Издательства принимающие рукописи новых писателей. Участвуем в литературных конкурсах

(наличие синопсиса, необходимое количество авторских листов и т.д.), присваивают порядковые номера, после чего они отправляются к внештатным рецензентам. В случае высокой оценки будущая книга попадает на стол к редактору, который принимает окончательное решение о ее издании. Этот сложный процесс может длиться несколько месяцев, а то и год. Пока начинающий автор с волнением ожидает ответа, команда профессионалов проводит разбор его работы: оцениваются не только мастерство построения сюжета и язык повествования, но и его достоверность, оригинальность, компетентность рассказчика в раскрываемой им теме.

Как же сделать так, чтобы ваше произведение заметили, отметили, высоко оценили и издали? Мы решили задать этот вопрос начинающим писателям. Кто-то не раз отправлял свои труды в издательство на протяжении нескольких лет, пока на него не обратили внимание, а кто-то получил предложение о сотрудничестве случайно, приняв участие в литературном конкурсе. Историями успеха с нами поделились Альбина Нури, Влада Юрьева, Андрей Олех и Ирина Грин.

Альбина Нури

Для начала я хотела бы развеять два мифа. Первый гласит, что пробиться в «Эксмо» невозможно в принципе - все места на писательском Олимпе уже заняты. Второй говорит, что напечататься в крупнейшем издательстве страны можно, только имея нужные связи. Плохо, что вера в подобную чушь может заставить талантливых авторов опустить руки. Я точно знаю, что это неправда, и буду рада, если мой рассказ придаст кому-то сил и уверенности.

Я живу в Татарстане, и вышло так, что у себя на родине я стала издаваться раньше, чем в Москве. Долго работала журналистом и редактором, с 2012 года в республиканских литературных изданиях стали печататься мои художественные тексты, выходили и сборники прозы, но... как говорится, «широкая известность в узких кругах» никак не могла приблизить меня к изданию книг на российском уровне. А мне этого, разумеется, очень хотелось.

Никаких знакомых в столице не было, подсказать, к кому обратиться, никто не мог, так что поступила я, как и большинство авторов: разослала рукописи в различные издательства. Во все, кроме «Эксмо». Почему не рискнула отправить тексты туда, где больше всего хотела издаваться? Боялась, что если мне там откажут, то это станет слишком сильным ударом. Помимо издательств я отправила рукописи в литературное агентство, и мне повезло: моими текстами заинтересовалась литагент Ирина Горюнова. Она показала их редактору «Эксмо», и случилось чудо.

Через пару месяцев пришло сообщение, что рукописи предварительно одобрены издательством. В тот момент, когда я прочла эти волшебные строки, я сидела на совещании. Было ужасно скучно, я решила потихоньку проверить почту с телефона - и не сумела сдержаться. «Не может быть!», - мой вопль услышал весь огромный зал.

«Альбина Равилевна, вы с чем-то не согласны?» - спросил начальник. Не очень хорошо помню, что было потом. Меня распирало от счастья, и я настолько погрузилась в свои мечты, что когда отправилась забирать младшего сына из садика, села не в тот автобус и только минут через пятнадцать поняла, что еду совсем в другую сторону.

Получив радостное известие, я принялась ждать выхода книг. Но ничего не происходило, а спустя полгода мне сообщили, что издательство пока не готово взять мои рукописи. Мне показалось, что я провалилась в колодец, как девочка из «Звонка». Впрочем, имелось еще слово «пока», и это была какая-никакая, а зацепка. Я не знала точно, являлось ли это вежливой формой окончательного отказа или же в самом деле нужно просто подождать до лучших времен.

На тонкой ниточке - на одном-единственном «пока» - я висела около двух лет. Тяжело улыбаться и стараться сохранять спокойствие, когда тебя постоянно спрашивают: «Ну, и когда же выйдут твои книги?!» Но сейчас я уверена: хорошо, что оно у меня было, - то время ожидания.

За этот срок я укрепилась в мысли, что в профессиональном смысле хочу только одного: писать книги. Не для всех, даже не для ограниченной аудитории - для себя.

Я не могу сказать себе: всё, стоп! Раз меня не хотят издавать, то зачем писать? Точно знаю, что писать буду, пока жива - прошу прощения за пафос. Это мое удовольствие, моя радость, мой способ жить и ощущать себя нормально в этом мире.

