Как отойти после выгорания на работе. Вы очень редко чувствуете, что прогрессируете

С другой стороны, встречаются иногда исключения, когда человек даже в пожилом возрасте заражает всех своей энергией, генерирует новые идеи и планы. Почему это удается одним и недоступно для большинства? Ответ — выгорание.

Если подойти к вопросу поверхностно, то решение этой проблемы лежит на поверхности — надо просто меньше уставать и делать перерывы в работе. Однако не всё так просто.

В нормальном рабочем процессе всегда должны присутствовать две связанные стадии: напряжение, когда мы непосредственно работаем, и закрепление — это своеобразная пауза, шаг назад, отдых и осмысление результатов.

Если вы застряли только в первой стадии, если ваше постоянное напряжение не сменяется периодами закрепления, то вы на пути к выгоранию.

Роберт Фритц

Что такое выгорание и каковы его причины?

Выгорание — это не просто эмоциональные проблемы. Словарь Merriam-Webster определяет выгорание как:

Истощение физических или эмоциональных сил и мотивации, как правило в результате длительного стресса или фрустрации.

Выгорание обычно происходит по одной из двух причин:

  • Недостаток отдыха для восстановления (переутомление).
  • Отсутствие мотивации и вознаграждения.

За последние годы отдых приобрел плохую репутацию. «Работай, работай днем и ночью, отдохнешь на том свете» — говорят нам со всех сторон. Тем не менее, работа и отдых являются двумя взаимодополняющими сторонами одного и того же цикла, которые усиливают друг друга. Мы знаем это интуитивно, именно поэтому так любим хорошенько выспаться после целого дня продуктивной работы и любим идти на работу, когда чувствуем себя свежими и отдохнувшими.

Когда этот цикл работает правильно, мы чувствуем положительный импульс, а когда нет, то мы испытываем опустошение.

Выгорание может произойти также в следующих ситуациях:

  • … работа, которую мы делаем, не соответствует нашим навыкам и интересам.
  • … мы не заинтересованы в этой конкретной задаче и заставляем себя выполнять её слишком часто.
  • … в нашем рабочем окружении атмосфера страха и принуждения.
  • … у нас слишком много чрезвычайных ситуаций как на работе, так и дома.
  • … мы или кто-то из членов семьи болен.

Когда нам хорошо, мы можем выдержать некоторые турбулентности в нашей жизни. Когда черная полоса длится слишком долго, это начинает ослаблять нас. Жизнь не должна быть постоянной чрезвычайной ситуацией.

Как оценить возможность выгорания в вашей жизни

Для оценки возможности появления этого явления в вашей жизни и работе оцените разные аспекты вашей жизни, перечисленные ниже и прямым образом связанные с появлением эмоциональной усталости и недовольства. Откровенные ответы самому себе помогут выявить самые потенциально опасные факторы.

Рассмотрим ваше физическое состояние:

  • Вы сильны и имеете физические резервы, которые позволяют вам противостоять даже долгосрочным стрессовым ситуациям.
  • Ваша стойкость к негативным явлениям не очень высока, вы должны быть осторожны и предпочитаете избегать перегрузок.
  • Вы легко утомляетесь.
  • Вы больны или чересчур болезненны.

Рассмотрим ситуацию на работе:

  • Вас ценят?
  • Вы делаете работу, которую вы любите?
  • Есть ли у вас навыки, необходимые для успеха?
  • Вы работаете с людьми, которые приятны для вас?
  • Является ли организация хорошо управляемой?
  • Бывает ли у вас сверхурочная работа?
  • Довольны ли вы вознаграждением? Достойна ли оплата?

Рассмотрим ваши отношения:

  • Начнем с семьи. Вы чувствуете тепло, любовь и поддержку семьи, или вы вообще разочарованы и несчасты в вашей семье?
  • Есть ли у Вас близкие друзья?
  • Являетесь ли вы частью какого-либо сообщества или группы по интересам?
  • Довольны ли вы вашей социальной жизнью?
  • Хорошие ли у вас отношения в рабочем коллективе?

Ответы на поставленные вопросы не поставят точного диагноза вашей жизни, но позволят задуматься и оценить те «узкие места» и конфликтные зоны, из-за которых вы можете почувствовать преждевременную усталость от жизни и работы. А вовремя замеченная и осознанная проблема является первым шагом для поиска ее решения.

