Как адаптироваться к школе после лета? Обеспечьте ребенку отдых на выходных. Да здравствует режим

Вот и закончилось теплое лето, веселые каникулы и свободное время. Скоро снова начнется учебный год и к нему надо подготовиться. Но кроме покупки школьной формы и канцтоваров, детям важнее быть морально и эмоционально готовыми к школьной жизни. Возвращение в школу после каникул – стресс даже для тех детей, у которых нет никаких проблем с учебой и отношениями с одноклассниками. Любому ребенку необходимо время для адаптации после длительного отдыха. Если заранее об этому позаботиться, то начало учебного года пройдет спокойно, а ребенок будет чувствовать себя намного увереннее.

Психолог Светлана Ройз рассказала о том, как правильно подготовить ребенка к школе так, чтобы избежать эмоциональной перегрузки и психологических сложностей. Она также написала памятку для родителей, напоминая им о самом важном: школа – это еще не вся жизнь, а оценки не отражают реальные знания и таланты ребенка. И не забывайте, что дети берут с наc пример, в том числе и в отношении к учебе, знаниям и успехам.

Скоро в школу. Как подготовить ребенка к началу нового учебного года

Режим дня . Сейчас – за три недели до 1 сентября самое время постепенно возвращаться в “школьный” режим дня. Резкий переход от состояния покоя к рабочему режиму – и для детей, и для взрослых – стресс. Можно уже сейчас постепенно просыпаться утром и укладываться спать вечером чуть раньше.

Летний откат в знаниях . Нашему мозгу нужны тренировки. За летние месяцы происходит “откат в знаниях”, в среднем, ко второй четверти предыдущего года обучения. И именно поэтому первые несколько месяцев учебного года учителя занимаются с детьми повторением. Домашнее задание на каникулы часто и дается для того, чтобы ребенок оставался “в процессе” обучения. Здорово, если летом ребенок в свободном отпускном режиме системно учился (например, иностранным языкам). За три недели до школы можно в спокойном темпе, без давления и принуждения пролистать тетради и, возможно, справочники за предыдущий год. (Или скачать из интернета программу обучения по предмету и хотя бы просто просмотреть заглавия тем)

Если во время учебного года планируется, что ребенок будет ходить на кружки и секции, лучше начать заниматься уже в августе.

Первые учебные месяцы (особенно в новой школе, в новом классе) – это стресс. Система образования меняется, но пока многим детям ходить в школу страшно, а жизнь подростков (так уж физиологически сложилось) – это всегда стресс. Когда человек находится в состоянии хронического стресса, его мозг испытывает дефицит цинка. Цинк влияет на работу гиппокампа, который помогает нам и нашим детям обрабатывать и запоминать большие объемы информации. Уже сейчас пора использовать то, во что вы верите – кушать продукты, содержащие цинк, если вы верите в витамины или биодобавки – использовать их.

Для интровертных, застенчивых детей, которые к тому же летние месяцы провели уединенно – возвращение в коллектив – это нагрузка и возможный источник напряжения. Можно предложить в какой-нибудь оставшийся до 1 сентября день встретиться всем классом и пойти в кино или на пикник. Это поможет снизить тревогу и, возможно, поможет детям проявить те грани, которые им сложно проявить в школе.

До первого сентября важно прийти в школу, походить по коридорам, посмотреть на новый (или вспомнить старый) кабинет. Если ребенок приносит в класс какую-то свою вещь – книгу в библиотеку, вазон, плакат, фотографию – он как будто бы ставит отпечаток “я тут есть”. Это облегчает адаптацию и привыкание к классу.
Здорово, если в классе делается общая “газета” – с фотографиями всех учеников.

Для тех, кто склонен фокусировать внимание на негативе , у кого “ничего хорошего нет и не будет”, кто склонен не замечать ресурсных событий и радостей – сделать коллаж из фотографий (даже сфотографированных на камеру мобильного телефона) из самых радостных моментов лета. Записать все самое знаменательное в “журнале воспоминаний”, благодарностей, успехов. (Здорово ввести это в практику)

Иногда, когда ребенок приезжает из лагеря, у нас возникает ощущение, что он “не вернулся”.
Иногда и нам, взрослым, важно осознанно “ставить точку” в разных процессах. так легче совершать “переход” в другие действия и психологически “акклиматизироваться”. Можно, например, отпраздновать возвращение из лагеря, из отпуска, отпраздновать завершение каникул. Встретить даже взрослого ребенка из лагеря или после любого отсутствия – сюрпризом – шариком, подарком, рукодельным плакатом, тортом.

Ребенок вернулся из лагеря и изменился. Нам важно дать себе возможность привыкнуть к изменившемуся за лето ребенку. Жизнь ребенка постоянно обогащается новыми отношениями, новыми ролями, новыми знаниями, словами и “системами”. Фокус его внимания будет смещаться на других взрослых и детей. Наша роль рядом с ребенком с одной стороны неизменна, с другой – тоже своими гранями трансформируется. Нам важно стараться не тревожиться и “силой” не возвращать свою власть и авторитетность.

Ребенок влюбился. Влюбленность ребенка – это всегда новый уровень взаимоотношений с родителями. Важно относиться с уважением к чувствам малыша или подростка. Важно сохранять тайны, если с нами делятся. Важно не вторгаться в личное пространство, если от нас его оберегают.

