Как развить в себе любознательность. Любопытство порождает новые идеи

Каждый ребенок рождается любознательным. Это естественное свойство подстегивает обучение на ранних этапах. Но чтобы любознательность у малыша была созидательной, ее надо культивировать.

Вы не должны препятствовать малышу в его исследовательской деятельности, иначе он вряд ли захочет продолжать ее или же будет заниматься со значительно меньшей настойчивостью.

Как же развивать любознательность ребенка, чтобы у него на всю жизнь сохранилось желание учиться?

. Слушайте вопросы ребенка и не ленитесь отвечать на них. Ведь малыши — ужасные «почемучки». Им нужно узнать очень многое, поэтому они постоянно задают вопросы. И неудивительно, что у вас, родителей, часто голова идет кругом от дождя их вопросов. Иногда желания отвечать на сотый вопрос «почему?» и «что это?» может и не оказаться, но все же постарайтесь не прятаться от любознательного дождя под зонтиком усталости или равнодушия. Не одергивайте ребенка, не молчите. Не говорите ему, что «ты слишком мал, чтобы понять это». Все вопросы крохи заслуживают вашего ответа, поскольку он на данном этапе все щупает, рассматривает, пробует, слушает, а потом пытается разобраться в своих ощущениях. Отвечая, вы обязательно должны учитывать возраст вашего «любознайки». Если малыш не будет получать ответы на свои, такие важные для него вопросы, то вскоре он перестанет спрашивать. И самое главное — вопросы могут исчезнуть вовсе из его жизни. Поэтому не ленитесь объяснять малышу, как устроен мир, ведь так вы делаете его более умным.

Примиритесь с исследовательской деятельностью малыша, и не только примите ее как должное, но и поощряйте ее . Мир полон захватывающих вещей, и для вас, родителей, это часто беда, ведь ребенку надо с ними экспериментировать. Да, активное изучение ребенком мира может принести в ваш дом сумбур и беспорядок. Но нужно понимать, что, сдерживая кроху, вы помешаете приобретать необходимый ему опыт. Поэтому избавьтесь от желания одернуть малыша ради сохранения чистоты и порядка. Лучше создайте в доме зону полной свободы. Пусть это будет комната (или хотя бы часть комнаты, гаража или подвала, в частном секторе — двора), где ребенку можно абсолютно все: строить укрытия из стульев и одеял, рисовать на стенах, швыряться подушками, возводить замки из песка. Каждому из нас порой нужно, чтобы ничто не сдерживало нашу фантазию. А ребенку тем более.

Любопытному малышу интересно все: что будет, если дер-нуть кошку за хвост, сорвать листочек комнатного цветка, положить в воду телефонную трубку? Что будет, если попробовать песок на вкус или кинуть им в лицо товарищу по игре, бросить игрушечный автомобиль через всю комнату? Если эксперимент вашего юного исследователя становится опасным и разрушительным, вам необходимо остановить его, переключив внимание и исследовательскую мысль на другой объект. При этом объясните малышу, что вас не устраивает не сам процесс, а его результат. Для спасения дома и поддержки малыша-ученого проводите безобидные опыты и эксперименты вместе с ребенком: лепите из теста пирожок, собирайте букет для мамы, разрисовывайте скучные обои, сдувайте пух с одуванчика, просеивайте песок через сито, смешивайте пищевой краситель с водой и т. д.

. Показывайте и наблюдайте вместе с малышом мир . Наблюдение — прекрасный способ познания мира! Музеи, игровые площадки, лужайки, магазины игрушек, парки, зоопарки, оживленные улицы — маленькому ребенку почти везде есть чему поучиться. Посещайте выставки, концерты, театры, ходите в гости — ваш ребенок обязательно найдет что- то интересное для себя. Делитесь с малышом собственными наблюдениями, задавайте ему вопросы и обсуждайте их с ним.

. Дайте возможность и просто позволяйте ребенку получать разнообразные впечатления. Пусть малыш качается на качелях, катается с горки, плещется в детском бассейне, сажает цветы, дергает сорняки, играет в мяч, посыпает тесто мукой, рисует мелком, накрывает на стол, жмет на кнопку звонка, играет с детьми, активно осваивает детскую площадку, моет посуду, говорит по телефону. Возможностей много, они есть везде. Приобретаемый опыт ценен сам по себе, а ваши комментарии могут сделать его еще более ценным. Все, что делает малыш, дает ему необходимый жизненный опыт.

. Поощряйте фантазии и импровизации ребенка. Ведь вашего малыша учите не только вы и реальный мир вокруг него, но и мир фантазий, который вы можете создать с помощью книг, кино, мультфильмов, телевизионных передач. По-ощряйте любые игры. В собственном воображении ваш ребенок может стать взрослым на пикнике, белкой в лесу, Котом в сапогах или Братцем Кроликом, кассиром за прилавком или Винни-Пухом, песиком в конуре или кем угодно. Предлагайте малышу придумывать свои сказки или переписывать уже хорошо ему знакомые. Не бойтесь смешивать характеры и ситуации в разных сказках, которые ваш ма-лыш знает. Добавьте Бабу-ягу в сказку о Красной Шапочке, Колобка — в историю о Снежной Королеве. Задавайте малышу вопросы: «А что бы произошло, если бы на месте Красной Шапочки была Снежная Королева? И как бы жили тогда герои?» Позвольте ему придумать свой вариант развития событий, стимулируя фантазию дополнительными вопросами. А вы тем временем сможете спокойно домыть посуду или собраться к выходу на улицу.

