Из черного моря в средиземное через проливы. Какой пролив, соединяет Чёрное и Средиземное море? Как Турция "поправила" Конвенцию национальным законодательством

Какой пролив, соединяет Чёрное и Средиземное море?

  1. Никакой пролив не соединяет, посмотри карту
  2. По данным http://ru.wikipedia.org

    Босфо#769;р (тур. #304;stanbul Bo#287;az#305; Стамбульский пролив) пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Чрное море с Мраморным, а в паре с Дарданеллами со Средиземным. Босфор является частью внутриевразийской границы. На обеих сторонах пролива расположен крупнейший турецкий город Стамбул.

    Длина пролива около 30 км. Максимальная ширина пролива 3700 м на севере, минимальная ширина 700 метров (это самый узкий межконтинентальный пролив) 1. Глубина фарватера от 33 до 80 м 2.

    По одной из наиболее распространнных легенд пролив получил сво название благодаря дочери древнейшего аргивского царя прекрасная возлюбленная Зевса по имени Ио была превращена им в белую корову, чтобы избежать гнева его жены Геры. Несчастная Ио избрала водный путь к спасению, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется коровьим бродом или Босфором 3.

    Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершн в 1973) и Мост султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988) в 5 км к северу от первого моста. Планируется строительство третьего автодорожного моста в северной части пролива на побережье Черного Моря. Мост протяжнностью 1275 метров свяжет скоростную дорогу Northern Marmara с Трансъевропейской Магистралью. Предварительная цена проекта около 56 млрд долларов. Путь на мосту будет состоять из восьми полос 4. В настоящее время идет строительство железнодорожного тоннеля Marmaray5 (срок окончания 2013 год) , который объединит скоростные транспортные системы европейской и азиатской частей Стамбула.

    Предполагается (теория черноморского потопа) , что Босфор образовался лишь 75005000 лет назад. Прежде уровень Чрного и Средиземного морей был существенно ниже, и они не были связаны. В конце последнего ледникового периода в результате таяния крупных масс льда и снега уровень воды в обоих водомах резко повысился. Мощный поток воды всего за считанные дни пробил себе дорогу из одного моря в другое об этом свидетельствуют рельеф дна и другие признаки.

    Древние греки Босфором также называли Керченский пролив Боспор Киммерийский.

    Босфор является одним из важнейших проливов, так как обеспечивает доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных продуктов, большую роль в экспорте через Босфор играет нефть из России и Каспийского региона.

    В зимы 16211669 годов пролив покрывался льдом. Эти времена были характерны общим понижением температуры в регионе и получили название Малый ледниковый период.

  3. Пролив Босфор с греческого переводится как скотий брод. И это утверждение нужно воспринимать буквально, то есть это название возникло во времена, когда скот мог переходить пролив с одного берега на другой, при глубине брода около одного метра. И брод этот существовал по-видимому в месте донного порога Босфора с его глубиной 27,5 метров. Известны работы по определению террас размыва береговых склонов восточных и западных берегов Атлантического океана. Их ровно 31: с глубины 155 метров до самой поверхности океана. Их генезис - метеорит-болид-астероидный: при их последовательных выпадениях в океан его уровень периодически повышался. И для порога Босфора глубиной в 27,5 метра возраст перехлста этой высоты суши массой морской воды в 6 м высоты, равен возрасту - 146575 год до н. э. В 117260 году до н. э. такая катастрофа вновь повторилась. Исследователь
  4. орские проливы последовательно соединяют Чрное море с Мраморным, а Мраморное с Эгейским, которое является частью Средиземного. Они же отделяют Европу (Фракию) от Малой Азии (Анатолии) . Проливы обеспечивают доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и стран юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных товаров, значимую долю экспорта через Проливы составляет нефть из России и остальных стран Прикаспия.
    Содержание убрать
    1 Описание
    1.1 Босфор
    1.2 Дарданеллы
    2 Вопрос о Проливах
    3 Примечания
    4 См. также
    5 Литература
    6 Ссылки
    править Босфор
    Босфо#769;р (тур. #304;stanbul Bo#287;az#305;, греч. #914;#972;#963;#960;#959;#961;#959;#962;) пролив, соединяющий Чрное море с Мраморным. Длина около 30 км, максимальная ширина 3 700 м на севере, минимальная ширина пролива 700 метров. Глубина фарватера от 36 до 124 м. На обеих сторонах Босфора расположен исторический город Константинополь, ныне Стамбул.
    Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершн в 1973 году) и Мост Султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988 году) в 5 км к северу от первого моста. Планируется третий автодорожный мост, но место строительства правительство Турции пока держит в секрете, чтобы избежать роста цен на землю. В настоящее время сооружается железнодорожный тоннель Мармарай (срок окончания 2012 год) , который объединит транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города.
    править Дарданеллы
    Дардане#769;ллы (тур. #199;anakkale Bo#287;az#305;, греч. #916;#945;#961;#948;#945;#957;#941;#955;#955;#953;#945;), древнегреческое название Геллеспо#769;нт. Пролив между европейским полуостровом Галлиполи и северо-западом Малой Азии. Он соединяет Мраморное море с Эгейским. Координаты Дарданелл 4015 северной широты и 2631 восточной долготы. Длина пролива составляет 61 километр, ширина от 1,2 до 6 километров. Средняя глубина фарватера 55 метров.
  5. Там есть пролив, но его мало кто отмечает. Это Босфор
  6. босфор - но не напрямую
  7. Чрное и Средиземное море не связаны напрямую. Чрное через Босфор связано с Мраморным морем, Мраморное через Дарданеллы связано со Эгейским, Эгейское через несколько проливов связано со Средиземным.
  8. Спасибо
  9. щас дарою, чуток осталось и назову твоим именем.
  10. Такого пролива не существует
  11. черноземный

