Итигэлов нетленное тело. Феномен хамбо ламы

Какие послания передает телепатически живым буддийский святой

Владимир Путин во время визита в Бурятию посетил главный монастырь российских буддистов – Иволгинский дацан. Президенту в качестве исключения открыли доступ к верховной святыне – нетленному телу Хамбо ламы Итигэлова. Правда, сажать президента рядом с ним на трон Федеральная служба охраны. Приезду президента предшествовало потустороннее откровение Итигэлова о неуважаемых народных избранниках. «МК» выяснил, какие послания передает нетленный живым.

В.В. Путин во время посещения Иволгинского дацана. С Пандито Хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым.

Каждый день в семь утра главный хранитель Итигэлова путем медитации получает от него послание, которое потом выкладывается на сайт российской Сангхи. Послание, опубликованное перед приездом Путина, 8 апреля, связано с «позорным» поведением российским чиновников. Итигэлов в видении уверяет, что бюрократия со временем изменится к лучшему: «Один мужчина, смеясь, говорит: «Когда главу администрации на своей же родной земле с позором гоняют, куда это годится?» Хамбо лама сказал: «Когда придет время, он станет другим». В наше время, к сожалению, стали часты случаи, когда народные избранники перестают быть уважаемыми своими же избирателями, земляками. В этом видится результат их корыстных намерений во время предвыборной кампании. А выигрыш путем обмана, рано или поздно, всегда приносит свои неприятные плоды.

Позор тем более сильнее, если депутат или глава обманывает своих же земляков, своих же односельчан! Но Хамбо лама все-таки просит нас не спешить с оценками и выводами, так как у каждого человека есть шанс измениться к лучшему. И даже тому, кто обманул надежды земляков и потерял их доверие. Это вопрос времени».

Последнее пророчество Итигэлова от 12 апреля тоже касается государственных людей: «Приблизившись к Хамбо ламе Итигэлову, один лама говорит: «Хан приехал». Хамбо лама сказал: «Давний философ». Достичь самых высоких вершин власти способен только человек, обладающий очень сильной кармой. Хамбо лама сегодня особо подчеркивает, что успешный правитель должен обладать не только силой, но философским взглядом на вещи и видеть их со многих сторон».

11 апреля Итигэлов высказался о роли мужчины в обществе: «Мужчина должен быть готов к служению». Комментарий к пророчеству таков: «В основе процветания любого общества всегда находится мужчина – если правитель, то справедливый и сильный, если священник, то мудрый и сострадательный, если отец, то крепкий хозяин, заботливый, разумный, если сыновья, то целеустремленные и благонравные. Все эти качества объединяют ответственность и забота о ближнем.

Усиление в современном мире женского влияния – явление вынужденное, как результат изменения менталитета мужчин, ухудшения их самооценки, нежелания действовать, брать на себя ответственность и нести ее, как во благо своих близких, так и общества в целом».

Вообще государственные люди как-то подозрительно часто появляются в пророчествах Итигэлова. Вот так нетленный Хамбо лама недавно высказался о чиновниках-сплетниках: «Один начальник, в белой рубашке и в галстуке, сплетничает. Хамбо лама говорит: «Длинный язык обернет его самого подобно змее». А в июне прошлого года вдруг выдал мудрость о выборах: «Видны разные люди с маленьким телом, большой головой и даже одноглазые. Хамбо лама сказал: «Это существа проявляющие себя во время выборов, их природа проявится из написанного на бумаге»

Как правило Хамбо лама все же говорит о вечных ценностях: добропорядочности, вере, иногда выдает нечто философское. Например 4 июня прошлого года его высказывание звучало так: «10 паломников едут к Хамбо ламе Итигэлову на поклонение, но заблудились по дороге. Было видно, как они выходили из большого дома. На что Хамбо лама сказал: «Проявили слишком большую веру и заблудились». Иногда дает практические советы: «Один человек указав на меру земли сказал: «Здесь надо что-то поставить». На что Хамбо лама сказал: «Поставьте юрту, воздух чист и тепло». Порой и вовсе выдает своим слушателям что-то абстрактное: «Когда Хамбо лама Итигэлов сидел закрыв глаза, из его макушки, подобно ракете вышел синий свет. Затем Хамбо лама сказал: «Пятница».

Ну а порой святой дает советы, конкретности которых остается только дивиться: «Иностранец с кудрявыми волосами спрашивает у одного человека: «Мы будем разговаривать по-христиански», второй говорит: «На русском». Хамбо лама сказал: «Переговорите с Путиным».

А вы говорите - Нострадамус...

Иволгинский дацан находится в Бурятии, в 30 км западней города Улан-Удэ. Здесь, на пяти гектарах долины, комплекс буддийских храмов (дуганов), монастырь, с 1991 года — буддийский университет “Даши Чойнхорлин”.

Учащиеся в нём юноши живут вместе с ламами в избах. Всюду печи, быт аскетичен, одежды лам и студентов отличаются лишь шапками.

2

3. Избы лам

По мнению буддийских монахов, три чуть ли не самых страшных вещи, которые могут произойти с человеком, — это красота, слава и богатство.

Итигэлов говорил, что буддизм — это не религия, не наука и не философия. Это — свобода. Вот они и рвутся из нашего мира страданий и вещей.

4

С 1937 года в Забайкалье не было официально действующих буддийских религиозных центров. Благодаря усилиям вернувшихся к 1945 году из ссылок и лагерей старых лам, в декабре 1945 года было разрешено открыть «Хамбинское Сумэ» в селении Верхняя Иволга Республики Бурятия. Дацану было дано называние «Тvгэс Баясхалантай Улзы Номой Хvрдын Хийд» (Монастырь, основанный в месте, где вращается Колесо Учения, приносящее Счастье и преисполненное Радости). С той поры Иволгинский дацан являлся единственным буддийским религиозным центром на территории Бурятии.

Заходя в дацан, вы обходите его по движению Солнца (по часовой стрелке, если угодно), крутите барабаны с начертаными на них мантрами, кладёте мелкие монетки. Обход совершается 3, 7, 21, 108 раз. Это так называемые "круглые" ритуальные числа.

5

6 Молитвенные барабаны "хурдэ"

7 Знать бы ещё, что тут начертано...

8

9

Ступы. Считается, что они способствуют сохранению мира и оказывают положительное влияние на пространство. Люди, принимающие участие в их строительстве, а так же живущие по близости воспринимают их позитивное воздействие.

