Как произвести первое впечатление. Как оставить о себе хорошее впечатление

Этот термин придумали в 1992 году психологи Налини Амбади (Nalini Ambady) и Роберт Розенталь (Robert Rosenthal). Они использовали его при исследовании феномена первого впечатления и социальной интуиции.

Согласно гипотезе, невербальное поведение человека может многое рассказать о нём. Чтобы проверить это предположение, учёные записали 10-секундные видеоролики без звука, на которых преподаватели Гарварда читали лекции. Видео продемонстрировали незнакомым с педагогами людям и попросили их оценить выступающих по 15 параметрам («тонкие срезы»). Добровольцы судили, насколько лекторы активны, уверены в себе, душевны и так далее.

Затем эксперимент повторили, но демонстрировали уже 5-секундные ролики и другой группе зрителей. Удивительно, но тонкие срезы в обоих случаях практически совпали. Учёные пошли дальше: хронометраж сократили до 2 секунд, а участников эксперимента вновь обновили. Результат повторился.

После этого исследователи попросили охарактеризовать педагогов студентов, которые посещают их лекции и знают их не один семестр. И здесь крылся главный сюрприз.

Тонкие срезы среди студентов и сторонних наблюдателей, которые оценивали преподавателей лишь по коротким «немым» роликам, практически совпали. Это позволило резюмировать:

Люди делают вывод о тех, кого видят впервые, очень быстро, буквально в течение первых 2 секунд общения. При этом их суждение никак не связано с тем, что говорит человек.

Давайте узнаем, какие тонкие срезы делают о нас люди в первые секунды знакомства.

Доверие

Александр Тодоров (Alexander Todorov) и Джанин Уиллис (Janine Willis) из Принстонского университета , что люди делают вывод о надёжности собеседника за 100 миллисекунд.

Одной группе показали фотографии незнакомых им людей и попросили оценить степень их привлекательности, компетентности и надёжности. Каждый снимок демонстрировали 0,1 секунды. Другой группе дали те же снимки, но время не ограничивали. В результате оценки участников эксперимента, созерцавших фотографии всего по 100 миллисекунд, совпали с оценками тех, кто рассматривал фото сколько хотел. Особенно сильно корреляция прослеживалась при оценке уровня доверия к личности.

Социальный статус

Исследование голландских учёных показало , что люди используют одежду как социальный маркер, определяющий положение в обществе и уровень дохода индивида. Когда человек носит Tommy Hilfiger, Lacoste или вещи других известных брендов, окружающие думают, что он занимает высокое положение.

В одном из экспериментов участникам показывали видео собеседований претендентов на должность лаборанта в университете. Часть соискателей были одеты в простые белые рубашки, а часть - в сорочки с чётко обозначенным брендом. Но действия и речь всех были идентичны. Каждому добровольцу демонстрировался только один ролик, после просмотра которого он должен был оценить по семибалльной шкале, насколько тот или иной претендент достоин должности и каков его социальный статус. Положение в обществе соискателей в дизайнерской одежде оценивали выше, как и их шансы получить работу.

Сексуальная ориентация

Налини Амбади (Nalini Ambady) и Николас Рул (Nicholas Rule) провели исследование, и оказалось , что сексуальную ориентацию мужчины можно определить за 50 миллисекунд.

Добровольцам показывали фотографии мужчин (гетеро и гомо) с сайтов знакомств в произвольном порядке в течение разных временных интервалов. При 50-миллисекундном визуальном контакте с фото точность оценок сексуальной ориентации составляла 62%.

Примерно те же результаты получили при исследовании вероятности определения по лицам сексуальной принадлежности женщин (Rule, Ambady & Hallett, 2009). Причём времени для этого требовалось ещё меньше - 0,04 секунды.

Интеллект

Профессор психологии Университета Лойолы в Лос-Анджелесе Нора Мерфи (Nora A. Murphy) предполагает , что умение смотреть в глаза считается признаком ума. Те, кто при встрече не отводит взгляд, производят впечатление более интеллектуально развитых персон.

Мерфи попыталась определить, по каким критериям люди оценивают умственные способности. Для этого испытуемых поделили на две группы: первых попросили во время разговора, записываемого на видео, наглядно демонстрировать эрудицию; вторым такой инструкции не давали. Все участники прошли IQ-тест. «Игравшие» вели себя примерно одинаково: держали осанку, делали серьёзное лицо и непременно смотрели в глаза собеседнику. И именно в этой группе зрители чаще всего достоверно определяли уровень интеллекта участников, в том числе низкий.

Визуальный контакт во время разговора - ключ к поведению. Это взаимосвязано с оценкой интеллекта, которой можно манипулировать, если не прятать глаза.

Помимо этого, есть и другие стереотипы, формирующие представление об уме человека. Например, ношение солидных очков.

Если же вы хотите быть, а не казаться, прочтите статьи « » и « ».

Распущенность

Британские учёные установили , что женщины с татуировками на видных частях тела воспринимаются как более распущенные (любящие временами крепко выпить и ведущие беспорядочную половую жизнь).

