Как помочь незрячему человеку. Потеря зрения

Если человек из-за проблем со зрением перестает узнавать в подъезде своих соседей, не может даже с помощью самой сильной лупы прочесть газету или уследить за перемещениями футболистов на телевизионном экране - он смиряется с этим. Но вот наступает момент: он подходит к зеркалу и… не узнает своего лица. Вместо себя слепнущий видит только странно-размытое, невнятно-туманное изображение, напоминающее картины некоторых «особо продвинутых» современных художников. И ему становится по-настоящему страшно и даже жутко.

У человека, полностью потерявшего зрение, ситуация складывается еще более тяжелая. Тифлологи (специалисты по реабилитации слепых и слабовидящих) говорят в этом случае о психологическом эффекте «исчезновения зеркала». Невозможность взглянуть на собственное отражение - пожалуй, наиболее болезненное последствие слепоты. С этим смириться тяжелее всего.

«Когда пациент теряет зрение, для него эта ситуация является не просто стрессовой, а поистине шоковой. Избежать депрессивного состояния в первые несколько месяцев слепоты почти никому не удается», - рассказывает психолог Санкт-Петербургского центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению Юлия Ломакина .

«Не сочтите меня за сумасшедшего, но иногда я ловлю себя на мысли, что как бы отделяюсь от собственного тела, становлюсь просто незрячим и незримым духом», - написал в одном из своих очерков ослепший журналист и писатель из Ставрополя Дмитрий Гостищев.

Не только люди, потерявшие зрение, но и, например, узники, помещенные в светонепроницаемый карцер, уже через несколько дней начинают испытывать странные ощущения - как будто бы они растворяются в окружающей темноте. В первые дни, недели и даже месяцы слепота нередко ассоциируется у пациента с собственной смертью.

Дать возможность перестроиться!

«Острая, болезненная реакция на потерю зрения совершенно естественна и нормальна, - поясняет Юлия Ломакина. - Важно, чтобы и сам «потерпевший», и его родственники сохраняли спокойствие и присутствие духа. Необходимо дать организму возможность перестроиться, привыкнуть к «жизни в темноте».

Человеку нередко кажется, что его страдания будут продолжаться вечно, до конца жизни. На самом же деле даже в самых тяжелых случаях период адаптации к слепоте обычно длится не более года. За это время пациент способен не просто привыкнуть к своему новому положению, но и фактически вернуться к прежней жизни. Уже через год незрячие люди способны без посторонней помощи обслуживать себя, следить за чистотой в доме, стирать и гладить свои вещи, пришивать пуговицы, готовить простые блюда на электрической или газовой плите.

Когда человек научился хорошо ориентироваться в собственном жилище, самое время «выходить в большой мир», перемещаться по своему родному городу или селу. Выучить 10-15 маршрутов за год вполне реально.

Домашняя работа - лучшая терапия

Разумно ли показывать ослепшему близкому человеку свое сочувствие? Поможет ли это в процессе реабилитации? Или только вызовет горечь и отчаяние?

Вопрос не простой. В первые дни, недели и даже месяцы слова сопереживания уместны. Но «оплакивать» слепого всю жизнь неверно. Задача родственников, друзей и близких в том, чтобы показать попавшему в беду: он может вести гармоничную, успешную, благополучную и даже счастливую жизнь.

Не нужно путать инвалидность с беспомощностью. Инвалиды по зрению, если слепота не сопряжена с другими тяжелыми заболеваниями или преклонным возрастом, в уходе обычно не нуждаются. Более того, выполнение домашней работы для них - один из эффективных способов реабилитации.

Ослепший человек часто не может продолжать работать по специальности. Это приводит к чувству невостребованности. Проблему можно решить очень просто: необходимо пересмотреть и перераспределить семейные обязанности. При этом не стоит разделять работу на мужскую и женскую.

Часто встает вопрос: нужно ли проводить какую-то перепланировку или реконструкцию жилья, чтобы слепой член семьи чувствовал себя уютно? В этом нет необходимости. Для незрячего человека не нужно создавать какие-то «особые условия». Важно лишь не переставлять мебель и не переносить вещи с места на место, не проинформировав об этом слепого родственника.

