Как советские и американские лётчики сбивали друг друга. Бой над Мерклином

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Прошлое и настоящее: основной истребитель ВВС США Второй мировой войны "Мустанг" и новейший "Раптор" на авиашоу в Калифорнии

Военные США и России в ближайшее время должны провести уже третью по счету телеконференцию о безопасности полетов в воздушном пространстве Сирии, или, как выражаются журналисты, о разделе сирийского неба.

10 октября американские и российские боевые самолеты "оказались на расстоянии визуальной идентификации друг от друга", сблизившись на дистанцию от 16 до 32 км.

Пилоты всех воюющих стран скрупулезно вели счет воздушным победам, но "Мустанги" Кожедубу, естественно, не зачли. Командир авиакорпуса генерал-лейтенант Евгений Савицкий сказал: "Никому не рассказывай. Эти победы - в счет будущей войны".

Первые выстрелы

После того, как советские и американские войска в начале сентября 1945 года вступили в Корею, американские самолеты первое время свободно летали над советской зоной, направляясь в Маньчжурию за своими бывшими пленными. Но уже через два месяца прибывшая из Москвы комиссия потребовала "навести порядок".

Очередная "воздушная крепость" Б-29 была перехвачена четверкой советских истребителей, которые стали заводить ее на посадку.

Сначала экипаж отказывался подчиниться, но когда истребитель очередью поджег один из двигателей, им пришлось приземлиться на советском аэродроме.

Летчиков отправили на родину, но самолет не отдали, а отправили в Москву для изучения.

Когда советские офицеры поинтересовались у американского командира, почему он не открыл ответный огонь, тот искренне изумился: "Как, стрелять по русским?".

Бой над Мерклином

Вскоре это перестало казаться немыслимым. 10 марта 1948 года случилось первое вооруженное столкновение между советским и западным блоками в Европе: воздушный бой над Мерклином, пограничной деревней в западной Чехии.

Два советских истребителя сбили американский военный самолет, якобы нарушивший чехословацкую границу с разведывательным заданием. Пилот катапультировался.

Драма над Балтикой

8 апреля 1950 года советские истребители сбили в районе Лиепаи самолет ВМФ США PB4Y-2 "Приватир". Машина упала в море, все 10 членов экипажа погибли.

Случай имел сильный резонанс, как из-за беспрецедентного на тот момент количества жертв, так и потому, что "Приватир", по словам хозяев, выполнял законную патрульную миссию над нейтральными водами Балтики.

Советская сторона утверждала, что это был не "Приватир", а "летающая крепость" Б-29, что самолет получил фатальные повреждения над Латвией и якобы первым открыл огонь по приближавшимся истребителям.

По имеющимся данным, ноты, которыми обменялись Москва и Вашингтон, редактировали лично Иосиф Сталин и Гарри Трумэн.

Удар по аэродрому

8 октября 1950 года два американских истребителя-бомбардировщика F-80 "Шутинг стар" во время боевого вылета против наземных целей в Северной Корее отклонились от курса и по ошибке атаковали аэродром "Сухая речка" под Владивостоком, повредив восемь стоявших на земле советских истребителей американского производства "Кинг кобра".

США принесли официальные извинения, командир авиагруппы был переведен с понижением на штабную работу.

Единственное признание

22 июня 1955 года американский патрульный самолет P2V "Нептун" был атакован советскими истребителями МиГ-15 над нейтральными водами Берингова пролива и разбился при попытке сесть на принадлежащем США острове Святого Лаврентия. Члены экипажа отделались травмами.

Данный случай примечателен тем, что является единственным в истории, когда Советский Союз признал свою ошибку и выплатил компенсацию в 725 тыс. долларов - вдвое меньше, чем запросили США.

Чей борт?

27 июня 1958 года американский транспортный самолет С-118 во время полета из ФРГ в Пакистан слегка "зацепил" советское воздушное пространство над Арменией, был немедленно подбит и совершил аварийную посадку. Экипаж освободили через неделю.

Пикантность этой истории придали утверждения советской прессы, будто бы это был личный борт директора ЦРУ Аллена Даллеса.

Полет Пауэрса

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Фрэнсиса Пауэрса приговорили к 10 годам колонии, но вскоре обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля

1 мая 1960 года американский самолет-разведчик У-2 был сбит советским зенитно-ракетным комплексом С-75 в районе Свердловска.

Говорить о недоразумении в данном случае не приходится - разведывательную миссию У-2 никто не отрицал.

Инцидент примечателен политическими последствиями (отменой запланированного визита Дуайта Эйзенхауэра в Москву и длительным замораживанием советско-американских отношений), а также тем, что ракетчики заодно с американской машиной сбили поднявшийся на ее перехват собственный истребитель МиГ-19, причем американский пилот Фрэнсис Пауэрс благополучно приземлился на парашюте, а его советский коллега Сергей Сафронов погиб. Публике об этом сообщили через 30 лет.

