Как развивать воображение в рисовании. Как рисовать в Фотошоп, используя своё воображение

Творческая работа художника в значительной степени основывается на работе памяти и воображения. Создание произведений искусства немыслимо без творческой фантазии, без участия памяти. В практике художественного образования сложилась определенная терминология, которая различает некоторые виды работ над изображением, проводимые без непосредственного использования натуры. Это рисование по памяти, по представлению и по воображению . В их основе лежит работа памяти, мышления, а также предшествующие наблюдения и рисование с натуры.

Под рисованием по памяти подразумевается выполнение рисунков и набросков на основе зрительной памяти, т.е. следов, имеющихся в памяти в результате недавно проведенного рисования с натуры. В этом случае изображаемый объект передается на рисунке в таком же положении, с той же точки зрения, как это имело место при рисовании с натуры. У художника обычно сохраняются достаточно четкие впечатления от процесса работы над рисунком с натуры, что позволяет достаточно убедительно выполнить рисунок аналогичного содержания по памяти . В последнем случае стремятся передать в рисунке наиболее существенные особенности натурной постановки.

Рисунок по памяти

При рисовании изобразительная деятельность протекает по несколько иному принципу. Изображение выполняется также на основе работы памяти, с использованием зрительных представлений, полученных ранее в результате наблюдений и натурных зарисовок. Кроме того, в процессе рисования определенную роль играет воображение, умение изобразить знакомые объекты в различных положениях, комбинациях. Рисование является более сложным видом изобразительной деятельности, чем рисование по памяти . Одним из наиболее часто практикуемых видов занятий рисованием являются задания по изображению сюжетов академических постановок или отдельных объектов, изучавшихся ранее при рисовании с натуры и передаваемых затем в рисунках по представлению в различных положениях, словно бы вы рассматриваете их с разных точек зрения.

Рисование по воображению , как видно из названия, основывается на работе воображения, фантазии, памяти. Вы можете изобразить какие-либо реальные объекты, предметы в самых неожиданных, порой невероятных сочетаниях. Нередко рисовальщик создает на основе творческого воображения как будто бы совершенно новые, никогда им не виденные события или предметы. Между тем это новое создается художником на основе памяти, зрительных представлений, приобретенных путем наблюдений и зарисовок окружающей действительности и является отражением, воспроизведением следов ранее воспринятых впечатлений. Такие представления в сочетании со знанием изображаемого материала и с творческим воображением, обогащенные и преобразованные фантазией, являются обязательным условием создания произведений искусства.

Рисунок по памяти и представлению

Работа по воображению требует определенной степени развития зрительной памяти и воображения у рисующих, наличия у них навыков работы без непосредственной зрительной опоры на натуру. Такие навыки и умения приобретаются в результате основательной и систематической работы над рисунками и набросками с натуры, по памяти и по представлению, над эскизами композиций.

В формировании представлений, в запоминании особенностей строения, внешнего облика того или иного объекта большую роль играет сознательный целенаправленный процесс рисования с натуры. При выполнении каждого рисунка происходит изучение изображаемого объекта, углубление познаний о нем, осуществляется процесс запоминания. Следовательно, тренировка зрительной памяти и ее развитие происходят фактически повседневно, на каждом этапе работы над рисунком с натуры.

При выполнении упражнений по памяти и , при выполнении эскизов композиций работа по памяти проходит еще более интенсивно и целеустремленно. В этих случаях активизируется мышление, внимание художника. При этом в памяти воспроизводятся главным образом наиболее существенные черты изображаемых объектов.

Рисунок по представлению

Одним из основных условий прочного запоминания является осмысленное изучение материала, его повторение. Процесс запоминания, прочность сохранения в памяти воспринятого материала связаны с процессом мышления (отбор главного, существенного в изображаемом, анализ зрительной информации). Желая нарисовать по памяти или какой-либо объект, сценку, рисующий должен сделать определенное волевое усилие, направить мышление, память по нужному руслу, чтобы вызвать необходимые зрительные ассоциации, четкие представления. Сосредоточившись и вспомнив очертания нужного объекта, его характерные особенности (внешний облик, пропорции, главные определяющие черты), рисующий может приступить к графическому воплощению образа, предмета или события, воссозданного в его памяти.

Систематичность и последовательность проведения занятий рисованием по памяти и может достигаться благодаря специальным упражнениям в этих видах рисования, а также за счет увязывания этих упражнений с выполнением длительных заданий с натуры. Поэтому по окончании работы над наиболее важными учебными постановками по рисунку ставьте перед собой задачу выполнить по памяти рисунок каждой из этих постановок, передав главные ее особенности, без подробной характеристики деталей. Основной задачей при выполнении такого рисунка является закрепление в памяти зрительных представлений, полученных при работе над постановкой по рисунку с натуры.

What You"ll Be Creating

Как всё начинается. Вы представляете могучего дракона со страшной головой, блестящей чешуёй, дивными крыльями и длинным хвостом с шипами... он настолько реалистичный, что вы можете почти прикоснуться к нему!

Вы берёте карандаш, или графический планшет, вы чувствуете поток творческой энергии, проходящий сквозь ваши пальцы, и... ничего не происходит. Просто ничего не получается. И было бы понятно, если бы вы плохо рисовали, хотя, вы можете рисовать реалистично, если у вас было бы под рукой исходное изображение, верно? Ваши линии чёткие, вы можете контролировать карандаш, у вас выходят правильные пропорции, но только тогда, когда у вас есть что-то, на что вы можете посмотреть в реальности.

Рисовать, используя воображение, похоже, намного сложнее, чем просто воссоздавать реальность. В конце концов, это реальное воссоздание – выпретворяете в жизнь в то, чего никто никогда не видел раньше! Все эти удивительные существа и фантастические рассказы в вашем воображении только и ждут, когда вы высвободите их. Вы хотите наблюдать за ними, как они рождаются на листе бумаги, чтобы увидеть их, как они оживают, чтобы все восхищались ими, как и вы. Почему это так сложно? Как получить правильную взаимосвязь между изображением в вашем воображении и линиями, создаваемые вашей рукой?

Как Вы Рисуете?