. Не поощряйте стремление малыша часто смотреть телевизор. Поскольку это самый простой способ отключить активное познание мира. Да, ребенок способен почерпнуть информацию из некоторых тщательно отобранных детских передач, однако это пассивное обучение. Ребенок начинает ждать, что все его вопросы разрешатся с помощью простых образов, без личного участия, считает, что все ответы придут к нему в виде готовых мелькающих картинок, танцующих животных и легких мотивчиков. Просмотр подряд всех телепередач не поможет вашему ребенку учиться самостоятельно, быть активным участником познавательного процесса. Из-за просиживания перед телевизором малыш станет нелюбознательным учеником, у которого нет желания делать собственные открытия. Поэтому старайтесь сами меньше сидеть у телевизора и усаживать рядом малыша. А если вы хотите, чтобы малыш посмотрел какую-то конкретную передачу, смотрите вместе с ним.

. Включайте обучение в повседневную жизненную деятельность . Это достигается небольшими усилиями. Вы можете познакомить ребенка с числами («Тебе дать одно печенье или два? Это один, это два»), цветами («Ты наденешь красный свитер или синий? Вот это красный, а это синий»), буквами («Вон видна буква "М". С нее начинаются «мама» и "молоко"»). Вы можете рассказать о животных («Это кошка, она сейчас мурлыкает»). Ваша цель не в том, чтобы научить ребенка считать или читать к полутора годам, а в том, чтобы заронить искру интереса к этим областям знания и создать основу для будущего обучения, все остальное ребенок изучит сам.

. Меняйте обстановку. Передвиньте мебель в комнате ребенка, переложите вместе с ним игрушки на другие места. Поговорите о том, что изменилось. Стало ли уютнее? Более удобно? Более красиво? Поощряйте высказывать свою точку зрения и искать лучший вариант с точки зрения вкуса ребенка.

. Обучая ребенка, играйте с ним . Обучение должно стать веселой забавой. Если ваш ребенок почувствует, что вы его заставляете учиться, ругаете, высмеиваете и кричите за неудачи, если вы будете ставить перед малышом трудные не по возрасту задачи, насильно заставлять что-то делать, то он начнет страшиться учебы, страшиться узнавать что- то новое. Поэтому старайтесь, чтобы обучение для ребенка сопровождалось игрой и забавой.

. Будьте для малыша примером . Пусть кроха поймет, что вы тоже любите исследовать окружающий мир, что обучение продолжается всю жизнь. Желание учиться, как для вас, так и для ребенка, заразительно. Показывайте ему пример. Рассказывайте о своих наблюдениях и новых знаниях, пусть ребенок понимает, что обучение продолжается всю жизнь. Ваш интерес к жизни будет лучшим образцом для подражания.

. Разбавляйте привычные для малыша традиции экспериментами. Иногда отходите от привычного для малыша уклада жизни. Например, покормите ребенка кашей на ужин и дайте ему суп на завтрак. Или пойдите вместо садика в дельфинарий, парк, театр. Необычный поворот событий даст вам отличную почву для разговоров и рассказов о разном образе жизни. Например, о том, что в Японии едят суп мису на завтрак. Или что во времена царей детей из аристократических семей обучали не в садиках и школах, а дома и не учителя, а гувернантки из разных стран. Так ваш малыш с детства будет приучаться видеть разные способы решать один и тот же вопрос и повысит свой уровень эрудиции. Всегда интересуйтесь мнением малыша по различным вопросам. Задавайте вопрос о том, кто ему больше нравится — Русалочка или Король Лев, железные дороги или мягкие игрушки. Приходите в такой же восторг от стрекозы или жука, расспрашивайте о том, что он узнал нового в садике и что он думает об окружающих его предметах. Не ленитесь показывать, насколько вам с ним интересно.

Будьте ребенку другом с самого детства — и вы привьете ему вкус к жизни!

«Растите любознательных»

Показателем познавательного отношения к окружающей действительности детей в дошкольном возрасте является любознательность. ФГОС ДО четко определяет, что в дошкольном возрасте должна быть сформирована мотивация к обучению, познанию и творчеству, т.е. познавательный интерес. Ученые Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.В. Зайко и др. подчеркивают, что необходимым компонентом психологической готовности к школьному обучению является наличие познавательного отношения ребенка дошкольного возраста к окружающему миру. Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы, виды деятельности. Значение наличия любознательности у детей велико: она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.

Так что же такое любознательность? В словаре С. И. Ожегова дается следующее толкование этого понятия: «Любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый…» , поэтому, говоря о развитии любознательности у детей, мы говорим о развитии познавательного интереса.

Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности - широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:

а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;

б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой;

в) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету) , чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса.

