уничтожила она за время обороны города. И Нина Онилова и Людмила Павлюченко были удостоены звания Героя Советского Союза.

Людмила Михайловна Павлюченко

Защитники Одессы с честью выполнили поставленную перед ними задачу. На протяжении 73 дней они стойко отбивали атаки немецко-румынских войск, сковав более 18 неприятельских дивизий, что значительно облегчало положение наших войск на других направлениях Юго-Западного фронта. За период обороны Одессы враг потерял убитыми, ранеными и пленными свыше 160 тыс. солдат и офицеров. Несмотря на превосходство противника в живой силе, артиллерии и танках, советские войска, оборонявшие Одессу, во взаимодействии с Черноморским флотом замедлили вражеское наступление на всем южном крыле советско-германского фронта.

Продолжение смотрите на сайте: Для продвинутых - Флотоводцы - Черноморский Флот в ВОВ (часть II)

С началом боевых действий на Востоке Черноморский театр военных действий и весь южный фронт рассматривался германским военно-политическим руководством как сугубо второстепенный. С начала вторжения все усилия были направлены на быстрое продвижение к Москве и по Прибалтике. Еще согласно предварительному плану генерал-лейтенанта Маркса (в то время Маркс занимал должность начальника штаба 18-й армии) от конца июля 1940 года особое место уделялось роли Припятских болот, которые разделяли фронт на две части. Более развитая дорожная сеть центра и северной части Союза (а вермахт сделал ставку на развитие колесной техники в войсках) позволяла продвигаться стремительно в этих районах. Наступление северной группировки позволяло соединиться с союзниками из Финляндии и обезопасить поставки "шведской руды, которая крайне необходима для производства вооружений" . Наступление на столицу позволяло надеяться на быстрый разгром СССР. Южные территории при таком раскладе автоматически переходили в руки Германии. От войск требовалось разгромить армии, которые находились в Украине, а окончательная их ликвидация предусматривалась полицейской операцией. С политической точки зрения большую роль играл Кавказ с его нефтью и выгодным расположением для подготовки наступления на Ближний Восток.

21 августа группа армий "Центр" прекратила наступление и основной ее целью на тот период стало обеспечение наступление двух других группировок. Уже тогда в качестве основной цели на юге обозначили Крым. До этого действия германского флота носили пассивный характер. Сразу после начала войны произвели постановку мин, небольшие силы флота поддерживали наступление сухопутных войск. К этому времени СССР имел преимущество на море. Здесь находились 4 старых крейсера (включая совсем уж старый "Коминтерн"), два новых, линейный корабль "Парижская коммуна", 10 эсминцев (5 из них старого типа "Новик"), 6 миноносцев, 82 торпедных катера, 44 подводные лодки (немцы исходили из расчета в 30 подлодок), 4 канонирские лодки, 12 тральщиков. Плюс к этому Дунайская флотилия: 4 монитора типа "Железняков" и 1 типа "Ударный" и 20 бронекатеров. Этим силам противостояли в основном румынские корабли. В море действовали 7 эсминцев, 2 устаревших крейсера (использовались в качестве минных заградителей), 3 торпедных катера и одна подводная лодка. На Дунае находились 7 мониторов, 3 плавбатареи, 13 сторожевых катера. По своим характеристикам мониторы Румынии превосходили советские. На этом ТВД могли быть использованы до 1000 самолетов, но они были заняты на суше.

Крым представлял из себя большую угрозу. Боевой корабль от Севастополя мог за 10 часов достигнуть побережья Румынии. Под угрозу попали нефтедобывающие предприятия. Но вся мощь советского флота с первых дней была направлена на оборону. В то время как Румыния до минимума сократила перевозки по морю, советский флот занялся установкой мин и заграждений. За один месяц у своих берегов установили около 7300 мин, полностью закрыли вход в Азовское море, а у берегов Румынии установили только 630 мин. С румынской стороны не предпринималось активных действий, только транспортные суда уходили на юг, да еще 4 итальянских танкера перевозили нефть. На Дунае дела обстояли лучше. 14-й стрелковый корпус надежно сдерживал наступление 4-й румынской армии. Уже 24 июня при поддержке Дунайской флотилии рота пограничников захватила полуостров Сатул-Ноу. 26 июля 23-й стрелковый полк 25-й дивизии с кораблей флотилии высадился и занял Килию-Веке. Высадку прикрывала авиация, которая не подпускали к десанту бомбардировщики. В ходе боя десант уничтожил до 200 человек, взял в плен 700 солдат и офицеров, захватил 8 орудий. В конце июля весь южный фронт начал отход, Приморская армия была вынуждена занять оборону по берегу Днестра.

Решительно начала действовать морская авиация. В то время на всем южном фронте действовало (вернее было до начала войны) около 3000 самолетов. В конце июля 140 бомбардировщиков ДБ-3 и СБ предприняли ряд ударов по городам Констанца и Сулину. Назад не вернулись 16 машин.

С началом обороны Одессы флот подключился к снабжению гарнизона, роль охраны конвоев была возложена на крейсера и на эсминцы. Сторожевых катеров крайне не хватало. 4 канонирские лодки совершали рейды вдоль берега и обстреливали наступающего противника. В то время командование флота еще серьезно опасалось десантных операций в тылу советских войск. Однако в то время германский флот имел крайне незначительно количество десантных судов типа F (20--мм бронирование, 88-мм орудие, 300 человек десанта или три танка, 5 полевых орудий). Но эти силы предназначались для высадки в Англии. Основным противником советского флота стала авиация группы армий "Юг". К концу лета 1941 года ею было потоплено 4 боевых корабля.

