Какова роль безусловных рефлексов жизни человека. Виды рефлексов и их значение в жизни человека

Все рефлекторные реакции организма на различные раздражители И. П. Павлов подразделил на две группы: безусловные и условные.
Безусловные рефлексы - это врожденные рефлексы, передаваемые по наследству от родителей. Они являются видовыми, относительно постоянными и осуществляются низшими отделами ЦНС - спинным мозгом, стволом н подкорковыми ядрами головного мозга.

Безусловные рефлексы (например, сосательный, глотательный, зрачковый рефлексы, кашель, чихание и др.) сохраняются у животных, лишенных больших полушарий. Они образуются в ответ на действие определенных раздражителей. Так, рефлекс слюноотделения возникает при раздражении пищей вкусовых сосочков языка. Возникшее возбуждение в виде нервного импульса проводится по чувствительным нервам в продолговатый мозг, где находится центр слюноотделения, откуда оно по двигательным нервам передается слюнным железам, вызывая слюноотделение. На основе безусловных рефлексов осуществляются регуляция и согласованная деятельность разных органов и их систем, поддерживается само существование организма.

В изменчивых условиях окружающей среды сохранение жизнедеятельности организма и приспособительное поведение осуществляется благодаря образованию условных рефлексов с обязательным участием коры больших полушарий головного мозга. Они не являются врожденными, а образуются в течение жизни на базе безусловных рефлексов под воздействием определенных факторов внешней среды. Условные рефлексы строго индивидуальны, т. е. у одних особей вида тот или иной рефлекс может присутствовать, у других - отсутствовать.

Безусловные рефлексы. Значение безусловных рефлексов

Поддержание постоянства внутренней среды (гомеостаза);
- сохранение целостности организма (защита от повреждающих факторов внешней среды);
- размножение и сохранение вида в целом.

Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка

Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного, растительного существования в относительно постоянной среде (организм матери) он вдруг переходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количеством часто сменяющихся раздражителей, в тот мир, где ему предстоит стать разумной личностью.

Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения - прим. biofile.ru). В первые дни можно также отметить следующее. Сильное раздражение кожи (укол, например) вызывает защитное отдергивание, мелькание какого-либо предмета перед лицом - зажмуривание, а резкое увеличение яркости света - сужение зрачка и т.д. Эти реакции - защитные рефлексы.


Кроме защитных, у новорожденных можно обнаружить реакции, направленные на контакт с раздражителем. Это ориентировочные рефлексы. Наблюдениями установлено, что уже в период от первого до третьего дня сильный источник света вызывает поворот головки: в детской комнате родильного дома в солнечный день головки большинства новорожденных, как подсолнухи, повернуты в сторону света. Доказано также, что уже в первые дни новорожденным свойственно следить за медленно перемещающимся источником света. Легко вызываются и ориентировочно-пищевые рефлексы. Прикосновение к углам губ, к щекам вызывает у голодного ребенка реакцию поиска: он поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот.
Кроме перечисленных у ребенка обнаруживается еще несколько врожденных реакций: сосательный рефлекс - ребенок сейчас же начинает сосать вложенный ему в рот предмет; цеплятельный рефлекс - прикосновение к ладони вызывает реакцию схватывания; рефлекс отталкивания (ползания) - при прикосновении к подошвам ног и некоторые другие рефлексы.

Таким образом, ребенок вооружен определенным количеством безусловных рефлексов, которые проявляются в самые первые дни после рождения. За последние годы учеными доказано, что некоторые рефлекторные реакции проявляются еще до рождения. Так, уже через восемнадцать недель у плода образуется сосательный рефлекс.

Большинство врожденных реакций необходимы ребенку для жизни. Они помогают ему приспособиться к новым условиям существования. Благодаря этим рефлексам для новорожденного становится возможным новый тип дыхания и питания. Если до рождения плод развивается за счет организма матери (через стенки сосудов плаценты - детского места - из крови матери в кровь зародыша поступают питательные вещества и кислород), то после рождения организм ребенка переходит к легочному дыханию и так называемому оральному питанию (через рот и желудочно-кишечный тракт). Это приспосабливание происходит рефлекторно. После того как легкие наполняются воздухом, целая система мышц включается в ритмические дыхательные движения. Дыхание осуществляется легко и свободно. Питание происходит с помощью сосательного рефлекса. Врожденные действия, включенные в сосательный рефлекс, на первых порах еще плохо согласованы между собой: ребенок при сосании захлебывается, задыхается, у него быстро иссякают силы. Вся его активность направлена на сосание ради насыщения. Очень большое значение имеет также установление рефлекторного автоматизма терморегуляции: организм ребенка все лучше приспосабливается к температурным перепадам.

Образование и биологическое значение условных рефлексов

Условные рефлексы образуются в результате сочетания безусловного рефлекса с действием условного раздражителя. Для этого необходимо соблюдение двух условий:

1) действие условного раздражителя должно обязательно несколько предшествовать действию безусловного раздражителя;

2) условный раздражитель должен неоднократно подкрепляться действием безусловного раздражителя.

Механизм образования условного рефлекса состоит в установлении временной связи (замыкания) между двумя очагами возбуждения в мэре головного мозга. Для рассмотренного примера такими очагами являются центры слюноотделения и слуха.
Дуга условного рефлекса в отличие от таковой безусловного значительно усложнена и включает рецепторы, воспринимающие условное раздражение, чувствительный нерв, проводящий возбуждение в головной мозг, участок коры, связанный с центром безусловного рефлекса, двигательный нерв и рабочий орган.

Условные рефлексы у высших животных и особенно у человека вырабатываются постоянно. Объясняется это явление динамичностью внешней среды, к постоянно меняющимся условиям которой нервная система должна быстро приспосабливаться.
Таким образом, если безусловные рефлексы дают лишь строго ограниченную ориентировку в окружающей среде, то условные рефлексы обеспечивают универсальную ориентировку.

Биологическое значение условных рефлексов в жизни человека и животных огромно, так как они обеспечивают их приспособительное поведение - позволяют точно ориентироваться в пространстве и времени, находить пищу (по виду, запаху), избегать опасности, устранять вредные для организма воздействия. С возрастом число условных рефлексов возрастает, приобретается опыт поведения, благодаря которому взрослый организм оказывается лучше приспособленным к окружающей среде, чем детский.

