Как определить род имен существительных и прилагательных. Род, число имён существительных и прилагательных

Краснодарский край Приморско-Ахтарский район

ст-ца Бриньковская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

Урок русского языка

3 класс

«Определение рода имен прилагательных»

Учитель начальных классов

Мищенко Любовь Дмитриевна

Слайд – 1

Урок русского языка

3 класс

Слайд – 2

Тема урока: Определение рода имен прилагательных

Цель урока: научить определять род имен прилагательных

Задачи урока:

Обучающие: учить определять род имен прилагательных, сформировать представления учащихся о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относиться. исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи.

Развивающие: развивать умения и навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы. Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах, группах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык 3 класс» Т.Г.Рамзаевой.

Материалы: Презентация к уроку, учебники, тетради, индивидуальные карточки.

I . Организационный момент.

Учитель:

Начинаем наш урок
Любознательные дети
Хотят знать про все на свете.
А пока проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Слайд – 3

Учитель:

В грамматическом царстве русского языка в лесном государстве у старика

со старухой жил Колобок.

Учитель:

Слайд – 4

Надоело ему лежать на окошке, скатился он на землю и покатился по тропинке.

Слайд – 5

II . Минутка чистописания.

А на тропинке рассыпалось много разных букв и их надо было написать

Слайд – 6

1.В вв Ввв ввв

2. Слово не воробей: вылетит не поймаешь.

Как вы понимаете значение пословицы?

Дети объясняют и вместе с колобком пишут в тетради.

Слайд – 7

III . Словарная работа.

Картинный диктант

Картинный диктант. Взаимопроверка. Сравнение написания.

Индивидуальная работа по карточкам.

1. Работа над предложением.

Однажды р..бята зашли в л..сную глуш.. .

– Прочитайте предложение. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

– Подчеркните главные члены предложения.

– Разберите прилагательное по составу.

– Выпишите словосочетания.

2. Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив из них лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте, где нужно, мягкий знак.

Ёлоч..ка, воз..ми, ласточ..ка, доч..ка;

тюлен… мал..чик, обув.., цеп..;

люл..ка, л..динка, колос..я, пис..мо;

варен..е, кушан..е, прос..ба, сиден..е;

рож.., лож.., дрож.., сыч..;

душ.., силач.., тиш.., нож..

IV . Введение в тему урока.

Учитель:

Помогите колобку справиться с заданием.

    Определите род написанных словарных слов.

    Подберите по одному прилагательному к каждому словарному слову. (устно)

V . Постановка проблемной ситуации.

В русском языке очень много разных «тайн», в том числе и об имени прилагательном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну «тайн»,

Как вы думаете, можете ли вы определить род у подобранных прилагательных. Определите род прилагательных, которые относятся к су ществительному. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Обоснуйте свой ответ.

Слайд – 8

Учитель:

Катился, катился и

Глядь, а на тропинке:

Что за зверь лесной

Зимой белый, а летом серый?

Ну конечно, это был зайчик.

Заяц: Колобок, ты так вкусно пахнешь! Я съем тебя!

Колобок: Нет. Это будет несправедливо. Ты дай мне задание, если не справлюсь, то съешь меня. А если выполню задание, то отпустишь.

Согласился заяц.

VI . «Открытие» нового знания.

1) - Что мы уже знаем о прилагательном?

2) - Связь имён прилагательных с существительными.

Слайд – 9 - 10

Подбери к существительному пары слов

Небо яркий весенний

трава яркое весеннее

день яркая весенняя

Учитель:

Какую взаимосвязь вы заметили? (Какого рода существительное, такого же рода и прилагательное)

Слайд – 11

Учитель:

- Выполнил Колобок задание. Поскакал зайчик своей дорогой. А Колобок покатился дальше.

Слайд – 12

Учитель:

Вдруг навстречу ему громадина!

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

- Кто это?

Конечно, это медведь.

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок:

Да, что вы все заладили: съем да съем!

Ты, Миша, дай мне задание.

Не выполню - тогда съешь.

Почесал медведь лапой за ухом:

- «Будет тебе задание, Колобок»

Работа в парах.

Составить словосочетания прилагательное + существительное

Синий, голубой, бирюзовый (костюм, глаза, блузка)

Пожилой, старый (мужчина, предмет)

Знойный, горячий (ветер, вода)

Темный, дремучий (лес, луг, туман)

VI . Физкультминутка.

