Как быть приятным собеседником. С любым человеком, есть о чем поговорить

Люди, с которыми интересно общаться, ценились во все времена, начиная с пещерных. Ведь нет для человека большего удовольствия, чем поговорить с себе подобными, при этом и себя показать, и других послушать. Вообще хороший собеседник – это большая редкость, обнаружив которую, чувствуешь ни с чем не сравнимое удовольствие. Большинство людей, среди которых протекает наша жизнь либо не в состоянии связать двух слов, во всяком случае, сделать это логично и увлекательно, либо заливаются соловьем, но зациклены на себе, любимых, и готовы посвятить описанию своих скучных жизненных обстоятельств десятки часов.

Можно ли научиться быть интересным собеседником, если от природы не обладаешь ни красноречием, ни особым обаянием? Психологи утверждают, что можно. Ведь главное качество, которое люди ценят в партнерах по общению – это вовсе не умение красиво говорить, а умение хорошо слушать. А уж эту премудрость может освоить любой, особенно, при наличии желания.

Что еще должен делать человек, чтобы прослыть приятным собеседником и неизменно собирать вокруг себя интересных и популярных личностей?

  1. Спрашивайте. Мы уже поняли, что главное, что нужно людям – это наша заинтересованность. Наблюдая наш искренний интерес к своей персоне люди чувствуют себя значительными и достойными восхищения. А это каждому приятно. Чтобы подчеркнуть свою заинтересованность словами собеседника, мало просто слушать то, что он говорит. Нужно задавать вопросы, уместные по ходу сюжета: «А он что? А она что? А что потом? И как они на это отреагировали?» и т.п. Хорошо еще кивать головой, удивленно расширять зрачки и издавать одобрительные восклицания.

    Говорите комплименты и другие приятные вещи. Одобряйте внешний вид, поведение и жизненные установки рассказчика. Вам ведь это все нравится, не так ли? Если нет, то почему вы общаетесь с этим человеком? Найдите себе другого, более близкого по духу, собеседника. В своем стремлении быть интересным собеседником не нужно перегибать палку и слушать речи тех, кто вам неинтересен. Разговор – это двусторонний процесс, и обе стороны должны получать удовольствие. Если так и происходит, не стесняйтесь выразить это словами.

  2. Наблюдайте за собеседником. Может, он заскучал и хочет сменить тему? Задайте вопрос из другой области, которая, как вы считаете, может быть ему интересной. Расскажите что-нибудь сами, посмотрите на его реакцию. Если он живо откликнется, продолжайте развивать тему, спрашивайте его мнение по тем или иным вопросам. Если ваша подача не нашла поддержки, попробуйте что-то еще. Заговорите о его друзьях, семье, увлечениях. Какая-то тема обязательно будет ему интересна.

    Если вам надоело слушать и восхищаться, и вы хотите, чтобы теперь услышали вас, это тоже можно устроить.

    Научитесь логично, легко и красиво излагать свои мысли и суждения. Если вы по натуре молчун или отличаетесь косноязычием, с этим можно и нужно бороться. Начать можно с письма. Писать легче, чем говорить: ситуация спокойная, нет напряжения, есть время для обдумывания изящных формулировок. Неважно, что вы будете писать: дневник, личный блог, детектив или эссе на вольную тему. Даже результат не имеет первостепенного значения. Главное – практика. Вы сможете развить способность выражать то, что думаете при регулярных тренировках. Когда научитесь общаться письменно, вам будет не так уж сложно перейти к связной устной речи.

  3. Тренируйтесь разговаривать. Это совет для неопытных собеседников, которые в компании теряются, начинают что-то невнятно мямлить, вставляют замечания невпопад и часто готовы провалиться сквозь землю. Если вы боитесь всеобщего внимания и в то же время страстно его желаете (не такое уж редкое сочетание) сначала потренируйтесь перед зеркалом. Выберите произвольную тему, можно наугад, открыв словарь или книгу, и начинайте ее развивать. Темой может быть разведение кенгуру в неволе или принцип функционирования электровелосипеда. Это неважно. Не волнуйтесь, вас никто не видит, вы можете нести полную ахинею и околесицу, главное, делайте это легко и уверенно. Если боитесь, что вас услышат и вызовут санитаров, убедитесь в своем уединении: проверьте двери, окна и скрытые места на наличие «жучков». Можете записать свою речь на диктофон. Так вам легче будет обнаружить все недостатки вашего ораторского искусства и исправить их, чтобы быть интересным собеседником.
  4. Читайте. Для развития способности говорить и рассказывать истории очень полезно изучать образцы: классику и современную литературу, женские романы и полицейские детективы, глянцевые журналы и политические газеты. Во всей этой печатной продукции можно обнаружить нужный вам элемент – складную и увлекательную речь. Перенимайте опыт рассказчиков, используйте новые слова и интересные темы для повышения собственного статуса интересного собеседника.
  5. Будьте в курсе событий. Если вы не смотрели новый фильм с Томом Крузом или не читали недавно вышедший роман Пелевина, вам нечего будет обсуждать с друзьями. Конечно, в случае, если ваши друзья интересуются именно этими персонажами. Следите за актуальными новостями в спорте или политике, в «Фейсбуке» или в «Ютубе», в глянце или на канале «Фэшн». И тогда к вам будут обращаться, чтобы узнать что-то новенькое, обсудить события, узнать ваше мнение. Мнение на первых порах, если вы неопытный говорун, можно заготавливать заранее. Но ни в коем случае нельзя останавливаться на этой стадии. Развивайте не только речь, но и мозг. Имейте собственно мнение по всем вопросам.
  6. Развивайте чувство юмора. Остроумный собеседник особенно притягивает внимание, причем как своего, так и противоположного пола. А в наше время остроумие ценится особо, не зря же так популярны КВН и «Камеди-клаб», а на каждом уважающем себя канале есть свое скетч-шоу и другие юмористические изыски. Приобрести остроумие или хотя бы репутацию человека с чувством юмора сложно, но возможно. Изучайте первоисточники. Читайте Ильфа и Петрова, слушайте радио «Юмор FM» и смотрите телевизор, там особенно много забавного, причем не всегда в юмористических передачах. На первых порах можно использовать заготовки: выученные анекдоты, услышанные где-то шутки, смешные истории, произошедшие с другими. Только не нужно втискивать их в разговор насильно. Дождитесь подходящего момента, чтобы произвести фурор и услышать взрыв смеха.
  7. Будьте собой. Но в своем лучшем, положительно настроенном и полном оптимизма, варианте. Если вас одолели проблемы, не нужно загружать ими окружающих с мрачным выражением лица. Или промолчите, или расскажите о том, что произошло, с юмором. Это не только позабавит ваших собеседников, но и вам поможет абстрагироваться от ситуации и взглянуть на нее под другим углом. Получайте удовольствие от общения, это всегда заметно и приятно тем, с кем вы проводите время. Если не получается, проводите время каким-то другим образом. Не нужно себя заставлять делать то, что не хочется, это неизбежно приведет к накоплению напряжения и порче характера и поведения.
Еще один совет напоследок: в совершенстве освоив технологию ведения интересной беседы, не забывайте об умении слушать и интересоваться другими людьми.

Умение завязывать беседу и общаться с людьми помогает заводить новых друзей, подниматься по карьерной лестнице, повышает самооценку и вообще идет только на пользу человеку. Непринужденные светские диалоги позволяют разрядить обстановку и замять любую неловкую ситуацию.

1. Не стесняйтесь задавать вопросы

Хотите узнать, как стать интересным собеседником? В этом нет ничего сложно. Для начала забудьте о стеснении, и смело задавайте незнакомым вам людям вопросы. Поинтересуйтесь у собеседника, чем он занимается. Ответ человека наверняка будет достаточно длинным и общение на этом не закончится.

Не зная, с чего начать разговор, спросите у человека, что привело его на бизнес-мероприятие или вечеринку, где вы встретились. Как это соотносится с его работой или интересами. А далее используйте ответы для продолжения беседы.

2. Делайте комплименты

Рассказывая, как стать интересным собеседником, психологи рекомендуют делать людям комплименты. Мы любим нравиться, и продолжать беседу с человеком, которому симпатичны, нам хочется больше. Комплименты одинаково эффективно «работают» и в женской, и мужской компании. Беседуя с дамой, похвалите ее внешний вид, наряд или украшения, а джентльмену достаточно сказать, что он прекрасно выглядит.