К тому моменту, когда в марте прошлого года из издательства пришел договор на издание первых книг, я написала еще три романа, три детских пьесы и две - для взрослых, сценарий, больше десятка рассказов.

Получив договор, не стала повторять прошлых ошибок: никто до последнего момента не знал, что мои тексты будут изданы в Москве. Даже когда «Вычеркнутую из жизни» выложили в бесплатном доступе на портале «Литрес», чтобы посмотреть, будет ли к ней интерес, я никому об этом не сказала, кроме нескольких самых близких людей. Думаю, что сейчас я нахожусь только в начале пути - мне лишь хочется верить, что путь предстоит долгий.

Напоследок скажу еще, что мне ужасно нравится сотрудничать с «Эксмо». Я впервые побывала в издательстве в феврале, и это было здорово. Восемь этажей: кабинеты, редакции по выпуску произведений разных жанров и направлений, переговорные, коридоры - и всюду книги, рукописи, распечатки, фотографии известных писателей... Я познакомилась с людьми, которые там работают, - это увлеченные, творческие люди, и к авторам они относятся с большим уважением и вниманием. Так что если вы до сих пор раздумываете, стоит ли отправлять в «Эксмо» свой текст, я скажу - отправляйте, бояться нечего. Цель издательства совпадает с вашей: там хотят, чтобы ваш голос был услышан.

Влада Юрьева

Еще студенткой я отправила в «Эксмо» первую рукопись с уверенностью, что раз уж я отважилась отправить ее, то примут обязательно. Но чуда не случилось, и украшенный картинками и разноцветными шрифтами шедевр (почему-то казалось, что так рукопись выглядит профессиональнее) никого не впечатлил. Тогда я начала работу над ошибками. Следующее письмо прилетело в издательство спустя пару лет, и оно куда меньше напоминало текстовую версию цирка шапито.

Увы, отказ пришел и на вторую рукопись, и на третью. Можно было попрощаться с мечтой, а можно было понять, что мечта - это тоже работа.

Сюжет - работа. Стиль - работа. И даже вдохновение, которым любят прикрываться некоторые творческие личности, - это работа. Если не получилось с первого раза, нужно здраво оценить, сколько у тебя осталось упрямства, и двигаться дальше.

И вот тогда я пошла на риск и отправила в издательство целую серию книг. Их могли не опубликовать, я все прекрасно понимала. Но на этот раз мои книги попали к редактору, который их оценил и начал переписку со мной. Это было еще не решительное «да», но уже обнадеживающее «может быть». Месяцы до принятия решения были наполнены почти «книжными» страстями: от паники и отчаяния до искреннего восторга, которого я, пожалуй, не чувствовала с детства. В конце концов, я получила утвердительный ответ.

Могу с уверенностью сказать: даже у новичка без связей и без солидного литературного прошлого есть шанс издаться. Он есть у всех. Нужно просто написать интересную книгу, попасть в формат, встретиться со «своим» редактором и довериться издателю.

Андрей Олех

Меня заметили после финала премии «Дебют» в 2015 году. Роман «Безымянлаг» вошел в шорт-лист, и глава жюри, писатель Андрей Геласимов, порекомендовал его в «Эксмо». Издательство нашло его интересным, и почти перед Новым годом на электронную почту пришло письмо с предложением издать книгу. Я прочитал его ночью и, конечно же, обрадовался.

С момента отправки рукописи до выхода книги прошло девять месяцев. Пришлось пособирать документы для договора, но в этом нет ничего невыполнимого. За работу над текстом хочу выразить огромную благодарность моему редактору Валерии Ахметьевой, благодаря которой процесс издания был таким легким. Самое сложное - написать хорошее произведение, которое будет интересно не только автору. Все остальное - вопрос времени. Ну, и немного удачи.

Исходя из собственного опыта, могу порекомендовать начинающим авторам конкурсы, их множество, маленьких и больших. Участвуйте везде. Если вы талантливы - вас обязательно заметят.

Точно не стоит ждать, что мир непостижимым образом залезет в ваш письменный стол, прочитает рукопись и найдет ее гениальной. Не бойтесь делиться своим творчеством!

