Как себя вести с психологическим насилием. Психологическое насилие: что это и как бороться

Недавно я узнала, что мою знакомую постоянно оскорбляет муж. То суп не так сварила, то с детьми, по его мнению, не справляется... Девочки мои! Слышать, что вы дура, неумеха, плохая хозяйка, плохая мать, – это ненормально. Не нужно терпеть это безобразие. Никто не вправе вас унижать ни словом, ни делом. Если вы хотите что-то изменить, пожалуйста, читайте дальше – предлагаю поговорить о бытовом моральном насилии в семье.

Моральное насилие – это форма «общения» одного партнера с другим с помощью угроз, запугивания, оскорблений, не всегда обоснованной критики с целью – внимание! – унизить партнера. Не научить варить борщ, не показать, как лучше общаться с детьми или больше зарабатывать, а именно унизить, опустить ниже плинтуса, как говорят. В ответ на это у второго партнера вырабатывается ощущение беспомощности, угнетенности и… привыкание. Которое, в свою очередь, ведет к ухудшению морального и физического здоровья.

Откуда берется моральное насилие?

  • Потребность в самоутверждении. У психологически агрессивного партнера низкая самооценка, и с помощью унижений он искусственно и ненадолго ее поднимает. И если, к примеру, в офисе его отругают за некачественную работу, поднимать самооценку он будет дома с помощью унижений второй половины.
  • Психические отклонения (нарциссизм, социопатия) и сильные детские травмы – например, папа морального насильника всю жизнь ругал мать, а то и бил ее. Ребенок такое поведение, пока не вырастет, считает за норму, а подрастая, зная, что так делать нельзя, все равно использует такое общение как готовую модель поведения. Поэтому, если вы не психологи и не психиатры (или психологи, психиатры, но не хотите работать дома по специальности), не связывайтесь с такими мужчинами!
  • Неумение общаться, невоспитанность и плохое образование. Недостаток образования, невоспитанность и неумение понятно изъясняться не позволяют партнеру строить свои предложения так, чтобы не было обидно. Поэтому человек использует то, что проще: «наорал – она подчинилась, сделала».
  • Насилие в семье родителей или вседозволенность. О прошлом опыте в семье мы уже говорили: если ребенок видит унижение родителей между собой или если его унижают, он принимает это поведение за норму и использует уже в своей семье. Или если ребенку в балующей его семье было позволено слишком много, сначала он «тренируется» на любящих родителях, а потом на друзьях и девушках.

Признаки морального насилия

  • Муж постоянно вас критикует: вашу фигуру, вкус в одежде, уровень вашего интеллекта и т. д. Не путать с изредка произнесенными фразами: «Не хочешь заняться спортом?», «Пошли вместе на тренажеры», – или честным «Ну вот это платье/шляпа тебе вообще не идет». Это проявление заботы, а не критика. Насильник предпочитает при этом не только критиковать, но и оскорблять жертву. Ведь его цель не помочь, а унизить.
  • Он выказывает презрение к вам. Ему ничего не нравится: ни ваша работа, ни ваше хобби, ни ваше мировоззрение, ни ваша логика. Причем раньше он молчал, все нравилось. Вы же не могли так быстро измениться, правда?
  • Он говорит с вами высокомерно. Просьбы канули в Лету, теперь он только приказывает.
  • Обращается к вам оскорбительно. Не по имени, а «эй!», «эй, ты». Придумывает оскорбительные прозвища и убеждает, что это все «шутя-любя».
  • Запугивает вас. Угрожает забрать детей, избить вас, детей, родителей, животных. Угрожает вам убийством или самоубийством («Если уйдешь, наложу на себя руки»). Если страха, по его мнению, не хватает, в подробностях описывает, как и что он будет делать.
  • Перекладывает всю ответственность на вас. Опоздал на работу – ты виновата. Не сообщила, что на улице гололед. Накричал начальник – это ты его довела так, что он ошибок в отчете наделал. Сломался замок в ванной – это ты вчера хлопала дверью.

Как заранее распознать тирана и бежать от него что есть мочи?

  • Идеальные отношения. Поначалу партнер устраивает вам идеальные свидания с романтикой, вкусной едой, сладкими речами, захватывающими рассказами, интересными экскурсиями. Поднимает вашу самооценку, засыпает комплиментами так, что у вас захватывает дух от всего этого.
  • Быстрое развитие событий. Через короткий промежуток времени насильник, поняв, что вы для него идеальная жертва, предлагает перейти на уровень серьезных отношений. Постоянно говорит о том, что вы его судьба, что вы должны быть вместе в горе и радости. Постепенно окунает вас в любовь так, что вы забываете о друзьях, родных. Предлагает выйти замуж или жить вместе.
  • Усиление давления. Как только пункт № 2 срабатывает, он включает манипуляцию. Спрашивает, с кем, где встречалась, кому звонила, кто звонил. Просит прочитать смс. Намекает, что надо бы больше быть вместе, а не встречаться с друзьями-родителями: «Неужели общение с друзьями тебе важнее нашей семьи?» Даже если вы встретились подругами один раз в полгода и семьи как таковой у вас еще нет.
  • 100%-ный контроль. Жертва уже понимает, что без разрешения насильника нельзя даже смеяться над фильмом, который ему не нравится. Нельзя плакать, когда ему весело. Нельзя высказывать свое мнение, если оно отлично от точки зрения «главы семьи».
  • «Удар оземь». Если жертва пытается выбраться из паутины, насильник проводит профилактические беседы. Напоминает, от каких проблем он ее спас, например от конфликтов с родителями, прошлых обид, наглых подруг. К этому времени он уже хорошо теоретически подготовился и знает, как сломить вас с помощью слабых мест.

