Как называется человек который помнит все. Свидетельство человека, помнящего своё рождение

Геннадий Федотов

Вы способны вспомнить, что было у вас на завтрак позавчера или что вы делали в минувшие выходные? Наверняка положительно ответят единицы. Вместе с тем есть люди, которые обладают удивительной способностью - они помнят все, каждый момент своей жизни в любой день!

Одной из них является 37-летняя Луиза Оуэн из Нью-Йорка. Она помнит события каждого дня своей жизни, начиная с 11 лет, то есть на протяжении более чем четверти века.

Недавно американский телеканал CBS News пригласил г-жу Оуэн выступить в шоу «60 минут». И обычная с виду женщина, скрипачка по профессии, не растерялась и в прямом эфире продемонстрировала, что ресурсы человеческой памяти и мозга поистине безграничны, только никто не знает, где находится кнопка, с помощью которой можно было бы включить неисчерпаемый ресурс.

Поначалу ведущий программы телеканала был настроен скептически и выразил сомнения в правдивости утверждений Луизы - ведь никто, кроме нее самой, не может знать, что именно она делала в тот или иной день своей жизни, так что в такой ситуации и приврать недолго. Однако Луиза помнила не только то, что происходило с ней, но и вообще все, что видела и слышала, в частности новости по телевизору и радио.

Ведущий устроил ей блиц-опрос: он называл множество разных событий, начиная с 1984 года, и Луиза, показав свой необыкновенный талант в полном объеме, практически мгновенно вспоминала дату и даже день недели, в который случалось то или иное происшествие.

Вопросы были из самых разных сфер жизни. Так, она вспомнила, когда был освобожден из тюрьмы Нельсон Мандела, когда были показаны первые и последние серии популярного в США телесериала Seinfeld, когда взорвался космический корабль «Челленджер», с каким счетом закончился тот или иной матч по футболу десять лет назад и т. д. При этом Луиза дополняла ответы воспоминаниями о том, что сама делала в тот или иной день.

Например, 16 июля 1999 года ей запомнилось не только тем, что в этот день Джон Кеннеди-младший погиб в авиакатастрофе, но и тем, что в этот день она стояла в очереди в театральную кассу, чтобы попасть на бродвейскую постановку «Ледяная комета», но билет ей так и не достался.

Тогда ведущий сменил тактику: он уже не называл события, а только даты, но женщина легко справилась и с этим заданием, и ведущий был посрамлен.

Оуэн не может объяснить свои способности и предполагает, что у нее в мозгах есть что-то вроде компьютера. По её словам, она перелистывает некий календарь в своей голове. Остановившись на какой-нибудь дате и времени из прошлого, она может рассказать все события, которые она наблюдала и переживала в этот момент.
«Когда я слышу дату, мой мозг сразу же находит эту позицию в моем внутреннем календаре, и я мгновенно вспоминаю все произошедшие в тот день события, - объясняет Луиза. - Я обычно описываю это как путешествие во времени.

Причём не важно, как давно происходили события, 22 минуты назад или 22 года назад».

ДАР ИЛИ ПРОКЛЯТИЕ?

Оуэн воспринимает свою абсолютно сверхъестественную способность помнить прошлое как дар, а не проклятие. А ученые придумали для обозначения данного состояния специальный термин - гипертиместический синдром (от греческого слова thymesis - память и приставки «гипер» - «сверх») и полагают, что Луиза Оуэн настолько эмоционально воспринимает все происходящее, что буквально все эти события приобретают для нее личную значимость. И поэтому она не может их забыть.

Гипертиместический синдром или, по-другому, «высшая сверхъестественная автобиографическая память» встречается крайне редко, ученым пока известны лишь шестеро людей-феноменов, обладающих схожими способностями.

Согласно выводам ученых, мозг этих людей немного отличается своей формой от мозга обычных людей. Кроме того, четверо «мнемоников» оказались левшами и заядлыми коллекционерами самых разных вещей - театральных программок, старых фильмов...

Вместе с тем эти люди не обладают какими-то феноменальными способностями типа умения перемножать в уме многозначные числа или «фотографически» запоминать целые страницы текста. Обладатели гипертиместического синдрома - нормальные люди с обычными умственными способностями.

Калифорнийские нейропсихологи предполагают, что в США и в мире живут и другие люди с абсолютной памятью. Исследователи разыскивают их, чтобы собрать как можно более многочисленную группу и попытаться выяснить, чем структура и физиология мозга у этих людей отличается от «нормальной». Эта информация может пролить свет на природу множества заболеваний, связанных с нарушениями памяти, а также помочь выяснить фундаментальные механизмы работы мозга.

