Какие бывают чувства, эмоции и ощущения у человека? Какие бывают человеческие чувства: классификация и как в них разобраться.

Наталья ЗАЙЦЕВА,
п. Жуково,
Смоленская область

Анализ стихотворения А.А. Фета «Воздушный город»

Урок в 10-м классе

Важным моментом в работе над стихотворением является эмоциональный настрой учеников на восприятие произведения. Чтобы понять замысел автора, разобраться в его чувствах, ученик должен сам испытать нечто подобное, проникнуться авторской мыслью. Поэтому работу над стихотворением А.А. Фета начинаем с обращения к чувствам ребят.

Любите ли вы наблюдать за плывущими облаками? Какие чувства вы при этом испытываете? Что представляете?

Мне нравится наблюдать за облаками. Порой они принимают причудливые формы: можно увидеть очертания какого-нибудь животного, забавную мордочку, а иногда целую композицию. Но стоит только отвести взгляд, как картина меняется или исчезает, словно кто-то повернул калейдоскоп.

Когда смотришь на бегущие облака, даже если не видишь чего-то необычного в них, испытываешь необыкновенное успокоение и умиротворение. Я могу подолгу лежать и смотреть в небо, следить за бегущими облаками.

У меня иногда не возникает каких-то конкретных мыслей, но на душе становится спокойнее, приятнее, забываешь о неприятностях, а иногда даже засыпаешь.

Когда я смотрю на облака, я мечтаю о прекрасной жизни, о счастье, о чём-то необычном, иногда это мечты о самом заветном. И мне всегда кажется, что мои мечты исполнятся.

А меня посещает почему-то безотчётная грусть, и возникает чувство внутреннего недовольства.

Лирический герой стихотворения Фета тоже любил наблюдать за облаками. Посмотрим, что он представлял и какие чувства испытывал.

(Учитель или подготовленный ученик читает стихотворение Фета.)

Какие картины возникают перед вами?

Лирический герой наблюдает за облаками и видит город, образ которого уже не раз вставал перед ним. Видимо, эта картина стала мечтой героя. Этот белый город медленно уплывает на север, а герой остаётся на “уснувшей земле”.

Какие чувства испытывает лирический герой и с чем это связано?

Когда лирический герой повествует о городе, созданном причудливыми облаками, он, мне кажется, испытывает радость от того, что является свидетелем такого чудесного явления, такой метаморфозы. Радуется он и тому, что только ему доступно такое видение. А заканчивается стихотворение грустной нотой. Герой словно обманулся в своих ожиданиях: этот город, поманивший его за собой, сам уплывает, а герой остаётся на грешной земле, словно привязанный, один, лишённый возможности уйти вслед за своей мечтой.

Что вы можете сказать о лирическом герое, его мыслях?

Мне кажется, что лирический герой - романтик. Когда уснула вся земля, он выходит полюбоваться облаками. Словно песня, звучит его рассказ об увиденной картине. Может быть, поэтому он называет её “причудливым хором облаков”. Хор - это хорошо организованная группа. Используемый в первой строфе ассонанс (звуки [о] и [а]) передают мелодию этого хора.

Какую роль играет эпитет “причудливый”? Почему так назван хор?

Наверное, потому, что картины, возникающие в воображении лирического героя и созданные игрой облаков, необыкновенны, сказочны, чудесны.

Посмотрим в словаре Ожегова значение слова “причудливый”.

В каком значении, по вашему мнению, использует автор это слово?

Конечно же, это слово употреблено в первом значении. Облака создали замысловатую фигуру, в данном случае - образ города.

Эта картина воздушного города не только замысловата, доступна лишь одному лирическому герою, но и капризна: она в любой момент может растаять, рассыпаться, что и происходит в конце стихотворения. Облака не рассыпаются, но уплывают, оставив героя ни с чем.

Что нового для понимания характера лирического героя даёт вторая строфа?

