Как характеризуется одиночество анчара. «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

Стихотворение было написано в 1828 году. После возвращения из ссылки в 1826 году Пушкин некоторое время надеялся на то, что теперь его мечты о свободном творчестве воплотятся в жизнь. Но царь и его слуги не оставляют поэта в покое. Тайные агенты следят за каждым шагом поэта, его произведения подвергаются жестокой цензуре. В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании противоправительственного произведения «Андрей Шенье» и безбожной поэмы «Гавриилиада». Видимо, эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для со­здания аллегорического стихотворения «Анчар».

Жанр традиционно определяется как лирическое стихотворение, но событийный сюжет позво­ляет назвать его балладой.

В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существо­вании на острове Ява ядовитого дерева анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево от­равляет окрестный воздух, а сок его смертелен. Вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел.

В своем стихотворении Пушкин создает очень яркий и выразительный образ смертельно ядови­того дерева, символизирующий абсолютное зло:

К нему и птица не летит,

И тигр не йдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит -

И мчится прочь, уже тлетворный.

К этому дереву царь, которому понадобился яд для стрел, послал своего слугу. Тот выполнил поручение, заплатив за это жизнью.

В «Анчаре» поднимается тема гибельности неограниченной власти. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву, несущему смерть. Все живое из­бегает прикосновения к анчару, он - «один во всей вселенной». Царь нарушает закон природы.

Композиция. Стихотворение делится на две части. В первой дается описание ядовитого дерева. Во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. При изображении анчара Пушкин использует эпитеты, направленные на раскрытие его основного качества - гу­бительности для всего живого. Образы царя и слуги контрастны: в первом поэт подчеркивает его всевластие, безжалостность, во втором - покорность. При этом образы анчара и царя, наоборот, сопоставлены: и тот и другой несут смерть.

Идейный смысл этого стихотворения - губительность неограниченной власти для общества.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Стихотворение «Анчар» - один из самых значимых трудов поэта. Работа над его созданием началась автором в конце августа - начале сентября 1828 года. Место написания произведения – Малинники, Тверское поместье Вульфов. Работа была завершена 9 ноября 1828 года, опубликована в альманахе «Северные цветы» (конец 1831 г., приблизительно 24 декабря)

3 слайд

Описание слайда:

Стихотворение «Анчар» полностью посвящено изображению мира зла. Это самое суровое стихотворение в творчестве Пушкина. Здесь поэт задумал собрать воедино все черты зла и придать им обобщенный характер. Обратимся к названию стихотворения, ведь смысловая нагрузка заглавия очень велика.

4 слайд

Описание слайда:

(Анчар - древо яда; тропическое Южно-азиатское дерево с ядовитым соком, который использовался для смазывания наконечников стрел, которым восточные воины поражали своих врагов) О чем говорит нам это название?

5 слайд

Описание слайда:

Композиция Стихотворение делится на две части. В первой части дается описание ядовитого дерева. Во второй части рассказывается о всесильном владыке, пославшего на смерть своего раба. Озаглавить их можно как: («Зло в природе» и « Зло в обществе»)

6 слайд

Описание слайда:

Стихотворение «Анчар» построено по следующему принципу: - завязка произведения, - основной конфликт (противоречие), развитие действия - это вторая композиционная часть (она начинается с союза «Но») - скоротечная развязка (она начинается с противительного союза «А»)

7 слайд

Описание слайда:

1 часть стихотворения. 1 строфа Прочитав первое четверостишие, следует выделить в последнем стихе числительное «один». Первое, что мы узнаем об анчаре, это то, что он один. Первое слово - «пустыня». Поэт переносит нас в пустой мир и подготавливает тему одиночества («стоит один»). Пустыня получает ряд резко отрицательных характеристик: «чахлая», «скупая». Эти эпитеты обладают признаком одушевленности. Эпитеты, придающие пустыне характер живого и человекоподобного существа, как бы наделяют ее свойствами человека, в том числе волей, активностью. Это заставляет нас воспринимать пустыню в первых строках стихотворения как злое существо, имеющее злую волю и являющееся активным создателем окружающего зла. Вывод: Первая строфа стихотворения «Анчар» привела нас в мрачный мир всемирного зла. Пушкин прибегает к крупному плану, тем самым подчеркивая значимость образа.

