Кафедра восточных языков и страноведения. Факультеты, институты и кафедры востоковедения (ВЯ)

Ознакомительное видео

Отзывы студентов

В 2008 учебном году решением Ученого совета МГГЭУ при содействии Посольства Турецкой Республики в Московском государственном гуманитарно-экономическом университете была открыта кафедра турецкого языка. 29 апреля 2009 года состоялось торжественное открытие турецкой кафедры. На открытии присутствовали ректор МГГЭУ, доктор социологических наук, профессор Байрамов Вагиф Дейрушевич, уполномоченный посол Турецкой Республики в Российской Федерации Халил Акынджи и представители посольства.





Кафедра восточных языков готовит лингвистов и переводчиков. Занятия проводят высококвалифицированные преподаватели, в том числе носители турецкого языка. Кафедра ведет научно-исследовательскую работу по актуальным проблемам тюркологии и преподавания иностранных языков. На сегодняшний день преподаватели кафедры являются авторами более 25 учебников и учебных пособий, имеющих международный книжный номер ISBN и изданных тиражом более 1000 экземпляров.





В соответствии с международным договором между Российской Федерацией и Турецкой Республикой студенты кафедры восточных языков имеют возможность проходить языковую стажировку в высших учебных заведениях Турции. За период существования кафедры уже более 24 студентов успешно прошли языковую стажировку в Анкарском и Стамбульском университетах.

С 2009 года студенты кафедры восточных языков принимают участие во Всероссийской олимпиаде по турецкому языку и неизменно становились призерами.





На кафедре созданы все условия для организации современного процесса обучения. В распоряжении студентов современная электроника. Класс оборудован аудио- и видеосистемой, а также видеопроектором. Домашний кинотеатр позволяет еженедельно организовывать просмотр классических и современных фильмов на турецком языке. Интернет в свободном доступе облегчает поиск справочных материалов.





На кафедре имеется специализированная библиотека, где представлена научная литература на русском, турецком и некоторых европейских языках. В настоящее время она насчитывает около 2000 томов монографий, учебников, словарей, среди которых есть редкие издания.





В связи с укреплением экономического положения стран Дальнего Востока и пересмотром Россией своих политических ориентиров, на рынке труда неуклонно увеличивается спрос на специалистов со знанием восточных языков. Давайте попробуем ответить на вопрос, где и как в вузах Москвы изучают восточные языки.

Если абитуриент твёрдо решил не только выучить восточный язык в одном из университетов Москвы , но и приобрести глубокое знание культуры страны изучаемого языка, то лучше всего отдать предпочтение специальности «Востоковедение и африканистика». Получить данную специальность можно лишь в пяти столичных вузах:

Название учебного заведения Факультет Проходной балл в 2014 году Количество бюджетных мест Стоимость обучения (руб. в год)
НИУ «Высшая школа экономики» Мировой экономики и мировой политики 274 50 330 000
Институт стран Азии и Африки 341* 71 325 000
Институт иностранных языков 227-235 20 150 000
Институт восточных культур и античности 219 15 170 000 - 190 000
- // - Истории, политологии и права 219 10 170 000 - 190 000
Государственный академический университет гуманитарных наук при РАН Философии - нет 160 000

*по четырём предметам

Престижный: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Отделение востоковедения ВШЭ, которое с текущего учебного года отделилось от философского факультета и стало частью факультета экономики и мировой политики, было открыто в 2009 году. Особенно интересным данное отделение делает то, что на нём не только фундаментально преподают восточные языки и культуры, но также знакомят студентов с методами и способами работы в странах Востока. Во многом благодаря бизнес-направленности отделения, ему удалось обогнать по проходному баллу и стоимости обучения Мекку востоковедов прошлых лет - Институт стран Азии и Африки МГУ.

Между тем, столь молодое отделение не может похвастаться богатым выбором предлагаемых для изучения языков. Здесь активно развивают четыре наиболее востребованных направления: китайское, японское, корейское и арабское. В обязательную программу входит изучение одного восточного языка, однако со второго курса (при условии хорошей успеваемости) в рамках факультатива также можно начать осваивать второй восточный язык. Возможно ли овладеть двумя восточными языками всего за 4 года обучения - предстоит решить самому студенту.

Фундаментальный: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Абитуриенту, который может похвастаться хорошей языковой подготовкой, великолепными результатами ЕГЭ, глубокими знаниями истории (по ней на факультете проводят дополнительный вступительный экзамен) и непоколебимым желанием стать отличным востоковедом, в первую очередь стоит попытаться поступить в Институт стран Азии и Африки МГУ. Здесь из простых школьников делают специалистов, которые не только в совершенстве владеют восточным языком, но также разбираются в литературе, истории, культуре, политике и экономике страны изучаемого языка.

