Какова композиционная роль природы в поэме мцыри. Описание природы в поэме «Мцыри

Поэма «Мцыри», одна из известнейших поэм Лермонтова, имеет множество неоспоримых художественных достоинств. Одним из них является лаконизм. Во всем произведении участвуют всего два героя, и этого хватает для полного раскрытия идеи. Но, говоря о героях в «Мцыри», не стоит забывать о еще одном важном действующем лице: природе. Описание взаимоотношений Мцыри и природы в этом случае необходимо не только для фона. Это – важнейший аспект раскрытия внутреннего мира героя.

Поэма начинается с подробного описания монастыря, стоящего в живописном месте, месте слияния двух рек. От первых строк прямо-таки веет покоем: даже бурные реки Кавказа тут обнимаются как сестры. Это создает контраст с дальнейшими событиями.

Юный послушник, убежавший из монастыря, исчезает осенней ночью. Это время выбрано неспроста, ведь в романтической традиции, к которой относится поэма, осень является символом одиночества, потерянности. Именно так одинок и сам Мцыри, лишенный родных. Описывая осень как время для побега, Лермонтов как бы предсказывает дальнейшую судьбу беглеца. Его ищут, и пейзаж сразу разительно меняется: «Темный лес / Тянулся по горам кругом». Появляются ноты тревожности. В то же время описание «тянулся по горам кругом» передает ощущение свободы, огромного простора, на который убегает Мцыри. Этот простор кажется опасным для монахов, но беглец воспринимает его совершенно по-другому. Вот как говорит об этом сам Мцыри, совершивший желанный побег «от келий душных и молитв / В тот чудный мир тревог и битв, / Где в тучах прячутся скалы, / Где люди вольны, как орлы»…

Так при помощи картины природы в поэме «Мцыри» с первых же строк задается оппозиция «природа – монастырь». Она по-разному понимается монахами и главным героем, и поэтому благодаря простому описанию пейзажа создается конфликт.

Вступление в поэме очень коротко, дальнейшие же строки посвящены трем дням, которые Мцыри прожил на воле. Все, увиденное Мцыри, и составляет по существу его жизнь, самые яркие ее впечатления. Картины природы, на которые он обращает внимание, и тот образ природы, который он передает в своей исповеди, очень важны для понимания его характера. Проследим вслед за Мцыри открывшиеся перед ним пейзажи.

Сначала картина мира, распростертого перед героем, прекрасна и безоблачна. Это «пышные поля», деревья, сошедшиеся на поляне, как братья в танце, «причудливые, как мечты» горные хребты. Лермонтов глазами Мцыри описывает живописную природу Кавказа, в которую сложно не влюбиться, хотя бы раз ее увидев. «Мцыри» относится к романтическим поемам и, поскольку для них характерно развитие сюжета на фоне необычного пейзажа, такой выбор автора вполне оправдан. Но природа здесь является не только фоном, она передает все изменения во внутреннем мире героя. Кавказ называли краем вольности, и, действительно, вид его гор и необъятных лесов дарит потрясающее ощущение свободы. Мцыри тоже видит все это, он восхищен и опьянен своими ощущениями: «И было сердцу моему / Легко, не знаю почему»… Красота окружающего его мира дарит ему бесценные воспоминания о его семье, которых он бы лишен в монастыре.

Но Кавказ не только красивый, он дикий и самобытный край. Пейзаж сменяется. Теперь перед взглядом Мцыри бушует гроза. Покорных монахов, боящихся божьего гнева, она непременно напугает, Мцыри же хочет побрататься с ветром и молниями: «О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад!». Через это описание грозы Лермонтов показывает, что его герой наделен «бурным» сердцем. Здесь он предстает перед нами как дитя природы, который не пугается ночных гор, змеи, шакала. Да, все они представляют опасность, но все же именно среди людей, а не на природе, Мцыри ощущает себя изгоем. И здесь роль природы в «Мцыри» становится особенно важна, поскольку она помогает передать романтический конфликт поэмы. Через единение героя с природой в полной мере раскрывается его отчужденность о людей.
До сих пор мы говорили о пейзаже в поэме исключительно как о пейзаже романтическом. В то же время, вместе с романтическими описаниями окружающей действительности, в произведении дается и вполне реалистический взгляд на мир. Это – взгляд самого Мцыри. Он воспринимает природу не восторженно, а такой, какая она есть, в целостности. И спокойные, и тревожные картины, и безмятежность утра и рев потока, и абсолютная ночная тьма, и невероятный дневной зной – все это кажется герою естественным. Мцыри видит природу во всей ее гармонии, не выбирая из нее чего-либо одного, и это свидетельствует о широте его внутреннего мира.

