Как разобрать числительное морфологический разбор. Морфологический разбор имён числительных План разбора имени числительного

План разбора:

I. Часть речи. Общее значение.

П. Морфологические признаки.

    Начальная форма (именительный падеж).

    Постоянные признаки:

а) простое или составное,

б) количественное / порядковое,

в) разряд (для количественных).

3. Непостоянные признаки:

б) число (если есть),

в) род (если есть).

Образец устного разбора:

Поезд приехал в три часа.

I. (В) три (часа) - имя числительное, обозначает число.

II. Морфологические признаки.

    Начальная форма - три.

    Постоянные признаки:

а) простое,

б) количественное,

в) обозначает целое число.

3. Непостоянные признаки: употреблено в винительном падеже.

III. В предложении является обстоятельством времени. Приехал (когда?) в три часа.

Морфологический разбор местоимения

План разбора:

I.Часть речи. Общее значение.

П. Морфологические признаки.

    Начальная форма.

    Постоянные признаки:

а)разряд,

б)лицо (у личных местоимений).

3.Непостоянные признаки:

б)число (если есть),

в)род (если есть).

III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является).

Образец устного разбора:

Вы себе мелеете вообразить...

I. Вы - местоимение, указывает на лицо.

II. Морфологические признаки.

    Начальная форма - вы.

    Постоянные признаки:

а) личное,

б) 2-е лицо,

в) множественное число.

3. Непостоянные признаки: употреблено в именительном падеже. III. В предложении является подлежащим.

Морфологический разбор глагола

План разбора:

I . Часть речи. Общее значение (действие).

П. Морфологические признаки.

    Начальная форма (неопределенная).

    Постоянные признаки: а) вид, б) переходность - непереходность,

в) возвратность - невозвратность*, г) спряжение.

3. Непостоянные признаки:

а) наклонение, б) время (если есть), в) число, г) лицо (если есть),

д) род (если есть).

III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является).

Образец устного разбора:

Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. (И.А.Бунин)

I. Исчезает - глагол, обозначает действие.

II. Морфологические признаки.

    Начальная форма - исчезать.

    Постоянные признаки: а) несовершенный вид, б) непереходный, в) невозвратный, г) I спряжение.

3. Непостоянные признаки: а) изъявительное наклонение, б) настоящее время,

в) единственное число, г) 3-е лицо.

III. В предложении является простым глагольным сказуемым. Запах (что делает?) исчезает.

Морфологический разбор причастия

План разбора:

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение (признак по действию). От какого глагола образуется.

П. Морфологические признаки:

Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

    Постоянные признаки:

а) действительное или страдательное,

3. Непостоянные признаки:

а) для страдательных - полная или краткая форма,

б) падеж (у причастий в полной форме),

г) род (для ед. числа).

III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).

Образец устного разбора:

Дома подступали почти вплотную к опущенному окну. (Б.Пастернак)

I . (К) опущенному (окну) - причастие, особая форма глагола, обозначает признак предмета по действию (окно, которое опустили), образовано от глагола опустить.

П. Морфологические признаки:

    Начальная форма - опущенный.

    Постоянные признаки:

а) страдательное,

б) прошедшее время,

в) совершенный вид.

3. Непостоянные признаки:

а) полная форма,

б) дательный падеж,

в) единственное число,

г) средний род.

III. В предложении является согласованным определением. К окну (какому?) опущенному.

Схема морфологического разбора имени числительного

1. Выделить словоформу в минимальном контексте. Назвать часть речи.

2. Указать начальную форму (И. п.).

3. Поставив вопрос, определить общее категориально-грамматическое значение.

4. Определить разряды числительного :

а). лексико-грамматический разряд: количественное (указать подразряд: собственно-количественное, собирательное, дробное) или порядковое;

б). по структуре: простое, сложное, составное;

в). по образованию: производное или непроизводное (указать, как образовано, и назвать способ образования).

5. Охарактеризовать морфологические особенности :

а). назвать особенности склонения;

б). падеж;

в). род (если есть); указать средства выражения рода;

г). число (если есть).

6. Охарактеризовать синтаксические особенности :

а). вид связи с существительным;

б). роль в предложении.

Образцы анализа

На полке красовалось полное собрание сочинений Ф. М. Достоевского в тридцати пяти томах .