Авторы исследования Вирен Свами (Viren Swami) и Адриан Ферхэм (Adrian Furham) показывали участникам эксперимента фотографии женщин в купальниках. У одних из них тату были на животе, у других - на руках, у третьих и там и там, а у четвёртых их не было. Добровольцев просили оценивать женщин по трём параметрам:

  • моральная устойчивость;
  • употребление алкоголя;
  • физическая привлекательность.

Чем более татуированной была женщина, тем менее привлекательной и целомудренной её считали. «Девушка с татуировкой в глазах общественности - это пацанка, которая любит алкоголь, крутые тачки и внимание мужчин», - подытожили учёные.

Лидерство

Альберт Маннес (Albert E. Mannes) из Уортонской школы бизнеса Университета Пенсильвании выяснил , что лысым мужчинам приписывается доминирование, они воспринимаются как лидеры, способные успешно руководить коллективом.

Учёный провёл ряд экспериментов. В ходе одного из них он демонстрировал фотографии мужчин с волосами и без. Персоны на фото были одного возраста и в одинаковой одежде. Добровольцы должны были взглянуть на снимки и сказать, кто из мужчин более сильный в моральном и физическом плане. Пальма первенства досталась лысым.

Успех

Группа британско-турецких исследователей установила , что люди в костюмах, сшитых по индивидуальному заказу, производят впечатление более успешных в карьерном плане.

К такому выводу исследователи тоже пришли в ходе экспериментов с фотографиями. Добровольцам было достаточно 5 секунд, чтобы сделать вывод.

Если вы хотите улучшить имидж и выглядеть в глазах окружающих более успешным, носите одежду, сшитую по индивидуальному крою хорошим портным.

Также в исследовании говорится, что женщины в сексуальных юбках и блузках с глубоким декольте воспринимаются как работницы с более низким статусом, чем женщины, строго соблюдающие дресс-код. Учёные связывают это с тем, что закрытое тело - признак власти. Испокон веков представители силовых структур носили закрытые одеяния.

Потенциал

В 2011 году канадские исследователи пришли к такому выводу: в глазах окружающих мужчины, отдающие предпочтение классическому деловому костюму, быстрее добиваются славы, денег и успеха, чем приверженцы стиля кэжуал.

Участникам эксперимента показывали фотографии моделей. Часть из них были в элегантных костюмах, а часть в простых повседневных вещах. Добровольцев просили предсказать, кем будут работать люди на фото и какая судьба их ждёт. В результате мужчинам в джинсах и свитерах приписывали более низкую заработную плату и должности, даже если они сидели в кожаных креслах в шикарных кабинетах. И напротив, о лицах в строгих костюмах судили как о «королях жизни»: у них будет много денег, они быстро добьются успеха.

Авантюризм

Сотрудники Даремского университета обнаружили связь между походкой и жаждой приключений. По их мнению, свободная и непринуждённая поступь говорит об экстраверсии и склонности к авантюрам. В то время как дёрганая походка присуща невротическим личностям.

Выводы были сделаны в ходе эксперимента, где студенты смотрели видеоролики с идущими людьми.

Как видите, народная мудрость «встречают по одёжке…» имеет научные обоснования. При этом первое впечатление, произведённое человеком, нередко остаётся окончательным.

А на что вы обращаете внимание при знакомстве и почему? Расскажите в комментариях.

Не зря говорят, что у тебя не будет второй возможности произвести первое впечатление . Люди бессознательно оценивают нового для себя человека по тому, как тот выглядит, что говорит и какие невербальные сигналы посылает. Причем вовсе не факт, что первое впечатление о человеке будет правильным или справедливым. В то же самое время именно первое впечатление — самое стойкое. Порой мы из-за неверного первого впечатления о человеке можем быть к нему предвзятыми. Сегодня мы поговорим о том, как произвести первое впечатление.

Согласно данным множества тестов, проводимых исследователями выяснилось, что первое впечатление о человеке, как правило, достаточно точно соответствует действительности. Многое мы понимаем на . По разным данным на то, чтобы сформировать отношение к человеку, которого вы никогда не видели, вам может потребоваться от нескольких секунд до нескольких минут . Причем, степень привлекательности человека может быть определена буквально в первые три секунда общения.

На наше первое впечатление влияет то, как собеседник выглядит, что он говорит и его манеру держаться и даже то, что написано на его .. Поэтому если у тебя есть желание , то еследует задуматься о том, какое впечатление ты производишь на других людей.

Как произвести первое впечатление

Как правило, люди более склонны общаться и дружить с теми, кто на них похож. Привычки, характер и даже внешность. Возникновение симпатии к вам зависит от схожести характера, жизненных ценностей. Существует даже так называемая техника присоединения (подстройки ) под собсеседника, которая подразумевает, что вы копируете позу, жесты и так далее. Этим активно пользуются менеджеры по продажам и опытные переговорщики. Все это работает на подсознательном уровне, поэтому это можно смело считать . Автор этой статьи не является сторонником того, чтобы понравиться всем и тем более такими не вполне этичными манипулятивными методами . Но в общем случае лучше производить на людей благоприятное впечатление, а не отталкивать их от себя. Для этого есть ряд способов. Это общие правила первого впечателния.

