Каким образом можно представить результаты исследования. Формы представления результатов научных исследований в экономике

Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная работа – курсовая, дипломная работа, диссертация и т.д. – служит для того, чтобы студент, аспи­рант или соискатель, представив свое научное исследование, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и пред­ставления результатов изложены в соответствующих инст­рукциях и положениях, принятых учеными советами.

Результаты научно-исследовательской работы – это результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности ученого. Представление научных результатов обычно проис­ходит в трех формах: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) электронные версии. В любой их этих форм присутствует описание. В.А. Ганзен под описанием понимает любую форму представления информации о полученных в исследова­нии результатах.

Различают следующие варианты представления информа­ции: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметно-образная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).

Вербальная форма – наиболее распространенный вариант представления описаний. Любое научное сообщение – это, прежде всего, текст, организованный по определенным правилам. Различают два вида текстов: на естественном языке («природном», обыденном) и на научном языке. Обычно представление результатов научного исследования является текстом «смешанного» вида, где в естественную речевую структуру включены фрагменты, сформулированные на строго научном языке. Эти языки нельзя строго разграничить – научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из естественного языка слова для обозначения вновь открытых сторон реальности. Но в отличие от обыденного употребления каждый научный термин имеет однозначное предметное содержание. В психологии в качестве научных терминов употребляются такие слова, как «личность», «внимание», «чувство» и т.п. Здесь грань между научной и обыденной терминологией весьма тонка, что порождает дополнительную трудность для автора-психолога.

Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры, для того чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений. Научный текст в отличие от литературного текста или повседневной речи очень клиширован – в нем преобладают устойчивые структуры и обороты (в этом он схож с бюрократическим языком деловых бумаг). Роль таких штампов чрезвычайно важна, поскольку внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах. «Наукообразные» штампы на самом деле играют важную роль «рамок», стандартной установки для нового научного содержания.



Текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет определенную логическую форму. Существуют основные логические формы высказывания: 1) индуктивное – обобщающее некоторый эмпирический материал; 2) дедуктивное – логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия – «трансдукция»; 4) толкование или комментарий – «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.

Геометрические (пространственно-образные) описания являются традиционным способом кодирования научной информации. Поскольку геометрическое описание дополняет и поясняет текст, оно «привязано» к описанию языковому. Геометрическое описание наглядно. Оно позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте. Информационная емкость геометрического описания очень велика. Наглядное представление информации может способствовать переходу осмысления полученных результатов на новую ступень. Наглядность часто смешивается с изобразительностью, т.е. считается, что при любом зри­тельном предъявлении информации достигается наглядность. Возникнове­нию наглядности может способствовать: а) отображение только релевант­ных для данной задачи связей и параметров рассматриваемого явления; б) зрительное отображение информации с учетом особенностей восприятия и воображении. Следует помнить об ограниченности объема восприя­тия.

В психологии используется несколько основных форм графического представления научной информации. Для первичного представления данных используются следующие графические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распределения, а также различные графики.

Начальным способом представления данных является изображение распределения. Для этого используют гисто­граммы и полигоны распределения. Часто для наглядности распределение показателя в экспериментальной и контроль­ной группах изображают на одном рисунке.

Гистограмма – это «столбчатая» диаграмма частотного распределения признака на выборке. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой величины, а на оси ординат – частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величины в выборке.

В полигоне распределения количество испытуемых, имеющих данную величину признака (или попавших в определенный интервал величины), обозначают точкой с координатами. Точки соединяются отрезками прямой. Перед тем как строить полигон распределения или гистограмму, исследователь должен разбить диапазон измеряемой величины, если признак дан в шкале интервалов или отношений, на равные отрезки. Рекомендуют использовать не менее пяти, но не более десяти градаций. В случае использования шкалы наименований или порядковой шкалы такой проблемы не возникает. Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например, доли испытуемых с разными качественными особенностями, то ему выгоднее использовать диаграмму.

Рис. 1. Гистограмма и сглаженный график распределения частот времени решения тестовой задачи

Другой пример:

Рис. 2. Гистограмма распределения испытуемых по возрасту

Диаграммы используются главным образом для изображения соотно­шений между величинами. Это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т.д.), площади которых пропор­циональны этим величинам.