Мне кажется, что этот воздушный город - это город мечты героя. Вспомним фразеологизм “воздушные замки”. Он обозначает что-то несбыточное, недоступное. Воздушный город стал недоступен герою, хотя образ его превращается в навязчивую мечту. Герой называет город “знакомым, родным”, - значит, не раз уже рисовал себе картину этого города. И повтор словосочетания “мой город” усиливает ощущение того, что этот город - мечта именно героя, только его. Отсюда и логическое ударение на местоимении “мой”.

Обратите внимание на цветовое оформление строфы. Как цвет помогает нам понять настроение и мысли героя?

Мечта героя окрашена светлыми тонами: “белый город”, “розовое небо”. Она чиста. И вдруг - “тёмная земля”. Мне кажется, здесь не просто цветовой контраст “белый–тёмная”, а ещё и антитеза: идеальная, чистая мечта героя и грешная земля, на которой нет места его белому городу.

Если сравнить первую и вторую строфы, то можно найти ещё одну антитезу, показывающую, что лирический герой неуютно чувствует себя на земле. Земля уснула. Мне кажется, что эта метафора говорит об отсутствии жизни, важной для лирического героя, а облака плывут, они полны жизни, а вместе с ними живёт и герой. Его мысли, стремления не связаны с грешной землёй, а устремлены к небу, в микрокосмос.

Лирический герой - романтик. Для него, как и для романтиков, характерен разрыв между мечтой и действительностью. Ассонанс (звуки [о] и [а]) передаёт тихую, задушевную, немного грустную мелодию неба, которая прерывается с исчезновением облаков.

Очень грустно звучит последняя строфа. Исчезают облака, пропадает воздушный город - рушится мечта героя, он остаётся один на “тёмной, уснувшей земле”.

Как синтаксис помогает раскрыть основную мысль этой строфы?

С помощью инверсии выделяются слова “воздушный” и “плывёт”. Мечта героя “воздушна”, то есть хрупка, способна рассыпаться, уплывает на север. А дальше отточие. Я его понимаю как знак крушения мечты героя. А ещё в нём можно заметить цепь уплывающих облаков. Антитеза “манит” - “не даёт” подчёркивает трагедию героя, а в неопределённом местоимении “кто-то” заключена какая-то угроза счастью героя.

Как вы можете объяснить знак тире в последней строфе и определить принадлежность слова “да” к части речи?

По моему мнению, “да” - это не противительный союз, а усилительная частица, синонимичная “а вот”. Знак тире здесь - это знак бессоюзного предложения, в котором вторая часть по смыслу противопоставляется первой.

А мне кажется, что этот знак символизирует разрыв героя с мечтой.

Можно ли сказать, что это стихотворение относится к пейзажной лирике?

Конечно, к чисто пейзажной лирике его отнести нельзя, потому что это большей частью философское стихотворение. Пейзаж - это только повод к размышлению о жизни, о мечте и действительности.

Заключительное слово учителя. Особенности лирики Фета таковы, что его пейзажная лирика переходит в философскую. Надо быть очень внимательным к слову, образам, чтобы понять стихи поэта. Их нельзя читать между делом, в них надо вдумываться, чтобы проникнуться чувством автора.

      Роль и место анализа текста.

В начальной школе восприятие сформировано у учащихся на разных уровнях, поэтому мы должны включать в урок различные виды анализа текста, для более полноценного восприятия произведения.

Анализ текста идет на этапе повторное чтение и углубленный анализ текста. Цели:

Способствовать полноценному восприятию художественного произведения детьми;

Учить понимать мотивы поступков и характеры героев;

Учить распознавать художественные средства выразительности;

Учить определять жанровые особенности;

Способствовать средствами литературы развитию личности ребенка, его нравственных идеалов;

Развивать воображение детей, навыки работы с текстом.

2) Виды и приемы анализа текста.

Методисты выделяют 4 вида анализа литературного произведения:

1вид: анализ развития действия – в его основе лежит работа над сюжетом и его элементами, т.е частями и главами. Предполагает работу над сюжетом литературного произведения и его элементами (эпизод, глава) при этом задача учителя – найти вместе с детьми черты целостности в каждой части произведения и органичную связь части с целым.