Вы мучительно подыскиваете вопросы для разговора? Не тратьте время зря, а спросите у собеседника совета. Скажите, к примеру, что хотите узнать его мнение по рабочему проекту или выбору вина на праздник, поинтересуйтесь, не знает ли он о грядущем мероприятии или смотрел ли он новый фильм. Людям нравится помогать другим, и они получают от этого удовольствие. Даже самый скромный и молчаливый человек, услышав вашу просьбу, проявит себя с другой стороны и в прямом смысле этого слова расцветет.

4. Расскажите о себе

Обдумывая, как построить разговор, не обязательно формировать список вопросов и предугадывать варианты ответов на них. Попробуйте не задавать вопросов собеседнику, а первому . Подобная методика особенно эффективна для начала диалога со стеснительными мужчинами и женщинами. Увидев вашу открытость, они расслабятся и с большей охотой пойдут на контакт.

5. Используйте обстоятельства

Если вы не знаете, с чего начать разговор, используйте окружающие обстоятельства: вы можете завязать беседу о погоде, результатах спортивной игры, о выступающих на сцене, если находитесь на мероприятии, и т.д. После этого плавно переходите к более интересным темам.

6. Найдите общие интересы

Чтобы в будущем знать, как построить разговор с новым знакомым, найдите общие интересы. Это может быть что угодно: любовь к рыбалке, чтение книг, рисование, коллекционирование масштабных моделей техники.

7. Пользуйтесь приемом активного слушания

Найдя темы и вопросы для разговора, заслужите репутацию приятного собеседника. Для этого не только говорите, но и внимательно слушайте другого человека. Смотрите на собеседника, когда он что-то рассказывает, кивайте ему и помогайте при необходимости подобрать нужные фразы.

8. Улыбайтесь

Знание того, как завязать разговор – только полдела. Ведя беседу, важно покажите, что расположены к человеку, проявите открытость. Для этого чаще улыбайтесь. Улыбка чувствуется даже во время телефонного общения. Однако не переусердствуйте, чтобы не прослыть слишком легкомысленным человеком.

9. Реже используйте «я» в диалогах

Не зная, как завязать разговор, мы начинаем рассказывать собеседнику о себе. Это нормально, но не стоит постоянно использовать в диалогах местоимение «я», демонстрируя неприкрытый . Измените форму высказываний. Определившись с тем, как продолжить разговор и рассказывая что-то собеседнику, вместо «я удивлен» говорите «удивительно», вместо «я хочу» — «мне хочется».

10. Чаще называйте собеседника по имени

Рассказывая, как продолжить разговор или начать его, стоит уточнить: вы обязательно должны узнать имя собеседника и активно использовать его в диалогах. Давно известно, что трудно найти что-то приятнее звуков собственного имени.

11. Избегайте сложных терминов и фраз

Не пытайтесь придать себе , оперируя в разговоре сложными научными терминами. Умный человек и без этого поймет, что вы из себя представляете. Высказывая мысли, объясняйте сложные вещи простыми словами.

Мои клиентки часто спрашивают меня о том, как быть интересной собеседницей для мужчины. Ответ прост – задавайте вопросы и научитесь заинтересованно выслушивать ответ. Вопрос имеет удивительное свойство концентрировать мозг в направлении ответа, запускает такой мысленный поисковик.

Значит, внимание концентрируется, во-первых, на теме разговора, во-вторых, на личности человека, которым задан вопрос – ведь мы прежде чем ответить – оцениваем подсознательно кому мы будем отвечать. В первом случае тебе необходимо направить мысль в нужное для тебя русло.

Например, хочешь быть Праздником для мужчины – говори с ним о праздниках, а хочешь отношений, любви – говори с ним о любви. А лучше спрашивай. Не бойся показаться слишком любопытной - людям нравится говорить о себе и вспоминать о приятном. И пусть его интерес и внимание, воссозданные приятные эмоции, связываются в его сознании с твоей персоной – это пойдет вашим отношениям на пользу.

Второе благо задаваемых вопросов – это информация, которой ты сможешь воспользоваться, чтобы понять нужен тебе такой партнер или нет. Кстати, постарайся обращать внимание не только на то, что говорит партнер, но и на то, как он говорит. Человек на самом деле часто и много о себе рассказывает – мы просто не хотим или не умеем анализировать информацию, предпочитаем жить в иллюзиях, и сконцентрированы на своей персоне во время диалога. Хотя своевременная внимательность могла бы предотвратить и маленькие огорчения, и большие трагедии нашей личной жизни.

Самое лучшее время для вопросов – это период флирта, ухаживаний. Это время самого начала отношений, когда лучше держать уши открытыми, а сердце не спешить открывать незнакомцу. Спрашивай с долей детской непосредственности, иногда шутливым тоном, легко– и анализируй. Узнай его лучше с помощью заготовленных вопросов, которые можешь просто выбрать из ниже-опубликованной коллекции и научись азам активного слушания. Всем нравятся люди, которые говорят с нами о нас))

  • Что для тебя «свобода»?
  • Интересно, по каким признакам женщина 
может узнать, что она нравится мужчине?
  • Интересно, а как мужчина понимает, что он нравится женщине?
  • А правда, что мужчины предпочитают слабых (сильных) женщин?
  • Интересно, а что было самым лучшим, что ты делал для своей женщины?
  • Интересно, а как ты расслабляешься?
  • Интересно, а как ты развлекаешься?
  • Как часто ты влюбляешься?
  • Ты веришь в любовь с первого взгляда?
  • На что ты в первую очередь обращаешь внимание при знакомстве с противоположным полом?
  • Про кого ты можешь сказать, что он или она – «любовь всей моей жизни»?
  • Тебе бы хотелось изменить свой пол хотя бы на день? Кем бы хотел быть тогда? Что бы делал?
  • С кем у тебя были самые длинные отношения?
  • Какой лучший подарок ты получал от партнера?
  • Какую одежду ты считаешь сексуальной?
  • Что для тебя «удовольствие»?
  • Что для тебя в жизни самое ценное?
  • Твоя любимая история любви?
  • Твоя любимая песня о любви?
  • Твой любимый фильм о любви?
  • Что самое лучшее есть в браке?
  • Ты можешь быть счастливым только от того, что счастлив твой партнер?
  • Что для тебя важнее: процесс или результат?
  • Интересно, что ищет мужчина в женщине прежде всего?
  • Когда отношения были совершенно счастливыми?
  • С каким известным человеком ты бы хотел иметь сексуальные отношения?
  • Ты считаешь себя романтиком?
  • Как бы ты хотел, чтобы твой партнер проявлял свою любовь?
  • Опиши идеальный брак. Как проходит день в таких браках?
  • Что такое любовь?
  • Должен ли быть закон, наказывающий неверных любовников?
  • Почему люди пытаются изменить друг друга?
  • Каких людей ты любишь?
  • Опиши свои ощущения, когда ты в первый раз влюбился?
  • Назови два качества, которые не привлекают тебя в представителях противоположного пола? Привлекают?
  • Твое представление об идеальном мужчине/женщине?
  • Какой важный урок ты вынес из прошлых отношений?
  • Кто, по-твоему, самая романтическая пара в мировой истории, в книгах, кино?
  • Опиши своего идеального партнера.
  • Какая погода тебе кажется наиболее романтичной?
  • Кто последним говорил тебе «я люблю тебя»?
  • Что зажигает в тебе огонь, а что тушит?
  • Что характеризует хороший брак?
  • Какой любовный урок твоего опыта тебе надолго запомнился?
  • Какие три вещи ты любишь делать со своим партнером?

Упражнение

Выбери 5 понравившихся вопросов из списка. Задай в ближайшее время их в беседе с мужчиной. Отследи реакцию.

К каким выводам ты приходишь? Потом следующие пять…

«Принцип земляники со сливками»: «Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему то предпочитает червяков. Вот почему, когда я иду на рыбалку, я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба»

(Дейл Карнеги)

Если ты хочешь кого-либо заинтересовать собой – говори о том, что ему интересно (говори с ним на одном языке). Теория простая, и всем известная – но как ее реализовать на практике?

А на практике полезно знать, что сфера интересов твоего собеседника подразделяется на шесть категорий: «люди», «место», «время», «ценности», «процесс», «вещи».

Обычно 2-3 темы из этих 6 у человека излюбленные – обсуждать их он будет с огромным удовольствием. Остальные ему не интересны, и вызывают у него смертельную скуку, - «ну зачем об этом? это же не важно!»

Чтобы лучше понять, как это используется в жизни, давай поближе познакомимся с каждым типом в отдельности.

Кошка поймала мышку:

- Жить хочешь?

- А с кем?

- Тьфу! Даже есть противно!

Любимый вопрос: «Кто?». Для него важны люди: с кем он общается, кто его окружает.

Такой человек подбирает себе работу исходя из того, в какой коллектив он вольется, с кем ему придется взаимодействовать.