Биологическое значение условных рефлексов состоит в том, что они дают возможность намного лучше и точнее приспособиться к условиям существования и выжить в этих условиях.

В результате образования условных рефлексов организм реагирует не только непосредственно на безусловные раздражения, но и на возможность их действия на него; реакции появляются еще за некоторое время до безусловного раздражения. Эти самым организм оказывается заранее подготовленным к тем действиям, которые ему предстоит осуществить в данной ситуации. Условные рефлексы способствуют нахождению пищи, заблаговременному избежанию опасности, устранению вредных воздействий и т. п.

Приспособительное значение условных рефлексов проявляется также в том, что предшествование условного раздражения безусловному усиливает безусловный рефлекс и ускоряет его развитие.

Безусловные рефлексы обеспечивают организму поддержание жизнедеятельности в относительно постоянных условиях существования.

Основные безусловные рефлексы:

  • · пищевые (жевания, сосание, глотание, отделение слюны, желудочного сока и др.),
  • · оборонительные (отдергивание руки от горячего предмета, кашель, чихание, мигание),
  • · половые и др.

Условные рефлексы обеспечивают организму более совершенное приспособление к меняющимся условиям существования.

Они вырабатываются на базе безусловных. Примером формирования условнорефлекторной реакции может быть сочетание звукового раздражителя (например, звонка) с кормлением животного. После ряда повторений такого сочетания, у животного будет наблюдаться слюноотделение, возникающее при звуке звонка даже при отсутствии предъявления пищи.

Процессы торможения. Большое значение для рефлекторной реакции наряду с возбуждением имеет торможение. В ряде случаев возбуждение одного нейрона не только не передается другому, а даже угнетает его, то есть вызывает торможение. Торможение не позволяет возбуждению беспредельно распространяться в нервной системе. Взаимосвязь возбуждения и торможения обеспечивает согласованную работу всех органов и организма в целом.

Для обеспечения адекватного поведения требуется не только способность к образованию условных рефлексов, но и возможность, устранять условнорефлекторные реакции, необходимость в которых отпала. Это обеспечивается процессами торможения.

Торможение условных рефлексов может быть безусловным (внешним и запредельным) и условным (внутренним).

  • · Внешнее торможение происходит, если в момент действия условного сигнала начинает действовать посторонний раздражитель.
  • · Запредельное торможение наблюдается, когда интенсивность условного сигнала превышает определенный предел. В обоих случаях условная реакция тормозится.
  • · Внутреннее торможение проявляется в угасании условного рефлекса с течением времени, если он не подкрепляется действием безусловных рефлексов (то есть если условия его выработки не повторяются).

Существует разные классификации условных рефлексов.

Образование и торможение условных рефлексов. К основным условиям формирования условных рефлексов относятся:

  • · повторное сочетание ранее индифферентного (нейтрального) раздражителя (звукового, светового, тактильного и т.д.) с действием подкрепляющего безусловного (или хорошо выработанного условного) раздражителя;
  • · незначительное предшествование по времени индифферентного раздражителя по отношению к подкрепляющему стимулу;
  • · достаточная возбудимость безусловной реакции (деятельное состояние коры головного мозга);
  • · отсутствие постороннего раздражения или другой деятельности во время выработки рефлекса.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Условнорефлекторная деятельность является общей и для высших животных, и для человека. И у человека, и у животных имеется первая сигнальная система -- анализ и синтез конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира. У человека, кроме того, развивается вторая сигнальная система -- речь, письменность, абстрактное мышление. Ее возникновение связано с коллективной трудовой деятельностью и жизнью в обществе. Слова -- это сигналы второй сигнальной системы. Вторая сигнальная система социально обусловлена -- вне общества, без общения с другими людьми она не формируется. Некоторые животные способны издавать звуки. Однако слово для человека не просто сочетание определенных звуков, а, прежде всего его значение, содержащийся в нем смысл. С помощью слов люди способны обмениваться мыслями. Речь и письменность позволяют человеку накапливать и передавать опыт из поколения в поколение. Появление речи привело к возникновению абстрактного мышления -- мышления с помощью абстрактных понятий, отвлеченных от конкретных предметов и явлений.

Механизмы высшей нервной деятельности у высших животных и человека связаны с деятельностью ряда отделов головного мозга, Основная роль в этих механизмах принадлежит коре больших полушарий. Экспериментально показано, что у высших представителей животного мира после полного оперативного удаления коры высшая нервная деятельность резко ухудшается.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Рефлекс – основа нервной деятельности. Безусловный и условный рефлексы и их роль в жизни человека и животных


Оглавление


Введение

Актуальность работы . Высшая нервная деятельность обеспечивает индивидуальное приспособление организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

Механизмы высшей нервной деятельности у высших животных и человека связаны с деятельностью ряда отделов головного мозга, Основная роль в этих механизмах принадлежит коре больших полушарий. Экспериментально показано, что у высших представителей животного мира после полного оперативного удаления коры высшая нервная деятельность резко ухудшается. Они теряют способность тонко приспосабливаться к внешней среде и самостоятельно существовать в ней.

Рефлексы - это реакции организма, происходящие при обязательном участии нервной системы в ответ на раздражение воспринимающих нервных окончаний - рецепторов.

И.П. Павлов все рефлекторные реакции разделил на две группы: безусловные и условные. Они же лежат в основе поведения человека.

Безусловные и условные рефлексы составляют основу наиболее сложных форм деятельности организма как целого - его поведения во внешней среде.

Условные рефлексы - это высшая форма приспособления организма к внешним условиям.

Изучение рефлекторных реакций является актуальным и в наше время.

Цель работы : изучить безусловный и условный рефлексы и их роль в жизни человека и животных.

Задачи работы :

Рассмотреть рефлекс как основу нервной деятельности;

Изучить безусловный и условный рефлексы;

Изучить отличия условного и безусловного рефлекса;

Изучить роль безусловного и условного рефлекса в жизни человека и животных.


1 Рефлекс как основа нервной деятельности

Основной формой нервной деятельности являются рефлексы. Рефлекс - ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая при посредстве центральной нервной системой.