Моя жена - самая красивая!

Ослепший человек порой теряет уверенность в собственной привлекательности, в притягательности для противоположного пола. Особенно это касается женщин. В этой ситуации очень важно, чтобы зрячий муж поддержал свою слепую жену, чаще говорил ей: «Ты у меня самая красивая! Ты у меня лучшая!»

Вполне реально без визуального контроля научиться пользоваться косметикой. Незрячий человек при желании может выглядеть не просто опрятно и аккуратно, а нарядно и элегантно. Это тоже важная часть терапии.

В отношениях между людьми очень важен зрительный контакт, возможность «посмотреть в глаза и увидеть душу». В супружестве с незрячим такая возможность отсутствует. Иногда это приводит к досадным недоразумениям. Например, во время разговора слепой может неожиданно начать качать головой или повернуть голову в другую сторону. Зрячему человеку такое поведение кажется проявлением невнимания. Но злого умысла здесь нет. Деликатно попросите своего собеседника всегда держать голову строго по направлению к говорящему - и общение станет более приятным для обеих сторон.

Происходят и другие казусы. Во время посещения общественных мест незрячие люди порой воспринимаются как «бессловесные создания». Например, зрячая жена сопровождает своего слепого мужа к врачу. А эскулап и не думает обращаться непосредственно к пациенту. Он спрашивает у поводыря: «Что случилось с вашим мужем?». Так же часто ведут себя официанты. Им не приходит в голову, что «особенный» посетитель хочет и может сам сделать заказ. В этой ситуации сопровождающему лучше не высказывать недовольства, а вместо этого вежливо, но четко попросить «официальных лиц» обращаться непосредственно к инвалиду по зрению.

Магические прикосновения

Как влияет отсутствие зрения на интимную жизнь? Во время посиделок в Обществе слепых можно услышать немало примечательных историй. Нередко рассказывают о том, что женщины, испытавшие наслаждение в объятиях «слепого рыцаря», уже никогда не смогут встречаться со зрячими мужчинами. Даже если они расстанутся с нынешним возлюбленным, то все равно будут искать нового кавалера только в «слепецкой» среде. Дело, мол, в особых магических прикосновениях, которыми владеют только незрячие.

Верить этому или нет - каждый решает сам. Но факт остается фактом: среди инвалидов по зрению немало успешных донжуанов. Да и незрячие красавицы не отстают. Секрет этой привлекательности прост. Человеческий организм щедро компенсирует недостаток одного из чувств: при отсут-ствии зрения усиливается осязание. С помощью кончиков пальцев слепой мужчина или незрячая женщина доставляют партнеру такое наслаждение, на которое не способен ни один «глазастый» Казанова. Разумеется, «ослепление» одного из супругов является огромным ударом для всей семьи. Но произошедшая трагедия парадоксальным образом помогает супружеской паре по-новому открыть друг друга.

А еще психологи говорят об «эффекте человека-невидимки». При общении со слепым «глазастик» может видеть своего собеседника, а противоположная сторона лишена этой возможности. В психологическом плане такая ситуация очень комфортна для зрячих людей. Она помогает им расслабиться, раскрыться, чувствовать себя увереннее, избавиться от комплексов и внутренних страхов, поэтому общение получается более доверительным и душевным.

По данным Департамента здоровья и социального обеспечения, в США насчитывается 4,3 миллиона незрячих или слабовидящих. У многих из нас есть такие люди среди знакомых и нам бы хотелось оказывать им поддержку, но не каждый знает, как себя вести и быть полезным. Предупреждайте человека, когда вы входите в комнату, спрашивайте, чем вы могли бы помочь – это вполне простые способы проявить вежливость и помочь слепому человеку. Прежде всего, ваше поведение должно основываться на уважении и понимании того факта, что человек, которому вы желаете помочь, не просто незрячий.