8 слайд

Описание слайда:

2 строфа Сухая, раскаленная зноем почва - это мертвая почва. Пушкин создает образ мира зла, пространства антимира, в котором привычные черты мира разрушены и заменены чудовищно искаженными. Земля здесь - «почва»: синоним, имеющий то же значение, но лишенный всех фольклорно-поэтических ассоциаций, связанных со словом «земля». Вторая строфа посвящена характеристике анчара, его отношению к Природе. Природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. Но это противоестественное рождение - «в день гнева». «Природа жаждущих степей...» (обратите внимание на то, что эпитет «жаждущих» отсылает к символизирующим бесплодность эпитетам первой строфы - «чахлый», «скупой», «раскаленный»). В день гнева порождается анчар. Дары, которыми награждает мать свое дитя, противоестественны: И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила

9 слайд

Описание слайда:

И в самом анчаре все время подчеркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Выражение «мертвая зелень» содержит оксюморон, т. е. эпитет, который противоречит сущности определяемого слова (типа: сладкая горечь, звонкая тишина). Оксю́морон (др.-греч. οξύμωρον - «острая глупость») - стилистическая фигура или стилистическая ошибка - сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Слово «зелень» содержит в себе понятие свежести, прохлады, весны - жизни. Сочетание «зелень мертвая» воспринимается читателем как чудовищное нарушение норм природы. В таком ключе должно восприниматься и все стихотворение. У Пушкина природа всегда добра по отношению к человеку, гармонирует с его лучшими чувствами. Именно поэтому та природа, образ которой создается в стихотворении «Анчар», кажется чудовищно искаженной.

10 слайд

Описание слайда:

3 строфа Глаголы Деепричастие «каплет» «застывает» «растопясь» ПЕРЕДАЮТ ДВИЖЕНИЕ СМЕРТОНОСНОГО ЯДА, МРАЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ СМЕРТИ.

11 слайд

Описание слайда:

Прием градации усиливает впечатление губительности «древа смерти» Что такое градация? (Градация (от лат. gradatio - постепенное возвышение) - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор)

12 слайд

Описание слайда:

Все живое избегает прикосновения к анчару. К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит - И мчится прочь, уже тлетворный.

13 слайд

Описание слайда:

«ТЛЕТВОРНЫЙ» Это слово из высокой славянской лексики имеет два корня - тлен (разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать). В словаре церковнославянского языка Петра Алексеева (1819) слово «тлетворный» имеет следующее значение: «смертоносный, ядовитый, пагубный», например: «тлетворный воздух», т. е. моровое поветрие. Моровое поветрие - это эпидемия чумы. Пушкин, конечно, знал словарь Петра Алексеева и такое значение слов «тлетворный воздух». Конечно, реальное дерево, называемое «анчар», произрастающее в Индонезии и действительно имеющее ядовитую смолу, не является столь страшным распространителем смерти, и уж конечно, не способно вызывать эпидемию, однако Пушкин, который все это знал, создает не ботаническое описание одного ядовитого дерева, а обобщенную художественную картину зла в природе.

14 слайд

Описание слайда:

5 строфа Появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление от мук жажды. Но в извращенном пространстве зла и дождь становится источником смерти: И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей уж ядовит Стекает дождь в песок горючий.

15 слайд

Описание слайда:

Ключевые образы первой части. Пустыня чахлая и скупая Почва зноем раскалённая Степи жаждущие Зелень мертвая Вихорь черный, тлетворный Дождь ядовит День гнева Песок горючий Грозный часовой,один во всей вселенной, древо смерти

16 слайд

Описание слайда:

2 часть «Но человека человек Послал к анчару властным взглядом…» С начала шестой строфы в стихотворении происходит идейно-композиционный перелом: до сих пор речь шла о зле в природе, о зле, существующем в самом порядке мира. Теперь начинается рассказ о зле, создаваемом человеком. Союз «но» резко делит интонацию стихотворения на две части.

