Какой французский король сказал париж стоит мессы. Кто сказал «Париж стоит мессы»

Многие слышали историческую фразу "Париж стоит мессы" или "Париж стоит обедни", сказанную королем Наварры Генрихом IV при его переходе в католичество, дабы стать королем Франции. Не одно столетие это крылатое выражение бытует в ряде европейских языков как шутливое оправдание сделки или компромисса ради личной выгоды. Однако "добрый король Анри" никогда не произносил подобной фразы.

Вместо чеканной фразы, давно вошедшей в поговорку Paris vaut bien une messe , которую молва приписала Генриху IV, 23 июля 1593 года он написал своей фаворитке Габриэль д"Эстре: "В воскресенье я проделаю сальто-мортале". Вот это и есть документально подтвержденная фраза, в которой историки не только не имеют права сомневаться, но они вдобавок убеждены, что Генрих не лукавил, сообщая о предстоящем событии как о "смертельном прыжке".

Короля Наварры, отсюда его прозвище "Беарнец", который станет родоначальником династии французских королей Бурбонов, страшила не перемена религии. До своего окончательного обращения он неоднократно менял веру, перекрещиваясь из гугенота в католика и наоборот. Сторонники короля Анри много лет назад предупреждали его об опасности смены одной конфессии на другую, в результате чего он сможет лишиться поддержки протестантов, так и не обретя ее в лице католиков. Впоследствии окажется, что они-то и были правы: кинжал Равальяка нашел грудь Генриха Бурбона по причине смены веры.

Парижские проповедники не выбирали выражений, когда речь заходила о том, что король собирается отречься от ереси. Называя Беарнца "сыном шлюхи", они агитировали прихожан, чтобы они никогда не признавали его своим монархом, поскольку все это лицемерные увертки, и место этому вероотступнику на костре.

"В соборе Парижской Богоматери небезызвестный кюре Буше, используя созвучие французского слова bourbe (грязь) фамилии Бурбон (Bourbon ), каламбурил, обращаясь к Всевышнему с мольбой: "Господи, извлеки нас из грязи, дебурбонизируй нас, Господи!", — пишет автор последней русскоязычной биографии Генриха IV историк Василий Балакин. — Многие католики, сохранявшие приверженность Лиге, с недоверием отнеслись к сообщению о намерении Генриха IV отречься от протестантизма, впервые заявленном еще в 1589 году, но до сих пор так и не исполненном. Они рассматривали очередное обещание короля отречься как уловку с целью расколоть депутатов Генеральных штатов".

Католическая лига или Святая лига (La Ligue catholique, la Sainte Ligue или la Sainte Union), которая была учреждена в мае 1576 года якобы для борьбы с гугенотами, ставила своей целью ограничение королевской власти феодальной знатью (которая захватила руководящее положение в лиге) и ослабление централизации.

Поскольку Генрих Наваррский был отлучен от церкви, чтобы стать добрым католиком, ему требовалось разрешение папы римского, но 21 июля 1593 года епископы приняли решение отпустить Анри грехи и дозволить войти в лоно католической церкви. Вечером 24 июля Беарнец принял у себя архиепископа Буржского и епископов Нанта, Манса и Эвре и перед тем, как получить отпущение грехов, заявил им о своем решении "пойти на мессу". 25 июля в церкви аббатства Сен-Дени, у гробниц королей династии Валуа состоялось отречение Генриха IV от ереси протестантизма.

Одетый во все белое, Генрих IV предстал в церкви перед архиепископом Буржским, который спросил его, кто он. "Я — король". — "Чего вы хотите?" — "Я хочу быть принятым в лоно церкви католической, апостолической и римской". — "Желаете ли вы этого?" — "Да, я хочу и желаю этого". После этого диалога, Генрих встал на колени и произнес исповедание веры. Копия клятвы была передана архиепископу, который окропил короля святой водой, дал ему поцеловать крест, затем отпустил ему его грехи и благословил его.

