Каковы основные положения эстетической программы фу­туристов? Футуризм как одно из ярчайших явлений серебряного века.

«Футуризм» - Принципы русского футуризма. Обновление языка. Стремление дать новое название вещам. Эгофутуризм и кубофутуризм - разновидности русского футуризма. Эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина. Велимир(Виктор Владимирович) Хлебников (1855-1922. Положительное в программе футуризма.

«Серебряный век» - «Серебряный век». Трагедия «серебряного века». В пестром калейдоскопе имен поэтов «серебряного века» есть такие: Групповая работа. Н.Гумилёв, В.Иванов, И.Бунин, А.Блок, В.Брюсов, В.Маяковский, С.Есенин, К Бальмонт и другие. Поэты получили право публиковать произведения. Группа. Основные черты искусства «серебряного века».

«Русское декоративное искусство» - Первая половина XIX века. Роспись, позолота. Роспись М.А.Врубеля. 1899г. Стиль русского барокко проявляется в интерьерах дворцов, построенных В.В.Растрели. Яков Фирсов. Первая половина XVIII века. Расцвет русского зодчества. Большой вклад внёс Михаил Ломоносов. Оклад Евангелия боярина Фёдора Андреевича Кошки 1392 г.

«Духовная жизнь Серебряного века» - Моей божественной природы Я не открою никому. Марк Шагал «Святое семейство» 1976 год. Лев Бакст «Античный ужас» 1908 год. А.Н. Скрябин (1871-1915). Губ нахального ветра Трогают локоны туч. Велимир Хлебников (1885 – 1922) Вечер. Театр. Бульвар Капуцинок» 1906 год. Павел Филонов «За столом» («Пасха») 1912-1913 гг.

«Россия в XVIII веке» - Строгость Пропорциональность Симметрия Простота Сдержанность Четкость. Особенности классицизма. Термины. Нарышкинское барокко(московское). Особенности стиля барокко. Гении классицизма. Дворцовая пл. - место различных торжеств, демонстраций и митингов. Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов).

«Православные иконы» - Владимирская икона Божией Матери. Что такое канон? Иверская икона Божией Матери. Споручница грешных. План. 1. Чудеса в православии. 2. Главная святыня Руси – Владимирская икона Божией матери. 3. Казанская икона Божией матери. 4. Другие чудотворные иконы. 5. Помощь, получаемая от икон. 6. Отображения икон на стекле киота.

Всего в теме 19 презентаций

Какие художественные системы существовали в русской литературе начала XX века?

Существовали две художественные системы – реализм и мо­дернизм, в которых были свои стилевые течения.

Какие течения модернизма существовали в русской поэзии начала XX века?

В модернистской поэзии начала XX века наиболее яркими были символизм, акмеизм и футуризм.

Какие слова и образы были ключевыми в творчестве сим­волистов?

В поэзии символистов ключевыми были образы Прекрасной Дамы, Вечной женственности, Души Мира, а ключевыми сло­вами – “тайна”, “душа”, “вечность”, “музыка”, “туманность”.

Кто входил в литературную группу акмеистов “Цех поэтов”?

В акмеистическую группу “Цех поэтов” входили Н. Гумилев, А. Ахматова, Г. Иванов, С. Городецкий, М. Зенкевич.

Каковы основные положения эстетической программы фу­туристов?

Футуристы отказывались от классического наследия, отрицали принятые формы стиха, экспериментировали с языком, разру­шали привычные ритмы и рифмы. Они стремились к эпатажу публики в поведении, одежде, названиях манифестов, книг и стихов (“Дохлая луна”, “Доители изнуренных жаб”). Они испове­довали идею антиэстетизма. Творчество футуристов агрессивно, направлено на разрушение. Именно поэтому им оказалась близка идея революции и многие футуристы стали ее певцами.