Кстати, феноменальной памятью на даты обладают и голливудские звезды Мэрилу Хеннер и Энтони Хопкинс.

«Мой мозг устроен таким образом, что я могу быстро запоминать любые числа, а также высчитывать, на какой день недели пришлась та или иная дата, - рассказывает Хопкинс. - Например, 28 июня 1999 года был вторник. 28 июня 1955 года тоже было вторником. В тот год я впервые пошел на актерские курсы. Это было 3 октября, понедельник. Очень жаль, что я не пользуюсь этим талантом. Его просто-напросто некуда применить!»

Брэд Уильямс, мнемонист, 56 лет:

«Про любой день из последних 53 лет я могу точно сказать, где находился, что передавали в новостях и какой это был день недели. И так с четырех лет. У меня нет никакого метода, и я не полагаюсь на мнемонику. Ответить на вопрос, что происходило десять лет назад, для меня так же легко, как вспомнить, что я ел на завтрак.

В детстве я не понимал, что в этом необычного - запоминать все, что происходит в жизни. Я думал, все так умеют. Впервые я связал дату и воспоминание в свой четвертый день рождения. И с тех пор, если я хотел вспомнить, в какой день произошло то или иное событие, я мысленно представлял себе календарь этого года и пролистывал его в воображении. Я был развитым ребенком - к двум годам уже умел читать - но никаких программ для одаренных детей тогда не было, и я учился в самой обыкновенной школе.

После университета я работал ведущим новостей на радио, и абсолютная память очень пригодилась мне в том, что касалось интервью и сбора материалов. И в Trivial Pursuit (в русском варианте игра «Счастливый случай». - Esquire) меня сложно будет обыграть.

Пять лет назад мой брат Эрик узнал, что в Калифорнийском университете профессор нейробиологии Джеймс Макго проводит исследование механизмов памяти. После множества тестов я был признан первым в мире человеком с синдромом сверхточной автобиографической памяти - гипертимезией. С тех пор с гипертимезией были обнаружены еще 20 человек, но, как говорят, у меня лучше работает «система извлечения»: у меня лучше, чем у других, получается достать нужное из архива.

Но ощущения, что мозг переполнен информацией, у меня нет. Я научился хранить информацию аккуратно. Когда я вспоминаю что-то грустное, я поступаю так же, как и все остальные, - стараюсь отвлечься. И мне не кажется, что память мешает мне это сделать, или что я чувствую все острее, чем другие. Я помню день, когда не стало дедушки - 29 апреля 1968 года, - и ту грусть, что я испытывал накануне его смерти, когда мы пришли к нему в больницу. Но я также помню, что премьера мюзикла «Волосы» состоялась на Бродвее в тот же день, и эти воспоминания возникают в моей голове одновременно. Я могу легко запомнить любой обычный день. Многие помнят, что делали 11 сентября, а для меня каждый день - как 11 сентября. 23 года назад мы с братом ехали в машине и играли в слова, я до сих пор их помню: рыба, арбуз, зуб, барабан… Назовите мне любую дату, скажем, 26 декабря 1962 года, и я скажу, что произошло в тот день. Мы были на дедушкиной ферме, и я до сих пор чувствую, как холодит ноги кафельный пол и помню запах горящих в печи дров. Сейчас у меня даже есть своя передача на радио под названием «Кто на Брэда», во время которой слушатели могут позвонить и спросить меня про любой день.

С тех пор как люди узнали о моей способности, они часто спрашивают, что произошло в день их рождения. Иногда он ничем особо не выделяется, и я рассказываю всякие любопытные факты о предыдущем или следующем дне.

Бывает, люди раздражаются. Им кажется, что я слишком ношусь со своей памятью. Я стараюсь не вступать в споры, потому что всегда оказываюсь прав, а это не добавляет популярности. И когда люди ошибаются в фактах, я не спешу их поправить. Не то чтобы я знаю все на свете. Я непобедим, если речь идет о фактах, имеющих прямое ко мне отношение, или о событиях, которые я узнал из новостей. Но меня довольно легко поймать, если спросить о чем-то, что меня не интересует.

Теперь, когда меня объявили человеком со способностями, я переживаю, что память уже стала не та, что раньше. Может, это возраст. А может, я просто разленился? Обидно будет превратиться из Мистера Гугла в Человека, Который Ничего Не Помнит.

Несмотря на потрясающую память я часто теряю ключи. Найти их я не могу, но, в отличие от остальных, я могу точно вспомнить, в какой день это произошло».

