Как различить союзы и омонимичные им слова. Вступительное слово учителя

Вороненко Инна Ивановна, учитель русского языка и литературы,

Клинцовская кадетская школа «Юный спасатель» имени Героя Советского Союза С.И.Постевого.

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технологическая карта урока

Тема

Союзы и омонимичные формы

Цели

научить правильно писать производные союзы, отличать производные союзы от омонимичной формы;

– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;

– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.воспитывать желание учиться и делать открытия;

(личностные УУД )

– умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя ; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; (регулятивные УУД);

– умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; умение в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для монологического и диалогического высказывания; умение работать в паре с партнёром,учитывать разные мнения,умения определять цели и способы собственной деятельности под руководством учителя. ( коммуникативные УУД);

Основные понятия

Союз, омоним,

Метапредметные связи

Биология, литература

Ресурсы:

основные

дополнительные

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,Л.А. Тростенцова. Русский язык, 7 класс. Москва «Просвещение» 2013

Русский язык. Орфография.Рабочая тетрадь.2006

Русский язык в таблицах. Наглядный теоретический материал. Москва. «Издат-школа»1997

Н.М.Грибова. Тесты русский язык. Дидактические материалы 7 класс. Москва «Айрис-пресс» 2007

КИМы русский язык 7 класс. Москва «Вако» 2012

Организация пространства

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Этапы урока

Задания, выполнение которых учащимися приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

личностные, метапредметные

I . Мотивация к учебной деятельности

(1 мин.).

Цели:

– создание психологической комфортности

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Цели:

Активизация знакомой лексики

Определение о чем пойдет речь на уроке

Приветствие детей.

Сообщение о необычном уроке

Эпиграф к уроку

«Союз – в грамматике служебное слово,

соединяющее предложения и слова

внутри предложения».

С.И. Ожегов

О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Фронтальный опрос.

Вставить слова вместо многоточий

ТЕСТ

1. В русском языке есть самостоятельные и ………… части речи.

2. Служебные части речи это………

3. Союз – это……………………..

4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………

5. Союзы не являются………………………

6. Союзы связывают………………………………….

7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….

8. Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....

Отвечают на приветствие

Вставляют слова

1. служебные

2.Предлоги, союзы, частицы.

3. союз- это служебная часть речи, которая служит для связи слов и предложений.

4. …простыми

5….не являются членами предложения.

6. …однородные члены и простые предложения.

7. …сочинительными.

8. подчинительными

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной дечтельности.

На данном этапе организуется мотивирование к учебной деятельности, а именно:

а) актуализирутся требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»)

б) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

(личностные УУД)

Обнаруживать и формулировать учебную тему совместно с учителем;

(регулятивные УУД ).

Актуализировать лексику по теме «Союз»

2.Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии

Цель: подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия

Прием «Отсроченная отгадка»

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

1.Кто изображён на иллюстрации?

(если затрудняются ответить на 1 вопрос)

2.Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

Прочитайте предложения, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

1. Что(бы) хорошо учиться, нужно много заниматься.

3. Оля так(же) решила задачу, как и все остальные.

4. Его товарищи учатся хорошо, он так(же) не отстаёт от них.

5. Я то(же) это прочитал.

6. Серёжа выполнил то(же) задание, что и я.

7. Это нелегко, за(то) интересно.

8. Я спрятался за(то) дерево.

Отгадывают животное, изображённое на иллюстрации.

Хамелеон.

Читают предложения

(слайд 7)

Ориентироваться в своей системе знаний

Формировать умения проводить классификацию по заданным критериям, под руководствам учителя;

(познавательные УУД ).

3.Выявление места и причины затруднения

Цель: выявление места и причины затруднения

Итак, возвращаемся к вопросу. Вы помните поставленный вопрос? 1.Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

2.Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?

– Какие задачи мы можем перед собой поставить?

– Итак, тема нашего урока – «Союзы и омонимичные формы».

Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании союзов и омонимичныхчастей речи?

Определяют тему

Ставят задачи: отличать производные союзы от омонимичной формы; отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов; правильно писать производные союзы иомонимичные части речи

(Определить часть речи...)

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

(регулятивные УУД ).

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: устранение возникшего затруднения

Научиться отличать союзы от омонимичных форм.

Как это затруднение преодолеть?

Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

Я предлагаю самостоятельно поработать с учебником.

Работа в парах и по рядам, определяют часть речи.

Самостоятельная работа с п.65 стр. 159-161 (работа в парах)

Извлекать информацию, строить логические цепочки

познавательные УУД ).

Умение работать в паре с партнёром, учитывать разные мнения,

умения определять цели и способы собственной деятельности под руководством учителя.

(коммуникативные УУД ).

5. Реализация построенного проекта

Цели: решение исходной задачи, вызвавшеё затруднение

– активизировать навык монологической речи

Реализация построенного проекта.

Составление алгоритма определения написания омонимичных слов.

Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?

Как определить часть речи внешне сходных слов? (По контексту.) Вернемся к предложениям.

Слитное написание союзов

Раздельное написание омонимичных частей речи

Чтобы=для того чтобы

Что бы =мест.+ частица

Также, тоже} = и

Так же = нареч.+же – частица

То же = мест.+же - частица

Зато=но

За то =за - предлог, то – мест.