Меры для предотвращения выгорания

Есть много способов для того, чтобы не допустить превращения работы в рабскую повинность, а жизни в скучную рутину:

  1. в первую очередь. Возобновляйте свою энергию с помощью полноценного , занятий спортом, обильного питья и . Очищайте ваше тело от токсинов с помощью специальных процедур, поскольку токсины могут накапливаться с течением времени и вызывать слабость.
  2. Научитесь , чтобы снять стресс и восстановить душевное равновесие. Медитация творит чудеса.
  3. Составьте список всех задач, над которыми вы хотите работать, и установите приоритеты для них.
  4. Ищите в Интернете сведения о проблемах, которые вам необходимо решить. Как правило кто-то где-то уже сталкивался с ними и успешно решил, используйте их опыт. Не бойтесь решать такие большие вопросы, как выбор профессии и семейные проблемы.
  5. Не бойтесь отказаться от задач, которые слишком вас обременяют. Ваши другие обязательства только выиграют от освободившихся для них времени и внимания.
  6. Улучшение своих умений и рабочих навыков позволит повысить вашу ценность как работника и легче справляться с заданиями.
  7. Для задач, которые вы ненавидите, у вас есть несколько вариантов: удалить их, если это на самом деле неважно; разбить их на более мелкие составные части, чтобы их выполнение не тянулось так долго; делегировать их или обменять свои нежелательные задачи на чужие.
  8. Определите, что является наиболее важным для вас, выделяйте больше времени на такие задачи и, следовательно, получайте больше удовольствия от их выполнения.
  9. Относитесь к выгоранию, как к действительно опасному явлению, которого, впрочем, можно избежать внимательным отношением к качеству вашей жизни.

Осознайте необходимость изменений и составьте четкий план по их осуществлению. Скажите «нет» тем, кто вас тянет назад — вы не обязаны держать весь мир на своих плечах.

Жизнь каждого человека уникальна и неповторима, и каждый достоин того, чтобы ей наслаждаться.

Если вы станете активным, гибким, помнящим не только о своих обязательствах, но и о своем намерении быть счастливым, то никакое выгорание вам не опасно.

Путь, который проходит человек в процессе сгорания, примерно у всех одинаков: человек с глубоко запрятанной неуверенностью в себе. Его мнение о себе зависит от ситуации: вроде он талантлив, и вроде и нет. Утром он кажется себе привлекательным, а вечером – как-то не очень. И вообще окружающим, наверное, виднее. Поэтому он…

10 признаков синдрома сгорания:

  1. выраженная усталость и быстрая утомляемость;
  2. снижение инициативы, потеря интереса к тому, что раньше казалось важным;
  3. притупление способности получать удовольствие и переживать яркие эмоции;
  4. нарушение сна;
  5. головные боли, боли в спине и области груди;
  6. увеличение веса;
  7. болезненная тяга к еде (сигаретам, сексу, покупкам, азартным играм, алкоголю);
  8. трудно справляться с делами, которые раньше хорошо удавались;
  9. подавленность, отрешенность, разочарованность, раздражительность;
  10. чувство одиночества и, вместе с тем, любое общение в тягость.

зависит от чужого мнения . Для такого человека очень важно, что подумает и скажет о нем не только семья и школа, но и княгиня Марья Алексеевна. И еще важнее, чтобы о нем подумали хорошо. Поэтому он склонен выполнять ожидания окружающих. И поскольку этому человеку что-то в себе не нравится, он...

… формирует образ идеального себя, который бы нравился его окружению, и в котором было бы комфортно ему самому. Чаще всего, этот образ связан с нехваткой какой-то вещи или какого-то качества. Человек хочет стать начальником отдела, купить «Лэндкрузер», стать идеальной женой и матерью. На тот период, когда желанное состояние будет достигнуто, человек возлагает большие надежды и…

начинает действовать под девизом «этот день мы приближали, как могли». В выбранном деле он старается быть безупречным, взваливает на себя горы работы, страдает перфекционизмом. И вполне понятно, что…

выбранная деятельность становится для него сверхзадачей . Наш герой складывает все свои силы на алтарь победы. У него не остается больше времени (а затем и желания) на друзей, на хобби, на развлечения. Да это и не нужно, думается ему. Он старательно муштрует себя, не дает себе расслабиться, ограничивает свой отдых и относится к своей деятельности без капли юмора. И тогда…

возникает внутренний конфликт . Раздувшаяся, как раковая опухоль, приоритетная сфера деятельности заслоняет собой весь остальной мир. Возникает перекос. Организм начинает реагировать на нехватку жизненно важных вещей – расслабления, отключения от назойливой темы работы, живого общения. Усталость переходит в разочарованность, вялость, подавленность. Успехи уже не радуют, цель, к которой так сильно стремился раньше, кажется бессмысленной и глупой. Пропадают эмоции, как положительные, так и отрицательные. На этом этапе подключаются...

проблемы со здоровьем. Какие именно – зависит от конкретного человека: это могут быть и головные боли, и боли в спине, бессонница, головокружение. Часто «сгоревшие» жалуются на увеличение веса: с помощью переедания, они пытаются заглушить «голос реальности». По этим же причинам они могут уделять повышенное внимание алкоголю, курению или шоппингу. И, наконец, последний аккорд - …

полное эмоциональное выгорание : потеря интереса к жизни и к работе.