Глоссарий:

  • основные положения программы футуристов
  • назовите основные положения программы футуристов
  • основные положения футуризма
  • программа футуристов
  • основные положения программы Футуризма

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Почему такое бурное развитие в 1970-е годы получила авторская песня? Назовите ее представителей. Авторская песня возникла как внелитературная, неопублико­ванная поэзия, передаваемая в магнитофонных записях или...
  2. Через все творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина проходят три основные темы: социальное неравенство в России, нравствен­но-психологическая деградация дворянства, народ и буржуазная интеллигенция. Эти темы раскрыты соответственно...
  3. Футуризм (от лат. futurum – будущее) – авангардное явление в русской поэзии. Сюда входило несколько групп: эгофутуристы (И. Северянин, К. Фофанов); кубофутуристы (будетляне, гилейцы) –...

Футуризм как направление — история, идеи

Русский футуризм, несмотря на свою специфику, не был единичным мировым явлением. В 1909 году в Париже был напечатан манифест футуризма поэтом Ф.Маринетти, направление было широко распространено в Италии.

Специфика итальянского футуризма заключалась в новых взглядах на искусство: поэзия скорости, ритмы современной жизни, пощечины и удары, прославление техники, облика современного города, приветствие анархии и разрушительной силе войны.

Футуризм в русской литературе возник практически одновременно с европейским. В 1910 году был опубликован манифест русских последователей футуризма «Садок судей» (Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский).

Начало русского футуризма

Однако сам футуризм в России не был однороден. Он был представлен четырьмя группами:

  • петербургские эгофутуристы (объединялись вокруг издательства «Петербургский глашатай » — И.Северянин, И. Игнатьев, К.Олимпов)
  • московские эгофутуристы (по названию издательства «Мезонин искусства») – В.Шершеневич, Р.Ивнев, Б.Лавренев)
  • московская группа «Центрифуга» (Б.Пастернак, Н.Асеев, С.Бобров)
  • наиболее известная, влиятельная и плодотворная группа «Гилея» – кубофутуристы (А.Крученых, Д. и Н. Бурлюки, В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский)

Характерные черты русского футуризма

Обращенность в будущее- черта футуризма

  • обращенность к будущему
  • чувство грядущего переворота жизни
  • приветствие краху старой жизни
  • отрицание старой культуры и провозглашение новой
  • отрицание преемственности литературного потока
  • прославление нового человечества
  • урбанистические темы и приемы поэзии
  • антиэстетизм

Эпатаж — черта футуризма

  • эпатаж буржуазного мира в поэзии и в жизни
  • изобретение новых форм
  • интерес к живописи, введение новой графики и звукописи
  • речетворчество, создание «зауми»

Феномен футуризма был необычен и поэтому часто воспринимался эпохой «нового варварства». Н.Бердяев считал, что с этим направлением наступил кризис гуманизма в искусства,

Отрицание старого — черта футуризма

«в футуризме уже нет человека, он разорван в клочья».

Однако В.Брюсов говорил о том, что

« язык — это материал поэзии и что этот материал может и должен быть отработан соответственно задачам художественного творчества, это и есть основная мысль русского футуризма; в проведении ее в практику и заключается основная заслуга наших футуристов».

Формотворчество — черта футуризма

Стремление поэтов к словотворчеству, создание зауми порождало особое внимание к возможностям языка.

«Извлечь из слова все скрытые в нем возможности, далеко не использованные в повседневной речи и в ученых сочинениях… — вот подлинная мысль «заумников, — писал В.Брюсов.

Значение футуризма — достижения и представители

В поэзии русского футуризма возникали

Урбанизм — черта футуризма

  • новые корнесловия,
  • соединения слов,
  • появлялись новые суффиксы,
  • был преобразован синтаксис,
  • вводились новые приемы подчинения слов,
  • новые обороты речи,
  • менялся строй предложения.

Культ урбанизации, поэзия нового грядущего города требовала особой эстетизации объекта поэзии, особой «красоты, красоты иного рода, чем красота или . Русские футуристы приняли «машинную цивилизацию» и воспевали ее.

В своих экспериментах они не ограничивались словом – экспериментом была и графика — одни слова печатались крупнее, другие мельче или вкось и вкривь, иногда даже вверх ногами. По сути именно футуристы заложили основы использования графики в современном искусстве. То, что сейчас привычно и обыденно, у них казалось необыкновенным, спорным, вызывало либо яростное неприятие, либо, наоборот, восторг.

