Как наладить отношения с учителем. СтуденТОЗ: как наладить отношения с преподавателем

Рассаживая учеников в классе, учитель руководствует разными критериями. Определенное значение имеет телосложение – ведь если впереди ребенка небольшого роста сидит ученик значительно выше его, школьнику плохо будет видна классная доска. В ряде случаев решающим фактором оказывается состояние здоровья – слабовидящего ребенка приходится сажать поближе к доске. Но в большинстве случаев учитель опирается на психологические особенности детей.

Ведущий глаз и ведущее ухо

Одна из индивидуальных характеристик человека связана с асимметрией полушарий головного мозга. У одних людей ведущее полушарие правое, у других – левое. Не всегда человек с ведущим правым полушарием бывает левшой, но в большинстве случаев ведущее полушарие определяет ведущий глаз и ведущее ухо.

Грамотный в психологическом отношении учитель всегда учитывает такие особенности детей при рассаживании их по партам, особенно когда речь идет о первоклассниках. Ведь у семилетних детей еще не сформировано произвольное внимание, и если посадить ребенка с ведущим левым глазом у окна, расположенного слева от него, он будет смотреть не на доску, а в окно. Первоклассник с ведущим правым ухом, сидя у стенки, расположенной справа, будет больше прислушиваться к тому, что происходит за ней, чем к словам учителя.

Рассаживать детей нужно так, чтобы ведущие органы чувств были обращены к учителю и классной доске. Мальчиков ориентируют преимущественно по ведущему глазу, а девочек – по ведущему уху.

Диагностировать эти особенности учитель может с помощью простых тестов, которые предлагает детям в форме игры: «посмотрим в подзорную трубу», «положим на парту часы и послушаем, как они тикают». Дети непроизвольно «подносят» воображаемую подзорную трубу к ведущему глазу, а к воображаемым или реальным часам наклоняют ведущее ухо.

Другие особенности

В процессе занятий становятся очевидными и другие психологические черты детей, которые тоже приходится учитывать.
Учеников неусидчивых, склонных постоянно отвлекаться, учителя сажают поближе к своему столу, чтобы удобнее было их контролировать. Озорников, которые любят привлекать к одноклассников вызывающим поведением, сажают на заднюю парту, тем самым лишая их возможности «играть на публику».

Многие учителя сажают детей-холериков за одну парту с флегматиками или меланхоликами: присутствие спокойного умиротворяющее действует на излишне возбудимого ребенка.

Хороший вариант – посадить за одну парту друзей, но если они на уроках больше разговаривают друг с другом, их приходится рассаживать.

Нередко учителя учитывают и фактор успеваемости. Отстающих сажают рядом с отличниками, чтобы сильные учащиеся помогали слабым. Правда, при этом учитель должен быть уверен, что будет иметь место именно помощь, а не списывание.

Источники:

  • Евграфова Т. Как рассадить детей за парты
  • Особенности подбора школьной парты и рассаживания детей

Порой посещение школы становится тяжелой обязанностью, потому что не складываются отношения с преподавателем одного из предметов. Проще всего, конечно, сделать виноватым учителя: специально придирается, незаслуженно ставит низкие оценки. Вот и предмет становится неинтересным, и урок тянется долго. Но все-таки желательно найти выход и сгладить конфликт.

Инструкция

Ответьте (только откровенно) на следующие вопросы:
- все ли задания выполняет ученик,
- все ли учебные принадлежности приносит на урок,
- внимательно ли слушает на объяснение учителя,
- старается ли разобраться в материале,
- не отвлекается ли ребенок во время (играет в телефон, болтает с соседом по парте),
- не идет ли ученик намеренно на конфликт с учителем.

Отвечая на данные вопросы, сделайте вывод, о том, что или кто является источником конфликта. Если на первые 3-4 вопроса ответ "нет", то причина, скорее всего, в ребенке. Если же на первые четыре вопроса вы дали ответы «да», а на последние вопросы – «нет», то причина конфликта в .

Поймите, что учитель, как правило, - нормальный, адекватный человек, он в состоянии принять тот факт, что не все его ученики могут легко овладеть учебным материалом по предмету.

