Издевка над историей (о сценарии «Русь»). Сценарий сбора на тему на тему " Праздники Древней Руси" (5 класс)

«Путешествие по Древней Руси»
Игра по истории для учащихся 6­х классов
Цели:
­ повторить, обобщить и расширить знания учащихся по истории России в период
Древней Руси;
­ способствовать формированию учебно­логических умений обобщать,
анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать исторические личности,
события, исторические явления;
­ создание благоприятных условий для выявления умений и знаний обучающихся
в нестандартных игровых ситуациях, развитие умения оперировать
историческими знаниями;
­ формирование уважения к историческому прошлому нашей Родины;
­способствовать формированию познавательного интереса учащихся
к истории Отечества;
­ продолжать совершенствовать коммуникативные навыки, способствовать
формированию навыков конструктивного сотрудничества и общения в процессе
решения продуктивных и творческих задач.
Материально­техническое оснащение урока: раздаточный материал (конверты
с заданиями, листы с заданиями), компьютер, мультимедийные проектор и
экран, презентация, отражающая этапы игры с заданиями.
Формируемые компетенции:
1. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
4. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию
с использованием информационно­коммуникационных технологий.

5. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.
6. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
Формировать следующие знания:
­ теории образования государства у славян;
­ о территории расселения, названия и образ жизни восточнославянских племен,
основные занятия и верования славян;
­ о первых князьях на Руси, основные направления внешнеполитической и
внутриполитической деятельности первых русских князей;
­ хронологические рамки существования Древнерусского государства;
­ содержание таких исторических документов, как «Русская Правда», «Повесть
временных лет».
и умения:
­ ориентироваться в основных исторических понятиях;
­ называть князей, оценивать и характеризовать их деятельность.
План занятия.

1. Организационный момент.
­ Определение проблемы и целей занятия
­ Создание рабочих групп (2 группы по 10 человек)
­ Правила работы в группе




1 Работа в группах кооперативного обучения. Кооперативное обучение­это метод решения
общих задач посредством взаимодействия. Организация работы в группах предполагает
выполнение следующих процедур:
1. усадить участников лицом друг к другу;
2. поставить перед ними общую задачу;
3. наделить каждого участника определенной ролью. Например, ведущий (руководит работой
в группе), секретарь (ведет запись предложений участников группы), лаборант
(обеспечивает группу всеми необходимыми для работы материалами), хронометрист
(следит за временем), докладчик (сообщает результаты работы).

Ход работы
1. Вводное слово:
Каждый человек оставляет после себя след. Мы должны знать свою историю.
Всё, что мы узнаём, остаётся с нами на всю жизнь и передаётся нашим потомкам.
История Древней Руси включает в себя период становления
древнерусского государства и деятельность первых русских князей,
направленную на объединение русских земель под властью одного князя,
установление порядков и законов, принятие новой религии, формирование
международного авторитета.
Сегодня наше мероприятие пройдет в форме командной игры. Командам
предстоит участвовать в разнообразных конкурсах, показать прочность знаний и
умений по теме «Древняя Русь», полученных на уроке истории. Всем желаю
удачи! Слайд 1
Слайд 2
Проблема: Какова роль первых киевских князей в становлении
государственности?
Слайд 3
Устанавливаются следующие правила игры: Игра состоит из нескольких
этапов. На ответы устанавливается ограниченное время, но не более 3 минут.
Ответы на задания каждая команда представляет по очереди.
За скорость добавляются дополнительные баллы, за нарушение правил
команде даются штрафные баллы.
Команды выполняют задания на скорость или по времени, за что получают
баллы (жетоны). Один жетон равен одному баллу. Побеждает команда,
набравшая большее количество баллов.
Представляю вам своих помощников... Их задача заключается в том,
чтобы доставить вам задания, видеть, какая команда первой выполнила задание,
передать выполненные задания членам жюри для оценки.
Представляю вам многоуважаемое жюри.
2. Представление команд


1.
2.
3.

Сегодня мы вместе с вами отправимся в путешествие на ладьях по самому важному
торговому пути ……?…….(«из варяг в греки»). По пути следования нас ждут остановки,
где вы должны будете выполнить задания. Конечный пункт – Константинополь (Царьград).
Что вы туда привезете на своих ладьях? (получают монетки)
Класс делится на 2 команды (ладьи).
Первую ладью в путь снарядили племена – ВАРЯГИ
Возглавил ее ­ ……………….(капитан).
Вторую ладью собрали в путь – ПОЛЯНЕ, ей управляет ­………..(капитан).
Слайд 4 ВАРЯГИ и ПОЛЯНЕ
Сегодня меж ладьями здесь сраженье,
Но пусть обид не будет среди вас.
Ведь победитель или побежденный
Сегодня станет кто­то среди вас.
Я буду рада, если вы в сраженьях
Покажете находчивость свою
Уменье, знанья и веселье
Позволит вам сыграть вничью.
Мы отправляемся в путь!
Слайд 5
Конкурс № 1 Разминка «Что? Где? Когда?» (макс по 13 б.)
Задание – каждая команда «вытягивает» определенное количество карточек (12) и
отвечает на вопросы. За скорость (кто первый готов отвечать – 1 балл) Каждый верный
ответ оценивается 1 баллом.
Кого на Руси называли варягами? (норманнов, викингов)
Назовите трех братьев­основателей Киева? (Кий, Щек, Хорив)
Как называли ежегодный сбор князем дани с подвластных племен? (полюдье)
Народное собрание на Руси (вече)
Изготавливался в печи, по форме круглый, душистый; им славяне приветствовали
Для их изготовления требовался гусь, ими пользовались летописцы. (Перо)
Изображение лика святого, размещалось в правом «красном» углу русской избы.
1.
2.
3.
4.
5.
друг друга при встрече. (Каравай).
6.
7.
(Икона)
8.
9.
русских)
10.
11.
12.
13.
14.
Балтийское море с Черным морем)
15.
Что такое дружина?
Какой князь основал Древнерусское государство? (Олег)
Что такое греческий огонь? (горячая смесь, которой византийцы сожгли ладьи
Как в Древней Руси называли Балтийское море? (Варяжское море)
Как звали третьего правителя Древней Руси? (Игорь.)
Какой князь по, подсчётам историков, совершил около 50 походов? (Святослав)
Чтобы отомстить этому племени княгиня Ольга использовала птиц. (древляне)
Почему главный торговый путь Руси называли «из варяг в греки» (соединял

