Как А.Т. Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов в главе «Два солдата» (поэма «Василий Теркин»)? Как твардовский развивает мысль о преемственности

Как А. Т. Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов в главе "Два солдата" (поэма "Василий Теркин") и получил лучший ответ

Ответ от?Галина Купина?[гуру]



Ты - солдат, хотя и млад,
А солдат солдату - брат.

Поищи-ка, дед, разводку,
Мы ей сделаем развод.
Эх, яичница! Закуски
Нет полезней и прочней.
Это доктор на дорожку
Для здоровья выдал мне.
Источник: интернет

Ответ от Максим Краснов [новичек]
Как А. Т. Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов в главе "Два солдата" (поэма "Василий Теркин").
Вспомним бытовые русские сказки о ловком, смекалистом солдате. А. Т. Твардовский подсказывает нам мысль о преемственности поколений: старик, воевавший в Первую мировую войну, преображается! Он не боится разрывов, продолжает свою работу, успокаивая старуху. Солдат Второй мировой - Василий Тёркин - достоин быть его преемником: он мастер на все руки, человек широкой души, любит хорошую, задушевную шутку.
Дед с гордостью повторяет: «Вот что значит мы, солдаты!» - и в полушутливом-полусерьёзном разговоре- испытании (фольклорная традиция) утверждается в главной мысли:
Ты - солдат, хотя и млад,
А солдат солдату - брат.
Некоторые строки этой главы звучат как поговорки, пословицы:
Поищи-ка, дед, разводку,
Мы ей сделаем развод.
Эх, яичница! Закуски
Нет полезней и прочней.
Это доктор на дорожку
Для здоровья выдал мне.


Ответ от Катя Кошуба [новичек]
Теркин изображен в этой главе еще до оккупации деревни, где он встретил старого солдата и его жену в достаточно еще по тем временам благополучной крестьянской избе. Это был уже опытный боец, бравый русский парень, остроумный, не теряющийся ни перед какими обстоятельствами, мастеровой, знающий и крестьянскую жизнь, и законы солдатской жизни. Он быстро наладил деду пилу, починил часы, за которые бы не взялся часовщик-профессионал. Зная хорошо быт деревни, Теркин уверен, что у старухи припасено сало: «Не был немец - значит есть!» Очень интересны наблюдения поэта, как ест Теркин: «Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь…» Это черта трудового русского человека, умеющего и работать и ценить хлеб. Он уверен в победе над врагом, хотя понимает, что путь к ней долог и труден.
Он вздохнул у самой двери
И сказал:
- Побьем, отец…
Глава названа «Два солдата» не случайно. Диалог деда и Теркина свидетельствует о преемственности поколений русских воинов, участников Первой мировой и Великой Отечественной войн.

Сочинение


Сюжетная «новелла», столь типичная для стихов поэта 30-х и 40-х годов, в его позднем творчестве исчезает. На смену ей приходят либо зарисовки, наброски (поистине «из записной книжки»), либо чисто лирическая разработка темы, например, «В краю, куда их вывезли гуртом…» и «Ты откуда эту песню…» из цикла «Памяти матери» (1965), точная фиксация и тщательное исследование различных движений и состояний человеческой души, ее сложнейших сопряжений с «большим миром», либо философские размышления, не лишенные даже откровенной дидактики, - «Сыну погибшего воина» (1949-1951), «О юности» (1951), «Горные тропы» (1960). Надо при этом оговориться, что все только что намеченные разграничения весьма условны и никак не могут претендовать на некую исчерпывающую и «жесткую» классификацию.

Произведения поэта подчас с легкостью «совмещают» в себе живописную зарисовку, точные психологические подробности и философские умозаключения - «Признание» (1951), «Мне памятно, как умирал мой дед…» (1951) и другие. Мысль о преемственности людских дел, о драгоценном наследстве, полученном нами от предшествующих поколений и не подлежащем забвению, которая начинала пробиваться еще в довоенных стихах поэта («Ивушка», 1938), становится одним из главнейших «нервных центров» его позднейшего творчества.

