История возникновения терроризма в россии. История русского терроризма в российской империи От «Молодой России» до покушения на императора

Одни члены оппозиционных групп организации вели в основном успешную подрывную деятельность среди социальных масс российского населения в агитаторской и пропагандистской сфере, продвигая западные ценности и западные социалистические идеи, активно действовавших на протяжении полтора-два десятилетия в Российской империи, прежде, чем произошла в России революция 1905 года, их побочная задача второго плана заключалась в обработке и вербовке новых членов в оппозиционную организацию в Европейских и Российских центрах. К примеру, Михаил Гоц и Минор объезжали заграничные центры, вербуя свежие силы среди студенчества для отправки на революционную работу в Россию, в основном матерые революционеры делали ставку на романтичную и неопытную молодежь (революционными делами в те годы начинали в России заниматься юноши едва ли не с 15-16-летнего возраста), в дальнейшем завербованные студенты проходили специализированные курсы в зарубежных центрах по агитаторской, и пропагандисткой деятельности, а также конспирации.

Остальные же отборные члены оппозиционной организации структурировались в отдельную боевую группу, которая специализировались в операциях по тщательному планированию с дальнейшей реализацией кровавых и устрашающих диверсионно-террористических актов на территории Российской Империи, подготовку этой группы проводили опытные инструкторы.
Таким масштабам подрывной деятельности, диву даешься, какой был в Российской Империи.

А ведь современники того периода, верно говорили, что император Всероссийский Николай II был самым наигуманнейшим Императором всей Европы.

Наиважнейшую роль в революциях России начала 20 века сыграла массовая пропаганда западных социалистических идей среди всех сословий РИ, агитационное "слово" посеянное в социальных слоях, и дальнейшее подстрекательство родило демонстрации, митинги, забастовки, стачки, бунты с неповиновением законным властям, к чему собственно вели либеральные провокаторы, но это лишь видимый айсберг, к ним добавлялись публичные призывы к активному массовому террору, мотивируя призыв тем, что цель не достичь мирным путем.

В 1904 году 28 июля в Петербурге, на Измайловском проспекте, близ Варшавского вокзала, был убит министр внутренних дел Плеве В.К. эсером, студентом Егором Созоновым, бросившим бомбу в его карету

Экстремистские организации и партии занимались созданием базовых центров, в которые входили: типографии, конспиративные квартиры, лаборатории по изготовлению взрывчатых веществ и закупка химических материалов, мастерские по изготовлению оружия, обучение боевиков инструкторами - специалистами с обращением метательных снарядов, и владение оружием, в школах подобного рода обучалось несколько десятков боевиков, также в ассортимент знаний входило владение конспиративностью, подделка паспортов, удостоверений личности, и прочих документов, запрещенную литературу в Российской Империи переправляли из-за рубежа контрабандным путём. (Мемуар эсера Зензинова В.М. "Пережитое" Нью-Йорк. Издательство им. Чехова).

После взрыва на даче П. А. Столыпина (1906)

Операция Охранного отделения по задержанию анархистов в Российской империи

Окончившие курсы в учебных базах благополучно разъезжались по городам Российской Империи, и в местах дислокации создавали аналогичные мастерские по производству бомб, в сообщениях газет царской России, и в частности в мемуарах, можно встретить живые описания тех дней, что взорвалась такая-то химическая лаборатория в такой-то квартире или частном доме по неосторожности в ходе изготовлении бомбы или новости об изъятии бомб с оружием, в ходе успешной операции полиции.

Также организованные группы издавали на печатных станках специализированную литературу методического характера и рекомендации по проведению диверсионно-террористических актов, в упомянутой литературе содержались специальные рекомендации профессиональных инструкторов.

Корзина с бомбами, находившаяся в большевистской школе-лаборатории в деревне Хаапала (1907)


Пример, восстание в Нижнем Новгороде, 8 декабря 1905 года прямо в цехах Сормовского завода и практически в открытую рабочие начали изготавливать самодельное холодное оружие и бомбы. Токарь Париков по заранее сделанным чертежам собрал самодельную пушку, в литейном цехе для неё были отлиты снаряды.

В итоге было сформировано несколько вооруженных отрядов, наиболее боеспособной из которых была боевая рабочая дружина во главе с Павлом Мочаловым, насчитывавшая около 200 человек. Ещё один такой отряд был сформирован в Канавине во главе с Сергеем Акимовым.

Находившийся на заводе фабричный инспектор прямо докладывал местным властям: "Рабочими заготовляется оружие в громадном размере, горны и точила заняты, забирается много стали самовольно, а также переделываются напильники и прочее".

"Положение в Сормове крайне опасное. Завтра могут быть беспорядки. Войск нет".

12 декабря в 10 часов утра на заводе началось восстание. Отряды рабочих начали брать под контроль прилегающую территорию. Весь день происходили стычки и перестрелки, обе стороны понесли потери.

13 декабря шеф жандармов полковник Левицкий докладывал начальству: "Насильственно остановлены действия телеграфа, телефона, вокзал в руках комитета во главе с Акимовым. В Сормове баррикады, телефонные столбы спилены". По приказу губернатора в Сормово были переброшены казаки и рота жандармов с пушками.

В восстании принимали участие не только социал-демократы, но и представители других политических направлений, в том числе эсеры, отнюдь не умаляет роли социал-демократов и их активных функционеров в его организации, подготовке и проведении. Нижегородский комитет РСДРП оставался вдохновителем восстания, охватившим нижегородский пролетариат, служащих, молодежь. Главным для социал-демократов в период революции было не то, кто воюет на баррикадах, а чтобы воюющих было как можно больше, независимо от их политических воззрений и криминального прошлого.

Главная сормовская баррикада возле Сормовской церковно-приходской школы (1905)

Кто-нибудь помнит октябрьское воззвание 1905 года В.И.Ульянова в боевой комитет:

"Я с ужасом, ей-богу с ужасом, вижу, что о бомбах говорят больше полгода и ни одной не сделали!.. Пусть тотчас же организуются отряды от 3-х до 10, до 30 и т.д. человек. Пусть тотчас же вооружаются они сами, кто как может, кто револьвером, кто ножом, кто тряпкой с керосином для поджога...

Одни сейчас же предпримут убийство шпика, взрыв полицейского участка, другие - нападение на банк для конфискации средств... Пусть каждый отряд сам учится хотя бы на избиении городовых: десятки жертв окупятся с лихвой тем, что дадут сотни опытных борцов...

Даже и без оружия отряды могут сыграть серьезнейшую роль... забираясь на верх домов, в верхние этажи и т.д., и осыпая войско камнями, обливая кипятком...

Убийство шпионов, полицейских, жандармов, взрывы полицейских участков, освобождение арестованных, отнятие правительственных денежных средств... такие операции уже ведутся везде..." Ленин, Октябрь (16-го и позднее) 1905 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.11. С. 336-337, 338, 340, 343.)

Великий конспиратор Ленин в гриме во время последнего подполья

В. И. Ульянов часто менял липовые паспорта на другие имена и фамилии, исколесил всю Западную Европу, не редко жил в Германии, Швейцарии и в Лондоне под фамилией Рихтер.

Пропуск на Сестрорецкий оружейный завод на имя К. П. Иванова

Размах терроризма начала века по статистике Анна Гейфман, начиная с октября 1905 года в Российской Империи было убито и ранено 3611 государственных чиновников.

К концу 1907 года это число увеличилось почти до 4500 человек. Вместе с 2180 убитыми и 2530 ранеными частными лицами общее число жертв в 1905-1907 годах Гейфман оценивает числом более 9000 человек. По официальной статистике, с января 1908 года по середину мая 1910 года произошло 19957 террористических актов и экспроприаций, в результате которых было убито 732 госчиновника и 3051 частное лица, при этом 1022 госчиновника и 2829 частных лиц были ранены.

Полагая, что значительная часть местных терактов не попала в официальную статистику, Гейфман общее число убитых и раненых в результате террористических актов в 1901-1911 годах оценивает числом около 17000 человек.

Массовым явлением после начала революции стали экспроприации. Так, только в октябре 1906 года в стране было зафиксировано 362 случая экспроприаций. В ходе экспроприаций, по данным Министерства финансов, с начала 1905 года по середину 1906 года банки потеряли более 1 миллиона рублей.