Союз - слитно

Бы, же, за - раздельно

Осуществляют в парах поиск необходимой информации, выстраивают ее в логической последовательности

Алгоритм:

Определяю, можно ли к слову подобрать синоним, если да– то это союз- пишу слитно, если нет – это омонимичные формы – пишу раздельно

Умение формулировать собственное мнение и выражать в устной форме.

(коммуникативные УУД ).

6. Первичное закрепление с проговариванием

Цель: решение типовых заданий на новый способ действий

Запись предложений с проговариванием алгоритма

Запишите предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи. Графически объясните орфограмму – контакт и орфограмму – пробел.

Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух.

Записывают предложения и объясняют правописание

1.Что(бы) сократить путь, мы пошли к речке напрямик .

2. Что(бы) ни случилось, я буду рядом.

3. Ночью ветер дул так(же) сильно, как и днём.

4.Он то(же) готов был идти искать заблудившихся ребят.

5.Я спрятался за(то) дерево, что росло у дороги.

6.Морозило сильнее, за(то) было тихо.

Умения в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия.

(регулятивные УУД ).

7. Самостоятель

ная работа по эталону с самопроверкой

цель: самостоятельно выполнять задания нового типа и осуществлять их самопроверку, сравнивая с эталоном

Составить предложения

Самостоятельная творческая работа

Каждый ряд составляет по 2 предложения:

1 ряд: Чтобы – Что бы

2 ряд: Также - так же; Тоже – то же

3 ряд: Зато - За то

Осуществлять осознанное построение речевого высказывания

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД ).

Ориентироваться в своей системе знаний

(регулятивные УУД ).

8.Физминутка.

Цель:

– снять напряжение и усталость

Выполняют упражнения

Умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

(регулятивные УУД ).

9. Включение в систему знаний и повторение

Цель: самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий

Экспресс-тест.

Самодиагностика

По горизонтали поставьте цифры от 1-10. Под цифрами ставить знаки плюс- слитное написание, минус раздельное написание.

(+) - слитное написание, союз

(-) раздельное написание, не союз

Критерии оценивания

5 и более «2»

Проверьте, как вы справились с заданием?

Ключ (слайд 12)

1

Решают тест (слайд)

1. Я люблю делать то(же), что и брат.

2.Мой брат так(же) учится в музыкальной школе.

3.Через полчаса ветер затих так(же) внезапно, как и появился.

4.Корень учения горек,за(то) плод сладок.

5.Что(бы) ещё придумать?

6.Молчание то(же) ответ.

7Мал золотник, за(то) дорог.

8. То(же) слово, да не так бы молвить.

9.Что(бы) писать грамотно, надо знать и теорию.

10. Все очень устали, за(то) цели достигли.

Сверяют свои ответы

Выполняют самопроверку, исправляют ошибки.

Умение корректировать свои ошибки.

(регулятивные УУД ).

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД ).

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель::

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

1 1.Какое открытие сделали сегодня на уроке?

2.Какие затруднения были?

3.Что получилось лучше сегодня на уроке?

5.Пригодятся ли полученные знания в жизни?

(при наличии времени)

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).

11. Домашнее задание

Цель:

– организовать выполнение д/з.

Параграф 65 (учить),упр.391. или упр.392.

Записывают задание в дневник

«У которых есть, что есть - те подчас не могут есть, а другие могут есть, да сидят без хлеба. А у нас тут есть, что есть, да при этом есть, чем есть, — значит, нам благодарить остается небо!». В шуточном стихотворении «Заздравный тост» английского поэта Роберта Бернса наблюдается настоящее столкновение слов «есть», которые в одном случае означают «быть, находиться», а в другом - «принимать пищу». Что же это за битва такая: между кем и чем? Знакомьтесь - омонимичные части речи. Примеры впереди.

Омонимы

Между словами в любом языке, как и между людьми в обществе, обнаруживаются определённые отношения, характер которых складывается в зависимости от выражаемых этими лексическими единицами значений и от их фонетического оформления. Отсюда складываются три основных типа: синонимичные, антонимичные, омонимичные. С последним нам и предстоит разобраться. Итак, что такое омонимы в русском языке?

Суть такого явления, как омонимия, состоит в тождестве, совпадении звучания - звукового облика двух или более слов при полном различии значений. Здесь наблюдается дальнейшее деление на следующие группы:

  • Лексические омонимы, иначе - полные (свет - световая энергия; свет - земля, вселенная, мир);
  • Неполные, которые, в свою очередь, делятся на виды. Среди последних различают: омофоны или фонетические омонимы - разные по значению и написанию, но сходные по звучанию (балл - оценка и бал - вечер танцев); омографы - разное значение, звучание, но одинаковое написание (замок - здание и замок - устройство фиксации); омоформы или морфологические омонимы - разные по значению, иногда и по принадлежности к частям речи, но аналогичные по звучанию лишь в отдельных морфологических формах.

Здесь на вопросе, что такое омонимы в русском языке, поставим точку, и остановимся подробнее именно на морфологических омонимах.

Собственно грамматические омонимы

Это достаточно многочисленная и разнородная группа омонимов, которая также подразделяется на виды. Собственно грамматические омонимы - это лексические единицы тождественные как по звучанию, так и по написанию, но принадлежащие к различным частям речи, и соответственно, отличающиеся лексическим значением, морфологическими, ролью в предложении. Например, слово «что» может быть: вопросительным или относительным местоимением («Что он искал в дальней комнате?»); наречием в значении «зачем», «для чего», «почему», «по какой причине» («Что же ты не читаешь такую интересную книгу?»); союзом («Я говорил вам, что собираюсь в Африку, но вы не верили»); частицей (как правило, употребляется в начале стихотворений).

