Как называется липецкий авиаотряд истребителей. В Липецке готовили летчиков Люфтваффе! Развенчание очередного мифа

День Военно-воздушных сил отмечают в России 12 августа. Накануне профессионального праздника ведущий звена авиагруппы «Соколы России» Липецкого авиационного центра, летчик-снайпер и исследователь полковник Александр Гостев рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Екатерине Згировской о секретах мастерства самой «боевой» российской группы высшего пилотажа, дружбе «Соколов» с французским полком «Нормандия-Неман», а также требованиях к летчикам ВВС и перспективах создания в России женской пилотажной группы.

— Александр, как появилась группа и почему ей дали именно такое название — "Соколы России"?

— Липецкий авиацентр долго не хотел признавать, что в нем существует авиационная группа высшего пилотажа, потому что Центр занимается изучением вопроса боевого применения. Мы начали заниматься пилотажем потому, что определенная часть летчиков достигла совершенства и вышла на уровень, когда они уже могли делать то, что вы видите сейчас. Мы начали заниматься этим достаточно давно, просто сначала не было названия, было просто звено летного состава. А когда одной из задач Липецкого авиацентра стала демонстрация возможностей авиатехники, решили, хотя это было достаточно поздно, в 2006 году, что надо обзавестись названием. Как оно родилось? Сокол - стремительная хищная птица, под стать задачам, которые решают липецкие летчики.

— Какие именно самолеты сейчас используются группой и сколько их? Сколько летчиков Липецкого авиацентра входят в группу высшего пилотажа?

— Техника, которая должна поступать на вооружение Военно-воздушных сил России, сначала приходит в Липецкий авиацентр, мы ее облетываем, отрабатываем технику пилотирования, навигацию, боевое применение. Группа существует на базе 1-й авиационной эскадрильи, которая летает на самолетах типа Су-27 (многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель четвертого поколения - прим ред). А Су-27 имеет множество модификаций - Су-27С, Су-27П, Су-27М, потом у нас появились самолеты Су-30 в первом виде, а далее — Су-27СМ модернизированные, и финишными самолетами стали Су-30СМ и Су-35, которые пришли совсем недавно.

В группу входит наша шестерка на Су-27, два летчика на МиГ-29, группа Су-25. В группе Су-25 полковник Александр Котов, который выполняет одиночный пилотаж. Кроме того, Су-25 сейчас широко применяют для демонстрации дымов в виде российского флага.

— Сколько сейчас летчиков осваивает самолет Су-30СМ?

— На нем у нас в Центре летает сейчас около 12 летчиков. Исследуем вопросы сверхманевренности и групповой слетанности, а также приступили к сложному высшему пилотажу. Из пилотажной группы все летчики летают - Харчевский (генерал Александр Харчевский - начальник Центра и командир авиагруппы - прим. ред.), я, майор Дмитрий Заев, подполковники Юрий Спрядышев и Александр Сорокин и другие. У нас, к сожалению, только четыре самолета Су-30СМ, пришли совсем недавно, мы на них делаем только первые шаги, изучаем. Кроме того, они постоянно на каких-то доработках и модернизации, поэтому все четыре самолета в группу поставить и летать на них «ромбом» нам еще не удавалось.

— В каких преимущественно сочетаниях на демонстрационных полетах «Соколы России» выполняют пилотаж?

— Шестеркой летаем, но крайне редко, хотя все показы, где мы были недавно - Нижний Тагил, Армавир, Краснодар, - везде начинали с шестерки, потом командир (Александр Харчевский - прим. ред.) показывал одиночный пилотаж, и основная программа выполнялась четверкой.

— А как обстоят дела с введением Су-35 (реактивный сверхманевренный многоцелевой истребитель поколения 4++)? Будут ли эти истребители участвовать в показах пилотажной группы "Соколы России"?

— Самолет предназначен абсолютно не для этого, впрочем, как и Су-30СМ. Это прежде всего боевые самолеты, а летчиков Липецкого авиацентра отличает от Центра показа авиационной техники в Кубинке (база пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» — прим. ред.) то, что там летчики занимаются исключительно пилотажем, демонстрацией возможностей самолета и летают по плану боевой подготовки, а задачи нашего центра расширены. Это и написание методик, а для этого и выполнение полетов, инструкторская деятельность, а только потом демонстрация возможностей самолетов.

— Да, это так - мы принимаем участие во всех учениях, которые проводятся. В летную смену мы выполним полет-тренировку в составе четверки или шестерки, а второй-третий полет уже летим на полигон или на воздушные бои, готовим молодежь. У нас постоянные командировки для обучения летчиков других авиационных баз.

— К летчикам ВВС предъявляют очень серьезные требования — от физического характера до психологического. Что нужно, чтобы попасть на летную службу в Липецкий авиационный центр и стать частью группы "Соколы России"? Как идет отбор?

— Когда я попал в Липецкий авиацентр, это было в 1990 году, были очень определенные требования - летчик, старший летчик или командир звена, здесь все летчики были в должности командира звена. Летного состава в эскадрильях было ограниченное количество человек, он определялся не ниже второго класса. Это было при структуре ВВС, который был тогда.

В конце 90-х стали урезать налет из-за нехватки керосина, и начало прорыва было уже в 2000-е годы — в это время в Центр пошел молодой летный состав. С той поры этой планки, которая была раньше, не существует. Летчики могут прийти к нам и из училища. Сначала ребята отбирались с очень хорошей теоретической подготовкой - отличники или медалисты, эта традиция продолжается: при наличии вакансий могут и лейтенанта взять. А дальше уже мы вступаем в работу. Были примеры, что лейтенант с отличием окончил училище, летал на МиГ-29, а здесь не потянул. Может, потому что здесь более серьезные виды подготовки, происходит некая фильтрация летного состава, когда он достигает определенного мастерства, мы смотрим, потянет ли этот летчик полеты в полетных порядках.

Прежде чем рассматривать профессиональные качества летчика, естественно, мы смотрим, что этот летчик представляет из себя как человек. Если у него скверный характер, он ненадежный товарищ, то с ним летать в группе, где интервал и дистанция три метра, не хотелось бы. Человек, который в воздухе может принять самостоятельное решение и не подчиниться воле ведущего, который берет в полетах всю ответственность на себя, в группе не желателен.

— В ближайшее время состав группы "Соколы России" расширять не планируете?