"Черная суббота"

К 27 октября 1962 года Москва и Вашингтон уже приступили к конфиденциальным контактам с целью выхода из . Но тут Фидель Кастро приказал кубинским ПВО сбивать американские разведывательные самолеты. Стреляли много, однако ни в кого не попали.

Рядовые советские участники операции тоже были настроены воинственно. Командир одного из зенитно-ракетных дивизионов капитан Антонец сообщил в штаб, что в зоне его ответственности замечен У-2, и попросил разрешения поддержать огнем кубинских товарищей.

Ему ответили, что советские войска соответствующего приказа не получали и требуется санкция командующего Плиева, а того в данный момент нет на месте. Но капитан принял решение самостоятельно и сбил самолет. Погиб пилот Рудольф Андерсон.

Историки называют этот день "черной субботой" и считают кульминацией Карибского кризиса.

Именно тогда сделалось ясно, что мировая война может начаться в любой момент из-за случайности и помимо воли первых лиц.

Узнав об уничтожении У-2, советское руководство пошло на беспрецедентный шаг: чтобы не тратить времени на передачу текста по дипломатическим каналам, примирительное послание Хрущева к Кеннеди было зачитано прямо в радиоэфире.

Пошли на таран

28 сентября 1973 года иранский разведывательный самолет RF-4C "Фантом" вошел в воздушное пространство СССР в Закавказье. Посланный на перехват пилот "МиГа" Геннадий Елисеев безуспешно израсходовал все ракеты, после чего совершил сверхзвуковой воздушный таран.

Два члена экипажа иранского самолета катапультировались и были освобождены через неделю, а Елисееву посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

16 июля 1981 года пилот перехватчика Су-15 Валентин Куляпин таранил аргентинский транспортный самолет, совершавший тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив - Тегеран и непреднамеренно вторгшийся в воздушное пространство над Арменией.

На сей раз погибли все четыре члена экипажа транспортника, включая одного британца, а Куляпин выжил и получил орден Красного Знамени.

Жесткая посадка

20 апреля 1978 года пассажирский "Боинг-707" компании "Korean Air Lines" с 97 пассажирами на борту, выполняя рейс из Парижа в Сеул, отклонился от маршрута и вторгся в воздушное пространство СССР в районе Мурманска.

По советской версии, экипаж не реагировал на сигналы; по утверждению командира "Боинга", огонь был открыт без предупреждения.

Перехватчик Су-15 выпустил по авиалайнеру две ракеты и отстрелил ему часть крыла. "Боинг" совершил аварийную посадку на лед озера Корпиярви на севере Карелии. Два пассажира погибли, 13 получили травмы.

Трагедия над Сахалином

Примерно две трети жертв холодной войны в воздухе, 269 человек, погибли в один день 1 сентября 1983 года, когда советский перехватчик , следовавший из Нью-Йорка в Сеул и отклонившийся от маршрута из-за ошибки автопилота и невнимательности экипажа.

На волне эмоций в СССР высказывались предположения, будто американцы умышленно направили самолет в советское воздушное пространство с целью проверить на прочность ПВО потенциального противника, в США - будто коммунисты сознательно уничтожили мирных пассажиров, чтобы запугать мир своей неумолимой жестокостью.

Рассекреченные документы и данные бортовых самописцев сбитого лайнера свидетельствуют, что случилось чудовищное недоразумение, помноженное на атмосферу холодной войны.

Юрий Андропов в разговоре с советским послом в Вашингтоне Анатолием Добрыниным бранил "тупоголовых генералов, совсем не думающих о большой политике", но слов сожаления для погибших не нашел.

Советское правительство признало факт уничтожения лайнера и выразило сожаление по поводу гибели ни в чем не повинных людей лишь 7 сентября. Ранее было выпущено знаменитое заявление ТАСС, в котором утверждалось, что "самолет-нарушитель продолжал полет в сторону Японского моря". Слова "удалиться в сторону Японского моря" стали классикой советского черного юмора.

Согласно протоколу заседания политбюро от 2 сентября, Михаил Горбачев, тогда молодой выдвиженец из провинции, за несколько часов ограничился единственной ремаркой: "Самолет долго находился над нашей территорией. Если он сбился с курса, американцы могли поставить нас в известность".

Вопроса, почему советские власти не попытались, в свою очередь, связаться с компетентными представителями США или Южной Кореи, не возникло.

В 1986 году СССР, США и Япония создали единую систему слежения за движением авиатранспорта над северной частью Тихого океана и установили прямую связь между своими диспетчерскими службами.

Политическая воля

Правообладатель иллюстрации UK Defemce Ministry Image caption Привычное дело: истребитель "Тайфун" британских Королевских ВВС сопровождает российский стратегический бомбардировщик Ту-95 над Северным морем

Регулярные патрульные и тренировочные полеты стратегических бомбардировщиков над Атлантическим и Северным Ледовитым океанами, проводившиеся как американскими, так и советскими и российскими ВВС на протяжении десятилетий, вызывали взаимное недовольство, но серьезных инцидентов не повлекли.

