Как лечить стресс у ребенка. Нервный стресс

Какой основной повод для маминого беспокойства? Конечно, это детский плач. Если ребенок плачет, то мы четко понимаем: ему плохо. Отсюда можно сделать вывод: если не плачет, значит ему хорошо. Это не совсем так.

Вы, наверное, знаете, что у взрослых людей есть разные способы реагирования на стресс: один кричит, другой начинает все крушить, третий вовсе падает в обморок. Реакция зависит в основном от темперамента и особенностей нервной системы. Это физиология, которая работает с момента рождения. Значит новорожденные, также как и взрослые, выдают различные стрессовые реакции.

Во время физического дискомфорта плачут почти все дети. Но на психологический дискомфорт малыши могут реагировать иначе. Родителям полезно знать, как это может выглядеть, чтобы четко понимать состояние своего малыша. Сейчас стало модно обязательно чем-нибудь заниматься с младенцами: йога, динамическая гимнастика, грудничковое плавание. Есть дети, которым что-то может нравиться, другим – это совсем не подходит. Если малыш выдал стрессовую реакцию, то занятия обязательно нужно прекратить.

Мы, конечно, можем продолжать заниматься, и сначала последствий не будет видно. Это, что называется, отсроченные последствия. Детки ломаются не сразу. Но когда уровень стресса зашкалит и ребенок начнет, например, болеть, компенсировать это будет сложнее.

Что может стать стрессом?
Начнем с того, что само рождение – это уже колоссальный стресс для малыша. Он девять месяцев находился в животе, где ему было тепло, хорошо и уютно.

Самое надежное место

Запустился процесс родов, он ощущал давление, старался, боролся, проходил по родовым путям. Он родился! Он победил! Это стресс физиологический. Он не плохой и не хороший. Ребенок способен его пережить, потому что так задумано природой. Но это сильные эмоции.

Первые сутки детки могут проживать послеродовой стресс, реагируя тремя способами: плач, сосание, сон. Чем сложнее были роды, тем ярче будет реакция. Ошибочно думать, что кесарево сечение лучше, так как стресс меньше. Наоборот, после это операции дети выдают более яркие реакции и адаптационный период у них дольше.

Пережив послеродовой стресс, малыш понимает, что он попал в странный, незнакомый мир. В нем много звуков, запахов, красок. Много разных людей. Бывает жарко и холодно. Пока он не адаптируется, для него все стресс. Адаптационный период обычно длится около 40 дней, но после тяжелых родов может растянуться и до трех месяцев (что обычно и бывает у кесарят).

Специалисты по раннему развитию советуют начинать активно заниматься с детьми как можно раньше, иначе будет поздно. Перинатальные психологи утверждают, что в адаптационный период ребенка лучше лишний раз не трогать. В этом есть определенная доля истины. Малышу и так все сложно и непривычно. Зачем ему искусственно усложнять жизнь?

В адаптационный период нужно много контакта с мамой

Когда адаптационный период закончился, с уровнем стресса обычно становится проще. Чем мягче ребенок прошел адаптацию, тем легче он принимает все новое. И чем старше становится малыш, тем менее жестко ставится этот вопрос.

Родителям хорошо бы знать, что стрессом может стать: появление новых людей, шумные вечеринки, путешествие, переезд, ремонт, новые занятие, появление новых предметов, долгое отсутствие мамы, лишение контакта. Это не значит, что ребенка нужно оградить от всего. Реакция зависит от чувствительности ребенка. Легкий стресс даже стимулирует. Главное, следить за тем, что уровень стресса не зашкаливал. За пиками активности должны следовать моменты отдыха, тишины и расслабления.

Плач
В наше время уже почти все родители понимают, что младенцы не издеваются над родителями, не треплют им нервы. Они плачут только по действительно весомым причинам. Это единственный способ малыша дать нам понять, что ему трудно.

К плачу стоит относиться серьезно. Наша родительская задача, как можно скорее найти причину плача и устранить ее. Если ребенок плачет во время каких-то занятий, то их немедленно нужно прекратить. Малышу не нравиться! Не слушайте, когда вам говорят, что поплачет, привыкнет, зато полезно. Нет, то, что идет через слезы, никогда не будет полезно. Дети не привыкают, они смиряются!

Этому малышу процедура явно нравится

Если специалист не может сделать процедуру с вашим ребенком без слез, ищите другого с более творческим и гуманным подходом. Речь, конечно, не идет о необходимых медицинских процедурах, когда ребенок болеет. В этом случае мы все делаем как можно быстрее и утешаем. Но и в этом случае помните: чем старше ребенок, тем проще с ним договориться и сделать без слез все, что угодно. Было бы желание…

Хорошо ли этому ребенку… Большой вопрос

Сон
Когда младенцам очень плохо и страшно, они засыпают. Недавно одна моя знакомая поделилась радостью: «Мы, наконец-то приучили Кирюшу (5 месяцев) спать в своей комнате. Обидно было, такую детскую ему сделали, а он в ней не спит. А теперь он уже большой – спит всю ночь с 11 до 7 утра. Мы опять можем высыпаться. Как здорово!».

Если честно, то ничего хорошего. Детям этого возраста не свойственно спать так долго. То, что происходит с Кирюшей, называется стрессовый сон. Представьте себе ситуацию: маленький мальчик просыпается один в темноте. Рядом никого. Он плачет, но никто не приходит (а именно так мама и занималась с сыном). Через несколько дней он делает вывод: как ни проси, никто не придет и не спасет. И впадает в глубокое отчаяние. Ему становится настолько страшно и плохо, что ребенок предпочитает не просыпаться. И засыпает очень глубоко. Этот сон не полезен для детей. Он как вариант коматозного состояния. Для Кирилла более полезен поверхностный сон – в это время у детей развивается мозг. Но мама приучила спать глубоко, пожертвовав развитием мозга и психологической стабильностью сына. Зато, как большой!

