Июнь пастернак. Анализ стихотворения "Июль" Пастернака: особенности композиции

Стихотворение «Июль», относящееся к пейзажной лирике , было написано Борисом Пастернаком в 1956 году во время летнего отдыха в Переделкино. Оно ярко отражает характерную для позднего этапа творчества поэта направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы и мира человека как одного неразрывного целого.

Тема стихотворения совпадает с его названием: Пастернак красочно и образно, очень любовно описывает месяц, знаменующий середину лета. Основная идея заключается в показе красоты июля, искреннем восхищении поэта легкостью и свежестью этого летнего месяца.

Композиционно состоящее из семи строф-четверостиший стихотворение имеет две части. Первая часть, включающая четыре катрена, по своей структуре и содержанию близка к такому роду фольклорного творчества, как загадка . Введение не называющих прямо объект существительных – привиденье, домовой, призрак, двойник – создает атмосферу таинственности, заставляющую гадать: кто же этот загадочный персонаж? Насыщенность глаголами действия при отсутствии прилагательных и местоимений подчеркивает динамичность образа этого пришельца: болтается, крадется, срывает, вбегает, взвивается.

Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя – июль. Ведущим изобразительным и поэтическим средством в создании образа июля выступают развернутые олицетворения – именно они позволяют одухотворить летний месяц, создать его «очеловеченный» образ. Поэт называет июль и домовым, и баловником-невежей, и растрепой, и дачником-отпускником. «Очеловеченность» июля усиливается употреблением просторечных слов (одёжа, обтерши ) и нарочито разговорной лексики (таскающий, растрепа ).

У весельчака-июля человеческий характер: он «везде болтается некстати» , громко разговаривает, «мешается во все дела» . Разнообразие ипостасей «приезжего жильца» передает всю гамму впечатлений, которые вызывает проказник у поэта. Автор с удовольствием уступает пространство – «целый дом» - своему гостю, подвижному и непредсказуемому озорнику-июлю, с легкостью нарушающему общепринятые скучные правила.

Стихотворение отличают выразительные и яркие зрительные образы («вбегает в вихре сквозняка» , «взвивается до потолка» ), подкрепляемые слуховыми («все громко говорящий вслух» ) образами.

«Июль» написан классическим размером – четырехстопным ямбом , придающим мелодичность стихотворению. Поэт использовал для написания перекрестную рифмовку . Неточные рифмы (одёже - вхожий, невежа - приезжий, привиденье – тени ) соседствуют с необычными (растрепа - укропа, роздых – воздух, некстати – кровати ), создавая удивительно легкое и озорное настроение.

Среди изобразительных средств, создающих яркий и точный образ июля, главную роль играют олицетворения (домовой, дачник-отпускник ). Поэт также вводит в стихотворение точные эпитеты (июльский воздух луговой, недолгий роздых, целый дом, степной нечесаный растрепа ) и сравнение («и с занавеской, как с танцоршей» ).

Щедро награжденный «вечным детством», Пастернак мастерски «видит» и чувствует поэзию в привычных природных явлениях, виртуозно «оживляя» июль.

  • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака
  • «Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле...), анализ стихотворения Пастернака
  • «Гамлет», анализ стихотворения Пастернака
  • «Доктор Живаго», краткое содержание романа Пастернака

По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.

Анализ стихотворения «Июль» Пастернака

Б. Пастернак вошел в литературный мир в качестве поэта-символиста. Его ранние стихотворения насыщены сложными символами и образами, которые не всегда доступны для понимания рядового читателя. Постепенно Пастернак расставался со своими прежними взглядами и убеждениями. Произведения зрелого периода написаны простым и доступным языком. Одним из них является стихотворение «Июль» (1956 г.), созданное поэтом под впечатлением от отдыха на даче в Переделкино. Отказ Пастернака от символизма был неполным. Он просто переходит к более понятным образам. В данном стихотворении в этой роли выступает летний месяц июль.