По мнению военных экспертов, этому способствовали их рутинный характер, а главное, чувство ответственности обеих сторон. Как показал опыт, чтобы инциденты в небе не превращались в трагедии, сторонам надо не бравировать надменной неуступчивостью, а общаться.

На кладбище в китайском Люйшунькоу (бывший Порт-Артур) есть 248 могил советских военнослужащих и членов их семей. Если не изменяет память, то около 60 захоронений принадлежат летчикам, которые воевали в небе Кореи и были сбиты в воздушных боях. Где захоронены американские пилоты, соотношение потерь которых в два раза больше, доподлинно неизвестно - частично на Арлингтонском национальном кладбище под Вашингтоном, частично в Южной Корее. В - и ее исход решался не только боевым мастерством, но и силой моторов, в данном случае реактивных.Советский Союз в развитии реактивных и сверхзвуковых самолетов изначально существенно уступал западным странам - лидерство держали Германия, Штаты, Англия и Италия. И хотя первые разработки реактивных двигателей в нашей стране начались еще в конце 30-х годов прошлого столетия, первый испытательный полет состоялся 27 марта 1943 года на аэродроме НИИ ВВС Кольцово в Свердловской области. Самолет БИ-1, который пилотировал летчик-истребитель Георгий Башчиванджи, достигнув скорости в 800 км/ч, неожиданно перешел в пике и столкнулся с землей. Спустя 30 лет пилоту было посмертно присвоено звание Героя, его именем был назван поселок и одноименная железнодорожная станция вблизи от Звездного городка в Подмосковье. Но эта катастрофа стала важным этапом в развитии самолетостроения с реактивными двигателями.Разработки велись с модификациями Як-3, Ла-7 и Су-6 с ускорительным ЖРД (жидко-реактивным двигателем), но потребовалось еще несколько лет, до появления воздушно-реактивных моторокомпрессорных двигателей ОКБ Микояна и Сухого. И к 1950 году появился знаменитый МиГ-15, который стал лучшим истребителем в мире на тот момент. Доказывать это пришлось в небе над Кореей в противостоянии с американским реактивным F-80 Shooting Star и новыми истребителями F-86 Sabre.
Советским пилотам на «мигарях» предполагалось вести переговоры на корейском языке, которые они заучивали перед вылетом - по нескольку фраз. В ходе воздушного боя, естественно, переходили на родной язык, не без какой-то там матери, что в ситуациях боестолкновений позволяло одерживать победу. Американцы, не сведущие в тонкостях русского языка, так и не могли понять, какой соперник им противостоит в небе.1 ноября 1950 года советским летчикам впервые разрешили пересекать корейскую границу, чтобы вести поиск и уничтожение американских самолетов. В этот же день состоялся и первый бой «мигов» - пять наших самолетов вылетели в район Аньдуня и вскоре обнаружили тройку P-51 «Мустанг». В результате скоротечного боя один самолет противника был поврежден, еще один сбит. Так был открыт счет побед советских летчиков в корейском небе. В тот же день МиГ-15 впервые проявили себя в бою с реактивными самолетами американцев. Тройка наших истребителей встретила десяток самолетов F-80 и внезапно атаковала их сверху. В результате один Shooting Star был подбит, остальные предпочли ретироваться.За первые полтора месяца воздушных боев были подбиты всего три советских МиГа, тогда как потери противника были в разы больше. А зону действия наших истребителей вдоль корейско-китайской границы американские летчики позже назвали «Аллея МиГов», признав, что небо в этой части корейского полуострова уверенно контролировали советские асы.
Если сравнивать технические характеристики нашего МиГа и американского F-86, то они практически одинаковы. Максимальная скорость у земли 1042 против 1093 км/ч. МиГ-15 имел преимущество в скороподъемности, а «Sabre» лучше маневрировал на малых высотах. Практический потолок «мигаря» достигал 15100 метров, американец поднимался чуть меньше - на 14300. По вооружению - МиГ был оснащен 37-мм пушкой и еще двумя 23-мм пушками, а F-86 был вооружен шестью 12,7-мм пулеметами. При таких соотношениях в силе главным считалось именно мастерство пилотов, их готовность идти на риск и переигрывать противника чисто тактически. Тут трудно переоценивать мастерство соперников, но, судя по количеству сбитых самолетов, советские пилоты имели явное преимущество.«Первый бой между МиГ-15 и F-86 произошел 17 декабря 1950 года, - пишет в книге "Красные дьяволы в небе Кореи" Игорь Сейдов. - Победить американцам помогла военная хитрость. В районе Аньдуня четверка советских самолетов обнаружила четверку истребителей с красными носами, о чем и было доложено ведущему группы. Тот ответил: "Вижу, это наши!" - и продолжил полет по маршруту. Но неожиданно группа была обстреляна сзади и сверху. Машина ведущего загорелась, двигатель заглох, и летчику пришлось катапультироваться. К слову, это было первое катапультирование с МиГ-15 в боевых условиях в советских ВВС. Как выяснилось позже, у первых "Сейбров" для введения в заблуждение противника была окрашена в красный цвет носовая часть фюзеляжа, подобно тому, как на МиГах были красные круги вокруг носовой части фюзеляжа. Поэтому после боя на всех наших самолетах красные носы были стерты техниками».
Первую победу над новым американским истребителем советские летчики одержали только через неделю, спустя десяток боев. Наши летчики еще изучали противника и на первых порах попадались на приманку из одной группы «Сейбров», не замечая следовавшую за ней и с превышением другую группу F-86, и попадали под ее удар. За это время СССР потерял три истребителя МиГ-15. Дальнейший счет побед в воздушных боях оказался на стороне советских истребителей. В тот день американцы совершали массированные налеты через реку Ялуцзян. В налете участвовали 48 бомбардировщиков В-29 и 76 истребителей прикрытия. На перехват вылетело 44 МиГа, которые сбили 10 бомбардировщиков и 3 истребителя, полностью сорвав бомбардировку.В октябре того же года МиГи вылетели на перехват воздушной армады из двадцати бомбардировщиков и около 200 истребителей сопровождения. Советских самолетов было опять 44 (еще 12 прикрывали аэродромы), которые сбили 12 «бомберов» и 3 истребителя, потеряв при этом один свой самолет.
Всего, по неофициальным данным, во время боевых действий в небе Кореи советские летчики, в основном на истребителях МиГ-15, провели около двух тысяч воздушных боев и Собственные потери оцениваются в 319 самолетов МиГ-15 и Ла-11.