1. В тридцати пяти томах . Тридцати пяти - имя числительное.

2. Н. ф. - тридцать пять .

3. Отвечает на вопрос: сколько? Общее категориально-грамматическое значение - обозначает количество однородных предметов в целых единицах.

4. Разряды числительного :

а). количественное, собственно-количественное;

б). составное;

5. Морфологические особенности :

а). оба слова склоняются как существительные III-го склонения;

б). в предложном падеже: ОПС - окончания соответственно -и , -и ; СС - форма сущ.;

6. Синтаксические особенности :

а). в тридцати пяти томах : связь - управление, числительное управляет существительным, ставя его в форме П. п. мн. ч.;

томах является несогласованным определением.

В 1861 году в Лондоне подходило к концу строительство первой линии метрополитена, а в России отменено крепостное право.

1. Первой линии . Первой - имя числительное.

2. Н. ф. - первая .

3. Отвечает на вопрос: какая? Общее категориально-грамматическое значение - обозначает порядок следования однородных предметов при счёте.

4. Разряды числительного :

а). порядковое;

б). простое;

в). непроизводное.

5. Морфологические особенности :

а). склоняется как качественные и относительные прилагательные твёрдого подтипа;

б). в родительном падеже: ОПС - окончание -ой ; СС - форма сущ.;

в). в женском роде; линия (сущ. ж. р. стоит в форме Р. п. ед. ч.);

г). в ед. ч.; линия (сущ. стоит в форме Р. п. ж. р.).

6. Синтаксические особенности :

а). первой линии : связь - согласование, числительное согласуется с существительным в роде, числе и падеже;

б). в предложении вместе с существительным линии - дополнение.

Воды мирового океана занимают три четвёртых поверхности земного шара.

1. Три четвёртых поверхности . Три четвёртых - имя числительное.

2. Н. ф. - три четвёртых .

3. Отвечает на вопрос: сколько? Общее категориально-грамматическое значение - обозначает количество в дробных величинах.

4. Разряды числительного :

а). дробное;

б). составное;

в). производное, образовано особым способом - соположением.

5. Морфологические особенности :

а). склоняются оба слова: три - как собственно-количественное числительное; четвёртых - как качественные и относительные прилагательные твёрдого подтипа во множественном числе;

б). в В. п: ОПС - окончания соответственно -и , -ых ; СС - глагольное управление (занимают что?);

6. Синтаксические особенности :

а). три четвёртых поверхности : связь - управление, числительное управляет существительным, ставя его в форме Род. п.;

б). в предложении вместе с существительным поверхности является дополнением.

ОПС - основное парадигматическое средство.

СС - синтагматическое средство.

Все три комплекса предлагают одинаковую схему разбора числительного, где в постоянных признаках указывается разряд по значению и структуре, а в непостоянных - падеж, число (если есть), род (если есть).

Эта схема достаточно трудна в использовании из-за грамматической разнородности числительных и не позволяет правильно описать слова тысяча и др., грамматически сходные с существительными, то есть имеющие постоянный признак рода.

Поскольку морфологические признаки числительных различны, грамотнее использовать разные схемы для числительных разного грамматического устройства. Для всех числительных указывается начальная форма, разряд по значению (количественное целое, дробное или собирательное / порядковое) и по структуре (простое / составное). Далее схемы различаются в зависимости от разряда (количественные или порядковые) и от морфологических признаков числительных.

Схема морфологического разбора количественных числительных, кроме один, два, оба, полтора, тысяча, миллион, миллиард:

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

Количественное, целое / собирательное / дробное,

Простое / составное;

б) непостоянные:

При разборе количественных числительных надо обратить внимание учащихся на то, что не являются числительными такие слова, как половина, четверть, треть, пятерка, десяток, сотня и др. Это существительные. Слова сколько, столько, несколько относят к местоимениям, слова много, мало - к наречиям.

Схема морфологического разбора числительного один:

1. Числительное. Начальная форма - один.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

Количественное, целое,

Простое;

б) непостоянные:

Род (в ед. числе),

3. Синтаксическая роль в предложении.