Другие виды

Данная группа омонимов - омоформы, интенсивно пополняется словесными парами, которые предполагают одновременно лексический и грамматический анализ. Это и есть омонимичные части речи. Как говорится, что это такое и с чем его едят? Здесь следует разбираться с каждыми конкретным случаем.

Наречия

Омонимичные требуется различать между собой, и для этого существуют определённые приёмы. К примеру, имеется немало наречий, которые надо отличать от омонимичных имен существительных, прилагательных, деепричастий, местоимений. Для чего? Для правильного употребления в речи и не допущения поскольку данные пары произносятся одинаково, но разнятся семантикой и написанием.

В предложениях наречие отличается от существительного наличием или отсутствием зависимого слова. У существительного оно есть, у второго - нет. Например, слово «(на)встречу»: «Он с трудом поднялся навстречу» - наречие в значении «вперёд»; «Мои ожидания на встречу с давним другом не оправдались» - на (долгожданную) встречу с зависимым словом «другом», существительное с предлогом. По такому же принципу различаем наречие и прилагательное. Например, «(по)-осеннему»: «Солнце уже светило по-осеннему» - наречие, правильное написание через дефис; «По осеннему небу мчались свинцовые тучи» - прилагательное зависит от существительного «небу» и согласуется с ним в роде, числе и падеже, предлог пишется отдельно.

А вот при разграничении наречий и таких как необходимо просто задать вопрос к интересующему слову и подобрать синоним. В качестве примера возьмём слово «мимо»: «Мимо лестницы весело пробежали дети» - предлог, вопрос не ставится, возможно заменить «перед, за»; «Пробегая мимо, он громко крикнул» - наречие в значении «рядом, близко, недалеко».

Союзы

Продолжаем рассматривать такое явление, как морфологическая омонимия. В ней немало непростых, довольно запутанных случаев, среди которых и правописание омонимичных частей речи. Примеры позволят увидеть и понять различия между ними.

Особое внимание следует обращать на такие союзы, как «чтобы, оттого, также, тоже, потому, зато». У союза «чтобы» есть свой омонимичный брат - вопросительно-относительное местоимение «что» и частица «бы». Как их отличить? Ведь нельзя допустить орфографическую ошибку. Во-первых, если частицу «бы» получается опустить или перенести в другую часть предложения, а к слову «что» подобрать существительное, то перед нами местоимение. Например: «Что бы ему нарисовать? - Что ему нарисовать? - Что нарисовать ему бы? - Картину бы ему нарисовать?» И, во-вторых, на место одного союза можно всегда поставить другой. Читаем: «Я приехал к тебе, чтобы поговорить о накопившихся проблемах. - Я приехал к тебе для того, чтобы поговорить о накопившихся проблемах».

Также, тоже

Союзы «также, тоже» оказались в этом ряду неслучайно. У них, как и у предыдущих «героев», имеются свои омонимичные части речи - наречие с частицей «так же» и местоимение с частицей «то же». Чтобы понять, что перед нами союзы, надо их заменить друг другом либо союзом «и»(«Мы любим художественную литературу, он тоже любит = он также любит = и он любит»). Это первый способ.

В наречии и местоимении частицу «же» можно опустить либо заменить, а в союзе - нет («Она хотела то же, что и мы = Она хотела то, что и мы»). Кроме того, к союзу не ставится вопрос, а к наречию и местоимению - да. («Она хотела то же (что именно?),что и мы; Она плавала так же (как? как именно?), как и мы»). Это второй способ.

Зато, оттого, потому

Продолжаем тему, и обратимся к новым, не менее интересным моментам: слитное и раздельное написание омонимичных частей речи «зато, оттого, потому». Их правильно писать слитно, если они являются союзами, и раздельно - если местоимения с предлогами. Как их распознать? Приёмы те же, что и в вышеописанных примерах.

К союзу всегда можно подобрать другой союз: «зато - но, оттого - потому что, потому - оттого что» («Он плохой художник, зато (но) хороший декоратор»). В сочетаниях «за то, от того, по тому» местоимения «то, того, тому» легко заменить на существительное или прилагательное и поставить к ним соответствующие вопросы («Я хочу вам выразить благодарность за то (за что?), что вы пришли к нам на праздник»)

Предлоги

Правописание омонимичных частей речи (упражнения ищите в учебниках по русскому языку) - достаточно сложная тема. Поэтому продолжаем детальное изучение вопроса.

Итак, предлоги и другие омонимичные части речи. Здесь следует вспомнить, что задача предлогов связывать два слова, которые образуют словосочетание. Они бывают производными и непроизводными. Первые как раз и надо отделять от омонимичных им частей речи. Предлагаем несколько примеров:

  • «Квартира приводилась в порядок в течение одного месяца. - Неожиданно наметился крутой поворот в течении реки».
  • «Мы путешествовали по всей Италии в продолжение месяца. - В продолжении романа появились неожиданные сюжетные линии».
  • «Ввиду недостатка времени я не закончила работу. - Я поинтересовалась, что он имел в виду».
  • «Благодаря его новым идеям мы выполнили это задание. - Гости понемногу расходились, благодаря хозяйку за чудесный ужин».