В крупных городах России самой активной в террористических акциях была партия социалистов-революционеров.

Позднее, некоторые из нижеописанных трансформировавшихся, и модернизованных политических партий, и групп вошли в Государственную думу Российской империи (Манифест от 6 августа 1905 года император Николай II учредил Государственную Думу).

Торжественное открытие Государственной думы и Государственного совета. Зимний дворец. 27 апреля 1906. Фотограф К. Е. фон Ганн

Таврический дворец

Правые:

Русское собрание (1900-1917).
Союз русского народа (1905-1917).
Союз русских людей (1905-1911, формально до 1917).
Русская монархическая партия (1905-1917, с 1907 - Русский монархический союз).
Объединённое дворянство (1906-1917).
Русский народный союз имени Михаила Архангела (1907-1917).
Всероссийский национальный союз (1908-1912).
Партия умеренно-правых (1909-1910).
Всероссийский Дубровинский Союз Русского народа (1912-1917).
Отечественный патриотический союз (1915-1917).
Союз 17 октября (1905-1917).

Центристские:

Конституционно-демократическая партия (1905-1917). Лидер - П. Н. Милюков.
Торгово-промышленный союз Российской империи (1905).
Прогрессивно-экономическая партия Российской империи (1905).
Торгово-промышленная партия Российской империи (1905-1906).
Партия правового порядка (1905-1907). Лидер
Партия мирного обновления (1905-1907).
Партия демократических реформ (1906-1907).
Прогрессивная партия (1912-1917).

Левые:

Российская социал-демократическая рабочая партия (с 1898).
Большевики.
Меньшевики.
Группа «Вперёд» (1909-1913).
Межрайонная организация объединённых социал-демократов (1913-1917).
Партия социалистов-революционеров (1902-1921).
Трудовая народно-социалистическая партия (1905-1918, народные социалисты, энесы).
Союз социалистов-революционеров-максималистов (1906-1911, эсеры-максималисты).
Трудовая группа (1906-1917).
Народная воля
Черный передел
Молодая партия «Народная воля»
Земля и воля
Свобода или смерть
Мстители
Молода́я Росси́я
Группа «Вперёд»
Группа Николаева, Белевского, Серебрякова. П. Николаев
Группа Попко, Лизогуба, Осинского
Боевая организация
Летучий боевой отряд Северной области
Летучий боевой отряд Центральной области
Московская оппозиция партии социалистов-революционеров
Союз социалистов-революционеров максималистов
Боевая дружина большевиков.
Аграрный терроризм.
Анархотерроризм.
Группа анархистов-коммунистов.
Группа анархистов-коммунистов «Террор».
Объединенная группа анархистов и максималистов.
Группа анархистов-коммунистов «Хунхузы».
Группа Анархия.
Группа анархистов-коммунистов «Красная сотня».
Группа «Черный ворон».
Группа «Красное знамя».
Летучий отряд анархистов-коммунистов.
Свободная группа политических террористов.
Чернознаменцы

Украинские:

Украинская социалистическая партия (1900-1904).
Революционная украинская партия (1900-1905).
Украинская народная партия (1902-1907).
Украинская партия социалистов-революционеров (1903-1918).
Украинская демократическая партия (1904).
Украинская радикальная партия (1904-1905).
Украинский социал-демократический союз («Спилка» 1904-1913).
Меленевский. Входила в РСДРП (меньшевистская).
Украинская демократическо-радикальная партия (1905-1908).
Украинская социал-демократическая рабочая партия (1905-1918).
Украинская национально-демократическая партия.
Украинская революционная партия («самостийников»).
Украинская радикально-демократическая партия.

Белорусские:

Белорусская социалистическая громада (1902-1918).

Конституционно-католическая партия Литвы и Белоруссии. Эта консервативно-клерикальная партия в годы революции 1905-1907 гг. действовала на территории Белоруссии. Она была создана по инициативе духовенства и проживавших в Белоруссии поляков. Идеологической основой партии был католицизм. В программе партии (1906 г.) основной задачей провозглашалось объединение всех католиков-поляков, литовцев, белорусов “в одну могущественную партию” с целью борьбы с царским правительством “для развития и благосостояния края”. Защита религиозных чувств верующих от православной религиозной экспансии была основной задачей партии. 1907 г. виленский генерал-губернатор распустил ее.

Еврейские:

Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России «Бунд» (начало 1890-х-1921).
Еврейская социал-демократическая рабочая партия «Поалей Цион» (1900-1928).
Сионистско-социалистическая рабочая партия (1904-1917).
Социалистическая еврейская рабочая партия (СЕРП, 1906-1917).
Фолкспартей (Народная партия, 1906-1917).
Еврейская территориалистическая рабочая партия.
Объединённая еврейская социалистическая рабочая партия (1917-1920).

Армянские:

Социал-демократическая партия Гнчакян (с 1887).
Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» (с 1890).
Армянская социал-демократическая рабочая организация.
Дфай.
Мудафе.
Иттифаг.
Эшемс.

Мусульманские:

Мусульманская социал-демократическая партия «Гуммет» (азербайджанская, 1904-1920).
Иттифак аль-Муслимин («Союз мусульман») (1905-1907).
Мусульманская демократическая партия «Мусават» (азербайджанская, 1911-1920).
Ичтимаи-е-Амиюн (Социальная демократия, 1906-1916).
Адалят («Справедливость», 1916-1920).
Партия Алаш (казахская, 1917-1920).

Польские:

Интернациональная социально-революционная партия «Пролетариат» (Первый или Великий Пролетариат, 1882-1886.
Социально-революционная партия «Пролетариат» (Второй или Малый Пролетариат, 1888-1893..
ППС-Пролетариат (Третий Пролетариат, 1900-1909). Лидер - Л. С. Кульчицкий.
Польская социалистическая партия (с 1892).
Социал-демократия Королевства Польского и Литвы (с 1893).
Национально-демократическая партия Польши (с 1897).
Польский прогрессивно-демократический союз (с 1904).
Партия реальной политики (с 1905).
Польская социалистическая партия - левица (с 1906).
Польская социалистическая партия - революционная фракция (1906-1909).
«Варшавскую боевую дружину».
Просвещение люда,
Польская Лига,
Народовый Скарб,
Народоный рабочий союз,
Польский союз Белого Орла
Польский Народный Союз
Партия польской государственности,
Союз национального образования,
Союз возрождения польского народа,
Союз польской молодежи,
Союз польских рабочих,
Кружок борьбы с Россией.

Финляндские:

Фенноманы (XIX век).
Свекоманы (Шведоманы, 1860-е-1906).
Либеральный клуб (1877-1880).
Финская партия (1879-1918).
Либеральная партия (1880-1918).
Шведская партия (1882-1906).
Союз женщин Финляндии (1892-1938).
Младофинская партия (1894-1918).
Социал-демократическая партия Финляндии (с 1899). Лидер - В. Таннер.
Конституционная партия (1902-1918).
Финляндская партия активного сопротивления (Партия активистов, 1904-1908).
Финская коалиционная партия (1905-1907).
Финская прогрессивная партия (1905-1908).
Союз сельских рабочих (1905-1915)
Финская народная партия (1905-1918).
Шведская народная партия (с 1906).
Аграрный союз (1906).
Рабочий христианский союз Финляндии (1906-1923).
Народно-социалистическая партия Финляндии (1913-1915).

Литовские:

Литовская социал-демократическая партия (лит. Lietuvos socialdemokratų partija, LSDP). Обиходное название: Литовская социал-демократия. Старейшая политическая партия Литвы. Была создана в 1896 году.

Литовская демократическая партия (лит. Lietuvių demokratų partija, LDP). 1902-1920. Выступала за автономию Литвы в Российской империи, за национальное единство, в поддержку богатых крестьян. Во время Первой мировой войны пережила несколько расколов и стала неактивной. Официально распущена в 1920 году.

Литовский крестьянский союз (лит. Lietuvos valstiečių sąjunga, LVS). 1905-1922. Создан группой членов Литовской демократической партии. Занимал леволиберальные позиции, выступая за то, чтобы земля принадлежала только тем, кто на ней работает. Объединился в Литовский крестьянский народный союз.

Литовский христианско-демократический союз (лит. Lietuvių krikščionių demokratų sąjunga, LKDS). 1905-1906. Не получив поддержки католической церкви партия распалась.