В ребенке с рождения заложен этот самый познавательный интерес: ему необходимо самому все увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, подергать, покрутить, постукать… Он таким образом познает окружающий мир. Задача взрослых поддерживать этот интерес, не дать ему угаснуть, а мы, зачастую, ругаем своих «маленьких исследователей» : «Оторвешь! Разобьешь! Сломаешь!» А как еще он узнает, что книга рвется, чашка разбивается, дверь закрывается, вода проливается, если сам не попробует!

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму» . Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это и есть один из важнейших способов развития детской любознательности.. Теоретические знания не укладываются в детскую психику, ребенку нужен полноценный опыт, как источник познавательных вопросов.

Внимание со стороны взрослых к детским вопросам также является способом поддержки познавательного интереса у ребенка. Не нужно отвечать на детские вопросы, полным ответом. Подталкивайте ребенка к новым размышлениям, наблюдениям. Вместо ответа спросите, как думает он сам, потому что, по мнению, В. А. Сухомлинского, «…под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность» .

На многие свои вопросы дошкольник может получить ответ в процессе наблюдений за окружающим миром, задача родителей обращать внимание детей на изменения, происходящие вокруг, использовать прием сравнения предметов.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее - значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию. После того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный) , спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ. Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, загадки побуждают его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Ученые доказали, что любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть поддержана или подавлена реакциями и действиями взрослых. Приглашайте ребенка экспериментировать вместе с вами, поддерживайте его, радуйтесь вместе с ним, ведь он «открывает» для себя то, что нам, взрослым, давно известно.

Родителям необходимо понимать, что в процессе познавательного развития ребёнка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы. Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.

Живые объекты, природа:

  • различение живого и неживого
  • бережное и уважительное отношение к живому
  • готовность заботиться о ком-то или чем-то
  • представление о правилах безопасного поведения.

Неживые объекты, предметы:

  • орудия труда, инструменты-взрослые показывают ребёнку, как им пользоваться
  • технические средства, включая средства передвижения, — знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования
  • игрушки — ребенок использует по своему усмотрению
  • материалы (конструкторы, изоматериалы и т.п.) — ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности
  • эстетические объекты — рассматривание объектов, бережное к ним отношение.

Способы и приёмы действий (технологии) .

Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте) .

Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие. Важно, чтобы детское воспоминание мира было освещено радостью ожидания новых открытий, ярких впечатлений жизни, и тогда его познавательные интересы будут крепнуть и развиваться.

  1. Дискуссия «Шляпа вопросов» .

(Вопросы для обсуждения предлагаются родителям заранее.)

Листочки с вопросами складываются в шляпу.

Родители по очереди вытягивают вопрос для обмена мнениями.

Примерные вопросы:

  • О чем спрашивает Ваш ребенок?
  • Можно ли по вопросам ребенка судить о его интересах?
  • Какие вопросы ребенка ставят Вас в тупик?
  • К кому из членов семьи ребенок обращается с вопросами чаще и почему?
  • Как, по Вашему мнению, правильно отвечать на детские вопросы?
  • Ответы на какие вопросы не вызывают затруднения?
  • Как Вы поступаете, если не знаете ответа на вопрос?
  1. Представление опыта семьи Хохловых «Экспериментируем дома» .

Опыт «Извержение вулкана» .

Оборудование: банка с содой, стаканчики с разноцветной водой с добавлением уксусной кислоты.

Описание: в банку с содой постепенно добавляется раствор уксусной кислоты, в результате чего происходит явление, внешне похожее на извержение вулкана.

Опыт «Прочная бумага» .

Оборудование: две чашки, лист бумаги, несколько игрушек.

Описание: на чашки, перевернутые вверх дном и стоящие на расстоянии друг от друга, кладется лист бумаги; на бумагу ставятся поочередно игрушки, которые падают, так как бумага не выдерживает их веса; затем этот же лист бумаги складывается гармошкой; теперь бумага выдерживает вес игрушки.

Опыт «Танцующие хлопья» .

Оборудование: шерстяной шарф, воздушный шарик, овсяные хлопья.

Описание: хлопья рассыпать на столе, воздушный шар потереть о шарф; расположив шарик над хлопьями, можно увидеть, как они «танцуют» .

  1. Игровая программа «Взрослые и дети»

Цель — активизация родителей на развитие любознательности детей.

1 задание.

Превратить нарисованные круги в предметы круглой формы.

2 задание.

Команды по очереди показывают соперникам какое-либо слово или действие без слов, игроки-соперники должны отгадать задуманное слово или действие.

3 задание.

Командам предлагается придумать новое применение знакомому предмету (например, газете, венику и т.д.) .

4 задание.

На столах лежат листы бумаги и карандаши округлой формы, которые легко раскатываются по столу.

Командам предлагается придумать, как с помощью листа бумаги предотвратить скатывание карандашей со стола на пол.

  1. Подведение итогов работы круглого стола. Вручение «Памятки для родителей «Развитие любознательности у дошкольников» .

«Памятка для родителей «Развитие любознательности у дошкольников» .