На этот вопрос вам необходимо ответить в первую очередь. Рисовать не так просто, как вы думаете – этот процесс состоит из (могут создаваться различные стили, хотя существует только одна реальность). Поэтому, техника, которую вы используете для рисования с исходного изображения может (и, возможно, так и есть) совершенно отличаться от техники, которую вы используете для рисования, используя своё воображение. Если это так, то неудивительно, что одна техника даётся вам легко, а вторая кажется невозможной, даже несмотря на то, что обе техники относятся к "рисованию".

Тот же самый эффект может создать, используя различные техники. Например, вы можете создать реалистичное изображение лошади следующими способами:

  • сфотографировать настоящую лошадь
  • создать реалистичную скульптуру лошади, а затем сфотографировать её при соответствующем освещении
  • использовать различные тона цвета, чтобы создать рисунок лошади
  • использовать точки света, чтобы создать цифровой рисунок лошади

Все эти методы, при правильном использовании, дадут вам одно и то же реалистичное изображение лошади. То же самое касается ваших рисунков, учитывая даже то, что рисунок, нарисованный с помощью исходного изображения и рисунок, нарисованный с помощью воображения, имеют одни и те же линии и нарисованы одной и той же рукой и одним человеком, оба рисунка создаются по-разному. Другими словами, существует два разных процесса, происходящие в вашем сознании, когда вы создаёте и воссоздаёте.

Рисуем, используя исходное изображение: Копирование

Выберете исходное изображение, попробуйте нарисовать рисунок по нему, и понаблюдайте за тем, как вы это делаете. Как это работает? Что вы делаете в действительности , кроме "рисования"? Обратите внимание на процессы, происходящие в вашей голове, проанализируйте их. Какие вопросы вы хотите задать себе про исходное изображение, и как вы ответите на них?

Самый популярный способ использования исходного изображения – это копирование линий. Для того, чтобы сделать это правильно, необходимо уметь копировать пропорции – видеть объект на удалении и уметь воссоздавать его в другом масштабе. Это относительно лёгкая практика, которая даёт быстрые результаты, включая впечатление, что вы хорошо рисуете.

Однако, при этом, вы хорошо справляетесь только в копировании линий и пропорций . Если у вас хорошая память, то вы можете запомнить линии и позже нарисовать тот же объект без исходного изображения, но это по-прежнему не имеет ничего общего с навыками, необходимыми, чтобы рисовать по воображению. Не говоря уже о том, сколько линий нужно запомнить, и как легко их забыть!

Исходное изображение (1) визуально преобразовано в линии (2), а затем копируются линии (3)
Подобный набор точных линий часто подвержен искажению - со временем они буквально тают в вашей памяти, и вам придётся заполнить пустоты, используя свои предположения.

Рисуем, используя воображение: Зрительный Процесс

А сейчас попробуйте нарисовать что-нибудь, используя своё воображение. Какие возникают вопросы? Что вы отвечаете на них?

Стандартный процесс рисования по воображению выглядит следующим образом: вы видите образ чего-то в своей голове, вы можете почувствовать это, а затем вы начинаете рисовать. У вас нет чёткой идеи - вы не видите её так же чётко, как реальную картинку, но у вас есть особое ощущение, что если бы только взять карандаш, то он автоматически заполнил пустоты в вашем видении. Но, если этого не происходит, то вы чувствуете себя опустошённым.

Идея в вашей голове не может быть преобразована в линии, подобно стандартному исходному изображению.

Вот почему рисунок по воображению не может быть создан таким же образом, как рисунок по исходному изображению. Нельзя скопировать линии и пропорции чего-то, что вы не можете увидеть ещё - только после того, как вы нарисуете что-то, вы можете увидеть, является ли это тем, что вы хотели или нет. Тогда….. почему? Почему у вас такое сильное ощущение, что вы можете увидеть это в своём сознании, когда на самом деле нет?

Картинки Вашего Воображения

Воображение является особенностью вашего сознания, которая позволяет смешивать элементы реальности для создания её новых версий. Креативность представляет ваши навыки. Чем больше креативности, тем больше оригинальных вещей вы можете создать из одних и тех же элементов.

Воображение делает возможным создание новой реальности из исходных фрагментов реальности.

Все мы творческие личности в какой-то степени, но некоторые из нас в этом смысле лучше, чем другие. Интересно то, что большинство детей очень креативны, потому что они далеки от концепции абсурда. Они просто создают идеи, не пытаясь рассуждать о них, а также не пытаясь исключить самые сумасшедшие из них. По мере того, как мы взрослеем, мы больше узнаем, и зачастую наша креативность от этого страдает, потому что мы так боимся неудач и того, что будем выглядеть нелепо.

Небольшой совет: если вы хотите развить свой творческий потенциал, найдите партнера и задайте друг другу вопросы, на которые нельзя ответить "Я не знаю". Чем более безумны будут вопросы и ответы, тем лучше!

Быть креативным - достаточно, чтобы создать что-то в своем воображении, но недостаточно, чтобы реализовать это. Вам необходимо знать элементы реальности, которые вы использовали для создания этого нового видения, чтобы потом нарисовать их.

Не важно, что вы хотите нарисовать дракона, а драконы не существуют, потому что существует концепция дракона (например, в Западной культуре: большая чешуйчатая рептилия с крыльями), живых существ, когти, челюсти хищных животных, конструкцию ног, необходимые для эффективного передвижения, конструкцию крыльев с учётом их функциональности и так далее. Это огромное количество информации, которой на ваш взгляд, вы обладаете - но так ли это?

Память

Мы можем сказать, что существует два типа памяти - активная и пассивная. Пассивная память предназначена "только для чтения" - вы используете ее для того, чтобы что-то узнать. Например, объект 1 сохранён в пассивной памяти со свойствами А, В и С, поэтому, когда вы видите объект со свойствами А, В и С, вы распознаете его, как объект 1 . Хранить что-то в пассивной памяти не составляет труда, а информация хранится очень долго, но в то же самое время у вас нет прямого доступа к ней - вам необходимо увидеть объект, с которым она связана, чтобы использовать её. Без объекта, информация просто не существует для вас.