Сгорел по собственному желанию

Синдром выгорания начинается с обычной усталости, раздражительности, чувства тревоги. Его сложно «отловить» на ранних стадиях – не станешь же идти с такими жалобами к врачу. И напрасно: через некоторое время ситуация усугубляется: приоритетная деятельность вызывает отвращение, человек занимается ей через силу, через силу идет на работу, становится раздражительным, неадекватно реагирует, взрывается, и т.д. Последняя стадия – полное эмоциональное истощение, когда человек занят своей деятельностью на автопилоте, отстраненно. Он уже не видит в собственной работе ни малейшего смысла.

«Из всех случаев, когда пациентам ставят диагноз «синдром хронической усталости», только 1-2% истинного СХУ, все остальное – нераспознанный синдром сгорания»

Сафира Антаниосовна Наддоур директор клиники НЭП (Неврологии Эстетики Психотерапии)

Кто чаще всего становится жертвой синдрома выгорания? Первоначально считалось, что это люди, чья работа связана с людьми: работники хелперских профессий, сферы обслуживания. Затем выгорание стало атрибутом офисных работников, его даже переименовали в «синдром менеджера». Но вместе с тем синдрому выгорания подвержены и люди творческих профессий, и домохозяйки, несущие на себе крест «образцовой матери». Все они – люди, с завышенными притязаниями по отношению к самому себе, ставящие себе высокие и сложные задачи, от которых зависит их самоуважение, и со временем понимающие, что ресурса на выполнение не хватает.

Итак, что делать тому, который стал слугой своей работы?

  • Понять, какие жизненные цели являются личными, а какие – навязаны окружением. Отделить зерна от плевел, и в дальнейшем ориентироваться только на собственные цели.
  • Научится уважать свои желания и потребности. Любить себя таким, какой ты есть сейчас, а не таким, каким собираешься стать в будущем. Понять, что ты ценен для окружающих не только благодаря своим достижениям. Быть уверенным, что друзья станут любить тебя даже при отсутствии каких-либо успехов, а иначе какие это друзья? Перестать зависеть от одобрения окружающих.
  • Научиться рационально организовывать свое время, сочетать работу с отдыхом, вовремя переключаться на другие виды деятельности и реализовываться одновременно в нескольких направлениях.
  • Не возводить свою задачу в ранг сверхзадачи, не ставить на карту все ради единственной цели.

Имейте в виду, что запущенный синдром сгорания часто требует вмешательства психотерапевта!

Светлана Малевич

Учёные считают, что выгорание - это не просто психическое состояние, а болезнь, которая сказывается на всём организме.

Термин «выгорание» ввёл в 1974 году американский психиатр Герберт Фрейденбергер. При этом он сравнивал состояние «выгоревшего» человека со сгоревшим домом. Снаружи здание может выглядеть целым и невредимым, и только если зайти внутрь, становится явной степень опустошения.

Сейчас психологи выделяют три элемента эмоционального выгорания:

  • истощение;
  • циничное отношение к работе;
  • ощущение собственной несостоятельности.

Истощение приводит к тому, что мы легко расстраиваемся, плохо спим, чаще заболеваем и с трудом концентрируемся.

Циничное отношение к своей деятельности вызывает у нас ощущение оторванности от коллег и отсутствие мотивации.

А чувство несостоятельности заставляет нас сомневаться в собственных способностях и хуже выполнять свои обязанности.

Почему возникает эмоциональное выгорание?

Мы привыкли считать, что выгорание наступает просто из-за того, что мы слишком много работаем. На самом деле оно обусловлено тем, что наш рабочий график, обязанности, дедлайны и другие факторы стресса перевешивают удовлетворение от работы.

Исследователи из Калифорнийского университета в Беркли выделяют шесть факторов, связанных с эмоциональным выгоранием сотрудников:

  • загруженность работой;
  • контроль;
  • вознаграждения;
  • отношения в коллективе;
  • справедливость;
  • ценности.

Мы сталкиваемся с выгоранием, когда один из этих аспектов работы (или более) не соответствует нашим потребностям.

Чем грозит выгорание?

Усталость и отсутствие мотивации - это не самые страшные последствия эмоционального выгорания.
  • По данным исследователей, хронический стресс, который встречается у людей с синдромом выгорания, отрицательно сказывается на навыках мышления и общения, а также перегружает нашу нейроэндокринную систему. А со временем последствия выгорания могут привести к проблемам с памятью, вниманием и эмоциями.
  • Во время одного исследования было обнаружено , что у тех, кто столкнулся с эмоциональным выгоранием, ускоряется истончение префронтальной коры головного мозга - отдела, ответственного за когнитивную деятельность. Хотя кора истончается естественным образом в процессе старения, у тех, кто испытывал эмоциональное выгорание, эффект был выражен более заметно.
  • Риску подвергается не только мозг. По данным ещё одного исследования , выгорание значительно увеличивает вероятность развития коронарной недостаточности.