Раздражение кожи подошвенной части ноги у человек вызывает рефлекторное сгибание стопы и пальцев. Это подошвенный рефлекс. При ударе по сухожилию четырехглавой мышцы бедра под надколенником разгибается нога в колене. Это коленный рефлекс. Прикосновение к губам грудного ребенка вызывает сосательные движения у него - сосательный рефлекс. Освещение ярким светом глаза вызывает сужение зрачка - зрачковый рефлекс. Благодаря рефлекторной деятельности организм способен быстро реагировать на различные изменения внешней или внутренней среды. Рефлекторные реакции весьма многообразны. Они могут быть условными или безусловными.

Во всех органах тела располагаются нервные окончания, чувствительные к раздражителям. Это рецепторы. Рецепторы различны по строению, местоположению и функциям. Некоторые рецепторы имеют вид сравнительно просто устроенных нервных окончаний, либо они являются отдельными элементами сложно устроенных органов чувств, как, например, сетчатка глаза. 1

По месту расположения рецепторы делят на экстерорецепторы, проприорецепторы и интерорецепторы. Экстерорецепторы воспринимают раздражения внешней среды. К ним относятся воспринимающие клетки сетчатки глаза, уха, рецепторы кожи, органов обоняния, вкуса. Интерорецепторы расположены в тканях внутренних органов (сердца, печени, почек, кровеносных сосудов и др.) и воспринимают изменения внутренней среды организма. Проприорецепторы находятся в мышцах и воспринимают сокращения и растяжения мускулатуры, т.е. сигнализируют о положении и движениях тела.

В рецепторах при действии соответствующих раздражителей определенной силы и времени действия возникает процесс возбуждения. Возникшее возбуждение из рецепторов передается в центральную нервную систему по центростремительным нервным волокнам. В центральной нервной системе за счет вставочных нейронов рефлекс из узкоместного акта превращается в целостную деятельность нервной системы. В центральной нервной системе происходит обработка поступивших сигналов и передача импульсов на центробежные нервные волокна.

Исполнительный орган, деятельность которого изменяется в результате рефлекса, называют эффектором. Путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к исполнительному органу, называют рефлекторной дугой. Это материальная основа рефлекса.

Говоря о рефлекторной дуге, надо иметь в виду, что любой рефлекторный акт осуществляется при участии большого количества нейронов. Двух- или трехнейронная дуга рефлекса всего лишь схема. В действительности рефлекс возникает при раздражении не одного, а многих рецепторов, расположенных в той или иной области тела. Нервные импульсы при любом рефлекторном акте, приходя в центральную нервную систему, широко распространяются в ней, доходя до разных ее отделов. Поэтому правильнее говорить, что структурную основу рефлекторных реакций составляют нейронные цепи из центростремительных, центральных, или вставочных, и центробежных нейронов. В связи с тем что в любом рефлекторном акте принимают участие группы нейронов, передающие импульсы в различные отделы мозга, в рефлекторную реакцию вовлекается весь организм. И действительно, если вас неожиданно укололи булавкой в руку, вы немедленно ее отдернете. Это рефлекторная реакция. Но при этом не только сократятся мышцы руки. Изменится дыхание, деятельность сердечно-сосудистой системы. Вы словами отреагируете на неожиданный укол. В ответную реакцию включился практически весь организм. Рефлекторный акт - координированная реакция всего организма. 2

Между центральной нервной системой и рабочими, исполнительными органами существуют как прямые, так и обратные связи. При действии раздражителя на рецепторы возникает двигательная реакция. В результате этой реакции от эффекторных органов - мышц нервные импульсы поступают в центральную нервную систему. Это вторичные афферентные (центростремительные) импульсы постоянно сигнализируют нервным центрам о состоянии двигательного аппарата, и в ответ на эти сигналы из центральной нервной системы к мышцам поступают новые импульсы, включающие следующую фазу движения или изменяющие движение в соответствии с условиями деятельности. Значит, имеется кольцевое взаимодействие между регуляторами (нервными центрами) и регулируемыми процессами, что дает основание говорить не о рефлекторной дуге, а о рефлекторном кольце, или рефлекторной цепи.

Структура рефлекторного кольца существенно отличается от структуры рефлекторной дуги, по существу разомкнутой на периферии. В рефлекторном кольце есть дополнительные звенья в виде рецепторов исполнительного органа, афферентного нейрона и системы вставочных нейронов, передающих вторичные афферентные импульсы на центробежные нейроны рефлекторного кольца.

Вторичная афферентная импульсация (обратная связь) очень важна в механизмах координации, которую осуществляет нервная система. У больных с нарушенной чувствительностью мышц движения, особенно ходьба, утрачивают плавность, становятся некоординированными. Центральная нервная система у таких больных утрачивает контроль над движениями.

Благодаря обратным связям мы можем не только судить о результатах действия, но и вносить поправки в нашу деятельность, исправлять допущенные ошибки. Следовательно, чтобы деятельность организма была координированной, обеспечивала нужный эффект, недостаточно только прямых связей от мозга к рабочему органу, важны и обратные связи (рабочие органы - мозг), по которым идут импульсы, сигнализирующие о правильности или ошибочности выполняемого действия. Физиологам известно много примеров саморегуляции функций в организме при помощи обратных связей: это поддержание артериального давления крови на постоянном уровне за счет импульсов, поступающих в центральную нервную систему от рецепторов кровеносных сосудов, или значение импульсации от рецепторов легких и дыхательных мышц в регуляции дыхания и др.

Учение о рефлекторной деятельности центральной нервной системы привело к представлению о нервном центре. Нервным центром называют совокупность нейронов центральной нервной системы, участвующих в осуществлении определенного рефлекторного анта или регуляции той или иной функции.

Нервный центр представляет собой сложные функциональные объединения, «ансамбли» нейронов, расположенных в различных отделах центральной нервной системы, согласованно участвующие в регуляции функций и рефлекторных реакциях.

Нервные центры обладают рядом характерных свойств, определяемых особенностями проведения возбуждения через синапсы центральной нервной системы и структурой нейронных цепей, образующих их.

В центральной нервной системе отмечается одностороннее проведение возбуждения. Это связано с особенностями синапсов; передача возбуждения в них возможна только в одном направлении - от нервного окончания, где высвобождается при возбуждении медиатор, к постсинаптической мембране. В обратном направлении возбуждающий постсинаптический потенциал на распространяется. 3

В синапсах центральной нервной системы отмечается замедленное проведение возбуждения. Известно, что возбуждение по нервным волокнам проводится быстро. В синапсах скорость проведения возбуждения примерно в 200 раз ниже скорости проведения возбуждения в нервном волокне. Это связано с тем, что при передаче импульса через синапс затрачивается время на выделение медиатора нервным окончанием в ответ на пришедший импульс; на диффузию медиатора через синоптическую щель к постсинаптической мембране; на возникновение под влиянием этого медиатора возбуждающего постсинаптического потенциала.