В середине сентября флот предпринял ряд операций для улучшения положения под Одессой. В районе Григорьевки был высажен 3-й полк морской пехоты (около 2000 человек). Десант был доставлен на двух крейсерах под прикрытием 2 эсминцев. Пока лодки с десантом подплывали к берегу, крейсера и эсминцы вели огонь по берегу, затем перевели обстрел в глубь территории. В ходе десантной операции два батальона морской пехоты захватили артиллерийскую батарею, которая обстреливала город. Было уничтожено до 200 солдат и офицеров противника. В тот же день начала наступление 421-я стрелковая дивизия. Утром морпехи и стрелки соединились. 23 сентября к десанту присоединилась группа парашютистов, которых сбросили для проведения диверсионных операций. Всего в ходе операции (как и морпехов, так и стрелковой дивизии) противник потерял около 2000 человек, 32 орудия, 30 минометов. Эта операция показала эффективность флота и крайнюю слабость румынского флота, который так и не смог даже обнаружить корабли с десантом.

В конце сентября было принято решение эвакуировать гарнизон Одессы. Эвакуация проводилась с 1 по 16 октября. Всего было вывезено 86000 солдат, 15000 гражданских, 462 орудия, 14 танков, 1400 машин, 25000 тонн грузов. В 9 часов утра 16 октября эвакуация закончилась, но противник об этом даже не знак - еще несколько часов продолжался обстрел города. Конвой подвергся бомбардировке только уже при подходе к Севастополю, при атаке был потоплен только один транспорт. За время осады города противник (румынская 4-я армия) потерял 160000 солдат и офицеров ранеными, пленными и убитыми.

Александр Неменко

Черноморский флот в годы войны

© Неменко А.В., 2015

© ООО «Издательство «Вече», 2015

© ООО «Издательство «Вече», электронная версия, 2015

* * *

Речь пойдет о временах, ныне почти забытых, но имеющих определенную проекцию на современность. Вторая мировая война, ставшая для нас Великой Отечественной, вскрыла некоторые просчеты при создании флота, но, как показывает дальнейшее развитие событий, уроки эти учтены не были.

Сам по себе вопрос «Кто выиграл войну на Черном море?» на первый взгляд кажется кощунственным. Но только на первый взгляд. Да, войну, безусловно, выиграл наш флот, но какой? Давайте посмотрим на ситуацию объективно.

Как это ни странно звучит, но в мирное время и во время войны у флота задачи разные. В мирное время флот – это чаще всего морской почетный караул страны, со всеми вытекающими последствиями. Корабли строятся амбициозные, большие, устрашающие и… безумно дорогие.

Более того, невоюющая армия (и флот), в которой не принимаются меры по поддержанию боеспособности, достаточно быстро превращается в обычную контору, «служащие» которой ходят на «работу», занимаются офисными интригами, обсуждают должностные оклады, т. е. живут мирной жизнью. Если такая ситуация продолжается достаточно долго (более 7 лет), то и контингент подбирается в армии… соответствующий.

Начинают раздуваться штаты береговых частей, и очень скоро флот начинает экономить на том, на чем экономить совсем не стоит. Он начинает экономить на боеспособности: боеприпасах для стрельб, топливе для дальних походов, форме и питании для моряков. Дабы занять личный состав, придумываются всевозможные построения, парады, приборки… все, что угодно, кроме «обучения военному делу настоящим образом».

Боеспособность армии в этом случае определяется блеском начищенных сапог, а критерием боеспособности флота становится блеск надраенной «медяхи». Часто приходилось слышать расхожую фразу: «Война – двигатель прогресса». На самом деле это не так. Война просто заставляет быстро восполнять техническое отставание, или… страна терпит поражение.

К сожалению, наша страна очень часто оказывалась в положении догоняющего. Ее спасли размеры и ресурсы. Неприятно, но это правда. Давайте, к примеру, вспомним русско-японскую войну, когда флот, в 1877-м бывший новаторским и передовым, вдруг в 1904-м оказался отсталым и небоеспособным. Ситуация вдвойне обидна еще и тем, что великая страна, обладая на тот момент передовой кораблестроительной школой и мощной кораблестроительной базой, вдруг в начале ХХ века начала покупать свои корабли за рубежом, причем у фирм, которые даже оснащения для строительства кораблей не имели.

А что же происходило у нас к началу Великой Отечественной войны? Попробуем разобраться в нашей относительно недавней истории и извлечь из нее хоть какие-то уроки.

Глава 1. Восставший из пепла

Нас всегда ссорили между собой, и всегда били по частям, начиная с битвы на Калке. У нас каждый русский сам по себе. Не будет преувеличением сказать, что и революция явилась следствием чуждой нам внешней политики чуждых нам государств. Были просчеты во внутренней политике, породившие объективные и субъективные причины для революции, но не это является целью нашего исследования. Одно можно сказать: в результате Гражданской войны и иностранной интервенции Черноморский флот перестал существовать.