И, разумеется, ни один вуз Москвы не может соревноваться с ИСАА в количестве предлагаемых для изучения восточных языков. Так, на филологическом отделении факультета в настоящее время ведут учебную деятельность восемь кафедр:

  • арабской филологии (арабский язык и его диалекты);
  • японской филологии (японский язык);
  • китайской филологии (китайский язык);
  • иранской филологии (персидский, дари, пушту и таджикский языки, а также (дополнительно) армянский и грузинский языки);
  • индийской филологии (хинди, урду и тамильский языки);
  • тюркской филологии (турецкий, туркменский и узбекский языки);
  • филологии стран ЮВА, Кореи и Монголии (вьетнамский, корейский, индонезийский, малазийский, филиппинский, монгольский, бирманский, кхмерский и лаосско-тайский языки);
  • западноевропейских языков (специализируется на преподавании второго иностранного языка).

Поступить в Институт стран Азии и Африки не проще, чем на другие факультеты МГУ, учиться - очень сложно (особенно, если абитуриент планирует изучать восточный язык с нуля). Но через четыре года бессонных ночей и зубрёжки хуруф с иероглифами выпускник получит бесценный багаж знаний, заветный диплом и шквал интересных предложений со стороны работодателей. Кстати, изучать восточные языки в этом вузе Москвы можно и на контрактной основе: в 2014 году факультет выделил 41 контрактное место. Однако, как обычно в МГУ, обойдётся это весьма недёшево: стоимость обучения в 2014/15 учебном году составила 325 000 рублей.

Доступный: Московский городской педагогический университет

МГПУ является одним из самых демократичных вузов Москвы, в которых можно изучать восточные языки. Так, для зачисления на бюджет в 2014 году по специальности «Востоковедение и африканистика» (профиль «Языки и литература стран Азии и Африки - китайский язык»), абитуриенту было необходимо набрать всего 227 баллов по ЕГЭ. А по профилю «японский язык» - 235 баллов. Под каждое направление выделяется 10 бюджетных и 10 внебюджетных мест.

Заметим, что профиль «Перевод и переводоведение» (с присвоением квалификации лингвиста) пользуется в данном вузе Москвы чуть большей популярностью. На отделение китайского языка проходной балл в 2014 году составил 247 баллов, а на отделение японского языка - 246 баллов. На каждое из отделений принимают 5 студентов на бюджетные места и 10 - на внебюджетные. Впрочем, стоимость обучения на платной основе в Институте иностранных языков при МГПУ составляет всего 150 000 рублей в год, поэтому даже указанные выше баллы не столь критичны.

Несмотря на то, что кафедры китайского и японского языка в Московском городском педагогическом университете были открыты лишь в 2006 году, им удалось наладить международное сотрудничество и организовать бесплатные стажировки студентов в стране изучаемого языка. Особенно это касается кафедры китайского языка, с которой ежегодно более 20 студентов отправляются в Китай на год или семестр. Кроме того, в университете работают преподаватели-носители языка.

Для студентов, изучающих восточные языки в этом вузе Москвы, обязательно также изучение английского в качестве второго иностранного языка. Кроме того, существует возможность изучать ещё один европейский язык на платной основе. Из существенных недостатков для иногородних студентов можно отметить то, что в МГПУ нет общежития.

Нестабильный: Российский государственный гуманитарный университет

В РГГУ овладевать специальностью «Востоковедение и африканистика» можно сразу на двух факультетах: в Институте восточных культур и античности, а также на факультете истории, политологии и права Историко-архивного института РГГУ. При этом оба подразделения университета в текущем году существенно сдали свои позиции. Если в 2013 году для поступления на указанную специальность было необходимо набрать 257 баллов по трём результатам ЕГЭ, то в 2014 - всего 219.

Кафедра современного Востока факультета истории, политологии и права реализует учебную программу по пяти направлениям: арабистика, китаистика, иранистика, тюркология и японистика. Однако основными языками для преподавания являются лишь арабский и китайский. При этом обучение китайскому языку в РГГУ обойдётся в 190 000 рублей в год, что на 20 000 дороже, чем при специализации по другим восточным языкам.

В Институте восточных культур и античности функционируют три кафедры, на которых преподаются восточные языки:

  • кафедра истории и филологии Древнего Востока (арабский и персидский языки);
  • кафедра истории и филологии Южной и Центральной Азии (санскрит, хинди, урду, персидский, тамильский, монгольский, тибетский, турецкий и казахский языки);
  • кафедра истории и филологии Дальнего Востока (китайский, японский, корейский, вьетнамский и лаосско-тайский языки).

Однако стоит учитывать, что в условиях, когда на факультете выделяется всего 15 бюджетных мест под специальность «Востоковедение и африканистика», в реальности выбрать для изучения в качестве первого языка, например, тибетский, будет почти невозможно. А возможность специализации на «Истории и филологии Таиланда и Лаоса» предоставляется только на договорной основе. Другими словами, если абитуриент непременно хочет изучать редкий восточный язык, то единственным вузом в Москве, готовым гарантировать такую возможность, является Институт стран Азии и Африки МГУ.