Автор с самого начала вводит в произведение интригу. Он словно возвращается в свой таинственный воображаемый мир, населенный необычными существами. В доме появляется новый житель, которого никто не видел, но постоянно слышатся его «шаги над головой». В традиционном представлении это может быть только домовой. Он постоянно незримо вмешивается в жизнь людей и устраивает различные безобидные проказы. Этот загадочный незнакомец тщательно скрывается и умело маскируется под природные явления. Очень часто его проделки люди принимают за обычные порывы ветра.

Пастернак больше не может скрывать тайну. Он разоблачает «баловника-невежу» и признается, что его настоящее имя – июль. Однако окончательного возвращения к реальной действительности не происходит. «Призрак» перевоплощается в «дачника-отпускника». Автору жаль расстаться с полюбившимся персонажем, поэтому он наделяет июль человеческими чертами и сознанием. Самый жаркий летний месяц становится дорогим гостем поэта, снимающим у него весь дом. Пастернак использует различные художественные средства, чтобы дать полное представление о своем герое. Образ июля складывается из осознанных действий («таскающий», «вхожий»), звуков («говорящий вслух»), запахов («пропахший липой и травой»). Все это в совокупности представляет собой счастливое время года, идеально подходящее для полноценного отдыха. Летом на даче проще всего отрешиться от будничных проблем. В такой расслабленной атмосфере можно дать волю своему воображению и относиться к июлю, как к близкому другу.

Стихотворение «Июль» раскрывает тему близкой связи человека с природой. К этой мысли Пастернак пришел в позднем периоде творчества. Поэт понял, насколько прекрасен и близок человеческой душе окружающий мир. Вместо стремления к сложным выразительным формам достаточно просто его описывать. В открытой и тонко чувствующей душе естественным образом будут рождаться образы. Эти образы основаны на реальной действительности, а не порождены мучительными философскими размышлениями.

Б. Пастернак

"Июль"

По дому бродит привиденье.

Весь день шаги над головой.

На чердаке мелькают тени

По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,

Мешается во все дела,

В халате крадется к кровати,

Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтерши,

Вбегает в вихри сквозняка

И с зановеской как с танцоршей,

Взвивается до потолка.

Кто этот баловник невежа

И этот призрак и двойник?

Да это наш жилец приезжий,

Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых

Мы целый дом ему сдаем.

Июль с грозой, июльский воздух

Снял комнату у нас в наем.

Июль, таскающий в одежде

Пух одуванчиков, лопух.

Все громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,

Пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа,

Июльский воздух луговой."

Невероятный, персонифицированный, анимированный, одаренный ароматом полевых цветов и огородных овощей, энигматичный ИЮЛЬ....Вот это ОБРАЗ!

Вообще-то можно было бы и ограничится одной фразой, но соблазн рассмотреть и проследить восприятие ИЮЛЯ Великим Борисом Пастернаком слишком велико!

Так что же здесь просходит...А ничего! Поэт предлагает свое восприятие ИЮЛЯ, которое интегрируятся исключительно на базе трансмодальной связязанности, т.е. чувственных и перцептивных идей - идей АНИМИРОВАННЬІХ действием, переданых как неотъемлимая часть характеристики ИЮЛЯ....А кто сказал, что речь идет об ИЮЛЕ. НЕТ! Более того схема построения персонифицированного ОБРАЗА напоминает с первых строф знаменитых "ДЖИНОВ" Виктора Гюго. "ДЖИНЬІ" Гюго относятся к школе романтизма:

" Plus exactement, la forme doit correspondre au contenu concret: elle doit exprimer. Et comme le contenu, dans chaque cas concret, est différent, il ne peut pas y avoir la forme fixe, donnée une fois pour toutes: à la limite,il y aurait autant de formes que de poèmes; l"invention formelle doit être illimitée. Nous illustrerons ce principe de l" esthétique de la poésie romantique par le poème Les Djinns(V. Hugot; les Orientales):

V . Hugo, LES DJINNS

La voix plus haute

Semble un grelot.

D"un nain qui saute

Il fuit, s"élance

Sur un pied danse

Au bord d"un flot

La rumeur approche;

L"écho la redit.

C"est comme la cloche

D"un couvent maudit,

Comme un bruit de foule

Qui tourne et qui roule

Et tantôt s"écrole

Et tantôt grandit.