Дополнительные качества насильника:

  • Бахвальство. В разговоре постоянно восхищается своими определенными мужскими качествами.
  • Шутки-критика. Мужчина постоянно критикует вас, как наедине, так и при всех, объясняя свое поведение так: «Шуток не понимаешь». Примерные «шутки»: «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», «Ты как Фиона, осталось зеленкой покрасить», «Моя серая мышка», – ну и цитата из анекдота: «Убери свой комбайн, телек загораживаешь».

Как остановить насилие, если уже ввязались в токсичные отношения и бежать некуда?

  • Нет ответному насилию. Не стоит опускаться до уровня насильника, это во-первых. А во-вторых, включившись в игру «насилие», вы только добьетесь ее бесконечности. А чтобы насилие не прогрессировало, следует учиться компромиссам. Чтобы на вас меньше нападали.
  • Струны насильника. Как насильник изучил ваши слабые места, так и вы изучите его. Поищите в агрессоре струны, на которых можно поиграть, а потом объяснить, что унижать людей нехорошо. Например, может сработать вариант «поднятие самооценки». Необходимо напомнить мужчине, что он порядочный, сильный и достойный человек, его ценят коллеги, любят соседи, уважают такие-то люди. И вскоре он сам же будет осуждать свое насилие, ведь порядочные люди себя так не ведут. Если не нашли струны, не оставляйте попытку откровенного разговора. Говорите в спокойной обстановке, переждите все вспышки гнева. Скажите, что не считаете его критику или обвинения обоснованными, а такое поведение – приемлемым. Иногда отрезвляет фраза: «А чего ты действительно хочешь?»

    Однажды в автобусе на моих глазах одну пассажирку ругал по телефону ее муж, видимо, за то, что они с сыном долго пробыли в магазине, да еще застряли в пробке. Она ответила: «А чего ты действительно хочешь? Вызвать чувство вины? Мы ни с кем не встречались, а покупали сыну костюм. Сейчас я делаю, что могу, – еду в автобусе. Нет, я не могу приказать водителю ехать быстрее. Нет. Ты не вызовешь у меня чувство вины. Нет, возьми и разогрей сам», – и положила трубку. Я чуть не зааплодировала девушке!

    Словом, учитесь разговаривать с партнером. Грамотно спорить, приводить доводы и аргументы. Вначале будет сложно, но опыт вскоре придет. И такое общение вполне может перерасти в традицию и отрезвлять вашего спутника жизни.
  • Нет насилию над детьми. Пресекайте все попытки тирании по отношению к сыну или дочери. Дети, так же как и вы, заслуживают уважения и не должны чувствовать себя людьми второго сорта, как бы этого ни хотелось папе-агрессору.
  • Избегайте материальной зависимости от тирана или по возможности снижайте ее.
  • Если токсические отношения стали настолько сильны, что вы уже не можете поднять голову от моральной усталости, обратитесь к психологу.

В семьях, к сожалению, часто возникают проблемы, которые невозможно решить без вмешательства суда или полиции. Это не только разводы и проблемы с алиментами, но и случаи физического и психологическое насилия в семье.

Типы насилия в семье

В общем оно обычно делится на три типа:

  • Физическое. Чаще всего встречается со стороны отца семейства - он может причинять телесные повреждения жене и детям. Бывают вспышки агрессии и со стороны матери или уже взрослых детей.
  • Сексуальное насилие - любые принудительные действия сексуального характера.
  • Психологическое насилие - моральное давление на родственников. Как раз этот, третий тип, будет рассмотрен более подробно в данной статье.

Психологическое (моральное) насилие приводит к серьёзным эмоциональным травмам и психическим расстройствам - к депрессии, суицидальным мыслям, тревожности, паническим атакам, стрессу и так далее. Обычно такой вид насилия характерен личностям, которые желают самоутвердиться за счёт других, им приносит удовольствие процесс унижения более слабых людей. Также часто такие люди страдают психическими заболеваниями - например, расстройством личности, шизофренией, паранойей и так далее.