Что есть что

В первом предложении сочетание «в течение» - с окончанием -е, так как употребляется в значении времени и отвечает на вопросы «как долго? когда?» Он лишен самостоятельного лексического значения, неразрывно связан с существительным. Во втором случае - омоним «в течении» - это существительное с предлогом, потому что между ними можно поставить прилагательное, к примеру, «в быстром течении». Пишем окончание -и согласно общим правилам склонения существительных.

В третьем предложении мы имеем дело с предлогом «в продолжение» в конце с буквой -е. Как и в первом примере он имеет значение времени, зависим от существительного. В четвёртом предложении «в продолжении» является существительным с предлогом, так как можно между ними употребить прилагательное. Перед нами типичная омонимия слов разных частей речи.

В пятом варианте слово «ввиду» пишется слитно, поскольку указывает на причину и, следовательно, является предлогом. В шестом предложении мы имеем дело с существительным с предлогом «в виду» и пишем раздельно. «Вид» - это начальная форма, которая стоит в единственном числе, в предложном падеже.

В седьмом случае сталкиваемся с употреблением предлога «благодаря», оттого что нельзя задать вопрос и обойтись без него. И в восьмом - встречаемся с омонимичным деепричастием «благодаря», поскольку оно обозначает добавочное действие к основному, выраженным сказуемым «расходились», и образует деепричастный оборот.

Надеемся, что статья на тему «Омонимичные части речи: определение, правописание, примеры» поможет справиться со всеми трудностями при изучении русского языка.


Союз

тоже = также = и

Местоимение или наречие с частицей

то же так же

Наш класс тоже пойдёт в музей.

Он вдруг остановился, товарищи тоже застыли на месте.

То же самое мы уже видели (что?).

То же , что вчера, сегодня повторилось (что?).

Люди очень устали, лошади также нуждались в отдыхе.

Мы также решили учиться настойчиво и старательно.

Мы обнаружили в горах то же озеро, что и геологи (какое?).

Я сделал это так же , как ты (как?).

Значение сопоставления.

Союзы можно заменить синонимичными по смыслу другими союзами.

Же можно опустить.

Самое, что, как -- ?


Союз

чтобы

Местоимение с частицей

что бы

Все хотят, чтобы не было войны.

Чтобы не заболеть, надо закаляться.

Значение цели.

Я думал, что бы мне сказать отцу (что?).

Союз чтобы связывает простые предложения в составе сложного.

Я думал, что мне бы сказать отцу (что?).

Союз можно заменить другим синонимичным союзом (для того чтобы).

Значение объекта.

К местоимению можно задать вопрос.

Бы можно опустить или переставить.


Союз

Местоимение с предлогом

Зато = но, однако

За то

Все устали, зато были довольны поездкой.

Мал золотник, зато удал.

Я спрятался за то дерево (за какое?).

Зима была снежная, тёплая, зато лето выдалось холодным.

Он убежал за то здание (за какое?).

Значение противопоставления.

Я благодарен ему за то , что он мне помог (за что?).

Люблю весну за то , что наступает тепло (за что?).

Союз зато можно заменить другим противительным союзом.

Значение указания.

Союз связывает однородные члены предложения.

К местоимению можно задать вопрос.

К союзу нельзя задать вопрос.

Местоимение союзом заменить нельзя.


Союз

Местоимение с предлогом

Поэтому = так что

По этому

Буря разыгралась не на шутку, поэтому корабли в море не вышли.

Было холодно, поэтому мы остались дома.

Давай пройдём по этому мостику (по какому?)

Значение следствия.

Люблю гулять по этому парку (по какому?).

По этому поводу не беспокой меня больше (по какому?).

Значение указания.

Союзы связывают простые предложения в составе сложного.

К союзам нельзя задать вопрос.

К местоимению можно задать вопрос.


Союз

Местоимение с предлогом

Потому что - потому

По тому, что - потому

Поездку отложили, потому что ожидался тайфун.

Она не позвонила, потому что они поссорились.

О людях нужно судить по тому , что они сделали в жизни полезного (по чему?)

Мы гуляли по тому берегу (по какому?).

Шёл проливной дождь, потому весь день мы просидели дома.

Значение причины.

По тому вопросу они никак не могли прийти к согласию (по какому?)

Значение указания.

К местоимению можно задать вопрос.


Союз

Местоимение с предлогом

Оттого что - оттого

От того, что - от того

Все расстроились, оттого что проиграли соревнование.

С утра было пасмурно, оттого и настроение было неважным.

Мне грустно от того , что весело тебе (от чего?).

Значение причины.

От того дома можно пройти через двор и сократить дорогу (от какого?).

Союз можно заменить другим синонимичным союзом.

Значение указания.

Союз связывает простые предложения в составе сложного.

К местоимению можно задать вопрос.


Союз

Местоимение с предлогом

Притом - причём

при том – при чём

Он стал заниматься бизнесом, притом успешно.

Он выполнил задание быстро, причём правильно.

Сын занимается спортом при том клубе, где занимался его отец. (при каком?).

Он не понимал, при чём он, в чём его вина.

Союзы притом и причём легко взаимно заменить.

Значение указания.

Значение объекта.

К местоимению можно задать вопрос.


