К логическим формам мышления относится. Логические формы мышления

Различают общелогические формы мышления, к которым относят понятия, категории, суждения, умозаключения, и локально-логические формы теоретического мышления: закон, гипотеза, теоретическая идея, теория.

Общелогические формы используются всеми типами мышления: обыденным, практическим, научным. Теоретическое мышление наряду с ними использует свои локальные, специфические логические формы.

До сих пор продолжается спор о том, что является первичным в системе логических форм: понятие или суждение (Гегель считал первичным понятие, Кант -- суждение). Сейчас большинство исследующих проблемы логики считают «понятие» исходной и конечной логической формой. С «понятия» начинается логическая операция, «понятие» развивается на основе развития суждения, умозаключения, закона, гипотезы, теории. В традиционной логике понятие определяется как форма мышления, отражающая предметы, явления в их существенных признаках.

В логике диалектической понятие определяется как итог познания, результат и обобщение массы единичных явлений и предметов. Эти определения не являются взаимоисключающими. Определение, используемое традиционной логикой, основано на абстрагировании от развития и его противоречий. Оно верно, поскольку в определенных границах («границах меры») происходят только такие изменения, от которых, как несущественных, можно отвлечься.

Диалектическая логика изучает процесс формирования и развития понятия как ступени познания, как итого познавательной деятельности. Понятие нередко охватывает целую систему знаний (пример понятия -- капитализм, империализм, социализм и т.д.).

Определение понятия в традиционной логике есть частный момент по отношению к определению, даваемому в диалектической логике. Это означает возможность пользоваться обоими определениями применительно к конкретной предметной области научного исследования.

Отправляясь от определения понятия, используемого в традиционной логике, остановимся, прежде всего, на терминах: признак, существенный и не существенный признак, общий и единичный признак. Признак предмета -- это то, в чем предметы сходны или отличаются друг от друга. Иными словами -- это любые черты, стороны, состояния предмета или отсутствие каких-либо черт, состояния, свойства.

Любой предмет обладает множеством признаков. Среди них есть существенные -- выражающие сущность предмета, его внутреннюю природу, и несущественные, которые могут принадлежать или не принадлежать предмету.

Понятие -- это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.

Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории -- существенные и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла, определенные размеры -- длину сторон и площадь, определенную величину углов, форму. Но только первый признак делает фигуру треугольником, позволяет отличить ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции. Остальные признаки отличают один треугольник от другого; при изменении их треугольник не перестанет быть треугольником. Равно и каждое отдельное дерево обладает и такими признаками, которые позволяют отличить его от кустарника, травы (т. е. существенными признаками), например наличием ствола, и такими, которые отличают одно дерево от другого, например возраст, количество ветвей, сохранность коры, наличие дупла и т. д.

В понятии же содержатся лишь свойства, общие и существенные для целого ряда однородных предметов: для понятия «школьник» общее и существенное свойство -- обучение в школе (но не возраст, национальность, цвет глаз или цвет волос); для понятия «термометр» -- то, что это прибор для измерения температуры окружающей среды (а не его форма, размеры и т. д.).

Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает (кроме, разумеется, слов, обозначающих имена собственные). В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером. логика мышление понятие диалектический

Восприятие и представление всегда есть отражение конкретного, единичного. Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги вообще, дерева вообще, собаки вообще, даже чело века вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишенного каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно.

Понятие -- более развитая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире и полнее отражает действительность, чем представление. Яркую иллюстрацию этого положения дает В. И. Ленин, когда говорит, что нельзя наглядно представить себе движение со скоростью 300 тысяч километров в секунду (скорость света), а мыслить такое движение можно.

В процессе общественно-исторического развития познания расширяется, углубляется и изменяется содержание понятий. Так, понятие «атом» раньше имело одно содержание, с развитием науки и техники содержание этого понятия изменилось, расширилось, углубилось.

В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Суждение--это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.

Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как «Ученик знает урок» или «Психика есть функция мозга». К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Например: «Это слово не глагол» или «Эта река несудоходна».

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждается или отрицается что-то относительно всех предметов и явлений, объединяемых понятием, например:

«Все металлы проводят электричество». В частном суждении речь идет только о части предметов и явлений, объединяемых понятием, например: «Некоторые школьники умеют играть в шахматы». Единичное суждение--это суждение, в котором речь идет о каком-то индивидуальном понятии, например: «Москва-столица России », «Пушкин -- великий русский поэт».

Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или явление -- значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем

Истинность суждений проверяется общественной практикой человека.

Умозаключение - такая форма мышления в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения -- доказательство геометрических теорем.

Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений -- индуктивными и дедуктивными.

Индукция -- это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

Дедукция -- это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Индукция начинается с накопления знания о возможно большем числе в чем-либо однородных предметов и явлений, что дает возможность найти сходное и различное в предметах и явлениях и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений, делают общий вывод или заключение, устанавливают общее правило или закон. Например, при усвоении понятия «домашние животные» учащиеся устанавливают, что корова полезна, лошадь полезна, овца, свинья также полезны. Затем на основе этого школьники строят обобщающее заключение: «Все домашние животные полезны».

Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкретных свойствах и качествах отдельного предмета на основе знания общих законов и правил. Например, зная, что все тела при нагревании расширяются, человек может предвидеть, что железнодорожные рельсы в летний жаркий день тоже будут расширяться, а поэтому при прокладывании железнодорожного пути строители оставляют между рельсами определенный зазор.

Совершается в соответствии с определенной логикой.

В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • абстрагирование;
  • обобщение.

Сравнение - мыслительная операции, основанная на

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез - операция, обратная анализу, позволяющая Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.

Абстрагирование - выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Формы логического мышления

Основными формами логического мышления являются:

  • понятия;
  • суждения;
  • умозаключения.

Понятие

Понятие - форма мышления, отражающая словом конкретными и абстрактными.

Суждение

Суждение - форма мышления, отражающая связи форме утверждения илиотрицания.

Умозаключение

Умозаключение - вывод.

Различаются умозаключения:

  • индуктивные;
  • дедуктивные;
  • по аналогии.

Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придаст мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология , без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний , умений, навыков.

Логика и эмоции в процессе мышления

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез. абстрагирование и обобщение.

Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез - операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому Познанию действительности.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на вы делении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлении по их общим и существенным признакам.

Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения илиотрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различаются умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.

Основными формами абстрактного (логического) мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Каждая из названных логических форм будет предметом нашего изучения в следующих разделах. Сейчас мы кратко рассмотрим их с целью освещения понятие логической формы.

Отдельные предметы или их совокупности отражаются нашим мышлением в понятиях, которые являются разными по своему содержанию. Например, "учебник" и "преступление" - понятия, отражающие совершенно разные предметы мысли. Учебник - это печатное источник знаний основ какой-либо науки и служит обучению будущих специалистов. Преступление - это общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое деяние. Как видим, эти различные предметы отражаются в мышлении одинаковым способом - как определенная совокупность их общих, существенных свойств и признаков.

Выделяя характерные признаки одного предмета, или повторяющиеся и общие признаки некоторого множества предметов, мы создаем понятие предмета "А" как некоторую совокупность его существенных признаков "а", "b", "с".

Таким образом, различные предметы отражаются в мышлении человека одинаково - как определенная связь их существенных признаков, т.е. в форме понятия.

В форме суждения отражаются отношения между предметами и их свойствами. Эти отношения утверждаются или отрицаются. Например, "обвиняемый имеет право на защиту" и "Волга не впадает в Черное море".

Приведенные суждения различны по своему содержанию, но способ связи составляющих их содержания одинаковый - эта связь выражается в форме утверждения или отрицания. Обозначив понятия, входящие в суждение, принятыми в логике символами S (субъект - от латинского - лежащий внизу, находящийся в основе понятие о предмете суждения) - так обозначается понятие о предмете суждения - и Р (предикат - от латинского - сказанное, признак предмета) - понятие о признаке предмета, получим схему, которая является общей для любого суждения данного типа: "S - Р", где S и Р-понятия, входящие в суждение, а знак " - " - означает связь между ними. Под S и Р можно понимать любые предметы и их свойства, под знаком " - " - связь (и утвердительный, и отрицательный).

Таким образом, суждение является определенным способом отражения отношений предметов действительности, который выражается в форме утверждения или в форме отрицания.

Рассматривая умозаключение, посредством которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод осуществляется одним и тем же способом.

Например:

Все филологи изучают логику

Мы - студенты-филологи

Мы изучаем логику.