  • часто “чувствующий”, переживающий влюбленность ребенок перестает быть “думающим”.
  • не все взрослые умеют справляться с “нагрузкой чувств”.
  • нашим детям важно пройти свой первый опыт любви, очарований и разочарований. (И да, успеваемость в это время падает)

Покупка важных и полезных вещей в школу. У ребенка в жизни очень мало возможности выбора. При финансовой возможности – важно, чтобы он смог выбрать хотя бы дизайн обложек и дневников и модель ручек. Важно помнить – что в магазине выбор из многих товаров – ребенка пугает. (иногда у детей случаются истерики, когда им предлагают выбрать все, что они хотят).

Ребенок находится в двойственном состоянии. С одной стороны новый класс школы – это повышение статуса. С другой – может проявиться страх этого нового, страх взросления. Здорово, если помимо рациональных и обязательных покупок, при желании ребенка, вы купите что-то со взрослой точки зрения “детское”.

Школьная форма – как психологический элемент – для многих детей важна. Она, при не сформированном внутреннем стержне, дает опору на внешний. (Внешний “костыль” – правила – кодекс, режим дня, расписание звонков, форма) Школьная форма должна была бы вызывать гордость от принадлежности к мы – класса, гимназии, школы. Она должна быть современной, красивой, удобной.

Важно для родителей:

  1. Чтобы родители не были продолжением школы. У ребенка должно быть безопасное пространство. нужна наша поддержка. Наше доверие его Судьбе и вера в его потенциал.
  2. Чтобы родители не жертвовали собой, ради успешности и реализации детей. Если мы вкладываем в ребенка ” энергию жертвенности” – мы вкладываем больше ожиданий в результат, наделяя ребенка иногда непереносимой для него ответственностью, мы излишне напряжены. Там, где есть жертвенность – меньше радости. Иногда я предлагаю родителям посмотреть на слово воспитание – вос-питание- чем мы питаем ребенка? Чем питаем – тем он и наполняется. И иногда “не переваривает”.
  3. Мы все научаемся, в том числе, и благодаря зеркальной системе, функционирующей в нашем мозге. Может ли “зеркалить” ребенок у нас, то, что мы от него требуем? – обучение, ответственности, заботы о себе, уважения, благодарности. Ребенку важно видеть нас – учащихся, делающих зарядку, выполняющих свои “домашние задания”, конструктивно реагирующих на критику, умеющих конфронтировать…
  4. Важно не переносить свои ощущения и опыт прошлого учебного года на будущий. Ребенок развивается и меняется. Какие-то предметы, задачи ему будут даваться легче, какие-то сложнее. Важно стараться не формировать “образ” школьной жизни – сам этот образ – наши ожидания – могут стать “самореализующимся пророчеством” – программой для ребенка.
  5. Очень часто ребенок хочет, но не может или прикладывает чрезмерные усилия, чтобы овладеть каким-то навыком. Иногда эти сложности вызваны особенностями работы или несинхронностью в работе различных частей мозга. Иногда ребенку важна не оценка и “мотивирование”, а помощь. Сейчас все более популярна нейропсихология, кинезиология – с простыми практиками и упражнениями, стимулирующими работу мозга.
  6. Мы же помним – что школьные оценки очень субъективны и не отражают реальных знаний ребенка
  7. Много раз писала о том, что система образования заточена на измерение и “прокачивание” IQ. – упрощенно – словесно-логического интеллекта. Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта. “Вербальный интеллект - способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
    Музыкальный интеллект - способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
    Логико-математический интеллект - способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
    Пространственный интеллект - способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
    Телесно-кинестетический интеллект - способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
    Внутриличностный интеллект - способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
    Межличностный интеллект - способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.”
  8. В наших силах стать “агентами изменения” в школе. Возможно, вы сами сможете приходить в школу и вести там семинары для детей, проводить практикумы, приглашать их к себе на работу.
  9. Школа – это только часть жизни. Важная. Но “за” ней ребенка должна ждать наполненная и радостная жизнь. Со свободным временем, общением и вдохновением.

Наши дети больше и мудрее любых систем. Система образования постепенно меняется. И, надеюсь, скоро нас будет ждать много открытий.

Опять в школу… Помогаем ребенку адаптироваться после каникул

Школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе. Причем этот период длится достаточно долго: у первоклашек - 1,5 месяца, у пятиклассников - месяц, учащиеся остальных классов привыкают к школе 2-3 недели. Большая ошибка педагогов и родителей заключается в том, что они считают, что этого периода нет. По их мнению, ребенок должен проучиться два-три дня и привыкнуть. На деле все гораздо сложнее.

С началом учебы коренным образом меняется образ жизни ребенка. Три летних месяца он отдыхал, спал сколько хотел и гулял когда хотел, а теперь ему необходимо учиться, подчиняться жестким требованиям педагога и выполнять домашние задания. При этом его время должно быть расписано по минутам, а сделать это безумно сложно. Если даже взрослому человеку требуется неделя, чтобы включиться в работу после отпуска, что говорить про ребенка... В результате могут возникать различные трудности. У детей старше 10-12 лет они носят психологический характер, а вот младшие школьники могут испытывать и проблемы со здоровьем.

Помогать ребенку втягиваться в учебный процесс после длительных летних каникул лучше заблаговременно.