Как справиться с выгоранием?

Психологи советуют поискать способы снизить загруженность на работе: делегировать часть обязанностей, чаще говорить «нет» и записывать, что вызывает у вас стресс. Кроме того, нужно снова научиться отдыхать и получать удовольствие от жизни.

Не забывайте заботиться о себе

Легко забыть о себе, когда ни на что нет сил. В состоянии нам кажется, что забота о себе - последнее, на что нужно тратить время. Однако, по мнению психологов, как раз ей и не стоит пренебрегать.

Когда чувствуете, что до выгорания недалеко, особенно важно хорошо питаться, пить много воды, заниматься спортом и высыпаться.

Также вспомните, что помогает вам расслабиться, и выделите на это побольше времени.

Занимайтесь любимым делом

Выгорание может наступить, если у вас нет возможности регулярно посвящать время любимому делу.

Чтобы недовольство работой не перешло в эмоциональное выгорание, подумайте, что для вас особенно важно, и включите это в своё расписание.

Хотя бы понемногу каждый день занимайтесь любимым делом, а раз в неделю уделяйте ему больше времени. Тогда у вас никогда не возникнет ощущения, что вы не успеваете делать самое важное.

Попробуйте что-то новое

Займитесь чем-нибудь новым, например , о котором давно мечтали. Это может показаться нелогичным, ведь вы и так всё время загружены, но на самом деле новое занятие поможет избежать выгорания.

Главное - выбрать то, что будет восстанавливать силы и заряжать энергией.

Если добавить в свой график что-то новое совсем невозможно, начните с заботы о себе. Сосредоточьтесь на сне и питании и постарайтесь ежедневно хотя бы понемногу заниматься спортом. Это поможет избежать последствий выгорания и вернуться в строй.

александра савина

Универсальных правил того, как выстроить свой рабочий график , чтобы оставались время и силы на личные дела, нет. Каждый вкладывает свой смысл в понятие баланса между работой и личной жизнью. С этой проблемой тем не менее одинаково сталкиваются и предприниматели, и офисные сотрудники, и фрилансеры, работающие из дома. Мы собрали несколько общих рекомендаций, которые помогут вам выстроить подходящий режим.


Обозначьте границу

Первый и самый очевидный совет: говорить о балансе между профессиональной и личной жизнью невозможно, если вы сами не знаете, где заканчивается одно и начинается второе. Можно проводить черту в буквальном смысле - с помощью ритуалов. Джулианна Майлз, соосновательница консалтинговой компании Women Returners , например, советует , приходя домой, сразу переодеваться из рабочей одежды. Если вы работаете из дома, лучше выделять для дел специальную зону - когда вы пересядете из-за рабочего стола на любимый диван, вы сразу поймёте, что пришло время отдыха. Найдите то, что помогает вам переключиться из одного режима в другой. Это может быть книга, которую вы читаете в метро, короткая прогулка вокруг дома с собакой, когда вы не думаете о делах, или привычка, садясь в машину, делать минутную паузу, мысленно говоря, что рабочий день окончен.

Почти у каждого бывают ситуации, когда нужно взять работу на дом - но и в этом случае можно провести границы. Выберите время, когда вы не будете заниматься делами (выходные, несколько часов перед сном - сколько получится) и старайтесь придерживаться четкого графика. Поначалу будет непросто, но устойчивый режим и правила помогут.

Расставьте приоритеты

Чтобы работа не мешала личной жизни и наоборот, первым делом нужно определить, что имеет для вас значение. Будьте честны с собой: цели и приоритеты у всех разные, так что не стоит ориентироваться на ожидания родителей или окружающих. Старайтесь строить свой график в соответствии с тем, что для вас важно: возможность самостоятельно забрать детей из школы или получать дополнительное образование вечером, сходить днём на приём ко врачу или утром в бассейн. Работодатели часто готовы идти на уступки сотрудникам, главное - не бояться честного и открытого разговора.


Учитесь отказывать

Только вы знаете предел своих возможностей, и, если что-то вам не под силу, лучше сказать об этом прямо. Не бойтесь сказать начальнику, если вы не справляетесь с потоком задач: в конечном итоге это всегда сказывается на продуктивности, и лучше, если ситуацию можно предотвратить.

Разграничивать работу и личную жизнь будет проще, если вы научитесь говорить «нет» дополнительным задачам, на которые у вас нет сил и времени. Коуч Мелани Аллен советует не сразу соглашаться сразу на просьбы сделать что-то сверх нормы, а взять небольшую паузу и подумать: «Скажите, что ответите чуть позже, и используйте это время, чтобы решить, соглашаться или нет. Если вы хотите сказать „да“, всё в порядке. Но, если вы хотите отказаться, скажите „нет“ и стойте на своём».