Чрезвычайно характерно для его мироощущения - в час громкого космического триумфа напомнить «разведчику мирозданья» о «новичках из пополненья», подымавшихся в небо навстречу врагу грозной осенью 1941 года («Космонавту», 1961). В годы войны Твардовский писал: От Ивана до Фомы, Мертвые ль, живые, Все мы вместе - это мы, Тот народ, Россия. В послевоенном творчестве поэта искренняя и страстная декларация с полной очевидностью претворилась в художественную реальность его стихов, в признание и отстаивание неповторимой ценности, значительности, исторического смысла любой честно прожитой человеческой жизни. Перед нами некая лирическая летопись, запечатлевшая разнообразнейшие перипетии современного бытия - от признанно масштабных (например, сибирские стройки или освоение космоса) до относительно невеликих, вернее, «преломившихся» в событиях и эпизодах сравнительно частного характера.

Однако, пожалуй, для позднего Твардовского особенно, принципиально важны как раз те стихи, где значительные общественные процессы и явления выверяются по «скромному» масштабу конкретных человеческих судеб, ими затронутых, - «Новоселье» (1955-1959), «Памяти матери». «Жестокая память» о войне, о погибших, о цене достигнутой победы - все то, о чем так настойчиво говорил в своих послевоенных стихах Твардовский, оказалось не только необычайно граждански, гуманистически, этически значимым для самого автора и для его читателей, но и придало его восприятию жизни особую проникновенность, взволнованность и чуткость, ту эстетическую новизну, о которой как о желанном для всякого художника открытии сказал он сам в стихотворении «Нет ничего, что раз и навсегда…» (1969).

«Опыт большой жизни» побуждал Твардовского и к целому ряду прозаических замыслов. При весьма трезвом взгляде на свои первые очерки и рассказы он впоследствии ценил в них «зоркость и меткость в отношении частностей, деталей, лиц, языка», достоверность свидетельства «о людях, которых в большинстве уже нет на свете, этих ранних тружеников колхозного строя… на Смоленщине». И все же он с грустью отмечал в этих «писаниях… юности» (которые однажды сострадательно назвал: «моя бедная проза 30-х годов») «тенденциозность от чистого сердца» - «чистосердечную муку натяжек и недомолвок в главном», порожденных «восторженной и безграничной верой в колхозы, желанием видеть в едва заметном или выбранном из всей сложности дела то, что свидетельствовало бы о близкой, незамедлительной победе этого дела». В более поздние годы Твардовский лелеял мысль о книге, куда вошли бы и эти «старые записи», но уже решительно «перепаханные» в итоге многолетней «неостывающей… думы» о судьбах русской деревни.

Многочисленные очерки Твардовского военных лет, приносившие ему, по собственному свидетельству поэта, до начала 566 А. Т. Твардовский работы над «Василием Теркиным» большее удовлетворение, нежели стихи, стали основой книги «Родина и чужбина». Несмотря на характерное для автора непритязательно-скромное обозначение ее жанра - «Страницы записной книжки», на внешнюю мозаичность и фрагментарность, все эти разнородные сюжеты и записи объединены постоянно владеющей писателем «генеральной думой» - думой об огромности испытаний, выпавших на долю народа, о богатстве обнаружившихся в нем духовных сил, о неисчислимости человеческих характеров и свойств.

Тщательно выполненные психологические портреты, подробные истории людских судеб соседствуют в книге с трагическими пейзажами войны, картинами попранного ею человеческого труда, с «лирическими отступлениями», родственными главам «От автора» в «Книге про бойца». Иные фрагменты «Родины и чужбины» приоткрывают самые «истоки» личности поэта, посвящают” нас в его раздумья о литературе, в предысторию некоторых стихов и поэм.

Особо следует сказать, что роль возглавлявшегося А.Т.Твардовским журнала «Новый мир» в развитии общественной мысли и литературы в 50-60-е годы была чрезвычайно велика и вполне сопоставима с той, какую сыграли в прошлом веке «Современник» и «Отечественные записки». «Расширение арены реализма» (выражение Салтыкова-Щедрина), к которому стремился Твардовский в журнале, обогатило нашу литературу целым рядом выдающихся, порой просто поворотных произведений - от «Районных будней» Овечкина до «Одного дня Ивана Денисовича» Солженицына.

В сборнике стихотворений и поэм, подготовленном Твардовским к печати незадолго до кончины (1971), раздел лирики завершается стихотворением-исповедью, стихотворением-заповедью, обращенной, как почти всегда бывало у поэта, прежде всего к самому себе:

* С тропы своей ни в чем не соступая,
* Не отступая - быть самим собой.
* Так со своей управиться судьбой,
* Чтоб в ней себя нашла судьба любая
* И чью-то душу отпустила боль.
* И вновь отзываются на это давние строки из «Василия Теркина»:
* Скольким душам был я нужен,
* Без которых нет меня.

«Бой идёт святой и правый».

Поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»

Цель: Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Задачи :

Обучающие:

Повторить биографические сведения о поэте;

Проанализировать три главы из поэмы "Василий Тёркин";

Развивающие:

Развивать умение давать полноценный устный ответ;

Развивать умение анализировать текст;

Воспитательные:

Продолжать прививать любовь к литературе;

Воспитать чувства уважения к окружающим людям.

Тип урока: урок художественного восприятия текста.

Оборудование: доска, портрет А.Т. Твардовского, иллюстрации к поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», текст поэмы «Василий Тёркин», учебник: Литература. 8 класс: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В двух частях. Ч.2. / авт.-сост.: В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2013.

Ход урока

    Организационный момент. Формирование целей и задач урока.

Учитель : Здравствуйте, ребята. Запишите число и тему занятия. Сегодня мы приступим к изучению поэмы А.Т. Твардовского. Но прежде чем приступить к анализу произведения, вспомним, что мы узнали на прошлом занятии.

    Повторение изученного на прошлом уроке.

Учитель : На прошлом занятии мы познакомились с биографией А.Т. Твардовского. Что вы узнали о жизни и творчестве этого замечательного поэта?

Ученик : Александр Трифонович Твардовский - советский писатель и поэт, главный редактор журнала «Новый мир» - родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо (ныне в Смоленской области) в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского.

Дед поэта, Гордей Твардовский, был бомбардиром (солдатом-артиллеристом), который служил в Польше. Оттуда он привёз прозвище «пан Твардовский», перешедшее к его сыну.

Трифон Гордеевич был человеком начитанным. По вечерам в их доме часто читали вслух произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, А. К. Толстого. Стихи Александр начал писать рано. Первое стихотворение было посвящено разорителям птичьих гнёзд.

В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты (писал о неисправных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблениях местных властей и т. п. Изредка заметки печатались). А 19 июля 1925 года в газете «Смоленская деревня» было напечатано первое стихотворение «Новая изба» с подписью «Александр Твардовский». Так начинался творческий путь А.Т. Твардовского. В 1931 была опубликована его первая поэма «Путь к социализму».

В 1932-1939 годы Твардовский учится в Смоленском педагогическом институте на гуманитарном факультете, затем в Московском институте истории, философии и литературы, плодотворно пишет и печатается. В этот период написана поэма «Страна Муравия» (1934-1936).

А когда началась война с Финляндией, он стал корреспондентом газеты «На страже Родины». Именно в это время родился образ героя - Василия Тёркина.

Помимо «Василия Тёркина», Твардовским были написаны поэмы:

«Дом у дороги» (1946), «За далью - даль» (1950-1960), «Тёркин на том свете» (1954-1963); «По праву памяти» (1966-1969).

Писатель умер 18 декабря 1971 года в дачном посёлке Красная Пахра Московской области. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

    Анализ глав поэмы «Василий Тёркин».

Учитель : Поэма «Василий Тёркин» состоит из отдельных глав, каждая из которых имеет своё название. Такое деление показывает солдатский взгляд на ход войны. Книга рассказывает о том, как жил человек на войне («в быту суровом»).

Поэт сосредоточен на фронтовой повседневности. Он размышляет о том, без чего нельзя прожить на войне, воспевает землянку, солдатскую шинель, гармонь, кочевую кухню. Рисуя будни войны, показывает солдат на привале, в момент короткого сна, в начале боевого дня. Ему дорого всё до мелочей.

Также поэма пронизана лирическим голосом автора. 4 главы целиком посвящены раздумьям поэта о героизме, о военных событиях. В поэме два героя – Тёркин и рассказчик, сам поэт. По тому, как и что он рассказывает о своём герое, непосредственном свидетеле войны, можно понять об авторе, его мировоззрении, отношении к людям и событиям.

Давайте ознакомимся с главой «Переправа» .

Учитель: Каким настроением пронизана глава?

Ученик : Трагическое ощущение вызывают уже первые строки: «Кому память, кому слава, кому тёмная вода».