Какое основное занятие восточных славян?
Вера во множество богов и обожествление сил природы
Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
Из какой летописи нам известны сведения о восточных славянах?
Вокруг какого племенного союза объединились восточнославянские племена?
16.
17.
18.
19.
20.
Почему? (дополнительный балл)
21.
22.
гонцов с предупреждением: «Иду на вы!» (Святослав)
23.
24.
Сколько человек изображено на картине Васнецова «Богатыри» (3.)
Этот князь никогда не нападал на врагов, не готовых к бою. Он посылал к ним
Первый свод законов на Руси назывался…
Какие вы знаете версии о происхождении государства «Русь»
Подсчет баллов
Слайд 6
Конкурс № 2 «Найти и исправить ошибку»
Команда обговаривает. Один отвечает (за скорость один балл и за каждую исправленную
ошибку по 1 баллу). максимум 10 баллов. Подсказка – ошибок пять.
Слайд 7
К восточным славянам относятся русские, поляки, украинцы. Главное занятие славян
­охота. Восточные славяне были язычниками. Так называли людей, которые поклонялись
одному богу. Во главе рода стоял князь, обладающий большой властью. Родовую общину
сменила соседская, которая называлась вече.
№ ошибка
исправление
Подводим итоги
Слайд 8 Конкурс № 3 «Хронология ­ наука о времени»
Слайд 9, 10
Соедини дату и событие. Каждой команде дается карточка с заданием.
Соотнести даты и события (макс 5 б.)
 1097г. разгром печенегов
 1036г. начало правления князя Рюрика
 907, 911гг Собор в Любече
 882­ 912гг походы князя Олега на греков

 862г правление князя Олега в Киев
Ответ: 1­в, 2­а, 3­г, 4­ д, 5 ­ б





879 г. Период раздробленности
882 г. Разгром Хазарского каганата
945 г. Начало правление князя Игоря
965 г. Начало правления княгини Ольги
12­13 век Образование древнерусского
государства
Ответ: 1­в, 2­д,3­г, 4­б, 5­а.
Пока жюри подсчитывает промежуточный результат, мы все просмотрим
видеофрагмент (слайд 11)
Видеофрагмент…
Слайд 12 Конкурс № 4 Загадки для зрителей
1 Деревянный домик, ставенки на нём,
Русская деревня за его окном.
(Изба)
2 Зимой, когда по снегу
Не катится телега,
В них лошадь запрягали.
Как их называли?
(Сани)
3 В каждом городе большом
Средь церквей его найдём.
Как зовётся главный храм,
Предстоит ответить вам.
(Собор)
4 Им сверху церковь украшают,
И купола под ним сияют.
Вопрос тебе несложный дан –
Назвать лишь символ христиан.
(Крест)
5 Подскажи, кто самый главный
В Русской церкви православной?

(Патриарх)
6 Такой пирог раз в год пекут
И в церковь к батюшке несут.
Он станет после освященья
Для православных угощеньем.
(Кулич)
7 Кукла – символ материнства
И семейного единства.
Сарафан её одёжка,
Вся из дерева... (Матрёшка)
8 Уверен, друзья, отгадаете вы
Ту крепость старинную в центре Москвы.
На шпилях её ярко звёзды горят,
На башне там Спасской куранты звонят. (Кремль)
9 Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.
(Масленица.)
10 Святой Софии купола
Отсюда путнику светили,
Славян столица здесь была,
Впервые русских здесь крестили.
(Киев)
Слайд 13
Конкурс № 5 Черный ящик (10 баллов за правильный ответ)
Этот предмет люди используют издревле. В Древней Руси он был в каждом
доме, пользовались этим предметом повседневно. Известно, что отправляясь в
долгое путешествие, каждый русский человек брал этот предмет с собой,
причем у каждого такой предмет был свой, личный. Чтобы защититься от
злых этот предмет всегда клали кверху дном. Самый простой работой
считалось изготовление заготовок для этого предмета – называли их
баклушами. Так появилось знаменитое выражение «бить баклуши» ­ так
говори о человеке, который вообще ничего не делает. Помимо своего прямого
назначение, этот предмет использовали и по­другому. Тогда говорят о таких
приемах его использования, как «хлопушка», «веер», иногда использовали как
музыкальный инструмент. Через 3 минуты скажите, какой предмет в черном
ящик.
Ответ: Деревянные ложки (слайд 14)

Слайд 15
Конкурс № 6 Цифры в русских пословицах Командам необходимо составить дату
(указать век) из всех цифр, упомянутых и пропущенных в пословицах. За каждую
правильно указанную дату команда получает по одному баллу, за каждый правильно
указанный век (учитывается и правильность написания века римскими цифрами) –
дополнительный балл. Если назовут, событие, которое произошло в этом году + 1 балл.
Слайд 16
Карточка для 1 команды
1) ….. в поле не воин.
Семь раз отмерь, …. раз отрежь.
Конь о …. ногах, и тот спотыкается.