— Мы этим постоянно занимаемся. Наша группа достаточно возрастная - средний возраст летчиков группы 45-50 лет, поэтому мы постоянно занимаемся подбором кандидатов. Те, кого уже отобрали, совершенствуются. Но так как мы не Центр показа, то занимаемся не только этим, есть масса других задач. Сейчас четыре наших летчика сидят на учениях на другом аэродроме, мы остались без простых самолетов, технический состав буквально разрывается.

— Есть люди, которые считают, что пилотажники — это пустая трата бюджетных денег.

— Я вас уверяю, что если сейчас пару из пилотажной группы "Соколы России" определить в участники конкурса воздушной выучки "Авиадартс", шансов не было бы ни у кого.

Три года по решению экс-министра обороны Анатолия Сердюкова Краснодарское летное училище не набирало курсантов, а сейчас набирает, но конкурс меньше двух человек на место. Наша беда в том, что у нас нет какой-то информационной программы, заинтересовывающей молодых людей в службе в армии и тем более в авиации. Сейчас наиболее престижные профессии - это юристы и банкиры - земные люди.
Выполнение демонстрационных полетов играют большую роль. Был у нас недавно показ в Оренбурге, после полетов людей пустили на экспозицию, двое молодых людей подошли, посмотрели и говорят: "Какой я дурак был, что не пошел в летное училище".

Это никакие не бюджетные деньги. А любая демонстрация - это лишняя тренировка. Есть коммерческие показы со стороны устроителей - всевозможные выставки вооружения. Они платят министерству обороны за то, что мы участвуем.

— Есть ли у Липецкого авиацентра доход от участия "Соколов" в этих коммерческих проектах?

— Ни Липецкий авиацентр, ни летчики пилотажной группы с этих показов не имеют ни копейки. Мы люди государевы, мы выполняем приказы верховного главнокомандующего и министра обороны. Они в праве отправить нас куда угодно. Деньги все мы зарабатываем в этом случае для министерства обороны.

— В чем "фишка", главная особенность группы "Соколы России", позволяющая не путать вас с "Русскими Витязями" и "Стрижами"?

— Если брать пилотаж четверки, я не вижу в исполнении "Витязей" восходящих фигур с поворотами, петель с поворотами, петель с поворотами на восходящей и нисходящей части. Основное отличие - это то, что мы демонстрируем элементы воздушного боя. Наша особенная черта — это то, что липецкие летчики летают на всех модификациях самолетов.

— "Витязи" и "Стрижи" гораздо более раскручены, чем вы? С чем это связано?

— Мы с ними в дружеских отношениях, ни в коем случае нет никаких проблем. Раскрученность их в чем-то определяется близостью Москвы. Центр показа авиационной техники в Кубинке - это развитая инфраструктуры и структура аэродрома, специально покрашенные самолеты (мы свои покрасили в начале двухтысячных и то немногие), демонстрационная база, здание командно-диспетчерского пункта и смотровая вышка для гостей, ангар для демонстрации техники. В советские времена, когда Кубинка начинала свое существование, два-три показа в неделю они проводили для иностранных представителей. Все иностранные делегации, которые приезжали с визитами в Россию, обязательным пунктом программы посещали Кубинку. Дальше шли уже международные показы.

У них штатно существует группа высшего пилотажа, у нас такого нет. В структуре Центра в Кубинке был специальный отдел, который занимался связями с общественностью, пропагандой.

А мы, как структура обычной боевой части, ничего этого не имели.

— По какому принципу делятся между пилотажниками мероприятия, на которых вы выступаете: куда летят "Витязи", куда — "Стрижи", куда — "Соколы"?

— Для этого в управлении авиации есть специальный человек, который занимается этими показами. Планируются мероприятия по показам внутри страны и за рубежом. Иностранные государства, как правило, присылают свои заявки, а там уже решают в управлении авиации Главного штаба ВВС, куда пойдет какая группа. Но, как правило, за рубеж идут "Витязи", немного "Стрижи" в силу того, что на МиГ-29 лететь куда-то проблематично. А полеты вдоль Тамбовской губернии все отдаются нам.

— Вы летаете за границу? Не возникает ли трудностей из-за вашего "боевого" имиджа? "Витязей", например, сейчас боятся пускать на авиашоу в Швейцарию из-за того, что в характеристике написано, что они способны на боевое применение.

— Нет, абсолютно. Мы бываем с дружественными визитами, перегоняли технику в Китай. Во Франции у нас дружеские отношения с полком "Нормандия-Неман" с 1993-1994 года развиваются, они прилетали к нам неоднократно, приглашали нас на открытие памятника полку "Нормандия-Неман" в Ле Бурже. Был у нас визит в Норвегию. Это все по плану военно-технического сотрудничества.

В ближайшее время, кстати, будут проводиться международные учения "Индра-2014" Индия-Россия. Первый этап в конце августа — начале сентября будет проводиться на базе Липецка, а второй этап — в ноябре, на базе Индии. Мы туда полетим, но не на своих самолетах, а там летаем на самолетах принимающей стороны. Будем летать совместными экипажами. Здесь они будут летать на наших самолетах Су-30СМ - впереди сядет русский летчик, сзади - индус. А в ноябре все наоборот.

— Не поступало ли вам предложение обучать высшему пилотажу летчиков новой пилотажной группы "Крылья Тавриды" на учебно-боевых Як-130? Их учат "Стрижи", хотя вы территориально гораздо ближе.

— Поступало предложение, этот вопрос очень долго муссировался. Буквально на следующий день после указа главнокомандующего о создании на базе Борисоглебска пилотажной группы на самолетах Як-130 замначальника ВУНЦа (Военно-воздушной академии - прим. ред.) позвонил нам и попросил оказать борисоглебским летчикам помощь по вопросам проведения юридических и практических мероприятий для создания пилотажной группы. И подумать, как их научить летать.

Рассматривался вопрос, что несколько наших летчиков должны были переучиться на Як-130 и потом научить их. Но в силу вступили доводы о том, что Кубинку собираются пересаживать на Як-130. Уже несколько лет она обсуждалась. Поэтому целесообразнее было тех летчиков, которых в будущем планируют пересадить на эти самолеты, и поставить для обучения борисоглебцев. Но теперь, раз пилотажная группа на Як-130 будет создана в Борисоглебске, вряд ли будут кубинцев пересаживать.