  1. Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.
  2. Говорите с ребёнком - сначала называя окружающие предметы, позже - действия, затем - признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
  3. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
  4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
  5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение - это всегда общение «на вырост» .
  6. По возможности много путешествуйте с ребёнком.
  7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате» .
  8. Ходите с ребёнком в музеи.
  9. Проводите совместные наблюдения и опыты.
  10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
  11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • дать родителям знания о сущности детских вопросов, их видов;
  • формировать потребность грамотно отвечать на детские вопросы, не подавляя детской инициативы и любознательности.

Оборудование: цветные косынки, мультимедийная презентация, книги, конверты, доска магнитная, пазлы с выводами, карточки с заданиями, памятки для родителей.

Ход собрания

Сегодня мы проведём родительское собрание в виде игры "Сто к одному". Родители уже поделились на две команды: Ромашка и Ягодка. По ходу совместной деятельности мы основные выводы будем вывешивать на доску. На столах лежат конверты с заданиями. На задания отведено определённое количество времени. По истечении времени вы услышите звуковой сигнал (звук сигнала).

Наша дискуссия - о развитии любознательности у детей.

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Ребенок по своей натуре уже любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей: то нечаянно режут салфетки, т. к. хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат заводские игрушки с целью узнать, что там внутри, и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растёт. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Недаром их называют почемучками. Любопытство и любознательность! Как вы думаете, уважаемые родители, одинаковы ли по значению слова любопытство и любознательность? (Ответы родителей)

Любопытство - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. Спрашивать из пустого любопытства. Праздное любопытство.

Любознательность - стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес по всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

Итак, начинаем нашу игру. Уважаемые родители, возьмите конверт № 1, на карточке написано несколько вопросов, которые нередко задают дети.

Задание командам: выбрать три самых популярных вопроса. На выполнение задания даётся 30 сек.

1. Откуда берутся дети?

2. Откуда берётся гром?

3. Почему движутся облака?

4. Почему наступает ночь?

5. Почему зима?

6. Почему нельзя есть снег?

7. Зачем надо учиться?

Итак, время закончилось, команды отвечают поочерёдно. Какой первый по популярности вопрос выбрали команды:? А сейчас внимание на экран.

Какой второй вопрос вы выбрали?

Какой третий вопрос выбрали команды?

Хорошо! Эти вопросы мы выявили в результате анкетирования родителей, наблюдений за детьми. Если у вас нет совпадений с нашими вопросами, то вам дети ещё зададут. Как вы думаете, нужно ли отвечать на все вопросы ребёнка? Какой же мы сделаем вывод? Нужно относиться к любым вопросам детей с уважением, не отмахиваться от них, давать им краткие и доступные ответы. (Вывод вывешивается на доску)

А как же отвечать на детские "почему", чтобы интерес заключенный в вопросе не угасал, а развивался? Возьмите конверт № 2.

Представьте такую ситуацию: Мать с пятилетней дочкой идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Дочь спрашивает: "Мама, почему идёт дождь?" Давайте посмотрим на экран и узнаем, что ответила мама. На слайде появляется ответ мамы: "Ты плачешь и небо плачет". Согласны ли вы с таким ответом? (Нет). Вопрос обеим командам: Как бы Вы ответили ребёнку? На обсуждение вопроса даётся 30 сек. (Ответы родителей)

Молодцы, уважаемые родители! Ваши ответы соответствуют возрасту этой девочки. А ответ: "Ты плачешь и небо плачет" можно дать ребёнку трёх лет. Вашему вниманию я предлагаю следующую ситуацию. Возьмите конверт № 3.

Находясь на прогулке на лугу, шестилетняя Катя увидела красивую бабочку с оранжевыми крылышками: "Мама, как называется эта бабочка?" Мама не знала, что ответить, но предложила дочери внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки. Вопрос командам: "Для чего мама предложила это ребёнку?". На обсуждение даётся 30 сек. (Ответы команд) Уважаемые родители, чтобы ответить на возникающие вопросы, можно обратиться к книге. Этим вы воспитываете у дошкольника уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный - чтение книги.

А мы с вами делаем следующий вывод: отвечая на вопрос ребенка, постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

Прилавки в книжных магазинах переполнены литературой для детей, и в этом изобилии достаточно трудно сориентироваться. Поэтому многие родители вынуждены решать вопрос о том, как выбрать книгу для ребёнка, чтобы она была и красивая, и полезная, и понравилась малышу. (Даются книги разного формата и разной толщины).

Выберите, пожалуйста, одну книгу, которую вы бы приобрели для ребёнка 4-5 лет. Время на задание 30 сек. (Ответы родителей)

Почему вы выбрали именно эту книгу?

Мы можем сделать следующий вывод: По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребёнок сам мог справиться с переворачиванием страниц и был в состоянии переносить книгу с места на место.

Давайте и мы встанем в круг и немножко разомнёмся. Потянулись высоко, до самой далёкой звезды. А теперь обнимем наш земной шар.

Самое главное в книге - это содержание. В библиотеке ребёнка хорошо иметь разные книги: рассказы, литературные сказки, народные сказки, стихи, фольклор, былины. Возьмите конверт № 4. Определите последовательность знакомства детей с жанрами произведений. На выполнение заданий даётся 30 сек.

