Как написать письмо обращение. Чувство дистанции

Что ты чувствуешь, когда собираешься на доклад к своему руководителю? Страх? Неуверенность в своих силах?

Общению с руководителем не учат в школах, однако по этому предмету нам всем приходиться держать экзамен, когда мы начинаем свою карьеру. И провал на этом экзамене может стоить тебе карьеры.

Лично ко мне опыт в том, как докладывать своему боссу, пришел позже, когда я сам стал руководителем и понял, насколько неуклюжие доклады делают подчиненные, если их никто этому не учил.

А если ты сам руководитель, то просто перешли своим подчиненным ссылку на эту статью. А еще лучше — собери их, прокрути слайды, которые ты видишь выше, и пройдись по тезисам из статьи. Результатом будет установление между вами набора общих правил, соблюдение которых сделают ваше общение более эффективным к вашему взаимному удовольствию.

До разговора с руководителем

1. Отчитывайся без напоминаний

«Я не могу быть секретаршей для всех и постоянно напоминать им о сроках. Иногда мне кажется, что люди просто пропускают мимо ушей задачи и сроки, которые я им поставил.»

— думает твой босс.

Не превращай своего босса в живой будильник. Не заставляй своего руководителя опускаться на уровень микроменеджмента и напоминать тебе о сроках отчета.

Если задача не готова — напиши ему об этом сам с кратким объяснением причин и новым сроком. Лучше показать, что ты не успел сделать задачу, чем отсутствием отчета дать ему повод думать, что ты проигнорировал задачу вовсе.

Если задача готова и тебе есть чем похвалиться — тем более проси о встрече и показывай свои результаты.

2. Не держи проблемы при себе

«Если мне заранее не сообщили о проблеме, значит, её нет и задача должна быть выполнена в срок.»

— думает твой босс.

Когда ты держишь проблему при себе, ты лишаешь своего руководителя возможности вовремя вмешаться и помочь тебе. Кроме того, если ты не сообщаешь о проблеме вовремя, значит, помощь тебе не нужна и ты можешь справиться со своей задачей самостоятельно.

Когда нужно сообщать о проблеме? Когда ты понял, что она не даст тебе выполнить задачу в срок или в соответствии с заданным стандартом. После этого ты попытался её решить самостоятельно и у тебя это не получилось. Вот тогда, не раньше и не позже, иди к своему боссу и проси о помощи.

3. Не приходи без подготовки

«Когда человек не может ответить мне ни на один встречный вопрос, возникают сомнения, а вник ли он в задачу как следует или пытается сбросить мне полуфабрикат?»

— думает твой босс.

Проработай заранее все вопросы, которые могут быть тебе заданы, все альтернативные решения проблемы. Будь готов объяснить, как получаются принесенные тобой цифры и почему они верны.

Иначе ты вызовешь раздражение шефа и будешь отправлен на доработку — потеряешь свою репутацию и время.

4. Планируй свой разговор

Это занимает всего минуту, но приносит много пользы. Как правило, к руководителю попасть получается реже, чем хотелось бы, поэтому к каждому разговору накапливается несколько вопросов, и этот список позволит тебе ничего не забыть.

Возьми чистый лист бумаги и накидай, чего ты хочешь от этого разговора. Таких целей может быть 4 типа:

  1. Донести информацию, которую он хочет знать : отчет о выполненных задачах, сдвиги сроков, важные новости и т.п.
  2. Донести информацию, которую ты хочешь, чтобы он знал : соблюдение тобой сроков, твои инициативы и предложения, возникшие проблемы и необходимая помощь.
  3. Получить информацию, которая будет полезна тебе : уточнение задачи, новости смежников, статусы важных тебе вопросов.
  4. Получить решение по необходимому тебе вопросу .

Если какой-то вопрос сложен для понимания или ты ожидаешь, что он вызовет противоречия, пропиши тезисно логику своего доклада по нему — твои аргументы и выводы.

При докладе руководителю

Обычный алгоритм доклада: сообщи цель разговора, дай данные, дай выводы, дай варианты решения, дай свою рекомендацию.

5. Без прелюдий

«Это все еще «вход в контакт» или мне уже нужно «врубаться» в то, что он говорит?»

— думает твой босс.

Сразу прямо говори, что тебе нужно: «хочу отчитаться о результатах», «есть проблема», «нужно решить», «нужно согласовать», «есть вопрос» и т.д.

