Как закрепляются гендерные роли кратко. Без двойных стандартов

Гендерные роли - это роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по признаку пола. Гендерная роль - дифференциация дея­тельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности; относится к виду ролей социальных, нор­мативна, выражает определенные социальные ожидания (экспектации), проявляется в поведении. На уровне культуры они существуют в кон­тексте определенной системы половой символики и стереотипов мас­кулинности и фемининности . Тендерные «роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении» .

Таким образом, тендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют дру­гим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или жен­скому полу. Другими словами, это социальное проявление тендерной идентичности индивида .

Гендерные роли относятся к типу предписанных ролей. Статус будущего мужчины или будущей женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе тендерной социализации ребенок обучается исполнять ту или иную тендерную роль. Существующие в обществе тендерные стереотипы оказывают большое влияние на про­цесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответству­ющие понятиям «мужское» и «женское» .

Гендерный стереотип, касающийся закрепления семейных и про­фессиональных ролей в соответствии с полом, относится к одно­му из самых распространенных стереотипов, предписывающих стан­дартные модели ролевого поведения мужчин и женщин. В соот­ветствии с этим стереотипом для женщин главными социальными ролями считаются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин -профессиональные роли (работник, труженик, добытчик, корми­лец). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин - по наличию семьи и детей. Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые у них могут быть, вторичны по отношению к этим семейным ролям. Для выполнения традицион­ной роли домашней хозяйки женщина должна обладать чуткостью, сострадательностью и заботливостью. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин тре­буются ориентированность на людей и стремление к установле­нию близких межличностных взаимоотношений.

Одним из оснований формирования традиционных гендерных ролей выступает разделение труда по признаку пола. Основным критерием в этом разделении выступает биологическая способ­ность женщин к деторождению. В современных обществах давно отпала та социальная необходимость разделения труда на основе детородной способности женщин, которая существовала в архаи­ческих обществах. Большинство женщин работают в производ­ственной сфере вне дома, а мужчины давно перестали быть толь­ко «воинами и охотниками», защищающими и кормящими свою семью. И, тем не менее, стереотипы о традиционных тендерных ро­лях очень устойчивы: от женщин требуется концентрация на част­ной (домашней) сфере деятельности, а от мужчин - в сфере про­фессиональной, общественной .

Важную роль в утверждении гендерного стереотипа о закреплении социальных ролей в соответствии с полом сыграла концепция «есте­ственной» взаимодополнительности полов Талкота Парсонса и Ро­берта Бейлса, рассматривавших дифференциацию мужских и жен­ских ролей в структурно-функциональном плане. Согласно их точке зрения, в современной семье супруги должны выполнять две различ­ные роли. Инструментальная роль состоит в поддержании связи меж­ду семьей и внешним миром - это профессиональная деятельность, приносящая материальный доход и социальный статус; экспрессив­ная роль предполагает в первую очередь заботу о детях и регулирова­ние взаимоотношений внутри семьи. Каким образом на основе этих двух ролей происходит распределение обязанностей между супруга­ми? Парсонс и Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уход за детьми определяет однозначно ее экспрессивную роль, а муж, который не может выполнять эти биологические функции, становит­ся исполнителем инструментальной роли .

Эта теория способствовала интеграции в единую схему социаль­но-антропологических и психологических данных. Однако феминист­ская критика показала, что в основе дихотомии инструментальное™ и экспрессивности - при всей ее эмпирической и житейской убеди­тельности - лежат не столько природные половые различия, сколько социальные нормы, следование которым стесняет индивидуальное са­моразвитие и самовыражение женщин и мужчин .

Традиционные гендерные роли сдерживают развитие личности и реализацию имеющегося потенциала. Эта идея явилась толчком к разработке Сандрой Бэм концепции андрогинии, согласно ко­торой человек, независимо от своего биологического пола, может обладать как чертами маскулинности, так и фемининности, соеди­няя в себе как традиционно женские, так и традиционно мужские качества. Это позволяет выделить маскулинную, фемининную, андрогинную модели тендерных ролей . Эта идея была развита дальше, и Дж. Плек в своих работах начал говорить о расщеплен­ности, или фрагментарности, тендерных ролей . Не существует единой мужской или женской роли. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей (жены, матери, деловой женщины и т. д.), зачастую эти роли могут не совмещаться, что ведет к ролевому внутриличностному конфликту.

Гендерные роли можно изучать на трех различных уровнях. На макросоциальном уровне речь идет о дифференциации социальных функций по половому признаку и о соответствующих культурных нормах. Описать «женскую роль» на этом уровне - значит раскрыть специфику социального положения женщины (типичные виды дея­тельности, социальный статус, массовые представления о женщине) через соотнесение его с положением мужчины в рамках данного об­щества, строя.

На уровне межличностных отношений гендерная роль производна не только от общесоциальных норм и условий, но и от изучаемой конкретной системы совместной деятельности. Роль матери или жены всегда зависит от того, как конкретно распределяются обязанности в данной семье, как определяются в ней роли отца, мужа, детей и т. д.

На интраиндивидуальном уровне интернализованная гендерная роль - производная от особенностей конкретной личности: инди­вид строит свое поведение в качестве мужа или отца с учетом сво­их представлений о том, каким, по его мнению, вообще должен быть мужчина, на основе всех своих осознанных и неосознанных уста­новок и жизненного опыта .

Человечество меняется. Изменения затрагивают даже те вещи, которые, казалось бы, испокон веков были и так и останутся неизменными. Гендерная роль мужчины и женщины тоже претерпевает изменения. Если сказать еще точнее, в наше время границы между традиционно «мужским» и «женским» уже трудно различимы.

Гендерная роль и все что с ней связано, является относительно новым феноменом и для нашего общества остается довольно неоднозначной и не до конца понятной категорией. Поэтому, прежде чем углубиться в изучение этой темы, нужно определить основные понятия.

Биологический пол – совокупность генетически и гормонально обусловленных характеристик организма, обобщающая все его репродуктивные (половые) особенности, отличающие его от представителей другого биологического пола и определяющие его роль в процессе оплодотворения при половом размножении.

Принято говорить о существовании двух видов биологического пола: мужского и женского.

Гендер социальный пол человека; характеристика личности с точки зрения маскулинности (комплекса телесных, психических и поведенческих особенностей, рассматриваемых как мужские) или феминности (совокупность качеств, традиционно приписываемых женщинам или ожидаемых от женщин).

В современном мире господствует бинарная гендерная система – разделение людей на две противоположные группы мужчин и женщин .

Интересно, что не во всех культурах гендер является значимой социальной категорией, как в нашей. Есть общества, где выделяется три и более гендера, а также множество гендерных ролей.