Посмотрите на экран и проверьте сами себя. На первом месте стоят потешки. Уже до года ребёнок слышит потешки "Идёт коза рогатая", "Ладушки-ладушки" и т.д. Именно поэтому первыми произведениями для ребёнка является фольклор.

Согласно исследованиям, дети раннего возраста предпочитают стихотворные произведения. Доказано, что успешность восприятия детьми рифмованного текста на 22 % выше того же варианта прозаического.

Следующим жанром, с которым мы знакомим детей, являются народные сказки. Сказки читаются в любом возрасте.

После этого в круг детского чтения вводятся литературные сказки.

И уже начиная с 4-х летнего возраста детям читают короткие рассказы. Но нельзя вводить только те тексты, которые дают образцовые, назидательные примеры для ребёнка, и тем более не надо призывать его следовать им, иначе у крохи возникнет представление о литературе не как об искусстве, а как о поведенческих рецептах.

Самым сложным жанром для восприятия являются былины. Поэтому их используют для чтения детям подготовительной группы. Итак, хочется сделать вывод: в библиотеке ребёнка должны быть книги разных жанров, начиная с народного фольклора до детской научной литературы (энциклопедии).

Очень эффективно развивается любознательность детей с помощью загадок. Они учат нестандартности мышления: отыскивать сходство между самыми отдаленными, внешне несходными вещами.

Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого в сто шуб.

Обязательно, после того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный), спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ? Как правило, дети охотно запоминают загадки, чтобы самим загадывать их. Замечательно, если дети научатся сами придумывать загадки, а вы должны им в этом помочь. Я предлагаю вам поучиться придумать загадки по схемам. Возьмите конверт № 5. Придумайте загадку и загадайте её команде напротив.

Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, поощряйте нешаблонные ответы. Важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, выделять существенные признаки предметов, у него развивается любознательность, потребность задавать вопросы. Послушайте загадку: сидит девица в темнице, а коса на улице. Что это? (Морковь). Это шаблонный ответ детей, хотя отгадкой может и репа, и редиска, и свёкла, и редька. Возьмите конверт № 6 и прочитайте загадку. На экране вы видите шаблонные ответы на них. Я предлагаю за 30 сек. подобрать как можно больше отгадок к этим загадкам:

Послушаем отгадки на загадку "Одевают обувь резиновую, кормят маслом и бензином". (Автомобиль, трактор, автобус, грузовик, мотоцикл)

А сейчас отгадки на загадку "Зимой и летом одним цветом". (Ель, сосна, туя, кедр, пихта)

У нас ещё один вывод: Используйте загадки в развитии любознательности, они обогащают ребенка новыми знаниями, побуждают к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Мы все прекрасно понимаем, что наступил век информатики. Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь и в жизнь наших детей. Дети с раннего возраста тянутся к этому загадочному предмету. Ребенок с пеленок наблюдает, как мама работает за компьютером, а папа эмоционально давит на клавиши с криками: "Ура! Наши победили!"

Интерес малыша с возрастом растет, он не хочет быть уже сторонним наблюдателем работы взрослых за компьютером, он хочет сам прикоснуться к святыне. Как вы думаете, уважаемые родители, является ли компьютер средством развития любознательности? В нашем обществе существуют разные мнения по этому поводу.

Давайте разберёмся, компьютер - это добро или зло?

Возьмите конверт № 7. Одна команда доказывает, что компьютер нужен ребёнку дошкольного возраста, а другая доказывает противоположную точку зрения. Время на обсуждение 1 мин.

Итак, начинаем высказывать доводы оппонентов по очереди...

Да, действительно, компьютер служит отличным пособием для развития любознательности. Малыш овладевает новыми знаниями в таких сферах, как чтение, математика, биология, иностранные языки и т.д. Учеными давно доказано, что компьютер не приносит особого вреда зрению, намного опасней смотреть телевизор. Конечно, нужно ограничивать время общения с электронным другом - 15-20 минут в день ребенку вполне достаточно.

Итак, последний вывод нашей дискуссии: необходимо соблюдать требования и правила при организации игровой деятельности ребёнка на компьютере, чтобы не нанести вред его здоровью.

Итак, уважаемые родители! Обе команды сегодня хорошо поработали. Вам, наверно, интересно, почему мы не выставляем оценки и не подсчитываем баллы, хотя мы поделились на команды. Потому что соревновательный дух стимулирует интерес, азарт и активизирует мыслительные процессы.

В результате нашей игры мы совместными усилиями составили памятку для родителей "Как развивать любознательность у ребёнка". Это и есть решение нашего родительского собрания.

Если ваш ребенок задает вам вопросы, это значит, что вы стали для него довольно значимым и авторитетным человеком, который владеет нужной ему информацией и хорошо ориентируется в том, что ему интересно. Вопросы ребенка к вам, взрослому - это проявление уважения и доверия к опыту и вашей компетенции. И хотя порой от них хочется спрятаться, прикрывшись свежей газетой или срочным разговором, побыть наедине со своими мыслями, решить накопившиеся проблемы, вы должны реагировать на исследовательский азарт малыша, который иногда не дает "бедным" взрослым ни минуты покоя!