…. сапога – пара
Наговорил с …… короба.
Слайд 17
Карточка для 2 команды
1) Одна голова хорошо, а ….. лучше.
У ….. нянек дитя без глазу.
Пошел на все ….. стороны.
2) Пошел на все ….. стороны.
У ….. нянек дитя без глазу.
Какое чувство отвечает за интуицию? (цифра)
Слайд 18 Ответ первой команды
1714 год (XVIII век) – основание Петром 1 Кунсткамеры
Вернувшись в Россию из поездки в Голландию, Англию, Пётр 1 занялся обустройством
русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в
Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была
размещена в Людских палатах при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий
манер Кунсткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году
и стало считаться датой основания музея.
1223 (ХІІІ) ­ битва на реке Калке ­ сражение между объединённым русско­половецким
войском и монгольским войском.
Слайд 19

1274 год (XIII век)­ Владимирский собор 1274 года - архиерейский собор Русской
Церкви, проведённый по инициативе митрополита Кирилла III в 1274 году во Владимире
для устранения разногласий в церковном праве.
476 г. (V век) ­ Падение Западной Римской империи ­ процесс упадка Западной Римской
империи, вследствие этого оказалась разделена на несколько государственных
образований - преемников Римской империи.
Конкурс № 7 Собрать картинку и назвать событие: (скорость ­ 1 балл,
правильность и полнота ответа– 3 балла)
После выполнения задания
Слайд 20
 Картина «Крещение княгини Ольги»
Слайд 21
 Картина «Крещение киевлян на Днепре»
Слайд 22 Конкурс № 8. Жизнь замечательных людей (кто первый поднимет флажок)
По 1 баллу за ответ
Задание 1
1. Кто сказал? «Если кто не придет завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий,
или раб, ­ будет мне врагом». Какое событие В каком году это произошло? (крещение
киевлян, 988 г.)
2. Кто, в каком году провел первую налоговую реформу на Руси и в чем она заключалась?
(княгиня Ольга, установила уроки и погосты)
3. «Это был князь умный, храбрый, справедливый, богобоязненный, который думал не
столько о завоеваниях и победах, сколько о счастье своего народа…Велел переводить
священные книги с греческого на славянский язык; заводил училища в городах; вызывал у
иностранных государств художников для украшения церквей и дворцов киевских… При
нём русское государство достигло расцвета…». (Ярослав Мудрый.)
4. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов не варил мяса, но, тонко нарезав
конину или зверину, или говядину и зажарив на углях так ел. Не имел он и шатра, но спал,
подостлав потник, с седлом на головах… И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас
идти» (Святослав)
5. «Получил прозвище, которое означало единоборец. Был известен на Руси как вдохновитель
и руководитель многих походов против половцев. Занял киевский престол, когда ему было
уже 60 лет» (Владимир Мономах).
«Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не
убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал
уже всю дань» (Игорь).
6.

Слайд 23 Задание 2. Написать прозвища всех великих князей Древнерусского
государства (9­12 вв.), распределив их в хронологической последоватльности
(Олег, Владимир1, Владимир 2, Ольга, Игорь, Ярослав, Святослав)
Проверим ответы (Слайды с изображением князей 24­31)
Политика правления первых киевских князей
Князь
Время
правления
Политика
Киевские князья
Кий
V – VI века
Основал Киев. Ходил походом на Царьград.
Аскольд и Дир
VIII – IX
века
Продолжили правление в Киеве. Ходили походом на
Царьград. Убиты Олегом.
Династия Рюриковичей
Олег Вещий
882 – 911
гг.
В 882 г. ­ Объединил Русь (Киев и Новгород). Собирал
дань с подвластных территорий. Заключил мир с
Варягами. Ввел великокняжеский титул.
Игорь Старый
912 – 945 Начал править в зрелом возрасте 35 лет. Заключил мир с

гг.
печенегами. Вел войну с Византией. Византия признала
земли в устье Днепра, Дуная за Русью.
Ольга Хитрая
(Святая)
945 – 962
гг.
Отомстила за смерть мужа.
Упорядочила взимание дани в земле древлян. Первая из
правителей приняла христианство. Заключила мир с
Византией о совместной борьбе с Хазарией.
Святослав
Храбрый
962 – 972
гг.
Самый воинственный из князей. Разгромил Волжскую
Булгарию и Хазарский каганат. Продолжил политику
централизации княжеской власти.
Владимир
Святославович
(Великий,
Креститель)
980 – 1015
гг.
Восстановил единство Русской земли. Укрепил систему
управления страной. Борьба с печенегами. Укрепление
южных границ. Ввел систему светового оповещения.
Крещение Руси по византийскому обряду.
Ярослав Мудрый
1019 (1036)
– 1054 гг.
Восстановил единство Русской земли. Объявил себя
самовластцем. Ввел первый на Руси писаный свод
законов – «Русскую правду». Строительство собора
Святой Софии. Киев – один из самых крупных и
красивых городов Европы. Строительство новых
городов. Поборник развития культуры. Династические
браки – зарок мира с западными, южными и северными
соседями. Прекратил набеги печенегов.
Владимир
Мономах
(1113­1125) Занял престол в возрасте 60 лет. Мономах – с греческого
«единоборец», внук греческого императора
Константина Мономаха. 1097 г. Был инициатором
Любечского съезда (вопрос об объединении против
общего врага – половцев). Разбил половцев в 1111 г. Был
писателем. Написал «Поучение детям»
Таблицей можно воспользоваться при подготовке к экзамену.
Список великих князей 32
Подсчет баллов (жюри)
Пока жюри подсчитывает баллы, мы подведем итог.

