Иван бунин легкое дыхание. Береза – лекарь на круглый год
Контрольный тест по теме: «Односоставные предложения».
Вариант 2
Уровень А
1.Укажите неверное утверждение.
А. В односоставным предложении второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.
Б. В определенно-личных предложениях сказуемое стоит только в форме 2-го лица.
В. Назывные предложения имеют один главный член - подлежащее.
Г. В неполных предложениях может быть пропущен любой член предложения.
2. Найдите односоставные предложения.
А. За дверью бегают.
Б. Сестра - врач.
В. Ночь темна.
Г. Мне не хватает нежности твоей.
Д. Его звали Григором.
3. Укажите определенно-личные предложения.
А. Иду по улице нарядной.
Б. Не слышно волков завыванье.
В. В воздухе пахнет сосновой смолой.
Г. Будем вместе служить.
Д. около шести часов в луга носили завтрак.
4. Найдите неопределенно-личные предложения.
А. Вдруг неожиданно все зажглось солнечными лучами.
Б. Травы скашивают рано утром.
В. Детей учили рисованию.
Г. Выбери себе книгу по вкусу.
Д. Не по словам судят, а по делам.
5. Укажите безличные предложения.
А. Уже совсем рассвело.
Б. И в переулках пахнет морем.
В. Слышу шум падающей листвы.
Г. Расскажу тебе сказку.
6. Укажите назывные предложения.
А. Темнеет.
Б. Поговори со мною, мама.
В. Хлеб-соль ешь, а правду режь.
Г. Третье декабря тысяча девятисотого года.
7. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.
А. Необходимо быть дома.
Б. Вам с лимон или с вареньем?
В. Февраль.
Г. Оставайтесь дома.
Д. «Видите дым?» - «Теперь вижу».
8. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания?
А. Летом светает рано, а зимой - поздно.
Б. Ей – шел восьмой год.
В. Гроза была обложная, и гремело отовсюду.
Уровень Б
9. Выпишите из текста односоставные предложения.
10. Определите типы односоставных предложений, укажите форму главного члена предложения.
….Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими свежими снегами, завалившими чаши елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие радостные краски бывают у нас только по утрам. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце ещё за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа, смелым и четким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет..
Уровень С
Напишите 10-15 предложений на тему: «Я и мои поступки. Всегда ли это хорошо?», используя односоставные предложения.
Рабочая программа по русскому языку 8 класс Учитель: Сомова С. А
Рабочая программа... – «3» менее 8 баллов – «2» Приложение №5 Контрольный тест по теме «Односоставные предложения » I вариант 1. Найдите среди данных предложений односоставное . а) Не плачь ты...
Приказ от г. № Рабочая программа по русскому языку для 5 9 классов на 2013-2014 учебный год
Рабочая программаМатериала 2 четверть 50 Тест по теме «Словообразование». Урок контроля знаний... предложения и неполные двусоставные предложения ; проводить синтаксический и пунктуационный разборы предложений . 48 Контрольная работа по теме «Односоставные предложения ...
Пояснительная записка. Статус документа Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык»
Пояснительная записка... ; отбирать материал Упражнения, тесты Упр. 168 52 Повторение по теме «Двусоставные предложения » 1 Урок повторения... частей текста, составление плана) 42 Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения » с грамматическим заданием 1 Урок контроля...
Цели и задачи:
- углубить работа по определению стилей речи;
- учиться находить в текстах элементы, указывающие на стиль;
- самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы;
- развивать умения пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
- воспитание общечеловеческих ценностей (при помощи восприятия текстов нравственного характера).
Виды работы:
- Работа с текстом (содержание, стили и типы речи).
- Определение художественных приемов и особенностей текста.
- Индивидуальная работа учащихся (по карточкам).
- Самостоятельная работа (повторение и обобщение пройденного материала, подготовка к ЕГЭ).
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово
Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса.
Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология.
Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках.