Национальная демократическая партия (лит. Tautiškoji demokratų partija, TDP). 1905-1913. Создана группой националистически настроенных членов Литовской демократической партии во главе с Йонасом Басанавичюсом. Выступала за политическую автономию Литвы, демократическое управление и самоуправление, исключительные права литовцев, литовского языка и культуры. После 1907 года активность партии почти прекратилась. Членом партии был будущий президент Литвы Антанас Сметона.

Партия национального прогресса (лит. Tautos pažangos partija, TNP). 1916-1924. Объединилась с Союзом литовских землевладельцев в Союз литовских националистов.

Эстонские:

Эстонская национальная прогрессивная партия (эст. Eesti Rahvameelne Eduerakond, ERE; 1905-1917). Первая политическая партия Эстонии, созданная юристом, общественным деятелем и издателем Яаном Тыниссоном во время Русской революции 1905 года. Конституционная монархия, автономизм, эстонский национализм. Союзник Конституционно-демократической партии. Реорганизована в Эстонскую демократическую партию.

Эстонское социал-демократическое рабочее объединение (эст. Eesti Sotsiaaldemokraatlik Tööliste Ühendus; 1905). Социал-демократия, федерализм, автономизм. Фактически разгромлена в ходе подавления Первой русской революции 1905-1907 годов, лидеры подверглись репрессиям или эмигрировали.

Балтийская конституционная партия (эст. Balti Konstitutsiooniline Partei; 1905-1917). Создана остзейскими немцами. Другое название - Конституционная партия Эстонии (эст. Eestimaa Konstitutsiooniline Partei). Конституционная монархия, консерватизм.

Эстонская партия социалистов-революционеров (эст. Eesti sotsialistide-revolutsionääride Partei, ESRP; 1905-1919). Создана как филиал российской Партии эсеров. Самостоятельная партия с сентября 1917 года. Раскололась по вопросу независимости Эстонии, после чего левое крыло присоединилось к коммунистам. Вошла в Независимую социалистическую партию трудящихся.

Латвийские:

Партия революционных социалистов Латвии (до 1913 г. - Латышский социал-демократический союз). Образована в 1900 г. Основными программными идеями были социальное и национальное освобождение трудящихся Латвии, создание независимого латвийского государства.

Как видно из последовавших событий революции 1917 года, кроме внутренних проблем Российской империи, существовали дополнительные - российские либерально оппозиционные организации, действующие на протяжении десятилетий внутри Российской Империи, и за её приделами, в частности за рубежом в Швейцарии (Женева) центр русской политической эмиграции и главный штаб русской революции, мастерски манипулируя и разжигая национальную, религиозную, и социальную рознь, умело играя на недостатках системы Российской Империи, они всё же преуспели в ремесле подрывания целостности могущественной Российской Империи, пропагандируя во всех слоях населения РИ идеи западного социализма.

Правообладатель иллюстрации РИА Новости Image caption Дмитрий Каракозов за несколько месяцев до покушения

3 (15) сентября 1866 года на Васильевском острове в Петербурге за покушение на Александра II был повешен Дмитрий Каракозов.

"Этот выстрел рассек надвое русскую историю. Открыть новую эру суждено было высокому, светловолосому, хмуро-молчаливому молодому человеку с длинным лошадиным лицом, низким голосом и тяжелым взглядом. Пуля, приготовленная им для императора, не достигла цели; но именно она принесла смерть Сипягину и Столыпину, Володарскому и Урицкому, Николаю II, Мирбаху, Кирову, бессчетным жертвам Гражданской войны и сталинских репрессий", - писал историк Анджей Иконников-Галицкий.

Маленький камешек обрушивает лавину. Толчок процессу, последствия которого сказываются через 150 лет, дала, по мнению современников и позднейших исследователей, заурядная личность.

Выстрел мимо

Неудачные покушения на Александра II

  • 25 мая 1867 года: Во время визита в Париж, когда русский царь и император Наполеон III возвращались с военного смотра в открытой карете, в гостя дважды выстрелил поляк Антон Березовский. Офицер охраны толкнул нападавшего, пули попали в лошадь. Наполеон сказал: "Сейчас мы узнаем, в кого целились. Если итальянец, то в меня, если поляк - в вас". Березовский был приговорен к пожизненной каторге в Новой Каледонии, замененной вечной ссылкой, и помилован спустя 40 лет.
  • 2 апреля 1879 года: Недоучившийся студент Александр Соловьев трижды выстрелил из револьвера с близкого расстояния в императора, совершавшего утреннюю прогулку вокруг Зимнего дворца. Промахнулся, был схвачен на месте покушения, осужден и повешен.
  • 19 ноября 1879 года: Попытка подрыва царского поезда под Москвой по пути из Ливадии. Народовольцы во главе с Андреем Желябовым и Софьей Перовской знали, что первым должен идти багажный состав, но в Харькове его паровоз сломался, и первым двинулся царский поезд. При взрыве мины под багажным составом пострадали несколько человек. Организаторы были позднее арестованы и повешены.
  • 5 февраля 1880 года: Народоволец Степан Халтурин, устроившийся на работу столяром в Зимний дворец, заложил два пуда динамита под залом, где должен был проходить обед в честь приезда принца Гессенского. Из-за опоздания поезда принца бомба сработала, когда высокопоставленных особ в помещении не было. Погибли 11 и получили травмы 56 слуг и солдат. Халтурин в 1882 году был схвачен в момент убийства им и еще одним народовольцем одесского прокурора Стрельникова, отказался назваться, и его личность установили лишь после казни.

4 апреля около четырех пополудни Александр II закончил обычную прогулку в Летнем саду и вышел на Невскую набережную.

Охраны при императоре в те времена не было, только по тротуару с наружной стороны ворот прохаживался полицейский, а возле экипажа ждал жандармский унтер, вставший при виде царя по стойке "смирно".

Прохожие, как всегда, задержались поглазеть на государя.

Александр, подобрав длинные полы шинели, готовился сесть в коляску. В этот момент очевидцы услышали громкий хлопок и увидели бегущего молодого человека. Полицейский и жандарм кинулись вдогонку, повалили, отобрали тяжелый двуствольный пистолет и принялись бить. Закрывая лицо руками, человек крикнул: "Дурачье, ведь я для вас же, а вы не понимаете!"

Царь первым делом поинтересовался у стрелка, не поляк ли он. Не получив удобного объяснения, спросил, зачем он это сделал. Террорист ответил: "Ваше Величество, Вы обидели крестьян!" (такова была инерция привычки, что даже цареубийцы в глаза и за глаза называли монарха "величеством" и "государем").

Александр отправился на благодарственный молебен в Казанский собор, а преступник на допрос в Третье отделение на Фонтанке.

В кармане у него нашли экземпляр сочиненной им прокламации "Друзьям-рабочим!": "Грустно, тяжко мне стало, что погибает мой любимый народ, и вот я решил уничтожить царя-злодея. Умру с мыслью, что принес пользу дорогому моему другу - русскому мужику. Верую, что найдутся люди, которые пойдут по моему пути".

Написанное нарочито простонародным языком обращение содержало в основном нападки на богатых и призывы к имущественному равенству, которое, по мнению автора, есть рай.

Арестованный назвался крестьянином Алексеем Петровым и отказался от дальнейших показаний. Но при нем обнаружили медицинский рецепт, вышли на доктора, который знал о пациенте, что тот приехал из Москвы, и, главное, указал гостиницу, в которой он остановился. При обыске в номере жандармы нашли неотправленное письмо двоюродному брату Николаю Ишутину и от него узнали настоящее имя террориста.

"Спаситель"

Спустя несколько часов на торжественном приеме в Зимнем дворце начальник Третьего отделения князь Долгоруков сообщил сенсацию: оказывается, пуля пролетела выше головы императора, потому что случайно очутившийся рядом крестьянин Осип Комиссаров "отвел злодейскую руку".

Александр, разумеется, пожелал видеть его и тут же под громовое "ура" возвел в дворяне.

Многие современники подозревали в этом пиар-ход, особенно потому, что Комиссаров удачно оказался родом из Костромской губернии, как Иван Сусанин.

"Нахожу весьма политичным изобрести подобный подвиг", - писал жандармский офицер, участник следствия по делу Каракозова Петр Черевин, а министр внутренних дел Петр Валуев отмечал, что роль Комиссарова не подтверждена данными следствия.