Итог: Сегодня, подводя итог нашего мероприятия, можно говорить о том, что мы
повторили истоки становления древнерусского государства. Закрепили знания о личных
вкладах первых русских князей в укрепление великокняжеской власти.
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих князей великих поминают
За их труды, за славу, за добро…
Вопрос классу:
Почему мы не должны забывать политику первых русских князей?
Учащиеся отвечают на вопрос и приходят к выводам:
1.Князья проводили политику объединения земель вокруг Киева.
2.Укрепляли центральную власть
3.Охраняли и защищали торговые пути, а также русскую землю от кочевников
Награждение победителей
Всем спасибо!!!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Крестики-нолики Игра по итоговой теме «Древняя Русь». 6 класс

Правила игры: Участники игры разделены на две команды (команда крестиков и команда ноликов). В начале игры команды разыгрывают право первого хода. Команда, выигравшая право первого хода, выбирает квадрат из игрового поля с заданием, в случае правильного ответа на поле делается соответствующая пометка (крестик или нолик). Если же отвечающая команда не даёт ответа, право хода переходит к соперникам. В игре побеждает та команда, которая сможет наиболее полно ответить на три задания из квадратов (по горизонтали, вертикали или диагонали).

Игровое поле 1 - Загадки Хроноса. 2 - «Как наше слово отзовётся…». 3 - Чёрный ящик. 4 - Четвёртый лишний. 5 - Историческая путаница. 6 - Циферблат. 7 - Народная мудрость. 8 - Что? Где? Когда? 9 - Жизнь замечательных людей.

Вопрос для права первого хода: При каком русском князе был воздвигнут храм Святой Софии в городе Киеве?

Загадки Хроноса Команды должны расставить события в хронологическом порядке и прочитать зашифрованное слово. 1. И Крещение Руси Г Начало правления Владимира Мономаха О Издание «Русской Правды» С Призвание варягов на Русь Р Месть княгини Ольги Т Первый поход руссов на Царьград Б Убийство князей Бориса и Глеба

2. В Начало правления Владимира Святого Р «Щит на вратах Цареграда» И Установление уроков и погостов И Создание правды Ярославичей И Начало правления Мстислава К Смерть Рюрика Ч Строительство Святой Софии в Киеве

2. Как наше слово отзовётся… 1. «Иду на вы!» 2. «Что умеете, того не забывайте доброго, а чего не умеете, тому учитесь». 3. «Вот я покидаю мир этот, сыны мои, живите в любви, в Киеве сядет старший сын – Изяслав, а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду - Переславль».

Князь Святослав

Владимир Мономах

Ярослав Мудрый

3. Чёрный ящик Это может быть в рыболовной сети. Это нужно грибнику и ягоднику. Это использует турист и охотник, сельские домохозяйки. Это рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода. Что скрывается под словом ЭТО?

(Берёста: из неё делают поплавки для рыболовной сети; туристы и охотники используют для костра; домохозяйки для печи; грибники и ягодники плетут корзины; в Новгороде нашли берестяные грамоты.)

4. Четвёртый лишний Три из четырёх слов связаны общим смыслом, найдите лишнее слово и объясните своё решение. Зернь, скань, мозаика, перегородочная эмаль. Алтарь, паперть, клирос, закомары. «Повесть временных лет», «Слово о чести и благодати», «Житие Бориса и Глеба», «Хождение за три моря».

5. Историческая путаница Командам предлагаются тексты с ошибками. Их задача - найти и объяснить ошибки.

6. Циферблат Командам предлагаются вопросы, связанные с цифрами. Победа присуждается команде, давшей последний ответ. 1. Сколько лет было Владимиру Мономаху, когда он стал править в Киеве? 2. Сколько километров разделяют Царьград и Константинополь? 3. Сколько русских богатырей изображено на картине Васнецова «Богатыри»? 4. В каком веке Русь приняла христианство? 5. Какого по счёту князя Владимира называли Мономахом? 6. В каких годах в средневековой Руси правила женщина? (945-957 гг.) 7. Какой князь по подсчётам историков за свою жизнь совершил около 50 походов? 8. Какой буквой древнерусского алфавита обозначалась цифра 3? 9. В каком году было основано государство Киевская Русь? 10. Сколько храмов Святой Софии было построено на Руси? 11. Как звали третьего правителя Древней Руси? 12. Сколько сыновей было у князя Святослава?

7.НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ Отгадайте русскую загадку: И копали меня, И крутили меня, На пожаре я был, На базаре я был, А как молод был - Всё людей кормил. Упаду - кости вокруг Разлетаются, Но собаки к костям Не кидаются.

8. Что? Где? Когда? Команде предлагаются три вопроса. Что это? Он, кси, наш, мыслите, люди, како, и, фита, иже, зело, есть, добро, глагол, веди, аз. Где крестилась первая русская христианка княгиня Ольга? Когда на Руси появилось слово «азбука»?