Перестаньте проверять сообщения

Смартфоны позволяют нам быть на связи 24/7 - и если в случае с друзьями и близкими это радует, то в случае с работой только мешает: мы продолжаем решать деловые задачи, даже когда ушли из офиса. Электронная почта и мессенджеры могут доставлять неудобства: проверяя переписку с друзьями, мы волей-неволей читаем и другие сообщения. В отличие от прочих форм коммуникации, как, например, традиционный телефонный звонок, здесь нет чётких границ - рабочий имейл может прийти как в семь утра, так и в час ночи. Поэтому эти границы вы должны установить для себя самостоятельно.

Например, вы можете отключать уведомления на почте или в мессенджере или включать ночной режим на смартфоне после определённого часа. На выходные можно настраивать автоответ, чтобы собеседники знали, когда ждать от вас весточки: далеко не всегда людям нужно срочно получить информацию, многим важно просто знать, что вы получили сообщение и свяжетесь с ними позднее. Конечно, бывают исключения и срочные ситуации, когда не ответить нельзя, но они не должны превращаться в правило - иначе вы и сами не заметите, как перегорите.


Старайтесь работать не дольше, а продуктивнее

Время, когда профсоюзы боролись за то, чтобы уменьшить продолжительность рабочего дня, давно прошло. Сейчас мы наблюдаем обратную тенденцию: регулярные переработки становятся нормой, а работу в выходной многие воспринимают как что-то само собой разумеющееся - хотя учёные и считают, что она вредит здоровью. Мы часто думаем, что если посидим чуть дольше, то точно всё успеем - но это самообман: чем дольше мы работаем, тем больше падает наша продуктивность. К тому же, закончив одно дело, всегда можно приняться за следующее - и так до бесконечности.

Грубоватая фраза «Работать нужно не восемь часов, а головой» подходит здесь как нельзя лучше: для того, чтобы не погрязнуть в рутине и делах, нужно уметь выстраивать приоритеты (не все задачи одинаково важны - хотя нам часто так кажется) и выделять строго определённое время на выполнение каждой из задач. Здесь же пригодится совет не разбрасываться по мелочам: не пытайтесь делать несколько дел одновременно и не отвлекайтесь на электронную почту и мессенджеры - вы удивитесь, сколько времени отнимает привычка раз в десять минут проверять сообщения.

Не давите на себя

Мы уже , как перфекционизм вредит саморазвитию. С годами у нас появляется всё больше дополнительных задач и обязанностей, и всё сложнее делать их идеально - да и нужно ли? Полезно иногда отпускать ситуацию и быть готовым к тому, что придётся чем-то пожертвовать. Если у вас после работы нет сил готовить сложный ужин, не стоит корить себя, что приходится ограничиваться пиццей: так вы убережёте себя от выгорания. И в рабочих, и в личных делах не нужно стремиться сделать всё безупречно - достаточно стараться хорошо выполнять свои обязанности.


Подумайте о другом графике

В современном мире для того, чтобы быть хорошим работником, далеко не всегда нужно присутствовать в офисе с девяти до шести: многие вопросы можно решить по рабочей почте, а вместо совещания - провести скайп-колл. Считается, что в офисе легче контролировать то, чем занимается работник, но многим работа на дому, без шумных коллег, помогает лучше сосредоточиться и в конечном итоге работать эффективнее. Так что если это ваш вариант, не бойтесь поговорить об этом с работодателем: если вы легко можете закончить дело из дома, после того как уложите детей спать, нет смысла стремиться выполнить его к шести вечера. При этом если вы выбираете гибкий график или работу на дому, установите ограничения (см. первый пункт) - иначе есть риск, что вы будете трудиться в прежнем режиме или даже больше, потому что не сможете вовремя отключиться от процесса.

Выбирая компанию, обращайте внимание на то, какой рабочий график здесь принят: если все засиживаются в офисе до 11 вечера и привыкли выходить на работу в выходные, вряд ли у вас получится приходить домой в семь.

Делегируйте задачи

Часто мы стремимся делать как можно больше самостоятельно, потому что думаем, что сможем лучше контролировать процесс - но это не самый продуктивный подход. Концентрируйтесь в первую очередь на том, что можете делать только вы, а часть постарайтесь делегировать другим - будь то мелкие задачи, которые позволят вам раньше закончить работу, или дела по дому, на которые у вас не хватает сил. Стюарт Фридман, профессор менеджмента в Уортонской школе бизнеса при Пенсильванском университете, советует договариваться о разделении обязанностей с ключевыми игроками в разных сферах вашей жизни - коллегами, партнёрами, близкими. Подобные ситуации могут помочь окружающим научиться чему-то новому, а вас немного разгрузят, так что вы сможете заняться другими делами.