В центральной нервной системе происходит трансформация ритма приходящих в нее импульсов в собственный ритм. При этом может происходит как урежение частоты поступающих в нее импульсов, так и учащение их. В ответ на одиночное раздражение центростремительного нейрона центральная нервная система посылает по центробежному нейрону серию импульсов, следующих друг за другом с определенным интервалом. Трансформация ритма связана с особенностями передачи возбуждения через синапсы. Для нервных центров свойственно явление суммации возбуждения. Это свойство было впервые описано И.М. Сеченовым в 1863 году. Было обнаружено, что слабые по силе раздражения не вызывают видимой рефлекторной реакции центральной нервной системы. Рефлекторный ответ может вызвать лишь раздражитель, достигший пороговой силы. Но если слабый раздражитель будет действовать одновременно на несколько рецепторных областей (например, несколько участков кожи) или слабый раздражитель будет действовать на рецептор многократно (длительно), то ответная рефлекторная реакция возникнет вследствие складывания, т.е. суммации, возбуждения.

В основе этого явления лежит процесс суммации возбуждающих постсинаптических потенциалов на теле нейронов. Как привило, порция медиатора, выбрасываемая нервным окончанием в ответ на одиночный импульс, слишком мала, для того чтобы вызвать возбуждающий постсинаптический потенциал, достаточный для деполяризации мембраны нервной клетки. Такая деполяризация возможна либо в случае одновременного возбуждения нескольких синапсов, расположенных на теле нейрона, либо при поступлении к одному и тому же синапсу серии нервных импульсов, следующих друг за другом с коротким интервалом. При этом постсинаптические потенциалы суммируются друг с другом, и в момент, когда суммарный потенциал достигает пороговой величины, возникает распространяющийся потенциал действия. Рефлекторная реакция не прекращается сразу же после прекращения раздражителя, а еще какой-то период времени к рабочему органу (эффектору) от центральной нервной системы продолжают поступать возбуждающие импульсы. Это - последействие. Последействие обычно бывает тем продолжительнее, чем сильнее раздражение и чем дольше оно действовало на рецепторы. В отличие от изолированных нервных волокон нервные центры легко утомимы. Утомляемость нервных центров проявляется в постепенном снижении и в конечном итоге полном прекращении рефлекторного ответа при продолжительном раздражении рецептора. Считают, что утомление нервных центров связано с нарушением передачи возбуждения в межнейронных синапсах. При этом происходит уменьшение запасов синтезированного медиатора в нервных окончаниях и снижение чувствительности к медиатору постсинаптической мембраны. 4

После возбуждения центральной нервной системы ритмическим раздражением следующее раздражение вызывает больший эффект или для поддержания прежнего уровня ответной реакции требуется меньшая сила последующего раздражения. Это свойство нервных центров получило название проторения. Облегчающий эффект при проторении объясняют тем, что при первых стимулах раздражения происходит перемещение пузырьков медиатора ближе к пресинаптической мембране и при последующем раздражении медиатор быстрее выделяется в синаптическую щель.

2 Безусловные рефлексы

Безусловные рефлексы — врожденные реакции на определенные воздействия внешних агентов, осуществляемые с помощью нервной системы. Термин «безусловный рефлекс» введен И.П. Павловым.

Характерными чертами безусловных рефлексов являются их относительное постоянство, врожденность и видовая специфичность, а также то, что они служат основой и подкрепляющим фактором для образования условных рефлексов. Совокупность Б. р. составляет так называемую низшую нервную деятельность животных, условных — высшую нервную деятельность.

Безусловные рефлексы подразделяются на простые (пищевые, оборонительные, половые, висцеральные, сухожильные) и сложные рефлексы (инстинкты, эмоции). Некоторые исследователи к Б. р. относят и ориентировочные (ориентировочно-исследовательские) рефлексы. Инстинктивная деятельность животных (инстинкты) включает несколько этапов поведения животного, причем отдельные этапы его выполнения последовательно связаны друг с другом по типу цепного рефлекса.

Вопрос о механизмах замыкания безусловных рефлексов изучен недостаточно. Согласно учению И.П. Павлова о корковом представительстве Б. р., каждое безусловное раздражение, наряду с включением подкорковых структур, вызывает возбуждение нервных клеток и в коре больших полушарий головного мозга. Исследования корковых процессов с помощью электрофизиологических методов показали, что безусловный раздражитель приходит в кору головного мозга в форме генерализованного потока восходящих возбуждений. 5

На основании положения И.П. Павлова о нервном центре как о морфофункциональной совокупности нервных образований, расположенных в различных отделах центральной нервной системы, разработана концепция структурно-функциональной архитектуры безусловных рефлексов. Центральная часть дуги безусловного рефлекса проходит не через какую-либо одну часть центральной нервной системы, а является многоэтажной и многоветвистой. Каждая ветвь проходит через какой-либо важный отдел нервной системы: спинной мозг, продолговатый мозг, средний мозг, кору головного мозга. Высшая ветвь, в виде кортикального представительства того или иного безусловного рефлекса, служит базой для образования условных рефлексов. Эволюционно более примитивным видам животных свойственны простые безусловные рефлексы и инстинкты, например, у животных, у которых роль приобретенных, индивидуально вырабатываемых реакций еще относительно мала и преобладают врожденные, хотя и сложные формы поведения, наблюдается доминирование сухожильных и лабиринтных рефлексов. С усложнением структурной организации центральной нервной системы и прогрессивным развитием коры головного мозга значительную роль приобретают сложные безусловные рефлексы и, в частности, эмоции.

Изучение безусловных рефлексов имеет важное значение для клиники. Так, в условиях патологии центральной нервной системы могут появляться безусловные рефлексы, характерные для ранних стадий онто- и филогенеза (сосательной, хватательный, рефлексы Бабинского, Бехтерева и др.), которые можно рассматривать как рудиментарные функции, т.е. функции, существовавшие ранее, но подавленные в процессе филогенеза высшими отделами центральной нервной системы. При поражении пирамидных путей эти функции восстанавливаются благодаря возникшему разобщению между филогенетически древними и позднее развившимися отделами центральной нервной системы.