9. Жизнь замечательных людей. Назовите имена исторических деятелей, чьи характеристики здесь представлены.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

  • Экзаменационные билеты по истории Отечества за курс средней школы Билет №1 Древняя , 120.24kb.
  • Программа вступительного испытания по предмету «История» Тема Древняя Русь (до ХIV , 24.7kb.
  • Реферат древняя Русь и кочевники , 156.01kb.
  • Школьная олимпиада для учащихся 4-ых классов литературное чтение , 27.85kb.
  • Н. А. Чуракова 3 класс (102 ч) Устное народное творчество Сказка , 129.7kb.
  • Сказка быль , 4191.9kb.
  • ЛИТЕРАТУРНОЕ КРЫЛЕЧКО :

    «ДРЕВНЯЯ РУСЬ - СКАЗКА И БЫЛЬ»

    Сказительница : Два чувства дивно, близки нам.

    В них обретает сердце пищу:

    Любовь к родному пепелищу,

    Любовь к Отеческим каменьям.

    На них основано от века

    По воле бога самого.

    Самостоянье человека,-

    Залог величия его:

    Животворящая святыня!

    Земля была б без них мертва.

    Без них нам целый мир – пустыня.

    Душа – алтарь без божества.

    Времена, о которых пойдет речь сегодня, кажутся нам бесконечно далекими, едва различными в тумане прошлого. И чтобы попасть туда мы должны как терпеливые поломники пройти путь в целые века. История происхождения любого народа скрыта в глубине веков, в непроницаемых дописьменных временах. Чтобы приоткрыть завесу некоторых тайн мы отправимся в то далекое прошлое, сейчас в нашу жизнь возвращается огромный пласт православной культуры. А вот в древнерусской славянской культуры считают, что она была языческой и варварской.

    Однако древняя религия наших предков, которые некоторые считают, забытой до сегодняшнего дня продолжает, жить в наших повседневных обычаях. Доказательства? Сколько угодно?

    Спроси себя, к примеру: почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него пускают кота? Многие из вас сейчас ответят: на счастье? А ведь эти перечисленные обычаи, как раз от туда из языческих времен. Один путешественник по Древней Руси, уважаемый араб Ахмед ибн Фадлан путешествуя, по Руси очень многим обычаям удивлялся, и не мог их понять. Давайте же сейчас послушаем его.

    Араб: Мое путешествие по Руси было очень долгим. Позади осталась моя страна, согретая жарким солнцем с богатейшими городами, раскинувшимися в зеленых прохладных оазисах. Корабль наш плыл по русскому морю и прибыл в город Корсунь. Люди, живущие, там очень хорошо вооружены, мечи у них плоские с бороздками. Одежда женщин украшена многочисленными дорогими украшениями. Вообще же вся Русь была поделена на три загородные страны Куявия, Славия и Артания. И там я услышал имена богов, но не знаю кто они? Не могли бы вы мне подсказать?

    Араб: Кто такие эти боги, и за какие, стихии они отвечают? Первый это Даждьбог.

    Сказительница : Может, кто из гостей ответит уважаемому Ахмеду ибн Фадлану?

    Бога Солнца называли Даждьбогом, это не от слова дождь, как иногда ошибочно думают, это значит –« дающий бог», «Продолжатель всех благ». Славяне верили, что Даждьбог едет по небу на чудесной колеснице, а солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Утренняя заря была Солнцу женой. Каждый год во время великого праздника летнего солнцестояния, ныне известно нам как Иванов день, торжественно праздновался их брак. А совмещенным знаком Солнца с незапамятных времен был крест! Его, говорят, можно увидеть, если посмотреть прищурясь на солнце.

    Не потому ли Христианский крест, так похожий на древнейший языческий, прижился столь.

    Араб: А вот следующий вопрос кто такой. Ярила?

    Сказительница: Все, наверное, видели или читали оперу или сказку «Снегурочка», она прекрасна как художественное произведение, но не как историческая целость. Например «Берендей», среди которых разворачивается действие, исторически были совсем не славянами, а кочевниками – тюрками, выходцами из степей. И. Ярила совсем не бог солнца, как там поют.

    Сказительница: Что мы подразумеваем под словом «ярость»? Неистовство, порыв, слепой, стихийной, зачастую бессмысленной силы. И еще много родственных слов, и все они рассказывают о сильных эмоциях. Вот такие чувства, как страсть кипучая и были в ведении славянского бога Ярилы. Еще в девятнадцатом веке кое-где в России справляли праздник «Ярилы», приуроченный к 27 апреля, к самому пику буйства природы. Целую ночь по возвышенным местам горели костры, а молодежь гуляла, пела песни, плясала. Ярило, представляли себе юным мужчиной пылким, влюбленным женихом. Проводам Ярилы, состарившегося и плешивого тоже был посвящен праздник. И был он осенью, этот праздник у нас сейчас называют «отжинки». А зерновые культуры, которые сеют весной, называют яровыми. Ну что уважаемый ибн Фадлан есть у вас еще вопросы?

    Араб : Вот у меня есть загадочные свитки, кому они достанутся, тот и должен нам сказать кто это такой?

    1. Хлевник на одно лицо с домовым. Он сопровождает скотину в поле, холит, лелеет, ее не дает в обиду. Чтобы задобрить Хлевника над входом в конюшню вешали чучело сороки, сплетали особый кнут из конопли с несколькими узлами, в новолуние ставили перед воротами жаровню с углями, чтобы скотина переступила через нее.
    2. Банник: Является домовым бани. Он живет в нетопленной бане за каменкой. Или под полом, а когда баню топят. Он прячется. Чтобы задобрить банника, ему приносили хлеб с солью, оставляли для него воду в кадках и жертвовали черную курицу.
    1. Полудница: жила полудница в полях. Среди хлебов и трав, а также на огородах. Она была хозяйкой растительного мира, который культивировали люди. Полудницу считали виновницей полевых вихрей; говорили даже, что их можно увидеть в вихревом столбе.