Комиссарова наградили деньгами, подарили дом, стали приглашать на бесчисленные официальные и светские мероприятия, где он поражал всех зажатостью и косноязычием.

Его супруга принялась ходить по дорогим магазинам и напрашиваться на подарки, скромно представляясь: "Я - жена Спасителя".

Примерно через полгода Комиссаров исчез из публичного пространства и впоследствии умер от алкоголизма.

Путь к террору

После половинчатого упразднения крепостного права в 1861 году интеллигенция решила, что крестьян ограбили и обманули.

  • Освобождение наполовину

Одним из тех, кто не хотел ждать, и даже Герцена счел соглашателем, был сын мелкопоместных пензенских дворян 25-летний Дмитрий Каракозов.

Довольно ликовать! - шепнула Муза мне. - Пора идти вперед. Народ освобожден, но счастлив ли народ? Николай Некрасов, поэт

Позднее в русский террор придут Нечаев, Желябов, Савинков, Гершуни, Азеф - "демоны революции", разносторонние таланты, хладнокровные расчетливые авантюристы, прирожденные вожаки.

Большинство террористов первой волны были неудачниками с не сложившимися судьбами и неустойчивой психикой, легко переходившими от эйфории к депрессии, с неутоленными амбициями и обидой на весь свет.

"Французская революция случилась после Корнеля и Вольтера на плечах Мирабо, Бонапарта, Дантона, энциклопедистов. А у нас экспроприаторы, убийцы, бомбоносцы - это бездарные литераторы, студенты, не кончившие курса, адвокаты без процессов, артисты без таланта, ученые без науки", - писал Федор Достоевский.

Многие отличались в отрочестве преувеличенной религиозностью, от которой переходили к столь же экзальтированному атеизму, заменив Бога Идеей. Похоже, им хотелось не столько поразить жертву и добиться какого-то результата, сколько сподобиться мученичества.

Каракозов пошел в революцию под влиянием своего ровесника Ишутина, который рано остался сиротой и воспитывался у его родителей.

Немного поучившись в Казанском университете, Каракозов перевелся в Московский. Ишутин слушал лекции там же в качестве вольноопределяющегося, поскольку и гимназию не окончил.

По воспоминаниям их общей знакомой, впоследствии знаменитой судебной журналистки Елены Козлининой, Ишутина "заставила лезть в герои" любовь к некой девушке необыкновенной красоты в сочетании с неспособностью молодого человека проявить себя в науке.

"Каракозов был еще серее и еще озлобленнее Ишутина: учиться он положительно не мог, и, не умея ни к чему приспособиться, перекочевывал из одного университета в другой. И всюду его угнетала беспросветная нужда. Это и сделало его готовым на всякое дело в отместку за свои неудачи", - утверждала Козлинина.

Народничество погибало не под ударами полиции, а в силу настроения тогдашних революционеров, которым во что бы то ни стало, хотелось отомстить правительству за преследования и вообще вступить с ним в непосредственную борьбу Георгий Плеханов, марксист

По данным медиков, обследовавших Каракозова после ареста, он страдал хроническим колитом вследствие неправильного питания, и постоянно мучился болями в желудке.

Страстно желавший быть лидером Ишутин основал студенческий кружок, названный им просто и незамысловато: "Организация". Целью являлись пропаганда социализма и помощь бедным студентам путем создания на артельных началах переплетной мастерской.

Внутри "Организации" возникло законспирированное, впрочем, неумело, ядро под претенциозным именем "Ад".

Во время посиделок за чаем с сахаром вприкуску и дешевой колбасой Ишутин толковал о цареубийстве, которое вызовет "общий великий бунт"; рассказывал байки о знакомом, якобы отравившем отца, чтобы отдать наследство на дело революции; фантазировал, будто входит в руководство могучего международного комитета, готовящего переворот во всей Европе.

"Многие знали о существовании "Ада", но относились к этому как к болтовне молодых людей", - утверждала в воспоминаниях Козлинина.

Как предполагает историк Эдвард Радзинский, жандармы не могли не ведать о происходящем, но были не прочь, чтобы участники кружка выкинули что-нибудь громкое и дали повод для завинчивания гаек.

Согласно показаниям арестованных ишутинцев, Каракозов, примкнувший к ним в 1865 году, на сходках в основном отмалчивался. А потом, никому ничего не сказав, отправился в Петербург убивать царя.

Согласно показаниям выписывавшего ему лекарства доктора Кобылина, последние дни он находился на грани нервной горячки.

Вп ервы е после Пугачева

По имеющимся данным, Каракозова хотели объявить умалишенным: не может русский человек, будучи в здравом уме, покушаться на государя. Александр предложение отверг.

Большую часть времени в Алексеевском равелине Каракозов молился.

10 августа начался процесс в Верховном уголовном суде под председательством князя Петра Гагарина - в том же доме коменданта Петропавловки, где ровно 40 лет назад судили декабристов.

Каракозов написал царю: "Прошу у Вас прощения как христианин у христианина и как человек у человека".

На следующий день ему объявили: "Его Величество прощает вас как христианин, но как Государь простить не может".

Каракозова повесили на Смоленском поле Васильевского острова при большом стечении народа. То была первая публичная казнь в России после Емельяна Пугачева.

Набросок приговоренного на эшафоте нарисовал 22-летний Илья Репин.

Ишутину объявили о замене казни пожизненным заключением, уже накинув на него балахон. Он сидел в Шлиссельбургской крепости и умер в 1879 году на Карийской каторге в состоянии мрачного помешательства.

Реакция

Александр II был взбешен и оскорблен. Я дал им свободу, а в меня за это пулей? При отце пикнуть не смели! Тщетно брат Константин напоминал императору его собственные слова: "Ни слабости, ни реакции".

Какие страшные люди восстали из могил! Петербург погибал. Все припоминалось и отмщалось. Отовсюду устремлялись стада "благонамеренных" Михаил Салтыков-Щедрин, писатель

Главой следственной комиссии был назначен граф Михаил Муравьев по прозвищу "Муравьев-вешатель". После беспощадного подавления польского восстания 1863 года он стал чудовищем в глазах Европы и либеральной России и был отправлен в почетную отставку по принципу: "Мавр сделал свое дело". Теперь знаковый персонаж вернулся в политику.

В ходе высочайшей аудиенции Муравьев потребовал чистки правительства. "Все они космополиты, приверженцы европейских идей", - заявил он. Так впервые в России было использовано в качестве политического ярлыка слово "космополит", впоследствии полюбившееся Сталину.

Немедленно лишились постов петербургский генерал-губернатор Александр Суворов (внук великого полководца), шеф жандармов Василий Долгоруков и "распустивший молодежь" министр просвещения Александр Головнин.

Их сменили известные ретрограды: Федор Трепов, в которого спустя 12 лет будет стрелять Вера Засулич, Петр Шувалов, по сути получивший премьерские полномочия, и Дмитрий Толстой, вскоре прозванный "проклятием русской школы".

Пересол верноподданнических заявлений становится утомительным. Местные власти их нерассудительно возбуждают канцелярскими приемами Петр Валуев, министр внутренних дел

Был закрыт журнал "Современник", хотя главный редактор Николай Некрасов пытался спасти свое детище, сочинив оду Муравьеву, в чем каялся до смерти.

Сразу после "чудесного спасения" выпившие на радостях патриоты принялись срывать шапки с прохожих, по их мнению, недостаточно ликовавших, и бить длинноволосых (так ходили студенты).

Муравьев умер за два дня до вынесения приговора Каракозову, но царь по-прежнему и слышать не хотел о либерализации.

Потерянное время

Правообладатель иллюстрации РИА Новости Image caption Историки называют Александра II жертвой нерешительности и непоследовательности и порой сравнивают с Михаилом Горбачевым

"Начинать реформы в России опасно. Но куда опаснее их прекращать", - пишет Радзинский.

Александр лишился своей главной опоры - здравомыслящих сторонников прогресса в рамках стабильности.

Идеи радикалов были сомнительны, а методы порой ужасны, но их жертвенность вызывала сочувствие, а политика властей - раздражение.

Правительство сейчас не поддерживает никто Николай Милютин, военный министр

Предсказание Каракозова о людях, которые пойдут следом за ним, сбылось на сто процентов.