Несмотря на существенную убыль в квалифицированных кадрах как на самом флоте, так и в обслуживающих его отраслях промышленности, задел, созданный великой державой по имени Россия, позволил достаточно быстро создать пусть небольшое, но вполне боеспособное ядро флота.

В апреле 1920 г. было создано объединенное правление заводами «Наваль» и «Ремсуд» (бывший «Руссуд»), которые затем получили название Николаевские государственные заводы им. А. Марти (сокращенно – Никгосзаводы).

15 мая 1920 г. Совнархоз совместно с командованием Морских сил Республики принял решение о достройке подводных лодок АГ-23 и АГ-24, а также о переоборудовании тральщиков и десантных кораблей типа «Эльпидифор» (№ 413, 414, 416 и 417) в канонерские лодки. Изначально канонерские лодки имели вооружение, состоявшее из трех 102/60-мм пушек и двух 75-мм зенитных пушек Канэ. В августе 1922 г. по решению ВСНХ все южные судостроительные заводы были включены в состав Южного машиностроительного треста. Таким образом, крупнейшие судостроительные заводы, расположенные на Черноморском побережье, «Наваль», «Ремсуд», Севастопольский морской завод и др., имели теперь единое централизованное управление.

2 июля 1924 г. было принято постановление Совета труда и обороны (СТО) № 87 «Об учете и реализации судов Морведа». Пункт 27-а постановления определял список судов Морведа о подлежащих передаче комиссии Госфондов при СТО для реализации, то есть для продажи на металлолом.

Согласно постановлению передаче комиссии СТО подлежали линкоры: «Андрей Первозванный», «Республика», «Гражданин», «Иоанн Златоуст», «Евстафий», «Пантелеймон», «Чесма»; крейсера: «Рюрик», «Баян», «Адмирал Макаров», «Диана», «Громобой», «Россия». Вся снимаемая при разборке судов артиллерия с принадлежностью и запасными частями передавалась Артиллерийскому управлению РККА для использования в береговой обороне.

Одновременно с этим шло восстановление и ремонт небольших боевых кораблей. Сначала это были вооруженные пароходы, «Элпедифоры», буксиры, затем на Черноморском флоте появились боевые корабли специальной постройки. Или, если говорить точнее, корабли, заложенные до революции и введенные в строй в основном после Гражданской войны (или собранные из деталей разбираемых на металл кораблей).

Объективно говоря, Гражданская война не изобиловала эпизодами использования могучих броненосцев и крейсеров (если не считать Моонзунда), зато в ходе этой войны достаточно часто шли небольшие бои между вооруженными пароходами, буксирами, катерами. Но это была война Гражданская, в результате которой Россия (именуемая тогда Советским Союзом) оказалась одна против всего мира (впрочем, ситуация не нова, и нам не привыкать).

Как это ни парадоксально звучит, но Черноморский флот начинался с подводных лодок, ибо первыми боевыми кораблями специализированной постройки (а точнее сборки) стали подводные лодки серии «АГ». Правда, подводные лодки были не отечественными, а английскими (если говорить точнее, канадскими), но поскольку Канада на тот момент являлась частью Британской империи, то будем считать первые советские боевые корабли английскими.

Подводные лодки типа «АГ» (Holland-602GF) были построены в 1916 г. для ВМС Великобритании по проекту фирмы «Elektrik Boat Со» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада). 19.09.1916 г. первая лодка этого типа была приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа России и 21.08.1917 г. зачислена в списки кораблей ЧФ, в том же году в разобранном виде она была доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на завод «Наваль» в Николаеве для достройки.

К началу Гражданской войны две подводных лодки были уже введены в строй, четыре находились в различной стадии сборки. Параметры их были следующими. Водоизмещение (надводное/подводное): 361/440,5 т. Размерения: длина 45,7 м, ширина 4,8 м, осадка 2,7 м. Скорость хода (надводная/подводная): 12,8/7,5 узла. Дальность плавания: над водой 2700 миль, под водой 100 миль. Силовая установка: дизелей 2 × 480 л.с., электромоторов 2 × 240 л.с. Вооружение: 4 носовых 457-мм торпедных аппарата, 1 – 47-мм орудие. Глубина погружения: до 50 м. Экипаж: 32 человека.

Одна подводная лодка этого типа была уведена в Бизерту и, естественно, на родину не вернулась. Одна лодка была в 1919 г. затоплена англичанами у Севастополя, а затем поднята ЭПРОН и после ремонта на Севморзаводе под именем «Металлист» (с 1934-го А-5) вошла в строй. Но четыре подводных лодки удалось достроить в достаточно сжатые сроки:

– 21.10.1920 г. вступила в строй подводная лодка «Шахтер» (с 1934 г. А-1),

– 22.07.1921 г. вступила в строй подводная лодка «Коммунист» (с 1934 г. А-2),

– 26.05.1922 г. вступила в строй подводная лодка «Марксист» (с 15.09.1934 г. – А-3).

– 11.07.1923 г. вступила в строй подводная лодка «Политработник» (с 15.09.1934 г. – А-4).

Таким образом, именно подводные лодки стали основой возрождаемого Черноморского флота. После подводных лодок в строй вступили эсминцы «ушаковской» серии, являвшиеся логическим продолжением (и небольшой модернизацией) «новиков». Заказаны они были в рамках царской программы 1911 г., которая называлась: «Ассигнование средств на усиление Черноморского флота». Корабли строились по проекту Путиловского завода на Черноморских заводах.