Будьте внимательнее к себе

Только вы знаете, сколько сил на самом деле вкладываете в дела - поэтому прислушивайтесь к ощущениям и работайте в темпе, который комфортен вам (да, в любой работе бывают экстренные ситуации, но они не должны становиться нормой). Британская некоммерческая организация Mental Health Foundation советует обращать внимание на то, как накапливается усталость от работы: на протяжении нескольких недель последите, сколько времени вы тратите на дела - не только в офисе, но и размышляя о грядущих проектах или, например, отвечая на звонки и письма в часы вне офиса. Всё это часть работы (хотя мы привыкли не обращать на неё внимания), из-за которой тоже накапливается усталость. Если вы будете осознавать масштабы бедствия, вам будет легче контролировать своё состояние.

Начинайте перемены с малого

Не ждите, что вы сможете изменить свой образ жизни мгновенно: перемены требуют силы воли, и чем более амбициозную цель вы перед собой поставите, тем больше шансов, что вы оставите эту затею. Если вы хотите начать уходить из офиса вовремя, не ждите, что сразу сможете делать это пять дней в неделю. Начните постепенно: постарайтесь уходить пораньше один день в неделю, например в пятницу, а затем постарайтесь делать это чаще.

Утро 11 июля две тысячи энго года было для меня запоминающимся: когда прозвенел будильник, я привычно попытался встать с кровати: скинул одну ногу, за ней другую, приняв сидячее положение. Затем попытался встать, но потерпел неудачу – мое тело, словно мешок с песком, упало на ковер. Помню первую мысль, которая пришла мне тогда в голову: «на стендап же опоздаю». Страха, что тело может вот так просто ни с того ни с сего упасть, не было. Отжавшись на руках, я вновь взобрался на постель и вновь попытался встать – тело плохо слушалось и сделав два шага, я вновь рухнул на пол. В голове было туманно и мысли путались, но все-таки я додумался написать своему менеджеру, что на работу опоздаю, а может даже и не приду, а приду завтра. Вместо одного дня, на работу я вернулся через три недели: две недели я тупо лежал на диване, было сложно ходить, даже опираясь о стену, мысли меня не слушались (насколько это применимо к мыслям), есть и вовсе не хотелось, но я заставлял себя это делать, потому что знал, что так надо.
Уверен, что вы догадались, почему так произошло – я «сгорел» на работе. За те «первые» две недели, что я валялся в кровати мне пришлось кое-что переосмыслить и придумать алгоритм, решающий задачу полного восстановления (в кратчайшие сроки) после «выгорания» на работе.

Идея к написанию статьи навеяна .
Заранее извиняюсь за англицизмы, встречающиеся в статье.

Весь нижеследующий список состоит из тех ошибок, которые я совершал и после исправления которых, 95% моих проблем ушло. Так же весь текст с советами можно свести к одной единственной фразе: «прекратите париться» (сначала хотелось написать слово «переживать» но оно не является точно характеристикой того, что я попытаюсь донести до вас). А теперь по пунктам.

Начните планировать

Всех нас очень страшит неизвестность, когда мы не знаем, что делать, и что будет дальше, мы тем самым «накручиваем» себя и свой организм на волнение. Когда же у нас есть план – мы не боимся: мы точно знаем, что и за чем нужно делать, чтобы добиться поставленной цели.
Знаешь, что я заметил? Никто не паникует, когда все идет согласно плану. Даже если план чудовищен. Если завтра, я заявлю прессе, что один из бандитов умрет, или грузовик с солдатами взлетит на воздух, никто не будет паниковать, потому что все это - часть плана. Но когда я говорю, что какой-то жалкий мэр умрет, все вокруг теряют голову. Совсем немного анархии. Нарушение установленного порядка, и все вокруг повергается в хаос. Я - носитель хаоса. Знаешь, что является основой хаоса? Это страх.
«Джокер» из фильма «Темный Рыцарь»