Совокупность безусловных рефлексов, обеспечивающих сложные формы поведения животных, называется инстинктом. Например, перелеты птиц, забота о потомстве, постройка плотин бобрами. Однако только одних безусловных рефлексов организму недостаточно, чтобы приспособиться к изменяющимся условиями окружающей среды. Такие приспособления осуществляются благодаря рефлексам, которые И. П. Павлов в 1903 г назвал условными. 6

Инстинкты весьма прочны. Сложные формы поведения, связанные с их проявлением, нередко свидетельствуют об их высоком приспособительном значении. Например, у щенков из породы охотничьих собак без предварительного обучения в условиях охоты проявляются в поведении многие нюансы, характерные для тренированных животных.

При росте и развитии организма система безусловнорефлекторных связей все же оказывается ограниченной, инертной, неспособной обеспечить достаточно подвижные адаптационные реакции соответствующие колебаниям внешней и внутренней среды. Более совершенная адаптация организма к постоянно изменяющимся условиям существования происходит благодаря условнорефлекторным, т. е. индивидуально приобретенным, реакциям. Условнорефлекторные механизмы головного мозга имеют отношение ко всем видам деятельности организма (к соматическим и вегетативным функциям, к поведению), обеспечивая приспособительные реакции, направленные на сохранение целостности и стабильности системы «организм—среда». И. П. Павлов назвал условный рефлекс временной связью раздражителя с ответной деятельностью, образующейся в организме при определенных условиях. Поэтому в литературе вместо термина «условный рефлекс» часто используется термин «временная связь», который включает и более сложные проявления деятельности животных и человека, представляющие собою целые системы рефлексов и поведенческие акты.

3 Условные рефлексы

Условные рефлексы - индивидуально приобретённые сложные приспособительные реакции организма животных и человека, возникающие при определённых условиях (отсюда название) на основе образования временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловнорефлекторным актом Осуществляются высшими отделами центральной нервной системы – корой головного мозга и подкорковыми образованиями; формируются в процессе онтогенеза на базе безусловных рефлексов. 7

Условные рефлексы могут формироваться на любые раздражения любых рецепторных полей. (Условный пищевой рефлекс может быть выработан на раздражение зрительных, слуховых, кожных и других рецепторов).

Различают натуральные и искусственные условные рефлексы. Натуральные вырабатываются на естественные сигналы, сопровождающие безусловный раздражитель (вид и запах пищи; вид и звуки, издаваемые хищником; команда к старту для спортсмена). Натуральные условные рефлексы вырабатываются в естественных условиях и, как правило, сохраняются на протяжении всей жизни. В эксперименте на сигналы, не связанные с раздражителем (свет, звонок и пр.), вырабатываются искусственные условные рефлексы. 8

Для образования условных рефлексов необходимы определенные условия. Важно, чтобы индифферентный раздражитель, который далее становится условным, предшествовал (на 1–5 с) или совпадал с действием безусловного. Если индифферентный раздражитель действует задолго до безусловного или вначале дается безусловный, а затем условный раздражитель, то условный рефлекс не вырабатывается. Условные рефлексы формируются и закрепляются лишь после достаточного количества повторных сочетаний. Скорость образования и устойчивость условного рефлекса зависят от интенсивности безусловной реакции (пищевые условные рефлексы быстрее вырабатываются у голодного животного). На образование условных рефлексов влияет и сила условного раздражителя: на слабые сигналы рефлексы вырабатываются труднее, чем на более сильные. В естественных условиях рефлексы чаще всего образуются на сигналы, одновременно или последовательно раздражающие разнообразные рецепторы. Такие условные рефлексы называются комплексными. В эксперименте при последовательном предъявлении нескольких сигналов вырабатывают условные рефлексы первого, второго и последующих порядков.

Условный рефлекс образуется благодаря возникновению функциональной временной связи между центром в коре головного мозга, воспринимающим условный сигнал, и центром коркового представительства безусловного рефлекса. Корковое представительство безусловного рефлекса – это нервные клетки в коре, которые участвуют в его выполнении. Например, дуга безусловного слюноотделительного рефлекса проходит через центр в продолговатом мозге. При возбуждении нейронов продолговатого мозга импульсы распространяются по восходящим путям, доходят до нейронов коркового представительства в лобной доле, активируют их и по обратным путям возвращаются в центр безусловного рефлекса. При нарушении работы коркового представительства слюноотделение становится слабым, менее точным и быстро прекращается. При одновременном раздражении органа слуха сигналы поступают в центр слуха височной доли и активируют его. Таким образом, в коре головного мозга возникают одновременно две группы возбужденных нейронов: нейроны коркового представительства слюноотделительного рефлекса и центра слуха. Благодаря этому между ними формируется новая функциональная связь, которая по мере повторения закрепляется.

4 Отличия условных и безусловных рефлексов

Безусловные рефлексы – врожденные реакции организма, они сформировались и закрепились в процессе эволюции и передаются по наследству. Условные рефлексы возникают, закрепляются, угасают в течение жизни и являются индивидуальными. Безусловные рефлексы являются видовыми, т. е. они обнаруживаются у всех особей данного вида. Условные рефлексы могут быть выработаны у одних особей данного вида, а у других могут отсутствовать. Безусловные рефлексы не требуют специальных условий для своего возникновения; они, безусловно, возникают, если на определенные рецепторы подействуют адекватные раздражители. Условные рефлексы для своего образования требуют специальных условий, они могут образовываться на любые раздражители (оптимальной силы и длительности) с любого рецептивного поля.

Безусловные рефлексы относительно постоянны, стоики, неизменны и сохраняются в течение всей жизни. Условные рефлексы изменчивы и более подвижны. 9

В осуществлении безусловных рефлексов принимают участие в основном подкорковые отделы центральной нервной системы. Эти рефлексы могут осуществляться у высших животных и после удаления у них коры больших полушарий. Хотя удалось показать, что после удаления коры больших полушарий характер, протекание безусловно-рефлекторных реакций меняется, это дало основание говорить о корковом представительстве безусловного рефлекса. Условные рефлексы у высших животных являются функцией коры головного мозга.

Смена безусловных рефлексов для каждого человека в зависимости от возраста так же запрограммирована, как и замена молочных зубов постоянными. Она объясняется несколькими причинами.