— Кстати, об обучении и боевой подготовке — каждую неделю из Украины идут сводки, что ополченцы сбили очередной Су-25 украинских ВВС. Это плохая подготовка летчиков или очень меткие ополченцы?

— Дело в том, что меткости там особо не надо, все выполняет ракета. Шансов у экипажа практически нет. Вспомним Афганистан - борьба за "Стингера" (ПЗРК "Стингер" — прим. ред.), наше правительство тогда хотело их получить, потому что безумное количество самолетов и вертолетов сбивали именно этими ПЗРК. Здесь вступила в силу тактика, летчики, осмыслив ее, подняли высоты, "Стингер" может достичь высоты в 3-4 километра, они стали летать выше и бросать бомбы, не снижаясь, и перестали попадать в зону действий этих ПЗРК. А на Украине это явно непрофессионализм их пилотов.

— Как вы считаете, есть ли шанс в России создать женскую пилотажную группу? Взялись бы за такую задачу?

— Нет, никак. Я несколько отрицательно отношусь к женщинам-летчицам. Разве только Светлана Капанина — это уникум, она одна на всю планету - шестикратная мировая чемпионка.

Был момент, когда с подачи командующего и министра обороны у нас прошли курс обучения девушки. Но сколько мы ни смотрели, понимали, что женщине лучше заниматься какой-нибудь женской профессией.

Чтобы создать пилотажную группу, летчику нужно полетать не менее 6-7 лет.

— На каких мероприятиях до конца этого года мы сможем увидеть "Соколов России"?

— На День ВВС к нам в Липецк приезжает главнокомандующий, мы исполняем показательные полеты, а 13 августа стартуем в Комсомольск-на-Амуре. Летим туда на военно-транспортных самолетах, а там будем летать на самолетах Домнинского полка (Забайкалье). Там будет юбилей авиазавода, 16-17 августа мы принимаем участие в полетах по случаю этих торжеств.

— Как отметите День Военно-воздушных сил?

— Мы отметим его дома, на своей липецкой земле, полетами в честь Дня ВВС, потом соберемся, вспомним всех наших ребят.

Ли́пецкий а́виаце́нтр (просторечное название) - структурное формирование ВВС России , осуществляющее переучивание лётного и инженерно-технического состава строевых частей , а также разработку и внедрение методик боевого применения авиационных комплексов .

Начальник Липецкого авиационного центра - генерал-майор Юрий Александрович Сушков.

4 ЦБП и ПЛС ВВС расположен на аэродроме «Липецк-2» в 8 километрах западнее центра Липецка , недалеко от городских районов Венера и Шахта № 10 . На хранении находится большое количество списанной авиатехники, предназначенной для утилизации: Су-24 , Су-27 , Су-34 , Су-30 , МиГ-23 , МиГ-27 , МиГ-29 , МиГ-31

Помимо действующей бетонной взлётно-посадочной полосы (ВПП) 15/33, на аэродроме имеется старая бетонная ВПП 10/28 размерами 2 500×40 метров, она используется как места стоянок и рулёжная дорожка .

История

История Липецкого авиацентра началась в годы Первой мировой войны . Ещё в 1916 году здесь появились первые мастерские по сбору французских самолётов типа «Люран ». В октябре 1918 года , по приказу Главвоздухфлота , в Липецке начала формироваться эскадра тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец ». Эскадра базировалась на аэродроме, находившемся в то время на бывшей окраине города недалеко от железнодорожного вокзала (см.: Улица Терешковой (Липецк)). Бомбардировщики «Илья Муромец» и сопровождавшие их лёгкие аэропланы «Лебедь » активно участвовали в боевых действиях в период гражданской войны .

Немцы в очень короткий срок реконструировали производственные помещения, возвели два небольших ангара , ремонтную мастерскую, и уже 15 июля 1925 года совместная лётно-тактическая школа была открыта. Первоначально материальной базой служили 50 истребителей «Фоккер Д-XIII », закупленных «Вогру » на средства «Рурского фонда » в Нидерландах в 1923-1925 годах. 28 июня 1925 года самолёты прибыли из Штеттина в Ленинград на пароходе «Эдмунд Гуго Стиннес ». Также были закуплены транспортные самолёты и бомбардировщики. Обучение лётного состава проходило в течение 5-6 месяцев. Руководил школой майор В. Штар, также предусматривалась должность советского заместителя, представителя РККА.

Летом, в лётный период, наземный персонал насчитывал свыше 200 человек (с немецкой стороны - около 140 человек), зимой цифра уменьшалась (с немецкой стороны - около 40 человек). В 1932 году общая численность личного состава центра достигала 303 человека: 43 немецких и 26 советских курсантов , 234 человека рабочих, служащих и технических специалистов. Руководство рейхсвера строго контролировало все детали деятельности совместных структур на территории СССР, особое внимание уделось секретности. Немецкие лётчики носили советскую форму без знаков различия .

При школе проводилась исследовательская работа, для которой материальная часть немецким Генштабом тайно приобреталась за границей. В практический курс подготовки лётчиков входило отрабатывание ведения воздушного боя , бомбометание из различных положений, изучение вооружения и оборудования для самолётов - пулемётов, пушек, оптических приборов (прицелы для бомбометания и зеркальные прицелы для истребителей) и т. д.

Всего за восемь лет существования авиашколы в Липецке в ней было обучено или переподготовлено 120 лётчиков-истребителей (30 из них являлись участниками первой мировой войны, 20 - бывшими лётчиками гражданской авиации) для Германии. Точное число советских авиационных специалистов, прошедших обучение под руководством немецких инструкторов, установить не удалось.

В начале 1930-х годов, ещё до прихода к власти в Германии Гитлера , немецкое участие в проекте стало заметно сокращаться. Уже на переговорах в ноябре 1931 года немецкая сторона уклонилась от обсуждения возможности превращения авиашколы в Липецке в крупный совместный научно-исследовательский центр. Происходило это по причине сближения СССР с другими западноевропейскими странами, в частности с Францией . Рапалльский договор , подписанный между РСФСР и Веймарской республикой в 1922 году, стал терять свою актуальность. 15 сентября 1933 года липецкий проект был закрыт, постройки, возведённые германскими специалистами, и значительная часть оборудования были переданы советской стороне.