Рассказывая о своем отпуске, будет говорить в первую очередь о людях, с которыми отдыхал, с которыми познакомился.

Если его приглашают на вечеринку, то он обязательно спросит: «А кто там будет?». Спросит потому что это для него наиболее важно.

В штабе ракетных войск:

- Сегодня пришел приказ о сокращении штатов на 10%. Всем понятно?

- Да…

- А теперь детали: Я думаю, надо начать с Техаса, Флориды, Алабамы…

Любимый вопрос: «Где?». Этому человеку важно четко ориентироваться в пространстве. У него обычно бывает любимое кресло или любимое место за столом, на которые он старается никого не пускать.

При выборе работы важнейшим фактором будет местоположение офиса, и то, насколько ему понравится его рабочее место.

Рассказывая об отдыхе, будет описывать те места, в которых он побывал, через какие достопримечательности пролегал его маршрут.

Дотошно будет расспрашивать о том «где будет проходить вечеринка». На самой вечеринке его будет интересовать, где он сядет за столом, на какое место.

У одного француза спрашивают:

- Вам что больше нравится? Вино или женщины?

На что он отвечает:

- Это зависит от года выпуска.

Любимый вопрос: «Когда?». Для такого человека все, что связанно со временем будет предельно важным.

Новую работу подбирает на основе таких критериев как, подходящий график работы, сколько времени ему добираться от дома до офиса, продолжительности отпуска.

Детально перескажет вам распорядок дня в санатории в котором отдыхал, во сколько прибыл поезд, на сколько минут опоздал самолет и все другие детали, связанные со временем.

Прежде чем пойти на вечеринку обязательно спросит «когда она начнется? во сколько закончится? когда уходит последний автобус?»

«Ценности»

– Доктор, я жить буду?

– А смысл?

Любимый вопрос: «Зачем?». Этому человеку важно чтобы то, что он делает, было ценным и полезным. Он ищет во всем смысл. Говорит о своих ценностях и убеждениях.

Такой человек будет готов работать в неприятном ему коллективе, у чертиков на куличках, тратя уйму своего времени на дорогу, если будет при этом считать, что, работая здесь, он приносит пользу людям, или какую то пользу себе.

Будет рассказывать не о том, как он отдыхал, а о том, зачем он поехал в санаторий, что это ему дало: «здоровье поправил, с семьей хоть немного вместе побыл, знакомства полезные завязал».

Прежде чем пойти на вечеринку поинтересуется, «Чем мне это будет полезно?», потому что вечеринка сама по себе не представляет для него особой ценности.

«Процесс»

Здоровенный ленивый котище пробирается домой и думает:

– Сейчас на бак, с бака на забор, с забора на трубу, по трубе на крышу…

В этот момент труба под ним отрывается от стены и начинает падать.

Кот (возмущенно):

– Не понял!..

Любимый вопрос: «Как?». Для него очень важно как он будет, что-либо делать, последовательность действий, которые необходимо совершить. Часто использует в речи глаголы.

В работе для него самое важное, чтобы сам процесс доставлял ему удовольствие.

Рассказывая об отдыхе: будет описывать последовательность событий, день за днем: «с утра позагорали на пляже, после этого пообедали, потом поспали, затем сходили в бассейн.… На следующий день поехали на экскурсию, после этого …»

Ему будет интересен весь сценарий вечеринки, что будет идти за чем: «а после того, как мы поужинаем, что будет? А после, того как потанцуем? А после, того как попьем чай?»

Таможенник заглядывая в чемодан пассажиру с прибывшего рейса:

- Итак, уважаемый, давайте определимся, где тут ваши вещи, а где - мои.

Любимый вопрос: «Что?» . Такой человек обращает много внимания на вещи и предметы. В речи часто использует существительные.

При выборе работы посмотрит на те предметы, которые будут его окружать: компьютер, офисный стол, комната.… Важно, чтобы ему это понравилось.

Детально расскажет о тех вещах, которые его окружали во время отдыха: «бассейн был хороший, пляж с песочком, комнаты двухместные, с телевизором и холодильником…»

Обязательно спросит «Что будет на вечернике?». Если человеку типа процесс важно услышать «сначала поужинаем, потом потанцуем, потом будем пить чай», то человеку типа «Вещи» важно услышать «будет ужин, танцы, чаепитие»

Теперь вопрос «О чем же с ним говорить?» решается достаточно просто: послушав человека, определяешь его излюбленные темы, после чего разговариваешь с ним, стараясь попадать в сферу его интересов. Если это «люди», то беседуй именно о людях. Если это «место», то расспрашивай где он был, рассказывай, куда ты сама собираешься поехать…

Чтобы убедиться, что такая подстройка достаточно важна, попробуй пару раз специально «отстроиться» от интересов человека. Он тебе, например, «о людях, с которыми познакомился», а ты ему вопрос из другой области: «а где ты с ними познакомился?», «а когда это было?». Реакция человека сразу подскажет тебе, что так лучше не делать (за исключением случаев, когда тебе нужно быстро прервать разговор)

Чтобы проверить себя, насколько хорошо ты теперь ориентируешься в этой «типологии интересов», попробуй ответить на вопросы следующих тестов.

Тест №1

Прочитай высказывания 6 разных людей, о своем отпуске. Основываясь на них, определи тип интересов каждого человека.

Человек №

Высказывание

Тип интересов

«…Да разве это отдых. Всего 12 дней. И то: 36 часов дорога туда, и столько же обратно. Единственная радость – море в 5 минутах…»

«…В комнате было все что нужно: душ, телевизор, холодильник, чайник…»

«…познакомилась я там с Ириной Васильевной. Удивительнейший человек! У нее 12 детей. Младшая – Анютой зовут…».

«…Отдыхала я в Новом Свете, это южное побережье Крыма, в 10 км западнее Судака. Жили, кстати, метрах в 200 от моря…»

«…Как только приехали на жд вокзал, нас сразу повезли в санаторий, там накормили, после этого расселили по номерам…»

«…Здоровье подправила, и это самое важное. Врачи в санатории хорошие были. Так, что если хотите подлечиться – то это лучший вариант…»

Тест №2:

Твоя подруга не хочет идти к тебе на вечеринку. Ты все-таки хочешь убедить ее прийти. Реши, какую фразу ты будешь использовать для какого типа людей.

Высказывание

Подходит для людей типа…

«… Послушай, точно будут Лена, Катя, Миша, Сергей. Игорь собирается подъехать с двумя своими друзьями. Хорошая компания собирается! Только тебя не хватает…»

«…Приезжай! У нас отличная программа: сначала поужинаем, потом посмотрим фотографии, затем потанцуем, ну и в конце – обсудим планы на будущее…»

«…Тебе просто необходимо отдохнуть. К тому же сможешь завязать полезные контакты. Да и вообще, дружеские связи нужно поддерживать…»

«…Тебе всего 40 минут ко мне ехать! А вечером закончим пораньше, часов в 11 ты уже обратно поедешь. Мы ведь с тобой уже 2 месяца не виделись!!! Когда еще встретимся?…»

«…Ведь собираемся не абы где, а у меня дома! К озеру сходим, оно здесь рядом. Тебя посадим на твое любимое мягкое кресло…»

«…Ты еще не видела мою квартиру после ремонта: новые обои, картины на стенах, аквариум в углу, музыкальный центр…»

Тест №3

Ты пришла к начальнику, чтобы попросить его о прибавке к жалованию. Разным начальникам нужно приводить разные аргументы. Определи для каждой фразы, на начальников, какого типа она лучше подействует.

Высказывание

Лучше подействует на начальников с типом интересов…

«…Вся техника на мне: компьютеры, факсы, телефоны, принтеры, сканеры, расходные материалы. А количество всего этого добра все увеличивается и увеличивается…»

«… По всей стране приходится мотаться, то в Архангельск, то в Екатеринбург, то в Питер… я эти города уже лучше знаю, чем дом родной…»

«…Мне теперь приходится с vip-клиентами много работать: с Еленой Владимировной, с Аркадием Петровичем, с Иваном Васильевичем… Люди они сложные, сами знаете…»

«…Прихожу в 9 утра, ухожу в 8 вечера… в выходные часто приходится работать… если отпуск – то не больше чем на неделю…»

«… Сначала я клиентов нахожу, потом уговариваю их купить, затем договор подписываю, с бумагами вожусь, потом организую перевозку, потом решаю вопросы гарантийного обслуживания… процесс сложный, не дай бог, где ошибешься…»

«… принцип ведь простой: вы больше платите, я больше и лучше работаю… как следствие от результатов моей работы вы опять же, больше денег получаете…»

Правильные ответы:

Ценности

Ценности

Ценности

Если ты правильно ответила больше чем на половину вопросов теста, то поздравляю! Можно считать, что такой непростой темой, как «типология интересов» ты овладела!