И все же Мцыри – романтик. Оттого появляются в поэме образные описания, данные как бы от лица самого Мцыри. Все, на что не взглянет герой, преображается под влиянием его эмоций и описывается образно, живо. «Разговор» камней, цветов и потока – вот что, по его словам, становится ему понятно, вот о чем он вспоминает. Природа таким образом олицетворяется, вступает с героем в диалог: «И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота». Отметим, что олицетворение в произведении является очень распространенным приемом и создает ощущение живой природы, участвующей в действии поэмы наравне с героем. Кульминация этого действия достигается в эпизоде битвы с барсом. Мцыри, до сих пор бывший лишь наблюдателем, сталкивается с природой лицом к лицу.

Сцена битвы, несомненно, самая красочная в поэме. Для создания необходимой атмосферы Лермонтов использует здесь всевозможные художественные средства: эпитеты (для описания силы зверя и героя), метафоры, сравнения (как пара змей; как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков), антитезы. Используется и олицетворение, причем антропоморфными чертами наделяется не только барс, но и все вокруг: ночная тень, лес, в котором происходит событие и месяц, наблюдающий за ним. Все природа оживает и атакует Мцыри, однако он одерживает над ней верх.

В этом эпизоде роль описания природы в поэме «Мцыри» Лермонтова приобретает особую значимость, поскольку через противоборство с ней герой раскрывается как сильный и смелый человек, как тот, кем бы он мог стать. Интересен прием взаимопревращения борющихся друг в друга. Барс стонет «как человек», а Мцыри «визжит» как зверь. Этим еще раз подчеркивается единство героя и природы.

Образ горного потока, грозы, барса – все они играют огромную роль в произведении, добавляя все новые штрихи к портрету героя. Наблюдая бурлящий ручей, Мцыри видит «немолчный ропот, вечный спор / С упрямой грудою камней». Точно так же и сам он неустанно борется со своей судьбой. Однако, как потоку бесполезно спорить с каменным руслом, так и Мцыри, обессиленный, возвращается к монастырю. Здесь он с горечь признает: хоть он и считал себя истинным сыном природы, но тюрьма изменила его, разорвала связь с окружающим миром. Герой умирает, а пейзаж над ним снова сменяется на безмятежный. Цветет акация, играет в саду солнце, сияет голубой день. Это, с одной стороны, оттеняет внутреннюю бурю в душе Мцыри, а с другой придает поэме завершенность. Герой умирает примиренный с этим миром, и последний его взгляд останавливается на далеком Кавказе.

Отвечая на вопрос, какую роль в поэме «Мцыри» играет природа, выделим следующие пункты:
а) создание и раскрытие романтического образа героя через романтический пейзаж;
б) изображение экзотической природы Кавказа для соблюдения законов романтического жанра;
в) формирование конфликта поэмы при помощи противопоставления свободной природы гнету общества (монастыря).

В описаниях природы Лермонтов раскрывает все богатство своего поэтического языка. Часто он использует уже привычные для романтической литературы эпитеты и сравнения (сверкать, как алмаз; стройна, как тополь). Но вместе с тем автор создает и свои, высокохудожественные описания. Прочитав их, можно с уверенностью отвечать на вопрос Мцыри «прекрасна ли земля», поскольку поэма Лермонтова служит гимном этой земле.