Посещая это место (вместе с прилегающим городом Чанаккале), возникают образы славных воинов, их покровителей и муз. Среди них: Ксеркс 1, Александр Македонский, Марк Антоний, Клеопатра и многие другие.

Дарданеллы - это пролив между северо-западной частью Малой Азии и, находящимся в европейской части Турции . Пролив Дарданеллы, ширина которого составляет от 1,3 км до 6 км, а длина - 65 км, имеет важное стратегическое значение, так как является частью водного пути, соединяющего Средиземное море с Черным.

Легенды Пролива Дарданеллы (Море Геллы)

Устаревшее название пролива - Геллеспонт, что с греческого переводится как «море Геллы».

Это название связано с древним мифом о близнецах, брате и сестре, Фриксе и Гелле. Рожденные орхоменским царем Афамантом и Нефелой, дети вскоре остались без матери - их воспитывала злая мачеха Ино.

Она захотела погубить брата и сестру, но близнецы спаслись бегством на летающем баране с золотой шерстью. Во время полета Гелла соскользнула в воду и погибла.

Место падения девочки - между Херсонесом и Сигеем - с тех пор прозвали «морем Геллы».

Пролив Дарданеллы получил свое современное наименование по названию когда-то стоящего на его берегу древнего города - Дардания.

Дарданеллы - история воин за пролив со времён античного мира

Пролив Дарданеллы на протяжении долгого времени являлся объектом стратегической борьбы. История пролива отмечена массой сражений и зафиксирована во множестве международных соглашений. А главная историческая реликвия вблизи пролива — развалины .

  • — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО: от периода неолита (Кутемпе в окрестностях Трои) до 350 г до н. э. — 400 г н. э. — 9 археологических слоев самого города;
  • Гелиболу: башня византийского укрепления Каллиполис (восстановлена в XIV в.), в ней — Музей турецкого адмирала Пири Рейса, автора путеводителя по Средиземному и Эгейскому морям, крепость (XIV в.), мечеть Сулеймана-Паши (XIV в.), Дом Мевлеви (XVII в.), Мемориал русским воинам в окрестностях города;
  • Полуостров Гелиболу — Троя и еще 32 античных памятника, Национальный парк Мира, посвященный истории Первой мировой войны (оружие, затопленные корабли, вырытые окопы, защитные сооружения).
  • Чанаккале: мечети: Калеи Султанийе, Кёпрюлю Мехмед-Паша, Сефер-Шах; музеи: Археологический, Ататюрка, Военный, Троянский; монументы погибшим австралийским, английским и новозеландским воинам, многочисленные горячие источники.
  • Памятник русским воинам на русском кладбище, называемом «Голым полем», установленный в 2008 г., представляет собой реконструкцию памятника 1921 г., разрушенного землетрясением 1949 г. Тот, первый памятник был передан Гели-болу генералом А. П. Кутеповым, когда его корпус покидал город. На вершине каменного кургана установлен крест. Надпись на памятнике гласит: «Первый корпус Русской армии — своим братьям-воинам, в борьбе за честь Родины нашедшим вечный покой на чужбине в 1920-1921 годах и в 1854-1855 годах, и памяти своих предков-запорожцев».
  • Почти все время Второй мировой войны Турция держала нейтралитет, Дарданеллы были закрыты для кораблей воюющих стран. В феврале 1945 г. Турция вступила в войну на стороне антигитлеровской коалиции, однако этой декларацией и ограничилась.
  • В последнее время в Турции звучит все больше призывов пересмотреть положения Конвенции Монтрё. Речь идет об экологической угрозе Проливам в связи со все большей плотностью потока кораблей и возрастанием количества аварий с нефтеналивными судами.
  • В 2011 г турецкий археолог Растем Аслан, руководитель раскопок на территории Трои, сделал заявление, что его группой, работавшей на побережье возле городка Канаккале, на дне пролива обнаружены остатки древнего поселения, возраст которого — примерно пять тыс. лет. По словам Аслана, сохранилось лишь примерно 5% его строений.

Саша Митрахович 24.10.2015 15:19

Сухопутная граница Европы и Азии проходит по горам, Уральским и Кавказу, а морская - по водам нескольких морей и проливу Босфор. О том, какое море соединяется с Мраморным проливом Босфор, пойдет речь в статье.

Босфор: происхождение

С названием пролива между берегами Европы и Азии связан трогательный древнегреческий миф. Когда-то Зевс полюбил прекрасную девушку Ио, которая была дочерью речного бога. Чтобы избежать гнева Геры, супруги Зевса, Ио, приняв образ коровы, бросилась в воды пролива, который с тех пор получил название Коровий (бычий) брод, или Босфор. Многие не подозревают, какое море соединяется с Мраморным проливом Босфор. Морем, которое связано с Мраморным через Босфор, является Черное.

Образование пролива объясняется Черноморским потопом, случившимся около 8 тысяч лет назад. Он и связал два моря: с тех пор Босфор (пролив) соединяет Черное и Другая версия образования пролива - затопление русла реки. Обе версии имеют научные доказательства: рельеф дна и особенности флоры объясняются первой точкой зрения, а наличие двойного течения, пресного и соленого, - второй.

Босфор: значение

Пролив имеет исключительное географическое положение. Он разграничивает Европу и Азию. ведущий из Черного моря в Мраморное и обратно, является единственным путем из Черного моря в Мировой океан. Таким образом, Босфор имеет важное геополитическое значение. По водам Босфора происходит транзит товара из Европы, в частности из Черноморских стран (России, Украины, Кавказских государств) в Африку, Северную и Южную Америку, и наоборот. Какое море соединяется с Мраморным проливом Босфор? Это Черное, внутреннее море, для которого данный пролив длиной около 30 км является стратегически важным путем сообщения с открытым Средиземным.

Дарданеллы

Для выхода к Мировому океану кораблям, следующим в Мраморное море (о том, какое море соединяется с Мраморным проливом Босфор, сказано выше), нужно преодолеть не только Босфор, но и другой, не менее значимый пролив - Дарданеллы. Это совокупность проливов, соединяющих Мраморное море с Эгейским и далее со Средиземным. Он в два раза длиннее Босфора. Дарданеллы и Босфор являются одинаково важными географическими, экономическими и политическими объектами.

Босфор и Турция

С обеих сторон пролива расположена территория, которую занимает Турция. Пролив Босфор не раз закрывался турецкими властями из политических и экономических соображений. Иностранные суда пропускались через Босфор только после получения особенной лицензии у Турции. Из-за такой политики периодически возникают распри между черноморскими государствами и Турцией. В настоящее время воды Босфора считаются открытыми, однако турецкие власти оставили за собой право ограничивать прохождение через пролив военных судов и кораблей нечерноморских стран.