Посмотрите вы на нас,

Как легко из класса в класс

Скачем по дорожке

Все на одной ножке.

Подскочили 10 раз,

Кончили десятый класс.

VII . Первичное закрепление изученного.

Слайд – 13

Знакомство с правилом по учебнику

В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

Слайд – 14

Учитель:

Справившись с заданием, колобок покатился дальше. Вдруг на лесную тропинку выскочил тот

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный.

Догадались, кто это? (Волк.)

Волк:

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок:

Я от бабки ушел, я от деда ушел, я от зайки и лисы ушел.

А ты, волк, хочешь меня съесть!

Ты лучше дай мне задание, если не выполню, тогда и съешь меня.

Волк: - Хорошо! Получай задание!

Слайд – 15 - 17

Предметные картинки с изображением овощей или фруктов. Подобрать как можно больше прилагательных к слову, обозначающему предмет.

Определить род прилагательного.

Какой ряд больше подберет. Помогаем колобку выбраться из рук волка.

Слайд – 18

Учитель:

- Умный Колобок опять спасся! Грустный волк пошел своею дорогой.

Слайд – 19

Учитель:

Катится Колобок по тропинке, радуется, что от всех ушел.

Вдруг навстречу:

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

Слайд – 20

Учитель:

Кто это? Правильно, лиса.

Лиса: - Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок:

Нет уж, лисичка, ты дай мне задание, если не выполню, тогда и съешь!

Хорошо! Получай задание

Письмо по памяти.

На доске записаны словосочетания :

скорая помощь острый нож

дорогая вещь тяжёлый багаж

железный обруч тёмная ночь

верный товарищ колючий ёрш

глазной врач ночная тишь

– Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить.

Затем учитель стирает первые слова и дети записывают словосочетания по памяти, ориентируясь на вторые слова. Определить род прилагательных.

Как определить род прилагательных?

Учитель: Ребята давайте поможем колобку уйти от лисы, вместе выполним задание и проверим.

Слайд – 21

Перехитрил колобок лису. Справился с заданием и покатился дальше.

Слайд – 22

Вдруг навстречу выскочил

Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

Петя – петушок.

И говорит:

Колобок, как ты вкусно пахнешь! Можно откушу от тебя кусочек?

Колобок:

Нет уж, давай задание! Не выполню - тогда откусывай! А пока не трогай!

Заяц, лиса, волк, медведь - и те не тронули! Выполняй мое задание и возвращайся домой там тебя старик со старухой ждут не дождутся.

Слайд – 23

Работа в группах

Соотнести к схемам слова и разобрать по составу:

Пригорки, лесной, походы, дорожка, пригородний, покупка, пролески, забежит, стол, земля посадка, домовой настольный, пришкольный.

Давайте и мы поможем, ребята колобку!

Учитель:

Распределяемся на 4 группы. У каждой группы свое задание. Ещё подобрать по одному своему слову к схеме.

Как вы ребята справились с заданием?

1- я группа называет задание к 1 –й схеме

2- я группа называет задание к 2 –й схеме

3- я группа называет задание к 3 –й схеме

4- я группа называет задание к 4 –й схеме

Давайте проверим.

Слайд – 24

Справившись с заданием, попрощался с петухом колобок и решил домой вернуться. По дороге домой его ожидало ещё одно препятствие.

Слайд – 25

Творческое задание

Работа в парах

Написать по картинке сочинение. В предложениях определить род имени прилагательного. Разобрать одно из предложений по членам предложения.

Слайд – 26

Колобок любил работать по картинке и с этим заданием справился.

Слайд – 27

Учитель:

Катиться он по лесной чаще. а на встречу ему старик со старухой идут. Обрадовались, что с колобком ничего не случилось. Взяли его на руки и домой понесли.

VIII . Рефлексия.

Итог урока. Оценки.

Учитель:

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

– Что было главным на уроке?

– Как можем мы определить род имени прилагательного?

Выставление оценок.

Тема: Род, число имён существительных и прилагательных

Задачи:

Образовательная:

Научить детей правильно находить род и число имён существительных и прилагательных;

Научить детей правильно делать выводы при изучении новой темы;

Развивающая: - развивать орфографическую зоркость, логику, внимание, память.