Руководитель должен настроить свое сознание на правильный режим: «я решаю проблему», «я принимаю результаты», «я принимаю решение» и т.д. Пока он не настроился правильно, он не сможет эффективно воспринимать твою информацию.

6. Он не Нострадамус

«Он даже не удосужился задаться вопросом, в курсе я этой темы или нет. Это что — эгоизм или некомпетентность?»

— думает твой босс.

Подумай, что твой руководитель знает, а что нет, и введи его в курс дела. Пока он не будет в одном контексте с тобой, эффективного общения у вас не выйдет.

Не пропускай логические звенья. «Сюжетная линия» твоего рассказа должна быть непрерывной. Если для тебя что-то является само собой разумеющимся, совсем не факт, что твой руководитель обязан догадаться о логической связке, которую ты решил пропустить.

7. Вынеси мусор

«Почему я должен копаться в этой словесной помойке? Почему нельзя было подготовить связный доклад заранее?»

— думает твой босс.

Убери из своего повествования всю информацию, которая не относится к делу. Это в том числе касается информации, которая относится к делу, но является непроверенной или неокончательной. Ты рискуешь увести разговор в сторону или излишне усложнить его.

Определи, какое решение руководителя тебе нужно и исключи из доклада ту информацию, которая не приближает тебя к нему. Конечно, важно знать при этом меру — искажать или подтасовывать информацию неприемлемо.

8. Больше числительных, меньше прилагательных

«Очень хочется, чтобы мои подчиненные опирались на факты, а не на суждения и эмоции. Для этого они должны привыкнуть общаться языком цифр.»

— думает твой босс.

Высказывания, не снабженные цифрами, звучат безосновательно. Пока в разговоре не начинают звучать конкретные цифры и факты, люди всего лишь обмениваются субъективными суждениями, ни на йоту не приближаясь к истине.

Если ты хочешь убедить своего руководителя в чем-то, кратчайшая дорога к этому лежит через подготовку аналитики. Самое удивительное, что полученные цифры могут тебя самого удивить и изменить твое собственное суждение по обсуждаемому вопросу.

9. Будь конкретнее и прозрачнее

«Я как будто клещами должен вытаскивать из сотрудников ответы, чтобы добиться полного понимания ситуации. Они что-то скрывают или просто сами не вникали в подробности?»

— думает твой босс.

В ответ на вопрос «когда» давай дату. На вопрос «кто» — давай имя. На вопрос «сколько» — число: количество, сумму или долю в процентах. Чем быстрее ты дашь конкретные данные, тем быстрее закончишь этот затянувшийся разговор.

10. Не давай данных без выводов

«И зачем мне эта куча таблиц? А он сам-то попытался в них разобраться или его вообще этот вопрос не волнует?»

— думает твой босс.

Важны не цифры, а твое умение делать из них выводы.

Хороший сотрудник — самостоятельный сотрудник. Ведь если ты понимаешь, что после получения данных будет этап анализа, а после анализа — принятие решений, то почему бы тебе не попытаться пройти эту дорогу самостоятельно?

Скидывая боссу исходные данные без выводов, то говоришь ему «теперь это твоя проблема». А это, само собой, никому не нравится. Гораздо лучше был бы подход «я понимаю, что это моя проблема, и вот как я пытаюсь ее решить.»

11. Не приходи без предложений

«Если я сейчас за него придумаю решение, то он так и будет всю жизнь у меня на «ручном управлении». Пусть учится думать собственной головой.»

— думает твой босс.

Как говорит пословица, «если ты не часть решения, то ты часть проблемы». Всегда приходи не только с проблемой, но и с предложениями по её устранению. Желательно в нескольких вариантах.

Пусть твоему руководителю останется только одобрить твою идею. Пусть он видит, что у него замотивированный самостоятельный сотрудник.

12. Не уходи без решения

«Я устал. Я не хочу ничего решать. Я хочу бонус.»

— думает твой босс.

Ты пришел, чтобы получить решение (см. п. 4). .

Но принимать решения нелегко. Твой босс будет этого избегать. Помни о своей цели и возвращай разговор к принятию решения.

При встречных вопросах от руководителя

13. Отвечай на поставленный вопрос в своем первом предложении

«Ну зачем мне эти прыжки и ужимки? Я задаю конкретный вопрос и хочу конкретный ответ. Если мне будет что-то непонятно, я задам следующий вопрос. Не нужно тратить время в попытке отвечать на вопросы, которых я не задавал.»

— думает твой босс.