Вывод ("Мы изучаем логику") с необходимостью выводится из предпосылок том, что они связаны общим понятием "филологи".

Таким же образом, то есть благодаря смысловой связи суждений-предположений, можно получить вывод из любых других по содержанию суждений.

Итак, мы выделяем нечто общее в разных по содержанию умозаключениях: способ связи между суждениями.

Рассмотрев основные формы мышления - понятие, суждение и умозаключение, мы нашли в них нечто общее, что не зависит от предметного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли - признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует не сам по себе, а в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях.

Логическая форма или форма мышления - это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.

В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет такого смысла, который бы был лишен формы, как и нет такой формы, которая была бы бессмысленной. Но в целях специального анализа мы абстрагируемся от предметного содержания мыслей и сосредотачиваемся на изучении их формы. Исследование логических форм вне их конкретным содержанием и является важнейшей задачей науки логики.

таково общее понятие логической формы.

Мышление относится к трудноопределяемым понятиям. Если сказать, что мышление - это обобщенное отражение действительности человеческим мозгом, в этом определении будет подчеркнут гносеологический, т. е. теоретико-познавательный, аспект мышления. Физиолог предпочел бы другую формулировку: мышление - это идеальное проявление высшей нервной деятельности мозга. Психологи говорят, что мышление - это интеллект в действии. Но тогда нужно выяснить, что такое интеллект. Тут рискуем попасть в круг взаимно сопряженных определений: мышление - это продукт мозга, а мозг - это материальный носитель мышления. На современном уровне знаний о мыслительном процессе появились информационные определения мышления. Так, английский кибернетик

У. Росс Эшби рассматривает мышление как процесс обработки информации по некоторой программе, предполагающей отбор по крайней мере на порядок выше случайного.

Разумеется, нельзя отождествлять человеческое мышление лишь с процессом обработки информации: оно ведь имеет и биологический, и социальный аспекты. Но познавательная сторона мышления заключается в активном извлечении информации из внешнего мира и ее обработке. Когда говорят, что мышление есть обработка информации, то не столько определяют понятие "мышление", сколько указывают на одно из его свойств.

Мышление, или логическая ступень познания, возникнув на базе ощущений, восприятий и представлений, не сводится к простой совокупности чувственных образов. Мышление является качественно новой, более сложной формой познания, чем чувственная ступень познания. Мышление есть общественный продукт. Оно возникает и развивается вместе с появлением и развитием труда и языка, который фиксирует результаты мышления. Мышление как процесс отражения Объективной действительности представляет собой высшую ступень человеческого познания. Рожденное трудом и вместе с ним, оно как бы раскололо познаваемую природу на две противоположные "части" - субъект и объект, диалектическое взаимоотношение которых и поныне составляет внутреннее содержание всей деятельности человека: как теоретической, так и практической. Благодаря труду и мышлению закреплялись никогда не прекращающиеся в обществе процессы опредмечивания и распредмечивания знания, открывшие путь к его интенсивному добыванию и распространению. Своеобразие и уникальность мышления связаны с его способностью познавать самого себя, которая в значительной степени обусловила все другие его способности.

Мышление - это процесс, в ходе которого человек сопоставляет мысли, т. е. рассуждает, умозаключает, из одних мыслей выводит другие, содержащие новое знание.

Мыслительный процесс имеет внутреннюю структуру и реализуется в таких естественно сложившихся формах, как понятие, суждение, умозаключение. Оперирование понятиями, суждениями и получение нового знания в умозаключениях составляют формально-логический аппарат мышления. Логическая форма представляет собой исторически установившиеся способы связи составных элементов мысли.

Каждая простая мысль, как правило, состоит из двух основных элементов:

Отображение предмета, которое называется субъектом (обозначается латинской буквой S);

Отображение того или иного свойства предмета, которое называется предикатом (обозначается латинской буквой Р).

Например, в мысли "Лекция была очень интересной" такие элементы имеются:

Субъект - знание о прослушанной лекции;

Предикат - знание о качестве этой лекции: она была очень интересной.

Содержание мыслей может быть различным, но их логическая форма, тем не менее, одинакова. Так, мысль "Неправильная квалификация преступления - это ошибка не только судебная, но и логическая" по содержанию отличается от мысли об интересной лекции, но по структуре они сходны: и в последней мысли есть субъект (знание о квалификации преступления) и предикат (знание об ошибке не только судебной, но и логической).