Воспитательная:

Воспитывать любовь к русскому языку;

Воспитывать трудолюбие, аккуратность;

Оборудование: ИКТ-презентация, проектор, учебник «Русский язык, 3 класс» часть 2 (М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко), тетрадь, раздаточный материал.

УУД:

Познавательные УУД:

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения;

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность;

Учиться работать в диалоге с учителем;

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Личностные УУД:

Проявлять интерес к изучаемому материалу по русскому языку;

- ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности ;

I. Организационный

момент

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Здравствуйте, ребята!

1 минута

11:30-11:31

II . Актуализация знаний

1. Чистописание

2. Работа на смарт-доске

III . Сообщение цели темы урока

Учитель: Ребята, я вижу, что вы уже хорошо подготовились к уроку. А сейчас сядьте ровно так, чтобы спина была прямая, уголок тетрадки смотрит в животик. Откройте свои тетрадки, запишите число, классная работа.

Записываем:

Ше – с – то – е ма – р – та, точка; кла – сс –ная ра –бо –та, точка.

Теперь на следующей строчке пишем соединения букв ая и яя .

Пишем сначала ая .

начинаем писать овал сверху, ведем вверх влево округлую линию, затем вниз до нижней линии, теперь выше от точки без отрыва ведем вниз второй элемент буквы - это линия с закруглением вниз.

На закруглении поставим точку, закругляем, касаюсь строки, веду линию вверх, закругляю влево, пишу маленький овал, веду вверх и опускаю черту вниз и пишу закругление.

Начинам писать чуть выше рабочей линии. Закругляем, касаясь строки, веду линию вверх закругляю влево, пишу маленький овал, веду вверх и опускаю черту вниз и пишу закругление.

На закруглении поставим точку закругляем, касаюсь строки, веду линию вверх закругляю влево, пишу маленький овал, веду вверх и опускаю черту вниз и пишу закругление.

Пишем эти соединения, чередую до конца строки.

На следующей строке пишем ое.

Ставим точку в верхней трети строки, начинаем писать овал.

Ставим справа, точку у полуовала. Ведём прямую линию к верху, делаем петлю в рабочей строке ,

Начинаем писать с середины рабочей строки. Ведём прямую линию к верху, делаем петлю в рабочей строке , без отрыва вниз ведем линию с закруглением влево.

От закругления ведём прямую линию к верху, делаем петлю в рабочей строке , без отрыва вниз ведем линию с закруглением влево.

Пишем эти соединения, чередую до конца строки. Молодцы!

Учитель: Посмотрите, на доске изображены предметы (Девочка, волк, корзина, пирожки, солнце). Как вы думайте, какая это сказка?

Ученик: Красная Шапочка.

Учитель: Кто её автор?

Ученик: Шарль Перро.

Учитель: Назовите предметы, которые вы видите на доске.

Ученик: Девочка, волк, корзина, пирожки, солнце.

Учитель: Правильно. А теперь возьмите тетрадки и с новой строчки будем записывать слова, которые обозначают предметы. Посмотрите на образец.

(на слайде пример работы : Девочка какая? добрая ). Запишите его в тетрадь. Выделите окончания. На следующей строчке, какое запишем слово?

Ученик: Волк.

Учитель: Задайте вопрос.

Ученик: Волк какой?

Учитель: Какое окончание в слове?

Ученик: ой

Учитель: Придумайте ещё слово.

Ученик: Злой.

Учитель:

Ученик: -ой.

Учитель:

Ученик: Корзина.

Учитель:

Ученик:

Учитель: Какую букву напишем?

Ученик: о.

Учитель: Почему?

Учитель: Правильно. Запишите слово кор-зи-на , подчёркиваем орфограмму и

задайте вопрос.

Ученик: Корзина, какая?

Учитель: Какое окончание в слове?

Ученик: ая

Учитель: Придумайте ещё слово.

Ученик: Красивая.

Учитель: Запишите его. Какое будет окончание?

Ученик: -ая.

Учитель: Выделите его. Дальше, какое слово запишем?

Ученик: Солнце.

Учитель: запишите его и задайте вопрос.

Ученик: Солнце, какое?

Учитель: Какое окончание в слове?

Ученик: ое

Учитель: Придумайте ещё слово.

Ученик: Яркое.