Наше детство. Глядя на ребятишек из соседнего двора, понимаешь, что это самая беззаботная пора в жизни каждого человека. Однако, нам недоступны воспоминания о нашем детстве или появлении на свет. С чем связана эта тайна? Почему мы не должны запомнить себя в детские годы. Что скрывается за этим провалом в нашей памяти. И вот в какой-то момент внезапно промелькнувшая мысль, почему мы не помним себя с рождения, заставляет нас копаться в тайнах неизведанного.

Почему мы не помним наше рождение

Казалось бы, такой важный момент, как рождение, должно было отпечататься в нашем мозгу навечно. Но нет, какие-то яркие события из прошлой жизни иногда всплывают в подсознании, а самое главное – навсегда стерлось из памяти. Не удивительно, что лучшие умы психологии, физиологии и религиозной сферы пытаются разобраться в столь интересном факте.

Стирание памяти с точки зрения мистики

Исследователи, занимающиеся изучением не изведанной мистической стороны существования нашей вселенной и Высшего разума, дают свои ответы на вопросы, почему участки памяти человека стирают возможность воспроизвести процесс рождения.

Главный упор делается на Душу. В ней содержится информация о:

  • прожитых периодах жизни,
  • эмоциональных переживаниях,
  • достижениях и неудачах.

Почему мы не помним как родились

С физической точки зрения человеку не дано понять душу и расшифровать хранящиеся в ней факты.

Предполагается, что эта субстанция посещает образовавшийся эмбрион на десятый день его существования. Но она обосновывается там не навсегда, а покидает его на время, чтобы вернуться за месяц-полтора до рождения.

Научные обоснования

Но нам не доступна возможность запомнить очень важный момент в нашей жизни. Это получается в связи с тем, что душа никак не хочет «делиться» с телом сведениями, которыми обладает сама. Сгусток энергии бережет наш мозг от лишних данных. Скорее всего, процесс создания человеческого эмбриона слишком таинственен и не подлежит разгадке. Внешнее мироздание использует тело лишь в качестве внешней оболочки, тогда, как душа бессмертна.

Человек рождается в муках

Отчего мы не помним, как появились на этот свет. Точные доказательства этого феномена не получены. Имеются лишь предположения, что виной всему сильнейший стресс, пережитый при рождении. Ребенок из теплой материнской утробы выбирается по родовым путям в неизвестный ему мир. В процессе он испытывает боль в связи с изменяющейся структурой его частей тела.

Рост человеческого организма напрямую связан со становлением памяти. Взрослый запоминает самые выдающиеся моменты в своей жизни и помещает их в «хранительный» отсек своего мозга.

У деток все происходит немного по-другому.

  • Положительные и отрицательные моменты и события откладываются в «подкорке» их сознания, но, при этом, уничтожают имеющиеся там воспоминания.
  • Мозг ребенка еще недостаточно развит для хранения обильных объемов информации.
  • Вот почему мы не помним себя с рождения и не храним детские памятные впечатления.

Что мы помним из детства

Детская память развивается в периоде с 6 месяцев до 1,5 лет. Но она уже тогда подразделяется на долгосрочную и краткосрочную. Ребенок узнает окружающих его людей, может переключаться на тот или иной предмет, умеет ориентироваться в квартире.

Еще одно научное предположение о том, почему процесс появления в этом мире мы забыли совершенно, связан с незнанием слов.

Младенец не говорит, не может сопоставить происходящие события и факты, правильно описать увиденное. Инфантильная амнезия – именно такое название получило отсутствие детских воспоминаний у психологов.

Ученые высказывают свои догадки об этой проблеме. Они считают, что в качестве ниши для хранения важных пережитых событий дети выбирают кратковременную память. И это никак не связано с отсутствием умения создавать воспоминания. Любой человек не только не может рассказать, как происходило его рождение, но течение времени заставляет его забыть и другие важные в определенном периоде яркие моменты жизни.

Существуют две главные научные теории, которые пытаются разобраться в этом непростом вопросе.

Название Описание
Теория Фрейда Всемирно известный Фрейд, продвинувший важные изменения в области медицины и психологии, имел свое мнение по поводу отсутствия детских воспоминаний.
  • Его теория построена на сексуальной привязанности ребенка, не достигшего возраста пяти лет.
  • Фрейд считал, что информация блокируется на подсознательном уровне, так как один из родителей пола, противоположного малышу, воспринимается последним более позитивно, чем другой.