Поднявшись вместе с епископами на хоры, Генрих перед алтарем повторил свою клятву жить и умереть в католической религии и отречься от всякой ереси, противной упомянутой церкви. Вернувшись на хоры, монарх слушал мессу и причащался. После банкета новоявленный король Французский и Наваррский верхом поскакал на Монмартр, глядя с высоты на свою новую столицу, все еще занятую испанцами, но, которая, все равно "стоила мессы".

Что касается апокрифической фразы по поводу обедни, то она впервые появляется в 1622 году в небольшой анонимной сатире "Les Caquets de l"accouchée — "Пересуды у постели роженицы", в которой ее произносит Максимильен де Бетюн (барон Рони и позже герцог Сюлли) в ответ на вопрос Генриха IV, почему он не ходит к мессе так же часто, как король.

Стоит пойти на компромисс ради существенной выгоды. Это – слова французского короля Генриха IV Наваррского. В годы, предшествовавшие его правлению, Францию сотрясали религиозные войны между католиками и гугенотами. Будущий король Генрих… … Справочник по фразеологии

- (Paris) город, столица Франции, ее важнейший политич., экономич. и культурный центр. Расположен на берегах р. Сены (близ впадения в нее Уазы и Марны) и близлежащих холмах (наибольшая выс. 129 м Монмартр). Площ. 104 км2. Нас. 2,8 млн. ч. (1962,… … Советская историческая энциклопедия

Политехническая Школа («Икс», (фр. l X)) … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Генрих IV. Генрих IV фр. Henri IV (III) окс. Enric IV (III) баск. Henrike IV (III) … Википедия

Из династии Бурбонов. Король Наварры в 1562 1610 гг. Король Франции в 1589 1610 в Сын короля Наварры Антуана до Бурбона и Жанны д Адьбре. Ж.: 1) с 1572 г. Маргарита Валуа, дочь короля Франции Генриха II (род. 1553 г., ум. 1615 г.); 2) с 1600 г.… … Все монархи мира

ГЕНРИХ IV (Henri IV Bourbon; Генрих де Бурбон) (13 декабря 1553, По, Беарн 14 мая 1610, Париж), французский король с 1589 (фактически с 1594), первый из династии Бурбонов (см. БУРБОНЫ); король Наварры с 1562 (Генрих Наваррский), сын Антуана… … Энциклопедический словарь

Реформация 95 тезисов Формула согласия Контрреформация … Википедия

1. германский король и император Священной Римской империи (Heinrich IV) (1050 1106 гг.), германский король и император Священной Римской империи из Франконской династии. Генрих, сын императора Генриха III и Агнессы Пуату, родился, вероятно, в… … Энциклопедия Кольера

I (1366? 1413), английский король с 1399, первый из династии Ланкастеров; низложил Ричарда II. При Генрихе IV расширены права парламента. II (1050 1106), германский король и император «Священной Римской империи» с 1056, из Франконской династии.… … Энциклопедический словарь

- (1553 1610), французский король с 1589 (фактически с 1594), первый из династии Бурбонов. Сын Антуана Бурбона, с 1562 король Наварры (Генрих Наваррский). Во время Религиозных войн глава гугенотов. Париж в 1594 признал Генриха IV королём после… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Генрих IV , Монторгей Жорж. В книге Генрих IV, принадлежащей перу известного французского писателя Жоржа Монторгёя (настоящее имя Октав Лебег), рассказывается об основателе династии Бурбонов. Веселый король Генрих,…
  • Генрих IV , Монторгей Жорж. В книге "Генрих IV", принадлежащей перу известного французского писателя Жоржа Монторгёя (настоящее имя Октав Лебег), рассказывается об основателе династии Бурбонов. Веселый король Генрих,…

Многие слышали историческую фразу "Париж стоит мессы" или "Париж стоит обедни", сказанную королем Наварры Генрихом IV при его переходе в католичество, дабы стать королем Франции. Не одно столетие это крылатое выражение бытует в ряде европейских языков как шутливое оправдание сделки или компромисса ради личной выгоды. Однако "добрый король Анри" никогда не произносил подобной фразы.