Материалы, представленные в данной статье, будут полезны учащимся 8 классов при подготовке сочинений на темы «Природа в понимании Мцыри» или «Человек и природа в поэме Лермонтова «Мцыри»».

Тест по произведению


Произведение Лермонтова "Мцыри" было написано в 1839 году. В его основу легла реальная история, услышанная Лермонтовым от одного монаха.

Главный герой - Мцыри - живёт в монастыре. Он хочет из него сбежать. Он хочет свободы, увидеть мир. Монастырь в этом произведении - образ неволи, "тюрьмы", а природа - образ свободы. Когда Мцыри сбегает, бушует буря, клубятся тёмные тучи, сверкают молнии, на небе нет ни одной звезды, даже луны: "Обняться с бурей был рад!/ Глазами тучи я следил/ Рукою молнии ловил.../.

" Потом гроза утихает, ночь быстро проходит и наступает прекрасное утро. Природа отражает чувства Мцыри. Даже буря и ночь его не пугают, он счастлив очнуться на свободе. Но его всё равно "грызут" страхи, "гложат" сомнения, "мучают" вопросы, такие как "А вдруг погоня?" "Что будет, если найдут меня?", и т.д. Но сомнения быстро покидают его. Это отражается и на времени суток - наступает прекрасный рассвет. Главный герой понимает, что его долгожданный побег удался, он наконец-то на свободе, которую он так давно жаждал получить.

Мцыри оказывается в Божьем саду. Там много прекрасных растений и птиц, которые поют чудесными голосами.

Природа отражает счастье и свободу, которые испытывает беглец. Автор передаёт это, используя различные эпитеты в своей поэме: "растений радужный наряд", "кудри виноградных лоз", "прозрачная зелень листов", "волшебные голоса", "торжественный хваленья час".

Потом Мцыри уходит из Божьего сада и слышит песню, которую поёт грузинка. Он засыпает, убаюканный её голосом. Она сниться ему. Её образ навевает Мцыри мысли и воспоминания о родном доме. Когда Мцыри снова просыпается, то уже наступила ночь, на небе полная луна, озаряющая всё своим светом. Вдалеке он видит Кавказские горы и решает пойти к ним. Он решает идти через густой и тёмный лес, но он, к сожалению, заблудился в нём. Ночь и тёмный лес олицетворяют сомнения, мучающие главного героя, его потаённые страхи и пугающие мысли. "И я пробудились/ Уж луна сияла./ Из виду горы потерял/ И тут с пути сбиваться стал/."

Мцыри очутился на лесной полян, где потом его заметил барс. Поляна - арена схватки главного героя с барсом. Мир будто застыл, наблюдая за их борьбой за жизнь. Барс - ночной хищник, образ самого потаённого и жуткого страха. Но Мцыри победил барса, победил свой страх.

Мцыри вышел из леса и увидел туман. Ему кажется, что он слышит голоса, доносящиеся из аула, но он исчезает и на его месте возникает монастырь, разносящий звон колоколов. На Мцыри нахлынуло разочарование, что он вновь вернулся к своей "тюрьме", что ему никогда не удастся побывать в родном крае, увидеться со своей семьёй.

Далее мцыри рассказывает старцу про цветок, с которым он олицетворяет себя и свою жизнь. Главному герою становится плохо, его мучает жажда, он видит миражи и теряет сознание. В таком состоянии его находят монахи и везут в монастырь.

Перед тем как умереть, он просит старца похоронить его не в стенах монастыря, а на свободе. В саду, где цветут чудесные белые акации, растёт мягкая ярко-зелёная травка, свежий и чистый воздух, откуда видны высокие Кавказские горы.

Большую роль в поэме Лермонтова "Мцыри" играет природа. Именно через неё и её изменения автор передаёт внутренние чувства, страхи, переживания, надежды и мечты главного героя Мцыри.

Обновлено: 2018-10-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Природа в «Мцыри» очень символична: через пейзажные образы передается не только настроение героя, но и авторское понимание взаимоотношений человека и природы.

