Как научить ребенка говорить буквы? Артикуляционная гимнастика. Как научить ребенка выговаривать звуки дома? Упражнения на тренировку сложных звуков

Можно ли бороться с проблемой в развитии речи у крохи в домашних условиях?

Редко кто из родителей не сталкивается с проблемой в развитии речи у крохи. Но не каждый из них имеет возможность заниматься у логопеда. В этом случае можно проводить занятия дома.

Как быстро научить ребенка говорить?

Как быстро научить ребенка говорить?
  1. Расширяем кругозор. Ребенок должен, как можно больше гулять в разных местах. Видеть разную обстановку, людей, зверей, природу. Так формируется запас знаний об окружающей среде. Детям, которые видят и чувствуют больше, намного проще высказывать даже свои чувства. Чем больше эмоций и опыта, тем раньше начнет лопотать малыш
  2. Постоянно разговариваем с ребенком. Если с ребенком сидеть в тишине, он намного позже заговорит. Малыш должен всегда слышать разговорную речь. Общаемся с ребенком проговаривая все в слух, что видим, что делаем
  3. Читаем книжки. Делаем это с выражением, с пояснительными комментариями Малыши любят слушать одни и те же сказки и стишки по несколько раз. Для детей это наиболее легких метод восприятия
  4. Поем песни. Детишки очень любят петь. Поем наигрывая на инструменте или просто слушаем и поем, побуждая малыша поддержать вас. Это один из лучших вариантов, так детки очень любя музыку.
  5. Обозначаем объекты внимания. Русский язык обширен. Для того чтобы ребенок для начала запомнил хотя бы несколько слов, почаще концентрируем внимание на каком то часто повторяющемся объекте. Поехал паровоз, идет мальчик, гуляет собака и т.п.. После этого обязательно интересуемся у малыша, как называется этот объект
  6. Разговариваем грамотным, взрослым языком . Не сюсюкаемся и не говорим языком младенца. Слова «абака» вместо собака, и т.п. не повторяем, говорим правильно. Не делая на этом сильный акцент
  7. Слушаем что говорит чадо! Важное условие для мамы и папы, умение внимательно слушать и слышать все что говорит малыш. При любом обращении к родителям, ребенок должен чувствовать уважение и внимание. Невнимание ребенок очень четко чувствует. Поэтому все общения прекращаем, если ребенок обращается с каким-то вопросом или просьбой. Даже если совершенно не понятно, что лопочет малыш. Важно само общение
  8. Прививаем малышу способность слушать. Для развития речи ребенка в отношении интонации необходимо учить слушать. Это касается не только речи мамы и папы, но и ко всем посторонним звукам. В этот момент важно пояснять каждый звук
  9. Взаимообратный разговор. Если не понятно, о чем говорит чадо, читаем различные знаки, которыми объясняется ребенок. Если малыш снимает штанишки и что-то лопочет на своем языке, возможно он хочет писать. Спрашиваем у него об этом. И делаем выводы по его дальнейшей реакции. Только избегаем слов » что ты там лопочешь, ничего не понимаю, отстань». Это может отбить желание взаимного диалога
  10. Не торопим события. Желание быстрее услышать разговор малыша, существует у каждого родителя. Но не каждые мама и папа обладают терпением. Не стоит торопить кроху, не стоит и задерживать. Многие мамы и папы от нетерпения произносят: «ну что же ты молчишь!», «что за ерунду ты говоришь, откуда ты нахватался этих фраз?». Ребенку станет обидно от этого. У него пропадет желание к процессу обучения разговорной речи.

Как научить ребенка говорить без логопеда?


Как научить ребенка говорить без логопеда? Общие полезные правила при домашнем обучении ребенка:

  1. Глаза ребенка и мамы должны находится на одном уровне. Так малышу будет проще наблюдать за всеми проводимыми манипуляциями
  2. Занятия проводим каждый день, в игровой форме. От 10 до 15 минут
  3. Массаж лица, гимнастику проводим ежедневно. Проговаривание звуков и скороговорок проводим не реже 4 раз в неделю

Массаж лица

Как отдельный элемент массаж особым фактором не является, но совместно с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами оказывает положительное влияние на правильную постановку речи.

Делая массаж проговариваем свои движения:

  • Мягко поглаживая над бровями пальцами рук, произносим: «Так себя мы любим, так себя голубим». Далее поглаживая вдоль носа, говорим: «Славный носик, такой у нас курносик». Массируем около губ, щечки до ушей:» Наш улыбчивый роток, говорунчик еще тот»

Делаем мягкое постукивание пальцами по тем же участкам лица. Встречными и противоположными движениями. Постоянно общаемся с ребенком: «Мы красивые! Мы счастливые! Вот как мы себя поласкали!»

Гимнастика для четкого и правильного произношения

  • По надутым, воздушным шариком, щекам, делаем массаж
  • Дудим как паровозик, губы тянем вперед. Крутим ими сначала в одну сторону, затем в другую
  • Улыбаемся вместе с малышом. Затем собираем губы бантиком. Делаем несколько раз
  • Целуемся с ребенком, напрягая губы трубочкой, а затем расслабляя
    Проводим по губам языком в одну и другую сторону
  • Вытягиваем язык к верхней губы, затем к нижней. Также в левую и правую стороны
  • В конце делаем подобие умывания на своем лице. Ребенок должен повторить

Переходим к произношению гласных звуков

С произношением этих букв у ребенка практически не бывает проблем. Но позаниматься все-таки нужно.

  • Без напряжения, не длинно и резко проговариваем - А – а – а
    Равномерно на выдохе длинно произносим - Аааааа – длинный звук на одном дыхании, не повышая и не понижая интонации. Повторяем таким же образом со всеми гласными.