Миниатюрный: Государственный академический университет гуманитарных наук при Российской академии наук

Несмотря на то, что ГАУГН является единственным вузом в России, который был основан на базе РАН, популярность его не так высока. В университете очень мало бюджетных мест (а для специальности «Востоковедение и африканистика» их нет вообще), нет общежития, учебные корпуса находятся в разных районах Москвы и, как результат, в вузе немного студентов, причём большинство из них обладают весьма скромными результатами ЕГЭ. Так, в 2014 году в ГАУГН на специальность «Востоковедение и африканистика» было зачислено всего 5 студентов, четверо из которых обладают результатами ЕГЭ ниже 200.

Самый же существенный недостаток обучения восточным языкам в данном вузе Москвы заключается в том, что собственно на языках здесь никто не специализируется. Востоковедов здесь готовят на кафедре философской и политической мысли Востока, имеющей весьма и весьма опосредованное отношение к филологии.

Второй вариант изучать восточные языки в вузах Москвы - учиться на филолога, лингвиста, переводчика или преподавателя. Такую возможность предоставляет ряд столичных учебных заведений. Из тех университетов, которые не были описаны выше, стоит выделить:

Московский государственный лингвистический университет

На кафедре восточных языков переводческого факультета МГЛУ можно выучить арабский, китайский, японский, турецкий, персидский и корейский языки. Под направление «Перевод и переводоведение» в данном вузе Москвы выделено 110 бюджетных мест (для всех языков, включая европейские). Проходной балл в 2014 году составил 237 баллов, обучение ведётся только на бюджете. Интересно, что в данное учебное заведение принимают результаты ЕГЭ не только по привычным английскому, немецкому и французскому языкам, но также и по испанскому языку.

Естественно, что в языковом вузе со столь богатой историей и хорошей репутацией стоит рассчитывать на глубокое и всестороннее преподавание языка. Кафедра ведёт сотрудничество со многими учебными заведениями Турции, Японии, Китая, Кореи и некоторых арабских стран, поэтому студенты-отличники иногда отправляются на бесплатные стажировки. Срок обучения на факультете - 5 лет (квалификация специалист).

Московский педагогический государственный университет

На филологическом факультете МПГУ можно получить педагогическое образование сразу с двумя профилями - русский и иностранный (китайский) язык. Другими словами, выпускник данного отделения сможет преподавать русский и китайский языки. Под данную специальность в 2014 году в вузе было выделено 20 бюджетных мест, а проходной балл составил 228 баллов. Стоимость обучения на коммерческой основе - всего 115 000 рублей в год. Продолжительность обучения, несмотря на то, что выпускнику присваивается степень бакалавра, составляет 5 лет.

Российский университет дружбы народов

В Российском университете дружбы народов восточные языки можно изучать лишь на программах дополнительного профессионального образования (арабский, китайский и персидский языки), а также в магистратуре в качестве второго иностранного языка (только китайский).

На преподавании восточных языков специализируются и некоторые негосударственные вузы Москвы, например:

Этот коммерческий лингвистический вуз Москвы позволяет студентам выучить самые востребованные восточные языки: китайский, корейский, японский, индонезийский, арабский, турецкий, хинди и фарси. Кроме того, в качестве второго иностранного языка обязательно изучение английского. И хотя стоимость обучения в Институте стран Востока довольно высока для негосударственного вуза - в 2014 году на очном отделении она составляла 174 000 рублей за 2 семестра (продолжительность обучения 4 года) - качество образования того заслуживает. Дело в том, что вуз функционирует на базе Института Востоковедения Российской академии наук. А выпускникам выдаётся диплом с присвоением очень престижной специальности «Лингвист».

О востребованности учебного заведения говорит и довольно высокий балл ЕГЭ студентов, поступивших в Институт стран Востока в 2014 году: у многих он выше 200, а балл некоторых студентов позволил бы им изучать восточные языки в педагогических вузах Москвы или РГГУ на бюджетной основе. В 2015 году институт планирует зачислить на первый курс лингвистического факультета 23 студента.

Международный независимый эколого-политологический университет

Этот негосударственный вуз Москвы реализует совместную с Циндаоским университетом техники и науки российско-китайскую программу. После успешного прохождения программы, которая занимает 5 лет, выпускникам выдаётся китайский диплом бакалавра международного образца. При этом первый год обучения проходит в России, а четыре последующих - в Китае.

Студенты имеют возможность выбрать одну из трёх специальностей:

  • международный менеджмент (менеджмент и экономика);
  • международное право (юриспруденция);
  • защита окружающей среды (экология и природопользование).

Стоимость обучения - 150 000 рублей за год в России и по 79 700 рублей в год в Китае. Зачисление проводится по результатам тестирования (результаты ЕГЭ не требуются).