Гендерная роль – вид социальной роли , представляющий собой поведение , нормативно ожидаемое от индивидов мужского и женского пола. Это поведение , которое традиционно рассматривается как подобающее мужчинам и женщинам.

Социальная роль – социально нормированное поведение человека, занимающего определенное положение в обществе и имеющего в связи с этим определенные права и обязанности.

Таким образом, гендерная роль мужчины и женщины – это формы поведения, ожидаемые социумом от мужчин и женщин.

Но гендерные роли не только ожидаются, они еще и:

  • предписываются,
  • прививаются (путем воспитания и образования),
  • осваиваются,
  • исполняются,
  • нарушаются,
  • принимаются или отвергаются личностью.

Существует еще одно понятие, связанное с гендером – гендерная идентичность.

Гендерная идентичность - внутреннее самоощущение человеком себя представителем того или иного гендера, то есть мужчиной, женщиной или представителем другой категории.

Как формируется гендерная роль мужчины и женщины?

Человек рождается мужчиной или женщиной лишь в биологическом смысле, в социальном смысле он становится мужчиной или женщиной. В поведении младенцев-девочек и мальчиков нет различий. Нет существенной гендерной разницы между мужчиной и женщиной!

Изначально представители обоих полов просто люди. Набор человеческих характеристик и качеств един, разделение на мужские и женские качества условно принято в обществе.

Мальчик становится мужчиной, потому что его воспитывают как мужчину, развивают традиционно мужские черты, качества, прививают соответствующие принципы и цели, обучают мужским моделям поведения. Аналогично и девочка учится быть женщиной.

Мальчиков и девочек воспитывают по-разному , от них ожидают разные модели поведения, подкрепляют проявления разных черт характера, предъявляют разные требования.

Стоит ли после этого удивляться, что вырастая, мужчины и женщины смотрят друг на друга как на существ с разных планет? Как же им понять друг друга, если они разные и при этом никто не учил их взаимопониманию? Только путем самообразования и приобретения личного опыта общения.

Гендерные роли женщин и мужчин меняются по ходу истории, были и остаются различными в разных культурах и обществах, различаются в зависимости от экономики, политики, религии и прочих социальных факторов жизни конкретного общества. Но все-таки можно говорить о некоторой традиционности гендерных ролей, которая передавалась веками от поколения к поколению.

В нашем обществе гендерные роли мужчин традиционно принято обозначать как «Добытчик», «Хозяин», «Защитник». Они сохраняются, но ведь невозможно не заметить что уже пару десятков лет в моде «мягкая», даже женственная мужественность. Все более ценится в мужчинах не физическая сила, активность, смелость, умение рисковать, а интеллект, снисходительность, сдержанность, умение общаться, сопереживать и заботиться.

Традиционные гендерные роли женщин: «Хранительница домашнего очага», «Мать», «Жена». Общество ждет, что женщина будет доброй, терпеливой, скромной, мягкой, заботливой, понимающей, «домашней». Но как много женщин в наше время социально активны, деятельны, работают наравне с мужчинами, нередко зарабатывая больше мужчин?! Добытчик уже не Он, а Она. В женщине ценится не только красота, доброта и хозяйственность, но еще и умение зарабатывать, деловитость, целеустремленность, стрессоустойчивость, смелость.

Самая распространенная в нашем обществе гендерная роль женщины не имеет названия. Эта роль, характерная для женщин, являющихся представительницами рабочего класса, появилась в нашем обществе и закрепилась в нем в ХХ столетии. Можно назвать эту роль «Универсальный солдат» . От женщины требуется быть женой, матерью, хозяйкой, труженицей, добытчицей, защитницей – идеальной всегда и во всем и при этом везде преуспевающей!

Последствия борьбы за равные права

Борьба женщин за равноправие полов, начавшаяся в конце позапрошлого столетия, закончилась тем, что многие женщины теперь работают и за себя и за мужчин, а мужчины снимают с себя часть ответственности за добычу средств на содержание семьи, при этом не считая себя обязанными помогать женщинам по дому и в воспитании детей.

Современная женщина берет на себя слишком много и, «превращаясь» в мужчину, жалуется: «Нормальных мужиков уже просто не осталось!».

Гендерная роль мужчины также претерпевает существенные изменения в наши дни. Она становится ближе к традиционной гендерной роли женщины, точно также как гендерная роль женщины к мужской. Гендерные роли сливаются воедино.

Наблюдается и другая тенденция. Мужчины и женщины меняются ролями ! К примеру, сегодня все более популярным (особенно в странах Западной Европы) становится уход в декретный отпуск не женщин, а мужчин (причем делают они это добровольно, по собственному желанию).

Именно после того, как женщины получили равные права с мужчинами, начало наблюдаться не равенство, а смена ролей.

Мужчина и женщина юридически имеют равные права, но фактически остаются неравными. Современная женщина чаще и Хранительница домашнего очага (традиционная роль женщины), и Добытчик (традиционная роль мужчины), а мужчина чаще либо Добытчик, либо Хранитель домашнего очага. Вот к чему привело движение и борьба за равноправие полов – к новому неравенству .

Но дело в том, что мужчина и женщина и не могут быть равными, ведь природа сделала их разными ! Как бы ни был силен разум человека и насколько бы ни была развита его личность, он еще и биологическое существо, природа также обуславливает гендерную роль.

Даже если женщина выберет традиционно мужскую гендерную роль, а ее мужчина – женскую, наступит момент, когда их система собьется. Этим моментом будет появление ребенка. Каким бы женственным ни был мужчина, как бы ни умел он вести домашнее хозяйство и заботиться о детях, есть то, что никогда не позволит ему полностью реализоваться в женской роли – он не может забеременеть и родить ребенка.

Если оба супруга будут иметь одинаковые права и обязанности, будут полностью равны, не будет семьи! Кто будет заботиться о детях, если оба работают? Кто будет приносить в дом деньги, если оба безработные?

Женщины решают эту проблему, взваливая на свои плечи двойной груз ответственности, но по количеству несчастных женщин, несчастливых семей, разводов и детей, растущих без отца, не трудно догадаться, что такой подход к решению проблемы неэффективен .

Свобода быть собой

Казалось бы, почему в наше время, когда мужчина и женщина равны в правах, могут свободно, добровольно, без обязательного согласия родственников, выбрать друг друга и создать семью по любви, так много несчастливых пар? Не потому ли, что отступая от традиций и природы, люди просто не понимают как им дальше жить.

Когда люди не знают что делать со свободой, она становится для них бóльшим злом, нежели необходимость жить под чьим-то строгим руководством. А ведь свобода – это наивысшая ценность, это возможность быть собой! Человек в наши дни волен выбирать, кем ему быть и как жить. Он не обязан придерживаться той гендерной роли, которая навязывается и ожидается. Вне зависимости от пола, важно быть собой!