Тема нашего урока: Стили речи. (Приложение )
Обратите внимание на эпиграф:
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
Китайская притча
Сообщить о целях урока.
3. Опрос домашнего задания:
Итак, что вы знаете о функциональных стилях речи?
Работа с учебно-методическим пособием (стр. 108-109). Давайте рассмотрим таблицу “Функциональные стили русского языка”
4. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.
Ряд заданий ЕГЭ как раз и предполагают проверку речеведческих знаний – умения применять их к анализу текста. Это означает, что вы должны свободно владеть понятийным и терминологическим аппаратом: хорошо знать стили речи (и их основные особенности), типы текстов (и их признаки), средства и способы связи предложений в тексте, и языковые средства выразительности.
А теперь применим весь материал на практике.
Каждый из вас получил рабочий лист, в котором мы с вами выполним несколько заданий. Перед вами тексты для работы, они пронумерованы.
Обратимся к тексту № 1.
Задание : определить к какому стилю речи относится данный текст, поставить ударение в слове каталог.
В целях ознакомления с ассортиментом выпускаемой вами продукции просим направить нам каталоги женской обуви с указанием размера отпускных цен.
Директор И.В. Иванов
Обратимся к тексту № 2.
Задание : определить стиль текста, расставить знаки препинания.
Реформа орфографии 1918 года приблизила письмо к живой речи (т.е. отменила целый ряд традиционных, а не фонетических орфограмм). Приближение орфографии к живой речи обычно вызывает и движение в другом направлении: стремление сблизить произношение с орфографией…
Однако влияние письма контролировалось развитием внутренних фонетических тенденций. Только те орфографические особенности оказали сильное влияние на литературное произношение, которые помогали развиваться русской фонетической системе или способствовали устранению фразеологизмов в этой системе…
При этом надо подчеркнуть, что, во-первых, эти особенности были известны и в конце XIX в. И что, во-вторых, их и сейчас нельзя считать полностью победившими в современном русском литературном произношении. С ними конкурируют старые литературные нормы.
(Цитируется по книге: Фонетика современного русского литературного языка. – М., 1968.С 16-17).
Текст известного отечественного лингвиста Михаила Викторовича Панова
Данный текст реализует функцию сообщения. Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера самих наук (естественных, точных, гуманитарных)
Следующий текст № 3.
Послушайте следующий отрывок.
Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушённый морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зелёным бором. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, замерли под глубоким небом. (И.А. Бунин)
Словарная работа: хоругвь(и), ж.р. 1. В старину: войсковое знамя.
2. Принадлежность церковных шествий – укреплённое на длинном древке большое полотнище с изображением святых.
Задание : определить стиль текста, найти и выписать средства выразительной речи.
Молодцы! Мы с вами повторили и углубили знания ранее изученного материала.
А теперь назовите, пожалуйста, характерные признаки публицистического стиля?
Что общего у публицистического стиля с художественным?
Какие жанры публицистического стиля вы знаете?
(К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон), а также путевой очерк, портретный очерк, эссе).
Слово учителя.
Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Так же как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон.
Словарная работа.
- Беллетристика – повествовательная художественная литература.
- Беллетрист – автор повествовательного произведения.
Работа с интерактивной доской:
Выделите слова, относящиеся к публицистическому стилю
Ассортимент, благоуханный, взоры, бездуховность, демократический, популистский, колея, беспрецедентный, интервью, эксклюзив, приоритетный, кулуары власти, безнравственность, пирушка, амперметр, экстремальный, политикан, реформатор, экономические рычаги, головомойка, рейтинг.
Подчеркните названия жанров публицистики.
Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.
Укажите в приведенном списке тем лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистической литературе.
- Построение сложноподчиненных предложений;
- проблемы, связанные с техногенными катастрофами;
- выборы президента;
- решение линейных уравнений;
- соединение химических элементов;
- работа администрации района;
- рейтинг исполнителей современной музыки;
- использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой;
- литературоведческий анализ текста.