Основоположник «зауми» — В.Хлебников

«Только у него специальный талант к творчеству слов и несомненное поэтическое дарование соединялись с известной научной осведомленностью» (В.Брюсов).

«Будетлянин» Хлебников создал много филологических парадоксов, он сумел, действительно,

«во многом преобразовать язык, выявить в нем элементы, ранее не использованные поэзией, но в высшей степени пригодные для поэтического творчества, показать новые приемы, как словом оказывать художественное воздействие, и при всем при этом остался «понятным» при минимальном усилии читателя» (В.Брюсов).

Имя В.Хлебникова надолго было вычеркнуто из истории литературы, однако несомненно его влияние как на современников (), так и на потомков (А.Айги). О.Мандельштам считал, что из наследия Хлебникова

«столетия и столетия будут черпать все, кому не лень».

Наша презентация

Творчество раннего В.Маяковского

Его ранние стихи – это и

  • «пощечина общественному вкусу»,
  • и эстетизм/ антиэстетизм города,
  • ненависть к буржуа,
  • трагизм мироощущения не только лирического героя, но и окружающего его мира.

Стихотворение «А вы могли бы?» дает ясное представление о том, что может поэт. В отличие от других поэтов, в отличие от мещан, поэт Маяковский может увидеть в обыденном

(«блюдо студня», «водосточные трубы») поэтическое («ноктюрн», флейта).

Как уже говорилось, практические все футуристы работали со словом, занимались словотворчеством.

Поэзия И.Северянина

И.Северянин знают как поэта, который создал неповторимые неологизмы и словесные диковинки.

Значение футуризма

Северянин писал «хабанеры», «прелюды», «вирелэ» и другие изысканных поэтических форм, он соединял стихи в «гирлянды триолетов», квадрата квадратов и др. Ему нельзя было не отказать в необыкновенной виртуозности. Есть точка зрения, что поэзия Северянина весьма проста и даже примитивна. Однако это лишь на первый, поверхностный взгляд. Ведь главным в его поэзии была неподражаемая авторская ирония.

«Ведь я лирический ироник» (И.Северянин).

Он воспевает мир и иронизирует над тем, что сам же и воспевает. Это ирония усмешки, а не осмеяния, ирония, которая принимает неизбежное. Ирония и составляет тот северянинский примитив, он мог быть сложнее, конкретнее, мог быть игрой, поэтическим жонглированием. Именно этим И.Северянин и покорял публику. «Экстазная» слава поэта в канун первой мировой войны была огромной.

Русский футуризм, наряду с символизмом и акмеизмом, — чрезвычайно важное, плодотворное для развития русской поэзии направление в России. Многие находки, многие открытия представителей этого направления стали основой поэзии последующих поколений.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ССУЗ)

«КАРТАЛИНСКИЙ МНОГООТРАСЛЕВОЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока литературы

Преподаватель

Асташенко С. Н.

Бреды

2015 г

Тема – Футуризм как одно из ярчайших явлений серебряного века.

Урок способствует формированию компетенций:

    общекультурная компетенция

    владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо, устное сообщение, уметь задать вопрос)

    аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

    соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

    соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

Тип урока – урок изучения нового материала.

Цель урока -

Сформировать основные понятия об особенностях направления «футуризм».

- Сделать обзор творчества поэтов-футуристов.

Задачи:

- образовательные

познакомить с понятием «футуризм» и характерными особенностями этого направления;

Закрепить знания о направлениях символизм и акмеизм;

Совершенствовать умение обучающихся работать со стихотворным текстом.

- развивающие – развивать умение анализировать, обобщать, выражать свои мысли, выразительно читать стихотворения.

- воспитывающие – воспитывать любовь к искусству, формировать эстетический вкус, познавательную активность, умение работать в группе, стремление применять теоретические знания на практике.

Методические приёмы:

лекция с элементами беседы, анализ стихотворений, выразительное чтение, прослушивание песен, словесное рисование, самостоятельная работа.