Он еще борется за свое право быть рядом с мамой

По этой же причине дети хорошо и подолгу спят в колясках на балконе или на улице. Это нездоровый сон. Дети впадают в него от невыносимого отчаяния и одиночества.

Сосание
Сосать грудь – это лучший способ успокоиться. Ребенок в этот момент словно возвращается в животик. Он чувствует тепло маминых рук, ощущает ее дыхание, слышит биение сердца. А на вкус молочко похоже на околоплодные воды. Малыш попадает в привычное состояние и релаксирует.

Именно поэтому при малейшем беспокойстве детки просят грудь. И чем младше, тем чаще.В адаптационном периоде (от рождения примерно до трех месяцев) дети могут просить грудь каждый 15 минут и сосать ее по два часа. Маме кажется, что она 24 часа проводит с грудью во рту. Это нормально и пройдет, как только малыш привыкнет к новому для него миру. А сейчас у него стресс – все новое и незнакомое. Дайте ему возможность адаптироваться, пусть ваша грудь будет для него оазисом спокойствия. В этот период лучше не усложнять ребенку и без того непривычную жизнь.

Самое надежное успокоительное средство!

Итак, плач, сосание и сон – это основные стрессовые реакции, которые ребенок может продемонстрировать. Способ реагирования зависит от темперамента и характера ребенка. Иногда дети предпочитают один вариант, иногда используют несколько вперемешку.

Кроме перечисленных, есть еще несколько не таких явных реакций. Дети их демонстрируют очень часто, но, к сожалению, мало кто из родителей понимают, что это тоже стресс.

Замирание или возбуждение

Алена делится опытом: «Нам подарили фитнесс-мяч. Это то, что нужно приобрести всем молодым мамочкам. Наш трехнедельный сын успокаивается только на нем. Может истерично плакать, мы кладем его на мяч и он сразу затихает. Как будто прислушивается. Значит, ему очень нравится».

Итак, у нас есть факт – ребенок затихает на мяче. Мама почему-то делает вывод, что это от удовольствия. На самом деле, когда ребенку хорошо, у него появляется комплекс оживления – он улыбается, гулит, болтает руками и ногами. А здесь ребенок затих – он изучает: опасно или нет. Как минимум, он напуган.

Родители, вы уверены, что я в безопасности?

Я не делаю вывода, что стресс зашкаливает и зарядка на мяче вредна. Вовсе нет, но это хорошая иллюстрация того, как мы интерпретируем поведение малышей удобным для себя способом. «Замолчал – значит доволен». Давайте не будет юлить. Замолчал – довольны мы. А ребенку в этот момент может быть ой как плохо.

Другой пример от Асемы: «Недавно мы перевели месячного Арсена в большую ванну. Ой, как ему нравится! Плавает вовсю, машет ногами и руками. Обычно он ленивый, а в воде меняется. Такой активный становится. Думаю, что ему очень полезно плавать».

Еще одна не менее странная интерпретация. Обычно ребенок тихий и спокойный. Но в большом пространстве воды неведомо откуда берется необычная активность. Доволен? Или пытается любой ценой выбраться и спасти свою жизнь?

Кажется, малышка еще не решила, нравится ей или нет

Если обычно спокойный ребенок начинает вести себя слишком активно, нужно крепко задуматься. Вероятнее всего, малышу опасно и он пытается избежать страшной ситуации.

Любое нестандартное поведение
Дети большие консерваторы. Они любят, чтобы все шло своим чередом. Любят ритуалы и привычные вещи. И ведут они себя чаще всего одинаково. Если их поведение меняется, то надолго. Например, спали три раза по часу. А теперь спят два раза по полтора. Эти изменения плавны и назад не возвращаются.
Малыш обычно спокоен, а теперь стал закатывать истерики. Спит обычно по полчаса, а после пробного занятия бэби-йогой уснула на 2,5 часа. Обычно веселый, активный, а после похода в развивающий центр сидит на коленках у мамы. Любое нестандартное поведение говорит о стрессе. Ребенок требует внимательно отнестись к себе.

Отказ от груди
Это особая реакция, которую дети выдают тогда, когда ничего уже не помогает. Грудь – это самое ценное в жизни ребенка. Это и еда, и контакт с мамой, и обезболивающее, и расслабляющее, и успокаивающее, и утешающее. Представляете, до какого состояния нужно довести ребенка, чтобы он отказался от груди?!
Конечно, это зависит от темперамента ребенка. Особенно впечатлительные дети могут отказаться от груди после одной малоприятной процедуры. Но таких детей мало.

Обычно для того, чтобы спровоцировать у ребенка отказное поведение, родители предпринимают ряд целенаправленных попыток по «развитию и дисциплинированию» новорожденного. Попросту говоря, разрывая контакт с мамой, потому что отказ от груди это как раз-таки нарушение этого контакта.

Ребенку настолько плохо, что он использует тяжелую артиллерию, чтобы быть услышанным. К сожалению, редко когда родители понимают, что происходит. Пожимают плечами, покупают смесь и продолжают «развивать».

Повторюсь, отказ от груди – это особая ситуация. Если малыш отказывается от груди, значит ему очень плохо. Нужно срочно прекратить все «полезные» занятия и искать причину дискомфорта.

Отказываясь от груди, малыш очень ярко сигнализирует о помощи

Психологи не призывают вас растить из детей оранжерейные цветочки. Такие перегибы тоже опасны. Так ведь можно вообще на улицу не выходить, чтобы малышей ветерок не потревожил. На любое занятие ребенок может выдать стрессовую реакцию просто потому, что это дело новое. А значит, может быть опасным.