Поэтому стоит обратиться к нему за помощью, он поможет или объяснит материал еще раз, подскажет, что и как нужно делать. Но если учащийся намеренно идет на конфликт с учителем, зарабатывая дешевый авторитет в глазах одноклассников, уроки, то учитель вынужден защищать свою честь и отстаивать свое . Правильный выход в такой ситуации – признать свои ошибки и изменить свое поведение.

В жизни каждого студента наступает такой момент, когда встречается преподаватель, который “придирается”. Или, как минимум, относится не очень доброжелательно. Можно винить в этом кого угодно: и нерадивого студента, и предвзятого преподавателя, но делу это не поможет. Да и все бы ничего - деловые отношения не подразумевают обязательной взаимной симпатии. Но что делать, если негативное отношение начинает сказываться на вашей успеваемости?

Начало конфликта

Если вы попали в положение “враг народа”, то стоит вернуться к самому началу. Так как ни один конфликт не рождается из воздуха. Скорее всего, где-то вы, действительно, перешли дорогу преподавателю. Бывают, конечно, случаи необоснованной агрессии, но это скорее исключение (этот случай мы разберем в конце статьи). Поэтому подумайте хорошо, что вы сделали не так:

Возможно, вы опаздываете все время на пару
- или, может быть, совсем не приходите на них
- или вы нагрубили специально или случайно
- или...

Список причин не ограничен и уходит вниз в бесконечность. Главное, найти корень проблемы и уже исходя из этого переходить к следующему этапу решения проблемы межличностных отношений. Если вы перебрали всевозможные варианты в своей голове, но ни один не подходит, то, может быть, лучшим решением будет спросить об этом у самого преподавателя. Но только если он не является агрессивным орком - в таком случае отношения могут ещё больше обостриться, так как ваша попытка разговора будет воспринята как атака.

Белый флаг или примирение

Когда вы поняли причину недовольства преподавателя, следует разработать план налаживания контакта. Не все так просто, так как в зависимости от ваших целей, будут и разные методы. Только мы не советуем вам разжигать конфликт ещё больше и копать яму для вредного препода. Как гласит известная поговорка - не рой яму другому… Конец вы, наверняка, знаете. Если нет, то рекомендуем загуглить.

Итак, есть три основных тактики, как расположить негативно настроенного человека к себе. Но помните, что все три стратегии работают от исходной точки - причины конфликта. То есть, если вы будете просить прощения за то, что опаздываете, а на самом деле, преподаватель недоволен вами потому что вы его публично оскорбили, то вы рискуете дать ему лишний повод для агрессии. Так как до разговора с вами, он мог и не замечать этой проблемы.

Признание вины

На самом деле, это один из наиболее эффективных способов наладить контакт с человеком. Ведь именно этого он и ждет, когда начинает войну. Его цель - дать понять, что вы были не правы. И если признать это, извиниться, а ещё и пообещать, что впредь такого не повторится, то противник будет обезврежен. Повод для злости просто исчезнет. И не стоит думать, что таким образом вы проявите слабость, напротив, это поступок зрелого и уверенного человека, который способен проанализировать собственные действия.

Доказываем делом, а не словом

Если разговаривать вы не очень любите, а признать свою вину вербально вам трудно, то можно доказать все делом. Покажите преподавателю, что вы способны на другое поведение и он, как взрослый человек, скорее всего оценит ваш поступок. К тому же, в современном мире гораздо больше ценят поступки нежели слова. Здесь не нужно будет льстит, подъезжать на сивой кобыле и лживо улыбаться, просто делайте то, что должны, тогда это заметят и примут к сведению.

Разговор по душам и приятный подарок

Ещё один действующий во все времена способ - разговор по душам и маленький подарок. Только учтите, что это должно быть что-то незначительное, и лучше съедобное, а то подарок от души может быть воспринят как попытка взятки. Попытайтесь откровенно поговорить с преподавателем о том, что произошло, почему возникли напряженные отношения и вежливо объясните свою позицию. И не бойтесь извиниться, если в этом будет необходимость.