Оборудование урока:

Папка с текстами стихотворений, репродукции картин, запись песен.

Ход урока.

    Вступительное слово учителя.

Продолжая разговор о Серебряном веке, нужно вспомнить, что он, прежде всего, связан с рядом модернистских течений в литературе и искусстве.

Перечислите наиболее значительные из них.

Выделите особенности символизма.

Назовите особенности акмеизма.

Несмотря на полемику и разногласия, представители всех течений опирались на общую основу. Они стремились к духовной перестройке мира и сходились во мнении, что искусству отведена особая роль в нравственном преображении человека.

    Постановка целей и задач урока.

Задача сегодняшнего урока: выявить отличительные особенности футуризма как литературного течения, остановиться на истоках русского футуризма и обзорно познакомиться с жизнью и литературной деятельностью наиболее известных представителей данного течения.

Задание классу : законспектировать основные положения лекции, связанные с формированием и теоретическим самоопределением футуризма.

План лекции:

Модернисты отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать путь новой культуры, делал ставку на предвосхищение грядущего и даже на преображение мира средствами искусства. Особая роль в этом принадлежит футуристам. Уже в самом названии направления заключено стремление к будущему (от лат. – будущее)

1. Происхождение футуризма. (в приложении)

2.Определение футуризма.

3.Работа над отрывком из манифеста «Пощёчина общественному вкусу» по вопросам:

Кого и на каком основании отвергали футуристы?

В чём проявилась ненависть к языку, существовавшему до футуристов?

Кому была дана эта «пощёчина»?

4.Программа футуристов:

1.Отрицание грамматики, синтаксиса, правописания.

2.Новые ритмы, рифмы, размеры стиха.

3.Новые слова и новые темы.

4.Презрение славе, отсутствие запретных тем.

5.Группировки футуристов:

Кубофутуристы (Хлебников, Бурлюк, Каменский, Маяковский)

Эгофутуристы (Северянин)

- «Мезонин поэзии» (Шершеневич)

- «Центрифуга» (Пастернак, Асеев)

6. Работа над отрывком из манифеста «Слово как таковое» по вопросам:

Обобщение преподавателя:

В манифесте есть рациональное зерно – авторы призывают быть внимательными к материи слова, звуку, плоти стиха. Этим достигается выразительность, язык приобретает энергетику. Но футуристы больше внимания уделяли не содержанию, а форме. Это одновременно и достоинство, и недостаток. Однако самый большой порок манифеста- разрыв с классической поэзией, утверждение своей самобытности на уровне скандала, эпатажа, литературного хулиганства.

7. Чтение и анализ стихотворений.

В. Хлебников « Заклятие смехом»

Эксперимент со словом проводит В. Хлебников в стихотворении «Заклятие смехом». Именно на его стихотворениях футуристы основывали свои теории. Это стихотворение является ярким примером ломки поэтических форм.

Чтение стихотворения.

1.Определить суть эксперимента. Какой прием словотворчества используется поэтом? Каковы корни стиха? (обратил внимание на корень слова и при помощи различных суффиксов и приставок стал образовывать новые слова, которые напоминают древнеславянские. Стих восходит к фольклорной традиции и напоминает языческий заговор.)

2.Назовите новые слова и скажите, какую роль они играют в создании конкретного образа (и возможен ли образ при таком наборе малопонятных слов?)

В. Хлебников « Бобэоби пелись губы…»

В. Хлебников « Свобода приходит нагая…»

Слово учителя:

В поэзии начала века эгофутурист Игорь Северянин – фигура своеобразная и противоречивая. Его называли «жеманным», отмечали пристрастие к «безвкусному» содержанию, увлечение иностранными словами и именами, ложную, балаганную красивость, декоративность, вычурность.

8.Сообщение учащегося о биографии И. Северянина.

9.Чтение и анализ стихотворений.

И. Северянин « В блёсткой тьме»

1.Выделите новые слова.

2.Какой смысл вкладывал поэт в эпитет «блёсткий»?

3.В какой манере противопоставляет себя лирический герой другим людям? Приведите примеры.