О гибели в небе Китая 27 июля 1953 года нашего пассажирского самолета Ил-12 сегодня вспоминают не часто. Так же, как и о том, что причиной случившегося стала не техническая неисправность или, скажем, ошибка экипажа в пилотировании. Все оказалось гораздо страшнее: летевший из Порт-Артура во Владивосток «Ил» был уничтожен парой американских истребителей.

Единственным напоминанием о тогдашней трагедии является установленный в Жариковском сквере города Владивосток обелиск с высеченными именами погибших летчиков и пассажиров самолета — военнослужащих авиационных подразделений Тихоокеанского флота.


Официальную трактовку предшествующим этому инциденту событиям первой дала китайская сторона. Из опубликованного 4 августа 1953 года в наших газетах протеста МИД КНР следовало, что утром 27 июля 324 американских военных самолета вторглись в воздушное пространство северо-восточного Китая и произвели беспокоящие налеты. Не суть важно, над какими конкретно районами и с какими целями барражировала эта армада, но по стечению обстоятельств четыре F-86 оказались вблизи трассы советского пассажирского "Ила" как раз в тот время, когда он приближался к центру провинции — городу Хуадянь.

Этот рейс до Владивостока был самым обычным для летчиков 593-го отдельного транспортного авиационного полка Тихоокеанского флота. С момента развертывания в Порт-Артуре нашей военно-морской базы и за все время вооруженного конфликта в Корее они выполнили не одну сотню подобных. Понятно, что особо беспокоиться экипажу было не о чем: трасса перелета пролегала исключительно над суверенной территорией Китая, далеко в стороне от районов боевых действий, самолет нес опознавательные знаки государственной принадлежности к СССР, к которому ни у США, ни у Южной Кореи, ни у других союзников претензий быть не могло.

Все закончилось бы благополучно, не получи американские пилоты в последний день войны 27 июля 1953 года групповое задание, суть которого до конца так и осталась не ясна. По логике, они должны были действовать севернее 38-й параллели, по линии которой проходила линия соприкосновения воюющих сторон. Но был, по всей видимости, еще и определенный психологический смысл — поиграть мышцами за считанные часы до момента, когда вступит в силу перемирие, достигнутое после почти трех лет яростной войны.

Не оставила история сколько-нибудь вразумительных объяснений и тому, умышленно или случайно американские самолеты оказались в воздушном пространстве Китая. Безоружный Ил-12 истребители 335-й авиаэскадрильи встретили в 12 ч 28 мин по местному времени в 110 км от китайско-корейской границы.

Факт уничтожения невооруженного пассажирского самолета Ил-12 американским правительством был признан 1 августа 1953 года. Однако, пытаясь отсрочить грядущий международный скандал и выиграть время, оно намеренно изменяло координаты места трагического инцидента. По американским данным получалось, что якобы все произошло не над территорией Китая, а в воздушном пространстве воюющей с Югом Северной Кореи — на 8 миль южнее пограничной реки Ялуцзян. Расстояние между истинной и вымышленной точками боя составила 172 километра.