Послушайте образец текста публицистического стиля.(Приложение 2 )
– Постарайтесь пропустить через себя основную мысль Д.С. Лихачёва
Интеллигентность не только в знаниях, а в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу. Не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!)
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях. (Д.С. Лихачёв)
Работа по тексту (в форме задания С – подготовка к ЕГЭ)
Вот мы с вами и подошли к завершению нашего урока.
– Над чем мы с вами работали на уроке?
Сегодня на уроке мы не только анализировали тексты, но и попытались следовать советам писателей.
В первую очередь в любой ситуации мы должны оставаться высоконравственными людьми, владеющими различными стилями, языковыми средствами, свободно ориентирующимися в любой сфере общения. Я увидела, что вы научились чувствовать слово.
Скоро вы покинете стены нашей школы, но мне очень хочется, чтобы вы в первую очередь стали по-настоящему интеллигентными.
Развивайте в себе интеллигентность!
Сегодня за урок (выставление оценок)
Домашнее задание
- Повторить теоретический материал по теме “ Функциональные стили речи”
- Подготовить сообщение по одному из разделов темы (“Научный стиль”) в форме мультимедиапрезентации. (Данное задание не является обязательным для всех учащихся.) Его выполняют только учащиеся, проявляющие интерес к предмету).
- Из учебно-методического пособия (Автор – Н.А. Сенин) выполнить задания А 30-31; В 1-8 и С (вариант №5).
Это открытый урок по "Культуре речи", "Русскому языку" и "стилистике" по теме "Функциональные стили речи", включающий в себя план, лекцию и приложения с презентацией, тестом, таблицей.
Цели и задачи:
- углубить работа по определению стилей речи;
- учиться находить в текстах элементы, указывающие на стиль;
- самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы;
- развивать умения пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
- воспитание общечеловеческих ценностей (при помощи восприятия текстов нравственного характера).
Виды работы:
- Работа с текстом (содержание, стили и типы речи).
- Определение художественных приемов и особенностей текста.
- Индивидуальная работа учащихся (по карточкам).
- Самостоятельная работа (повторение и обобщение пройденного материала, подготовка к ЕГЭ).
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово
Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса.
Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология.
Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках.
Тема нашего урока: Стили речи. (Приложение )
Обратите внимание на эпиграф:
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
Китайская притча
Сообщить о целях урока.
3. Опрос домашнего задания:
Итак, что вы знаете о функциональных стилях речи?
Работа с учебно-методическим пособием (стр. 108-109). Давайте рассмотрим таблицу “Функциональные стили русского языка”
4. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.
Ряд заданий ЕГЭ как раз и предполагают проверку речеведческих знаний – умения применять их к анализу текста. Это означает, что вы должны свободно владеть понятийным и терминологическим аппаратом: хорошо знать стили речи (и их основные особенности), типы текстов (и их признаки), средства и способы связи предложений в тексте, и языковые средства выразительности.
А теперь применим весь материал на практике.
Каждый из вас получил рабочий лист, в котором мы с вами выполним несколько заданий. Перед вами тексты для работы, они пронумерованы.
Обратимся к тексту № 1.
Задание : определить к какому стилю речи относится данный текст, поставить ударение в слове каталог.
В целях ознакомления с ассортиментом выпускаемой вами продукции просим направить нам каталоги женской обуви с указанием размера отпускных цен.
Директор И.В. Иванов
Обратимся к тексту № 2.
Задание : определить стиль текста, расставить знаки препинания.
Реформа орфографии 1918 года приблизила письмо к живой речи (т.е. отменила целый ряд традиционных, а не фонетических орфограмм). Приближение орфографии к живой речи обычно вызывает и движение в другом направлении: стремление сблизить произношение с орфографией…
Однако влияние письма контролировалось развитием внутренних фонетических тенденций. Только те орфографические особенности оказали сильное влияние на литературное произношение, которые помогали развиваться русской фонетической системе или способствовали устранению фразеологизмов в этой системе…
При этом надо подчеркнуть, что, во-первых, эти особенности были известны и в конце XIX в. И что, во-вторых, их и сейчас нельзя считать полностью победившими в современном русском литературном произношении. С ними конкурируют старые литературные нормы.