Тогда я узнала многое о себе, своих привычках и особенностях, одной из которых была любознательность. Сейчас я понимаю, насколько эта черта полезна для тех, кому посчастливилось ею обладать. Это может немного странно звучать, но быть любознательным необходимо, особенно, если Вы хотите стать предпринимателем.

Природная любознательность способствует развитию инновационного и нестандартного мышления, а это главные качества в работе предпринимателя.

Что означает быть любознательным?

Задумайтесь об этом на минуту - если Вам всё интересно, Вам некогда скучать. Любознательность - это естественное состояние, которое порождает новые идеи и развитие инноваций. Когда Вы всем интересуетесь, то Вы вовлечены в процесс, Вы слушаете, Вы ПРОСЫПАЕТЕСЬ!

Я заметила одну интересную особенность: любознательные люди используют информацию как средство вдохновения. Они, как губка, впитывают информацию и, соответственно, получают знания из всех доступных им каналов . Любознательность - это “топливо” для креативных идей и инноваций.

Любознательность позволяет по-новому взглянуть на вещи

У любознательных людей часто просыпается естественное желание сломать стереотипы, что, в свою очередь, способствует развитию инноваций. Такие люди постоянно ищут новые способы улучшить повседневные вещи, основываясь на уже достигнутых результатах.

Они находят позитивный подход к вещам - и это не для того, чтобы указать на ошибки других людей, это естественное желание улучшить уже существующие вещи.

Интересующиеся всем люди обычно быстро мыслят, потому, что они поглощают много информации. Их ненасытная жажда к знаниям требует быстрого мышления. Когда Вам что-то интересно, у Вас получается мыслить более гибко. Это помогает достичь успеха в нашем стремительно развивающемся мире. Если посмотреть на самые успешные компании за последние несколько лет, такие, как Google и Facebook, то Вы увидите, что у них есть одна общая черта - они быстро реагируют на изменения, и, благодаря этому, всегда сохраняют свои лидерские позиции.

Любознательность помогает в решении проблем

Любознательные люди обычно концентрируются не на самой проблеме, а на её решении. Благодаря этому, формируются навыки быстро решать проблемы. Это касается любых проблем: не только в рамках работы, но и дома. Когда Вы овладеете способностью быстро решать проблемы, Вы сможете их решать где угодно, что даст Вам возможность наслаждаться жизнью.

Любознательность превращает трудности в забавные приключения!

Когда у Вас неожиданно возникают трудности, что будет Вашей первой реакцией - опасение или интерес? Когда нам интересно, всё для нас становится приключением! Нет такой проблемы, которую бы не смогли решить любознательные люди, потому, что они смотрят на жизнь позитивно и имеют мышление, ориентированное на решение проблем. Любознательность всегда задаёт вопросы, вместо того, чтобы сразу отвечать “не могу”.

Сравните нелюбознательный и любознательный подходы:

Нелюбознательные люди обычно говорят и мыслят так :

“Не могу поверить, что это случилось со мной!” (Заметьте, что в этих словах звучит страх);

“Эта система бесполезна!” (Это жалоба, не имеющая ничего общего с решением проблемы);

“Чего зря стараться - ответа я всё равно не найду” (Негативное мышление).

И, наоборот, когда нам интересно, мы задаём такие вопросы:

“Можем ли мы это сделать по-другому?”

“Что, если мы посмотрим на это с точки зрения другой перспективы?”

“Почему это не действует? Бьюсь об заклад, что есть лучший способ заставить это работать”.

Если жизнь Вам наскучила и Вам нужен свежий взгляд на решение проблемы, то я Вам настоятельно рекомендую завести такую привычку, как любознательность. Вы еще не успеете даже осознать её окончательно, как у Вас появится вдохновение и мотивация генерировать новые идеи, проекты и способы решения проблем!

Вот несколько способов стать любознательным:

  1. Попытайтесь всегда пополнять свой “банк знаний” сведениями о последних инновациях (находите новые формы СМИ)
  2. Заведите привычку постоянно делать что-то новое (новый рецепт, дорога на работу или даже новые упражнения для зарядки)
  3. Будьте как губка - впитывайте новую информацию из разных источников (на работе, дома, от людей на улице, из книг, журналов, фильмов, с Вашего телефона - откуда угодно!)
  4. Прислушивайтесь к мнению других людей и извлекайте для себя уроки (спрашивайте у людей, что они думают по тому или иному поводу)
  5. Не бойтесь спорить и нарушать “статус Кво” (постоянно меняйте темы обсуждений)
  6. Перестаньте некоторое время заниматься постоянным “мозговым штурмом” на предмет инноваций (относительно Ваших собственных и чужих предпринимательских идей)
  7. Подумайте о методах улучшения чего-либо (Вы этого никогда не знали, но возможно, Ваша идея окажется лучшей!)

Любознательность лежит в основе всех идей, изобретений и креативных действий. Она создаёт изобретателей, инноваторов, перооткрывателей, творцов, мастеров. Результат любознательности может стать ценным как для самого человека, так и для его окружения.

Что такое любознательность

Любознательность - это интерес к получению новых знаний, внутренняя открытость к людям, явлениям, окружающему миру, искреннее стремление удовлетворить познавательные потребности и получить новый опыт или впечатления.