Пассивная память собирает всю информацию вокруг вас без нашего ведома. Эта информация очень детальная, однако не имеет прямого доступа. Вы можете получить информацию только извне, а вопрос согласованности - (содержат ли какие-либо из сохранённых объектов в памяти свойства А, В и С?).

Активная память - это что-то большее. Она содержит копию информации, которую однажды вы получили и осознанно решили сохранить. Когда вы прилагаете усилия что-то запомнить, фактически вы лепите образ этого объекта. Однако, эта скульптура тает со временем, поэтому, вам необходимо время от времени возвращаться к ней, чтобы починить её, делая ее массивнее с каждым разом. Это и есть механизм запоминания и повторения.

Пассивная Память

Давайте внимательнее посмотрим на процессы запоминания. Пассивная память полностью подсознательна - вы смотрите на объект (1), а затем его свойства запоминаются в вашей памяти (2). Вы даже не догадываетесь об этом! Таким образом, вы "помните" прически и лица ваших друзей, даже не думая об этом.

Пассивное запоминание

Пассивная память вызывает у вас чувство чего-то знакомого, когда вы видите объект, который уже был сохранён - это потому, что подсознание проверяет, есть ли он уже в базе данных, на случай, если его нужно сохранить. Поэтому ребенка захватывает все, что он видит (его пассивная память почти пуста), а взрослый даже не замечает этих вещей. Когда мы видим что-то, что мы никогда не видели до этого, это притягивает наше внимание, поэтому объект надлежащим образом сохранился в пассивной памяти. Далее, он нас больше уже не интересует.

Пассивное узнавание

Пассивная память, не смотря на то, что она «ленивая», на деле очень полезная и быстрая. Она заставляет вас узнавать все вещи вокруг вас без использования сознания. Вы просто смотрите на что-то, ваши глаза передают информацию вашему мозгу, и внезапно вы знаете, на что вы смотрите - не догадываясь, что было мгновение что вы не знали про это. Вы понятия не имеете, что у вас был какой-либо вопрос, потому что на него уже ответили!

Можете ли вы достать информацию, записанную в пассивной памяти без использования механизма сравнения? Да, но только подсознательно. Подумайте о своих снах - в некоторых из них, особенно в ярких, вы можете увидеть невероятное количество деталей, и все они, в большинстве случаев, правдивы. Весь мир снов основан на ваших пассивных воспоминаниях, хотя они и могут бы смешаны. Поэтому, вы также можете вспомнить что-то, если некоторое время вы не думали об этом - ваше подсознание пытается ответить на вопрос, даже если вы сознательно решили уже сдаться.

Активная память

Активная память более сложная. Она требует от вас осознанных усилий для запоминания. Она срабатывает каждый раз, когда вы пытаетесь запомнить имя или номер - когда вы решаете что-то запомнить.

Активное запоминание

Это усилие стоит того - активная память позволяет вам воссоздавать что-то из своего сознания, используя тот же самый "рецепт", который вы создали, когда запоминали его.

Активное узнавание

Активная память, согласно названию, требует вашей осознанности, следовательно, она медленнее. Вам известно о вопросе и ответе (или отсутствии такового). Вам необходимо сделать усилие, чтобы вытянуть информацию из вашего сознания.

Давайте представим, что у вашего друга новая причёска. Ваша пассивная память скажет вам, что что-то не так (что-то не вписывается в шаблон). Теперь вам нужно вспомнить, как ваш друг выглядел ранее, используя свою активную память. Если ранее вы никогда не задавали этот вопрос, скорее всего, у вас в голове не сохранилась копии этой информации - только шаблон, созданный вашим подсознанием, недоступный для вашего сознания. Поэтому, пассивная память говорит вам, что вы это знаете это, но в то же время, вы не можете сказать, что именно вы знаете .

Я Не Знаю, Что Я Знаю

В действительности, активная и пассивная память - это одно и то же. Их отличает процесс запоминания и узнавания.

Давайте представим, что воспоминания могут храниться в контейнере из живой мембраны. У контейнера нет никаких отверстий, и если вам нужно поместить воспоминания внутрь, то вам придётся проткнуть его. Если вы делаете это неосознанно, то вы поместите вовнутрь всё очень легко. Однако, вы не сможете осознанно вернуть воспоминания через "неосознанно" открытый контейнер. Единственная вещь, которая может использовать этот канал - это небольшой кусочек информации - "да" или "нет", в качестве ответа на вопрос "хранится ли информация Х внутри?" Это наша пассивная память.

Легко хранить воспоминания неосознанно - вам даже не нужно думать об этом!
"Что такое Х?", спрашиваете вы. "Ты знаешь, что это", отвечает пассивная память. И у вас не остается выбора, кроме как поверить этому!

Если вы хотите сохранить какую-либо информацию осознанно, для этого потребуется больше времени и усилий. Каждый ее кусочек должен проделать в мембране собственное отверстие, но если у вас получится это сделать, вы также сможете вытянуть эту информацию. Это наша активная память.

Вам необходимо понимать процесс запоминания, чтобы запомнить информацию осознанно. Если это просто, то это не работает!
Теперь вы можете вновь найти свою информацию в той форме, в которой вы её запомнили.

Проблема состоит в том, что каждый канал со временем зарастает, усложняя процесс извлечения информации. Из-за того, что "да" или "нет" так мало, они могут проделать путь через канал и через долгое время с момента акта запоминания. Осознанные каналы зарастают с той же скоростью, но они очень быстро становятся слишком маленькими для их информации, при этом невозможно вытянуть эти воспоминания. Единственный способ держать каналы незаросшими - это освежать воспоминания до того, как канал станет слишком маленьким. Чем чаще вы это делаете, тем медленнее зарастает канал!

Чем больше времени проходит с момента запоминания, тем меньше сохранённой информации может пройти сквозь канал, до тех пор, пока вы не будете ничего извлекать кроме ощущения, что эта информация там есть.

Конечно, это только один из множества способов упрощения процесса, который происходит в нашем разуме. Человеческая память так и не изучена до конца, и, конечно же, она намного сложнее, чем я её описал. Тем не менее, метафора пассивной и активной памяти - это все нам ещё предстоит понять и решить проблемы с созданием рисунка по воображению.