Указанные элементы мысли - субъект и предикат - выражают отношение между предметом и его свойством. Это отношение фиксируется в мысли словами "есть", "суть", "являются" (часто эти слова-связки только подразумеваются).

В зависимости от характера сочетания элементов мысли различают несколько основных устойчивых форм мысли:

понятие, суждение, умозаключение.

Логическая форма мышления применяется во всех областях знания, охватывает самое различное предметное содержание. Свойство всеобщности логической формы вовсе не свидетельствует о ее бессодержательности и априорности, а указывает лишь на то, что эта форма отражает простейшие, наиболее часто встречающиеся свойства и отношения реального мира, общие для всех предметов и явлений объективной действительности. Поэтому и отражающая их логическая форма мышления находит универсальное применение во всех областях науки. Всеобщность логической формы не от-Рицает, а в еще большей степени подтверждает ее объективное содержание.

Основными формами абстрактного (логического) мышления является понятие, суждение, умозаключение

Каждая из названных логических форм будет предметом нашего изучения в следующих разделах. Сейчас мы кратко рассмотрим их с целью освещения понятие логической формы

Отдельные предметы или их совокупности отражаются нашим мышлением в понятиях, которые являются разными по своему содержанию. Например,"учебник"и"преступление"- понятие, отражают совершенно различные предметы мысли. Учебник - это печатный источник знаний основ какой-то науки и служит обучению будущих специалистов. Преступление - это общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое деяние. Как видим, эти различные предметы мульт ажаються в мышлении одинаковым способом - как определенная совокупность их общих, существенных свойств и ознавих властивостей і ознак.

Выделяя характерные признаки одного предмета, или повторяющиеся и общие признаки некоторого множества предметов, мы образуем понятие предмета"А"как некую совокупность его существенных признаков"а","b","с"

Таким образом, различные предметы отражаются в мышлении человека одинаково - как определенная связь их существенных признаков, т.е. в форме понятия

В форме суждения отражаются отношения между предметами и их свойствами. Эти отношения утверждаются или отрицаются. Например,"обвиняемый имеет право на защиту"и"Волга не впадает в. Черное м моредає в. Чорне море".

Приведенные суждения различны по своему содержанию, но способ связи составляющих их содержания одинаков - эта связь выражается в форме утверждения или отрицания. Обозначив понятия, входящие в суждение, принимать принятые в логике символами S (субъект - от латинского - тот, что лежит внизу, находится в основе понятия о предмете суждения) - так обозначается понятие о предмете суждения - и. Р (предикат - от латинского - сказано, признак предмета) - понятие о признаке предмета, получим схему, которая является общей для любого суждения данного типа:"S -. Р", где S и. Р-понятия, входящие в суждение, а знак"-"- означает связь между ними. Во S и. Р можно понимать любые предметы и их свойства, под знаком"-"- любую связь (и утвердительный, и отрицательныйі стверджувальний, і заперечний).

Таким образом, суждение является определенным способом отображения отношений предметов действительности, который выражается в форме утверждения или в форме отрицания

Рассматривая умозаключение, с помощью которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, можно установить, что в умозаключениях одного типа вывод осуществляется одним и тем же способом

Например:

Все филологи изучают логику

Мы - студенты-филологи

Мы изучаем логику

Заключение ("Мы изучаем логику") с необходимостью выводится из посылок том, что они связаны общим понятием"филологи"

Таким же образом, то есть благодаря содержательном связи суждений-посылок, можно получить вывод из любых иных по содержанию суждений

Итак, мы выделяем нечто общее в различных по содержанию умозаключениях: способ связи между суждениями

Рассмотрев основные формы мышления - понятия, суждения и умозаключения, мы нашли в них нечто общее, не зависящее от предметного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли - признаков в понятии и понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловлен этими связями содержание мыслей существует не сам по себе, а в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключенияхх.

Логическая форма или форма мышления - это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которой содержание существует и отражает действительность

В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет такого содержания, который был лишен формы, как и нет такой формы, которая была бы бессмысленным. Но с целью специальное ного анализа мы абстрагируемся от предметного содержания мыслей и сосредотачиваемся на изучении их формы. Логические форм вне их конкретным содержанием и является важнейшей задачей науки логикіки.

Таково общее понятие логической формы



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...