Все новое лучше вводить очень плавно, нежно и в тесном контакте с мамой. А еще лучше с грудью во рту. Так оно надежнее будет. Нововведения должны предлагать мама или папа. А не чужой дядя-тренер. Когда ребенок расслабиться, если занятия действительно полезное, он покажет родителям, что доволен: будет активно смеяться, много улыбаться, гулить.

Но давайте не будем себя обманывать. Если малыш продолжает сигнализировать о стрессе, прекратите занятия. Вашему ребенку они не подходят. Не доводите до того, что стресс зашкалит. Предложите малышу другие варианты.

Вы обязательно найдете то, что понравится и вам, и вашему чаду.

Алена Асадчая, корреспондент, консультант по ГВ, педагог-психолог

Стресс является неотъемлемой частью современной жизни. В свое время стресс переживает каждый человек. Если стресс возникает у взрослого человека, то большая вероятность того, что он справится с данной ситуацией без особых проблем и последствий. Стресс у детей протекает немного сложнее.

Стресс возникает у детей после столкновения с чем-нибудь новым, неизвестным. Бороться с этим они не в состоянии, так как у них отсутствует опыт. Механизм стресса у детей заключается в том, что что-нибудь нехорошее, неизвестное, вторгается насильно жизнь малыша и начинает преследовать его в виде страхов и воспоминаний. Очень часто ребенку для того, чтобы справиться со стрессом, необходима помощь родителей, а в некоторых случаях и профессионального психолога.

Симптомы стресса у детей

Все дети постоянно меняются, развиваются. Бывает достаточно сложно определить у них стресс. Иногда родители не обращают на возникновение данного заболевания особого внимания, так как думают, что состояние ребенка связано с признаками недомогания растущего организма. Но все-таки есть некоторые симптомы, по которым можно определить, находится ли ребенок в стрессовом состоянии.

Симптомы стресса у грудничков и детей в возрасте до двух лет:

  • Ребенок становится сильно раздражительным;
  • Его сон потеря аппетита или демонстративный отказ от кормления;
  • Ребенок становится очень неспокойным, ухудшается его сон.

Симптомы стресса у детей в дошкольном возрасте:

  • Частое проявление негодование и возросшая требовательность;
  • Ребенок ведет себя несоответственно своему возрасту. В возрасте три-пять лет, малыш может брать в рот пустышку, мочиться в штаны;
  • Детские страхи сильно усиливаются. Ребенок из-за боязни смерти не может уснуть и так далее;
  • Могут появляться дефекты речи;
  • На новые обстоятельства или на новых людей у ребенка возникает слезная реакция;
  • Ребенок становится гиперактивным или, наоборот, активность снижается;
  • У ребенка часто плохое настроение без особых на это причин, он становится агрессивным, нервозным.

Симптомы стресса у детей в младшем школьном возрасте:

  • Малыш очень быстро утомляется;
  • Часто жалуется на боли головы, боль в области сердца, тошноту.
  • Ребенок часто может видеть ночные кошмары;
  • Возникает желание попасть в какую-то переделку и причинить себе вред;
  • В течение недели или еще дольше ребенок ведет себя очень капризно, вызывающе;
  • Пониженная самооценка;
  • Возникает агрессивное отношение к окружающим людям;
  • Без особой причины ребенок расстраивается;
  • Сверхмерная озабоченность своим здоровьем;
  • Нежелание гулять с друзьями, посещать школу. Ребенок становится замкнутым, отрешенным от мира.
  • Слишком высокая старательность. Ребенок хочет, чтобы его постоянно хвалили и в школе, и дома, поэтому он очень сильно старается во всех делах;
  • Возникают беспричинные страхи, тревоги, волнения;
  • Внимание и память ребенка ухудшается, успеваемость падает;
  • и дефекты речи. Малыш может наматывать на пальцы локоны, моргать и так далее.
  • и аппетит ухудшается, а в некоторых случаях может быть повышенный аппетит и постоянная сонливость.

Причины возникновения стресса у ребенка

У детей условно можно выделить возрастные причины стресса и причины, связанные с семейной обстановкой. Но эти категории следует рассматривать в совокупности, так как они постоянно переплетаются. У детей всех возрастов могут быть такие общие причины стресса - расставание с близкими людьми, развод родителей, смерть близкого человека, травмы, катастрофы, переезд в новее место жительства, гибель домашнего животного. Так же стресс может вызывать применение насилия, появление в семье нового ребенка.

Причины стресса у грудных деток и деток в возрасте до двух лет:

У грудных детей стресс чаще всего возникает в результате расставания с родными. Очень тяжело малыш переживает длительное отсутствие матери. Так же распространенными причинами стрессов у малышей могут быть любые заболевания, эмоциональное расстройство родителей, изменение режима дня.

Причины стресса у детей в дошкольном возрасте:

Для дошкольников стрессов может быть первое знакомство с социальной средой. Ребенок до этого возраста находится в атмосфере всеобщего восхищения и любви. В его окружении только близкие и родные, которые не чают в нем души. А в возрасте два-три года малыш выходит за рамки своей семьи, начинает общаться со своими сверстниками во дворе или в детском саду.

Самая частая причина, по которой у дошкольников возникает стресс, это поступление в детский садик. Ребенок находится в состоянии стресса, потому что здесь впервые он остается без родителей, а во-вторых, он вынужден длительное время находится со своими сверстниками, не имея опыта общения с ними. Так же причиной стресса является непривычная обстановка, конфликтные ситуации с воспитателями детского сада или с другими детьми.