Вероника Гебриаль

кандидат социологических наук

Заместитель зав.кафедрой по учебно-методической работе – Степанова З.Б., старший преподаватель

Заместитель зав.кафедрой по научно-исследовательской работе ППС – Егорова К.Г., старший преподаватель

Заместитель зав.кафедрой по воспитательной работе студентов – Кондакова Е.И., ассистент

Ответственная за научно-исследовательскую деятельность студентов - Васильева А.А., старший преподаватель

Ответственная за содействие в трудоустройстве студентов кафедры - Ефимова С.К., старший преподаватель

Ответственная за программу двойного дипломирования - Григорьева А.А., старший преподаватель

Р уководитель магистерской программы по направлению "Филология" - Пермякова Т.Н., к.ф.н., доцент, 704 каб. УЛК

Р уководитель магистерской программы по направлению "Лингвистика" - Парникова Г.М., к.п.н., доцент, 712 каб. УЛК

Всю информацию о поступлении на нашу кафедру Вы можете получить на сайте

Узнать о жизни кафедры, студентов, текущих мероприятиях можно

Мы в Инстаграме @kvyas_nefu и Вконтакте https://vk.com/kvyas_nefu

Информацию о магистерской программе "Филологическое обеспечение информационно-коммуникационной деятельности (японский, китайский, корейский языки)" можно скачать

Третье тысячелетие, в котором мы начали жить, станет эпохой стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Китай, Корея, Япония – государства стремительно развивающиеся, ставшие передовыми во многих областях экономики, одновременно с этим, страны с древними традициями. Географически и экономически страны АТР наши ближайшие соседи и партнеры. Символично, что в начале нового тысячелетия была открыта наша кафедра (2000 г.).

Общая информация

Кафедра была открыта в 2000 г. на базе кафедры страноведения, после почти десятилетнего преподавания восточных языков в качестве второго иностранного на отделении перевода. Первой заведующей кафедрой стала доцент, к.ф.н. Барашкова Светлана Николаевна.

Первыми преподавателями восточных языков стали выпускники Хабаровского и Благовещенского педагогических университетов. После двух лет работы на кафедре была направлена в аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию по корейской филологии в Институте стран Азии и Африки при Московском государственном университете выпускница Хабаровского государственного педагогического университета Татьяна Леонидовна Николаева, ставшая в 2006 г. заведующей кафедрой.

С 2014 г. заведующей кафедрой является Руфова Елена Степановна, кандидат филологических наук, выпускница Хабаровского государственного педагогического университета и Новосибирского государственного университета экономики и управления, защитившая кандидатскую диссертацию в Северо-Восточном Федеральном университете им. М.К.Аммосова.

Направления подготовки и специальности

На кафедре идет подготовка по следующим направлениям:

- «Зарубежная филология (японский, китайский, корейский языки и литература)» (бакалавриат);

- «Лингвистическое обеспечение международной логистики». Совместный учебный план с университетом Цзямусы, КНР (бакалавриат);

-«Филологическое обеспечение информационно-коммуникационной деятельности (японский, китайский, корейский языки)» (магистратура).

- "Иностранный язык в профессиональной деятельности" (магистратура).

Преподаватели кафедры ведут следующие курсы: практический курс основного языка (японский, китайский, корейский языки), основы иероглифического письма, введение в спецфилологию, теоретическая фонетика, лексикология, теоретическая грамматика, стилистика, история основного языка, теория и практика перевода, теория текста, основы филологической работы с текстом, аудирование и интерпретация текстов СМИ, основы информационно-аналитической работы, история мировой литературы, введение в литературоведение, теория литературы, история и культура страны изучаемого языка, основы межкультурной коммуникации, иностранный язык (английский) для студентов 1, 2 курса восточного отделения, иностранный язык (китайский и японский языки) у студентов Исторического факультета и ИЯКН.

Кафедра выполняет подготовку квалифицированных специалистов со знанием одного из восточных языков с нулевого уровня владения языком. За 4 года обучения выпускники достигают достаточного уровня владения языком для ведения профессиональной и образовательной деятельности. Кафедра тесно сотрудничает и получает поддержку Генеральных консульств Японии, Кореи, Государственной канцелярии по распространению китайского языка за рубежом при Министерстве образования КНР в лице Института Конфуция при ДВФУ (г. Владивосток). Кафедра участвует в международных обменных программах на уровне университета и института. Кафедра проводит работу по двойному дипломированию.

Профессорско-преподавательский состав

Всего на кафедре 21 преподавателей: 1 профессор, 1 профессор-исследователь, 1 профессор-наставник, 8 доцентов, 8 старших преподавателей, 2 ассистента. Их них: 1 со степенью PhD, 1 со степенью доктора филологических наук, 1 доктор педагогических наук, 5 со степенью кандидата филологических наук, 4 магистра филологических наук, 2 аспиранта, 5 соискателя ученой степени. Также ежегодно приезжают преподаватели из стран изучаемого языка Китая, Кореи, Японии. В 2017-2018 уч.г. иностранные преподаватели – Ан Сан Чоль, профессор, PhD, преподаватель корейского языка; Чжао Шаньшань , доцент, преподаватель китайского языка; Фурузава Томоки, доцент, преподаватель японского языка.