ТТД кораблей были следующими.

Водоизмещение: стандартное 1276 т, полное 1760 т.

Размеры: длина 93,3 м, ширина 9,1 м, осадка до 4 м.

Скорость хода максимальная: до 33 узлов, паспортная 25 узлов.

С началом боевых действий на Востоке Черноморский театр военных действий и весь южный фронт рассматривался германским военно-политическим руководством как сугубо второстепенный. С начала вторжения все усилия были направлены на быстрое продвижение к Москве и по Прибалтике. Еще согласно предварительному плану генерал-лейтенанта Маркса (в то время Маркс занимал должность начальника штаба 18-й армии) от конца июля 1940 года особое место уделялось роли Припятских болот, которые разделяли фронт на две части. Более развитая дорожная сеть центра и северной части Союза (а вермахт сделал ставку на развитие колесной техники в войсках) позволяла продвигаться стремительно в этих районах. Наступление северной группировки позволяло соединиться с союзниками из Финляндии и обезопасить поставки "шведской руды, которая крайне необходима для производства вооружений" . Наступление на столицу позволяло надеяться на быстрый разгром СССР. Южные территории при таком раскладе автоматически переходили в руки Германии. От войск требовалось разгромить армии, которые находились в Украине, а окончательная их ликвидация предусматривалась полицейской операцией. С политической точки зрения большую роль играл Кавказ с его нефтью и выгодным расположением для подготовки наступления на Ближний Восток.

Уже после начала наступления положение южного фронта и Черного моря изменилось - к концу июля блицкриг Германии провалился, и войска резко замедлили свое продвижение. В конце лета вермахт и его союзники начали продвижение вдоль побережья Черного моря.

21 августа группа армий "Центр" прекратила наступление и основной ее целью на тот период стало обеспечение наступление двух других группировок. Уже тогда в качестве основной цели на юге обозначили Крым. До этого действия германского флота носили пассивный характер. Сразу после начала войны произвели постановку мин, небольшие силы флота поддерживали наступление сухопутных войск. К этому времени СССР имел преимущество на море. Здесь находились 4 старых крейсера (включая совсем уж старый "Коминтерн"), два новых, линейный корабль "Парижская коммуна", 10 эсминцев (5 из них старого типа "Новик"), 6 миноносцев, 82 торпедных катера, 44 подводные лодки (немцы исходили из расчета в 30 подлодок), 4 канонирские лодки, 12 тральщиков. Плюс к этому Дунайская флотилия: 4 монитора типа "Железняков" и 1 типа "Ударный" и 20 бронекатеров. Этим силам противостояли в основном румынские корабли. В море действовали 7 эсминцев, 2 устаревших крейсера (использовались в качестве минных заградителей), 3 торпедных катера и одна подводная лодка. На Дунае находились 7 мониторов, 3 плавбатареи, 13 сторожевых катера. По своим характеристикам мониторы Румынии превосходили советские. На этом ТВД могли быть использованы до 1000 самолетов, но они были заняты на суше.

Крым представлял из себя большую угрозу. Боевой корабль от Севастополя мог за 10 часов достигнуть побережья Румынии. Под угрозу попали нефтедобывающие предприятия. Но вся мощь советского флота с первых дней была направлена на оборону. В то время как Румыния до минимума сократила перевозки по морю, советский флот занялся установкой мин и заграждений. За один месяц у своих берегов установили около 7300 мин, полностью закрыли вход в Азовское море, а у берегов Румынии установили только 630 мин. С румынской стороны не предпринималось активных действий, только транспортные суда уходили на юг, да еще 4 итальянских танкера перевозили нефть. На Дунае дела обстояли лучше. 14-й стрелковый корпус надежно сдерживал наступление 4-й румынской армии. Уже 24 июня при поддержке Дунайской флотилии рота пограничников захватила полуостров Сатул-Ноу. 26 июля 23-й стрелковый полк 25-й дивизии с кораблей флотилии высадился и занял Килию-Веке. Высадку прикрывала авиация, которая не подпускали к десанту бомбардировщики. В ходе боя десант уничтожил до 200 человек, взял в плен 700 солдат и офицеров, захватил 8 орудий. В конце июля весь южный фронт начал отход, Приморская армия была вынуждена занять оборону по берегу Днестра.

Решительно начала действовать морская авиация. В то время на всем южном фронте действовало (вернее было до начала войны) около 3000 самолетов. В конце июля 140 бомбардировщиков ДБ-3 и СБ предприняли ряд ударов по городам Констанца и Сулину. Назад не вернулись 16 машин.

26 июля Черноморский флот получил приказ проводить более активные действия. В этот же день 4 эсминца и один крейсер подошли к побережью Румынии. Лидеры "Харьков" и "Москва" обстреляли порт Констанцы и вокзал. При этом лидер "Москва" был потерян от попадания 280-мм снаряда береговой батареи.

С началом обороны Одессы флот подключился к снабжению гарнизона, роль охраны конвоев была возложена на крейсера и на эсминцы. Сторожевых катеров крайне не хватало. 4 канонирские лодки совершали рейды вдоль берега и обстреливали наступающего противника. В то время командование флота еще серьезно опасалось десантных операций в тылу советских войск. Однако в то время германский флот имел крайне незначительно количество десантных судов типа F (20--мм бронирование, 88-мм орудие, 300 человек десанта или три танка, 5 полевых орудий). Но эти силы предназначались для высадки в Англии. Основным противником советского флота стала авиация группы армий "Юг". К концу лета 1941 года ею было потоплено 4 боевых корабля.

