Каковы этапы древнерусской государственности и их особенности. Образование древнерусского государства
4Предпосылки и основные этапы формирования древнерусского государства.
Существовало 3 группы предпосылок:
Экономические – появление излишка и возможностью кормить князя, наличие торгового пути,желание этот путь контролировать.
Социальные – связано с экономическими имущественная и социальная дифференциация, разрушение обычая родовой солидарности это приводило к необходимости появления князя. Первоначально вождь выбирался во время военных походов, в последствии этот вождь становился фигурой постоянной, у него была дружина не больше 4-5 десятков человек. Разрушение родовой общины приводило к тому что, В этих условиях между семьями, имеющими неравные возможности в производственной деятельности (это зависело от количества взрослых мужчин в семье, состояния здоровья и т. п.), развивается неравенство: выделяются более зажиточные (мужи) и зависимые (сироты, холопы). Таким образом, складываются различные интересы отдельных социальных слоев восточного славянства, регулировать которые прежними способами стало невозможно.
Внешнеполитические – отношения между славянскими племенами и другими народами. Варягами и печенегами на юге. Для борьбы с кочевниками славяне объединялись в союзы племен, центрами таких объединений становились города-поселки, где базировались военные вожди (князья) и их дружины (войско).
Этапы: Процесс возникновения государства длителен и сложен. В IX в. варварские восточнославянские племена идут по пути от «военной демократии» к государственному устройству.
На первом этапе происходит складывание 2 центров государства восточных славян:
на основе Полянского союза с центром в Киеве («Юг»);
северные славянские племена объединялись вокруг Нового-рода («Север»).
Следующий этап связан с событиями 862 г. В «Повести временных лет» рассказывается, как поссорившиеся друг с другом разноплеменные жители Новгорода (славянского и финно-угорского происхождения) пригласили варяжского князя (конунга) Рюрика. Варяги - варварские племена, проживавшие в Скандинавии (их называют также норманнами). Рюрик с дружиной стал княжить в Новгороде.
Третий этап возникновения Киевской Руси принято связывать с походом князя Олега 882 г. Родственник Рюрика - князь Олег для контроля над путем «из варяг в греки» совершил с дружиной захват Киева, объявил его столицей, принял титул «великий князь». Так произошло объединение восточнославянских земель Севера и Юга.
Княжение Ольги и установление уроков и погостов.
Крещение Руси
Создание в 1019 г. правды Ярослава
1054 г. завещание Ярослава Муарового, его формулировка о наследовании власти.
Так же в историографии нет единого мнения о предпосылках и этапах формирования государства.
В христианской историографии начало истории государства Киевская Русь связано с принятием им истинной веры - христианства православного толка. Тысячелетняя история Русской православной церкви (988) - это одновременно начало и история русского, Российского государства. Российское государство постоянно расширяло сферы влияния, территорию за счет приобщения к истинной вере иноверцев (басурман), проживающих на территории Восточной Европы и Северной Азии.
Христианская теория связывает возникновение Киева с пророчеством апостола Андрея Первозванного. После вознесения на небо Иисуса Христа его ученики (апостолы) разошлись по свету проповедовать новую веру. Апостол Андрей Первозванный (его первого позвал Христос в ученики) в I веке был в Восточной Европе. Поднимаясь в верховья Днепра, Андрей сделал остановку в районе сегодняшнего Киева, благословил окрестные холмы и сказал: “На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей”.
Великие киевские князья, Ольга, а затем ее внук Владимир I приняли христианство. В 988 году князь Владимир I начал крещение Руси. Согласно религиозному подходу, это событие начинает отсчет исторического времени православного государства: Киевского – Московского - Российского.
Всемирно-историческая теория. В стенах Российской академии наук в XVIII веке родилась “норманнская теория”, согласно которой Киевское государство было создано норманнами-варягами 2 . Родоначальниками этой теории выступали З. Байер, кенигсбергский ученый-лингвист, а вслед за ним другой немецкий ученый И. Миллер.
Против этого утверждения сразу же выступили русские ученые и, в частности, М. Ломоносов, который положил начало полемике между “норманнистами” и “антинорманнистами”. М. Ломоносов подверг сомнению выводы Г. Миллера о создании государства варягами. Особое внимание Ломоносов уделил происхождению термина “русь”. Если Миллер связывал термин с северными племенами русь = варяги = скандинавы = норманны, то Ломоносов возводил происхождение термина к наименованию южно-славянского племени “роксоланов”, широко используя при этом данные топонимики. Он считал, что роксоланы вместе с готами (по Ломоносову, тоже славянами) пришли с берегов Черного моря к побережью Балтийского моря, получив там название “варяги”.