В процессе жизни разум нуждается в новой информации, а душа - в переживаниях. Любознательность присуща открытым людям, которым свойственно доверие, что несовместимо со злобой. Любознательность подразумевает готовность к обучению, приобретение опыта у знающих. Она стимулирует к развитию.

Преимущества

Любознательность вовлекает человека в мир открытий, приносит положительные эмоции, освобождает от безразличия, побуждает к действию, расширяет кругозор и позволяет взглянуть на мир без стереотипов.

Благодаря любознательности исследователей наука не стоит на месте, в сочетании с трудолюбием это качество даёт непревзойдённые результаты.

Любознательность "создаёт" лучших учащихся.

Любознательный человек отличается полноценным восприятием и неподдельным вниманием к собеседнику. Для него не бывает скучных тем, в любой из них он отыщет что-то захватывающее.

Недостатки

Редко любознательность приносит негативный опыт. Если в результате познания обнаруживается, что кое-что не может быть изменено, такое положение вещей угнетает.

Иногда стремление овладеть новой информацией или провести рискованный эксперимент влечёт большие неприятности. Существует достаточно примеров того, как любопытство, порождённое запретом, оборачивалось не только аварийными происшествиями, но и пожизненными комплексами в использовании заурядных вещей (спички, вода, электричество).

Интерес может играть на руку злорадству или превратиться в рычаг управления, помочь разобраться в психологических причинах неудач. Таким образом, любознательность - это интерес в том или ином направлении, который может приравниваться к достоинствам, а любопытство просто выходит за пределы собственных интересов человека и может принести как пользу, так и вред.

Взаимосвязь любознательности с другими качествами

Чем больше знаний получает человек, тем сильнее его любознательность. Воспитатели, преподаватели основывают учебный процесс также на факте о том, что развитие любознательности детей и обучение взаимосвязаны.


Благодаря наблюдательности, способности замечать детали, легко возникает интерес и активируется размышление. Любознательность и наблюдательность находятся в прямой зависимости друг от друга.

Любознательный человек хорошо информирован. Благодаря получению новостей о людях, стране и мире развивается целостное восприятие.

С повышением профессиональной квалификации стимулируется любознательность, без неё нет профессионального успеха.

1. Стоит отбросить мнение о том, что всё, необходимое человеку, уже известно, ведь в любом направлении остаётся непознанное, и всегда есть чему научиться.

2. Не стесняться спрашивать. Каждый глупый вопрос удаляет от невежества и приближает к просвещённости.

3. Необязательно стремиться к идеалу, достаточно придерживаться уравновешенного состояния: заинтересованность дополнять получением удовольствия от нового опыта. Развитие должно радовать, и тогда всё будет происходить само собой.

4. Работать нужно регулярно, хоть и понемногу, чтобы выработались соответствующие привычки. Избегайте крайностей.

5. Не отступать: у каждого человека случаются неудачи, даже у великого.

6. Развивать интуицию. В сочетании с фундаментальной логикой интуиция даёт потрясающие результаты.

Вечные вопросы вроде "а что там внутри?" мы задаём ещё с детства. И если человек расщепил атом, изобрёл электричество и многое другое, то только благодаря своему любопытству!

Альберт Эйнштейн одним из главных условий успеха считал умение задавать вопросы. Любопытство, самокритика, упорная выносливость, по его словам, привели его к поразительным идеям.


История науки изобилует примерами любознательности, результатом которых был головокружительный успех. Известны также случаи, когда исследователю удавалось подойти совсем близко к открытию, но лавры первооткрывателя доставались другим! К примеру, знаменитый Майкл Фарадей в процессе электролиза мог бы открыть элементарный электрический заряд, но, видимо, был слишком сосредоточен на процессе электролиза.

Любознательность способствовала появлению теории Чарльза Дарвина. Благодаря упорству исследователя он смог состояться как революционер науки.

Пётр I в высшей мере был наделён любознательностью, о чём красноречиво говорит история. Массовые реформы и преобразования в государстве являются тому подтверждением.

Для Леонардо да Винчи любознательность стала одним из семи качеств, способствовавших развитию его гения, и, как он считал, может помочь стать гением любому человеку. По словам Леонардо, он никогда не был удовлетворён лишь одним ответом "да".

1. Слушайте вопросы малыша, не уклоняйтесь от них. Не молчите, не одёргивайте ребёнка под аргументом усталости, его назойливости, ведь вопросы могут и вовсе исчезнут из его жизни. Ваши ответы нужны для его опыта и развития.

2. Разрешайте малышу получать опыт. Исследовательская деятельность малыша с вашим участием может быть переведена в то русло, где её результат будет устраивать и родителя, и ребёнка: вместо испытания игрушек на прочность - лепка фигурок из глины, пластилина, теста; вместо разбрасывания песка - просеивание его сквозь сито; вместо рисования на обоях - растворение в воде пищевых красителей, и так далее.


Не секрет, что развитие любознательности дошкольников зависит от возможности проявлять себя, самостоятельности, уверенности в себе. Разрешайте малышу сажать цветы, рисовать мелком, жать на кнопку звонка, говорить по телефону, готовить тесто. Возможности получать впечатления есть везде.