Что считается психологическим насилием в семье

Психологическое насилие включает в себя: постоянную критику, попытки унизить или осмеять человека, запугивания, шантаж, ограничение свободы, изоляции от общения с окружающим миром. В основном такой тип насилия делится на три основные категории:

  1. Агрессия - несправедливые высказывания, произнесённые с целью оскорбить человека, вызвать ответную реакцию или обиду.
  2. Доминирование - злоупотребление определённой властью: к примеру, наложение ограничений на общение с другими людьми - друзьями, родственниками.
  3. Ревность - к примеру, обвинение или подозрение супруга в измене, слежка за ним. Этот тип часто актуален как психологическое насилие в семье над женщиной, что дополняется также физическим воздействием.

Два первых типа насилия гораздо легче доказать и наказать виновника, а третье достаточно расплывчатое - наказание обидчик может получить в случае, если его действия подтверждает видимый результат. Также единичного проявления недостаточно- чтобы назвать действия человека психологическим насилием, необходимо, чтобы они были регулярными, а не в единичном случае (хотя для первых двух типов достаточно и одного раза).

Какие могут быть причины психологического насилия в семье?

  • Алкоголизм, наркомания, психические расстройства, ревность.
  • Агрессор вырос в подобной обстановке и не умеет вести себя по-другому.
  • Человек вымещает злость или обиду на беззащитных родственниках.

Итак, тем, кто является жертвами психологического насилия, не так легко доказать вину своего обидчика, ведь «следы» от такого обращения незаметны на первый взгляд.

Как доказать факт психологического издевательства

Однако, всё же есть несколько вариантов, которые помогут аргументировать жалобу. Вот некоторые из них:

  1. Заключение врача. Психолог может определить, что у членов семьи появились определённые психологические проблемы - страхи, обиды, низкая самооценка и так далее - и всё это как следствие плохого обращения со стороны родственника. Особенно такой способ актуален для детей. Так школьный психолог может сразу определить есть ли психологическое насилие детей в семье или все хорошо.
  2. Зафиксированный момент насилия. Можно записать на аудиозапись систематические агрессивные нападки супруга/родителя. Самый лучший вариант - если будет доказательство в видео формате - оно будет более конкретным.
  3. Свидетели. Если ваши соседи, друзья, знакомые не раз становились свидетелями сцен психологического насилия - они смогут помочь вам привлечь обидчика к ответственности.
  4. Иногда агрессоры сами признаются в том, что эмоционально угнетают своих близких. Обычно такое случается, когда человек болен, осознаёт свою вину и пытается исправиться.

Итак, если вы собрали хоть немного доказательств, самое время обращаться в полицию, чтобы получить защиту от психологического насилия. Для этого нужно заполнить заявление, в котором следует указать информацию о себе и об агрессоре, описать ситуацию и приложить доказательства. После регистрации заявления ваше дело будет рассмотрено, и обидчика привлекут к ответственности.

Также жертвы психологического насилия имеют право подать иск в суд на возмещение морального ущерба. Исковое заявление можно подать самостоятельно, а можно обратиться за помощью к . Однако важно знать, что такие дела редко доходят до суда, поэтому судебной практики в этой области было не так много.

Ответственность за семейное психологическое насилие

За психологическое насилие можно понести наказание типа:

  1. УК РФ ст. 119 - угрозы.
  • до 480 часов обязательных работ;
  • до 2 лет принудительных работ;
  • до 6 месяцев ареста;
  • до 2 лет ограничения свободы;
  • до 2 лет лишения свободы.
  1. УК РФ ст. 130 - оскорбление.
  • штраф до 40 000 или в размере зарплаты за три месяца;
  • обязательные работы - до 120 часов;
  • принудительные работы - до 6 месяцев;
  • ограничение свободы - до года.
  1. УК РФ ст. 128 - клевета.
  • штраф до 500 000 рублей или в размере зарплаты за 6 месяцев;
  • обязательные работы - до 160 часов.
  1. УК РФ ст. 110 - доведение до самоубийства.
  • принудительные работы - до 5 лет;
  • лишение права занимать определённые должности - до 10 лет;
  • лишение свободы - до 15 лет.

Несмотря на распространённость домашнего психологического насилие, защитить себя возможно. Если вы сталкиваетесь с психологическим насилием в семье, не стоит терпеть - обращайтесь в правоохранительные органы уже сейчас, пока вам и остальным членам семьи не нанесены серьёзные эмоциональные травмы.

После того, как вы соберёте доказательства и подадите заявление, к обидчику может быть применена одна из статей уголовного кодекса Российской Федерации, в результате чего он понесёт заслуженное наказание.

Понимание психологического воздействия как универсального психического феномена (и процесса), сопровождающего практически любое взаимодействие индивидов, сложилось в русле общей и социальной психологии. В праве и юридической психологии утвердилось другое, значительно более узкое толкование данного явления. Оно ограничивается рассмотрением лишь воздействия, оказываемого сотрудниками правоохранительных органов на других лиц – как законопослушных граждан, так, в особенности, на правонарушителей 55 . Особое внимание здесь уделяется проблеме воздействия следователя на подозреваемого (обвиняемого) при проведении допроса, иных следственных действий, формам и методам влияния на подследственного с целью добиться от него достоверных, искренних показаний 56 . Активно обсуждается проблема допустимости тех или иных форм и методов психологического воздействия на обвиняемого, как с учетом требований закона (допустимое и недопустимое воздействие), так и с точки зрения моральных и этических норм.