Если босс задает вопрос, то, как правило, он уже понимает наперед, что и в каком порядке он будет спрашивать дальше. Он уже выстроил для себя канву разговора и хочет вести разговор именно в таком русле.

Не нужно пытаться додумать его вопрос за него самого и отвечать на тот вопрос, которого он не задавал, но который он, как тебе кажется, подразумевает. Отвечай на буквально поставленный вопрос сразу. Все подробности, причины и логические объяснения — потом. Если спросят.

14. Правда и ничего, кроме правды

«Могу ли я в принципе работать с человеком, который пытается меня обмануть? Ведь он не только демонстрирует свою ненадежность, пытаясь мне соврать, но и глупость, надеясь, что я его не поймаю на лжи.»

— думает твой босс.

Не нужно ничего придумывать в попытке ответить на сложный вопрос. Не нужно дорисовывать реальность, когда отсутствуют факты. Тебя все равно выведут на чистую воду. Гораздо проще и быстрее признать, что ты чего-то не знаешь либо не сделал, и двигаться дальше.

15. Не вали на подчиненных

«Если человек не понимает, что он отвечает передо мной за действия своих подчиненных, то это клинический случай. У нас иерархия. Я отвечаю перед своим боссом за всех своих подчиненных, а они передо мной — за своих.»

— думает твой босс.

Задача ставится тебе, и отвечать за нее тоже тебе. Ты можешь делегировать задачу своим подчиненным, но это не снимает с тебя ответственности за её выполнение. При делегировании возникают дополнительные отношения ответственности между тобой и твоим подчиненным, но твоя изначальная ответственность перед твоим боссом при этом не исчезает.

16. Не трать время на оправдания

«Чем больше я прислушиваюсь к оправданиям, тем сильнее мои подчиненные будет надеяться, что от меня можно отделаться красивой историей при отсутствии результата.»

— думает твой босс.

Если твой босс ориентирован на результат, то причины его отсутствия (особенно те, которые вскрываются только в момент доклада — см п. 2) мало его интересуют.

Поэтому не трать время на оправдания — лучше потрать его на выполнение своей задачи.

При получении задачи

17. Вопросы сразу

Если в ответ на свой доклад ты получил еще одну задачу, и тебе в ней что-то непонятно, сразу задавай вопросы. Лучше выглядеть глупо при получении задачи, чем при ее сдаче, сделав не то, что требуется.

Заключение

Как ты видишь, перечисленные правила довольно просты и даже в чем-то очевидны. Однако, по моему опыту, людей, которые их системно выполняют, очень мало — для этого нужна смелость и самодисциплина. Попробуй придерживаться их, и, поверь, доверие и поддержка руководства тебе обеспечены.

См. также:

  • 18 рекомендаций, как побороть напряжение и страх в общении с начальством .
  • Собственник и управляющий: как избежать конфликтов. Советы управляющему.

А что самое сложное для тебя в общении с руководителем?

Существуют определенные нормы, соблюдение которых поможет лучше выстроить отношения в коллективе. Особенно это касается отношений с руководством.

Допустимые формы обращения к начальству

В зависимости от степени подчиненности, существуют различные нормы общения с руководством. В случае, если вы можете общаться с руководителем с глазу на глаз по имени, в присутствии других сотрудников не забывайте обращаться с начальником по имени отчеству в уважительной форме. Какие бы не были ваши отношения в неформальной атмосфере, на работе сохраняются формализованные нормы, требующие обязательного соблюдения.
Обращаться на «ты» с начальником можно только, если он лично попросил называть его по имени. Обычно, это правило не распространяется на новичков и вновь пришедших в компанию. Однако, во время деловых переговоров категорически запрещается показывать своих неформальных отношений с руководителем, формат таких встреч всегда строгий и официальный, даже если отношения на самом деле носят дружественный доверительный характер. Это должно оставаться сугубо личным фактором.
В офисе не допускается использование псевдонимов и ласково-уменьшительных слов. Каждый сотрудник, в том числе начальник имеет своё имя и отчество. Эквиваленты будут восприниматься как акт неуважения.
Современные компании используют практику обращения к коллегам и руководящему составу по имени, но на «Вы». Фамильярность никогда не приветствовалась в деловых кругах.

О чем необходимо спросить руководителя при поступлении на работу?