1. Режим Постарайтесь хотя бы в последние 3-4 дня каникул приблизить режим дня к школьному. каникул начинайте каждый день будить и отправлять ребенка спать на 15- 20 минут раньше. Возможно, для этого придется настоять на том, что фильм, который заканчивается в 23.30, ребенок смотреть не будет. Пообещайте, что он сможет посмотреть его завтра, при дневном повторе. Вытерпите все эти «Ну, мама, пожалуйста! » и «Я на тебя обиделся». Вы-то знаете, что так действительно будет лучше.

Предложите интересную замену фильму: например, перед сном поиграйте в спокойную настольную игру, погуляйте в парке, обсудите вместе прочитанную книжку или сами сочините историю.

Предложите интересную замену фильму: например, перед сном поиграйте в такую игру.

«Мне нравится, что ты…»

Эта игра – почти волшебная. Она может помочь достигнуть нового уровня взаимопонимания между вами. В ходе игры и ребенок и родители испытывают очень теплые чувства.

Надо взять любую мягкую игрушку и передавать ее друг другу со словами: «Мне нравится, что ты…» За один раз можно заканчивать фразу только одной мыслью, например: «Мне нравится, что ты хорошо рисуешь».

Мама может услышать от ребенка, что ему нравится, что мама «добрая, дает конфеты, покупает игрушки и т.д.» А ребенку можно сказать, что вам нравится, что он «хороший помощник, никогда не обижает младших, любит читать и т.д.» Чем больше будет таких высказывааний, тем лучше. Понятно, что в этой иггре выигрывают двое.

На следующий день вы можете сыграть в «Я хочу, чтобы ты…». Вчера вы подготовили почву, здорово похвалив друг друга, и теперь можете пожелать, что бы вы оба хотели. Думаю, что ваш ребенок нисколько не пожалеет о пропущенном фильме и еще долго будет вспоминать, как вы играли.

Для большинства детей важно и то, как их будят . Предложите своему ребенку подобрать любимую мелодию на мобильном телефоне, которая будет служить в качестве будильника. Просыпаться в таком случае будет чуть легче и приятней.

2. Сон. К 6 годам большинство детей уже не спят днем, а ночной сон у них по-прежнему равен 11 часам. Десятилетний ребенок спит в среднем 10 часов, а подростки 15-19 лет по 7,5-8,5 часов...

Особенно важен здоровый полноценный и достаточно продолжительный сон. Доказано, что ученики, которые высыпаются вволю, гораздо лучше учатся и не конфликтуют с окружающими. Ни в коем случае нельзя за счет сна экономить время. Ни засиживаться до полуночи за выполнением домашних заданий, ни тем более, загружать нервную систему ребенка на сон грядущий телевизором или компьютерными играми. Помогите с соблюдением режима дня ненавязчиво.

3. Перед началом нового учебного года обязательно проверьте у детей зрение .

4. Вернувшись домой с отдыха, организуйте день так, чтобы у школьника были и свои небольшие, но повседневные обязанности : вынести мусор, подмести пол, выгулять собаку и т.д. При этом важно не забывать про похвалу. Дайте понять ребенку, что его помощь в семье ценят.

5. Покупка школьных принадлежностей, одежды для школы – занятие, как правило, приятное и в тоже время настраивающее на учебный лад. Не откладывайте покупку одежды и принадлежностей для школы на последний момент. Шум и сутолока в магазинах лишь увеличат школьную тревожность и утомляемость ребёнка. Да и выбрать необходимыевещи будет гораздо сложнее. Магазины в это время стараются продать под ажиотаж весь залежалый товар. В поход по магазинам отправляйтесь только вместе с ребенком. Это поможет не ошибиться с размером, избежать возможных конфликтов из-за разногласий во вкусах и поможете сыну или дочке потихоньку привыкнуть к мысли, что скоро начнётся учебное время.

Сделайте подготовку к учебному году увлекательным занятием. Приобретая тетрадки, дневник и другие канцтовары, позвольте школьнику принять непосредственное участие в выборе этих товаров.

Как избежать конфликтов и капризов в магазинах, если ребенок хочет самостоятельно выбрать себе вещи для школы, а вы знаете, что материально всё это не потянете?! Предоставьте ребёнку свободу выбора, но свободу ограниченную . Например, вы с ребёнком в магазине выбираете новый школьный рюкзак. Найдите несколько подходящих по цене моделей и предложите ребёнку выбрать самостоятельно себе портфель. Ребёнок, думая, что он именно сам выбрал себе покупку, спокойно найдёт подходящий вариант, а вы сохраните нервы и деньги.

6. Будет не лишним обсудить режим дня школьника вместе с ребенком, учесть его пожелания. Добавить немножко творчества и игры. И в конечном итоге организовать распорядок так, чтобы ребенок получал удовольствие от каждого прожитого дня, даже несмотря на то, что летние каникулы остались позади.

7. Ребенок должен гулять на свежем воздухе . Младшим школьникам ежедневно положено проводить на воздухе 3,5 часа, ученикам средней школы - 2 часа, а старшеклассникам - 1,5 часа. Без воздуха вообще нельзя говорить о нормальном развитии ребенка.