Закрепить результат

Когда вы уже поговорили с преподавателем, и он даже попытался вас понять, не спешите расслабляться. Чтобы конфликт себя исчерпал до конца, скорее всего, придется приложить усилия - и подтвердить свои слова делом. Поэтому мы вам настоятельно рекомендуем быть прилежным студентом, или хотя бы создавать видимость, ещё недели две-три после разговора. И помните, что главное в любых отношениях - это доброжелательный настрой, так как он на корню гасит приступы агрессии. Поэтому сохраняйте спокойствие, чтобы не происходило.

Агрессивный орк или как наладить отношения с тем, чье имя нельзя произносить вслух

Есть и такая категория неадекватных преподавателей, с которыми просто невозможно наладить контакт, а злятся они без особых причин. Но, на самом деле, есть подход и к ним. Вот несколько рекомендаций, как лучше общаться с такими людьми:

1. Не отстаивайте свою точку зрения - вы все равно ничего не докажите , только потратите нервы и время. В этой ситуации, лучше вести себя тактично и не махать перед быком красной тряпкой.

2. Сдавайте все работы вовремя. Или хотя бы просто сдавайте все задания. Но если вы не успели к сроку, лучше потрудиться придумать весомую причину, почему не получилось сдать к нужной дате. Только не перегибайте палку в отговорках. И сильно оправдываться тоже не стоит, а то дай почувствовать слабость диктатору, он тут же начнет пользоваться случаем, чтобы самоутвердиться за ваш счет.

3. Не давайте повода для гнева - будьте на шаг впереди. Помните, что вы прячете свой норов не из-за того, что вы не можете за себя постоять, а для того, чтобы избежать лишних проблем. Лучше сдержать свой пыл, чем потом ходить десять раз на пересдачи и разбираться с ситуацией через деканат.

4. Если конфликт все-таки случился , а наладить общение нет возможности, то тактично попросите в деканате, чтобы дисциплину принял другой преподаватель, объясните ситуацию, и скорее всего, вам пойдут навстречу. Только в этом случае уже придется сильно поднапрячься и, действительно, доказать, что вы знаете предмет на должном уровне.

Каким бы ни был преподаватель - он все-таки человек. А значит, наладить с ним отношения можно. Главное, сохранять гибкость ума и помнить, что дух бунтарства - это хорошо, но доброжелательный настрой дает, куда больший результат, чем истеричные крики.

Есть трешка, комнаты 10 квадратов, 14 и 19. И дети 1 год, 12 лет - девочки, 14 лет мальчик. Сейчас у старших детей по комнате, а родители с малышкой в большой. Планировала годика в 2 отселить малышку к средней, но неожиданно дочь заявила, что она ей там не нужна. И что-то не соображу, куда малышку теперь девать.
А как у Вас живут дети, если по комнате на каждого не получается?

517

Galina

Добрый день! Необходим взгляд со стороны.
Мы с мужем и двумя детьми 10 и 7 лет проживаем в квартире, принадлежащей свекрам. Мы строим дом и собираемся летом переезжать туда, дети как раз пойдут в новую школу (младшая в 1й класс, старшая заканчивает начальную). В этом доме проживают наши свекры, мы их попросили переехать к нам поближе чтобы помогать с детьми так как я вышла на работу когда младшей был 1 годик. Когда мы приглашали родителей переехать к нам в дом мы обговаривали, что не будем проживать вместе и что когда дети подрастут мы переедем в дом, а родители в свою квартиру где мы сейчас живем, т.е. произойдет обмен. До переезда в наш дом они прожили всю жизнь в поселке в своем доме с огородом и прочими радостями деревенской жизни, т.е. никогда не жили в городе в квартире. Затем продали свой дом, немного денег дали нам на стройку, часть второму сыну, остальное не знаю. Идет 6-й год их проживания в нашем доме и всех всё устраивает кроме меня, так как я хочу переехать и жить без родителей, а все остальные похоже хотят жить вместе. Вчера с мужем состоялся разговор на тему того что надо собираться с переездом и надо бы поговорить с родителями на эту тему и муж вдруг мне говорит, что не хочет просить родителей переехать так как чувствует вину перед ними в этой ситуации. К тому же они будут помогать с детьми после школы так как мы оба работаем, а я вдобавок езжу в командировки. Я очень опечалена данной ситуацией так как категорически хочу жить своей семьей и в этой ситуации считаю, что ущемлены мои интересы. Меня очень беспокоит возможное ухудшения отношений со свекровью и тем самым с мужем, мне непросто терпеть ее навязчивость в плане быта, так как она очень активный человек и считает необходимым высказать свое мнению по любому поводу и в любой ситуации. Люди они очень хорошие и во многом нам помогают, но я боюсь, что наши отношения испортятся из-за совместного проживания двух поколений на одной территории. Вопрос: настоять на своем и лишиться плюшек в виде помощи с детьми или попытаться наладить совместный быт?
Спасибо заранее за ответы по существу.