Остается лишь пожелать: почаще используй полученные знания на практике. И тогда ты будешь идеальным собеседником, умеющим подобрать ключик к любому человеку.

Если человек желает добиться успехов в бизнесе, он обязан овладеть психологией делового общения. А данный навык базируется на умении контактировать с людьми. Казалось бы, принцип прост. Но мало знать о существовании данного правила, нужно научиться применять его на деле. Что такое деловое общение? Это, как и в повседневной жизни, коммуникация между двумя и более людьми. И навыки данной коммуникации при желании можно усовершенствовать.

Если вы научитесь качественно подавать информацию на переговорах, для участников которых она имеет первостепенное значение, то будете обладать определенным преимуществом. Что имеется в виду под словом «качественно»? Это значит хорошо владеть предметом разговора, уметь отстаивать собственную точку зрения и при этом оставаться приятным собеседником. В сегодняшней статье мы поговорим как раз на данную тему.

Почему так важно стать приятным собеседником именно в бизнесе

Менеджеры, которые относятся к средствам делового общения как к искусству, в большинстве случаев являются преуспевающими. Если провести параллель, то от обычных офисных работников такие люди отличаются так же, как настоящий художник – от человека, рисующего вывески для магазинов.

Лучшая статья месяца

Маршалл Голдсмит, лучший бизнес-тренер по версии Forbes, раскрыл методику, которая помогла топ-менеджерам Ford, Walmart и Pfizer подняться по карьерной лестнице. Вы можете бесплатно сохранить консультацию, которая стоит 5 тыс. долл.

В статье есть бонус: образец письма-инструкции для сотрудников, которое должен написать каждый руководитель, чтобы повысить производительность труда.

Чтобы ваш бизнес стал процветающим, сотрудники фирмы должны уметь общаться и с клиентами, и между собой.

Рыбак, умело расставляющий сети, никогда не останется без улова. То же и с навыками коммуникации. Если человек способен расположить к себе собеседника, приятен и убедителен в общении, умеет подать себя, то и в карьере, и в жизни он наверняка добьется определенных успехов. И с точностью до наоборот: люди, с трудом поддерживающие контакт с окружающими, постоянно испытывают определенного рода трудности, причем в первую очередь это касается отношений с коллегами и деловыми партнерами. С другой стороны, психологи, работающие по теме делового общения, утверждают, что мало быть просто коммуникабельным человеком, своего рода «рубахой-парнем» в общении с клиентами. В сфере бизнеса просто стать приятным собеседником недостаточно. Огромную роль также играют образование, компетентность и профессионализм. А всему этому нужно учиться, и довольно долго.

Прекрасная деловая коммуникация позволяет стать успешным в любой сфере бизнеса. Ведь это не просто умение вести переговоры с партнерами. К ее «юрисдикции» относятся и более мелкие (но от того не менее важные!) элементы. Тут и работа с персоналом компании, и способность сотрудников ладить между собой, быть одной командой. Благодаря хорошей деловой коммуникации увеличивается продажа товаров и производительность труда, идет приток новых кадров и т. д.

Из всего вышесказанного следует вывод: чем лучше ваши менеджеры владеют навыками делового общения, тем более успешен будет бизнес.

К слову, общение разделяют на два типа: вербальное и невербальное. К первому типу относится коммуникация с помощью слов, наиболее для нас привычная.

А вот второй тип намного более интересен. Невербальное общение подразумевает под собой язык поз, жестов и т. п. Все эти, казалось бы, мелочи раскрывают собеседника даже помимо его воли – как могут раскрыть и вас. Если достаточно подробно изучить человеческую мимику, жестикуляцию и прочие невербальные способы передачи информации, то при общении с людьми у вас будет некоторое преимущество.

Что касается вербального общения, то у него тоже имеются свои тонкости. К примеру, паралингвистика и просодика изучают особенности произношения, тембр голоса, ритм и другие элементы речи. Если быть подкованным в этом вопросе, то о собеседнике можно получить массу дополнительных сведений, которые помогут вам составить о нем свое впечатление. Исходя из них, вы сможете принимать решения, а также приводить в споре аргументы, которые он не оставит без внимания. Опытные руководители давно уже взяли на вооружение данную систему и строят на ней психологию переговоров.

Как стать приятным собеседником в общении, овладев искусством обаяния

По мнению Дейла Карнеги, успешность человека в любой сфере деятельности, будь то бизнес или инженерное дело, зависит не столько от его профессиональных знаний, сколько от навыков общения с окружающими. Причем разница тут огромная: роли коммуникации отводится 85 %, и только 15 % – всему остальному. Объясняется это тем, что по Карнеги в людях прежде всего говорят эмоции. На их основе принимаются решения, и только после этого подыскиваются логические объяснения. Стать приятным собеседником для человека – это значит дать ему почувствовать собственную значимость. А вот выиграть спор любой ценой – не лучший способ произвести положительное впечатление.

Общаться только с теми людьми, кто согласен с вами по всем вопросам, – значит не выходить за границы собственного мира. Прозорливый человек действует по-другому и пытается взглянуть на какие-то вещи глазами других людей, понять их мотивацию и интерес. Поступить подобным образом – не значит потерять себя. Это значит расширить свой кругозор и открыть тем самым открыть новые горизонты.

Существует 5 ключей к тому, чтобы стать для человека приятным собеседником.

1. Приятие.

Окружающие оценят, если вы будете относиться к ним с безусловным уважением. Это значит, что людей нужно принимать такими, какие они есть, невзирая на все их достоинства и недостатки. Ошибкой будет выискивать промахи человека или постоянно критиковать его. Если при встрече вы улыбаетесь, причем делаете это радостно и искренне, то люди начинают ощущать себя значимыми.

2. Признательность.

Быть приятным собеседником для человека – значит выражать ему признательность за его действия. Благодарите секретаря за принесенный чай. Благодарите детей за хорошие поступки. И так со всеми и всегда – вне зависимости от масштаба действия. Если поступать таким образом, то самоуважение людей в вашем присутствии вырастает в разы, появляется уверенность в собственных силах. Между прочим, это самым приятным образом сказывается и на вашей собственной самооценке.

3. Одобрение.

Пусть это прозвучит странно, но человеку похвала столь же необходима, как еда или воздух. Если вы начнете искренне хвалить людей, то вам будут рады в любом обществе.

4. Восхищение.

«Все любят комплименты» – так сказал Авраам Линкольн, и был прав.

5. Внимание.

Уделяйте людям как можно больше внимания. Если они будут чувствовать себя ценными, вы им определенно понравитесь.

Как стать приятным собеседником, изучив искусство диалога и эффективного слушания

Умение слушать во многих ситуациях ничуть не менее важно, чем способность убедительно говорить. Лидер должен уметь собирать нужную информацию, а для этого необходимо задавать вопросы и получать ответы.

1. Слушайте как можно пристальней.

Хотите стать приятным собеседником? В таком случае нужно слушать, не прерывая. Желательно соблюдать при этом полную тишину: это создаст ощущение, что для вас в данный момент слова человека – самое важное. При виде такого отношения ваш партнер останется доволен. Мало того, в его мозгу сами собой начнут вырабатываться эндорфины – «гормоны счастья».

2. Перед ответом держите паузу.

Пусть небольшая, длиной в 3-5 секунд, но она нужна. Для чего? Во-первых, если ваш собеседник еще не закончил говорить и просто пытается подобрать нужные слова, это даст ему возможность продолжить свою мысль. Заговорив без паузы, вы его перебьете, а это будет невежливо. Во-вторых, эти несколько секунд молчания покажут собеседнику, что вы обдумываете его слова, а значит, они для вас имеют ценность. Это в свою очередь даст человеку возможность почувствовать себя значимым. Вас же он начнет считать весьма интеллигентным, обходительным и даже приятным. И третье по списку, но не по значению – то, что благодаря подобной манере разговора вы будете не только слушать собеседника, но и слышать его, до мельчайших деталей вникая в то, что он хочет сказать.

3. Не стесняйтесь просить пояснений.

Абсолютно точно понять точку зрения другого человека с первого раза иногда бывает достаточно сложно. Если вы оказались в такой ситуации – не молчите, а попробуйте задать поясняющие вопросы: «Что вы под этим подразумеваете?», «Что конкретно вы имеете в виду?» Помните: задающий вопросы сам ведет ход беседы, управляет ей. А отвечающий, наоборот, является подконтрольной стороной.