Воображение = Смесь Воспоминаний

Теперь мы знаем, почему иногда, когда мы так уверены, что знаем, как что-то выглядит, но не в состоянии это вообще нарисовать. Но есть кое-что ещё.

Маловероятно, что существо, которое вы представляете в голове, имеет зрительную форму. Наши воспоминания очень сложные - например, когда я говорю "ключи", вы можете автоматически представить форму ключа, но также и почувствовать запах/вкус железа, услышать звук ключей, которые звенят в связке, почувствовать холодный металл в своей руке или вес связки ключей, в зависимости от того, какое из ваших чувств наиболее развито.

Еще раз, хорошенько приглядитесь к своему существу в своём разуме. Вы действительно его видите? Или, может, вы чувствуете вес его тела, тепло его дыхания, звук хвоста, скользящего по камням?

Может, вы чувствуете что-то странное, что мы обычно не называем чувством, ощущение движения, когда когти обнажены и готовы вцепиться и рвать, или даже вибрацию в горле существа, когда оно рычит?

Вся эта информация заставляет вас быть уверенным, что в вашей голове есть детальное изображение существа, хотя визуальной информации - единственной информации, необходимой, чтобы что-либо нарисовать, - в действительности очень мало. Как это работает? Когда вы чувствуете когти, вам не нужно их видеть, так как они являются частью изображения в любом случае. Однако, нельзя нарисовать ощущение!

Как же проверить, что изображение, которое вы видите - полное, и готово к воплощению в реальность?

Протестируйте Своё Воображение

Существует простой способ. Рассматривайте все элементы изображения как будто они являлись бы частью активной памяти, и тогда вы узнаете, есть ли они в действительности. Как? Просто спросите себя о них, и отвечайте словами, а не набросками. Чем больше будет детализированной информация, тем больше шансов получить верный рисунок.

Но вас ждёт ловушка. Скорее всего, вы с лёгкостью ответите на следующие вопросы:

  • Сколько у него лап?
  • Насколько большие его глаза?
  • Насколько длинный его хвост?
  • Насколько длинные его лапы?
  • Какого оно окраса?
  • Какой рисунок его окраса?
  • Оно большое или маленькое?
  • Это мужская или женская особь?
  • Оно мускулистое или худое?
  • Какие ноги у него - когти, копыта, лапы?

Проблема в том, что все эти ответы всё ещё вопросы! Что значит "мускулистое"? Что значит "большой" или "маленький"? В чём разница между "когтями" и "лапами", между "мужской особью" и "женской"? Более того, что такое "ноги", "хвост", "глаза"…? Все эти определения сохранены в вашей пассивной памяти, поэтому вас посещает обманчивое чувство, что вы их знаете, но это не значит, что вы сможете получить открытый доступ к ним при создании рисунка!

Какая из этих "лап" та, о которой идёт речь? Подсказка: они не одинаковые!

Поэтому вас не покидает сильный соблазн нарисовать существо, вместо того, чтобы отвечать на вопросы словами. Вы думаете: "Я не могу описать это, но вот, если бы мне позволили нарисовать это…" Вашей пассивной памяти необходимо что-то для сравнения, поэтому она просит вас предоставить это, а затем она сможет ответить на ваш вопрос: "Ты хочешь знать, что такое Х? Покажи мне что-нибудь, и я скажу тебе, это Х или нет". Поэтому, вы оптимистично начинаете рисовать когти, и получаете ответ: "Не-а, это не когти". Теперь понятно, почему это заставляет вас чувствовать себя так плохо!

Вы можете использовать другой трюк, чтобы проверить свои знания. Если вы думаете, что знаете как выглядит правильное крыло, то вы также должны суметь описать крыло, которое не выглядит правильным. Скорее всего, на самом деле вы ничего не знаете о крыльях, и всё, что у вас есть - это неуловимое чувство этой структуры в своей голове.

Лепите Свои Воспоминания

Теперь мы знаем, какого характера процесс лежит в основе наших проблем. Как преодолеть это? Что мы можем сделать, чтобы с лёгкостью рисовать по воображения? Ну, на самом деле ответ прост: нам нужно заменить пассивную память активной. Я дам вам небольшой совет, который поможет вам достичь этой цели.

Сосредоточьтесь на одном Материале

Во-первых, не делайте процесс обучения более сложным, чем он должен быть. Сосредоточьтесь на одном инструменте, на одной технике. Если вам не удаётся рисовать по воображению, не смешивайте это процесс с другими аспектами, как, например, затенением или совмещением. Лучше сражаться с одним врагом вместо целой армии!

Используйте обычный карандаш, даже не графический планшет - потому что даже он может стать источником других проблем. Также, если вы действительно разбираетесь в затенении, раскрашивании, а также в других подобных аспектах, у вас может появиться соблазн использовать их, чтобы скрыть то, что не так развито. Это также не поможет вам развить этот навык!

Трудно сказать, что не так, когда существует множество вещей, которые могут оказаться неверными!

Это связано с другим советом:

Выявите Свои Неумения

"Я не умею рисовать" - это самая опасная вещь, которую может сказать любой начинающий художник. Рисование содержит в себе множество аспектов, и я уверен, что вы освоили хотя бы некоторые из них, например, правильный захват карандаша и нажатие им на бумагу. Если вы преуспели в копировании (я не имею ввиду с помощью кальки), то вам стоит более оптимистично относиться к своим художественным способностям! Проблемы с рисованием по воображению в этой ситуации абсолютно естественны!

Возможно, вы расстроены по этому поводу, потому что вы рассматриваете эти два вида рисования, как к одному и тому же, поэтому, вы не можете понять, почему один даётся вам легко, а второй выходит ужасно плохо. Каждый раз вы разделяете эти два навыка - рисование, как индивидуальное мастерство, и понимание объекта, как ментальную способность - вы можете расслабиться и сконцентрироваться на изучении прочих навыков без этого досадного ощущения, что с вами что-то не так.