277

Светлана Кареткина

Посоветоваться хочу. Моя вторая свекровь в общем и целом милая женщина, но у нее похоже какое-то расстройство психики. Она давно не работает, когда-то работала медсестрой в гнойной хирургии (свекр зарабатывает более чем достаточно), целыми днями сидит дома и занимается чистотой. их квартира сияет снизу доверху, я даже в операционной не видела такой чистоты как у нее в ванной кухне и туалете. у нее есть специальные тряпочки и моющие и дезинфецирующие средства для всего, импортные и дорогущие. Все бы это было наплевать, но иногда мы вынуждены ходить к ним в гости. Это происходит как в фильмах про эпидемию вируса эбола.

В общем с соседями коридоре (там тоже чистота и стерильность, соседи выдрессированы и переобуваются снаружи) нас разувают и раздевают с нас верхнюю одежду. Для обуви выдаются специальные пластиковые мешки. Нам выдаются тапочки, которые после нашего ухода обрабатывают паром из отпаривателя и спец.средством. нашу верхнюю одежду убирают в чехлы и вместе с обувью выставляют на балкон. До этого момента меня ничего не напрягает. Но дальше хуже.

В комнате рядом с прихожей нам выдают домашнюю одежду, в которую надо переодеться. Наши джинсы и кофточки, в которых мы пришли, у девочек платья-сарафаны - все убирается в пакеты. Надеваем все чистое, которое после нашего ухода все стирается и обрабатывается отпаривателем. Муж даже носки переодевает. Хорошо хоть трусы можно оставить те в которых мы пришли.

Потом мы все гуськом идем в ванную. Там средства для мытья рук. С дезинфектором, какие-то специальные которыми хирурги моют руки перед операциями. Моем со средством и со щетками. Потом умываемся обязательно! Моем лица, уши. Только после этого, вытеревшись чистыми полотенцами которые тут же после вытирания выбрасывают в корзину для грязного, подставляем щеки для поцелуев.

Туалет для гостей отдельный. В свекровский ходить нельзя ни по маленькому ни по большому. Я как-то сходила на заре нашего знакомства несколько лет назад, так свекровь прямо при мне весь вечер провела за выдраиванием всего туалета с хлоркой, даже потолки по-моему помыла.

Свекр ко всему этому привык. муж тоже. Говорит что раньше она не была такой помешанной, хотя чистоту всегда обожала, но с возрастом это усиливается (ей 62 года). Девочки вроде тоже нормально относятся. хихикают. А меня прямо все это бесит до невозможности. Стараюсь отправлять своих в гости без меня, мужа и двух младших (старшая от предыдущего брака, ее лишний раз свекровь тоже видеть не горит желанием). Но не всегда удается. На нейтральной территории последние три года не встречаемся вообще, свекровь не любит без скафандра выходить из дома. Кафе и рестораны вообще ужас и смерть от инфекций в муках. Готовит она все только супер-термо-обработкой, все разваренное и распаренное чтобы убить всю инфекцию, не дай бог свежие фрукты и овощи, никогда! Есть короче это очень трудно. Но свекр с мужем мне подмигивают и уговаривают не обижать хозяйку, и девочек заставляют.

Однажды я сдуру решилась поехать в путешествие вместе со свекрами, никогда не была за границей а тут предложили в ОАЭ. Это был ужас, все обрабатывалось стерильными салфетками с антисептиком даже посуда из которой мы ели, и девочек она протирала каждые пять минут, у средней (младшей еще не было тогда) на антисептик началась аллергия, в общем стараюсь эту поездку не вспоминать.