Шаги

Основные нормы учтивости

    Громко здоровайтесь. Когда вы входите в помещение, где уже находится слепой человек, громкое приветствие оповестит его о вашем присутствии. Если молчать до тех пор, пока вы не приблизитесь к этому человеку, он или она могут подумать, будто вы возникли из ниоткуда, а это может поставить в неловкое положение любого.

    • Назовите себя, чтобы человек понял, с кем имеет дело.
    • Если человек предлагает вам руку для рукопожатия, то не отказывайте.
  1. Сообщайте о своем уходе из комнаты. Это не всегда интуитивно понятно, но по уходу следует что-нибудь говорить. Не следует полагаться на то, что человек услышит ваши удаляющиеся шаги. Уходить без предупреждения просто невежливо, ведь человек может продолжать обращаться к вам. Такая неловкая ситуация расстраивает.

    Предложите свою помощь. Если вам кажется, что человеку не помещает ваша помощь, то вместо предположений лучше всего спросить прямо. Вежливо предложите: «позвольте мне помочь вам?» Если ответ положительный, то спросите, что вам следует делать. Но если ответ отрицательный, то настаивать невежливо. Множество незрячих научились прекрасно обходиться без какой-либо помощи со стороны.

    • Если вашу помощь готовы принять, то делайте лишь то, что просят. Зачастую зрячие люди берут на себя слишком много из добрых побуждений, а незрячего человека такое поведение может оскорбить.
    • В некоторых случаях спрашивать даже не нужно. Например, когда все усаживаются за стол, а незрячий человек уже сидит, то нет нужды подходить и спрашивать, чем бы вы могли помочь. Старайтесь прочувствовать ситуацию, а не угадывать.
  2. Задавайте вопросы прямо. Многие не имеют опыта общения с незрячими людьми и не знают, как им следует обращаться. Например, в ресторане официанты зачастую обращаются к человеку, сидящему рядом со слепым, когда предлагают незрячему еще воды или принести меню. Незрячие люди не видят, но все слышат, поэтому всегда обращайтесь непосредственно к ним.

    Используйте слова «смотреть» и «видеть». У вас может возникнуть соблазн изменить своим речевым привычкам и попытаться не использовать слова вроде «смотреть» и «видеть». Лучше используйте их, иначе может возникнуть неловкая ситуация. Незрячему человеку будет неприятно не от использования этих слов, а от того, что с ним вы говорите иначе, нежели со всеми остальными.

    • Не стесняйтесь говорить фразы вроде «Очень рад видеть вас».
    • Но не используйте слова «смотреть» и «видеть», описывая действия этого человека. Например, если человек рискует наткнуться на что-то, то лучше сказать «Стойте!», а не «Смотрите под ноги!»
  3. Не следует гладить собаку-поводыря. Это специально обученное животные, которые призваны оберегать жизнь и безопасность незрячих людей. Слепые полагаются на собак-проводников в вопросах ориентирования, поэтому не следует их звать или гладить. Если пса отвлечь, то может возникнуть опасная ситуация. Не отвлекайте внимание пса. Гладить его можно только в том случае, если незрячий человек сам предложил вам это.

    Не стройте догадки о жизни слепых. Задавать много вопросов или обсуждать вопрос слепоты неэтично. Они постоянно отвечают на такие вопросы. Каждый день они попадают в места и ситуации, в которых зрячие чувствуют себя более комфортно. Вы окажете гораздо большую любезность, разговаривая со слепым о самых обычных вещах.

    • Распространенный миф, о котором часто спрашивают у слепых, это их невероятный слух или обоняние. Слепым приходится полагаться на эти чувства гораздо больше, чем зрячим, но у них нет никаких супер способностей, а предполагать такое некрасиво.
    • Обычно незрячие не любят говорить о причинах своей слепоты. Они могут сами начать этот разговор. Только в таком случае вы можете задать несколько вопросов.
  4. Помогайте пройтись по ступенькам. Сначала сообщите о том, следует ли подниматься или спускаться, также опишите примерный уклон и длину лестницы. Затем положите руку слепого на перила. Если вы ведете человека, то сделайте первый шаг и дождитесь, чтобы направляемый поспевал за вами.