Если девочке нравится драться, почему бы ей не стать профессиональным боксером? Если мальчику нравится заботиться о младших детях, почему ему нельзя стать воспитателем или учителем? Но фразы «Ты же мальчик!» или «Ты же девочка!» отучают детей понимать себя . В итоге ребенок говорит, действует и чувствует как положено, а не как он действительно это переживает.

Проблема «Я не знаю, что мне делать со свободой выбора» вырастает из проблемы «Я не знаю себя».

Слишком традиционное и строгое, требующее четкого следования общественным нормам и стереотипному мышлению воспитание в детстве во взрослом возрасте приводит к тому, что называется гендерно-ролевой стресс.

Гендерно-ролевой стресс – это состояние психического напряжения, возникающее в случае неспособности придерживаться своей гендерной роли или, напротив, необходимости придерживаться поведения, характерного для противоположной гендерной роли.

Тенденции, наблюдаемые сегодня в развитых странах таковы, что подчеркивание гендерных различий признается некорректным, так как традиционная гендерная роль стала пониматься как навязывание потребностей общества индивиду без учета его личных желаний и целей. Общество, навязывая человеку определенные модели поведения, лишает его возможности быть собой, а значит, быть счастливым.

С другой стороны, если все люди будут вести себя только так, как им хочется, не руководствуясь социальными нормами и требованиями к себе как к представителю определенного пола, мир рискует потерять такие важные для продолжения человеческого рода институты как брак и семья! Ведь именно возникновение традиционных гендерных ролей мужчины и женщины когда-то давно и породило моногамию, традиционную семью и обязанность заботится о своих детях, пока они не вырастут!

Опрос для женщин. Придерживаетесь ли Вы традиционных полоролевых норм поведения женщины?

Гендерная роль — это вид социальной роли, которая определяет допустимое и желательное поведение для мужчин и женщин.

На Северном Кавказе почти все женщины экономически активны

Все, что связано с развитием, имеет свойство меняться, поэтому нет ничего постоянного в мире, в том числе меняются и ожидания от поведения мужчин и женщин. А вот как закрепляются гендерные роли и чем они обусловлены, разберемся в нашей статье.

Рассмотрим понятие гендерной роли, чтобы четко представлять значение данного феномена.

Гендерные роли представляют собой ожидаемые в обществе от представителей мужского и женского пола традиционные поведенческие реакции. Они могут ожидаться, приписываться, навязываться, требоваться обществом, но любой человек вправе сам решать, нужно ли ему стереотипное поведение.

Их прививает общество путем воспитания с детства определенной манеры поведения, присущей тому или иному полу. Выясним, что значит гендерная роль представителя того или иного пола на конкретных примерах.

Примеры гендерных ролей

Примеры гендерных ролей личности менялись с течением времени и изменением человечества. Мало того, они продолжают изменяться. Так, гендерные роли человека бывают навязанными и мешают проявляться ему таким, каким его создала природа. Эти стереотипы поведения приводят к непониманию между полами, конфликтам, а значит, делают несчастными людей.

Рассмотрим теперь некоторые примеры гендерных ролей. Мужчина представляет собой с давних времен охотника, лидера, воина с такими чертами характера, как уверенность в себе, склонность к риску, агрессии, быстроте реакции. Женщина же отличалась всегда мягкостью, состраданием, заботой и занималась лишь поддержанием домашнего очага и воспитанием будущего поколения.

Естественно, время накладывает свой отпечаток на стереотипы поведения, поэтому уже редко можно встретить в чистом виде истинно женское или мужское поведение.

Женская гендерная роль

В последнее время представительницы прекрасной половины человечества все больше претендуют на равноправие и почти дублируют мужскую линию поведения, зарабатывая деньги, занимая руководящие посты и служа в войсках.

В чем особенности женской гендерной роли?

Женская гендерная роль в прежнем понимании подразумевает хранительницу очага, мать и жену. Поскольку современность диктует свои законы, изменяется и расширяется гендерная роль женщины.

Современная гендерная роль женщины расширилась. Теперь дама часто является не только хранительницей очага, но и работником

Для этого придется разобраться, в чем особенности женской гендерной роли. Она заключается в том, женщина стремится быть успешной, активной, выносливой в условиях господствующих в обществе правил, уравнивающих оба пола. Таким образом, дама должна успевать хозяйничать по дому, рожать детей, строить карьеру, а также потрясающе выглядеть.

Мужская гендерная роль

Мужские поступки характеризуются наличием силы духа, воли, храбрости во все времена, но это не значит, что изменения не коснулись также и мужчин.

Традиционное воспитание мальчика как носителя мужской гендерной роли (маскулинности)

Суть мужской гендерной роли

В современном мире от представителей сильного пола ждут не только силы и смелости. От мужчин требуется завоевание статуса и уважения, умственной, эмоциональной стабильности, физической выносливости и избегания женских занятий. Если мужчина не достигает успеха в каком-то одном аспекте, он стремится компенсировать это, проявляя себя в другом более активно.

К этому списку постепенно добавляется масса иных качеств, таких как интеллект, заботливость, сдержанность, умение общаться, сопереживать.

При этом незыблемыми остаются такие признаки мужского поведения, как ясность мышления, устойчивость и передача ген будущему поколению.

В чем разница между гендерной ролью мужчины и женщины?

С развитием общества представительницы прекрасной половины человечества уже не желают мириться с судьбой домохозяйки, чем заставляют пересмотреть общественные стереотипы о женском поведении. Это объясняется тем, что общество живет по мужским законам, где есть победитель и побежденный, а также нет сочувствия и сострадания.

Вслед за этим зачастую происходит смена ролями, когда дама является добытчиком, а ее муж управляется по хозяйству. Таких пар достаточно много в последнее время, причем сама женщина не удовлетворена ситуацией, также как и мужчина, ведь заложенные природой поступки отсутствуют у обоих.

Следует только отметить, что муж справится с любыми делами по дому не хуже, чем его возлюбленная, да только в одном он не сможет ее заменить, ведь выносить и родить ребенка суждено лишь женщине. Как видим, границы между общепринятым поведением представителей обоих полов стираются, принося за собой массу последствий.

Уравнивание представителей разных полов приводит к тому, что семье некогда завести ребенка, ведь еще есть столько дел, которым это может помешать. Девушки все позже выходят замуж, так как сначала нужно сделать карьеру, чем также усугубляют демографическую ситуацию и обесценивают институт семьи.

Как закрепляются гендерные роли?