Ирина Грин

Первый роман я разослала по всем издательствам, которые только смогла найти в интернете. Ответа не было. Но я не сдавалась, продолжала писать. В результате, рукопись моего третьего романа оказалась у ведущего редактора группы женской остросюжетной литературы издательства «Эксмо» Антоновой Анны Евгеньевны. Это произошло 8 мая 2015 года, а уже 3 июня Анна Евгеньевна написала мне, что книга ей понравилась. В феврале 2017 года я получила договор на издание трех романов, и в августе этого года «Нарушенная заповедь» увидела свет.

Только взяв в руки эту замечательно оформленную книгу, я поверила, что моя мечта сбылась.

Все это время я не переставала писать. Когда я пишу, герои живут рядом со мной, предлагают те или иные варианты развития событий. Стоит остановиться - и герои уходят, а чтобы они вернулись, нужно очень постараться.

Сегодня я с уверенностью могу сказать: издаться - реально. Главное - верить в это и никогда не отступать, не предавать своей мечты.

Для начала составь текст о себе. Расскажи, кто ты такой, кем работаешь, как давно начал писать. Этот текст сохрани до того дня, когда решишь, что делать со своим творением: продвигать или следовать примеру Николая Васильевича Гоголя. Описание твоей биографии ни на что не повлияет, но получателю будет приятно, что ты потрудился рассказать о себе. Никому не нравится читать анонимов.

Кадр из к/ф "Прислуга"

Вариант первый. Традиционный:

Вышли свою рукопись в толстый литературный журнал. Вопреки твоим страхам – редакция такого журнала лояльна к текстам молодых авторов. Есть шанс, что здесь напечатают не одно, а сразу несколько твоих произведений. Конечно, если они понравятся главреду.

К тому же, все толстые журналы сегодня оцифровываются и выкладываются на сайте «Журнальный зал» , а это значит, что твои произведения автоматически начнут ранжироваться в интернете.

Комментарий Елены Шубиной:

«Толстые журналы всегда были плацдармом для молодых авторов, где они могли заявить о себе. Здесь работают опытные люди – они внимательно читают и действительно вникают в произведения, которые приходят на почту редакции. Как правило, начинающие авторы пишут короткую прозу, а это как раз формат толстых литературных журналов. Это большая редкость, когда молодой автор сразу выдаёт роман. Если мы вспомним того же Виктора Пелевина или Романа Сенчина, то увидим, что они тоже начинали с короткой прозы в одном из известных российских журналов.»

Важно: если ты думаешь, что литературные журналы – это для стариков, у тебя есть повод еще раз осознать собственную провинциальность. Молодые, амбициозные и пробивные авторы до сих пор печатаются на страницах толстых журналов. Так, например, в 2016 году писательница Анна Козлова издала в журнале «Дружба народов» свой роман «F20», где речь идёт о серьезных психологических отклонениях в антураже российской действительности. Мы знаем Козлову по сериалу «Краткий курс счастливой жизни», сценарий для которого она написала и получила за него премию ТЭФИ. А режиссёром «Краткого курса» выступила скандально известная Валерия Гай Германика.

Три журнала, с которых стоит начать: «Знамя», «Октябрь», «Урал».


кадр из к/ф "Часы"

Вариант второй. Доступный:

Даже в самой глухой провинции быстрый опрос населения выявит минимум два, а то и три литературных журнала местного разлива. Публикация в таком журнале – простой и верный способ проверить свои силы и начать собственное литературное портфолио.

Комментарий Елены Шубиной:

«Региональным журналам сейчас непросто, но у них богатая история. В подцензурные времена то, что могли не напечатать в столичных журналах, печатали провинциальные, нестоличные. Позже их рвали из рук, потому что там проходили вещи, которые в Москве никогда бы не пропустили. Например, куски из книги Аркадия Белинкова «Гибель и сдача советского интеллигента» , «Пикник на обочине»братьев Стругацких, пьесы Андрея Платонова...Я считаю, что публикация в любом издании имеет смысл. Конечно, в столичном журнале - престижнее, однако, первый выход в свет в местном журнале с самобытной традицией всё равно будет заметен.»

Важно: публикация в любом официальном издании добавляет +1 к твоему авторитету в глазах более придирчивой редакции. Того же толстого литературного журнала, в который ты боишься написать.

Три местных лит-издания, о которых ты не знал: «Дальний восток», «Кают-компания», газета «Вакуум»


кадр из к/ф "Общество мёртвых поэтов"


Вариант третий. Самоуверенный:

Галина Юзефович назвала литературные премии навигатором в мире книг для простого читателя. Это работает и в обратную сторону: если ты начинающий автор, премии и конкурсы – твой шанс обратить на себя внимание.

