Какие есть музы творчества. Греческие музы – это девять сестер, покровительниц искусств и наук

Начало этой статье положил разговор двух школьников, случайно подслушанный в коридорах учебного заведения. Двое мальчишек отчаянно спорили, кто является музой танца - Урания или Терпсихора. Они приводили доводы и даже ссылались на определенную главу в учебнике истории. Школьники горячились, и создавалось впечатление, что назревает драка. Но, наконец, спорщики заглянули в спасительный интернет и разошлись по домам. А вы знаете, ответ на вопрос, который стал причиной раздора ребят? Если нет, то наша статья будет вам очень полезной.

Кто такие музы

Про этих эфемерных созданий слышали абсолютно все люди. Древнегреческие богини вдохновляли людей на создание невероятных произведений искусства и щедро одаривали их талантами. Кто же на самом деле эти женщины, совмещающие в себе все самое светлое, нежное и прекрасное в этом мире?

Древние греки считали прекрасных муз дочерьми Зевса и Мнемозины. Сама она была рождена от титанов Урана и Геи, и являлась весьма почитаемой в Элладе богиней памяти. Согласно легенде, Зевс был очарован Мнемозиной и от их любви появились на свет девять прекраснейших дочерей, нареченных музами. В переводе с греческого языка это слово переводится как "мыслящие". И неудивительно, если вспомнить, что их матерью стала богиня памяти.

Музы были столь важны в жизни эллинов, что каждой из них была отдана одна из сфер жизни обычных людей. Причем даже люди, не обладающие особенными талантами, почитали дочерей Мнемозины и просили их благословения на те или иные поступки.

Музы: сколько их было

Сегодня принято считать, что муз всегда было девять. Но на самом деле в этом вопросе много загадок. Впервые о музах упомянул Гомер, а вот их количество и имена он не назвал. В его бессмертных произведениях писалось то об одной, то о нескольких богинях. В дальнейшем у муз появились имена, а их количество выросло до трех. В некоторых письменных источниках упоминались и четыре музы, но довольно часто их путали с харитами, богинями плодородия. Спустя некоторое время Гесиод в своей поэме, посвященной музам, перечислил их всех вместе с именами. Именно в таком виде они и дошли до наших дней:

  • Каллиопа.
  • Клио.
  • Мельпомена.
  • Талия.
  • Полигимния.
  • Терпсихора.
  • Эвтерпа.
  • Эрато.
  • Урания - муза науки.

Обычно богини появлялись перед людьми в образе юных и прекрасных девушек, которые имели массу талантов. Особенно эллины ценили невероятную способность муз заглядывать в прошлое и будущее. Они могли предсказывать судьбу тем, кому они благоволили.

Музы с особенной любовью относились к поэтам, художникам и музыкантам. Они приходили к ним во снах или наяву и одаривали вдохновением, после чего творить становилось намного легче. Немного особняком в этой компании покровительниц искусств стоит Урания, муза астрономии. Но о ней мы поговорим немного позже.

Где обитали музы

Эллины считали, что все музы живут под покровительством Аполлона. На горе Парнас в тени вечнозеленых деревьев они предаются веселью, поют и танцуют. У подножия горы расположен источник - Кастальский ключ. Если музы угощали кого-то водой из этого священного источника, то он обретал способность творить и дарить людям свое творчество.

Довольно часто древнегреческие мастера изображали муз вместе с Аполлоном, который управляет их шумным хороводом. Этот сюжет встречался на барельефах в домах знати и на различной утвари. Также археологи находили его в развалинах храмов, посвященных Аполлону.

Часто музы принимали участие в празднествах Диониса. Они пели и танцевали для него, а также вдохновляли многих богов на различные поступки во благо людей.

Культ почитания муз

Музы считались необыкновенными существами, которые связывают мир людей и мир богов Олимпа. Все они, веселые и шумные (и даже серьезная муза Урания), следили за чистотой человеческих помыслов. Ведь только человек, который готов отрешиться от всего темного и суетного, может рассчитывать на помощь древнегреческих муз.

