Из за чего случаются конфликты. Насколько разработчики конфликтные — инфографика по результатам опроса на «Моем круге

Почему мы спорим, ссоримся, конфликтуем? Отчего возникают ссоры у возлюбленных, у отца с сыном, у матери с дочерью? В чём причины конфликтов учителей с учениками и их родителями?

Ссоры изматывают. Как правило, результат конфликта - это сильная эмоциональная реакция, после которой как минимум два человека длительное время не разговаривают, или вообще не хотят друг друга видеть.

Причины конфликтов

Конфликт - это чаще всего обида на кого-то. Ссорятся из-за недостатка внимания, непонимания, из-за желания нарушить привычный скучный ритм жизни и ещё много из-за чего. Большинство всех ссор происходит из-за того, что является важным для человека. Потому что если не важно, то чего конфликтовать то собственно? Поводов для ссор много, а причина всегда одна: человек не удовлетворён тем, что для него значимо.

Возможно, все сильные чувства и реакции, которые служат причиной ссор: негодование, недовольство, раздражение, смятение, разочарование, презрение, отвращение, обида и т. д. и т. п. - следствие нашего неправильного отношения к чему-либо или кому-либо. Иногда некоторым вещам или ситуациям мы придаём большое значение, делаем их сами для себя важными, значимыми. Казалось бы пустяк, так нет же, вдруг ни с того ни с сего мы решаем «как же так, это же важно», другими словами повышаем значимость пустяковых вещей или ситуаций.

Таким образом, мы сами себя превращаем в марионетку собственных мыслей и чувств. Но тут возникает вопрос - но как же не думать о том, что кажется важным? Да и чувства появляются как-то сами собой. В спокойном состоянии ответ напрашивается сам собой - уменьшать, снижать значение того, что кажется важным . Это не означает, что надо бороться со своими чувствами или пытаться подавлять их. Избавляться следует от причины - неправильного отношения. Для начала необходимо понять и решить, что важность того, что на самом деле не имеет такого уж большого значения, не принесет с собой ничего, кроме ненужных проблем, а затем эту важность снизить, решив, что есть вещи и поважнее.

Когда человек осознает эту искусственно завышенную значимость проблем, он может намеренно уменьшить важность всего, что не дает покоя . Взглянуть на ситуацию со стороны, беспристрастно. Эмоции чаще всего порождаются нашим отношением, поэтому и изменить следует отношение. Наши чувства и эмоции - это всего лишь следствия, а причина только в одном - в важности.

Например, кто-то высказывает своё мнение, а вы спорите, потому что не согласны. Кто-то что-то делает так, как вам кажется делать не надо, и вы пытаетесь наставить его на путь истинный. Или вам предлагают решение, вы же возражаете. Вы стремитесь к одному, а получаете что-то совсем иное и высказываете недовольство. Кто-то вам сообщает что-то не очень приятное, и вы приходите в ярость. Или что-то не совпадает со сценарием, который уже давно и прочно обосновался у вас в голове, и вы кидаетесь в атаку, чтобы направить развитие событий в нужное русло.

Опыт показывает, что лучше сменить тактику, другими словами перенести центр тяжести, изменить отношение, и вы заметите, что проблем и поводов поспорить стало заметно меньше, вам стало легче. Если попробовать больше наблюдать за тем, что для нас кажется важным, то есть шанс, что ситуация, конфликт решится сам собой без нашего активного вмешательства или противодействия. Не спешить возражать, отмахиваться, доказывать свое, спорить, вмешиваться, критиковать, пытаться управлять - это значит дать шанс самой себе получить куда больший контроль над ситуацией - контроль за уровнем значимости и важности собственных желаний.

Как избегать ссор?