Внешний вид человека

Многое о нем говорит. Даже если ты никогда не носишь деловые костюмы, то это можно понять. Пусть они сами носят свои зауженные брюки. Но это не означает, что ты должен выглядеть как попало. Не зря в народе есть поговорка о том, что встречают по одежке, а проважают по уму.

Здесь играют свою роль многие детали. Допустим, ходишь ли ты бритым или нет. Если отращиваешь бороду, то следишь ли ты за ней (это не так уж и просто, как кажется на первый взгляд). Моешь ли голову, начищена ли обувь , отклажена и постирана ли рубашка. Можно одеваться довольно недорого, но при этом опрятно и стильно. Кроме того, одежда должна быть уместной в том обществе, куда ты пришел. Иначе — печаль беда.

Одежда и внешний вид реально могут стать причиной успеха или не успеха. Например, когда я пришел на зачисление в вуз, декан выгнал одну девушку из-за того, что она пришла на зачисление с голым пупком (в летнем виде, почти пляжном). Когда ты сам собственник своей фирмы ты можешь ходить хоть в трусах по ней, если это не вредит психике твоих сотрудников и не мешает заключению деловых контрактов. Но все-таки одеваться нужно в соответствии с обстановкой и здравым смыслом.

Эксперты отмечают, что важной частью при формировании первого впечатления является ухоженное, доброжелательное лицо, которое излучает спокойствие, уверенность в себе и оптимизм. А улыбка на лице на уровне рефлексов вызывает положительные эмоции у твоих собеседников.

Не менее важна и прическа , а также осанка . Хорошая осанка делает тебя более привлекательным для противоположенного пола. Осанка — это показатель высокой или низкой самооценки. Тут нужно почитать статьи: , заняться , а также обратить внимание на . Но нужно работать и над самой осанкой. . Для хорошей осанки нужен крепкий мышечный корсет. Начинай заниматься любительским спортом.

Жесты и другие невербашльные сигналы рассказывают твоим партнерам о твоем моральном состоянии, настроении и даже о темпераменте. Разумеется более предпочтительными являются открытые жесты и открытые позы, которые покажут, что ты относишься к партнеру доброжелательно, хочешь с ним общаться. Не скрещивай руки и ноги, не сжимай кулаки, не закрывай лицо руками. То есть лучше, если ты будешь максимально открытым для собеседника. Жестикуляция желательно должна быть плавными. Руки должны быть на виду, голова немного приподнята. Многочисленные исследования указывают на то, что положение тела прямо влияет на гормональный фон, а следовательно и на успех твоих преговорах. Лучше занять уверенную позу. В итоге ты будешь вести себя более уверенно и спокойно, чем если ты изначально сядешь в закрытой или неудобной позе.

Голос и первое впечатление

То, что мы говорим и как мы говорим — многое может о нас рассказать. Интонации в речи имеют важное значение. У каждого из нас от природы уникальный голос. И им можно научиться управлять. Я слашал, что голос можно ставить.

Сликшком визгливый голос может на подсознательном уровне говорить о том, что перед нами стоит истеричка или личность с нестабильной нервной системой. Звонкий, живой и громкий голос говорит о и о его жизнерадостности. Чрезмерно спешная речь может указывать на недостаточную . Слишком вялый голос может указывать на усталость человека или на то, что он растяпа. Ни то ни другое не красит делового человека.

Помимо тембра голоса на наше впечатление о человеке складывается из качества его речи. То, какие слова он употребляет, есть ли в его речи мат, какого качество дикции — все это указывает на уровень образования, интеллекта и умственного развития.

Говори только правду, не обманывай. Будь открыт, честен и откровенен

Хорошая практика — когда ты не только красиво говоришь и хорошо выглядишь, но и когда ты честен с окружающими и ведешь себя по отношению к ним этично, а действия твои вообще моральны, этичны и соответствуют высоким ценностям . То есть не лжешь и не пытаешься пользоваться . Все это дает плюс один тебе в карму. Кроме того, когда люди ведут себя нечестно или пытаются солгать их собеседники на подсознательном уровне чувствуют это. Может быть они этого осознаенно и не поймут, но их будет им подсказывать — что-то здесь не так.

Но даже если у кого-то и удается вводить людей в заблуждение, то это в любом случае потом «всплывет». Например, во время самопрезентации при прохождении не следует скрывать свои плюсы и минусы. Они все равно станут явными, когда ты попадешь на ту или иную должность и тебя уволят, если это будет критично. Если это не критично, то тебя примут на эту работу даже если ты сразу заявишь о своих особенностях. Как говорил Сократ, все тайное станет явным.

Умейте . Люди любят людей, которые их с искренним интересом слушают. Нужно быть благодарным слушателем, но при этом не стоит перебарщивать с любезностью. Когда человек начинает лебезить — это выглядит просто отвратительно. В любой ситуации не стоит терять чувство собственного достоинства , даже если к вам на работу пришел в гости высокопоставленный чиновник. Ко всем людям нужно относиться с уважением, но не следует скатываться до лизоблюдства . Вообще мастером того, как заводить хорошие знакомства и эффективно общаться был . Рекомендую ознакомиться с его историей успеха и книгами.