8. Правильное питание. Холин и лецитин – защитники и строители нервной системы. Продукты, богатые этими веществами (яйца, печень, рыба, а также молоко) считаются “пищей мозга”. Не каждый ребенок соглашается есть печень или рыбу, но большинство любят яйца и молоко. Если же ребенок невосприимчив к молоку и при этом ест мало мяса и не любит рыбу, родителям, возможно, придется покупать в аптеке добавки лецитина и холина и придумывать блюда, в которые можно было бы их добавить. Также важно, чтобы в рационе ребенка наряду с полноценной нормальной белковой пищей присутствовал такой элемент, как магний. Он содержится в орехах, семечках, какао, гречке, богаты им также рожь, овес и зародыши пшеницы, бобовые, включая арахис, печеный картофель, бананы, шпинат и другая зелень.

9. Капризы и протесты на тему: «Не хочу идти в школу», «Не буду делать уроки» пресекайте мягко, но настойчиво. Если объяснения не действуют, позвольте школьнику попасть в неловкое положение - опоздать на занятия или пойти в школу с невыполненным домашним заданием. Замечание со стороны учителя и всеобщее внимание класса порой действует лучше родительских увещеваний.

8. Создавайте ситуацию успеха. В первые недели после каникул не требуйте от него слишком строго хороших оценок. Встречая сына или дочь после школы, в первую очередь следует интересоваться не тем, какие оценки они получили, а что интересного узнали, что им понравилось больше всего. Важно, чтобы дети воспринимали учебу не как способ получения положительных оценок, а как бесконечный процесс познания. И если ребенок после долгих летних каникул благополучно адаптируется к учебе, если через неделю и через месяц он идет в школу с тем же удовольствием, значит, и мы, взрослые, можем поставить себе пять баллов. Создавайте для ребёнка ситуацию успеха. Стресс будет затяжным, если он вызван бесплодными усилиями и постоянными неудачами.

4. Окружите ребёнка заботой и пониманием . Постарайтесь вместе с сыном или дочерью обсудить их состояние, выяснить причины и найти подходящее решение для уменьшения тревоги и беспокойства. Менее болезненно переносятся стрессовые ситуации, если ребенок окружен пониманием, находится в нормальной семейной обстановке.

5. Не надо пугать ребёнка наказанием учителя , если он не успел прочитать необходимые книги, не выполнил задание на лето. Ведь все упражнения даются учителями лишь в качестве рекомендаций.

Посвятите во второй половине августа 30 минут в день повторению наиболее сложным для ребёнка предметов. Занятия должны проходить в доброжелательной форме, без криков. Помните, все имеют право на ошибки. Хвалите ребёнка за любую мелочь . Это придаст ему уверенности в своих силах и поможет повысить работоспособность.

За лето детская рука забывает, как писать , и скорость письма в начале года существенно отличается от весенних показателей. Попишите с ребенком диктанты, лучше если в этот процесс включится вся семья от папы до бабушки. Разные голоса приучают подстраиваться, а значит, сосредоточиваться. Чтобы «оживить» мелкую моторику пальцев перед занятиями, полезны будут совместные семейные художества - лепка, музицирование, рисование. А еще лучше, если всей семьей включая папу и бабушку, вы будете тренироваться в написании диктантов, в шуточной форме сравнивая ошибки и выявляя победителей.

6. Даже в самых сплочённых коллективах в первые недели после каникул школьники заново выстраивают межличностные отношения , поэтому очень важно, чтобы ребенок шел в школу уверенным, не ущемленным. Подумайте , будет ли что интересного рассказать Вашему ребёнку или чем-то “похвастаться по-доброму”?

7. Новые отношения ребёнок будет пробовать выстраивать и в семье. За лето, в результате естественных психических процессов, дети могут забыть некоторые правила поведения и общения. Кроме этого, ребёнок просто будет проверять взрослых: “А вдруг теперь можно вести себя так, как МНЕ хочется?” Спокойно и твёрдо стойте на своём.

Постарайтесь вспомнить с ребёнком правила поведения и общения. Придумайте ему любые игровые ситуации и предложите школьнику самому найти выход из положения, помочь герою: “А как бы ты поступил?” Тогда правила не будут выглядеть нудными назиданиями взрослых. Ребёнок опять же будет считать, что выработал эти правила для себя сам, а проблемы с поведением сократятся до минимума.

Можно предложить детям самим сделать дома свой стенд или плакат с правилами . Пусть ребёнок сам составит их, обсудит с вами, напишет и украсит его, добавит туда расписание уроков и внешкольных занятий, сделает себе режим дня, повесит свои награды и творческие работы. Это постепенно избавит взрослых от постоянных напоминаний и позволит ребёнку почувствовать себя более самостоятельным и собранным. Ведь он всегда может обратиться к своим записям. Это же могут сделать и родители, если ребёнок начнёт упрямиться или капризничать: “Я думаю, что ты должен сначала сделать уроки, а потом пойти в гости к Кириллу, потому что ты сам принял для себя эти правила, и я хочу доверять тебе, как взрослому.” Сразу скажу, что скандалы, крики, наказания здесь будут менее действенными.

8. С началом учебного года первое время не стоит загружать ребенка дополнительными занятиями в секциях и кружках. Время ребенка надо расписать так, чтобы он не бежал с одного урока на другой, едва переведя дух. Ребенок должен прийти из школы, пообедать, час-полтора отдохнуть и после этого идти на дополнительные занятия. При этом у него должно оставаться время и на выполнение домашних заданий, причем обязательно делать это днем. Примерно через 2 недели после начала учебного года можно добавить в режим дня ребёнка внешкольные занятия в кружках или секциях.