9

10

11

Внутри дугана вы движетесь так же. Вокруг очищающего костра, который как раз жгли. И, как в детской игре, нельзя оборачиваться на костер.

12

Главный храм Иволгинского дацана - Сокшон дуган.

13

14

Главный дуган Иволгинского дацана вообще напоминает внутри большую детскую комнату — манерами местного иконописания, ликами божеств, их особой пластикой. Орнаментами, сочными красками. Если это зеленая — то насыщенная, живая зеленая, если синяя — то теплая, глубокая.

15

16


Дворец Хамбо Ламы Итигелова


18

19

20

21 Загадаю желание, чего уж там...)

22

23

24


25 Недалеко от дацана есть источник с холодной и очень вкусной водой. Ничего такого необычного с ним не связано (а может, просто мне не рассказали, монетки-то и в него набросаны щедро), а выпить свежей водицы приятно.

26

Возвращение ХII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова

27

Самое совершенное в людях то, что они однажды умирают. Самое главное достижение человечества — осознание смертности человека...
И вот является Итигэлов. Со своими, шокирующими нас, отношениями со смертью. Похоронен в 1927 году. В 2002-м его откопали. За 75 лет его тело даже не тронул тлен. В этом году будет десять лет, как Итигэлов с нами. Здесь. Он не меняется. У него не по-старчески теплые руки, многодневная щетина. Он потеет. В его теле протекают физиологические процессы. Он сидит ничем и никем не поддерживаемый и, вопреки всем законам биологии и физики, физиологии и гравитации, с прямой спиной, в позе лотоса.

28

Ученые свидетельствуют: по многим параметрам оно производит впечатление тела живого человека. Объяснения этому нет, его существование взрывает основы современной науки. Принято считать, что существуют три состояния тела после физической смерти. Первое - мумификация, когда тело совершенно обезвожено. Второе - состояние торфяного дубления, когда тело человека, попадая в болото, приобретает красный цвет и лишается жидкости. Третье состояние - жиро-воска. Ученые называют феномен Итигэлова «четвертым состоянием смерти». Чудо не истолковать. На то оно и чудо.

29

Дело в том, что Итигэлов находился 75 лет на глубине 2,5 м в деревянном коробе (кедровом ящике), окруженном солью.

Если бы Итигэлов был в состоянии человека, умершего обычной физической смертью, то соль должна была бы разъесть все содержимое. Но когда Итигэлова подняли, кедровый короб (бумхан) и тело, прекрасно сохранились. Причем патологоанатомы были уверены в том, что после подъема тела оно через три-четыре часа превратится в тлен. Ведь обычно резкие изменения внешних условий приводят именно к таким последствиям. Но с Итигэловым этого не произошло. Как человек, находившись в соли 75 лет, сохранился неизменным?

Сейчас Итигэлов в течение почти пяти лет находится в Иволгинском дацане. Поза лотоса, в которой он находился 75 лет в кедровом коробе, после извлечения из него сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Хотя летом жара в Бурятии достигает 40 градусов и никаких холодильных установок нет, тело Итигэлова не подвергается гниению или разложению. Доступа света, искусственного освещения в помещении нет, - проникает лишь тусклый свет с первого этажа.

Спектральный анализ волос, ногтей и кусочка кожи Хамбо Ламы Итигэлова никаких разрушительных изменений не выявил. Органический состав тканей Хамбо Ламы соответствует органическому составу тканей обычного человека. Внутренние органы целы. Согласно двум актам судмедэкспертизы, никаких следов бальзамирования на теле ламы не выявлено. Не похоже это и на процессы мумификации или дубления. Состояние летаргического сна ученые также исключают. Ни одного официально зарегистрированного факта подобного рода в мире больше нет.

15 июня 1927 года в возрасте 75 лет ХП Пандито Хамбо Лама Итигэлов в присутствии лам Янгажинского дацана попросил прочитать для него молитву «Благопожелание уходящему» (Нуга Намши). Ламы не могли решиться и тогда он начал ее читать сам. Ламы присоединились к чтению молитвы и после окончания обряда, и в соответствии с завещанием Д.Д.Итигэлова поместили его в позе лотоса в бумхан (саркофаг) и оставили в захоронении в местности Хухэ Зурхэн (в Иволгинском районе Республики Бурятия).

В 1955 году, в соответствии с завещанием Итигэлова ХVII Пандито Хамбо Лама Лубсан Нима Дармаев с группой лам подняли саркофаг с телом ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и убедившись в неизменности его тела, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.

В 1973 году XIX Пандито Хамбо Лама Жамбал Доржо Гомбоев с ламами Иволгинского дацана повторно осмотрели тело ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и, убедившись в его сохранности, поместили в бумхан.

10 сентября 2002 года ХХIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев с группой лам Иволгинского дацана в присутствии светских лиц (эксперты-криминалисты и др.) вскрыли бумхан Хамбо Ламы Итигэлова и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его в Иволгинский дацан.

Феномен обретения тела Учителя вызвал активность и интерес буддистов не только в России, но и за её пределами. Он ведь делал это осознанно, специально — о том, что происходит с ним сегодня, он написал, уходя, 85 лет назад.

В дни встреч Итигэлова с народом он покрывается потом и прибавляет в весе на 100 граммов.

В 2002-м к Итигэлову пришли 3 тыс людей, в 2003-м — 20 тыс, на следующий год снова на порядок больше — 200 тыс, в 2005-м — 350 тыс, в 2006 году их было уже больше полумиллиона. Очередь растягивается в долину на километр.

В связи с большим количеством паломников, Итигэлова решили прикрыть стеклом, и люди, ища благословения, притрагиваются уже не к телу, а к хадакам из его рук, выпущенным за стекло.

30

Дни поклонения 2012г. - 21 февраля; 31 марта; 6 мая; 4 июня; 23 июля; 19 сентября; 6 ноября; 8 декабря

У Итигэлова есть внучатая племянница — Янжима Васильева. Ее прабабушка была старшей сестрой ламы. Янжима в 2002 году создала информационный центр “Вместе с Итигэловым”, а в 2004-м — Институт Итигэлова. Улыбчивая и энергичная, рассказывая о своем родственнике, говорит, что больше всего “боится зомбировать людей”, поэтому принципиально ни на чем не настаивает. Она пугается того, что Итигэлов превращается в бренд. Но, понятно, отсутствие пиара этого бренда — самый лучший пиар. Ответ, кем она считает Хамбо ламу Итигэлова: “Мы в силу своей скромности не говорим, что Будда пришел”. Что до иволгинских лам — молчат, как партизаны. Или меняют тему…

31

По сохранившейся родословной Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы-Добо (юго-восточный берег озера Сагаан Нур, ныне территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия). У его отца Мантагарай Этигэла были 3 сына и дочь. Лишившись родителей, Итигэлову рано пришлось начать работать. С детства он отличался целеустремленным и независимым характером.