Босфор и Стамбул

С Босфором непосредственно связана история одного из древнейших городов на планете - Стамбула. Расположение Стамбула уникально: его территория находится и в Европе, и в Азии, а Босфор служит естественной границей между двумя частями света и городом. При этом европейская часть города - это основной культурно-исторический центр, где проживает большинство населения. Город Стамбул (он же Византий) упоминается и в древнерусских летописях как место, откуда пошло православие на русской земле. Этот город, в сердце которого находится Босфор, имеет самую большую численность населения в Европе. Возможно, это связано с его удачным местом расположения, с его богатой историей и уникальной культурой.

Босфор делает Стамбул еще и самой оживленной морской трассой в мире. К примеру, нагрузка на соединяющий Красное море со Средиземным, в три раза меньше. Суда из черноморских стран непрерывно курсируют по Босфору.

Подобная загруженность оказывает значительное влияние на экологию города. Редко, но случаются из проходящих по Черному морю танкеров. Корабли, машины, большое количество предприятий загрязняют экологию Стамбула. На берегу Босфора не слышен плеск волн из-за шумовой загрязненности, а в ночное время из города редко видны звезды из-за световой перенасыщенности. Однако сложившаяся в Стамбуле экологическая ситуация не останавливает многомиллионный поток туристов. Ведь город поистине уникален.

на Босфоре

Представить Стамбул без многочисленных паромов и вапур, курсирующих от одного берега Босфора к другому, невозможно. Населению города не обойтись без этого транспорта, ведь значительная часть населения из азиатской части Стамбула ежедневно посещает европейскую. Вапуры и паромы создают особенный колорит города. Они же помогают туристам добраться до некоторых достопримечательностей, расположенных на берегу Босфора.

С береговой линии взору туристов открывается вид на дворцы Долмахче, Йылдыз, Буколеон, руины Влахарнского дворца, многочисленные крепости и замки.

Главной из них является дворец-музей Топканы - пожалуй, самый величественный дворец османских султанов, занимающий крайнюю точку мыса Сарайбурну, который омывают Мраморное море, и пролив Босфор.

Стамбул, удовольствия и опасности в котором сосуществуют, завораживает своей красотой, древней и увлекательной историей, особенной культурой. Однако танкеры, перевозящие нефтепродукты и другие опасные вещества, вызывают опасение. Рельеф и береговая линия Босфора сложны для прохождения крупных кораблей. Но высококвалифицированные лоцманы помогают избежать катастроф на Босфоре.

общее название проливов Босфор, Дарданеллы и расположенного между ними Мраморного моря. Ч. п. - единственный путь сообщения между Чёрным и Средиземным морями. Ч. п. в системе международных морских путей занимают особое положение. Пока Византия, а после завоевания в 1453 Константинополя турками - Османская империя господствовали над всем Черноморским побережьем и Чёрное море ввиду этого было фактически их внутренним морем, использование Ч. п. было внутренним делом этих государств. К концу 17 в. обстановка существенно изменилась. Петр I приступил к строительству Азовского флота и в 1696 взял Азов, Россия вышла на побережье Азовского и Чёрного морей. Теперь вопрос о входе в Чёрное море и выходе из него приобрёл международный характер, составив впоследствии важную часть т. н. восточного вопроса (См. Восточный вопрос). Долгое время усилия русской дипломатии, стремившейся открыть Чёрное м. и Ч. п. для русского флота, не приносили успеха. По Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 (См. Кючук-Кайнарджийский мир 1774) за Россией признано право торгового мореплавания в Чёрном море и Ч. п. Позднее такое же право получили другие государства (за исключением государств, воюющих с Турцией). Гораздо более сложным делом было для русской дипломатии урегулирование вопроса о проходе военных кораблей. Интересы безопасности черноморских стран требовали установления в Ч. п. такого режима, который, обеспечивая их военным флотам надёжную связь с открытыми морями, в то же время оградил бы эти страны от угрозы агрессии со стороны нечерноморских держав. Этот принцип был четко сформулирован в 1802 канцлером А. Р. Воронцовым в ответ на претензии Франции, добивавшейся для своего военного флота права прохода через Ч. п. Аналогичной с Россией позиции придерживалась в то время и Турция. Не пропуская в Чёрное море военные корабли нечерноморских стран, она по русско-турецким союзным договорам (См. Русско-турецкие союзные договоры) 1799 и 1805 предоставила русским военным кораблям право прохода в Средиземное море.