И вот я для чего пишу. Узнала, что в последние несколько раз когда девочки оставались ночевать у свекров в выходные, свекровь девочек опять обрабатывала дезинфецирующим раствором от которого у средней опять красные пятна на лице, на шее и по линии роста волос (она им голову что ли этим раствором мыла я не знаю?!), все вещи адски пахнут хлоркой, особенно обувь внутри. Я не могу больше. Она сошла с ума как мне кажется. Не могу девочек не пускать туда, только старшую могу дома оставлять, и никакого скандала тогда не будет. А если я младших не дам, то будет апокалипсец. Но каждый раз она их протирает этим адским говном! Я пробовала давать свои лосьоны с собой, чтобы она кожу ими протирала, но она говорит что это все не работает от уличной инфекции,а с улицы можно даже столбняк и сибирскую язву принести. Что делать подскажите я уже устала и девочек жалко. Справку от дерматолога я уже брала, написали - экзема какого-то неуточненного генеза код 10, исключить моющие средства содержащие такие-то вещества (и там перечень химических названий), но свекровь сказала что экзема у младшей не от них а это оттого что я во время беременности не соблюдала гигиену ((((

160 117

Не за горами профессиональный праздник всех педагогов – День учителя. В этот день тысячи школьников подарят учителям цветы и скажут слова благодарности за нелегкий труд.

Однако не у всех детей общение с педагогами проходит гладко. Иногда оно выливается в открытое противостояние.

Мы пообщались с Загоновым Александром, соучредителем Центра тренинга и консультирования «12 коллегий», психологом, выпускником кафедры социальной адаптации и психологической коррекции личности факультета психологии СПбГУ, и выяснили, что делать родителю, если у ребенка возникло недопонимание с учителем.

Александр, представим, что мой ребенок жалуется на конфликт с преподавателем. Учитель занижает оценки или даже оскорбляет ребенка. Что делать в такой ситуации родителю? Сразу идти ругаться с директором?

Если вы столкнулись с подобной ситуацией, не стоит делать поспешных выводов и сразу искать виноватых. Ведь вариантов вообще-то не два, а гораздо больше. Может, ваш ребенок не специально искажает сложившиеся отношения с учителем, а в силу своего восприятия и характера. Может, учитель проявляет непрофессионализм или некомпетентность, а может быть, у него есть на то причины, грубо говоря, его «довели». Не исключено также, что у конфликта есть какая-то предыстория, выходящая за рамки уроков.

Первая задача родителя – собрать максимально полную информацию, желательно выслушать различные мнения: ребенка, учителя, одноклассников, других учителей и родителей. Что касается идеи «сразу идти ругаться с директором», сначала ответьте себе на вопрос: «Зачем вы собираетесь это делать? Какова ваша цель?». Если вы рассчитываете «помирить» ребенка с учительницей, включение в конфликт вашей фигуры этому не поможет.

Скорее всего, такое поведение приведет к эскалации конфликта, и теперь в нем будет задействована вся школа в лице директора, а также вы окажетесь внутри конфликта и не сможете выступить в роли медиатора-посредника между сторонами. Образно выражаясь, это объявление «гонки вооружений». К тому же, вы не сможете определить, какой позиции будет придерживаться директор, поддержит ли он вас, или же вы настроите школу против своего ребенка.

Стоит начать с максимально подробного обсуждения ситуации с ребенком, не стоит вести допрос с пристрастием. Проявите заинтересованность и избегайте чрезмерного беспокойства: оно заразительно.

Узнайте у ребенка, как он считает, нужна ли ему помощь, или он планирует справиться самостоятельно. Если нужна, то предложите встретиться с учительницей (лучше вместе с ребенком), если же он хочет решить все сам, обсудите его дальнейшие шаги, посоветуйте, как ему поступить, в любом случае поддержите и приободрите. При встрече с учительницей постарайтесь занимать максимально нейтральную позицию. Помните, что ваша цель – побольше узнать информации, а не защитить ребенка или «задавить» учительницу.