К моменту рождения не все отделы нервной системы функционируют. Некоторые нервные центры формируются позже. Так, более древние системы (например, экстрапирамидная) созревают раньше пирамидной, с которой связаны произвольные движения и действия. К рефлексам экстрапирамидной системы относятся рефлекс Бабинского и рефлекс Робинзона. Если взрослому человеку провести штриховую линию вдоль подошвы стопы, он согнет пальцы, а ребенок разогнет их — они образуют фигуру, напоминающую веер. Любое прикосновение к ладони ребенка вызывает сжатие руки в кулачок. У недоношенных детей оно может быть настолько сильным, что некоторые младенцы могут удерживать свой вес, если им дать захватить руками палку, а затем поднять палку вместе с ребенком.

Вторая причина смены рефлексов связана с экологической приспособленностью организмов к тем возможностям, которыми ребенок располагает в том или ином возрасте. Когда ребенок начинает держать голову, то при ее "падении" (а это происходит всякий раз, когда ребенок устает) голова поворачивается в сторону, и он не утыкается ртом и носом в постель. В противном случае ребенок мог бы задохнуться. После того как произвольные движения становятся доступными ребенку, этот рефлекс угасает.

Половые рефлексы также появляются не сразу – они во многом зависят от возраста.

При рождении человека или любого наземного млекопитающего животного следует определенная цепочка рефлексов, составляющих инстинкт: рождение – накопление углекислого газа в крови новорожденного – вдох.

У бегемотов, обычно рождающих своих детенышей в воде, цепочка рефлексов несколько иная: рождение – накопление углекислого газа в крови – всплытие на поверхность – вдох. Незнание этого стало причиной гибели рожденного в неволе детеныша бегемота. Сотрудников этого зоопарка очень обеспокоило, что новорожденный детеныш долго не показывался из воды. Они решили спустить воду, чтобы его спасти, но тем самым погубили детеныша. Ему не дали всплыть – и вдох сделался невозможным. Иными словами, была нарушена цепочка рефлексов – вычеркнуто среднее звено.

В одном ряду – изображения голов взрослых животных, а во втором — голов их детенышей. Учащиеся должны ответить на вопрос, какой ряд им более симпатичен.

Практика показала, что детеныши вызывают больше симпатий.

Сигнальные стимулы детенышей, вызывающие родительские рефлексы. Справа – взрослые формы тех же видов животных и человека.

5 Роль безусловного и условного рефлексов в жизни человека и животных

Безусловные рефлексы вместе с условными осуществляют приспособляемость организмов к условиям жизни.

Примерами безусловных рефлексов являются: пищевые, оборонительные, половые, саморегуляция функций органов и систем, болевые, глотания, рвоты, чихания, кашля, моргания и др. В первые моменты после рождения ребенок способен дышать, питаться посредством сосания и т. д. 10

Умение владеть преимущественно правой или левой рукой — тоже безусловный рефлекс. Так называемые инстинкты — не что иное, как сложные комплексы разнообразных рефлексов. Некоторые безусловные рефлексы используются в медицине для определения состояния здоровья людей: коленный, ахиллов, брюшные, мигательный, подошвенный, сосательный и др. Из них коленный рефлекс известен, наверное, каждому, кто был у врача-невропатолога. Врач ударяет специальным молоточком по сухожилию мышцы, ниже надколенника. При этом разгибается голень в коленном суставе. Таким же образом вызывают ахиллов рефлекс: удар по ахилловому сухожилию вызывает подошвенное сгибание стопы. Брюшные рефлексы проявляются в виде смещений брюшной стенки в ответ на штриховые раздражения кожи живота. Мигательный рефлекс проявляется сокра­щением круговых мышц глаз при освещении или внезапном появлении предмета в поле зрения. По этим и другим рефлексам врач судит о состоянии нервной системы.

В течение жизни врожденные рефлексы способны изменяться и становятся трудно опознаваемы. Следует отметить, что у человека, в отличие от животных, безусловные рефлексы проявляются при участии коры большого мозга.

Рефлекторная деятельность нервной системы, состоящая из безусловных и условных рефлексов, обусловливает все многообразие функций организма, включая память, мышление и поведение.

Совершенное приспособление организма к окружающей среде осуществляется посредством образования и исчезновения различных условных рефлексов. Изменчивость, обусловленность факторами внешней и внутренней среды организма и временность условных рефлексов имеют исключительно важное биологическое значение, обеспечивая гибкость и точность приспособления организма к меняющейся окружающей среде. Сигнальный характер условнорефлекторной деятельности позволяет организму по одним, зачастую отдалённым предвестникам — условным раздражителям, стремиться заблаговременно к благоприятным для его существования условиям и избегать неблагоприятных, а также неизмеримо расширяет восприятие предметов и событий окружающего мира и диапазон деятельности. Роль безусловных рефлексов в В. н. д. заключается не только в том, что на их основе вырабатываются в конечном итоге все условные рефлексы, но и в том, что безусловные рефлексы, в особенности сложные их формы, выступают как концентрированное выражение наследственно закреплённого опыта предшествовавших поколений, как проявление генетической памяти. 11

Относительное значение условных и безусловных рефлексов в В. н. д. изменяется в процессе исторического развития животного мира. В поведении беспозвоночных и низших позвоночных животных врождённые формы нервной деятельности преобладают над приобретёнными; в процессе эволюции животных перевес постепенно получают приобретённые формы нервной деятельности, становясь доминирующими формами В. н. д. Причём сами эти формы претерпевают существенные изменения: условные рефлексы непрерывно усложняются и совершенствуются, состав их постоянно обогащается, условно-рефлекторная деятельность в целом становится всё более совершенным и активным средством приспособления к окружающей среде, т. е. обеспечивает возможность существования организма во всё более широком диапазоне условий среды обитания.


Выводы

Изменяющиеся условия окружающей среды требуют постоянного приспособления к ним организма. Такие реакции у человека обеспечиваются рефлекторной деятельностью нервной системы. В процессе эволюции возникли прочно закрепленные, передающиеся по наследству рефлексы, которые обеспечивают приспособительные возможности организма, объединяют и согласовывают его функции. Эти рефлексы И. П. Павлов назвал безусловными. Безусловные рефлексы — это врожденные реакции организма, закрепленные и осуществляемые с помощью нервной системы. Они полностью сформированы к моменту рождения, осуществляются готовой к моменту рождения рефлекторной дугой, характерны для всех представителей данного вида. Безусловные рефлексы постоянны и устойчивы в течение жизни, осуществляются при участии спинного мозга, ствола и подкорковых ядер головного мозга. Биологическая роль этих рефлексов заключается в том, что они обеспечивают функционирование организма сразу после рождения, а в дальнейшем являются основной для выработки условных рефлексов. Примерами безусловных рефлексов могут быть сосание у новорожденных, мигание, выделение слюны при попадании пищи в рот и др.