В поэме большое место занимают упоминания о ветре и птицах. Это иносказательное изображение (аллегория) свободы. Главному герою, послушнику монастыря («мцыри» с грузинского переводится как «послушник», то есть это не имя героя), кажется, что он разделяет мысли природы. Он был бы рад обняться с бурею, готов дружить с грозой, не боится ловить рукой молнию:

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил…

Это - родной ему мир природы, его естественная среда, она ему роднее, чем мир людей. Герою кажется внятным шум горного потока, разговор скал и камней. Он считает, что природа полна гармонии, что все голоса природы хвалят Бога, но человеку нет места в этом мире, он не присоединяет свой голос к восхвалению творца:

В отношении самого Мцыри природа ведет себя двояко: сначала он чувствует родство с ней, сам думает о Боге, глядя на прекрасную природу, но незаметно для героя природа из друга превращается во врага. С наступлением сумерек герой сбивается с пути:

Бежал я долго - где, куда?

Не знаю! ни одна звезда Не озаряла трудный путь.

Но Мцыри гордый, и, даже потерявшись, чувствует, что чужд миру людей. Символичным воплощением сил природы, ставших вдруг враждебными, становится барс. Описание сражения Мцыри с диким зверем - своеобразная аллегория борьбы натуры Мцыри и его судьбы. Детство, проведенное в монастыре, не заслонило свойства крови героя, который создан был для сражений (по происхождению Мцыри - горец). После победы над барсом герой чувствует к нему уважение:

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!

Однозначно ответить на вопрос, отчего же умирает Мцыри, нельзя. Герой собирает остатки сил и продолжает путь, но через некоторое время он понимает, что пришел туда, откуда ушел. Силы начинают покидать его, и даже звук колокола будто причиняет физическую боль. Сознание того, что он ходит по кругу, лишает Мцыри сил, он сравнивает себя с цветком, который рос в тюрьме и первые лучи солнца его убили:

Со всех сторон Дышала сладость бытия.

Но что ж? Едва взошла заря,

Палящий луч ее обжег В тюрьме воспитанный цветок.

Герой поэмы умирает слишком рано, не достигнув цели. В дисгармонический композиции подчеркивается трагическое начало, а в сюжете в равной степени переплетается героическое и трагическое. Мцыри - alter ego (альтернативная личность, другое «я») автора, поэтому Лермонтов пишет образ героя с большой любовью. Автор восхищается силой Мцыри, его вольнолюбием, мужеством, готовностью к борьбе, цельностью, могуществом его натуры. В конце поэмы Мцыри находит мир в своей душе и даже называет старого монаха «отцом» (в начале произведения он пренебрежительно зовет монаха «стариком»). Герой обретает спокойствие после того, как ему пообещали похоронить его в тихом саду, откуда виден Кавказ:

Там положить вели меня.

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Для Лермонтова судьба - злая сила, которая стремится управлять человеком и которой человек подчиняется, но против своей воли. Орудием судьбы в поэме выступает даже природа, для общения с которой у героя нет никаких навыков. Напоследок она дает о себе знать «песней рыбки», которая грезится изможденному юноше в бреду и соблазняет его вечным покоем, говоря:

Дитя мое,

Останься здесь со мной:

В воде привольное житье

И холод и покой.

Вся поэма написана четырехстопным ямбом, кроме «песни рыбки», выполненной чередованием трех- и четырехстопных ямбов с перекрестной рифмовкой. Белинский писал, что лермонтовский стих «… звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы». И действительно, Лермонтов будто «рубит» стих мужскими окончаниями, нагнетает двойные и тройные рифмы, создавая впечатление удара в конце каждого стиха.

Поэма ” Мцыри “, написанная Лермонтовым в 1839 г., является одним из наиболее совершенных образцов русского романтизма. В ее текст включены все значимые компоненты романтических поэм, как-то необычный герой в необычных обстоятельствах, конфликт, вызванный столкновением мира реального и мира идеального, и, разумеется, романтический пейзаж. Пейзаж в поэме “Мцыри” имеет особую роль, поскольку он, с одной стороны, помогает глубже проникнуть в душу героя и понять его. А с другой стороны – он и сам выступает в произведении в роли активно действующего персонажа.