Дети обоих полов рождаются и имеют стандартное поведение. Социальные же реакции приобретаются девочками и мальчиками уже под влиянием воспитания и общественных ожиданий. Девочек настраивают на самопожертвование, нежность, преданность, убеждают быть спокойной и разрешают проявлять эмоции. Мальчикам же демонстрируют традиционные мужские манеру поведения, цели и принципы, требуют сдержанности в эмоциях и проявления нетерпения к несправедливости.

Стоит отметить, что некоторые стереотипы уже подвергаются критике. И хотя считается позорным девушке первой знакомиться, тогда как стеснительные мальчики совсем не в почете, никого эта ситуация уже не удивляет, тогда как еще 100 лет назад привела бы к плачевным последствиям.

Так, если девочка начинает драться, то ее останавливают вместо того, чтобы записать на соответствующую секцию, а для мальчика это считается нормой. И наоборот, мальчик, занимающийся танцами, вызывает у многих насмешки или ироническую улыбку.

В результате мужчины и женщины, создавая семью, не понимают друг друга, долго привыкают к противоположным взглядам на жизнь, ссорятся и постепенно учатся взаимопониманию.

Не стоит забывать, что у каждого современного человека есть свобода выбора тех реакций, при которых он не теряет своей сути, оставаясь самим собой, проигнорировав всяческие стереотипы и навязываемые ожидания.

Теперь стало понятно, что такое гендер, как закрепляются гендерные роли, поэтому каждый человек может объективно оценивать свое предназначение в семье и вести себя так, как подсказывает внутренний голос совести.

Желаем вам всегда оставаться собой и быть счастливыми!

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    Мужчины в Поиске: Деградация Отношений, Феминизм, Гендерные Роли

    Новый порядок. Как меняются гендерные роли?

    «Вселенная Стивена» и гендерные роли | Blitz and Chips

    Женщины Великой Отечественной войны

    Субтитры

Гендерная роль и гендерная идентичность

Гендерную роль следует отличать от гендерной идентичности : первое понятие описывает внешние по отношению к человеку социальные ожидания в связи с его гендерной принадлежностью, второе - внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера. Гендерная идентичность и гендерная роль человека могут не совпадать - в частности, у трансгендерных и интерсексуальных людей. Приведение гендерной роли в соответствие с гендерной идентичностью представляет собой часть трансгендерного перехода .

Гендерные роли в разных культурах

В современных обществах господствует бинарная гендерная система - способ социальной организации, при котором люди разделяются на две противоположные группы - мужчин и женщин. Бинарная гендерная система подразумевает жёсткое соответствие между приписанным при рождении полом и гендерной ролью, а также другими параметрами (в частности, гендерной идентичностью и сексуальной ориентацией). Как свидетельствуют антропологические исследования, установление такого соответствия не универсально: во многих культурах биологический, в частности анатомический пол не играет ключевой роли в определении гендерной роли или гендерной идентичности . Не универсально и выделение только двух гендеров. Например, во многих коренных североамериканских культурах выделяется три или четыре гендера и соответствующих гендерных роли . В западноафриканской культуре йо́руба гендер традиционно не является значимой социальной категорией, а социальные роли определяются в первую очередь возрастом и родством .

Даже в близких культурах или в рамках одной культуры гендерные роли могут заметно различаться. Например, в европейской светской культуре XVIII - XIX веков от женщин ожидалось, что они будут слабыми и хрупкими, а в большинстве крестьянских культур женщины считались от природы сильными и выносливыми . В западных (североамериканских и западноевропейских) культурах среднего класса начиная с 1950-х годов женская гендерная роль была ролью домохозяйки, и участие в производительном труде для женщин было исключено. При этом в то же время и в тех же обществах работа вне дома была ожидаемым и самоочевидным элементом гендерной роли для женщин рабочего класса . Женская гендерная роль в социалистических обществах также подразумевала сочетание работы вне дома, работы по дому и заботы о семье .

Объяснения гендерного развития

В дебатах о происхождении гендерных ролей и различий есть две основные точки зрения: сторонники биологического детерминизма предполагают, что гендерные различия определяются биологическими, природными факторами, а сторонники социального конструктивизма - что они формируются обществом в процессе социализации . В науке были выдвинуты разные теории гендерного развития. Биологически-ориентированные теории, объясняющие различия в гендерных ролях эволюцией , не нашли убедительных эмпирических подтверждений . Эмпирические исследования также опровергли психоаналитические теории, которые объясняли гендерное развитие через отношения ребёнка с родителями . Наиболее убедительные эмпирические подтверждения существуют для когнитивных и социально-когнитивных теорий, которые объясняют гендерное развитие сложным взаимодействием биологических, когнитивных и социальных факторов .

Точки зрения на происхождение гендерных ролей

Обыденное сознание часто представляет существующие в данном обществе в конкретный исторический период гендерные роли как естественные и природные. Существует также множество исследований, стремящихся выявить биологические основания гендерных ролей - в частности, установить биологическое происхождение гендерных различий между мужчинами и женщинами, а также найти биологические причины гендерной неконформности . Но накопленные на сегодняшний день исторические и антропологические знания не подтверждают эту точку зрения, так как разнообразие представлений о гендере и гендерных ролях в культурах мира и на протяжении истории слишком велико. При этом в современных социальных науках собрано множество данных о том, как гендерные роли формируются под влиянием различных социальных процессов.

Биологический детерминизм

Точка зрения, согласно которой социальные явления определяются биологическими факторами, называется биологическим детерминизмом . Близкое к нему понятие - натурализация социальных практик - описывает процесс интерпретации социальных практик как фактов природы . Биологический детерминизм в отношении гендерных ролей выражается, например, в широко распространённых утверждениях о том, что материнство - это природное предназначение женщины, или о том, что мужчинам от природы не свойственна эмоциональность.

С конца XIX века учёные из разных научных областей провели множество исследований гендерных различий между мужчинами и женщинами. Вплоть до 1970-х годов основной целью этих исследований было подтвердить биологическую природу гендерных различий и обосновать содержание существующих гендерных ролей. Однако результаты большинства исследований показывают, что сходств между мужчинами и женщинами гораздо больше, чем различий . В широко цитируемом обзорном исследовании психологи Элеанор Маккоби и Кэрол Джеклин приводят четыре параметра, по которым были обнаружены различия между мужчинами и женщинами: способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность . Но даже эти обнаруженные различия невелики и сильно зависят от методики и условий проведения исследования .

С 1970-х годов учёные также заинтересовались причинами гендерной неконформности , то есть нарушения гендерных ролей. Проводились, в частности, исследования, направленные на выяснение биологических причин транссексуальности . В настоящее время существуют теории, связывающие транссексуальность с генетикой , структурой мозга , деятельностью мозга и воздействием андрогенов во время внутриутробного развития . При этом результаты этих исследований также спорны - например, выявленные особенности строения мозга транссексуальных людей не уникальны (сходные отличия наблюдаются у гомосексуальных людей по сравнению с гетеросексуальными) , и существуют данные о том, что строение мозга может меняться под влиянием жизненного опыта.