4. Перескажите мысль человека по-своему.

Чтобы стать приятным собеседником, не помешает применять в разговоре и следующее правило: чтобы показать человеку, что вы действительно внимательно его слушали, сделайте паузу, а потом, к примеру, уточните: «То есть дело происходило так-то и так-то?». Или: «Получается, вы приняли такое решение, я правильно понял?».

По мнению психологов, на самооценку большинства женщин напрямую влияют отношения с людьми, которые для них что-то значат. Представительницы слабого пола гораздо большее внимание уделяют внешним факторам, чаще смотрят на то, как ведут себя люди, и на их к себе отношение. Вряд ли можно найти женщину, которая не хотела бы любви и уважения. По этому критерию оцениваются и окружающие: предпочтение отдается внимательным и заботливым, компетентным и надежным. А потому совет для тех, кто хочет стать приятным собеседником в том числе и для женщин: меньше говорите и больше слушайте. Если вы хотите очаровать даму, то должны буквально впитывать каждое ее слово, обязаны быть полностью ей покорены. На самом деле для этого требуется не так уж много. Просто спросите, как она провела день, поинтересуйтесь ее жизнью, постарайтесь узнать, что ее тревожит и радует. При этом слушайте внимательно, не перебивая.

Высокая самооценка для мужчин – это прежде всего достижение ими успехов, определенного статуса и уважения со стороны людей, мнение которых для них в высшей степени ценно. Стремление мужчины обеспечить себя и близких – основа его личности, так пошло еще с древних времен. Для некоторых представителей мужского пола остановиться на достигнутом – смерти подобно. Ведь какой бы высоты ни достиг мужчина, он в любом случае ощущает себя незащищенным, а потому старается добиться еще большего. Чтобы стать приятным собеседником для мужчины, просто интересуйтесь им самим и хвалите за работу, успехи в спорте, счастливый брак и т. д.

10 правил общения от Дейла Карнеги о том, как стать приятным собеседником и расположить к себе любого

Специалисты считают, что путь к ораторскому искусству нужно начинать не с техники ведения диалога, а с выработки определенного отношения к людям в целом и к своему собеседнику в частности.

Быть приятным собеседником – значит уметь говорить практически обо всем на свете: и о парадоксальной природе времени, и о футболе, и об особенностях воспитания детей до трехлетнего возраста. Человек, не интересующийся жизнью во всех ее проявлениях, не отличающийся любознательностью, может освоить искусство общения только практически. Но вот истинного удовольствия от своего умения он получать не сможет.

Дейл Карнеги написал множество книг, и некоторые из них сделали его по-настоящему знаменитым. «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей», «Как перестать беспокоиться и начать жить» стали в свое время практически бестселлерами. Впрочем, 80 лет спустя эти работы все так же остаются востребованными.

Правило 1. Откажитесь от критики.

По мнению Карнеги, критика не поможет вам стать приятным собеседником. Более того, это верный способ обзавестись врагами. Человек, который критикует, вовсе не является поборником справедливости – он просто не умеет себя вести.

От критики нет пользы, так как человек, которого порицают, начинает искать для себя оправдания. Критика опасна, потому что принижает чувство собственного достоинства человека, больно бьет по его самооценке, провоцирует чувство обиды.

Чтобы удержаться от ненужных высказываний, просто стоит сделать паузу, глубокий вздох, задержать дыхание. После этого медленно выдохнуть и сосчитать до десяти. Данный прием позволит вам успокоиться и продолжать беседу в нормальном приятном тоне.

Правило 2. Искренне восхищайтесь людьми.

Человек, которым вы искренне восхищаетесь, обязательно станет считать вас приятным собеседником. Но восхищаться нужно именно искренне, лесть и подхалимаж только ухудшат ситуацию. Данное правило Дейл Карнеги считал одним из основополагающих и говорил, что восхищения так или иначе достоин каждый.

Здесь есть один секрет: если вы спросите у человека, что ему приятно делать, а потому получается лучше всего, то тем самым позволите ему похвалить себя самого. Людям нравится выглядеть в хорошем свете. Дайте им такую возможность, и от вас будут без ума.

Правило 3. Проявляйте интерес к людям.

Часто люди больше сосредоточены на собственных проблемах, и обращать внимание на других нет ни сил, ни времени, ни желания. И это неправильно. Если хотите быть для других приятным собеседником, проявите интерес к их жизни. Узнайте, как у человека обстоят дела, что он думает по тому или иному поводу. Как считал Карнеги, если проявлять интерес к людям, можно завести больше друзей за пару месяцев, чем в двухгодичных попытках заинтересовать кого-то собой.

Кроме того, многие люди склонны отвечать взаимностью. Примете в ком-то участие – получите то же самое от него. В качестве примера Карнеги приводил успешного фокусника Говарда Терстона. Тот потому и был признан зрителями, что не считал их за необразованных деревенщин, а был благодарен за внимание к своему ремеслу. Перед тем как выйти на сцену, Говард каждый раз говорил себе: «Я люблю моих зрителей».

Правило 4. Не бойтесь просить о помощи и предлагать ее.

Как ни странно, но человек больше любит тех, кому он оказывает помощь, а не тех, кто помогает ему. На данный парадокс обратил внимание еще Бенджамин Франклин, которому принадлежит фраза: «Тот, кто однажды сделал вам добро, охотнее снова поможет вам, чем тот, кому вы помогли сами». Объясняется все просто: человек, делающий кому-то добро, возвышается в собственных глазах. И если вы хотите завоевать чью-то симпатию, стать приятным собеседником в его глазах, то попросите об услуге. Только не злоупотребляйте этим и не просите о слишком больших одолжениях.

Но не стоит забывать и о правиле взаимовыгоды: получить желаемое гораздо проще, если взамен также предложить услугу.

Правило 5. Улыбайтесь.

Быть приятным собеседником – значит улыбаться, причем делать это еще до начала разговора. Ваша улыбка поможет человеку расслабиться, снимет напряжение, расположит его к вам.

Чувствуйте себя счастливым – и люди вас полюбят. Что для этого нужно? По мнению Карнеги – ничего. Он считал, что наша жизнь напрямую зависит от наших мыслей.

Правило 6. Научитесь ставить себя на место других.

Также психолог был уверен, что 75 % людей желают сочувствия. Стоим дать его им – и отношение к вам намного улучшится.

Многим будет приятно, если вы поддержите их в эмоциональном плане. Совместное переживание сближает и способствует доверительным отношениям. Хотите быть приятным собеседником – посочувствуйте человеку. Если у него выдался тяжелый день, скажите: «Ничего страшного, все нормализуется!». Если же, наоборот, у кого-то радость или просто хорошее настроение, поднимите его еще больше фразой вроде «Ты молодец! Так держать!».

По мнению Карнеги, оказать влияние на человека можно единственным способом – поставив себя на его место. Сделав так, вы сумеете понять ход его мыслей, и это поможет найти вам точки взаимодействия.

Правило 7. Признавайте свои ошибки.

Это полезно не только для вас, но и для других людей. Что касается первого случая, то Карнеги приводил в пример историю одного продавца мыла. Товар был отличным, цена, что называется, адекватной, а продажи не шли. Продавец решил походить по несостоявшимся клиентам и узнать, в чем же дело. Ему указывали на некие погрешности в бизнесе. Продавец внимательно слушал, записывал, во время всего этого предприятия подружился с приятными людьми. И, разумеется, спустя какое-то время возглавил крупную мыловаренную компанию.

Стать в глазах людей приятным собеседником можно и благодаря собственноручно допущенной ошибке. Например, вы перепутали какую-то известную дату, забыли название столицы большой страны. Пусть партнер по разговору вас исправит – ничего страшного. Авторитета вы не потеряете, а человек почувствует в себе уверенность и, главное, перестанет бояться за свои возможные ошибки. Продемонстрируйте, что и вы не идеальны, – людям это понравится.

Правило 8. Взывайте к благородству и сами будьте благородны.

Золотое правило нравственности гласит: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Люди чаще поступают наоборот: как к ним – так и они. Если вы попробуете убедить человека в том, что в нем есть благородство, это наверняка вернется вам сторицей. И поверьте, в итоге для него вы точно станете приятным собеседником.

Правило 9. Откажитесь от приказного тона.

Тут Карнеги предлагает специальное упражнение. Для начала нужно выбрать нечто, что вы желаете поручить своему коллеге, знакомому или близкому. Этот человек готов выполнить задачу? Достаточно ли ему будет сил, опыта или знаний?

Попробуйте дать поручение не в приказном порядке, а в виде вопроса. Не «Сделай это!», а «Почему бы нам не попробовать?», «Поучаствуешь со мной в данном деле?».