В середине сентября флот предпринял ряд операций для улучшения положения под Одессой. В районе Григорьевки был высажен 3-й полк морской пехоты (около 2000 человек). Десант был доставлен на двух крейсерах под прикрытием 2 эсминцев. Пока лодки с десантом подплывали к берегу, крейсера и эсминцы вели огонь по берегу, затем перевели обстрел в глубь территории. В ходе десантной операции два батальона морской пехоты захватили артиллерийскую батарею, которая обстреливала город. Было уничтожено до 200 солдат и офицеров противника. В тот же день начала наступление 421-я стрелковая дивизия. Утром морпехи и стрелки соединились. 23 сентября к десанту присоединилась группа парашютистов, которых сбросили для проведения диверсионных операций. Всего в ходе операции (как и морпехов, так и стрелковой дивизии) противник потерял около 2000 человек, 32 орудия, 30 минометов. Эта операция показала эффективность флота и крайнюю слабость румынского флота, который так и не смог даже обнаружить корабли с десантом.

В конце сентября было принято решение эвакуировать гарнизон Одессы. Эвакуация проводилась с 1 по 16 октября. Всего было вывезено 86000 солдат, 15000 гражданских, 462 орудия, 14 танков, 1400 машин, 25000 тонн грузов. В 9 часов утра 16 октября эвакуация закончилась, но противник об этом даже не знак - еще несколько часов продолжался обстрел города. Конвой подвергся бомбардировке только уже при подходе к Севастополю, при атаке был потоплен только один транспорт. За время осады города противник (румынская 4-я армия) потерял 160000 солдат и офицеров ранеными, пленными и убитыми.

Александр Валерьевич Неменко

Черноморский флот в годы войны. 1941–1945

В ноябре 1941 г. арестован, но в январе 1942 г. освобожден и назначен начальником 2-го отделения исторического отдела Главного штаба ВМФ. Его биография закончилась печально. По официальной версии, погиб в авиакатастрофе, в реальности застрелился, попав под следствие за разглашение гостайны.

Контр-адмирал Тихон Андреевич Новиков, командовавший до 6.11.41 г. отрядом легких сил, командующий набегом на Констанцу, также был в 1938-м репрессирован, а затем реабилитирован, но за время войны ничем достойным он себя не проявил. Он практически всю войну командовал бригадой траления и в 1944-м был назначен командующим военно-морской базой Констанца. Да, да, той ВМБ, на которую он совершал набег в начале войны.

Кадровая карусель, происходившая перед началом войны, ничего хорошего флоту, естественно, не принесла. О флагмане 1-го ранга Смирнове вообще в принципе сказать что-то сложно, он прокомандовал флотом всего четыре месяца (август – ноябрь 1938 г.), был снят и репрессирован. Его сменил грамотный офицер, флагман 2-го ранга И.С. Юмашев, но, к сожалению, он прокомандовал флотом только полгода и в марте 1939 г. был отправлен на Дальний Восток, где в связи с «чистками» возник кадровый дефицит. Вот его-то и сменил Ф.С. Октябрьский.

Ситуация с кадрами перед войной была крайне сложной, она осложнялась тем, что введение в строй большого количества боевых кораблей потребовало подготовки большого количества новых офицеров для укомплектования их личного состава. Это ухудшило ситуацию в среднем звене командования. На должности командиров кораблей попали недостаточно подготовленные офицеры.

Даже самая хорошая теоретическая подготовка на флоте, как правило, бывает недостаточной, требуется морская практика.

Если с артиллеристами вопрос решаемый: стрельбы кораблей проводились достаточно регулярно, то обучение штурманов в ту пору было делом весьма затратным. Прокладка курса по счислению, швартовка-отшвартовка корабля – это те навыки, которые осваиваются только в реальном плавании. Все дело в том, что большинство боевых кораблей для обеспечения скорости хода имеют большое отношение длины к ширине корабля. Эти параметры крайне затрудняют швартовные операции корабля. Боевой корабль, по сравнению с торговым пароходом, быстроходен, но крайне неповоротлив, и требуется немалое искусство маневрирования для постановки на якорь или швартовки. Прокладка курса по счислению, особенно в ночное время, также является довольно сложной операцией, требующей аккуратности и тщательности, но более всего опыта.

Да, Черноморский флот имел в своем составе отряд учебных кораблей, который включал в себя учебный крейсер «Коминтерн» и учебные суда «Нева» и «Днепр», но, к сожалению, если верить их вахтенным журналам, выходили они в море редко (в основном из-за нехватки топлива).

В Германии для этих целей использовали парусники. Парусник почти не требует расхода топлива, он экономичен, но управление им дает хорошую мореходную практику.

Еще одна особенность. Если посмотреть биографии наших командиров кораблей и «флотоводцев», то можно отметить одну особенность: почти все они родились далеко от моря, и их реальный «плавательный ценз» был мизерным. Причем даже те из них, кто оказывался во время службы на большом корабле, занимали должности, далекие от управления кораблем.

