Из искры разгорается пламя. Струн вещих пламенные звуки…

До наших дней дошло крайне мало произведений поэта Александра Одоевского. Все дело в том, что он не любил переносить стихи на бумагу, держа их в уме. Лишь благодаря его верным друзьям мы можем прочесть пронзительные строчки его произведний.

сайт вспоминает биографию бесстрашного декабриста, которого не сломили ни заточение в Петропавловской крепости, ни ссылка в Сибирь.

Долой самодержавие!

Александр Одоевский родился в старинной княжеской семье. Родители дали талантливому мальчику прекрасное домашнее образование. Сочинять стихи он начал очень рано, но никогда их не записывал. Эта странная привычка осталась у поэта на всю жизнь. Из-за нее мы практически не знакомы с творчеством Одоевского. Лишь близкие друзья, имевшие возможность постоянно общаться с молодым человеком, знали о его поэтическом таланте.

В 13 лет юношу определили на службу императору в должности канцелярского работника. Но статская служба не прельщала Одоевского. Он ушел в отставку и в 1821 году поступил на военную службу. Будучи уже офицером лейб-гвардии конного полка, он вступил в общество декабристов.

Этот неоднозначный, но мужественный поступок и предопределил будущую жизнь поэта. 14 декабря 1825 года Одоевский активно участвовал в восстании на Сенатской площади.

Напомним, декабристами называли участников российского оппозиционного движения, членов различных тайных обществ. В то время часть дворянства считала самодержавие и крепостное право губительными для дальнейшего развития России.

14 декабря в период междуцарствия вспыхнуло крупное восстание. Декабристы собрались на Сенатской площади возле Медного всадника. Этот гражданский протест был жестоко подавлен. По данным чиновников, в тот черный день погиб 1271 человек, по толпе восставших регулярные войска стреляли картечью.

Суд над декабристами был самым строгим. Пятеро были приговорены к смерти четвертованием, 31 - отсечением головы, 16 - к пожизненной ссылке на каторжные работы. Чуть позже император Николай I смягчил наказание почти для всех декабристов. Вместо четвертования пятерых самых отчаянных революционеров повесили. Ими были Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский. Ужасный факт, трое из пятерых повешенных во время казни сорвались с петли и были повешены вторично. Этими несчастными были Муравьев-Апостол, Каховский и Рылеев.

В 1826 году начались высылки арестованных декабристов в Сибирь. Одним из них был и Александр Одоевский. После целого года в застенках Петропавловской крепости в кандалах его отправили по этапу. Поэт был приговорен к 12 годам каторги, а после ее окончания - должен был отправиться на вечное поселение в Сибирь.

Жизнь за гранью

Все ссыльные декабристами считали Одоевского своим певцом и глашатым. Его перу принадлежит негласный гимн декабристов, которых не сломили тяготы и невзгоды ссыльной жизни.

Наш скорбный труд не пропадет:

Из искры возгорится пламя,

И просвещенный наш народ

Сберется под святое знамя!

Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы!
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы!

1 февраля 1827 года Одоевского вместе с Нарышкиным и братьями Беляевыми отправили в Сибирь — в Читу. Там его поместили вместе с некоторыми другими декабристами в старом каземате. Заключенных ежедневно водили на работы: сначала копать ямы для сооружавшегося здания, а когда настало лето, зарывать овраг, находившийся в конце села. После наступления сибирских морозов их перевели в только что отстроенную тюрьму. Декабристы довольствовались ничтожным казенным содержанием, многие из них были истощены до крайней степени. Многих спасли жены, которые, не устрашившись лишений, отправились в Сибирь следом за своими мужьями. Бесстрашные женщины сумели создать более менее сносную обстановку для ссыльных каторжан. Вскоре от родных и друзей из столицы стали приходить книги и газеты на русском и иностранных языках. За стенами каземата началось усердное чтение и совместное обсуждение прочитанного. Для развлечения создавался хор любителей пения. Нашлись собственные музыканты, к числу которых принадлежал, между прочим, и Одоевский. Принимал Одоевский также живое участие и в небольшом религиозном обществе, отыскавшем себе приют в одном из уголков каземата.