Научно-исследовательская деятельность преподавателей кафедры

Преподаватели кафедры ежегодно участвуют и выигрывают российские и международные научные гранты, выпускают монографии, учебные пособия, статьи в зарубежных изданиях, индексируемых в базах Web of Science или Scopus, статьи в рецензируемых журналах, входящих в базу данных РИНЦ, в перечень ВАК РФ. Более подробно можете ознакомиться в разделе «Профессорско-преподавательский состав».

Научно-исследовательская деятельность студентов

Студенты кафедры ежегодно участвуют в студенческих конференциях, проходят языковые стажировки. Студенты занимаются в научных студенческих кружках кафедры:

Актуальные проблемы Азиатско-Тихоокеанского региона. Руководитель: Желобцов Ф.Ф., доцент КВЯиС

Лингвокультурологические аспекты межкультурной коммуникации. Руководитель: Руфова Е.С., к.ф.н., доцент КВЯиС

Стилистика современного китайского языка. Руководитель: Григорьева А.А., ст. преподаватель КВЯиС

Лексикология современного японского языка: проблемы и перспективы. Руководитель: ст. преподаватель КВЯиС Ефимова С.К.

Актуальные проблемы стилистики японского языка. Руководитель: Пермякова Т.Н., к.ф.н., доцент КВЯиС

Актуальные вопросы теории и практики филологических исследований в корейском языке. Руководитель: Егорова К. Г., старший преподаватель КВЯиС.

Стратегии в креолизованном тексте. Руководитель: Иванова А.В., старший преподаватель КВЯиС

Корпусные методы лингвистических исследований японского языка. Руководитель: Степанова З.Б., старший преподаватель КВЯиС

Более подробно можете ознакомиться в разделе «Научно-исследовательская деятельность студентов».

Выпускники кафедры

Выпускники работают в различных организациях: от Министерства внешних связей до частных фирм. Постепенно идет проникновение восточных языков в средние школы республики. Наши выпускники преподают в Городской Национальной гимназии, в СОШ № 16, 5, 17, Саха-корейской школе, улусных школах.

Уровень оснащенности института учебно-лабораторным оборудованием соответствует требованиям. Студенты занимаются в компьютерном классе, в аудиториях с интерактивной доской. Обеспечение новых технологий обучения техническими средствами соответствует. На занятиях используются магнитофоны, компьютеры, подключенные к сети интернет. Также задействованы проектор и экран.

Кафедра восточных языков переводческого факультета ведет обучение японскому, корейскому, вьетнамскому, арабскому, персидскому и турецкому языкам.

На кафедре работают высококвалифицированные специалисты, имеющие большой опыт учебно-воспитательной, методической и профессиональной переводческой работы. В корейском секторе работают 2 кандидата филологических наук, 1 кандидат педагогических наук; во вьетнамском - 1 кандидат филологических наук и 1 кандидат исторических наук; в арабском - 2 кандидата филологических наук и 1 кандидат исторических наук; в персидском - 1 кандидат филологических наук и 1 доктор филологических наук. На кафедре также работают носители языка.

Учебным планом на кафедру возложено преподавание дисциплин теоретического и практического циклов для студентов, обучающихся по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (профиль «Перевод и переводоведение») и специальности 45.05.01 Перевод и переводоведение (специализация «Лингвистическое обеспечение военной деятельности»), в том числе такие теоретические дисциплины, как введение в спецфилологию и история языка, теоретическая грамматика, лексикология, стилистика, теория перевода, история литературы стран изучаемого языка; из дисциплин практического цикла – практический курс иностранного языка, практикум по культуре речевого общения, практический курс перевода (письменного и устного).

Кафедра также обеспечивает преподавание восточных языков в институте (факультете) международных отношений и социально-политических наук на направлениях подготовки 41.03.01 «Зарубежное регионоведение» и 41.03.05 «Международные отношения».

Преподаватели кафедры ведут практику и перевод по программе магистратуры по направлению 45.04.02 Лингвистика, занятия у стажеров и аспирантов, обучающихся в МГЛУ по программам студенческого и академического обмена.

Кафедра тесно сотрудничает со школами, в которых ведется углубленное обучение восточным языкам. В 2006-2009 гг. представители арабского и корейского отделений кафедры участвовали в Федеральном проекте по внедрению арабского и корейского языков в общеобразовательной школе, ими разработаны учебники для 5-9 классов.

На кафедре ведется научная работа в области лингвистики, литературоведения, культурологии, разрабатываются эффективные методы преподавания восточных языков, проводятся семинары. Профессорско-преподавательский состав принимает активное участие в работе научных конференций в России и за рубежом. Ученые и преподаватели кафедры создали фундаментальные учебники, пользующиеся спросом в университетах, ведущих преподавание этих языков.