Вместе с тем, если посмотреть на ошибки командиров во время войны, то выяснится, что львиная доля неудач связана с навигационными ошибками, ошибками при швартовных операциях и… надеждой на «русский авось». Вопреки всем легендам надежда на «авось», как правило, приводила к катастрофам. Но к этому мы еще вернемся.

Во флоте еще оставались офицеры «старой» школы, но они понемногу вытеснялись молодыми, динамичными офицерами, не имевшими боевого опыта (который в «отстойном» флоте и не требовался). Рассмотрим кадровый состав флота. Наркомат ВМФ не берем, работа в нем больше административная. Хотя… объективно говоря, уровень подготовки офицеров в Наркомате ВМФ достаточно приличный. Адмиралы Кузнецов, Исаков (Исаакян), Алафузов проявили себя грамотными командирами. Но нас больше интересует Черноморский флот. Планирование, подготовка и проведение операций ложатся, как правило, на командующего флотом и его штаб.

Командующий флотом Ф.С. Иванов (Октябрьский). Родился 11 (23) октября 1899 г. в Тверской губернии в крестьянской семье. В 1915 г. уехал сначала в Шлиссельбург, а затем в Санкт-Петербург на заработки. Работал кочегаром, помощником машиниста на речных пароходах. Участник Гражданской войны. Член РКП(б) /ВКП(б) /КПСС с 1919 г. В 1922 г. матрос Ф.С. Иванов окончил курсы при Петроградском коммунистическом университете. В 1924 г. сменил свою фамилию Иванов на фамилию Октябрьский. После этого начался быстрый карьерный рост. В 1928 г. окончил параллельные классы при Военно-морском училище имени М.В. Фрунзе. Проходил службу на Балтийском, Тихоокеанском и Черноморском флотах, командовал торпедным катером, группой, дивизионом, отрядом и бригадой торпедных катеров.

С февраля 1938 г. командующий Амурской флотилией, с марта 1939 г. командующий ЧФ. Торпедные катера, специфичный вид вооружения, в ту пору для службы на них нужна была определенная смелость, но…

Экипажи этих боевых кораблей живут на берегу, в казарме, особые знания и умения на них не требуются, т. к. отсутствует сложное вооружение, они не уходят далеко от берега, поэтому хорошее знание навигации от их командиров не требуется. Командование речной флотилией также имеет свою специфику, сильно отличающуюся от морского боя.

Параллельные курсы… они и есть параллельные курсы, вспомните уровень подготовки студентов-заочников. Базовое обучение у этого человека только одно: партийное. Но он достаточно быстро получает звание контр-адмирала, а затем и вице-адмирала. Ни дня не командовав настоящим боевым кораблем, этот офицер получил должность командующего динамично развивающимся флотом. Как администратор, возможно, он был неплох, добившись выделения флоту большого количества материальных ресурсов и вооружения. Он был великолепным партработником, обладавшим ярким (хоть и неграмотным) слогом, отличным кабинетным работником, (никогда не принимающим на себя ответственность, тонко чувствующим конъюнктуру). Но, увы, ни командиром, ни специалистом, ни (тем более) флотоводцем он не был.

Его ровесник, начальник штаба ЧФ Иван Дмитриевич Елисеев. Родился в Московской губернии. В РККА с 1920 г. Послужной список: красноармеец, старший переписчик при штабе армии, в 1923 г. – делопроизводитель «Главмортехозуправление», г. Москва. В 1926 г. – слушатель параллельных курсов при Военно-морском училище имени М.В. Фрунзе (на два года раньше, чем Октябрьский). 1931 г. – слушатель специальных курсов комсостава ВМС РККА, г. Ленинград. Штурманский класс. 1932 г. Штаб ЧФ, нач. 1-го отдела. 1933 г. – старпом крейсера «Червона Украина». 1936 г. – курсы усовершенствования командного состава. 1937–1938 г. – советник командующего флотилии эсминцев республиканской Испании. Участник трех морских боев. 1938 г. – начальник штаба бригады крейсеров ЧФ, начальник штаба эскадры. 1940 г. – слушатель КУВКС (Курсы усовершенствования высшего командного состава) при ВМА им. К.Е. Ворошилова. В апреле 1941 г. – начальник штаба ЧФ. Грамотный офицер, постоянно повышающий свой образовательный уровень, но…

Звание контр-адмирала он получает только в мае 1941 г. Спланированные им операции продуманы, в них тщательно расписаны задания, но…

Этот офицер дважды отстраняется от должности, понижается в звании, потом восстанавливается… Биография этого человека была очень непростой (как и у всех настоящих специалистов своего дела).

Басистый Николай Ефремович, 1898 г.р. В ВМФ с 1918 г. Окончил школу юнг в Севастополе (1915), минную школу Учебного отряда (1916), Коммунистический университет им. Свердлова в Москве (10.1921-8.1922), ВМА (10.1926-3.1931), Академию Генерального штаба РККА (10.1936-4.1937). Н.Е. Басистый учится в Военно-морской академии пять лет вместо трех, это обусловлено тем, что он не имел базового образования. При Академии существовала подготовительная группа, где «краскомов» в течение двух лет готовили по специальной программе для поступления на основной курс.