Продолжаем, нарисуйте что-то по воображению. Что-то появилось на бумаге? Отлично, вы это нарисовали! Теперь взгляните на это. Что не так? Я имею в виду что именно "Выглядит ужасно" - это не ответ. "Лапы выглядят неверно" - намного лучше. Нельзя научиться тому, как сделать "не ужасным" рисунок в целом, но вы можете понять, как выглядят "правильные" лапы. Намного проще решить проблему "я не могу нарисовать лапу по воображению", чем "я вообще не умею рисовать по воображению".

Легче учиться постепенно шаг за шагом, чем пытаться усвоить всю концепцию за один раз. Кроме этого, маленькие успехи заставят вас двигаться вперёд!

Существует, возможно, много "неумений", над которыми вам нужно работать, но не позволяйте этому демотивировать вас. Составьте список, и следуйте по списку шаг за шагом, работая над каждым пунктом по отдельности.

Наблюдайте, Спрашивайте, Отвечайте

Я повторю еще раз, чтобы было абсолютно ясно: если вы можете рисовать с исходного изображения, а не по воображению, у вас проблемы не с рисованием. Когда вы хотите записать свой номер телефона, но забываете его, это не потому что вы "не можете написать его", а потому что вы можете - вы всего лишь неверно записали его в свою активную память.

Так что, это не верно: "Я не могу нарисовать лошадь повоображению", верно так: "Я не помню, как выглядит лошадь ". Чтобы нарисовать что-то по воображению, вам всего лишь нужно это запомнить, как если вы хотели это вспомнить.

Однако, живые существа - это намного сложнее, чем слово или номер. Чтобы нарисовать их правильно, нельзя запомнить картинку - они выглядят по-разному с различной точки перспективы, и это касается не только внешнего вида; у них также есть особый способ передвижения и поведения, который влияет на итоговое изображение.

Всему этому нужно научиться, и, очевидно, вы не сможете воспользоваться своей техникой копирования линий, чтобы только нарисовать. Теоретически, животное, которое вы хотите запомнить, могло быть преобразовано в линии, и таким образом сохранено в памяти, но это было бы невероятно трудно. Это другой метод:

Шаг 1

Научитесь рисовать простые блоки, например, шары, кубы, цилиндры и так далее. Это потребует , и это то, что вы просто не должны пропустить. Не волнуйтесь, - нужно всего лишь понять, откуда берётся перспектива, и как она работает в этом обозримом мире.

На этом уровне вы должны уметь рисовать любые блоки, какие вы хотите нарисовать по воображению , придавая им задуманный вид. Это может показаться скучным, но помните - вы можете не преуспеть в рисовании фантастических существ, если вы не можете нарисовать простой цилиндр. Уделите этому столько времени, сколько нужно - иначе, это будет похоже на попытку нарисовать картинку из тысячи линии, не зная, как нарисовать и одну! Прежде всего, не лгите себе. Даже самые лучшие уроки не помогут вам, если вы будете обманывать себя.

Во-первых, постарайтесь понять правила создания форм…
…а затем используйте/изменяйте их, чтобы быстро и без усилий нарисовать блоки, а также без тщательного измерения каждой линии

Шаг 2

Научитесь создавать более сложные фигуры, используя простые блоки, которые вы освоили ранее. Эти фигуры не должны напоминать что-то реальное, поэтому просто поиграйте с ними. Пришло время убедиться, что вы чувствуете себя комфортно, используя эти блоки, и что вы можете создать любую конструкцию по воображению.

Ещё раз повторю, если вы не можете представить и нарисовать конструкции из блоков, то как же вы сможете представить и нарисовать невероятно сложных живых существ? Не обманывайте себя, это ни к чему не приведет! Я знаю, что вы хотите пойти дальше и перейти к следующим шагам, но поверьте мне, это то , что вас так долго тормозило. Останьтесь на этом этапе, проявите терпение и не расстраивайтесь, если это займет больше времени, чем вы ожидали - в конце концов, это 80% того, что вам нужно, чтобы рисовать по воображению. Если вы справитесь с этим, то вы больше не скажите “Я не умею рисовать”!

Если это требует от вас значительных усилий, то вернитесь к предыдущему шагу. Продолжите, когда будете готовы с лёгкостью создавать любые фигуры из блоков, которые вы представите в своём воображении.

Шаг 3

Пришло время для наблюдений. Фокусируйтесь на одной теме за раз. Если вы хотите рисовать лошадей по воображению, понаблюдайте за живой лошадью, найдите реалистичную модель лошади, или просто используйте большой набор фотографий одной и той же лошади с разных точек перспективы. Исследуйте их внимательно, и представьте, как вы заполняете её тело простыми формами, над которыми вы практиковались ранее. Ответьте на каждый вопрос, который вы могли бы задать относительно неё. Изучите лошадь, уделите внимание каждой детали, поймите, что делает её лошадью. Измерьте своим взглядом, поймите пропорции, и представьте, как бы выглядела лошадь, если бы изменились пропорции.

Шаг 4

Создайте примерный лист-исходник с изображением каждой части тела, которые будут изображены в качестве конструкции из упрощенных форм. Запишите все наблюдения и измерения, каждую деталь, которая, на ваш взгляд является важной. Что очень важно, не рисуйте просто лошадь, используя изображение, которое вы используете в качестве исходного. Ваша задача заключается в том, чтобы описать всё в деталях, включая всю информацию, которая может понадобиться вам при воссоздании любой перспективы, которая вам понравится, а не в том, чтобы заучить одну единственную позу, за которой вы наблюдаете в данный момент.

Опишите внешний вид, движение, поведение и набросайте несколько характерных поз. Если вы когда-либо подумаете “Это очевидно, я запомню это” - запишите это в любом случае - сейчас это может быть очевидно, но позже, возможно, вам будет нелегко это вспомнить. Этот лист-исходник - это письмо будущему себе, сидящему за столом и пытающемуся нарисовать лошадь, не глядя на нее. Сделайте себе одолжение, и ответьте на все вопросы, которые могут возникнуть у вас в будущем .

Представьте, что вы пытаетесь описать кому-то предмет, кто никогда не видел и не слышал о нём ранее.