Переходным от графического к аналитическому вариантом отображения информации являются в первую очередь, графики , представляющие функциональную зависимость признаков. Идеальный вариант завершения эксперименталь­ного исследования – обнаружение функциональной связи независимой и зависимой переменных, которую можно описать аналитически.

Можно выделить два различных по содержанию типа графиков: 1) отображающие зависимость изменения параметров во времени; 2) отображающие связь независимой и зависимой переменных (или любых двух других переменных).


Рис. 3. Показатели зависимости латентного периода сенсомоторной реакции от интенсивности раздражителя

При представлении информации с использованием топологических характеристик применяются графы . Например, в виде графа представлена иерархическая модель интеллекта Д. Векслера.

Наряду с графами в психологии применяются пространственно-графические описания, в которых учитываются структура параметров и отношения между элементами. Примером является описание структуры интеллекта – «куб» Д. Гилфорда. Другой вариант применения пространственного описания – пространство эмоциональных состояний по В. Вундту или же описание типов личности по Г. Айзенку («круг Айзенка»).

Если в пространстве признаков определена метрика, используется более строгое представление данных. Положение точки в пространстве, изображенном на рисунке, соответствует ее реальным координатам в пространстве при­знаков. Таким способом представляются результаты многомерного шкалирования, факторного и латентно-структурного анализа, а также некоторых вариантов кластерного анализа.

Наиболее важный способ представления результатов научной работы – числовые значения величины , в частности:

1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, ме­диана);

2) абсолютные и относительные частоты;

3) показатели разброса (стандартное отклонение, диспер­сия, процентильный разброс);

4) значения критериев, использованных при сравнении результатов разных групп;

5) коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т.д.

Результаты могут быть представлены в форме полигона частот (кривой распределения соответствующих долей испы­туемых, имеющих заданное значение показателя):

Рис. 4. Полигон частот (кривая распределения) значений возраста

Результаты математической статистической обработки также сводятся и в таблицы . Существующие компьютерные пакеты ста­тистической обработки данных позволяют выбрать любую стандартную форму таблиц для представления их в научной публикации.

Таблица 1

Таблица частот, сгруппированных по интервалам времени решения тестовой задачи

Интервал времени, с (абсолютная частота) (относительная частота) (накопленная частота)
30-34 0,025 0,025
35-39 0,050 0,075
40-44 0,125 0,200
45-49 0,200 0,400
50-54 0,250 0,650
55-59 0,200 0,850
60-64 0,100 0,950
65-69 0,050 1,000
1,000 -

Другой пример:

Таблица 2Показатели средних значений по шкалам методики индекса жизненного стиля

Механизмы психологической защиты Сотрудники ОВД с низким уровнем эмоционального выгорания Сотрудники ОВД со средним уровнем эмоционального выгорания t эмп
Отрицание 0,64 0,59 1,42
Подавление 0,33 0,25 0,04
Регрессия 0,46 0,67 2,88**
Компенсация 0,39 0,59 1,89*
Проекция 0,72 0,61 1,82*
Замещение 0,46 0,38 1,60
Интеллектуализация 0,68 0,72 0,57
Реактивные образования 0,57 0,53 0,54

Примечание: * - р = 0,05; ** - р = 0,01; *** - р = 0,001

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Роберт Готтсданкер / пер. с англ. Ч.А. Измайлова и В.В. Петухова; науч. ред. рус. текста Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.

2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2005. – 320 с.

3. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: учебник для вузов / Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 384 с.

4. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.

Дополнительная:

1. Анастази, А., Урбина, С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2005.

2. Бардин, К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы / К.В. Бардин – М.: Педагогика, 1976. – 360 с.

3. Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию / Д.С. Горбатов. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2000. – 248 с.

4. Горбунова, В.В. Экспериментальная психология в схемах и таблицах / В.В. Горбунова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.

5. Гусев, А.Н. Дисперсионный анализ в экспериментальной психологии / А.Н. Гусев. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. – 136 с.

6. Гусев, А.Н., Измайлов, Ч.А., Михалевская, М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум / А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов, М.Б. Михалевская. – М.: УМК «Психология», Образовательная академия «Континент»», 2003. – 288 с.

7. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О.Ю. Ермолаев. – 3-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. – 336 с.

8. Зароченцев, К.Д., Худяков, А.И. Экспериментальная психология: ответы на экзаменационные билеты / К.Д. Зароченцев, А.И. Худяков. – СПб.: Питер, 2005. – 220 с.

9. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 588 с.

10. Корниенко, А.Ф. Теория и практика психологического исследования / А.Ф. Корниенко. – Казань: Казанский пед. ун-т, 2000. – 258 с.

11. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление / И.Н. Кузнецов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. – 432 с.

12. Куликов, Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению / Л.В. Куликов. – СПб.: Речь, 2001. – 184 с.

13. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

14. Логвиненко, А.Д. Измерения в психологии: математические основы. Учебное пособие / А.Д. Логвиненко. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 208 с.

15. Мельников, В.М., Ямпольский, Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности / В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский. – М.: Просвещение, 1985. – 340 с.

16. Метод беседы в психологии. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 «Психология» / Редактор–составитель А.М. Айламазьян. – М.: Смысл, 1999. – 222 с.

17. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. – М.: Издательская группа «Форум» – «Инфра-М», 1998. – 296 с.

18. Митина, О.В., Михайловская, И.Б. Факторный анализ для психологов / О.В. Митина, И.Б. Михайловская. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. – 169 с.

19. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие / А.Д. Наследов. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.

20. Никандров, В.В. Неэмпирические методы в психологии: Учебное пособие / В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2003.

21. Общий практикум по психологии: Психологический эксперимент. Часть II. Методические указания / Под ред. М.Б. Михалевской, Т.В. Корниловой. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 53 с.

22. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Изд.2-е, доп. и переработ. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 704 с.

23. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с.

24. Пряжников, Н.С. Этические проблемы психологии. учебно-методическое пособие / Н.С. Пряжников. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2004. – 488 с.

25. Ратанова, Т.А. Субъективное шкалирование и объективные физиологические реакции человека / Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР / Т.А. Ратанова. – М.: Педагогика, 1990. – 216 с.

26. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с.

27. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности. Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.

28. Современная психология: Справочное руководство / Ответственный редактор В.Н. Дружинин. – М.: ИНФРА – М, 1999. – 688 с.

29. Шошин, П.Б. Общий практикум по психологии. Психологические измерения. Часть I / П.Б. Шошин; Под общей ред. М.Б. Михалевской: Для студентов фак. психологии гос. ун-тов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 56 с.

30. Шнейдер, Л.Б. Экспериментальная психология: Учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. – 300 с

31. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии: Учебное пособие / Под ред. Т.В. Корниловой. – СПб.: Питер, 2004. – 254 с.

32. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 2001. – 596 с.

Различают несколько видов представления результатов НИР:

· аннотация,

· реферат,

· научный доклад,

· научная статья,

· доклад,

· рецензия,

· научный обзор,

· курсовая работа,

· ди­пломная работа,

· диссертация,

· учебник,

· учебное пособие,

· мето­дическое пособие.

Каждый вид представления научной работы требует соблюдения определенных требований, описанных в специальных инструкциях. Инструкции составляются с учетом общенаучных требований, среди которых наиболее значимыми являются актуальность, научная новизна, достоверность, прак­тическая значимость, ясность изложения.

Курсовая работа - исследовательская работа студента по данному курсу. Курс - изложение научной дисциплины в высшей школе. Содержание курсовой работы сводится к изло­жению уровня разработанности какой-либо проблемы по дан­ному курсу (научной дисциплине) с привлечением к анализу дополнительных литературных источников помимо учебника.

Дипломная работа или выпускная квалификационная работа - это проектная или научно-исследовательская работа по определенной специальности, содержание которой под­тверждает готовность дипломника к практической деятель­ности. В дипломной работе должна быть решена одна из прак­тических задач с применением всей совокупности знаний, по­лученных студентом в данном вузе. Решение задачи не пред­полагает ее практической реализации, это может быть лишь проект. Возможность практической реализации оценивает эк­заменационная комиссия. Как исключение, для тех, кто соби­рается продолжить учебу в магистратуре или аспирантуре, в качестве дипломного проекта может быть принята научно-исследовательская работа, например, подготовленная в виде статьи.