Условные рефлексы приобретаются в процессе индивидуального развития организма в течение жизни на основании взаимодействия с окружающей средой. Условные рефлексы изменчивы, могут возникать, закрепляться или утрачиваться, если необходимость в них исчезает. Условные рефлексы индивидуальны, рефлекс может присутствовать у одних особей вида и отсутствовать у других. Эти рефлексы подвижны, они могут образовываться в случае необходимости при раздражении любых рецепторных аппаратов. Вырабатываются условные рефлексы при участии коры больших полушарий головного мозга.

Биологическая роль условного рефлекса заключается в расширении диапазона приспособительных возможностей организма к самым разнообразным условиям. Условные рефлексы составляют основу обучения, воспитания, развития речи и мышления у ребенка, навыков трудовой, общественной и творческой деятельности человека.


Список использованной литературы

  1. Асратян Э. А., Очерки по физиологии условных рефлексов, М., 2006.
  2. Беленков Н. Ю., Условный рефлекс и подкорковые образования мозга, М., 2005.
  3. Беритов И. С., Структура и функции коры большого мозга, М., 2005.
  4. Коган А. Б., Электрофизиологическое исследование центральных механизмов некоторых сложных рефлексов, М., 2004.
  5. Конорски Ю., Интегративная деятельность мозга, пер. с англ., М., 2004.
  6. Ливанов М. Н., Пространственная организация процессов головного мозга, М., 2002.
  7. Милнер П., Физиологическая психология, пер. с. англ., М., 2003.
  8. Павлов И. П., Полн. собр. тр., т. 3, М. – Л., 2006.
  9. Электрическая активность головного мозга при образовании простых форм временной связи, М., 2006.

1 Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 2006.

2 Дмитриев А. С., Физиология высшей нервной деятельности, М., 2006.

3 Воронин Л. Г., Курс лекций по физиологии высшей нервной деятельности. М. 2006.

4 Физиология высшей нервной деятельности, ч. 1–2, Л., 2004.

5 Воронин Л. Г., Курс лекций по физиологии высшей нервной деятельности. М. 2006.

6 Физиология высшей нервной деятельности, ч. 1–2, Л., 2004.

7 Руденко Л. П., Функциональная организация элементарных и сложных форм условно-рефлекторной деятельности, М., 2004.

8 Дмитриев А. С., Физиология высшей нервной деятельности, М., 2006.

9 Воронин Л. Г., Курс лекций по физиологии высшей нервной деятельности. М. 2006.

10 Физиология высшей нервной деятельности, ч. 1–2, Л., 2004.

11 Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 2006.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

Стр.219. Проверь себя

1. В чем прогрессивность взглядов И.М. Сеченова на психическую деятельность человека?

В 1863 г. вышла книга И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». В этой работе впервые в истории естествознания поведение и «душевная» – психическая деятельность человека были объяснены рефлекторным принципом работы нервной системы. И.М. Сеченов утверждал, что рефлексы головного мозга включают три звена. Первое, начальное звено – это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями. Второе, центральное звено – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозгу. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.). Третье, конечное звено – движения и действия человека, т. е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

2. Каково значение работ И.М. Сеченова и И.П. Павлова для развития науки о поведении?

Роль И. М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. В течение многих веков люди задумывались над удивительной приспособленностью поведения животных к условиям обитания. Еще более загадочным казалось целесообразное, разумное поведение человека.

Начало научному изучению сложных приспособительных реакций человека и животных, мыслительной и психической деятельности человека было положено трудами великих русских ученых И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

3. Какие рефлексы называются безусловными?

Безусловные рефлексы - наследственно передаваемые (врожденные) реакции организма, присущие всему виду. Выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза (приспособления к условиям окружающей среды).

Безусловные рефлексы - это наследуемая, неизменная реакция организма на внешние и внутренние сигналы, независимо от условий возникновения и протекания реакций. Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма к неизменным условиям среды. Основные типы безусловных рефлексов: пищевые, защитные, ориентировочные, половые.

Примером защитного рефлекса является рефлекторное отдергивание руки от горячего объекта. Гомеостаз поддерживается, например, рефлекторным учащением дыхания при избытке углекислого газа в крови. Практически каждая часть тела и каждый орган участвует в рефлекторных реакциях.

4. Какое значение имеют безусловные рефлексы? Приведите примеры безусловных рефлексов и объясните их значение для организма.

Безусловные рефлексы помогают человеку выживать на ранних стадиях развития. Т.е., например, ребенок при рождении. Его безусловным рефлексом будет крик, т.к. иначе он не сможет дышать.

Безусловные рефлексы даются от рождения, а условные человек вырабатывает в процессе существования.

Как уже было написано выше, безусловный помогает на раннем этапе развития, а условный - на последующих, т.е. когда человек уже в состоянии совершить обдуманное действие.

5. Какие рефлексы называются условными?

Условные рефлексы, это приобретённые в период нашей жизни. И.П. Павлов показал, что наряду с наследственными существует множество рефлексов, которые приобретаются организмом в течение жизни. Такие рефлексы возникают при определенных условиях, поэтому они были названы условными.

6. Каково биологическое значение условных рефлексов?

Условные рефлексы вырабатываются на основе безусловных рефлексов, они помогают нам приспособиться к жизни. Например научиться ходить, разговаривать, читать книги и т.д. Когда мы видим пищу - у нас вырабатывается слюна например в этом и есть их биологическое значение.

7. В чем состоит павловская методика формирования условных рефлексов у животных?