Полемика между “норманнистами” и “антинорманнистами” обозначилась по ряду вопросов: 1) Являлись ли варяжские князья основателями государства Киевская Русь? 2) Термин “русь” является словом скандинавского или иного происхождения?
Наибольшей остроты дискуссия достигла в середине XIX века, когда в защиту “норманнской” теории выступили датский историк, профессор Копенгагенского университета В. Томсен и русский историк, академик А. Куник. В работе В. Томсена “Начало русского государства” (1891 г.) были сформулированы основные аргументы в пользу норманнской теории. После выхода в свет этой работы многие ученые пришли к выводу, что норманнское происхождение Русского государства можно считать доказанным.
Вместе с тем ряд историков XIX века стояли на позициях воинствующего “антинорманнизма”. В частности, Гедеонов в своем двухтомном труде “Варяги и Русь” (1876) подверг критике взгляды норманнистов и привел ряд доказательств местного происхождения термина “русь” и присутствия его в Восточной Европе с очень давних времен.
После 1917 года в зарубежной литературе, как и в российской дореволюционной, продолжало преобладать либеральное направление всемирно-исторической теории образования государства Киевская Русь. В основе ее лежала идея французских просветителей XVIII века Ж.-Ж. Руссо, Вольтера и др. об общественном договоре как основе образования государства.
В то же время у части зарубежных историков норманнская теория подверглась политизации. Неприятие западным обществом советского государства переносится и на историю. В 30-е годы норманнизм приобретает антиславянскую направленность, доказывающую неспособность народов Восточной Европы самостоятельно создать свое государство, свою культуру. “Расцветает” расистская теория неполноценности народов.
Материалистическое направление становится официальным в советский период. В соответствии с историко-материалистической заданностью определение государства наполняется следующей трактовкой: “государство никаким образом не представляет из себя силы, извне навязанной обществу, а является продуктом его длительного развития” (Ф. Энгельс).
Выстраивается следующая схема: племенные княжения (союзы племен), формирование Северного и Южного образований, Русское государство (Киевская Русь). Схема постоянно уточняется и детализируется. Так, государство возникает на восточно-славянской основе, но со значительным участием чудских племен и скандинавских наемных дружин. Норманны явились сюда после того, как социально-экономические, политические и духовные предпосылки создания государства в Восточной Европе уже сложились. В этой трактовке роль варягов-норманнов в образовании государства становится несущественной.
Советские историки (Б. А. Рыбаков, И. Я. Фроянов и др.), признав, что государственность - процесс не одномоментный, а итог длительного эволюционного 3 развития, разошлись в определении места первоначального возникновения государства. Одни исследователи считали, что процесс становления Русского государства сначала развернулся на Юге, и лишь позднее - на Северо-Западе 4 , другие - на первое место среди этапов формирования государственности ставят образование северного суперсоюза и только после этого - “грандиозного суперсоюза” с центром в Киеве. Однако все историки признают, что процесс объединения завершился походом северной части русских на Юг, победой северян и подчинением Южной Руси. Столицей объединенного государства стал Киев.
Марксистская теория происхождения государства сняла остроту обсуждения термина “русь”. Термин “русь” варяжского происхождения, но ставший этнонимом собирательного характера, стали связывать с проблемой этнонимии. Утвердилось мнение, что используемые применительно к самым различным, чаще неродственным, народам этнонимы “скифы”, “киммерийцы”, “гунны”, “франки” и другие носят собирательный характер. Жители государства Киевская Русь по названию государства назывались русскими.
В локально-исторической литературе Восточная Европа и Северная Азия рассматриваются как единое пространство (“месторазвитие”), заполненное сменяющими друг друга локальными цивилизациями, государствами. Так на протяжении тысячелетий на едином “месторазвитии” сменилось много государств: Скифское, Готское, Хазарское, Киевское, Золотоордынское и другие. Все государства Восточной Европы и Северной Азии были многонациональные, а политическое лицо государства, его название определял народ, становившийся во главе его.
Предпосылки формирования древнерусского государства возникли в результате влияния комплекса внешних и внутренних, духовных, политических, социально-экономических факторов. Однако, в первую очередь, следует учитывать хозяйственные изменения восточных славян. Избыток продуктов земледелия в одних районах, народных промыслов в других приводил к взаимному обмену и способствовал развитию торговли. Вместе с этим формировались условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки. Таким образом, военно-управленческая деятельность отделялась от производственной.