Руководство СССР попыталось привлечь американскую сторону к ответу в гаагском Международном трибунале. Тогда же и стали известны фамилии «героев» сомнительной победы — летчиков 335-й эскадрильи 4-го авиакрыла капитана Ральфа Парра (младшего) и его ведомого Эдвина Скаффи.

Вряд ли кто что знает о Парре-старшем, но Ральф (бортовой номер 959, позывной "Джон Шарк 4") был личностью известной, к 27 июля 1953 году он имел на своем боевом счету около 170 вылетов и 9 подбитых самолетов противника, он определенно желал стать "двойным асом" (т.е. иметь 10 и более побед, т.к. «титул» аса дается за 5 уничтоженных машин противника) и позволяет попасть в американский список наиболее удачливых пилотов.

Последний день Корейской войны для честолюбивого капитана был последним шансом укрепить свое положение в десятке лучших. И Парр его не упустил.

Несколько позже в западную прессу просочились подробности происшедшего. Причем в нескольких версиях, изложенных Парром и Скаффи. По одной, пассажирский самолет был сбит после двух опознавательных облетов. По второй (она представлена в книге "Аллея МиГов", изданной в США в конце семидесятых годов) дело происходило иначе. Со слов Ральфа Парра, их заданием было сопровождение нескольких разведывательных самолетов в районе речки Ялуцзян.

Американское командование хотело получить несколько качественных фотографий аэродромов с МиГами, чтобы определить количество машин, переброшенных в Северную Корею. Однако разведывательные самолеты не сумели сделать фотоснимки из-за наличия густой облачности вдоль реки, поэтому звено Парра направилось обратно. Немного южнее на корейском побережье он заметил серебряный блик.

«Мы летели примерно на высоте 12 тысяч метров, а самолет противника — далеко внизу, вероятно, на высоте 3 тысяч метров. Я с ведомым направился вниз, — описывал дальнейшее американский ас. — Перед нами предстал транспортный самолет Ил-12 в серебристой окраске и с красными звездами. Я немедленно уточнил свое местонахождение. В нашем задании нам не полагалось быть с другой стороны реки Ялуцзян. После того как я убедился, что мы находимся в глубине Северной Кореи, я сказал своему ведомому, что планирую сбить противника. Ил-12 был "сидящей уткой", так мы называем легкую добычу. Я зашел самолету в хвост и сделал пару залпов. Он загорелся, затем накренился и свалился к холмам. Тот Ил-12, вероятно, курсировал несколько недель в этом районе, но сегодня его постигла неудача».

Война окончилась в полночь, и Парр, по его словам, больше не думал о том Ил-12. Затем его вызвали в штаб дальневосточной авиации, где принялись задавать вопросы о самолете, который он сбил, будучи в 60 милях в глубине Маньчжурии. Со слов летчика, ВВС США организовали всестороннее расследование дела. Пленку камеры пулемета прокручивали снова и снова. Вопросы, как рассказывал Парр, были одни и те же: "Где ты был?", "Какой тип самолета это был?", "Как он был маркирован?", "Можете ли вы доказать это?" Дальше американский летчик подвел циничный итог: «Когда все доказательства были представлены, ВВС решили, что я прав, и всячески защищали. В итоге русские отозвали дело из суда. Я был реабилитирован, но слишком сильная была суета из-за этого паршивого Ил-12!"

Останки экипажа и пассажиров на месте падения неподалеку от Хуадяня обнаружила направленная из Москвы специальная комиссия Главного управления Гражданского воздушного флота СССР. Обследование показало, что шесть человек погибли от пуль и осколков, остальные пятнадцать — при падении самолета. Найденные обломки имели 19 пробоин. Поврежденными при обстреле оказались имевшиеся у экипажа парашюты и вещи пассажиров.

Комиссия опросила также жителей окрестных китайских деревень, видевших, как американские истребители атаковали самолет. Так что утверждения Парра о том, что все произошло над территорией Северной Кореи, были откровенной ложью и строились на отрицании факта нарушения государственного рубежа Китая. Кстати, еще в 1950 г. Комитетом начальников штабов США были запрещены полеты ближе 36 км к границам советского блока. Проникновение могло осуществляться лишь по специальному разрешению президента США, которого в данном случае не имелось.

В нашей стране не сомневались в преднамеренном обстреле советского самолета. Однако, кроме версии о инициативе честолюбивого Парра, имелись и другие. Так, в 1997 году в газете «Владивосток» приводилась информация, что по тому же маршруту и приблизительно в то же время должен был пролетать другой Ил-12. На борту которого должен был находиться высший командный состав Тихоокеанского флота. Американские спецслужбы предполагали, что на пассажирском Ил-12 27 июля будут вывозить в Советский Союз комсостав ВМФ с Ляодунского полуострова. В пользу этой версии говорит тот факт, что в тот день в Порт-Артуре проходила партийная конференция базы ВМФ. На ней присутствовали все партийные руководители Тихоокеанского флота. После завершения конференции их должны были отправить воздушным путем во Владивосток.