Учитель: Запишите его. Какое будет окончание?

Ученик: - ое.

Учитель: Выделите его. Дальше, какое слово запишем?

Ученик: Пирожки.

Учитель: Какая орфограмма в этом слове?

Ученик: Непроверяемая гласная в корне слова.

Учитель: Какую букву напишем?

Ученик: и.

Учитель: Почему?

Ученик: Это слово словарное, его нужно запомнить.

Учитель: Правильно. А какая еще орфограмма в этом слове?

Ученик: Правописание шипящих в корне слова.

Учитель: Какую букву напишем?

Ученик: Чтобы написать букву, нужно подобрать родственное слово, такое, чтобы после шипящей была гласная буква.

Учитель: А какое?

Ученик: Пирожок

Учитель: Какую букву напишем?

Ученик: ж.

Учитель: Правильно. Запишите слово пи-рож-ки , подчёркиваем орфограмму и

задайте вопрос.

Ученик: Пирожки, какие?

Учитель: Какое будет окончание в слове?

Ученик: ие

Учитель: Придумайте слово к вопросу.

Ученик: Вкусные.

Учитель: Запишите его. Какое будет окончание?

Ученик: -ые.

Учитель: А кто догадался, о каких частях речи мы будем сегодня говорить?

Ученик: Об имени существительном.

Учитель: Что обозначает имя существительное?

Ученик: Предмет.

Учитель: Правильно. А ещё о каких частях речи мы будем говорить?

Ученик: Об именах прилагательных.

Учитель: Как вы догадались.

Ученик: Мы записали слова, у которых части речи существительное и прилагательное.

Учитель: Правильно наша тема на уроке сегодня будет: « Род, число имени существительного и прилагательного»

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Ученик: Какой, какая, какое, какие.

Учитель: Назовите окончания в вопросах?

Ученик: -ой, -ая, -ое, -ие

Учитель: Правильно.

10 минут

11:31 – 11:41

Слайд 1-2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

5 минут

11:41-11:46

Слайд 8

IV. Изучение нового

Учитель: А кто догадался, почему в вопросах имени прилагательного разное окончание?

Ученик: Они определяют существительное, которое относится к одному из трёх родов.

Учитель: Проверим. Слово волк, как нам определить его род?

Ученик: Подставить местоимение он(мой) – это мужской род.

Учитель: Хорошо. Найдите в своей тетради слово волк и подпишите над словом род.

Значит прилагательное злой мужского рода.

На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода?

Ученик: Какой.

Учитель: Какие окончания у прилагательного мужского рода?

Ученик: -ой, -ый.

Учитель: Слово корзина, как нам определить его род?

Ученик: Подставить местоимение она(моя) – это женский род.

Учитель: Хорошо. Найдите в своей тетради слово девочка и подпишите над словом род.

Значит прилагательное красивая женского рода.

На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода?

Ученик: Какая.

Учитель: Какие окончания у прилагательного женского рода?

Ученик: -ая, -яя.

Учитель: Слово солнце, как нам определить его род?

Ученик: Подставить местоимение оно(моё) – это средний род.

Учитель: Хорошо. Найдите в своей тетради слово солнце и подпишите над словом род.

Значит прилагательное яркое женского рода.

На какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода?

Ученик: Какое.

Учитель: Какие окончания у прилагательных среднего рода?

Ученик: -ое, -ее.

Учитель: А слово пирожки, что вы можете сказать об этом слове?

Ученик: Оно во множественном числе.

Учитель: Какого рода слово пирожки?

Ученик: Мы не сможем определить какого рода это слово.

Учитель: Почему?

Ученик: Потому, что это слово стоит во множественном числе.

Учитель: На какой вопрос отвечают прилагательные множественного числа?

Ученик: Какие.

Учитель: Какие окончания во множественном числе?

Ученик: -ие, -ые.

7 минут

11:46-11:53

V. Физминутка

Учитель: А сейчас давайте встанем и проведём танцевальную физминутку.

3 минуты

11:53-12:56

Слайд 9-19

VI . Первичное закрепление

1. Работа с таблицей

2. Работа с учебником

Учитель: Какие формы числа имеет имя существительное?

Ученик: Формы единственного и множественного числа.

Учитель: А как нам определить число имени прилагательного?

Ученик: По существительному, с которым оно согласуется.

