Какие предложения по цели высказывания вам известны. Уроки русского: какие бывают виды предложений по интонации

Для того чтобы правильно прочесть предложение, верно понять его смысл и грамотно расставить знаки препинания, нужно понимать, какими бывают предложения по цели высказывания. Также очень важно уметь определить их видовую принадлежность. Какие же бывают предложения по цели высказывания? В русском языке существует несколько классификаций данных синтаксических единиц, в том числе и относительно цели высказывания, а также специфики произношения.

Виды предложений по цели высказывания и интонации

Уточним, что интонация подразумевает эмоциональное оформление предложения. По цели высказывания предложения бывают:

  • Повествовательные.
  • Вопросительные.
  • Побудительные.

В свою очередь, любое из них может быть как восклицательным, так и невосклицательным - в зависимости от того, с какой интонацией его произносит оратор (со спокойной или эмоциональной).

Повествовательные предложения

Самые распространенные предложения по цели высказывания - это, конечно же, повествовательные. Их задачей является сообщение информации, которая может либо утверждаться, либо отрицаться.

Повествовательное предложение выражает законченую мысль, передающуюся при помощи специальной интонации: главное с логической точки зрения слово выделяется голосом, а в конце фразы тон понижается, становится более спокойным.

За примерами повествовательных предложений ходить далеко не нужно - они на каждом шагу: «Мама купила хлеба», «Весна пришла и принесла с собой тепло», «У Мити - лучшая оценка в классе!».

Вопросительные предложения

Предложения по цели высказывания также бывают вопросительными. Их смысловая задача - передать какой-либо вопрос. Вопросы могут быть разными, от чего зависят подвиды данного типа предложений. В зависимости от цели вопроса и характера предполагаемого ответа выделяют:


Вопросительные предложения бывают разных видов еще и по своему характеру. Это:


Средствами достижения цели вопросительных предложений служат специальная интонация в устной речи, вопросительный знак на письме, а также вопросительные слова (что, как, зачем и т. д.), частицы (разве, неужели) и определенный порядок слов: («Взрослые ходят на работу?», «Кто ходит на работу?», «Куда ходят взрослые?»).

Побудительные предложения

Виды предложений по цели высказыванияимеют еще один, третий, тип - побудительные. Это предложения, которые содержат определенное волеизъявление автора фразы. Их основная задача - побудить адресата к какому-либо действию, и побуждение может быть выражено в разных формах.

  • Мольбы: «Умоляю, позволь взглянуть на сына хоть разок!!!».
  • Просьбы: «Подай мне, пожалуйста, карандаш».
  • Приказа: «Замолчи немедленно!».
  • Пожелания: «Выздоравливай поскорее, будь добр».

Побуждение к действию в предложениях данного типа выражается при помощи специальной (побудительной) интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц типа «пускай», «давай», «ну-ка» и т. д.

Предложения невосклицательного типа

Таким образом, какие бывают предложения по цели высказывания, теперь ясно. Что же касается интонационной окраски, то подавляющее их большинство являются невосклицательными. Они произносятся спокойно, без эмоционального надрыва и особого чувства. Чаще всего представляют собой повествовательное сообщение или вопрос, реже - побуждение.

Примеры: «От горячего чая тепло разлилось по всему телу», «Откуда к нам приехал этот мальчик?», «Возьми, пожалуйста, маму за руку».

Восклицательные предложения

Предложения, произнесенные особым тоном и с особым чувством, называются восклицательными. Чаще всего в такой интонации нуждаются фразы, содержащие побуждение, но иметь восклицательный окрас может и любой другой вид.

Предложения по цели высказывания и по интонации бывают:

  • Повествовательные восклицательные: «Лето пришло - как же здорово!».
  • Вопросительные восклицательные: «Неужели ты никогда не примешь правду?!».
  • Побудительные восклицательные: «Отдай мне мою игрушку немедленно!».

Выделение на письме

От того, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, зависят знаки препинания в них.