И.П. Павлов изучал условные рефлексы в опытах на животных (собаках). Для этого собаку закрепляли в специальном станке, чтобы ограничить ее движения. Когда собаке давали пищу (безусловный раздражитель), у нее рефлекторно выделялась слюна – возникал безусловный слюноотделительный рефлекс. Чтобы выработать условный рефлекс, за полминуты до кормления включали электрическую лампочку или другой, безразличный для слюноотделительного рефлекса раздражитель. После нескольких сочетаний включения лампочки с кормлением одна лишь вспышка света вызывала слюноотделение даже в том случае, если пищи в кормушке не было. Таким образом вспышка света становилась сигналом появления пищи – условным раздражителем. У собаки выработался условный слюноотделительный рефлекс.

8. Каково биологическое значение торможения условных рефлексов?

Условное = внутреннее торможение:

а) обеспечивает постепенное угасание условных рефлексов при отсутствии подкрепления условного раздражителя безусловным. Благодаря внутреннему торможению биологически нецелесообразных реакций организма возможна выработка новых условных рефлексов, изменение поведения в процессе адаптации к внешней среде. Например, при пересыхании водоема, из которого пили животные, они перестают приходить к нему и находят новый водоем.

б) способствует возникновению – способности отличать один сигнал от других, похожих. Если один раздражитель подкреплять, а другой, близкий к нему, не подкреплять, то условно рефлекторная реакция возникает только на подкрепляемый раздражитель, а реакция на другой раздражитель тормозится. Например, по характеру условного стука в дверь собака может определять, кто пришел – свои или чужие, и реагировать соответствующим образом.

9. Чем отличаются условные рефлексы от безусловных?

Безусловные рефлексы - это врожденные, наследственно передающиеся реакции организма. Условные рефлексы – реакции, приобретенные организмом в процессе индивидуального развития на основе «жизненного опыта».

Безусловные рефлексы относительно постоянны; условные рефлексы непостоянны и это свойство отражено в самом их названии. Осуществляются безусловные рефлексы в ответ на адекватные раздражения, приложенные к определенному рецептивному полю. Условные рефлексы могут образоваться на любые воспринимаемые организмом раздражения любого рецептивного поля. Условные рефлексы являются преимущественно функцией коры большого мозга. Безусловные рефлексы могут осуществляться на уровне спинного мозга и мозгового ствола.

10. В чем значение безусловных и условных рефлексов?

Особое место среди безусловных рефлексов в обеспечении безопасности занимает ориентировочный рефлекс. Он появляется в ответ на новый раздражитель: человек настораживается, прислушивается, поворачивает голову, скашивает глаза, задумывается. Ориентировочный рефлекс обеспечивает восприятие незнакомого раздражителя.

Образованные в процессе обучения условные рефлексы позволяют организму более гибко приспособиться к конкретным условиям окружающей среды и лежат в основе выработки у человека привычек, всего образа жизни. Приспособительное значение условных рефлексов огромно. Благодаря им человек может заблаговременно предпринять необходимые действия для своей защиты, ориентируясь на признаки возможной опасности, не видя при этом самой опасности. Условные раздражители имеют сигнальный характер. Они предупреждают об опасности.

Все непосредственные ощущения, восприятия и соответствующие им реакции человека осуществляются на основе безусловных и условных рефлексов. Однако в специфических условиях социальной среды человек ориентируется и реагирует не только на непосредственные раздражители. Для человека сигналом любого раздражителя служит обозначающее его слово, причем его смысловое содержание. Слова произносимые, слышимые и видимые – это сигналы, символы конкретных предметов и явлений окружающей среды. Словом человек обозначает все, что воспринимает с помощью органов чувств.

Об условных и безусловных рефлексах школьник узнает ещё на первых уроках зоологии, когда приводится яркий пример «собаки Павлова», у которой начинается слюноотделение после подачи определенного сигнала. Тогда же ученик получает первое представление о роли рефлексов в жизни человека и о существовании так называемой «первой сигнальной системы». Однако за рамками школьной программы остается такое понятие, как «вторая сигнальная система», которая имеет не меньшее значение.

Роль системы условных и безусловных рефлексов в жизни человека

Какие же бывают виды рефлексов, в чем отличие условных рефлексов от безусловных, и в чем их значение?

К примеру, вы обожгли спичкой палец и отдергиваете руку, причем сразу же, не раздумывая. Болевое раздражение кожи нервные волокна передали группе клеток в центральной нервной системе, ведающих двигательными функциями мышц рук. Возникшее в них возбуждение тут же передалось по другим нервным волокнам мышцам. Они резко сократились - рука дернулась, огонь уже не обжигает палец. Этот вид рефлекса человека называется безусловным, таких рефлексов множество и все они врожденные.

А рефлексы условные нужно создавать, вырабатывать. Исследования в этой области связаны с именем нашего знаменитого физиолога И. П. Павлова. Именно этот ученый обосновал значение рефлексов в жизни человека и доказал, что если система безусловных рефлексов будет неоднократно сопровождаться определенным раздражителем, то через некоторое время раздражитель начнет вызывать этот рефлекс.

Вот пример. Вам делают укол иглой и одновременно звонят в колокольчик. После некоторого числа повторений звук колокольчика становится сигналом к тому, чтобы отдернуть руку. Игла не уколола, а рука непроизвольно дернулась. Условный рефлекс создан.

Условные и безусловные рефлексы человека играют важную роль в жизни. Ребенок, обжегшись огнем, в дальнейшем отдергивает руку еще до того, как огонь снова опалит ему кожу. Лесной зверь, близко познакомившись с какой-то опасностью, в другой раз ведет себя более осторожно. Такое восприятие окружающей действительности мозгом человека и животных И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой.

Кроме того, у человека существует и вторая сигнальная система. При этом условным раздражителем являются слова-образы и понятия. Если, скажем, человек испытал сильнейший испуг, связанный с пожаром, то при нем достаточно крикнуть «Пожар!», чтобы вызвать такой же испуг.

Обе сигнальные системы условных рефлексов в нашем организме тесно взаимосвязаны. Они и представляют работу нашей центральной нервной системы. А последняя регулирует всю деятельность организма. Известно, что различные душевные переживания (испуг, горе, радость и т. д.) могут вызвать изменения работы сердца (учащение и замедление сердцебиения, сужение или расширение кровеносных сосудов, покраснение или побледнение кожи), могут привести к поседению волос и так далее. Значит, тем или иным способом мы можем оказывать влияние и на работу многих внутренних органов, в том числе словом. Оно способно заметно влиять на психику, а значит, на работу всего организма.

Материал подготовлен редакцией сайта сайт

Будем очень признательны,если оставите свою оценку



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...