Плодотворен бывает анализ, который начинается с ключевой (кульминационной) сцены, где затронуты главные вопросы, волнующие писателя. Большое значение для понимания содержания текста имеют также начало (экспозиция и завязка) и конец (развязка), тк они наиболее полно выражают тему и идею художественного произведения. Именно над этими эпизодами необходимо проводить специальную работу в рамках целостного анализа развития действия.

Обратим внимание ребят на композиционные особенности отрывка из рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»: он имеет рамочную композицию («рассказ в рассказе»).

План текста может выглядеть следующим образом:

1) Ночь на Урженском озере.

2) Неудачная охота.

3) Лесной пожар.

4) Надежда на спасение.

5) Спасены!

6) Чувство вины.

Вопросы: Что, где, когда произошло? Почему? Как поступил при этом герой? Как это его характеризует? А что произошло потом? Можно ли было избежать этого? Почему все-таки так получилось: кто виноват в этом?

2вид: проблемный анализ – во главу анализа поставлен проблемный вопрос в ходе поиска ответа на него могут возникнуть разные точки зрения, которые подтверждаются вчитыванием в текст. Чтобы превратить проблемный вопрос в проблемную ситуацию, надо обострить противоречия, сопоставить разные варианты ответов. Постановка вопросов проблемного характера целесообразна при чтении тех произведений, где есть ситуации, предполагающие различное понимание героев, их действий, поступков, этических проблем, затронутых писателем.

Черты проблемных вопросов:

1) наличие противоречия и возможности разных ответов;

2) интерес детей к поставленной теме;

3) возможность сопоставления разных ответов на вопрос.

Пример: Д.Мамин-Сибиряк «Дурной товарищ»:

Правильно ли сделали мальчики, что пошли на лед?

Как произошло, что ребята очутились на льду?

Как Коля относился к отцу?

Какой смысл в названии «дурной товарищ» вкладывали тетушка и отец Коли?

Как вы думаете, Коля поступил бы так еще раз?

Почему Коля боялся отца поле случившегося?

Как вы относитесь к поступку Коли?

3 вид: анализ художественных образов – в центре анализа образы героев или пейзаж Анализ художественных образов.

Основные принципы.

    при анализе доводим до детей, что действующее лицо – это представитель определенной общественной группы людей, эпохи, и одновременно это живой конкретный человек.

    в характере героя определяем ведущие черты.

    способствует сопереживанию детей, их личному отношению к герою.

Последовательность работы:

    эмоциональное восприятие героев:

После первоначального чтения, что можете сказать о герое? Понравился или нет? Чем?

2. анализ образов идет в ходе повторного чтения:

1) чтение эпизода или слов, говорящих что-либо о герое – беседа: как характеризует это героя, его слова, поступки. Подбор слов называющих черту героя – вывод обобщение, т.е рассказ о герое.

2) учитель или ученики называют качество героя – подтверждение текста и вывод – составление рассказа о герое.

План рассказа о герое.

    кто он такой? (когда, где он жил, живет, его возраст, пол)

    внешность героя.

    какие поступки он совершает и как его это характеризует

    мое отношение.

Приёмы работы над характеристикой героя:

    учитель называет качество героя, дети подтверждают текстом.

    дети самостоятельно называют свойство характера и подтверждают текстом.

    сравниваются герои одного произведения или близких по тематике.

    лингвистический эксперимент: исключение из текста слов, содержащих авторскую оценку.

    вывод (главная идея – смысл произведения)

в процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа), и смысл этого образа, т.е нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения.

Вопросы для анализа образа героя, на примере произведения Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»:

Ваше отношение к главному герою? Понравился он вам или нет?

Как он выглядит? Как потом преобразился? Кто он? Где родился?

Что с ним происходит? Отношение окружающих к главному герою.

Как вы думаете, что он чувствовал, когда его обижали?

Какие качества характера помогли пережить ему (гл.герою) все эти обиды и унижения?

Как изменился его внешний облик? Что с ним произошло? А изменился ли его характер? Какое отношение автора к главному герою?