Высшая лётно-тактическая школа ВВС


4-й центр боевого применения ВВС был сформирован в Тамбове 19 апреля 1953 года . В 1954 году был переведён в Воронеж , а в 1960 году - в Липецк, после чего был преобразован в 4-й центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС .

В учебном отделе центра в советский период прошли подготовку более 45 тысяч офицеров различных специальностей . В Липецком авиацентре на новые типы самолётов переучивались также 11 советских лётчиков-космонавтов . Как символ славной авиационной истории Липецка, в августе 1969 года на площади Авиаторов установили памятник - устремлённый ввысь истребитель МиГ-19 .

В 2013 году лётным составом авиацентра началось освоение сверхманевренных многофункциональных истребителей Су-30СМ ; в 2014 году началось освоение истребителя Су-35С .

В 2014 году аэродром авиацентра использовался как базовый аэродром на время проведения соревнований лётных экипажей ВВС и авиации ВМФ "Авиадартс ".

В августе 2015 года начальник авиацентра генерал-майор Александр Харчевский ушёл в отставку; его место занял Герой России генерал-майор Сергей Кобылаш .

Структура

  • 968-й исследовательско-инструкторский смешанный авиаполк (968 иисап) - Липецк - МиГ-29 , Су-24 , Су-25 , Су-27 , Су-30 , Су-34 , Як-130
  • 4020-я база резерва самолётов (4020 БРС) - Липецк

В 2007 году в центр поступили новейший истребитель-бомбардировщик Су-34 и модернизированные фронтовые бомбардировщики Су-24М2. В 2010 году в состав Липецкого авиацентра вошёл 344 Центр подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации в городе Торжок Тверской области .

Музей авиацентра

В авиацентре есть свой музей, который действует с 1980 года . Находящаяся там выставка подробно отражает основные этапы авиационной истории города от первой эскадры самолётов «Илья Муромец» и до сегодняшних дней. Экспозиция музея включает образцы авиационного вооружения и оборудования, спецобмундирования, макеты самолётов и вертолётов, а также памятные подарки авиацентру.

Школа на улице Игнатьева

После войны авиацентру передали четыре дома на улице Игнатьева - № 31, № 36, № 38 и № 40, в которых ранее размещалась немецкая школа. В 2008 году здания, имевшие охранный статус, снесли (см.: Улица Игнатьева (Липецк)).

Начальники

Начальники 4-го Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС им. В. П. Чкалова

Напишите отзыв о статье "Липецкий авиацентр"

Примечания

Ссылки

  • // Липецкая газета

Отрывок, характеризующий Липецкий авиацентр

Бенигсен от Горок спустился по большой дороге к мосту, на который Пьеру указывал офицер с кургана как на центр позиции и у которого на берегу лежали ряды скошенной, пахнувшей сеном травы. Через мост они проехали в село Бородино, оттуда повернули влево и мимо огромного количества войск и пушек выехали к высокому кургану, на котором копали землю ополченцы. Это был редут, еще не имевший названия, потом получивший название редута Раевского, или курганной батареи.
Пьер не обратил особенного внимания на этот редут. Он не знал, что это место будет для него памятнее всех мест Бородинского поля. Потом они поехали через овраг к Семеновскому, в котором солдаты растаскивали последние бревна изб и овинов. Потом под гору и на гору они проехали вперед через поломанную, выбитую, как градом, рожь, по вновь проложенной артиллерией по колчам пашни дороге на флеши [род укрепления. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ], тоже тогда еще копаемые.
Бенигсен остановился на флешах и стал смотреть вперед на (бывший еще вчера нашим) Шевардинский редут, на котором виднелось несколько всадников. Офицеры говорили, что там был Наполеон или Мюрат. И все жадно смотрели на эту кучку всадников. Пьер тоже смотрел туда, стараясь угадать, который из этих чуть видневшихся людей был Наполеон. Наконец всадники съехали с кургана и скрылись.
Бенигсен обратился к подошедшему к нему генералу и стал пояснять все положение наших войск. Пьер слушал слова Бенигсена, напрягая все свои умственные силы к тому, чтоб понять сущность предстоящего сражения, но с огорчением чувствовал, что умственные способности его для этого были недостаточны. Он ничего не понимал. Бенигсен перестал говорить, и заметив фигуру прислушивавшегося Пьера, сказал вдруг, обращаясь к нему:
– Вам, я думаю, неинтересно?
– Ах, напротив, очень интересно, – повторил Пьер не совсем правдиво.
С флеш они поехали еще левее дорогою, вьющеюся по частому, невысокому березовому лесу. В середине этого
леса выскочил перед ними на дорогу коричневый с белыми ногами заяц и, испуганный топотом большого количества лошадей, так растерялся, что долго прыгал по дороге впереди их, возбуждая общее внимание и смех, и, только когда в несколько голосов крикнули на него, бросился в сторону и скрылся в чаще. Проехав версты две по лесу, они выехали на поляну, на которой стояли войска корпуса Тучкова, долженствовавшего защищать левый фланг.
Здесь, на крайнем левом фланге, Бенигсен много и горячо говорил и сделал, как казалось Пьеру, важное в военном отношении распоряжение. Впереди расположения войск Тучкова находилось возвышение. Это возвышение не было занято войсками. Бенигсен громко критиковал эту ошибку, говоря, что было безумно оставить незанятою командующую местностью высоту и поставить войска под нею. Некоторые генералы выражали то же мнение. Один в особенности с воинской горячностью говорил о том, что их поставили тут на убой. Бенигсен приказал своим именем передвинуть войска на высоту.
Распоряжение это на левом фланге еще более заставило Пьера усумниться в его способности понять военное дело. Слушая Бенигсена и генералов, осуждавших положение войск под горою, Пьер вполне понимал их и разделял их мнение; но именно вследствие этого он не мог понять, каким образом мог тот, кто поставил их тут под горою, сделать такую очевидную и грубую ошибку.
Пьер не знал того, что войска эти были поставлены не для защиты позиции, как думал Бенигсен, а были поставлены в скрытое место для засады, то есть для того, чтобы быть незамеченными и вдруг ударить на подвигавшегося неприятеля. Бенигсен не знал этого и передвинул войска вперед по особенным соображениям, не сказав об этом главнокомандующему.