    Помогайте проходить в дверные проемы. Приближаясь к двери, слепой должен находиться со стороны петель и ему следует сказать, в какую сторону открывается дверь. Сначала откройте дверь и пройдите в нее сами. Затем поместите руку слепого на дверную ручку и позвольте ему закрыть дверь за вами обоими.

Люди с одним глазом не могут смотреть 3D-фильмы, поскольку их зрительный анализатор не в состоянии воспринимать красочные эффекты. Они с трудом играют в футбол, волейбол и другие игры, в которых необходимо правильно оценивать дистанцию к мячу или другим предметам.

Мы расскажем, какие еще неудобства испытывает одноглазый человек и реально ли их преодолеть. Также выясним, можно ли лицам с одним глазом управлять автомобилем и получить водительские права.

Повязка на глаз, темные очки или протез?

Как жить с одним глазом? Этим вопросом задаются люди, которые потеряли глазное яблоко из-за травмы или болезни. Естественно, они сильно комплексуют и всячески стараются скрыть дефект от окружающих с помощью темных очков или повязки на глаз. Однако подобная «маскировка» далеко не идеальна и имеет массу недостатков.

Повязка на глаз привлекает излишнее внимание окружающих, заставляя человека стесняться. Справедливо будет заметить, что пугающие повязки хорошо смотрятся на пиратах из исторических фильмов, но отнюдь не на людях в повседневной жизни. Что касается затемненных очков – они не всегда уместны и в зимнее время вызывают недоумение прохожих. Да и в помещении они смотрятся довольно странно. Следовательно, оба эти метода подходят далеко не всем и не всегда.

Благодаря развитию науки и современных технологий сегодня существует отличный способ скрыть отсутствие глаза. Сделать это можно и помощью протеза, который внешне практически не отличается от глазного яблока. Имплант помещается в специально сформированную полость и находится там определенное время. Разные виды протезов подлежат плановой замене раз в несколько лет.

Виды глазных протезов:

  • Стеклянные. Довольно легкие, имеют гладкую поверхность и хорошо смачиваются слезной жидкостью. Требуют бережного отношения и аккуратного использования. Менять такие протезы необходимо раз в год.
  • Пластиковые. Намного прочнее и безопасней в использовании, чем стеклянные. Они устойчивы к воздействиям внешней среды, благодаря чему пациенты с одним глазом могут носить их гораздо дольше. Срок эксплуатации таких протезов – два года.
  • Стандартные. Изготавливаются в массовом порядке. Имеют разную форму, размер, цвет и т. д. Отметим, что для правого и левого глаза существуют разные виды протезов. Каждому человеку стараются подобрать наиболее подходящий имплант.
  • Индивидуальные. Делаются на заказ, с учетом всех индивидуальных характеристик и желаний человека. Имплантация такого протеза позволяет добиться наиболее качественного косметического эффекта.

Мужчинам и женщинам, которые потеряли глазное яблоко, не стоит отчаиваться. Многие люди живут без глаза долгие годы и при этом ведут полноценный образ жизни. Неприглядный дефект скрывается с помощью протеза, а к монокулярному зрению постепенно можно приспособиться.

Можно ли управлять автомобилем и получить права?

Можно ли людям с одним глазом получить права и водить машину? Да, но только при соблюдении определенных условий. Давайте разберемся, можно ли управлять автомобилем человеку с анофтальмией (недоразвитое или полностью отсутствующее глазное яблоко) и что в этом случае необходимо для получения водительских прав.

Согласно законодательству Российской Федерации (статья 23 Федерального закона №196 «О безопасности дорожного движения»), каждый водитель должен проходить обязательные медицинские осмотры. Если во время обследования у него выявляют болезни, мешающие ездить за рулем, он не сможет получить права.