Среди политических факторов, повлиявших на создание древнерусского государства, следует отметить межплеменные столкновения на фоне осложнения внутриплеменных отношений. Эти факторы способствовали ускорению установления княжеской власти. Возрастала роль дружины и князей - они не только защищали племя от внешних нападений, но и выступали судьями различных споров.
Вместе с этим, межплеменная борьба приводила к объединению нескольких племен вокруг самого сильного. Такие союзы становились племенными княжениями. В результате княжеская власть укреплялась, однако интересы правителя с течением времени сильнее расходились с интересами соплеменников.
Большое влияние на формирование древнерусского государства оказало язычество, развитие духовных представлений славян. С разрастанием военного могущества князя, который приносил племени добычу, защищал от внешних нападений, урегулировал внутренние споры, вырастал и его престиж. Вместе с этим происходило отчуждение князя от остальных общинников.
Князь, славившийся своими военными достижениями, способный решать внутренние вопросы, выполнять сложные все более отдалялся от соплеменников. Общинники же, в свою очередь, наделяли его сверхъестественной силой, видели в нем залог благополучия племени в будущем.
К внешним факторам, повлиявшим на формирование древнерусского государства, следует отнести сильное давление со стороны норманнов и хазар. Желание этих народностей контролировать торговые пути между Югом, Востоком и Западом провоцировало ускорение образования княжеских и дружинных группировок, которые начали участвовать в торговом процессе. Так, например, взимались продукты промыслов (пушнина, в первую очередь) с соплеменников и менялись на серебро и престижные продукты у иноземных купцов, кроме того, продавались иностранцам и захваченные в плен иноплеменники. Таким образом, племенные структуры все более входили в подчинение местной знати, которая все больше изолировалась и обогащалась.
Кроме того, взаимодействие с другими более развитыми странами вносило изменение в общественно-политическую структуру страны. Также влияние на формирование древнерусского государства оказывал и факт существования в низовьях Волги. Это образование обеспечивало защиту от нападения кочевников. В прошлые эпохи набеги на русскую территорию значительно тормозили развитие племен, мешали их труду, возникновению государственного строя.
Таким образом, на первом этапе (с начала 8-го по середину 9-го века) формирование древнерусского государства проходит путем образования межплеменных центров и союзов. В 9 веке возникает система полюдья - сбора дани общинников в пользу князя. Предположительно, в то время она была добровольной и воспринималась соплеменниками как возмещение за управленческие и военные услуги.
На втором этапе на установление оказали большое влияние внешние факторы - вмешательство хазар и норманнов.
По данным финно-угры и славяне в 862 году обратились к Рюрику с предложением царствовать над ними. Приняв предложение, Рюрик сел в Новгороде (согласно некоторым свидетельствам, в Старой Ладоге). Один его брат, Синеус, стал княжить в Белоозере, а второй, Трувор, в Изборске.
В отечественной историографической традиции Древнерусское государство с центром в Киеве в IX -- начале XII в. получило название Киевская Русь. Согласно летописи, понятие «русь» происходит от наименования варяжского племени, из которого происходил Рюрик. Под варягами тогда имелись ввиду норманны, а отсюда и возникла наиболее популярная норманнская теория происхождения Руси. Последователями этой теории были в XVIII в. историки-немцы, М.П. Погодин и др.
Другие ученые считают, что «русью» назывался широкий союз славянских племен, сложившийся в середине I тыс. н. э. в районе реки Рось, являвшейся одним из притоков Днепра южнее Киева. Так возникла противоположная норманнской, славянская версия происхождения Руси. Ее сторонниками в XVIII в. были великий русский энциклопедист М.В. Ломоносов и другие. В XIX в. этой теории придерживался известный историк И.Е. Забелин и др. В последние годы многие историки и публицисты склонны развивать именно эту теорию, считая ее наиболее достоверной и объективной.