Иными словами, девочка в раннем возрасте сильно привязана к отцу и испытывает ревностные чувства к матери, возможно, даже ненавидит ее.

  • Достигнув более осознанного возраста, мы понимаем, что наши чувства негативны и противоестественны.
  • Поэтому, стараемся стереть их из памяти.

Но широкого распространения эта теория не получила. Она так и осталась исключительно позицией одного человека в отношении отсутствия воспоминаний о раннем периоде жизни.

Теория Харка Хоуна Что доказывал ученый: почему мы не помним детство

Этот врач считал, что ребенок не чувствует себя отдельно взятой личностью.

Он не умеет разделять знания, полученные в результате собственного жизненного опыта, и те эмоции и чувства, которые испытывают другие люди.

Для малыша все едино. Поэтому, память и не сохраняет момент рождения и детство.

Каким же образом, дети умеют отличать папу и маму, если еще не научились говорить и запоминать? Им в этом помогает семантическая память. Ребенок с легкостью ориентируется в комнатах, показывает, не путаясь, кто папа, а кто мама.

Именно долговременная память хранит важную информацию, такую необходимую для того, чтобы выжить в этом мире. «Хранилище» подскажет комнату, где его кормят, купают, одевают, место, где спрятано лакомство и так далее.

Так почему мы не помним себя с рождения:

  • Хоун считал, что подсознание момент рождения считает ненужным и негативным явлением для нашей психики.
  • Поэтому, воспоминание о нем хранит не в долговременной, а в кратковременной памяти.

Почему некоторые помнят себя в детстве

С какого возраста мы начинаем запоминать происходящие с нами события? Среди ваших знакомых, скорее всего, есть люди, утверждающие, что они помнят свои младенческие годы. Если вы принадлежите к их числу, то перестаньте себя обманывать. И не верьте другим, которые доказывают, что это так.

Мозг стирает события из детства

Взрослый человек может вспомнить моменты, которые с ним происходили после пяти лет, но никак не ранее.

Что доказали ученые:

  • Инфантильная амнезия полностью стирает из воспоминаний первые годы жизни.
  • Новые клетки мозга, формируясь, уничтожают все ранние памятные события.
  • Это действие в науке носит название нейрогенез. Он постоянен в любом возрасте, но в младенчестве проходит особенно бурно.
  • Имеющиеся «ячейки», хранящие определенную информацию, перезаписываются новыми нейронами.
  • В итоге, новые события полностью стирают старые.

Удивительные факты человеческого сознания

Наша память многообразна и до конца не изучена до сих пор. Многие ученые пытались докопаться до истины и определить, как оказывать на нее влияние, заставляя создавать нужные нам «камеры хранения». Но, даже бурное развитие информационного прогресса, не дает возможности сделать такую рокировку.

Тем не менее, некоторые моменты уже доказаны и могут вызвать у вас удивление. Ознакомьтесь с некоторыми из них.

Факт Описание
Память работает даже при повреждении одной части полушария мозга
  • В обоих полушариях присутствует гипоталамус. Так называется отдел мозга, который отвечает за правильную работу памяти и познания.
  • Если он поврежден в одной части и остается без изменений во второй, функция запоминания будет работать без перебоев.
Полной амнезии практически не бывает В реальности полной потери памяти практически не существует. Вы часто смотрите фильмы, в которых герой стукнулся головой, в результате – предыдущие события полностью испарились.

В действительности практически невозможно, что в период первой травмы все забыто, а после повторной – все восстанавливается.

  • Полная амнезия встречается очень редко.
  • Если человек пережил негативное психическое или физическое воздействие, то он может забыть сам неприятный момент, не более того.
Начало мозговой деятельности у младенца начинается еще в состоянии эмбриона Через три месяца после того, как яйцеклетка оплодотворится, малыш уже начинает помещать в ячейки своего хранилища определенные события.
Человек способен запомнить много информации
  • Если вы страдаете забывчивостью, это не значит, что у вас проблемы с запоминанием.

Просто, у вас не получается выудить необходимые факты из вашего хранилища, объем которого безграничен.

Доказано, сколько слов способен запомнить мозг человека Эта цифра равняется 100 000.

Столько слов, но почему мы не помним себя с рождения, вот об этом интересно все таки узнать.