Не забывайте развивать свой интеллект и контролировать эмоциональность. Главное качество хорошего сотрудника - это исполнительность и ответственность. Постарайтесь снизить уровень проявляемой инициативы и сделать упор на дисциплину и результаты выполненных Вами заданий. Какими бы гениальными не были Ваши идеи, прислушиваться будут к сотруднику с отличной репутацией и высокими показателями работы. Выполняйте задания в установленный срок и даже раньше срока, это будет неоспоримым преимуществом в сравнении в Вашими коллегами. Даже если не успеваете, не следует паниковать и раньше времени отчаиваться. Успокойтесь, сформулируйте причины неудач и решите их эффективно. В случае, если ситуация требует, обратитесь к начальству с просьбой дать Вам дополнительное время и ресурсы на преодоление проблем. Если при выполнении работы у Вас возникают вопросы, не бойтесь подойти и спросить необходимую уточняющую информацию у начальства. Таким образом, Вы покажете, что хотите глубже понять суть вопроса и готовы на открытый двусторонний диалог для максимально точного результата.

Будьте оптимистичны и доброжелательны, общайтесь с руководящим составом серьезно, но не хмурьтесь и не показывайте своего негативного отношения к ситуации.
В коллективе обязательно присутствует определенная атмосфера. Если она носит неадекватный, агрессивный и деструктивный характер, Ваша задача абстрагироваться от общего фона поведения в офисе и сосредоточится на своей работе.
Все вышеперечисленные способы помогут не только добиться положительных тенденций в развитии отношений с руководителем, но и скажется на Вашем карьерном росте.

Формула успеха или Философия жизни эффективного человека Козлов Николай Иванович

Руководитель обращается к сотруднику. Сотрудник обращается к руководству. Как?

Алгоритм грамотного решения проблем - какое он имеет отношение к взаимодействию руководителя и сотрудников? Самое прямое.

Можно сказать, что суть взаимодействия руководителя и сотрудников - это обмен проблемами. Действительно, обработав свалившуюся на организацию проблему, шеф раскидывает ее между сотрудниками, повесив на каждого выполнение какой-то ее части. С другой стороны, если сотрудник столкнулся с проблемой, которую решить самостоятельно не в силах, он может и должен перекинуть ее на руководителя, который обладает возможностями большими.

Но обмен проблемами - не такая-то простая вещь.

Отдавая распоряжение, руководитель должен быть уверен, что сотрудники действительно понимают, что, как и для чего они должны сделать. Но это полноценное понимание возможно только тогда, когда руководитель полноценно вводит их в курс дела, передавая по сути всю продуманную им цепочку «проблема - анализ причин - пути решения - конкретные шаги». Поэтому ядро любого распоряжения составляют следующие пункты:

Суть проблемы,

Конкретные шаги ее реализации (обычно вместе с четким указанием, кто за что отвечает),

Отчет о результатах (когда и в какой форме).

Аналогично если у сотрудника появилась проблема и он решил обратиться к руководству за помощью в ее решении, то при грамотном подходе, если он хочет, чтобы руководитель понял его адекватно, он также должен передать ему всю ту же самую цепочку: «проблема - анализ причин - пути решения - конкретные шаги». С учетом ролей «начальник - подчиненный» схема обращения в этом случае принимает следующий вид:

В чем проблема (данные: суть проблемы и ее последствия)

Репортажное изложение, без ужасов и эмоциональных преувеличений, без повторов: четкие последовательные факты.

Ее причины (максимально конкретно и с выходом на «что делать»)

Что требуется для исправления (ваше видение вариантов решения, путей и средств)

Только не настаивая, что именно это и немедленно. Это решает руководитель, а не вы.

Что готовы взять на себя вы (сделать сам)

В деловом стиле, не представляя себя за это героем.

Что требуется от руководителя (подсказки, кому-то звонки, деньги и прочие его ресурсы)

Внятно, но без уверенности в продуманности и правоте, чтобы руководитель ваши мысли мог сформулировать как свое личное решение.

Этот текст мудрые руководители обычно оформляют в виде небольшого плаката «Как обратиться к руководству» и вещают на двери своего кабинета. Практично, однако!

Впрочем, и эта схема при всей ее дельности и конкретности нуждается в важном дополнении. Если каждый сотрудник, которому пришла в голову мысль, как улучшить работу фирмы, будет подробно (то есть щедро тратя свое - и не только свое - рабочее время) вначале самостоятельно разбираться в ситуации, а потом подробно представлять результаты своих изысканий руководителю (то есть щедро занимать теперь его рабочее время), то фирма остановится, а руководитель застрелится. Подготовленный сотрудник в свое основное рабочее время занимается своим прямым делом, а по важным вопросам к руководителю подходит дважды: первый раз - чтобы обрисовать то, что он видит как проблему (и получить добро на ее размышления в эту сторону), второй - чтобы представить конкретное решение.