  • Конец невосклицательного повествовательного предложения обозначается точкой: «Вот так и закончилась эта странная история».
  • Невосклицательное вопросительное предложение завершается знаком вопроса: «Уехал уже отец?».
  • Невосклицательное побудительное предложение тоже в конце имеет точку: «Бросай ты это грязное дело».
  • В конце повествовательного, побудительного или вопросительного предложения с восклицательной интонацией ставится соответствующий (восклицательный) знак (в последнем случае - после вопросительного). Если эмоции накалены особенно, то таких знаков может быть три. «И отправился он восвояси!», «Глупый, уйди от края!», «А ты меня отпустишь?!», «Берегись!!!».
  • При наличии оттенка незавершенности в конце любого типа предложений может быть троеточие. Например: «Печаль…», «Ну ты вернулся, а дальше?..», «Беги, беги скорее!..».

По цели высказывания предложения бывают, как мы выяснили, трех видов. Русский язык богат и многообразен. В данной статье изложена информация о том, какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русском языке. Изучить и усвоить ее обязательно каждому, кто хочет говорить и писать грамотно.

По цели высказывания традиционно выделяются три основных вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Основное назначение повествовательных предложений - сообщение об определённых явлениях действительности (иногда - вымышленных), т.е. передача информации адресату речи.

Средством выражения повествовательного характера предложения служит его интонационное оформление - с понижением голоса в конце предложения: На холмах Грузии лежит ночная мгла... (А. Пушкин).

Основное назначение вопросительных предложений - получение информации от собеседника. В них формулируется вопрос по поводу неизвестных или не вполне известных говорящему ситуаций.

Средствами выражения вопросительного характера высказывания являются: 1) вопросительная интонация, которая отличается от повествовательной повышенным тоном произношения всего предложения и особенно резким повышением тона на том слове, с которым непосредственно связан смысл вопроса; 2) вопросительные местоименные слова (когда, где, куда, кто, какой и т. п.); 3) вопросительные частицы (разве, неужели, ли и др.): 1) Видите на том берегу дом и сад? (А. Чехов); 2) Как, где, кем допущена ошибка? (А. Грин); 3) Неужто ты влюблен в меньшую? (А. Пушкин).

Кроме своей основной функции, вопросительные предложения нередко употребляются и в ином значении, в частности - в роли эмоционально окрашенных повествовательных предложений (утвердительных или отрицательных): На кого не действует новизна? (А. Чехов) (= На всех действует); Кто в силах удержать любовь? (А. Пушкин) (Никто не в силах). Такие вопросы, не требующие ответа, а передающие эмоционально окрашенную информацию, называются риторическими.

Назначение побудительных предложений - побуждение к действию того, к кому обращена речь. В них выражаются различные виды побуждения: приказ, требование, предупреждение, запрет, наказ, просьба, совет и т. д.

Побудительный характер высказывания оформляется прежде всего интонацией, которая имеет множество разновидностей (в зависимости от того, что выражается в предложении: приказ или просьба, совет или призыв и т. п.).

Кроме интонации побудительный характер высказывания выражается употреблением глагола-сказуемого в повелительном наклонении: Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан (А. Пушкин); Давайте восклицать, друг другом восхищаться (Б. Окуджава). Но глагольное сказуемое, называющее действие, к которому побуждают, может стоять в побудительных предложениях и в других формах: 1) в инфинитиве: Просить, позвать, сказать, что дома! (А. Грибоедов); 2) в условном наклонении: Вы бы хоть книги читали, что ли... (А. Чехов) - и некоторых других.

В большинстве случаев повествовательные, вопросительные и побудительные предложения отчётливо противопоставлены друг другу и по смысловым, и по грамматическим признакам. Вместе с тем часто можно отметить и взаимодействие этих видов высказываний - совмещение у одного предложения разных функций, определённые «сдвиги» в целевом назначении предложения. Например, повествовательное предложение Но пораженья от победы ты сам не должен отличать (Б. Пастернак) имеет побудительное значение (повествовательно-побудительное). Вопросительное предложение Так вы мне дадите Гоголя? - [спрашивает Иван Матвеич] (А. Чехов) также имеет оттенок побуждения к действию {вопросительно-побудительное предложение).