Человек не имеет права управления транспортным средством категории В, имея остроту зрения ниже 0,6 на одном и менее 0,2 на втором глазу. Отметим, что зрение проверяют с коррекцией, то есть в очках или контактных линзах. Это значит, что даже больной с высокой степенью близорукости может садиться за руль, предварительно подобрав себе средство коррекции.

По закону людям с одним глазом можно водить машину, оснащенную парктроником – акустической парковочной системой. Поскольку у лиц с анофтальмией нарушено бинокулярное зрение, АПС необходима им для избежания аварий.

Адаптация к монокулярному зрению

Люди, которые слепы на один глаз с рождения, никогда не смогут иметь нормальное бинокулярное зрение. Дело в том, что их мозг попросту не способен обеспечить глубину восприятия мира. Таким больным не с чем сравнивать свое зрение, поэтому они считают его вполне удовлетворительным.

А вот у людей с одним глазом, потерявших второй в течение жизни, со временем зрение может частично восстановиться. Оно никогда не будет таким, как прежде, однако улучшиться может. Как правило, для этого необходимо 1–2 года. Со временем человек привыкает к своему состоянию и учится выполнять повседневную работу. По окончании периода адаптации ему даже можно ездить с одним глазом за рулем.

Особенности жизни с одним глазом

Людям, которые недавно потеряли глаз, приходится заново учиться двигаться и ориентироваться в пространстве. На первых порах жизнь с одним глазом может показаться им чересчур сложной и непривычной, однако со временем это пройдет. Главное – не переживать и не отчаиваться.

Советы, которые помогут людям с одним глазом быстрее адаптироваться к новому состоянию:

  • Препятствия со стороны отсутствующего глаза. У людей с анофтальмией сужено поле зрения, из-за чего они могут не замечать предметы, которые расположены сбоку от них. Поэтому в незнакомом месте или новом помещении им необходимо внимательно оглядываться, чтобы не наткнуться на препятствие.
  • Захват предметов. Чтобы взять любую вещь со стола, открыть дверь или без промаха пожать протянутую руку, необходимо двигаться очень медленно. Поворачивая голову, можно лучше оценить расстояние до объекта и его расположение в пространстве.
  • Ходьба по лестнице. Спускаясь по ступенькам, человеку с одним глазом нужно внимательно следить за перилами – это поможет избежать лишнего шага вниз и болезненного толчка. На улице лестницу можно заменить, понаблюдав за тенями от предметов.
  • Оценка расстояния к объектам. Пребывая на улице, расстояние можно определять с помощью зрительных нюансов. Для этого нужно внимательно рассматривать деревья, светофоры, тротуары. Величина того или иного предмета дает понятие о том, насколько далеко он расположен.

В медицине анофтальмией называют отсутствие глазного яблока. Это состояние возникает после хирургического удаления травмированного или больного глаза. Люди с анофтальмией теряют бинокулярное зрение, из-за чего им становится крайне трудно ориентироваться в пространстве.

После потери глаза жизнь не заканчивается. Дефект можно скрыть с помощью протеза, а к монокулярному зрению вполне реально приспособиться. Люди, потерявшие глазное яблоко, могут вести нормальный образ жизни, заниматься спортом и даже водить автомобиль. Все, что для этого нужно, – желание и упорство.

Полезное видео об искусственном глазе

Представления являются материалом, которым оперирует образная память. Этот вид памяти развивается одновременно с развитием речи. Уже к 2-3-ем годам ребенок обладает некоторым запасом представлений. Поэтому у людей, потерявших зрение во время становления речи, а тем более в последующие периоды жизни, сохраняются зрительные представления. Именно по наличию зрительных образов из контингента тотально слепых выделяют группу ослепших, к которым относятся лица, потерявшие зрение после трех лет, а точнее, после того, как у них в общих чертах сложилась вторая сигнальная система, и имеющие зрительные представления.

Наличие зрительных представлений, их яркость, полнота, дифференцированность зависят от многих причин. Исследования показали зависимость сохранности представлений от возраста, в котором было потеряно зрение, стажа слепоты и навыка использования зрительных образов в деятельности.