9. Старайтесь проводить с ребенком побольше времени вечером. Больше разговаривайте, задавайте вопросы о прошедшем дне. Не ограничивайтесь формальным родительским опросником: “Как поведение и оценки в школе? Что съел на обед?” Ребёнок должен чувствовать вашу заинтересованность его жизнью. Если Вы не хотите к подростковому возрасту растерять все хорошие отношения с ребёнком, постепенно приучайте его своими поступками к тому, что вы не только родитель, но и друг. Ведь подростки больше опираются на мнения друзей, чем родители. Такова уж их психология. Пусть ребёнок покажет Вам свои достижения и неудачи: тетради, дневник, свои рисунки и поделки. Обсудите новости, оценки и поделки, найдите для них место в комнате. Пусть ваш малыш расскажет вам о том, как зовут его друзей, новых учителей, с кем и во что он сегодня играл. Поинтересуйтесь правилами игры или планом выполнения поделки. Узнайте, а что он прочитал на уроках и дома. Пусть ребёнок кратко расскажет о прочитанном. Обязательно проверьте выполнение всех домашних заданий: письменных и устных, даже, если ребёнок посещает ШПД.

Последний вечер каникул

От того, как вы проведете последний вечер каникул, будет зависеть, насколько просто будет привыкнуть ребенку к школе в следующей четверти.

Сделайте этот вечер спокойным. Поменьше упреков и ругани: «Все каникулы отдыхал, а про задания забыл!», «Даже портфель сам не можешь собрать!»

Помогите ребенку собрать портфель. Это не значит, что вы должны сделать это за него. Настаивайте, чтобы он открыл дневник и складывал тетради и учебники, глядя, какие предметы будут завтра. Понадеявшись на «хорошую» память, ваше чадо может в школе не досчитаться пары учебников. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы проверить, на месте ли все, что нужно.

Помогите подготовить одежду, которую завтра нужно будет надеть. Продумайте все до мелочей, повесьте в шкаф или на стул, чтобы в первое утро новой четверти не нужно было нервно искать колготки, юбки и пиджаки по всей квартире.

Постарайтесь, чтобы он захотел пойти в школу завтра. Может быть, вы были на увлекательной экскурсии или интересном представлении? Как здорово будет, если ребенок завтра расскажет об этом друзьям! Дочка получила в подарок красивую кофточку, о которой мечтала? Если в школе нет формы, пусть наденет завтра новый наряд! В общем, настройте ребенка так, чтобы он подумал: «А неплохо, что завтра в школу!»

От того, как вы проведете последний вечер каникул, будет зависеть, насколько просто будет привыкнуть ребенку к школе.

Первые недели школьной жизни

Не планируйте других изменений в жизни . Возможно, вы нашли новую студию, чтобы занять ребенка в свободное время, и он горит желанием туда ходить. Но пусть он начнет ее посещать по истечении первых 2-3 недель четверти. Какими бы позитивными ни были изменения, они требуют расхода психической энергии на привыкание к ним, а вашему ученику и так сейчас нелегко.

Продолжайте бывать на свежем воздухе. По возможности, сохраняйте прогулки в будние дни после школы или вечером, когда вы приходите домой с работы.

Обращайте внимание на жалобы ребенка на головную боль, боли в животе, усталость. Это не капризы. Если у вас есть такая возможность, устройте ребенку «внеплановый» выходной посреди недели. Но только не для того, чтобы он сидел за телевизором и компьютером! Сделайте этот день «днем здоровья»: вместе погуляйте в лесу, покатайтесь на роликах. Такой нежданный выходной отлично помогает снять усталость. Чтобы предотвратить злоупотребление ребенка вашей добротой, скажите, что такие дни здоровья будут каждый месяц, но не чаще. Если жалобы на недомогание остаются, покажите ребенка врачу.

Создайте дома спокойную и доброжелательную атмосферу. Вполне вероятно, что оценки в начале четверти вас не порадуют. Но лень и нежелание учиться тут ни при чем. Просто весь организм еще не настроился на учебный лад. Вместо того чтобы читать нотации, выразите уверенность в том, что скоро результаты станут лучше, ведь у вашего ребенка такой большой потенциал!

родители должны его морально поддержать, лучше говорить «Малыш, я знаю, ты справишься!», а не «Как? Ты до сих пор не сделал уроки!....»

Родители должны уважать ребенка - Заставлять не стоит. Любое принуждение - это насилие. Лучше с ней договориться - объяснить, что в детстве вы тоже стеснялись, что страх нужно обязательно преодолеть.

Не забывайте про ласку. говорят: если ребенка не гладить каждый день по голове, то у него «засыхает мозг». В ласке нуждаются не только малыши, но и школьники средних классов, и даже подростки. Доказано, что дети, которых родители часто гладят по голове, обнимают, целуют, более оптимистичны, сообразительны, открыты в общении.

Приласкайте своего ребенка, перед сном посидите с ним рядом несколько минут, почитайте книжку, скажите пару добрых слов, пожелайте спокойной ночи, и трудный завтрашний школьный день будет гораздо легче!