Комментарий Елены Шубиной:

«Нужно понимать, что появление нового имени где-либо, и особенно в списках литературной премии или конкурса, это уже информационный повод. Молодому автору нужно быть смелее. В интернете огромное количество возможностей: не увидят твоё имя в одном месте, увидят в другом. Например, в феврале-марте этого года была объявлена премия «Лицей», и сейчас она уже дала первые результаты и новые имена.»

Важно: застенчивость и правда ни к чему. Виктория Костюкевич, драматург из Владивостока и руководитель проекта «Читка», начинала именно так – рассылала рукопись по всем литконкурсам, которые выдал поиск Google. В итоге пьеса Вики «Протуберанцы» вошла в шорт-лист Волошинского конкурса, и её напечатали в сборнике «Новые писатели 2015».

Три литературных конкурса, на которые можно податься прямо сейчас:


кадр из к/ф "Ромовый дневник"


Вариант четвёртый. Продвинутый:

Пока ты пишешь очередной гениальный роман в стол, мир и технологии идут вперёд. Век молниеносного маркетинга приготовил кусок пирога и для тебя. Сегодня молодой автор выбирает из сотен литературных сервисов тот, где бесплатно сможет выложить текст и однажды стать знаменитым. Самый популярный – proza.ru . Писательница Наринэ Абгарян начинала именно там, и не только она.

А можно раз и навсегда отбросить застенчивость и бесплатно и очень быстро издать свою книгу на сервисе Ridero . За ним зорко следят все передовые издательства, поэтому для талантливого автора с навыками селф-менеджмента это – гарантированный лифт наверх, к большой аудитории и тысячным тиражам.

Комментарий Елены Шубиной:

«Сервис Ridero выпускает книги небольшим тиражом на хорошей бумаге. А издательства вроде «АСТ» следят за новыми публикациями и топами электронных изданий начинающих авторов.

Такая публикация – это тоже один из способов заявить о себе. Например, до того, как мы выпустили книгу победителя премии «Лицей», её небольшим тиражом выпустили в Ridero. Таким образом, она существует и в электронном, и в традиционном формате. Сейчас первый тираж этой книги – 2 000 экземпляров, должен оправдать затраты на издание.»

Важно: просто понять, что это реально. Изучить интуитивный интерфейс Ridero, завести страницу на proza.ru (или даже паблик со своим творчеством в одной из соцсетей) и отправить свою рукопись на читательский суд. А в случае с Ridero – получить печатный экземпляр собственной книги, который, если и не прославит, то гарантировано поднимет самооценку.

Еще три интернет-сервиса, которые могут помочь тебе стать известней:


кадр из к/ф "Персонаж"


Вариант пятый. Боевой:

Вопрос, который волнует, пожалуй, всех авторов без исключения – можно ли сегодня в России найти литературного агента? Можно! Это непростая, однако выполнимая задача. Здесь точно не получится ждать у моря погоды – хочешь, чтобы твоё творение продавалось – сначала покажи, что на тебя стоит тратить время. Литературные агенты сегодня нарасхват.

Соблюдение правил игры крайне важно. Многие авторы делают все по-своему: присылают , в которой ничего не разберешь, или вовсе пишут: «В приложении моя книга. Хочу опубликовать». Это показывает, что автор - халтурщик. Если он с самого начала относится к своему делу спустя рукава, то что от него ждать в дальнейшем?

Питч

Переговоры с издательством

Заявка и все сопроводительные документы направляются в издательство либо по электронной, либо по обычной почте. Время рассмотрения может варьироваться от нескольких дней до нескольких месяцев.

Если вы подозреваете, что ваше письмо потерялось, не стесняйтесь позвонить в издательство. Всегда спрашивайте редактора, когда с ним связаться, чтобы узнать решение. Вполне вероятно, что несколько раз вам придется повторить процедуру: редакторы - люди крайне занятые и зачастую не укладываются в поставленные сроки.

Можно ли направлять рукопись в несколько издательств?

Начинающие писатели нередко задаются вопросом: стоит ли направлять рукопись сразу в несколько издательств или нужно сначала подождать ответа от одного, а потом уже переходить к следующему?