Аннотация - это очень краткое изложение сущности изученного источника и выводов автора. Она может включать также и выписанные из оригинала фактические данные, пред­ставляющие интерес для исследователя.

Реферат - краткое изложение содержания литератур­ного источника. В нем должны быть освещено следующее: 1) цель исследования; 2) объект и предмет исследования; 3) мо­дель объекта и рабочая гипотеза; 4) характеристика изучен­ных объектов и их количество; 5) методика исследования; 6) результаты исследования; 7) выводы; 8) критическая оценка реферированного источника.

Научный обзор - разновидность обычного реферата, выполненного по определенной теме НИР. В основу содержа­ния обзора должно быть положено рассмотрение модели из­учаемого объекта с критическим анализом представлений ав­тора о механизмах его функционирования. Научный обзор за­вершается кратким заключением, формулировкой нерешенных проблем, списком литературных источников, которые были использованы для написания научного обзора.

Научная статья - ограниченное по объему научное про­изведение, в котором излагается определенная система поло­жений, аргументированных и развитых суждений автора по какому-либо вопросу теории или методики физического воспи­тания. Обычно научные статьи, написанные по эксперимен­тальным данным, содержат следующие разделы: введение в проблему и формулировка цели исследования, объект исследо­вания, методы исследования, организация исследования, ре­зультаты исследования, обсуждение результатов исследования с сопоставлением их с литературными данными.

Монография - научное произведение, в основе которого лежит глубокое исследование какой-либо актуальной темы, проблемы (ряда проблем) или явления. Она должна обязатель­но содержать новые фактические данные, оригинальные трак­товки и выводы ее автора (или авторов). Монография является настоящим двигателем научной мысли, поскольку дает простор для глубокого анализа проблем, разработки новых теорий, приведения новых данных, формулировки ранее неизвестных выводов. Написание монографических трудов под силу только крупным специалистам с большим личным опытом научной работы, владеющим современными знаниями по разрабаты­ваемым проблемам.

Диссертация - вид индивидуального исследовательского труда, представляемого для публичной защиты с целью полу­чения ученой степени (магистра, кандидата наук, доктора наук). Специалисту, удостоенному ученой степени, предостав­ляются определенные права и преимущества, например, зани­мать научно-педагогические должности в НИИ или Вузах. По­этому порядок соискания и присвоения ученых степеней под­робно регламентируется. В частности, можно привести сле­дующие требования:

Диссертация на соискание доктора наук должна быть самостоятельной исследовательской работой, содержащей ре­шение крупной научной или научно-технической проблемы.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук является научно-исследовательской работой, выполнен­ной самостоятельно или под руководством ученого, содержа­щей решение части или отдельных вопросов крупной научной или научно-технической проблемы.

Диссертация на соискание ученой степени магистра является научно-исследовательской работой, выполненной самостоятельно или под руководством ученого, содержащей решение одной научной задачи или научно-технической про­блемы.

Объем рукописной диссертации установлен для доктор­ских не более 300 машинописных страниц, для кандидатских не более 150, для магистерских пока норматив не установлен, но объем более 100 страниц превышать не следует. Текст на странице представляется через два интервала, поэтому на стандартном листе располагается 29-30 строк, а в сроке 60-65 символов. Рисунки, таблицы, приложения, списки литературы не входят в установленный объем диссертации. Для гумани­тарных диссертаций разрешено несколько увеличивать объем: для кандидатских - до 180, для докторских - до 360.

Диссертация состоит из титульного листа, содержания, списка принятых сокращений, введения, главы - обзор литера­туры, главы - цель, задачи, методы и организация исследова­ний, главы - результаты исследований, главы - обсуждение результатов, выводов, списка использованной литературы, приложений.