При нетворкинге (создании новых полезных связей) не стоит становиться чрезмерно навязчивым. Это может стать минусом в вашу карму.

В итоге можно сказать, что у нас действительно вряд ли будет возможность второй раз оставить первое впечатление. Как правило, именно первое впечатление определяет наше отношение к человеку на долгие годы вперед. И если мой однокурсник на первом курсе спал в ванной пьяный, то я к нему спустя 10 лет и продолжают относиться как к раздолбаю и балбесу, хотя за 10 лет человек мог уже трижды поменяться в любую сторону. Не всегда первое впечатление является правдивым. Поэтому следует предпринимать усилия, чтобы не казаться другим хуже, чем ты есть на самом деле. Кроме того, зная этот психологический феномен, следует оценивать людей по их конкретным делам, а не по тому, как он выглядел, когда ты его впервые увидел.

P.S.

Как пишет один из подписчиков, есть три канала презентации себя:

  • визуальный;
  • аудиальный;
  • бессознательный;

Именно эти три канала информации позволяют произвести на кого-то то или иное первое впечатление. Причем прокачать можно любой из этих способов самопрезентации.

Существует мнение, что в первую минуту общения с человеком у нас на подсознательном уровне формируется его образ. И здесь огромное значение имеет внешний вид. К примеру, когда ты выглядишь как босс крупной компании, то при прочих равных, ты им станешь с большей вероятностью. Тут имеет значение и одежда и прическа и даже улыбка.

Примечательно, что на уровне первого впечатления, которое мы производим голосом только 7% успеха зависит от того, что мы говорим, 38% успеха зависит от того как ты это говоришь, а 55% зависит от наших невербальных сигналов. Речь идет о выражении твоего лица, жестах, осанке — об этом мы много писали выше.

Что касается бессознательного канала, то это психологи называют «эффект флюидности ». То есть когда у человека есть харизма и к нему тянутся люди. Прокачать харизму возможно также как и любой другой навык. Об этом написано немало книг. Этот эффект магической притягательности человека зависит от внутреннего настроя, темперамента, динамики жестикуляции. Разумеется, люди более охотно потянутся к тем, кто имеет более оптимистичный и заряженный настрой. Даже то, насколько серьезные цели ты перед собой ставишь — уже может стать магнитом притяжения других людей.

Правильно ли утверждение, что первое впечатление о человеке самое верное? Или наоборот, прав тот, кто говорит, что первое впечатление обманчиво? Как произвести хорошее первое впечатление и в то же время составить правильное представление о человеке?

Многочисленные эксперименты и исследования, проведенные на западе, говорят о том, что первое впечатление о человеке самое точное и верное. Специалисты утверждают, что для определения нашего отношения к незнакомому человеку, определения степени его привлекательности, нам требуется до 4 минут.

Тут сложно поспорить, в большинстве мы все уделяем внимание первому впечатлению, и именно оно влияет на наше дальнейшее восприятие человека. Если вы на все сто процентов доверяете своему чутью, своей интуиции то вы не откроетесь человеку, не понравившемуся вам с первого взгляда. Поэтому если вам важно наладить нужные связи , завязать знакомство с конкретным человеком, уделите внимание созданию хорошего первого впечатления.

Как произвести первое впечатление

Чтобы произвести хорошее первое впечатление на конкретного человека, главное, что надо знать так это то, что человек выбирает себе друзей по своему подобию. То есть, возникнет у человека к вам симпатия или нет, зависит от степени схожести ваших характеров, интересов и взглядов на жизнь. Даже внешнее сходство оказывает влияние на первое впечатление. Поэтому здесь важен момент подстройки под собеседника (подробно о том, что такое техника присоединения вы можете узнать из статьи – «Способы манипулирования человеком »).

Заочно зная человека, можно подготовится к встрече. Но есть и универсальные правила первого впечатления , знать и учитывать которые, дабы представить себя в лучшем свете, выгодно и полезно.

Уделяйте внимание внешнему виду

Внешний вид и имидж человека – это то, на что мы обращаем внимание в первую очередь.

Важным составляющим оформления внешности является стиль одежды, который рассматривается как образ собственного «Я» человека. Оценивая стиль одежды человека, и составляя о нем первое впечатление, мы обращаем внимание на такие особенности как:

  • Опрятность одежды. Бедно одетый человек обычно вызывает сочувствие и желание ему помочь, а неряшливый и неопрятный - отторжение и брезгливость;
  • Соответствие одежды ситуации. Понятно, что спортивный костюм не подходит для деловой встречи, это выглядит нелепо и может вызвать у окружающих недоверие. Так же нелепо идти в клуб в костюме тройке, или на званый ужин в рваных джинсах.
  • Соответствие устоявшимся стереотипам. Если вы представитель делового мира, отдайте предпочтение консервативному стилю, если же вы человек творческой профессии ваш внешний вид должен говорить о независимости и индивидуальности.

Оценивая привлекательность человека, и формируя первое впечатление о нем, многие обращают внимание на его лицо (взгляд, улыбка, выражение). Привлекательным считается выразительное лицо, излучающее спокойствие, уверенность и доброжелательность.