  • Во-первых, до того, как сказать что-либо обидное или неприятное, необходимо сосчитать до десяти.
  • Во-вторых, вспомните поговорку: «Худой мир лучше доброй ссоры».
  • Если это не помогло, то можно попытаться сделать невероятно сложную вещь - стать не участником конфликта, а сторонним наблюдателем.
  • Если что-то происходит совсем не так, как вы ожидали, примите непредвиденное изменение таким, какое оно есть. К чему это приведет, наверняка не знает никто, а потому можно решить, что это только к лучшему. Вам что-то предложили - не надо спешить отказываться, вежливо согласитесь, а сделайте по-своему. Услышали чужое мнение - не спешите вступать в дискуссию. Вам кажется, что кто-то делает что-то не так, ну и ладно. Если люди берут на себя инициативу, то может быть лучше позволить им реализовать задуманное.

Для того, чтобы найти выход из конфликтной ситуации, необходимо сначала вспомнить и дать себе отчет, что она возникла вследствие того, что является важным для как минимум двух спорящих. И пока конфликтующие стороны не отдают себе отчет, что погрузились в ссору с головой, обстоятельства будут владеть ими, а не наоборот.

Поведение в конфликте

Все конфликты базируются на противопоставлении и сравнении.

Если, попадая в нежелательную ситуацию, получая плохую новость, согласно привычному сценарию, вы обычно раздражаетесь, выказываете недовольство, то можно попробовать сделать наоборот: отреагировать неадекватно, сломать привычный сценарий . Произвести подмену: раздражение заменить на радость, негодование - на равнодушие. И победа будет за вами.

Когда человек наталкивается на какое-нибудь непредвиденное обстоятельство и реагирует раздражением, недовольством, как правило, следует продолжение и развитие ситуации в том же негативном ключе, появляются новые поводы, развивается конфликт. Так получается, что вы сами развиваете ссору. Можно поступите иначе - либо не реагировать никак, либо ответить совсем противоположной реакцией. Например, пошутить или равнодушно пройти мимо.

На первый выпад в конфликтной ситуации можно ответить и согласием, но затем дипломатично отступить или ненавязчиво направить движение в нужную для себя сторону. Важно научиться "не зацикливаться" - игнорировать то, что раздражает, и тогда оно исчезнет само собой . Самый верный способ избежать неприятной ситуации - просто не думать о ней.

Погружаясь в конфликт человек, точнее его внимание, оказывается полностью захвачено происходящим. Спорящие, «цепляя» друг друга за то, что является важным, немедленно находят подходящие для этого раздражители, и не один. Так и конфликтуют, покуда "зла хватает". А для того, чтобы прекратить подобное издевательство над собой любимой, необходимо изменить отношение к тому, что раздражает, переключить своё внимание - превратить трагедию в комедию, отвлечься на что-нибудь другое не менее важное, смириться с ситуацией. Изменить отношение - это не значит сдерживать эмоции.

Тем более, что загнанные вглубь себя чувства - это и есть то самое "зло", которое, накопившись в нужном количестве, обязательно вырвется наружу и послужит причиной очередного конфликта. Лучше сначала дать выход эмоциям, а затем откорректировать своё отношение. Зачем бороться - это бессмысленно, нужно игнорировать.

Самая большая трудность заключается в том, чтобы вовремя вспомнить: то, что является причиной конфликта не так уж и важно . Конечно, трудно держать себя в руках, особенно когда хочется буквально рвать и метать. Привычка вспоминать вовремя об истинных, так сказать, вечных ценностях вырабатывается, наверное, систематической практикой. Но, если всё таки не сдаваться и научиться помнить, победа будет весьма впечатляющей.

Ссорясь, мы сами себе укорачиваем жизнь. Зачем?

Слышали такое высказывание? Обижаться на друзей нельзя, а на врагов бесполезно. А раз нельзя, то и ссориться не стоит.

Кто первым должен делать шаги к примирению? Конечно же, тот, кто умнее. И вообще, только совместно мы сможем улучшить свою жизнь и жизнь вообще.

Конфликты на работе неизбежны. Но кто в них виноват: начальник, коллеги, система? Служба исследований HeadHunter постаралась разобраться в вопросе.

Так, выяснилось, что большинство конфликтов на работе вызвано неотлаженными бизнес-процессами и неэффективной системой коммуникаций в компании (49%)! Немалая доля респондентов (41%) указала, что всему виной объективные причины, ведь несоответствия взглядов, мыслей и идей никак не избежать. Свою лепту также вносят несоблюдение работодателем ТК (17%) и личная неприязнь к коллегам (13%).