У лиц, потерявших зрение в раннем детстве, зрительные образы памяти немногочисленны и отражают лишь отдельные, вызвавшие в свое время сильные эмоциональные переживания предметы и явления (языки пламени пожара, при котором было потеряно зрение, или красный капсюль снаряда, взрыв которого сделал ребенка инвалидом и пр.). Эти представления могут быть очень ярки, эмоционально окрашены и вызывать связанные с восприятием того или иного объекта ощущения и эмоции. Например, ослепший, описанный Крегером, так отчетливо представлял освещенный солнцем снег, что у него возникало ощущение ослепления и на глазах выступали слезы.

При потере зрения в более старшем возрасте запас зрительных представлений оказывается большим; причем особенно заметное увеличение количества образов памяти наблюдается у лиц, потерявших зрение после семи лет, что объясняется их включением в этот период в учебную деятельность, существенно расширяющую сферу чувственного познания. Наличие зрительных образов памяти хорошо подтверждается их непроизвольным воспроизведением в сновидениях. Так, по данным ряда авторов, ослепшие довольно длительное время видят зрительные сны, в которые затем постепенно начинают входить слуховые, осязательные, двигательные образы.

Психология больного с утратой зрения. Как отмечается в литературе, зрение имеет несколько психологических сторон: а) оно включает в себя круг актуального взаимодействия с непосредственной действительностью; б) отделяет субъекта от окружающей сред («я» – «другие и мир»); в) дает возможность воспринимать других и сравнивать себя с другими; г) позволяет воспринимать вместе с другими те же явления – общие впечатления . Психологические особенности зрения находятся в непосредственной зависимости от органа зрения – глаза, который является орудием познания внешней среды, а его функции лежат в основе трудовой и творческой деятельности [Ерошевский Т. И., Бочкарева А. А., 1977]. Слуховой и зрительный анализаторы обеспечивают не только по­ступление, но и переработку идущей из внешней среды информации.

В психологии любого человека, страдающего заболе­ванием глаз, независимо от степени угрозы потери зрения, всегда выступает опасение и даже страх стать слепым [Николенко Т. М., 1977]. Так, блефароспазм, практически лишая больных зрения, порождает слож­ную систему переживаний, ведущих к нарушению при­вычного жизненного стереотипа, затруднению адаптации. Сила психотравмирующего воздействия в таких случаях определяется индивидуальной значимостью болезни для данного пациента. Типы реагирования раз­личны: истерический, тревожно-депрессивный, фобический, ипохондрический [Вышлов В. Ф., 1977].

У некоторых больных глаукомой после ознакомле­ния их с диагнозом, с серьезностью заболевания, при­водящего иногда к потере зрения, сразу же возникают состояние угнетенности, тревога, страх. Эти психоло­гические сдвиги носят довольно затяжной характер: от нескольких недель до месяцев, 2-3 лет [Вострокнутов Н. Н., Михеева Е. Г., Успенский Б. А., 1973].

Прогрессирующее снижение зрения обычно сопро­вождается глубокими переживаниями. Настроение у больных, как правило, сниженное, нередки жалобы на бесперспективность, одиночество, беспомощность. При подготовке к операции и после нее, при ношении повязки на глазах интенсивность этих переживаний значительно ослабевает, уступая место надежде на благоприятный исход. В случаях же, когда оперативное вмешательство не приводило к улучшению зрения, наблюдалось усиление этих психологических сдвигов [Никитина Г. Ф., 1975]. У некоторых больных с нало­женной повязкой после удаления катаракты на фоне приподнятости настроения с недооценкой тяжести и серьезности заболевания наблюдалось оживление, нарушение режима, стремление снять повязку [Зискинд Ю., 1963], т. е. имеет место проявление гипосоматонозогнозии.