Представим, что я прояснила ситуацию и поняла, что мой ребенок «списывает» свои плохие оценки и поведение на «дурной» характер преподавателя. Что делать теперь?

— Если вы однозначно в этом уверены, то действовать нужно, разумеется, через ребенка. Не стоить нападать на него или отчитывать, это неприятно и не добавляет желания исправиться. Разговор лучше вести в совещательном ключе, сказать, что вы знаете о проблеме, подчеркнуть, что вы беспокоитесь и желаете помочь.

Можно построить беседу ориентировочно по такому плану:

  • Обсуждение самой ситуации («Я знаю, что…», «А ты что про это думаешь?»),
  • Обсуждение эмоций («Я переживаю…», «А ты как к этому относишься?»),
  • Обсуждение оправданий ребенка («Учительница ко мне придирается…», просто выслушать),
  • Предложение искать конструктивный выход («Как думаешь, что может улучшить ваши отношения?»),
  • Поиск всевозможных вариантов, предложение своей помощи,
  • Закрепление конкретных договоренностей, что он поменяет в своем поведении,
  • Благодарность за разговор и слова поддержки.

Как себя вести, если возникла обратная ситуация: ребенок старается и хорошо учится, но учительница по какой-то причине к нему излишне придирчива?

— Помимо того, что важно дать учительнице просто выговориться и пожаловаться, нужно постараться разобраться, что конкретно ее не устраивает и вызывает такую острую негативную эмоциональную реакцию. Нужно понять, каковы ее мотивы. Она хочет, чтобы ребенок делал уроки, не отвлекался, не списывал, не болтал или что? Спросите у нее прямо, что и как должно измениться в поведении ребенка. Не лишне будет задать контрольный вопрос из серии: «Правильно ли я понял, что если он не будет сидеть в телефоне на уроке (или любая другая причина), то с вашей стороны негатив будет исчерпан?»

- Как вам кажется, в чем могут крыться причины подобной неприязни учителя к ученику?

— Причины могут быть абсолютно разными. Может, ребенок напоминает учительнице кого-то, кто вызывает у нее такие чувства. В психологии этот феномен называется перенос, и он подробно изучен. Часто бывает так, что людям очень не нравится в других то, что им тяжело принять в себе самом. Может быть, ребенок делает что-то такое, что давит на «больную мозоль» учительницы, актуализирует какой-то неприятный опыт из ее жизни. Чаще всего в основе таких конфликтов лежат разные представления о нормах и правилах, о том, что позволительно и хорошо, а что неприемлемо и плохо. Учительница, например, может считать, что с преподавателем ни в коем случае не нужно спорить, что это, допустим, подрывает ее авторитет, а ребенок может считать, что важно свое мнение отстаивать в любом случае, несмотря на последствия.

- Как себя стоит вести, если придирки переходят в откровенное третирование и издевательства?

— Если вы убедились, что ваш ребенок совершенно ни при чем, что это какая-то неадекватная неприязнь учительницы, имеет смысл по возможности исключить вообще ситуации общения вашего ребенка с ней. Можно пробовать добиться справедливости через директора и вышестоящие инстанции, можно рассмотреть варианты перехода ребенка, в другой класс или школу. Это крайняя мера, но она может быть оправданной, если для ребенка этот конфликт является источником стресса. Еще можно научить ребенка психологической защите от этого стресса, предложить игнорировать, не принимать на свой счет и так далее, плюс важно дать понять, что вы не согласны с мнением учительницы, чтобы ребенок не испытывал дополнительного напряжения из-за чувства вины перед вами. Покажите ему, что вы на одной стороне. Можно предложить относиться к преподавателю, как к некоему тренажеру, ведь в жизни ему предстоит встретиться с совершенно разными людьми, и не все из них будут адекватными и справедливыми.

Допустим, мы поняли, в чем заключались причины, даже во всем разобрались. Как теперь наладить отношения между учительницей и ребенком без последствий для ребенка?

— Нужно понять интересы обеих сторон и выступить в роли переводчика, донести до каждого, чего именно от него хотят. Это бывает сложно понять, когда тебя переполняют эмоции. В конечном итоге вам нужно выработать условия «перемирия», в которых бы и ребенок, и учительница дали обязательства о каких-то уступках. Важно, чтобы каждый смог услышать, что провоцирует другого на эмоциональную реакцию.