Другие причины стресса у малышей дошкольного возраста - просмотр телевизионной программы, которая содержит любую негативную информацию, посещение больницы, принуждение в детском саду соблюдать режим, боязнь одиночества.

Причины стресса у детей в младшем школьном возрасте:

Стресс у деток в возрасте пяти - десяти лет возникает обычно из-за напряженного отношения в школе с учителями и с одноклассниками, конкуренция внутри класса, неуспеваемость в учебе.

В таком возрасте ребенок уже может осознавать, что в чем-то он в уступает другим детям - кому-то в красоте, кому-то в талантливости, кому-то у успеваемости. Но одновременно он является недостаточно взрослым, чтобы понять, что это нормально, что быть лучшим во всем и сразу просто невозможно. В результате этого у многих детей младшего дошкольного возраста возникают серьезные стрессы. Каждый из детей в стрессовом состоянии может себя вести абсолютно по-разному - одни пытаются стать самыми умными, другие не хотят тратить времени и сил на то, чтобы изменить себя, избирая тактику унижать других. Поэтому причин стресса у деток младшего школьного возраста много и на первом месте - оскорбления и издевательства в школе.

Так же стресс может возникнуть в результате внутреннего конфликта. Такая ситуация возникает в том случае, когда малыш самостоятельно раскаивается в том, что он совершил плохой поступок, винит себя, считает себя злым, безнадежным и плохим. В данном возрасте у детей стресс может возникнуть по причине просмотра какой-нибудь шокирующей программы по телевизору или ролика в Интернете. В данном возрасте дети сильно впечатлительные, поэтому, услышав новости о природных катаклизмах, военных действиях и так далее, они начинают переживать за собственную жизнь, а так же за жизнь своих близких.

В младшем дошкольном возрасте другие причины стрессов это контрольные, самостоятельные работы, экзамены в школе, знакомства с новыми людьми, постоянные упреки от учителей и родителей за неуспеваемость, возрастные физиологические изменения.

Борьба со стрессом у деток

К общим методам борьбы со стрессом у деток относятся обязательные ежедневные прогулки, соблюдение режима дня, хорошее полноценное питание, физические нагрузки, общение с друзьями и родственниками. Нужно стараться как можно чаще говорить с ребенком по душам. Родители ребенка должны иметь самообладание и спокойствие даже в том случае, если малыш в течение нескольких недель капризничает. Нельзя повышать голос на малыша, угрожать ему и ругать.

В качестве борьбы со стрессом можно использовать занятия спортом, рисования, разные игры. Можно за помощью обратиться к детскому психологу. Нужно стараться как можно чаще прогуливаться с ребенком, посещать развлекательные комплексы, кафе и так далее. Нужно стараться, чтобы ребенок длительное время не оставался наедине.

Профилактика стресса у детей

Родители должны иметь со своим ребенком доверительные отношения, постоянно показывать малышу, что его любят и ценят, окружать его заботой и лаской. Еще одной задачей родителей является оберегать своего ребенка как можно дольше от первых столкновений со стрессовыми ситуациями. Вместе с малышом не смотреть вместе волнующие программы и ужасающие новости, а так же следует следить за тем, чтобы ребенок не смотрел их самостоятельно. К своему ребенку следует относиться с пониманием, быть внимательными к нему.

Если малыш уже увидел по телевизору или на улице шокирующее событие, то следует обязательно поговорить об этом с малышом. Не нужно полностью малыша ограничивать от воздействия негативных факторов и ответственности. Понемногу малыша нужно подготавливать к возможным стрессовым ситуациям. Но не стоит его при этом знакомить с темной стороной жизни. Следует выбрать золотую середину, чтобы ребенок знал и о прекрасной стороне жизни, и о возможных негативных событиях. Нельзя оставлять малыша наедине с возникшими трудностями, помогать ему в освоении новых видов деятельности. Нужно научить ребенка не держать свои эмоции в себе. Он должен делиться со своими проблемами с родителями или вести дневник, куда он сможет записывать все, что его тревожит.

Профилактика стресса у детей грудного возраста и детей до двух лет

Следует как можно больше времени уделять своего ребенку и стараться, чтобы он меньше времени проводил в одиночестве. Мама ребенка должна постоянно находиться рядом с ним, как можно меньше оставляя его самого. В таком возрасте ребенок может легко заражаться настроением окружающих людей, поэтому в присутствии ребенка родственники не должны находиться в плохом настроении. Чтобы ребенку не грозил стресс нужно быть добрыми, внимательными и ласковыми родителями.

Профилактика стресса у детей в дошкольном возрасте

Чтобы предупредить стрессовые ситуации в дошкольном возрасте нужно позволять детям каждый день находится в тишине. Нужно выключать компьютер, телевизор, радио.

Для профилактики стресса нужно как можно больше общаться с ребенком. Нужно разговаривать с малышом, позволять ему высказывать свое мнение, а так же все, что его беспокоит, делился мыслями и впечатлениями. Если малыша мучают ночные кошмары или страхи, то обязательно следует поговорить с ним об этом и убедить его в том, что он в полной безопасности и ничего не грозит ему. Никогда не нужно смеяться над детскими страхами.

Профилактика стресса у деток в младшем школьном возрасте

Самым главным методом профилактики у детей стресса является демонстрация со стороны родителей и близких любви и заботы. Нужно показывать ребенку, что в любой ситуации он может рассчитывать на поддержку близких ему людей. Кроме этого родители должны быть достаточно честными и откровенными со своими детьми. Если близкого человека нет в живых, не нужно врать малышу, что он куда-то далеко уехал. Нужно постараться более мягко объяснить малышу, что с этим человеком ребенок больше не сможет видеться, что он живет теперь в другом мире. Малышу следует объяснить, что так случается со всеми и что поделать ничего нельзя, нужно дальше жить, при этом храня образ дорогого человека в своем сердце и в памяти.