Учитель: Как нам определить род имени прилагательного?

Ученик: По существительному, с которым оно согласуется. (Детям раздаётся таблица с родом и числом имени прилагательного).

Учитель: На какие вопросы отвечает имя прилагательное мужского рода?

Ученик: Какой.

Учитель: Возьмите свои таблицы, которые лежат у вас на партах и напишите вопрос (какой?) в графе мужской род. Какие окончания в мужском роде?

Ученик: -ый, -ий.

Учитель: Напиши, а затем выделите эти окончания в таблицу под вопросом. На какие вопросы отвечает имя прилагательное женского рода?

Ученик: Какая.

Учитель: Напишите вопрос (какая?) в графе женский род. Какие окончания в женском роде?

Ученик: -ая, -яя.

Учитель: Напиши, а затем выделите эти окончания в таблицу под вопросом. На какие вопросы отвечает имя прилагательное среднего рода?

Ученик: Какое.

Учитель: Напишите вопрос (какое?) в графе средний род. Какие окончания в среднем роде?

Ученик: -ое, -ее.

Учитель: Напиши, а затем выделите эти окончания в таблицу под вопросом. На какие вопросы отвечает имя прилагательное во множественном числе?

Ученик: Какие.

Учитель: Напишите вопрос (какие?) в графе множественное число. Какие окончания во множественном числе?

Ученик: -ие, -ые.

Учитель: Напиши, а затем выделите эти окончания в таблицу под вопросом.

Учитель: Откройте учебник на странице 65 и найдите ответ на мой вопрос. Почему же вопросы могут подсказать окончание?

Ученик: Потому, что в вопросах окончания ударные.

Учитель: Ребята посмотрите на правило внизу в синей рамке. Прочитайте его. Скажите, на что нам нужно обратить внимание?

Ученик: В мужском роде под ударением окончание – ой , а без ударения -ый или -ий.

Учитель: Правильно

7 минут

12:56-12:03

Слайд 20

VII . Закрепление изученного

1. Работа с окончаниями

2. Работа с карточками

3. Самостоятельная работа

Учитель: Посмотрите на доску, какие окончания вы видите?

Ученик: - ой, -ый, -ая, -ое, -ые, -ий, -яя, -ее, -ие.

Учитель: Кто догадался, какая тайна скрывается на доске?

Ученик: Окончания бывают мягкие и твёрдые.

Учитель: Правильно. Прочитайте правило на странице 66. Если основа оканчивается на твёрдый звук, то какие окончания мы пишем?

Ученик: - ой, -ый, -ая, -ое, -ые.

Учитель: А если основа оканчивается на мягкий звук, то какие окончания мы пишем?

Ученик: -ий, -яя, -ее, -ие.

Учитель: Посмотрите на доску. У Красной Шапочки беда у неё рассыпались пирожки со словами. Помогите Красной Шапочке правильно собрать согласовать существительное с прилагательным. Сейчас вы по одному будете выходить к доске, и правильно согласуйте прилагательное со существительным.

река синий

дерево спелая

груша высокое

лимон злая

друг верный

яблоко глубокая

собака сочное

карандаш кислый

Правильные ответы:

1) глубокая река

2) высокое дерево

3) спелая груша

4) кислый лимон

5) верный друг

6) сочное яблоко

7) злая собака

8) синий карандаш

Учитель: Возьмите карточки с заданиями. Подпишите свою фамилию и имя. Прочитайте задание № 1. Что вам надо сделать?

Ученик: Соединить прилагательные с правильными существительными.

Учитель: Правильно. Прочитайте задание № 2. Что вам надо сделать?

Ученик: Подобрать к данным прилагательным существительные.

Учитель: Молодцы! Теперь выполняйте работу (Дети выполняют самостоятельную работу).

Образец:

Самостоятельная работа.

песня грустная

ручьи лютый

розы проворные

мороз белые

небо голубое

Ответы: Грустная песня, проворные ручьи, белые розы, лютый мороз, голубое небо.

Зелёный - … Яблочный - …

Цветочный - …

Цветной - …

Учитель : А сейчас давайте проверим задание № 1 (проверка задания №1). Хорошо. Теперь, у кого какие слова получились во 2 задании (дети читают свои ответы). Поднимите руки, кто сделал всё верно? Молодцы. А теперь сдайте мне свои работы.