Князь Андрей в этот ясный августовский вечер 25 го числа лежал, облокотившись на руку, в разломанном сарае деревни Князькова, на краю расположения своего полка. В отверстие сломанной стены он смотрел на шедшую вдоль по забору полосу тридцатилетних берез с обрубленными нижними сучьями, на пашню с разбитыми на ней копнами овса и на кустарник, по которому виднелись дымы костров – солдатских кухонь.
Как ни тесна и никому не нужна и ни тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.
Приказания на завтрашнее сражение были отданы и получены им. Делать ему было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик! – с злостью вслух проговорил он. – Как же! я верил в какую то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще… Все это ужасно просто, гадко!
Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики; а пришел Наполеон и, не зная об его существовании, как щепку с дороги, столкнул его, и развалились его Лысые Горы и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание, посланное свыше. Для чего же испытание, когда его уже нет и не будет? никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытание? Отечество, погибель Москвы! А завтра меня убьет – и не француз даже, а свой, как вчера разрядил солдат ружье около моего уха, и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтоб я не вонял им под носом, и сложатся новые условия жизни, которые будут также привычны для других, и я не буду знать про них, и меня не будет».
Он поглядел на полосу берез с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было… чтобы все это было, а меня бы не было». Он живо представил себе отсутствие себя в этой жизни. И эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров – все вокруг преобразилось для него и показалось чем то страшным и угрожающим. Мороз пробежал по его спине. Быстро встав, он вышел из сарая и стал ходить.
За сараем послышались голоса.
– Кто там? – окликнул князь Андрей.
Красноносый капитан Тимохин, бывший ротный командир Долохова, теперь, за убылью офицеров, батальонный командир, робко вошел в сарай. За ним вошли адъютант и казначей полка.
Князь Андрей поспешно встал, выслушал то, что по службе имели передать ему офицеры, передал им еще некоторые приказания и сбирался отпустить их, когда из за сарая послышался знакомый, пришепетывающий голос.
– Que diable! [Черт возьми!] – сказал голос человека, стукнувшегося обо что то.
Князь Андрей, выглянув из сарая, увидал подходящего к нему Пьера, который споткнулся на лежавшую жердь и чуть не упал. Князю Андрею вообще неприятно было видеть людей из своего мира, в особенности же Пьера, который напоминал ему все те тяжелые минуты, которые он пережил в последний приезд в Москву.
– А, вот как! – сказал он. – Какими судьбами? Вот не ждал.
В то время как он говорил это, в глазах его и выражении всего лица было больше чем сухость – была враждебность, которую тотчас же заметил Пьер. Он подходил к сараю в самом оживленном состоянии духа, но, увидав выражение лица князя Андрея, он почувствовал себя стесненным и неловким.
– Я приехал… так… знаете… приехал… мне интересно, – сказал Пьер, уже столько раз в этот день бессмысленно повторявший это слово «интересно». – Я хотел видеть сражение.
– Да, да, а братья масоны что говорят о войне? Как предотвратить ее? – сказал князь Андрей насмешливо. – Ну что Москва? Что мои? Приехали ли наконец в Москву? – спросил он серьезно.
– Приехали. Жюли Друбецкая говорила мне. Я поехал к ним и не застал. Они уехали в подмосковную.

Офицеры хотели откланяться, но князь Андрей, как будто не желая оставаться с глазу на глаз с своим другом, предложил им посидеть и напиться чаю. Подали скамейки и чай. Офицеры не без удивления смотрели на толстую, громадную фигуру Пьера и слушали его рассказы о Москве и о расположении наших войск, которые ему удалось объездить. Князь Андрей молчал, и лицо его так было неприятно, что Пьер обращался более к добродушному батальонному командиру Тимохину, чем к Болконскому.
– Так ты понял все расположение войск? – перебил его князь Андрей.
– Да, то есть как? – сказал Пьер. – Как невоенный человек, я не могу сказать, чтобы вполне, но все таки понял общее расположение.
– Eh bien, vous etes plus avance que qui cela soit, [Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было.] – сказал князь Андрей.
– A! – сказал Пьер с недоуменьем, через очки глядя на князя Андрея. – Ну, как вы скажете насчет назначения Кутузова? – сказал он.
– Я очень рад был этому назначению, вот все, что я знаю, – сказал князь Андрей.
– Ну, а скажите, какое ваше мнение насчет Барклая де Толли? В Москве бог знает что говорили про него. Как вы судите о нем?
– Спроси вот у них, – сказал князь Андрей, указывая на офицеров.
Пьер с снисходительно вопросительной улыбкой, с которой невольно все обращались к Тимохину, посмотрел на него.
– Свет увидали, ваше сиятельство, как светлейший поступил, – робко и беспрестанно оглядываясь на своего полкового командира, сказал Тимохин.
– Отчего же так? – спросил Пьер.
– Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что. Ведь мы уходим, ему достается, не так ли, ваше сиятельство? – обратился он к своему князю, – а ты не смей. В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали…
– Так отчего же он запрещал?
Тимохин сконфуженно оглядывался, не понимая, как и что отвечать на такой вопрос. Пьер с тем же вопросом обратился к князю Андрею.
– А чтобы не разорять край, который мы оставляли неприятелю, – злобно насмешливо сказал князь Андрей. – Это очень основательно; нельзя позволять грабить край и приучаться войскам к мародерству. Ну и в Смоленске он тоже правильно рассудил, что французы могут обойти нас и что у них больше сил. Но он не мог понять того, – вдруг как бы вырвавшимся тонким голосом закричал князь Андрей, – но он не мог понять, что мы в первый раз дрались там за русскую землю, что в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы. Он велел отступать, и все усилия и потери пропали даром. Он не думал об измене, он старался все сделать как можно лучше, он все обдумал; но от этого то он и не годится. Он не годится теперь именно потому, что он все обдумывает очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу. Как бы тебе сказать… Ну, у отца твоего немец лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности; нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что еще будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец…
– Однако, говорят, он искусный полководец, – сказал Пьер.
– Я не понимаю, что такое значит искусный полководец, – с насмешкой сказал князь Андрей.
– Искусный полководец, – сказал Пьер, – ну, тот, который предвидел все случайности… ну, угадал мысли противника.
– Да это невозможно, – сказал князь Андрей, как будто про давно решенное дело.
Пьер с удивлением посмотрел на него.
– Однако, – сказал он, – ведь говорят же, что война подобна шахматной игре.
– Да, – сказал князь Андрей, – только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна. Поверь мне, – сказал он, – что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.
– А от чего же?
– От того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате.
Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира. В противность своей прежней сдержанной молчаливости князь Андрей казался теперь взволнованным. Он, видимо, не мог удержаться от высказывания тех мыслей, которые неожиданно приходили ему.
– Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, – и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. «Проиграли – ну так бежать!» – мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает что бы было. А завтра мы этого не скажем. Ты говоришь: наша позиция, левый фланг слаб, правый фланг растянут, – продолжал он, – все это вздор, ничего этого нет. А что нам предстоит завтра? Сто миллионов самых разнообразных случайностей, которые будут решаться мгновенно тем, что побежали или побегут они или наши, что убьют того, убьют другого; а то, что делается теперь, – все это забава. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позиции, не только не содействуют общему ходу дел, но мешают ему. Они заняты только своими маленькими интересами.
– В такую минуту? – укоризненно сказал Пьер.
– В такую минуту, – повторил князь Андрей, – для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!
– Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, – проговорил Тимохин. – Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку, пить: не такой день, говорят. – Все помолчали.