В каждом из этих визитов воспроизводится цепочка «проблема - анализ - решение», но на разном уровне. Первый визит - это предварительный разговор и выработка общей позиции в отношении проблемы. Руководитель говорит, стоит ли вообще об этом думать, а если да, то в какую сторону и с кем стоит вопрос обсудить.

Вспоминайте: это первый трехчлен алгоритма целесообразной деятельности: ПРОБЛЕМА? АНАЛИЗ? РЕШЕНИЕ.

Если получено поручение взяться за разработку вопроса, то во время второго, уже подготовленного визита к руководителю подчиненный представляет уже план конкретных шагов и согласовывает с руководителем то, что будет считаться настоящим решением проблемы.

С уровня стратегии переходим на уровень тактики: ЗАДАЧИ? ШАГИ К ЦЕЛИ? ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТЕ.

Из книги Формула успеха или Философия жизни эффективного человека автора Козлов Николай Иванович

Практикум: курс «Успешный сотрудник» Я давно наблюдаю за людьми, которые приходят ко мне на работу. Одни из них - я называю их problem enmeshers - обладают потрясающей способностью безнадежно запутать любой, самый простой вопрос. Таких мне не надо. Другие - это problem multiplicators - из

Из книги Магия и культура в науке управления автора Шевцов Алексей

Из книги Говорить как Путин? Говорить лучше Путина! автора Апанасик Валерий

Стратегия 6 «Сотрудник КГБ не может иметь души»: как отвечать на оскорбления Чему вас научит эта стратегия:? понимать, когда и как следует отвечать на оскорбительные выпады;? применять новую полемическую технику «Метафора за метафору»;? влиять на слушателей, начиная свои

Из книги Ключ: поверни его – и откроешь тайну притяжения автора Витале Джо

Метод № 9 Ваше тело обращается к вам Чтобы получить какую-то вещь, вы должны мысленно влюбиться в нее. Уильям Уолтер Аткинсон Когда я второй раз участвовал в телевизионном шоу Ларри Кинга, тот поинтересовался: «Может ли фильм «Секрет» помочь наркоману?»Я ответил: «Да.

Из книги Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм автора Либин Виктор Владимирович

Путеводитель по руководству психографического теста ТиГр Настоящее издание впервые описывает основные принципы разработки, применения и интерпретации диагностической системы «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™»(ТиГр). Во введении,

Из книги Лицо – зеркало души [Физиогномика для всех] автора Тикл Наоми

Руководитель/подчиненный Если у человека прямой нос, ему свойственны качества как руководителя, так и подчиненного. Такая особенность часто встречается у биржевых маклеров, банкиров, руководителей среднего звена и учителей. Если у человека прямая переносица и прямой

Из книги Как управлять репутацией и сценариями своей жизни автора Кичаев Александр

Нужен ли компании сотрудник-бренд? Каждая спортивная команда мечтает иметь (вырастить или заполучить) «звезду». Рестораны, озабоченные своей репутацией, также активно пиарят наличие на кухне знаменитого шеф-повара. Такое же отношение к специалистам-звездам в сфере услуг

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Руководитель - подчиненный Ранее в этой главе приводился пример, когда жизненные пути научного руководителя и подчиненного разошлись тогда, когда исчерпали себя скрытые связи по линии В - В. Ясно, что связи по линии В - В это тоже скрытая трансакция. Напомним, что в том

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Манипуляции "Сотрудник - начальник" Как мы уже неоднократно отмечали, почти все манипуляции проходят из состояния Д, по линии Д - Р. Манипуляции сотрудников начальниками из этого же числа. Правда, сотрудников сложно упрекнуть в этом. Зачастую им просто некуда деваться.