Если говорить о становлении государственности Киевской Руси и роли в ней князей-варягов, и, соответственно, о месте, занимаемом ими в древнерусской истории, стоит заметить, что историческая роль варягов на Руси была существенно меньшей, чем роль племен печенегов или половцев, оказывающих значительное влияние на процессы общественно-политического развития Руси в течение четырех веков. Термины «Русь», «Русская земля» изначально в IX в. относились только лишь к киевским и соседским с ними южнорусским землям. И только три столетия спустя, в XII в., это понятие получает свое распространение на всей территории, занятой восточными славянами. При этом, у абсолютно всех славянских народов, в том числе и у восточных славян, отличительной чертой социальной организации являлась высокая степень территориально-политической автономии каждого племени друг от друга. Поэтому, согласно одной из летописей: «Поляне и Древляне и Северо и Радимичи и Вятичи и Хорватии… имяхубо обычая своя и законы отец своихъ и предания кождо своя норов».
Причиной, заставившей Олега покинуть Новгород со своей дружиной, явился еще и тот факт, что новгородцы были убежденными приверженцами вечевой формы государственного управления. Киев, таким образом, оказался единственным из восточнославянских городов, жители которого приняли приоритет княжеской власти над древними вечевыми устоями. Поэтому этот город и стал резиденцией новой варяжской династии, которая захватила власть над племенем полян после убийства наследников Кия. Но, несмотря на это, договор с жителями Новгорода еще сохранял свою юридическую силу.
Таким образом, территория словенильменских на весьма оригинальных автономных условиях по-прежнему формально находилась в сфере влияния наследников Рюрика, при этом, договор обязывал их, не нарушая принципов «старины», т.е. вечевого управления, защищать Новгород от внешних врагов. Из этого можно сделать вывод о том, что с момента легендарного утверждения Русского государства, на его территории совмещались две формы правления: республиканско-вечевая и самодержавно-монархическая, которые смогли продержаться вплоть до образования централизованного Московского государства при Иване Грозном.
Характерной чертой экономики Киевской Руси являлась многоукладность. Экономическую основу Древнерусского государства составляла, в первую очередь, феодальная собственность на землю. В этом заключалось основное отличие древнерусского государства от западноевропейских и ряда других стран, в которых становление государственности было неразрывно связано с господством рабского труда. Феодальная собственность на землю существовала на Руси в двух видах: как вотчина -- земельная собственность крупного феодала, позже боярина, которая могла передаваться по наследству. В нее входили феодальная усадьба и прилегающие к ней крестьянские дворы; а также поместья -- земли, которые князь мог пожаловать своим дружинникам в качестве условного владения в награду за верную службу. При этом право на владение поместьем дружинник имел только лишь в период службы.
Вместе с тем в древнерусском государстве IX-X вв. отмечалось активное развитие ремесел. В Киевской Руси было распространено около 150 различных ремесленных специальностей. Развитие ремесел наряду с другими причинами стало в свою очередь причиной стремительного роста и расширения городов. Взяв за источники летописи, историки подсчитали, что в IX --X вв. на Руси насчитывалось 24 города, в XI в. -- 64. Самыми крупными городами, ставшими общественно-политическими центрами древней Руси, были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов. В Скандинавии Русь в те времена прозвали Градарикой -- страной городов.
Дальнейшее усиление социального разделения труда, повышение производительности земледелия, стремительное развитие различных ремесел, способствовало к увеличению и расширению зоны торгового обмена как между городом и деревней, так и торговых оборотов между различными автономными княжествами Киевской Руси и, самое главное - ее самой со многими странами: Персией, Аравией, Францией, Скандинавией. Главным торговым партнером Руси стала Византия, с которой Русское государство вскоре объединила общая религия - после принятия Русью православия в 988 году. Следует отметить, что приобщение Руси к христианскому миру в корне изменило ее положение на политической арене средневековой Европы - значительно расширились торговые связи, стали складываться военно-политические союзы и заключаться династические браки между славянскими княжескими родами и европейскими монаршими домами.
Установление феодальной формы собственности на земельные владения привело в результате к созданию четко оформившейся к этому времени социальной структуры общества и заложило основы формирования крепостной зависимости крестьян.
На вершине социальной лестницы стоял великий киевский князь. Он являлся крупнейшим собственником земли, проводил регулярный сбор дани с подчиненных ему племенных князей и остальных земельных собственников и жаловал поместьем за военную службу. Следующую по нисходящей линии ступень занимали крупные собственники земельных владений - бояре и поместные князья. Они платили дань великому киевскому князю и имели право на сбор дани со своих вассалов, проживающих и работающих на принадлежащих им землях. Примерно такое же положение заняло впоследствии и высшее духовенство.