По словам трети опрошенных, конфликты, с которыми им приходится сталкиваться, чаще всего носят деструктивный характер (32%): они обостряют межличностные отношения и тормозят рабочий процесс. Столько же утверждают, что даже те разногласия, в которых они не участвуют, мешают их работе, поскольку сбивают настрой, отвлекают и заставляют нервничать! Стоит отметить, что далеко не все конфликты приносят вред: так, по словам 32% опрошенных, рабочие конфликты разрешаются новыми идеями и выбором лучшего решения, в связи с чем идут только на пользу рабочему процессу!

Отметим, что при выполнении служебных задач работники стараются полагаться только на себя (79%). Такие люди чаще способны на применение физической силы в конфликтной ситуации, нежели те, кто не прочь обратиться к посторонней помощи. Примерно 17% опрошенных допускают рукоприкладство для разрешения спора, однако чаще - как ответную реакцию на соответствующие действия соперника.

Опрос проводился Службой исследований HeadHunter 29 января - 5 февраля 2013 г. среди 5718 работников компаний.

Более половины всех опрошенных оказываются втянутыми в конфликт не реже раза в месяц, а 16% работников сталкиваются с подобными ситуациями на работе каждый день!

Неотлаженные бизнес-процессы и неправильно построенная система коммуникаций - основные причины конфликтов в компаниях (49%). 41% опрошенных указали, что инциденты возникают в связи с несоответствием взглядов при решении рабочих задач.

По словам трети опрошенных, конфликты, в которых им приходится принимать участие, чаще носят конструктивный характер. Они разрешаются новыми идеями, выбором лучшего решения и идут только на пользу рабочему процессу. Однако те же 32% признаются, что разногласия в их компании обостряют межличностные отношения и тормозят рабочий процесс.



38% опрошенных признаются, что даже те конфликты, в которых они не участвуют, мешают их работе. Перепалки коллег отвлекают от дел (35%), заставляют нервничать (27%) и портят настроение, убивая всякое желание плодотворно трудиться (56%).

Большинство работников компаний в конфликтной ситуации стараются действовать конструктивно, добиваясь компромисса в решении задач.

Чем больше опыта, тем чаще работники идут на уступки и пытаются прийти к совместному решению проблемы в конфликтной ситуации.

79% опрошенных стараются разрешать конфликты самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи.

Абсолютное большинство опрошенных не допускают для себя применение физической силы в конфликтной ситуации. Тем не менее, 13% готовы адекватно ответить обидчику, позволившему себе рукоприкладство, 3% способны помахать кулаками, в случае если их сильно вывести, а 1% предупреждает, что в подобной ситуации может просто не сдержаться.

Среди работников, стремящихся разрешить конфликт самостоятельно, чаще встречаются те, кто готов пойти на рукоприкладство.


Применение физической силы в конфликтной ситуации чаще позволяют себе мужчины, нежели женщины.

Чем больше опыта у работника, тем реже он допускает применение физической силы в конфликтной ситуации.

Мы провели опрос среди пользователей «Хабра» и «Моего круга», в котором приняли участие более 3800 респондентов. Вопросы были самые разнообразные, но цель одна - выяснить, как, почему и с кем конфликтуют программисты, дизайнеры, менеджеры и другие работники IT.

Какова ваша специализация?

Кто именно принимал участие в опросе - мы постарались охватить все профессии и направления работы электронного фронта, разбив разработчиков на наиболее представительные группы.

Случаются ли у вас конфликты с коллегами?

Кто из ИТ-специалистов самый конфликтный?

Больше всего конфликтов с коллегами у менеджеров, администраторов и дизайнеров: два из трёх специалистов этих сфер деятельности говорят о том, что у них бывают конфликты. Скорее всего, это связано с необходимостью работать и взаимодействовать с бо льшим количеством коллег.