Вместо чеканной фразы, давно вошедшей в поговорку Paris vaut bien une messe , которую молва приписала Генриху IV, 23 июля 1593 года он написал своей фаворитке Габриэль д"Эстре: "В воскресенье я проделаю сальто-мортале". Вот это и есть документально подтвержденная фраза, в которой историки не только не имеют права сомневаться, но они вдобавок убеждены, что Генрих не лукавил, сообщая о предстоящем событии как о "смертельном прыжке".

Короля Наварры, отсюда его прозвище "Беарнец", который станет родоначальником династии французских королей Бурбонов, страшила не перемена религии. До своего окончательного обращения он неоднократно менял веру, перекрещиваясь из гугенота в католика и наоборот. Сторонники короля Анри много лет назад предупреждали его об опасности смены одной конфессии на другую, в результате чего он сможет лишиться поддержки протестантов, так и не обретя ее в лице католиков. Впоследствии окажется, что они-то и были правы: кинжал Равальяка нашел грудь Генриха Бурбона по причине смены веры.

Парижские проповедники не выбирали выражений, когда речь заходила о том, что король собирается отречься от ереси. Называя Беарнца "сыном шлюхи", они агитировали прихожан, чтобы они никогда не признавали его своим монархом, поскольку все это лицемерные увертки, и место этому вероотступнику на костре.

"В соборе Парижской Богоматери небезызвестный кюре Буше, используя созвучие французского слова bourbe (грязь) фамилии Бурбон (Bourbon ), каламбурил, обращаясь к Всевышнему с мольбой: "Господи, извлеки нас из грязи, дебурбонизируй нас, Господи!", — пишет автор последней русскоязычной биографии Генриха IV историк Василий Балакин. — Многие католики, сохранявшие приверженность Лиге, с недоверием отнеслись к сообщению о намерении Генриха IV отречься от протестантизма, впервые заявленном еще в 1589 году, но до сих пор так и не исполненном. Они рассматривали очередное обещание короля отречься как уловку с целью расколоть депутатов Генеральных штатов".

Католическая лига или Святая лига (La Ligue catholique, la Sainte Ligue или la Sainte Union), которая была учреждена в мае 1576 года якобы для борьбы с гугенотами, ставила своей целью ограничение королевской власти феодальной знатью (которая захватила руководящее положение в лиге) и ослабление централизации.

Поскольку Генрих Наваррский был отлучен от церкви, чтобы стать добрым католиком, ему требовалось разрешение папы римского, но 21 июля 1593 года епископы приняли решение отпустить Анри грехи и дозволить войти в лоно католической церкви. Вечером 24 июля Беарнец принял у себя архиепископа Буржского и епископов Нанта, Манса и Эвре и перед тем, как получить отпущение грехов, заявил им о своем решении "пойти на мессу". 25 июля в церкви аббатства Сен-Дени, у гробниц королей династии Валуа состоялось отречение Генриха IV от ереси протестантизма.

Одетый во все белое, Генрих IV предстал в церкви перед архиепископом Буржским, который спросил его, кто он. "Я — король". — "Чего вы хотите?" — "Я хочу быть принятым в лоно церкви католической, апостолической и римской". — "Желаете ли вы этого?" — "Да, я хочу и желаю этого". После этого диалога, Генрих встал на колени и произнес исповедание веры. Копия клятвы была передана архиепископу, который окропил короля святой водой, дал ему поцеловать крест, затем отпустил ему его грехи и благословил его.

Поднявшись вместе с епископами на хоры, Генрих перед алтарем повторил свою клятву жить и умереть в католической религии и отречься от всякой ереси, противной упомянутой церкви. Вернувшись на хоры, монарх слушал мессу и причащался. После банкета новоявленный король Французский и Наваррский верхом поскакал на Монмартр, глядя с высоты на свою новую столицу, все еще занятую испанцами, но, которая, все равно "стоила мессы".