По другой, достаточно распространенной версии, американцы ждали маршала Малиновского, который должен был возвращаться во Владивосток из Порт-Артура. Кстати, практика украдкой подкарауливать и уничтожать самолеты с высшими военачальниками враждебных стран наблюдалась у американцев еще с сороковых годов.

К примеру, в конце Второй мировой войны американские истребители Р-38 «Лайтнинг», на основании данных разведки подкараулили и сбили самолет с японским главнокомандующим флотом адмиралом Ямамото. А позднее 11 апреля 1955 года был взорван над Южно-Китайским морем пассажирский Локхид L-749A, на котором находилась китайская делегация во главе с премьером Госсовета КНР Чжоу Энлайем. Китай в организации взрыва обвинил гоминдановцев и спецслужбы США. В ходе расследования Гонконгской полицией был выявлен один из участников теракта — Чоу Цзэминь, который сбежал на остров Тайвань на борту самолета, принадлежащего ЦРУ. Что прямо указывает на причастность США. Таким образом, версия о попытке американцев уничтожить представителей советского военного руководства выглядит вполне реальной.

Сколько же человек было на борту Ил-12? Вопрос этот правомерен, поскольку в Центральном военно-морском архиве есть данные лишь о двадцати погибших авиаторах Тихоокеанского флота. Вспомним их поименно. В состав экипажа входили служившие в 593-м отдельном транспортном авиаполку капитаны Дмитрий Глиняный, Иван Мулин, Федор Головачев, старший лейтенант Иван Игнаткин, старшина Николай Коновалов и старший сержант Николай Былинок. Пассажирами в том злополучном перелете были военнослужащие: 1744-й дальнеразведывательной авиаэскадрильи капитан Анатолий Волошин, старшие лейтенанты Анатолий Лазарев, Семен Недогин, Николай Назаров, Валентин Сатинов, Виктор Жигулин, сержанты Евгений Козлов и Наиль Галеев; 1534-го минно-торпедного авиаполка старший лейтенант Яков Леках, Петр Тернов, лейтенант Виктор Тарасов; 27-й лаборатории авиационной медицины подполковники медслужбы Всеволод Ларионов, Иван Субботовский и майор Василий Дробницкий.

В память о погибших в Жариковском сквере Владивостока был сооружен обелиск. Тем не менее, на борту Ил-12 был еще один человек, о чем упоминалось в акте спецкомиссии ГВФ СССР. Из общей численности в 21 человек исходило советское правительство, когда определило размер компенсационной выплаты за ущерб, нанесенный государству в результате гибели его граждан и самолета, в 7445800 рублей, или в 1 861.450 долларов США. Эта сумма, помимо стоимости самолета в 961 тыс. рублей, включала: единовременные пособия семьям погибших и членов экипажа самолета — 420 тыс. рублей; пенсии несовершеннолетним детям и престарелым родителям погибших — 5670000 рублей; расходы, связанные с похоронами и перевозкой останков погибших, — 315 тыс. рублей; возмещение стоимости личного имущества погибших — 84 тыс. рублей.

С этим требованием ознакомили посла США в Советском Союзе Ч. Болена. Он заверил, что доведет его до сведения своего правительства. Но возмещать убытки США не собирались.

Американская сторона выдвинула встречный материальный иск, воспользовавшись инцидентом с разведчиком-бомбардировщиком RВ-50, который наши истребители сбили у острова Аскольд под Владивостоком. Уничтожили его они на вполне законных основаниях.

События у о. Аскольд разворачивались следующим образом. Ранним утром 29 июля 1953 года в 130 милях южнее мыса Гамова радиолокационными постами Тихоокеанского флота был обнаружен воздушный объект, следовавший курсом на Владивосток.

Была объявлена тревога, и с аэродрома в Николаевке на перехват нарушителя вылетела пара дежурных истребителей МиГ-15 гвардии капитана Александра Рыбакова и гвардии старшего лейтенанта Юрия Яблоновского из 88 гвардейского истребительного авиаполка. В это время неизвестный самолет вошел на высоте 10000 метров в воздушное пространство над советскими территориальными водами залива Петра Великого и продолжил полет в направлении о. Аскольд.

В 7 ч 11 мин. ведущий пары А. Рыбаков на удалении в 10 км от острова Аскольд обнаружил крупный четырехмоторный самолет, оказавшийся бомбардировщиком RB-50. Самолет нес идентификационные красные полосы на киле и имел опознавательные знаки ВВС США.

Как свидетельствовал позднее Рыбаков: «Я доложил на землю и, удостоверившись по показаниям приборов, что самолет-нарушитель находится над территориальными водами Советского Союза, стал сближаться с ним с целью показать, что он нарушил воздушное пространство СССР и обязан его покинуть. При выполнении этого маневра я ощутил два сильнейших удара по фюзеляжу и крылу своего истребителя, после чего произошла разгерметизация кабины. «МиГ» стал плохо управляться. Мой ведомый доложил, что самолет-нарушитель открыл по нам огонь. В ответ с близкого расстояния я дал две очереди из пушек. По моему приказу нарушителя обстрелял и ведомый. Сразу же после этого самолет-нарушитель с сильным креном через крыло ушел вниз и скрылся в сплошной облачности...»