Меньше всего конфликтов у разработчиков, особенно у фронтендеров и бэкендеров: только один из двух специалистов этих сфер деятельности указал, что у них бывают конфликты.

Как часто у вас случаются конфликты и какого масштаба они были за последний год?

В основном, конфликты нечастые и решаются в тот же день. Тем не менее, у каждого десятого они бывают часто и длятся по долгу. Кто-то вообще идёт в офис, как на сражение.

Остаются ли у вас неприятные ощущения от конфликта и приносили ли вам конфликты серьёзные последствия?

Для каждого третьего конфликты сопряжены с долгим переживанием негативных эмоций: от дня и более. А ведь это не может не сказываться на производительности. Тем не менее, о серьезных последствиях говорит только каждый пятый. Возможно, люди просто предпочитают «не жаловаться».

Какую позицию вы чаще всего занимаете в конфликте?

Подавляющее большинство старается аргументированно доносить свою точку зрения. Тем не менее, каждый пятый иногда всё же склонен повышать голос. А каждый десятый вообще склонен игнорировать конфликтующую сторону и отмалчиваться.

Какие действия вы предпринимаете после конфликта?

Каждый второй даёт конфликтующей стороне второй шанс и продолжает общаться как и раньше. Каждый десятый предпочитает жаловаться руководству. Также каждый десятый вынашивает планы мести. Есть также и немного тех, кто предпочитает разбираться в ситуации даже за пределами офиса.

Из-за чего у вас чаще всего случаются конфликты?

Большинство ИТ-специалистов конфликтуют по поводу рабочих задач, по которым не могут договориться. Три-четыре из пяти специалистов называют именно этот пункт в качестве возможной причины конфликтов.

Следующий по частоте источник конфликтов - когда кто-то не выполняет взятых на себя обязательств. В большинстве сфер деятельности каждый второй называет это возможной причиной конфликтов. Однако для администраторов и менеджеров невыполнение обязательств является таким же или даже гораздо более частым источником конфликтов, чем споры по поводу проекта.

Администраторы, тестировщики и разработчики ПО чуть чаще других указывают в качестве потенциального источника конфликта причины, не имеющие прямого отношения к работе. Об этом говорит каждый пятый в этих сферах деятельности. Скорее всего, в основном это личностные факторы.

А менеджеры и дизайнеры чаще других сталкиваются с проблемами субординации - каждый шестой из них говорит про подобные конфликты.

Конечно, всегда находятся и те, кто отрицает собственную вину в возникновении сложной ситуации.

С кем у вас чаще всего случаются конфликты?

В большинстве сфер деятельности конфликты чаще всего случаются с разработчиками. О таких конфликтах говорит в среднем каждый второй. Меньше всего конфликтов с разработчиками у дизайнеров и администраторов. Тут только каждый третий говорит о подобного рода непонимании.

Для большинства сфер деятельности конфликты с менеджерами случаются с приблизительно одинаковой частотой: о них говорит каждый второй. Чуть меньше конфликтуют с менеджерами сами менеджеры и администраторы. А меньше всего конфликтов с менеджерами у тестировщиков. Тут только каждый шестой обозначил менеджера как возможную сторону конфликта.

С дизайнерами больше всего конфликтуют мобильные разработчики и фронтендеры. О таких конфликтах сообщает каждый третий из них. И это понятно - эти разработчики по роду своей деятельности напрямую связаны с результатами труда дизайнеров.

С офисной администрацией больше других конфликтуют администраторы, менеджеры и разработчики ПО. Среди администраторов два из пяти говорят о таких конфликтах.

Со специалистами по кадрам опять же больше других конфликтуют администраторы и менеджеры. Каждый десятый среди них говорит о такого рода конфликтах.

Также чуть более высокий, нежели в среднем, процент отрицания конфликтности среди администраторов и разработчиков ПО.

С сотрудниками какого ранга у вас бывают конфликты?

Во всех сферах деятельности большинство конфликтов происходит с коллегами. Каждый второй или третий из пяти говорит об этом. Исключением выступают администраторы, они в основном конфликтуют с сотрудниками других отделов и с руководителями, а о конфликтах с коллегами говорит только каждый третий.