С середины 60-х годов 19 века более 20 лет Итигэлов обучался в Анинском дацане - крупном духовном, философском и культурном центре, находящемся в трехстах километрах от его родины. Настоятелем дацана в этот период был Хойто Ламхай Аюшин Галдан. Он определил Итигэлову стипендию за счёт жителей сел Ойбонт, Тохорюкта, Нурэй и Могой. Поскольку Итигэлов был казачьего сословия и должен был нести службу, жители этих сёл также выплачивали отступные от службы в течении 20 лет.

Годы учебы Итигэлова пришлись на сложное время для иноверцев. Это был период принудительного крещения бурят и других народов Сибири и Дальнего Востока, что сопровождалось и подкупом (за крещение платили немалые деньги, освобождали от налогов и пр.), и ограничением духовных связей с Монголией и Тибетом. Итигэлов после обучения в Анинском дацане защитил высокие духовные звания гэбши, затем габжи и достиг в науках высокого совершенства. После окончания учебы в Анинском дацане и службы в разных дацанах Итигэлов снова начал в 1895 году обучение на медицинском факультете в Тамчинском дацане.

В 1898 г. Итигэлов вернулся в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы.

С началом русско-японской войны (1904 г.) прихожане Янгажинского дацана казаки Янгажинской станицы призываются и направляются на фронт. Ширээтэ Итигэлов проводит обряды по защите уходящих на фронт земляков.

В период военных действий, в целях совершения добродетели для воинов, погибших и пострадавших во время войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана, под руководством Ширээтэ Итигэлова строится Чойра-дуган и Дэважин-дуган, прилагаются большие усилия для просветительской деятельности среди верующих и мирян. За усердие и верноподаничество Ширээтэ Янгажинского дацана Итигэлов царскими указами награждается шейной и нагрудной медалями.

Весной 1910 года XI Пандито Хамбо лама Иролтуев наносит визит в Янгажинский дацан и предлагает Д.Д.Итигэлову выставить на выборы свою кандидатуру на пост Пандито Хамбо Ламы, в связи с предполагаемой собственной отставкой. Через год (19 марта 1911 г.), пройдя непростую процедуру выборов в Резиденции Пандито Хамбо ламы (Тамчинский дацан) Д.Д.Итигэлов был избран и приведен к присяге в сане ХII Пандито Хамбо Ламы Ламайского духовенства Восточной Сибири.

В начале февраля 1913 года ХII Пандито Хамбо лама Итигэлов приглашается на празднование 300-летия дома Романовых в столицу Российской империи Санкт-Петербург. Делегация ламаистского духовенства была принята в Департаменте по религиозным делам Министерства Внутренних дел. 19 февраля Пандито Хамба Лама Итигэлов провел торжественный молебен за здравие и благоденствие Императора и всего царского дома в Санкт-Петербурском буддийском храме «Гунзечойнэй». Он присутствовал на торжественном обеде в честь 300-летия дома Романовых и от имени всех бурят, духовных и светских, произнес поздравительную речь. Затем делегация была удостоена личной аудиенции Императора, на которой Пандито Хамбе Ламе Итигэлову был пожалован «За отличное усердие» Орден Святого Станислава III степени.

Вскоре, после возвращения делегации из Санкт-Петербурга, началась Первая Мировая война. По инициативе Пандито Хамбо Ламы Итигэлова в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц. Главной задачей нового общества было привлечение населения к оказанию финансовой и материальной помощи государству. Благодаря деятельности этого общества было собрано 130000 рублей, продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности и установлен в прифронтовой полосе лазарет.

В 1915 году Пандито Хамба Лама Итигэлов с Дамби Хэшэктуевым объехал все дацаны. На собранные деньги они приобрели одежду, обувь, полотенца, табачные изделия, ягоды, сахар, товары повседневной потребности и отправили к Пасхе на действующий фронт и в госпитали. Кроме этого, в прифронтовые госпитали для оказания помощи и лечения раненых были направлены эмчи-ламы во главе с Кенсур Хамбо Ламой Иролтуевым. За особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненных и павших Император Николай Второй пожаловал Пандито Хамбо Ламе Итигэлову орден Святой Анны II степени и медаль.

Д.Д.Итигэлов был Председателем II Общебурятского сьезда, который прошел в июле 1917 года в Тамчинском дацане. Вскоре после этого он в связи с болезнью сложил с себя полномочия Пандито Хамбо Ламы и вернулся в Янгажинский дацан, где занимался просветительской деятельностью и лечебной практикой. Он создал труды по буддийской философии (их более 50), написал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор», оставил духовное завещание своим прихожанам, ученикам и потомкам.

Не могу обойти вниманием ещё один посещенный мной совсем ещё новый дацан, находящийся в Улан-Удэ:

32

33

34

35

36

37 Вовсю идёт строительство.

38 Колокол Четырёх Печатей. Первый в России буддийский колокол таких размеров. Отлит на заводе под Екатеринбургом, вес 700 кг. Звук колокола разноситься очень далеко. Красиво!

39

В этом дацане разрешили фотографировать внутри, когда небыло службы.

Статуя золотого Будды. Высота 6 метров, выполнен по спецзаказу дацана в Китае из бронзы и покрыт сусальным золотом.

40

Статуя заполнена священными реликвиями, специально переданными Его Святейшеством Далай Ламой.

41

43

44

ИСТОРИЯ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ПАНДИТО ХАМБО ЛАМЫ XII ДАШИ ДОРЖО ИТИГЭЛОВА

Своим уходом и возвращением Пандито Хамбо лама XII (в миру Даши Доржо Итигэлов) поставил перед человечеством много неразрешимых вопросов. Не меньшим количеством тайн окружен и жизненный путь этого неординарного человека. Родился он в 1852 году. Был сиротой - случай уникальный, поскольку у бурят сирот не было, все дети, оставшиеся без родителей воспитывались родственниками.