Гимнастика с согласными

Проводим произнося парные слоги, как скороговорку. Лучше чередовать: сначала произносим слог, затем скороговорку с этой буквы.
П – Пу-по-па-пэ-пи-пы В – Ву-во-ва-вэ-ви-вы Ф – Фу-фо-фа-фэ-фи-фы Г – Гу-го-га-гэ-ги-бы К – Ку-ко-ка-кэ-ки-бы Д – Ду-до-да-дэ-ди-ды Т – Ту-то-та-тэ-ти-ты Ж – Жу-жо-жа-жэ-жи-жы Б – Бу-бо-ба-бэ-би-бы Ш –
Шу-шо-ша-шэ-ши-шы З – Зу-зо-за-зэ-зи-зы С – Су-со-са-сэ-си-сы

Преимущество таких занятий в том, что их можно проводить в любом месте: в поликлинике, в самолете, идя по улице.

  • Для развития речи, очень важна мелкая моторика .
  • Массируем ладошки чада, руками и мягкими щеточками
  • Клеим аппликации, собираем крупы, нанизываем мелкий бисер на ниточку, лепим из пластилина, используем разнообразные потешки, например «Сорока-ворона»



Как научить ребенка говорить букву с?
  • Даем ребенку зажать зубами колпачок от ручки. После чего просим ребенка подуть
  • Просим малыша растянуть рот в улыбке и упереться язычком в нижние зубы. Кладем на кончик языка спичку и просим ребенка сильно подуть на ее основание. Образуется четкий звук «с». В последствии, при получении результата, можно делать это упражнение без спички

Видео: Постановка звука с. Как научить ребенка выговаривать звук с?

Как научить ребенка говорить букву ж?

  • Как можно чаще произносим слова содержащие такую трудную букву
  • Показываем малышу правильное положение губ и языка
  • Проговариваем специальные стишки и скороговорки
  • Слова проговариваем протяжно, имитируем жужжание жука

Видео: Как правильно выговаривать букву Ж?

Как научить ребенка говорить букву т?

  • губки расслаблены
  • зубы не сомкнуты
  • кончик язычка стучит по верхними зубкам
  • горлышко не двигается

Видео: Постановка звука Т в домашних условиях

Как научить ребенка говорить букву г?

  • Во время произношения малыша слога «да», чайной ложечкой постепенно отодвигаем язык надавливая на переднюю часть его спинки. При движении, языка сначала появится слог «дя», потом «тя», а вслед за ним «га»



Как научить ребенка говорить твердую букву л?
  • Обратить внимание на правильность произношения этой буквы следует не ранее 5-6 лет
  • Эту букву произносим улыбаясь. Кончик языка прижимаем к небу. Показываем малышу такое положение и одновременно просим погудеть. Со временем услышим, как ребенок произносит «л»
  • Если тяжело произносит малыш твердый звук «л», делаем упражнения языком. Показываем малышу как нужно облизывать губки, гладить небо и зубы языком. Пытаемся дотянутся до носа языком
  • Чтобы ребенок запомнил правильное произношение этого звука, при пропевании ла-ла-ла, просим его слега прикусить язык. Так малыш легко запомнит правильное положение языка

Видео: Постановка звука л. Как научить ребенка выговаривать звук л?



Как научить ребенка говорить букву ш?
  • Для правильного произношения буквы «ш», показываем малышу как расположить язык прижимая к нижней губе, при одновременном поднятии кончика и боков языка
  • Делаем упражнения, изображая улыбку на губах
  • Имитируем жевательные движения

Видео: Постановка звука ш. Как научить ребенка выговаривать звук ш?



Как научить ребенка говорить слово?
  1. Акцентируемся на артикуляции. Ясно, четко и правильно проговариваем слова, которые кроха не правильно произносит. Просим его произнести правильно
  2. При общении, сложные слова не заменяем простыми. Если говорим о разных предметах, например, морковь, помидор, капуста, не обобщаем, что это овощи. Обучаем чадо разным названиям предметов
  3. Пополняем словарный запас ребенка глаголами. Говорим не существительными, а короткими предложениями. Например, тигр рычит (идет, спит, играет)
  4. Употребляем в разговорной речи признаки предметов: арбуз - сладкий, сочный, большой
  5. Объясняем, что такое противопоставления. Пол твердый, а игрушка мягкая. Машина едет, а самолет летит
  6. Пополняем словарный запас ребенка, читаем сказки и стихи

Используя все методы перечисленные в статье, при регулярном занятии, можно с легкостью решить не большие проблемы развития речи.

При сильно больших отклонениях речи, без помощи специалиста не обойтись.

Видео: Как научить ребенка говорить?

Родившийся малыш, подрастая, взрослея и развиваясь, ежедневно радует и умиляет родителей своими успехами, достижениями, новыми звуками, а потом и словами.

Поначалу кроха гулит и лепечет, смешно путает буквы или выговаривает звуки неправильно. Все это может быть достаточно забавно, однако если время идет, а у ребенка так и не получается освоить речевые навыки в полной мере, тогда это уже становится проблемой, а не поводом для веселья.

Одним из наиболее частых нарушений является дефект речи под названием картавость, то есть, когда малыш не выговаривает вовсе или плохо выговаривает звук Р. Почему так случается и что предпринимать для предотвращения или устранения этой проблемы - вот какими вопросами задаются многие родители.

Непреодолимая буква Р: основные случаи появления дефекта речи, его причины и последствия

Будучи совсем маленьким, ребенок сначала осваивает гласные звуки - они слышны в его крике, плаче, гулении. Потом постепенно приходит время знакомства с другими звуками, в результате чего речь малыша пополняется не только гласными, но и согласными звуками, а это делает ее разнообразнее и богаче.