Таким образом, в праве и криминальной психологии термины «психологическое воздействие» и «психическое воздействие» имеют ограниченное использование. Та психологическая реальность, о которой говорилось выше, в первой главе настоящей работы, в значительной степени описывается понятием «психическое насилие», имеющим длительную самостоятельную традицию изучения в правовых науках. В связи с этим представляется целесообразным кратко рассмотреть подходы правоведов к определению явления психического насилия, соотнести это понятие с более традиционным для психологов термином «психологическое воздействие» применительно к ситуации совершения преступления.

Термин «психическое насилие» непосредственно не используется в отечественном уголовном законодательстве. В нем применяется более общее понятие «насилие», а также формулировка «угроза его применения». Так, формула «с применением насилия или с угрозой его применения» фигурирует в качестве квалифицирующего признака во многих статьях Особенной части Уголовного кодекса РФ (например, в п. «е» ч. 2 ст. 127.1 («Торговля людьми»); п. «г» ч. 2 ст. 127.2 («Использование рабского труда»); ч. 2 ст. 139 («Нарушение неприкосновенности жилища»); ч. 3 ст. 151 («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий») и др.) В других нормах эта формулировка входит непосредственно в диспозицию статьи, например, ст. 131 («Изнасилование»), ст. 132 («Насильственные действия сексуального характера»); ст. 162 («Разбой») и пр.

Специалисты-правоведы, анализирующие и комментирующие уголовное законодательство, разводят понятия физического и психического насилия. Они высказывают различные точки зрения относительно содержания и объема понятия «психическое насилие», природы данного явления.

Так, в предыдущие годы наиболее распространенным было узкое толкование психического насилия, сведение его к угрозам , прежде всего, к угрозам физического насилия. Например, Л.Д. Гаухман считает, что «Насильственное преступление – это преступление, сопряженное с насилием или угрозой его применения… Угроза применения насилия – воздействие на психическую сферу организма человека, выражающееся в запугивании его применением физического насилия» 57 .

Аналогичной точки зрения на природу психического насилия придерживается и Р.А. Левертова: «Психическое насилие – это устрашение потерпевшего, то есть общественно опасное, принудительное воздействие на его психику, выраженное в угрозе причинить какие-либо лишения самому потерпевшему или его близким… Психическое насилие выражается в угрозах причинить физический, моральный, имущественный вред, лишить каких-то благ, ограничить в волеизъявлении. Поэтому угроза – единственная форма психического насилия» 58 .

Характеризуя виды психического насилия, она предлагает следующие его классификации:

В зависимости от характера:

    угроза насилием – применением физического насилия, лишения жизни, причинения телесных повреждений, лишения свободы;

    угроза применением материального ущерба;

    шантаж (угроза опорочить потерпевшего или его близких в глазах других лиц).

В зависимости от формы выражения:

    словесная угроза;

    письменная угроза;

    угроза, осуществляемая с помощью жестов;

    угроза, сопровождаемая демонстрацией оружия или предметов, его заменяющих 59 .

Феномен угрозы изучается не только правоведами, но и представителями других наук. Так, например, лингвист М.А. Осадчий выделяет следующие пять признаков вербальной угрозы как особого речевого жанра.

    Субъектный состав: угроза произносится одним субъектом в адрес другого (объекта угрозы).

    Особое качество временной организации : угрожающий (субъект угрозы) сейчас сообщает жертве (объекту угрозы), что он в будущем совершит некоторое действие, в отношении последнего. Таким образом, жанр угрозы предполагает соседство двух времен – настоящего и будущего.

    Субъектная принадлежность действия: факт угрозы лишь тогда очевиден, когда субъект говорит о действиях, которые он собирается совершить сам: индивидуально или с помощью третьих лиц. Если же источником действия являются некие независимые силы, имеет место жанр пророчества или провокации, но не угрозы («Вот черта с два тебе повезет!»).

    Тип действия: оно должно наносить вред объекту угрозы. В ином случае имеет место жанр обещания («Я принесу тебе диск»). Обещание отличается от угроз именно одним этим признаком – типом действия, которое должно принести выгоду, а не нанести вред 60 .

С точки зрения психологии воздействия угроза представляет собой одну из типичных форм реализации императивной стратегии воздействия.

Крайне существенным с позиции психологии представляется такой признак угрозы, как ее реальность, т.е. наличие у субъекта оснований опасаться ее осуществления. Для определения реальности угрозы юристы используют два критерия – объективный и субъективный 61 .

В первую очередь правоприменители обращают внимание на объективный критерий. О реальности угрозы свидетельствует «ее конкретная форма, характер и содержание, сопутствующая ей конкретная ситуация (место, время и вся обстановка этого деяния), способ осуществления и интенсивность выражения угрозы, предшествующие взаимоотношения виновного и потерпевшего (например, систематические преследования потерпевшего), характеристика личности виновного (например, его взрывной характер, устойчивая антисоциальная ориентация, склонность к бурным проявлениям злобы, ненависти, жестокости, обиды, систематическое пьянство, прежние судимости за насильственные преступления, экстремальное психическое состояние и пр.)» 62 .