Хорошо, с конфликтом все ясно. Теперь представим, что ребенок - любимчик у учительницы. Она его хвалит и ставит хорошие оценки. У ребенка начались проблемы с одноклассниками. Что делать?

— Это нормально, когда сверстники обращают внимание на успехи отдельных одноклассников, будь то отличники, спортсмены, или имеющие особенную популярность у противоположного пола. Это внимание может выражаться как в уважении, так и в подтрунивании и шутках разного рода. Если это не переходит каких-то границ, если это не превращается в травлю, я бы советовал родителю не вмешиваться. Если же ребенок просит о помощи и жалуется на сильное давление одноклассников, я бы предложил родителю поговорить с учительницей, чтобы она узнала о том, что происходит. Если ситуация острая, можно обсудить ее на родительском собрании, потому что это свидетельство того, что в классе сложилась неблагоприятная атмосфера.

- Как устранить такой конфликт без последствий для ребенка?

— Один из способов работы с такими проблемами – психологический тренинг для всего класса. Например, на тему командообразования. Также можно обратиться за помощью к школьному психологу, если он есть и вы доверяете его компетентности.

Биографическая справка:

Загонов Александр Александрович – психолог, выпускник кафедры социальной адаптации и психологической коррекции личности, факультета Психологии СПбГУ, соучредитель Центра тренинга и консультирования «12 коллегий».

С 2007 года Александр ведет тренинги и консультации, провёл свыше 1500 часов практической работы, является автором и ведущим 15-ти тренинговых программ, консультирует детей и их родителей в форме индивидуальных консультаций, руководил подростковым лагерем «Тее ns in Orange », создал видеокурс «Практическая психология».

Забронировать бесплатно путевку в тематический, психологический и городской лагеря «12 коллегий» вы можете .

Тематический лагерь:

Психологический лагерь:

Школа - новый период взросления ученика. В возрасте 6-7 лет у маленьких учеников изменяется ведущая деятельность, они постепенно начинают вникать в правила взрослого мира, когда нужно делать не то, что хочется, а то, что нужно. Постепенно ведущая игровая деятельность заменяется учебной. Но не у всех этот процесс проходит гладко. Что делать родителям, если они заметили плохое отношение учителя к ребенку?

Приходящим в школу первоклашкам нелегко. Они должны в максимально сжатые сроки перестроиться на учебный процесс, а это значит, что нужно оставить свои игрушки, сидеть смирно более 30 минут и стараться понять, что именно хочет донести учитель. Здесь возникает еще одна сложность - восприятие преподавателем школьников и наоборот.

Младшему школьнику приходится привыкать к тому, что какая-то чужая тетя (уже не мама или папа) диктует совсем другие правила поведения. Хорошо, если эта тетя сразу восприняла всех детей одинаково, но что делать, если ни с того ни с сего возникло предвзятое отношение учителя к ребенку? Рассмотрим ниже причины такого восприятия ученика и пути решения нарастающего конфликта.

Возможные причины конфликтов с учителем

Межличностные отношения детей с учителем важны на протяжении всего учебного процесса. Более того, от них во многом зависит успеваемость того или иного ребенка. Каковы причины плохого отношения преподавателя к ученику?

  • Несоответствие поведения ученика требованиям преподавателя

Не каждый дошкольник сразу приходит в школу для получения знаний. «Маленькие двигатели» в начальной школе не осознают, для чего им нужно все запоминать и учить. Это нормально, так как произвольное внимание и память (когда человек осознанно стремиться запомнить) в возрасте 6-7 лет еще не до конца сформированы.

Преподаватель же, как можно быстрее, стремится переделать пришедшего дошкольника в образцового ученика. Если ребенок не поддается «дрессировке», педагог испытывает недовольство, а иногда беспомощность. Чтобы заглушить в себе эти чувства, он своим предвзятым отношением показывает, что ситуация у него под контролем. Чаще всего такие школьники в итоге становятся «изгоями» у преподавателя.