Есть основания предполагать, что он появился на свет в возрасте пяти лет. Никто и никогда не знал, кто была его мать. Мальчик пас скот, грел ноги в коровьих лепешках и говорил, что будет Хамбо ламой. Хозяйка смеялась над ним: не тебе, голодранцу, мечтать об этом. В ответ мальчик приехал верхом на быке, держа в руке кол с человеческим черепом. В ужасе хозяйка бросилась к ламам. Странную выходку те объяснили особым предназначением мальчика - в будущем он должен стать ламой.

В 15-летнем возрасте Даши Доржо Итигэлов попал в Аннинский дацан Хоринской степной Думы. Ширээтэ этого дацана создал все условия для его обучения, назначил содержание 5 рублей в месяц и обязал жителей окрестных сел вносить плату за освобождение его от воинской повинности. 23 года обучался Даши Дорджо Итигилов в стенах Аннинского дацана, изучая санскрит, тибетский язык, логику, философию. Свои знания буддийских наук Даша Доржо Итигэлов совершенствовал в Цугольском и Агинском дацанах, а также служил в Тамчинском дацане - резиденции Хамбо ламы. Скорее всего, в одном из них он защитил звание габжи ламы. Вернувшись в Янгажинский дацан в местности Оронгой, он стал штатным буддийским философом, занять это место было очень трудно и одновременно почетно, потому что штатные ламы состояли фактически на государственном обеспечении. В 1904 году Итигэлов назначается Ширээтэ ламой Янгажинского дацана. 24 марта 1911 года его выдвинули в числе десяти кандидатов на пост Пандито Хамбо ламы - главы буддистов Восточной Сибири. Грамотой от 11 апреля 1911 года Иркутского губернатора его утвердили в звании Верховного главы всех буддийских дацанов. Примечательно, что незадолго до этого губернатор подписал прошение об уходе его с поста Ширээтэ Ангажинского дацана. Участвовать в выборах на пост Хамбо ламы можно было только в этом сане. В то же самое время неожиданно для всех действующий Хамбо лама, находясь в полном здравии, вдруг отказался от своего поста. Губернатор вновь назначает Итигэлова Ширээтэ. Тот принимает участие в выборах и становится 12-м главой ламаистского духовенства.

Дамба Аюшеев (XXIV Пандито Хамбо лама): "Это невероятные вещи. Такое ощущение, что всё и вся были подчинены выполнению миссии, возложенной на Итигэлова".

Тогда резиденция главы буддистов в России находилась в Тамчинском дацане. Здесь был экономический, политический и религиозный центр. Одновременно в Тамче читали молитвы до 2-х тысяч лам и хувараков. По ступенькам главного дугана Тамчинского дацана вступали в свою должность на протяжении почти полутора столетий 14 Хамбо лам. Советское время пережили лишь два из 21-го дугана.

Дамба Аюшеев (XXIV Пандито Хамбо лама): "Когда подходил к концу земной путь первого Пандито Хамбо ламы Дамба Доржо Заяева - основателя буддизма в России, бурятские ламы попросили его в следующих перерождениях вернуться к ним вновь. Он пообещал, и ламы ждали этого момента. После вступления в должность Пандито Хамбо лама Даши Доржо Итигэлов указал место, где были спрятаны личные вещи Пандито Хамбо ламы Заяева. Для всех это стало неоспоримым доказательством того, что новый Пандито Хамбо лама является перерожденцем первого".

Находясь на посту Пандито Хамбо ламы, Даши Доржо Итигэлов прилагал большие усилия для просветительской деятельности, особенно в деле издания религиозной и светской литературы для мирян.

За свою работу неоднократно награждался медалями от российского правительства и губернатора Восточной Сибири.

В 1913 году Пандито Хамбо лама участвовал по специальному приглашению в праздновании 300-летия Дома Романовых и в освещении буддийского храма в столице Российской империи г. Санкт-Петербурге.

Известно также, что Пандито Хамбо лама Итигэлов принимал участие в работе II общебурятского съезда, проходившего в Гусиноозерском дацане в июле 1917 года. По предложению Итигэлова съезд рассматривал новое Положение о ламаистском духовенстве Восточной Сибири.

Годы жизни Хамбо ламы Итигэлова совпадают с периодом необычайного развития буддизма в Забайкалье. Каждый десятый мужчина здесь бал ламой. Жители Забайкалья часто становились свидетелями проявлений сверхъестественных сил бурятских йогинов. Существует множество легенд и преданий, как ламы верхом или на лошадиных повозках пересекали гладь озера или реки, словно по мощеной дороге.

Дабаев Амгалан Дабаевич (старейшина села Гильбира): "Был такой лама. Он мог передвигаться по воде как по дороге. На Селенге его как-то не пустили на паром - народу было много - так он двинулся по воде, чем очень удивил людей".

Немало подобных историй существует и о Пандито Хамбо ламе Итигэлове. В историю буддизма он вошел как практик высочайшего уровня. Он сделал всесторонний и качественный анализ пустотности и достиг прямого постижения пустоты - великой реальности всех явлений. По просьбе лам им написано более 50 книг по буддийской философии. Большинство трудов Итигэлов писал под секретным именем, их авторство продолжают устанавливать и в наши дни. Одна из находок - книга о 12-ти его перерождениях: пяти в Индии, пяти в Тибете и двух в Бурятии. Речь идет об истории нескольких тысячелетий.

Дамба Аюшеев (XXIV Пандито Хамбо лама): "Если бы в этой книге была бы допущена хоть одна неточность, ему никогда бы не удалось добиться вечного тела".

Перед уходом Пандито Хамбо лама Итигэлов написал послание потомкам. Оно было обнаружено в конце 90-х гг. Его расшифровка продолжается. Даже количество слов в каждой его части имеет свое значение. В послании он предсказал события будущего: репрессии 30-х гг. и свое возвращение в вечном теле.

Балдан лама (Ширээтэ Кыренского дацана): "В нем указывается месяц и год возвращения: 10 сентября 2002 года. В послании говорится и о его пребывании в одном из его перерождений в свите Будды Шакъямуни. У буддийского божества может быть три состояния тела: в одном из них его могут видеть простые смертные. Итигэлов достиг состояния божества из сострадания к людям, оставил свое изображение в теле буддийского ламы".