Учебник или учебное пособие - представляет изложе­ние современных научных данных, теорий, относящихся к определенной отрасли знаний (учебной дисциплины), пред­усмотренных для описания соответствующими программами обучения. Учебникам присущ ряд требований:

· излагать основы соответствующей отрасли науки без перегрузки учебного материала излишними подробностями;

· служить руководством для студентов;

· соответствовать учебной программе, утвержденной министерством, советом учреждения;

· строиться на основе широких научных обобщений и освещать достижения современной отечественной и мировой науки с изложением новейших методов научных исследований;

· отличаться краткостью и ясностью изложения, чет­костью определений, а также точностью и полной достоверно­стью приводимых сведений, при этом учебник должен быть доступен студентам Вузов по своему изложению;

· иметь указатель отечественной и мировой литерату­ры на русском и иностранных языках для дальнейшей углуб­ленной и самостоятельной работы по данной дисциплине.

Учебник приобретает оригинальность и приближает его данные к переднему краю науки, если автор приводит в нем результаты собственных исследований или коллектива ученых, а также последние достижения науки. Очень важно при напи­сании учебника использовать теорию развивающего обучения, чтобы он будил мысль, заставлял читателя задуматься о путях дальнейшего развития науки в изучаемой области. В учебнике очень важно сформулировать важнейшие проблемы теории и практики, актуальность решения которых особенно велика в настоящее время.

Диссертация (лат.-рассуждение, исследование). В ней излагаются результаты научной работы, подготовленной для публичной защиты на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Должна содержать обоснование актуальности темы, характеристику проблемы, объекта и предмета, задач исследования, формулировку гипотезы и выносимые на положения, обоснование и описание методики, хода и результатов научных изысканий. Автор должен также обосновать новизну, теоретич и практическую значимость результатов исследован.

Кандидатская диссертация должна представлять собой оригинальную научную работу, содержащую новое решение актуальной научной задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знания. Докторская диссертация – решение крупной научной проблемы или разработку нового научного направления.

Для ознакомления научной общественности с результатами исследования небольшим тиражом (100 экз.) издается автореферат диссертации, объемом 1-2 печатных листа.

Научный отчет (отчет по НИР). Официальная форма представления результатов научной работы творческого коллектива ученых. Выполняется в виде подробного описания задач, методики, содержания, хода и результатов поисковой работы. Содержит разделы: характеристика авторского коллектива; обоснование актуальности темы, объекта, предмета, задач и методики исследования; аналитический обзор литературы; анализ существующей практики; теоретическое обоснование результатов работы, их характеристика-научная новизна, теоретич и практич значимость; научные выводы и рекомендации; библиография. Стиль изложения строгий, научный.

Монография- научная работа одного автора или коллективный труд авторского коллектива, в котором подробно излагается одна научная проблема. Если монографическая работа по объему составляет менее четырех авторских листов, она называется брошюрой.

Курсовые и квалификационные (дипломные) работы- формы учебно-исследоват деятельности студентов. Целью их подготовки являются углубление теоретич знаний, формирование и развитие навыков исследовательской работы и интереса к ней. Выполняя работу, студенты учатся анализу теории по выбранной проблеме, проведению эмпирич исследования, обобщению полученных данных, высказыванию собственных суждений, формулированию выводов. Подлежат публичной защите.

Учебное пособие- учебное издание, в котор систематически излагаются основы знаний в определенной предметной области, предназначенное для обучения студентов и учащихся. Структура и содержание пособия регламентируется содержанием гос стандарта, программы учебной дисциплины, для изучения котор оно подготовлено.

Тезисы научных докладов , опубликованные в печати-краткое изложение определенных идей и положений, отраженных в научном труде. Эти идеи четко формулируются, кратко, но содержательно и аргументировано раскрываются, представляя читателю основные направлен работы над исследуемой темой.

Научная статья раскрывает конкретные вопросы теоретич и прикладной работы исследователя. Ее структура обычно такова: актуальность освещаемых вопросов, подходы др ученых к решению данной задачи, перспективы развития конкретных направлений научного поиска, описание теоретич и экспериментальной работы, выводы и практич рекомендации по решению исследуемой проблемы.

Рецензия- критическое рассмотрение одного или нескольких произведений в свете требований, представляющихся рецензенту обязательными. Может содержать советы и конструктивные предложения о путях разработки обсуждаемых проблем.

Методические рекомендации оформляются в виде советов о том, как эффективнее использовать результаты исследован при решении психолого-педагогич задач. Адресованы определенной категории потребителей и учитывают их специфику.