Что важно: наш мозг не любит простые ответы, например "красный", "длинный", "острый". Намного лучше, когда ответы комбинированные, связанные с чем-то, что мы уже знаем. Вместо того, чтобы спрашивать (и отвечать) "какие зубы у лошади?", спросите «что ест лошадь?». Попробуйте записывать свои ответы в следующей форме: "у них есть [черта Х], потому что [функция Y]". Наша память - это паутина связанной информации, и она работает лучше всего, когда используется таким вот образом!

Шаг 5

На следующий день после составления листка-исходника, перерисуйте объект, чтобы он был более чётким. Убедитесь, что всё очевидно, даже для того, кто не обладает вашей свежей памятью наблюдения за лошадью. Нарисуйте лошадь, используя лист-исходник, а также проверьте, всё ли там указано, что вам необходимо. Если нет, поищите информацию где-нибудь ещё, чтобы обновить листок.

Создайте своё портфолио или папку, или что угодно, где вы предпочитаете хранить бумаги, и положите туда свой листок. Поздравляю, вы только что завершили первую фазу!

Шаг 6

Отдохните два или три дня, но не более. Попробуйте нарисовать лошадь, используя информацию с листка-исходника, но практически, не открывая его. Это может быть очень сложно, но вы увидите, что вы уже кое-что запомнили. Когда вы закончите, достаньте лист-исходник, а затем исправьте ошибки, уделяя им особое внимание и отмечая у себя в голове, почему вы их совершили. Еще раз проверьте, остались ли какие-то неотвеченные вопросы, а затем обновите лист-исходник при необходимости.

Шаг 7

Повторяйте предыдущий шаг время от времени. Начните с коротких интервалов и затем делайте более длительные перерывы. Каждый раз вы будете делать всё меньше ошибок, и однажды вам больше не понадобится лист-исходник, потому что ваше активное воспоминание лошади будет полностью выстроено! Проделайте то же самое с каждым объектом/предметом, который вы хотите освоить. Т.к. ваше портфолио заполнено, поэтому, ваша память активна!

Обратите внимание, что было бы сложно и ушло бы много времени, чтобы заполнить лист-исходник - например, если вам потребовалось освоить кости, сухожилия, мышцы и вены лошади, чтобы нарисовать ее реалистично по воображению. К счастью, до тех пор, пока вы не хотите рисовать в стиле гиперреализма (которого никто не ожидает от рисования по воображению), это и не нужно. С другой стороны, упрощения, которые вы делаете во время анализа объекта, создадут ваш собственный стиль!

Практикуйтесь (Или Этот Навык Пропадёт)

Сейчас ваш мозг ненавидит тратить место и энергию на информацию, которая вам не нужна, и, очевидно, вам не нужно что-то, что вы не используете. Сейчас вы можете преуспеть в рисовании лошади по воображению, но ненадолго перестаньте использовать свою активную память, к примеру, на месяц, или год, и воспоминания исчезнут. К счастью, если вы следовали процессу обучения должным образом, то вы должны с лёгкостью освежить воспоминания при помощи листка-исходника. Тем не менее, запомните, что нельзя научиться "рисовать по воображению" раз и навсегда - нужна постоянная практика, это очень важный фактор!

Заключение

Неожиданное заключение следует из этой статьи - вы всегда рисуете с источника, пусть это будет источник в виде фото или воспоминания.

Теперь вы видите, что романтичное виденье талантливого художника, рисующего удивительных созданий по воображению - это не соответствует действительности, этот художник наверняка потратил много времени, рисуя с источника, перед тем, как достичь того уровня, на котором вы за ним наблюдали.

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Большинство существующих образовательных программ ориентированно на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок и так уже умеет делать.

Однако умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.

Потребность в целенаправленном формировании логического мышления в процессе изучения конкретных образовательных дисциплин уже осознаётся психологами и педагогами.

Проблема состоит в том, что учащимся для полноценного усвоения материала требуются навыки логического анализа . Учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления.

Одним из видов такой деятельности, где развиваются элементы логического и творческого мышления, является рисование .

В процессе рисования происходит развитие человека его познавательных процессов, в процессе рисования с натуры происходит собственное ощущение и раскрытие таких понятий как цвет, объем, пространство и т.д.

На занятиях рисования с натуры ученик не должен лукавить, выдумывать, сочинять он должен откликаться своими переживаниями на то, что его волнует в данной натуре, но выражать это в своем рисунке грамотно.

Развивающееся пространственное и образное мышление во время работы с натуры заставляет человека по-новому видеть и воспринимать окружающий мир, по-новому его отображать в своих рисунках.

Методика преподавания рисования в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э.И. Кубышкина, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, композиции и т.д. Впервые за многие годы вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы.

Уроки рисования являются еще одним эффективным средством развития логического мышления у детей младшего школьного возраста. Уроки изобразительного искусства не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это - основная задача личностно-ориентированного обучения.

Коррекция негативных эмоциональных комплексов через рисование у детей



Имеется еще два довода в пользу терапии через рисунок:

детский рисунок является основным коммуникативным средством ребенка, средством выражения чувств, а также традиционной для детской субкультуры спонтанной психотехникой;

рисование легко совмещается с другими техниками, применяемыми в детской психотерапии.

Эти рассуждения являются базой для разрабатываемой и апробированной в течение 7 лет методики коррекции эмоциональных нарушений у детей 5-9 лет.

В основу методики легли следующие принципы

рисунок рассматривается как сфера совмещения диагностики и коррекции;

рисунок рассматривается как феномен, т.е. комплексно, когда любой отдельный показатель рисунка не может быть однозначно связан с какой-либо отдельной психологической характеристикой ребенка;

любая характеристика рисунка со временем может изменять свое значение для одного и того же ребенка;

рисование обязательно должно сопровождаться беседой терапевта с ребенком о его рисунке;

главный персонаж рисунка является метафорой личности ребенка, а события, происходящие на рисунке - метафорами субъективного восприятия событий, в которые эмоционально вовлечен ребенок;

принцип безопасности: использование метафорического пространства позволяет избежать прямого, грубого воздействия на психику ребенка;

Терапевтическая работа с ребенком через рисунок проводится только с согласия родителей или опекунов; присутствие родителей на сессии крайне желательно не только во избежание недоразумений, но также как своеобразный позитивный «якорь», необходимый при работе с негативными переживаниями;

каждая сессия должна заканчиваться позитивными переживаниями ребенка.