Союз

Местоимение с предлогом

поскольку

по скольку

Поскольку полкласса болело, учителю пришлось отложить объяснение новой темы.

Значение причины.

« По скольку раз я должна повторять одно и то же?» – сердилась мать.

Можно заменить союзом потому что.

Значение количества.


Презентацию подготовила

учитель русского языка и литературы

Яковенко Валентина Васильевна.

г. Хабаровск

МАОУ гимназия № 6.

В лекции рассматриваются основные признаки и классификации союзов.

Союз

В лекции рассматриваются основные признаки и классификации союзов.

План лекции

29.1. Союз как часть речи.

29.2. Классификации союзов.

29.3. Типы союзов по синтаксической функции.

29.4. Омонимия союзов и слов других частей речи.

29.1. Союз как часть речи

Союзы - это служебная часть речи, при помощи которой оформляется связь между членами предложения, между частями сложного предложения, между предложениями в тексте. По образному выражению М.В. Ломоносова, союзы подобны «гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены или склеены бывают».

В зависимости от выполняемой функции союзы :

Связывают однородные члены предложения (Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза. )

Связывают части сложносочиненного предложения ([Сначала он не обращал внимания на слепого ребенка], но ]потом странное сходство судьбы мальчика с его собственною заинтересовало дядю Максима]. )

Связывают части сложноподчиненного предложения ([У него пока есть все шансы развить остальные свои способности до такой степени], (чтобы хотя отчасти вознаградить его слепоту). )

Связывают члены предложения внутри простого (Должно, Волга тоже начинается из такого оконца? )

Связывают два предложения в тексте между собой (Вода в них казалась неподвижной. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца все время поднимается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы. )

Попробуйте самостоятельно выделить в каждом предложении союз. Если вы сделаете это верно, то слово окрасится в зеленый цвет, если нет - в красный.

1) Так я воспринимаю и слышу это слово.

2) Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.

3) Мы остановились у одного такого оконца и напились воды.

4) Родник родит реку, а река льется, течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ.

5) Своеобразны не только результаты развития, но и самые «законы развития».

Flash: Find_souz.swf

Чтобы правильно определять союзы, важно помнить о том, что союз не называет явления действительности, а лишь указывает на отношения между ними.

Функция оформления синтаксических связей сближает союзы с предлогами. Однако союз отличается от предлога большей свободой сочетаемости и более широким кругом выражаемых отношений:

Связующая функция союзов сочетается с функцией квалифицирующей: союзы выражают характер отношений между объединяемыми элементами. Именно указание на тот или иной тип синтаксических отношений является значением союза. По определению А.А. Шахматова, союзы - это «слова, соединяющие или разъединяющие сочетавшиеся слова, словосочетания или предложения и определяющие эти сочетания со стороны тех или иных отношений, дающие смысл, раскрывающие значение этих сочетаний. Следовательно, союз имеет значение не сам по себе, а как выразитель того или иного сочетания, как словесное обнаружение такого сочетания». Поэтому союзы изучаются не только в курсе морфологии как одна из частей речи, но и в курсе синтаксиса, без чего была бы невозможна характеристика синтаксических связей и синтаксических единиц.

29.2. Классификации союзов

Типы союзов по происхождению

По своему происхождению союзы могут быть непроизводными (первообразными) (и, а, но, или и др.) и производными (что, если, как, когда и др.).

Первообразными являются те союзы, которые не образованы от каких-либо других слов: а, но,и, да.

Производные союзы образуются:

- соединением непроизводных союзов (как будто);

- соединением союза со словом с обобщенным значением (до тех пор, в то время как);

- соединением указательного слова из главной части и простого союза (для того чтобы);

- от других частей речи (пока, хотя, чтобы).

Типы союзов по структуре

По структуре союзы могут быть:

- простыми (что, как, когда и др.);

- составными (потому что, так как, для того чтобы, несмотря на то что и др.).

Простые союзы состоят из одного слова (например, а, и, но, если, хотя).

Составные союзы состоят из двух или более слов и делятся на:

Одноместные (компоненты одноместных союзов расположены в непосредственном соседстве друг с другом, например, благодаря тому что );

Неодноместные (неодноместные союзы состоят из позиционно разобщенных компонентов, например, не только... но и ).

Типы союзов по употреблению

По употреблению союзы делятся на:

Одиночные (но, а, же, зато, однако, да и др.);

Повторяющиеся (и... и, то ... то, или... или, либо ... либо, не то... не то, ни... ни и др.);

Двойные, или парные (если... то, когда... то, хотя... но, так как... то, едва... как, лишь только... как, чем... тем, как ... так и, не только... но и, не столько... сколько, если не... то, не то что... а, не то что... но, не то чтобы а, не то чтобы... но и др.).

Найдите в предложении союз и дайте ему характеристику по трем классификациям.

Человек, живущий по сердцу, в согласии со своим внутренним миром, - всегда создатель, обогатитель и (непроизводный2, простой1, одиночный1 ) художник.

Для таких мастеров, как (производный1, простой1, одиночный1) Пришвин, мало одной жизни.

Я вернулся домой с таким чувством, как будто (производный1, составной2, одиночный1) видел хороший сон.

Не только страсть, но и (производный1, составной2, двойной3)самая жизнь замирает тихо, незаметно…

Звуки откладываются одинаково весельем, или грустью, или радостью, или тоской (непроизводный2, простой1, повторяющийся2).