Кафедра поддерживает тесные контакты с высшими учебными заведениями Японии, Кореи, Вьетнама, Ирана, Турции и ряда арабских стран. Осуществляется обмен преподавателями и студентами, имеется возможность научных стажировок. Преподаватели, ученые кафедры приглашаются в университеты стран, с которыми подписаны соответствующие соглашения о сотрудничестве, для работы и чтения лекций.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАФЕДРЫ - ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Нынешняя кафедра языков стран Ближнего и Среднего Востока МГИМО-Университета является учебно-научной и структурной наследницей кафедры арабистики, созданной в 1871-72 годах одновременно со специальными классами при Лазаревском институте восточных языков (последний был образован в 1827 году на базе Армянского Лазаревых училища, учрежденного в 1814 году армянским меценатом и дворянином Иоакимом Лазаряном, 1744-1826), где наряду с языками народов Закавказья впервые в Москве началось преподавание и научное изучение языков Ближнего Востока.

Кафедре удалось сохранить и развить преемственность российской арабистической и востоковедческой школы, когда в 1920 году после почти двухлетнего перерыва и реорганизаций Лазаревский институт восточных языков был преобразован в Центральный институт живых восточных языков, а в 1921 году - в Московский институт востоковедения (МИВ). В 1954 году МИВ был объединен с Московским государственным институтом международных отношений МИД СССР, и помимо арабского языка кафедра стала учебно-методической и научной базой преподавания также турецкого языка, фарси и иврита.

Большой вклад в начальное становление и развитие кафедры, в преподавательскую и научную работу внесла целая плеяда крупных ученых востоковедов. В этой связи следует упомянуть профессора Г.А.Муркоса (1846-1911), уроженца Дамаска, выпускника факультета восточных языков Петербургского Университета, первым возглавившего кафедру арабистики Лазаревского Института, знатока доисламской поэзии, автора "Очерка новоарабской литературы" и других трудов; сменившего его на посту заведующего кафедрой, тоже сирийца, профессора М.О.Аттая (1852-1924) - автора учебных пособий и арабско-русского словаря; российско-украинского арабиста, академика А.Е.Крымского (1871-1942) - талантливого педагога, ученого, писателя и переводчика, известного своими трудами по исламу, семитским языкам, истории и литературе арабов. В ранний период своего становления с кафедрой непосредственно сотрудничали такие известные иранисты, как И.Н.Холмогоров (1818-1891) и Ф.Е.Корш (1843-1915), который в своих работах проследил взаимное влияние и различия в арабской и персидской поэзии.

В течение полувека (с 1924 по 1975 гг.) кафедру возглавлял профессор Х.К.Баранов (1892-1980), известный у нас в России и во всем мире как выдающийся ученый-арабист, создавший московскую арабистическую школу. Выпускник Лазаревского института восточных языков (1915), его творческая судьба до конца жизни была связана с научно-педагогической деятельностью, одним из уникальнейших плодов которой явился Арабско-русский словарь (1940-1946, с дополнениями в последующих прижизненных изданиях) - первый полный словарь современного арабского литературного языка, по сей день доказывающий свою универсальность и незаменимость для арабистов всех специальностей. Предисловие к его 1-ому изданию было написано академиком И.Ю.Крачковским (1883-1951). Большим событием культурной жизни России в 1965 году стало издание в переводе Х.К.Баранова "Книги о скупых" Аль-Джахиза. Всем нам, его коллегам и бывшим ученикам, дорога и памятна его шутливая заповедь: "Учи арабский язык, хотя бы при помощи колдовства!"

В предвоенные годы арабскую филологию на кафедре развивал известный арабист и семитолог, профессор Б.М.Гранде, создавший важнейший академический труд - "Курс арабской грамматики в сравнительно-историческом освещении", вышедший в свет в 1963 году под редакцией Х.К.Баранова . В те же годы на кафедре начал работать замечательный педагог, араб-палестинец Тагер А.Иль-Фархи (-1965), составивший вместе с В.Н.Красновским единственный в своем роде карманный "Русско-арабский словарь" (1959).

В годы II мировой войны МИВ находился в эвакуации в Фергане, где продолжалось преподавание арабского языка, как и других языков Ближнего и Среднего Востока. С возвращением института в Москву в конце 1943 года на кафедре начала работать (Кульсум Ода) (1892-1965), арабка-палестинка из Назарета, до войны долгое время преподававшая арабский язык и литературу по приглашению И.Ю.Крачковского на факультете восточных языков Петербургского Университета. Свои знания и опыт она вкладывала в научные исследования, переводы образцов арабской литературы, создание учебных пособий, так, например, "Образцы новоарабской литературы" (1928, 1949) до сих продолжают успешно использоваться в учебном процессе.