Родители должны понимать, что формирование речи не происходит стихийно - этот процесс подчиняется определенному графику, поэтому вы не сможете научить малыша выговаривать сложные звуки, если он еще не освоил простые.

Как утверждает статистика, Р является наиболее сложным звуком для произношения, поэтому он и идет замыкающим в цепочке. Исходя из этого, можно сделать вывод, что ребенок начинает уверенно «рычать» только в более-менее осознанном возрасте.

Когда следует беспокоиться?

Обычно самостоятельно прорезаться звук может в пять-шесть лет. Такая возрастная граница установлена для звуков Р и Л. Остальные здоровый и нормально развивающийся малыш осваивает к четырем-четырем с половиной годам.

До наступления этого возраста рано паниковать - не нужно требовать чего-либо от ребенка или водить его к специалистам.

Однако не забывайте заниматься развитием крохи, ведь упражнения на артикуляцию и фонетические комплексы, помогающие быстрее освоить произношение, способствуют правильному формированию и совершенствованию речевого аппарата, придают языку гибкость и подвижность, тренируют дыхание и мышцы артикуляционного блока.

Если дефект речи не проходит и в дошкольном возрасте, тогда стоит уделить проблеме больше внимания, а прежде всего, разобраться, почему и как именно ребенок не выговаривает звук Р.

Как проявляется дефект у ребенка и почему так происходит?

Логопедическая практика знает немало примеров искажения детьми звука Р:

  • малыш произносит звук, но только в некоторых словах - чаще всего это возможно в серединке слов или в начале, зато на окончаниях Р проглатывается или же просто звучит невнятно;
  • Р может пропадать и в середине слова, если стоит между двух гласных, к примеру, в словах «мороз» - произносится «ма_оз» или гараж - звучит, как «га_аж»;
  • при произношении происходит замена на другой звук - как правило, на Л - знаменитая «лыба» вместо «рыба» или «лозы» вместо «розы», также на Ы или Й, а иногда и на картавый Г - такое явление носит название «параротацизм»;
  • вместо Р у ребенка получается гортанный или горловой звук - произношение с помощью гортани, по мнению логопедов, может быть поводом для беспокойства и дальнейшего обследования ребенка, так как чаще всего это свидетельствует о некоторых нарушениях здоровья;
  • у билингвальных деток звук Р может получаться нетипично для нашего слуха и речи, к примеру, ребенок будет грассировать на французский манер или произносить его с сильной вибрацией, как в английском языке.

Раньше считалось, что причиной затруднений со звуком Р в речи детей является врожденное укорочение уздечки языка или слишком короткая подъязычная связка, которая не дает языку двигаться нормально и полноценно, а также мешает ему высоко подняться для правильного произношения звука.

Действительно, эту логопедическую проблему можно назвать наиболее распространенной, однако есть и другие нарушения, в результате которых тоже возможны неприятности с речью.

Возможные проблемы и последствия

Давайте вспомним, как по всем правилам должен произноситься звук Р. Во-первых, язык необходимо приподнять к альвеолам, а во-вторых, нужно добиться, чтобы проходящая воздушная струя заставила задрожать его кончик.

Если разбирать проблему картавости или, как ее называют врачи, ротацизма, то можно обнаружить, что основная загвоздка именно в отсутствии этой самой вибрации.

Вернее сказать, вибрация есть, но вибрирует совсем не кончик языка. К примеру:

  • при щечном ротацизме будут задействованы щеки;
  • при боковом произношении - края языка, то есть, воздух, выдыхаемый ребенком при произношении звука, идет вбок, а не вперед, как нужно;
  • если диагностируют кучерский звук, то это значит, что в вибрации задействованы губы;
  • при носовом звуке, когда Р произносится так, словно у малыша постоянный насморк, воздух уходит в неправильном направлении из-за того, что проход в носовую полость не закрывается мягким небом;
  • при горловом произношении идет вибрация мягкого неба или маленького язычка на нем;
  • если ребенок говорит Р на английский манер, это значит, что тоже нет вибрации кончика языка, а он лишь ударяется один раз о твердое небо, поэтому такой звук логопеды еще называют одноударным.

Также возможны такие патологии, как слишком большой язык (макроглоссия) или слишком маленький (микроглоссия).

Если появления ротацизма связано с физиологическими особенностями строения речевого аппарата ребенка, то их придется исправлять с помощью врачей, к примеру, уздечку рекомендуют подрезать у стоматолога.

Помимо этого, нарушения речи случаются по следующим причинам:

  • слабость мышц языка - обычно так бывает, если ребенок слишком долго сосал соску;
  • проблемы с фонематическим слухом;
  • малоподвижность артикуляционного аппарата;
  • проблемы с речевым дыханием.

Что касается последнего пункта, то на него следует обратить особое внимание и отметить его важность, так как именно речевое дыхание является своеобразной основой для правильного звукообразования. А нарушать его и создавать различные «неполадки» могут многие проблемы со здоровьем, к примеру, хронический насморк или болезни сердечно-сосудистой системы, или увеличенные аденоиды, а также иммунные заболевания.

Нужно ли обращаться к логопеду?

Иногда родители предпочитают справляться с трудностями самостоятельно, без привлечения помощи специалистов и врачей. Однако посетить логопеда все же стоит, особенно при затяжной и вызывающей опасения проблеме.

Во-первых, он сможет определить, почему у малыша возникли трудности с произношением. Во-вторых, логопед подберет подходящий комплекс упражнений для решения речевой проблемы у вашего ребенка, покажет, как именно их выполнять, так что потом вы сможете заниматься с крохой и самостоятельно.

Но самое главное - визит к специалисту и обследование позволит обнаружить серьезные отклонения на начальной стадии и избежать риска их дальнейшего прогрессирования и развития. Среди таких опасных нарушений врачи выделяют дизартрию - патологию, затрагивающую головной мозг, дислалию или косноязычие.