(Цитируется по книге: Фонетика современного русского литературного языка. – М., 1968.С 16-17).
Текст известного отечественного лингвиста Михаила Викторовича Панова
Данный текст реализует функцию сообщения. Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера самих наук (естественных, точных, гуманитарных)
Следующий текст № 3.
Послушайте следующий отрывок.
Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушённый морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зелёным бором. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, замерли под глубоким небом. (И.А. Бунин)
Словарная работа: хоругвь(и), ж.р. 1. В старину: войсковое знамя.
2. Принадлежность церковных шествий – укреплённое на длинном древке большое полотнище с изображением святых.
Задание : определить стиль текста, найти и выписать средства выразительной речи.
Молодцы! Мы с вами повторили и углубили знания ранее изученного материала.
А теперь назовите, пожалуйста, характерные признаки публицистического стиля?
Что общего у публицистического стиля с художественным?
Какие жанры публицистического стиля вы знаете?
(К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон), а также путевой очерк, портретный очерк, эссе).
Слово учителя.
Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Так же как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон.
Словарная работа.
- Беллетристика – повествовательная художественная литература.
- Беллетрист – автор повествовательного произведения.
Работа с интерактивной доской:
Выделите слова, относящиеся к публицистическому стилю
Ассортимент, благоуханный, взоры, бездуховность, демократический, популистский, колея, беспрецедентный, интервью, эксклюзив, приоритетный, кулуары власти, безнравственность, пирушка, амперметр, экстремальный, политикан, реформатор, экономические рычаги, головомойка, рейтинг.
Подчеркните названия жанров публицистики.
Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.
Укажите в приведенном списке тем лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистической литературе.
- Построение сложноподчиненных предложений;
- проблемы, связанные с техногенными катастрофами;
- выборы президента;
- решение линейных уравнений;
- соединение химических элементов;
- работа администрации района;
- рейтинг исполнителей современной музыки;
- использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой;
- литературоведческий анализ текста.
Послушайте образец текста публицистического стиля.(Приложение 2 )
– Постарайтесь пропустить через себя основную мысль Д.С. Лихачёва
Интеллигентность не только в знаниях, а в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу. Не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!)
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях. (Д.С. Лихачёв)
Работа по тексту (в форме задания С – подготовка к ЕГЭ)
Вот мы с вами и подошли к завершению нашего урока.
– Над чем мы с вами работали на уроке?
Сегодня на уроке мы не только анализировали тексты, но и попытались следовать советам писателей.
В первую очередь в любой ситуации мы должны оставаться высоконравственными людьми, владеющими различными стилями, языковыми средствами, свободно ориентирующимися в любой сфере общения. Я увидела, что вы научились чувствовать слово.
Скоро вы покинете стены нашей школы, но мне очень хочется, чтобы вы в первую очередь стали по-настоящему интеллигентными.
Развивайте в себе интеллигентность!
Сегодня за урок (выставление оценок)
Домашнее задание
- Повторить теоретический материал по теме “ Функциональные стили речи”
- Подготовить сообщение по одному из разделов темы (“Научный стиль”) в форме мультимедиапрезентации. (Данное задание не является обязательным для всех учащихся.) Его выполняют только учащиеся, проявляющие интерес к предмету).
- Из учебно-методического пособия (Автор – Н.А. Сенин) выполнить задания А 30-31; В 1-8 и С (вариант №5).
Скачать:
Предварительный просмотр:
https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Интеллигентность не только в знаниях, а в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу. Не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!) Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях. (Д.С. Лихачёв)
Домашнее задание 1.Повторить теоретический материал по теме “ Функциональные стили речи ” 2. Подготовить сообщение по одному из разделов темы (« Научный стиль ») в форме мультимедиапрезентации. (Данное задание не является обязательным для всех учащихся. Его выполняют только учащиеся, проявляющие особый интерес к предмету). 3. Из учебно-методического пособия (Автор – Н.А. Сенин) выполнить задания А 30-31; В 1-8 и С (вариант №5);
Спасибо за плодотворную работу!