При разборе слова один надо иметь в виду, что оно может выступать в предложении также и в функции частицы: Один я это знаю (=Только я это знаю). Если слово один употребляется в форме множественного числа в сочетании с существительным, изменяющимся по числам, то оно выступает именно в данном значении, например: На столе лежат одни яблоки (=На столе лежат только яблоки). На эту особенность употребления слова один обращает внимание комплекс 2. Морфологические признаки слова один в этом случае те же, что и в количественном значении, но оно не является при этом членом предложения.

Схема морфологического разбора слов два, оба, полтора:

1. Числительное. Начальная форма.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

Количественное, подразряд (целое / собирательное / дробное),

Простое;

б) непостоянные:

3. Синтаксическая роль в предложении.

Схема морфологического разбора числительных тысячи, миллион, миллиард) :

1. Числительное. Начальная форма.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

Количественное, целое,

Простое;

б) непостоянные:

3. Синтаксическая роль в предложении.

Схема морфологического разбора порядковых числительных:

1. Числительное. Начальная форма (И. п. ед. числа муж. рода).

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

Порядковое,

Простое / составное;

б) непостоянные:

Род (в ед. числе),

3. Синтаксическая роль в предложении.

Слово первый может быть не только порядковым числительным, но и прилагательным, если имеет значение "лучший": Он отличник, первый ученик в классе.

Слова второе, третье могут быть существительными: На третье подали мороженое.

Приведем образец морфологического разбора числительных.

Разбор имени числительного

Имя числительное — часть речи, которая обозначает количество, а также порядок предметов при счете и выражает эти значения в грамматических категориях падежа, а в некоторых случаях рода и числа. Среди числительных выделяют по семантике три основных разряда: количественные, порядковые и собирательные.

Количественные числительные — это прежде всего собственно количественные числительные, которые называют целое определенное количество предметов или число. Например:

1 — один, одна, одно

22 — двадцать два (две)

1001 — тысяча один и т.д.

2 — два, две

23 — двадцать три

2000 — две тысячи

24 — двадцать четыре

3000 — три тысячи

4 — четыре

25 — двадцать пять

4000 — четыре тысячи

26 — двадцать шесть

5000 — пять тысяч

6 — шесть

27 — двадцать семь

21 000 — двадцать одна тысяча

28 — двадцать восемь

22 000 — двадцать две тысячи

8 — восемь

29 — двадцать девять

1 000 000 — один миллион

9 — девять

30 — тридцать

1 000 000 000 — один миллиард

10 — десять

31 — тридцать один и т.д.

1 428 926 375 — один миллиард четыреста двадцать восемь миллионов девятьсот двадцать шесть тысяч триста семьдесят пять

11 — одиннадцать

40 — сорок

12 — двенадцать

50 — пятьдесят

13 — тринадцать

60 — шестьдесят

14 — четырнадцать

70 — семьдесят

5 847 394 123 — пять миллиардов восемьсот сорок семь миллионов триста девяносто четыре тысячи сто двадцать три

15 — пятнадцать

80 — восемьдесят

16 — шестнадцать

90 — девяносто

17 — семнадцать

18 — восемнадцать

101 — сто один

19 — девятнадцать

102 — сто два и т.д.

20 — двадцать

1000 — тысяча

21 — двадцать один (одна, одно)

В состав количественных числительных входят также дробные числительные и неопределенно-количественные слова. К дробным относятся такие числительные, которые называют части целого или количество частей целых предметов. Например: 1 2/ 7 — одна целая (и ) две седьмых , 2 3/ 4 — две целых (и ) три четвертых , 3 1/ 8 — три целых (и ) одна восьмая. Более 2/ 3 (двух третей ) территории России принадлежит к бассейну Северного Ледовитого океана; Самый большой бассейну реки Обь 2 ,9 (две целых и девять десятых ) млн кв. км. Неопределенно-количественные слова обозначают неопределенное (большое или малое) количество предметов (мало , много , немало , немного; множество; меньшинство , уйма , масса ) либо только указывают на него (местоименные числительные несколько , сколько-нибудь , столько-то ).

Количественные числительные различаются не только по общему значению, но и по структуре. По структуре они делятся на простые, сложные и составные. Простые числительные имеют один корень (девять , восемнадцать , двадцать , миллиард ), сложные — два корня (семьдесят, семьсот), составные представляют собой сочетание простых и сложных числительных (сорок пятый , два и девять десятых , сто девяносто восемь ).