Подобные серьезные причины потребуют дополнительного обследования, консультации и лечения у других докторов. Если же развитию речи мешают не заболевания или патологии, а просто у ребенка слабый артикуляционный аппарат либо мышцы языка, то логопед посоветует вам выполнять с малышом общую гимнастику, подберет упражнения для постановки звука Р и поможет довести его до автоматизации.

Комплекс правильных упражнений для самостоятельных занятий

Если артикуляционный аппарат ребенка отличается малоподвижностью, то на занятиях вам пригодится речевая гимнастика в форме игры. Также это актуально для маленьких деток для общего развития и профилактики нарушений речи.

К примеру, с малышами до четырех лет вы можете заниматься, используя смешные стишки и скороговорки со звуком Р:

  • знаменитый Грека, который ехал через реку;
  • про траву во дворе и дрова на ней;
  • про Клару и Карла;
  • про поросят и карасят;
  • веселую песенку друзей - «тра-та-та, мы везем с собой кота…» и многие другие.

Проговаривайте с ребенком простые слова, которые он знает и ежедневно употребляет: рука, река, мотор, двор, игра, карман, рак, роза, рыба, сарай, гараж и т. д.

Помогают также чистоговорки, то есть, рифмованные строчки, к примеру, «РО-РО-РО - у вороны черное перо» или «РА-РА-РА - интересная игра». Звук можно петь в разных сочетаниях: сначала в обычной позиции - «РИ-РЕ-РА-РО-РУ», а потом в интервокальной - «ИРИ-ЭРЭ-АРА-ОРО-УРУ».

Деткам очень нравятся игры с использованием звука Р: можно рычать, как большие тигры или львы, стрелять из пистолета по мишеням («тра-та-та»), ездить на стуле-тракторе («дыр-дрр»). Основная ваша задача - идти от простого к сложному.

  • Вы учите ребенка произносить звук уверенно сам по себе, то есть изолированно.
  • Вы помогаете малышу освоить его в слогах, а потом и в коротких словах.
  • Вы пробуете тренировать его в речи, используя предложения, стихи, скороговорки и песенки.

В противном случае ребенок не сможет повторить за вами сложную скороговорку или стишок, испугается или замкнется еще больше от того, что у него ничего не получается. В результате вы получите отказ от дальнейших занятий. Поэтому стоит запастись терпением и стараться вместе с малышом.

В видео представлен пример, как можно проводить занятия с ребенком по постановке произношения буквы Р.

Упражнения для развития и тренировки артикуляционного аппарата, помогающие научить говорить букву Р

Все упражнения лучше выполнять сидя перед зеркалом, также малыш может держать в руках маленькое зеркальце. Выделите для занятий какое-то определенное время - лучше всего заниматься утром или в первой половине дня, когда ребенок еще не устал.

Сначала каждое упражнение можно повторять по пять раз, а потом количество повторений стоит постепенно увеличивать до восьми или десяти. В общей сложности занятие не должно длиться более двадцати минут.

Проделывайте упражнения вместе с ребенком - это и поможет ему побыстрее усвоить, что именно от него хотят, и придаст уверенности в правильности выполнения.

Сначала необходимо разминать и разогревать артикуляционный аппарат. Перед упражнениями стоит хорошенько вымыть руки.

  • «Трубочка или хоботок».

Вытягиваем губы в трубочку и держим их так около десяти секунд. Потом представляем, что мы слонята и пытаемся всосать воздух через эту трубочку.

  • «От улыбки».

Разводим губы в широкой улыбке и держим их в напряжении десять-пятнадцать секунд.

  • «Открываем окошко».

Широко раскрываем рот и удерживаем его так, считая сначала от одного до десяти, а потом увеличивая счет.

  • «Маляр с кисточкой».

Вы улыбаетесь и открываете рот, но нешироко. Языком нужно пройтись по верхнему небу, словно кисточкой, в сторону горла от верхних зубов.

  • «Часики с маятником».

Снова улыбаемся и приоткрываем рот. Высовываем язык вперед, а потом качаем им от правого угла рта к левому, то есть, со стороны в сторону.

  • «Поднимаем парус».

Кончик языка нужно поднять за верхние передние зубы на бугорок нёба. Его спинка должна быть немного прогнутой вперед, а края - прижаты к верхним коренным зубам.

  • «Чистка зубов».

Исходное положение будет таким же, как и в предыдущих упражнениях. Кончиком языка нужно пройтись по всей внутренней поверхности верхнего зубного ряда, будто чистя или подметая их, а потом упереться языком в каждый верхний зуб по очереди. Челюсть в этом упражнении шевелиться не должна.

  • «Прилетел комарик».

Открываем рот, а кончик языка выдвигаем за передние зубы. Пробуем так произнести звук «З-з», потом вернуть язык обратно, упереться в верхнее небо прямо у основания зубов и снова сказать «З-з».

  • «Иголочка».

Высовываем узкий язык вперед. Держим его так не менее десяти секунд.

  • «Маленькая чашечка».

Открыв рот, необходимо дотянуться языком до верхних зубов, но не касаться их. Язык при этом выгибается и по форме напоминает чашечку.

  • «Заводим моторчик».

Большой палец руки нужно уложить под язык и передвигать им вправо и влево, будто заводя мотор машины, произнося звук «д-д-д», который со временем должен перейти в «др-р-р».

  • «Кошка пьет молоко».

Пробуем полакать воображаемое молоко, словно котенок, загибая язык.

  • «Кто дальше».
  • «Минутка хулиганства».

Высовываем язык и болтаем им, будто дразнимся.

  • «Кусачая змейка».

Вытягиваем вперед язык и слегка покусываем его кончик.

  • «Бежит-бежит лошадка».