Flash: Souz_charac.swf

29.3. Типы союзов по синтаксической функции.

Союзы так же, как и предлоги, не имеют самостоятельного значения. Под значением союза понимают те грамматические отношения, которые возникают между синтаксическими единицами, соединёнными союзом . В зависимости от характера выражаемых отношений и с учётом роли в предложении союзы делятся на:

- сочинительные (и, а, но, или и др.) - оформляют связь грамматически равноправных языковых единиц;

- подчинительные (что, как, чтобы, когда, почему, отчего, как только, потому что и др.) - выражают зависимость одной единицы от другой.

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, а также части сложносочиненных предложений. По своему значению эти союзы делятся на несколько разрядов:

Соединительные;

Противительные;

Разделительные;

Сопоставительные;

Пояснительные;

Присоединительные.

Попробуйте самостоятельно заполнить таблицу примерами. Будьте внимательны: союзы перепутаны. Если вы неправильно выполните задание, союзы снова займут свою исходную позицию, если вы ошибетесь дважды, программа начнет вам помогать (как только вы допускаете ошибку, союз начинает мигать).

соединительные

противительные

разделительные

сопоставительные

пояснительные

присоединительные

также, тоже,

да (в значении и),

и...и, ни...ни

однако, же,

зато,

да (в значении но),

то...то,

не то...не то,

или...или,

либо,

либо...либо, то ли...то ли

не только...но и,

как...так и,

не столько…сколько

то есть,

или (в значении то есть),

а именно

да и,

а также

Соединительные союзы выражают отношения перечисления. - И цветы, и шмели, и трава, и колосья, и лазурь, и полуденный зной...

Разделительные союзы выражают взаимоисключение или чередование явлений. - Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое, то сердечная тоска.

Противительные союзы выражают различные оттенки противопоставления. - Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

Двойные сопоставительные союзы совмещают перечисление с сопоставлением объединяемых компонентов. - Идея Колумба достичь Индии западным путем была не только одним из величайших заблуждений, но и величайшим открытием.

Пояснительные союзы связывают разные наименования одного и того же явления. - Еще Геродот, Аристотель и Плиний более или менее верно описали бегемота, или гиппопотама.

Присоединительные союзы вводят добавление к основной информации. - Кто и в какой истребитель пустит Степу без сапог? <...> Да и в сапогах в истребитель его не пустят!

Подчинительные союзы

Подчинительные союзы выражают отношения синтаксической неравнозначности между частями сложноподчинённого предложения. По характеру выражаемых отношений союзы делятся на несколько групп:

1. Временные союзы: когда, пока, едва, как только, прежде чем, после
того как, в то время как, перед тем как, до тех пор пока, по мере того как.

2. Условные союзы: если, если бы, если... то, раз, коли, кабы (союзы
коли и кабы являются устаревшими).

3. Причинные союзы: потому что, так как, ибо, поскольку, оттого
что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, тем более что, из-за того что.

4. Уступительные союзы: хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая
на то что, даром что, пусть, пускай
(слова пусть и пускай сочетают свойства союзов и частиц).

5. Целевые союзы: чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы.

6. Союзы следствия: так что, в результате чего.

7. Сравнительные союзы: как, словно, точно, будто, как будто, подобно тому как, чем, нежели.

8. Изъяснительные союзы: что, чтобы, как, будто.

2 9 .6. Омонимия союзов и слов других частей речи

Подчинительные союзы по своему происхождению связаны в большинстве случаев со знаменательными словами или с сочетаниями знаменательных и служебных слов. Так, союз хотя исторически связан с деепричастием от глагола хотеть, союзы пусть и пускай - с формами повелительного наклонения глаголов пустить и пускать; союз если возник путем сращения формы глагола есть (3 л., ед.ч. от быть) и частицы ли.

Историческое родство многих подчинительных союзов со знаменательными словами проявляется в нередких случаях омонимии союзов и слов других частей речи: например, раз - союз и существительное, пускай - союз и форма повелительного наклонения глагола, точно - союз и наречие.

Особенно важно учитывать омонимию союзов и так называемых союзных слов, то есть местоимений и наречий, выступающих как средство связи между придаточным и главным предложением.

В качестве союзных слов употребляются местоимения кто, что, какой, который, чей, каковой, какое, сколько, наречия где, куда, откуда когда, как, насколько, почему, отчего, зачем.

Омонимия союзов и союзных слов проявляется в словах что, когда и как. Как же отличить, к примеру, союз «что» от местоимения «что», выступающего в роли союзного слова? Необходимо учитывать следующие моменты.

  1. Анализ по членам предложения.
  2. Пропуск анализируемого слова : такой пропуск зачастую возможен для союзов, для союзных же слов пропуск невозможен. Так, в предыдущем примере первое что можно пропустить, второе - нельзя
  3. Постановка логического ударения. Логическое ударение может падать на союзное слово, но не может падать на союз.
  4. Трансформация придаточного предложения с союзным словом в вопросительное предложение.
  5. Замена слова : союз можно заменить только синонимичным союзом, а союзное слово заменяется другим союзным словом, местоимением или существительным».

Рассмотрим все эти способы разграничения союза и союзного слова на конкретных примерах.

Союзное слово

Союз

Я знаю, что вы мне принесли.