После окончания Академии Н.Е. Басистый еще год оставался в ее стенах на должности адъюнкта кафедры Оперативного искусства (

31- 4.1932). После этого он, не исполняя до этого никаких командных должностей на кораблях, сразу становится начальником штаба бригады заграждения и траления (4.1932-3.1934), а затем начальником отдела боевой подготовки штаба ТОФ (3.1934-10.1936). Далее он поступает в Академию Генерального штаба, об окончании которой даже получил диплом – хотя на самом деле проучился там всего полгода вместо двух лет. Его послали в Испанию, где он являлся советником командира полуфлотилии, флотилии миноносцев, начальника Морского штаба, командующего республиканским флотом (4.1937-7.1938). Вернувшись на Родину, Н.Е. Басистый становится начальником оперативного отдела штаба ЧФ (7.1938-10.1939), и даже временно исполнял должность начальника штаба флота (12.1938-4.1939), а в октябре 1939 г. назначается… командиром стоявшего в ремонте крейсера «Червона Украина». Уже в ходе войны, в октябре 1941 г., Н.Е. Басистый становится командиром Отряда легких сил. Туг ему явно повезло. 5 ноября он сдал «Червону Украину» новому командиру, а 12 ноября крейсер потопила германская авиация. Отряд легких сил расформировывают, и Н.Е. Басистый становится командиром вновь сформированной бригады крейсеров (7.1942-3.1943), а затем начальником штаба (3–4.1943) и командующим (5.1943-11.1944) эскадрой кораблей ЧФ.

Контр-адмирал Фролов. Биография этого человека весьма любопытна. Родился в 1902-м в Гатчине, в Царском Селе. В 1918–1920 гг. – рядовой в РККА в войсках связи, затем 7 лет в органах ВЧК. Участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа (1921). Далее идет учеба и взлет: находясь в должности командира роты Учебного отряда ЧФ, заканчивает заочно в 1930 г. подводный класс Спецкурсов усовершенствования командного состава, после чего сразу становится комиссаром подводной лодки. Находясь в этой должности в 1930–1932 гг., заочно заканчивает курсы при Военно-морской академии (1932). После этого достаточно быстро становится нач. штаба дивизиона, командиром дивизиона, нач. штаба бригады ПЛ, командиром бригады. С сентября 1940 г. зам. нач. штаба ЧФ. Июль – сентябрь 1941 г. – начальник Новороссийской базы, сентябрь – командующий Дунайской флотилией. Ноябрь 1941 г. – июль 1942 г. – начальник КВМБ, затем находился за штатом (что, в общем, неудивительно, учитывая результаты керченской высадки). В 1943-м стал начальником тыла ЧФ.

Контр-адмирал Н.О. Абрамов начал службу в 1916 г. матросом Машинной школы, служил машинистом учебного корабля, миноносца, затем началась революция и Н.О. Абрамов уходит в пехоту, в морской отряд Петрограда. В 1919 г. оканчивает пехотные курсы РККА, но в том же году по болезни демобилизован. В 1921 г. закончил высшую партшколу. В 1924 г. – слушатель военно-политического училища им. С. Рошаля. После окончания получает назначение комиссаром канлодки «Беднота». Заочно заканчивает параллельные классы ВВМУ им. Фрунзе, в 1929 г. получает назначение на три месяца помощником командира канонерской лодки «Красный Аджаристан», затем на три месяца командиром канлодки «Красная Грузия». Но уже в 1930-м он поступает в Военно-морскую академию имени К.Е. Ворошилова. В 1933-м, после окончания академии, он на два месяца старпом «Червонной Украины», в 1934-м он уже нач. штаба дивизиона канлодок. В 1936-м – командир строящегося ЭМ «Быстрый», потом полгода командир ЭМ «Шаумян», позже командир строящегося ЛД «Харьков», затем военный советник в Испании, в 1940-м – зам. нач. штаба ЧФ, командующий Днепровской флотилией, командующий Дунайской флотилией. И вроде бы опытный офицер, но…

Почему-то боевыми кораблями он командует совсем недолго, причем строящимися или в тот период, когда они стоят в ремонте. В Испании он тоже занимает не боевую, а административную должность. Послужной список выглядит солидно, но реального «плавательного-командного» опыта у него… едва год.

Добрых слов заслуживает командующий эскадрой адмирал Лев Анатольевич Владимирский, грамотный специалист, человек смелый и мужественный, но… Его биография показывает еще раз, что в советском флоте в то время гораздо важнее было соблюдать правила «кабинетной» войны, нежели вести войну с врагом.

24 апреля 1943 г. Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин назначает вице-адмирала Льва Анатольевича Владимирского командующим Черноморским флотом вместо Ф.С. Октябрьского. Он проводит ряд успешных операций, но флотом командует всего год. В мае 1944 г., когда сопротивление противника на Черном море уже было сломлено, он снимается с должности и направляется с понижением на Балтику. На его место, вновь назначается Ф.С. Октябрьский.

Хорошим профессионалом был заместитель наркома ВМФ, направленный на Черноморский флот, Гордей Иванович Левченко, он родился 7 января 1897 г. в селе Дубровка, ныне Барановского района Житомирской области. С сентября 1913 г. по октябрь 1914 г. учился в школе юнг, после окончания которой служил матросом на крейсерах «Громобой», «Адмирал Макаров», комендором на учебном судне «Петр Великий». С января 1915 г. по июнь 1916 г. учился в классе артиллерийских унтер-офицеров, после окончания которого служил на эсминце «Забияка». В 1922 г. закончил училище командного состава РККФ. В июне 1922 г. назначен вахтенным командиром на эсминец «Капитан Изыльметьев», а в декабре того же года – артиллеристом эсминца «Сладков». С июня 1923 г. артиллерист канонерской лодки «Красное Знамя».