Социальный конструктивизм

Точка зрения, согласно которой гендерные роли формируются, или конструируются, обществом, принадлежит к теории социального конструктивизма . Основу для изучения социальной природы и процессов конструирования гендерных ролей заложили, в частности, теоретические работы Симоны де Бовуар и Мишеля Фуко . Исследования социального конструирования гендерных ролей показывают, каким образом в процессе социализации и взаимодействия между людьми формируются те гендерные различия и ожидания, которые в обыденном сознании воспринимаются как природные и естественные.

По данным новейших исследований, обнаруживаемые различия между мужчинами и женщинами во многом объясняются социальными факторами. Например, исследования выявляют несколько причин, по которым женщины менее успешны в математике, чем мужчины: во-первых, им недостаёт уверенности в своих способностях , во-вторых, они считают занятия математикой не соответствующими их гендерной роли и отказываются от них даже тогда, когда проявляют прекрасные способности в этой области , в-третьих, родители и учителя поощряют девочек заниматься математикой гораздо меньше, чем мальчиков . Таким образом, как отмечают некоторые исследователи, гендерные стереотипы срабатывают как самоисполняющиеся пророчества : в ходе социализации людям сообщают информацию о гендерных ролях, которая формирует их ожидания от самих себя, и в результате они проявляют гендерно-конформное поведение .

Биологические теории

Биологически-ориентированные объяснения гендерного развития и различий широко распространены. Одна из самых влиятельных таких теорий - эволюционная психология - объясняет гендерную дифференциацию наследственностью . Наследственное происхождение гендерных ролей анализируется через предпочтения в выборе сексуальных партнёров , репродуктивные стратегии, вклад родителей в заботу о потомстве и агрессивность мужчин. С точки зрения этой теории, современные гендерные роли обусловлены успешной адаптацией предков современного человека к различиям в репродуктивных задачах мужчин и женщин.

Эмпирические данные опровергают основные положения биологических теорий гендерного развития. Многие исследователи также критикуют методологию биологически-ориентированных исследований . Тем не менее, биологические теории продолжают пользоваться большой популярностью, в том числе у широкой публики. По мнению некоторых авторов, это связано с тем, что во многих обществах обыденное сознание приписывает биологии статус абсолютной истины . Кроме того, положения биологических теорий соответствуют гендерным стереотипам .

Репродуктивные стратегии

Согласно эволюционной психологии, в процессе эволюции у мужчин и женщин закрепились на генетическом уровне разные репродуктивные стратегии, продиктованные необходимостью обеспечить выживаемость человека как биологического вида . Репродуктивная стратегия мужчин направлена на максимальное распространение своих генов , поэтому мужчины предпочитают иметь много сексуальных партнёрш и не тратить время на заботу о потомстве. Репродуктивная стратегия женщин направлена на то, чтобы иметь мало сексуальных партнёров, которые при этом будут способны обеспечить их самих и их потомство необходимыми ресурсами для выживания.

Многие исследователи ставят под сомнение само понятие репродуктивной стратегии. С точки зрения общей теории эволюции , естественный отбор определяется непосредственной практической пользой, а не будущими целями . Утверждение о том, что древние мужчины стремились стать отцами как можного большего числа детей, а древние женщины - найти надёжных кормильцев, предполагает, что у них была осознанная или неосознанная цель, что, по мнению некоторых авторов, противоречит дарвинистскому функциональному объяснению .

Другие авторы отмечают, что гипотеза эволюционной психологии не подтверждается эмпирическими данными. В частности, предположение о том, что древним женщинам не хватало еды в период беременности и лактации , выглядит вполне убедительным, однако с той же успешностью исходя из этого можно предположить, что в связи с этим у женщин развились повышенные способности к ориентации в пространстве и память, которые бы позволили им находить и запоминать расположение источников пищи. Для обоснования любой гипотезы о конкретных адаптивных механизмах требуется дополнительная информация . Такой информацией могли бы служить данные молекулярных исследований окаменелых человеческих останков или данные археологии , однако таких данных эволюционная психология не предлагает. Некоторые авторы отмечают, что концепция репродуктивных стратегий представляет собой попытку «задним числом» объяснить современные гендерные стереотипы .

Против гипотезы о репродуктивных стратегиях также говорят данные антропологии . Они показывают, в частности, что на репродуктивное поведение влияют культурные представления о человеческом теле и размножении . В культурах, где считается, что для размножения необходимо оплодотворение несколькими партнёрами, женщины вступают в сексуальный контакт с разными партнёрами, и эти партнёры не ревнуют друг к другу .

Выбор сексуальных партнёров

Эволюционная психология утверждает, что мужчины склонны выбирать молодых и физически привлекательных партнёрш, потому что такие партнёрши скорее смогут выносить здоровое потомство, а женщины склонны выбирать финансово обеспеченных мужчин, которые смогут их прокормить . В подтверждение этих данных приводятся результаты опросов, в которых мужчины и женщины называли наиболее привлекательные для себя характеристики потенциальных партнёров. Однако многочисленные исследования показывают, что то, что люди говорят, значительно отличается от того, как они в действительности себя ведут: на деле физическая привлекательность одинаково влияет на выбор партнёров мужчинами и женщинами . С другой стороны, показатели физической привлекательности отличаются крайне большим разнообразием в разных культурах мира, и большинство из этих характеристик не имеют отношения к фертильности . Некоторые авторы также указывают, что эволюционная психология объясняет только гетеросексуальное поведение, и высказывают предположение, что сторонники эволюционной психологии избегают рассматривать данные исследований негетеросексуальных людей, поскольку их поведение и гендерные роли не совпадают с гендерными стереотипами и тем самым подрывают эволюционные объяснения .

Агрессивное поведение

Психоаналитические теории

Хотя психоаналитическая теория оказала большое влияние на становление психологии развития , эмпирические данные её не подтверждают. Исследования не обнаружили тесной связи между идентификацией с родителем своего пола и усвоением гендерной роли . Образцами для подражания в поведении детей гораздо чаще становятся заботливые взрослые или взрослые, наделённые социальной властью, чем угрожающие взрослые, с которыми ребёнка связывают отношения соперничества .