Характеристика образа героя, беседа по тексту, выборочное чтение:

Как появился на свет гадкий утенок? Почему он гадкий? Как отнеслись к утенку жители птичьего двора? Какое отношение братьев, сестер и матери? Как сам утенок относился к себе? На какой поступок решился герой? Смирился ли утенок со спокойной жизнью старушки? Легко ли приходилось бедному утенку? Какие чувства испытывает утенок при виде прекрасных птиц? Глее он очутился весной? Каким был для него сал? Как воспринимает окружающее? А настоящие утята смогли бы увидеть такую красоту? Что выбрал утенок при встрече с прекрасными птицами? Что меняется? Как сам утенок чувствует себя, относится к восторженным взглядам? Какие поступки совершал герой?

Изменилась его внешность, изменилось ли его сердце, внутреннее отношение, состояние? Правильно ли то, что люди воспринимают друг друга по внешности?

Сейчас мы составим рассказ о гадком утенке:

В чаще лопуха утка высиживала яйца, все вылупились, но одно большое вылупилось позже, оттуда появился большой и гадкий утенок.

Мама-утка говорила: Ужасный урод! И совсем не похож на других детей!

Когда они пришли на птичий двор, все только и говорили о том, какой он гадкий, большой и несуразный, все пытались его клюнуть, дразнили, смеялись над ним. Мама-утка защищала его: Он некрасив – это правда – но у него доброе сердце…. Я думаю он вырастет сильным и пробьет себе дорогу в жизнь. Его братья и сестры клевали, щипали его.

Он самокритичен, тк всегда думал, что от него все убегают и птицы, и охотничья собака, именно потому, что он такой гадкий. «Кажется, пронесло, - подумал утенок и перевел дух. – Видно, я такой гадкий, что даже собаке противно съесть меня!»

Когда его обижали, он терпел все эти обиды, боялся, мечтал о самом хорошем и красивом, о свободе. Благородство, гордость, дружелюбность, доброжелательность, добродушие, мужество помогли ему пережить все эти невзгоды.

Наступила весна, на озере он увидел прекрасных лебедей. Красоте их он не завидовал. И вдруг в чистой зеркальной воде, он увидел собственное отражение. Он был уже не гадким темно-серым утенком, а красивым белым лебедем. Теперь утенок был даже рад, что перенес столько горя и бед. Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить свое счастье. А больше лебеди плавали вокруг и гладили его клювами. Но характер его не изменился, он остался таким же скромным, добрым. Изменилось лишь его внутренне состояние: радостное, ликующее, восхищающееся.

Мне герой нравится, здорово то, что он мужественно и гордо перенес столько горя и бед, и в награду ему такая красота, счастье, о котором он и не мечтал, когда был еще гадким серым утенком.

4 вид: стилистический (языковой) анализ – это анализ изобразительных средств языка используемых автором в данном произведении.

Цель анализа: помочь детям уяснить мысли и чувства автора, выраженные прежде всего в образных словах, развитие воображения, выразительное чтение.

Методика работы:

    выделение слова или образного выражения.

    определение мысли и чувства, заключенного в них (почему поэт так называет…., какую картину вы представляете при этом? Какое чувство испытывает автор? Что с чем сравнивает автор? Почему?)

    приемы стилистического анализа:

    1. сравнение поэзии и прозы, посвященных одной теме

      сопоставление разных произведений одного автора. Цель: выделение характерных черт творчества.

Например, спрашивая детей о том, какую картину зимы рисует поэт – грустную или веселую, нравится ли ему зима, какие слова убеждают нас в этом, мы стараемся показать роль образного слова в связи с художественным образом – картиной природы.

Итак, работа над словом должна быть направлена на то, чтобы помогать детям уяснять образный смысл произведения, мысли и чувства писателя, которые воплощаются в подборе лексики, в ритме фразы, в каждой художественной детали. Поэтому для языкового анализа выбираются слова и выражения, которые помогают лучше понять образный смысл произведения (рисуют картины природы, выявляют авторские чувства) и в то же время наиболее выразительны и точны. После выделения слова или выражения осознается их роль в тексте, те определяется, какие чувства (мысли) заключены в них.