В послевоенный период заметный след в деятельности кафедры оставил Н.С.Каменский (- 1951) своей оригинальной работой "Вводный курс современного арабского литературного языка" (1952). Уделялось также внимание овладению навыками устной речи. Первым опытом в этой области был "Арабский разговорник" Т.А. иль-Фархи (1947). Вопросам арабской диалектологии были посвящены работы доцента А.Ф.Султанова (1904-1996), имевшего богатый опыт практической деятельности в арабских странах и много лет проработавшего на кафедре МИВ и МГИМО. Ему принадлежат и две первые статьи, посвященные проблемам новейшего периода арабской литературы: "Египетская литература на новом этапе" (1955) и "Основные вехи развития современной культуры в Египте" (1957). Большое значение в эти годы начинает придаваться изучению языка арабской прессы. В целях знакомства с ним в 1950 г. А.Ф.Султановым были созданы специальные хрестоматии для студентов младших курсов и Т.А. иль-Фархи - для студентов старших курсов, а в 1956 г. А.Ф.Султановым и В.Н.Красновским была издана новая "Хрестоматия арабских газетно-журнальных текстов". Развитие методики преподавания требовало создания новых, неизвестных ранее типов пособий. Так, для внеаудиторной работы студентов В.Н.Красновским в 1954 г. была составлена "Хрестоматия для домашнего чтения" (для первого-второго курсов), а спустя два года К.В.Оде-Васильева и В.Н.Красновский выпустили ее расширенное издание. В 1955 г. арабисты получили еще одно пособие, подготовленное К.В.Оде-Васильевой, - "Образцы арабской скорописи", а в 1965 г. - "Сборник арабской скорописи" Р.З.Айтуганова, который давал возможность арабисту приобрести навыки быстро и правильно разобраться в арабской деловой документации и коммерческой переписке, изучить разнообразные арабские почерка.

Плодотворную исследовательскую и переводческую работу с активной педагогической деятельностью успешно совмещала профессор кафедры, доктор филологических наук Б.Я. Шидфар (1928-1993), создавшая фундаментальные труды и переводы по классической арабской литературе: "Образная система арабской классической литературы (VI-XII в.в.)" (1974), "Жизнь и подвиги Антары" (1969), "Андалусская литература" (1970), "Очерк арабо-мусульманской культуры VII-XII вв." (1971), "Жизнеописание Фаиха, сына царя Зу Язана" (1975), "Абу Нуввас" (1978), "Ибн Сина" (1981), "Абу ль-Аля аль-Маарри" (1985), "Чудесное ожерелье" Ибн Абд Раббихи (1985) и др.

Незаурядными педагогами, методистами и исследователями арабского языка и литературы, внесшими огромный вклад в развитие кафедры были также профессора Р.З.Айтуганов, В.И.Соловьев, М.В.Малюковский, Б.В.Романов, доценты и старшие преподаватели Л.А.Касаева, А.З.Рашковская, Т.Н.Савенко, В.С.Сегаль, В.А.Круглова, Н.С.Фетисова-Лютова и Б.Г.Ханин, которые за долгие годы своей работы на кафедре сумели передать свои знания и опыт многим поколениям окончивших МГИМО арабистов, составили целый ряд учебных пособий по различным аспектам изучения арабского языка. Непревзойденный знаток арабского языка профессор В.И.Соловьев явился автором первого учебника по политпереводу для студентов старших курсов.

Наиболее самобытной и талантливой фигурой на кафедре в течение полувека был выдающийся педагог, арабист-энциклопедист, профессор В.Н.Красновский (1927-1997). Благодаря своему преподавательскому таланту, широкой эрудиции, высокому профессионализму и умению вдохновлять учеников своей творческой энергией он оставил глубокий след в умах и сердцах целого ряда поколений своих питомцев.

Нельзя также не упомянуть студентов кафедры, вносивших в арабистику замечательный вклад, еще занимаясь в стенах МГИМО. Примером тому может служить работа, подготовленная студентом-арабистом Араиком Меликяном в 1978-79 гг.

По оценке профессора Б.Я.Шидфар, "его учебный словарь синонимов, ставя перед собой, прежде всего, практические цели, является первым словарем синонимов современного арабского литературного языка и особо ценен удачно подобранными и доказательными примерами, взятыми из произведений наиболее известных и авторитетных публицистов и деятелей литературы ряда арабских стран, оригинальными упражнениями, а также ключами к ним. Вместе с тем, он имеет и теоретическую ценность". ("Учебное пособие по употреблению арабских синонимов" (часть 1), для студентов 3-5 курсов, МГИМО 1978 (301 стр.), автор - А.А.Меликян, студент 4 курса (ф-т МЭО), под редакцией профессора Б.Я.Шидфар; "Материалы словаря синонимов арабского языка" (часть вторая), для студентов 3-5 курсов, МГИМО 1979 (192 стр.), автор - А.А.Меликян, студент 5 курса (ф-т МЭО), под редакцией профессора Б.Я.Шидфар).

За годы существования кафедры в составе МГИМО ею заведовали:

БАРАНОВ Харлампий Карпович - с 1954-го по 1975 год.
УСМАНОВ Ноэль Карибович - с 1975-го по 1991 год.
КУЗЬМИН Сергей Андреевич - с 1991-го по 1996 год.
УСМАНОВ Ноэль Карибович - с 1996-го года по 2004 год.
ШТАНОВ Андрей Владимирович – 2004 год по настоящее время.