Субъективный же критерий скорее декларируется, чем реально изучается. Вместе с тем для оценки реальности угрозы следует учитывать не только содержание самой угрозы, форму подачи или личность угрожающего субъекта. Необходимо также установить, насколько субъективно вероятным представлялось потерпевшему ее осуществление. Только при субъективной оценке угрозы как реальной возможности достигается цель преступника – запугать жертву, оказать на нее психологическое воздействие, подавить свободу воли и принудить к совершению определенных действий, желаемых преступником. При этом следует иметь в виду личностные особенности субъекта, в чей адрес высказываются угрозы, его ведущие мотивы и смыслы, жизненный опыт, психическое состояние, а порой и возраст. Так, в практике одного из основателей судебно-психологической экспертизы М.М. Коченова был случай, когда 12-летняя школьница не оказала сопротивления взрослому насильнику, угрожавшему в случае неповиновения разорвать ее школьный дневник.

Возвращаясь к различным взглядам правоведов на природу психического насилия, отметим, что Е.В. Никитин, анализируя корыстно-насильственные преступления, полагает, что «Под психическим насилием следует понимать противоправное, умышленное оказание воздействия на психическую сферу другого человека путем выражения угроз либо иным способом для подавления его волеизъявления, вследствие чего нарушаются права и свободы либо ограничивается психическая свобода этого человека» 63 .

Ю.М. Антонян выделяет две группы видов психического насилия. Первая включает угрозы жизни и здоровью потерпевших, их близких либо иных лиц. К этой группе относятся случаи угроз при изнасиловании, захвате заложников, разбое, вымогательстве, угоне транспортных средств, понуждение к даче ложных показаний и некоторые другие, в которых угроза физическим насилием содержится в диспозиции соответствующей статьи в качестве одного из способов совершения этих преступления. Вторая группа включает менее опасные угрозы при шантаже и вымогательстве, т.е. угрозы, не направленные против жизни и здоровья 64 .

Сходные идеи о природе психического насилия высказывали и другие авторы 65 . Кроме того, в ряде словарей и энциклопедий юридического профиля понятия «психическое насилие» и «угроза» определяются одно через другое 66 .

В последнее время многие авторы трактуют психическое насилие более широко. Так, В.А. Бурковская полагает, что «психическое насилие – это всегда воздействие вопреки и помимо воли объекта психологического воздействия, направленное на изменение установок, мнений, а самое главное – его поведения в соответствии с волей, намерениями субъекта психологического воздействия» 67 . По ее мнению, «психическое насилие направлено на формирование такого психического состояния, при котором индивид теряет возможности адекватно оценивать происходящее, анализировать информацию из внешнего мира, а значит свободно и осознанно руководить своим поведением: выбирать цели, средства и пути их достижения» 68 . Из приведенного определения следует, что психическое насилие является одной из разновидностей криминального психологического воздействия.

А.Д. Чернявский, исследуя уголовно-правовые и криминологические проблемы психического насилия при совершении корыстных преступлений, определяет его как «умышленное, общественно опасное противоправное воздействие на психику и соответственно на поведение другого человека, совершенное помимо или против его воли в целях подавления свободы волеизъявления и (или) причинения психической травмы» 69 .

Анализируя уголовно-правовое значение психического насилия в преступлениях против собственности, Ф.Б. Гребенкин предлагает понимать под психическим насилием «воздействие информационного характера на психику человека различными способами, вызывающими у него эмоции страха или гипнотическое состояние, что подавляет его волю и ограничивает способность к свободному самовыражению» 70 . При этом, по мнению автора, внеинформационное воздействие связано с физическим контактом с организмом потерпевшего. Следовательно, такого рода воздействие необходимо относить к физическому насилию.

Детальный анализ феномена психического насилия с позиций криминологии и уголовного права был предпринят Л.В. Сердюком 71 . Автор справедливо критикует узкое толкование феномена психического насилия, полагает, что его «ограничение только угрозами причинения лицу физического вреда представляется неверным, т.к. оставляет за рамками правовой защиты граждан от множества других способов причинения им психических травм и незаконного воздействия на их волю» 72 . По мнению исследователя, «к психическому насилию следует отнести не только все виды угроз, но и оскорбления, а в ряде случаев и клевету, и гипноз, если он применяется в преступных целях, и электронную стимуляцию мозга, применяемую специально для того, чтобы подчинить человека чужой воле» 73 .

Отмечая справедливость подобной критики «ограничительного» подхода, нельзя не остановиться на проблеме использования гипноза и электронного стимулирования мозга в криминальных целях. Л.В. Сердюк, как и многие другие юристы, специально акцентирует внимание на возможности применения гипноза и некоторых других весьма экзотических видов психологического воздействия на человека при совершении преступлений, хотя, на наш взгляд, эта проблема несколько надумана. Мифологизация гипноза как одного из самых спорных способов психического насилия изобилует в юридической литературе, хотя и не подкрепляется данными статистики и примерами из правоприменительной и судебной практики.