Широко открываем рот. Сначала язык необходимо прилепить к небу, а потом сильно им щелкнуть. Проследите, чтобы челюсть при этом не двигалась, а двигался весь язык. Цокая, словно скачущая лошадка, ребенок будет растягивать подъязычную связку и тренировать ее. Останавливаем лошадку звуком «тпрр», но следите, чтобы этот звук получался у ребенка глухим, а губы не вибрировали, а просто дрожали.

  • «Удары в барабан или стук дятла».

Ударяем с силой кончиком языка по верхнему небу, прямо по бугоркам передних зубов, быстро произнося при этом звук «Д-д».

  • «Играй, гармоника».

Поднимаем язык и «присасываем» его к небу. Пробуем открывать и закрывать рот, не отрывая языка.

  • «Холодно - замерзаю!».

Произносим «бррр», но не напрягаем губы.

  • «Давай с тобой попрыгаем».

Попеременно дотрагиваемся языком до бугорков, которые расположены над верхними зубами, словно совершая прыжки. Придумайте с малышом сказку о том, как веселый язычок умеет высоко прыгать, чтобы ему было интереснее выполнять упражнение.

  • «Важный индюк».

Приоткрываем рот и ставим язык широким передним краем на верхнюю губу. Медленно водим им вниз и вверх, не отрывая при этом его от губы. Следите, чтобы не было движения влево и вправо. Понемногу пробуйте увеличить скорость движения и добавить индюшиный звук «бл-бл». Потом можно будет усложнить упражнение, резко выбрасывая язык между губами и пряча его обратно.

  • «Дует ветер».

Сильно дуем на перышко, листочек, ватку, широко улыбаясь и прижимая кончик языка к бугоркам за передними верхними зубами. Язык должен задрожать так, чтобы появился глухой звук «тррр». Придумайте для ребенка игру в воздушные гонки, кто сильнее дунет, у кого дальше улетит листик и т. д.

  • «Печем блинчики».

Положите расслабленный широкий язык на нижнюю губу. Похлопайте губами, чтобы сплющить язык и сделать его ровным со звуком «пя-пя».

  • «Играем в прятки или любопытный язычок».

Улыбаемся и делаем язык сначала широким. Потом медленно прячем его в домик (рот), прижимая к бугоркам за передними верхними зубами. Можно вызывать язычок словами «ку-ку, покажись нам» или чем-то любопытным, чтобы он снова плавно выглянул и прикоснулся к верхней губе. Повторяем движения туда и обратно в игровой форме.

  • «Трещим, как сороки».

Ставим широкий язык на бугорки и выдуваем воздух, произнося «тр-р-р». Начинаем с шепота и постепенно переходим на громкий звук.

  • «Мой любимый барабан».

Губы раздвинуты в улыбке, нижняя челюсть не двигается. Барабаним кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося звук «д-д-д».

Когда ребенок уверенно освоит твердый звук Р, можно будет переходить и к тренировке мягкого Рь. Научив малыша произносить эти звуки по отдельности на автоматизме, переходите к этапу проговаривания их в словах в разном положении, а также тренируйте сочетания с другими звуками, закрепляйте произношение в слогах.

Авторо видео делится советами, как научить ребенка выговаривать букву Р и исправить ошибки в произношении.

Заключение

Неправильное произношение - это, конечно, не трагедия, однако зачем пускать дело на самотек, если вы можете помочь ребенку справиться с этой проблемой. Возможно, в будущем он захочет стать телеведущим или актером, хотя грамотная и красивая речь украсит человека любой профессии.

Интересные занятия и упражнения в форме игры, ваше старание, позитивное настроение и хорошие эмоции обязательно приведут к отличному результату, так что в один прекрасный день вы вместе с малышом порадуетесь его отчетливому рычанию и победе над этим капризным звуком Р.


Как научить ребенка говорить букву «Р»? Иногда самостоятельно сделать это очень сложно и приходится прибегать к помощи профессионала – логопеда. Но если ребенку еще нет 5-6 лет, то можно постараться развить речевой аппарат в домашних условиях. Существует немало упражнений, в том числе и игровых, которые помогают освоить этот сложный звук.

Немного о звуке «Р»

Неудивительно, что многие дети не могут самостоятельно выговорить букву «Р»: это, пожалуй, наиболее сложный звук. Для его правильного воспроизведения у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, необходима определенная амплитуда языка, достаточная вибрация. Поэтому практически каждый малыш коверкает слова, в которых есть буква «Р».

  1. Пропускает звук. Вместо работы получается «_абота», кареты – «ка_ета», робот звучит как «_обот».
  2. «Р» заменяется звуком «Й» или «Л». Кто из нас не называл в детстве рыбу «лыбой», а корову «койовой»? Пожалуй, так делал каждый в свое время.
  3. Звук произносится на иностранный лад. При излишней вибрации ребенок походит на англичанина, а при грассировании на француза.

Бывает так, что, несмотря на все попытки родителей научить ребенка выговаривать букву «Р», у него это не получается. Не спешите отчаиваться, иногда правильно воспроизводить звук мешает индивидуальное строение подъязычной связки (уздечки). Решить эту проблему можно специальными упражнениями. Если же амплитуда языка слишком маленькая, уздечку подрезают.

Упражнения для самых маленьких

Ни один логопед не возьмет на занятия ребенка, пока ему не исполнится 4 года. Но это вовсе не значит, что на какое-то время о проблеме можно забыть. Уже начиная с года можно учить ребенка подражать льву («РРР», «ГРР» или «РЫ-РЫ-РЫ»), вороне («КАРР»), трактору («ДЫРР-ДЫРР»), пистолету («ТРА-ТА-ТА-ТА»). Положительно сказывается на правильном произношении «Р», когда ребенку часто рассказывают такие скороговорки, как «На дворе трава…», «Ехал Грека через реку…» или любые другие стишки с частым повторением этого звука.