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Тема урока: Стилистика. Функциональные стили речи.
Цели и задачи урока: - з акрепить ЗУН по определению стилей речи; - учиться находить в текстах элементы, указывающие на стиль; - определять средства речи; - самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы; - развивать умения пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя; - закрепление навыков правописания; - воспитание общечеловеческих ценностей (при помощи восприятия текстов нравственного характера).
Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Дай сделать – и я пойму. Китайская притча
Обратимся к тексту №1. Задание: определить, к какому стилю речи относится данный текст, поставить ударение в слове каталог. В целях ознакомления с ассортиментом выпускаемой вами продукции просим направить нам каталоги женской обуви с указанием размера отпускных цен. Директор И.В. Иванов
Текст №2 Задание: определить стиль текста, расставить знаки препинания. Реформа орфографии 1918 года приблизила письмо к живой речи (т.е. отменила целый ряд традиционных а не фонетических орфограмм). Приближение орфографии к живой речи обычно вызывает и движение в другом направлении стремление сблизить произношение с орфографией … Однако влияние письма контролировалось развитием внутренних фонетических тенденций. Только те орфографические особенности оказали сильное влияние на литературное произношение которые помогали развиваться русской фонетической системе или способствовали устранению фразеологизмов в этой системе … При этом надо подчеркнуть что во-первых эти особенности были известны и в конце XIX в. и что во-вторых их и сейчас нельзя считать полностью победившими в современном русском литературном произношении. С ними конкурируют старые литературные нормы. (Цитируется по книге: Фонетика современного русского литературного языка. – М., 1968.С 16-17)
Проверь себя! Реформа орфографии 1918 года приблизила письмо к живой речи (т.е. отменила целый ряд традиционных, а не фонетических орфограмм). Приближение орфографии к живой речи обычно вызывает и движение в другом направлении: стремление сблизить произношение с орфографией … Однако влияние письма контролировалось развитием внутренних фонетических тенденций. Только те орфографические особенности оказали сильное влияние на литературное произношение, которые помогали развиваться русской фонетической системе или способствовали устранению фразеологизмов в этой системе … При этом надо подчеркнуть, что, во-первых, эти особенности были известны и в конце XIX в. и что, во-вторых, их и сейчас нельзя считать полностью победившими в современном русском литературном произношении. С ними конкурируют старые литературные нормы. (Цитируется по книге: Фонетика современного русского литературного языка. – М., 1968. с. 16-17)
Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушённый морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зелёным бором. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, замерли под глубоким небом. (И.А. Бунин) Текст №3. Задание: определить стиль текста, найти и выписать средства выразительной речи.
Словарная работа: хоругвь(и), ж.р. 1. В старину: войсковое знамя. 2. Принадлежность церковных шествий – укреплённое на длинном древке большое полотнище с изображением святых.
Признаки публицистического стиля Что общего у публицистического стиля с художественным? Какие жанры публицистического стиля вы знаете?
К жанрам публицистического стиля можно отнести: Речи адвока-тов Орато- ров Выступления в печати Репор таж Фелье тон Путевой очерк Статья Заметка Портретный очерк Эссе Интервью
Словарная работа Беллетристика – повествовательная художественная литература. Беллетрист – автор повествовательного произведения
5. Выделите слова, относящиеся к публицистическому стилю. Ассортимент, благоуханный, взоры, бездуховность, демократический, популистский, колея, беспрецедентный, интервью, эксклюзив, приоритетный, кулуары власти, безнравственность, пирушка, амперметр, экстремальный, политикан, реформатор, экономические рычаги, головомойка, рейтинг.
6. Подчеркните названия жанров публицистики. Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.