В 1869 году Нечаев сочинил жуткий "Катехизис революционера", вдохновивший Федора Достоевского на провидческий роман "Бесы", а Владимира Ленина на создание "партии нового типа".

В 1878-м присяжные демонстративно, под аплодисменты даже части высшего света оправдали Веру Засулич - при том, что в жюри, понятно, заседали не нигилисты.

В 1877-1878 годах император попытался сплотить общество войной за "освобождение славянских братьев от османского ига".

Энтузиазм возник, но быстро улетучился, когда болгары не выказали особой благодарности, геополитические плоды пожали Англия и Германия, а Россия получила только аннинские шашки для флигель-адъютантов, да бесконечные ряды могил рядовых солдат, по циничному выражению генерала Драгомирова, "святой скотинки".

Лишь в 1880 году Александр, переживший к тому времени пять покушений на себя, вернулся на путь реформ, поставив во главе правительства Михаила Лорис-Меликова с его "диктатурой сердца".

Но машина охоты на императора уже набрала обороты.

Как во всем мире

Терроризм как средство политической борьбы - явление сравнительно новое.

Древняя и средневековая история запомнили только две подобные организации, причем обе действовали на Ближнем Востоке: иудейских сикариев в I веке нашей эры и шиитскую секту низаритов ("ассассинов"), в XII-XIII веках наводившую ужас на крестоносцев и местных суннитских правителей.

Вероятно, аристократия находила убийства из-за угла низменным делом, а простые люди не умели создавать эффективные законспирированные структуры. Оружием первых была война, вторых - бунт.

Начал вырабатываться новый тип революционера. Обрисовывалась сумрачная фигура, озаренная точно адским пламенем, которая с взором, дышащим вызовом и местью, стала пролагать свой путь среди устрашенной толпы. То был террорист! Сергей Кравчинский, народоволец

Терроризм расцвел в XIX веке с появлением образованного среднего класса. Россия не стала исключением и отнюдь не была в этом вопросе впереди планеты всей.

Лишь до 1900 года жертвами политического террора стали британский премьер Спенсер Персиваль и его японский коллега Тосимити Окубо, президенты США Авраам Линкольн и Джеймс Гарфилд, президент Франции Сади Карно, австро-венгерская императрица Елизавета (Сисси), персидский шах Насер ад-Дин и итальянский король Умберто I, не считая фигур меньшего масштаба.

Между прежним и теперешним терроризмом имеется важная разница не в пользу современности.

Русские народовольцы и западные анархисты и националисты убивали правителей и их высокопоставленных подручных, которых, с большим или меньшим основанием, считали тиранами и врагами общества. Шантажировать власти, взрывая и захватывая ни в чем не повинных и ни к чему не причастных обывателей, тогда никому не приходило в голову.

Оригинал взят у pravdogovorun в

Ниже расписано, как из обычных людей, молодых ребят, делают террористов, а из женщин смертниц. Это реально страшно. И всё больше русских попадает в их сети.

Вроде бы дико и, на самом деле причины дикие, но работает ведь... Ужас просто... И что самое ужасное, порой все эти процессы происходят на наших глазах. Когда агитаторы, не скрываясь, "вещают" в центре Москвы, например. И это вызывает уже тогда большие вопросы.

В крупных городах России сегодня действует разветвленная сеть по вербовке террористов.

Свое внимание идеологи смерти сосредоточили на образованных молодых людях. Меняется и национальный состав будущих боевиков. Теперь это не только и не столько выходцы с Северного Кавказа и даже не представители других мусульманских народов России.

Главной питательной средой для бандподполья становятся русские. Как юноши и девушки из благополучных семей превращаются в фанатиков и убийц? Технология вербовки на волгоградском примере. В дагестанском селе Гуниб, где родилась и долго жила Наида Асиялова, те, кто ее знали, не могут прийти в себя. Соседи, друзья семьи, знакомые, учителя школы, которую когда-то закончила Наида. Все вспоминают — была обычная девушка, выросла в любви, в заботе. Воспитывали, в основном, бабушка и дед, мама — почтальон по профессии — очень много работала.

По словам знакомых, особо религиозной девушка не была, одевалась современно, потом вышла замуж за турка, уехала в Москву. А потом что-то случилось, и Наида полностью ушла в религию. Стала посещать мечеть и носить платок, что, впрочем, вполне соответствует традиционному исламу. Однако в ее религиозности была какая-то одержимость. И это было совсем не похоже на ту девушку которую все знали раньше.

Мать Наиды Асияловой сегодня весь день допрашивали в следственном комитете в Махачкале. Говорят, что когда вечером к ней приехали оперативники, она даже не могла разговаривать, настолько была шокирована поступком дочери. В подмосковном городе Долгопрудный, родители мужа Асияловой студента Дмитрия Соколова тоже в состоянии шока. Рассказывают, что молодые люди познакомились около двух лет назад. Девушка родителям даже понравилась, спокойная, воспитанная, и ничего, что она была старше сына. Родители сняли для них квартиру в доме напротив. Дмитрий заинтересовался исламом, стал посещать московскую мечеть в районе Отрадное. Некоторые прихожане и продавцы магазинчиков при мечети помнят Соколова.

А вскоре начались странности. Сын стал поздно приходить домой: в два-три часа ночи. Говорил, что общается с друзьями, молодыми мусульманами. Потом пошел на курсы арабского языка. Они находятся на юге Москвы. Сегодня здесь было закрыто, занятий не проводилось. Однако курсы по-прежнему работают. После одного из занятий Дмитрий Соколов не вернулся домой.

Нашелся Дмитрий Соколов в Дагестане, куда ранее уехала Наида, а чуть позже молодой человек взял имя Абдул Джабар и ушел в банду. По версии следователей, Наида Асиялова была как раз вербовщицей боевиков, и ее знакомство с Соколовым было совсем неслучайным. На самом деле, по всей России действует отлаженная сеть по вербовке в терористические ячейки молодых мусульман — неважно даже русских, аварцев, татар или чеченцев. Работают через соцсети, появляется группа в вузе или где-то еще и начинают заманивать. Если это парень, то привлекают романтикой. Ты не любишь ментов? А мы их вообще убиваем.

Вербовщики — отличные психологи. Они тщательно подбирают кандидата. Желательно, чтобы у него было немного друзей, чтобы он был замкнутый, еще лучше — чтобы были проблемы в семье, чтобы была необходимость восполнить недостаток общения, и повысить самооценку. Парню объясняют, что есть правильный ислам, этот тот который вот тут, в их маленькой группе и неправильный. А потом ему предлагают первое задание - передать, например, посылку какому-то знакомому. Дальше задания уже более конкретные — передать оружие, перегнать машину, потом теракт, и все — обратной дороги уже нет. Он повязан кровью и коллективной ответственностью. Причем, среди боевиков среднего и высшего звена все чаще стали появляться русские.

Среди боевиков и командиров русских больше, чем татар, ингушей и чеченцев вместе взятых. С девушками ситуация чуть иная. Их сразу рассматривают как потенциальных смертниц. Обычно девушку сначала обрабатывают по той же схеме, рассказывают про правильный и неправильный ислам. Потом она становится женой, точнее сожительницей какого-нибудь боевика или полевого командира. После его неизбежной гибели, она становится женой другого члена бандподполья. А потом начинается новый этап — подготовка к самоподрыву.

Ей говорят что он находится в раю, этот боевик, и она может с ним воссоединиться, совершив такой, как ей говорят, героический поступок. То есть, взорвав себя и какое-то количество неверных. Почти все террористки-смертницы, задействованные в терактах последних десяти лет, были вдовами боевиков. Причем не стоит думать, что агитацию и вербовку ведут как-то тайно, под покровом ночи. Все происходит вполне открыто. Вот съемки, сделанные как раз в той столичной мечети в Отрадном, которую посещал Соколов. После молитвы выходят люди, а на крыльце стоит агитатор. Причем слушают его и одобрительно реагируют на его слова.

После выступления агитатор спокойно уходит.

Возможно, и Дмитрий Соколов общался с каким-нибудь подобным вербовщиком, прежде чем уехать в Дагестан и стать подрывником.

Многие вербовщики - вот такие цивильные дяди.

По материалам "Вести.ру".