В задачу которого входит переподготовка лётного и технического состава, внедрение передовых методик и разработок пилотажных комплексов в строевые части.

У истоков Люфтваффе

Было загадкой нахождение в Липецке немецкого учебного и испытательного объединения с 1925 по 1933 годы при посредничестве ВВС РККА. Здесь проводились исследования материальной части, проверялось пилотажное оборудование. Лётчики липецкого авиацентра интенсивно обучались. Работа засекречена, курсанты школы одевались в обмундирование рядовых красноармейцев. Материальная часть приобреталась за границей и доставлялась секретными путями в школу. Это было в ведении немецкого Генштаба. Существование центра противоречило Версальским договорённостям.

Готовились кадры для будущих Люфтваффе Третьего рейха. Отрабатывались приёмы воздушного боя, новые наработки бомбометания, испытывались последние виды вооружений, оптики и приборов. Подготовлено 120 лётчиков-истребителей. Чем меньше информации о школе, тем больше легенд возникало вокруг неё. Живучими оказались две. Эта то, что в годы войны город не бомбили. Вторая гласит, что здесь обучался - основатель и командующий воздушного флота Германии. Ничего не подтвердилось.

Создание исследовательского объединения

Центр формировался с 1949 года. Первоначально это было учебное подразделение лётчиков истребительной авиации. Затем произошли объединения с другими курсами, укрупнение структуры, смена мест дислокации, пока не остановились уже окончательно в городе Липецке.

Продолжалась подготовка авиаторов и испытания в интересах МО России. Это исследовательское военное соединение осуществляло:

  • совершенствование способов боевого применения авиации;
  • постижение лётчиками новой техники;
  • внедрение передовых методик обучения;
  • освоение средств поражения.

Достижения

Освоены десятки типов летательных аппаратов. Подготовлены и обучены 50 тысяч офицеров авиационных специальностей, здесь совершенствовались космонавты СССР, 50 претендентов защитили учёную степень. Проведено 50 исследовательских и лётно-технических испытаний, выполнена сложная экспериментально-изыскательская программа.

Центр добросовестно выполнял поставленные задачи в интересах ВВС и МО. В короткий срок освоены комплексы последних поколений истребителей и разработана документация для эксплуатации этой техники в боевых условиях. В 1992-м лётчики научного соединения впервые перелетели на Су-27 в США, через три года в экспериментальных показательных воздушных боях с зарубежными коллегами вышли победителями. Непременные участники авиакосмических салонов, где демонстрировали манёвренные качества наших самолётов в воздушном групповом бою.

Липецкий авиацентр постоянно присутствует на выставках вооружения и военной техники, участник международных и российских учений.

Потомки будут помнить

Лётная специальность предъявляет жёсткие требования к профессионализму и моральным качествам пилота. Это неоднократно подтверждали героические поступки воздушных бойцов, отдавших жизнь ради спасения людей при исполнении долга.

Земля вокруг Липецка обильно полита кровью пилотов. Вдуматься, погибло пятьдесят лётчиков. Вот цена безопасности нашей Родины!

Однажды случилась трагедия. У экипажа С. Шерстобитов и Л. Кривенкова в полёте внезапно произошло возгорание сначала одного, затем другого двигателя. После тушения пожара нужно было немедленно садиться. Это произошло над городом. Ценой жизни пилотам удалось отвести машину в сторону окраины населённого пункта, экипаж погиб. Самолёт имел полную заправку и бомбовую загрузку. Можно себе представить последствия падения.

Герои России Липецкого авиацентра

Звание получили шесть человек: четверо живы и работают, а двое погибли.

Начальник Липецкого авиацентра генерал-майор С.С. Осканов стал первым. Он был опытным асом, профессионалом. При выполнении испытательного полёта в феврале 1992 года произошёл отказ техники, и машина стала падать на поселение. Ценой жизни истребитель удалось отвести в сторону, люди не пострадали. За этот подвиг Осканов представлен к высшему отличию.

Последний список пополнил подполковник которого предательски сбили в Сирии. Пилот погиб, став шестым.

Будни

Сегодня Липецкий авиацентр — исследовательская база боевых комплексов МиГ и Су. А пилотажные группы - это яркое подтверждение способностей ВВС России. Усилия Центра направлены на качество боевой подготовки, увеличение часов налёта. Созданный ряд тренажёров - это точная копия узлов и механизмов. Однако функциональность обучающего оборудования разграничена.

На одних шлифуют элементы пилотирования, на других закрепляется методика применения техники, на третьих - уроки по фиксированию навыков, полученных при изучении элементов управления. Создан многопрофильный процедурный тренажёр экипажа авиационного комплекса МиГ-29 УБ (учебно-боевой). Он включает в себя задачи и функции, которые выполняют воздушные профессионалы во время полёта: разведка, использование средств поражения в условиях радиоэлектронного противодействия.

В борьбе с терроризмом

Липецкий авиацентр даёт практический опыт пилотам на моделях МиГ и Су.