Между тем нечерноморские державы, в первую очередь Великобритания и Франция, стремились получить право неограниченного доступа в Чёрное море для своих не только торговых, но и военных судов, с одновременным запрещением прохода через Ч. п. русского военного флота. Но поскольку открыто обосновать столь неправомерное требование не представлялось возможным, они добивались «равенства» с Россией, т. е. либо полного открытия, либо полного закрытия Ч. п. для военных кораблей всех стран.

Под влиянием наполеоновской дипломатии Турция в 1806 отменила в нарушение союзного договора 1805 с Россией свободный пропуск русских кораблей через проливы. Вслед за тем во время русско-турецких войны 1806-12 Великобритания навязала Турции договор (1809), который под видом «древнего правила Османской империи» воспрещал пропуск через Ч. п. военных кораблей любой иностранной державы (см. в ст. Англо-турецкие договоры). Ункяр-Искелесийский договор 1833, фактически восстановив русско-турецкий союз, обязал Турцию закрывать по требованию России Дарданеллы для прохода военных кораблей других государств. Однако уже Лондонская конвенция 1840 возродила якобы всегда существовавшее «древнее правило Османской империи».

Первое многостороннее международное соглашение о Ч. п. - Лондонская конвенция 1841 подтвердила «древнее правило» и превратила его в международное обязательство. Т. о., Турция и Россия утратили принадлежавшее им право самостоятельно, двусторонними соглашениями регулировать порядок допуска военных судов в Чёрное море и выхода из него. Русский военный флот оказался запертым в Чёрном море. Запрещение же военным кораблям нечерноморских государств проходить в Чёрное море не представляло для России значительной ценности, тем более, что оно предусматривалось конвенцией 1841 лишь на мирное время. Между тем Турция, попадая во всё большую зависимость от западноевропейских держав, нередко делала для них исключения из «древнего правила». Это явилось одним из важных побудительных мотивов, толкнувших царскую Россию в 1853 на войну с Турцией (см. Крымская война 1853-1856 (См. Крымская война 1853-56)). Завершивший эту войну Парижский мирный договор 1856 воспретил России под видом обязательства поддерживать «нейтрализацию» Чёрного моря проведение эффективных мер для защиты своего Черноморского побережья. В 1870 русское правительство отказалось признавать статьи Парижского договора о «нейтрализации» Чёрного моря; Лондонская конвенция 1871 санкционировала отмену этих статей. Однако режим Ч. п. был определён в этой конвенции почти на той же основе, что и в 1841. Та же система была сохранена Берлинским трактатом 1878 (см. в ст. Берлинский конгресс 1878).

Вплоть до 1-й мировой войны русская дипломатия тщетно пыталась изменить невыгодный для России режим Ч. п. Бывали случаи, например в 1891 и 1894, когда турецкий султан выдавал фирманы на проход русских военных кораблей через Босфор и Дарданеллы (без вооружения и без вооруженной охраны), но нечерноморские державы затрудняли получение таких разрешений, а в период русско-японской войны 1904-05 Великобритания устроила военно-морскую демонстрацию вблизи Дарданелл, чтобы воспрепятствовать пропуску русских военных судов из Чёрного моря в Средиземное и появлению их на Д. Востоке. Международный надзор над Ч. п. был невыгоден и для Турции, т.к. нарушал её суверенитет, содействовал превращению Турции в полуколонию империалистических держав, создавал опасное для неё обострение отношений с Россией. В конце 19 - начале 20 вв. наибольшим экономическим и политическим влиянием в Турции пользовались Великобритания и Франция. Но в годы, непосредственно предшествовавшие 1-й мировой войне, значительно укрепились и позиции Германии. После вступления Турции в 1-ю мировую войну на стороне Германии было подписано секретное Англо-франко-русское соглашение 1915, предусматривавшее включение Константинополя (Стамбула) и Ч. п. в состав Российской империи. Это соглашение было призвано сохранить заинтересованность правящих кругов России в доведении войны с Германией до победного конца.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции Советская Россия объявила об отказе от тайных договоров царского правительства, от соглашения о Константинополе и Ч. п. Напротив, империалистические державы поставили в порядок дня захват Ч. п. По подписании Мудросского перемирия 1918 (См. Мудросское перемирие 1918) военно-морской флот держав Антанты вошёл в Ч. п. В 1920 Стамбул был оккупирован войсками Антанты. Своё господство над Стамбулом и зоной Ч. п. империалистические державы использовали для осуществления вооруженной интервенции на юге Советской России, а также (при посредстве греческой армии) для интервенции против Турции. Согласно подписанному султанским правительством Севрскому мирному договору 1920 (См. Севрский мирный договор 1920), вопрос о Ч. п. разрешался в пользу империалистических держав.