Отсутствие эмпирических подтверждений классической психоаналитической теории привело к появлению разнообразных обновлённых её вариантов. В области гендерного развития одна из самых влиятельных новейших версий - это теория Нэнси Чодороу. Согласно этой теории, гендерная идентификация формируется во младенчестве, а не в фаллической фазе , как утверждал Фрейд. И мальчики, и девочки изначально идентифицируют себя с матерью, но, поскольку дочери одного пола с матерью, идентификация между дочерьми и матерями сильнее, чем между сыновьями и матерями. В ходе дальнейшего развития девочки сохраняют идентификацию с матерью и психологически сливаются с ней. В результате представления девочки и женщины о себе характеризуется сильным чувством взаимозависимости, которое выливается в стремление к межличностным отношениям и побуждает женщину, в свою очередь, становиться матерью . Развитие мальчика определяется стремлением отделиться от матери и в дальнейшем определять себя через отличие от женщин, что приводит к принижению женственности .

Но эмпирические данные не подтверждают и теорию Чодороу. Исследования не обнаруживают наличия более тесной связи между матерями и дочерьми, чем между матерями и сыновьями . Также нет данных о том, что потребности женщин в межличностных отношениях удовлетворяются только через материнство. Напротив, как показывают исследования, женщины, чья единственная социальная роль - это роль матери и жены, больше подвержены появлению психологических проблем, чем бездетные замужние или незамужние женщины и работающие матери .

Когнитивные и социальные теории

К когнитивным и социальным теориям гендерного развития относятся теории когнитивного развития , гендерных схем , социального научения и социально-когнитивная теория . Хотя на начальных этапах эти теории существенно отличались друг от друга, а их сторонники вели острые дискуссии между собой, современные версии этих теорий имеют много общего . В целом когнитивные и социальные теории рассматривают гендерное развитие как сложный процесс взаимодействия биологических, социальных и когнитивных факторов. Все они уделяют существенное внимание социальным источникам гендерного развития и активной роли, которую в собственном гендерном развитии играет человек .

Социальные источники гендерного развития

К социальным источника гендерного развития относят, в частности, влияние родителей, других значимых взрослых и сверстников, а также информационное давление со стороны СМИ , кино , литературы и т.д.

Влияние родителей

Различия в воспитании мальчиков и девочек описываются понятием «дифференциальная социализация». Дифференциальная социализация необязательно выражается в виде прямых указаний или запретов. Как показывают исследования, дифференциальная социализация начинается ещё до рождения ребёнка, как только его пол определяется при помощи ультразвукового исследования . Матери, узнавшие таким образом пол будущего ребёнка, описывают мальчиков как «активных» и «подвижных», а девочек как «спокойных» . С рождения дети, как правило, находятся среди гендерно-специфичных игрушек, пелёнок и других предметов; младенцев-мальчиков называют «крупными», «сильными» и «независимыми», а девочек - «нежными», «деликатными» и «красивыми», даже если объективных различий во внешнем облике или поведении младенцев нет . Таким образом, представления и ожидания от детей, связанные с гендером, формируются взрослыми на основании гендерных стереотипов задолго до того, как ребёнок может начать проявлять то или иное поведение.

Дифференциальная социализация продолжается и в дальнейшей жизни ребёнка. Например, многочисленные исследования показывают, что родители больше стимулируют и больше реагируют на двигательную активность у младенцев-мальчиков, чем у девочек . Ещё один показательный эксперимент касается влияния гендерных стереотипов взрослых на выбор игрушек для детей. Эксперимент первоначально проводили с участием трёхмесячного ребёнка, а позднее повторно с участием нескольких детей в возрасте от трёх до 11 месяцев. Трём группам взрослых предлагалось поиграть с ребёнком, при этом первой группе говорили, что ребёнок - девочка, второй - что это мальчик, третьей о гендере ребёнка не сообщали. В распоряжении взрослых было три игрушки: кукла, мяч и гендерно-нейтральное зубное кольцо. Большинство взрослых, которые считали ребёнка мальчиком, предлагали ему мяч, а большинство считавших ребёнка девочкой - куклу, не пытаясь выяснить, какая из игрушек больше интересует самого ребёнка .

Влияние сверстников

По мере расширения социального мира ребёнка ещё одним важным источником гендерного развития, как и социального научения в целом, становятся коллективы сверстников. Во взаимодействии со сверстниками дети, начиная с трёх-четырёхлетнего возраста , поощряют друг друга за гендерно-типичное поведение, а также за игры в гендерно-однородных группах, и наказывают за поведение, которое считается неподходящим для их гендера .

Информационное давление

Наконец, значительную роль в гендерном развитии играют СМИ , в особенности телевидение , а также литература , кино и видеоигры . В этих источниках, из которых дети получают информацию о гендерных ролях, мужчины и женщины часто изображаются преувеличенно стереотипно : мужчины изображаются активными и предприимчивыми, а женщины - зависимыми, лишёнными амбиций и эмоциональными. Изображение профессиональной жизни мужчин и женщин часто не соответствует реальному положению дел: мужчины изображаются как представители разнообразных профессий, лидеры и начальники, а женщины - либо как домохозяйки, либо как работающие на низкостатусных должностях. Такое изображение не соответствует ни реальной статистике профессиональной занятости мужчин, ни широкой вовлечённости женщин в профессиональную деятельность . Как показывают исследования, гендерные стереотипы в СМИ и культуре оказывают большое влияние на детей: те, кто много смотрит телевизор, формируют более стереотипные представления о гендерных ролях . С другой стороны, нестереотипное изображение представителей разных гендеров расширяет спектр желаний и стремлений у детей, а также варианты ролей, которые они считают приемлемыми для своего гендера . Повторяющееся изображение равного участия представителей разных гендеров в тех или иных занятиях способствует устойчивому смягчению гендерно-стереотипных представлений у маленьких детей .

Активная роль человека в гендерном развитии

Социальные источники гендерного развития нередко предоставляют противоречивую информацию о гендерных ролях и накладывают на ребёнка противоречивые ожидания . Это требует от ребёнка, начиная с самого раннего возраста, активно искать и выстраивать свои собственные правила и представления о гендере как о новой для него и значимой социальной категории . Активность в формировании представлений о гендере проявляется, в частности, в избирательном внимании и памяти , а также в формировании предпочтений - например, гендерно-типичных или нетипичных игрушек, игр со сверстниками своего или другого гендера .