Действие поэмы разворачивается неподалеку от Кавказского горного хребта, причем Лермонтов даже точно указывает место событий: монастырь Мцыри находится близ слияния двух рек, Арагвы и Куры. Интересно, что поэт описывал реально существующий монастырь, который уцелел до наших дней и сейчас является местом паломничества – в особенности для почитателей творчества Лермонтова. Приезжающие туда туристы могут насладиться потрясающими горными пейзажами: монастырь стоит на небольшом возвышении и сразу за ним виднеется

уходящая в небо цепь кавказских гор.
Чем-то диким и первозданным веет от этих мест, и легко поверить, что здесь могла вырасти такая гордая и непокорная натура, как Мцыри. Пейзажи Кавказа глубоко затронули душу самого Лермонтова, и именно благодаря им замысел поэмы окончательно выкристаллизовался. Известно, что первоначально поэт не знал, куда поместить своего героя. Он написал две небольших поэмы-наброска, “Исповедь” и “Боярин Орша”, но лишь посетив Кавказ, смог приступить к созданию окончательной версии. Этот пейзаж идеально отвечал всем замыслам автора и полностью соответствовал понятию романтического пейзажа: необычного и контрастного. Кроме того, для читателя-современника Лермонтова само понятие Кавказ служило синонимом свободы и свободомыслия, поскольку туда ссылали всех неугодных режиму (так оказался там и сам автор). Кавказ был своего рода паролем, после прочтения которого читатель настраивался на нужный лад – и не оставался обманутым.

Пейзаж в поэме представлен с двух точек зрения: так, как его видит автор, и так, как его видит Мцыри. Эти два взгляда порою сливаются воедино, и из уст персонажа звучат глубоко поэтичные, вдохновенные описания виденной им природы. В такие минуты кажется, что сам Лермонтов говорит за своего героя, что это своей болью и своей страстью к свободе делится он с читателем…

Как сердце билося живей

При виде солнца и полей…

Первый пейзаж, который предстает перед читателем – это унылый и печальный монастырский пейзаж. Описывая его, в противовес последующим изображениям живой природы, скупо и сухо, Лермонтов сразу же намечает романтический конфликт между двумя мирами: миром свободы и несвободы. Отметим, что нигде в поэме подробно не упоминается о том, насколько плохо жилось Мцыри в монастыре.
Но об этом можно с легкостью догадаться по его восторженному рассказу об увиденном в краткие три дня побега. Солнечный свет, легкое дуновение ветерка, цветущие растения и поющие птицы – вот все то очарование жизни, которого Мцыри, запертый в каменных стенах, был лишен. Так через пейзаж в поэму вводится проблема свободы и несвободы, проблема отобранной у Мцыри жизни. “Я молод, молод!” – с болью восклицает Мцыри, очарованный красотой открывшегося перед ним огромного мира. В этом восклицании звучит страстное желание глубже узнать жизнь, насладиться всеми ее проявлениями, – и все эти желания пробуждает в Мцыри пейзаж. А благодаря открывшимся перед ним видам гор главный герой вспоминает свою семью. Расплывчатые воспоминания, отобранные у него монастырем, формируются в четкую картину. Так к Мцыри приходит осознание того, что для него в жизни наиболее важно, так в его душе зарождается мечта добраться на родину.

На протяжении всего повествования пейзаж отображает изменения в настроении Мцыри, он видоизменяется вместе с ним. В самом начале странствований Мцыри все изображено в мажорной ноте, краски природы яркие и живые: “голубое небо”, “белый караван”, “прозрачная зелень” и “озолотившийся восток”. Пространство ощущается огромным и свободным: “пышные поля”, “разросшиеся деревья”. Но затем Мцыри осознает, что его мечта неисполнима, и окружающий мир преображается. Теперь перед ним темный лес, сбивающий героя с пути, палящая жара, “терновник, спутанный плющом”. Пространство сужается, выталкивая Мцыри назад, в его келью-тюрьму. Тут видно, что роль пейзажа в поэме “Мцыри” не сводится к одному фону, на котором разворачивается повествование. Напротив, местами пейзаж как бы сам формирует дальнейшие события, подводя героя к вполне закономерному финалу.