Учитель: Проследите за тем, как это настроение нагнетается. Какие художественные приёмы использует поэт, чтобы выразительно нарисовать сцену переправы?

Ученик : Трагизм подчёркивает пейзаж: дважды упоминается чёрный цвет (цвет траура), используется сравнение "" берег правый, как стена"" , который усиливает чувство отчаяния и непреодолимости, эпитет "" след кровавый "" показывает мрачность картины, повторы (например, ""шли на дно, на дно, на дно"") ещё больше нагнетают обстановку.

Учитель : Обратите внимание на то, что в этой главе 4 раза повторяются слова "" Переправа, переправа "", причём их сопровождают разные знаки препинания и разные слова. Что хотел подчеркнуть этим автор?

Ученик : Повтор как бы делит главу на смысловые фрагменты: если в первых строках он усиливает трагичность, то в последних словах уже звучит надежда на благоприятный исход битвы.

Учитель : Какие подробности фронтового быта переданы в главе? Какими деталями подчёркнута мысль, что война – это не только боевые подвиги, но и изнурительный труд?

Ученик : Мысль о трудностях военного быта подчёркивается в словах: «И, усталая пехота, Что б там ни было, - жива, Дремлет, скорчившись, пехота. Сунув руки в рукава. Дремлет, скорчившись, пехота, И в лесу, в ночи глухой Сапогами пахнет, потом, Мерзлой хвоей и махрой».

Учитель : Почему поэт сравнивает молодых бойцов с их отцами – воинами прошлых веков?

Ученик : Поэт хотел подчеркнуть мысль преемственности.

Учитель : Каким предстаёт в этой главе Василий Тёркин?

Ученик : В трудной ситуации он не теряет мужества, жизнестойкости, чувства юмора. Автор относится к герою с большой симпатией.

Учитель : Обратимся к другой главе - «Гармонь».

Учитель : С какой новой стороны предстаёт Тёркин в главе «Гармонь»?

Ученик : Мы видим новые черты героя: природную тонкость, деликатность, тактичность. Осознаём его как яркую талантливую личность.

Учитель : Почему о Тёркине говорят, что он «мастак»? Как понять это слово? Подберите синонимы к нему.

Ученики высказывают свою точку зрения (синонимы: мастер, умелец, виртуоз, артист, искусник, специалист).

Учитель: Каким стихотворным размером написана поэма? Как и почему поэт изменил ритм в главе «Гармонь» (в сцене пляски)?

Ученик : Поэма написана четырёхстопным хореем, однако в главе «Гармонь» поэт использует ударник (= акцентный стих), структура которого опирается на равное количество логически сильных ударных слогов. Ударник распространён в народной поэзии. Используя его, Твардовский подчеркнул народный смысл происходящих событий.

Учитель: Как поэт развивает мысль о фронтовом братстве, о неистребимости жизни, о преемственности и непрерывности воинского подвига?

Ученик : Гармонь объединила многих на фронтовой дороге. Поэт показывает, что людям всё равно, кто играет и чья гармонь. Они как бы сливаются в одну семью, все становятся братьями. Мотив преемственности раскрывается в строках, где два танкиста отдают гармонь Тёркину: «Командир наш был любитель, Это – память про него».

Учитель : Действительно, память о мертвых не нуждается в застывших реликвиях.

Подведение итогов.

Учитель : На сегодняшнем занятии мы повторили некоторые факты из жизни А.Т. Твардовского, познакомились с двумя главами поэмы, в которых отчётливо рисуется картина военного быта, отражаются чувства, переживания солдат. На следующем занятии мы продолжим знакомство с поэмой.

    Домашнее задание .

Выставление оценок .

Вспомним бытовые русские сказки о ловком, смекалистом солдате. А. Т. Твардовский подсказывает нам мысль о преемственности поколений: старик, воевавший в Первую мировую войну, преображается! Он не боится разрывов, продолжает свою работу, успокаивая старуху. Солдат Второй мировой - Василий Тёркин - достоин быть его преемником: он мастер на все руки, человек широкой души, любит хорошую, задушевную шутку.
Дед с гордостью повторяет: «Вот что значит мы, солдаты!» - и в полушутливом-полусерьёзном разговоре- испытании (фольклорная традиция) утверждается в главной мысли:
Ты - солдат, хотя и млад,
А солдат солдату - брат.
Некоторые строки этой главы звучат как поговорки, пословицы:
Поищи-ка, дед, разводку,
Мы ей сделаем развод.
Эх, яичница! Закуски
Нет полезней и прочней.
Это доктор на дорожку
Для здоровья выдал мне.