Кроме того, электронную стимуляцию мозга, также как и другие виды нейрофизиологического воздействия, точнее было бы отнести к физическому, а не к психическому насилию, поскольку здесь имеет место воздействие на организм субъекта, лишь опосредованно вызывающее психологическую реакцию. По способу воздействия, использованным средствам он аналогичен, например, пытке электрическим током.

Проанализировав различные взгляды на природу психического насилия, Л.В. Сердюк предлагает следующее его определение: «умышленное, общественно опасное, противозаконное, со стороны других лиц воздействие на психику человека или группы людей, осуществляемое против или помимо их воли информационным или внеинформационным путем и способное подавить свободу волеизъявления или причинить психическую либо физиологическую травму» 74 .

Разграничивая психическое и физическое насилие, автор утверждает, что «их различие состоит в том, что физическое причиняет телесную травму или ограничивает внешнюю свободу поведения человека, и может вызвать органические или функциональные изменения в его организме, а психическое насилие воздействует непосредственно на психику и способно вызвать либо психическую травму, либо подавить (ограничить) свободу его волеизъявления» 75 . То есть, по мнению Л.В. Сердюка, различие здесь заключается в первую очередь в объекте воздействия (организм – психика), а не в используемых средствах и методах влияния.

Вместе с тем, нельзя согласиться с положением, что свободу поведения человека можно ограничить лишь физическим воздействием. Известно, что психическое насилие (как и другие разновидности психологического воздействия) влияет не только на психическую сферу субъекта, но и на его поведение, ограничивая или видоизменяя его активность, например, заставляя против собственного желания совершать действия, требуемые преступником, в чем и проявляется на практике подавление свободы волеизъявления потерпевшего. Так, одного и того же результата (к примеру, воспрепятствования намерению субъекта обратиться в правоохранительные органы) преступник может добиться, применяя как методы физического воздействия (физическое насилие разной степени тяжести, насильственное лишение свободы, помещение в психиатрический стационар и пр.), так и методами психологического давления (угрозами, шантажом, а также убеждением субъекта в том, что подобное обращение, якобы, противоречит его интересам, то есть, фактически, используя манипуляцию). Пример комплексного использования преступниками разнообразных методов и психологического, и физического воздействия для достижения поставленной цели приводился нами выше, в конце первой главы работы (психолого-правовой анализ фрагмента сказки «Золотой ключик»).

Л.В. Сердюк точно отмечает, что физическое и психическое насилие обычно тесно связаны друг с другом: «…физическое насилие всегда влечет за собой травмы психического характера (за исключением случаев, когда физическая травма причиняется человеку, находящемуся в бессознательном состоянии). Таким образом, физическое насилие само по себе является своеобразным источником травмирующей психику информации» 76 . По мнению исследователя, возможна и обратная ситуация: «… насильственное воздействие на психику может влечь за собой и нарушение функций различных органов и организма в целом» 77 .

Как и Ф.Б. Гребенкин, Л.В. Сердюк полагает, что основным средством психического насилия является информация. Вместе с тем он считает, что подобное воздействие может осуществляться и внеинформационным путем – воздействием на мозг субъекта наркотиками, алкоголем, путем электронной стимуляции мозга и т.д. 78 .

С этим положением также нельзя в полной мере согласиться. Действительно, при любом психологическом воздействии на человека осуществляется передача информации в той или иной форме, но так можно говорить, лишь трактуя само понятие «информации» предельно широко. Например, понимая ее и как некоторое эмоциональное состояние (страха, гнева, воодушевления и др.), передаваемое от субъекта к субъекту с использованием механизма заражения (о чем говорилось выше). При подобном подходе и кровоподтек на теле потерпевшего, появившийся после удара преступника, можно рассматривать как некоторый «информационный след» или «информацию» в максимально широком значении этого понятия.

Поэтому представляется более точным и корректным в качестве одного из критериев, разграничивающих физическое и психическое насилие, выделить те средства воздействия на потерпевшего, которые использовались преступником. В первом случае это будут средства физического, а во втором – именно психологического (а не информационного, внеинформационного и проч.) воздействия. Таким образом, психическое и физическое насилие отличаются не только по объекту (организм – психическая сфера), как утверждает Л.В. Сердюк, но и по использованным средствам воздействия .

Основным результатом психического насилия для потерпевшего является психическая травма. Л.В. Сердюк считает, что наиболее часто она проявляется в форме стресса: «Стресс – это и есть та психическая травма, которая возникает при психическом насилии. Степень ее опасности зависит и от характера незаконного воздействия на психику, и от индивидуальной чувствительности человека к этому воздействию» 79 .