Наблюдение На доске счастливые улыбающиеся лица.

1 .Психологический настрой

Учитель. Я рада вновь видеть ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Подарите друг другу улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

Учитель. Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать,

Только лишь оценку «пять»

2. Минутка чистописания

И начнем наш урок с минутки чистописания. Сегодня повторим правильное написание букв.

Отгадав загадку вы узнаете, какую букву мы будем писать.

Кинешь в речку –не тонет

Бьешь о стенку- не стонет

Будешь оземь кидать-

Станет кверху летать. Это (Мяч) (Слайд 2)

Напишите в тетради Строку с заглавной буквой М

В следующей строке напишите слоги ма мо.

3 Словарная работа

Прочитайте слова с доски, поставим ударение.(Слайд 3) Выясним сколько в слове гласных и определим слоги в словах. Составим предложение о маме. Мама- самое дорогое слово на свете. Что поставили в конце предложения.

4 Актуализация знаний

Докажите, что это предложение.(Оно состоит из нескольких слов, связанных по смыслу. (Ева) Предложение выражает законченную мысль.) (Лера)

Чем могут отличаться предложения друг от друга?(Они бывают спокойные, и ужасно любопытные, гневные, изумительные.)(Сергей)

Какое предложение «Мама – самое дорогое слово на свете»(Спокойное)(Артем)

5.Знакомство с главными героями урока

Настало время узнать вам секрет.

И на урок пришли сегодня к нам.

Кто, узнаете, отгадав загадки.

(точка, вопросительный знак, восклицательный знак) (Слайд 6, 7, 8).чтобы научить правильно понять написанные предложения и поставить правильный знак.(Слайд 5)

Наша речь состоит из предложений. Бывают предложения, в которых рассказывается, повествуется о чем- нибудь или о ком- нибудь Их называют повествовательными. В конце таких предложений ставится точка.

Составим предложение о друге.

Например: Моего друга зовут Рома.

- Как вы сказали предложение.

С помощью других предложений можно задать вопрос. Называются они вопросительными. В конце таких предложений ставится вопросительный знак.

Спросите у друга, он пойдет в библиотеку.

Например: Рома, ты пойдешь в библиотеку?

А еще бывают предложения, с помощью которых приказывают, требуют, побуждают к действию. Они называются побудительными и в конце таких предложений ставится восклицательный знак.

Скажите, можно разорять птичьи гнезда?

Например: Помните, нельзя разорять птичьи гнезда!

6 Физминутка

Если вы услышите предложение нужно присесть, руки вытянуть вперед. Если это слово- хлопните в ладоши.

Расцвела сирень. Солнечный Дети гуляют в парке. Полезный Аккуратный Вы ходили в поход? Красиво Как тихо кругом!

7 Наблюдение над знаками препинания

На доске 3 предложения Прочитаем их и правильно поставим знак препинания Слайд 4).

Найдите и прочитайте предложение, которое содержит вопрос. Как оно называется и какой знак ставится в конце предложения.

Прочитайте предложение в котором о чем- то спокойно сообщается, повествует. Какой знак нужно поставить в конце предложения

Найдите предложение, которое нужно произнести с сильным чувством. Какой знак ставится в конце такого предложения.

8Интонационная разминка.

На доске: Прозвенел звонок.

Прочитайте с разной интонацией.

9 Офтальмотренажер

(Дети глазами следят за передвижением солнышка)

10 Закрепление материала

Определите по началу предложения каким оно будет по цели высказывания и найти соответствие.

-Кто стучится… вопросительное

- Однажды мы… повествовательное

-Перестаньте дразнить… побудительное

-Почему подснежники… вопросительное

-Маленький лосенок… повествовательное

-Учись хорошо… побудительное

11 Работа по книге Слайд 9)

Упр. 599 (письменно)

Упр. 600 (устно)

    Выполнить тесты

1. По цели высказывания предложения бывают

А)Повествовательные,побудительные, вопросительные

Б)Вопросительные, невосклицательные

2.Какой знак ставится в конце повествовательного предложения?