Во второй части поэмы Лермонтов использует прием олицетворения природы. Его поэтическое мастерство особенно ярко проявляется в кульминационном эпизоде с барсом: ночной лес застывает, наблюдая за страшной битвой, и сам напоминает читателю живое и недоброе существо:

Непроницаемой стеной

Окружена, передо мной

Была поляна. Вдруг во ней

Мелькнула тень, и двух огней

Промчались искры…

Сам барс также воспринимается как разумное существо со своей недоброй волей – он, как и лесная чаща, преграждает Мцыри путь на родину. В этом эпизоде проявляется новаторство Лермонтова, ведь он применяет романтический пейзаж, обычно используемый исключительно для выражения чувств главного героя, в совершенно других целях. Пейзаж обретает человеческие черты и становится антагонистом Мцыри. Даже природа восстает против героя, и мы видим, какова роль пейзажа в поэме Лермонтова “Мцыри” – она состоит в создании мотива абсолютного одиночества. Трагедия Мцыри в том, что ни один из двух миров, ни монастырский, ни природный, не оказался ему родным по-настоящему, он изгнан отовсюду. Да, природа дала ему ощущение свободы, но она же его и погубила, и оттого:

Едва взошла заря,

Палящий луч ее обжег

В тюрьме воспитанный цветок…


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Одним из лучших произведений я считаю его поэму “Мцыри”. В этом произведении наиболее сильно отображены писательские и жизненные искания автора, его нелёгкие мысли, философские вопросы,...

Тема: Роль природы в идейном содержании поэмы

М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Учитель русского языка и литературы Литвина Татьяна Михайловна

Цель:

  1. выяснить роль и своеобразие картин кавказской природы;
  2. рассмотреть, как пейзаж помогает постичь психологию героя в различных жизненных ситуациях;
  3. привлечь внимание учащихся к проблемам, поставленным в произведении;
  4. воспитывать любовь к месту, где ты родился и вырос.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин поэта кавказской тематики.

Эпиграф:

…прекрасна ли земля:

…для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы?

М.Ю. Лермонтов

Ход урока.

М.Ю. Лермонтов… Русский поэт, чья «мятежная душа» с детских лет «чудесного искала», может, поэтому его герои воплощают свободу и мятежность духа, они сильные и независимые, такие как Мцыри.

1. Почему местом действия поэмы избран Кавказ?

С детских лет Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество.

Дикая, величественная красота Кавказа невольно вызывает мысль о гордых, вольных людях, которые должны бы населять этот край.

Могучая природа Кавказа сродни страстной натуре Мцыри.

2. Случайно ли действие поэмы происходит в монастыре?

Перенося действие в монастырь, Лермонтов хотел подчеркнуть силу характера своего героя. Ведь нигде не было так прочно духовное рабство, как у монахов. Какой же волей, решимостью, непокорностью должен обладать герой, чтобы восстать» против бога» в монастыре, цитадели христианской религии.

Когда-то Мцыри задал вопрос

…прекрасна ли земля:

…для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы?

Всем ходом поэмы Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна: человек родится для воли, но трагедия в том, что он вынужден жить в тюрьме.

Мотив свободы, воли проходит через всю поэму. Проблема свободы неотделима от двух других, по существу философских вопросов6 герой и люди герой и природа.

Если образ монастыря враждебен воле, подавляет личность, то образ природы помогает понять поступки героя в различных ситуациях и те проблемы, которые поднимает автор в своем произведении.

3. Оказавшись на воле, он жадно впитывает все « впечатления бытия».