Мое мнение таково: рукопись надо рассылать во все подходящие редакции. Если у вас будет несколько предложений, вы сможете поторговаться насчет цены. Если вы не получите ни одного положительного ответа, вы не потеряете время на напрасное ожидание.

Мертвый сезон в издательствах

Мертвым сезоном можно назвать время книжных ярмарок - Франкфуртской, Московской международной книжной выставки-ярмарки и ряда тематических выставок. В это время автору лучше не беспокоить издателей: им все равно некогда, и они отложат прочтение рукописи на после-ярмарочные времена.

Лето - сезон отпусков, майские праздники - сезон шашлыков, Новый год и Рождество - это святое.

Что подходит для публикации, а что нет

В издательстве каждая подходящая по жанру рукопись проходит оценку на соответствие следующим критериям:

Качество текста

  • соблюдены нормы русского литературного языка;
  • соблюдены принципы композиции, выдержана логика;
  • текст содержит новую полезную информацию (нон-фикшн) или развлекает читателя (художественная литература).

Востребованность

Произведения данного типа должны хорошо продаваться. Если продажи аналогичных книг были плохими или данных просто нет, дистрибьюторы не возьмут новинку.

Кстати, именно поэтому издатели так не любят неформат - его очень сложно пристроить в книжные магазины.

Необычность

Рукопись должна иметь яркую особенность: тема, точка зрения, способ подачи материала и т.п.

Возможность пиара

Речь идет не о плакатах с рекламными роликами, а об интересе прессы к теме книги или к самому автору. Теоретически бестселлером можно сделать любую грамотную книгу (хотя бы на короткий срок), но это потребует огромных вложений, а прибыль принесет копеечную. Хорошо продаются только те книги, о которых пресса сама начинает рассказывать. А для этого нужна какая-то зацепка.

Например:

  • книги знаменитостей или о знаменитостях,
  • книги, ставшие бестселлерами за рубежом,
  • книги о насущных социально-экономических проблемах,
  • книги, написанные необычными людьми,
  • книги, разрушающие привычные представления о каком-то явлении и т.п.

Если соблюдаются первые два пункта - качество и востребованность, - книга принимается в печать в общей серии. Если произведение еще и необычно, а автор обладает признаками потенциальной звезды, для раскрутки его книги могут выделить рекламный бюджет.

Себестоимость книги

Постарайтесь сделать все, чтобы уменьшить себестоимость вашей книги. Если бюджет получается большим, то издатель вынужден закладывать высокую розничную цену, а это по нынешним временам чуть ли не гарантия провала в продажах.

Редактуру и корректуру запросто можно сделать за счет автора. Кстати, необходимость редактуры (т.е. дополнительных вложений) - одна из самых распространенных причин отказа в публикации.

Переписка с редактором

Если редактор считает, что у книги, поступившей в порядке самотека, есть шансы, он уведомляет автора о том, что издательство заинтересовано в сотрудничестве с ним.

Вступив в переписку с редактором, придерживайтесь следующих правил:

  • Никакого панибратства. Тон писем должен быть подчеркнуто деловым.
  • Указывайте тему в своих имейлах - так их легче найти в общем потоке.
  • Будьте кратки - длинные письма читают последними.
  • Проверяйте орфографию и пунктуацию.
  • Если вы только-только начали переписку, напоминайте редактору, кто вы и/или по какому поводу обращаетесь.

Например:

Добрый день, уважаемая Лариса Ивановна!

27 августа вы просили прислать рукопись моего любовного романа «Розы и слезы». Файл в приложении.

С уважением,
Аделаида Конфоркина

(оценок: 1 , среднее: 1,00 из 5)

В прошлой статье под названием « » мы выяснили, что наиболее выгодной стратегией для начинающего автора является публикация рассказов в журналах. Сегодня я подробнее расскажу вам о том, как опубликоваться в журнале и как донести свои рассказы до редакции.

Итак, будем считать, что рассказов в вашей копилке уже достаточно, и вы правильно выбрали и распределили их для отправки в журналы. Теперь возникает вопрос: как лучше связаться с редакцией? Можно отправить рукописи на указанный адрес обычной почтой, можно выслать тексты по e-mail, а можно позвонить, и спросить, как лучше поступить. Но идеальный вариант, как показывает практика, — приехать лично.