Ложная память существует Если с нами происходят неприятные события, травмирующие нашу психику, сознание может отключать воспоминание о таких моментах, заново воссоздавая, преувеличивая или искажая их.
Во время сна работает кратковременная память Именно поэтому сны, в основном, передают недавние происходящие с нами жизненные факты, о которых мы на утро и не вспоминаем.
Телевизор убивает способность запоминать
  • Рекомендуется смотреть голубой экран не более двух часов.
  • Особенно, это актуально для людей в возрасте от сорока до шестидесяти лет.
  • В случае, если перед телевизором проводить слишком много времени, повышается риск болезни Альцгеймера.
Рост мозга происходит до двадцати пяти лет
  • В зависимости от того, как мы нагружаем и тренируем наш мозг в ранней молодости, будет работать голова в будущем.
  • Пустота и провалы в запоминании возможны в случае, если в ранний период мы чаще всего занимались пустым времяпровождением.
Всегда нужны новые и уникальные впечатления Память любит нивизну

Вы никогда не задумывались над тем, почему время так быстротечно?

Почему одни и те же впечатления и эмоции в дальнейшем лишены новизны?

Вспомните вашу первую встречу с любимым. Появление первенца. Ваш отпуск, которого ждали целый год.

  • Эмоциональное состояние при первоначальных впечатлениях у нас приподнятое, приливы счастья надолго остаются в нашем мозгу.

Но, когда это повторяется, то уже кажется не таким радостным, а мимолетно.

После того, как вы только утроились на работу после учебы, первый отпуск вы ждете с нетерпением, проводите его с пользой и не спеша.

Третий и остальные уже пролетают как один миг.

То же самое касается и ваших взаимоотношений с близким человеком. Сначала вы считаете секунды до следующей встречи, они вам кажутся целой вечностью. Но, после совместно прожитых лет, вы не успеваете оглянуться, как уже отмечаете тридцатилетний юбилей.

  • Поэтому, подпитывайте мозг новыми, волнительными событиями, не давайте ему «заплыть жиром», тогда и каждый день в вашей жизни будет легким и запоминающимся.

Что можно вспомнить из детства

Какие самые яркие воспоминания из детства помните вы? Мозг ребенка устроен таким образом, что он не восприимчив к звуковым ассоциациям. Чаще всего он способен запоминать увиденные события или те, которые детки попробовали на ощупь.

Испытываемые в младенчестве страх и боль вытесняются из «камер хранения» и замещаются позитивными и хорошими впечатлениями. Но некоторые люди способны помнить только негативные моменты из жизни, а счастливые и радостные они напрочь стирают из памяти.

Почему наши руки помнят больше чем мозг

Телесные ощущения человек способен воспроизводить более подробно, чем сознательные. Проведенный эксперимент с десятилетними детьми доказал этот факт. Им показали фото их друзей из ясельной группы. Сознание не узнало увиденное, только кожно-гальваническая реакция выдала, что детки все же вспомнили своих подросших товарищей. Определить это возможно по электрическому сопротивлению, испытываемому кожей. Оно изменяется при возбуждении.

Почему память помнит переживания

Эмоциональное воспоминание покрывается шрамами в результате самых негативных наших переживаний. Таким образом, сознание предостерегает нас на будущее.

Но иногда психика просто не имеет возможности справиться с перенесенной душевной травмой.

  • Ужасные моменты просто не хотят складываться в пазл, а представляются в нашем воображении в виде разрозненных отрывков.
  • Такой печальный опыт храниться в имплицитной памяти разорванными кусочками. Мелкая деталь – звук, взгляд, слово, дата события – способна воскресить прошлое, которое мы пытаемся вычеркнуть из глубин нашего мозга.
  • Чтобы навязчивые ужасные факты не воскрешались, каждый пострадавший использует принцип так называемой диссоциации.
  • Переживания после травмы дробятся на отдельные, бессвязные фрагментики. Тогда они не так ассоциируются с реальными кошмарами из жизни.

Если вас обидели:

Существуют ли на самом деле варианты ответа на вопрос, почему мы не помним себя с рождения? Может быть, эту информацию все же можно вытащить из глубин нашего вместительного хранилища?

При возникновении определенных проблем мы чаще всего обращаемся к психологам. Чтобы помочь справиться с ее решением, специалисты в некоторых случаях прибегают к сеансам гипноза.

Часто считают, что все наши болезненные настоящие переживания родом из глубокого детства.

В момент транса пациент может перечислить все свои потаенные воспоминания, даже сам не подозревая об этом.
Иногда, индивидуальная не подверженность гипнозу не дает возможности погрузиться в ранние периоды жизненного пути.