Действительно, стресс является одной из наиболее распространенных реакций человеческой психики на интенсивное психологическое воздействие негативной направленности, однако далеко не единственной. Спектр индивидуальных реакций на негативное психологическое воздействие крайне широк и по интенсивности, и по направленности. Так, последствия психологической травмы могут проявляться в виде так называемых стенических (активных) эмоций или эмоциональных состояний, к числу которых относятся возмущение, гнев, ярость. Причем их интенсивность может достигать степени аффекта. Однако у ряда людей эмоциональные реакции могут носить астенический (пассивный) характер, проявляясь в виде растерянности, тревоги, вплоть до панических реакций, аффекта страха или различных по длительности и глубине депрессивных состояний.

Возвращаясь к обсуждению различных подходов к сущности психического насилия, отметим, что в целом второе, широкое толкование природы данного феномена является (с некоторыми оговорками) более точным, отражающим современные представления как психологической, так и уголовно-правовой науки. Обобщая приведенные выше формулировки психического насилия, можно дать следующее его определение. Психическое насилие – это:

    умышленное, общественно-опасное и противозаконное воздействие на психическую сферу и (или) поведение человека или группы людей;

    совершенное помимо или против его (их) воли;

    осуществляемое с помощью психологических методов и средств воздействия;

    направленное на подавление свободы волеизъявления объекта воздействия, изменение его установок и поведения в соответствии с целями преступника;

    способное нанести вред его психическому здоровью, причинить психическую травму.

Обозначив таким образом психическое насилие, следует соотнести это понятие с криминальным психологическим воздействием, о котором говорилось выше. Нетрудно заметить, что определения обоих рассматриваемых понятий весьма сходны, поскольку оба они описывают очень близкую по своей природе реальность. Различие здесь во многом задается лишь ракурсом анализа: психологическим в одном случае и уголовно-правовым в другом.

И все же было бы неверным утверждать, что речь здесь идет фактически об одном и том же феномене. Как уже отмечалось, в общем виде понятие психологического воздействия (в том числе и криминального) шире, чем психическое насилие. Они находятся в родовидовом соотношении, то есть психическое насилие является особой разновидностью криминального психологического воздействия. Тогда следующий вопрос заключается в формулировании критериев, на основе которых психическое насилие можно выделить как особую разновидность, форму криминального психологического воздействия.

Представляется, что различие между криминальным психологическим воздействием и психическим насилием имеет, главным образом, не качественный, а количественный характер, оно связано с интенсивностью воздействия на жертву и, соответственно, тяжестью его последствий . Психическое насилие – это наиболее сильное, деструктивное, разрушительное воздействие на психику и поведение жертвы, имеющее своим результатом тяжкие последствия для потерпевшего (не просто испуг, незначительный стресс, а тяжелую психотравму). Кроме того, психическое насилие осуществляется, как правило, в рамках императивной стратегии психологического воздействия.

К сожалению, существующий сегодня в психологии диагностический инструментарий не позволяет провести точную оценку степени интенсивности подобного воздействия, тем более в количественной форме, однозначно отдифференцировать результат именно психического насилия от последствий менее деструктивных форм криминального психологического воздействия. Здесь возможна лишь приблизительная оценка такого воздействия, а также ущерба, нанесенного психической сфере потерпевшего.

Второе различие определяется тем обстоятельством, что психическое насилие, по мнениям подавляющего большинства авторов, имеет умышленный характер, правонарушитель здесь всегда осознанно и целенаправленно осуществляет противоправное влияние на потерпевшего. Криминальное же психологическое воздействие на жертву может осуществляться преступником и спонтанно, либо иметь фоновый характер, дополнительный по отношению к физическому воздействию.

Глава 4

Психическое (эмоциональное) насилие
4.1. Определение психического насилия
Психическое насилие, вероятно, является наиболее распространенной формой жестокого обращения с детьми, однако определение этой формы насилия, выделение ее в качестве самостоятельного вида жестокого обращения при наличии других форм насилия (физического или сексуального) представляет значительные сложности. Психическое насилие не следует рассматривать как сопутствующее проявление других форм жестокого обращения. Наоборот, тяжесть связанных с ним последствий дает основание считать психическое насилие основным механизмом, нарушающим психическое развитие ребенка и его социальное функционирование в большинстве случаев жестокого обращения с детьми

Основными отдаленными последствиями психического насилия являются задержка интеллектуального развития, нарушение привязанностей ребенка. Это ограничивает его возможности устанавливать эмоционально близкие отношения со взрослыми и сверстниками, искажает социализацию (1). Многие дети, которые в раннем возрасте подвергались психическому насилию, в дальнейшем становятся жертвами других форм жестокого обращения. Одной из причин подобного дисфункционального развития детско-родительских отношений является отсутствие привязанности родителей к ребенку, что устраняет внутренние сдержки, исключающие возможность восприятия ребенка как объект удовлетворения сексуального влечения или отреагирования собственных отрицательных эмоций через физическое насилие

Стабильность последствий психического или эмоционального насилия над детьми имеет особое значение, поскольку лежит в основе процесса «социального наследования» насилия (из детей, пострадавших от этой формы жестокого обращения, как правило, вырастают неэффективные родители, которые жестоко обращаются с собственными детьми или пренебрегают их основными потребностями). Широкая распространенность психического насилия, либеральное отношение ко многим его проявлениям в обществе, затрудняют выявление неблагополучных семей и детей, пострадавших от этой формы жестокого обращения, а также своевременное оказание им необходимой помощи.