17 слайд

Описание слайда:

Образ раба Метафора «послушно в путь потек» передает безвольность раба. Он течет как река, не в силах изменить свое русло. Образ раба раскрывается в своей человеческой сути: И пот по бледному челу Струился хладными ручьями… Автор сочувствует рабу. Это видно и в глаголах, описывающих его состояние (принес – и ослабел, и лег – и умер), а также в обобщающем эпитете: «бедный раб». Выразительная картина: « И пот по бледному челу/ Струился хладными ручьями» создают образ страдающего человека, жертвы деспотичной воли князя. Глаголы подчеркивают предопределенность судьбы раба. «принес», « ослабел» « лег» ,«умер» Пушкин отдает рабу сострадание и сочувствие, поскольку раб- жертва самовластия и тирании. Перед его самоотверженностью и самоотречением бледнеет власть и слава «непобедимого владыки». Так проявляется пушкинский гуманизм, осуждающий деспотизм, бесчеловечный к судьбам обыкновенных подданных. Однако нельзя не заметить, что именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота (ведь князь все равно отнял бы у него жизнь, независимо от того, покорился ли бы он или же выразил протест!) объективно служат делу деспотизма. Раб - не только жертва, но и распространитель зла. Пушкин подчеркивает это, характеризуя одинаковыми словами раба и стрелы, с помощью которых князь разослал гибель в чужие страны: раб «послушно в путь потек», князь разослал «послушливые стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла.

18 слайд

Описание слайда:

Образ владыки Образ владыки дан очень обобщенно и символично. Это символ тирании и самовластия вообще. Пушкин соотносит страшное зло природы – анчар и страшное зло человеческой жизни – деспотизм. Но самовластие, в отличие от анчара, зло активное. Тем оно и страшно. Это зло сеет гибель вокруг себя, завоевывая все новое влияние: А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. Интересно, что даже повтор однокоренных слов («послушно в путь потек» - «послушливые стрелы») подчеркивает, что все живое и мертвое покоряется и служит «непобедимому владыке».

19 слайд

Описание слайда:

Антитеза В стихотворении прослеживается антитеза «владыка – раб». Она поддержана выразительными эпитетами: «властный взгляд» - «послушно», «бедный раб» - «непобедимый владыка». Глаголы также подчеркивают это противопоставление: «послал» - «потек». Действия князя получают одинаковое выражение: «послал» – «разослал», «послушно» – «послушливые (стрелы)». Столь же одинаков результат: «умер бедный раб» – « и с ними гибель разослал».

20 слайд

Описание слайда:

Анафора В данном стихотворении Пушкин использует и композиционный прием единоначатия (анафоры), повторяя и усиливая эмоциональное напряжение напряжение: «Принес он смертную смолу… Принес – и ослабел и лег…»

21 слайд

Описание слайда:

Последняя строфа, начинающаяся с противительного союза «А» - рассказывает нам о том периоде, когда раба уже нет в живых. Для чего нужна была смола царю? Напитать ядом «послушливые стрелы», предназначенные для соседей.

22 слайд

Описание слайда:

О чём стихотворение «Анчар»? Это стихотворение о неправедном мироустройстве, о роли человека в нём. Это произведение - о трагических, непримиримых взаимоотношениях между непобедимым владыкой и бедным, бесправным рабом. Пушкин в своём произведении обращается к теме, которая красной нитью проходит через всё его творчество: теме свободы и тирании.

23 слайд

Описание слайда:

Главная мысль стихотворения. Главная мысль стихотворения – активный протест Пушкина против беспредельной власти одного человека над другим. Трагедия заключается в том, что эту власть как носитель её (князь, царь), так и подданные (бесправные рабы) находят естественной и законной.

24 слайд

Описание слайда:

Идейный смысл. Идейный смысл этого великого творения Пушкина-изображение губительной для общества власти самодержавия, призыв к её уничтожению.

25 слайд

Описание слайда:

Тема стихотворения. Главная тема стихотворения – вселенское зло, рассматриваемое как с философской, так и с общечеловеческой точки зрения

26 слайд

Жанр традиционно определяется как лирическое стихотворение, но событийный сюжет позво­ляет назвать его балладой.

В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существо­вании на острове Ява ядовитого дерева анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево от­равляет окрестный воздух, а сок его смертелен. Вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел.