Важную роль в формировании первого впечатления играет осанка. Хорошая осанка говорит о уверенности и оптимизме человека, о его внутренней силе. Плохая осанка - это проявление низкой самооценки, подчиненности и зависимости.

Немаловажный фактор первого впечатления – движение и жесты. То о чем вы не говорите, проявляется в них. Напряженно или свободно чувствует себя человек видно по его походке. Жесты, реакция тела выдаст ваш темперамент и душевное состояние.

  • Открытые жесты говорят о желании общения, о психологической открытости. Проявляются они в не скрещенных и незамкнутых позициях рук и ног, в слегка приподнятой голове. Если руки находятся в движении, то эти жесты, как правило, мягкие, плавные и округлые.
  • Закрытые жесты свидетельствуют о психологической закрытости. Проявляются они в скрещивании рук и ног, в «позе замка», когда пальцы рук сжаты в кулак. Голова опущена, взгляд исподлобья, руки могут быть спрятанными (под столом, в карманах, за спиной и т.д.), все это выглядит как оборонительная позиция.

Гармония во внешнем виде, как вы поняли это сочетание множества различных факторов. Учтите это при установлении контактов с людьми.

Во многом голос является отражением характера человека. То, как мы говорим, влияет на наш образ в глазах окружающих. Мы подсознательно, а то и осознанно связываем звучание голоса с конкретными характерными особенностями личности. Даже в моменты, когда мы не видим собеседника, а только слышим его (например, разговаривая по телефону), все равно у нас формируется какое-то представление о нем.

Визгливый голос ассоциируется с истеричностью человека и его неуравновешенностью. Быстрая и сбивчивая речь выдает неуверенную в себе персону. Томность голоса говорит, что человек чувственный, но осторожный. Недотепой может показаться тот, чей голос звучит вяло. На позитивный настрой, на жизнерадостность указывает звонкий голос. А голос у некоторых людей настолько красив, что даже и не понимаешь, что они говорят.

Значительную часть первого впечатления мы получаем от ритма речи и тембра голоса. Помимо этого, анализируя стиль и содержание, легко составить представление и о культурном уровне человека. Также по голосу можно судить и о жизненном опыте человека , о степени его развития.

Научитесь себя правильно преподносить

Люди редко используют саморекламу и самопиар для того чтобы заявить о себе. А ведь это оказывает наиважнейшую роль в том, чтобы произвести положительное первое впечатление. Самопрезентация это умение сконцентрировать внимание окружающих людей на своих очевидных достоинствах и отвести внимание от своих недостатков. Но не стоит сразу рассказывать о всех своих заслугах и достоинствах, лучше попробуйте завоевать расположение своего нового знакомого красноречием, оригинальностью суждений, остроумием.

Проявляйте истинный интерес к собеседнику

Еще Дейл Карнеги говорил, что самой значимой персоной для любого человека является он сам. Так что, решив продемонстрировать свое обаяние, проявите искренний интерес к человеку, с которым общаетесь. Задайте ему пару незначительных вопросов и будьте готовы выслушать подробный ответ (здесь пригодится умение слушать собеседника ), не перебивайте. Покажите свою заинтересованность в том, что он говорит. Будьте любезны, но не лебезите!

Не будьте навязчивы

Не торопите события, для первой встречи достаточно будет нейтрально - сдержанного разговора. Не стоит сразу озадачивать человека просьбами или что-либо предлагать. Если собеседник говорит вам «До свиданья, был рад знакомству», не стоит настаивать на продолжении беседы.

Не обманывайте, говорите только правду

Если вам не известен ответ на задаваемый вопрос, честно признайтесь в этом. Такая откровенность производит хорошее первое впечатление и вызывает только уважение. Не приписывайте себе несуществующие качества и достоинства, все равно в дальнейшем придется признаться, что при первой встрече ты несколько преувеличил.

У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Неважно будь то собеседование при приеме на работу , деловая встреча или первое свидание, помните, что первое впечатление останется надолго, и должно пройти много времени, перед тем как новая информация сможет его изменить.

P.S. Каждый из нас имеет опыт ошибочного первого впечатления. Бывает, что поначалу люди предстают перед нами чуть ли не в обличии ангела, а на проверку оказываются недостойными. И наоборот, человек в начале не произведший на нас достойное впечатление, в дальнейшем становится лучшим другом. Никто не застрахован от ошибки, но чтобы ее избежать надо предоставлять человеку второй шанс, независимо от того какое первое впечатление о нем создалось.

P.S.S. Люди привыкшие судить о человеке по конкретным делам, не придают особого внимания первому впечатлению. Это тоже надо учитывать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Значение эффекта первого впечатления

При формировании первого впечатления существует из­вестное правило 90/90. Суть его в том, что 90% представле­ния о ком-либо формируется в первые 90 секунд общения.

Формирование первого впечатления - довольно сложный процесс, имеющий психологическую структуру, динамику, об­ратные связи разного рода.

Психологическая сущность формирования первого впечатления

Если вы хотите нравиться другим, надо говорить о том, что они любят и их трогает, избегать споров о вещах им безразличных, редко задавать вопросы и никогда не давать повода думать, что вы умнее.