Как известно, выражение «Париж стоит мессы» приписывают Генриху IV (Генрих Наваррский, Генрих Бурбон), в общем он же - Гоша, он же - Гога. Он произнес это получившее широкое распространение выражение по вполне определенному поводу.

Как известно, будучи предводителем гугенотов и, по сути, еретиком для папского престола, Генрих IV согласился сменить веру, лишь бы вступить в Париж и стать королем Франции. Для коронации, как известно, нужно было отстоять мессу, как часть традиционных мероприятий при коронации, но для того чтобы попасть на мессу, нужно было стать католиком, вот тут и пришлось забыть гугенотов и стать католиком, чтобы отстоять мессу и стать королем. Собственно говоря, это известная история, но сегодня есть некие параллели с событиями тех лет. Кому теперь нужно «стать католиком» и отстоять мессу во имя своих далеко идущих целей?

Польский актер Даниэль Ольбрыхский отказался приехать в Россию со своим новым спектаклем «Похищение Европы». Причиной для такого демарша, по словам самого актера, оказалась ситуация с Крымом. Как говорит сам актер: «Красивый язык Пушкина, Толстого, Чехова, моих друзей Окуджавы и Высоцкого, на котором я репетировал замечательную пьесу, теперь ассоциируется с агрессивной риторикой Путина».

В некотором смысле возникает вопрос, ну и что теперь делать Путину? Говорить не на русском, а, например, на польском, чтобы «не пачкать» язык Пушкина, Чехова и Толстого, а также Окуджавы и Высоцкого? Господину Ольбрыхскому нужно было бы понять, что Путин - очень честный человек, которому верит всё большее количество россиян, и ему нет никакой нужды в поддержке каких-то русофобов. Сам господин артист характеризует себя таким образом: «Я русофил, но не путинофил». Как сказал один из журналистов, с которым автор вместе смотрел ролик, отснятый Свободой: «Да хоть зоофил. Никто не может считать себя русофилом, если отрицает то, что русские откровенно поддерживают». Сам актер считает себя русофилом лишь потому, что дружит с Андроном Кончаловским и ещё несколькими людьми. Это, разумеется, полный идиотизм, впрочем, артист имеет право на такое безумие, но лучше, если действительно будет сидеть дома. Не нужно из театра абсурда устраивать еще и политический балаган. Также не нужно переоценивать свое творчество. Если уж вопрос поставлен господином Ольбрыхским таким образом, то спрашивается, зачем носителям языка Пушкина и Толстого, этот же русский язык, но в исполнении поляка. Таким образом, оставим весь этот гнилой разговор на совести самого артиста.

Возвращаясь к Генриху IV, можно всё же присмотреться к неким историческим параллелям. Как известно, Генрих IV, он же - Анри, стал приемником Генриха III, после того как тот был смертельно ранен и приказал своим подданным присягать Генриху IV. Случилось это в 1589 году, но в течение почти пяти лет он не мог въехать в Париж, как это подобает королю. 25 июля 1593 года, Генрих IV принял католицизм и лишь только 22 марта 1594 года он смог въехать в Париж, то есть, ровно 420 лет назад. Вот тогда и было произнесено это выражение, ставшее крылатым. Все эти годы Генрих IV боролся за признание, но папская уния не могла себе позволить короля Франции не католика.

Ровно так же президент Путин мешает сегодня и Европе и США, и чёрту и дьяволу, потому что все политики этих стран по-сути уже давно не разделяют этих понятий. И разумеется, в особом пушку здесь рыльце у всё той же папской унии. Так стоит ли сегодняшний Париж (Брюссель) мессы? Стоит ли стараться угодить кому-то в дальних странах, принять чью-то точку зрения (принять веру) и перестать отстаивать свою, для того чтобы быть принятым где-то на Западе?