Самолёты России во время операции в Сирии нанесли сотни ракетно-бомбовых ударов. Отмечается ювелирная точность попаданий, которая обеспечена в том числе с помощью последнего российского аналитического комплекса "Ил-20". Самолёт оснащён не имеющими подобного средствами обнаружения и оптическими сенсорами. Это необходимая поддержка экипажей, пилотирующих Су. Летающую лабораторию называют российским пилотируемым разведчиком.

Самолёты наносят удары по целям с феноменальной точностью, исключающей попадания по другим объектам. В Сирии бомбят террористов ударные комплексы Су модификаций 24, 25, 30 СМ, 34.

Сегодня командир Липецкого авиацентра — военный лётчик ген.м-р Юрий Александрович Сушков.

На снимках и в видеозаписях на шлемах воздушных бойцов опущены светофильтры. Лиц показывать нельзя - требования безопасности. Это практикуется в мировой авиации. Не факт, что пилоты, проходящие учёбу в Липецком изыскательском Центре, будут воевать. Но те асы, кто заводит самолёты на цель в Сирии, учились здесь.

:
Координаты:

+184 м
52.65 , 39.45 52°39′00″ с. ш. 39°27′00″ в. д.  /  52.65° с. ш. 39.45° в. д. (G) (O) Местное время: UTC +3/+4 Взлётно-посадочные полосы (ВПП) Номер Размеры Покрытие 15/33 3000х60 м бетон Список военных аэродромов России

Ли́пецкий а́виаце́нтр (официальное название - 4-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава ) - структурное подразделение ВВС России , осуществляющее переучивание лётного и инженерно-технического состава строевых частей, а также разработку и внедрение методик боевого применения авиационных комплексов.

Начальник Липецкого авиацентра - генерал-майор Александр Харчевский (до сентября 2012 года).

Расположен на аэродроме «Липецк-2» в 8 километрах западнее центра Липецка , недалеко от городских районов Венера и Шахта № 10 . На хранении находится большое количество списаной техники, предназначенной для утилизации: Су-24, Су-27 МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31

Помимо действующей бетонной ВПП 15/33, на аэродроме имеется старая бетонная ВПП 10/28 размерами 2500×40 м, она используется как места стоянок и рулёжная дорожка .

История

История Липецкого авиацентра началась в годы Первой мировой войны . Ещё в 1916 году здесь появились первые мастерские по сбору французских самолётов типа «Люран». В октябре 1918 года , по приказу Главвоздухфлота, в Липецке начала формироваться эскадра тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец ». Эскадра базировалась на аэродроме , находившемся в то время на бывшей окраине города недалеко от железнодорожного вокзала (см.: Улица Терешковой (Липецк)). Бомбардировщики «Илья Муромец» и сопровождавшие их лёгкие аэропланы «Лебедь» активно участвовали в боевых действиях в период гражданской войны .

Немцы в очень короткий срок реконструировали производственные помещения, возвели два небольших ангара, ремонтную мастерскую, и уже 15 июля 1925 года совместная лётно-тактическая школа была открыта. Первоначально материальной базой служили 50 истребителей «Фоккер Д-XIII», закупленных «Вогру» на средства «Рурского фонда» в Нидерландах в 1923-1925 годах. 28 июня 1925 года самолёты прибыли из Штеттина в Ленинград на пароходе «Эдмунд Гуго Стиннес». Также были закуплены транспортные самолёты и бомбардировщики. Обучение лётного состава проходило в течение 5-6 месяцев. Руководил школой майор В. Штар, также предусматривалась должность советского заместителя, представителя РККА.

Летом, в лётный период, наземный персонал насчитывал свыше 200 человек (с немецкой стороны - около 140 человек), зимой цифра уменьшалась (с немецкой стороны - около 40 человек). В 1932 году общая численность личного состава центра достигала 303 человека: 43 немецких и 26 советских курсантов, 234 человека рабочих, служащих и технических специалистов. Руководство рейхсвера строго контролировало все детали деятельности совместных структур на территории СССР, особое внимание уделось секретности. Немецкие лётчики носили советскую форму без знаков различия.

При школе проводилась исследовательская работа, для которой материальная часть немецким Генштабом тайно приобреталась за границей. В практический курс подготовки лётчиков входило отрабатывание ведения воздушного боя , бомбометание из различных положений, изучение вооружения и оборудования для самолётов - пулемётов, пушек, оптических приборов (прицелы для бомбометания и зеркальные прицелы для истребителей) и т. д.

Всего за восемь лет существования авиашколы в Липецке в ней было обучено или переподготовлено 120 летчиков-истребителей (30 из них являлись участниками первой мировой войны, 20 - бывшими летчиками гражданской авиации) для Германии. Точное число советских авиационных специалистов, прошедших обучение под руководством немецких инструкторов, установить не удалось.

В начале 1930-х годов, ещё до прихода к власти в Германии Гитлера , немецкое участие в проекте стало заметно сокращаться. Уже на переговорах в ноябре 1931 года немецкая сторона уклонилась от обсуждения возможности превращения авиашколы в Липецке в крупный совместный научно-исследовательский центр. Происходило это по причине сближения СССР с другими западноевропейскими странами, в частности с Францией . Рапалльский договор , подписанный между РСФСР и Веймарской республикой в 1922 году, стал терять свою актуальность. 15 сентября 1933 года липецкий проект был закрыт, постройки, возведённые германскими специалистами, и значительная часть оборудования были переданы советской стороне.

Высшая лётно-тактическая школа ВВС

Герб Липецкого авиацентра

4-й центр боевого применения ВВС был сформирован в Тамбове 19 апреля 1953 года . В 1954 году был переведён в Воронеж , а в 1960 году - в Липецк, после чего был преобразован в 4-й центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС .

В учебном отделе центра в советский период прошли подготовку более 45 тысяч офицеров различных специальностей. В Липецком авиацентре на новые типы самолётов переучивались также 11 советских лётчиков-космонавтов. Как символ славной авиационной истории Липецка, в августе 1969 года на площади Авиаторов установили памятник - устремлённый ввысь истребитель МиГ-19 .

Фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34 Липецкого ЦБП и ПЛС приняли участие в параде на Красной площади 9 мая 2008 года . Су-34 управлял лично начальник авиацентра генерал-майор А. Н. Харчевский.

19 июня 2008 года исполнилось 55 лет со дня основания Липецкого авиацентра.