Ф. Ларошфуко

Психологической сущностью формирования первого впе­чатления является межличностное оценивание. Оно связано с формированием образа другого человека, с которым предсто­ит совместная деятельность или общение. Основной задачей оценивания является выявление признаков, на основании ко­торых будет выстраиваться образ другого человека. Этот об­раз во многом и помогает прогнозировать поведение и последовательность действий.

Важнейшую роль в межличностном оценивании играет процесс стереотипизации. У каждого человека под влиянием многих факторов, в первую очередь опыта взаимодействия с людьми, формируются специфические эталоны-стереотипы других людей. Формирование этих эталонов чаще всего не осоз­нается человеком, но они серьезно влияют и управляют про­цессом оценивания.

Выделяют три основные группы эталонов-стереотипов:

антропологические, эмоционально-эстетические и социальные. Каждая из них отражает определенные признаки, с опорой на которые, собственно, и осуществляется оценка.

Антропологические стереотипы связаны с внешним обли­ком человека, его имиджем. Социальные - с его статусом и ро­дом деятельности. Эмоционально-эстетические стереотипы формируются под влиянием собственного опыта переживаний, выработанного чувства меры и красоты.

В формировании первого впечатления большую роль иг­рает психологическая установка. К примеру, если накануне встречи вам охарактеризовали вашего собеседника как умно­го, порядочного и обаятельного, то можно быть уверенным, что ваше первое впечатление будет именно таким.

Но это лишь при условии, что вы доверяете источнику информации.

Сильное влияние на процесс восприятия собеседника ока­зывает его национальность. Для многих это существенно мо­жет либо дистанцировать партнера по общению, либо, наобо­рот, сработает механизм уподобления и, как следствие, возник­нет сближение позиций.

На процесс оценивания оказывает сильное влияние психо­логическое проецирование. Практика подтверждает, что при фор­мировании первого впечатления всегда присутствует психоло­гический феномен проецирования, т.е. приписывания своих эмоций и состояний другому. К примеру, если у человека на­блюдается повышенная тревожность, то от всех, с кем он впер­вые имеет дело, он, скорее всего, станет ожидать недружествен­ных действий и недоверчивого, подозрительного отношения.

Особое влияние на оценку других оказывает состояние уверенности или неуверенности в себе. Экспериментально ус­тановлено, что уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним, неуверенные же - наоборот.

Важнейшую роль в формировании первого впечатления играют внешние данные. Здесь очень часто срабатывают ант­ропометрические и эмоционально-эстетические стереотипы, опирающиеся на особого рода информативные показатели. Основные из них следующие:

1. Физическая привлекательность. Действительно, заме­чено, “что красиво, то и хорошо”, т.е. эффект красоты спосо­бен приписать собеседнику, без всякого на то фактического основания, исключительно положительные черты характера и нравственные качества.

Оценивая привлекательность, особое внимание обраща­ют на лицо.

Важнейшую роль в формировании физической привлека­тельности играет осанка. Известно, что хорошая осанка ассо­циируется с уверенностью и оптимизмом, а также внутренней силой и достоинством. Плохая же осанка воспринимается как проявление неуверенности, а очень часто - зависимости и подчиненности. Все это очень важно учитывать при установ­лении контактов с людьми.

2. Самопрезентация. Самопрезентация заключается в умении сконцентриро­вать внимание окружающих на своих несомненных достоин­ствах и всячески увести внимание партнеров от недостатков. Это во многом будет зависеть от умения владеть психологи­ческой инициативой, от остроумия, выразительности и осо­бого рода артистизма.

3. Стиль одежды. Выбор стиля одежды обычно рассматривает­ся как свидетельство того, что человек из себя представляет, какой у него образ собственного “я”. При оценке стиля одеж­ды обращают внимание на следующие особенности:

а) насколько одежда соответствует случаю.

б) насколько одежда опрятна.

в) насколько одежда соответствует устоявшемуся стерео­типу.

В восприятии стиля одежды имеются достаточно устой­чивые стереотипы. Так, для представителя делового мира (осо­бенно руководителей высокого ранга) предпочтителен консер­вативный стиль. Это также касается и деталей: марки часов, зажигалки, галстуков и т.д. Для представителей же творческих профессий более предпочтительна индивидуальность и неза­висимость.

4. Переживаемое эмоциональное состояние. Сильные эмоции провоцируют психо­логическое заражение, т.е. ситуацию, при которой эмоции и чувства одного человека способны овладевать окружающими.

Не следует забывать, что хорошее первое впечатление обычно производят люди, генерирующие вдохновение, опти­мизм и другие положительные эмоции. К таким быстро про­никаются симпатией и начинают испытывать доверие, более охотно идут навстречу их предложениям и пожеланиям.

В заключение читателям, наверное, небезынтересно бу­дет узнать о специальном исследовании, выявляющем осо­бенности формирования первого впечатления и межличност­ного оценивания у представителей различных профессий:

физиков (вид деятельности по классификации профессора Климова типа “человек - техника”), биологов (“человек - природа”), юристов (“человек - человек”), художников (“че­ловек - образы искусства”), экономистов (“человек - знако­вые системы”). Точнее всех с задачей оценивания справились юристы, затем биологи, потом экономисты, художники. Наи­большее же количество ошибок совершили физики. Выделим лишь некоторые признаки, на которые эти специалисты опи­рались при своем оценивании. Эти данные сведены в табл. 1.