  • Сложное усвоение материла ребенком

Каждый человек уникален, имеет свои наклонности, способности и таланты. Школа немного усредняет всех, чтобы удобно было преподносить материал для обучения. От преподавателя зависит, что запомнит ученик после подачи информации.

В классе собираются ученики с разным уровнем подготовки и мотивации к обучению, а также характерологическими особенностями. Конечно, педагогу легко работать, где сидят способные детки, готовые впитывать, как губка, все сказанное учителем. Но в любом классе находится пара-тройка человек, которым трудно воспринимать преподаваемый предмет.

В ходе совместной работы возникает оценочное отношение учителя к детям. Оценивая знания, педагог иногда начинает оценивать ребенка, его личностные особенности. А это уже негативно влияет на самооценку ученика и его восприятие окружающего школьного коллектива.

  • Личностные качества педагога

В нашей стране недовольных преподавателей условиями своего труда и его оплаты возрастает. Но это ни в коем случае не должно сказываться на их отношении к детям. К сожалению, далеко не все педагоги это понимают, срываются на учениках и к своим детям формируется негативное отношение учителя.

Ребенку трудно понять, в чем он провинился, и он склонен к расстройству, разочарованию из-за такого поведения взрослого человека.

Иногда преподаватели не в состоянии абстрагироваться от собственных проблем, или проявляются их личностные качества, не допустимые в осуществлении учебного процесса. Педагоги ведь тоже люди, но они, как никто другой, должны контролировать свою раздражительность, мстительность, грубость, самодовольство и другие проявления характера.

Как наладить отношения с педагогом?

Если конфликт между педагогом и школьником нарастает, родителям иногда нужно срочно вмешиваться, чтобы не навредить своему чаду. В начальной школе такие неприятные ситуации практически не встречаются, так как отношение ребенка к первому учителю уважительное, он идеализирует взрослого.

Если педагог не скомпрометировал себя, ребенок будет уважать его всю свою жизнь. В возрасте постарше дети уже могут оценить поведение и компетентность педагогов. Они знают, что учитель в отношении детей не должен делать. И когда видят несоответствие своих знаний и поведения педагога, его авторитет резко падает. Как наладить отношения с учителем ребенка?

  1. Разговор по душам. Родитель должен быть внимательным к изменению поведения своего школьника. Если ребенок становится замкнутым, протестует против школы и не хочет туда идти, при упоминании об учителе замолкает или резко негативно о нем отзывается, - это повод поговорить по душам. Не задавайте прямых вопросов, ученик их может испугаться и закрыться еще больше. Спросите о том, что нового он узнал на уроке у конкретного преподавателя (если это уже средняя школа), какая обстановка была в классе. В процессе беседы обратите внимание на высказывания ребенка по типу: «я сделал..», « я подумал…», «мне учитель сказал…», «он посмотрел на меня…» и другие фразы, касающиеся взаимодействия педагога и ученика.
  2. Общение с учителем. Если в конфликтной ситуации учитель проявил некорректное отношение к ребенку, особенно на виду у одноклассников, оставлять без внимания этот факт нельзя. Родителю обязательно нужно пообщаться с педагогом. Это общение должно носить характер сотрудничества, но никак не претензии (если нет прямой угрозы здоровью или жизни ребенка). Постарайтесь узнать у преподавателя, что стало причиной конфликта, негативного отношения. Обозначьте принципы своей семьи и постарайтесь их соотнести с требованиями учебного процесса.
  3. Опять разговор по душам. Говоря об общении родителя и школьника, стоит отметить, что оно не должно происходить только, когда назревает какая-либо проблема. Ребенок должен иметь доверительные отношения с мамой и папой - это главное условие решения конфликтных ситуаций в школе. Объясните своему чаду, что всем людям свойственно ошибаться и педагог не исключение. Постарайтесь не настраивать его отрицательно по отношению к преподавателю. После анализа конфликтной ситуации стоит поработать над формированием правильной мотивации к обучению.

Для успешного обучения школьника родитель должен быть в постоянном общении с учителем и ребенком. Только в такой триаде отношений возможно конструктивное решение конфликтов, преодоление личностных проблем и построение дружеских отношений между учеником и учителем.

Людмила Редькина, психолог, специально для сайт

Полезное видео



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...