Dieu! la voix sépulcrale

Des Djins!... ---Quel bruit il font!

(перевод на русский находится в комментарии, сразу после публикации)

Предложенное тут начало "ДЖИНОВ" В.Гюго и поэтическй текст Б.Пастернака"ИЮЛЬ" близки и по своей постепенно расширяющейся структуре строфы и пространства, и смены означающего.

Христо Тодоров объясняет, что для поэтов эпохи романтизма содержание стихотворения и его форма не должны подчиняться каким-либо строгим правилам. Почему я начала с В. Гюго, - В. Гюго являестя поэтом эталоном поэзии романтизма. И то что сближает эти два текста Б. Пастернака и В. Гюго, это прием "инсайдаут", т.е. расширения пространства аудитивно т.е. на слух или перцептивно и даже чувственно.Если Пастернак слышит шаги на чердаке, то постепенно со сменай означающих все редуцируется к единому означаемому, - "ИЮЛЬ"

У В. Гюго тесное маленькое пространстово с морским бризом, ночью и сном людей вдруг оглашается шумом! звоном! грохотом! - ДЖИНЬІ заполняют расширенное их присутствиуем пространство.

Однако начало сонета Б. Пастернака " перекликается" с началом еще одного произведения французского писателя ХVІІв - XVIII в.. Лесажем, с началом его знаменитого рамана "ХРОМОЙ БЕС". - Alain-René Lesage, Le Diable boiteux.

Здесь общим оказывается локативная идея: и у Пастернака, и у Лесажа действие= появление кого-то или чего-то связано с ЧЕРДАКОМ.

Лесаж: У Лесажа на базе вертикальной функциональности оформляется целая система ошибочного восприятия, так, например, в первой главе дон Клеофас оказывается на незнакомом чердаке и слышит странный шум:

первое заключение -> сон -> ошибка;

второе заключение-> кто-то прячется - > ошибка;

третье заключение -> бутылка с Дьяволом Асмодеем и с этого момента Рассказчиком становится Асмодей.

Однако перед нами поэтический текст Б. Пастернака, где "действие"на чердаке, воспринятое перцептивно, интерпретируется самим Поэтом.

"По дому броди ПРИВИДЕНЬЕ - первое означающее.

На ЧЕРДАКЕ мелькают ТЕНИ -

локативная идея "ЧЕРДАК" та же, что и у Лесажа! И Второе означающее.

Однако организируется целая "цепочка" ОЗНАЧАЮЩИХ, которые по своей идеогенетическая сущности абсолютно ТРАНСМОДАЛЬНЫЕ.

"По дому ходит домовой" -

Третье означающее!

Интересно обратить внимание на глаголы: бродит - мелькают - ходит,!

"бродит" - действие без цели; "мелькают" - действие хаотичное; "ходит" - действие вводит идею расширения пространства и трансфера действия с чердака на весь дом...- так имплицитно инсинуируется идея " ОБЛАДАНИЯ" - Т.е. ЧТО-ТО завладевает и домом, и вниманием, и сознанием ПОЭТА!

Это эгоистическое ЧТО-ТО.как бы " одевается" во все новые и новые положительные характеристики-движения, достигающие своего апогея в персонифицированных глаголах действия, свойственных только человеку, человеку молодому, полному сил и желания "повеселиться", переходящее в какой-то вихрь танца!... но речь не идет о ЧЕЛОВЕКЕ, а о ЧЕМ - ТО, чье поведение ПЕРСОНИФЦИРУЕТСЯ!

Однако в поэтическом тексте есть одна особенность: текст не разделяется на части, Т.е. на четверостишия, что позволяет Поэту создать иллюзию ОБЪЕМА! СКОРОСТИ! и даже ЦЕЛОСТНОСТИ "движения" -- быстрой смены означающих..Вот как построен текст с момента перемещения ЧЕГО-ТО в интерьер дома, начиная со второго четверостишия (оно начинается словами:"Везде...": здесь ОЗНАЧАЮЩИЕ представлены: глаголами, выражающими быстрое "движение":

"Болтается -- мешается -- крадется -- срывает".