    Араб: Ну, вот пришло время прощаться с вами о жемчуга моего сердца. Все знания, которые я получил сегодня, я занесу, в книгу и вы первые ее прочитаете. Желаю вам удачи!

    (уходит под музыку)

    Сказительница : Продолжим наше путешествие по Древней Руси. И дальше мы с вами попадаем в 12 век. В это время на Руси, процветала письменность. Это была золотая и эпическая пора. И в гостях у нас летописец Нестор.

    Летописец : Для вас, души моей царицы,

    Друзья мои, для вас одних

    Времен минувших небылицы.

    Под шепот старины болтливой,

    Рукою верной я писал;

    Примите ж вы мой труд игривый!

    Ничьих, не требуя похвал,

    Счастлив уж я надеждой сладкой.

    Что дева с трепетом любви

    Посмотрит, может быть, украдкой,

    На песни грешные мои.

    Хочу вам предложить испытание такое. Былину, вы должны назвать которую, буду я читать?

    (смотрите приложение 1)

    Летописец: С заданием моим вы справитесь с лихвою. Пойдем мы с вами дальше тернистою тропою. Посмотрите эпизоды жизни деревенской

    (Идут сценки приложение 2)

    1. Назовите имена богатырей, которые забыли наши герои?
    2. Скажите какое «ясное солнышко» собирается Марфушка увидеть в Киеве?
    Ответ: 1. Алеша Попович и Добрыня Никитич.

    2. Князя Владимира, так его ласково называли на Руси.

    Летописец: На этом былинный сказ свой завершаю. И мы продолжаем свое путешествие во времени. И мы с вами отправимся на последнюю ступень нашего литературного крылечка в «Библиотеку русской сказки». Изначально сказка сочинялась вовсе не на потеху ребятишкам. Когда – то осенними и долгими зимними вечерами сказочников слушали и стар и млад, со временем таинственное мерцание сказки сильно потускнело и многое забылось. Огненные змеи, колдуны и колдуньи, черти, лешие, водяные какие они? Что умеют? Сейчас мы с вами попробуем это выяснить.

    Сказительница: Я вам сейчас, гости дорогие, назову сказочное словцо, а вы должны дать ему определение, то есть что оно означает.

    1. Туесок - ведерко берестяное.
    2. Сажень – мера длины.
    3. Лытки – часть ноги ниже колена.
    4. Шушун – верхняя одежда, телогрея.
    5. Комолая – безрогая.
    6. Голик – веник без листьев.
    7. Огниво – камень для высекания огня из кремня.
    8. Беремя – охапка.
    9. Зарод – скирда продольной кладки.

    Молодцы! Вижу, знаете, слова сказочные, ну а кто не знал, теперь уж точно знает.

    Нужно в следующем задании обычные вещи превратить в сказочные.

    (достает вещи)

    1. Шапка - невидимка.
    2. Сапоги – скороходы.
    3. аленький цветочек.
    4. Волшебная палочка.
    5. Скатерть самобранка.
    6. клубок.
    7. вода живая и мертвая
    8. молодильное яблоко.
    9. Яйцо смерть кощея.
    10. меч кладинец

    Сказительница: На этом нашей сказочке конец, а кто слушал молодец! Какой бы век не наступил, какая бы эпоха не пришла, с нами всегда остаются, герои рассказов, былин, преданий и сказок. Потому что, это наша история, которую мы должны знать и строить ее сами.

    СЦЕНКА: № 3

    «Чего на свете не бывает?»

    Сказитель : Жил-был барин богатый – пребогатый. Не знал он, куда свои деньги девать. Ел – пил сладко, одевался нарядно, гостей у него каждый божий день столько было, что у иных по праздникам столько не бывало. А еще у него денег неубывало, еще прибывало. И захотелось раз барину пошутить над мужиком – дураком, позвал он к себе самого бедного.

    Барин: Слушай, мужик! Дам я тебе денег целую кашолку, только скажи мне чего на свете не бывает? Нынче люди до всего дошли: и на черте ездят, и по небу летают, и в Питер по проволоке послать можно. Скажи, чего на свете не бывает?

    Мужик: Одного, барин, не бывает: топором никто не подпоясываются, ног за топорище не заткнет.

    Барин : Нашел, брат что сказать. У нас подлинно этого не делают, а в чужих землях так сплошь да рядом. Думай еще.

    Мужик: Баба – попом не бывает, красная девка обедни не служит.

    Барин : Нет, и этого не бывает, у немцев все так. Думай в последний раз.

    Мужик : (в сторону) Видно одному только не бывать, чтобы у меня деньги были.

    Мужик: Думал, я, что люди хоть на небо живьем не попадают, а здесь сам побывал, теперь поверил, что и это бывает.

    Барин: Как же ты на небо попал?

    Мужик : Покойница жена побывать наказывала и подводу за мной выслала: двух журавлей в разнопряжку; вот так и доехали. Повидался с ней, с ребятишками к твоей милости воротился.

    Барин : И назад с журавлями?

    Мужик: Нет, назад я соскочил.

    Барин : Как же ты, мужичок, не убился?

    Мужик: Да по уши завяз, не жесткая земля попалась, сходил домой и принес лопату, выкопался да и вылез.