Так же родители должны быть со своими детьми искренними при разводе. Никогда не нужно ставить ребенка перед выбором с кем он будет жить - или папой, или с мамой. Это должны решать сами родители.

Если у малыша возникли проблемы в школе, то нужно подтолкнуть его к тому, чтобы он решил их самостоятельно, при этом обсудив возможные причины и способы преодоления проблем. Не нужно сравнивать своих детей с другими, а так же не нужно на них оказывать психологического давления. Родители не должны заставлять малыша быть первым во всем. Нужно стараться повышать самооценку своего ребенка. Следует отыскать такое занятие, которое будет нравиться малышу и в котором он будет первым. Ребенок, который уверен в своих собственных силах подвергается стрессам меньше.

Стресс у детей – реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители. Игнорирование родителями признаков стресса провоцируют развитие эмоциональной нестабильности у малыша.

На фоне стресса возникают нервные расстройства, которые могут трансформироваться в психические заболевания уже во взрослой жизни.

Большинство расстройств у взрослых людей, напрямую связаны с детскими психологическими травмами и страхами. Стресс, возникающий у детей и подростков, может спровоцировать массу проблем. Формируется заниженная самооценка и серьёзные психические нарушения, вплоть до шизофрении.

Возникающий у ребенка стресс, может делиться на несколько стадий. Каждая стадия характеризуется все более угнетенным эмоциональным состоянием. Затянувшийся стресс переходит в депрессию.

Тревога

На стадии тревоги ребенок ощущает необъяснимую тоску и беспокойство. Малыш никому не сообщает о пережитом стрессе. Ребенок замыкается в себе, с подозрением относится к родственникам. Появляется особое недоверие к малознакомым людям. Не наблюдается никаких изменений в физическом состоянии чада.

Сопротивление

Психи ребенка активно сопротивляется пережитому стрессу. Пытается вытеснить воспоминания о плохом событии. Реакция на стресс сопровождается постоянным чувством усталости и моральным истощением. Нервная система затрачивает слишком много энергии на внутренние переживания.

Истощение

Малыш истощен морально и физически, больше нет сил переживать стресс. Нервная система не контролирует эмоции, что вызывает апатию или чрезмерную агрессию. Малыши не в состоянии уснуть ночью, поскольку во сне их мучают кошмары. Развивается повышенная скрытность. Вследствие постоянной подавленности может формироваться тяга к суициду.

Причины

Причины стрессов у ребенка могут варьироваться в зависимости от возраста. Малыши до года получают стресс при расставании с матерью, смене способа кормления, заболеваниях и испуге.

Младенцы чрезмерно чувствительны к эмоциональному состоянию своих родителей. Ссоры и истерики родителей влияют на ребенка, он ощущает сильнейшее напряжение.

Выделяют такие причины стрессовых ситуаций у младенцев и подростков:

  • Невнимание со стороны родителей. Игнорирование потребностей ребенка, отторжение, отсутствие любви дает повод для сильного стресса у ребенка.
  • Постоянные укоры, в особенности при людях. Такие воспитательные меры формируют у детей чувство неполноценности, которое переходит во взрослую жизнь.
  • Чувство страха вследствие внешних и внутренних факторов. Внешние: нападение бандита или злой собаки, просмотр страшного фильма или чтение книги ужасов. Внутренние: сильная фантазия, негативная атмосфера в семье, родители оказывают на детей сильное психологическое давление.
  • Перемена обстановки. Прощание с родственниками, близкими друзьями, переезд в новый город, переход в другую школу, первая любовь. Все эти события вызывают стрессы.
  • Компьютерные игры. Детьми игры воспринимаются гораздо реалистичнее, нежели взрослыми. Проигрыши, ссоры со взрослыми из-за игр до позднего времени, недосыпы, всё это провоцирует стрессы.

Симптомы стрессов могут проявляться у детей во время переходных периодов, которые присущи трёхлетнему, семилетнему и подростковому возрасту. В этих случаях стрессы могут быть связаны с:

  • Сменой обстановки;
  • Возникновением новых обязанностей;
  • Переменами в гормональном фоне.

Симптомы

Влияние стресса на детей может проявляться абсолютно по-разному. Вот основные симптомы, присущие стрессовому состоянию:

  • Агрессия. Отрицательные эмоции у детей являются некой защитной реакцией. Дети постоянно вмешиваются в драки, со всеми ссорятся, всё время кричат, не исключены поломки вещей. Такая реакция напрямую связана с бессилием малыша в создавшейся ситуации.
  • Переход к раннему детству. Такого рода реакция присуща детям до 7 лет. Их поведение резко начинает напоминать младенческое, они начинают сосать палец, присутствует ночной энурез, они требуют постоянного внимания со стороны родителей, отказываются от приема пищи до того момента пока их не покормят с ложечки.
  • Замкнутость. Ряд детей, пережив стресс, полностью замыкаются в себе. Они постоянно хотят находиться в одиночестве, всячески избегая разговоров с родителями и друзьями.
  • Проблемы со сном. Маленькие дети после пережитого стресса, могут начинать плакать во сне, детям в старшем возрасте снятся кошмары, и они длительное время не могут уснуть.
  • Стремление контролировать. После эмоционального стресса, у детей развивается необходимость всё контролировать: он по несколько раз всё перепроверяет и постоянно спрашивает о правильности своих действий у родителей. Подобное поведение – это своеобразная защита от стресса.
  • Побег. У детей присутствует подсознательное желание спрятаться от всех имеющихся проблем. Поэтому они пытаются избегать причин, провоцирующих нервозность: избегая встреч с обижающими детьми, симулируют болезни и постоянно забывают дома учебники.