Личностная реакция на внезапную потерю зрения являлась предметом исследования у раненых во время Великой Отечественной войны. Наблюдения в глазных отделениях военных госпиталей показали, что почти каждый раненый с потерей зрения под влиянием внезап­но на него обрушившегося увечья - слепоты - переживает тяжелый «кризис личности» [Мерлин В. С., 1945]. Конечный выход из него - приспособление к сле­поте, примирение с ней, возвращение в семью и включе­ние в трудовую деятельность, иждивенческие установки и проч.- обусловливается в значительной мере преморбидно-личностными особенностями. В подавляющем большинстве случаев этот кризис не выходит за пределы психологических реакций, преимущественно в виде сниженности настроения, ослабления двигательной активности. В отдельных случаях наблюдается «двигатель­ная буря» с суицидальными высказываниями [Ракитина П. А., 1947]. По нашим наблюдениям, дело не ограничивается только высказываниями, иногда такие больные совершают суицидальные действия. Выключение зрения, вызывая полный отказ от прежнего жизненного стереотипа или значительно изменяя его, приводило к «реконструкции» личности [Матвеев В. Ф., Семенов А. И., 1973, 1975].

При оценке качественных параметров психологической реакции на слепоту следует учитывать их зависи­мость не только от преморбидно-личностных особенностей, но и от биологических возможностей организма, его способности компенсировать потерю функции. При­нято считать, что у слепых наступает изменение порога анализаторов слуха, осязания, обоняния, хотя пороги и не выше нормы, но они достигают высокой степени дифференцированности.

Реакция больных на слепоту, по данным А. И. Семе­нова (1974), проходит следующие три этапа. Первый - этап острой реакции, сопровождающийся ситуационно- тревожным состоянием, страхом слепоты, подавленным настроением, ослаблением двигательной активности. Второй - этап снижения настроения, энергии и инициа­тивы с сохранной надеждой на эффективность опера­тивного лечения. Иногда эти психологические проявления могут принимать характер патологической формы реагирования в виде депрессии. Третий - патологи­ческое развитие личности. Обычно же субъективная оценка слепоты в конечном счете ограничивается сохранением идей ущербности, развитием аутистических тенденций, погруженности в мир внутренних пережи­ваний [Лакосина Н. Д., Ушаков Г. К., 1976].

Психологические сдвиги у больных со снижением зрения, слепотой в диагностическом периоде свидетель­ствуют о различной степени выраженности стресса. Нор­мосоматонозогнозии преобладают. Переоценка сим­птомов, как и их игнорирование, встречаются редко В период лечения (как медикаментозного так и хирургического) адаптация к болезни неустойчива. В переживаниях и представлениях больного ведущее место принадлежит надежде на эффективность лечения Нормосоматонозогнозии, занимая главенствующее положение, отличаются известной устойчивостью ослаблением эмоциональной окрашенности. Гиперсоматонозогнозии встречаются редко. В реабилитационно-восстановительном периоде личностные реакции обычно нормосоматонозогнозического типа. Чаще вст­речается переоценка утраты зрения с идеями ущерб­ности. Во всех трех периодах болезни, помимо психоло­гических форм реагирования, наблюдаются и депрес­сивные реакции.

Итак, формирование соматонозогнозий при пора­жениях зрительного и слухового анализаторов определяется в основном затруднениями поступления инфор­мации извне и ее переработки. Они не идентичны при той или иной стадии заболевания. Наступающие при этом нарушения межличностных отношений указывают на предпочтительную заинтересованность социально- психологического уровня в становлении соматонозог­нозий. Утрата слуха и зрения в диагностической стадии болезни всегда сопровождается состоянием стресса. В стадии лечения адаптация к болезни отличается неустойчивостью, незавершенностью в связи с сохране­нием некоторых надежд на благоприятный исход за­болевания. В реабилитационно-восстановительной ста­дии выработка психологических механизмов приспо­собления к изменившимся условиям жизни и деятельности в связи с наличием физических дефектов происходит замедленно. Гиперсоматонозогнозии - не столь уж редкое явление. Значительно реже встречаются гипо- и диссоматонозогнозии. Из патологических форм от­ношения к болезни преобладают депрессивные реакции. При поражении органов зрения и слуха, естественно, страдают отношения с окружающими, что указывает на заинтересованность прежде всего социально-психологического уровня личности больного.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...