    Барин: Не видал ли ты на небе покойного барина, моего родителя?

    Мужик : Как же видел.

    Барин : Ну и что он там делает?

    Мужик: Да после моих ребятишек, постилки моет.

    Барин: Врешь, мужик – дурак? Того на свете не бывает, чтобы барин у холопа нянчился? Бери деньги, да не мели околесицы.


    Путешествие по Древней Руси. Вольга и Микула

    Сценарии праздника

    Цель : Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Вольга и Микула». Упражнять в пересказе былины с помощью вопросов воспитателя. Закрепить в речи детей слова и выражения: оратай, сошка, ракитов куст, лихие люди. Упражнять в подборе слов на заданную тему. Развивать аналитическое и образное мышление.

    Воспитывать интерес к истории и культуре Древней Руси.

    Материалы : Фишки-кружки с изображением колоска.

    В : Ребята, мы с вами уже опытные путешественники и где только не побывали, чего только не видали! Но вы знаете, что ещё очень много разных былин есть на Руси. И сегодня мы отправимся в следующую.

    (Звучит фонограмма криков петухов).

    В.(зазывая):

    — ку-ка-ре-ку,

    Не лежите на боку!

    Добры молодцы, вставайте,

    Девки, косы заплетайте,

    Пастушок, в рожок играй

    Новый день скорей встречай!

    В : Слышите? Это крики петухов. Раньше люди на работу вставали с первыми криками петухов. А скажите, чем занимались люди в Древней Руси? Почему люди вставали рано?

    Д : Они вставали рано, чтобы успеть сделать много дел: воды принести, дров наколоть, печь растопить, скотину накормить. Раньше только земля кормила людей.

    В : Молодцы! Вот в такое раннее утро мы с вами оказались в былине «Вольга и Микула». Итак, кто они такие?

    Д : Вольга был знатный князь, а Микула

    — простой крестьянин.

    В : Хорошо, так как же они такие разные встретились?

    Д : Вольга ехал со своей дружиной собирать дань с городов, а Микула работал в поле, то есть на земле.

    В : Я предлагаю поиграть в игру «Кто больше знает на тему «Земледелие».

    (За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку-кружок с изображением колоска. Кто больше наберёт «колосков», тот

    — победитель. Примерные ответы детей: пахать, сеять, земля, урожай, пашня, соха, борозда, крестьянин, семена, лошадь и т.д.)

    В : Возвращаемся к былине. О чём был разговор между Вольгой и Микулой?

    Д : Микула предостерёг Вольгу об опасности, рассказал, что в тех городах живут лихие люди. Вольга предложил ему отправиться с ним. Но Микула не хотел бросать сошку. Микула дёрнул её из земли и одной рукой вынул.

    Так засеял он поле пшеницей и поехали они.

    В : Ребята, вы, конечно, поняли, что все крестьяне дорожили своими орудиями труда, а их было много.

    (Воспитатель загадывает загадки об орудиях труда и предметах быта).

    В лес идёт

    — домой глядит, из лесу идёт

    — в лес глядит. (Топор).

    Скоро ест и мелко жуёт, сама не глотает и другим не даёт. (Пила).

    Деревянная шея, железный клюв, стучит

    — тук, тук, тук. (Молоток).

    Я прыгаю по полотну и нитку длинную из уха, как паутину, я тяну. (Иголка с ниткой).

    Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка).

    Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник).

    В : Сейчас я загадаю самую трудную загадку: в какой из русских народных игр в закличке встречается слово «житница»?

    (Дети отгадывают. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Дятел». Дети выбирают водящего

    — дятла. Все встают в пары и образуют круг, дятел встаёт посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят слова:

    Ходит дятел у житницы,

    Ищет зёрнышко пшеницы.

    Дятел отвечает : Мне не скучно одному,

    Кого хочу, того возьму.

    С этими словами он быстро берёт за руку одного из играющих и встаёт в круг. Оставшийся без пары встаёт в середину круга, он дятел. Игра повторяется.)

    После игры воспитатель предлагает закончить пересказ былины.

    Д : Вольга Святославович оставил Микулу Селяниновича жить в городе и управлять им.

    В : Мы побывали в этой былине, но ваши родители, бабушки, дедушки не все её знают. Давайте расскажем эту былину с помощью изобразительных средств.

    Детям предлагается завершить коллективную работу (коллаж, см. Предварительную работу) по теме «Вольга и Микула». .............

    Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», Физическое развитие»

    Цель: вызвать интерес к истории возникновения России;

    Задачи:
    — дать конкретные представления о зарождении русского государства;
    — воспитывать желание как можно больше узнать о родной стране;
    — закреплять знания о главных символах страны: гербе, флаге, гимне;
    — воспитывать патриотические чувства;
    — ввести в словарь детей новые слова по изучаемой теме;

    Словарь: предки, славяне, кокошник, косоворотка, князь, княжества, жезл, держава;

    Материалы и оборудование: русские народные костюмы, каравай, интерактивная доска; диск с русскими народными мелодиями, презентация.

    Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с русскими народными костюмами; чтение стихов и произведений о России; рассматривание карт древней Руси и современной России;

    Звучит русская народная музыка. Дети стоят полукругом. Входят гости рассаживаются. В центр выходят мальчик и девочка в русских народных костюмах с хлебом-солью.
    Девочка: Ото всех дверей, ото всех ворот
    Проходи скорей, торопись, народ!
    Много Вас интересного ждет!
    Мальчик: Издавна на Руси дорогих гостей встречали хлебом-солью, низкий Вам поклон, дорогие гости (проходят и дают гостям хлеб-соль).
    Воспитатель: Сегодня, дорогие ребята и уважаемые гости, предлагаю Вам познакомиться с историей возникновения нашей страны и ее символикой. Приглашаю Вас в путешествие во времени. Рассаживаемся в наши «машины времени» (за столы). Сели, руки вытянули вперед, глаза закрыли. Перемещение началось. 1, 2, 3– открываем глаза. Где же мы?

    Слайд 2.
    Выходит 1 ребенок:
    — Вы в Древней Москве!
    — А хотите узнать, как образовалось наше государство! Так вот слушайте:
    Наша Родина – государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад. В те давние времена еще не было ни городов, ни домов, в которых мы живем. А были небольшие деревянные домишки по берегам рек, в них и жили наши предки. Предки – это люди, от которых мы произошли. Наши предки – восточные славяне.

    Слайд 3, 4

    Выходят мальчик и девочка в русских народных костюмах.

    Девочка: Девушки тогда носили сарафаны, блузки и кокошник и обязательно длинную косу.
    Мальчик: А парни носили рубашки, которые назывались косоворотки, так как воротник был не прямо, а наискосок (девочка и мальчик садятся).
    1 ребенок: Жили славяне в небольших избушках. Самым главным у них был князь

    Выходит ребенок, одетый как князь.

    2 ребенок (князь): Много княжеств было в Древней Руси – так называлась тогда Россия. Князья очень часто ссорились между собой и захватывали друг у друга земли. Но когда на них нападали враги, то князья объединялись вместе и побеждали своих врагов. Наконец, князья поняли, что если объединиться навсегда, то они будут намного сильнее. Вместе им будет легче не только воевать, но и трудиться, помогать друг другу, и тогда никто не сможет их победить. Князья объединились, а самым главным стал князь Иван III (показ портрета).

    Слайд 5. 2-ребенок (князь): Так образовалось Русское государство. Оно было большим и сильным (дети садятся).
    Воспитатель: А с Вами продолжаем путешествие во времени. Вытянули руки вперед, глаза закрыли. Перемещение в пространстве началось 1,2,3 – открываем глаза. Что мы видим?

    Слайд 6.

    Ответы детей.

    Выходит ребенок.

    3 ребенок: Вот каким большим является наше государство – Россия (обводит на карте границы нашего государства).

    1. В России много городов: (приглашает ребенка с места подойти и показать).

    Слайд 7.

    2. В России много морей (приглашает ребенка с места подойти и показать).
    3. В России много рек: (приглашает ребенка с места подойти и показать).
    4. В России много гор: (приглашает ребенка с места подойти и показать).
    3 ребенок: У нас много лесов, они обозначены зеленым цветом, а также много полезных ископаемых.

    Дети выходят, называют и показывают города, реки, горы и т.д., садятся на места.

    Воспитатель: Путешествие продолжается вытянули руки, закрыли глаза. Перемещение началось. 1,2,3 – открываем глаза и смотрим, что же ждет нас здесь. А здесь, ребята, вас ждет игра «Стуколка» (В.М. Петров «Осенние праздники, игры и забавы).

    Слайд 8.
    После игры воспитатель:
    -Что, ребята, продолжим путешествие?
    Вытянули руки, закрыли глаза. Перемещение началось. 1,2,3 – открываем глаза.

    Слайд 9.

    Выходят трое детей.

    4 ребенок: Раньше у каждого князя был свой герб. Эти гербы у князей остались, но у нового Русского государства появился свой герб, новый. Этот герб и сейчас является гербом нашей страны. Давайте его рассмотрим.
    5 ребенок: Что вы видите в центре? (орла) Орел с двумя головами и поднятыми крыльями. Орел на гербе обозначает силу и непобедимость. У Орла две головы, так как Русское государство очень большое и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое.
    6 ребенок: А еще вы видите корону. Корона обозначает, что в России главный – царь. А в лапах у Орла – посох или жезл. Это символ царской власти. В другой лапе у орла шар, его называют держава. Держава – значит могущество, то есть страна, в которой правит царь, могучая.
    Этому российскому гербу много-много лет. Конечно, нет сейчас царей, но корона, жезл и держава напоминают нам о том, что Родина очень древняя, что она возникла очень давно.

    Дети садятся на места.

    Воспитатель: И так продолжаем наше путешествие и приготовились к перемещению. Вытянули руки, закрыли глаза. 1,2,3 – открываем глаза.

    Слайд 10. 7 ребенок: Перед Вами флаг России. У каждой страны обязательно есть свой флаг. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаг вывешивают во время праздников. У России флаг трехцветный, он состоит из трех полос – белой, синей и красной. Что же они обозначают? (или сам, или спрашивает детей).
    Белый – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
    Синий – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.
    Красный – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.

    Воспитатель: У каждого государства есть свой гимн. Гимн – это торжественная песня. Его исполняют в самых торжественных случаях – во время праздников и других важных событий. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины, и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

    Слайд 11.
    Воспитатель: Прошу всех встать, звучит гимн России. Прошу садиться.

    Воспитатель: Вот мы побывали в путешествии во времени, а теперь пора возвращаться в детский сад.
    Вытянули руки, закрыли глаза. Перемещение началось 1,2,3 – открывайте глаза. Мы снова в нашем детском саду.

    Слайд 12.

    — А что же мы узнали из нашего путешествия во времени?
    Ответы детей.



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...