Часто младшие школьники не понимают переносных значений слов. Так, например, на вопрос: Почему лед сравнивается со стеклом? (Бианки, Синичкин календарь) дети отвечают: потому что он белый. – а стекло белое? – да. вот почему нужна специальная работа над метафорами, сравнениями.

Пример языкового анализа: Федор Тютчев «Весенние воды»

Какие слова вызывают и у нас радостное настроение? Какой была природа до появления ручьев? (сонной) Как ручьи разбудили природу? (журчанием) Какие звуки повторяются? (взрывной б) В какой речи используются старые слова? (в поэтической, придают торжественность) Есть ли здесь старые слова? (брег, гласят) Как называют себя весенние воды? (мы молодой весны гонцы) И почему? (метафора) Как называют скрытое сравнение? А какой еще прием использует автор? (олицетворение) Почему поэт называет майские дни хороводом? (весна пришла – это праздник) Найдите слова, описывающие хоровод? (румяный, светлый) Почему автор использует эпитет румяный? (от Солнца, его нет, но через эпитет мы увидели) Какое чувство надо передать при чтении этого стихотворения?

Главный прием всех видов анализа это беседа над текстом.

Какой выбрать анализ зависит от характера (жанра) произведении, от возможностей учащихся, но все же более распространенным и целесообразным можно считать анализ художественных образов.

Ни для кого не секрет, что эмоции играют важную роль в нашей жизни. Общаясь с людьми, наверняка можно заметить,что люди по-разному проявляют эмоции, делятся своими чувствами.

Эмоции — это адаптивный механизм, который заложен в нас природой, для оценки ситуации. Ведь не всегда у человека есть время, когда он может верно и точно оценить что же с ним происходит. Допустим в ситуации опасности… А тут раз — чего-то почувствовал и есть ощущение, что либо «нравится» либо «не нравится».

Тем более,что эмоциональная оценка она наиболее верная — природа не может обманывать. Эмоциональная оценка происходит очень быстро и здесь не «примешивается» разум и логика. Ведь логически можно объяснить все,что угодно и привести кучу всяких рациональных доводов.

Наблюдая за людьми (и за собой в том числе) я замечаю, что есть ситуации в которых люди либо игнорируют свои эмоции, либо стараются их не замечать или просто не осознают. Не буду сейчас делать предположения относительно причин этого, скажу лишь то, что не прислушиваясь к себе, к своей эмоциональной жизни, человек не может адекватно и наиболее полно воспринять ситуацию, а тем самым принять наиболее эффективное решение.

В обычной жизни это может проявиться в том,что игнорируя или вытесняя свои эмоции, человек может создать себе неверное убеждение. К примеру, если жена игнорирует/не осознает или не хочет признавать свою злость в отношении мужа, она может выплеснуть свое раздражение на другого человека или детей, в совершенно другой ситуации.

Или, у меня была клиентка, которая имела такое убеждение: «я не могу обидеть человека, расстроить его». Как оказалось, если человек разозлится, то она испытает чувство вины, с которым не хотела встречаться.

На своих консультациях я очень часто сталкиваюсь с эмоциональной сферой. Однажды заметил, что людям порой бывает очень не просто сказать, что же они на самом деле чувствуют или какую эмоцию сейчас испытывают. Даже если человек осознает,что у него есть сейчас какое-то чувство, иногда бывает очень затруднительно сказать это в словах, назвать его.

Одна из моих клиенток так мне и заявила: «я чувствую ХОРОШЕЕ чувство, но я не знаю, как это называется..».

И я решил восполнить этот пробел на страницах своего сайта. Ниже представлен список эмоций и чувств, которые мне удалось найти, надеюсь, что прочитав его, можно значительно пополнить осознание того, что может с Вами происходить.

И, кстати, можно проверить себя: перед тем как ознакомиться со списком предлагаю Вам самостоятельно составить его, а потом сравнить, насколько Ваш список полон…



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...