Из книги Мама и малыш. От рождения до трех лет автора Панкова Ольга Юрьевна

Руководитель и групповые процессы Важно, однако, подчеркнуть, что неуправляемое развитие неформальных взаимоотношений часто заводит слишком далеко и чревато межличностными конфликтами. Люди не всегда чувствуют ту минимальную дистанцию, в рамках которой еще возможно

Из книги Искусство войны [Руководство для бизнеса] автора Чейз Дэвид

Пролактин – главный «руководитель» Возможное отсутствие менструации и снижение вероятности забеременеть на фоне грудного вскармливания обеспечивается воздействием пролактина: он блокирует синтез половых гормонов, отвечающих за овуляцию.Выбросы пролактина

Из книги Ваше предназначение автора Каплан Роберт Стивен

3.1. А кто руководитель? Очень многое в коллективе зависит от самого хозяина предприятия.Многие руководители избегают общения со своими сотрудниками. Им намного комфортнее находиться в изоляции от коллектива, считая, что так и должно быть. Но это огромное заблуждение.

Из книги Ваш персональный психолог. 44 практических совета на все случаи жизни автора Шабшин Илья

Настоящий руководитель - каков он? Часто слова «руководитель» и «руководство», «лидер» и «лидерство» произносят, не особенно задумываясь над их содержанием. Как бы часто эти слова ни использовались, большинство людей не совсем понимают их значение. Задай вопрос, что

Из книги Понимать риски. Как выбирать правильный курс автора Гигеренцер Герд

Незаменимый сотрудник Хотя мы уже не первое десятилетие живем в условиях так называемой рыночной экономики, по правилам которой основным видом поощрения сотрудника являются деньги (а не почетные грамоты, как в советское время), наш менталитет не настолько изменился за

Из книги Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение автора Энковиц Нэнси

Хороший руководитель Хороший руководитель имеет в своем распоряжении несколько простых практических правил и обладает интуитивной способностью быстро понимать, какое правило следует применять в тех или иных условиях. Далее приводятся шесть правил, сформулированных

Обращение в деловом письме – важное условие установления и поддержания доверительных отношений между партнерами. Как соблюсти тонкую грань между фамильярностью и заискиванием? Как оказать уважение партнеру и при этом сохранить достоинство? О правилах обращения в деловой переписке рассказывается в данной статье.

Из статьи вы узнаете:

Главная задача речевого этикета – это выражение вежливости, уважения и искренних намерений. Даже самое незначительное проявление бестактности и некорректность в выборе выражений могут сыграть злую шутку с автором письма и зарубить на корню начало взаимовыгодного сотрудничества.

Хорошо известен факт, что некоторые просьбы выполняются с удовольствием, а некоторые – через силу. Две одинаковых по смыслу просьбы может различать только форма выражения, наличие нескольких незначительных на первый взгляд слов и обращений, а результаты этих просьб окажутся диаметрально противоположны: решительный отказ и безоговорочное согласие. В чем секрет?

Официальное обращение в письме

Такими «незначительными» для неискушенного человека элементами в деловом письме являются формы обращения к деловому партнеру. Обращение – это начальная часть послания, прощание – заключительная. Вместе они составляют этикетную рамку письма, функция которой – установление и поддержание контакта с адресатом.

Иногда, еще до обращения, в тексте используется стандартная форма приветствия. Здесь важно сделать несколько замечаний.

Никакого «Доброго времени»

Не смотря на свою распространённость в бытовой переписке, в деловом письменном общении недопустимо использование выражения "Доброго времени суток!" Не тешьте себя иллюзией, что адресат оценит вашу смекалку и желание соответствовать "времени суток" часового пояса адресата.

Когда-то давно, когда интернет только появился, какой-то человек решил пошутить и обратился к своим читателям "Доброго времени суток!", шутка настолько всем понравилась, что ее стали использовать в качестве приветствия в электронных письмах. Шутка, повторенная дважды, становится глупостью. Не тиражируйте ее в своей деловой переписке, не выставляйте себя дешевым юмористом в самом начале общения.

Если вы не знаете, в какое время будет прочитано ваше послание, пишите просто, без затей: "Здравствуйте" и "Добрый день".

Как писать обращение в письме

После стандартного приветствия следует добавить обращение к адресату. Здесь может быть несколько вариантов, выбор которых зависит от степени близости ваших отношений, цели письма и информации об адресате, которой вы располагаете. Рассмотрим их все.

Если вам известно имя человека, которому вы пишите, то предпочтительнее использовать его. Здесь есть ряд правил, которые необходимо соблюдать.

Даже если вы находитесь в очень доверительных отношениях с деловым партнером, употребление усеченной формы имени, строго запрещено. Нельзя, писать "Добрый день, Саш" или "Привет, Ань". Что уместно в устной речи, в письменной выглядит убого и унизительно для адресата. Если вы действительно хотите подчеркнуть свои доверительные отношения и хотите вместо официальных имен "Александр" или "Анна" использовать неофициальные "Саша" или "Аня", то употребляйте их в полной форме.