Стресс у детей может быть, как ярко выражен, так и настолько скрыт, что родители длительное время не замечают перемен в своём малыше. В таких ситуациях очень важно своевременно обнаружить проблему и приступить к её решению.

Как снять стресс

Существует несколько вариантов лечения стресса у детей, всё напрямую зависит от индивидуальных особенностей детей и возможностей их родителей.

Психотерапия

Иногда родители отправляют своих детей к психологу, тем самым изначально только увеличивая стрессовую ситуацию, ведь малыши стремятся давать те ответы, которые от них ожидают. Но постепенно беспокойство отступает, и малыш постепенно раскрывается перед специалистом.

Поход к психологу принесет только пользу. Разговоры «по душам» только улучшат состояние малыша или подростка. Единственным недостатком такого метода терапии является его стоимость и далеко не все родители в состоянии отвести детей на индивидуальные или групповые занятия к психологу.

Бывают ситуации, когда дети категорически против походов к доктору, они постоянно ходят нервные и злятся после любого упоминания о докторе. В таком случае приходится использовать другие методы.

Первое что советуют доктора – устранение источника, вгоняющего чадо в состояние стресса, сразу немного улучшает общую картину.

Препараты

Параллельно с устранением источника стресса, для того чтобы малыш перестал нервничать, ему прописывают настойки пустырника или валерианы. Кроме того, для снятия нервозности доктора рекомендуют применение ноотропных лекарственных средств. Существуют даже витамины от стресса для детей.

Физиотерапия

Прописывают массажи в воротниковой зоне, ванны с хвоей или морской солью. Рекомендовано соблюдать режим сна и диетическое питание, что подразумевает исключение из рациона продуктов, которые увеличивают нервозность. Под наблюдением психолога осуществляется коррекция поведения, как детей, так и взрослых.

Что делать родителям

Профилактику стресса у детей провести практически невозможно, но гораздо проще избавиться от проблемы на начальных стадиях.

Для этого, родители должны стать для малыша источником поддержки:

  • Малыш должен выплеснуть свои эмоции. Чтобы ему было проще раскрыться нужно постараться найти для него какое-то хобби.
  • Не стоит пускать ситуацию на самотёк. В попытках успокоить чадо не нужно настаивать на том, что его проблема – это просто выдумка, нужно искать пути решения этой проблемы.
  • Поднять самооценку малыша. Дети очень чувствительны к поддержке со стороны родителей, поэтому иногда достаточно просто сказать малышу, что он умный и сильный, поэтому справится с любой проблемой.
  • Следить за рационом детей. Качество продуктов напрямую влияет на иммунную систему малыша и его устойчивость к стрессовым ситуациям.
  • Поддерживать чувство безопасности. Младенец должен быть уверен, что в любой ситуации, его родители смогут ему помочь. Это чувство можно укрепить за счёт постоянных объятий, поцелуев, совместного времяпровождения.

Проблемы малыша всегда решаются мирным путем. Родителям тоже знакомо чувство усталости и напряжения, в особенности, если малыш первый. Поэтому нужно учиться расслабляться вместе с малышом, это поспособствует улучшению отношений между ними, ребенок станет больше доверять своим родителям.

Детям жить в современном мире нелегко: дел, обязанностей, искушений у них не меньше, чем у взрослых. А если ещё кажется, что даже родители не любят или любят недостаточно сильно, то и там до настоящего стресса недалеко. Как распознать симптомы детского стресса, учитывая возраст ребёнка, и чем помочь страдальцу?

Чем опасен стресс

К сожалению, многие из нас считают стресс неизбежным спутником современной жизни и относятся к нему, как чему-то неприятному, но в целом безопасному. А это не так.

Стресс — состояние крайне вредное. Хронический стресс способен стать причиной психосоматических расстройств и привести к серьёзным и трудно преодолимым последствиям. Длительная выработка «гормонов стресса» грозит недостаточностью надпочечников и сахарным диабетом. Да и гипертоническая болезнь, истерия, астма и даже эпилепсия — всё это возможные последствия продолжительного стресса.

И если бы речь шла только о взрослых! Увы, стрессы бывают даже у младенцев.

Признаки стресса у детей

У детей стрессовое состояние часто связано не только с проблемами в детском саду или школе, но и с недостатком родительского внимания, кажущимся или реальным. И важно, чтобы близкие понимали, что происходит с ребёнком и могли вовремя помочь ему. А для этого обязательно нужно знать, как «выглядит» детский стресс:

В возрасте до 2 лет:

  • Малыш раздражителен.
  • Ребёнок отказывается от еды (причём он может как на самом деле терять аппетит, так и делать это демонстративно, «на зло»).
  • Наблюдается ухудшение сна.

У дошкольников:

  • Ребёнок становится более требовательным и вспыльчивым, чем обычно. Появляются или усиливаются/учащаются вспышки агрессии.
  • Вполне самостоятельный до этого дошколёнок «впадает в детство», может коверкать слова, сосать пустышку, проситься на ручки и т.д. В тяжёлых случаях могут даже появиться проблемы с контролем мочеиспускания.
  • Усиливаются детские страхи, в том числе и те, с которыми ребёнок уже успел справиться.
  • Отмечается частое, резкое и необоснованное ухудшение настроения, слезливость.
  • Возникают или усиливаются дефекты речи.