А) ? Б) . В) !

3. Какой знак ставится в конце вопросительного предложения

А). Б) ? В)!

4 Какова мысль выражена в вопросительном предложении

А)Сообщение Б)Вопрос В)Побуждение

5. Определи тип предложения по цели высказывания

На улице падает снег

А)Вопросительное Б) Повествовательное В) Побудительное

13Творческое задание . Составить синквейн о предложении. (Слайд 11)

Предложение

Мысль.

14Домашнее задание

Выписать из учебника Литературы по 2 предложения разных по цели высказывания

15 Оценки

16 Итог урока

Я доволен….

Мне понравилось..

Я порадовался за…

Я хочу поблагодарить ….за…

Я могу похвалить себя за…

Предложение

Повествовательное, вопросительное

Повествует, рассуждает, описывает

Предложение раскрывает красоту.

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Предложения и его виды по интонации.

Цель : наблюдение за предложениями, различающимися по интонации;

Задачи: развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;

формирование элементарных лингвистических представлений;

совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.

Тип урока :закрепление знаний.

Формы работы : индивидуальная , фронтальная, практический.

Методы: наглядный, практический, частично-поисковый

Оборудование :

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

– Какие бывают предложения по цели?

– Какие бывают предложения по интонации?

Сам-но: продолжи предложения .(карточка)

1. Предложения, в которых о чём-то сообщаем, повествуем , называются______________

2. Предложения, в которых спрашиваем, называются____________

(После ответа группы другие группы оценивает ответ, аналогично с ответом второй группы)

Если вы поработали на данном этапе урока, закрасьте один лепесток на цветочке в любой цвет.

3.Закрепление знаний о признаках и о видах предложений

А) - Какие ряды слов можно назвать предложением.

на, улетели, тёплый

как, быстро, пролетела, осень

небу, тучи, по

наступает, волшебница, зима

Почему вы считаете, что это предложения?

Определите вид предложения по цели.

Б)Сам-но: задания по рядам:

1ряд - придумать вопросительные предложения

2 ряд- придумать побудительные предложения

3 ряд – придумать повествовательное предложение

В)Выберите предложения и запиши их.

Как красивы пушистые снежинки!

Весело проведут

Я люблю зимой кататься на лыжах.

А ты любишь зиму?

Где написано не предложение?

Почему вы считаете, что остальные- это предложения?

Почему в конце первого предложения поставили восклицательный знак?

А теперь определим, какими являются предложения

2) по интонации

4. Физкультминутка

5 .Проверь себя.

Я вам читаю предложение, а вы ставите в квадратиках знак препинания, который, по вашему мнению, должен стоять в конце предложения.

1. С деревьев опадают листья.

2. Подул холодный ветер.

3. Лужи покрылись льдом.

4. Давай играть вместе.

5.Катя, ты выучила правило?

6. Как чудесен русский лес!

7. В нашей школе три этажа.

8. Сегодня идёт дождь.

9. Не разоряйте птичьих гнёзд.

10.Какие книги вы прочитали летом?

6.Индивидуальная работа

предложения

По цели

По интонации

Какой сегодня чудесный день!

Ты записал домашнее задание?

Будьте старательны и внимательны!

Я сегодня на уроке старался.

Найди предложения. Запиши их правильно.

Почему же подснежники растут зимой эти цветы очень любят свет зацветай же скорей, весенний цветок.

Сколько вы увидели предложений? Назовите. Какие они по цели высказывания? По интонации?

7.Рефлексия

Давайте оценим свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность.

Мне было трудно…

Я смог(ла)…

Мне понравилось…

Посмотрите на свои цветочки. У кого много лепестков раскрашено, вы хорошо работали на уроке.

8.Дом.задание: карточка

Определить границы предложений и записать их.

У Ляззат была кошка Мурка у Мурки были котята кошка и котята жили в чулане однажды к ним забрался петух началась драка у кошки блестели от ярости глаза шерсть встала дыбом кошка смело сражалась с петухом от петуха летели перья пришла Ляззат и выгнала петуха.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...