1 февраля (по православному "юлианскому" календарю) - годовщина рождения Б.В. Савинкова и Л.А. Тихомирова

РАЗБОЙНИКИ НА ГОЛГОФЕ


Убийство ради любви

…моя сила сломалась.
Я шел, шатался.
Огненный шар раскалялся…
И уже тяжкая подымалась
Радость. Радость от века -
Радость, что я убил человека.


Эти стихи были опубликованы в 1931 году в Париже уже после смерти их автора, прожившего недолгую и страшную жизнь.

Будущий проповедник и «аристократ» русского террора Борис Викторович Савинков появился на свет 19 января (по ст. ст.) 1879 года в городе Харькове в семье провинциального судьи.

В 24 года он стал одним из основателей Боевой организации партии эсеров, развязавшей в начале ХХ века чудовищную охоту на представителей государственной власти Российской империи. Под непосредственным руководством Савинкова были убиты министр внутренних дел Плеве и генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович. Но это лишь вершина кровавого айсберга. Общее число жертв эсеровского террора к 1907 году достигло более 6000 человек. И это не считая самих убийц, их родителей, жен и детей, которые тоже стали своеобразными жертвами террора. Как понять, во имя чего они исковеркали свою жизнь?
В те годы Савинков писал об этом так: «Воля народа - закон. Это завещали Радищев и Пестель, Перовская и Егор Сазонов. Прав или не прав мой народ, я - только покорный его слуга. Ему служу и ему подчиняюсь. И каждый, кто любит Россию, не может иначе рассуждать».

Сегодня, как и 100 лет назад, некоторым выгодно представить Савинкова и его соратников бандой бездушных космополитов, с радостью разрушавших Россию на еврейские деньги. Как видим, это не совсем так. Многие из них искренне верили, что, убивая чиновников, помогают Родине.

«Мы выросли в парниках, в тюрьме или в “вишневом саду”. Для нас книга была откровением. Мы знали Ницше, но не умели отличить озимых от яровых; “спасали” народ, но судили о нем по московским “Ванькам”. Мы были барами, народолюбцами из дворян», - позднее писал Савинков.

Решительные меры, предпринятые премьер-министром Столыпиным в 1907 году, в конце концов остановили волну террора и вынудили Савинкова бежать из России. В эмиграции его ждало новое разочарование. Его учитель, шеф и создатель боевой организации Евно Азеф оказался провокатором, двойным агентом той самой царской охранки, ради борьбы с которой Савинков изначально и ушел когда-то в террор.

Жизнь ни во что

Савинков решил уйти из революции в литературу. Написал «Воспоминания террориста» и еще несколько книг. Но его совесть была навеки обагрена кровью. Он не жил, а мучился: «В детстве я видел солнце. Оно слепило меня, жгло лучистым сиянием. В детстве я знал любовь - материнскую ласку. Я невинно любил людей, радостно любил жизнь. Я не люблю теперь никого. Я не хочу и не умею любить. Проклят мир и опустел для меня в один час: все ложь и суета». Всю оставшуюся жизнь Савинков ощущал на себе это проклятие. Он страдал от богооставленности. Но не мог, не хотел искать защиты у своего Творца.

«Какому богу мне молиться, чтобы он не оставил меня? Где моя защита и кто мой покровитель? Я один. И если нет у меня бога, я сам себе бог. Я не хочу молитвы рабов… Пусть Христос зажег словом свет. Мне не нужно тихого света. Пусть любовь спасет мир. Мне не нужно любви. Я один. Я уйду из скучного балагана». Написав эти страшные слова, он прожил еще 15 лет. Пытался примириться со своей страной в Первую мировую войну, помогать ее новым, скороспелым вождям после Февральской революции и даже защищать ее от коммунизма после Октябрьского переворота. Он устраивал новые заговоры и писал о них новые книги. Но все эти годы его душу разъедало отчаяние: «У меня нет дома и нет семьи. У меня нет утрат, потому что нет достояния. И я ко многому равнодушен. Мне все равно, кто именно ездит к Яру, - пьяный великий князь или пьяный матрос с серьгой: ведь дело не в Яре. Мне все равно, кто именно “обогащается”, то есть ворует, - царский чиновник или “сознательный коммунист”: ведь не единым хлебом жив человек. Мне все равно, чья именно власть владеет страной - Лубянки или Охранного отделения: ведь кто сеет плохо, плохо и жнет… Что изменилось? Изменились только слова».

В 1924 году Борис Савинков попал в руки чекистов при нелегальном переходе границы. На суде он неожиданно для многих признал советскую власть. Большевики приговорили его к 10 годам тюрьмы. Но 7 мая 1925 года он сам вынес себе и привел его в исполнение, выбросившись в лестничный пролет лубянской тюрьмы.

Задолго до смерти он написал: «Я не верую в рай на земле, не верую в рай на небе. Я не хочу быть рабом, даже рабом свободным. Вся моя жизнь - борьба. Я не могу не бороться. Но во имя чего я борюсь, не знаю».

Карьера подпольщика

А ведь у Савинкова был иной выход. Ему стоило только переступить через себя, через свое отчаяние, гордость, страх…

Мог ли он это сделать? Мог. Ему было дано довольно сил и времени. А главное, у него перед глазами находился живой образец человека, тоже посвятившего террору всю свою молодость, но нашедшего в себе мужество для покаяния. Ровно за 27 лет до рождения Савинкова, 19 января 1852 года, в военном укреплении Геленджик на Кавказе в семье военного врача родился великий русский мыслитель Лев Александрович Тихомиров.
«Русское правительство не имеет никакого нравственного влияния, никакой опоры в народе, вот почему Россия порождает столько революционеров, вот почему даже такой факт, как цареубийство, вызывает у огромной части населения радость и сочувствие! Из такого положения может быть два выхода: или революция, совершенно неизбежная, которую нельзя отвратить никакими казнями, или добровольное обращение верховной власти к народу. Исполнительный комитет обращается к Вашему Величеству с советом избрать второй». Когда Тихомиров написал эти строки, ему было 29 лет. Член Исполнительного комитета террористической партии «Народная воля» и редактор партийной газеты, он к этому времени пользовался непререкаемым авторитетом среди русских радикалов. Его друзья-заговорщики совершили наконец седьмое, «удачное» покушение на царя-освободителя Александра II. Россия застыла в ужасе. И вот он вместе с товарищами, желая «воспользоваться моментом», грозит и дерзко ставит условия сыну только что убитого императора Александру III. Насколько же бесчувственным нужно было быть, чтобы осмелиться на такое?

«С ранней юности, - вспоминал впоследствии Тихомиров, - я усвоил себе миросозерцание, которое тогда господствовало в “прогрессивных” слоях русского общества. Как и все, я воспринял эти взгляды еще тогда, когда не имел никаких самостоятельных наблюдений жизни, никакой самостоятельности критики, да не имел еще и достаточно созревшего для работы ума… Как и все зараженные “прогрессивным” мировоззрением, я узнал жизнь сначала по книгам».

Меньше чем через год грозившая престолу революцией «Народная воля» была полностью разгромлена. Тихомиров тайно уехал за границу. Он собирался наладить там выпуск подрывной антиправительственной литературы, с помощью которой можно было бы соблазнить террором новое молодое поколение российских граждан. Однако жизнь в свободной Европе и настроения в кругу русской революционной эмиграции разочаровали его так же сильно, как позднее Савинкова. «Моя личная практика заговорщика, мое мало-помалу увеличивающееся наглядное знакомство с действительностью французской политики, мое, наконец, теоретическое, тоже все накопляющееся знание социальных явлений - все меня убеждало, что наши идеалы, либеральные, радикальные, социалистические, есть величайшее умопомрачение, страшная ложь, и притом ложь глупая», - писал он.

Ренегат или реалист?

Тихомиров не враз переменил свои убеждения. Ему недостаточно было убедиться в нелепости революционных теорий, его деятельная душа жаждала новой реальной веры.

Христиане знают, что человеку, находящемуся в духовном поиске, часто посылаются очищающие душу скорби. Они должны не только смирить грешника, но и помочь ему вновь обрести связь с Богом через молитву. Таким событием для Льва Тихомирова стала тяжелая болезнь сына (впоследствии епископ Тихон; † 1955. - Ред.).