Ежегодно кафедра выпускает около 20-25 международников-арабистов бакалавров и магистров. Отсюда можно представить вклад кафедры за весь период ее деятельности в составе МГИМО в подготовку квалифицированных кадров - востоковедов, работающих в международной, политической, экономической, юридической, журналистской и научной сферах не только в Российской Федерации, союзной Белоруссии и странах Содружества Независимых Государств, но также в тех иностранных государствах, которые традиционно считали Университет МГИМО базовым высшим учебным заведением для овладения различными специальностями в области международных отношений.

В этой связи среди российских выпускников-арабистов старшего поколения хотелось бы упомянуть академика Примакова Е.М., Чрезвычайных и Полномочных Послов: Гнедых В.В., Грядунова Ю.С., Полякова В.П., Пересыпкина О.Г., Бакланова А.Г., Богданова М.Л., Болотина Б.Ф., Вдовина А.В., Воробьева В.П., Картузова Н.В., Кирпиченко С.В., Кузьмина В.И., Стегния П.В., Тарасова Г.П. , журналиста-международника Попова А. , востоковедов-арабистов Ланда Р. - автора исследования "Мусульмане в России", Левина З.И. - специалиста в области арабского просветительства и философии, Сюкияйнена Л.Р. - знатока мусульманского права, а также таких выдающихся педагогов-филологов, как Красновский В.Н. и Соловьев В.И., ковавших на кафедре новые и новые поколения арабистов-международников.

Турецкий язык на кафедре преподается с момента образования кафедры – с 1954 года. Здесь работали видные востоковеды-тюркологи – профессор П.И. Кузнецов , профессор Р.А. Аганин, доцент В.А. Арабаджи. Значи­тель­ный вклад в развитие туркологии в МГИМО в 1980-2000-е годы внесли ст.преподаватель Румянцева Н.П., долгое время работавшая бок о бок с Аганином Р.А. , профессор Колесников А.А., профессор Запорожец В.М., до­центы Белова К.А., Епифанов А.А., старший преподаватель Свистунова И.А.

В настоящее время учебный процесс обеспечивают высококвалифици­рован­ные преподаватели: заведующий кафедрой, кандидат филологических наук, доцент А.В. Штанов (автор более сорока научных и методических работ по теории перевода; учебника “Турецкий язык. Базовый курс. Учебник в четырех частях. Часть 1. В двух книгах. Книга студента”. - М.: МГИМО-Университет, 2010. - 510 с.; “Турецкий язык. Базовый курс. Учебник в четырех частях. Часть 1. В двух книгах. Книга преподавателя”. - М.: МГИМО-Университет, 2010. - 205 с.; научной монографии “Технология перевода и методика преподавания (компетентностный подход)”. - М.: МГИМО-Университет, 2011. - 250с.), кандидат исторических наук, доцент И.И. Иванова – известный историк-турколог. Кафедра имеет также молодое перспективное пополнение в лице преподавателя Зезюли Р.А., а также выпускников МГИМО Аваткова В.А. и Голомедова В.И.

Коллектив преподавателей турецкого языка отличает высокий уровень теоретической и практической подготовки, академический по содержанию и творческой форме подход к преподаванию турецкого языка с учетом имеющегося как отечественного опыта, так и опыта преподавания в МГИМО.

Преподавание языка иврит ведется на кафедре с середины 1970-х годов. Наиболее известными гебраистами, работавшими в МГИМО, были Ф.Л. Шапиро и А.И. Рубинштейн. Значительный вклад в развитие гебраистической школы на кафедре внес кандидат исторических наук Крылов А.В. В настоящее время иврит в качестве первого иностранного языка преподает доцент Ю.И. Костенко, автор уникального учебника языка иврит, признанного не только в России, но и за рубежом, в том числе и в ведущих учебных центра государства Израиль.

С 1995 года на кафедре существует сектор тюркских языков. Это связано с тем, что кроме турецкого языка на кафедре преподаются тюркские языки: с 1995 года – азербайджанский язык, с 2000 года – туркменский и узбекский языки.

У истоков формирования научных и методических традиций преподавания тюркских языков в МГИМО стояли опытные педагоги: азербайджанский язык - доцент М.Г.Алиев (1938-2008); туркменский язык – кандидат философских наук, доцент М.М.Клычева; узбекский язык – доцент А.М.Саматов.

М.М.Клычева и А.М.Саматов продолжают свою успешную и плодотворную педагогическую деятельность на кафедре. В 2004-2005 учебном году в преподавании туркменского языка принимал участие О.М.Оразмаммедов, в 2008-2010 учебном году азербайджанский язык преподавал выпускник МГИМО А.С.Теляков, а с 2010 по настоящее время азербайджанский язык преподает доктор философии в лингвистике, известный ученый-литературовед, доцент А.М.Багиров.

Последнее обновление - июнь 2019



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...