Психическим (эмоциональным насилием) являются эпизодические или регулярные оскорбления или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз , демонстрация негативного отношения или отвержение, которые приводят к возникновению эмоциональных или поведенческих нарушений. Психическим насилием будет также однократное воздействие тяжелой психической травмы, приведшее к возникновению острой реакции на стресс или посттравматических расстройств; а также случаи повторного воздействия менее тяжелых психических травм, в результате чего возникает расстройство адаптации  .

Сходное определение психического насилия дается Т.Я. Сафоновой (2). «Под эмоциональным (психологическим) насилием понимается однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение родителей и лиц, их заменяющих, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и социализацию». Некоторые авторы разделяют психическое и эмоциональное насилие. Так Н.О. Зиновьева и Н.Ф. Михайлова под эмоциональным насилием над ребенком понимают «любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни» (3); а под психологическим насилием - «совершение по отношению к ребенку деяния, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей» (4). Аналогичную позицию занимают Р. Соонетс и соавт. (5). С мнением указанных авторов, что эмоциональное и психическое насилие являются различными видами жестокого обращения с ребенком, поскольку эмоциональное насилие вредит эмоциональному развитию ребенка, а психическое насилие - душевному развитию ребенка, вряд ли можно согласиться, так как эмоциональное развитие ребенка является лишь частью его психического развития.

Лари и Стефано (6) определили эмоциональное насилие как нарушение интеллектуального и эмоционального благополучия ребенка, ограничивающее его социальную адаптацию. При этом они отмечают, что эмоциональные нарушения являются следствием любой формы жестокого обращения, а не только психического насилия. В данном определении основной акцент делается на последствиях психического насилия, которые не являются специфическими, что затрудняет дифференцировку этого вида насилия от других форм жестокого обращения. Таким образом, Лари и Стефано рассматривают психическую травму как универсальный механизм искажения психического развития ребенка при всех формах жестокого обращения с детьми.

Другие исследователи (7) отмечают сложность выработки адекватного определения психического насилия и предлагают понимать его как вербальную агрессию. Психическое насилие не ограничивается только вербальной агрессией, оно может выражаться в эмоциональном отвержении, совершении на глазах у ребенка насилия в отношении значимых взрослых и др. Кроме того, в предлагаемом определении отсутствует описание последствий психического насилия, что затрудняет дифференцировку этой формы жестокого обращения от адекватных педагогических и дисциплинарных мер.

Столь же сложно отграничить психическое насилие от пренебрежения основными потребностями ребенка, которое включает эмоциональное отвержение. О пренебрежении основными потребностями ребенка следует говорить в тех случаях , когда родители бездействуют, не оказывают ребенку необходимой эмоциональной поддержки, не уделяют должного внимания его психическому развитию, но поступают так по неосторожности и не стремятся достичь тех или иных воспитательных целей. Психическое насилие всегда осуществляется с прямым умыслом, целью родителей является наказание или изменение поведения ребенка путем причинения ему душевных страданий.

4.2. Распространенность психического насилия.
В тех странах, где осуществляется дифференцированная регистрация отдельных форм жестокого обращения с детьми, доля психического насилия сравнительно невелика. Так, В США психическое насилие составляет 17%, а в Великобритании – 1,5% от общего числа зарегистрированных случаев жестокого обращения с детьми. Опыт практического оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, свидетельствует о значительно более широкой распространенности психического насилия, которое, кроме того, является составной частью других форм жестокого обращения с ребенком. Низкая его выявляемость, очевидно, связана со сложностями диагностики и неполнотой регистрации. Если при диагностике ориентироваться на неблагоприятные последствия психического насилия, то неизбежно возникает следующая трудность. Непосредственно после перенесенной психической травмы состояние ребенка определяется острой реакцией на стресс. Специфические для психического насилия интеллектуальные и эмоциональные нарушения возникают некоторое время спустя после перенесенной психической травмы, поэтому они отсутствуют, если ребенок попал в поле зрения специалистов сразу же после ее получения.

Признавая высокую распространенность психического насилия, нельзя согласиться с высказыванием, приводимым И.А. Алексеевой и И.Г. Новосельским, «психологическое (эмоциональное) насилие настолько распространено, что можно с уверенностью утверждать: ни один человек не вырастает без того, чтобы ни испытать на себе – прямо или косвенно какое либо из его проявлений» (8). При столь широком распространении психического насилия его следовало бы рассматривать как норму, а не как отклоняющееся поведение. Такой подход свидетельствует о расширительном понимании психического насилия, которое рассматривается как любая форма негативной оценки ребенка взрослым. Основанием для диагностики психического насилия, по нашему мнению, должны быть последствия негативного психологического воздействия, а не его характер, интенсивность или продолжительность.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...