Депонированная научная разработка осуществляется тогда, когда исследователь заинтересован в быстром издании труда. Освещает важные, но частные вопросы, издание котор большим тиражом нецелесообразно, потому что они предназначены для узкого круга специалистов.

Любой вид развернутого изложения результатов работы содержит 6 основных частей: введение, теоретическое обоснование, описание эмпирич исследован, его анализ и выводы, заключен и библиографию. Справочный материал, таблицы, схемы, графики выносятся в приложение, чтобы не загромождать основной текст.

Введение содержит обоснование актуальности, проблемности и степени разработанности выбранной темы, определение объекта и предмета, задач и цели работы, структуры и методов исследован; указывает, в чем новизна и практическая значимость полученных результатов. Излагаются гипотезы, указывается база исследования.

Теоретическое обоснование включает анализ литературы и др источников по интересующей проблеме, изложение теоретических концепций (философских, социологических, педагогических, психологических, медицинских), составляющих теоретический базис исследования, анализ существующей практики, а также историю вопроса.

Эмпирический анализ включает основные постулаты и гипотезы, обоснование логики и условий поиска. Далее следует описание экспериментальной работы, использованных методов и методик, математико-статистической обработки полученных данных, анализ полученных результатов, их описание, объяснение, интерпретация и выводы.

Заключение содержит выводы (теоретические и эмпирические), в нем формулируется то новое, что внес исследователь или исследовательский коллектив в теорию, практические советы и рекомендации, указываются ведущие направления дальнейшей разработки проблемы.

Библиография содержит перечень использованных литературных и рукописных источников, материалов на электронных носителях, располагаемых либо последовательно по алфавиту, либо по мере встречаемости в тексте работы.


Похожая информация.


Практическая апробация научного исследования позволяет окончательно подвести его итоги, представить совокупные результаты, обосновать заключительные выводы, предложения и рекомендации. Эта часть работы требует от исследователя высокой квалификации, поскольку необходимо четко, доказательно и убедительно выделить то новое и существенное, что является плодом научно-исследовательской работы, дать ему исчерпывающую и непредвзятую оценку.

Результат научного исследования - это заключительный компонент структуры любого научного исследования. Он является осуществленной, реализованной (материально или идеально) целью научной деятельности. Поэтому характер и содержание результатов должны прямо соответствовать заявленной в программе цели научного исследования.

В зависимости от вида научного исследования на первый план выдвигаются те или иные аспекты и формы результатов. Так, если основной характеристикой фундаментальных исследований является их теоретическая актуальность, новизна, концептуальность, доказательность, перспективность и возможность внедрения в практику, то при рассмотрении прикладных исследований следует оценивать в первую очередь их практическую значимость, способы практической реализации.

В этой связи в качестве результатов фундаментального научного исследования могут быть представлены:

1) описание и объяснение неизвестного обществу феномена;

2) разработка новых научных концепций; построение новой теории;

3) выявление научных законов и закономерностей развития изученного объекта исследования;

4) постановка новых научных проблем; прогнозирование будущей научной ситуации;

5) разработка классификации (или систематизации) изученных феноменов;

6) дефиниции изученного феномена, то есть формирование определения нового понятия;

7) опровержение ложной идеи или доказательство истинности идеи, подлинность которой была под вопросом.

Результатами прикладных научных исследований могут быть :

1) непосредственное решение конкретной практической задачи;

2) разработка программ, проектов, алгоритмов, методик, процедур, нормативных документов, способствующих практической реализации нового фундаментального знания;

3) разработка новых технологических процессов, технических средств, конструкций, материалов и т.д.;

В целом, каким бы ни было научное исследование - фундаментальным или прикладным, его результаты могут выполнять следующие функции :

· уточнять, конкретизировать отдельные теоретические и практические положения;

· дополнять, расширять и углублять известные знания, открывая тем самым новые аспекты, грани проблемы, выделяя новые элементы, части, которые ранее не были известны;

· преобразовывать профессиональную сферу деятельности, то есть разрабатывать принципиально новые подходы, ранее отсутствовавшие или коренным образом отличающиеся от традиционных представлений в данной области науки и практики.

Результаты исследований должны быть соответствующим образом описаны (представлены). Можно выделить следующие основные требования к представлению результатов:

1. Результаты должны быть конкретными суждениями, выражающими установленные в процессе исследования утверждения, а не предположения.