Пример: никто не волнуется, когда он заваривает себе чай – он всегда «держит» в голове план, что за чем нужно сделать, чтобы получить желаемый напиток. Но посадите человека с опытом вождения за руль и попросите сделать диагональную парковку (при этом пригрозите, что если он этого не сделает, его накажут) – можете не сомневаться, он начнет волноваться и наделает кучу ошибок – потому у него нет плана (скорее алгоритма) какие действия нужно делать, чтобы противостоять неизвестному наказанию. Пример утрированный, но думаю, вы поняли, о чем идет речь. Отсюда следует вывод: научитесь планировать.
Как это решить: Конечно, всех вещей не спланировать, как бы не хотелось. Но 90% времени своей жизни спланировать можно и это вовсе не так сложно, как кажется. Тоже самое касается работы: приучите себя, приходя на рабочее место, первое, что делать – это планировать свой день. Прийти, сесть за стол и уделив двадцать минут времени, расписать по часам (учитывая погрешность) чем вы планируете заниматься. Таким образом на каждый день у вас будет план, отражающий что вам необходимо делать, и, как следствие, у вас никогда не будет какого-то беспокойства что-то не сделано или не учтено.
Конечно, есть вещи, которые не поддаются нашему контролю. Например, вы сделали неявную ошибку в коде, закомитали это на продакшн и он лег. К вам приходит ваш тим лид и говорит «ты положил прод, давай чини и чини быстрее это очень важно!». Наиболее частая реакция – это паника. Не стоит так делать. Более разумно будет это рассматривать в разрезе: «упал продакшн, это просто случай, который сам по себе является очередной задачей, которую необходимо решить правильно». Но волнение одолевает вас и мысли путаются, руки дрожат, и вы не знаете, как это все править это ведь продашн, ааааа!!! Отсюда вытекает следующий пункт.

Прекратите волноваться

Человек так устроен, что многое из того, что у него есть – это привычки. Хорошие или плохие, но привычки. А привычки, как известно, организм приобретает с течением времени, пока они не станут неосознанной реакций на тот или иной внешний раздражитель. Бегать по утрам\курить\чесать затылок – это все привычки. Волнение – это тоже привычка. Особенно волнение, когда что-то не работает.
Как это решить: каждый раз, когда вы понимаете, что начинаете волноваться, и у вас задрожали руки – замрите; если идете – замедлите шаг или остановитесь; если часто дышите – возьмите под контроль дыхание; если ваши мысли мечутся без контроля – прекратите думать обо всем и подумайте о котиках (или о том, что вам нравится). Главное – вывести организм из состояния «хаоса», когда вы не контролируете каждое свое чувство. Далее необходимо сосредоточиться на мысли, которая вызвала ваше волнение. Когда вы будете сосредоточены, вам станет ясно, что ситуация уже случилась, и ничего не изменить. Примирившись с этим, вы должны понять, что дальше существует всего три варианта развития событий:
1. Вы делаете все, чтобы ситуация улучшилась
2. Вы делаете все, чтобы ситуация ухудшилась
3. Вы ничего не делаете, и ждете что будет (самый плохой вариант)

То есть саму ситуацию вы уже не в силах изменить, но последствия – вполне.
Человека очень страшит неизвестность, когда он не знает, что делать и что будет дальше, чем самым «накручивая» себя и свой организм на еще большее волнение. В нашем же случае мы знаем, что делать – мы должны сделать все, чтобы ситуация улучшилась. При этом, стоит помнить, что прежде чем что-то делать, необходимо это спланировать. Поэтому надо: успокоится, принять факт того что-то произошло и в полном спокойствии сесть планировать, как вы будете решать сложившуюся ситуацию.
Как уже говорилось выше, мы не можем предусмотреть все, но мы можем обобщить все, что невозможно предусмотреть в отдельную категорию «непредвиденных дел». 10% дел, которые произойдут хотите вы этого или нет. Нужно просто относиться к этому спокойно. Главное во всем этом – это перестать принимать эмоциональное участие в проблеме. Если вы не знаете, что делать и начинаете думать «да что же обо мне подумают» - прекратите этим заниматься прямо сейчас. Особенно гоните мысль: а если я не успею, о боже что же тогда будет, аааа страшно то как. В результате: трясущиеся руки, головная боль и плохой сон, и, как следствие, торможение со сроками выполнения задачи. Решение этой проблемы заключается в следующем пункте.