Употребление неофициальных имен

Конечно, употребление неофициальных имен - достаточной редкий для деловой переписки случай. Чаще всего здесь используются полные имена или имена с отчествами. Выбор правильного варианта не всегда очевиден. Руководствоваться следуют той информацией, которую сам адресат предоставил о себе. Обычно ее можно извлечь из визитной карточки, из поля «From»/ «От кого» в электронных письмах или из стандартного блока с контактной информацией, которая располагается в конце текста. Например, в визитной карточке и в подписи человек, к которому мы обращаемся, указал свое имя без отчества – "Алексей Смирнов". В этом случае мы так к нему и обращаемся: "Здравствуйте, Алексей!". Если он указал свое имя "Алексей Николаевич Смирнов", то пишем "Здравствуйте, Алексей Николаевич!".

Иногда бывает так, что в поле "От кого" указано имя "Алексей Смирнов:

Subject: Поставка оборудования
Date: Mon, 15 May 2017
From: Алексей Смирнов
To: Николай Степанов

А в блоке контактной информации – "Алексей Николаевич Смирнов":

С уважением,
Алексей Николаевич Смирнов
Менеджер по работе с клиентами
ООО «Восход»

В таком случае нужно выбрать вариант с отчеством. Логика здесь такая – блок с контактной информацией адресат вашего письма продумывал заранее и составлял собственноручно, информацию в поле "От кого" мог внести машинально или даже не сам, а поручить это IT-специалисту своей фирмы. В любом случае, если вы где-нибудь – на визитке или в подписи – видите имя с отчеством, то обращайтесь по имени-отчеству.

Иногда возникают ситуации, когда нужно написать письмо человеку, имени которого вы не знаете. В таких случаях придется использовать стандартное "Здравствуйте!" или "Добрый день!" Если допускает ситуация, можно сделать это обращение более персонифицированным и назвать адресата по его принадлежности к некоему классу людей, например: "Уважаемый коллега", "подписчик", "пользователь нашего сервиса".

Читайте также:

Письмо обращение к руководителю

При обращении к руководителю важно соблюсти стандарт и общепринятые формы.

Обращение располагается посредине письма и пишется с большой буквы. Оно должно содержать указание должности, фамилии или имени и отчества. При адресации к руководителю общепринятой нормой считается употребление слова "уважаемый":

Слово "уважаемый" применительно к руководителю – предпочтительный, но не единственный вариант. Существует стандартная формула обращения к особо важной персоне, т.е к VIP (very important person). Кто относится к их числу? Это члены правительства, Государственной думы, губернаторы, мэры, заслуженные деятели науки, искусства, а также известные общественные деятели. Когда вы адресуете письмо таким персонам, то вместо слова "уважаемый" следует использовать слова "глубокоуважаемый" или "высокоуважаемый".

Использование восклицательного знака

Отдельный вопрос – использовать восклицательный знак в конце обращения или нет. Если вы придаете факту написания послания к данному человеку особое значение или затрагиваемый вопрос очень важен для вас, то можно поставить восклицательный знак. В любом случае, его отсутствие не будет считаться ошибкой.

Если вы обращаетесь не к одному человеку, а к целой группе – то уместно обращение "Уважаемые господа!". При написании письма к лицам одной с вами профессии и равным по должности допустимо использование формулы "Уважаемые коллеги!".

Иногда возникает вопрос, какую форму обращения лучше выбрать – «Уважаемый господин Смирнов» или «Уважаемый Алексей Николаевич». Правило здесь такое. Если письмо носит официальный характер и отношения с партнером только налаживаются, то более уместен первый вариант, когда же отношения уже налажены, то можно использовать второй.

Заключительная часть письма

Не менее важной частью письма-обращения к руководителю является заключительная часть. Получение положительного отзыва на свое предложение, установление и поддержание доверительных отношений зависят не только от грамотного обращения, но и от грамотного финала. В заключительной части следует обозначить перспективы сотрудничества, деловых отношений, реализации проекта, положительного решения вопроса. В этой части уместно выразить надежду, одобрение, признательность, уверенность.

Не стоит в конце письма напоминать о прошлых негативных моментах, если таковые были. Например, вы не получили вовремя ответ или не получили его вовсе. Напоминание об этом может вызвать отрицательную реакцию или быть расценено как знак неуважения.