И. Северянин « Я, гений Игорь Северянин…»

1. Приведите примеры новых слов.

2.Как создан образ «поэтической славы»?

10.Самостоятельная работа над стихотворением «Кензель»

1.Понравились ли стихи? О чём они?

2.Запишите в тетрадь новые слова.

3.Выпишите из стих. художественные сравнения.

Слово учителя:

Поэзия Северянина очень музыкальна. Повтор звуков, напевность, игра цвета были характерны и для песен начала 20 века А. Вертинского.

11 . Сообщение учащегося о биографии А. Вертинского.

Прослушивание песен А.. Вертинского («Танго «Магнолия», «Маленькая балерина», «В синем и далёком океане…»)

Перекликаются ли песни Вертинского со стихами Северянина?

Слово учителя:

Чаще всего русский футуризм связывают с именем В. Маяковского. Новизна созданных им ритмов говорила о том, что в поэзию пришёл художник с принципиально новым отношением к поэтическому творчеству.

12.Чтение и анализ стихотворений.

В. Маяковский стих. «Ночь»

1. Какую роль играет в нём цвет?

2. Как в нём переданы движение, динамика, стремительность?

3.Докажите, что Маяковский был футуристом. Приведите примеры созданных им новых слов и образов.

- рассмотрите репродукции картин П. Пикассо «Герника» и Т. Мунка «Крик»

В. Маяковский стих. «Утро»

1.Какие строчки из этих стих. Маяковского можно «спроецировать» на эти картины?

2.Какие картины нарисовали бы вы к стихотворениям?

3.Как вы думаете, чем это стихотворение возмущало публику?

Слово учителя:

Русский футуризм был многолик, мы убедились в этом. Он по –разному проявился в искусстве. Такие яркие индивидуальности, как Хлебников, Маяковский, Каменский, Северянин нашли свой способ самовыражения с помощью системы приёмов, названных ими «футуризмом». Но их творчество – шире манифестов и деклараций, хотя новаторские приёмы футуристов навсегда остались в их поэзии. Своими творческими открытиями они обогатили русскую поэзию 20 столетия.

Бунтарство эстетики футуристов было реакцией на стремительно меняющийся мир.

Читающая публика отстранилась от образов этого направления, но нельзя не увидеть и

положительный момент. Футуризм раздвинул границы поэзии и окружающего мира, поставил вопрос о новых функциях искусства, сделал искусство сферой сотворчества читателя, а смелые эксперименты со словом получили в дальнейшем развитие в русской литературе.

13. Подведение итогов урока:

Что нового вы узнали на уроке?

Что интересного для себя открыли?

Какое направление модернизма кажется более понятным?

Какое направление больше всего понравилось?

Выставление оценок.

14.Домашнее задание:

Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов-футуристов. Письменный вопрос –« Футуризм – пощёчина общественному вкусу. Так ли это?»

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Происхождение футуризма.

Наибольшее развитие течение получило в Италии и России. Для итальянских футуристов характерны эстетическая агрессия и вообще культ силы и войны. Война ими воспринималась как «гигиена» мира, что в последствии некоторых привело в лагерь итальянского диктатора Муссолини.

Русский футуризм возник независимо от итальянского и имел с ним мало общего. Эстетической предпосылкой его стал символизм. Футуристы отказывались от недосказанности, туманности, мистицизма, присущих символизму. В центре был человек, а не тайна. Художественная картина мира, создаваемая футуристами, базировалась на системе ценностей урбанистической цивилизации. Для одних образ города выступает как выражение сущности жизни и современной культуры. Другие относились к городу резко отрицательно. Для русских футуристов современный мир – это движение, устремленность в будущее. Искусство было для них важнейшим средством в преобразовании человека и мира. Они объявляли предшествующую литературу и искусство как нечто отжившее и не соответствующее современности, выдвинули идею искусства способную реальным словом преобразовать мир. Прошлое для них было собранием окаменелых ценностей. Их бунтарские устремления были далеки от подлинной революционности, хотя они считали себя противниками буржуазного общества.

Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел 1- й сборник «Садок судей». Первая декларация «Пощечина общественному вкусу» вышла в 1912 году. Молодые поэты заявляли: «Только мы лицо нашего времени», «Прошлое тесно», «Академия и Пушкин непонятнее иероглифов». Именно эти тезисы, выражавшие ненависть ко всему существовавшему до них принесли им скандальную славу и известность. 1913 год манифест из сборника «Садок судей – 2». Программа футуристов была конкретизирована: отрицали грамматику, синтаксис, правописание; говорили о новых рифмах, ритмах, размерах стиха, новых словах и темах. В качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразовать мир. Футуризм был неоднороден как течение. Его история складывалась из борьбы 4 – х группировок. Горький указывал на то, что русского футуризма как единого течения нет, а есть отдельные талантливые писатели.

«Гилея» - кубофутуристы: Хлебников, Маяковский – это самое агрессивное крыло в русском футуризме. Многие их творческие решения определялись искусством авангардной живописи.

    «Ассоциация эгофутуристов»: эта группа была ответвлением акмеизма. Основным принципом был принцип самоутверждения личности, органическое соединение новаторства и традиций. Для представителей этого течения были характерны песенность и музыкальность стиха.

    «Мезонин в поэзии»: Хрисанф, Шершневич.

    «Центрифуга»: Бобров, Пастернак.

Общей основой движения футуризма было стихийное ощущение неизбежности крушения «старья». Футуристы делали установку на обновление поэтического языка. Они активно занимались словотворчеством. Слово опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать. Отношение к слову как к конструктивному материалу привело к возникновению многих неологизмов в поэзии.

- Попробуйте понять значение данных образований и объяснить их происхождение.

    МОГАТЫРЬ

    ЛГАВДА.

    БУДРЕЦЫ.

    БУДЕТЛЯНЕ.

    ТВОРЯНИН.

«Пощечина общественному вкусу»

Читающим наше Hовое Первое Hеожиданное.
Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин - непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражения мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова?
Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанные этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Черным, Кузьминым, Буниным и проч., и проч. - нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..
Мы приказываем чтить права поэтов:
1. Hа увеличение словаря поэта в его объеме произвольными и производными словами (слово - новшество).
2. Hепреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего, из банных веников сделанный, Венок грошевой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших «Здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Hовой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Москва. 1912 г. декабрь.
Д. Бурлюк, Александр Крученых,
В. Маяковский, Виктор Хлебников.

А. Е. Кручёных, В. В. Хлебников «Слово как таковое» (1913 г.)

«Чтоб писалось туго и читалось туго, неудобнее смазанных сапог или грузовика в гостиной (множество узлов, связок, петель и заплат, занозистая поверхность, сильно шероховатая)…У писателей до нас инструментовка была совсем иная, например:

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел…

Как картины, писанные киселём и молоком, нас не удовлетворяют эти стихи… Здоровый человек такой пищей лишь расстроит желудок. Мы даём образец иного звуко- словосочетания:

Дыр, булл, щыл,

Убешур

скум

ы со бу

р л эз.

(Кстати, в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина.) Живописцы – будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне – речетворцы – разрубленными словами, полусловами и их причудливыми сочетаниями… Этим достигается наибольшая выразительность, и этим именно отличается язык стремительной современности, уничтоживший прежний застывший язык… Любят трудится бездарности и ученики(трудолюбивый медведь Брюсов, пять раз переписывавший и полировавший свои романы Толстой, Гоголь, Тургенев…). Речетворцы должны бы писать на своих книгах:

ПРОЧИТАВ, РАЗОРВИ!»

    Всё ли вам понятно в манифесте? Принимаете ли вы его или отвергаете?

    Данный манифест - не розыгрыш, не «шутка», а серьёзный факт литературы. Что даёт основание назвать этот документ серьёзным?

    Какие идеи положены в его основу? Что в нём положительного?

    Найдите в манифесте слова, которые могут разъярить человека, любящего классическую литературу.

Игорь Северянин

ЭПИЛОГ

Я, гений Игорь Северянин,

Своей победой упоен:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утвержден!