2. Собственные результаты должны быть ясно выделены.

3. Указывается, чем собственные результаты отличаются от результатов других авторов.

4. Аргументировано доказывается новизна результата в сравнении с известными ранее решениями по всем аспектам.

5. Обосновывается истинность, достоверность результатов, исходя из определений понятий, введенных в работу на основе правил и законов формальной логики.

6. Указываются научно-практические задачи, которые решаются с помощью полученных результатов.

На основании представленных результатов формулируются заключительные выводы научного исследования, содержащие ответы на решаемые в исследовании задачи.

Как уже отмечалось, к формулированию выводов предъявляются определенные методические требования. (См. Тему 3, п. 4. настоящего учебного пособия) .

Перечислим основные из них:

1. Выводы должны быть краткими, конкретными и точными, и, вместе с тем, обобщающими все основные итоги исследования.

2. Выводы должны прямо соответствовать цели и задачам, поставленным в научном исследовании.

3. Выводы должны вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения.

4. Выводы не должны содержать ни одного общеизвестного утверждения, кроме тех, в которых данным исследованием подтверждается какая-либо недостаточно обоснованная ранее точка зрения (или гипотеза). В последнем случае необходимо сформулировать ее в форме подтверждения имеющихся предпосылок, теоретических данных и т.п.

При формулировании заключительных выводов исследователю важно избежать двух нередко встречающихся ошибок:

1) смысловой ограниченности интерпретации , когда на основе полноценного теоретического и эмпирического материала делаются весьма поверхностные, частного порядка выводы;

2) чрезмерно широкого обобщения полученных результатов, когда на основе незначительного материала формулируются неправомерно масштабные выводы.

  • 6.1. Формы представления результатов исследования.
  • 6.2. Представление данных в наглядной форме.
  • 6.3. Использование информационных и коммуникационных технологий в педагогическом исследовании.
  • 6.4. Презентация результатов исследования.
  • 6.5. Основные пакеты создания и проведения презентаций.
  • 6.6. Средства мультимедиа презентаций, хранения информации.

Основные понятия : табличный способ изображения данных, матрица, график, композиция графика, линейный график, гистограмма, граф, полигон частот, кумулятивный график частоты, диаграмма, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), мультимедийные презентации, Flash презентации, интерактивные доски.

Формы представления результатов исследования

Результаты педагогического исследования могут быть оформлены в виде научного отчета, реферата, методического пособия, диссертации, монографии.

К научному отчету предъявляются следующие основные требования:

  • четкость построения;
  • логическая последовательность изложения материла;
  • убедительная аргументация;
  • краткость и четкость формулировок;
  • конкретность изложения результатов работы;
  • доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.

Отчет должен включать:

  • титульный лист;
  • список исполнителей;
  • содержание (оглавление);
  • основную часть работы (введение, содержание по главам; заключение);
  • список литературы и приложения.

Введение. В нем характеризуются условия, сопутствующие исследованию, состояние исследуемого вопроса в теории и практике и обосновывается актуальность избранной темы, затем указывается логический аппарат исследования (объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методы исследования).

Объект исследования - это область действительности, на которую направлена деятельность исследователя (процесс обучения, педагогическое явление, определенная группа учащихся, родителей и т.п.).

Предмет исследования - это опосредованное звено между объектом и субъектом исследования, отражающее способ видения объекта исследователем с позиций науки, которую он представляет.

Гипотеза исследования - это развернутое предположение, где максимально представлена технология (методика), обеспечивающая предполагаемый результат исследования. Чаще всего гипотеза формулируется по схеме: «Если..., то...»; «Чем..., тем...»

Цель и задачи исследования определяются на основе анализа литературы и опорных позиций (философских и научных идей прошлого). Задач исследования обычно три-пять (изучение сущности явления; выявление условий и факторов, его определяющих; методика, организация, технология изучаемого и т.д.). Формулировка задач может начинаться следующим образом: «изучить проблему...», «проанализировать...», «разработать...», «на основе обобщения полученных данных сформулировать рекомендации...».

Методы исследования (этим заканчивается введение) - с помощью этих методов осуществляется сбор информации, анализируются и обрабатываются полученные данные. Методы исследования перечисляются без их характеристики, по этапам исследования.