Любое деловое письмо заканчивается подписью. Обязательно следует указать вашу должность, имя и фамилию. Перед этим можно вставить стандартную этикетную формулу:

«С уважением». Возможные варианты: «Искренне Ваш», «С надеждой на продуктивное сотрудничество», «С благодарностью за сотрудничество» и т.п.

Особенно важно при постановке подписи учитывать должностное положение адресата и адресанта. Если послание адресуется генеральному директору, то подписать его должен тоже генеральный директор, в крайнем случае – его заместитель. Разумеется, что подпись должна соответствовать ее расшифровке: недопустима ситуация, когда рядом с фамилией директора ставится косая черта, а саму подпись ставит его заместитель.

Постскриптум в деловой переписке используется крайне редко. Особый случай – необходимость сообщить человеку, которому адресовано послание, какую-то важную новость, которая произошла уже после и в момент написания письма. Возможен также вариант, когда есть необходимость сообщить адресату какие-то сведения, косвенно касающиеся основной темы письма.

Приложения также не являются обязательной частью письма . Если они есть, то важно обратить внимание, что в деловой переписке приложения оформляются на отдельных листах и нумеруются тоже отдельно. Особых стандартных правил оформления приложений не существует.

Неопределенность по поводу того, как называть начальника – «Дима» или «Дмитрий Николаевич» – может создавать напряжение у сотрудников. В современных организациях подчиненные часто обращаются к руководителям по именам – это нормально. Проблемы возникают, если включается внутренний цензор: сотрудник в таком случае расценивает общение без отчества как фамильярность и решает перестраховаться.

В западных странах придумали хороший выход: обращение к начальнику по должности или по фамилии. Но в российских компаниях такая форма не прижилась, потому что "доктор Левин" звучит слишком уж официально. Такая форма выглядит как преувеличенное уважение и даже подобострастие. В результате, в разговоре образуется "черная дыра", при обращении к руководителю.

Научный подход

В "Журнале практической социальной психологии" была опубликована статья "Черные дыры в социальном пространстве: возникновение и последствия избегания имен в организациях", в которой описано исследование. Опытная группа состояла из 74 студентов (их средний возраст – 30 лет), поступивших на неполный рабочий день по программе МВА. Участникам был задан вопрос о том, как они ведут себя в : насколько вероятно избегание обращения по имени, если они столкнулись с руководителем в холле, а не в офисе. Респондентам нужно было оценить высказывания по пятибальной шкале, где "один" означало, что участник категорически не согласен с предложенным высказыванием, а "пять" – абсолютно согласен.

"Респонденты указали, что они часто избегают обращений по имени к руководителю", – отмечают исследователи. Кроме того, результаты исследования показали, что при общении с генеральным директором респонденты чаще избегают имен, чем руководители отделов, в которых они работают. Исследователи выдвинули гипотезу: женщины, в силу особой модели социализации и тенденции к более низким статусам в командной цепочке организации, должны чаще, чем мужчины осторожничать в общении с начальством – эта гипотеза подтвердилась.

Различия в статусах – причина напряжения в офисе

Даже в организационных структурах, которые претендуют на уравнительность, различия в статусе до сих пор влияют на личные отношения, создавая напряженность в отношениях между властью и подчиненными.

Сотрудники, которые чувствуют неуверенность в своих отношениях с руководителем из-за разрыва в один-два или более уровней, могут испытывать неловкость – как же обращаться к начальнику? По имени как-то неудобно, да и по имени-отчеству тоже, если начальник называет вас на "ты". Многие предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, избегая имен, – а это неправильно с психологической точки зрения и создает дополнительное напряжение.

Как избежать "черных дыр" в общении?

"Черные дыры" в общении между сотрудником и руководителем (особенно руководителем верхнего звена) могут быть устранены, только если обе стороны понимают, что происходит.

"Когда опытный сотрудник не решается сократить дистанцию в общении с руководителем и избегает какого-либо обращения – это должно послужить для начальника сигналом: работник не чувствует себя комфортно", – отмечают исследователи. Идеальный выход из такой ситуации – инициатива со стороны руковдства. Например, разработка четкой и понятной корпоративной политики, которая подскажет сотруднику, как вести себя Если же руководитель игнорирует проблему, то, возможно, имеет смысл поднять этот вопрос на обсуждение или хотя бы выяснить, как поступают в такой ситуации другие сотрудники.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...