В географическом плане Русь заняла уникальное положение, оказавшись на стыке Северной и Южной Европы, ее западной и восточной частей. В Х-ХI вв. она получила выход сразу к четырем морям. На севере к Белому, на западе к Балтийскому, а на юге к Черному и Азовскому. Подобного удобного расположения в то время не имела ни одна страна мира. В итоге восточнославянские земли перестали быть периферией мировой цивилизации и заняли важное место в геополитическом раскладе сил. Этому также способствовало и то обстоятельство, что по территории Руси протекали самые большие реки Европы. В ее состав входил весь бассейн Днепра, Верховья Волги и Дона, связывающие Европу с Кавказским регионом, Средней Азией, Персией и Ближним Востоком. Укрепившись в низовьях Дуная Русь поставила под свой контроль важную транспортную артерию, связывающую Запад Европы со странами Азии. Положение Руси на Черном море оказалось настолько прочным, что оно стало носить название Русского.
На первом этапе образования древнерусского государства (VIII - середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров - княжений, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.
На втором этапе (2-ая половина IХ - середина Х в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). Повесть временных лет говорит о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На Юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.
Летописец отмечает (под 862 годом), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, «и пошел род на род и воевати почаша сами на ся». (Скорее всего, в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати, между которой шла т.н. «борьба престижей»). В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно -угры со словами: «Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет.
Да поидете княжить и володеть нами» решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю - Рюрику , с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде (по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти.
Эти летописные данные легли в основу т.н. «норманнской теории », разработанной в ХVIII в. немецкими учеными на русской службе. Ее сторонники приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя - «Русь». Крайние норманисты делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству.
Некоторые дореволюционные и большинство советских историков, правда, с разных методологических позиций, оспаривали эту теорию.
Так, академик Б.А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее, якобы, в VI в.) уже сложилось и использовались лишь как наемная военная сила. Летописные сведения о мирном «призвании варягов» он считал поздней, вымышленной под влиянием политической коньюктуры, сложившейся в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха, вставкой. «Русь» же, по его мнению, - производное от реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева).
Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; Рюрик - реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от «заморских варягов» (свеев), захватывает власть. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства.
Одновременно происходит консолидация местной княжеско-дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; Олег , объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь «из варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство; этноним «русь» северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя (от финского ruotsi - гребцы) под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей. Тогда, с одной стороны, становится понятным распространение этого термина, уже не связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, а с другой - быстрая ассимиляция самих варягов, принявших к тому же местные языческие культы и не державшихся за своих богов.
В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и «воев» (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.
Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани сверх обычной.
Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты», ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.
Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Его первые шаги не обещали каких-либо качественных изменений. Так, в 981 г., продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединяет к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.
Пытается он укрепить и языческую веру, а, следовательно, свою власть. С этой целью создается пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди княжеских дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир идет на своеобразную «духовную революцию» сверху - вводит в 988 г. христианство . Эта монотеистическая по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства.
Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, становится замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, если вспомнить былины, начинает восприниматься народным сознанием не как воин - защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.
К концу Х века сложились основные признаки древнерусского государства:
Династическая (родовая) княжеская власть;
Простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя;
Система данничества;
Территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;
Монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.
Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.
Одной из особенностей древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было много этническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.
Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.
Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. В рамках древнерусского государства происходит складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.
Таким образом, Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало «волны» кочевников, принимало удар на себя, обеспечивая тем самым благоприятные условия для развития европейской цивилизации. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социокультурный раскол.
1. Формирование древнерусской государственности (Киевская Русь).
Геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке восточного и западного миров. Поэтому формирование русского этноса происходило под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов.
Прародителями русского этноса являются восточные славяне – анты (поляне). В VII в. восточные славяне объединились в племенные союзы, названия которых свидетельствуют о привязке к определенной местности: поляне (юг, район Киева), северяне (Новгород Северский, Северский Донец), кривич и - полочане (р. Западная Двина, Полот a), дреговичи (от «дрегва» болото, Беларусь), радимичи (р. Сож, р. Десна), вятичи (р. Ока, Подмосковье) и т. д. Каждый из этих союзов имел свои княжения. Князьями на данной ступени общественного развития назывались племенные вожди.
В VIII–IX вв. в Восточно-Европейской равнине идет интенсивное развитие экономики. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяются ремесла, завязываются тесные торговые связи с Византией, Востоком и Западной Европой. В торговле с Востоком большое значение имеют контакты с хазарами, которые открывают славянам безопасный путь в Азию.