Что вы посоветуете детям, которые излишне волнуются на занятиях, нервничают, когда им надо отвечать урок, выходить к доске?

Чтобы справиться со стрессовым состоянием, надо научиться правильно дышать! Когда, например, учитель вызвал к доске, дети инстинктивно переходят на «заячье» дыхание. Зайцы в лесу, когда видят хищника, маскируются, пытаются затаиться и переходят на мелкое-мелкое дыхание – чтобы хвост не дрожал. Что в это время с организмом? В крови резко уменьшается содержание кислорода, а значит, уменьшается мозговая активность. В таком состоянии трудно вспомнить даже то, что знал! А как дышать правильно? Надо делать 2-3 вдоха и выдоха полной грудью до живота. И плечи должны расслабиться. Научите ребенка – пусть так делает, пока идет к доске. И ему сразу станет легче, он почувствует себя спокойнее, увереннее. Этот же прием поможет и взрослым – ведь не секрет, на работе стрессовые ситуации тоже часто встречаются.

От того, как мы реагируем на неудачи наших детей, зависит очень многое . Если у ребенка трудности, это не значит, что он плохой. В этой ситуация родители должны поддержать ребенка и найти возможность помочь. Родители ошибаются, когда с порога спрашивают «Что получил?». Ребенку поступает сигнал, что родителю все равно в каком он настроении, голоден ли он, болел ли. Со временем происходит следующее: ребенок начинает скрывать оценки. Получается, что взрослые наказывают школьника за свое разочарование. Это неправильная позиция. Это неудача ребенка, а не родителей. У малыша складывается стереотип «двойка - я плохой, а учеба - это не весь я».

Поговорите с ребенком о том, что он ожидает от нового учебного года. Ведь переход из младшего звена в среднее или поступление в первый класс неизбежно связаны с разлукой: с привычным и родным классом или детсадовской группой, учителем, родителями.

Почувствовать себя более счастливым перед началом учебного года ребенку поможет семейный заключительный пикник. «Последний день лета» можно «обставить» шуточными ритуалами прощания с яркими насыщенными летними деньками и встречей продуктивного школьного времени.

Школьный стресс после каникул . Симптомы, которые могут служить признаками того, что у ребенка возникли какие-то проблемы в школе, учебе; что должно насторожить родителей? Прежде всего, это беспокойный сон. Многие родители просто не обращают на это внимания. А бывает, что усугубляют ситуацию и говорят: «Когда тебе уроки учить или идти в школу, у тебя болит живот, а вот завтра воскресенье, и живот болеть не будет». Но они должны понять, что живот действительно болит из-за сильного напряжения, из-за тревоги или просто ребенку неуютно, что-то трудно дается. Еще один признак - страхи самого разного характера. Третий признак - близкие слезы, когда ребенок без видимой на то причины начинает плакать, особенно если до этого он никогда не был плаксивым. И вообще любые резкие перепады настроения - тоже ненормально. Родителям следует обратить внимание и на возникший консерватизм, например в еде. Мы имеем ввиду ситуации, когда ребенок вдруг ни с того ни с сего говорит, что будет есть только то, что привык, - сосиску или котлету, ничего нового не хочет.

Что делать в подобных ситуациях? Первая заповедь для родителей - уметь наблюдать за ребенком. Вторая - уметь говорить, слышать и слушать. Прогулка перед сном - самое подходящее время для разговора по душам, когда ребенок не боится, что вы будете его за что-то ругать. Важно очень тонко подойти к ситуации, выяснить, какие отношения с ребятами, как ведет себя учительница в классе, как учитель реагирует в тех случаях, когда дети ведут себя хорошо или, наоборот, плохо. Ребенок все расскажет, будьте уверены. Необходимо уметь правильно делать выводы из разговора. Наблюдать за ребенком надо не полчаса, а неделю или дв

Если «лето - это маленькая жизнь», то возвращение в школу для многих детей и особенно их родителей превращается в конец света. Мы поговорили с детским и семейным психологом Галией Нигметжановой о том, как сделать этот процесс менее болезненным и даже приятным.

Человеку, будь он взрослым или ребёнком, всегда сложно переживать любые изменения в налаженном распорядке дня. Речь не только о переходе от хорошего к плохому: после изнуряющего учебного ритма перестроиться на режим каникул тоже непросто. Что уж говорить о возвращении в школу после трёх летних месяцев. К сожалению, иногда родители вместо того, чтобы поддержать ребёнка в этой непростой ситуации, говорят: «Ты разболтался», «Вот сейчас начнётся учёба, а ты спишь до полудня» и так далее. Такие фразы точно не мотивируют, а только пугают. Но всё-таки есть несколько способов сделать возвращение в школу после каникул приятнее.

1. Обсудите с ребёнком его летние впечатления

2. Договоритесь о его новых обязанностях и правах

За лето ребёнок повзрослел, перешёл в следующий класс, а значит - обрёл новый социальный статус. Почему-то мы обычно акцентируем внимание на увеличении обязанностей, а про новые права упомянуть забываем. Как отразится новый статус на жизни ребёнка? Можно обсудить, изменится ли сумма на карманные деньги с нового учебного года, или добавить дни, по которым он будет самостоятельно возвращаться из школы. Эти вопросы стоит обсуждать в форме диалога: «Знаешь, я тут подумала, что можно давать тебе другую сумму карманных денег. Как ты думаешь, на что тебе могут понадобиться карманные деньги в 6 классе?». Если ребёнок, например, скажет, что давно мечтает о новом телефоне или наборе Lego, предложите ему такую сумму, из которой он сможет откладывать часть денег на свою мечты. Предвкушение нового статуса и новых возможностей заметно скрасит окончание каникул.