Некоторые люди на подсознательном уровне ставят глухую стену и защищают свои эмоциональные переживания от чужих. Да и научного подтверждения такой метод не получил. Поэтому, если некоторые будут вам рассказывать о том, что они прекрасно помнят момент своего рождения, не воспринимайте эту информацию всерьез. Чаще всего это простые выдумки или ловкий профессиональный рекламный трюк.

Почему мы помним моменты, происходящие с нами, после достижения 5 лет

Сможете ли вы дать ответ:

  • Что вы помните из своего детства?
  • Какие первые впечатления были у вас после посещения ясельной группы?

Чаще всего люди не могут дать хотя бы какой-либо ответ на эти вопросы. Но, тем не менее, не менее семи объяснений этому феномену все же есть.

Причина Описание
Не созревший мозг Корни этой гипотезы пришли к нам издавна.
  • Раньше предполагали, что еще не достаточно сформированное мышление не дает памяти работать «на полную катушку».

Но в настоящее время многие ученые спорят с таким утверждением.

  • Они считают, что к году ребенок получает полностью зрелую часть мозга, которая отвечает за запоминание происходящих фактов.
  • Нужного уровня позволяет достичь своевременно подключающиеся краткосрочные и долгосрочные виды памяти.
Отсутствующий словарный запас В связи с тем, что до трех лет ребенок знает минимальное количество слов, он не в состоянии четко описать события и окружающие его моменты.
  • В голове могут мелькать бессвязные кусочки ощущений раннего детства.
  • Но нет возможности четко отделить их от более поздних восприятий.

К примеру, девочка запомнила запах бабушкиных пирожков в деревне, где она провела время до года.

Мышечная форма
  • Дети способны осознавать все с помощью телесных ощущений.

Вы же видели, что они постоянно копируют движения взрослых, постепенно доведя свои действия до автоматизма.

Но с этим утверждением спорят психологи.

  • Они считают, что даже в утробе матери развивающийся эмбрион слышит и видит, но не может связать свои запоминания воедино.
Отсутствие чувства времени Чтобы сложить картинку из мелькающих деталей из детства, нужно понимать, в каком конкретно периоде произошло соответствующее событие. А ребенок еще не может этого сделать.
Память «с дырками»
  • Объем, который может запоминать мозг, взрослого человека и ребенка различен.
  • Для того, чтобы сохранить информацию для новых ощущений, малышу нужно освободить место.
  • В то время, как взрослые дяди и тети хранят в своих ячейках множество фактов.
  • Наукой доказано, что пятилетние детки помнят себя в более раннем возрасте, но, когда они начинают ходить в школу, их воспоминания уступают место новым познаниям.
Нет желания запоминать Интересна позиция пессимистов, которые утверждают, почему мы не помним себя с рождения.

Оказывается, в этом виноваты неосознанные страхи:

  • не бросит ли мама,
  • покормят ли меня.

Беспомощное свое состояние все пытаются вытеснить из неуютных воспоминаний. И, когда мы самостоятельно себя в состоянии обслуживать, с этого момента начинаем «записывать» всю получаемую информацию и воспроизводить ее, при необходимости.

Очень важный период жизни Мозг как компьютер
  • Оптимистически настроенные исследователи склонны к тому, что возраст до пяти лет – самый решающий.

Вспомните работу компьютера. Если мы будем вносить изменения в системные программы по своему усмотрению, то это может привести к сбою всей системы в целом.

  • Поэтому, и не дано нам возможности вторгаться в младенческие воспоминания, так как именно тогда формируются наши поведенческие характеристики и подсознание.

Так помним или нет

Нельзя считать, что все вышеперечисленные гипотезы верны на все сто процентов. Так как момент запоминания очень серьезный и не до конца изученный процесс, слабо вериться, чтобы на него оказывал влияние только один из перечисленных фактов. Конечно, любопытно получается, что мы храним массу разнообразных вещей, а свое рождение не представляем. Это самая величайшая тайна, которую не может разгадать человечество. И, скорее всего вопрос, почему мы не помним себя с рождения, будет волновать великие умы еще не один десяток лет.

Очень интересны ваши комментарии – помните ли вы себя в детстве.

Будет интересным узнать.

На всей планете живет всего несколько десятков человек, которые обладают феноменальной памятью и могут вспомнить даже самые мельчайшие детали из своего младенчества, в то время как большинство людей совершенно не помнят себя в таком раннем возрасте. Невероятно большой объем памяти обусловлен синдромом, который ассоциируют с понятием гипертимезия.