7 . В приведенном списке тем с делайте пометку на полях, выявив лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистической литературе. Построение сложноподчиненных предложений; проблемы, связанные с техногенными катастрофами; выборы президента; решение линейных уравнений; соединение химических элементов; работа администрации района; рейтинг исполнителей современной музыки; использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой; литературоведческий анализ текста.
Цветовая лексика в рассказах И. А. Бунина.
Статья посвящена рассмотрению вопроса о цветовых особенностях рассказов И. А. Бунина. Проанализированы характерные особенности бунинской цветописи как выразительного художественного приёма. Доказано, что ряд избранных писателем цветов выполняют определённые функции в предложениях, помогают создать завершённый образ, вызвать определённую ассоциацию.
Одно из самых сильных ощущений человека – это видение мира в цвете. Все художники и писатели в той или иной степени используют эту особенность человеческого восприятия окружающего. И. А. Бунин говорил: « Если бы у меня не было рук и ног и я бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив этим. Одно нужно только - видеть и дышать. Ничто не дает такого наслаждения, как краски».
Бунин – один из писателей, обладающих искусством замечать и воссоздавать мельчайшие детали, тончайшие нюансы, незначительные на первый взгляд мелочи. Именно они, превращаясь в художественную деталь, дают воображаемую картину мира, наполненную множеством тонов и полутонов. По его мнению, в многоцветье выявляет себя одухотворенная и осмысливающая жизнь человека красота мира. Об этом он пишет так:
«Я... часами простаивал, глядя на ту дивную, переходящую в лиловое, синеву неба, которая сквозит в жаркий день против солнца в верхушках деревьев, как бы купающихся в этой синеве,- и навсегда проникся чувством истинно-божественного смысла и значения земных и небесных красок. Подводя итоги того, что дала мне жизнь, я вижу, что это один из важнейших итогов. Эту лиловую синеву, сквозящую в ветвях и листве, я и умирая вспомню...» («Жизнь Арсеньева»).
В творчестве Бунина музыка цвета звучит с несравненной силой. Многоцветны и многокрасочны пейзажи в его произведениях. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно нарисованные акварелью. Гимном вечной, неумирающей жизни звучит описание зимнего утра. (Рассказ «Сосны») Какое буйство красок и ощущений воплощено в этом небольшом пейзаже:
«Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный
морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и четким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет ».
Мы видим синюю тень в санной колее, синее небо, сверкающую белизну свежего снега, голубую тень просеки, темную, сочную зелень сосен, золото солнечного света. Вот оно, торжество жизни над смертью. Пейзаж создан преимущественно при помощи эпитетов, каждый из которых несет жизнеутверждающий эмоциональный заряд.
Наиболее привлекателен для Бунина контраст между белым и густо-темным: «Приезжий… отлично выспался в… купе, за которым всю ночь... шли черно-зеленые, в белом сахаре еловые леса...» («Грибок»); «На дворе зги не видно в белой метельной тьме...» («Дубки»); «В… стекла окон... чернела ночь и близко белели отягощенные снежными пластами лапы ветвей в палисаднике» («Баллада»); «...мелькали освещаемые поездом белые снежные скаты и черные чащи соснового леса". Антонимия цвета помогает увидеть в его произведениях контрастность, переменчивость состояния природы, сложную гамму восприятия окружающего мира, которую Бунин умеет метафорически обобщить, выразительно и эффектно «преподнести» читателю с помощью различных оригинальных сравнений.
Прилагательному красный, обладающему очень разветвленной синонимией (словарь синонимов фиксирует 12 членов синонимического ряда), в бунинских текстах можно подобрать не более семи. Такие прилагательные, как кумачовый, кровавый, червонный, алый, красный, густо-малиновый, тёмно-огненный могут передавать не только признак предмета, но и состояние героя . Красный цвет, особенно в сочетании с черным, чаще всего передаёт чувственность. Былая страсть героини «Темных аллей» еще тлеет в ней: «Полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой…» [ Красный цвет в мужской одежде часто прямо или косвенно указывает на некоторую агрессивность его обладателя. «Навстречу ему шел десятский, длинный, в красной рубахе» (Рассказ «Будни»).