Немного позже, примерно с 2 лет, можно предложить малышу интересную игру.

  1. Предложите ребенку отправиться путешествовать на лошадях. Пощелкайте языком, изображая цокот копыт, попросите его повторить. Устройте воображаемое соревнование, чей конь быстрее цокает.
  2. Дорога привела вас на птичий двор. Спросите, какие животные тут живут? Попросите изобразить, какие звуки они издают (му, гав, кря, га-га, и т. д.) Расскажите об индюках. Малыш знает, как они говорят? Научите его быстро высовывать язык меж сомкнутыми губами, произнося звук «БЛ-БЛ-БЛ».
  3. А теперь вы зашли в гости в дом. Здесь живет язычок, и он очень любит прыгать. Покажите ребенку, как язык опускается вниз, а затем поднимается к небу (потолку). Дайте ему зеркало и предложите повторить. Попросите найти его бугорки за зубами (альвеолы). Нашел? Это диванчики язычка, у него они стоят на потолке. Предложите быстро по ним попрыгать.
  4. На улице поднялся сильный ветер, и началась буря. Достаньте тонкий листик или лепесток цветка и попросите малыша подуть на него, прижимая язычок к диванчикам-альвеолам. Губы должны быть растянуты в широкой улыбке. Получается звук, похожий на «ТРРР». Предложите ребенку подуть так сильно, чтобы лепесток улетел. Какая сильная буря!

Развитие речевого аппарата

Примерно после 5 лет можно уже серьезно задуматься над вопросом, как научить своего ребенка произносить звук «Р». Обычно этим занимается логопед, подбирая упражнения индивидуально. Однако существует общая гимнастика, направленная на развитие правильной артикуляции. Выполнять ее желательно регулярно, 1-2 раза в день. При этом занятия должны проводиться в игровой форме. Не вздумайте дразнить ребенка, заставлять или показывать свое раздражение, если у него что-то не получается. Всячески ободряйте его и поддерживайте.

Ребенок должен учиться говорить букву «Р» постепенно. Перед тем как поставить звук в слове, нужно, чтобы он хорошо получался сам по себе, изолированно. То есть на первом этапе нужно заниматься над правильным произношением буквы, затем слога, а после уже можно тренироваться над произношением слов и предложений.

Разминка

Перед тем как учить ребенка выговаривать «Р», сделайте небольшую разминку. Своеобразная гимнастика поможет связкам разогреться, и основные упражнения будут получаться лучше.

  1. Попросите ребенка погладить языком верхнее небо, от верхних зубов к горлу, затем обратно. Рот при этом должен быть приоткрыт и натянут в улыбке.
  2. Далее, не меняя выражения лица, нужно высунуть язык наружу и поочередно прикоснуться к левому и правому уголку рта.
  3. После небольшой передышки снова попросите ребенка широко улыбнуться и произнести звук «НЬ». Язык прижмется к верхнему небу, его нужно оставить в таком положении, а рот открыть максимально широко.
  4. Теперь пусть кончиком языка пересчитает зубки с внешней стороны. Рот максимально натянут.

Упражнения

Существует очень много упражнений для самостоятельных занятий с ребенком. Рассмотрим самые простые, для которых не требуется логопедический шпатель.

  1. Попросите ребенка открыть рот, упереться языком в альвеолы и произнести звук «З».
  2. Ритмично, быстро повторите с малышом слоги «ДЫ-ДЫ-ДЫ-ДЫ-ДЫ», «АДЫ-АДЫ-АДЫ-АДЫ-АДЫ», «ТЫ-ДЫ-ТЫ-ДЫ-ТЫ», «ДЫ-ДА-ДЫ-ДА-ДЫ», «АДЫ-ДА-АДЫ-ДА-АДЫ», «ТЫ-ДЫ-ТЫ-ДЫ-ТЫ», «ДЫ-ДО-ДЫ-ДО-ДЫ», «АДЫ-ДО-АДЫ-ДО-АДЫ».
  3. Теперь жужжим. Протяжно произносим звук «Ж», одновременно двигая кончик языка по направлению к горлу.
  4. Попросите ребенка плотно прижать язык к верхнему небу, затем вдохнуть через нос и резко выдохнуть через открытый рот.
  5. И напоследок попросите чадо широко открыть рот, упереться кончиком языка в альвеолы и сильно подуть, произнося звук «Д»

Что понять, какие упражнения лучше всего подойдут ребенку, попросите его порычать, а затем произнести несколько слов с буквой «Р» (рак, ворона, кролик, самовар). Если проблема только в произношении звука в словах, то можно сразу приступать к постановке «Р» в слогах (РА, РО, РУ, РИ, АР, ОР, УР, ИР), постепенно присоединяя еще одну согласную, а затем проговаривая слово целиком.

В современном мире говорить красиво и без ошибок очень важно. Поэтому родителям стоит приложить все усилия и вовремя определиться с тем, как лучше научить ребенка выговаривать звук «Р». Помогут в этом специальные занятия, направленные на развитие речевого аппарата. Если же в домашних условиях до 6 лет проблему решить не удалось, стоит обратиться за помощью к специалисту.

Ситуация, когда дети плохо выговаривают или не выговаривают вовсе некоторые буквы алфавита, очень распространенная. Буква «Ш» является одной из наиболее сложных в произношении. И это касается практически всех шипящих.

Если произношением ребенка постоянно заниматься, то он очень быстро научиться говорить букву «Ш» без привлечения логопеда. В этой статье мы рассмотрим основные причины возникновения проблемы, а также изучим упражнения, которые в дальнейшем вам очень помогут.