Севрский договор не вступил в силу, т.к. англо-греческая интервенция в Турции потерпела поражение. Принципы решения вопроса о проливах, отвечавшие интересам как Советская России, так и Турции, были разработаны В. И. Лениным. Они были зафиксированы в Московском договоре от 16 марта 1921 между РСФСР и Турцией, предусматривавшем выработку международного статута Чёрного моря и Ч. п. конференцией «... из делегатов прибрежных государств, при условии, что вынесенные ею решения не нанесут ущерба полному суверенитету Турции, равно как и безопасности Турции и ее столице Константинополю». Идентичные статьи были включены в Карсский договор 1921 и в украинско-турецкий договор 1922. На Лозаннской конференции 1922-23 (См. Лозаннская конференция 1922-23) советская делегация вела настойчивую борьбу за справедливое решение вопроса о проливах. Лозаннская конвенция о проливах, подписанная 24 июля 1923, установила, что зона Ч. п. демилитаризуется и объявляется открытой для прохода любых военных кораблей. Такой режим ставил черноморские страны под угрозу агрессии, поэтому Советский Союз не ратифицировал Лозаннскую конвенцию. В апреле 1936 турецкое правительство, рассчитывая на поддержку Великобритании, заинтересованной в вовлечении Турции в орбиту своей средиземноморской политики и использовании турецких военно-морских баз, предложило державам - участницам Лозаннской конференции 1922-23 провести переговоры для заключения новой конвенции о Ч. п. В июне 1936 в Монтрё открылась международная конференция по вопросу о Ч. п. (см. Монтрё конференция 1936), которая завершилась подписанием 20 июля 1936 новой конвенции о Ч. п. В ней учитывались, хотя и не полностью, интересы черноморских стран. Им разрешалось проводить через Ч. п. любые свои корабли при соблюдении установленных правил прохода, в то время как допуск военных кораблей нечерноморских держав ограничивался тоннажем, классом и сроком пребывания в Чёрном море; проход военных кораблей воюющих держав воспрещался; Турция, в случае своего вступления в войну или находясь под угрозой войны, имела право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов.

Во время 2-й мировой войны 1939-45 Турция, объявив после нападения Германии на СССР о своём нейтралитете, предоставляла фашистским агрессорам возможность использовать Ч. п. в своих целях. В свете этих обстоятельств Потсдамская конференция 1945 признала, что конвенция, заключённая в Монтрё, должна быть пересмотрена. В 1946 СССР приступил к переговорам с Турцией, но турецкое правительство отвергло советское предложения. В 1953 Советское правительство заявило правительству Турции, что оно пересмотрело своё прежнее мнение относительно указанных предложений. Т. о., конвенция 1936 остаётся международным актом, регулирующим судоходство в Ч. п.

Лит.: Ленин В. И., Интервью корреспонденту «Обсервер» и «Манчестер Гардиан» М. Фарбману, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45; Уляницкий В. А., Дарданеллы Босфор и Черное море в XVIII в., М., 1883; Горяинов С. М., Босфор и Дарданеллы, СПБ, 1907; Проливы. [Сб.], М., 1923; Дранов Б. А., Черноморские проливы. Международно-правовой режим, М., 1948; Миллер А. Ф., Турция и проблемы проливов, М., 1947; Альтман В. В., Из истории борьбы за проливы после первой мировой войны, в сборнике: Из истории общественных движений и международных отношений, М., 1957; Живкова Л., К вопросу о пересмотре Лозаннской конвенции о режиме проливов в англо-турецких отношениях в 1933-1935 гг., в сборнике: Проблемы британской истории. 1973, М., 1973; Dascovici N., La question du Bosphore et des Dardanelles, Gen., 1915; Fuad Ali, La question des Détroits, P., 1928; Howard H., The partition of Turkey, N. Y., 1966; Puryear V. J., England, Russia and the straits question 1844-1856, Berk., 1931; Irtem Süleyman Kâni, Bogazlar meselesi, Ist., 1936; Abrévaya J., La conférence de Montreux et le régime des Détroits, P., 1938; Bremoy G. de, La conférence de Montreux et le nouveau régime des détroits, P., 1939; Shotwell J. Т., Déak F., Turkey at the straits. A short history, N. Y., 1940.