Музы были настолько почитаемы в Греции, что в их честь возводились храмы. Они строились по особенному архитектурному плану, а восхваление богинь происходило весьма необычным образом. Храмы в честь муз, мусейоны, были не столько местом служения культу, сколько средоточием культурной и научной жизни.

Археологи нашли развалины храма муз в святилище Пифагора. Девять скульптур муз окружали богиню Гестию и олицетворяли одну из наук. Например, считалось, что Урания - девятая муза астрономии и астрологии, занимает в этом храме одну из самых главных ролей. Она благословляет тех, кто наблюдает за звездным небом, описывает созвездия и составляет различные карты.

Александрийский мусейон

Самым знаменитым среди всех храмов, посвященных музам, был Александрийский мусейон. Он представлял собой подобие обширного научно-исследовательского центра. На большой территории под сводами храма располагались библиотеки, философские залы, зверинцы и музеи. Сюда приходили самые известные деятели Эллады, они имели возможность общаться, работать вместе и совершать открытия. В наше время широко известны труды Евклида и Архимеда, которые работали именно в Александрийском мусейоне. Согласно преданию, после смерти Александра Македонского его тело в саркофаге перенесли в это сооружение, но в дальнейшем тело великого полководца пропало и до сих пор его местонахождение не найдено.

На всей территории Древней Греции археологи находили развалины мусейонов, также подобные сооружения встречались и среди римских храмовых комплексов. Это свидетельствует о том, что научная мысль развивалась отчасти благодаря выдуманным богиням, которые объединяли ученых на одной территории и вдохновляли их на работу.

Музы Древней Греции: Урания

Урания считалась младшей дочерью Мнемозины. Она сильно отличалась от своих сестер и была самой серьезной из них. Многим нашим современникам кажется немного странным, что в сонм веселых и талантливых девушек попала серьезная Урания - муза астрономии. История возникновения этой науки и отношение к ней древних греков может пролить свет на эту тайну.

На самом деле астрономия для эллинов является базовой наукой, которая служила объяснением мироздания и источником возникновения многих философских идей и течений. Эту науку изучали в Египте, Месопотамии и Вавилоне. Именно через нее древние греки стремились проникнуть в великие тайны космоса.

Муза Урания призывала отринуть все земное и погрузиться в абсолютно новый мир, открывающийся только избранным. Именно им богиня была готова помогать и всячески благословлять на тяжелый труд научных изысканий.

Урания, муза астрономии в древнегреческой мифологии: описание

Археологи нашли большое количество изображений покровительницы научных дисциплин. Обычно муза Урания на полотнах и найденных барельефах - это серьезная девушка со сферой и измерительным прибором. С его помощью она определяет расстояние между небесными телами.

Родители назвали ее в честь бога Урана, ведь он являлся одним из самых древних божеств этого мира, и даже великий Зевс относился к нему с большим почтением. Муза Урания покровительствовала не только астрономии, но и иным наукам. Поэтому эллины считали, что она являет собой полную гармонию и совершенство. Ведь наука не может быть обособлена от искусства, в этом древнегреческие мыслители были убеждены. Именно Урания была самой сильной прорицательницей среди своих сестер. Она умела проникать в тончайшие слои прошлого и будущего быстрее и точнее всех остальных богинь.

Сами музы считали Уранию самой знающей и строгой, она была именной той богиней, которая наказывала глупых людей за соперничество с музами. И в этом она была хладнокровной и безжалостной.

Легенда о дочерях Пиэра

В мифах сохранилась история о царе Пиэре, который жил в Македонии и имел девять прекрасных дочерей. Девушки были не только удивительно красивы, но и талантливы. Каждая из них обладала приятным голосом и идеальным музыкальным слухом. Однажды тщеславные принцессы решили посоревноваться с самими музами и вызвали их на творческий поединок. Однако в этой борьбе талантов первенство досталось Каллиопе, но упрямые девушки отказались признавать ее победу и объявили результаты соревнования недействительными. В ответ на такую дерзость Урания превратила девятерых красавиц в сорок, которые были призваны вечно оглашать окрестности своими резкими и неприятными голосами.

Именно поэтому эллины считали, что только с чистыми помыслами и сердцем можно обращаться к музам.

Образ Урании в искусстве

Во многих музеях мира выставлены скульптуры и барельефы с изображением муз, в том числе и Урании. Но мало, кто знает, что поэты часто посвящали ей поэмы и прозу. Например, Ломоносов упоминал музу в одной из своих од императрице. А Федор Тютчев и Иосиф Бродский выпустили целую серию стихов, посвященных музе астрономии и наук.

Древнегреческая мифология крайне запутана, и непосвященный человек может легко запутаться в пантеоне богов и различных эфемерных созданий. Но музы - это особенная страница в мифах Древнего мира. Мало кто имеет представление о том, насколько важное место занимала Урания среди своих сестер и других богинь. Мы собрали самые интересные факты о покровительнице наук:

  • Урания вместе с богинями моря сопровождала умершие души на остров Счастливых.
  • На территории нашей страны существует музей Урании.
  • Пифагор написал научный труд, где объяснял схожесть правил построения музыкальных композиций с расстоянием между небесными сферами, которое умела измерять муза астрономии.
  • Уранию часто сравнивали с Афиной Палладой, покровительницей греческих Афин.
  • В древних мифах есть упоминание о том, что сам Аполлон был пленен умом Урании и полюбил ее, от этого союза она родила сына.

Многие современники считают, что история с древнегреческими музами не лишена смысла. И в наш сегодняшний век прогресса человечеству не помешало бы придумать еще одну музу, которая направляла и вдохновляла бы нас. Но вряд ли стоит выдумывать что-то новое там, где все уже сделано за нас. Ведь муза Урания - это не только покровительница наук, но и всего того, что они дают. А, следовательно, именно ее можно считать музой прогресса, вызванного научной революцией в умах людей.

Сохранившиеся до наших дней описания муз весьма противоречивы, однако большинство сходятся в одном: все музы являлись дочерьми Зевса и богини памяти Мнемосины. Они жили на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский ключ – источник божественного вдохновения. На земле в честь каждой из них были установлены храмы, именуемые мусейонами. Именно от произошло слово «музей».

Функции и атрибуты муз

Старшей из муз была Каллиопа – муза эпической поэзии. Ее сыном считается легендарный певец и музыкант Орфей. В знак главенства над другими музами Каллиопа носила золотую корону. Обычно ее изображали с дощечкой, покрытой воском, и стилосом (бронзовым стержнем для нанесения текста) в руках.

Клио – муза истории, чьими атрибутами были свиток пергамента или скрижаль.

Покровительницами театрального искусства являлись муза трагедии Мельпомена и Талия. Обеих изображали с венком плюща на голове и с маской: у Мельпомены она была трагической, у Талии – комической. Кстати, Мельпомена была матерью опасных и обольстительных сирен, которые унаследовали ее божественно прекрасный голос.

Полигимния – муза торжественных гимнов. Древние греки считали ее создательницей столь любимой ими лиры. Как правило, Полигимния изображается со в руках.

Терпсихора считалась музой танца. Ее изображали с неизменной улыбкой на устах, иногда – танцующей, но чаще сидящей и играющей на лире.

Урания – муза астрономии, держащая в руках небесный глобус и циркуль. По некоторым версиям, Урания считается матерью Гименея.

И, наконец, две поэтические музы: Эвтерпа – муза лирической поэзии и музыки – и Эрато – муза любовной поэзии. Обязательным атрибутом Эвтерпы была или лира, а Эрато – кифара.

Упоминания о музах в литературе

Впервые о музах упоминали Гомер и Гесиод. При этом девять муз появились далеко не сразу. У Гомера сказано то об одной, то о нескольких музах, но ни одна из них не названа по имени. Позднее в различных источниках говорилось о трех музах, которых нередко путали с харитами, считавшимися богинями плодородия, а затем - красоты и радости. Постепенно количество муз выросло до девяти, получили известность и их имена.

Классическим о музах стала «Теогония» Гесиода. В ней они описывались как прекрасные девы, чудесными голосами воспевавшие героические деяния Зевса. Сам же Гесиод благодарил муз за «дар песнопения», которым они его наделили.

Спутницами Аполлона музы становятся в поэме Гомера «Илиада». Помимо Аполлона, музы считались также спутницами Диониса. Недаром греки видели в искусстве два начала: гармоничное – аполлоновское – и стихийное – дионисийское.

Влияние муз на жизнь человека

По представлениям древних греков, музы сопутствовали во все наиболее важные моменты его жизни: рождение , любовь и брак, занятие творчеством, выбор жизненного пути.

Начиная с архаического периода, изображения девяти муз можно было увидеть на саркофагах. Древние греки считали, что музы сопровождают души на небесный остров счастья.

Представляя все известные грекам науки и искусства, музы символизировали творческие силы человека, которые должны были пробудиться на протяжении его жизни и подарить миру красоту и гармонию.

Творчество практически каждого великого художника немыслимо без присутствия вдохновляющей его женщины – музы.

Бессмертные произведения Рафаэля были написаны с использованием образов, которые помогала создавать его возлюбленная, натурщица Форнарина, Микеланджело наслаждался платонической связью с известной итальянской поэтессой Витторией Колонной.

Красоту Симонетты Веспуччи увековечил Сандро Боттичелли, а знаменитая Гала вдохновляла великого Сальвадора Дали.

Кто такие музы?

Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу.

В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:

  • Каллиопа – муза эпической поэзии;
  • Клио – муза истории;
  • Мельпомена – муза трагедии;
  • Талия – муза комедии;
  • Полигимния – муза священных гимнов;
  • Терпсихора – муза танца;
  • Эвтерпа – муза поэзии и лирики;
  • Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
  • Урания – муза науки.

Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».

Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона.

Под звук его лиры они пели и танцевали. Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана.

Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре.

Там же находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.

Мусейоны

В честь муз строились особенные храмы – мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады.

Наибольшую известность получил Александрийский мусейон . Это название и легло в основу всем известного слова музей.

Александр Македонский основал Александрию как центр эллинистической культуры в завоёванном им Египте. После смерти, его тело было доставлено сюда, в специально построенную для него гробницу . Но, к сожалению, затем останки великого царя исчезли, и до сих пор не найдены.

Один из сподвижников Александра Великого — Птолемей I Сотер, положивший начало династии Птолемеев, основал в Александрии мусейон, который соединял в себе научно-исследовательский центр, обсерваторию, ботанический сад, зверинец, музей, знаменитую библиотеку .

Под его сводами творили Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие великие умы Эллады.

Для успешной работы были созданы самые благоприятные условия, ученые могли встречаться друг с другом, вести долгие беседы, в результате были сделаны величайшие открытия, которые и сейчас не утратили своего значения.

Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее.

Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения.

Уникальные способности муз

Клио, «дарующая славу» муза истории , чей постоянный атрибут - пергаментный свиток или доска с письменами, где она записывала все события, чтобы сохранить их в памяти потомков.

Как сказал о ней древнегреческий историк Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему».

Согласно мифологии Клио дружила с Каллиопой. Сохранившиеся скульптурные и живописные изображения этих муз очень похожи, часто их выполнял один и тот же мастер.

Существует миф о ссоре, возникшей между Афродитой и Клио.

Обладая строгими нравами, богиня истории не знала любви и осуждала Афродиту, которая была женой бога Гефеста, за нежные чувства к молодому богу Дионису.

Афродита повелела своему сыну Эроту выпустить две стрелы, разжигающая любовь попала в Клио, а убивающая её, досталась Пиерону.
Страдания от неразделённой любви убедили строгую музу никого больше не осуждать за возникающие чувства.

Мельпомена, муза трагедий


Две её дочери обладали волшебными голосами и решили бросить вызов музам, но проиграли и чтобы наказать их за гордыню.

Зевс или Посейдон, тут мнения мифосоздателей расходятся, превратил их в сирен.
Тех самых, что едва не погубили аргонавтов.

Мельпомена поклялась вечно сожалеть об их судьбе и всех тех, кто бросает вызов воле небес.

Она всегда закутана в театральную мантию, а её символ – скорбная маска, которую она держит в правой руке.
В её левой руке – меч, символизирующий кару за дерзость.

Талия, муза комедии, сестра Мельпомены , но никогда не принимала безоговорочной веры сестры в то, что наказание неизбежно, это часто становилось причиной их ссор.

Она всегда изображается с комедийной маской в руках, её голову украшает венок из плюща, отличается весёлым нравом и оптимизмом.

Обе сестры символизируют жизненный опыт и отражают образ мыслей, свойственный жителям древней Греции о том, что весь мир – это театр богов, а люди в нём лишь исполняют предписанные им роли.

Полигимния, муза священных гимнов, веры, нашедшей своё выражение в музыке


Покровительница ораторов, от её благосклонности зависела пламенность их речей и заинтересованность слушателей.

Накануне выступления следовало просить музу о помощи, тогда она снисходила к просящему и внушала ему дар красноречия, способность проникнуть в каждую душу.

Постоянный атрибут Полигимнии – лира.

Эвтерпа — муза поэзии и лирики

Выделялась среди остальных муз особенным, чувственным восприятием поэзии.

Под тихий аккомпанемент арфы Орфея её стихи услаждали слух богов на олимпийском холме.

Считаясь самой прекрасной и женственной из муз, она стала для него, потерявшего Эвридику, спасительницей души.

Атрибутом Эвтерпы служит двойная флейта и венок из живых цветов.

Как правило, изображалась в окружении лесных нимф.

Терпсихора, муза танца , который исполняется в едином ритме с ударами сердца.

Совершенное искусство танца Терпсихоры выражало полную гармонию природного начала, движений человеческого тела и душевных эмоций.

Изображалась муза в простой тунике, с венком из плюща на голове и с лирой в руках.

Эрато, муза любовной и свадебной поэзии

Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.

Поэты-песенники призывали музу вдохновить их на создание новых прекрасных произведений.
Атрибутом Эрато служит лира или тамбурин, её голову украшают чудесные розы как символ вечной любви.

Каллиопа, что на греческом значит «прекрасноголосая» - муза эпической поэзии

Старшая из детей Зевса и Мнемозины и, кроме того, мать Орфея, от неё сын унаследовал тонкое понимание музыки.

Всегда изображалась в позе прекрасной мечтательницы, которая держала в руках восковую дощечку и деревянную палочку – стилос, поэтому появилось известное выражение «писать высоким стилем».

Античный поэт Дионисий Медный назвал поэзию «криком Каллиопы».

Девятая муза астрономии, мудрейшая из дочерей Зевса, Урания держит в своих руках символ небесной сферы – глобус и циркуль, который помогает определять расстояния между небесными телами.

Имя было дано музе в честь бога небес Урана, который существовал ещё до Зевса.

Интересно, что Урания, богиня науки, находится среди муз связанных с разными видами искусств. Почему?
Согласно учению Пифагора о «гармонии небесных сфер», размерные соотношения музыкальных звуков сравнимы с расстояниями между небесными светилами. Не зная одного, невозможно достичь гармонии в другом.

Как богиню наук, Уранию почитают и сегодня. В России даже есть музей Урании.

Музы символизировали собой скрытые достоинства человеческой натуры и способствовали их проявлению.

Согласно представлениям древних греков, музы обладали удивительным даром приобщать души людей к великим тайнам Вселенной, воспоминания о которых они затем воплощали в стихах, музыке, научных открытиях.

Покровительствуя всем творческим людям, музы не терпели тщеславия и обмана и жестоко за них наказывали.

У македонского царя Пиэра было 9 дочерей, обладавших прекрасными голосами, которые решили вызвать муз на состязание.

Каллиопа выиграла и была признана победительницей, но пиэриды отказались признавать своё поражение, и пытались устроить потасовку. За это их настигла кара, и они были превращены в сорок.

Вместо чудесного пения, они резкими гортанными криками оглашают весь мир о своей судьбе.

Поэтому рассчитывать на помощь муз и божественного провидения можно только в том случае, если ваши помыслы чисты, а устремления бескорыстны.

Прочитайте интересную статью Гере, Афродите и Афине.

Если бы мы жили в древней Греции, колыбель инноваций Сколково, наверное, назвали бы музеоном. Местом, где обитают музы и где, вдохновленное волшебными дочерями Мнемозины и Зевса, появляется нечто новое. Но мы не в Греции. Правда, это отнюдь не должно мешать нам знать о том, кто же такие музы и сколько их. Музами звались девять дочерей богини памяти Мнемозины и Зевса, девять прекрасных девушек, обитающих на горах Парнас и Геликон. Каждая из них призвана вдохновлять людей на самые важные дела. Количество девушек-вдохновительниц вряд ли можно считать случайным. Греки верили, что триада – это символ абсолютной гармонии, а общая задача муз и заключалась в том, чтобы привнести в жизнь гармонию. Даже не стоит пытаться сосчитать произведения, в который фигурируют музы. Муз рисовали на холстах и фресках, воплощали в мраморе и бронзе. О них писали стихи и пьесы. Призванные вдохновлять, музы сами по себе становились источником вдохновения. Давайте познакомимся с ними ближе.


Каллиопа

Старшую музу зовут Каллиопа. Это муза патриотизма, любви к Родине и жертвенности. Она вдохновляет воинов, заставляет сердцем слышать прекрасный голос Родины. Каллиопу часто изображают с короной или лавровым венком, что подчеркивает статус этой благородной девы. Когда муза начинала говорить о благородстве и чести, боги Олимпа замолкали, ибо нет ничего важнее этого. Своему сыну Орфею Каллиопа внушала, что каждое слово в стихотворении ли, в песне ли должно возвращать душу погибшего воина и нет задачи более почетной, чем эта.


Клио

Очень близка по духу к Каллиопе муза истории Клио. Оно и понятно, без знания своей истории невозможна любовь к Родине и гордость за нее. Каждое, даже самое, казалось бы, незначительное событие, Клио вносит в свои свитки, потому что история должна быть беспристрастной. Клио так рьяно проповедовала беспристрастность, что однажды Афродита заставила ее раскаяться в этом. Клио слишком часто пеняла богине любви на ее ветреность и частую смену увлечений. Разгневанная вмешательством музы, Афродита велела своему сыну Эроту поразить Клио любовной стрелой, а в Пиерона запустить стрелу, убивающую страсть. Испытав на себе все муки неутоленной любви, Клио стала менее категоричной. Однако продолжала беспристрастно записывать историю, за что и получила уважение и любовь поколений


Мельпомена

Мельпомена, муза трагедий. Эту музу часто поминают в связи с театром, все ведь слышали выражение «служители Мельпомены»? Изображается она со скорбной маской в руке. Некоторые исследователи утверждают, что маска эта символизирует печальную покорность судьбе – люди всегда будут лишь актерами в театре богов. Мельпомена покровительствует не только театральным актерам, но тем, кто отваживается идти против судьбы. Неизвестно, стала бы муза так добра к непокорным, если бы не ее собственная, печальная история. Дочери Мельпомены сирены, обладательницы чудесного голоса, посмели соревноваться с музами. За беспримерную дерзость они были наказаны и превращены в птиц. Тогда Мельпомена поклялась вечно скорбеть и о своих дочерях, и обо всех смертных, решившихся кинуть вызов богам и судьбе.



Талия

Не одна печальная Мельпомена покровительствует актерской братии. У нее есть сестра-оптимистка Талия, муза комедий. Веселая и беспечная, держит она в руках смеющуюся маску. То ли символ смеха, то ли все то же напоминание о том, что смертные лишь игрушки в руках богов. Согласно мифам, Талия была женой Аполлона, но однажды на веселую резвунью польстился Зевс. Зная его супругу Геру, Талия решила от греха подальше спрятаться от любви громовержца аж в подземелье Аида. Такая вот комедия положений.



Эвтерпа

Не только Каллиопу готовы были слушать боги Олимпа, не перебивая. В минуты прочтения стихов музой поэзии и лирики Эвтерпа под тихие перезвоны арфы Орфея, небожители замирали от восторга. Эвтерпа, наделенная даром особой чувственной женственности, вдохновляла поэтов на самые пронзительные строки и изысканные рифмы. Счастлив тот, кому Эвтерпа дарила хотя бы толику своего внимания!



Эрато

Но если Эвтерпа покровительствовала всем поэтам, то муза Эрато дарила вдохновение для создания любовной поэзии и свадебных песен. Миф об Эрате рассказывает нам, что как-то раз муза заскучала на свадьбе. Тогда она подошла к слепому музыканту и что-то нашептала ему на ухо. И музыкант заиграл такую песнь, что все влюбленные переполнились намерением быть вместе всю жизнь и поверили, что смерть не сможет разлучить их. Украшенная розовым венком Эрато, убеждает всех влюбленных, что любовь великий дар и она сильнее смерти.



Полигимния

Дар убеждения – сильнейшее оружие, которым может обладать и бог, и смертный. Перед важным выступлением ораторы просили музу Полигимнию о помощи. Эта муза-покровительница гимнов, могла наполнить речь огнем и чувством, заставить любую аудиторию внимать вдохновленному ею оратору. Полигимнию так же можно считать музой молитвы, только горячее, вдохновенное сердце, может донести свои просьбы богам.

Для того, чтобы выразить свое восхищение относительно творчества того или иного автора или художника, мы часть используем выражение – «его или ее посетила муза». А кто же такие музы и откуда пошло это выражение?

Согласно поверьям древних греков, верховный бог Зевс не всегда отличался нравственностью и часто заводил детей от разных богинь. И музы – не исключение – они появились от его связи с богиней памяти Мнемозины. И каждая из них была покровительницей какого-то искусства или же науки. Наряду с покровителем искусства Аполлоном они сами решали, кого чем наградить.

Всего было девять муз:

Клио – муза истории;

Мельпомена – муза трагедии;

Талия – муза комедии;

Каллиопа– муза эпической поэзии;

Терпсихора – муза танца;

Полигимния – муза священных гимнов;

Евтерпа – муза поэзии и лирики;

Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;

Урания – муза науки.

По представлениям греков, они обитали на горе Олимп вместе с Аполлоном и все время веселились и слонялись без дел.

Клио

Муза истории изображалась с пергаментом. В нем и она излагала хронологию событий, чтобы было что передать потомкам. Она была слишком нравственной и прагматичной, даже на тему любви, по легенде, у нее произошла ссора с Афродитой из-за запрещенной любви Афродиты к Адонису (Афродита была замужем за уродливого бога Гефеста, но часто ему изменяла).

Мельпомена

Изображалась с венком на голове, в мантии, а в руках у нее была маска, изображающая грусть. Великие греческие трагики все свои трагедии посвящали ей, и она была музой таких гениев трагедий, как Еврипида или Эсхила. Она была также матерью морских сирен, которые пленяли моряков своим дивным голосом.

Талия

Если у музы трагедии в руках была маска грусти, то у музы комедии Талии – маска, изображающая смех и радость. Мастер комедии Аристофан был ею одарен.

Каллиопа

Мать одного из известного героя греческих мифов и легенд – Орфея. По всей видимости, у нее он унаследовал дар певца. На скульптурах она держит в руках маленькую книгу стихов.

Терпсихора

Изображалась она с лирой. И считалось, что она одарила тех танцоров, которые чувствуют ритм сердца, души и музыки. Лишь в этом гармоничном соединении чувствовалось присутствие музы.

Полигимния

Известный оратор Цицерон не раз взимал помощи этой музы, чтобы та его одарила плавной и умной речью. Считалось, что, если оратор ведет свою речь уверенно, при этом не запинается, значит у него дар от самой музы.

Эвтерпа

Все те, кто умел слагать чувственные строки, их называли последователями Евтерпы.

Эрато

И, наконец, как обойтись без дара любить. Многие влюбленные обращались к ней в тяжелые минуты расставаний и просили воссоединения с любимой или любимым. Ее голову украшали розы как символ вечной любви.

Урания

Урания, муза науки, держит в руках глобус и циркуль. Она самая умная из сестер, поэтому, кто постиг гранит науки, тот, значит, одарен самой Уранией.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...