Желательно, чтобы комната малыша позволяла устраивать эксперименты, не сдерживала фантазию ребёнка. Нужно обязательно объяснить ребёнку, что в его опытах вас может не устраивать лишь результат, а не сам процесс.

3. Наблюдайте и показывайте. Парк, лужайка, игровая площадка, музей, зоопарк, магазин, улица - любое место может стать познавательным пространством. Хорошо посещать выставки и концерты, спектакли, приглашать гостей. Задавайте ребёнку вопросы, делитесь наблюдениями, обсуждайте интересное для него.

4. Поощряйте фантазию малыша. Кроме воспитателей и реальности, малыша окружает мир фантазий: мультфильмы, игры, книги, его воображение. Позволяйте ребёнку импровизировать, "быть взрослым", играть роли сказочных героев, изображать зверей, характеры людей. Пусть малыш придумает свою сказку. Стимулируйте его воображение нестандартным развитием сюжета: "что было бы, если...", "как жили бы герои?"

Телевизор - враг активного познания мира, даже самая изысканная передача включает пассивное ожидание. Ребёнок понимает, что любые вопросы решатся без его участия. Исключением может стать совместный просмотр познавательной передачи.

5. Включайте обучение в повседневность. Знакомьте ребёнка с числами, задавайте простые вопросы: "одна конфета или две?", "красный или синий?", "на что похоже?", "на какую букву?", и так далее. Задача такого общения - в пробуждении интереса, что сделает процесс обучения простым.

6. Поощряйте малыша к высказыванию своего мнения. Меняйте обстановку, перекладывайте игрушки, наводите порядок, ищите лучший вариант, принимая участие в едином процессе.

7. Представьте обучение в виде игры. Критика, высмеивание, наказание за неудачи, принуждение против воли - всё это заставит ребёнка думать, что обучение - очень сложное дело, может вызвать замкнутость и опасение по отношению к учёбе.


8. Станьте примером для малыша. Пусть ребёнок поймёт, что вы тоже увлечены процессом познания мира, что это интересно и может продолжаться всю жизнь.

9. Устраивайте эксперименты. Нестандартный поворот событий активирует любознательность детей дошкольного возраста. Такой подход включит размышление, побудит к самостоятельности, поспособствует развитию смекалки. Разрешите малышу видеть решение задачи несколькими способами в повседневности. Расскажите, как учатся и живут в других странах, как питаются. Нарушайте привычное, приходите в восторг от новшеств, которые создаёте сами. И будьте ребёнку другом.

Проблемы развития любознательности

В современном обществе развитие любознательности обусловлено противоречиями между:

  • необходимостью развития этого качества в дошкольном возрасте и принятой практикой, не всегда способствующей развитию любознательности;
  • потребностью в теоретическом анализе проблемы развития любознательности дошкольников и недостаточной изученностью её в психологических исследованиях;
  • возможностью развития детской любознательности в дошкольных образовательных учреждениях и отсутствием программных ориентиров для педагогического процесса.


Специалисты указывают на перечень возможных препятствий, сдерживающих проявление любознательного поведения человека, которое основывается на поиске, усвоении и преобразовании информации.

К ним относятся так называемые операциональные трудности: недостаточность познавательной сферы и способности к анализу и обобщению информации, ограниченность навыков рассудительности и познавательных привычек.

Из эмоциональных трудностей в качестве примера можно привести завышенную самокритичность, не обеспечивающую психологической стабильности, базовой основы для самовыражения.

Любознательность следует рассматривать как самостоятельную активность: поиск информации, полноценное самовыражение и взаимодействие с окружением - вот те компоненты, на основе которых будут развиваться положительные стороны характера.

Формирование познавательного интереса зависит от внешних причин и индивидуальных особенностей личности, задача отследить которые возлагается на воспитателей. Многое зависит от окружения человека: понимание, стимулирование, поддержка, общение и взаимообмен имеют большое значение в становлении личности и воспитании любознательности.

Высказывания о любознательности

Любознательность - это составляющая активного ума, которая во все времена волновала учёных, писателей, художников.

Эдвард Фелпс призывал поддерживать в себе огонь любознательности, который не позволит иссякнуть смыслу жизни.

По словам Анатоля Франса, лишь благодаря любознательности мир богат учёными и поэтами.

Жан-Жак Руссо справедливо отмечал, что человек является любознательным по мере своей просвещённости.

"Любопытство — двигатель прогресса!" - высказывание Андрея Белянина.

По словам Марии фон Эбнер-Эшенбах, любознательность - это любопытство, которое касается серьёзных предметов, и его справедливо можно называть "жаждой познаний".

Любознательный человек всегда пользуется популярностью в обществе, с ним приятно беседовать и невозможно заскучать, а его многосторонние интересы и увлечения способствуют приобретению новых друзей. Любознательные дети отличаются инициативностью, целеустремленностью, трудолюбием, настойчивостью, уверенностью, успеваемостью в учёбе. Таким образом, развитие любознательности становится одной из важных задач в современном образовании.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...