Всего через 15 минут после нарушения советского воздушного пространства американский RB-50 рухнул в воду в 14 км южнее острова Аскольд, где на глубине порядка 3 км его обломки находятся до сих пор.

Вскоре служба радиоперехвата в штабе Тихоокеанского флота установила, что с одной американской базы на территории Японии к месту воздушного боя вылетели 4 самолета из спасательной эскадрильи. Американские пилоты доложили на свою авиабазу, что из-за сильного тумана над водами моря в районе предположительного места падения RB-50, осмотр акватории и поиск экипажа сбитого бомбардировщика затрудняется.

Вечером того же дня адмирал флота Н. Кузнецов доложил военному руководству страны следующие: «По данным радиоперехвата, командующий ВМС США на Дальнем Востоке адмирал Кларк распорядился направить корабли в район 30 миль к юго-востоку от о. Аскольд для осуществления поиска, не вернувшегося на авиабазу самолета».

А в 20 часов вечера 29 июля американский самолет SB-29, который вылетел в район вероятной гибели самолета B-50, доложил на свою базу об обнаружении им обломков RB-50, спасательной лодки и 7 человек экипажа, плавающих вблизи этой лодки. Трем американским эсминцам и легкому крейсеру было дано указание командованием ВМС США следовать в указанный район для поиска и спасения людей с разбившегося самолета.

С рассветом 30 июля американские корабли приступили к поиску сбитого самолета. Несколько позднее пара американских эсминцев перехватила наш рыболовный траулер, который ловил рыбу на 45км южнее мыса Поворотного. На борт к советским рыбакам поднялись американские и японские офицеры, желавшие получить сведения о потерянном RB-50, однако языковой барьер воспрепятствовал общению. Осмотрев рыболовецкое судно и убедившись, что на нем отсутствуют спасшиеся члены экипажа и обломки летательного аппарата, непрошеные гости ушли восвояси.

В 6 часов утра советской службой радиоперехвата была получена информация с американского крейсера, который участвовал в поисково-спасательной операции, о том, что эсминец «Викинг» обнаружил и поднял из воды на борт второго пилота сбитого самолета капитана Джона Роче. Позднее вблизи японского побережья были найдены останки еще двух членов экипажа.

После потери у острова Аскольд RB-50 американцы решили использовать это как повод и козырь против иска Советского Союза, с помощью которого надеялись его отклонить. США в своей привычной манере на весь мир стали трубить, что русские являются воздушными пиратами, которые загубили их мирно летевший самолет и его невинный экипаж. Американцы утверждали, что RB-50 не нарушал воздушного пространства Советского Союза и даже не приближался к 12-мильной зоне. И якобы злобные русские сознательно уничтожили мирно летящий RB-50 в качестве мести за ранее сбитый самолетами ВВС США наш Ил-12 над Китаем. СССР приводил данные о месте прохождения воздушного боя, данные о боевых повреждениях истребителя Рыбакова.


В Сирии в самом разгаре новый этап российско-американской войны нервов. После угрозы Вашингтона отбомбиться по Сирии российский Генштаб пообещал не только сбивать американские , но и топить эсминцы, которые посмеют открыть огонь. Что означает эта эмоциональная перепалка? Неужели две крупнейшие военные державы близки к реальному вооруженному конфликту?

Во вторник начальник Генштаба Валерий Герасимов заявил: если возникнет угроза жизни российских военных, вооруженные силы «примут ответные меры воздействия как по ракетам, так и по носителям, которые их будут применять». А пока наступление правительственной армии в пригороде Дамаска, или, другими словами, «мероприятия по дальнейшей нормализации обстановки вокруг столицы Сирии, продолжаются», цитирует Герасимова РИА « ».

Откуда же может возникнуть угроза жизни российским военным? По словам главы Генштаба, боевики в Восточной Гуте, пригороде Дамаска, готовят инсценировку химической атаки против мирного населения. Используя эту провокацию как повод, Вашингтон «планирует нанести ракетно-бомбовый удар по правительственным кварталам Дамаска». При этом, напомнил начальник Генштаба, в Дамаске в учреждениях и на объектах минобороны Сирии находятся наши военные советники, представители Центра примирения враждующих сторон и военные полицейские.

Иначе говоря, Герасимов ответил на прозвучавшую накануне угрозу Вашингтона вновь ударить по Сирии, если не прекратится наступление в Восточной Гуте. Угрозу озвучила постпред США при ООН Никки Хейли на заседании Совбеза ООН.