15 июня 1927 года Итигэлов, которому было 75 лет, обратился к монахам с просьбой почитать ему молитву благопожелания уходящим. Ею буддисты провожают усопших, чтобы душа, покидающая тело, нашла свое кармическое предназначение. Ламы никак не могли решиться на эту молитву при живом человеке; тогда Итигэлов начал ее сам. Монахи вынуждены были поддержать его. Перед тем, как уйти окончательно он отдал четкие распоряжения как его похоронить и когда навещать. Уходил он в знаковый момент - не прошло и года, как воинствующие атеисты уничтожили в России все буддийские храмы, святыни и духовенство.

ЯВЛЕНИЕ ПАНДИТО ХАМБО ЛАМЫ XII ДАШИ ДОРЖО ИТИГЭЛОВА В НЕТЛЕННОМ ТЕЛЕ.

В сентябре 2002 года через 75 лет после смерти Пандито Хамбо лама XII Даша Доржо Итигэлов предстал перед людьми в том же виде, что и в день своего ухода в мир иной. Обстоятельства его жизни, смерти и существования после смерти стали непостижимой тайной для людей третьего тысячелетия.

Дамба Аюшеев (XXIV Пандито Хамбо лама): "Верующих в буддизм это укрепило в вере, сомневающихся избавило от сомнений, атеистов заставило задуматься".

Похоронен он был в местности Хухе Зуркен неподалеку от Улан-Удэ в 1927 году. Из погребального пристанища его извлекли согласно завещанию. Участники эксгумации стали свидетелями невероятного: тело Хамбо ламы Итигэлова полностью сохранилось и находилось в позе медитации. Оно было опознано единственным свидетелем Бимбой Доржиевичем Цибиковым.

Хамбо лама Итигэлов в стеклянном саркофаге

Цибиков Бимба Дорджиевич (кандидат исторических наук): "Когда Даши Доржо Итигэлов в 1917 году сложил с себя полномочия Хамбо ламы, он вернулся в Янгажинский дацан. Я часто там бывал и видел его. Когда его тело решили поднять из захоронения, меня пригласили на опознание. Я думал - там останки, а он был как живой. Я сразу узнал его. Он совсем не изменился. Меня это поразило".

Очевидно, что в далеком 27-ом году Даша Доржо Итигэлов был совершенно уверен, что его тело не подвергнется влиянию времени и тлена. Об этом говорят обстоятельства ухода буддийского ламы и возвращения его тела.

Виктор Звягин (заведующий отделением идентификации личности, Российский Центр судебно-медицинской экспертизы, Москва.): "Состояние его тканей таково, что оно вполне соответствует прижизненной характеристики. Нам не известны случаи такой сохранности, которую имеет тело Итигэлова. Это некая научная загадка".

Такой сенсационный вывод был сделан специалистами в 2004 году после исследования костей, волос и кожи Итигэлова методом спектроскопии. Человечество столкнулось с невиданным явлением. Современная наука объяснить его не в состоянии. Однако совершенно очевидно, что буддисты Бурятии и всего мира обрели святыню . В мировой практике известно немало случаев причисления к лику святых выдающихся людей. Иногда основанием для этого служили их чудесным образом мумифицированные тела или благоухающие мощи. Даже в ряду этих феноменальных фактов вечное тело монаха Даши Доржо Итигэлова со всеми органами и тканями - пример уникальный и единственный.

Из акта наружного осмотра тела судебно-медицинской экспертизы от 11 сентября 2002 года: "Мягкие ткани туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза при извлечении из короба сохраняется без каких-либо поддерживающих приспособлений. Следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле не обнаружено".

В местности Хухе Зуркен, где 75 лет покоилось тело Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова, хоронили лам из Янгажинского дацана. Даша Доржо Итигэлов был Ширээтэ этого дацана. При нем здесь были построены священные постройки в честь воинов погибших во время русско-японской войны. Буддийский монах пожертвовал на это строительство все свое состояние. Местные жители относились к нему как к богу. 300 Янгажинских казаков получили от него благословение, когда уходили на Первую Мировую войну, и все как один вернулись обратно. В благодарность они слагали песни о Хамбо ламе Итигэлове.

В 1954 году в середине советской эпохи Янгажинский дацан был взорван. Вся степь по рассказам очевидцев была белой от его обломков и страниц разлетевшихся ламских книг. Сегодня здесь гора камней и след от ограды. В память о дацане и его ламах верующие воздвигли Субурган.

Буда лама (Ширээтэ Дуйнхор дацана Хамбын Хурэ): "Именно там, в Янгажинском дацане Итигэлов ушел в последнюю медитацию. Тело его принесли по завещанию в это место. В этом же завещании он попросил проверять его тело, что и делали впоследствии ламы Иволгинского дацана, держа это в тайне. Тело его и тогда и сейчас остается неизменным".

Ламы осматривали тело Хамбо ламы Итигэлова в 1955 и 1973 годах. После проведения необходимых обрядов его переодевали и вновь помещали в короб. Решение о последнем поднятии было принято в сентябре 2002 года.

Бимбо лама (Унзал лама Иволгинского дацана): "Я всегда говорил землякам, что нужно поднять тело хотя бы для того, чтобы удостовериться в целостности короба, если надо, что-то подправить. Я был уверен, что с телом все нормально, тем более что в этом были уверены все ламы высокого сана. За этими разговорами наступил 2002 год. Так должно было случиться, не от нас, живущих на земле, это зависит".

В тот сентябрьский день хоронили мать одного из лам. Проводить ее в последний путь на Хухе Зуркен пришли все ламы. После похорон они пошли к месту захоронения Даши Доржо Итигэлова. Их сопровождал старожил этого края Амгалан Дабаев. Он единственный точно знал, где находится могила Пандито Хамбо ламы Итигэлова.

Буда лама (Ширээтэ Дуйихор дацана Хамбын Хурэ): "В этом месте одна группа лам пошла чуть правее, а Хамбо лама Дамба Аюшеев повел нас сюда. Подошел дедушка Амгалан. Ведя за собой остальных, он сказал, что Итигэлов именно здесь похоронен. Спросил у Хамбо ламы, откуда он знает о месте захоронения. Здесь был желоб для отвода вод с гор. Когда дедушка Амгалан еще раз подтвердил место захоронения, хамбо лама улыбнулся и сказал, что не случайно пришел именно сюда. Он прилег на землю, оглядел место и растения вокруг. Назавтра во главе со старейшим ламой мы приехали сюда. Читая молитвы, приступили к работам по поднятию тела, но завершить их в этот день не успели. Мы думали, место захоронения величиной со сруб, а когда достигли цели, оказалось, что это небольшой короб, где может покоиться человек лишь в позе лотоса. Крышку короба увидели, когда на улице стемнело. Мы положили камни обратно и поехали доложить Хамбо ламе о ходе работ".