Для автора это кажется серьёзным вопросом, конечно, не в смысле веры, но для Путина это совсем никакой не вопрос и если защита русских людей - только в связке с расстройством отношений с Западом, то так тому и быть.

Один из наших читателей в России переслал некий материал, который ему удалось где-то урвать. Стал известен некий разговор двух российских летчиков после озвучивания новостей о наращивании техники НАТО во всех доступных этой организации регионах. Один из летчиков сказал, что вот, мол, сколько «целей» у нас теперь будет, а другой с некоторой злостью заявил: Я всегда знал, что они прилетят, что кончится всё именно этим, хоть бы одну сволочь завалить, как делал мой дед. Похоже, что бы в ЕС не говорили и как бы свои позиции не мотивировали, но русские точно знают корни проблемы.

Всего лишь через несколько часов в Европе начнутся переговоры. Будут ли присутствовать на переговорах все те, кому было бы необходимо там быть, пока не известно. Ранее российская сторона настаивала на присутствии представителей Востока Украины, но с этим пока есть некоторые проблемы. По нашим сведениям из МИДа России, возможно пока этот вопрос не актуален по весьма простой причине - пока не определился такой лидер Востока, который бы мог представлять Восток. Как же так, Восток Украины есть, а лидеров - нет? Кто же тогда там устраивает все эти «восстания славян»? Неужели и вправду всё организуется из России? К такому вопросу российской делегации нужно быть готовой.

Кто бы ни был руководителем активности граждан, но судьба его может быть весьма сложна. Украинские власти, как стало известно, не только не собираются пускать на переговоры представителей Востока, но и даже выставить ультиматум России. Бредовые пункты этого ультиматума перечислять нет необходимости, каждый может их найти в сети. Но, чтобы понять, как далеко находятся позиции сторон, нужно напомнить, что одно из условий - вывод российских войск из Крыма. Большего и перечислять не нужно.

Собственно говоря, завтра автор ждет провала на переговорах. США, конечно же, будут давить, но надеяться на то, что Америке удастся возглавить этот диалог, не нужно. США здесь - не арбитр, а, если хотите, сторона конфликта - антирусская сторона. Вот об этом завтра российская делегация непременно напомнит американцам. Украине же придется испытать некие неловкости. Все дело в том, что Россия в данном смысле не сторона-ответчица за какие-то действия, но высокий гарант соблюдения прав русскоязычного большинства Востока Украины. Очень бы хотелось посоветовать украинской делегации, вести себя так, чтобы потом России не пришлось защищать нынешнюю хунту от её собственных граждан.

В-общем, по субъективному мнению автора, Украина завтра постарается сделать из России не страну-гаранта, а страну-ответчицу. Боюсь, господ свидомитов ждёт большое разочарование. Как бы США не грозили санкциями, это всего лишь месса, а плата за вот тот самый Париж, на который позарился Генрих IV и который теперь можно назвать "безопасность русскоязычной популяции России и Украины", стоит гораздо больше тех санкций. Россию, конечно, сейчас стараются втянуть в эту новую украинскую войну, чтобы как прежде осложнить её финансовое положение, но Путин не вчера родился.

"Париж стоит мессы" был заимствован из французского языка "Paris vaut bien une messe". Под этим выражением обозначают расчётливый выбор между выгодой и своими убеждениями, понятно, что побеждает в этом споре выгода. Историки считают, что эту поговорку впервые произнёс достаточно известный французский король Генрих 4. Этот афоризм был найден в книге "Recueil general des caquets de l’accouchee", это название дословно переводится, как: "Общие серии сплетен новой матери". Автор данной книге ныне не известен, а эта брошюра увидела свет в 1622 году.

Чтобы понять, в какое время зародилась пословица "Париж стоит мессы", стоит заглянуть в прошлое Франции.