У младшеклассников:

  • Школьники быстро устают, жалуются на отсутствие сил.
  • Появляются или усиливаются ночные кошмары.
  • Учащаются и даже становятся постоянными капризы. Ребёнок ведёт себя вызывающе не время от времени, а ежедневно. На эту «примету» стоит обратить особенное внимание родителям спокойных до этого детей. Если капризы сохраняются в течение недели и долее, то можно говорить о стрессовом состоянии.
  • Дети жалуются на головные боли, тошноту, дискомфорт и боли в области сердца.
  • Ребёнок говорит о желании вернуться в дошкольное прошлое, ведёт себя как маленький.
  • Родители замечают частые попытки обмануть их.
  • Отмечается постоянное нежелание идти в школу и общаться с друзьями.
  • Появляется или усиливается замкнутость, ребёнок уходит в себя.

Обратите внимание на то, что чем старше дети, тем больше «примет» у стресса. С одной стороны, это хорошо — есть вероятность, что взрослые быстрее заметят неблагополучие. С другой плохо — легко спутать стрессовое состояние с простой усталостью, плохим характером и тому подобным. Поэтому нужно быть настороже и не отмахиваться от мимолётных подозрений. Имейте в виду, что вовсе не обязательно отмечается весь комплекс «примет».

На что ещё обратить внимание?

Родителям стоит приглядываться и к играм ребёнка, особенно тогда, когда тот увлечён и не предполагает, что за ним наблюдают. Общение детей с игрушками, разговоры с ними и сценки, которые разыгрываются во время игры, способны о многом сказать внимательным зрителям. Так вы сможете лучше понять, что происходит с чадом.

Как помочь ребёнку?

Способ 1

Первый и самый простой и одновременно действенный способ — помощь игрой. Если ребёнок готов вас принимать в свои игры, это очень хорошо. Проиграйте с ним травмирующую ситуацию. Пусть ребёнок выступит в роли обидчика или жертвы, в роли учителя, а не только ученика, станет ненадолго отцом или матерью семейства. Если ребёнок напуган или сильно расстроен чем-то, смоделируйте эту ситуацию в игре. Но теперь всё должно обязательно закончиться хорошо. При помощи игрушек подскажите малышу, как и что он мог сделать или как ему себя вести, если травмирующая история повторится.

Способ 2

Используйте лечебную силу искусства: слушайте с ребёнком красивую музыку, танцуйте под неё (только обязательно вместе), рисуйте, пойте, читайте книги. Всё это — прекрасная антистрессовая терапия.

Способ 3

Расслабьтесь и похулиганьте:

  • Устройте весёлую возню, в ходе которой и целуйте ребёнка.
  • Подушечный бой - тоже действенный способ выплеснуть негативную энергию и снять стресс. В качестве замены громоздким и тяжёлым подушкам отлично подойдут лёгкие и безопасные мягкие кубики, которые продаются в отделах игрушек для самых маленьких.
  • Наполните водой ванну и пускайте вместе кораблики.
  • Просто полежите, обнявшись и болтая обо всём на свете, не отвлекаясь на дела, телевизор или телефонные звонки.
  • Отправьтесь в лес и там покричите во всё горло.

Если ничего из вышеперечисленного не помогает, и ребёнок по-прежнему не пришёл в себя, то не тяните и обратитесь к врачу. Для начала можно сходить к педиатру. Он назначит обследование, которое поможет определить, в чём проблема. Пусть вас не смущает, что придётся проверить работу сердечно-сосудистой системы ребёнка, органов пищеварения и оценить гормональный фон. Малейшие отклонения в них тоже могут влиять на самочувствие и настроение малыша или школьника.

В случае, когда обследование не выявило никаких проблем, доктор направит вас к неврологу, психологу или психиатру. Не пугайтесь и ни в коем случае не пренебрегайте советом педиатра. Психиатр — это не страшный врач, один визит к которому ставит крест на светлом будущем ребёнка и ломает ему всю жизнь. Современная психиатрия — это не карательная система, врачи-психиатры способны помочь в самых разных случаях. И вовсе не обязательно малышу пропишут ударные дозы тяжёлых препаратов.

Имейте в виду, что даже если специалисты назначат медикаментозное лечение, лекарства не смогут выступить в роли волшебной палочки. Снять симптомы — не главное. Важно научиться жить так, чтобы ребёнок больше не страдал от стрессов. Поэтому желательно обратиться к психологам, которые научат самого «пострадавшего» и его родителей действовать так, чтобы больше поводов обращаться к врачам не было. Если ситуацию не запускать, то прогнозы специалистов весьма обнадёживающие: детский стресс обязательно сдаст свои позиции и перестанет отравлять жизнь ребёнку и его родным.

Стресс у детей дошкольного возраста и подростков – распространенное явление. Он нарушает работу организма и может вызвать серьезное заболевание. Стресс у ребенка появляется из-за реакции на ту или иную ситуацию. У маленьких детей она происходит часто и может оставить негативные последствия и воспоминания, поэтому важно вовремя обнаружить первые признаки этого расстройства и напряжения и обратиться за помощью к специалисту для помощи в снятии эмоциональных состояний.

К детскому стрессу следует относиться очень серьезно

Стрессоустойчивость

Стрессоустойчивость – это совокупность качеств, позволяющих детям, подросткам и взрослым правильно реагировать на непонятную ситуацию и находить выход из нее, но не все могут справиться со сложными стрессовыми ситуациями или уберечь себя от них. Когда ваш малыш впервые пошел в детский сад, школу или поехал в лагерь, новая обстановка и знакомства часто приводят к стрессу, дети начинают испытывать страх, застенчивость. Есть дети эмоциональные и общительные, а есть спокойные и стеснительные, в связи с этим у каждого свой уровень стрессоустойчивости.

Огромное влияние имеет окружение. Задача родителей объяснить ему, как вести себя в стрессовых состояниях.