Таблица 1

Как видно из табл.1, самым информативным оказалось оценивание у юристов, и это не случайно, так как их деятельность имеет более коммуникативный характер, чем у предста­вителей других профессий.

Самое изысканное удовольствие состоит в том, чтобы доставлять удовольствие другим.

Ж. Лабрюйер

Не забывайте о первых 10 секундах общения, которые являются решающими. Походка, мимика, жестикуляция, внешний вид, манера говорить - все это очень важно для первого впечатления, и особенно в первые 10 секунд обще­ния. Что же обычно происходит в эти первые 10 секунд кон­такта?

Во-первых, первоначальное появление перед собеседни­ком. Желательно, чтобы осанка и поза демонстрировали вашу энергию и динамичность.

Во-вторых, формирование контакта с помощью взгляда, уместной улыбки и крепкого дружеского рукопожатия . Имен­но они сообщают партнеру о вашем расположении к нему, об уверенности в себе и открытости во взаимоотношениях.

Третьим слагаемым первого впечатления является инто­нация голоса, которая должна быть приветливой и выразитель­ной.

Ваша решительность и уверенное представление во мно­гом определяют то, как партнер будет обращаться к вам.

Позаботьтесь о собственном имидже, начиная с одеж­ды.

Забота об имидже начинается для делового человека с за­боты о теле и одежде: с головы (постоянно хорошо и аккурат­но причесанной) до ног (всегда в хорошем состоянии и в чистой(!) обуви).

Говоря о роли и значении одежды в формировании перво­го впечатления, не следует забывать о главном - о том, что именно воспитанность, интеллигентность и хорошие манеры способны расположить к себе людей с первого взгляда.

Устанавливайте связь с партнером с помощью взгляда. Особая роль в начале общения уделяется первому взгляду. Первое мгновение, когда партнеры встречаются и приветству­ют друг друга, сопровождается первым взглядом глаза в глаза. Наше сознательное восприятие другого человека всегда про­исходит с помощью непосредственного зрительного контак­та.

Опытный собеседник всегда стремится приветствовать своего партнера открытым взглядом в глаза. А позднее, в раз­говоре, часто смотрит в глаза собеседнику, чтобы подчеркнуть значение своих слов. Не следует также забывать, что:

Взгляд способствует внушению так же, как и слова;

Прерывание зрительного контакта при разговоре на дли­тельное время может привести к прекращению разговора;

Когда один партнер говорит, опытный слушающий не

допускает поединка глазами, так как это может породить аг­рессивность.

Правильно пользуйтесь языком взгляда. Не случайно го­ворят, что глаза - зеркало человеческой души. Язык взгляда

способен сказать о многом, а точнее - об истинных чувствах вашего собеседника.

Будьте дружелюбным и уверенным в себе. Когда люди видят эти качества, они считают, что с таким человеком гораздо проще общаться, и бывают более радушны. Если вы еще школьник, то, возможно, рукопожатие не самый подходящий способ начать общение, но для взрослых людей это удачный шанс показать свою открытость. В некоторых странах традиции не позволяют дотрагиваться до людей противоположного пола, так что вам стоит обратить на это внимание и выбрать другой способ поприветствовать человека. Но чаще всего вполне уместно пожать руку при знакомстве.

  • Не бойтесь первым поздороваться с незнакомыми людьми.
  • Улыбайтесь.

Следите за осанкой. Ваша поза может много рассказать окружающим людям о вашем настроении и уверенности в себе. Старайтесь не сутулиться - так вы производите впечатление замкнутого и неуверенного неудачника. Держите спину прямо и стойте с высоко поднятой головой, держа руку на уровне бедра, так вы создадите впечатление сильной, открытой и уверенной в себе личности.

Никогда не суетитесь. Держите руки расслаблено вдоль тела или положите их на колени. Не показывайте собственной нервозности - не нужно грызть ногти, теребить волосы или мять в руках салфетку. С другой стороны, не старайтесь выглядеть излишне самоуверенным - люди могут подумать, что вы наглый и хвастливый человек.

Расслабьтесь. Конечно, поза очень важна, но вы не должны выглядеть как робот. Сидите прямо, но не застывайте столбом. Говорят, что животные могут чувствовать страх, так и люди могут почувствовать вашу неуверенность. Просто будьте собой. Не нужно из кожи лезть, чтобы произвести впечатление на человека, пусть ваша личность говорит сама за себя.

Улыбайтесь. Особенно в том случае, когда вы впервые познакомились с человеком. Не обязательно демонстрировать голливудскую улыбку, достаточно будет вежливой, доброжелательной улыбки. Постарайтесь улыбаться естественно, если улыбка мгновенно сменяется каменным выражение лица, у людей создается впечатление неискренности и фальши. Постарайтесь дать своему собеседнику возможность рассказать что-нибудь, большинство людей раздражает, когда человек болтает непрерывно, не давая собеседнику вставить слова.