В 1559 году умирает французский король Генрих 2 (31 марта 1519 - 10 июля 1559 года). Корону получает его сын Карл 9, которому в то время едва исполнилось 10 лет. Поскольку он явно не мог принимать важнейшие решения, страной управляла его матушка Екатерина Медичи.
Это время знаменательно началом сильной вражды между протестантами и католиками. Следует отметить, что сами французские протестанты именовали себя "товарищами по клятве ", то есть гугенотами. Среди них находились весьма влиятельные граждане, например такие, как: король Генрих Наваррский, адмирал Колиньи, принц Конде.

Через некоторое время вражда между двумя сторонами только обострялась и вся Франция погрузилась в пучину конфликтов и мелких стычек. Понимая, что сейчас гугеноты сильны, как никогда Екатерина Медичи попыталась снизить растущее напряжение. Однако наладившиеся мирные взаимоотношения были одномоментно разрушены герцогом Гизом, который был руководителем партии католиков. Он решил действовать жёстко и беспощадно и устроил кровавую бойню в местечке Васси, когда протестанты находились в своём храме. Никто не спасся от жестокого герцога, все попытки к побегу жёстко пресекались. Очевидцы события описывают целые ручьи крови, которые собирались в лужи на мостовой возле церкви гугенотов. Множество тел, отрубленных рук и ног валялось в живописном беспорядке на брусчатке. Это событие привело в сильную ярость вождей гугенотского движения. С этого момента начались стычки с применением всех видов оружия между католиками и протестантами. Это событие станет впоследствии известно под названием "религиозной войны".

Сначала французские протестанты одержали верх над своими заклятыми врагами. В следствии чего в 1570 году между гугенотами и католиками был подписан Сен-Жерменский мир


В результате своей победы гугенотам достались несколько хорошо защищённых крепостей. Им было разрешено работать в правительстве и придерживаться своих неоднозначных религиозных обрядов. Через какое-то время Карлу 9 начинает нравится протестантизм. Первым своим шагом он приближает к себе мудрого полководца Колиньи. Подобное решение было неоднозначно воспринято среди католиков. Даже Екатерина Медичи начала опасаться карьерного взлёта Колиньи. Она не придумала ничего лучше, чтобы снова устроить массовое побоище гугенотов, теперь уже по всей стране. Толчком к этому кровопролитию явилась свадьба между молодым Генрихом и Маргариты Валуа, сетры Карла 9. Для венчания были приглашены сразу два священника, один был гугенотом, а другой католиком. Это не добавило дружеских чувств к протестантам.

После того, как скончался Карл 9, корону получил король Генрих 3. После смерти его брата герцога Анжуйского в 1584 году первым претендентом на трон стал самый ближайший родственник короля и по совместительству заговорщик от гугенотов, непримиримый борец с католиками Генрих Наваррский. Герцог Гиз был этим обстоятельством крайне удручён и не хотел допустить Генриха к короне. Он делает громкое заявление, что также имеет право стать королём Франции поскольку свой род ведёт от самого Карла Великого.

После этого Гиз собирает по всей стране войска и организовывает восстания католиков. Кроме того, он просит помощи у Испании


Однако это не помогло и католический король Генрих 3 решил пойти на уступки после чего заключил перемирие с гугенотом Генрихом Наваррским. Чтобы подсластить пилюлю он казнит этого мясника герцога Гиза. Правда позже Генриха 3 убивают заговорщики, так умер последний из рода Валуа. Надо отдать должное Генриху Наваррскому, он смог победить несмотря на могущественных врагов. В итоге корона достаётся ему в 1593 году. Затем он принимает мудрое решение, решив раз и навсегда остановить междоусобные войны, становится католиком.

Перед самой своей коронацией Генрих Наваррский произносит, "Париж стоит мессы ". Именно с этого момента он становится королём Франции и в историю вошёл, как Генрих 4. С этого момента началась династия Бурбонов, а династия Валуа канула в лету . Бурбоны правили ещё несколько столетий до начала Великой Французской революции


Почему Париж стоит мессы



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...