Симптомы

Стресс у детей проявляется по-разному, все зависит от их возраста. Симптомы стресса у детей:

  • до 2 лет увеличивается раздражительность, пропадает аппетит и ухудшается сон;
  • страх, плохое поведение, заторможенная речь у детей дошкольного возраста: снижается активность, уход в себя;
  • ребенок школьного возраста быстро устает, у него появляется тошнота и головная боль: в школьном возрасте начинает врать своим родителям,появляются проблемы в обучении;
  • влияние стресса плохо действует на сон и аппетит.

С возрастом стресс у детей значительно увеличивается: в 17 лет он возникает в 4 раза чаще, чем в 8–12 лет.

Страх — симптом стресса у ребенка

Причины возникновения стресса

Детская психика очень нежная, эмоциональная, поэтому дети дошкольного возраста намного сильнее воспринимают проблемы, чем взрослые. Причины стрессовых состояний у дошкольников и детей школьного возраста:

  1. Изменение распорядка дня.
  2. Смена окружения. Если малыш ходит в один детский сад, и его по каким-то причинам перевели в другой, то ему нужно будет заново привыкать к обстановке.
  3. Расставание с близкими друзьями или родителями на любой срок всегда вызывает стресс у подростков и маленьких детей.
  4. Пропажа домашних животных – частая причина.
  5. Современная техника, компьютерные игры, телевизоры и телефоны могут негативно подействовать. Часто бывает зависимость от игр.
  6. Тревожные состояния родителей могут передаваться детям.
  7. Смена климата или резкие перемены погодных условий. В основном, с этим сталкиваются дети до года. Симптомы можно определить по тому, что они начали капризничать, перестали есть и спать по ночам.
  8. Экология.

Стресс у грудничков

Груднички также могут испытывать стресс. Из-за своего возраста они не могут выразить эмоции в полную силу: в этом возрасте малыши только плачут. Чтобы помочь ему, надо определить причину появления расстройства:

  1. Во время рождения младенец чувствует массу неудобств, испытывает сильный страх.
  2. После рождения он сталкивается с чувствами, которых не испытывал в утробе матери: голод, холод, жара и др.
  3. Боли в животе их лечение (клизма и лекарства). В период беременности женщина должна не нервничать, т. к. малыш все чувствует, ее состояние может повлечь за собой негативные последствия. Все вопросы и проблемы желательно решать после родов.

Подготовка к детскому саду

В детском садике существует режим дня, который должны соблюдать все дети. Что сделать, чтобы предотвратить стресс:

  1. Представить ребенка воспитателю, в первую очередь должен привыкнуть к нему.
  2. Важно научить своих детей говорить воспитателю, если их что-то беспокоит.

Профилактика стрессовых ситуаций заключается в том, что после детского сада дошкольнику необходимо поднять настроение. Время, проведенное с родителями, поможет снять нервное напряжение.

Детей следует подготовит к походу в детский сад

Депрессия подростков

Подростки могут обижаться по мелочами, сталкиваться с проблемами, после чего появляется нервное стрессовое состояние. С 12 лет в организме подростка происходят сильные изменения, которые вызывают постоянные перепады настроения, им нужна поддержка взрослых. Они должны научиться справляться со стрессовыми ситуациями и преодолевать их самостоятельно, т. к. в этом возрасте депрессии случаются часто. Ссоры с одноклассниками и непонимание со стороны учителей добавляет напряжения в разговорах с родителями.

Подросткам опасно пребывать долго в депрессии. Чем трудней детские стрессы, тем сложнее им будет вернуться к обыденной жизни.

Необходимо много времени, чтобы после неприятной ситуации все встало на свои места. После этого подростку необходимо внимание со стороны родителей и много заботы.

Специалисты утверждают, что, когда ребенок в школьном возрасте постоянно нервничает у него снижается иммунитет, появляются болезни и страдает нервная система. Чем быстрей родители заметят признаки и симптомы стресса у подростков, тем лучше.

Поведение родителей

Формирование навыков преодоления стресса зависят от родителей. Оказать помощь детям можно следующим образом:

  1. Родителям нужно подавать пример детям, следить за своим поведением, контролировать злость и агрессию.
  2. Всегда спрашивайте, как прошел день и что интересного произошло в школе.
  3. Проводите вместе время.
  4. Стресс у ребенка может появиться от неправильного питания, контролируйте рацион.
  5. Родителям необходимо проявлять больше заботы к детям, показывать им свою любовь, обнимать и часто разговаривать по душам. Сделать все, чтобы они почувствовали себя нужными.
  6. Разрешить ребенку побыть самостоятельным, чтобы он почувствовал, что вы ему доверяете.
  7. Одобряйте его решения.
  8. Снимите дополнительные нагрузки, пусть посещает только ту секцию, которую он сам выберет.

Родителям следует часто разговаривать с ребенком

Лечения стресса у детей

Понять, что у подростков сильный стресс, и избавиться от причин и последствий может только специалист. Он проводит диагностику и назначает лечение. В домашних условиях Врачи настаивают пить валерьяну для профилактики или препараты ноотропного действия.

Положительное влияние на помощь при стрессе оказывают массажи, электросны и теплые ванны с морской солью. Обязательно выписываются витамины. Рекомендовано больше отдыхать и придерживаться правильного режима питания.

Нельзя есть продукты, провоцирующие возбуждение нервной системы. Эмоциональное лечение детей проводится под наблюдением родителей и психолога.

Стоит понимать, что лучше заметить первые признаки психоэмоционального расстройства и начать их предотвращать, чем потом заниматься длительным лечением и справляться с последствиями расстройства. Характер взрослого человека напрямую зависит от детского возраста. После перенесенного в детстве стресса может проявляться сильная агрессия в зрелом возрасте. Это можно предотвратить, т. к. современная медицина не стоит на месте, и всегда готова помочь.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...