Воистину трудно перечислить найденные художником слова оттенки синей, голубой, зеленой, желтой красок. Бунин следует здесь традициям русской живописи, постоянно ищет светлые штрихи, смелые сопоставления, именно в них черпая новый взгляд на мир: «лиловая синева» («Жизнь Арсеньева»), «синеватая темнота» на рассвете («Деревня»); «...лозины покрывались... желтоватой зеленью…» («Митина любовь»).
Достаточно часто использует Иван Алексеевич прилагательные рыжий (а также темно-рыжий, красно-рыжий, кудряво-рыжий), ржавый (и ржаво-красный), кирпичный.
Бунин питает особое пристрастие к составным красочным определениям: «золотисто-синий воздух»; «золотисто-бирюзовая глубина небосклона»; «золотисто-шафранное аравийское утро»; «розово-золотое пламя» («Деревня»); «розово-золотое небо» в ночную грозу («Суходол»); «розово-серебристая Венера»; «черно-лиловая туча» («Суходол»); «черно-фиолетовая грязь» («Деревня»); «серо-фиолетовая зола» («Суходол»); предгорья-«серо-коричневые, в золотисто-рыжих пятнах по склонам, где от солнца выгорели травы»; «желто-серые... пески»; «серо-красные тучи». («Деревня»)
Мастеру слова кажется, что двухцветным сочетанием не всегда удаётся достигнуть полноты в изображении окраски, и тогда Бунин добавляет: «Сизо, с розовым оттенком белел противоположный бугор в мелком чернолесье».
А иногда ему приходится „изобретать” новые цвета. Так, мы встречаем мокро-зеленый, бело-кудрявый цвета, а также, казалось бы, несовместимые бело-сизый, красно-черный . Для наиболее точного описания предметов Бунин развертывает трехчастные цветовые определения: «золотисто-зелено-серые прутья» («Веселый двор»), что не может не вызвать восхищения перед тончайшим природным чутьём колориста.
Разнообразны у Бунина световые глаголы и глагольные формы:
«...она... вышла... в... столовую, розово озаренную утренним зимним солнцем...» («Жизнь Арсеньева»); «Свет зари... разливался по двору»; «По часам следил он за каждым огоньком, что мерцал и пропадал в мутно-молочном тумане дальних лощин...»; «.„брезжит свет запада...»; «Темнело и в деревне,- одни оконца изб на выгоне еще отсвечивали медным блеском»,
«...видел... одинокую зеленую звезду, теплившуюся бесстрастно...» («Поздний час»); «Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо...» («Антоновские яблоки»).
Краски у Бунина пылают, горят и движутся: «Пятна света на снегу в сумраке палисадника горели зелено»; «...просторно белел... двор, и свежая колея, прорезанная по нем санками... розово сверкала»; «Во всех окнах зелено и остро искрились обледеневшие нижние стекла» («Игнат»).
От многокрасочных бунинских пейзажей у читателя не рябит в глазах, потому что каждая краска у него не вписана в природу, а подсмотрена у нее. И подводя важнейшие итоги прожитой жизни, Бунин вспомнит «ту дивную, переходящую в лиловое, синеву неба, которая сквозит в жаркий день против солнца в верхушках деревьев, как бы купающихся в этой синеве…» - и скажет: «Эту лиловую синеву, сквозящую в ветвях и листве, я и умирая вспомню…» («Жизнь Арсеньева»).
Список литературы
Николина Н.А. Образное слово И.А. Бунина // Русский язык в школе. - 1990. - №4. - С. 31-34
Зимина - Дырда Т.Ю. Функции цветообразов в портретах персонажей (на примере прозы Бунина) // Вопросы лингвистики и литературоведения. - 2009. - №3 (7). - С. 18-22
Колобаева Л.А. Проза И. Бунина: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М., 1998. - 157 с.
В. И. Кулешов - Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы/М.: Дет.лит., 1983.