Напомним, 7 апреля прошлого года два эсминца ВМС США «Росс» и «Портер» из Средиземного моря дали залп по базе Шайрат, расположенной в сирийской провинции Хомс. Они выпустили 59 крылатых ракет «Томагавк». Российские военные в Шайрате не пострадали – перед самым ударом Пентагон связался с нашим Минобороны и удостоверился, что на авиабазе нет россиян.

На воинственную речь Хейли откликнулся во вторник и глава МИД России Сергей Лавров. Министр намекнул, что ее угрозы вряд ли были согласованы с Пентагоном, ведь профессиональные военные такими вещами не шутят. «Госпожа Хейли должна понимать, что одно дело – безответственно эксплуатировать микрофон в Совете Безопасности ООН, а другое – когда военные – и российские, и американские – имеют каналы общения, по этим каналам очень четко сказано, что можно, а что нельзя», – сказал глава МИДа.

Стоит напомнить, что принципам, которыми руководствуется генерал Герасимов (и о которых сказал Лавров), в Сирии следуют обе стороны – не только россияне, но и американцы. Обе стороны направляют своих инструкторов в узловые точки обороны своих союзников: мы – в гарнизонах сирийской армии, американцы – в штабах курдов.

С момента появления таких военных советников указанные точки неофициально становятся неприкасаемыми для армий США и России, поскольку ни та, ни другая сторона не хочет ненароком задеть военного другой державы.

Американцы могут себе позволить иногда ударить по сирийским регулярным войскам, россияне – теоретически – могут задеть и курдов, хотя задачи такой не стоит. Но перед каждым авиаударом по цели, где может оказаться российский или американский военный, штабы двух стран обязательно созваниваются и уточняют, нет ли на объекте «ваших людей». Если они есть, то удар отменяется. Таковы неписаные правила этой войны. Две крупнейшие военные державы мира всеми силами пытаются избежать непосредственного военного столкновения и вызванных ими жертв, даже случайных.

Именно это и происходило накануне и в начале пресловутого боя 7 февраля в провинции Дейр-эз-Зор, в котором погибли «вагнеровцы». Об этом уже после боя рассказал журналистам курдский генерал Хасан, командир из «Демократических сил Сирии». Когда еще только американцы и курды заметили подготовку к атаке, они несколько раз звонили в Хмеймим и уточняли, нет ли среди атакующих российских военных. И только получив уверение, что российских военных там нет, американцы начали бомбардировку.

Именно так, параллельно с открытыми боями на линии фронта, по всей Сирии продолжается и невидимая российско-американская война нервов. Обе стороны не хотят проиграть, потерять лицо, но при этом не желают спровоцировать ненароком Третью мировую. Когда генерал Герасимов предупреждает Вашингтон, что удар по Дамаску повлечет за собой ответный удар по американским эсминцам, он ясно дает понять, что Дамаск – запретная зона для Пентагона. Ведь невозможно поразить Дамаск хотя бы одной ракетой без риска задеть при этом хотя бы одного российского военного или дипломата.

Правда, надо уточнить: в отличие от Герасимова, Хейли не называла никаких конкретных мишеней, в том числе не упоминала она и Дамаск. Так что Герасимов в своем заявлении опирался, похоже, на свои собственные разведданные.

Редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков предположил, что американцы, помимо Дамаска, рассматривают как возможные мишени также Алеппо и несколько аэродромов, где размещены сирийские ВВС. Не исключено, что они теперь также будут прикрыты нашими военными советниками, словно живым щитом. Но в остальных уголках Сирии Пентагон при желании все же сможет наносить удары по регулярным войскам Башара Асада.

Впрочем, политологи считают, что Вашингтон на этот раз просто блефует. «Американцы вновь начали опасную игру вокруг Сирии, чтобы вынудить Россию проголосовать по ненужной сейчас никому новой резолюции СБ ООН по прекращению режима огня в районе Дамаска и Восточной Гуты», – заявила ТАСС советница директора РИСИ Елена Супонина.

«Если в апреле 2017 года подобные безответственные действия Трампа стали неожиданностью, то сейчас сирийские власти, а также их союзники, в том числе Россия, готовы к развитию подобного сценария, – пояснила Супонина. – Сирийские будут наготове, чтобы попытаться отразить эту атаку. Если американцы решатся на такую провокацию, это не перерастет в масштабную военную кампанию, поскольку четкого плана действия у них нет». «Это очередное запугивание», – подытожила эксперт.

А вечером во вторник стало известно, что генерал Герасимов и его американский коллега, председатель комитета начальников штабов ВС США генерал Джозеф Данфорд созвонились и обсудили обстановку в Восточной Гуте. Удалось ли им найти какой-то компромисс, пока ничего не известно. В российском Минобороны лишь сообщили, что генералы «договорились продолжить двусторонние контакты». Но в любом случае это стало очередным признаком того, что заявления Хейли в ООН – это одно, а реальное взаимодействие военного руководства России и США – совсем другое.

Никита Коваленко,
Андрей Резчиков



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...