Смерть отца

В 1837 году император смилостивился и сократил некоторым декабристам срок заточения. Одоевскому было разрешено перевестись рядовым на Кавказ. Здесь он сдружился с Лермонтовым и Огаревым. Немногие стихотворения поэта сохранились лишь благодаря этим верным друзьям. Они записывали за Александром Ивановичем.

На Кавказе Одоевский сдружился с Михаилом Лермонтовым. Фото: Public Domain

В 1839 году генерал Раевский предпринял экспедицию на берег Черного моря, с целью укрепления Лазаревского форта между Субаши и Сочи. В ней приняли участие почти все декабристы, отбывавшие наказание на Кавказе, а с ними и Одоевский, прикомандированный к полку линейных казаков. Видя удальство бравых вояк, Одоевский стал им подражать и некоторое время сам увлекался военным делом.

Летом того же года пришло известие о смерти его отца. Оно как громом поразило Одоевского. Поэт быстро изменился физически и духовно, обратившись из веселого, по-детски беспечного, в грустного и задумчивого. Раньше он любил общество, теперь целыми днями не выходил из палатки, говорил, что у него порвалась последняя связь с жизнью.

Поэт не раз подвергался опасности быть убитым, но сражен был не оружием, а местной лихорадкой. Умер он в Псезуане 15 августа 1839 года в присутствии своих читинских товарищей. Смерть Одоевского одинаково оплакивали как его близкие друзья-декабристы, так и офицеры с простыми солдатами.

Похоронили Александра Одоевского у самого моря. Но могила не сохранилась. Вскоре укрепление перешло к горцам. Когда же оно было отвоевано вновь, один из друзей поэта вздумал посетить могилу поэта, но увидел, что она была разрыта. Так без следа исчезло место погребения Одоевского.

Быть может, и поэзия Одоевского без следа исчезла бы для грядущих поколений, если бы друзья беспечного или излишне скромного поэта не записывали его произведения. При жизни Одоевского напечатано было лишь одно его стихотворение «Сен-Бернар». Лишь в 1883 году, почти через 50 лет после смерти поэта, вышел небольшой сборник стихов, изданный одним из оставшихся в живых друзей поэта — декабристом Розеном. В нем более половины состояло из стихотворений до тех пор почти совершенно неизвестных. Зато хорошо знакомо стихотворение Лермонтова, посвященное своему близкому другу и соратнику Александру Одоевскому:

Я знал его: мы странствовали с ним
В горах востока, и тоску изгнанья
Делили дружно; но к полям родным
Вернулся я, и время испытанья
Промчалося законной чередой;
А он не дождался минуты сладкой:
Под бедною походною палаткой
Болезнь его сразила, и с собой
В могилу он унес летучий рой
Еще незрелых, темных вдохновений,
Обманутых надежд и горьких сожалений!

Государственный архив Российской Федерации

Ф. 279. Оп. 1. Д. 248. Л. 4 об. – 5.

Список рукой И.И. Пущина.

А.С. Пушкин хотел передать свое стихотворение в Сибирь с декабристкой М.Н. Волконской, но не успел, и стихотворение привезла декабристам жена Н.М. Муравьева Александра Григорьевна. Поэт-декабрист Александр Иванович Одоевский написал Пушкину стихотворный ответ. Экземпляр, который вы видите, переписан рукой декабриста и лицейского друга Пушкина Ивана Ивановича Пущина.

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье;
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра -
Надежда, в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье -
Придет желанная пора!

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой призывный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Ответ.

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли…
К мечам рванулись наши руки,
Но лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард! цепями,
Своей судьбой гордимся мы;
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.

Не пропадет наш скорбный труд
Из искры возгорится пламя, -
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей -
И пламя вновь зажжем свободы,
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы!

Из искры возгорится пламя. - знаменитое выражение.

О чем оно?

"Из стихотворения «Струн вещих пламенные звуки» (1828, опубл. 1857) ссыльного поэта-декабриста Александра Ивановича Одоевского (1802— 1839). Эти стихи, которые иногда еще называют «Ответом декабристов», были написаны в ответ на пушкинское стихотворение «Не пропадет ваш скорбный труд...» (так называемое «Послание декабристам»). А. И. Одоевский:
Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя!

Эта строка стала известной в качестве эпиграфа к заголовку ленинской подпольной газеты «Искра» (печаталась за границей в 1900—1903 гг.). "

Это выражение именно о том, что декабристы были первыми "искорками", которые попытались бороться с самодержавным государством. И что эти "искорки" неизбежно породят новые и новые искры, которые сложатся, рано или поздно, в пожарище которое сожжет дотла отсталые феодальные отношения.