3. Предложите вместе подумать, как обустроить его рабочее место

Любые жизненные перемены сопровождаются обрядами. Новый этап влечёт за собой обновление пространства. Часто мы просто шпыняем детей: «Кругом бардак, где ты будешь уроки делать?». Гораздо эффективнее позволить ребёнку самому решить, как должно выглядеть его рабочее место. Как ему будет удобно, что необходимо убрать или принести. И подумать об этом лучше не 31 августа, а немного заранее.

Не пренебрегайте и покупкой школьных принадлежностей. Делать это лучше вместе, потому что канцелярский мир - тетради, ручки, пенал - тоже часть перехода из одного класса в другой. Перед выходом из дома составьте вместе список всех необходимых вещей, но обязательно оставьте небольшую часть бюджета на то, что может захотеть сын или дочь в магазине. Если он просит тетрадку со Спайдерменом, а в школе запрещают цветные обложки, пойдите на компромисс и купите её для черновика. Главное, обо всём договориться на берегу, до того, как вы оказались в магазине, иначе всё закончится ненужным скандалом из-за лишнего ластика или ручки.

4. Спросите, что ребёнку не нравится в школе

Вспомните, что раздражало, мешало, не получалось в прошлом учебном году. Допустим, «каждый раз мы ищем кроссовки, они постоянно куда-то пропадают». Обсудите эту ситуацию спокойно, никого не обвиняя. Даже некоторые взрослые возвращаются домой, преодолев уже полпути на работу, из-за забытого телефона или невыключенного утюга. Вместе с ребёнком придумайте, как эту проблему можно решить. Например, вбить в стену крючок специально для злосчастных кроссовок.

5. Не требуйте многого в первые учебные недели

Школьная программа не зря разбита по неделям: в соответствии с рекомендациями физиологов первые недели - это адаптация к учёбе. Учителя обычно не дают новый материал, а проверяют, что осталось в головах учеников с прошлого года, и редко ставят отметки. Родителям стоит действовать так же, не нужно сразу завинчивать гайки. Детям часто трудно первый месяц именно потому, что взрослые сеют тревогу, драматизируют и упрекают: «Ты всё лето провалял дурака, теперь пожинаешь плоды. А я тебе говорил, что надо было каждый день сидеть с книгами и учебниками!». Ребёнок, который хорошо отдохнул и получил две недели в сентябре для адаптации, потом делает заметный рывок вперёд. Конечно, не считая тех случаев, когда у него серьёзные пробелы за прошлый учебный год, а родители об этом узнали в сентябре.

Иллюстрации: Shutterstock (Kat Buslaeva)

Окончание лета зачастую означает конец неорганизованным дням и позднему отбою. Следует аккуратно подойти к процессу возвращения в рабочий школьный распорядок жизни.

Лето заканчивается, и подходят к концу веселые дни, проведенные на даче с друзьями, в летних лагерях и самые длительные и долгожданные летние шко льные каникулы плавно перетекают в «1 Сентября».

В зависимости от ребенка и его опыта, возвращение в школу одновременно может вызывать у ребенка радость и в тоже время принести огорчения и переживания по поводу предстоящей учебы. Но каким бы, радостным или нет, не было возвращение в школу, возвращение к учебному расписанию, вставаниям по утрам до начала занятий, покупка школьной канцелярии и формы и конец летнему отдыху переносят ребенка из праздничного лета в трудовую осень.

Возвращение к подходящему времени отбоя.

Школьные принадлежности и форма.

Помогите детям подготовиться к переходу к школе после летних школьных каникул, выбирая вместе с ними школьную канцелярию. Выбор новой ручки, книги и тетрадки поможет ребенку ощутить больше радости и предвкушения ожидания от начала учебного года. Также каждый ребенок будет иметь свое личное мнение, какую одежду приобрести к началу года, и какой пенал выбрать. Превратите все это в увлекательное мероприятие. В противном случае скорая подготовка в ночь перед школой превратиться в изнуряющую рутину, которая никак не поможет ребенку ощутить радость от начала учебных месяцев после прекрасных летних школьных каникул.

Подготовка к изменениям и разлуке.

Возвращение в школу после летних школьных каникул несет вместе с собой множество изменений, связанных со знакомством с новыми одноклассниками, учителями и расписанием. Очень правильным шагом является отправка ребенка на подготовительные курсы для детей младшего возраста или для детей, которые переходят из начальной школы в среднюю. Поговорите с ребенком, что они ожидают от нового учебного года. Маленькие дети, которые первый раз идут на подготовительные курсы перед школой, могут нуждаться в поддержке родителей, особенно если ребенок по натуре стеснительный или незнаком с новыми правилами, которым ему придется следовать.

Заключительная летняя вечеринка.

Организация вечеринки или выездного семейного отдыха также поможет ребенку чувствовать себя более счастливым. Можно провести специальные «ритуалы» по прощанию с летом и встречей с новой жизнью в школе. Вы можете организовать совместный выезд на природу с другими родителями, чьи дети будут одноклассниками вашего ребенка. При встрече в первый день со знакомыми лицами, поможет ребенку быстрее адаптироваться к школьной поре.