Гипертимезией , или гипертиместическим синдромом называют способность человека помнить и воспроизводить предельно высокое количество информации о своей жизни. Эта способность затрагивает только автобиографическую память. В медицине до сих пор не могут определить статус данного явления и иногда ассоциируют его с гипермнезией, то есть аналогичной способностью, которая затрагивает уже все виды и формы памяти.

Давайте подробнее узнаем об этом …

Термин «гипертимезия» появился не так давно, в 2006 году. Группа ученых тогда выдвинула гипотезу о характеристиках данного нарушения. Так, человек, у которого развивается гипертиместический синдром, проводит ненормально много времени над размышлениями о своем прошлом, благодаря чему возникает способность вызывать в памяти те или иные события из своей жизни.

В то время как феноменальная память, развитая с помощью мнемонических методик, не считается патологией, если речь идет о запоминании нужной информации и данных, то гипертимезию ученые считают отклонением. У пациентов с таким синдромом возникают неконтролируемые и бессознательные ассоциации при виде определенных предметов или дат, вследствие чего человек вспоминает с точностью любой день своей жизни.

Одной из известных людей, у которых развита гипертимезия, является Мэрилу Хеннер (родилась в 1952 году), американская актриса и продюсер.

Что касается Мэрилу Хеннер, феномен которой сейчас активно изучают специалисты, то её самые ранние воспоминания относятся к возрасту 18 месяцев. В этот день, как вспоминает женщина, она играла со своим братом. Интересно, но ранее считалось, что человек не может вспомнить то, что происходило с ним до двух лет.

После этого события она может рассказать о том, как провела любой свой день, о чём говорила, какие передачи шли по телевизору и т.д. Так, если за всю свою жизнь обычный человек запоминает около 250 лиц, то Хеннер помнит их тысячи. Из этого ученые также сделали вывод, что долговременная память не избирательна, и в долговременное хранилище переходят все события, которые обрабатывает кратковременная память.

Сам же процесс вспоминания у Мэрилу Хеннер не требует абсолютно никаких усилий. Это, как говорят специалисты, сродни идеальному видеоредактору, который может точно воссоздать любой фрагмент записи.

Американка Джилл Прайс — она помнит абсолютно все события своей жизни, начиная с 14 лет — если назвать произвольную дату, Джилл воспроизведёт, что случилось с ней в тот день, какая была погода, какие важные события произошли в мире.

Её феноменальные способности были подтверждены учёными Калифорнийского университета в Ирвайне в 2006 году. С тех пор благодаря возросшему интересу к исследованиям в этой области гипертимезия была подтверждена ещё у пятерых человек.

Всего, по подсчетам ученых, к 2014 году удалось выявить около 50 людей с такими невероятными способностями помнить в деталях любой день своей жизни. Ученые на данный момент не могут со всей точностью выявить причины такого синдрома, но это, возможно, связано с тем, что у пациентов височные доли и хвостатое ядро в головном мозге увеличены в размерах.

Изучением особенностей мозга занимаются нейробиологи. В рамках поиска людей с хорошей памятью в Калифорнийском центре нейробиологии было исследовано более двух тысяч человек. Им задавали шестьдесят вопросов, ответить на который могли только люди, помнящие все.

Из-за того, что людей с гипертимезией очень мало, данных о возникновении такой способности практически нет. Некоторые ученые считают абсолютную память мифом и желанием людей верить в свои безграничные возможности. Профессор истории психологии Гронингенского университета Доуэ Драйсма (Douwe Draaisma) в своей «Книге о забывании» пишет, что «бóльшая часть наших переживаний не оставляет в мозге никакого следа».

Доуэ также отмечает, что «люди склонны сравнивать память с тем, что для них лично стало символом сохранения, например, компьютером или фотографией. А для забывания используются иные метафоры: решето, дуршлаг. Но все они предполагают, что сохранение в памяти и забывание - противоположные процессы, и, соответственно, одно исключает другое. На самом деле, забывание замешано в наши воспоминания, как дрожжи в тесто.

Профессор применяет к памяти средневековую метафору - палимпсест, т.е. повторно используемый кусок пергамента.

«Пергамент был дорог, и потому старые тексты с них соскребали или смывали и поверху писали новый текст, через некоторое время сквозь новый текст начинал проступать старый. …палимпсест - очень хороший образ послойности воспоминаний: приходит новая информация, старая стирается, но в принципе, старая информация скрыта в новой.

В Ваших переживаниях также резонируют Ваши воспоминания, и уже поэтому нельзя описывать воспоминание как непосредственную копию пережитого. Они абсорбируются тем, что там уже есть». (По материалам «Het geheugen is ongezeglijk». — de Volkskrant, 03.11.10, p. 48-49.)