1) Является членом предложения, к нему можно задать вопрос.

2) Слово «что» нельзя опустить.

3) Логическое ударение падает на слово «что».

4) Что вы мне принесли?

5) Я знаю: что-то вы мне принесли. Я знаю, кого вы мне принесли.

Таким образом, слово что играет в придаточном предложении роль дополнения и является местоимением, выступающим в роли союзного слова.

Я знаю, что вы принесли мне подарок.

1) Не является членом предложения. к нему нельзя задать вопрос.

2) Слово «что» можно опустить: Я знаю: вы принесли мне подарок.

3) Логическое ударение не падает на слово «что».

4) Трансформация предложения невозможна.

5) Союз «что» ничем в данном контексте заменить нельзя.

Таким образом, слово что является союзом.

Сочинительные союзы, в отличие от подчинительных, имеют омонимы не из числа знаменательных слов, а из числа частиц и междометий.

Так, омонимами союза и являются:

1) усилительная частица: «Овец-то и забыли!» (И.Крылов); «Вот тебе постель! Не хочу и доброй ночи желать тебе!» (Н. Гоголь) ;

2) междометие, употребляемое в начале восклицательного предложения: «И, полно, что за счеты!» (И. Крылов) .

Омонимами союза а являются:

1) частица, выражающая вопрос или отклик на чьи-либо слова: «- А? Что? Что такое? - проговорил Сипягин, как бы просыпаясь» (И. Тургенев). Частица «а» используется также при повторе обращения: «- Барышня, а барышня? - начал опять городовой» (Ф. Достоевский);

2) междометие, употребляемое «для выражения удивления, злорадства и других чувств»: «- А, Чацкий! Любите вы все в шубы рядить, Угодно ль на себя примерить?» (А. Грибоедов); «А! так ты не можешь, подлец! Когда увидел, что не твоя берет, так и не можешь! Бейте его!» (Н. Гоголь).

Укажите только те предложения, в которых есть союзы, а не омонимичные им части речи (нажмите мышкой на номера этих предложений). В случае ошибки предложение начнет мигать и появится комментарий, обязательно его прочтите.

  1. 1. Узнав от дочери, что я, быть может, приеду в Шелковку, она торопливо припомнила два-три моих пейзажа
  2. 2. Зато мой Петр Петрович, у которого еще со студенчества осталась манера всякий разговор сводить на спор, говорил скучно, вяло и длинно. (Слово «который» никогда не бывает союзом, это всегда местоимение, выступающее в роли союзного слова.)
  3. 3. Я могу верно угадывать даже то, чего не знаю. (Слово «чего» является дополнением, его можно заменить местоимением «чего-то», на него падает логическое ударение, придаточную часть можно переделать в вопросительное предложение: «Чего я не знаю?» Следовательно, это местоимение в роли союзного слова.)
  4. 4. Пока накрапывал дождь, мы говорили о Лиде.
  5. 5. У ворот со львами стояла Женя, поджидая меня, чтобы проводить.
Дата: 2010-05-22 00:58:40 Просмотров: 4625

В сложноподчинённом предложении основная часть связывается с придаточной частью при помощи последующих средств связи :

  • подчинительных союзов,
  • союзных слов,
  • указательных слов.
  • Альянс - это служебная часть речи, которая служит для связи частей сложного предложения, однородных членов предложения и целых предложений.

    Союзные слова - это местоименные слова, в каких совмещены характеристики самостоятельной (знаменательной) и служебной части речи. В качестве союзных слов способны употребляться только местоименные слова вопросительного класса:

  • местоимения-существительные (кто, что);
  • местоименные прилагательные (какой, который, каков, каковой, кой, чей);
  • местоименные наречия (где, куда, откуда, когда, как, как, почему, отчего, для чего);
  • местоименное числительное (сколько).
  • Указательные слова находятся в основном предложении (бывают не всегда!). Это указательные местоимения и наречия тот, таковой, столько, там, туда, тогда и др., которые указывают, что при нём имеется придаточное предложение, и выделяют его содержание: То сердечко не научится обожать, которое утомилось непереносить (Некрасов); Там , где вырастают розы, вырастают и шипы (пословица).

    Основная неувязка при анализе сложноподчинённого предложения - трудности в разграничении союзов и союзных слов.

    Чтоб отличить альянс от союзного слова, необходимо средство связи частей сложноподчинённого предложения проверить по последующим признакам.

    Союзы

    Союзные слова

    1. Не являются членами предложения: Он произнес, что сестра не вернётся к ужину (что - альянс, не является членом предложения).

    1. Являются членами придаточного предложения: что ведёт через рощу (союзное слово что - подлежащее).

    2. Нередко (однако не всегда!) альянс есть возможность изъять из придаточного предложения, ср.: Он произнес, что сестра не вернётся к ужину. - Он произнес: сестра не вернётся к ужину.

    2. Так как союзное слово - член придаточного предложения, его нельзя изъять в отсутствие конфигурации смысла: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу ; нереально: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу .

    3. На альянс не может падать логическое ударение.

    3. На союзное слово может падать логическое ударение: Я знаю, что он будет делать завтра.

    4. После союза нельзя поставить частички же, конкретно .

    4. После союзного слова есть возможность поставить частички же, конкретно , ср.: Я знаю, что все-таки что конкретно он будет делать завтра.

    5. Альянс нельзя поменять указательным местоимением либо местоименным наречием.