По дороге в Иволгинский дацан ламы заезжали попить воды в Ута-булак. В этой местности располагается 12 целебных источников. Вода из них помогает излечиться от самых разных болезней. Пандито Хамбо лама Даши Доржо Итигэлов был выдающимся практикующим врачом. Он создал фундаментальный труд по Тибетской фармакологии. Травы для своих лекарств он часто собирал именно здесь, в Ута-булак.

Буда лама (Ширээтэ Дуйихор дугана дацана Хамбын Хурэ): "Тогда мы обнаружили вот это чудо: одновременно в одном месте растут шиповник, смородина и черемуха. Нас сразу посетила мысль, что это открытие совпало как раз с такой серьезной миссией; это выглядело как знак. Ведь именно черемуха растет вблизи воды, так же как и шиповник. А так, чтобы в одном месте все это произрастало, я не слышал".

Возвращению тела Хамбо ламы предшествовал не один удивительный факт. В тот год местные жители заметили, что вокруг Субургана, где молился когда-то Итигэлов, несмотря на засуху, расцвел шалфей так красиво и ровно, словно невидимый садовник высадил его здесь и бережно ухаживал за ним.

Буда лама (Ширээтэ Дуйихор дугана дацана Хамбын Хурэ): "Хамбо лама дал распоряжение ночь провести возле могилы Итигэлова. Мы читали молитвы и зажигали благовония. Утром приехал судмедэксперт. В сопровождении Хамбо ламы приехали Кимчен ламы. Мы всё подготовили, с Бимбо ламой спустились вниз. Я открыл крышку - там был хадак. Я позвал Хамбо ламу Дамба Аюшеева. Эксперт доложил, что все нормально. На протяжении всего процесса мы читали молитвы. Потом водрузили короб с телом на машину и, читая молитвы, повезли в дацан. Хамбо лама Дамба Аюшеев сказал, что место это святое, поскольку хранило Итигэлова 75 лет. Теперь здесь надо поставить Субурган".

В сентябре 2002 г. бывший глава бурятских буддистов Пандито Хамбо Лама Итигэлов , как и завещал, вернулся в наш мир: его тело было извлечено из деревянного короба под землёй и перенесено в Иволгинский дацан (монастырь). Там специально для него выстроили «Благословенный дворец». В нём Драгоценное и Неиссякаемое тело продолжает «жить» по сей день.

Пришёл во сне

«Видите, окна на втором этаже открыты? Он сидит там при комнатной температуре, дышит тем же воздухом, что и мы с вами. Никакой холодильной камеры нет. Сейчас отдыхает, устал после утренней службы», - вздыхает Даши Батуев , хранитель тела Хамбо Ламы Итигэлова. Вообще-то хранителей у него трое, в их обязанности входит проведение молебнов совместно с Итигэловым (по два часа каждое утро), получение посланий от него (об этом позже) и незатейливый туалет. Два раза в месяц Драгоценное тело переодевают, протирают лицо маслом.

«Есть ли запах? Сначала, когда я только пришёл к нему хранителем, я остро чувствовал запах пожилого человека, ага, - как и многие буряты, Даши-лама в конце почти каждой фразы ставит «ага». - Но со временем запах ушёл. Или я привык, ага. А когда его из земли доставали и только короб открыли, говорят, очень сильное благоухание было, ага».

О том, что под землёй в позе лотоса сидит бывший Пандито Хамбо Лама, в Бурятии к началу XXI в. могли запросто и забыть. Из видевших Итигэлова при жизни людей к тому времени оставался лишь один, ламы об этой истории ничего толком не знали, информацию о месте захоронения друг другу не передавали. Да и небезопасно это тогда было.

Возможно, Хамбо Лама Ити-гэлов так и остался бы навечно погребённым, но он избрал другой путь. А именно - стал являться во сне одному из монахов. «Снился ему часто, говорил, что ему пора выходить, ага, - вспоминает Батуев. - И этот человек рассказал всё остальным ламам, действующему Хамбо Ламе Аюшееву . Тогда стали искать место захоронения и нашли его. А тот монах, Бимба Доржиев , сейчас главный хранитель Драгоценного и Неиссякаемого тела, ага».

«Стекло запотело!»

Эксгумацию проводили, как положено по закону: собрали подписи родственников, пригласили судмедэкспертов. Вот выписка из заключения: «Труп мужчины в сидячем положении, причём ноги согнуты в коленях, а голени со стопами перекрещены... Без признаков гниения... Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба не определялись... Мягкие ткани трупа эластичные, подвижность суставов сохранена...

Каких-либо следов ранее произведённого вскрытия с целью возможной бальзамации или консервации не обнаружено».

Бальзамация (или бальзамирование) - один из известных науке способов сохранения тела после смерти. Таким - забальзамированным, как Ленин, или высохшим, как египетская мумия, - ожидала увидеть Итигэлова его дальняя родственница Янжима Васильева :

«Я была потрясена. Думала, это будет окоченевшее тело. Надавила на живот, а он мягкий! Прикоснулась к рукам - суставы подвижные. Это было потрясением для всех. К тому же в коробе была соль. Если бы Итигэлов умер обычной физической смертью, соль разъела бы тело, а оно было как живое. Судмедэксперты уверяли, что через несколько часов, максимум через пару дней, оно начнёт портиться и превратится в тлен. Так бывает при резких изменениях условий - например, когда останки мамонта изо льда достают. Поэтому тело поместили в холодильную камеру. Задали в ней определённую температуру. Пришли на следующий день: температура в камере поднялась на 2°C, а стекло запотело!»

Кроме того, что он потеет (обычно во время молебнов и при большом стечении народа), Итигэлов меняет вес своего тела. На момент «возвращения» он весил 46 кило, а потом похудел до 42. Но в дни встреч с паломниками (за год набирается 7-8 таких дней) прибавляет по 100 грамм. Удивляет и то, что поза, в которой он 75 лет находился в деревянном коробе, сохраняется без изменений. А ведь никакие поддерживающие и фиксирующие приспособления для этого не используются.

Через два года после эксгумации тела Итигэлова его разрешили исследовать учёным из Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). В частности, провести анализ волос, частиц кожи и ногтей. За работу взялся Виктор Звягин - заведующий отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы, доктор медицинских наук. Он в своё время делал заключение о принадлежности Гитлеру обугленного трупа, найденного в Берлине, а также одним из первых изучал останки, объявленные относящимися к Николаю II и членам его семьи.