В третьем четверостишии образуется быстрый подвижный кадр типа "кажется":

"Ног у порога НЕ ОБТЕРШИ// ВБЕГАЕТ в ВИХРИ СКВОЗНЯКА// ...ВЗВИВАЕТСЯ до потолка"

Красивый метафоризированный язык, достигает гиперболической формы исполненной субъективного, чувственного представления ИЮЛЯ - " жильца"! "дачника"! дома Поэта, несущего с собой аромат липы! запаха укропа! -"ИЮЛЬСКИЙ ВОЗДУХ ЛУГОВОЙ" ! Так эксплицируется само ОЗНАЧАЕМОЕ!

Г Е Н И А Л Ь Н О!

Борис Пастернак изначально придерживался футуристического направления. Но позднее он пересмотрел свои взгляды на творчество. Но в некоторых произведениях все же иногда просматриваются характерные черты футуризма. Поэт отверг эту концепцию, потому что перестал считать, что форма важнее содержания. В стихе "Июль" Пастернака Бориса Леонидовича присутствует идея одушевления неживых предметов, чтобы придать ему большую атмосферность и загадочность.

Композиция стихотворения

Данное произведение было написано в 1956 году в селе Переделкино. Одним из пунктов анализа стихотворения "Июль" Пастернака является определение его композиции. В первой части автор интригует читателя с помощью загадочных строк. В них говорится о различных таинственных явлениях, о призраках и домовых. Можно сделать вывод, что первая часть - это загадка.

Во второй поэт дает читателю разгадку. Оказывается, этим таинственным существом был на самом деле июль, который поселился в доме в виде сквозняка и грома. При этом он выступает в роли хозяина, в распоряжении которого оказалась целая дача. Июль - самый непредсказуемый летний месяц, поэтому в стихотворении он описывается как проказник, который любит попугать обитателей дома. Но, несмотря на все шалости, приносит с собой лето и запах травы.

В анализе стихотворения Пастернака "Июль" можно также отметить, что во второй части интрига разрушается, потому что читателю дается ответ. Тем не менее поэт старается все равно поддерживать ауру загадочности и невесомости благодаря правильно подобранным эпитетам. Все перечисленные стилистические средства создают удивительную летнюю атмосферу, позволяя читателю почувствовать себя таким же легким, как июль.

Размер и рифмовка

Другим пунктом анализа стихотворения Пастернака "Июль" является определение размера, в котором оно написано. Это а рифмовка - перекрестная. Сочетание неточных и нестандартных рифм позволяет придать стихотворению легкость, небрежность и создать озорное настроение. Именно таким изобразил летний месяц поэт.

Благодаря такой рифмовке стихотворение обретает необычную музыкальность. После прочтения строк возникает ощущение легкого ветерка, журчания воды, запаха травы. Все это придает строкам изящность и плавность, некую текучесть вместе с небольшим ускорением, которое появляется во второй части, показывая, что июль - это непоседа.

Стилистические средства выразительности

Следующим обязательным пунктом анализа стихотворения Пастернака "Июль" является разбор литературных приемов, с помощью которых автору удалось создать образ июля. Главную роль играют олицетворения, благодаря которым получилось сделать летний месяц не просто летним, а настоящим жильцом дома. А дальнейшее описание его действий только усиливает создавшееся впечатление.

Чтобы подчеркнуть и погрузить читателя в легкую атмосферу, Пастернак использует точные эпитеты и сравнения. Поэтому при прочтении возникает ощущение, что на улице тепло и пахнет травой, хотя может быть другое время года. Все это получилось благодаря удивительному мастерству поэта.

Образы в стихотворении

Немаловажным пунктом анализа стихотворения Пастернака "Июль" является образов. Конечно, главный герой - это сам летний месяц. Но здесь он выступает в роли "дачника-отпускника", который может распоряжаться домом по своему усмотрению. Он небрежный, легкомысленный, любит подшутить над другими. Также здесь присутствует образ автора, который, на самом деле, является владельцем дачи, в которой поселился июль. Но поэт вовсе не сердится на своего ветреного соседа. Наоборот, он даже рад ему, с легкой иронией и нежностью относится к новому жильцу. Читатель может понять, что поэт любит это время года.