Пока человек работает, предоставьте ему как можно больше самостоятельности – и в самой работе, и в ее оценке. Позволены советы, но не команды, и даже не контроль. Не стоит говорить «Работайте на совесть!», лучше мягко спросить: «Как думаете, каковы получились результаты?» Вы ведь хотите быть приятным собеседником, не так ли?

После всего обязательно отметьте участников материально или хотя бы простой благодарностью. В качестве поощрения необязательно должны выступать деньги.

Правило 10. Научитесь хвалить и одобрять других людей.

Карнеги вывел определенные правила, каким именно образом нужно хвалить людей. Делать это надо доброжелательно и искренне, без всякого двойного смысла. В комплиментах обязательно соблюдать чувство меры. Похвалы должны быть разнообразными и одновременно конкретными.

Хорошо действуют комплименты от третьего лица. После этой маленькой хитрости для человека вы станете даже более приятным собеседником, нежели после прямой похвалы. Дело в том, что звучит подобный комплимент как факт, который давно всем известен. Например: «Все сотрудники в отделе давно хотят узнать, как у вас получается так хорошо выглядеть».

Если все правила скомпилировать в одно целое, то выйдет примерно следующее: показывая собеседнику, насколько вы к нему расположены и как вам интересен разговор, вы тем самым рождаете аналогичную реакцию со стороны человека к себе самому.

Как стать приятным собеседником в деловом общении: 6 принципов от Джен Ягер

Если человек намерен добиться успеха в бизнесе или любой другой деятельности, то он просто обязан научиться вести себя с другими людьми надлежащим образом. По этому поводу написано много работ, сделано много попыток сформулировать основные принципы этики делового общения. На Западе существует даже специальный термин personal public relation, который приблизительно можно перевести как «деловой этикет».

В книге Джен Ягер «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса» рассматриваются шесть главных принципов, которые помогут человеку стать приятным собеседником и обрести желаемое:

Принцип 1. Пунктуальность.

Если человек опаздывает, не умеет делать все вовремя, то его поведение нельзя назвать нормальным. Более того, такой человек не вызывает доверия, так как может подвести в любой момент. Данный принцип касается всех аспектов работы. Специалисты по управлению временем советуют добавлять 25 % к сроку, изначально отведенному вами на выполнение определенного задания.

Принцип 2. Конфиденциальность.

Если не хранить секреты компании, в которой вы работаете, так же хорошо, как свои, то вам опять же не будут доверять. Даже если дело касается не корпоративной тайны, а информации личного характера, услышанной от коллеги или руководителя, распространяться об этом не стоит.

Принцип 3. Неизменная вежливость.

К окружающим людям, будь то клиенты, сослуживцы или партнеры, нужно относиться не только вежливо, но любезно и доброжелательно. Это не значит, что к каждому нужно набиваться в друзья, но приветливым и приятным в общении быть необходимо.

Принцип 4. Внимание к окружающим.

Если хотите стать приятным собеседником, желаете, чтобы люди вас уважали, – тогда думайте не только о себе, но и об окружающих. Причем это касается не только начальников, но и коллег, и подчиненных. Старайтесь прислушиваться к чужому мнению, пытайтесь понять, почему оно именно такое. Не игнорируйте критику и советы со стороны. Если качество вашей работы поставлено под сомнение, убедите людей, что вы с вниманием отнесетесь к их замечаниям. Уверенность в себе и скромность – понятия вовсе не взаимоисключающие.

Принцип 5. Внешний облик.

Как ни странно это прозвучит, но быть приятным собеседником – это не только уметь красиво говорить, но и следить за своим внешним видом. При этом он должен соответствовать контингенту сотрудников вашего уровня. Одежду нужно выбирать со вкусом, то же касается различных аксессуаров.

Принцип 6. Грамотность.

Чтобы стать приятным собеседником, следите за речью. Как устная, так и письменная, она должна быть на самом высоком уровне. Язык обязан быть простым и понятным, ни в коем случае нельзя допускать ошибки в именах собственных. Разумеется, никакой брани или оскорблений – даже если вы цитируете кого-то, подобные слова воспримут как ваши собственные.

Деловое общение может быть прямым и косвенным – данный параметр зависит от обстоятельств. При прямом общении субъекты взаимодействуют напрямую, при косвенном – с помощью переписки или специализированных средств коммуникации.

В обоих случаях можно стать для человека приятным собеседником, воздействуя на него с помощью определенных методов. По И. Браиму в ходу чаще всего следующие из них:

  • Убеждение. Воздействие осуществляется с использованием логики, некой цепочки из причин и следствий. При этом уверенность в своей правоте не ставится под сомнение. Знания убеждающего истинны, а этика безупречна. Данный метод влияния на собеседника нравственно предпочтителен, так как является совершенно ненасильственным.
  • Внушение. Для данного метода воздействия логика и разного рода доказательства, как правило, не требуются. Тут огромную роль играет то, насколько собеседник может быть приятным, его обаяние, авторитет, общественное положение. Все это плюс волевое и интеллектуальное превосходство вызывает у человека веру, которая, как уже говорилось, не нуждается в логических выкладках. В этот же пункт можно отнести и силу примера, которая может вызвать как сознательное, так и бессознательное подражание.
  • Принуждение. Насильственный и не слишком приятный метод воздействия. Человека заставляют сделать что-либо, несмотря на его желание. При этом, как правило, используются те или иные угрозы. Метод имеет с этическим поведением мало общего, а потому применяться может лишь в чрезвычайных условиях.

Какой способ воздействия будет выбран, зависит от многих факторов: характера общения, его содержания, а также текущего положения дел. К примеру, в экстремальной ситуации, когда от вашего решения зависят жизни людей, вы вряд ли сможете быть приятным собеседником. Кроме того, многое зависит от общественного или служебного положения участников диалога, их личностных качеств.

Мнение эксперта

На самом деле правила эффективного делового общения довольно просты

Константин Белов,

генеральный директор компании PowerGuide, Москва

Я использую следующие правила общения:

  1. Слушать, не перебивая. Считаю это самым главным и одновременно самым сложным правилом. Вроде бы – что тут такого? Но, если вам на протяжении нескольких минут вещают об элементарных вещах, промолчать без определенных волевых усилий бывает крайне тяжело.
  2. Вникать. Я имею в виду, что нужно не просто молчать, слушать и в этом смысле быть приятным собеседником для человека – нужно еще и понимать смысл сказанного. Этим вы показываете, что партнер – равноправная сторона в диалоге.
  3. Прямо обозначать свои интересы. Каждый человек во время разговора имеет собственные цели, но из деликатности они почти никогда не озвучиваются. В некоторых ситуациях нужно сразу переходить от переливания из пустого в порожнее к делу. К примеру, сообщить партнерам, что при реструктуризации кредита одна из сторон обязательно попытается повернуть ситуацию в свою пользу.
  4. Не тянуть с главным. Быть приятным собеседником – не ходить вокруг да около, а сразу переходить к делу. Некоторые люди боятся, что их основную мысль неправильно поймут, если они предварительно не расскажут все детали. Возможно, и так – но только возможно. А вот вероятность того, что вас просто не дослушают, тут гораздо выше. Отсюда вывод: беседу лучше строить по ниспадающей, от главного к нюансам.
  5. Не возвышаться за счет собеседников . Если человек самоутверждается во время переговоров – к этому относятся с пониманием. Но ни в коем случае нельзя это делать за счет других людей. Правильной линией поведения будет показать человеку, что вы не лучше него, а такой же. Не нужно сравнивать знания и достижения в областях, не имеющих отношения к делу. Быть приятным собеседником – не поправлять оппонента без нужды. Например, в цитате, в которой он ошибся.
  6. Репетировать. Если вы запишете ключевые реплики на диктофон, а затем прослушаете их, то поймете, где и что можно поправить в лучшую сторону. Кроме того, после такой «тренировки» во время переговоров вы будете чувствовать себя намного увереннее.

Как стать приятным собеседником в телефонном разговоре

Культура общения по телефону предполагает прежде всего краткость. Но это должно быть не в ущерб ясности и четкости изложения мыслей. Не приветствуются лишние эмоции, обороты речи и длинные паузы.

Чтобы быть приятным собеседником по телефону, нужно выполнять и некоторые другие условия. Подобное общение является закрытым в том смысле, что о его характере сложно судить по сопутствующим вещам, которые есть в обычном разговоре: выражению лиц, стилю одежды, интерьеру помещения. Вместо этого в диалоге используются другие невербальные данные. К примеру, это может быть пауза в определенный момент разговора и ее длина. Многое может сказать интонация собеседника и даже его молчание. По тому, как быстро человек берет трубку, можно определить, насколько он занят или как сильно ждет звонка.