С подчинёнными больше других конфликтуют менеджеры. А меньше всего дизайнеры и разработчики мобильных приложений.

А вот конфликт дизайнера с самим собой, судя по всему - следствие обострённого чувства прекрасного.

Комфортно ли вам работать в текущей команде и насколько вероятно вы станете менять место работы, потому что вам не нравится коллектив?

Подавляющее большинство чувствует себя комфортно в текущем коллективе. При этом каждый третий склонен поменять место работы в случае серьёзного конфликта или высокой степени неудовлетворенности коллективом.

Какие негативные оценки от коллег вы получали?

Не знают ничего о негативных оценках по отношению к себе более половины (55%) респондентов. Каждый пятый неразговорчивый. Каждый шестой со странным чувством юмора. Каждый восьмой неорганизованный. Каждый десятый неприветливый.

Какие положительные оценки от коллег вы получали?

Не знают ничего о положительных оценках по отношению к себе гораздо меньше - всего 30%. Два из пяти умные или ответственные. Каждый четвертый инициативный. Каждый пятый внимательный или общительный. Каждый шестой позитивщик.

Относитесь к коллегам с пониманием!

Все диаграммы подготовлены с помощью сервиса

Конфликты в коллективе, к сожалению, неизбежны. Причины разногласий могут быть разные – столкновение интересов, отстаивание своей точки зрения. Портал Praca.by провел опрос на эту тему. Давайте взглянем на его результаты.

На вопрос «Как часто у вас возникают конфликты на работе?» большинство (41,7 %) ответили, что случаются редко, примерно 1 раз в месяц.

Данная цифра говорит о том, что в целом у людей все идет «гладко», однако периодически возникают ситуации, в которых конфликт неизбежен.

У 26,9 % опрошенных подобного рода ситуации возникают раз в неделю стабильно. Остальные либо затрудняются ответить на этот вопрос (15,5 %), либо в коллективе нет никаких противоречий.

О том, что конфликты возникают каждый день, сказали 8,9 % участников опроса.

Теперь посмотрим, с кем чаще возникают конфликтные ситуации .

В основном с коллегами (43,8 %), на втором месте ответ «С руководством» (34,7 %). Меньше всего раздоров возникает с подчиненными – «всего» 21,5 %.

А теперь самое интересное – «Из-за чего у вас возникают конфликты на работе? ». Большинство ответили, что это происходит из-за разных взглядов на решение рабочих задач (64,9 %).

Наименьший процент набрали варианты ответа «Не конфликтую на работе» (11,9 %), «Несоблюдение работодателем условий работы» (11,6 %) и «Личная неприязнь» (11,6 %).

Следующий вопрос – «Как вы предпочитаете себя вести в рабочих конфликтах? »

Результаты первых двух ответов – «нахожу компромисс» и «всегда по-разному» – одинаковые (по 29,4 %). Отстаивают свою точку зрения, если она верна, 26 % опрошенных – и правильно делают.

Стараются не лезть в конфликт 8,9 %, а соглашаются со всем, лишь бы не конфликтовать, 6,3 % участников опроса.

И наконец, последний вопрос – «Какая обстановка на работе после конфликта?»

50,2 % респондентов ответили, что первое время присутствует напряженная атмосфера. Второй по популярности ответ противоположно отличается от первого – 22,7 % указали, что они работают как ни в чем не бывало. 14,5 % сказали, что обстановка складывается по-разному, т.е. как когда (в зависимости от конфликта). Меньшинство (12,6 %) какое-то время не разговаривают – пока конфликт не забудется.

По результатам опроса можно сделать вывод, что конфликты, конечно, случаются, но редко, причем в большинстве своем с коллегами или руководством. Самые частые причины конфликтов – разные взгляды на решение задач, но ведь не даром говорят, что сколько людей, столько и мнений.

Положительным моментом является то, что работники стараются находить компромисс или отстаивать свою точку зрения, если она верна, конечно. А вот после конфликта у большинства первое время присутствует напряженная атмосфера.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...