Перенесемся в наше время. Казалось бы, "искорок" полным полно - каждый второй называет себя коммунистом. Но, что-то пламя из этих "искорок" никак не складывается. Почему?

Во-первых, присутствует "разброд и шатания" в левом движении. Во-вторых, большинство из так называемых "левых" - социал-пацифисты, реформисты, шовинисты и прочий контрреволюционный сброд. Подозреваю, они даже половины томика Ленина не читали. А если и читали, то не поняли. А если поняли, то игнорируют написанное и извращают его. А так как это контрреволюционный сброд - естественно, что он под своими знаменами не может объединить для борьбы с капитализмом активных товарищей.

Сотни тысяч только "официальных коммунистов" - то есть, тех, кто провозгласил свою приверженность к той или иной "официальной" коммунистической партии. По аналогии с "легальными марксистами" "легальные коммунисты" не могут быть коммунистами до конца. Иначе, их легальному положению придет конец. Сотни тысяч "членов" различных "коммунистических" организаций! Только представьте себе это - если каждый расклеит по сто листовок - а это абсолютно не проблема - десятки миллионов листовок по всей стране! Чтобы собрать стотысячный митинг - достаточно явиться на митинг членам самих партий, не привлекая народ. Это силища! При условии, что она что-то делает.

Почему никаких действий не видно? Почему несколько раз в год, не собираются митинги в десятки тысяч партийцев - просто для того, чтобы показать, что "левые" есть, что они способны влиять на политику государства. Что они полны решимости бороться с капитализмом и капиталистами, до конца, не на словах а на деле.

Этого не происходит именно потому, что конфронтация с капиталистами неминуемо приведет к утере "официального статуса", к разгону организаций, к посадкам.

Но разве не это будет лучшим доказательством того, что с капиталистами "мирными средствами" бороться невозможно?

Декабристы были первыми "искорками" которые полегли в борьбе с самодержавием. Однако, несмотря на последовавший за восстанием декабристов период тотальной реакции, мало кто решится назвать их поступок никчемным, или бесполезным. И тем более вредным. Однако, только попробуй указать на необходимость чего-нибудь подобного сейчас, в современности - современные "марксисты" заплюют, затопчут, обзовут самыми последними словами - от тупого "троцкист", неуч, и далее по списку.

Поступок декабристов еще долго служил "маяком" для последующих поколений революционеров. Из пары десятков "искорок" - разгорелись тысячи. Тысячи - подожгли миллионы. В противовес современным "легальным коммунистам" - которые на словах остаются сторонниками марксизма, а на деле являются, в лучшем случае, никчемным и ни на что неспособным "балластом" рабочего движения. Они гасят любую инициативу, любой порыв направленный на решительные действия против системы угнетения, под предлогом того, что рев ситуации нет, рабочий класс еще не готов, нет революционной партии, что в лучшем случае, ты будешь использован буржуями и в интересах буржуев, послужишь тупым пушечным мясом в разборках господ итд итп.

Из искры возгорится пламя. Пыл каждого отдельного человека недовольного режимом, нужно не гасить, а еще более распалять. Подталкивать настойчиво к объединению: искорка плюс искорка - костер. А когда этим "искрам" не дают разгореться, гасят их, едва-едва они начинают тлеть - это говорит об антиреволюционной сущности современных "коммунистов". Цель которых не поднять массы на борьбу за социализм, а, в лучшем случае, просиживать штаны, дискредитируя окончательно коммунистическое движение...

На таких "марксистов", в обязательном порядке, нужно лепить позорное клеймо контры.

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И — лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард! — цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы!
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы!