«Когда болезнь Саши подвергла меня настоящим пыткам, я, с одной стороны, почувствовал в себе прилив бороться до крайности, с другой - у меня появилось нечто вроде молитвы, - вспоминал позднее революционер. - Я не молился общепринятыми знаками, но я обращался к кому-то в душе, в сердце. К кому? Я не знал, и даже знал, что ни к кому, а все-таки обращался… Я молил кого-то о пощаде, я кому-то давал обеты. Я иногда говорил в себе: Господи, если Ты есть, помоги… И вера вливалась в меня с каждым днем, вера беспорядочная, неясная, вера неизвестно во что. Веру ясную, догматическую мне неоткуда было взять, и я еще о ней мало думал… Мои таинственные беседы с Евангелием большей частью касались чисто высших вопросов миросозерцания. Что правда? В чем обязанность моя? Но случалось, искал я утешения и совета своим безвыходным материальным положением. И вот в одну такую минуту попадается мне ответ: “…и избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя египетского фараона”. Этот ответ мне упорно попадался много раз, в разные дни. Он меня поразил этой настойчивостью».

В 1888 году революционные круги всколыхнуло небывалое известие. Бывший член исполкома «Народной воли» публично обратился к русскому царю… с покаянной просьбой о помиловании: «В середине года я напечатал в Париже на французском языке отдельным изданием “Исповедь террориста”. На русском языке та же брошюра была выпущена под заглавием “Почему я перестал быть революционером?”. Это была бомба, разворотившая до основания революционный муравейник. Никого не называя, я разоблачил подполье, его навыки, приемы, бесчестную игру, вредную тактику, своекорыстие, карьеризм; покаялся в своих ошибках и поставил крест на прошлом, призывая моих бывших товарищей работать не против государства, а вместе с государством, для народа».

Об этом поступке Тихомирова долго говорили в России и за границей. Одни возмущались, другие подозревали обман. Но Александр III поверил честному слову того, кто еще семь лет назад угрожал убить его. Тихомиров получил полное прощение.

Возвратившись в Россию, он мог навсегда уйти из политики. Но обретенная вера внушила ему сознание необходимости искупления своих прежних революционных грехов. Бывший безбожник сделался одним из самых горячих и глубоких заступников Православия и самодержавия. Он написал сотни статей с критикой атеизма, социалистических и либеральных учений, а его фундаментальная работа «Монархическая государственность» стала настольной книгой каждого просвещенного защитника престола.

Лев Тихомиров тихо скончался в Сергиевом Посаде в 1923 году. Победа социалистической революции, делу которой он отдал когда-то многие годы, не обрадовала, но и не ужаснула его. Свой второй капитальный труд - «Религиозно-философские основы истории» - он закончил такими словами: «Человечество решает своей свободной волей, идти ли к Богу или отказаться от Него. Пока среди людей находятся желающие быть с Богом, а Богу это всегда известно, конца мира не наступит.

В истории бывали времена с таким сильным напряжением зла, что казалось, незачем уже существовать миру дальше. Такие эпохи, к которым принадлежит и наша, по своему характеру действительно составляют “последние времена”. Но Господь не открывает людям сроки жизни мира, чтобы наша свободная воля не связывалась соображениями - “еще не скоро” или “все равно уже поздно”, ибо наша работа на Царствие Божие должна обусловливаться не такими прикладными соображениями, а свободным исканием добра или зла, свободным желанием работать на Господа или отвергнуть Его».

Тихомиров и Савинков родились в один день. Начало их жизни также оказалось весьма схожим. Но завершили свои дни они совсем по-разному. Возможно, для многих из нас эта разница послужит поводом для того, чтобы лишний раз задуматься о своей жизни и постараться понять, куда же приведут нас выбранные с детства пути.

Терроризм изначально был делом романтиков, жаждущих переделать жизнь народа по-своему, к лучшему, но сегодняшние террористы далеки от этого. В Россию террор пришел, как и многое другое, с Запада. Российские теоретики революционного насилия (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, Π. Н. Ткачев, С. М. Степняк-Крав- чинский и др.) формировали свои взгляды о терроризме в эмиграции в конце XVIII в., основываясь на опыте французской революции и других европейских радикальных восстаний. Концепция "философии бомбы" у Бакунина получила развитие в его "теории разрушения", а анархисты выдвинули уже упомянут ранее доктрину "пропаганды действием". П. А. Кропоткин определял анархизм как "постоянное возбуждение с помощью слова устного и письменного, ножа, винтовки и динамита".

Наши теоретики дивились подвигам западных бунтарей, их тайным организациям и тактическим формам насильственного изменения общественного строя. Все казалось относительно простым и эффективным. И уже в 1866 г. Д. В. Каракозов совершает покушение на Александра II, которое не удалось. Преступник был повешен. Десятью годами позже в Париже на жизнь царя покушается польский эмигрант А. Березовский. Через год был убит жандармский генерал Мезенцев. Процесс интенсифицировался. В 1879 г. был убит харьковский губернатор Кропоткин (двоюродный брат знаменитого анархиста) и в это же время была создана террористическая организация "Народная воля", которая вынесла "смертный приговор" Александру II. Было совершено восемь покушений, последнее из которых, осуществленное 1 марта 1881 г., удалось. Наследник получил ультиматум с требованиями глубоких политических преобразований. Однако народ не пошел за террористами, и вскоре террористическая организация распалась.

Крестьянство в России, составлявшее большинство населения, как правило, не разделяло идей террористов-бомбистов. Иную позицию занимала образованная часть общества, что было обусловлено социальной несправедливостью, существовавшей в то время в России, с которой крестьянская масса мирилась. Однако надо признать, что большинство образованных людей, сочувственно относящихся к террористам, как потом выяснится, плохо осознавали последствия терроризма. Их сочувствие могло быть обусловлено двойственной российской ментальностью, которую очень точно выразила М. Цветаева: "Если я вижу насилие – я за жертву, а если насильник убегает – я дам ему убежище".

Важно отметить, что отличительной особенностью дореволюционного российского терроризма было благожелательное отношение к террористам образованного общества. Люди, отрицавшие тактику террора по моральным или политическим соображениям, находились в абсолютном меньшинстве. Аргументы для оправдания революционного террора черпались в сокрушительных оценках российской действительности. В террористах видели подвижников идеи, жертвующих своей жизнью во имя высоких целей . Этому способствовал оправдательный вердикт суда присяжных по делу народницы Веры Засулич, совершившей покушение на жизнь петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова за жестокое обращение с политзаключенными. Взволнованная сообщением о совершенном по приказу Трепова несправедливом наказании политического заключенного Боголюбова, Засулич стреляла в градоначальника. Речь защитника завершалась словами: "Да, она может выйти отсюда осужденной, но не выйдет опозоренной..." Значительная часть образованного общества восхищалась террористами. А Засулич впоследствии стала организатором группы "Освобождение труда" и членом редакций "Искры" и "Зари".

В начале царствования Николая II (1894–1917) произошла консолидация революционных сил самых разных ориентаций – социалистов-революционеров, эсеров, анархистов, националистов.

Партия социалистов-революционеров, образованная в 1901 г., восприняла тактику терроризма, и в этом же году была создана Боевая организация партии эсеров (распавшаяся в начале 1907 г.). Первое политическое убийство в России совершил исключенный из университета студент Петр Карпович. 4 февраля 1901 г. он смертельно ранил министра образования консерватора Η. П. Боголепова, который выступал за отправку студентов в солдаты. В апреле 1902 г. эсером С. В. Балмашовым был убит министр внутренних дел Д. С. Сипягин – вдохновитель русификаторской политики на национальных окраинах и инициатор жестоких карательных мер против народных движений. А в июле 1904 г. эсером Е. С. Сазоновым убит преемник Сипягина на этом посту – В. К. фон Плеве, который был крайним реакционером. В феврале 1905 г. этот этап терроризма завершился убийством дяди царя, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. Это были наиболее громкие теракты. Особое место в истории русского терроризма в эти годы занимает дело Азефа.

Евно Азеф, сын еврейского портного, в 1892 г., будучи студентом политехнического института в Германии, предложил свои услуги Департаменту полиции. Вернувшись в Россию, он стал заметным деятелем эсеровского движения, выполняя указания министра внутренних дел Плеве. В 1908 г. Азеф был разоблачен и объявлен провокатором.