В анализе стихотворения Пастернака "Июль" можно сказать, что оно переносит читателя в детство. В ту пору мальчишки и девчонки бегали по полю и ловили солнечные лучи, были свободными как ветер, и весь мир лежал у их ног. Возможно, поэтому так легко читать и с милой улыбкой наблюдать за шалостями летнего месяца.

Анализ стихотворения Б. Пастернака "Июль" позволяет читателям более вдумчиво отнестись к этому произведению, постараться определить, как поэту удалось создать удивительную атмосферность при прочтении.

По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одеже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Все громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. В небе — бездыханные виолы, На цветах — запекшаяся кровь: О, июль, тревожный и тяжелый, Как моя молчащая любовь! Кто раздавит согнутым коленом Пламенную голову быка? И. презрев меня, ты...
  2. Безрукая, обрубок правды голой, Весь в брызгах пены идол божества, Ты людям был необходим, как голод, И недоказан был, как дважды два. Весь в брызгах пены, в ссадинах соленых, Сколоченный...
  3. Я кольцо сняла, Бросила под ноги… Хорошо жила — Дай так, Боже, многим! Все в дому с горой… Пироги да пышки, Да мужик — герой, Да звонок — сынишка! Все...
  4. Мы пришли в этот храм не венчаться, Мы пришли этот храм не взрывать, Мы пришли в этот храм попрощаться, Мы пришли в этот храм зарыдать. Потускнели скорбящие лики И уже...
  5. Отвори, мой друг, окошко, Воздух тепел и душист, Ни один не колыхнется На березках белых лист. Отвори, мой друг, окошко И не бойся. Стороной Туча грозная промчалась, Нас пугавшая с...
  6. Дождя сверкающего капли Шумели в блещущих листах, Шумел, весь в каплях, воздух синий, Колеблясь в радужных волнах; Благоуханная прохлада Плыла широко. Здесь и там Встряхнутся ветки, точно кто-то Порхнет незримый...
  7. Огромные глаза, как у нарядной куклы, Раскрыты широко. Под стрелами ресниц, Доверчиво-ясны и правильно округлы, Мерцают ободки младенческих зениц. На что она глядит? И чем необычаен И сельский этот дом,...
  8. Во мгле печальных заблуждений, В тяжелом сне душа была, Полна обманчивых видений; Ее тоска сомненья жгла. Но ты явился мне: сурово С очей души завесу снял, И вещее промолвил слово,...
  9. Лучше б мне частушки задорно выкликать, А тебе на хриплой гармонике играть! И, уйдя, обнявшись, на ночь за овсы, Потерять бы ленту из тугой косы. Лучше б мне ребеночка твоего...
  10. Не ходи к потоку — Он шумит, бежит, Там неподалеку Водяной сторожит. Он на дне золотом Неприметен днем. Солнце лишь к закату — Он встает из реки, Тяжелую пяту Кладет...
  11. На что — скажи мне — жалкое стремленье словами вызывать огонь в крови? Приходит время собирать каменья и избегать объятий и любви. Я думаю, как сын осиротелый перед могилой матери,...
  12. ДАРЮ Дорину-Николаеву Качнуло небо гневом грома, Метнулась молния — и град В воде запрыгал у парома, Как серебристый виноград. Вспорхнула искорка мгновенья, Когда июль дохнул зимой — Для новых дум,...
  13. Показывали страуса в Пассаже. Холодная коробка магазина, И серый свет из-под стеклянной крыши, Да эта керосинка на прилавке — Он ко всему давным-давно привык. Нахохлившись, на сонные глаза Надвинул фиолетовые...
  14. Как оживляешься, когда вспоминаешь (и через столько лет) румынок или, там, славянок. А вспомни-ка Смоленск! Как ты лежишь в кювете и при каждом взрыве вздрагиваешь с головы до пят, а...
  15. Как открывается заржавевшая дверь, С трудом, с усилием,- забыв о том, что было, Она, моя нежданная, теперь Свое лицо навстречу мне открыла. И хлынул свет — не свет, но целый...
Вы сейчас читаете стих Июль, поэта Пастернак Борис Леонидович

Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...