Теркин изображен в этой главе еще до оккупации деревни, где он встретил ста­рого солдата и его жену в достаточно еще по тем временам благополучной крестьян­ской избе. Это был уже опытный боец, бравый русский парень, остроумный, не теряющийся ни перед какими обстоятель­ствами, мастеровой, знающий и крестьян­скую жизнь, и законы солдатской жизни. Он быстро наладил деду пилу, починил часы, за которые бы не взялся часов­щик-профессионал. Зная хорошо быт де­ревни, Теркин уверен, что у старухи при­пасено сало: «Не был немец - значит есть!» Очень интересны наблюдения поэ­та, как ест Теркин: «Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь…» Это чер­та трудового русского человека, умеюще­го и работать и ценить хлеб. Он уверен в победе.

Ответ оставил: Гость

Трагический 1825 год, последующие тяжелые годы не смогли подавить в Пушкине страстной жажды свободы, надежды на ее достижение. В 1827 году он пишет послание «В Сибирь» и передает его с женой декабриста Н. Муравьева, которая отправилась к мужу, чтобы разделить его судьбу.
Среди декабристов было много друзей А.С. Пушкина. Весть о разгроме и арестах он воспринял как личную трагедию.
Послание написано в высоком стиле, в нем много абстрактных образов: Несчастье, Надежда, Свобода, Любовь, Дружество.
Автор рисует мрачное пространство, в котором оказались герои: «мрачное подземелье», «каторжные норы», «оковы тяжкие», «темницы». Эти образы создают трагическую атмосферу несчастья, постигшего друзей поэта.
Однако лирический герой уверен, что у несчастья всегда есть верная сестра – надежда. И он надеется, он верит в человека, в борца, который способен в самых тяжелых условиях сохранить в себе «гордое терпенье», верность своим идеалам, «дум высокое стремленье». Герой уверен, что «любовь и дружество», «свободный глас» единомышленника способны поддержать ссыльных, помочь им переносить все тяжести каторги. Он также уверен, что рано или поздно справедливость восторжествует, и это заставляет его радоваться:
оковы тяжкие падут, темницы рухнут –
и Свобода вас встретит радостно у входа,
и братья меч вам отдадут.
Финал стихотворения звучит оптимистично, он полон надежды и веры.
Известно, что декабристы получили послание поэта, и оно действительно очень поддержало их, было одним из немногих радостных событий их каторжной жизни.

Ответ оставил: Гость

1) ???? 2) Москва..деревня в ней Герасим жил. 3) Образ Герасима - символ русского народа. В своем герое Тургенев показывает лучшие черты русского человека: богатырскую силу, трудолюбие, доброту, чуткость к близким, сочувствие к несчастным и обиженным.
В судьбе Герасима Тургенев отразил судьбы многих крепостных. Он протестует против крепостного гнета помещиков. Автор выражает надежду, что "немой" народ сможет дать отпор угнетателям.
4) Все происходит в Москве.
У старой барыни служит дворником глухонемой мужчина Герасим. Герасиму нравится прачка Татьяна, однако барыня выдает её замуж за пьяницу Капитона. Герасим спасает тонущую собачку и привязывается к ней. Но барыня приказывает утопить Муму за то, что она лает по ночам. Герасим топит Муму в Москва-реке и возвращается в деревню.
5) Герасим - главный герой рассказа, единственный из всех героев, кто вызывает в нашем сердце не только сочувствие и сопереживание, но и искреннее уважение. С первых страниц рассказа мы узнаем, что Герасим «славный был мужик», трудолюбивый, сильный, могучий. Богатырской была не только внешность Герасима, но и его душа, и именно это отличало его от окружающих. Глухонемой от рождения, этот человек был способен на искреннюю любовь и дружбу, был ответственным и серьезным, отзывчивым и добросердечным. Даже в тяжелых условиях своей подневольной жизни он сумел сохранить гордость и собственное достоинство, служа капризной и вздорной барыне, но не прислуживая ей.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...