А. Ф. Миллер.

  • - Балти́йские проли́вы см. Датские проливы...

    Географическая энциклопедия

  • - Название Наименьшая ширина в км Наибольшая глубина в метрах Баб-эль-Мандебский 26 323 Бассов 26 323 Берингов 86 70 Большой Бельт 11 58 Босфор 0,7 80 Гибралтарский 14 1 181 Гудзонов 115 600 ...

    Географический атлас

  • - общее название Босфора, Дарданелл и расположенного между ними Мраморного м. Ч. п. соединяют открытые моря с закрытым Черным м. ...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Устрицы - очень вкусный деликатес...

    Книга о вкусной и здоровой пище

  • - морские проливы, соединяющие Черное и Средиземное моря и включающие проливы Босфор, Дарданеллы и Мраморное море. Режим судоходства в Ч.п. регулируется Конвенцией, подписанной 20 июля 1936 г. в Монтре...
  • - система проливов между полуостровами Скандинавским и Ютландия, соединяет Балтийское и Северное моря....

    Современная энциклопедия

  • - Черномо́рские проли́вы Босфор и Дарданеллы, соединяют Чёрное и Средиземное моря через Мраморное море. До конца XVII в. проливы контролировались Османской империей...

    Географическая энциклопедия

  • - узкие водные пространства между морями, морем и заливом, морем и океаном и т. д. П. также называют сужения озер. ...

    Морской словарь

  • - международные проливы, соединяющие Балтийское и Северное моря и включающие проливы Большой и Малой Бельты, перекрываемые датскими территориальными водами, и пролив Зунд, перекрываемый датскими и шведскими...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - более или менее узкие части моря между двумя материками, например Гибралтарский, Босфор, Керченский...
  • - см. Козачество и Казаки...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Б. п. - Большой и Малый Бельты и Эресунн, единственный водный путь, соединяющий Балтийское м. с Северным морем и Атлантическим океаном. Современный режим Б. п. учитывает особый правовой статус их...
  • - система проливов между Скандинавским и Ютландским полуостровами. Включает проливы Малый Бельт, Большой Бельт, Эресунн, Каттегат и Скагеррак. Наименьшая ширина проливов: 0,5; 3,7; 10,5; 60 и 110...

    Большая Советская энциклопедия

  • - общее название проливов Босфор, Дарданеллы и расположенного между ними Мраморного моря. Ч. п. - единственный путь сообщения между Чёрным и Средиземным морями...

    Большая Советская энциклопедия

  • - система проливов, соединяющая Балтийское и Северное моря, между п-овами Скандинавским и Ютландия. Включает прол. Бельт Малый, Бельт Большой, Эресунн, Каттегат и Скагеррак...
  • - см. Датские проливы...

    Большой энциклопедический словарь

"Черноморские проливы" в книгах

Поют черноморские волны ПОВЕСТЬ

Из книги Поют черноморские волны автора Крупаткин Борис Львович

Поют черноморские волны ПОВЕСТЬ Посвящается Константину Ивановичу Агаркову, бывшему старпому гвардейского крейсера «Красный Кавказ», гвардии капитану I ранга в

ЧЕРНОМОРСКИЕ СТЕПИ 67 .

Из книги Древняя Русь автора

ЧЕРНОМОРСКИЕ СТЕПИ67. В начале второго тысячелетия до н.э. медные инструменты и утварь появились на территории Украины и Дона. Бронзовые вещи последовали за ними; к середине этого тысячелетия медная и бронзовая культура укоренилась в черноморских степях. Она находилась в

ЧЕРНОМОРСКИЕ СТЕПИ 85 .