Если вы замечаете, что ваш ребенок плохо выговаривает эту букву, то желательно пройти обследование у логопеда. Возможно, проблема неправильного произношения вызвана нарушением слуха. В этом случае необходима помощь специалистов.

Проверяем уровень произношение «Ш» у ребенка

Перед проведением занятий по коррекции звука необходимо проверить, имеет ли место проблема вообще. Нарушение произношения шипящих может происходить в форме сигматизма (это дефект произношения непосредственно звука) или парасигматизма (полная замена его на другой). Последний случай встречается достаточно часто. Например, ребенок вместо слова «шапка» говорит «апка» и т.д.

Произношение звука «Ш» может быть нескольких типов:

  • Межзубное. В этом случае он становится шепелявым, а язык при произношении ребенок просовывает между зубами;
  • Носовой сигматизм. Ребенок говорит букву «Ш» в нос, в результате чего создается своеобразный аккустический эффект;
  • Боковой сигматизм. Звук имеет ярко выраженный хлюпающий оттенок;
  • Призубный парасигматизм. В этом случае при произношении ребенок упирает язык в зубы, из-за чего результат больше становится похожим на «Т»;
  • Губно-зубной парасигматизм. В этом случае «Ш» заменяется звуком «Ф». Такое явление часто наблюдается при нарушении прикуса;
  • Свистящий парасигматизм. Ребенок произносит вместо «Ш» свистящий «С».

Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда

Логопедами используется емкая процедура обследования, позволяющая выявить проблему и ее уровень. Но проверить речь ребенка можно и самостоятельно. Проверка произношения осуществляется изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях, т.е. по нарастающей.

Проверка произношения изолированного звука осуществляется путем повторения ребенком разных звуков за мамой или папой. Аналогичным образом проводится проверка произношения в слогах. Для более комплексной оценки необходимо, чтобы буква «Ш» находилась в разных позициях (ША, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.)

Важно учитывать, что проблема может быть с произношением и других шипящих. Поэтому, если вы решили научить ребенка говорить букву «Ш», то следует быть готовыми к тому, что придется корректировать и другие звуки.

Для проверки произношения «Ш» в словах желательно подготовить или приобрести карточки с рисунками. Это превратит процедуру в забавную игру. Логопедические слова на букву «Ш» подбираются так, чтобы необходимый вам звук находился в разных положениях. При выборе предложений и словосочетаний следует отдавать предпочтение тем, в которых он встречается в разных местах.

Почему возникают проблемы с произношением буквы «Ш» шипящей

Выделяют несколько основных причин неправильного произношения:

  • Физиология, т.е. неправильный прикус, слишком крупный язык, высокое небо и т.д.;
  • Ребенок долго использует соску. В этом случае портится прикус, из-за чего страдают многие звуки, особенно шипящие и свистящие;
  • «Сюсюканье» с малышом. Ребенок подражает старшим, коверкая речь;
  • Нарушение речи у взрослых. Малыш может копировать речь родителей, если они говорят неправильно;
  • Завышенные требования родителей. Часто родители слишком много требуют, не показывая правильную артикуляцию;
  • Отставание в развитии. Если не до конца сформировано мышление, память и внимание, то речевое развитие также будет страдать;
  • Нарушение слуха или малыш плохо распознает звуки на слух.

Выявить точную причину проблемы может только специалист. Поэтому, если вы уже продолжительное время не можете научить ребенка выговаривать букву «Ш», то следует обратиться к специалисту.

Тренируем правильное произношение буквы «Ш»

Перед тем, как переходить непосредственно к упражнениям по постановке «Ш», необходимо провести артикуляционную гимнастику, которая способствует усилению подвижности органов речи.

Разминаем язык

Для разминки языка можно воспользоваться следующими упражнениями:

  • «Блинчик». Ребенок должен положить распластанный язык на нижнюю губу и задержать на ней не менее 10 секунд;
  • «Чашечка». Нужно распластать язык на нижней губе, приподняв его края и кончик. В результате формируется своеобразная чашечка;
  • «Болтушка». Аналогично с предыдущим упражнением, но при этом язычок-чашечка поднимается и опускается;
  • «Лошадка». Одно из самых любимых упражнений для ребенка, ведь он должен цокать языком, извлекая звук, похожий на топот лошадиных копыт.

Чтобы «ученику» было не скучно, сопровождайте упражнения веселыми историями. Также желательно делать упражнения перед зеркалом.

1) , из чего оно состоит и почему оно так необходимо для вашего малыша.
2) Стоит ли употреблять манго во время беременности, .

Разминаем губы

Для разминки губ подойдут следующие упражнения:

  • «Хоботки слоников». Ребенок должен поочередно делать широкую «трубочку» (губы находятся в положении для произношения буквы О), а затем узкую (губы находятся в положении для произношения буквы У);
  • Чередование узкой «трубочки» и улыбки. Следите, чтобы улыбка получалась широкой;
  • «Удивление». Губы ребенка при этом занимают положение, как при звуке О.

Основные методы постановки звука «Ш»

Логопедические занятия на букву «Ш» начинаются с выработки произношения изолированного звука. Один из наиболее эффективных способов – это постановка звука от других звуков.

Если ребенок звук «Т» выговаривает хорошо, то это один из самых простых способов. Для этого ребенок должен произносить «Тс-с-с» до тех пор, пока не добьетесь нормального произношения. После этого попросите его проделать ту же процедуру, но «спрятав» язык за зубами. В результате получиться звук «Ш».

Если сомневаетесь, то можете проделать это самостоятельно. Для закрепления подойдет упражнение «шипящая змея». Для разнообразия делайте ассоциации этого звука со звуком спущенного шара или шипением кота.