С ноября 1923 г. по февраль 1925 г. учился в артиллерийском классе специальных курсов комсостава ВМС РККА. В феврале 1925 г. он назначен старшим артиллеристом, а в мае следующего года – старшим помощником командира линейного корабля «Парижская Коммуна».

В апреле 1928 г. назначен командиром и комиссаром эсминца «Артем», а в мае следующего года – эсминца «Войков». С октября 1929 г. по октябрь 1930 г. учился на Курсах усовершенствования высшего начсостава при Военно-морской академии. После окончания курсов назначен командиром крейсера «Аврора». С апреля 1931 г. – командир и комиссар Отряда учебных кораблей Морских сил Балтийского моря.

В январе 1932 г. – командующий Каспийской военной флотилией. С января 1933 г. – командир и комиссар бригады линейных кораблей Краснознаменного Балтийского флота. За допущенную во время учений гибель подводной лодки «Б-3» отстранен от должности и назначен командиром отдельного дивизиона миноносцев Черноморского флота, с понижением в звании на 3 ступени. В марте 1937 г. он стал командиром бригады миноносцев. С августа 1937 г. по январь 1938 г. начальник штаба Краснознаменного Балтийского флота. В феврале 1938 г. назначен командующим Краснознаменным Балтийским флотом.

С апреля 1939 г. – заместитель наркома ВМФ, 3 апреля присвоено звание флагман 1-го ранга. 4 июня 1940 г. присвоено звание вице-адмирал. Т. е. Гордей Иванович Левченко прошел все ступени морской службы, знал ее тонкости, проявил себя при организации перевозок и боевых операций во время обороны Одессы, но…

Он был назначен в критической ситуации на «сухопутную» должность командующего войсками Крыма. Он как бы «поднял падающее знамя», но в той ситуации, 22 октября 1941 г., уже изменить ничего не смог. В связи с прорывом войск противника на полуостров он был снят с должности. 19 марта 1942 г. он понижен в воинском звании до капитана 1-го ранга, а 11 апреля 1942 г. капитан 1-го ранга Г.И. Левченко был назначен командиром Ленинградской военно-морской базы.

25 июня того же года назначен командиром Кронштадтской военно-морской базы. 18 апреля 1943 г. вновь присвоено звание контр-адмирал. 22 февраля 1944 г. вновь присвоено звание вице-адмирал. В апреле того же года он вновь назначен заместителем наркома ВМФ.

25 сентября 1944 г. присвоено звание адмирал. С февраля 1946 г. – командующий 4-м ВМФ. С марта 1947 г. – заместитель Главкома ВМС по боевой подготовке. С марта 1950 г. – заместитель военно-морского министра СССР – главный инспектор ВМС. В мае 1953 г. назначен адмирал-инспектором ВМФ Главной инспекции Министерства обороны СССР. С января 1956 г. – заместитель Главнокомандующего ВМФ по боевой подготовке. С января 1958 г. – военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов МО СССР. В сентябре 1960 г. уволен в отставку. Скончался 26 мая 1981 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Награды: четыре ордена Ленина (1943, 1945, 1949, 1957), орден Октябрьской Революции (1977), четыре ордена Красного Знамени (1933, 1944, 1944, 1947), два ордена Ушакова 1-й ст. (1944, 1945), орден Трудового Красного Знамени (1933), два ордена Красной Звезды (1938, 1967), медали. Польский орден «Крест Грюнвальда» 1-й ст.

Его биография показывает, что чаще всего даже высочайший флотский профессионализм и высокие моральные качества не являются защитой от «кабинетных подстав».

Мирное время выдвигает совершенно иные требования к командирам, нежели боевые действия. Война выдвинула своих командиров, проявивших свой талант в ходе реальных боевых действий, но об этом чуть позже.

Глава 7. Итоги развития

Ниже приведен состав ЧФ с указанием состояния каждого корабля. Сейчас модно писать о том, Советский Союз готовился к агрессии и его войска находились в состоянии боевой готовности, но…

По Черноморскому флоту этого не скажешь. Треть кораблей флота, по состоянию на начало войны, стоит в ремонте, причем многие в длительном.

– эскадру;

– две бригады подводных лодок;

– две бригады торпедных катеров;

– отряд учебных кораблей;

– Дунайскую военную флотилию;

– охрану водного района военно-морских баз.

Эскадра кораблей базировалась на Севастополь, в нее входили:

– линкор «Парижская коммуна» (командир капитан 1-го ранга Ф.И. Кравченко). Линкор прошел капитальный ремонт и модернизацию в 1933–1938 гг. на базе Севастопольского морского завода, в ходе которого изменилось зенитное вооружение, бронирование и была модернизирована энергетическая установка;

– бригада «старых» крейсеров в составе «Червона Украина» (командир капитан 1-го ранга Н.Е. Басистый) и «Красный Кавказ» (командир капитан 1-го ранга Гущин). Третий крейсер бригады, «Красный Крым» (бывший «Профинтерн»), с 1938 г. находился в ремонте, который был завершен только 21 августа 1941 г.;



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...