От Баязета к Порт-Артуру

Черту упорную провел.

Я покорил литературу!

Взорлил, гремящий, на престол!

Я - год назад - сказал: "Я буду!"

Год отсверкал, и вот - я есть!

Среди друзей я зрил Иуду,

Но не его отверг, а - месть.

"Я одинок в своей задаче!"-

Прозренно я провозгласил.

Они пришли ко мне, кто зрячи,

И, дав восторг, не дали сил.

Нас стало четверо, но сила

Моя, единая, росла.

Она поддержки не просила

И не мужала от числа.

Она росла в своем единстве,

Самодержавна и горда,-

И, в чаровом самоубийстве,

Шатнулась в мой шатер орда...

От снегоскалого гипноза

Бежали двое в тлен болот;

У каждого в плече заноза,-

Зане болезнен беглых взлет.

Я их приветил: я умею

Приветить все,- божи, Привет!

Лети, голубка, смело к змию!

Змея, обвей орла в ответ!

Я выполнил свою задачу,

Литературу покорив.

Бросаю сильным наудачу

Завоевателя порыв.

Но, даровав толпе холопов

Значенье собственного "я",

От пыли отряхаю обувь,

И вновь в простор - стезя моя.

Схожу насмешливо с престола

И, ныне светлый пилигрим,

Иду в застенчивые долы,

Презрев ошеломленный Рим.

Я изнемог от льстивой свиты,

И по природе я взалкал.

Мечты с цветами перевиты,

Росой накаплен мой бокал.

Мой мозг прояснили дурманы,

Душа влечется в примитив.

Я вижу росные туманы!

Я слышу липовый мотив!

Не ученик и не учитель,

Великих друг, ничтожных брат,

Иду туда, где вдохновитель

Моих исканий - говор хат.

До долгой встречи! В беззаконце

Веротерпимость хороша.

В ненастный день взойдет, как солнце,

Моя вселенская душа!

КЕНЗЕЛИ

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

По аллее олуненной Вы проходите морево...

Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,

А дорожка песочная от листвы разузорена -

Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.

Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная...

Упоенье любовное Вам судьбой предназначено...

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом -

Вы такая эстетная, Вы такая изящная...

Но кого же в любовники? и найдется ли пара Вам?

Ножки пледом закутайте дорогим, ягуаровым,

И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом,

Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом,

И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым -

Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым!..

В блесткой тьме

В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи

В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив:

Я улыбнулся натянуто, вспомнив сарказмно о порохе.

Скуку взорвал неожиданно нео-поэзный мотив.

Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,

И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

Блесткая аудитория, блеском ты зло отуманена!

Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!

Тусклые Ваши Сиятельства! Во времена Северянина

Следует знать, что за Пушкиным были и Блок, и Бальмонт!

1913

И. Северянин.

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс...

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!

    Он тем хорош, что он совсем не то,
    Что думает о нём толпа пустая,
    Стихов принципиально не читая,
    Раз нет в них ананасов и авто.
    Фокстрот, кинематограф и лото –
    Вот, вот куда людская мчится стая!
    А между тем душа его простая,
    Как день весны. Но это знает кто?
    Благословляя мир, проклятье войнам
    Он шлёт в стихе, признания достойном,
    Слегка скорбя, подчас слегка шутя
    Над нею первенствующей планетой…
    Он в каждой песне, им от сердца спетой,
    Иронизирующее дитя.

Для обобщения знаний по направлениям:

Символизм

    Музыкальность

    Поиск новых стихотворных размеров

    Возвышенность тематики

    Многозначность, расплывчатость образов

    Недосказанность

Акмеизм

    Освобождение от символа

    Возвращение слову первоначальный смысл

    Равное отношение к форме и смыслу, предметность, четкость, простота

    Поэзия = ремесло

Футуризм

    Отказ от традиционной культуры.

    Анархическое бунтарство.

    Абсолютная свобода творчества.

    Отказ от литературных и языковых норм.

    Устремлённость в будущее.

    Эпатаж как средство воздействия на публику.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...