В 2011 году военная прокуратура Западного военного округа возбудила уголовное дело по факту вымогательства денег у летчиков Липецкого авиацентра. По сведениям «Интерфакса», основанием для этого стала информация, изложенная в интернет-обращении старшего лейтенанта Игоря Сулима, которая нашла своё подтверждение в ходе проверки. Фигурантами дела, возбужденного по 286-й статье УК РФ («превышение должностных полномочий») стали командир воинской части, полковник Эдуард Ковальский и его заместитель по воспитательной работе, полковник Сергей Сидоренко

:
Координаты:

+184 м
52.65 , 39.45 52°39′00″ с. ш. 39°27′00″ в. д.  /  52.65° с. ш. 39.45° в. д. (G) (O) Местное время: UTC +3/+4 Взлётно-посадочные полосы (ВПП) Номер Размеры Покрытие 15/33 3000х60 м бетон Список военных аэродромов России

Ли́пецкий а́виаце́нтр (официальное название - 4-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава ) - структурное подразделение ВВС России , осуществляющее переучивание лётного и инженерно-технического состава строевых частей, а также разработку и внедрение методик боевого применения авиационных комплексов.

Начальник Липецкого авиацентра - генерал-майор Александр Харчевский (до сентября 2012 года).

Расположен на аэродроме «Липецк-2» в 8 километрах западнее центра Липецка , недалеко от городских районов Венера и Шахта № 10 . На хранении находится большое количество списаной техники, предназначенной для утилизации: Су-24, Су-27 МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31

Помимо действующей бетонной ВПП 15/33, на аэродроме имеется старая бетонная ВПП 10/28 размерами 2500×40 м, она используется как места стоянок и рулёжная дорожка .

История

История Липецкого авиацентра началась в годы Первой мировой войны . Ещё в 1916 году здесь появились первые мастерские по сбору французских самолётов типа «Люран». В октябре 1918 года , по приказу Главвоздухфлота, в Липецке начала формироваться эскадра тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец ». Эскадра базировалась на аэродроме , находившемся в то время на бывшей окраине города недалеко от железнодорожного вокзала (см.: Улица Терешковой (Липецк)). Бомбардировщики «Илья Муромец» и сопровождавшие их лёгкие аэропланы «Лебедь» активно участвовали в боевых действиях в период гражданской войны .

Немцы в очень короткий срок реконструировали производственные помещения, возвели два небольших ангара, ремонтную мастерскую, и уже 15 июля 1925 года совместная лётно-тактическая школа была открыта. Первоначально материальной базой служили 50 истребителей «Фоккер Д-XIII», закупленных «Вогру» на средства «Рурского фонда» в Нидерландах в 1923-1925 годах. 28 июня 1925 года самолёты прибыли из Штеттина в Ленинград на пароходе «Эдмунд Гуго Стиннес». Также были закуплены транспортные самолёты и бомбардировщики. Обучение лётного состава проходило в течение 5-6 месяцев. Руководил школой майор В. Штар, также предусматривалась должность советского заместителя, представителя РККА.

Летом, в лётный период, наземный персонал насчитывал свыше 200 человек (с немецкой стороны - около 140 человек), зимой цифра уменьшалась (с немецкой стороны - около 40 человек). В 1932 году общая численность личного состава центра достигала 303 человека: 43 немецких и 26 советских курсантов, 234 человека рабочих, служащих и технических специалистов. Руководство рейхсвера строго контролировало все детали деятельности совместных структур на территории СССР, особое внимание уделось секретности. Немецкие лётчики носили советскую форму без знаков различия.

При школе проводилась исследовательская работа, для которой материальная часть немецким Генштабом тайно приобреталась за границей. В практический курс подготовки лётчиков входило отрабатывание ведения воздушного боя , бомбометание из различных положений, изучение вооружения и оборудования для самолётов - пулемётов, пушек, оптических приборов (прицелы для бомбометания и зеркальные прицелы для истребителей) и т. д.

Всего за восемь лет существования авиашколы в Липецке в ней было обучено или переподготовлено 120 летчиков-истребителей (30 из них являлись участниками первой мировой войны, 20 - бывшими летчиками гражданской авиации) для Германии. Точное число советских авиационных специалистов, прошедших обучение под руководством немецких инструкторов, установить не удалось.

В начале 1930-х годов, ещё до прихода к власти в Германии Гитлера , немецкое участие в проекте стало заметно сокращаться. Уже на переговорах в ноябре 1931 года немецкая сторона уклонилась от обсуждения возможности превращения авиашколы в Липецке в крупный совместный научно-исследовательский центр. Происходило это по причине сближения СССР с другими западноевропейскими странами, в частности с Францией . Рапалльский договор , подписанный между РСФСР и Веймарской республикой в 1922 году, стал терять свою актуальность. 15 сентября 1933 года липецкий проект был закрыт, постройки, возведённые германскими специалистами, и значительная часть оборудования были переданы советской стороне.

Высшая лётно-тактическая школа ВВС

Герб Липецкого авиацентра

4-й центр боевого применения ВВС был сформирован в Тамбове 19 апреля 1953 года . В 1954 году был переведён в Воронеж , а в 1960 году - в Липецк, после чего был преобразован в 4-й центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС .

В учебном отделе центра в советский период прошли подготовку более 45 тысяч офицеров различных специальностей. В Липецком авиацентре на новые типы самолётов переучивались также 11 советских лётчиков-космонавтов. Как символ славной авиационной истории Липецка, в августе 1969 года на площади Авиаторов установили памятник - устремлённый ввысь истребитель МиГ-19 .

Фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34 Липецкого ЦБП и ПЛС приняли участие в параде на Красной площади 9 мая 2008 года . Су-34 управлял лично начальник авиацентра генерал-майор А. Н. Харчевский.

19 июня 2008 года исполнилось 55 лет со дня основания Липецкого авиацентра.

В 2011 году военная прокуратура Западного военного округа возбудила уголовное дело по факту вымогательства денег у летчиков Липецкого авиацентра. По сведениям «Интерфакса», основанием для этого стала информация, изложенная в интернет-обращении старшего лейтенанта Игоря Сулима, которая нашла своё подтверждение в ходе проверки. Фигурантами дела, возбужденного по 286-й статье УК РФ («превышение должностных полномочий») стали командир воинской части, полковник Эдуард Ковальский и его заместитель по воспитательной работе, полковник Сергей Сидоренко



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...