Исследовав биологические образцы, доставленные из Бурятии, с помощью метода инфракрасной спектрофотометрии, эксперты пришли к выводу: «Белковые фракции имеют прижизненные характеристики». Проще говоря, ткани тела не отличаются от тканей живого человека! Как объяснял тогда В. Звягин, похоже на то, что Итигэлов умер день-два, но никак не 75 лет назад. У него были на месте глазные яблоки и внутренние органы!

Заключение специалистов: современной науке неизвестно такое состояние тела после физической смерти, в котором находится Хамбо Лама Итигэлов. Тогда-то из уст учёных впервые прозвучало слово «феномен».

Известные науке способы сохранения тела после смерти

Мумификация

  • Условия: жаркий и сухой воздух, достаточная вентиляция. Труп полностью обезвоживается, высыхает. Его объём и масса резко уменьшаются, кожа становится хрупкой и ломкой, принимает буровато-коричневый оттенок.
  • Примеры: была популярна в Древнем Египте. Сейчас используется некоторыми африканскими племенами.

Бальзамирование

  • Условия: ткани пропитывают веществами, предотвращающими гниение, - т. н. антисептиками. Производится, как правило, для учебных, научных целей, а также для сохранения трупов выдающихся деятелей.
  • Примеры: врач Николай Пирогов, политики Владимир Ленин, Хо Ши Мин, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен, Ким Чен Ир и др.

Торфяное дубление

  • Условия: болото, торфяники, почва с большим содержанием гумусных кислот. Благодаря способности торфа консервировать органические останки тело может сохраняться веками. Его покровы принимают тёмно-бурую окраску и уплотняются.
  • Примеры: «болотные люди». В болотах Европы было найдено более тысячи тел древних людей. Так учёные получили знания об их внешности, одежде, причёсках, питании и пр.

Русские надписи на теле Итигэлова

Чудинов В.А .
В течение последних двух лет я с изумлением узнал о том, что на телах египетских мумий были нанесены русские надписи, в частности, слово ХАРАОН. Более того, аналогичные русские надписи, правда, без этого слова, оказались и на мощах христианских святых. Наконец, на теле мага Яромира удалось обнаружить надпись МАСКА РОДА, которая предположительно, означала, что человек ни жив, ни мертв, но находится в состоянии анабиоза. Теперь, кажется, имеется тело второго человека в аналогичном состоянии. Имеются ли на нём русские надписи?

Об Итигэлове . «Пандито Хамбо-лама XII Даши-Доржо Итигэлов (бур . Этигэлэй Дашадоржо ; 1852(?)-1927) - бурятский религиозный деятель, один из выдающихся буддийских подвижников XX века; в 1911-1917 годах- глава буддистов Восточной Сибири. Он был признан перерождением Дамба-Доржо Заяева, первого Пандито Хамбо-ламы. По легенде, 15 июня 1927 года XII Пандито Хамбо-лама Даша-Доржо Итигэлов сел в позу лотоса и собрал учеников. Он дал им последние наставления: «Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет». Затем попросил их читать ради него «hуга Намши» - специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, XII Пандито Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушел в нирвану.

Согласно завещанию в 1955 году группа лам во главе с XVII Пандито Хамбо-ламой Лубсан-Нимой Дармаевым тайно от властей подняла саркофаг в местности Хухэ-Зурхэн с телом XII Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова. Убедившись в неизменности его состояния, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.

В 1973 году XIX Пандито Хамбо-лама Жамбал-Доржо Гомбоев с ламами также осмотрели Хамбо-ламу Даши-Доржо Итигэлова и убедились в сохранности тела. 7 сентября 2002 года восьмидесятилетний Амгалан Дабаевич Дабаев, житель села Гильбира, указал Хамбо-ламе Д. Аюшееву местонахождение Пандито Хамбо-ламы XII Даши-Доржо Итигэлова в местности Хухэ-Зурхэн. Феномен нетленного тела Пандито Хамбо-ламы XII позволили изучить учёным .

Рис. 1. Даши Доржо Итигэлов (1852-1927)

Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз. При эксгумации обнаружилось, что саркофаг Итигэлова был заполнен солью, которая «местами нанесла вред его коже - высушила» (по словам доктора Звягина, до 1973 года соли в саркофаге не было). Этим, в частности, возможно объяснить феномен колебания веса тела (в пределах 100 г) в дни массовых посещений. Высушеные ткани или соль могут сорбировать пары воды, увеличивая вес тела в эти дни (несколько в году). После дней посещения избыточная влага испаряется с поверхности тела, напоминая пот. В первые несколько лет после открытия саркофага тело набирало вес до 2 кг ежегодно. За 6 лет вес увеличился на 5-10 кг и составил 41 кг.

С января 2005 года любые медицинские и биологические исследования тела Итигэлова были приостановлены по распоряжению Дамбы Аюшева. Янжима Васильева, чей дед был племянником старшей сестры ламы, в 2002 году создала информационный центр «Вместе с Итигэловым», а в 2004-м - Институт Итигэлова. В апреле 2013 года этот институт посетил президент России В. Путин, который, по сообщению СМИ, «дважды в духовном уединении общался с Нетленным » (Википедия).

Комментарий Олега . «Через 75 лет, по его завещанию, его подняли на поверхность из-под земли и медицинские эксперты были вынуждены констатировать, что его тело обладает всеми характеристиками ЖИВОГО. Кожа и суставы не потеряли эластичности, температура тела составляет около 30 градусов и оно способно покрываться потом! » .

Рис. 2. Итигэлов после извлечения тела из гроба

Мой комментарий . Естественно, меня заинтересовало наличие надписей. К сожалению, фотография на рис. 2 показывает лицо весьма мелким, пришлось увеличить изображение, хотя одновременно упала разрешающая способность. Я также усилил контраст. Теперь стало возможным прочитать некоторые надписи. Меня заинтересовала кожа черепа выше глаз. На рис. 2 я обвел соответствующий фрагмент черной рамочкой.

Первое же прочитанное мною слово меня несказанно удивило - это было слово ХАРАОН ! - Замечу, что если среди египетских жрецов, которые в течение 70 дней готовили тело фараона к погребению, могли находиться знатоки русского языка, которые бы наносили соответствующие надписи, то среди христианских монастырей на территории разных стран таких знатоков находилось гораздо меньше, а в то, что по-русски пишут буддистские ламы в дацанах верилось с трудом. Сам Итигэлов писал по-тибетски, на старотибетском и на хинди.