Развитие торговли предполагает относительно раннее существование у восточных славян городов. Летописи не приводят времени их появления. Древнейшие города – Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев. Все эти города расположены на речных, торговых путях. В скандинавских сагах IX в. Древняя Русь называлась страной городов.
В начале IX в. идет постепенный процесс складывания государственности. Историки отмечают существование в 30-х гг. IX в. двух очагов государственности. Первый формируется в Поднепровье на землях полян и их соседей. Центром этого государства был Киев.
Второе государство складывается на Севере – Северное княжество с центром в Ладоге, затем – Новгороде. Первые летописные сведения связаны с появлением здесь в 862 г. варяжского правителя Рюрика. «Повесть временных лет» сообщает, что граждане Северного княжества, чтобы защитить себя от набегов иноземцев и преодолеть внутренние распри, призвали варягов.
В соответствии с «Повестью временных лет» - представитель племени русов с семьей и дружиной был приглашен для правления в уже существующем славянском государстве. Способ призвания князя с дружиной был широко распространен в Европе в раннее Средневековье. Само по себе призвание иноземного князя не меняло славянской природы существующего общества.
Древнерусская народность складывалась на основе широкого взаимодействия нескольких субэтнических компонентов. Она образуется как этническая общность на базе соединения трех хозяйственно-технологических регионов – земледельческого, скотоводческого и промыслового, следовательно, и трех образов жизни – оседлого, кочевого, бродячего, в смешении нескольких этнических потоков: славянского, балтийского, с заметным влиянием тюркского. Значительную роль в формировании того или иного этноса играет духовная культура. Важнейшими компонентами этой культуры являются язык и религия. Язык Древней Руси имел славянское происхождение, хотя и он испытывал влияние языков других народов. Славянские истоки доминируют и в древнерусской религии. Религиозные верования и культовые обряды Древней Руси принято называть язычеством. Язычество – это ранняя форма религиозного освоения мира. Языческие религии представляют собой политеизм – многобожие.
Следующий этап в развитии русского этноса и государства в отечественной историографии принято называть Киевской Русью, формирование которой началось с конца IX– начала Х в.
Киевская Русь, как политическое объединение, начинает складываться в ходе экспансии варягов из Новгорода на юг сразу же после прихода на княжение Рюрика с дружиной. В 882 г . дружинники Рюрика Аскольд и Дир освободили полян от уплаты дани хазарам и остались править Киевом. Князь Олег (882–912) хитростью выманил Аскольда и Дира из города, убил их, а затем объединил Новгородское и Киевское княжества, сделав Киев столицей нового государства. Объединение Южной и Северной Руси в конце IX в. – отправная точка образования Киевской Руси как нового этапа древнерусского государства. Деятельность киевских князей будет направлена на расширение территории Киевского княжества. Олег покорил древлян и обложил данью северян и радимичей. Князю Игорю (912–945) придется вновь присоединять древлян и усмирять угличей. Жена Игоря Ольга (945–964) силой оружия, а также дипломатией существенно укрепила древнерусскую государственность. Их сын Святослав (964–972) присоединил вятичей и завоевывал Дунайскую Болгарию.
Завершается формирование Киевской Руси в качестве политического и культурного центра при Владимире I Святославовиче (980–1015) объединением восточных славян и принятием христианства.
Важнейшей вехой на пути становления русского этноса является принятие христианства в форме православия в качестве государственной религии Киевской Руси. Конкретным актом принятия православия явилось знаменитое крещение на Днепре населения города Киева князем Владимиром в 988 г . Распространение христианства на Руси началось задолго до крещения на Днепре и продолжалось еще в течение полутора веков.
Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной – и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с Византией. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом.
И еще один момент сыграл значение при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг – на этом же языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом отношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.
Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина христианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно православие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.
Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он осознавал, что языческий политеизм не соответствует политическим и духовным потребностям государства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.
Важную роль в христианизации Руси сыграли монастыри, появившиеся на ее территории в середине XI в. В них готовились кадры священнослужителей, происходило осмысление вероучения, формировались духовно-нравственные основы новой обрядности, христианского быта и т.д. Монастыри играли существенную роль в распространении грамоты, являлись хранителями и передатчиками культурного наследия. Из монастырей осуществлялась миссионерская деятельность по всем городам и сельской местности древнерусского государства. К середине XIII в. на Руси функционировало около 80 монастырей.
Принятие христианства имело огромное значение для всего русского общества. Христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества, оно постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия.
На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в. начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.
В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира.