Какие глаголы имеют. Образование повелительного наклонения

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Начальная форма глагола называется инфинити­вом. Инфинитив - неизменяемая форма глагола, кото­рая отвечает на вопросы что делать? что сделать? (пи­сать, написать).

Инфинитивы могут оканчиваться на -ть9 -ти, -чь.

Постоянным признаком глагола является вид. Гла­голы совершенного вида (что сделать? сказать) указы­вают на завершенность действия, его конец или резуль­тат, несовершенного (что делать? говорить) не указы­вают на завершенность действия.

Глаголы с суффиксом -ся (-съ) называют возвратны­ми (учиться). Суффикс -ся (-сь) отличается от других суффиксов тем, что стоит после всех морфем, его назы­вают постфиксом.

Переходные глаголы сочетаются с существительным или местоимением в В. п. без предлога (любить (что?) фрукты). Существительное или местоимение при пере­ходном глаголе может стоять и в Р. п.:

Если при глаголе имеется отрицание (отрицатель­ная частица НЕ): не читал книги;

Если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил чего? воды.

Глаголы называются непереходными, если действие прямо не переходит на другой предмет: ходить на лы­жах. Возвратные глаголы всегда непереходные (подни­маться в гору).

Спряжением глагола называется изменение глагола по лицам и числам. В русском языке 2 спряжения.

Для того чтобы определить спряжение глагола с без­ударным личным окончанием, надо поставить его в не­определенную форму и определить, какая гласная стоит перед -ть.

Ко II спряжению с безударными личными оконча­ниями относятся:

Все на -ИТЬ, кроме брить, стелить, зиждиться;

7 на -ЕТЬ: смотреть, видеть, ненавидеть, тер­петь, вертеть, обидеть, зависеть;

4 на -АТЬ: слышать, дышать, гнать, держать.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Разноспрягаемыми называют глаголы, которые име­ют окончания разных спряжений, их в русском языке 4: хотеть, есть, дать, бежать.


Наклонение глагола


Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле: говорил, говорю, буду гово­рить.

Глаголы в условном наклонении обозначают дейст­вия, желаемые или возможные при определенных усло­виях. Они образуются от основы начальной формы гла­гола при помощи суффикса -л и частицы бы (б), которая может стоять перед глаголом, после него или отделяться от глагола другими словами: написал бы.

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу: сделай, на­пиши.

В изъявительном наклонении глаголы несовершен­ного вида имеют 3 времени: настоящее, прошедшее и будущее. Глаголы совершенного вида - 2: прошедшее и будущее.

Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит в момент речи, а также постоянные и длительные действия: Я пишу письмо.

Прошедшее время глаголы образуется от основы ин­финитива с помощью суффикса -л или без суффикса: купил, вез. Оно обозначает, что действие происходило до момента речи.

Будущее время может быть простым и сложным. Форму будущего простого имеют глаголы совершенно­го вида (напишите), форму будущего сложного - гла­голы несовершенного вида. Они состоят изТ! слов: бу­дущее простое от глагола быть и инфинитив: буду пи­сать.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяют­ся по лицам (говорю, говоришь, говорит) и числам (го­ворю, говорим).

Глаголы, которые обозначают действия, совершае­мые без действующего лица, называются безличными: подморозило, смеркается. Личные глаголы могут упот­ребляться в безличном значении: Накрапывает мелкий дождик. - На улице накрапывает.

Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (рисовал, рисовали) и родам (рисовал, рисовала). Род глагола определяется при помощи окончания (м. р. -

нулевое окончание: писал; ж. р.---------- а: писала; средний

род------- о: гудело).

Значение глагола, его морфологические признаки и синтаксическая функция

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие, состояние или отношение и отвечает на вопросы что делать? что сделать?: работать, убрать, болеть, бояться, желать, состоять. Все формы глагола имеют морфологические признаки вида (бывают совершенного или несовершенного вида) и переходности (бывают переходными или непереходными). Среди глагольных форм различаются спрягаемые (изменяются по наклонениям, временам, лицам или родам, а также числам) и неспрягаемые (начальная форма глагола , причастия и деепричастия).

В предложении спрягаемые глагольные формы играют роль сказуемого (они обладают специальными формами сказуемости - формами наклонения и времени), неспрягаемые глагольные формы могут быть и другими членами предложения. Например: Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной... (М. Лермонтов); Так думал молодой повеса, летя в пыли на почтовых... (А. Пушкин).

Неопределённая форма глагола

Начальной (словарной) формой глагола является неопределённая форма глагола, или инфинитив (от лат. infiniti - vus - «неопределённый»). Инфинитив обозначает действие безотносительно к наклонению, времени, лицу, числу, то есть вне связи его с деятелем (субъектом).

Инфинитив - неизменяемая форма глагола, которой присущи только постоянные морфологические признаки глагола: вид, переходность/непереходность, возвратность/ невозвратность, тип спряжения. (Если в спрягаемых глагольных формах окончание безударно, то тип спряжения определяется по инфинитиву.)

Формальными показателями инфинитива являются суффиксы -ть, -ти (в школе их обычно рассматривают как окончания). Суффикс -ть стоит после гласных (следить, думать, петь), а -ти - после согласных (нести, везти, плести). Некоторые глаголы оканчиваются в инфинитиве на -чъ: печь, беречь, течь, мочь и др.; исторически в -чь слились инфинитивный показатель -ти и конечный корневой звук [г] или [к]: формы типа «пекти», «берегти» в результате фонетических изменений преобразовались в «печь», «беречь» и т. п.

В предложении инфинитив может быть любым членом предложения. Например: 1) Любить иных - тяжёлый крест... (Б. Пастернак); 2) Он [Старцев] решил сходить к Туркиным (с какой целью?) посмотреть, что это за люди (А. Чехов); 3) Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке видеть^ и слышать вас ежедневно (А. Пушкин); 4) Самые чистые рубахи велит капитан надеть!_ (Б. Окуджава).

Примечание . Пример (2) - при глаголах движения (уехать, зайти и под.) или прекращения движения (остановиться, остаться, присесть и т. п.) инфинитив является обстоятельством цели (называет цель движения или прекращения движения): Иногда в песках он останавливался (с какой целью?) отдохнуть (К. Паустовский).

Пример (4) - инфинитив не включается в состав сказуемого и является в предложении дополнением, если он обозначает действие другого лица (предмета), не того, которое названо подлежащим.

Основы глагола

У глагола выделяются две основы : основа инфинитива и основа настоящего/простого будущего времени. (Иногда выделяется ещё и основа прошедшего времени, но у большинства глаголов она совпадает с основой инфинитива.) Часть глагольных форм образуется от основы инфинитива, а другая часть - от основы настоящего/простого будущего времени. Эти две основы у многих глаголов различаются.

Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразующий суффикс инфинитива: нес - ти, писа - тъ, говори - ть, чита - ть, рисова - ть.

Чтобы выделить основу настоящего/простого будущего времени, нужно от формы настоящего/простого будущего времени отделить личное окончание (обычно берётся форма 3 лица множественного числа): нес - ут, пиш - ут, говор - ят, чита j - ут, pucyj - ут.

Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно от формы прошедшего времени отбросить формообразующий суффикс -л- и окончание (можно использовать любую форму, кроме формы мужского рода единственного числа, так как в ней может быть представлен нулевой суффикс, что затрудняет выделение основы ): нес - л-а, писа - л-а, говори - л-а, чита - л-а, рисов а - л-а.

Существуют глаголы, у которых совпадают основы инфинитива и настоящего/простого будущего времени и от них отличается основа прошедшего времени: ид - ти, ид - ут, ш - л-а. основы различны: промокну - ть, промокн - ут, промок - л-а; тере - тъ, тр - ут, тер - л-а. Есть глаголы, у которых все три основы совпадают: нес - ти, нес - ут, нес - ла.

Глагольные формы, которые образуются от основы инфинитива

Глагольные формы, которые образуются от основы настоящего/простого будущего времени

1.Формы прошедшего времени изъявительного наклонения: нес-л-а, написа-л-а, говорила, читала, рисовал-а.

1.Формы настоящего ипростого будущего времени изъявительного наклонения: несу, напиш-у, говорю, 4 umaj - y (орфографически - читаю), pucyj - y (рисую).

2. Формы условного наклонения: нес-л-а бы, написа-л-а бы, говорила бы, читала бы, рисовала бы.

2. Формы повелительного наклонения: неси, напиши, говори, чита) (читай), рису) (рисуй).

3. Действительные причастия прошедшего времени: нес-ш-ий, написа-вш-ий, говоривший, читавший, рисовавший.

3. Действительные причастия настоящего времени: несущий, пиш-ущ-ий, говорящий, чита j -ущ-ий (читающий), pucyj -ущ-ий (рисующий).

4. Страдательные причастия прошедшего времени: унесённый, написанный, нарисова-нн-ып.

4. Страдательные причастия настоящего времени: нес-ом-ый, говор-и.ч-ый, читауэм-ый (читаемый), pucyj -эм-ый (рисуемый).

5. Деепричастия совершенного вида: написав, сказав, прочитав, нарисовав.

5. Деепричастия несовершенного вида: нес-я, говоря, чита" j а (читая), pucyj - a (рисуя).

Вид глагола

Глаголы в русском языке относятся к одному из двух видов: к несовершенному или к совершенному.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, которое закончилось (или закончится), достигнув результата (выучить, нарисовать), действие, которое началось (или начнётся), причём само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть), однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть - глаголы с суффиксом -ну).

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания

на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать).

Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида : читать - прочитать, писать - написать, строить - построить.

Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:

1) -ива-, -ыва-: рассмотреть - рассматривать, расспросить - расспрашивать, расписаться - расписываться;

2) -ва: открыть - открывать, дать - давать, обуть - обувать;

3) -а-(-я): спасти - спасать, подрасти - подрастать.

Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами:

1) с помощью видовых приставок на-, с-, про-, вы-, по- и др,: лечить - вылечить, печь - испечь, делать - сделать, писать - написать, читать - прочитать, строить - построить, учить - выучить и т. д. (Но чаще с помощью приставки образуются глаголы совершенного вида, которые отличаются от глаголов несовершенного вида не только значением вида, но и изменением лексического значения; такие глаголы не образуют видовой пары: читать - перечитать, отчитать, зачитать и т. д.);

2) с помощью суффикса -ну-: привыкать - привыкнуть, кивать - кивнуть, прыгать - прыгнуть.

Некоторые глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: рассыпать - рассыпать, нарезать - нарезать.

Отдельные видовые пары составляют глаголы с разными корнями: говорить - сказать, искать - найти, класть - положить, брать - взять.

Некоторые глаголы являются одновидовыми. Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др.), или только несовершенного вида {преобладать, присутствовать, сидеть, находиться).

Существуют и двувидовые глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида . Их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова(тъ), -ирова(ть): воздействовать, использовать, автоматизировать, асфальтировать, телеграфировать и т. п. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин); Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н. Гоголь).

Вид глагола влияет на образование его форм (прежде всего - форм времени): у глаголов несовершенного вида в изъявительном наклонении есть формы всех трёх времён (причём в будущем времени они имеют сложную форму) и полный набор временных форм причастий; у глаголов совершенного вида нет форм настоящего времени в изъявительном наклонении (форма будущего времени простая) и причастий настоящего времени.

Глаголы переходные и непереходные

Различаются глаголы переходные и непереходные .

Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого?"/что?", писать статью, вязать свитер, петь песню.

Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:

1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу - не понял задачи; читал роман - не читал романа; терять время - не терять времени;

2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) - выпил воды (часть), принести дрова - принести дров.

При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа - оно должно называть объект действия. Ср.: простоять час (в очереди) или жить неделю (на море), где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В.п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (А. Фет).

Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем?) спортом, разбираться (в чём?) в музыке, отказаться (от чего?) от помощи.

Примечание . Переходность/непереходность тесно связана с лексическим значение глагола: в одном значении глагол может быть переходным , а в другом - непереходным . Ср.: Я говорю правду (говорю - «высказываю» - переходный глагол). Ребёнок уже говорит (говорит - «разговаривает» - непереходный глагол); Завтра я поеду одна, буду учить (непереходный глагол) в школе и всю свою жизнь отдам тем, кому она, может быть, нужна (А. Чехов); учить уроки (переходный глагол).

Возвратные глаголы

К возвратным глаголам относятся глаголы с постфиксом -ся, -сь. Все возвратные глаголы являются непереходными. Они образуются как от переходных глаголов (различать - различаться, радовать - радоваться, одевать - одеваться), так и от непереходных (стучать - стучаться, чернеть - чернеться). От обычных словообразовательных суффиксов -ся отличается тем, что он присоединяется к глагольным формам после окончаний (стучится, стучавшийся). Суффикс -ся прибавляется после согласных, а -сь - после гласных (учился - училась); в формах причастий и после гласных прибавляется -ся, а не -сь: различающийся - различающиеся.

Присоединяясь к переходным глаголам, суффикс -ся превращает их в непереходные: одевает кого?/что? - одевается. Присоединяясь к непереходным глаголам, -ся усиливает значение непереходности: белеет - белеется.

Суффикс -ся служит также для образования безличных форм от личных глаголов: Я не сплю - Мне не спится, Я хочу - Мне хочется.

Среди глаголов с суффиксом -ся есть и такие, которые не имеют параллельных форм без этого суффикса: смеяться, надеяться, кланяться, бороться и др.

Спряжение глагола

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам. (Термин спрягаемые формы глагола употребляется в более широком значении, чем термин спряжение . К спрягаемым формам глагола относятся все формы, кроме инфинитива, причастий и деепричастий, т.е. формы всех наклонений.)

В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения - I и II , которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях: несёшь, поёшь, говоришь, молчишь, несёт, поёт, говорит, молчит, несём, поём, говорим, молчим, несёте, поёте, говорите, молчите, несут, поют, говорят, молчат

I спряжение

II спряжение

Если окончание ударное, спряжение определяется по окончанию: зовёшь, ведёшь - I спряжение , горишь, спишь - II спряжение .

Но большинство глаголов при спряжении не имеет ударения на личных окончаниях. В таких случаях спряжение определяется по инфинитиву (по тому гласному, который стоит перед суффиксом инфинитива).

Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых 1) инфинитив оканчивается на -и-тъ (возить, пилить, тратить и др.), кроме глаголов брить, стелить, редко встречающихся глаголов зиждиться («основываться, строиться») и зыбиться («колебаться, качаться, покрываться зыбью»). (Глаголы зиждиться и зыбиться употребляются только в форме 3 лица ед. и множ. числа, остальные формы не употребляются.); 2) глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -е-ть (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть) и на -а-ть (гнать, держать, слышать, дышать).

Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению .

Следует помнить, что приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения , что и бесприставочные (гнать - догнать - перегнать - выгнать и т. д. - II спряжение ). Глаголы с -ся (-сь) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать - гнаться - II спряжение ).

В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы, у которых одни формы образуются по I спряжению , а другие - по II . К ним относятся: 1) хотеть - в единственном числе изменяется по I спряжению (хочу - хочешь - хочет), а во множественном числе - по II (хотим - хотите - хотят); 2) бежать, который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу - бежишь - бежит - бежим - бежите), кроме 3 лица множ. числа - бегут (по I спряжению ); 3) чтить - изменяется по II спряжению (чтишь - чтит - чтим - чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употребляется реже, чем чтут; 4) брезжить («рассветать, чуть светиться») - употребляется только в форме 3 лица единственного числа (брезжит - II спряжение ) и множественного числа (брезжут - I спряжение ): Рассвет чуть брезжит; Слабо брезжут звёзды на небе.

Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть, надоесть, дать, создать (и их приставочные производные: переесть, заесть, сдать, отдать, предать, воссоздать и др.).

е-м е-шь ест

дам дашь даст

едите едим ед-ят

дадите дад-им дадут

Глагол быть также своеобразен. От него в современном русском языке сохранились редко употребительные формы 3-го лица ед. и множ. числа настоящего времени - есть и суть: Прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками; Самые обыкновенные, принимаемые почти всеми историками общие отвлечения суть: свобода, равенство, просвещение, прогресс, цивилизация, культура (Л. Толстой), а будущее время образуется от другого корня: буду - будешь - будет - будем - будете - будут.

Следует помнить, что глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и простом будущем времени. Если форма будущего сложная (у глаголов несовершенного вида), то спрягается только вспомогательный глагол быть, а основной глагол берётся в инфинитиве. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам).

Наклонение глагола

Глаголы изменяются по наклонениям. Форма наклонения показывает, как действие относится к действительности: является ли действие реальным (имеющим место в действительности), или нереальным (желаемым, требуемым, возможным при определённых условиях).

В русском языке у глаголов есть формы трёх наклонений: изъявительного, условного (сослагательного) и повелительного.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальное действие, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле в определённом времени (настоящем, прошедшем или будущем). Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам: занимаюсь (настоящее время), занимался (прошедшее время), буду заниматься (будущее время).

Глаголы в условном наклонении обозначают не реальные действия, а желаемые, возможные. Формы условного наклонения образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени) с помощью суффикса -л- (за которым следует окончание со значением числа и в единственном числе - рода) и частицы бы (б) (которая может стоять перед глаголом, после него, а может быть оторвана от него). Например: Если б я была поэтом, я жила бы как щеглёнок и не в клетке бы свистела, а на ветке на заре (Ю. Мо-риц).

В условном наклонении глаголы изменяются по числам и родам (в этом наклонении нет времени и лица): прошёл бы, прошла бы, прошло бы, прошли бы.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию (просьбу, приказ), то есть обозначают не реальное действие, а требуемое. В повелительном наклонении глаголы изменяются по числам и лицам (времени в этом наклонении также нет).

Наиболее употребительными являются формы 2 лица единственного и множественного числа, которые выражают побуждение к действию собеседника (собеседников).

Форма 2 лица ед. числа образуется от основы настоящего/простого будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса (в этом случае основа глагола в повелительном наклонении совпадает с основой настоящего/ простого будущего времени): говори, смотри, пиши, держи, работай (основа настоящего времени - pa 6 omaj - ym ), отдыхай (отдыха)-ут), запоминай (запомина j -ут), режь (режут), встань (встанут).

Форма 2 лица мн. числа образуется от формы 2 лица ед. числа с помощью окончания -те: говори-\тё\ , держи-\тё\ , за-поминай-\те\ и т. д.

Формы 3 лица ед. и мн. числа выражают побуждение к действию того или тех, кто не участвует в диалоге. Они образуются с помощью частиц пусть, пускай, да + формы 3 лица ед. или мн. числа изъявительного наклонения: пусть уходит, пусть уходят, да здравствует, да здравствуют и т. д.: Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу (А. Пушкин).

Форма 1 лица мн. числа выражает побуждение к совместному действию, участником которого является и сам говорящий. Она образуется с помощью частиц давай, давайте + инфинитив глаголов несовершенного вида (давай, давайте + петь, танцевать, играть) или 4- форма 1 лица мн. числа изъявительного наклонения глаголов совершенного вида (давай, давайте + споём, станцуем, сыграем): Давайте говорить друг другу комплименты... (Б. Окуджава); Давай ронять слова, как сад - янтарь и цедру... (Б. Пастернак); Товарищ жизнь, давай быстрей протопаем, протопаем по пятилетке дней остаток... (В. Маяковский).

Формы наклонений могут употребляться не только в своём прямом значении, но и в переносном значении, то есть в значении, свойственном другому наклонению.

Например, форма повелительного наклонения может; иметь значения условного наклонения (1) и изъявительного (2): 1) Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы (М. Лермонтов); 2) Раз он ему и скажи: «Вижу, Азамат, что тебе больно понравилась эта лошадь» (М. Лермонтов).

Глагол в форме изъявительного наклонения может употребляться в значении повелительного: Однако в поле уж темно; скорей! пошёл, пошёл, Андрюшка! (А. Пушкин); Комендант обошёл своё войско, говоря солдатам: «Ну, детушки, постоим сегодня за матушку-государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные» (А. Пушкин).

Форма условного наклонения может иметь значение повелительного: Папаша, вы поговорили бы с Александрой, она ведёт себя отчаянно (М. Горький).

Время глагола

В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам. Формы времени выражают отношение действия к моменту речи. В русском языке существуют формы трёх времён: настоящего, прошедшего и будущего. Количество форм времени и способ их образования зависит от вида глагола. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени, причём форма будущего у них сложная. Глаголы совершенного вида имеют только две формы времени (у них нет настоящего времени), форма будущего простая.

Форма настоящего времени показывает, что действие совпадает с моментом речи или осуществляется постоянно, регулярно повторяется: На всех парах несётся поезд, колёса вертит паровоз... (Б. Пастернак); О, как убийственно мы любим, как в буйной слепоте страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей! (Ф. Тютчев).

Формы настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида. Они образуются с помощью окончаний, которые присоединяются к основе настоящего времени и указывают одновременно не только на время, но и на лицо и число. Набор окончаний зависит от спряжения.

Форма прошедшего времени показывает, что действие предшествует моменту речи: Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь... (А. Пушкин).

Формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива с помощью суффикса -л-, за которым следует окончание со значением числа и в ед. числе - рода: пел, пела, пело, пели.

У некоторых глаголов суффикс -л- в форме мужского рода отсутствует: вёз, тёр, рос, берёг, замер и др.

Прошедшее время глагола идти образуется от другой основы, отличной от основы неопределённой формы: идти - шёл, шла, шло, шли.

Форма будущего времени указывает на то, что действие произойдёт после момента речи: Настанут холода, осыпятся листы - и будетльдом - вода (Г. Иванов).

Формы будущего времени есть и у глаголов несовершенного вида, и у глаголов совершенного вида, но образуются они по-разному.

Формы будущего времени глаголов совершенного вида образуются от основы простого будущего времени с помощью тех же окончаний, что и формы настоящего времени глаголов несовершенного вида (такая форма называется формой простого будущего времени): напишу, расскажу, принесу.

Формы будущего времени глаголов несовершенного вида образуются присоединением форм буду, будешь, будет, будем, будете, будут к инфинитиву глагола несовершенного вида (такая форма называется формой сложного будущего времени): буду писать, буду рассказывать, буду нести.

Формы времени могут употребляться не только в своём основном значении, но и в переносном значении, свойственном формам других времён.

Формы настоящего времени могут обозначать действие, предшествующее моменту речи (использование форм настоящего времени в рассказе о прошлом носит название настоящего исторического): Только, понимаешь, выхожу от мирового, глядь - лошадки мои стоят смирнёхонько около Ивана Михайловича (И. Бунин).

Формы настоящего времени могут также обозначать действие, следующее за моментом речи (значение будущего времени): У меня уже всё готово, я после обеда отправляю вещи. Мы с бароном завтра венчаемся, завтра же уезжаем на кирпичный завод, и послезавтра я уже в школе, начинается новая жизнь (А. Чехов).

Формы прошедшего времени могут употребляться в значении будущего времени: Бежать, бежать! Иначе я умер (К. Федин).

Формы будущего времени могут иметь значение прошедшего времени: Герасим глядел, глядел, да как засмеётся вдруг (И. Тургенев).

Лицо, число и род глагола

Формы лица глагола выражают отношение действия, обозначенного глаголом, к говорящему лицу.

Различаются три лица глаголов : первое, второе и третье.

Форма первого лица единственного числа обозначает действие говорящего: пою, зайду.

Форма первого лица множественного числа обозначает действие группы лиц, в которую входит и говорящий: поём, зайдём.

Форма второго лица единственного числа обозначает действие собеседника: поёшь, зайдёшь.

Форма второго лица множественного числа обозначает действие группы лиц, в которую входит и собеседник: поёте, зайдёте.

Формы третьего лица единственного и множественного числа обозначают действия того или тех, кто не участвует в диалоге, т.е. не является говорящим или собеседником: поёт, зайдёт, поют, зайдут.

Категорию лица и числа глаголы имеют только в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Глаголы в прошедшем времени и в условном наклонении не имеют категории лица , но изменяются по числам и родам: (я, ты, он) вёл\ \ - мужской род , (я, ты, она) вел\а\ - женский род , (я, ты, оно) вел-\о\ - средний род , (мы, вы, они) вел-\и\ - множественное число .

Не все глаголы русского языка имеют полный набор личных форм.

В русском языке существуют так называемые недостаточные и избыточные глаголы.

Недостаточные глаголы не имеют полного набора форм по тем или иным причинам. Некоторые глаголы не имеют формы 1-го лица ед. числа, так как они затруднительны Для произношения: победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить и др. В тех случаях, когда всё-таки необходимо употребить форму 1-го лица этих глаголов, прибегают к описательному способу; должен победить, хочу убедить, могу очутиться.

У ряда глаголов не употребляются формы 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа по смысловым причинам (эти глаголы называют процессы, происходящие в природе или в мире животных): телиться, щениться, ржаветь, брезжить, белеться, светлеться, раздаться (о звуке), разгореться и т. п.

В современном русском языке имеет место и противоположное явление, когда у некоторых глаголов образование форм лица настоящего (или простого будущего) времени идёт двумя разными способами: брызгать - брызжет/ брызгает, капать - каплет/капает, плескать - плещет/плескает, тыкать - тычет/тыкает, махать - машет/махает и др.

Безличные глаголы

Безличные глаголы - это глаголы, которые называют действия или состояния, происходящие как бы сами по себе, без участия деятеля: знобить, тошнить, нездоровиться, светать, рассветать, холодать, вечереть, смеркаться и др. Они обозначают состояния человека или природы.

Эти глаголы не изменяются по лицам и не сочетаются с личными местоимениями. Они употребляются в качестве сказуемых безличных предложений, и подлежащее при них невозможно.

Безличные глаголы имеют только форму инфинитива (светать, знобить), форму, совпадающую с формой 3-го лица единственного числа (светает, знобит), и форму среднего рода единственного числа (светало, знобило).

Группа безличных глаголов пополняется за счёт личных глаголов путём присоединения к ним постфикса -ся: не читается, не спится, не верится, легко дышится, живётся и т. д.

Довольно часто личные глаголы употребляются в значении безличных. Ср.: Сирень пахнет (личный глагол) хорош o и Пахнет (личный глагол в безличном значении) сеном над лугами (А. Майков); Ветер клонит деревья к земле и Меня клонит ко сну; Вдали что-то темнеет и Зимой рано темнеет.

Морфологический разбор глагола включает выделение четырёх постоянных признаков (вид, возвратность, переходность, спряжение) и пяти непостоянных (наклонение, время, лицо, число, род). Количество постоянных признаков глагола может быть увеличено за счёт включения таких признаков, как класс глагола, а также тип основы.

Схема морфологического разбора глагола.

I. Часть речи.

1. Начальная форма (неопределённая форма).

2. Постоянные признаки:

2) возвратность;

3) переходность-непереходность;

4) спряжение.

3. Непостоянные признаки:

1) наклонение;

2) время (если есть);

3) лицо (если есть);

5) род (если есть).

III . Синтаксическая функция. Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля... (И. Соколов-Микитов)

Образец морфологического разбора глагола.

I . Прислушайтесь - глагол, обозначает действие: (что сделайте?) прислушайтесь.

II . Морфологические признаки.

1.Начальная форма - прислушаться.

2. Постоянные признаки:

1) совершенный вид;

2) возвратный;

3) непереходный;

4) I спряжение.

3. Непостоянные признаки:
1) повелительное наклонение;

3) 2-е лицо;

4) множественное число;

III . В предложении является простым глагольным сказуемым.

Русский язык довольно сложен для изучения. Ведь множество особенностей, правил и исключений из них могут запутать и заставить задуматься над вопросами, касающимися возникновения тех или иных языковых процессов. Достаточно сложным вопросом в изучении русского языка является глагол. Для желающих узнать, какие есть глаголы в русском языке и как правильно применять их в разговорной речи и на письме, создана эта статья. Стоит учесть, что невозможно дать однозначный ответ о характеристике глаголов, поскольку они обладают различными качествами и особенностями. Все это учитывают различные классификации. Давайте рассмотрим их и поговорим о том, какие бывают глаголы.

Виды глаголов

Вид глагола показывает то, как протекает действие во времени. Классификация, основанная на этой характеристике глагола, различает совершенный и несовершенный виды глагола.

  • Совершенные глаголы отвечают на вопрос "Что сделать?" и служат для обозначения законченности действия (прочитать). Исходя из своих особенностей, такие глаголы призваны описывать факты, то, что уже произошло либо достигло определенной границы (Пришла долгожданная весна, птицы вернулись с юга).
  • Глаголы, относящиеся к группе несовершенного вида, отвечают на вопрос "Что делать?" и указывают на процессуальность действия (читать). Примеры глаголов этого вида указывают на процессы, которые повторяются, и вообще на сам процесс как действие (Холодало, наступала зима).

Зачастую приставка позволяет переводить глагол из одного вида в другой, что формирует видовую пару (читать - прочитать).

Наклонения глаголов

Интересным является и вопрос о том, какие есть глаголы, в тематике наклонения. Этот признак глагола указывает на то, как действие соотносится с реальностью.

  • Исходя из этого, выделяют изъявительное наклонение, которое тесно связано с категорией времени, поэтому действие выражается в прошлом, настоящем и будущем. Показателем этого наклонения выступают суффиксы и личные окончания (стояла, стоял, стояло, стою, буду стоять).
  • Глаголы повелительного наклонения побуждают к действию. Их особенность – неспособность изменяться по временам (стой, пой, давайте начнем).
  • Сослагательное наклонение глаголов указывает на условие, при котором действие может осуществиться. Показателем этого наклонения является частица бы (Если бы не пошел дождь, мы бы отправились на прогулку).

Времена глаголов

В зависимости от временной характеристики, стоит обратить внимание на то, какие бывают глаголы в этом случае.

  • Глаголы прошедшего времени указывают на то, что действие произошло перед моментом речи, оно уже состоялось (девочка сорвала цветок). Показателем здесь являются суффиксы прошедшего времени.
  • Настоящее время можно определить только у глаголов несовершенного вида, при этом выражается оно личными окончаниями (стою, стоишь, стоит, стоим, стоят).
  • Глаголы будущего времени указывают на вероятность, возможность совершения действия после момента речи (Завтра я полечу на воздушном шаре). Стоит учитывать, что в русском языке категории времени и вида переплетены достаточно тесно.

Спряжения глаголов

Очень важной категорией глагола является спряжение. Благодаря спряжению глаголы могут изменяться по лицам и числам. Показательными в этой категории являются личные окончания. Чтобы определить спряжение, стоит обратить внимание на окончание глагола (болеешь – І спряжение, водишь – ІІ спряжение) и на вид инфинитива (болеть – І спряжение, водить – ІІ спряжение). Особенными в этой связи выступают глаголы, у которых одна часть личных окончаний является показателем первого спряжения, а другая – второго. Это разноспрягаемые глаголы, примерами которых являются слова хотеть, бежать, читать и все от них производные.

    У глаголов в изъявительном наклонении (помним, что категория времени имеется только у них) формы времени напрямую зависят от его вида, совершенного или несовершенного.

    Глаголы совершенного вида (говорящее название) обозначают действие, которое уже совершилось или будет совершаться, например:

    мяунуть (что сделать?)- (что сделал?) мяукнул, (что сделаю?) мяукну;

    залаять - залаял, залаю;

    прокукарекать - прокукарекал, прокукарекаю;

    чихнуть - чихнул, чихну;

    поспорить - поспорил, поспорю;

    научить - научил, научу;

    повторить - повторил, повторю.

    Следовательно, глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени .

    Доброго времени суток. Тут уже на это указали, что настоящего времени нет у глаголов, которые отвечают на вопрос Что сделать?, то есть у глаголов совершенного вида.

    Таким образом, для решения вашей задачи нужно вычленить глаголы несовершенного вида (это глаголы, отвечающие на вопрос Что делать?).

    Итак, глаголами несовершенного вида являются следующие: звенеть, кипеть, гудеть, свистеть, колоть и висеть. У этих глаголов форма настоящего времени есть и они не подходят нам/вам.

    А вот к совершенному виду относятся глаголы: прокукарекать, мяукнуть, повторить, научить, залаять, поспорить и чихнуть. И именно у этих глаголов, как раз, и нет формы настоящего времени.

    Дело в том, что не все глаголы могут употребляться в настоящем времени, точнее: наст. время есть только у несовершенных глаголов.

    Следовательно, в задании (в этом, или любом другом) нужно просто определить, какие глаголы относятся к совершенному виду. Теперь давайте вспомним о том, что принадлежность глагола к сов.виду означает законченность действия, такие глаголы отвечают на вопрос что сделал? И выберем те из них, которые подходят:

    Возьмем для примера пару глаголов несовершенного и совершенного вида: кошка (что делает?) - мяукает, и кошка (что сделала?) - мяукнула. Очевидно, что во втором случае возможно только прошедшее время.

    Спасибо, помогли с заданием справиться неучу. Буду теперь знать, что глаголы, не имеющие форм настоящего времени - это глаголы совершенного вида, то есть те, которые отвечают на вопрос что сделать? Спасибо!

    Чтобы решить ваше задание, нужно понять, что же это за глаголы такие.

    Теперь стает более понятно - это глаголы, которые, кратко говоря, не могут употребляться в настоящем времени. Из всего вашего списка можно выделить такие глаголы, которые и будут решением к этому вопросу:

    мяукнуть; залаять; прокукарекать; поспорить; повторить; чихнуть; научить.

    Вам надо выписать все глаголы вида совершенного . Поясню.

    Задание это выполнить несложно, если помнить о том, что форм настоящего времени нет у всех без исключения глаголов вида совершенного .

    В школьных учебниках датся материал о зависимости наличия у глаголов форм времени от вида.

    У глаголов вида несовершенного в наклонении изъявительном (изменение по временам характерная черта глаголов только в этом наклонении) есть все три формы времени, а время будущее у них сложное, например:

    • что делать? иллюстрировать, гнаться;
    • прошедшее время: иллюстрировал, иллюстрировала, иллюстрировало, иллюстрировали: гнался, гналась, гналось, гнались;
    • настоящее время: иллюстрирую, иллюстрируешь, иллюстрирует, иллюстрируем, иллюстрируете, иллюстрируют; гонюсь, гонишься, гонится, гонимся, гонитесь, гонятся;
    • будущее время: буду иллюстрировать, будешь иллюстрировать и т.д.: буду гнаться, будешь (будет, будем и т.д.) гнаться.

    Глаголы же вида совершенного в наклонении изъявительном имеют только две формы времени: прошедшее и будущее , зато будущее у них простое, например:

    • что сделать? проиллюстрировать, погнаться;
    • прошедшее время: проиллюстрировал, проиллюстрировала и т.д.; погнался, погналась, погналось, погнались;
    • время будущее: проиллюстрирую, проиллюстрируешь, проиллюстрирует, проиллюстрируем, проиллюстрируете, проиллюстрируют; погонюсь, погонишься, погонится, погонимся, погонитесь, погонятся.

    Среди перечисленных Вами слов глаголами вида несовершенного являются следующие: ГУДЕТЬ, КИПЕТЬ, СВИСТЕТЬ, ЗВЕНЕТЬ, ВИСЕТЬ, КОЛОТЬ. А этот факт однозначно свидетельствует: данные глаголы Вам выписывать не следует, ибо именно у них время настоящее имеется .

    А вот глаголы МЯУКНУТЬ, ЗАЛАЯТЬ, ПРОКУКАРЕКАТЬ, ЧИХНУТЬ, ПОСПОРИТЬ, НАУЧИТЬ, ПОВТОРИТЬ вида совершенного , из чего следует, что времени настоящего они НЕ ИМЕЮТ . Их-то и надо выписать.

    Итак:

    • если в задании предлагается определить глаголы, имеющие будущее сложное, ищем глаголы вида несовершенного;
    • если надо указать глаголы, имеющие простое будущее, ищем глаголы вида совершенного;
    • когда же надо найти глаголы, имеющие формы времени настоящего, указываем те, у которых вид несовершенный;
    • а если, как в Вашем случае, предлагается определить, какие глаголы , наоборот, форм настоящего времени не имеют, достаточно найти в предложенном списке глаголы вида совершенного.
  • Глаголы не имеющие форм настоящего времени, то бишь это только глаголы совершенного вида и они все отвечают на простой вопрос: что сделать?. Например: мять - помять, гладить - погладить, линять - полинять, кричать - накричать.

    В самом вопросе и есть ответ - Кто же может не иметь форм настоящего времени, только те глаголы, которые уже свершились, т.е. так называемые - глаголы совершенного вида.

    Более проще - это те глаголы по которым заданное действие совершилось и у никак не может совершаться прямо сейчас - в настоящем.

    Итак со словами, считаю что это: прокукарекать, залаять, мяукнуть, чихнуть, научить, поспорить, повторить.

    Среди указанных вами глаголов не имеют форм настоящего времени такие:

    Так как форм настоящего времени не имеют глаголы совершенного вида. Таким образом сред остальных глаголов мы вычислили указанные глаголы.

    Не имеют форм настоящего времени глаголы совершенного вида. А под глаголами совершенного вида подразумеваются глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?.

    Вот пример:

    В вашем случае к таковым глаголом стоит отнести: повторить, мяукнуть, научить, залаять, поспорить, чихнуть, прокукарекать.

Начальная форма глагола называется инфинитивом (неопределенной формой) . Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? , например: видеть, везти, рассмотреть.
В современном русском языке различают два вида глаголов: совершенный и несовершенный.
Глаголы несовершенного вида отвечают на [допрос что делать? и указывают на незавершен-рность действия, например: решать, читать.
Глаголы совершенного вида указывают на Завершенность действия, на его конец или результат и отвечают на вопрос что сделать? , например: решить, прочитать.
Глаголу одного вида может соответствовать глагол (другого вида с одним и тем же лексическим значением.
Такие глаголы образуют видовую пару: зацвести (в мае) - зацветать (вовремя) ; спасти (друга) - спасать (друга) .
Есть глаголы, которые не образуют форм другого вида, например, глаголы сожалеть, подпевать и др. не образуют парных форм совершенного вида, а глаголы зашагать, ринуться и др. - парных форм несовершенного вида. Есть глаголы, которые в одних и тех же формах употребляются в значении и совершенного, и несовершенного вида. Такие глаголы называются двувидовыми, например: жениться, казнить, использовать.
Глаголы делятся на переходные и непереходные.
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными: Люблю родную сторону во всем ее наряде скромном, березу, елку и сосну в лесу задумчивом и темном. (М. Исаковский.) Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет: люблю (ч т о?) - сторону, березу, елку, сосну, значит, глагол люблю - переходный.
Глаголы являются непереходными, если действие прямо не переходит на другой предмет: ходить (на лыжах) , купаться (в море) , претворять (в жизнь) .
Глаголы изменяются по наклонениям, т. е. один и тот же глагол можно употребить в форме изъявительного, повелительного и условного наклонения.
Изъявительное наклонение глагола обозначает реальное действие, происходящее в настоящем, прошлом или будущем, например: читаю, читал, буду читать.
Повелительное наклонение глагола выражает волю говорящего - просьбу, приказание, например: читай, говори, зажгите.
Условное наклонение глагола обозначает действия желаемые или возможные, выполнение которых зависит от каких-то условий, например: читал бы, говорил бы, зажег бы. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. Категория времени отражает отношение действия к моменту речи. Настоящее время показывает, что действие происходит в момент речи о нем, например: светит, прибывает. Прошедшее время обозначает действие, которое происходило или произошло до начала речи о нем, например: светил, прибывал. Будущее время обозначает действие, которое будет происходить после окончания речи о нем, например: Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С. Есенин.) От глаголов совершенного вида образуется будущее простое время: прочитаю; от глаголов несовершенного вида - будущее составное i время: буду читать.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...