В своем стихотворении Пушкин создает очень яркий и выразительный образ смертельно ядови­того дерева, символизирующий абсолютное зло:

К нему и птица не летит,

И тигр не йдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит -

И мчится прочь, уже тлетворный.

К этому дереву царь, которому понадобился яд для стрел, послал своего слугу. Тот выполнил поручение, заплатив за это жизнью.

В «Анчаре» поднимается темагибельности неограниченной власти. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву, несущему смерть. Все живое из­бегает прикосновения к анчару, он - «один во всей вселенной». Царь нарушает закон природы.

Композиция. Стихотворение делится на две части. В первой дается описание ядовитого дерева. Во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. При изображении анчара Пушкин использует эпитеты, направленные на раскрытие его основного качества - гу­бительности для всего живого. Образы царя и слуги контрастны: в первом поэт подчеркивает его всевластие, безжалостность, во втором - покорность. При этом образы анчара и царя, наоборот, сопоставлены: и тот и другой несут смерть.

Идейный смысл этого стихотворения - губительность неограниченной власти для общества.

Перед тем как перейти непосредственно к анализу стихотворения "Анчар", которое было написано в 1828 году, скажем, что его автор - невероятно одаренный и искусный мастер литературы - Александр Сергеевич Пушкин. Конечно, это все знают, но не лишним будет помнить о том, что его творчество изобилует шедеврами, ставшими ценнейшим достоянием культуры, и "Анчар" лишнее тому подтверждение. Прежде всего рассмотрим, какие события предшествовали написания "Анчара".

Анализ стихотворения "Анчар"

В те годы, когда за написание очередного произведения (мы говорим о стихотворении "Анчар") сел Александр Пушкин, он жил в Москве. До этого поэт отбывал долгую четырехлетнюю ссылку в Кишиневе, что стало на самом деле заменой каторжным работам в Сибири, и теперь по просьбе императора Николая Первого Пушкин жил здесь. То что наказание было смягчено, стало возможным благодаря просьбам Карамзина, а отправили поэта в ссылку за неосторожные с точки зрения императора Александра Первого эпиграммы.

Мы не зря рассматриваем эти события, это поможет сделать анализ стихотворения "Анчар" более точно. Вернувшись из изгнания, Пушкин был полон впечатлений и новых идей. Теперь поэт своими основными мотивами выбрал свободу выбора, тему верхушки власти и описывал борьбу с судьбой.

Основные образы и композиция

Поговорим немного о сюжете - егомотивы Пушкин взял из старых легенд, где повествуется об удивительном и страшном дереве, которое полно яда, а место его нахождение остров Ява. Какой смысл автор вложил в этот образ? Это ядовитое и смертоносное растение является символом злого рока, который в совокупности с тлетворным духом превращают самодержавие царской России в губительное оружие. Эта мысль очень важна при анализе стихотворения "Анчар".

Композиция "Анчара" построена с использованием антитезы, что подразумевает в данном случае явное противопоставление структурных частей. Первая часть содержит подробности описания полного яда дерева: его родила природа бесплодных "жаждущих степей", и посередине пустыни оно похоже на "грозного часового". Здесь Пушкин целенаправленно усиливает впечатление читателя, сгущая краски, и мы видим, что каждая новая строфа повторяет описание ядовитого дерева, а точнее его смертоносной силы.

Уделив внимание звуковому анализу этой части произведения "Анчар", можно найти большое количество звучания букв "п" и "ч". Таким образом фонематический уровень передает мрачные краски и нотки гнетущего настроения поэта, а также мы ярко представляем себе "пустыню чахлую и скупую".

Перейдем к рассмотрению второй части, делая анализ стихотворения "Анчар". Перед читателями предстает образ безжалостный и неумолимый - именно таким выглядит владыка, который посылает на погибель одного из своих преданных рабов, выразив волю властным взглядом. Здесь видно противопоставление этого образа другому - ядовитому дереву, причем тут чувствуется отождествление. Интересно, что когда правитель отправляет раба на погибель, поэт считает это ужаснее, чем само по себе дерево яда, которое воплотило в себе понятие смерти.

В данной статье был представлен анализ стихотворения "Анчар" Пушкина. Мы надеемся, что он оказался для вас полезным и информативным. Больше материалов вы можете найти в разделе Блог нашего сайта.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...