Я продолжил чтение, рассматривая бровь и веко. Там я нашел надпись МИМ ЯРА , который в данном случае совершенно не соответствовали ведическому храму. Да и зачем бурятам выщипывать бровь умершему, чтобы изобразить русское слово МИМ, которое практически ни один современный русский человек в значении ЖРЕЦ абсолютно не знает? Тем более, писать на веке слово ЯРА? И у меня начало закрадываться смутное представление, что ни буряты, ни лица какого- либо другого этноса никаких надписей на теле покойного не делали.

Рис. 3. Моё чтение надписей на голове тела Итигэлова

Продолжу чтение надписей. На правой стороне выделенного фрагмента я читаю словосочетание ХРАМ МАРЫ , что соответствовало статусу покойника. Но наиболее важным для меня было выяснение статуса его тела: если он МАСКА МАРЫ из ХРАМА МАРЫ, то он - мертвец. Но если он МАСКА РОДА из ХРАМА МАРЫ, то его тело находится в состоянии анабиоза. То, что он является обитателем ХРАМА МАРЫ, я уже прочитал. Теперь я с интересом искал новые надписи.

Последнюю надпись я нашел на нижней челюсти. Если на верхней строке читалось слово ЯРА ХРАМ , которое я теперь понимаю как храм любого вероисповедания, то на нижней строке частично черными, частично коричневыми буквами можно прочитать слова МАСКА РОДА . Искомая надпись найдена! Правда, слово РОДА написано не очень четко. Замечу, что надпись выявляется только при усилении контраста, обычным взглядом ее заметить невозможно.

Это наводит на мысль, что вряд ли такую посмертную раскраску производили в буддистском дацане. Похоже, что здесь мы имеем дело с проявлениями тонкого мира. Но один данный пример не показателен. - И я начал искать другие примеры на том же сайте в рубрике «Удивительные люди». И нашел.

Нетленный монах Шарбель . «Порой чудо, совершенное человеком при жизни так и остается незамеченным, а вот когда он умрет, начинают приписывать невероятные возможности и даже могут причислить к лику святых. Именно так произошло с монахом, жизненные достижения которого уже давно никто не вспомнит, зато он известен миру тем, что вот уже многие десятилетия его тело не разлагается и не мумифицируется. Это нетленный монах Шарбель.

Новогодним утром 1898 года в горах Ливана, на высоте 1300 м над уровнем моря, монахи-отшельники монастыря Святых Петра и Павла направлялись к монастырю в местечке Анная. По узкой, занесённой снегом горной тропинке они несли туда хоронить 70-летнего монаха Шарбеля. Последние 25 лет своей жизни он провёл в отшельнице. Все чудеса начались после его смерти, хотя при жизни тоже отмечались необъяснимые явления, происходившие вокруг монаха. На второй новогодний день жители Анная увидели над монастырём Святого Маруна (туда положили тело Шарбеля) свечение, похожее на люминесценцию. В то время в горах не было электричества, поэтому явление, продолжавшееся многие месяцы, особенно привлекло внимание многих людей.

15 апреля 1899 года полицейские искали в горах преступника-убийцу. Увидев свечение около монастыря, поспешили туда. Они потребовали открыть склеп, думая, что там скрывается преступник. Оказалось, что за четыре месяца вешние воды заполнили склеп, разрушив все трупы монахов, похороненных в том же году вместе с Шарбелем. Только тело монаха Шарбеля не было тронуто разложением.

Его лицо и руки обволакивала грибковая паутина, как тонкая вата. Расчистив её, присутствующие (семь человек) увидели лицо не умершего, а спящего человека с испариной на лице в виде сукровицы (жидкость розового цвета). Все члены тела были гибки и эластичны, не чувствовалось трупного запаха. Тело Шарбеля переодели в сухую одежду и положили в маленькую комнатку. Осмотр нескольких врачей констатировал смерть монаха.

Рис. 4. Монах Шарбель

Шарбель продолжал «потеть» сукровицей, и надо было каждый день менять его одежду. Один монах, уставший от этой работы, решил «посушить» тело на солнышке. Четыре месяца сушки не дали результата. Врачи предложили вынуть внутренние органы. Шарбелю сделали операцию, удалив все органы из полости живота. Это тоже не помогло: тело его не разлагалось, продолжало «потеть» и было гибким и эластичным. Многие специалисты, изучающие этот феномен, выдвигали версию о специальном питании монаха, но Шарбель всегда разделял трапезу со своими братьями-отшельниками.

В 1909 году его положили в гроб со стеклянной крышкой и оставили для общего обозрения до 1927 года. Ко гробу святого Шарбеля (так окрестил его народ) началось паломничество. Ватикан ещё не признал монаха как святого, поскольку для этого требовалось больше доказательств. И монах Шарбель начинает каждый день творить чудеса: исцеляет психически больных людей, поднимает на ноги парализованных, возвращает зрение слепым, слух - глухим.

А жидкость из его тела продолжала вытекать. За 17 лет так и не появилось признаков разложения: обычный запах тела, светлая кожа, эластичны все члены тела. В 1927 году святого Шарбеля положили в цинковый гроб, а тот поместили в деревянный. Склеп сделали сдвойными стенами, чтобы туда не попала вода В 1950 году было замечено, что стены склепа промокают и с них стекает студенистая жидкость розового цвета. Опять вскрыли гробы - всё по-старому: не разлагается, «потеет». Математики посчитали: если монах Шарбель в день теряет хотя бы три грамма жидкости, то за 66 лет он должен был потерять 75 килограммов, то есть превратиться в мумию, чего с ним не случилось. В 1977 году Рим официально признал монаха Шарбеля святым.

Рис. 5. Та же фотография с усиленным контрастом и моё чтение надписей

Ирина Сакр - врач и жена Президента Российско-Ливанского общества Святой земли доктора Симона Сакра, присутствовавшая на канонизации св. Шарбеля в 1977 году в составе ливанской делегации христиан-маронитов, привезла с собой в 1991 году в монастырь к св. Шарбелю группу добровольцев для постановки эксперимента по воздействию биополя святого на их биополя. Контроль производился аппаратом «Бион-1». У всей группы после контакта со св. Шарбелем, как пишет Ирина Сакр, отмечалось хорошее, радостное настроение, «разлитое» спокойствие.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...