Первая глава носит теоретический характер. Содержание этой главы отражает результаты проделанной работы по изучению и анализу литературы по избранной теме, а также показывает отношение исследователя к позициям различных ученых и практиков, освещавших данную проблему, и полному усвоению сути исследуемого. Заканчивается глава общим выводом (1-2 страницы).

Вторая глава чаще всего строится на опытно-экспериментальной работе по проверке выдвинутой гипотезы. Содержание этой главы отражает проведение всей работы по исследованию избранного предмета. Главное внимание должно быть сосредоточено на описании этапов, сути, хода и методик констатирующего (преобразующего) и контрольного экспериментов, на доказательстве (или опровержении) выдвинутой гипотезы, на решении поставленных задач, на достижении названной цели исследования. Глава заканчивается выводом о проделанной опытно-экспериментальной работе (1-2 страницы).

Заключение (3-5 страниц) завершает текст исследовательской работы и пишется на основе содержания глав. Естественно, внимание акцентируется на главном, большая часть - краткое изложение хода и результатов опытно-экспериментальной работы со ссылками на соответствующие страницы или таблицы текста работы.

Указываются публикации по исследуемой теме, где обсуждались полученные результаты и т.д. Заканчивается заключение обозначением перспективы разработки избранной темы в дальнейшем, а также рекомендациями педагогам (или другим работникам образования).

При подлинно научной экспериментальной проверке какой-либо исследовательской проблемы с учетом связи ее с рядом других факторов, в эксперимент оказываются втянутыми и эти факторы, и ряд дополнительных связей. Поэтому данные и выводы по эксперименту в известной степени могут и должны затрагивать и их. Исследователь поэтому может высказать некоторые предположения о связи данной области с пограничными зонами, но все же больше он должен говорить о необходимости продолжения дальнейших исследований в этих областях с изучением дополнительных влияний или влияния тех факторов, которые были учтены еще в недостаточной мере.

Делая выводы, исследователь должен еще раз оговорить условия эксперимента, которые могли повлиять на степень надежности тех данных, по которым делаются выводы, и подчеркнуть, что эксперимент не универсальный и не единственный метод, которым следует пользоваться для разработки данного аспекта, и дать оценку его роли и места в системе других методов, использовавшихся им при ведении исследования по проблеме. Если результаты эксперимента и данные, полученные с помощью других методов ведения исследования свидетельствуют о том, что следует ставить вопрос о необходимости внедрения тех или иных проверявшихся средств, методов и приемов, систем, технологий или методик обучения и воспитания, то исследователь может наметить некоторые пути осуществления этого внедрения.

Список литературы характеризует уровень осведомленности исследователя в историческом и современном состоянии вопроса, над которым работает. В список литературы включаются печатные издания (книги, брошюры, статьи и т.д.). Список литературы - это рабочий документ, а не библиография по теме. Он составляется в соответствии с ГОСТом. Фамилии авторов располагаются в алфавитном порядке. Сначала указываются фамилия и инициалы автора книги или статьи, а затем название работы, место и год издания. Слово «журнал» не пишется, а ставятся косые линии (//), указывается название журнала без кавычек, затем год и номер. Сборники даются по их названию в алфавитном порядке, указываются редактор, место и год издания. Если место издания Москва - пишут М., Санкт- Петербург - СПб и Ростов-на-Дону - Ростов н/Д. Названия других городов не сокращаются.

Пример оформления списка литературы приведен в прил. 4.

Приложении - важная составная часть работы. Их нельзя рассматривать лишь как иллюстрации к выполненному исследованию, так как они должны иметь прямую и глубокую связь с текстом работы. В приложение включается вспомогательный материал отчета:

  • промежуточные математические выкладки и расчеты;
  • таблицы вспомогательных цифровых данных;
  • описания средств, используемых при проведении эксперимента, измерений, испытаний;
  • примеры: инструкций, анкет, тестов, контрольных работ, руководств, разработанных и примененных в исследовательской (экспериментальной) работе;
  • таблицы, графики, иллюстрации.

Все материалы приложения нумеруются, подписываются, при большом объеме приложения материалы целесообразно сброшюровать в отдельной папке.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...