По мнению Джен Ягер, есть несколько наиболее важных этических принципов, которые следует соблюдать при общении по телефону, если вы хотите быть приятным собеседником:

  1. Если вы звоните в место, где вас не знают, секретарь должен попросить вас представиться и рассказать о цели звонка. Выполните просьбу, причем сделайте это кратко и внятно.
  2. Нельзя выдавать себя за личного друга того, с кем вы хотите связаться, только для того, чтобы вас быстрее соединили.
  3. Обязательно нужно перезвонить, если этого ждут, и сделать это надо при первой же возможности. В противном случае вы грубейшим образом нарушите этикет.
  4. Если человека, с которым вы договорились связаться, не оказалось на месте, обязательно попросите передать, что вы звонили. Если вы не сможете перезвонить позднее, скажите, как вас можно будет найти.
  5. Чтобы быть приятным собеседником, не ведите длительные разговоры в неудобное для партнера время. Заранее обдумайте, на который час лучше назначить беседу.
  6. Говорить с набитым ртом, жевать или пить во время общения – признак отсутствия культуры.
  7. Если во время телефонного разговора вам позвонил кто-то другой, лучше сперва закончить начатое общение. У нового собеседника стоит уточнить, как с ним можно будет связаться повторно.

Как стать приятным собеседником в деловой беседе и переговорах

Деловая беседа – не заключение договоров или выработка решений, обязательных к исполнению. Это прежде всего обмен информацией и мнениями по интересующему обе стороны вопросу. Деловая беседа может происходить во время переговоров, предварять их или иметь самостоятельную основу. Переговоры имеют статус более официального мероприятия.

Подготовка к переговорам состоит из нескольких этапов. Для начала необходимо определить предмет переговоров и найти партнеров для решения определенных задач, затем урегулировать интересы обеих сторон и подготовить план переговоров, а после этого нужно создать делегацию, пригласив в нее определенных специалистов. Потом надо решить множество вопросов по организации мероприятия и оформить все необходимые для переговоров документы: таблицы, чертежи, образцы продукции и т. п.

Переговоры обычно ведутся по определенной схеме: после их начала партнеры обмениваются необходимой информацией, приводят аргументы «за» и против», вырабатывают устраивающее все стороны решение, завершают переговоры конкретным соглашением.

На первом этапе данного процесса возможна ознакомительная беседа. Ее задача – позволить сторонам не только уточнить предмет будущих переговоров, но и обратить внимание на какие-то организационные моменты. Также на данном этапе возможно совещание экспертов, которое предваряет диалог на самом высоком уровне. Будут переговоры успешными или нет, приятными или не очень, часто очень сильно зависит именно от контактов подобного рода.

Предварительные переговоры имеют свои правила, благодаря которым между партнерами налаживаются отношения. Вывели их американские специалисты, которые, кстати, подчеркивают, что данные нормы будут уместны и во время «основных» переговоров.

Правило 1. Рациональность.

Если хотите стать приятным собеседником на предварительных переговорах, то ведите себя сдержанно. Лишние эмоции могут только помешать достигнуть договоренностей.

Правило 2. Понимание.

Нужно понимать, о чем говорят партнеры. Без этого выработать выгодное для всех сторон решение невозможно.

Правило 3. Общение.

Когда вы научитесь быть приятным собеседником, то даже если не сможете убедить партнеров в необходимости определенных шагов, у вас, по крайней мере, получится сохранить хорошие отношения, а это всегда пригодится в будущем.

Правило 4. Достоверность.

Информация должна быть правдивой. В противном случае не только снижается сила аргументов, но и страдает репутация.

Правило 5. Вежливость и скромность.

Используя менторский тон, вы только отпугнете от себя партнеров. Нужно убеждать, а не поучать.

Правило 6. Принятие.

Быть приятным собеседником – значит уметь ставить себя на место партнера. Это также полезно в качестве инструмента для познания чего-либо нового.

По мнению специалистов, лучшие дни для переговоров – вторник, среда и четверг. Время – спустя полчаса-час после обеда, чтобы мысли о еде не отвлекали от темы разговора. Места для переговоров могут быть разные: в офисе у себя или у партнера, где-нибудь на нейтральной территории. Существуют специальные конференц-залы и номера гостиниц, специально оборудованные для переговоров. В определенных случаях подойдет зал или отдельный кабинет в ресторане.

Будут переговоры успешными или нет, во многом зависит от вашего умения быть приятным собеседником, задавать конкретные вопросы и получать нужные ответы. Сам ход беседы зависит от этих вопросов, они же помогают выяснить мнение партнера и принять впоследствии соответствующее решение.

Есть несколько видов вопросов:

  • Информационные вопросы. С их помощью собираются нужные данные, чтобы составить представление о деле.
  • Контрольные вопросы. Помогают определить, насколько хорошо вас понимает собеседник. «Как вы считаете?», «Вы полагаете так же, как я?» – подобные вставки нужны в любом деловом разговоре.
  • Направляющие вопросы. С их помощью можно перехватить инициативу в разговоре и направить его в то русло, которое нужно вам, а не партнеру.
  • Провокационные вопросы. Вряд ли заставят вас стать приятным собеседником для партнера, но помогут понять, чего же в действительности желает оппонент. Примеры звучат так: «Вы точно знаете, что сумеете…?», «По вашему мнению, это действительно…?».
  • Альтернативные вопросы. А вот тут приятным собеседником быть очень даже легко: вы предлагаете возможность выбора, а людям это нравятся. Единственное – вариантов должно быть не больше трех. Подобные вопросы подразумевают быстрый ответ. Основным их компонентом является слово «или»: «Когда вам будет удобнее – во вторник или в среду?».
  • Подтверждающие вопросы. Нужны, чтобы наладить взаимопонимание. Как правило, если человек пять раз подряд ответил утвердительно, то и на последующий за этим главный вопрос он снова скажет «да». К примеру: «Вы думаете так же, как и…?», «Не правда ли, настолько приятная идея, что…?».
  • Встречные вопросы. С их помощью сужают тему беседы и подводят собеседника к принятию решения. Отвечать вопросом на вопрос считается не совсем этичным, но в данной ситуации такое ведение разговора – не что иное, как психологический прием. Если использовать его верно, можно получить значительные преференции.
  • Ознакомительные вопросы. Позволяют узнать мнение партнера по интересующей вас проблеме. Если вы умеете быть приятным собеседником, то наверняка получите подробный ответ. Пример: «Что даст вам принятие данного решения?».
  • Вопросы для ориентации. Помогают установить, не изменил ли ваш партнер мнение по тому или иному поводу. К примеру: «Что вы думаете о данном пункте?», «Ваши выводы по данной теме?».
  • Однополюсные вопросы. Произнося такой вопрос, вы ожидаете, что партнер повторит его вслед за вами. Это будет означать, что человеку понятно, о чем идет разговор. Вы убедитесь, что ваши слова восприняты верно, а собеседнику дается время, чтобы обдумать ответ.
  • Вопросы, открывающие переговоры. Без них невозможно последующее эффективное обсуждение. Если вы научились быть приятным собеседником, то зададите вопрос, настраивающий партнеров на положительные ожидания. К примеру: «Если я сделаю предложение, приняв которое, вы сможете без всякого риска… это вас заинтересует?».
  • Заключающие вопросы. Задают их обычно в конце переговоров, на успешное завершение которых они и направлены. Здесь хорошим ходом будет сперва задать один-два вопроса-подтверждения и сделать это обязательно нужно с приятной улыбкой: «Я смог доказать вам выгодность данного предложения?», «Вы увидели, как просто все это можно решить?». После этого без длинной паузы продолжить: «Когда именно начнем реализацию данного проекта – через неделю или через месяц?» – последний вопрос и будет завершением переговоров.

Деловые беседы и переговоры во многих случаях будут успешны, если все партнеры не только умеют быть приятными собеседниками, но и в обязательном порядке соблюдают следующие этические нормы и принципы:

  • Точность

Без данной этической нормы невозможно представить себе успешного делового человека. Сроки договоренности нельзя срывать ни на минуту. Если такое произойдет хотя бы раз, в вашей надежности усомнятся.

  • Честность

Принятые на себя обязательства нужно выполнять, а на прямые вопросы отвечать открыто.

  • Корректность и такт

Быть приятным собеседником без соблюдения данных условий невозможно. Впрочем, они не исключают напористости и энергичности в ведении переговоров. Зато нужно стараться избегать факторов, мешающих разговору: раздражения, взаимных упреков и т. п.