Опыт показал, что применение данной техники эффективно, если:

умственный возраст ребенка не ниже 5-летнего;

ребенку нравится рисовать, т.е. он активно использует визуальные образы.

В противном случае рисование может применяться в диагностических целях, а также в качестве средства перехода к другим техникам.

Развитие воображения показывает всему человечеству свою важность и неотъемлемость в движении прогресса всего человечества. Мы видим, как развивались орудия труда, и одежда у людей в разные периоды времени, как создавалась и усовершенствовалась техника и строились автоматизированные предприятия.

Все эти этапы развития человечества стали возможны благодаря творческим людям с развитым воображение и фантазией.

Многие думают, что они абсолютно не творческие люди и им не свойственно воображение и фантазия. Но они глубоко ошибаются. Ведь каждый из нас может мысленно нарисовать лицо близкого человека, описать свое рабочее место и рассказать маршрут от дома к магазину, в котором постоянно совершаем покупки – это воссоздающее воображение. Творческое же позволяет нам наделять знакомые нам предметы новыми функциями, которые нам уже известны, а также с его помощью мы представляем свое будущее. А вот фантазия, помогает нам создавать совершенно новые вещи и их свойства для вас или же мира в целом.

Воображение и наша фантазия по сути это форма мышления, способности которых связаны с уже имеющимися знаниями и опытом.

Поэтому их развитие зависит напрямую от всестороннего развития человека. Но их можно и тренировать практически, как мышцы в спортзале, регулярными занятиями. Важность этих типов мышления нельзя недооценивать, без них не обходятся создатели рекламы, проектировщики зданий и сооружений, архитекторы и скульпторы, художники и писатели, а также парикмахеры и визажисты. Не только обладатели этих профессий должны знать, что такое развитие воображения, каждый из нас с легкостью может это сделать.

Как сделать свое мышление более гибким и креативным

Развитие воображения у взрослых и детей происходит с получением нового опыта и знаний, поэтому рекомендуется как можно чаще:

  • гулять по новым местам;
  • смотреть новые спектакли;
  • и читать книги;
  • пробовать найти себя в различных видах рукоделия;
  • слушать классическую музыку;
  • танцевать.

Презентация: "Чему взрослым стоит научиться у детей"


Помимо этого существуют простые и действенные способы, показывающие как развить воображение.

Не бойтесь перемен, если вы ели по утрам одно и то же блюдо или просто пили чай, то приготовьте что-то новенькое, начните делать зарядку по утрам или просто примите контрастный душ, это не только оживит ваше мышление, но зарядит бодростью на весь день. Попробуйте сделать перестановку в доме или на рабочем месте, в процессе будете представлять, как будет выглядеть результат, что также заставляет напрягать наше мышление. Также можно начать делать привычные вещи по новому, например, научитесь чистить зубы не правой рукой, а левой, поначалу это будет сложно, но со временем вы привыкните. Главное не останавливаться на достигнутом результате.

Хорошие результаты показывают занятия рисованием. Даже если вы плохо рисуете, вы можете завести тетрадку и в ней рисовать схематичные сюжетные рисунки.

Например, на каждой странице можно изобразить конкретное действие какого-то персонажа. Допустим, кот сидит на диване, на следующем развороте он с него падает, далее лежит на полу, и так далее пока не закончатся все листы, а потом можно просматривать как мультик.

Легкое упражнение, тренирующее наше воображение

Попробуйте пофантазировать, рисуя мысленно какое-то действие и все его детали. Например, посещение кинотеатра, прогулка по парку или посещение кафе с друзьями.

Презентация: "Воображение. Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры"


Оно займет не больше 15 минут для выполнения этого упражнения, вот этапы его выполнения:
  • рисуйте в своем воображении то, что можете реализовать в действительности, допустим просмотр фильма в кинотеатре;
  • описывайте в своем воображении как вы туда идете, тепло или холодно на улице, как выглядит холл в кинотеатре, запах попкорна и вкус напитка, который будете пить, а также что скажете при встрече друзьям, и что вы будете смотреть в кино, прорисуйте в деталях, во что будете одеты;
  • вы заметите, что некоторые ощущения и предметы вам легко представить, а некоторые вызываю затруднения, продолжайте упражнение пока не сможете добиться результатов.

Такую тренировку проводите ежедневно, уделяя особое внимание тому, что хуже получается. И скоро вы заметите, что уже с легкостью рисуете картинки в своих мыслях.

Но будьте осторожны, наш ум часто начинает описывать эти действия словами, а нам нужны красочные картинки и ощущения. Со временем вы можете усложнять это упражнение для развития воображения и использовать другие методики.

Главное действовать

Начиная развивать пространственное мышление и виденье, многие быстро забрасывают это дело. Кого-то испугали сложные задачи, кто-то не видит в них смысла. Но здесь важны систематические занятия и изменения в восприятии мира и способах решения проблем увидят окружающие вас люди.


Конечно, быстрых результатов не будет, и вы нескоро самостоятельно их почувствуете, но уже через месяц простых занятий изменения настанут. В вас словно будет просыпаться маленький ребенок, по-новому познающий этот мир, открывающий новые грани своего сознания. Вам будет легче представить какой будет комната после ремонта, какой вкус приобретет блюдо если в него добавить новый ингредиент или специю и не составит сложности поставить сценку для ребенка на утренник или организовать тематический корпоратив на работе.

Также легче будет подбирать наряды для себя и членов своей семьи, ваша жизнь пополнится креативными идеями и решениями текущих задач.

Достигнув определенных результатов, можно попробовать найти подработку или вовсе сменить работу на ту где нужна ловкость мышления и креативный подход. Помните, развитие воображения нельзя прекращать, нужно постоянно над собой работать и достигать все новых высот.

Фантазировать не только приятно, но ещё и полезно, так что воображение можно и даже нужно развивать. Но как это делать?