    5. Союзное слово есть возможность поменять указательным местоимением либо местоименным наречием, ср.: Я знаю, что он будет делать завтра. - Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. - Я знаю: там он был вчера.

    Нужно держать в голове, что не любой из этих приемов в отдельности может посодействовать распознаванию союза и союзного слова. Ни один из признаков не является универсальным, т.к. опирается только на наружное выражение существенных внутренних различий. Используя нареченные аспекты в совокупы либо в разных сочетаниях, есть возможность научиться определять, союзом либо союзным словом присоединяется придаточная часть к главной.

    Кроме обозначенных выше методов разграничения союзов и союзных слов следует учесть последующее:

    1) Что, как, когда могут быть как союзами, так и союзными словами. Это омонимы , потому при разборе сложноподчинённых предложений с этими словами нужно быть отдельно внимательными.

  • Когда является союзом
  • В придаточном времени (Отец мой скончался, когда мне был шестнадцатый год . Лесков);

    В придаточном условия (Когда необходимо чёрта, так и ступай к чёрту! Гоголь).

  • Когда является союзным словом
  • В придаточном времени, в том случае в главной части есть указательное слово тогда (Отец мой скончался тогда , когда мне был шестнадцатый год);

    В придаточном изъяснительном (Я знаю, когда он вернётся );

    В придаточном определительном (Тот день, когда мы повстречались в первый раз, я не забуду никогда ; когда в определительном придаточном есть возможность поменять главным для этого придаточного союзным словом который , ср.: Тот день, в который мы повстречались в первый раз, я не забуду никогда ).

  • Как является союзом во всех обстоятельственных придаточных, не считая придаточных вида действия и степени (ср.: Служите мне, как вы ему служили (Пушкин) - придаточное сравнительное (как - альянс). Как душа черна, так мылом не смоешь (пословица) - придаточное условия, есть возможность поменять: в том случае душа черна (как - альянс). Делай так, как тебя учили - придаточное вида действия и степени (как - союзное слово).
  • Отдельно пристально следует разбирать придаточные изъяснительные: в их как и что могут быть как союзами, так и союзными словами . Ср.: Он произнес, что вернётся к ужину (что - альянс). - Я знаю, что он будет делать завтра (что - союзное слово); Я слышал, как за стенкой рыдал ребёнок (как - альянс). - Я знаю, как она любит отпрыска (как - союзное слово).
  • В придаточном изъяснительном альянс как есть возможность поменять союзом что , ср.: Я слышал, как за стенкой рыдал ребёнок. - Я слышал, что за стенкой рыдал ребёнок.
  • 2) Чем является союзом в 2-ух случаях:

  • в составе двойного союза чем... тем : Чем далее в лес, тем больше дров; Чем поближе осень, тем грустнее на душе;
  • в придаточных подобных сложноподчинённых предложений, которые имеют в главной части прилагательное, наречие в сравнительной степени либо слова другой, иной, по другому : Он оказался выносливее, чем мы задумывались; Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, повернуться (Крылов).
  • 3) Где, куда, откуда, кто, почему, для чего, сколько, который, какой, чей - союзные слова и не могут быть союзами.

    4) При разборе придаточного предложения очень нередко допускается тяжелейшая ошибка : вид придаточного предложения определяют по союзу либо союзному слову. Это неприемлимо, так как один и тот же альянс (союзное слово) может вводить различные виды придаточных.

  • Чтоб не ошибиться, нужно поставить вопрос от головного предложения к придаточному : Я знаю (что?), когда он вернётся; Я знаю (что?), где он был - придаточные изъяснительные; Он возвратился в город (в какой город?), где провел молодость; Тот день (какой день?), когда мы познакомились, я не забуду никогда - придаточные определительные.
  • Не считая того, в определительном придаточном союзные слова где, куда, откуда, когда есть возможность поменять союзным словом который . Ср.: Он возвратился в город, где провёл молодость. - Он возвратился в город, в каком провёл молодость; Тот день, когда мы познакомились, я не забуду. - Тот день, в который мы познакомились, я не забуду.
  • 5) Ещё одна трудность - найти, каким членом предложения является союзное слово.

    При определении синтаксической роли союзного слова вопрос ставится уже в самом придаточном предложении прямо от того слова (либо словосочетания), к которому относится союзное слово:

    Вот дом, в каком (= в доме) мы жили ранее - союзное слово в каком (местоимение) в роли происшествия места : жили (где?) , а вид придаточной - придаточная определительная.

    Вот дом, который (= дом) выстроили в прошедшем году - союзное слово который в роли прямого дополнения : выстроили (кого?/что?), а вид придаточной - придаточная определительная.

    Вот дом, внешний облик которого (= обители) мне очень нравится - союзное слово которого в роли несогласованного определения : внешний облик (чей?), а вид придаточной - придаточная определительная.

    Вот дом, который (= дом) был возведен в XIX веке - союзное слово который в роли подлежащего : (кто?/что?) дом, а вид придаточной - придаточная определительная.

    Источники:

  • licey.net - статья «Разграничение союзов и союзных слов»;
  • traktat.com - статья «Подчинительные союзы и союзные слова».


  • Последние материалы раздела:

    SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
    SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

    Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

    Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
    Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

    Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

    Перемещение Определить величину перемещения тела
    Перемещение Определить величину перемещения тела

    Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...