К особенностям собственно количественных числительных относится то, что они не имеют форм числа, а формы рода свойственны только числительным один (одна , одно ) и два , полтора (м.р. и ср.р.), две , полторы (ж.р.).

Сочетаясь с существительными, числительные 2, 3, 4, а также числительные, которые оканчиваются на 2, 3, 4 (тридцать два , тридцать три ), требуют постановки существительного в Р.п. ед.ч., например: четыре (сорок четыре , сто четыре ) студента. Сочетаясь с существительными, числительные 5, 6, 7... 19, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 1000, 100, миллион , миллиард , а также числительные, которые оканчиваются на эти цифры, и слова, обозначающие количество (мало , множество и др.), требуют постановки после себя существительного в Р.п. мн.ч. Например: семь (двадцать семь , сто семь , несколько , масса ) студентов.

Особый случай представляет сочетание числительных с существительными при указании на возраст. После числительного один употребляется год , после числительных 2, 3 , 4 употребляется форма года. После числительных от 5 до 20 , а также после числительных 30 , 40 , 50 , 60 , 70 , 80 , 90 , 100 , много , мало употребляется слово лет:

Количественное числительное обычно стоит перед существительным, образуя словосочетание, которое может выступать в роли разных членов предложения: Два десятка [подлежащее] автоматчиков уже достигли изгороди (В. Быков); Ветер десять баллов [сказуемое] (Б. Горбатов); Яростный , колючий ливень хлещет ему в лицо , словно бьет тысячами хвойных веток [дополнение] (Б. Горбатов); Через пять минут [обстоятельство] влетаем в деревню (А. Н. Толстой); Нарисовалась бревенчатая изба с тремя оконцами [несогласованное определение] по фасаду (Е. Носов). Если количественное числительное стоит после существительного, все сочетание приобретает значение приблизительного количества: На собрании присутствовало пятьдесят человек (точное количество). — На собрании присутствовало человек пятьдесят (приблизительное количество). "Еще километров сорок . До вечера доедем" , — думам Байбаас (С. Данилов).

Порядковые числительные называют порядковый номер по счету. Они образуются от количественных числительных и по своим грамматическим признакам представляют собой относительные прилагательные. Порядковые числительные имеют формы рода, числа и падежа и выступают в предложении в роли определения: первый учитель , первая учительница , первое выступление , первые учителя; Так прошел восьмой день мая и томительный тихий вечер (Е. Носов). Соотнесенность количественных и порядковых числительных показана в табл.

Соотнесенность количественных и порядковых числительных

Количественные

числительные

(сколько?)

Порядковые числительные (какой?)

Количественные

числительные

(сколько?)

Порядковые

числительные

(какой?)

один

первый

двадцать

двадцатый

второй

тридцать

тридцатый

третий

сорок

сороковой

четыре

четвертый

пятьдесят

пятидесятый

пять

пятый

шестьдесят

шестидесятый

шесть

шестой

семьдесят

семидесятый

семь

седьмой

восемьдесят

восьмидесятый

восемь

восьмой

девяносто

девяностый

девять

девятый

сотый

десять

десятый

тысяча

тысячный

одиннадцать

одиннадцатый

миллион

миллионный

миллиард

миллиардный

Если порядковые числительные образуются от количественных числительных, состоящих из нескольких слов, то изменяется только последнее слово. Например: 358 триста пятьдесят восемь (восьмой ), 4762 четыре тысячи семьсот шестьдесят два (второй ).

При назывании даты, т.е. при ответе на вопрос "Какое сегодня (вчера было , завтра будет ) число?" , употребляются порядковые числительные ср.р. в И.п.:

При указании на дату, т.е. при ответе на вопрос "Какого числа? (когда?)", числительное употребляется в Р.п. Такой вопрос относится обычно к глаголу-сказуемому: "Какого числа (когда? ) была принята Конституция РФ?" Ответ: "Конституция РФ была принята двенадцатого декабря тысяча девятьсот девяносто третьего года ". Порядковые числительные, которые стоят после названия месяца и указывают на какой-либо год, также имеют форму Р.п. Если называется лишь год какого-либо действия без указания на число и месяц, числительное употребляется в П.п.: Конституция РФ была принята в тысяча девятьсот девяносто третьем году.