Значение гендерных ролей

Гендерные роли в российском обществе

См. также

Примечания

  1. Nanda, Serena. Gender Diversity: Crosscultural Variations . - Waveland Pr Inc, 1999. - ISBN 978-1577660743 .
  2. Roscoe, Will. Changing Ones: Third and Fourth Genders in Native North America . - Palgrave Macmillan, 2000. - ISBN 978-0312224790 .
  3. Oyewumi, Oyeronke. Conceptualizing gender: the eurocentric foundations of feminist concepts and the challenge of African epistemologies // Jenda: a Journal of Culture and African Woman Studies. - 2002. - Т. 2 .
  4. Коннелл Р. Гендер и власть: Общество, личность и гендерная политика . - М. : Новое литературное обозрение, 2015. - ISBN 978-5-4448-0248-9 .
  5. hooks, bell. Rethinking the Nature of Work // Feminist Theory: From Margin to Center . - Pluto Press, 2000. - ISBN 9780745316635 .
  6. Здравомыслова Е., Темкина А. (ред.). Российский гендерный порядок: социологический подход. - СПб: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. - ISBN 978-5-94380-060-3 .
  7. Bussey, K., Bandura, A. Social cognitive theory of gender development and differentiation // Psychological review. - 1999. - Т. 106 , № 4 . - С. 676-713 .
  8. Fausto-Sterling, A. Beyond difference: A biologist"s perspective // Journal of Social Issues. - 1997. - Т. 53 , № 2 . - С. 233–258 .
  9. Martin, C.L., et al. Cognitive Theories of Early Gender Development // Psychological Bulletin. - 2002. - Т. 128 , № 6 . - С. 903-933 .
  10. Бёрн Шон . Гендерная психология = The Social Psychology of Gender. - СПб: Прайм-Еврознак, 2002.
  11. Maccoby, E., and Jacklin, C. The Psychology of Sex Differences . - Stanford University Press, 1974. - ISBN 9780804708593 .
  12. (2009) «Androgen Receptor Repeat Length Polymorphism Associated with Male-to-Female Transsexualism». Biological Psychiatry 65 (1): 93–6. DOI :10.1016/j.biopsych.2008.08.033 . PMID 18962445 .
  13. Kruijver F. P., Zhou J. N., Pool C. W., Hofman M. A., Gooren L. J., Swaab D. F. Male-to-female transsexuals have female neuron numbers in a limbic nucleus // The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism. - 2000. - № 85(5). - P. 2034-2041.
  14. (2007) «Male-to-Female Transsexuals Show Sex-Atypical Hypothalamus Activation When Smelling Odorous Steroids». Cerebral Cortex 18 (8): 1900–8. DOI :10.1093/cercor/bhm216 . PMID 18056697 .
  15. (2006) «Typical female 2nd–4th finger length (2D:4D) ratios in male-to-female transsexuals-possible implications for prenatal androgen exposure». Psychoneuroendocrinology 31 (2): 265–9. DOI :10.1016/j.psyneuen.2005.07.005 . PMID 16140461 .
  16. LeVay S (August 1991). «A difference in hypothalamic structure between heterosexual and homosexual men». Science 253 (5023): 1034–7. DOI :10.1126/science.1887219 . PMID 1887219 .
  17. Byne W, Tobet S, Mattiace LA (September 2001). «The interstitial nuclei of the human anterior hypothalamus: an investigation of variation with sex, sexual orientation, and HIV status». Horm Behav 40 (2): 86–92. DOI :10.1006/hbeh.2001.1680 . PMID 11534967 .
  18. Eccles, J. S. Bringing young women to math and science // Gender and thought: Psychological perspectives / Crawford, M., and Gentry, M.. - New York: Springer, 1989.
  19. Kimball, M. M. A new perspective on women"s math achievement // Psychological Bulletin. - 1989. - Т. 105 , № 2 . - С. 198-214 .

До наступления XXI века казалось , что в мире будущего эволюционировать будут исключительно технологии, но с его превращением в мир настоящего выяснилось, что он пока далеко не идеален. Даже увидев шестой айфон, мы все еще продолжаем одевать мальчиков в голубое, а девочек - в розовое, а когда они подрастут - ждать от них «мужских» и «женских» поступков. Тем не менее в обществе на новый виток пошел медленный, но верный процесс пересмотра сложившихся стандартов и связей - оказалось, что следить за ним не менее интересно, чем за приключениями бозона Хиггса. Мы много говорим о восприятии телесности, с собой, а также о том, насколько важно для нашего общего комфорта и любить разнообразие и уникальность людей в мультикультурной глобальной реальности. Однако этот процесс невозможен без понимания того, как сложились существующие модели отношений, как в нашем сознании закрепились представления о «правильном» или «традиционном» и почему изменения неизбежны. Начинаем большой разговор о гендерных ролях - социальном восприятии пола - и о том, что происходит в современном мире с понятиями «мужчина» и «женщина».

Текст: Алиса Таежная
Фотографии: Вера Мишурина

Побудь в моей шкуре:
Как работают гендерные роли

Чтобы понять, насколько сильно наше поведение продиктовано гендерными ролями, достаточно проанализировать сутки из жизни современного человека. Если, конечно, вы не живете в затворничестве, то окружающие, руководствуясь понятным и усвоенным опытом многотысячелетнего патриархата, скорее всего, ожидают от вас включенности в общепринятую систему ценностей и понятий. Решительный сын и внимательная дочь, дисциплинированный муж и спокойная жена, авторитетный отец и ласковая мать, инициативный подчиненный и понимающая начальница - мы бессознательно встраиваемся в эту систему координат, чтобы не быть чужими среди своих.

На гендерных ролях строится драматургия комедийного и трагедийного. Вспомните эпизод «Друзей» про няню мужского пола: всем становится комфортнее, когда няней становится девушка, а не сентиментальный и часто плачущий парень Сэнди с идеальным образованием и потрясающими характеристиками. Или вспомните, что происходит с Бетти Дрейпер в «Безумцах», когда в миролюбивый поселок домохозяек приезжает мать-одиночка, которая развелась с мужем, много работает и воспитывает детей сама.

Мы за глаза называем неуравновешенных мужчин «истеричками», а решительных девушек с принципами - «телками с яйцами», соревнуемся в чувстве юмора, используя гендерные стереотипы, и оглушительно смеемся над такими же шутками Барни Стинсона или Майкла Скотта . В своей речи мы постоянно выбираем эмоционально окрашенные и далеко не гендерно нейтральные описания самих себя, окружающих людей и явлений, и именно эти описания демонстрируют и закрепляют восприятие того или иного пола.

Кто выиграл от смещения гендерных ролей

Может ли гендерная роль
быть свободным выбором

В конце XIX века Великобритания - главная и сильнейшая империя, - а за ней и вся Европа канонизирует роль женщины в поэме Ковентри Патмора «Ангел в доме», которую он посвятил своей добродетельной жене, а Джон Эверетт Миллес нарисует ее идеализированный портрет. Примерно в это же время и в этом городе Джек Потрошитель зверски убьет огромное число лондонских проституток, которых перед этим десятилетие унижала и насиловала полиция на предмет принудительных проверок на венерические заболевания, а Оскар Уайльд подорвет здоровье в тюрьме, сидя по обвинению в содомии. Реакционные законы и частные истории показывают, что и сейчас женские образы в культуре маскируют, но не меняют положение вещей. Двух мировых войн и трех волн феминизма не хватило, чтобы система перестала воспроизводить сама себя: гендерные стереотипы в 2014 году мешают не только взять фамилию жены после брака, но и рассчитать свои силы в карьере и заработке при встрече со «стеклянным потолком».