10 минут

12:03 – 12:13

Слайд 21

VIII . Итог

Учитель: Ребята чему мы с вами сегодня научились делать?

Ученик: Находить число, род имён существительных и прилагательных (ответы детей).

Учитель: На какие вопросы отвечает прилагательное мужского рода?

Ученик: Какой.

Учитель: Какие окончания в мужском роде?

Ученик: -ый, -ий.

Учитель: На какие вопросы отвечает прилагательное женского рода?

Ученик: Какая.

Учитель: Какие окончания в женском роде?

Ученик: -ая, -яя.

Учитель: На какие вопросы отвечает прилагательное среднего рода?

Ученик: Какое.

Учитель: Какие окончания в среднем роде?

Ученик: -ое, -ее.

Учитель: На какие вопросы отвечает прилагательное во множественном числе?

Ученик: Какие.

Учитель: Какие окончания у множественного числа?

Ученик: -ие, -ые.

Домашнее задание: учебник на стр. 66 упражнение 491. Спасибо за урок!

2 минуты

12:13-12:15


План доски:

Шестое марта.

Классная работа.

План тетради:

ая яя ая яя ая яя

ое ее ое ее ое ее

Девочка какая? Добрая.

Волк какой? злой.

Корзина какая? красивая.

Солнце какое? яркое.

Пирожки какие? вкусные.

Что такое род применительно к русскому языку, сколько родов в русском языке и какие выделяют?

С этой категорией школьники начинают знакомиться в начальных классах, постепенно углубляя и закрепляя свои знания. В пятом классе сведения о роде пополняются и закрепляются на более сложном материале.

Сколько родов в русском языке?

В русском языке представлена следующая система:

  • Женский род.
  • Мужской род.
  • Средний род.
  • Общий род.

Не определяется род у слов, употребляемых только во множественном числе.

Сколько родов в русском языке у имени существительного?

Для определения рода имени существительного задаем к данному слову смысловой вопрос: он мой? она моя? оно мое?

Как видно из таблицы, род определяется только у существительных в единственном числе. Существительные, употребляемые в только во множественном числе (брюки, очки, сани), находятся вне категории рода.

При определении рода имен существительных у школьников нередко вызывают затруднения слова типа "знайка", "умница", "непоседа" и тому подобные. Например: он был большим непоседой и она была большой непоседой. Такие слова относятся к женскому или к мужскому роду? Здесь как раз возникает вопрос, вынесенный в заглавие: сколько родов в русском языке? Ученые на этот счет имеют две точки зрения: одни относят их к мужскому или женскому, в зависимости от контекста, другие выделяют такие слова в особый род - общий.

Также вызывают трудности несклоняемые иноязычные существительные. По написанию они напоминают слова, относящиеся к среднему роду. Действительно, большинство из них относится именно к этому роду, но есть и (скажем так) исключения из правила.

Так, согласно литературной норме, существительное "кофе" относится к мужскому роду. Неправильно будет сказать "мое кофе". Это ошибка, верный вариант - "мой кофе".

Существительное "евро", по аналогии с другими названиями денежных единиц, относится к мужскому роду. По такому же принципу существительные "сулугуни", "сирокко", "пенальти" относятся к мужскому. На основании такой же аналогии существительные "авеню", "салями", "кольраби" относятся к женскому роду.

Если у вас возникли сомнения по поводу родовой принадлежности имени существительного, то следует обратиться к словарям русского языка.

Как определить род имени прилагательного?

В отличие от имени существительного, для которого категория рода является неизменяемой, у прилагательного он является изменяемой категорией и определяется в зависимости от контекста. Правило, по которому определяют род этой части речи, звучит следующим образом: род прилагательного устанавливают по определяемому слову, то есть по имени существительному.

Например:

  • На девочке было надето красивое (ср. р.) платье. ("Платье" - оно мое, следовательно - это средний род, значит, и прилагательное "красивое" относится к среднему роду).
  • Он был красивым (м. р.) мужчиной. Улица красива (ж. р.).

Также выделяют несклоняемые прилагательные. Например: брюки цвета хаки.

Теперь вы знаете ответ на вопрос о том, сколько родов в русском языке. Определение их мы тоже разобрали на примерах. Уметь определять род имени существительного или прилагательного очень важно - это поможет избежать грамматических ошибок.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...