Смотрите в глаза собеседника. Старайтесь постоянно смотреть на человека, с которым вы разговариваете. Не отвлекайтесь и не отводите взгляд в сторону, иначе человек будет чувствовать, что он вам неинтересен. Иногда, если у человека есть какие-то проблемы, например, косоглазие, лучше не фокусировать свой взгляд на глазах человека. В этом случае будет естественнее перевести взгляд на рот или нос собеседника.

Одевайтесь соответственно обстановке. Всегда оставайтесь собой и демонстрируйте свою личность. Для этого не обязательно одеваться в соответствии с самыми модными тенденциями. Вы же хотите произвести впечатление о себе, вот и будьте собой. Подумайте о допустимой в данной ситуации длине юбки и глубине декольте. Также важно уделить особое внимание тому, чтобы ваша одежда была чистой и аккуратной. Не забудьте об аксессуарах - они много могут рассказать о вас.

Проявляйте чувство юмора. Человек, который изо всех сил старается казаться весельчаком, обычно достигает прямо противоположной цели. Люди, обладающие хорошим чувством юмора, ведут себя естественно и искренне проявляют свое остроумие. Не стоит употреблять плоские шутки и двусмысленные фразы.

Заинтересуйте человека. Пользуйтесь здравым смыслом, когда выбираете тему для разговора. Вряд ли мужчина произведет впечатление на женщину, если начнет рассказывать, сколько пива он может выпить или описывать недавнюю драку в баре. Аналогично, большинство мужчин вряд ли захотят слушать рассказ девушки о том, какой милый щенок живет у нее в доме, или как она любит покупать новые туфли. Помните, вы пытаетесь привлечь внимание человека. Заинтригуйте его, вызовите интерес к себе. Вот некоторые хорошие темы для разговора:

  • Интересные факты или советы.
  • Музыка и кино.
  • Вопросы.
  • Запомните, никогда не высказывайтесь грубо о чужих убеждения или религиозных и этических ценностях.
  • Дайте возможность собеседнику говорить о себе. "Расскажите, чем вы любите заниматься в свободное время?" В разговоре с женщиной будет уместен комплимент ее внешности, например: "Вам так идет этот цвет". Если вы не знаете, что именно сказать человеку, никогда не говорить комплимент только для того, чтобы сказать что-нибудь. Люди легко распознают вашу неискренность, и это обидит их.

    Найдите общую тему для разговора. Если вы на вечеринке, то можете спросить собеседника, знаком ли он с другими гостями, и поговорить на эту тему.

    Если вы пришли на собеседование, то лучше заранее найти информацию об этой компании. Фактически, чем больше вы узнаете о предприятии, тем лучше. Постарайтесь скрыть татуировки, если они у вас имеются. Они редко производят хорошее впечатление на начальство и клиентов компании. Однако не стоит вести себя так. будто вы знаете все на свете.

    Если ваши зубы в плохом состоянии, найдите способ привести их в порядок. Нездоровые зубы вызывают отвращение. Возможно, вам нужно найти сверхурочную работу, чтобы иметь возможность оплатить услуги стоматолога - нездоровые зубы испортят любое хорошее впечатление!

    • Если у вас неровные зубы, вам нужно проконсультироваться с ортодонтом и установить брекеты. Не забывайте чистить зубы дважды в день, чтобы обеспечить свежесть дыхания.
  • С большой осторожностью используйте парфюм. Это многое может сказать о вас. Тут важно не переборщить. Вам может очень нравится аромат духов, но парфюмерный запах может быть неприятен другим людям или даже вызвать у них аллергию. Принимая во внимание эти соображения, возможно, будет лучше, вообще, не использовать духи. Если же вы все же хотите нанести парфюм, лучше распылить его в воздухе и, подождав несколько секунд, пройти сквозь ароматное облако.

    Позаботьтесь о гигиене. Это очень важно, особенно для подростков. Эти советы могут показаться очевидными, но принимайте душ ежедневно и всегда носите чистую, опрятную одежду. Не забывайте чистить зубы два раза в день и всегда используйте дезодорант-антиперспирант, особенно, если вы планируете важную встречу, которая заставляет вас нервничать.

    • Девочки могут нанести на лицо немного консилера. Не стоит излишне злоупотреблять косметикой, это выглядит непривлекательно. Если вы собираетесь на торжественное событие, можно нанести легкий макияж, используя блеск для губ или помаду, тушь, и иногда тени для век и подводку.
  • Закончите общение на правильной ноте. Пусть человек захочет его проложить. Дайте понять. что вы хорошо провели время и надеетесь, что встретитесь с человеком снова. Вы можете даже отправить короткое сообщение, когда вернетесь домой. Даже если люди составили о вас хорошее впечатление. им важно убедиться, что и вам понравилось общение с ними. Им важно получить подтверждение этого. Однако не будьте слишком навязчивы!

    Будьте собой. Не старайтесь притвориться кем-то другим, иначе вы вынуждены будете и дальше поддерживать фальшивый имидж. Будьте собой. этот совет может показаться банальным. но это чистая правда! Никогда не лгите людям о себе и будьте честным. Если люди обнаружат, что вы обманывали их, им будет неприятно, и они вряд ли простят вас.



  • Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...