Большинству из нас, все же, «счастье» обладать абсолютной памятью не грозит. И, пока ученые спорят, болезнь ли гипертимезия или семантическая особенность организма, в наших силах сделать свою память хорошей, ведь возможность ее тренировки не оспаривает никто.

Исследователи опросили более 300 человек, которые должны были рассказать о наиболее сильной, на их взгляд, несчастной любви и о том, как они переживали разрыв, передает РБК . Проанализировав полученные данные, психологи пришли к выводу, что минимальное время, которое должно пройти с момента расставания до относительного успокоения, равно половине срока, что люди были вместе. Именно столько времени требуется, чтобы душевные раны затянулись. Например, если любовь длилась пять лет, то на восстановление после разрыва уйдет, в лучшем случае, два с половиной года.

Эта формула, конечно, не является универсальной, отмечает врач-психотерапевт Института психотерапии и клинической психологии Оксана Дерен. «Обычно при нормальной адаптивной способности боль проходит в период от трех месяцев до трех лет. Между тем в каждом отдельном случае срок переживания утраты отношений индивидуальный, а вот стадии этого негативного опыта практически у всех одинаковы. Так, первый этап — это шок, ошеломление, за ним следует бунт и нежелание мириться с крахом любви, затем наступает депрессия, печаль, обвинение себя в том, что отношения не сложились. Это состояние сменяется стадией «торга»: человек пытается измениться, преподнести себя с лучшей стороны, чтобы вернуть любимого. Если эта попытка терпит неудачу, наступает стадия агрессии, возникает желание отомстить. А когда злость проходит, остается тихая надежда на то, что, может быть, все когда-нибудь вернется. И только когда «надежда умирает», происходит принятие ситуации. Человек осознает, что теперь этих отношений нет, «дверь закрыта» и пора перейти в новую реальность и смотреть в будущее».

Примечательно, что боль от разрыва у мужчин и женщин имеет разный характер и последствия. Так, исследования Йельского медицинского колледжа показали, что мужчины в первое время после развода в три раза чаще подвержены депрессии, чем женщины. Однако боль от расставания проходит у мужчин быстрее, чем у женщин, и имеет меньше негативных последствий для психики. Девушки же страдают не так ярко, зато примерно в два раза дольше, чем мужчины. И, что самое неприятное, переживания по поводу неудавшегося романа нередко перерастают в серьезные психологические проблемы и заболевания.

Например, исследователи из Университета Северной Каролины сообщили о том, что риск депрессии и неврозов во взрослом возрасте напрямую связан с качеством первых сильных романтических отношений. Опрос 54 женщин о характере их первой любви показал, что субъективная оценка первой любви как «несчастной» или «неразделенной» в 75% коррелировала с наличием признаков депрессивного состояния. Таким образом, мужчины склонны полностью погружаться в переживания, но «здесь и сейчас», а женщинам свойственно страдать не так демонстративно, но очень долго.

Кстати, при анализе «неудавшейся» любви психологи уделяют особое внимание первому опыту, который по силе чувств многие эксперты ставят на первое место. Так, профессор психологии Нэнси Калиш из Калифорнийского университета, более 13 лет изучающая феномен первой любви, считает, что это чувство не забывается всю жизнь и даже имеет свойство через много лет вспыхивать с новой силой. Результаты ее исследования показали, что почти 80% «Ромео и Джульетт», кто нашел друг друга после разлуки и не состоял на момент встречи в браке, вновь образуют пару и остаются вместе на длительное время.

Однако память о первой любви может сыграть злую шутку с теми, кто состоит в браке. Люди, которые решили найти свою первую любовь, чтобы просто посмотреть, как он или она сейчас выглядит, не представляют, что это может разрушить их семью. «Они не осознают, какая лавина чувств при этом высвобождается: в мозгу активируются те же зоны, что и при приеме кокаина! — заявляет психолог. — Ни в коем случае не ищите свою первую любовь: 62% поисков заканчиваются разрушением брака и семьи».

В связи с этим учеными был сделан интересный вывод, касающийся природы любви. Оказывается, когда мы перестаем любить, «картинку», означающую «любовь», наша память перестает ассоциировать с бывшим возлюбленным. Но сама «картинка» остается той же самой. Так что, вопреки надеждам пострадавших от неразделенных чувств, любовь не забывается, просто в памяти сглаживается то, как мы любили. Именно по этой причине сильная, но давно минувшая любовь может вспыхнуть с новой силой — достаточно вспомнить, как это было.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...