Что же предстает перед его глазами? (Чтение наизусть гл. 6, 11)

4. Что подарила ему жизнь?

Картины природы поразили его великолепием красок, контрастом с тем, что окружало его в монастыре. Вместо мертвого однообразия монастырских сводов и мрачных келий, тусклого мерцания свечей, перед ним открылась живая, неумирающая и вечно обновляющаяся жизнь природы.

Картины живой природы прояснили в Мцыри «прошедшее» (гл. 7)

Природа вызвала прилив новых чувств, эмоций:

…и было сердцу моему легко.

Все, что чувствовал тогда,

Те думы – им уж нет следа;

Но я б желал их рассказать,

Чтоб жить, хоть мысленно, опять.

5. Художественные средства языка.

Эпитеты: пышные поля, причудливые хребты, радужный наряд растений, прозрачная зелень листов, волшебные голоса.

Сравнения: хребты курилися, как алтари; снега, горящие, как алмаз; небесный свод чист, как ангела полет.

Метафоры: каменные объятия, седой Кавказ, следы небесных слез; деревья, шумящие свежей толпой; кудри виноградных лоз…

Метафоры подчеркивают тесную связь героя с природой, именно поэтому Мцыри так тонко чувствует ее красоту.

7. Но каким заманчивым бы ни было согласие между вольнолюбивым героем и природой, оно не может быть постоянным. Общение с природой – это не только слияние с ней, это и единоборство, борьба. Дни, проведенные на воле, наполнены опасностями, трудностями: переход по горам и ущельям, сквозь вечный лес и терновый кустарник, это преодоление голода, физической слабости, страха перед неизвестным, это бой с барсом. (Чтение наизусть)

8. Сопоставление картин ночи, нарисованных в 9-10 гл. и 14-15 (наизусть )

9. Вторая ночь нисколько не ужаснее, но даже светлее и спокойнее. Но почему же картина 1-й ночи не производит гнетущего впечатления? Почему от картины 2-й ночи веет тоской и безысходностью?

Связано это с настроением Мцыри. В первом случае, вырвавшись на желанную волю, он радостно воспринимает окружающий мир. Во 2-ю ночь он сбился с дороги, им овладело нетерпение и отчаяние, и этими чувствами окрасился пейзаж.

В минуты, когда Мцыри понял, что снова вернулся к своей «тюрьме», природа, как бы разделяя его отчаяние, спит «в оцепенении глухом», не даря герою ни звука:

…хотя бы крикнул коростель,

Иль стрекозы живая трель

послышалась, или ручья

Ребячий лепет.

Мы видим, что природа не всегда выступает союзником Мцыри. Как только появляется символический образ монастыря, природа, будь она светлой или мрачной, становится олицетворением свободы. Когда же герой вспоминает о родине, «где люди вольны, как орлы», - сразу же рушится связь между ним и природой.

10. Юноша столкнулся не только с красотой окружающего мира, но и с ужасным, безобразным в нем; природа была не всегда благосклонна, она была безжалостна к нему.

Почему же дни, проведенные Мцыри на воле, наполненные опасностями и страданиями, характеризуются им как «три блаженных дня»?

Именно таково было его главное впечатление от пережитого, что, несмотря на все испытанные горести, Мцыри утвердился в убеждении, что мир прекрасен.

Мощь и красота кавказской природы отвечали духовной силе героя, его свободолюбию и пламенному чувству. Переживания трехдневных скитаний как бы сгладились, померкли в лучах свободы, которую хотя бы на короткий мг Мцыри ощутил.

11. Таким образом, мы убедились, что описание природы связано с идейным содержанием поэмы. Пейзаж помогает нам с вами понять главную мысль автора: все в этом естественном мире существует свободно, никто не подавляет друг друга и каждый живет сообразно своему существу: сады цветут, потоки шумят, птицы поют. Это утверждает героя в мысли, что человек рожден для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни.

Домашнее задание творческого характера: написать мини-сочинение «Читая поэму Лермонтова «Мцыри» …(ваши мысли, ассоциации, желания…)




Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...