Шипящие всегда вызывают у детей трудности. И звук «Ш» является одним из наиболее сложных. Представленные в данной статье рекомендации помогут вам выявить проблему как можно раньше и добиться избавления от нее. Достаточно просто приложить немного усилий, и вашему ребенку в дальнейшем будет легче в общении.

Люди имеют уникальную способность: они могут делиться своими мыслями и чувствами с другими индивидуумами посредством речевого аппарата. Способствует этому также специфическая символьно-знаковая система, то есть алфавит. Правильному произношению каждый человек обучается с самого раннего детства. В это же время многие родители думают, как научить ребенка выговаривать буквы. Смысл всего обучения в том, что буквы и звуки складываются в слова, из которых строятся предложения, тексты, высказывания, которые имеют смысловую значимость. Дети часто имеют проблемы с правильной артикуляцией всех букв. Чаще всего проблемы возникают с правильным произношением букв «ш», «р» и «л».

Обусловлено это несовершенством детского речевого аппарата, которому не хватает тренировки.

Первое, что могут сделать родители для того, чтобы малыш быстрее научился правильному выговору, - это перестать «сюсюкать» с ним. Взрослые, умиляясь при общении с ребенком, часто искажают слова. Ребенок воспринимает это и позже начинает воспроизводить эти «неправильные» выражения. Следите за своей речью, старайтесь произносить слова громко, четко и внятно. Поворачивайтесь лицом при разговоре с малышом, чтобы он мог видеть вашу артикуляцию.


При сильно выраженной проблеме с произношением на помощь придет логопед. Эти специалисты знают все о дефектах речи и помогут их устранить. Нередко случается, что нужна только консультация логопеда. При встрече специалист сделает оценку уровня дефектной речи ребенка, посоветует специальные упражнения для выполнения в домашних условиях или назначит следующую встречу с малышом, если дефективность очень велика, и нет возможности самостоятельно решить проблему.

Причиной неправильного выговора могут служить индивидуальные особенности физиологического строения детского речевого аппарата, например, малыш может иметь недостаточную длину языка или слишком короткую уздечку. В случае причин физиологического характера малыш должен будет пройти ряд медицинских процедур или перенести операцию.

При других причинах часто нужно просто усиленно позаниматься с малышом. Но не стоит поправлять его каждый раз, когда он неправильно произнесет слово. Достаточным для запоминания будет трех-четырехкратное повторение одного слова, но очень разборчиво и внятно. Сначала можно произносить слова в более медленном темпе, но постепенно возвращайтесь к своему обычному темпу речи.

Неоценимую помощь в обучении правильному произношению букв несет артикуляционная гимнастика. Логопедами создано множество различных методичек и пособий, которые помогут в борьбе с неправильным произношением.



Начинайте обучение на втором-четвертом годах жизни малыша. К пяти-шести годам речевой аппарат уже полностью сформируется и может быть поздно.

Занятия необходимо проводить в легкой игровой форме, которая не нагружает малыша. Выполняйте упражнения для правильной постановки языка, улучшения его подвижности вместе со своим ребенком.

Лучше всего выполнять упражнения перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть, как двигается его язык и мог сравнить с языком мамы.

Сначала демонстрируйте правильное исполнение упражнения, а затем уже просите малыша повторить его.

  1. Расположите язык у края верхнего зубного ряда и попросите малыша повторить.
  2. Малыш должен выполнить упражнение, задержав язычок на пятнадцать-двадцать секунд.

Сделайте перерыв и повторите задание еще два-три раза. Данное упражнение поможет сделать подъязычную связку более гибкой, что поможет в произношении проблемных букв.

Буква «р» очень трудно дается многим детям. Для исправления произношения также существуют специальные упражнения. Одним из них является задание «Дятел», когда ребенок должен с силой ударять кончиков языка по верхнему зубному ряду и одновременно произносить букву «д». Малыш тренирует кончик языка и правильную артикуляцию.

Помочь в произношении буквы «р» могут слова с «т» и «д». Все эти буквы требуют, чтобы кончик языка упирался в верхнее небо у самого края верхнего зубного ряда. Буквы «д» и «т» редко вызывают проблемы в своем произношении. Логопеды используют это для обучения правильной артикуляции буквы «р». Старайтесь повторять с ребенком побольше слов, в которых «р» следует за «т» или «д», например, трактор или дрова.

Необходимо также запастись терпением, потому что криками и руганью можно лишь отбить у малыша охоту вообще чему-то учиться. Спокойный уравновешенный тон родителя и четкая дикция помогут правильно воспринимать буквы на слух. Малыш составит себе звуковую картину правильного выговора и дальше будет подстраивать свое произношение под услышанные правильные звуки.



Можно использовать в обучении игрушки, на которых изображен алфавит, или повесить красивую яркую алфавитную таблицу в детской комнате. Любимые мультипликационные герои, которые «прячутся» за буквами на стене, возбудят интерес ребенка и помогут в обучении.

Для самых маленьких в магазине можно найти мягкие коврики-паззлы. Есть варианты с алфавитом, то есть, коврик состоит из квадратов, внутри которых располагаются буквы. В дальнейшем можно использовать такой коврик-паззл для обучения чтению, а выбрав вариант, содержащий еще и цифры - счету.

Можно сделать обучающую игру самостоятельно. Для этого вырежьте из картона карточки и наклейте или нарисуйте на них буквы. Предложите малышу нарисовать какой-нибудь предмет, название которого начинается именно на эту букву. Затем просто доставайте карточки и громко произносите букву, подкрепляя произношение примерами названий предметов, например, «л», как «лампа» или «и», как «игла». Старайтесь использовать простые и односложные слова. Не стоит перегружать детский мозг терминами и длинными словами.

Научить ребенка правильно выговаривать буквы не так сложно, достаточно запастись терпением. Главное, проводить занятия регулярно, чтобы тренировать речевые навыки и совершенствовать произношение.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...