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

ЧЕРНОМОРСКИЕ СТЕПИ85. В киммерийский период население черноморских степей в основном использовало бронзовые инструменты и товары, хотя железные изделия были известны с 900 г. до н.э. Позднее скифы принесли с собой свою особую культуру, которая включала как бронзу, так и

Проливы

Из книги Мировая холодная война автора Уткин Анатолий Иванович

Проливы В ситуации растущей враждебности естественное стремление СССР как черноморской державы обеспечить свободу судоходства по черноморским проливам, открывающим для Советского Союза выход в Мировой океан, было использовано американцами в своих целях. Бирнс еще

Глава I Англо-русское соглашение 1907 г. и Черноморские проливы

автора Лунева Юлия Викторовна

Глава I Англо-русское соглашение 1907 г. и Черноморские проливы В начале XX в. произошли коренные изменения в международной обстановке. Россия потерпела поражение в войне с Японией, произошла Первая русская революция 1905–1907 гг. На мировой арене позиции России были серьезно

Глава IV Балканские войны 1912–1913 гг. и Черноморские проливы

Из книги Босфор и Дарданеллы. Тайные провокации накануне Первой мировой войны (1907–1914) автора Лунева Юлия Викторовна

Глава IV Балканские войны 1912–1913 гг. и Черноморские

Черноморские берега

Из книги Империя. От Екатерины II до Сталина автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Черноморские берега Все то время, пока бушевало пугачевское восстание, Россия вела войну с Турцией. Началась она в 1768 году из-за вмешательства России в дела Польши. С самого начала своего правления Екатерина II стремилась утвердить на польском престоле Станислава

Проливы

Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

Проливы Проливы – более или менее узкие части моря, между двумя материками, напр. Гибралтарский, Босфор, Керченский; материком и островом, напр. Зунд, Баб-эльМандебский, или между 2 островами, напр. Большой Бельт, Бонифачио (между Сардинией и Корсикой). Некоторые морские

Проливы

Из книги Универсальный энциклопедический справочник автора Исаева Е. Л.

Проливы Баб-эль-Мандебский (Индийский океан; 109 км)Басса (Индийский океан; 490 км)Берингов (Тихий океан; 96 км)Большой Бельт(Атлантический океан; 120 км)Босфор (Атлантический океан; 30 км)Вилькицкого(Северный Ледовитый океан; 104 км)Гибралтарский(Атлантический океан;

Черноморские проливы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ) автора БСЭ

Проливы

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Проливы 5 Бельт (Большой)Бельт (Малый)6 БассовБосфорДрейкаЦугару (Сангарский)7 ДатскийОтрантоЭресунн

§ 1.3. «Черноморские»

Из книги Ледокольный флот России, 1860-е - 1918 гг. автора Андриенко Владимир Григорьевич

§ 1.3. «Черноморские» По пятилетней программе Морского министерства на Машино– и мостостроительном заводе в Гельсингфорсе с мая 1914 г. строились 4 одинаковых буксирно-ледокольных («ледорезных») парохода мощностью по 450 л.с.; 2 из них первоначально предназначались для

ЧЕРНОМОРСКИЕ ПРОЛИВЫ

Из книги Военно-морской шпионаж. История противостояния автора Хухтхаузен Питер

ЧЕРНОМОРСКИЕ ПРОЛИВЫ Одной из деликатных задач, стоявших перед агентурной разведкой ВМС, было отслеживание судоходства в Черноморских проливах. По мере того как советский ВМФ становился силой, действовавшей на морях и океанах планеты, его корабли, в силу географии,

15. Проливы

Из книги Броненосцы типа "Екатерина II" автора Арбузов Владимир Васильевич

15. Проливы Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы во все времена являлись стратегически значимыми для России. Для юга огромной империи они были единственным выходом из Черного в Средиземное море, представлявшее собой в конце XIX века центр мировой цивилизации и

Глава 4.2. Черноморские мытарства

Из книги Глубоководные аппараты (вехи глубоководной тематики) автора Шанихин Евгений Николаевич

Глава 4.2. Черноморские мытарства Строительство опытного глубоководного аппарата “Поиск-6” началось в 1971 г. Ново-Адмиралтейским заводом по проекту 1906 и рабочей конструкторской документации, разработанной ЛПМ Б “Рубин”.Руководство строительством на заводе было



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...