Конец 1828 или начало 1829
Чита

»Струн вещих пламенные звуки…» Впервые — сб. «Голоса из России», изд. Вольной типографии А. И. Герцена, кн. 4. Лондон, 1857, стр. 40, под заглавием: «Ответ на послание Пушкина» с примечанием: «Кто писал ответ на послание — неизвестно». Тот же текст, с тем же заглавием был перепечатан в т. 1 «Русской библиотеки» («Собрание стихотворений Пушкина, Рылеева, Лермонтова и других, лучших авторов», Лейпциг, 1858У, в 1-м издании — анонимно, а во 2-м с подписью: Искандера. Впервые под именем О. — «Стихотворения Пушкина, не вошедшие в последнее собрание его сочинений». Берлин, 1861, в примечании к посланию А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…» Неоднократно печаталось в зарубежных изданиях. В России впервые с пропусками — РА, 1881, кн. 1; впервые полностью — и примечаниях Н. О. Лернера к т. 4 Собрания сочинений А. С. Пушкина, под ред. С. А. Венгерова. СПб., 1910. Сохранилось в нескольких авторитетных списках. Печ. по идентичным спискам И. И. Пущина (ЦГИАМ, ф. 279, оп. I, ед. хр. 248, л. 4 об. -5) и секретного архива III Отделения (ЦГИАМ, ф. 109, оп. I, ед. хр. 2234, л. 2 и 4), с поправкой в ст. 4 по «Запискам» M. H. Волконской, где, очевидно по цензурным соображениям, был заменен ст. 8 и опущена последняя строфа. За исключением ст. 1, тексту И. И. Пущина тождествен и список рукой П. И. Бартенева (ЦГАЛИ, ф. 46, оп. 2, ед. хр. 445). По тексту Пущина — Волконской стихотворение напечатано впервые — изд. 1936 г. До настоящего времени считается несомненным, что послание А. С. Пушкина декабристам написано было в конце 1826 — начале 1827 гг. и передано было в январе 1827 г. А. Г. Муравьевой, уезжавшей в Сибирь. Отсюда и ответ О. всегда датируется 1827 г. Но в неопубликованной работе М. К. Азадовского, посвященной этому стихотворению А. С. Пушкина, убедительно доказано, что в действительности послание А. С. Пушкина написано в конце 1828 г. Следовательно, и ответ О. не мог быть написан ранее конца 1828 — начала 1829 гг. Дата: 1828 имеется также на списке П. И. Бартенева; все остальные списки стихотворения О. даты не имеют. В большинстве списков (главным образом, поздних) и в печатных текстах разночтения:

ст. 4 Но лишь оковы обрели
ст. 11 И православный наш народ
ст. 14-15 И вновь зажжем огонь свободы,
И с нею грянем на царей

Кроме того, в списке П. И. Бартенева:

ст. 1 Струн вещих памятные звуки

Ответ А. С. Пушкину — самое известное стихотворение О., распространившееся в многочисленных списках и прочно вошедшее в арсенал подпольной революционной поэзии. Строка «Из искры возгорится пламя» послужила эпиграфом для ленинской «Искры».

Год написания: 1828-1829

В декабре 1825 в Санкт-Петербурге произошло восстание, которое вошло в историю как Восстание декабристов. Его организаторами были лучшие представители родовитой знати. Их лишили всех сословных привилегий и отправили с ссылку в Сибирь. За ними добровольно отправились жены.

В наше время сложно даже себе представить весь ужас этой ситуации. У людей радикально меняется образ жизни, причем в невероятно худшую сторону. Первое время в их тюрьме даже окон не было. К ним приезжают жены, которые очень плохо приспособлены к быту. Все они навсегда расстаются со своими родными. Это трагедия для всех родных и близких декабристов и их жен. Они мужественно смирились со своей судьбой и смогли сохранить человеческое достоинство даже в тех нечеловеческих условиях.

Жены декабристов

Первой женой-декабристкой была Мария Болконская. Она приняла решение ехать в ссылку в след за мужем. Среди ссыльных было много друзей А. С. Пушкина еще со времен учебы в лицее. Он очень страдал от разлуки с ними. В знак поддержки и солидарности с ними Пушкин написал стих "Не пропадет ваш скорбный труд" и тайно передал его с Марией Волконской. В ответ А. И. Одоевский написал стихотворение, в котором были вот такие вот строки:

Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя!

Когда в начале ХХ века партия большевиков начала за границей издавать свою газету, то ее назвали "Искра" и ее девизом стала цитата из ответа Одоевского: "Из искры возгорится пламя". Ну, а после революционного переворота 1917 года это выражение вошло в жизнь советских людей.

Оно означает:

  • Начало великого дела, которое обязательно в будущем будет завершено.
  • Призыв к великим свершениям.
  • Надежда на лучшее, светлое будущее.


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...