Первая русская революция (1905–1907) началась мощнейшим всплеском терроризма со стороны консолидированных террористических организаций самой разной направленности. Он охватил всю страну. С октября 1905-го и до конца 1907 г. было убито и искалечено 4500 государственных чиновников, убито 2180 и ранено 2530 частных лиц. В 1907 г. ежедневно на счету террористов оказывалось в среднем 18 жертв. В 1907 г. революция стала отступать. С января 1908 г. по май 1910 г. зафиксировано 19 957 терактов и революционных грабежей. Убивали полицейских, взрывали дома, осуществляли экспроприацию (грабеж на нужды революции) в домах, поездах и пароходах не профессиональные террористы, а сотни и тысячи тех, кого захватила революционная стихия. Принцип "пропаганды действием" работал. В России разворачивалась классическая партизанская война.

Сбить волну революционного террора смогла только практика военно-полевых судов, введенная энергичным премьер-министром П. А. Столыпиным. Будучи министром внутренних дел, а затем председателем Совета министров (с 1906 г.), он в эпоху реакции определял правительственный курс, был организатором контрреволюционного переворота 3 июня 1907 г., руководителем аграрной реформы, названной столыпинской. Столыпин приступил к разработке проекта "Национализация капитала" – системы покровительственных мер в отношении русских предприятий. Поэтому охота на него была серьезной . В августе 1906 г. эсеры-максималисты взорвали дачу Столыпина. Погибло 27 человек, пострадали дети премьер-министра . Последним крупнейшим делом в истории дореволюционного терроризма стало убийство Столыпина. 1 сентября 1911 г., скомпрометированный связями с охранным отделением, анархо-коммунист Дмитрий Богров смертельно ранил премьер-министра в здании Киевской оперы на глазах царя и 92 агентов охраны . Убийца вскоре был повешен, но это мало что изменило. Надежда России, П. А. Столыпин, умер 5 сентября, так и не осуществив важнейших для России реформ.

Социал-демократы декларировали неприятие систематического террора, считая эту тактику бесперспективной. Однако практичные большевики взяли на вооружение практику экспроприаций, кроме того, они практиковали уничтожение осведомителей и террор против сторонников "черной сотни".

Эту позицию разделяли Ленин и другие руководители партии и государства. Главным направлением большевистского терроризма была в те годы экспроприация. Этим направлением руководил Л. Б. Красин. Наиболее активная деятельность развивалась на Кавказе. Группа под руководством Семена Тер-Петросянца (Камо) провела ряд экспроприаций. Самый громкий акт – "тифлисский экс" 12 июня 1907 г., когда большевики взорвали две почтовые кареты с деньгами и завладели 250 000 руб., которые были направлены на нужды "большевистского центра" за границей. Терроризм развивался и на окраинах империи, в Польше, на территории Литвы и Белоруссии, на Кавказе, в Армении и Грузии. Центрами анархистского террора были Белосток, Одесса, Рига, Вильно, Варшава. Анархистский террор отличала направленность против имущих классов и широкое использование смертников.

Февральская революция и большевистский переворот (1917) ознаменовали новый этап в истории российского терроризма. Устанавливая свою власть, большевики столкнулись с противодействием широкой коалиции политических и социальных сил. Противники советской власти, естественно, обратились и к тактике терроризма. Но тут выяснилась важная деталь, которая подтвердилась в последующие годы советской власти: терроризм эффективен только лишь в обществе, идущем по пути либерализации. Тоталитарный режим противопоставляет разрозненному терроризму антиправительственных сил систематический и сокрушительный государственный террор. Во время Гражданской войны убили посла Германии графа Мирбаха (1918), коммунистов М. С. Урицкого (1918) и В. М. Загорского (Лубоцкого) (1919). В 1918 г. осуществлено покушение на Ленина. В 1918–1919 гг. было совершено несколько взрывов в общественных местах. Красный террор довольно быстро уничтожил антисоветское подполье. Террористическое движение лишилось как кадров, так и поддержки в обществе. Критика правительства и сочувствие террористам – роскошь, доступная человеку, живущему в более или менее свободном обществе. Кроме того, коммунистический режим создал мощную и продуманную систему охраны высших должностных лиц государства. Теракты против вождей стали практически невозможны. После окончания Гражданской войны произошло несколько терактов за рубежом: убили советского дипкурьера Теодора Нетте в Латвии (1926) и полпреда П. Л. Войкова в Польше (1927). Советские спецслужбы решили и эту проблему. К концу 1930-х годов значительную часть эмиграции взяли под контроль. Традиция русского терроризма была уничтожена.

Громкое дело середины 1930-х годов – убийство С. М. Кирова (1934) – послужило толчком к волне репрессий, прокатившейся по стране, но оно, скорее всего, было организовано спецслужбами СССР по указанию Сталина. В эти годы страну охватили массовые политические репрессии (политический государственный террор) . После войны террористическая деятельность продолжилась в форме наступательного и ответного терроризма в Прибалтике и Западной Украине. Партизанские движения, оперировавшие в Прибалтике и Западной Украине, осуществляли теракты как против представителей органов советской власти, так и против советских активистов из местных жителей. К началу 1950-х годов антисоветские повстанческие движения, использовавшие террористические методы борьбы, были уничтожены и там.

Таким образом, терроризм уходит из жизни советского общества на десятилетия. В 60–80-е годы XX в. террористические акты были единичными: в 1973 г. – взрыв самолета, летевшего из Москвы в Читу; в 1977 г. – три взрыва в Москве (в метро, в магазине, на улице), совершенные армянскими националистами – членами нелегальной партии "Дашнакцутюн" Затикяном, Степаняном, Багдасаряном ; в 1969 г. армейский лейтенант, позднее признанный душевнобольным, стрелял из пистолета в ехавшего в открытой автомашине Леонида Брежнева; кроме того, в 1970-е годы было предпринято несколько попыток угона самолета в Израиль.

В 1990 г. А. Шмонов, пытавшийся произвести выстрел в М. Горбачева, был признан невменяемым. Возможно, так было выгодно властям, чтобы не раскрывать реальное недовольство народа руководством страны. Несколько терактов было совершено в годы перестройки, среди них – попытка угона самолета семейством Овечкиных ("Семь Симеонов") в 1988 г.

Новая волна терактов начинается лишь во второй половине 1990-х годов. Распад СССР, ослабление государственных институтов, экономический кризис, формирование черного рынка оружия и взрывчатых веществ, стремительный рост криминального насилия (так называемых "разборок", заказных убийств), неконтролируемые потоки миграции, война в Чечне и другие факторы создали предпосылки для очередного мощного всплеска терроризма. Отдельные теракты совершают небольшие группировки радикально-коммунистической направленности, например взрыв памятника Николаю II под Москвой (1998), взрыв у приемной ФСБ России в Москве (1999), минирование памятника Петру I в Москве. Все эти акции прошли без человеческих жертв.

Последующая серия террористических актов, связанных с войной в Чечне, была намного опаснее. Это взрывы домов, взрывы на улицах и рынках, захват общественных зданий и заложников. Теракты совершаются в Дагестане, Волгодонске, Москве. Среди самых громких акций – захват отрядом террористов под руководством Шамиля Басаева роддома в городе Буденновске летом 1995 г. Теракт закончился унизительными переговорами со стороны российских властей и возвращением террористов на территорию, не контролируемую российской армией. Захват Театрального центра на Дубровке в Москве отрядом под руководством Мовсара Бараева осенью 2002 г. завершился штурмом, уничтожением террористов и освобождением заложников.

В период перестройки, распада советского государства и непоследовательного демократического и рыночного реформирования России и других стран, образованных на постсоветском пространстве на рубеже веков, насильственная террористическая деятельность этнополитической, сепаратистской, националистической и религиозной мотивации приобрела массовый характер (Азербайджан, Армения, Грузия, Таджикистан, Узбекистан, Чечня и т.д.), что подробно рассматривалось автором на основе изучения уголовных дел и других документальных источников в отдельных главах предыдущих работ В этом террористическом акте, пожалуй, впервые в нашей стране проявилась жестокость по отношению к ни в чем не повинным людям. По признанию террористов, они боролись против советского строя и мстили русским "неважно, кому именно: женщинам, детям, старикам – главное русским" (Бобков Ф. Д. Кремль и власть. М., 1995. С. 290).

  • См., например: Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997. С. 354–381.


  • Последние материалы раздела:

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...