Собирательные числительные обозначают определенное количество предметов в их совокупности как одно целое. Чаще всего употребляются числительные двое , трое, четверо , пятеро , реже — шестеро , семеро , десятеро. Собирательные числительные сочетаются обычно с существительными м.р. со значениями лица {двое студентов , трое преподавателей , шестеро рабочих ), с названиями детенышей {трое волчат ), с существительными, имеющими форму только мн.ч. {двое брюк ) или обозначающими парные предметы (трое ботинок ), с существительными общего рода (трое судей ) и личными местоимениями (нас было трое ). Собирательные числительные оба (м.р. и ср.р.) и обе (ж.р.) имеют формы рода.

Все числительные согласуются с существительными, кроме количественных числительных в И.п.: четыре двигателя четырех двигателей , четырем двигателям и т.д.

По грамматическому сходству со словами других частей речи можно разделить числительные на следующие группы: числительные-существительные (тысяча , миллион ), числительные-прилагательные (второй , третий , многие , один , одни ), числительные-наречия (много , столько ), числительные-местоимения (несколько , столько ), относя к собственно числительным только количественные числительные, обозначающие именно количество или число {два , пять ), а также их совокупность (двое , пятеро ). Дробные числительные типа две пятых к числительным как части речи в этом случае не относятся, а рассматриваются как сочетания слов, имеющих количественное значение, но принадлежащих к разным частям речи.

Числительное в русском языке призвано указывать на число и количество предметов, а также порядок их при счете. Зачастую морфологический разбор этой части речи вызывает определенные трудности. Во избежание этого следует запомнить план разбора числительных, представленный в этой статье.

Часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? который? и обозначает количество и число предметов, а также их порядок при счёте называют числительным . Существуют такие разряды данной части речи:

  • количественные (дробные, собирательные и целые);
  • слова неопределённо-количественные .

По составу различают простые , составные и сложные числительные . В предложении данная часть речи может выступать в качестве, как главного, так и второстепенного члена.

В 6 классе ученики изучают и выполняют морфологический разбор числительного. Очень часто такой вид работы вызывает сложности выполнения. Это связано с тем, что трудно запомнить последовательность всех характеристик, которые необходимо указать при разборе слов. Поэтому целесообразней будет использовать специальные заготовки в виде плана разбора, который поможет разобрать нужную часть речи.

Пример морфологического разбора имени числительного

  • Указать часть речи, вопрос, на который отвечает данное слово, его общее грамматическое значение.
  • Записать слово в начальной форме (именительный падеж; для порядковых числительных - ещё и мужской род, единственное число).
  • Указать постоянные признаки:

А) структурный разряд (сложное, простое, составное);

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Б) по значению (количественное, дробное, порядковое, собирательное).

  • Записать непостоянные морфологические признаки:

А) указать падеж;

Б) если есть, то род и число.

  • Синтаксическая роль в предложении. Если связано с существительным, то выписывают вместе с ним и указывают главное слово в словосочетании.

Образец разбора

Ивану Васильевичу исполнилось пятьдесят лет.

Пятьдесят (лет)

  • Имя числительное, вопрос сколько?,
  • Начальная форма - пятьдесят.
  • По структуре - сложное, значение - количественное.
  • Падеж винительный.

Пётр запряг в упряжку четверо коней.

Четверо (коней)

  • Имя числительное, вопрос сколько?, обозначает количество при счёте.
  • Начальная форма - четверо.
  • По структуре - простое, значение - собирательное.
  • Падеж винительный.
  • В предложении выступает дополнением.

Первоклассник первый раз идёт сегодня в школу.

Первый (раз)

  • Имя числительное, вопрос который?, обозначает порядок при счёте.
  • Начальная форма - первый раз.
  • По структуре - простое, значение - порядковое.
  • Падеж - винительный, мужской род, единственное число.
  • В предложении выступает обстоятельством.

Морфемный разбор

Бывает, что ученики путают морфологический разбор с морфемным. Выделение морфем - это разбор слова по составу, при котором нужно выделить окончание, основу, корень, приставку и суффикс. Например, числительное пятнадцать имеет нулевое окончание, оно спрягается как существительное 3-го склонения (пятнадцать - пятнадцати - пятнадцатью ).



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...