Замените беспокойство анализом

Когда возникает проблема (задача), частая реакция – это страх\испуг\паника, что у вас нет никаких идей как решать поставленную задачу. Я уже писал это в предыдущей статье, но повторю это историю еще раз, как очень показательную:
Гарри Каспарова, чемпиона мира по шахматам, как-то спросили на сколько ходов вперед он в партии думает, планируя следующий ход. Спрашивающие считали, что тот сообщит некую внушительную цифру, и тогда они поймут, что же делает его победителем. Но сказанное им показало людям, что они неверно воспринимают даже саму суть игры: “Главное в шахматах не то, на сколько ходов вперед ты думаешь, а насколько хорошо ты анализируешь текущую ситуацию”.
Суть этого метода в том, что, не зная объективно всей своей ситуации, люди начинают просчитывать варианты, которые изначально оказываются ошибочными. И поскольку просчитать все не представляется возможным, очередь до правильных ходов так никогда и не доходит. В результате, мы выбираем лучший вариант из худших. Лучший из тех, которые мы пытались так внимательно рассмотреть.
Применяя ту же самую стратегию к жизни, можно понять, как часто мы, вместо того, чтобы объективно оценить происходящее, пытаемся просчитать ходы наперед, и как часто позднее эти ходы оказываются направленными не вперед, а куда-то в сторону.
Ясно осознать настоящую ситуацию, - это значит сделать так, чтобы варианты открыли себя сами. Тот, кто говорит, что не знает, что ему делать дальше, всего-навсего не знает, что происходит с ним сейчас.
Другими словами, мы не можем понять текущую ситуацию.
Как это решить: начните анализировать поставленную задачу. Напишите на листике все мысли, которые у вас вызывают недоумение, когда у вас спрашивают, как возможно решить эту задачу. Когда все вопросы написаны, еще раз остановите себя и подумайте, как вы бы могли ответить на них. Допустим, на каждый вопрос у вас будет от нуля до трех ответов.
Прочитайте каждый свой ответ еще раз и подумайте, какой из этих ответов точно неправильный. Вычеркните их из списка. Вполне может случится так, что больше чем на половину вопросов вы сможете ответить сами себе и все станет намного проще. Оставшиеся вопросы вынесите на обсуждение с более мудрыми коллегами.
И вот здесь происходит чудо – вы перестали волноваться, мозг не может волноваться, пока он анализирует. Это просто биология – пока вы занимаете мозг чем-то одним, он не может заниматься другим. Логично, чем меньше времени мы будем думать о работе, тем меньше нам придется планировать, отсюда следует следующий пункт.

Разделяйте время

Начните с простого: разделите время на рабочее и свое собственное. Рабочее время – это те восемь часов, которые вы проводите за работой. Как только восемь часов истекли, вы больше не принадлежите ни проекту, ни начальнику, ни тому, что «продакшн в огне». Для тех, кто уже в душе гневно возмущается: «как это не обращать внимание на лежащий продкашн», напомню про предыдущие пункты: необходимо понимать, что это случилось потому что случилось. В данной ситуации мы должны действовать так, как и всегда: у нас есть задача, нам необходимо ее решить. Если будем волноваться и нервничать это ни к чему хорошему не приведет (Нервы добавляют ошибки).
Как это решить: сегодня, когда придете домой, прекратите думать о работе. Как только вы вышли за порог офиса, работа перестала существовать. Вы думаете только о себе и о своих делах. Очень хорошая практика – удалить со своего телефона рабочую почту, а в идеале вообще избавиться от всего что вас связывает с работой. Работа на работе, дом – дома.
Мозг так устроен, что подсознание все равно будет «в фоне» решать подобные проблемы. И если проблема решаема, подсознание найдет ответ. Не стоит намеренно загружать голову посторонними мыслями, когда их время не настало. Позвольте пояснить свои слова: когда на выходных вы идете, допустим, в кино, вы идете в кино – в голове не должна стучать мысль, вида: «Надо позвонить электрику, чтобы перенести розетки»; когда вы в машине, ваше внимание только на дороге, а не о том, как избавиться от легаси-кода, который уже год мозолит всю душу.
Даже если вы глава проекта, и прод лег, отнеситесь к этому спокойно (но, думаю, если вы дослужились до главного – сами прекрасно осознаете, что нужно делать)

Прекратить быть человечным ко всем

Например, у вас есть человек, который постоянно просит помощи. В любой мелочи. Вы помогаете человеку один, другой, десятый раз. Тем самым поощряя его поведение. И как следствие он спрашивает все больше и больше, а вы не можете ему отказать, потому что вам его жалко и хочется помочь. В результате, вы не успеваете со своими задачами и тратите свои нервы на чужие проблемы.
Как это решить: приучите себя относится к некоторым вещам, происходящим на работе, цинично. Нельзя поощрять такое поведение, человек начинает быстро наглеть и любую проблему вновь спрашивать у вас. Станьте циником к таким коллегам – не получается, разбирайся сам. Прошло три месяца, а ты все еще факапишь, даже не думая делать какие-то усилия, чтобы разораться самому? думаю нам пора прекратить сотрудничество. Не взваливайте на себя заботы других – у каждого есть свои обязанности, которые необходимо соблюдать, постоянные чужие проблемы вам не нужны.

Краткие выводы

Подводя итоги, еще раз пройдемся по всем пунктам:
1. Начните планировать – когда все идет по плану, вы спокойны так как впереди нет пугающей неизвестности
2. Прекратите волноваться – волнение добавляет ошибки
3. Замените беспокойство анализом – научитесь не бояться проблемы, а анализировать ее. Когда мозг занят анализом, ему нет времени волноваться.
4. Разделяйте время – научисьтесь думать в каждый отдельный промежуток времени только об одном
5. Прекратить быть человечным ко всем – не взваливайте на себя чужие проблемы, вы не Мать Тереза

Способы, описанные в статье, неподготовленному человеку будут сложны в восприятии и реализации. Но когда у вас получится полностью соблюдать эти пять пунктов, вы поймете, что выгореть на работе у вас больше никогда не получится.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...