Посещение редакции журнала имеет множество преимуществ перед электронной почтой. Вы лично передадите тексты ответственному человеку, будете знать его фамилию и имя, будете уверенны в том, что ваши рассказы не застряли в пути и дошли до адресата. Помимо этого, при живом общении будет весьма сложно отказать вам под каким-нибудь надуманным предлогом, а если отказ неизбежен, то есть шанс, что вам (хотя бы) коротко объяснят его причину, и вы сможете дальше работать над собой.

Большинство крупных изданий работают в больших городах, а подъехать к ним напрямую не всегда представляется возможным. В частности, из-за величины затрат на поездки, которые никакими гонорарами не окупятся. Если вы далеки от столицы и не готовы понести такие расходы, рекомендую поступить следующим образом: обратитесь в издания, которые находятся в вашем областном или районном центре – такие обязательно существуют. Эти журналы будут менее престижны, но после того, как вы напечатаетесь в них, ваши шансы попасть на «модные» столичные страницы резко возрастут. Отношение к вам станет несколько другим.

Если добраться до желанных изданий все равно нельзя – позвоните им. Телефонный разговор в данном случае имеет тоже много плюсов. Вы так же сможете пообщаться с конкретным человеком, отвечающим за разбор текстов, узнать график его работы и дошла ли ваша корреспонденция по e-mail. В крупных журналах каждому автору зачастую присваивают свой личный номер, по которому потом вам будет легче сотрудничать в дальнейшем.

Еще один вариант связи с редакцией – почта, обычная и электронная. К сожалению, на данный момент обыкновенная почта является одним из самых дорогих и ненадежных способов связи . Весь ваш рукописный (или не очень) труд может запросто задержаться на несколько месяцев в пути, а может и вовсе исчезнуть, и отследить путь его перемещений не представляется возможным. Помимо этого, сейчас журналы крайне редко держат на должности письмоводителя специального человека, а значит — почтой может заниматься один из сотрудников в свободное от другой работы время. Теперь можете представить себе шансы попадания ваших текстов на нужный стол подобным образом. Тем не менее, некоторые издания «старой закалки» все еще используют обычную почту взамен электронной, доверия к которой они, по-видимому, не испытывают.

И в чем-то они действительно правы. Электронная почта во время своего возникновения пользовалась огромной популярностью в любой организации, сейчас же на адрес редакции помимо полезных материалов приходит бесконечное количество рекламы, предложений к сотрудничеству, писем от талантливых и не очень авторов и горы другого спама. Вряд ли даже специально поставленный на проверку «ящика» человек, способен хорошо управится с сотнями сообщений в день. А как вам нравятся спам-фильтры и антивирусные ловушки, которые с ходу уничтожают не только рекламные сообщения, но и десятки наиболее подозрительных писем вместе с ними? Словом, трудностей на пути у вашего письма будет предостаточно, и не стоит впадать в депрессию, если никакого ответа от редакции нет. Слишком много шансов на то, что ваше творчество вообще не дошло до адресата.

Если вы все же решили попробовать это средство связи, благо, оно является наиболее экономным и удобным, то рекомендую через две недели ожидания отправить ваши тексты еще раз, извинившись за повтор. Затем, выждав еще пару недель, позвонить или отправить запрос – «пришло ли письмо?». Ни в коем случае не нужно возмущаться и нагнетать обстановку – испортить репутацию очень легко. Часто редакция вступает в переписку только с теми авторами, тексты которых им подошли. Объяснить каждому лично причину отказа физически невозможно, так что если вы так и не дождались ответа, еще раз внимательно пересмотрите отправленные письма и оцените их на предмет: принадлежат ли они к направленности (формату) данного издания?

Иногда редакция может связаться с вами и предложить несколько изменить ваши тексты . Это значит, что в целом, им нравится, но ваши труды либо не совсем соответствуют формату, либо не дотягивают по каким-то параметрам. Некоторые руководства по общению с журналами советуют объяснить свою точку зрения (например, почему ваш рассказ закончился именно так, а не иначе), но литературный редактор имеет в этом деле неоспоримый опыт и буквально интуитивно чувствует недостатки. Вносить ли изменения – решать только вам. Лично я не считаю это чем-то унизительным.

Значительное влияние на хорошее отношение к автору оказывает грамотно составленное представительское письмо. Но о нем – в другой раз. Успехов!



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...