Итак, как развить свою фантазию? Полезные советы:

  1. Каждый из нас смотрит телевизор, но делать это можно с пользой для воображения. Так, включите фильм или мультфильм, но отключите звук. Следите за происходящим на экране и пробуйте мысленно озвучивать главных героев, представляя, что они могли бы сказать. Придумайте сюжет, подумайте, какой могла бы быть интонация персонажей.
  2. Если вы недавно видели какой-то фильм или спектакль, то можно поставить себя на место одного из героев, подумать, как поступили бы вы в той или иной ситуации. Также попробуйте придумать другой финал или даже нафантазировать ещё одного героя.
  3. Если у вас возникли трудности, извлеките из них максимум пользы. Даже если вы нашли вариант решения, представьте, как могла бы развиться ситуация по-другому. Придумайте ещё несколько способов решения проблемы, причём необязательно возможных и реальных. Например, можно вообразить, что у вас есть какие-то уникальные способности, которые могут помочь вам.
  4. Мечтайте! Да-да, мечтать должен каждый, это помогает не только развивать воображение, но и стремиться к осуществлению задуманного. Например, если вы мечтаете о собственном доме, то представьте место, в котором он будет располагаться. Это может быть даже берег моря или остров. Продумайте до мелочей интерьер жилища, его фасад. Мысленно расставьте мебель, пофантазируйте о том, как вы живёте в новом доме.
  5. Если у вас есть ребёнок, то можно подключить и его. Вместе придумывайте сказки. Попросите малыша придумать одного персонажа, а вы придумайте другого. Вместе поразмышляйте о том, чем занимаются герои, как они живут. Затем нафантазируйте какое-то удивительное событие, которое изменит жизнь персонажей и ход сказки. Продумайте, как будут вести себя герои, чем всё в итоге закончится.
  6. Если вы ездите в общественном транспорте, то рассматривайте людей. Но делайте это ненавязчиво, иначе ваше поведение вызовет подозрения. Просто взгляните на человека один раз, зафиксируйте в памяти его образ и придумайте его жизнь, судьбу. Представьте, кем бы он мог работать, опишите всех его членов семьи, его родных, хобби и так далее.
  7. Развить воображение поможет простой приём под названием «Пять точек». На листе в хаотичном порядке поставьте пять точек. Теперь соедините их таким образом, чтобы у вас получился какой-то рисунок. Затем вновь поставьте пять точек и соедините их другим способом. Сделайте несколько рисунков, дополните каждый, чтобы получились композиции.
  8. Помочь тренировать и развивать фантазию художнику поможет рисование различных процессов и явлений. Например, попробуйте нарисовать свои мысли, утро в космосе, ночь на другой планете, какое-нибудь несуществующее мифическое существо. Изображения могут быть абстрактными, это только приветствуется. Непременно добавляйте краски, причём самые разные, яркие.
  9. Можно попробовать придумывать «фанфики», как фанаты известных фильмов и сериалов. Вообще, «фанфик» — это предыстория, иной вариант или продолжение ранее придуманной кем-то истории. Если у вас есть любимый фильм, то подумайте, с чего всё могло начаться, как всё могло закончиться иначе, как всё могло бы продолжиться после финала.
  10. Разносторонне развивать личность и тренировать фантазию помогут книги, причём непременно без картинок. Читайте, мысленно описывайте героев, их мимику, мысли, окружающие их предметы.
  11. Попробуйте иногда менять руку. За каждую руку отвечает определённое полушарие (за правую – левое, а за левую – правое). И если задействовать обе, то работать будут сразу два полушария, что, конечно, поможет мыслить творчески.
  12. Поиграйте в увлекательную и интересную игру «А что, если». Просто представляйте разные необычные явления. Например, подумайте, что будет, если человек сможет летать, если люди не будут спать, если животные начнут разговаривать, если небо стает розовым, если начнут продавать новые мозги и так далее. И чем более неожиданными и порой даже сумасшедшими будут ваши мысли, тем активнее будет работать воображение.
  13. Поможет развивать фантазию творчество, причём любое. Можно рисовать, сочинять стихи или песни, разрабатывать новые фасоны одежды, создавать мыло, шить или вышивать, вязать и так далее.
  14. Попробуйте придумывать необычные названия для самых обычных предметов. Например, вилка могла бы называться «едонатыкалка», а ложка «вротложилка». В общем, думайте, ассоциируйте вещи с какими-то действиями, и из этих действий составляйте необычные слова. Это не только весело, но ещё и полезно.
  15. Не дарите своим друзьям и близким банальные подарки, придумывайте приятные и необычные сюрпризы. Например, если друг занимается бизнесом, то преподнесите ему «Копилку идей». Пусть это будет обычная банка. Сложите в неё записки с полезными советами, которые, по вашему мнению, могли бы помочь увеличить доход. Если мама – продавец, то преподнесите ей мягкое сиденье для стула с «двигателем продаж», роль которых могут играть пружины. В общем, фантазируйте и мыслите креативно, чтобы не только развивать воображение, но и радовать близких.
  16. Рассматривайте облака и думайте о том, на что похоже каждое из них. Всматривайтесь в очертания, не думайте о реальном, мыслите абстрактно и подключайте воображение. Например, в круглом облаке можно рассмотреть лицо или морду какого-то животного.
  17. Можно ставить на листе бумаги кляксы и думать, на что они похожи.
  18. Попробуйте гадать на воске, это очень увлекательно! Возьмите блюдце, наполните его водой. Подготовьте свечу, подожгите её и капайте плавящийся воск в воду. В образующихся застывающих фигурах пытайтесь рассмотреть предметы или даже события.
  19. Больше общайтесь с интересными и творческими людьми, это интересно и полезно. Обсуждайте их идеи, просите рассказать о мыслях, интересуйтесь мнением.
  20. Ищите вдохновение. Его источником могут быть путешествия, новые впечатления, какое-то интересное хобби и так далее.
  21. Ищите необычные решения проблем. Например, если у вас что-то сломалось, попробуйте провести мини-ремонт, используя подручные материалы, или же вовсе заменить вещь другой.
  22. Занимайтесь визуализацией. Например, если вы к чему-то стремитесь, то чётко представьте, что это уже произошло. Так, если вы разрабатываете проект, продумайте, какой будет его презентация, как вы будете выступать, как ваши идеи одобрят.

Пусть советы помогут вам научиться использовать воображение и мыслить креативно!



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...