Живы ли гендерные стереотипы

Если кажется, что сила и влияние гендерных стереотипов со временем ослабли, проведите эксперимент. Откройте словарь пословиц Даля, собранный к середине XIX века, а потом почитайте читательские комментарии к популярным материалам на любимом сайте. «Муженек хоть всего с кулачок, да за мужниной головой не сижу сиротой». «Жену не бить - и милу не быть». «Бабе дорога - от печи до порога». «Волос долог, да ум короток». «Собака умней бабы: на хозяина не лает». «Курица не птица, а баба не человек». «Куда черт не посмеет, туда бабу пошлет». Большинство из них мы уже не используем, но их смысл прочно засел в коллективном бессознательном и вылезает на свет при каждом удобном случае.

Диалоги между мужчинами и женщинами по острым вопросам на форумах или в комментариях строятся чаще всего исходя из многократно проигранных гендерных ролей. Эти сценарии разоблачали Джон Мани и Роберт Столлер, их пытался популяризировать и объяснить Джон Грэй в «Мужчинах с Марса, женщинах с Венеры», тема гендера постоянно звучит в современном искусстве и новостях, однако чаще всего новости даже на проблемных сайтах вроде Jezebel или PolicyMic рассчитаны на распространение вирусного контента, воспроизводят уже готовые смыслы и редко открывают глаза на другую сторону проблемы.

Почему гендер - последний
и самый стойкий оплот традиций

Проблема гендера вписана в спектр современных экзистенциальных и экономических проблем, в которые погружено наше неустойчивое, сверхпотребляющее и соревновательное общество. Этнически смешанные браки и миграция меняют демографический состав, казалось бы, устойчивых сообществ: можно ли назвать европейским Гонконг и азиатским Марсель и правильно ли вообще оперировать терминами Европа и Азия в XXI веке - остается вопросом. Альтернативные источники дохода и современная экономика с работой по контракту и биткоинами видоизменяют трудовые отношения. Но книги по преуспеванию и лайфхакам не перестают быть бестселлерами, только теперь советы Дейла Карнеги сменяются поучительными биографиями техномагнатов.

При этом одинаково недостижимыми как стратегия для глобального сообщества кажутся и идеал коммунистического будущего, и американская мечта. Один дискредитировал себя неэффективными режимами с двойными стандартами, другая создает разрушительную конкуренцию и объективно не может остановить очередной экономический кризис. И если с политическими идеологиями или профессиональным выбором люди еще могут рисковать, представляя эти системы вовне, то гендер - одна из самых основных, интимных и постоянных констант - кажется последним связующим звеном этого мужчины и этой женщины с идеей человека вообще.

Предубеждение против женщин, делающих карьеру, существует независимо от того, какого пола оценивающий их субъект

«Так сложилось исторически» - один из самых легких способов оправдать и связать человека здесь и сейчас с миллионом давно умерших анонимов, к которым от нас тянется нить многократно переписанной истории из учебников, путаные следы генеалогии и глобальные культурные памятники, которые невозможно игнорировать, будь то пирамиды, Библия или Голливуд.

Эксперимент о трудовой характеристике трансгендеров безгранично много рассказывает о вердиктах, которые заранее заготовлены у большинства из нас по отношению к обоим полам и их допустимому поведению. Биологическая женщина, совершив операцию по смене пола, оказывается в комфортном и практически неуязвимом положении. А вот «мужчина», «ставший» женщиной, сразу же вызывает сомнения в профессионализме и получает несколько унизительных комментариев о своей работе. Другое исследование показывает, что предубеждение против женщин, делающих карьеру, существует независимо от того, какого пола оценивающий их субъект. Комментарии, адресованные мужчинам, содержат много конструктивной критики и позитивных замечаний о необходимости работы над собой, комментарии женщинам всегда имеют эмоциональную и жесткую оценочную окраску с переходом на личность.

Специалист по гендерной науке Лонда Шибингер говорит о повальной склонности малолетних детей делать выбор, соотносясь с реакцией окружения:
в детях, по ее впечатлениям, родителями все еще поощряются разные качества и склонности. Частично ее книги объясняют деление на мужские и женские профессии и отвечают в том числе на вопрос «почему не было великих женщин-ученых» или совсем уже один из самых часто задаваемых вопросов «почему нет великих женщин-художниц», на который в свое время так хорошо ответила Линда Нохлин. Это, однако, не отменяет того, что в некоторых обществах вопрос гендерных ролей очевидно стоит не так остро (например, Скандинавия) и существование женщин во власти, а мужчин в семье, как и широкой палитры ЛГБТИ-отношений, не нуждается там в дополнительной аргументации.

Может ли современная семья избавить нас от ловушки гендерных ролей

Как пугает и одновременно успокаивает нас Time, такого понятия как типичная семья больше не существует. Действительно, если количество разведенных родителей с совместной опекой, раздельно живущих супругов и однополых пар, воспитывающих детей, достигает значительных процентов, странно и нелогично программироваться на гендерные роли, которые в жизни не удастся воплотить. Скорее всего, мужчина в слинге и работающая в декрете женщина не главный и уж тем более не последний итог меняющихся социальных ролей. Но, учитывая, как поздно разные формы жизни в семье и обществе получают свои названия (какие-то появились в языке пару десятилетий назад), можно только утвердиться во мнении, что с гендерными ролями происходят самые неспешные мутации. Полный отказ от них - на таком же отдалении, как и построение новой экономической системы или гиперинтенсивный глобальный катаклизм: сейчас ни один эксперт не возьмет на себя ответственность спрогнозировать точный срок годности нынешнего положения вещей.

К тому же, отказавшись от привычных гендерных ролей, нам предстоит перестроить отношение к ежедневным привычкам, друзьям и родственникам, поменять очень смешные сексистские шутки на какие-то другие не хуже, придумать новый кинематограф без привычных жанров, героев и сюжетов, добровольно отказаться от большинства гендерно ориентированных товаров и бойкотировать работу, на которой нам платят неравномерно. Нам придется забыть про походы к психоаналитику, которые почитают теории Фрейда, и допустить возможность того, что гормональная терапия и эксперименты с телом станут общей практикой после многолетнего общественного сопротивления. Утопическое сознание достраивает такой не похожий на современность сценарий, в котором пол можно будет менять почти так же часто, как прическу, профессии - как хобби, партнеров - как книги у изголовья, да и сами эти книги у изголовья должны будут писать про другое и на другом языке, чтобы быть интересными нам в наших еще не придуманных новых ролях.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...