Также, если Ваш ребенок отдыхал в летнем детс ком лагере, встреча с лагерными друзьями поможет подвести итог всем летним каникулам и перенести новых друзей в новый учебный год. Летний детский л агерь сплачивает детей, как никакое другое место. Пусть эти новые знакомства будут в течение года греть его летними воспоминаниями. Ведь именно лето помогло им свершиться, а значит, оно больше никогда не покинет ваших детей.

Так или иначе, переход от отдыха в школьные кани кулы не должен превратиться в неподъемную рутину, которая свалится на голову ребенка, как снег. Помогите ребенку подготовиться заранее и будьте внимательны к нему в этот переходный период, и тогда новый учебный год начнется без разочарований и сожалений о прошедших летних днях

The copyright of the article How to Prepare Children for Back to School in Parenting Resources is owned by Michelle Carchrae. Permission to republish How to Prepare Children for Back to School in print or online must be granted by the author in writing.

Перевел: Астанчук Валерий

Сейчас, за полторы недели до начала - самое время постепенно возвращаться в «школьный» режим дня. Резкий переход от состояния покоя к рабочему режиму - и для детей, и для взрослых - стресс. Уже можно постепенно начинать просыпаться утром и укладываться спать вечером чуть раньше.

Откат в знаниях

Нашему мозгу нужны тренировки. За летние месяцы происходит «откат» в знаниях, в среднем, ко второй четверти предыдущего года обучения. И именно поэтому первые несколько месяцев учебного года учителя занимаются с детьми повторением.

Домашнее задание на каникулы часто и дается для того, чтобы ребенок оставался «в процессе» обучения. Здорово, если летом ребенок в свободном отпускном режиме системно учился (например, иностранным языкам).

В оставшееся время можно в спокойном темпе, без давления и принуждения пролистать тетради и, возможно, справочники за предыдущий год. Или скачать из интернета программу обучения по предмету и хотя бы просто просмотреть заглавия тем.

Дополнительные занятия

Если во время учебного года планируется, что ребенок будет ходить на кружки и секции, лучше начать заниматься уже в августе.

Питание

Первые учебные месяцы (особенно в новой школе, в новом классе) - это стресс. Система образования меняется, но пока многим детям ходить в школу страшно. А жизнь подростков (так уж физиологически сложилось) - это постоянное напряжение.

Когда человек находится в состоянии хронического стресса, его мозг испытывает дефицит . Цинк влияет на работу гиппокампа, который помогает нам и нашим детям обрабатывать и запоминать большие объемы информации. Уже сейчас пора использовать то, во что вы верите - есть продукты, содержащие цинк, если вы верите в витамины, или же принимать биодобавки.

Как помочь ребенку привыкнуть к школе: начинаем заранее

Общение

Для интровертных, застенчивых детей, которые к тому же летние месяцы провели уединенно, возвращение в коллектив - это дополнительная нагрузка и возможный источник напряжения.

Можно предложить в какой-нибудь из оставшихся дней каникул встретиться всем классом и пойти в кино или на пикник. Это поможет снизить тревогу и, возможно, поможет детям проявить те грани, которые им сложно показать в школе.

Возвращение

За несколько дней важно прийти в школу, походить по коридорам, посмотреть на новый (или вспомнить старый) кабинет.

Если ребенок приносит в класс какую-то свою вещь - книгу в библиотеку, вазон, плакат, фотографию - он как будто бы ставит отпечаток: «Я тут есть». Это облегчает адаптацию и привыкание к классу. Здорово, если в классе делается общая газета с фотографиями всех учеников.

Хорошие воспоминания

Для тех, кто склонен фокусировать внимание на негативе, у кого «ничего хорошего нет и не будет», кто не замечает ресурсных событий и радостей, можно сделать коллаж из фотографий (даже снятых на камеру мобильного телефона) самых радостных моментов лета. Записать все самое знаменательное в «журнале воспоминаний», благодарностей, успехов.

Завершение опыта

Иногда, когда ребенок приезжает из лагеря, у нас возникает ощущение, что он как будто «не вернулся». Порой и нам, взрослым, важно осознанно ставить точку в разных процессах. Так легче совершать переход в другие действия и психологически акклиматизироваться.

Можно, например, отпраздновать возвращение из лагеря, из отпуска, отметить завершение каникул. Здорово будет встретить даже взрослого ребенка после любого отсутствия сюрпризом - шариком, подарком, рукодельным плакатом, тортом.

Принятие изменений

Ребенок вернулся из лагеря и изменился. Нам важно дать себе возможность привыкнуть к нему, изменившемуся за лето. Жизнь ребенка постоянно обогащается новыми отношениями, новыми ролями, знаниями, словами и «системами».

Фокус его внимания будет смещаться на других взрослых и детей. Наша роль рядом с ребенком, с одной стороны, неизменна, с другой - тоже трансформируется. Важно постараться успокоить свою тревогу и не стремиться вернуть свою власть и авторитет силой.

Эти простые для исполнения, но такие важные для эмоционального спокойствия и уверенности в себе действия помогут вам и вашему ребенку быстрее влиться в рабочий ритм и с уверенностью войти в новый учебный год.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...