  • Умение слушать

Слушайте собеседника со всем вниманием, не перебивая его. Вам это несложно, а человеку приятно.

  • Конкретность

Только конкретная беседа может принести какую-либо пользу. Информация, доводимая до собеседников, должна включать факты, цифры и все необходимые нюансы. Терминология обязана быть понятна собравшимся. В качестве подкрепления речи нужно использовать схемы, графики, документы и проч.

И еще один совет: даже если переговоры закончились провалом, это еще не повод перестать быть приятным собеседником, демонстрируя при встрече холодность или другие негативные эмоции. Будущее никому не известно, и кто знает, как может все повернуться впоследствии?

Мнение эксперта

Нюансы, на которые необходимо обращать внимание при построении переговоров

Владимир Соловьев,

теле- и радиоведущий, журналист, писатель

  • Интонация. Русский язык так устроен, что в конце каждого предложения интонация понижается. Если говорить долго, это начинает усыплять собеседника. Но есть способ избежать подобного, используя в разговоре короткие фразы. Речь будет звучать гораздо энергичней, изменится и интонация.
  • Построение речи. Как правило, переговоры ограничены по времени. Мало быть приятным собеседником, нужно успеть найти общий язык с партнером, а также изложить свои мысли по делу. Тут вам на помощь придут законы древнегреческого театра со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Говорите недолго, но предложения должны быть как можно больше наполнены смыслом.

Ни в коем случае не нужно заучивать текст заранее, это будет огромной ошибкой. Дело в том, что устная и письменная речь по своей структуре сильно различаются. Причастные и деепричастные обороты, свойственные текстам на бумаге, практически не присутствуют в обычном разговоре. В итоге зачитанное по шпаргалке будет звучать совершенно неестественно и даже не слишком приятно на слух. Возьмем для примера Жириновского. Фразы у него рубленые, конец каждого предложения интонационно выделяется. Подобная манера речи заставляет собеседников внимательно его слушать.

  • Тембр и скорость речи. Подавляющему большинству людей высокий тембр голоса не нравится, так как он буквально режет слух. Поэтому постарайтесь не срываться на высокие ноты, даже если разговор идет не слишком приятный и на повышенных тонах. С другой стороны, низкий тембр буквально усыпляет, а человек, говорящий подобным голосом, не очень убедителен. Вы не только должны стать приятным собеседником, ваш голос обязан звучать соответственно. Поэтому стоит порепетировать заранее.

Еще одна особенность речи, раздражающая людей, – ведение беседы не в их темпе. Прислушайтесь, с какой скоростью говорит собеседник, и попытайтесь под нее подстроиться. Начиная встречу, задайте открытый вопрос – так вы заставите человека говорить первым.

Как стать приятным собеседником, развить уверенность и преодолеть застенчивость

Легко и непринужденно общаться с незнакомыми людьми удается далеко не всем. Такие качества, как стеснительность, боязнь вести беседу, как правило, появляются еще в детстве. Если оставить данные недостатки без внимания, они будут только развиваться. В конечном итоге уже взрослый человек зачастую не может преодолеть свою застенчивость.

Существует определенный тип людей, называемых интровертами. Они почти всегда замкнуты и не особо любят общаться. Им это, кстати, особо и не нужно – но это все погрешности в воспитании. Даже ребенка-интроверта, счастливо играющего в приятном одиночестве, нужно тормошить и приучать к компании других детей. Ему следует по возможности доступно объяснить, что в противном случае во взрослой жизни его ждут проблемы. Ребенок должен понять, что приятным может быть не только одиночество, но и общество другого человека.

Из детей-экстравертов, которые всегда в центре внимания, тоже иногда зачастую вырастают довольно замкнутые личности. Но тут по большей части виноваты комплексы. Возможно, ребенку в детстве не хватало общения с родителями. Или сверстники редко принимали его в свою компанию. Такой ребенок начинает ощущать себя никому не интересным и даже не нужным, что не может не сказаться на его психике самым пагубным образом. В итоге он замыкается в себе и начинает стесняться общения с другими людьми.

Для того чтобы научиться быть приятным собеседником, для начала нужно уяснить причины своей замкнутости – и только после этого приступать к работе над собой. Если вы по своей природе интроверт, и ваша нелюдимость, можно сказать, генетическая, то вам прежде всего стоит осознать одну важную вещь: вы вовсе не обязаны делиться с собеседником тем, что считаете личным. Зато, если присмотреться к окружающим, вы наверняка сможете выделить одного или двоих, которые кажутся вам приятными людьми и общаться с которыми вам доставляет удовольствие. Попробуйте увеличить время общения с ними. Наберитесь смелости и попросите этих знакомых, чтобы они представили вас своему окружению. Таким образом круг людей, с которыми вы будете контактировать, вырастет, а присутствие рядом «привычного» человека придаст вам смелости.

Если же во всем виноваты ваши комплексы, тут нужен немного другой подход. Скажите себе, что вы вполне способны стать приятным собеседником, потому что умны, начитаны и разбираетесь в определенных сферах науки или искусства. Главное тут – найти в себе нечто, способное стать мостиком в общении с окружающими. Лучше всего искать собеседников из тех людей, которым интересно то же, что и вам: хобби, увлечения, спорт и т. п. Не бойтесь, что после того, как тема для беседы будет исчерпана, вам вдруг станет не о чем говорить. Будьте уверены: новые идеи наверняка появятся.

Чтобы развить в себе навыки коммуникации и в итоге стать приятным собеседником, больше общайтесь с людьми, включая незнакомых. На улице не стесняйтесь обращаться к прохожим с просьбой указать дорогу или подсказать время. В очереди на кассу спросите у соседа о стоимости какой-то конкретной шоколадки, потому что вам не видно. Приемы совсем простые, но от страха общения с незнакомцами они вас избавят. Если вам не ответили или ответили не слишком охотно, не стоит расстраиваться: может, у человека плохое настроение или проблемы на работе. Смысл подобных упражнений заключается в преодолении страха.

Общение по телефону и даже в Сети тоже хорошо развивает коммуникабельность. А еще оно учит слушать и выражать свои мысли как в устном, так и в письменном виде. Чтобы в итоге стать приятным собеседником, нужно больше читать – это обогатит ваш словарный запас и сформирует выразительную речь. Больше всего в этом помогает чтение художественных книг. Понаблюдайте за общением между другими людьми. Если собеседники интересные, не стесняйтесь перенимать у них манеру разговора и поведения. Но не занимайтесь простым копированием, старайтесь и в жесты, и в обороты речи привносить что-то свое.

Чтобы стать приятным собеседником, специалистами рекомендованы специальные упражнения для развития обаяния за 1-2 недели:

  • Для начала обязательно решите для себя, что сила обаяния вам непременно нужна, а потому вы начинаете ее развивать. Подумайте, на каком уровне шкалы от одного до десяти ваше обаяние находится сейчас. Попросите знакомого оценить вас по той же шкале. Как раз его оценка и будет реальной. Начинайте практиковать свое обаяние в общении с окружающими.
  • Подумайте: кто, по-вашему, самый обаятельный человек из тех, кто вам знаком? Как он ведет себя на людях? Что он делает, чтобы всех вокруг очаровать? Возьмите манеру поведения этого человека за основу, благодаря которой в будущем вы сможете стать таким же, как он – если не лучше.
  • Изучите, а затем начинайте применять на практике техники, которые помогут вам стать весьма убедительным собеседником и очень обаятельным человеком. Если слушаете кого-то, то делайте это внимательно. Если задаете вопросы, то постарайтесь, чтобы они были глубокими. В разговоре в нужных местах делайте паузы. Для начала «потренируйтесь» на родных, друзьях и коллегах. Не перебивайте собеседника, впитывайте каждое его слово, пытайтесь направлять беседу в нужном вам направлении.

Информация об экспертах

Владимир Соловьев , теле- и радиоведущий, журналист, писатель. Известный переговорщик и оратор. Ведущий самых рейтинговых программ на телеканалах НТВ и «Россия-1» - «К барьеру!», «Поединок», «Вечер с Владимиром Соловьевым». Успешный бизнесмен: в 1990‑е годы руководил компанией по производству и продаже оборудования со штатом свыше 500 человек. Брал интервью у президентов России и США. Проводит корпоративные мастер-классы по переговорам для топ-менеджеров компаний «Газпром», Amway и др.

Константин Белов , генеральный директор компании PowerGuide, Москва. ООО «ПауэрГайд». Сфера деятельности: подготовка презентаций и разработка инфографики, консалтинг и тренинги по визуальной коммуникации и презентациям. Численность персонала: 7. Общее количество созданных слайдов для презентаций: более 10 000.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...